Преображенский собор в Белгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Спасо-Преображенский кафедральный собор в Белгороде

История постройки

Преображенский храм за время существования пережил вместе с г. Белгород периоды и расцвета, и упадка, пройдя путь от приходской церкви до кафедрального собора.


Спасо-Преображенский кафедральный собор Белгорода

Храм, освящённый в честь Преображения Господня, существовал в Белгороде с XVI века в районе современной Соборной площади. К началу XIX века деревянная постройка стала представлять опасность для прихожан. А расположенная неподалёку Ильинская церковь не могла разместить верующих людей из обоих приходов. В 1805 г. городские и церковные власти приняли решение о постройке новой культовой постройки.

Главные достопримечательности Белгорода

Первое упоминание о городе можно найти в летописях XIII в.

Его история богата и многообразна, что отразилось на достопримечательностях края. Белгород первым удостоился звания «Город воинской славы».

Здесь есть что посмотреть, куда сходить, при этом впечатления останутся на долгие годы:

  • Зоопарк;
  • Динопарк;
  • Пикник-парк;
  • заповедники;
  • музеи, в т. ч. Диорама Курская битва;
  • театры;
  • живописная набережная;
  • ботанический сад.

Особое место занимают Храмы и соборы Белгородчины – они способны завораживать своей красотой.


Храмы Белгорода завораживают своей красотой.

В городе я насчитала более 30 памятников. Перечислю самые популярные и необычные:

  • памятник честному гаишнику П. К. Гречихину;
  • «Жертвам Чернобыля»;
  • «Семья и материнство»;
  • «Краевед»;
  • «Воспоминание»;
  • «Челноки»;
  • «Учительница первая моя»;
  • «Гимнастка»;
  • «Пушкин и Натали»;
  • памятник Дворнику.

Расписание богослужений

Богослужения в кафедральном Преображенском соборе проходят ежедневно по следующему расписанию:

  • по будням проводятся два богослужения в 8.00 и 17.00;
  • с понедельника по пятницу в 13.00 читают акафист святому Иосафу Белгородскому;
  • в субботу и воскресенье проводятся две утренние службы (7.30 и 9.30) и вечерний молебен в 17.00.


Богослужение в Преображенском соборе

Собор расположен по адресу: г. Белгород, ул. Преображенская, д. 63.

Что посмотреть, куда сходить туристу

Я исследовала весь город и составила свой список лучших достопримечательностей Белгорода, которые обязательно стоит посетить.

Соборная площадь

Главная площадь Белгородчины. Здесь празднуются все знаменательные события города, проводятся военные парады, концерты, устанавливается главная новогодняя елка. В шаговой доступности другие памятные места, театр, кафе и рестораны. На площади из гранитной плитки выложен нестандартный рисунок – это своеобразная карта города: в центре изображен огромный круг, а по периметру – небольшие квадраты с гербами районных центров области.


Соборная площадь является главной в городе.

Преображенский собор

Храм выкрашен в небесно-голубой цвет. Он является архитектурной гордостью города и главной православной церковью области. Деревянный собор несколько раз перестраивали и отстраивали. Пожары в то время были нередки, и здание полностью выгорало. В начале прошлого века на приношения прихожан был сооружен собор из камня.


Преображенский собор имеет небесно-голубой цвет.

Все верующие имеют возможность приложиться к мощам святителя Иосафа и чудотворному образу Николая Ратного.

Храм Архангела Гавриила

Расположен на площади Белгородского госуниверситета. Выкрашен в нежные, пастельные тона, они хорошо вписываются в окружающее пространство. Архитектура особенна и оригинальна. Вход выполнен в виде раскрытой книги, на страницах которой справа и слева написаны духовные ценности. По вечерам горит подсветка. Рядом набережная, мост – здесь получаются красивые фотографии. Вблизи храма установлен фонтан в виде фигуры Архангела Гавриила. Он держит в руке путеводный фонарь, который зажигается вечером.

Вам также понравится: Что посмотреть в Коломенском, в Москве: что есть интересного в парке, пойти с детьми


Храм Архангела Гавриила выполнен в виде книги.

Успенско-Николаевский собор

Единственный древний каменный храм, сохранившийся до наших дней на Белгородчине. Деньги на его возведение выделял Петр I. Образ собора характерен для зодчества Москвы: асимметричная планировка, удивительные фрески на стенах. В советскую эпоху церковь забросили, купола разобрали, колокольню разрушили. Затем собор использовали в качестве тюрьмы, проводили расстрелы заключенных.


Успенско-Николаевский собор — древний каменный храм.

Через 20 лет здесь располагался хлебозавод. Только в 90-е гг. собор был признан уникальным памятником и возвращен церкви.

Покровская церковь

Староверческая церковь Белгородчины, до постройки которой старообрядцы могли молиться только дома. Храм небесно-голубого цвета в стиле классицизма. В советское время церковь была переоборудована под хлебозавод. После войны здесь располагалась тюрьма. Сегодня храм отреставрирован и встречает прихожан.


Покровская церковь — старообрядческий храм.

Смоленский собор

Этому храму более 300 лет. Современный облик отдаленно напоминает первоначальный вариант. Революционеры переоборудовали его под складское помещение, во время ВОВ он много раз попадал под артобстрел. После войны было принято решение о сносе храма. Но он выстоял. После реставрации возобновили церковное служение.


Смоленскому собору более 300 лет.

Центральный парк имени В. Ленина

Это популярное место отдыха и прогулок у местных жителей и туристов в любое время года. Парк расположен в центре города, поэтому сюда удобно добираться. Здесь чисто, хорошее освещение, широкие аллеи и комфортные лавочки. На территории есть аттракционы, игровые автоматы, веревочный городок, лунапарк. Любой желающий может покататься на лошади или пони. Взрослые и дети найдут для себя интересные занятия.


Центральный парк имени В. Ленина — популярное место отдыха.

Фонтан Пасхальный

Он располагается на месте природного источника, вода из которого ранее поступала в женский монастырь Рождества Богородицы. Внешний вид сооружения повторяет образ несохранившегося старинного городского фонтана. Облик в стиле бело-золотой нарядной чаши восстановлен по фотографиям. Здесь сохранены исторические черты и добавлены современные элементы – подвижная подсветка и современная гидроконструкция.


Фонтан Пасхальный сделан в виде чаши.

Холковский монастырь

В селе Холки в меловом холме выдолблен подземный монастырь, происхождение которого до сих пор остается тайной. Около 150 лет до обвала пещер в них жили монахи. В конце прошлого века Холковский монастырь восстановили и отреставрировали. Монахи снова заселили пещеры, а в храме под землей стали проводить церковные службы. Рекомендую съездить в Холки в выходной день.

Вам также понравится: Ладожское озеро достопримечательности: куда поехать на Ладогу на машине, и где погулять, самые интересные и красивые места


Холковский монастырь отреставрировали.

Бекарюковский бор

В селе Маломихайловка под Белгородом произрастает уникальный бор редких меловых сосен. Место очень живописное. Исполины высотой 70–100 м покрывают крутые меловые горы над долиной реки Нежеголи. Бор назван в честь бывшего хозяина, помещика З. Бекарюкова, который сохранил эти ценные угодья для потомков.


Бекарюковский бор — живописное место.

Престольные праздники

В общецерковные и престольные праздники возможны изменения в работе храма, информацию о которых следует уточнять в информационной службе прихода. С особой пышностью отмечают следующие праздники:

  • 19 августа — Преображение Господне;
  • 2 августа — день Ильи Пророка;
  • 10 декабря — икона Богоматери «Знамение»;
  • 17 сентября, 23 декабря — день памяти святителя Иосафа Белгородского.
Читайте также:
Зачатьевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

История города

Белгород является южной границей Российской федерации, до Украины рукой подать, всего 40 км. Когда был основан город, историки не нашли точных сведений. В некоторых сведениях отмечается примерно 1000 лет назад.

Первое упоминание, так написано в летописях, отсчет идет с 1596 года. Как пишут источники, в то время царь Федор Иоаннович для защиты границ южного рубежа Российского государства, приказал соорудить город-крепость на правом берегу реки Северский донец.

Крепость стала строиться на месте разрушенного поселения Белого города. Название связывают с нахождением большого месторождением мела на месте.

Есть и другая легенда о происхождении Белгорода. В ней упоминается о поселении, которое основал князь Владимир Красное солнышко. Хотя, документов на это подтверждение нет.

В 1990 году принимают решение установить в городе памятник Владимиру. 4 августа 1998 г. его открыли в честь дня освобождения Белгорода от немецких войск.

На данное время это самый высокий памятник по России. Памятник Владимиру возвышается на 22,5 метров, из которых 15 м постамент и 7,5 м. фигура князя. На изготовление скульптуры потрачено 1,5 тонны меди.

Испытать городу пришлось многое. Мировые войны прошлого столетия не пощадили Белгород. Город дважды завоевывали немцы в 1943 году. В период войны он был практически стерт с лица земли. Город захлебнулся в кровавом терроре. Людей вешали, расстреливали, заживо сжигали.

В то время когда наступил момент освобождения города, а это было в августе 1943 года, в живых осталось 150 жителей.

5 Августа 1943 года, освобождение Белгорода совпало с освобождением города Орла. В честь этого в Москве запустили первый салют в Великую Отечественную. Было выпущено 12 залпов из 124 орудий с интервалом в 30 секунд.

И города получили названия «Города первого салюта». После войны город быстро развивался и застраивался, на стройку съехали специалисты разных профилей со всей страны.

Смоленский собор Белгорода

Смоленский собор является святынью Белгородчины. Храм имеет почти трехвековую историю.

Много испытаний пришлось ему пережить за это время. В годы войны, Смоленский собор сильно был разрушен, как и многие строения в то времени. Церковь уцелела от ударов снарядов.

Построен он в честь произошедшего 15 октября 1703 года знамения от Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — Путеводительницы, покровительницы Белгорода. Освещён он в 1763 году. После 1917 года храм подвергся поруганию и осквернению большевиками.

Новые испытания выпали на долю храма в 1958 и 1974 годах, когда вандалы хотели его взорвать, но этого им не удалось совершить. Реставрационные работы в 1980 году завершили полный облик собора, в 1991 году начали проводить службу в церкви.

Сполна Смоленский собор был проверен на прочность. Но сохранил свои нерушимые конструкции. В 1992 году был передан русской православной церкви.

Здание собора состоит из двух этажей. Нижняя его часть, освещена в честь Смоленской иконы Божией Матери , верхняя часть собора освещена в честь апостолов Петра и Павла.

Успенско-Николаевский собор

Как считают историки, этот собор самый древний в Белгороде. Построенный в деревянном виде в 1851 году.

Честью для храма является пожертвование 100 рублей на его постройку от самого Петра I в 1701 году. При передаче пожертвования, к деньгам была приложена записка от царя, её хранили в алтаре и показывали только важным гостям.

При сильном пожаре в 1759 году церковь сильно пострадала: сгорела крыша, купола, обгорели стены и иконостас, и её снова пришлось восстанавливать. Храм принимал прихожан до 30-х годов, а потом начались «испытания» для стен храма.

Уничтожили и сбросили кресты и устроили тюрьму. Не щадили людей во время репрессий расстреливали прямо у стен.

В годы ВОВ в подвале было бомбоубежище, а после войны хлебозавод.

В 1993 году при храме открыли Марфо-Марьинский женский монастырь. В 1998 году собор переходит к Белгородско-Старооскольской епархии. В соборе начались восстановительные работы, которые закончились к 2005 году.

Крестовоздвиженский храм в Белгороде: его история, адрес, расписание богослужений

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Белгороде находится большое количество старинных Соборов и храмов. Но особое внимание заслуживает Преображенский Кафедральный Собор Белгорода. Он имеет свою истории и тайны. Несмотря на свой «возраст» он ежедневно привлекает все больше и больше прихожан. Это и не зря ведь в нем находится много чудотворных образов.

История

Преображенский храм был построен в 1807—1813 годах по проекту харьковского архитектора Евгения Алексеевича Васильева на деньги прихожан на месте обветшавшего деревянного храма.

В 1923 году, после закрытия старинного Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. В 1930-х годах храм был закрыт.

Богослужения в нем возобновились в марте 1942 года, во время фашистской оккупации Белгорода. После освобождения города горисполком оформил документы о передаче Преображенского собора церковной общине «в бессрочное и бесплатное пользование».

В 1962 году Преображенский собор был вновь закрыт, а здание передано краеведческому музею. Но музей в этом здании был открыт только в 1973 году после окончания ремонта и перепланировки.

В сентябре 1990 года началась поэтапная передача собора Русской Православной Церкви. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.

Внутреннее убранство собора, выполненное в духе «ново-русского благолепия» на рубеже XX—XXI веков, находится в кричащем противоречии с архитектурой храма — памятника провинциального русского классицизма.

Расписание богослужений

Богослужения в кафедральном Преображенском соборе проходят ежедневно по следующему расписанию:

  • по будням проводятся два богослужения в 8.00 и 17.00;
  • с понедельника по пятницу в 13.00 читают акафист святому Иосафу Белгородскому;
  • в субботу и воскресенье проводятся две утренние службы (7.30 и 9.30) и вечерний молебен в 17.00.


Богослужение в Преображенском соборе

Читайте также:
Церковь Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Собор расположен по адресу: г. Белгород, ул. Преображенская, д. 63.

Святыни

Как уже упоминалось выше в храме находится много святынь. Главными из которых считаются следующие:

  • мощи святителя Иосафа Чудотворца,
  • святой лиц Богоматери «Знамение»,
  • образ святого Николая Ратного.

Прихожане просто слетаются со всей страны, чтобы помолится и преклонится перед святыми. О них по всей территории страны ходят истории о том, как иконы помогли многим людям в самых трудных житейских ситуациях. При храме работает двухклассная воскресная школа, в которой изучают святое письмо, песнопение и т. д.

Следует отметить, что и сегодня Преображенский Собор считается памятником архитектуры. Но несмотря на это в нем проводятся ежедневно божественные Литургии. С иконой пр. Богородицы «Знамение» ежегодно в конце каждой весны проходит крестовый ход в соседнее село Устынка.

Деревянная Преображенская церковь

Предшественницей нынешнего Преображенского собора в Белгороде была деревянная церковь, освящённая в честь великого церковного праздника, ─ Преображения Господня. По мнению исследователей, она находилась на территории Старого города, именуемой Ногайской стороной, о чём свидетельствуют записи в Писцовых книгах, ранняя из которых датируется 1626 годом.

Из того же источника известно, что её причт владел весьма обширными земельными угодьями, раскинувшимися на противоположном берегу Северского Донца. Ему принадлежали не только пахотные наделы, но и богатые рыболовные угодья. Сохранилась эта церковь и после того, как в 1646 году, ввиду строительства новых оборонительных сооружений, город был перенесён на правый берег Северского Донца.

Белгородский Успенско-Николаевский собор

Интересную историю имеет ещё один древний собор Белгорода – Успенско-Николаевский, ведь своим появлением он обязан самому Государю Петру I, который пожертвовал на его строительство сто рублей. Произошло это в июне 1701 года, и записка об этом знаменательном событии 200 лет хранилась в алтаре собора.

Он был построен в течение буквально нескольких лет и стал одним из самых красивых и богатых храмов Белгорода. Так было до 1930 года, когда с его золотых куполов сбросили кресты, уникальную колокольню разрушили, а само здание собора превратили в тюрьму, узниками которой стали церковнослужители и верующие. После войны здесь был оборудован хлебозавод, и лишь спустя полстолетия Успенско-Николаевский собор был признан памятником истории, культуры и архитектуры и взят под охрану государства.

В начале 90-х годов прошлого столетия вокруг Успенско-Николаевского собора началось строительство женского Марфо-Мариинского монастыря, которому он и был передан.

Содержание

  • 1 Спасо-Преображенский собор (Белгород)
  • 2 Собор Смоленской иконы Божией Матери (Белгород)
  • 3 Николо-Иоасафовский собор (Белгород)
  • 4 Крестовоздвиженский храм (Белгород)
  • 5 Приход святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии (Белгород)
  • 6 Храм Почаевской иконы Божией Матери (Белгород)
  • 7 Храм Георгия Победоносца (Белгород)
  • 8 Свято-Михайловский храм (Белгород)
  • 9 Храм Архангела Гавриила (Белгород)
  • 10 Храм Корсунской иконы Божией Матери (Белгород)
  • 11 Храм Живоначальной Троицы (Белгород)
  • 12 Храм Сергия Радонежского (Белгород)
  • 13 Храм блаженной Матроны Московской (Белгород)
  • 14 Свято-Троицкий храм (Белгород)
  • 15 Часовня Корсунской иконы Божией Матери (Белгород)
  • 16 Часовня Почаевской иконы Божией Матери (Белгород)

Лихие времена

Когда после октябрьского переворота по всей России прокатилась волна антирелигиозных кампаний и тысячи храмов были закрыты или отобраны у верующих, а затем осквернены нецелевым использованием, прихожанам Преображенского собора в Белгороде долгое время удавалось сохранять их святыню. Сейчас даже трудно представить, каких огромных усилий и жертв это стоило. Тем не менее собор уцелел, а в 1925 году даже стал кафедральным после закрытия храма Пресвятой Троицы, имевшего этот статус на протяжении многих лет.

В конце 20-х годов собор неоднократно пытались закрыть. Поводом к тому послужила очередная, и на этот раз особенно масштабная волна антирелигиозных кампаний. В городском музее ныне можно увидеть пожелтевший номер газеты «Белгородская правда» за 1929 год, в котором автор передовой статьи обращался к партийным и хозяйственным органам с призывом закрыть в Белгороде Преображенский собор, а его здание переоборудовать под хранилище зерна. Однако на этот шаг городские власти так и не решились, и собор продолжал действовать ещё более трёх десятков лет.

Собор, превращённый в музей

Закрыли главную городскую святыню лишь в 1962 году, когда Хрущёв потребовал от местных партийных органов ужесточения борьбы с «религиозным дурманом» ─ так принято было говорить в те годы. Однако здание собора, к счастью, не снесли и не переоборудовали под производственные или складские помещения. В нём был создан областной краеведческий музей, что уберегло памятник архитектуры от разрушения.

Поскольку собор имел достаточно внушительные размеры, местные краеведы сумели разместить в шестнадцати залах, на которые был разделён его внутренний объём, экспозицию, состоявшую из 4,5 тыс. экспонатов. Она помещалась на двух этажах и занимала площадь 1116 м². Пытались даже открыть в купольной части планетарий, но это так и осталось лишь в проектах.

Храмы России

При составлении географического каталога за основу взято административно-территориальное деление Российской Федерации по состоянию на 1 января 2002 года. Для упрощения поиска многие города областного подчинения, закрытые административно-территориальные образования и проч. отнесены к административным районам, центрами которых они являются или территории которых их окружают.

В годы процветания настоятелем Крестовоздвиженской церкви был протоиерей Амфитеатров

Одним из лучших периодов церковной жизни являются годы, когда настоятелем храма стал отец Порфирий Амфитеатров. С его деятельностью связано духовное просвещение местного населения и материальное поддержание созданного им прихода.


Настоятель Порфирий принимал посильное участие в духовном развитии прихожан

Церковноприходская школа заняла почетное место в Курской епархии. На проповеди к настоятелю приезжали люди с соседних уездов. В начале XX века при посредничестве батюшки неподалеку была построена богадельня для съезжающихся сюда паломников.

Собор Смоленской иконы Божией Матери (Белгород)

Двухэтажный кирпичный храм в духе московского барокко, сооруженный в 1727-1763. Четверик основного храма завершен небольшим восьмериком купола, над притвором установлена колокольня. В XIX в. был реконструирован в стиле классицизма. Внизу тёплый Смоленский храм, вверху Петропавловский, третий престол Михаило-Архангельский (1839). Закрыт не позже 1930-х, в 1943 поврежден обстрелом. С 1980-х реставрировался под органный зал, в 1992 возвращен верующим. Отреставрирован в первоначальных формах.

: Смоленской иконы Божией Матери

Год постройки

: Между 1727 и 1762.

: 308600, г.Белгород, Гражданский проспект, 50

Часовня Корсунской иконы Божией Матери (Белгород)

В конце XVII века в пяти-шести верстах от Белгорода, в местечке, называемом Лог (сейчас Монастырский лес), чудесным образом была обретена икона Пресвятой Богородицы.

Читайте также:
Церковь Митрофана Воронежского в Воронеже: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

По благословению митрополита Илариона на этом месте была возведена часовня, которая в начале XVIII века вместе со святой иконой передана в ведение Белгородского Рождество-Богородицкого монастыря.

К 70-м годам XIX века здесь уже были построены и освящены два храма. Один – в честь Корсунской иконы Божией Матери, второй – в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В советские годы оба храма были разрушены, монашеский скит закрыт.

В начале 1990-х годов в Монастырском лесу были начаты восстановительные работы. На месте обретения чудотворной иконы восстановлена часовня. 22 октября 1995 года ее освятил епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.

308010, г. Белгород, Ячнево (Монастырский лес)

Храм Почаевской иконы Божией Матери (Белгород)

Строительство храма Почаевской иконы Божией Матери было начато в апреле 2010 года и велось 1,5 года. 24 мая 2010 года был торжественно освящен закладной камень.

Общая площадь храма — 570,0 м2, высота — 35 м (до верха креста).

По бокам Храма расположены 4 малых башни с куполами, в центре находится главная башня с куполом диаметром -7,2 м, высота — 6,7 м.

Площадь первого этажа, где проходят богослужения, составляет 240 м2, высота помещения главного зала — 13,5 м.

Храм рассчитан на 450 прихожан.

Основной престол храма посвящен иконе Божией Матери «Почаевская», приставной престол — святителю Спиридону еп. Тримифунтскому.

6 января 2012 года по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна прошло первое Всенощное бдение, а 7 января – первая праздничная Божественная литургия.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Московский Кремль: Патриарший Успенский собор

Центральное благочиние Московской городской епархии

История

Первое каменное здание Успенского собора Московского Кремля было заложено 4 августа 1326 г. первым московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой. По данным раскопок, новый собор — первый каменный храм Москвы — был построен на месте существовавшего ранее деревянного храма. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 г. до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-79) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

В августе 1479 г. митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя Петра, находившиеся во время строительства в церкви св. Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор представляет собой шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный храм. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом: из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем.

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1481 по 1515 г. В росписи принимал участие иконописец Дионисий. В 1642-43 гг. собор был расписан заново группой из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым, но также сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. Иконостас создан в 1653 г. по заказу Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV в.); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

С 1326 г., когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 г. собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора.

В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский Собор 1613 г., на котором царем был избран Михаил Федорович Романов. После перенесения столицы в Санкт-Петербург собор продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

Во время Отечественной войны 1812 г. Успенский собор был разграблен наполеоновскими войсками.

Собор получил незначительные повреждения при артобстреле Кремля в ноябре 1917 г. и в следующем году был полностью восстановлен. В 1918 г. здесь состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона. В том же году Успенский собор был закрыт в связи с размещением в Кремле правительства РСФСР. Последняя служба здесь прошла на Пасху 1918 г.

В 1922 г. Успенский собор был превращен в музей. Благодаря постоянным реставрационным работам к середине 50-х годов ХХ в. практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей, и с 1954 г. Успенский собор открывают для посетителей. Реставрационные работы продолжались, что потребовало временного закрытия собора, и окончательное завершение экспозиция получила в 1995 г.

Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 г. Богослужения проводятся по большим церковным праздникам, вход — только по пригласительным билетам.

Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.

Читайте также:
Успенский собор во Владимире: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений, святыни и праздники

Престолы

Главный престол освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, приделы — в честь вмч. Димитрия Солунского, Похвалы Пресвятой Богородицы, первоверховных апп. Петра и Павла.

Святыни

Двусторонняя икона Божией Матери «Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и др. Мощи святителей Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена, посох святителя Петра.

В Успенском соборе Московского Кремля нашли неизвестные фрески

07:00, 21.04.2019 14

Уже на Пасху он будет открыт для доступа


Фото: Максим Платонов

Через неделю в знаменитый Успенский собор Богородице-Успенского мужского монастыря Свияжска смогут попасть и паломники, и туристы. Храм, известный на весь мир уникальными фресками XVI века и занесенный в число памятников ЮНЕСКО, практически готов, многолетняя реставрация в нем закончилась. Первыми из представителей СМИ в отреставрированном соборе побывали корреспонденты «Реального времени».

История

История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси.

Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский; здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). Митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам св. апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора. С именем святителя связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская». По преданию, икону написал сам свт. Петр в бытность свою юным иноком на Волыни. Икона была подарена им митрополиту Максиму, позднее она хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь. Дошедший до нас список написан через несколько десятилетий после кончины святителя.

Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор — величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер с 6 тонкими высокими столпами. Они не стесняют пространство, но создают впечатление огромного дворцового зала. Успенский собор, бывший главным храмом Московского государства, до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Храм выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники были поражены величеством и высотою, и светлостью и пространством» собора.

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 гг. (над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым) и грандиозный иконостас 1653 г., созданный по инициативе Патриарха Никона.

Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Среди наиболее ценных икон собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон» — моленное место, созданное в 1551 году для царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь из Византии царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

С 1326 года, когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 года собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках — мощехранительницах.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора.

Читайте также:
Храм Николая на Трех Горах: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей.

Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 году.

Описание

Архитектура

Архитектор Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний храм XII века, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством».

Интерьер

Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.

Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 года.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер для хранения священных реликвий.

В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами.

После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.

Усыпальница

21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора был погребен митрополит Петр. С этого времени собор становится храмом-усыпальницей русских святителей – митрополитов и патриархов. В 1329 году преемник Петра на митрополичьем престоле грек Феогност соорудил в память своего святого предшественника Петропавловский придел, где он и сам был погребен в 1353 году.

Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами, изготовленными фирмой И.П. Хлебникова, с восьмиконечными золочеными крестами и черневыми надписями на крышках.

Строительство Успенского собора в Москве

Первоначальный, однако увы не сохранившийся, храм был выполнен из камня на том месте где ранее находилась деревянная молельня и возведен в 1326-1327 гг. во временя Иване I Калите. Само святилище было одноглавым, трехапсидным, созданного по образу древнего Георгиевского храма сохранившегося и по сей день в Юрьев-Польском (Владимирская область).

Белокаменное святилище уже достигнув середины 15-го века имело достаточно большое количество разрушений, посему еще при Иване III было принято решение об постройке новой обители, которая бы в своих размерах значительно превышала старую.

С самого начала строительные работы по возведению святилища в Кремле были поручены таким мастерам, как Мышкин и Кривцов, но постройка молебни согласно их макету так и не пришла к завершающему этапу, то бишь то сооружение, которое они довели до сводов было обрушено во время землетрясения, произошедшего в 1474 г.

В результате этого события нынешнюю московскую богомольню возвел Аристотель Фиораванти – архитектор, который возвел святилище по примеру построенного в 12-м веке величественного Успенского храма во Владимире.

Обязательно к прочтению: Благовещенский собор в Харькове

Освятили пятиапсидную, пятиглавую молельню в 1479 г. Фрески кафедрального святилища выполнялись в период с 1482-1515 гг. Один из задействованных иконописцев при возведении храма Дионисий был действительно легендарным создателем соборных росписей, однако написанные им фрески увы до наших дней сохранились лишь в частичном виде.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

Полезные статьи:

Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и «Отче наш» по семь раз. Если что-то серьезное, читать Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и «Отче наш» по семь раз. Если что-то серьезное, читать надо по двенадцать раз… Если несчастье случилось с человеком, надо читать 90-й псалом… Если неспокойные дети, болезненные, то над спящими надо почитать сорок раз молитву «Богородиц… Читайте далее

Бог – поругаем не бывает! Бог – поругаем не бывает! Вот примеры из жизни о людях, которые — посмели поднять свои грязные руки и поганые языки — на Бога и Церковь.Когда в селе Селявны Воронёжской области ломали церковь, председатель сельсовета и двое его помощников разбили уникальную огромную �… Читайте далее

СОВЕТЫ — БАТЮШКИ. КАК СОХРАНИТЬ — СЕМЬЮ. Игумен Георгий (Шестун) Мужчина должен знать: НЕЛЬЗЯ — УНИЖАТЬ и оскорблять свою жену — ОБЗЫВАЯ её грубыми словами. Грубые слова — ЗАПОМНЯТСЯ, лягут — Раной на сердце и ИЗГОНЯТ оттуда — Любовь.Мужчина НЕ ИМЕЕТ права — КОМАНДОВАТЬ, кричать, обижать, и СИЛОЙ, насилием ПОДЧИНЯТЬ — жену себе.Му�… Читайте далее

«ЗАПОВЕДИ» МНОГОДЕТНОЙ МАМЫ-МАТУШКИ АННЫ РОМАШКО 1) Не усложнять себе жизнь многими заботами. 2) Любить всех, кто рядом с детьми. Всегда благодарить тех, кто помогает нам воспитывать и образовывать их. 3) Не быть суетными и тщеславными, не гнаться за успехом, не требовать от ребенка достижений. 4) Научить себя и детей приноси�… Читайте далее

Читайте также:
Церковь Илии Пророка в Обыденском переулке: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Сам же храм смог уцелеть, однако за свою немалую историю они не один раз получал повреждения при пожарах, но в конечном итоге его вновь и вновь реставрировали, сохраняя тем самым главную патриаршую молельню государства, а также некрополь митрополичий и патриарший.

В годы правления советской власти представленный храм оказался закрыт на довольно длительный период для посещения православных людей, а также и других посетителей, а именно святилище не функционировало с 1918-1955 гг., а по прошествии этого времени он снова стал действенным, но уже в качестве музея. Вместе с тем богослужения были восстановлены только с 1990 г., но статус музея так и по сей день остается за этим сооружением.

Успенский собор Московского Кремля

Мiръ Россия Москва Успенский собор Московского Кремля

Патриарший Успенский собор Московского Кремля — одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
    • 2.1 Архитектура
    • 2.2 Интерьер
    • 2.3 Усыпальница
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Местонахождение
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси.

Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский; здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). Митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам св. апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора. С именем святителя связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская». По преданию, икону написал сам свт. Петр в бытность свою юным иноком на Волыни. Икона была подарена им митрополиту Максиму, позднее она хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь. Дошедший до нас список написан через несколько десятилетий после кончины святителя.

В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.

20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.

Успенский собор — величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер с 6 тонкими высокими столпами. Они не стесняют пространство, но создают впечатление огромного дворцового зала. Успенский собор, бывший главным храмом Московского государства, до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Храм выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники были поражены величеством и высотою, и светлостью и пространством» собора.

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 гг. (над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым) и грандиозный иконостас 1653 г., созданный по инициативе Патриарха Никона.

Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Среди наиболее ценных икон собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон» — моленное место, созданное в 1551 году для царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь из Византии царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

С 1326 года, когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 года собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках — мощехранительницах.

Читайте также:
Часовня Параскевы Пятницы: адрес и история, описание, архитектура

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей.

Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 году.

Описание [ править ]

Архитектура [ править ]

Архитектор Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец – Успенский собор во Владимире, – древний храм XII века, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится “как един камень».

Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников “величеством и высотою, и светлостью и пространством».

Интерьер [ править ]

Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.

Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 года.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер для хранения священных реликвий.

В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами.

После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.

Усыпальница [ править ]

21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора был погребен митрополит Петр. С этого времени собор становится храмом-усыпальницей русских святителей – митрополитов и патриархов. В 1329 году преемник Петра на митрополичьем престоле грек Феогност соорудил в память своего святого предшественника Петропавловский придел, где он и сам был погребен в 1353 году.

Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами, изготовленными фирмой И.П. Хлебникова, с восьмиконечными золочеными крестами и черневыми надписями на крышках.

Святыни [ править ]

Паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно.

  • мощи: свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские
  • оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери
  • Гвоздь Господень
  • посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси

Престольные праздники [ править ]

Местонахождение [ править ]

Адрес: Россия, Москва, Кремль, Соборная пл.

Успенский собор
Московского Кремля

«Как един камень» — так издавна характеризовали в летописях Успенский собор Московского кремля, на данный момент — старейшее здание российской столицы. Начав свою историю в 1326 году, храм пережил множество пожаров, разграбление войсками Наполеона, обстрел артиллерией красногвардейцев и даже землетрясение, но все-таки сумел выстоять в буре исторических событий. А монолитная архитектура храма авторства итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти обрела символическое значение, превратившись в метафору стойкости русского народа и православной веры.

Помимо многих почитаемых икон в Успенском соборе хранятся такие реликвии, как, например, Гвоздь Господень и посох святителя Петра — митрополита Киевского и всея Руси, ставшего инициатором строительства собора. Однако и человеку, далекому от религии, будет крайне интересно посетить этот храм.

Расположенный на Соборной площади, в самом сердце Московского Кремля, Успенский собор также прочно вошел в историю страны. С 1498 года в нем начали проводить коронации. В 1613 году здесь был венчан на царство Михаил — первый правитель из рода Романовых, а в 1896 году корону получил последний российский император Николай II. Кроме того более 3 веков собор являлся местом упокоения глав Русской церкви. Не теряя культового значения, Успенский собор представляет собой красноречивый памятник тому, как тесно всегда стояли друг к другу светская и религиозная власть на Руси.

История создания Успенского собора Московского Кремля

Годом создания Успенского собора Московского Кремля считается 1472-й, когда состоялась торжественная церемония по поводу закладки и начала строительства храма в том виде, в котором его можно видеть и сейчас. Но церковь на его месте стояла и прежде, и подлинная история собора на самом деле длиннее почти на полтора века.

Первая закладка храма состоялась в 1326 году. Русь, раздробленная на княжества, находилась тогда под властью Орды. В Москве правил Иван Калита, который, опираясь на поддержку ордынских ханов, победил в противостоянии с Тверью, а затем присоединил к своему княжеству ряд земель, выкупив их у золотоордынцев. Самым же успешным шагом на пути возвышения Москвы стало налаживание отношений с официальной религиозной властью, и какое!

Митрополит Киевский и всея Руси Петр, находившийся, как и его предшественники, во Владимире, в 1322 году переехал в Москву, сделав ее официальной резиденцией глав Русской церкви, а 4 года спустя инициировал строительство первого Успенского собора. Таким образом создание этого храма изначально стало политическим шагом, усилившим независимость Москвы и упрочившим положение княжества.

Первое здание сложили из грубо обтесанного белого камня, было оно одноглавым и имело всего три апсиды. Позднее его несколько расширили за счет пределов. Главной святыней была византийская икона «Богоматери Одигитрия, с праздниками на полях». Собор простоял полтора века, но был сильно поврежден во время пожара 1470 года.

Читайте также:
Монастыри Армении: действующие мужские и женские, описания и история

К этому времени Русь уже была освобождена от татаро-монгольского ига, глава церкви именовался митрополитом Московским, а не Киевским, а сама Москва активно претендовала на центр государства, вокруг которого могли объединиться раздробленные земли. В связи с этим Успенский собор решили не восстанавливать, а капитально перестроить, сделав более грандиозным.

Проект второго Успенского собора, который осуществлялся под руководством бояр Ховриных, просуществовал несколько лет. Впрочем, и он вошел в историю, поскольку внутри огромной стройплощадки в 1472 году построили деревянную церковь, в которой венчались Иван III, позднее прославившийся как правитель, положивший конец раздробленности, и Софья Палеолог. Два года спустя почти законченный храм разрушило землетрясение.

Стало очевидно, что новый собор должен иметь не только впечатляющий архитектурный облик, но и крепкую конструкцию. Это и объяснило выбор исполнителя. К тому времени Аристотель Фьораванти, 60-летний уроженец Болоньи, успел стяжать в Италии славу не только первоклассного архитектора, но и отличного инженера. Приступив в 1474 году к работе над Успенским собором, он сразу внедрил ряд новшеств. Во-первых, белокаменная кладка сочеталась с кирпичной, хотя внешне отличия не было; во-вторых, стены укрепили сваями из железа.

Обновленный Успенский собор освятили в 1479 году, парой лет позже иконописей и мастер фресок Дионисий вместе с учениками расписал его стены, а в 1498 году состоялась первая коронация — Иван III передал атрибуты венчания на царство внуку Дмитрию. В 1547 году здесь был коронован Иван IV.

При Грозном рядом с южными вратами собора появилось «Царское место» — роскошный резной шатер высотой 6,5 метра, в котором отдельно от других прихожан участвовал в церковных службах глава государства. Также именуется «Мономаховым троном» из-за барельефа, размещенного на основании и изображающего сюжеты «Сказаний о князьях Владимирских».

В XVII веке наступила эпоха царствования Романовых. Первый ее представитель — избранный Земским сбором 1913 года царь Михаил Федорович — получил в подарок от правителя Персии Аббаса I драгоценную реликвию — фрагмент ризы Господней. Также при первых Романовых обновляется само здание: проводится капитальный ремонт после пожаров, своды укрепляются армированием.

Следующий, XVIII век в истории Успенского собора отмечен большим пожаром 1737 года, уничтожившим, по свидетельствам современников, четверть Москвы. Восстановлением Успенского собора, как и других храмов Кремля и окрестностей, включая Собор Василия Блаженного, руководил архитектор Иван Мичурин. Из-за масштабов ущерба до восстановления росписи внутри Успенского собора дошли только 30 лет спустя.

К рубежу столетий иконостасы южной и северной стен пополнились иконами из Оружейной палаты. Для них были изготовлены оклады из золота и серебра. Однако прихожане и священнослужители любовались ими недолго: в 1812 году занявшие Москвы солдаты Наполеона переплавили украшения в тонны слитков драгметаллов, а заодно при отступлении вынесли все возможные ценности, включая фрагмент Господнего хитона.

В 1813 году Успенский собор освятили заново, и последующее столетие выдалось для него на редкость мирным. В 1896 году перед коронацией Николая II провели большой ремонт, в ходе которого вскрыли роспись XVI века. В 1910-х годах было решено полностью освободить древние шедевры. Реставраторы обновили изображения, добавив недостающие фрагменты, позолотив фоны и укрепив краску олифой. Благодаря этим работам росписи можно видеть и сегодня.

Последняя служба в Успенском соборе состоялась в апреле 1918 года, но восстановление фресок удалось продолжить, в том числе — после Великой Отечественной войны. С 1955 года церковь функционировала как музей. В этом статусе Успенский собор пребывает и сегодня, являясь частью музея-заповедника «Московский Кремль». Но с благословения патриарха здесь иногда проводятся богослужения.

Иконы

Главный иконостас расположен напротив западных ворот. Ансамбль, состоящий из 69 икон, был создан в 1653 году несколькими художниками из Костромы и Ярославля всего за 10 месяцев. Структурирован в 5 рядов. Верхний, праотеческий ряд включает не только изображение праотцов в полный рост со свитками, но и икону святой Троицы. Пророческий уровень составляют 17 образов. Праздничный ряд заполнен иконами на сюжеты основных событий Нового завета. Деисусный ряд включает образы апостолов, икону с молитвой святых на Страшном Суде, икону «Спас Вседержитель». В нижнем ряду — «Спас Златая риза» и «Спас Ярое око».

У южной стены располагаются наиболее древние иконы, в том числе «Митрополит Петр с житием». Считается, что она написана последователем Андрея Рублева Дионисием. Иконостас у северной стены содержит иконы авторства служителей Соловецкого монастыря. Их привезли в 1923 году. Наиболее известны образы «Достойно есть» и «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких».

Расписание богослужений

Богослужения в Успенском соборе проходят в дни значимых церковных праздников, например, в день Успения Пресвятой Богородицы. Попасть на службу можно только с пригласительным билетом. Дополнительные вопросы можно уточнить на сайте Московского патриархата.

Фрески

Самые древние фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной преграде Успенского собора. Дионисий и его артель писали эти изображения в первые годы существования построенного Фьорованти храма. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения образы спасло то, что они были долго скрыты иконостасом, а нашли их только к концу XIX века.

Фрески центральной части собора создавались в середине XVII века. Они делятся по циклам: «Земная жизнь Богоматери», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акафист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столпы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных образов Бога. На столпах изображены 135 мучеников, которых почитают «столпами церкви».

Архитектура

Облик Успенского собора удивляет отличием от традиционной для русских и византийских церквей крестово-купольной модели. В привычном варианте можно было бы наблюдать сочетание различных по объему частей здания. Фасад же Успенского собора состоит из одинаковых по ширине и высоте прясел, завершающихся дугами закомар, что рождает ощущение монолитности.

На уровне окон нижнего яруса расположен «пояс» здания — архитектурно-колончатый фриз. В отличие от других церквей, он не столь объемен и выразителен и прекрасно дополняет сдержанный стиль собора.

В композиции присутствует асимметрия, которую легко увидеть, если взглянуть на храм со стороны южного фасада. Главы собора, а также южные и северные ворота смещены в направлении востока. При этом расположенные с восточной стороны апсиды не такие объемные, как в византийской традиции, и прикрыты пилонами. Все вместе усиливает впечатление массивности, основательности, слитности.

Читайте также:
Белогорский Николаевский Пермский монастырь: история и адрес монастыря, современное положение, настоятели и святыни

Как добраться

Чтобы посетить Успенский собор Московского кремля, нужно приобрести билет в кассе музея-заповедника (находится в Александровском саду) либо через Интернет — на официальном сайте музейного комплекса. Доступны билеты как для самостоятельного посещения, так и в составе экскурсии.

Добраться до Кремля можно на метро. Ближе всего расположен восточный вестибюль станции «Александровский сад» (голубая ветка). Попасть на нее можно, если приехать на станции «Библиотека им. Ленина» (красная), «Боровицкая» (серая), «Арбатская» (синяя). Лучше уже под землей, следуя по указателям на той станции, куда вы прибыли, пройти к нужному вестибюлю «Александровского сада». Также поблизости находятся станции «Площадь Революции» (синяя ветка), «Театральная» (зеленая), «Охотный ряд» (красная).

Ближайшая автобусная остановка — «Метро «Библиотека имени Ленина». До нее следуют автобусы № 144, м1, м2, м3, м6, м27, н2 (ночной), н11 (ночной).

Также можно воспользоваться такси. В Москве работают Gett, Uber, «Яндекс. Такси», «Максим». Вызвать авто по нужному адресу можно через мобильное приложение выбранной компании-перевозчика.

Панорама Успенского собора Московского Кремля:

Видео об Успенском соборе в Москве:

Патриарший Успенский собор Московского Кремля в Москве

История становления

Успенский собор стал символом новой Руси, начавшей перемещаться со второй половины XII века на Северо-Восток в город Владимир, где князь Андрей Боголюбский создал новое сосредоточие жизни русичей, альтернативу Киеву. В его время был возведен Успенский храм в городе Владимире, величайший шедевр домонгольской Руси. В некотором роде он стал прототипом будущего Успенского собора города Москвы.


Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле, Москва

Но прежде чем появился такой храм в Москве, этому предшествовали некоторые события:

  • младший сын великого князя Александра Невского, князь Даниил, получает в удел небольшой город Москву и ее окрестности;
  • за время своего правления святой князь Даниил смог значительно расширить границы своего княжества, присоединив к Московскому княжеству Коломну и Переславль-Залесский;
  • дети князя, Юрий и Иван I Калита, еще больше расширили границы своего княжества, но прежде всего, создали основу для будущего Русского государства.

Именно при князе Иване Калите был построен первый Успенский собор города Москвы. Он изначально был связан с именем святителя Петра, который переселился из Владимира в Москву по приглашению князя Ивана.

  1. Митрополит Киевский Петр в 1325 году переехал из Владимира в Москву, где по его настоянию и был заложен в 1326 году храм, который освятили 4 августа 1827 года.
  2. Сам митрополит Петр не дожил до освящения, но был погребен в самом соборе. В дальнейшем к храму были пристроены три придела: в 1329 году в честь Поклонения честным веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы (1459 год) и в честь святого Дмитрия Солунского.
  3. В конце XV века, а именно в 1474 году начали строить новый собор. Строительство было поручено псковским мастерам Мышкину и Кривцову, уже были почти выстроены стены, но и-за неправильно проводимых работ Успенский собор обрушился.

Жена великого князя Ивана III София Палеолог предложила мужу пригласить мастера из-за границы. В Италию был отправлен посол, который и пригласил опытного мастера — Аристотеля Фиораванти.

Интересный факт! Фиораванти был не только умелым архитектором, но и инженером и оружейником.

Прежде чем приступить к строительству, он хорошо изучил образцы русского зодчества домонгольского периода, побывав во Владимире и других городах, где сохранились каменные церкви. Храм был заложен в 1475 году, а в августе 1479 года было совершенного его освящение.


Надвратная икона Пресвятой Богородицы в Успенском соборе

Важно! Наверное, это не случайность, что на следующий год после закладки старого Успенского собора в 1326 году московский князь Иван Калита получил в Орде ярлык на великое княжение, и с этого момента началось фактическое возвышение Москвы. А на следующий год после освящения нового собора в 1480 году Русской государство освободилось от монгольского ига.

После Октябрьской революции новые власти запретили совершать богослужения в храмах Кремля. Последняя служба в соборе была совершена на Пасху 1918 года. С 1922 года Успенский собор стал частью музея «Московский Кремль», но для посетителей он был открыт только в 1955 году.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе

27 Июля. Вторник.

Ап. от 70-ти Акилы

  • 17.00. Всенощное бдение
28 Июля. Среда.

Равноап. вел. кн. Владимира,

во Святом Крещении Василия

  • 09.00. Литургия. Молебен
30 Июля. Пятница.

Вмц. Марины (Маргариты)

  • 17.00. Вечерня и Утреня с Акафистом пред иконой Божией Матери «Утоли моя печали»
31 Июля. Суббота.

Мч. Емилиана

  • 09.00. Литургия
  • 17.00. Всенощное бдение
01 Август. Воскресенье.

Неделя 6-я по Пятидесятнице.

Прп. Серафима Саровского

02 Августа. Понедельник.

Пророка Божия Илии

  • 08.00. Утреня с полиелеем. Литургия
04 Августа. Среда.

Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины

  • 08.00. Утреня. Литургия
06 Августа. Пятница.

Мц. Христины

  • 17.00. Вечерня и Утреня с Акафистом Успению Пресвятой Богородицы
07 Августа. Суббота.

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы

  • 09.00. Литургия
  • 17.00. Всенощное бдение
08 Августа. Воскресенье.

Неделя 7-я по Пятидесятнице. Прмц. Параскевы

09 Августа. Понедельник.

Вмч. и целителя Пантелеимона

  • 08.00. Утреня с полиелеем. Литургия
11 Августа. Среда.

Мч. Каллиника

  • 08.00. Утреня. Литургия
13 Августа. Пятница.

Предпразднство Происхождения Честных Древ

Животворящего Креста Господня

  • 17.00. Вечерня и Утреня с выносом Креста
14 Августа. Суббота.

Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

  • 09.00. Литургия. Освящение меда
  • 17.00. Всенощное бдение
15 Августа.

Неделя 8-я по Пятидесятнице.

Блж. Василия Московского, Христа ради юродивого, чудотворца

18 Августа. Среда.

Предпразднство Преображения Господня

  • 17.00. Всенощное бдение
19 Августа. Четверг.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

  • 09.00. Литургия. Освящение плодов
20 Августа. Пятница.

Попразднство Преображения Господня

  • 17.00. Вечерня и утреня
21 Августа. Суббота.

Прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

  • 09.00. Литургия.
  • 17.00. Всенощнон бдение
22 Августа. Воскресенье.

Неделя 9-я по Пятидесятнице.

Ап. Матфия

  • 09.00. Литургия
25 Августа. Среда.

Мчч. Фотия и Аникиты

  • 08.00. Утреня. Литургия.
27 Августа. Пятница.

Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы

  • 17.00. Всенощное бдение
28 Августа. Суббота.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

  • 09.00. Литургия. Крестный ход
  • 17.00. Всенощное бдение
29 Августа. Воскресенье.

Неделя 10-я по Пятидесятнице,

Нерукотпоренного Образа Господа Иисуса Христа

  • 09.00. Литургия
  • 17.00. Утреня с чином погребения Пресвятой Богородицы

Описание собора

Образцом для храма стал Владимирский Успенский собор. Перед Аристотелем Фиораванти стояла задача значительно расширить внутреннее пространство храма, а также следовать традициям русского зодчества, что ему прекрасно удалось. Архитектурные элементы храма выполнены следующим образом:

  • внешне собор выглядит как единый монолит, благодаря тому, что белые камни, из которых он построен, тщательно подогнаны друг к другу;
  • фасад поделен на равные части с помощью лопаток;
  • невысокие апсиды храма прикрыты пилонами;
  • на стенах узкие окна;
  • все здание венчает пятиглавие несколько смещенное к востоку.


Внутреннее убранство Успенского собора в Москве

Успенский собор выглядит как единое целое, создается ощущение, что он просто выточен из одного большого белого камня.

Интересный факт! Чтобы увеличить внутренний объем Аристотель Фиораванти в конструкции храма использовал крестовые своды, толщина которых один кирпич, а также металлические связи внутри стен и проемные. Такое решение в истории русской архитектуры было применено впервые.

Строительство Успенского собора в Москве

Первоначальный, однако увы не сохранившийся, храм был выполнен из камня на том месте где ранее находилась деревянная молельня и возведен в 1326-1327 гг. во временя Иване I Калите. Само святилище было одноглавым, трехапсидным, созданного по образу древнего Георгиевского храма сохранившегося и по сей день в Юрьев-Польском (Владимирская область).

Лучшая статья для Вас, переходите: Софийский собор в Полоцке

Белокаменное святилище уже достигнув середины 15-го века имело достаточно большое количество разрушений, посему еще при Иване III было принято решение об постройке новой обители, которая бы в своих размерах значительно превышала старую.

С самого начала строительные работы по возведению святилища в Кремле были поручены таким мастерам, как Мышкин и Кривцов, но постройка молебни согласно их макету так и не пришла к завершающему этапу, то бишь то сооружение, которое они довели до сводов было обрушено во время землетрясения, произошедшего в 1474 г.

В результате этого события нынешнюю московскую богомольню возвел Аристотель Фиораванти – архитектор, который возвел святилище по примеру построенного в 12-м веке величественного Успенского храма во Владимире.

Освятили пятиапсидную, пятиглавую молельню в 1479 г. Фрески кафедрального святилища выполнялись в период с 1482-1515 гг. Один из задействованных иконописцев при возведении храма Дионисий был действительно легендарным создателем соборных росписей, однако написанные им фрески увы до наших дней сохранились лишь в частичном виде.

Лучшая статья для Вас, переходите: Собор Александра Невского Ижевск

Сам же храм смог уцелеть, однако за свою немалую историю они не один раз получал повреждения при пожарах, но в конечном итоге его вновь и вновь реставрировали, сохраняя тем самым главную патриаршую молельню государства, а также некрополь митрополичий и патриарший.

В годы правления советской власти представленный храм оказался закрыт на довольно длительный период для посещения православных людей, а также и других посетителей, а именно святилище не функционировало с 1918-1955 гг., а по прошествии этого времени он снова стал действенным, но уже в качестве музея. Вместе с тем богослужения были восстановлены только с 1990 г., но статус музея так и по сей день остается за этим сооружением.

Дорога до Успенского монастыря

Добраться до Успенского собора можно так:


Если ехать на автомобиле, то время дороги займёт около пяти часов по трассе М7. Заехав в южную окраину города Иваново, следует ехать либо по ул. Лежневской, либо по ул. Бубнова, а потом с одной из них свернуть на улицу Смирнова. Здесь и находится успенский собор г. Иваново.

  • На поезде от Ярославского вокзала из Москвы до Иваново можно добраться за 7 часов.
  • От станции метро «Щелковская» в Москве ходят рейсовые автобусы до Иваново, на них можно доехать до места назначения за 6 часов.
  • По городу Иваново до монастыря ходит троллейбус 5 и автобус 8. Остановка называется «Мужской монастырь». Выйдя на этой остановке, вы сразу же увидите Успенский собор.
  • Читайте также:
    Часовня Параскевы Пятницы: адрес и история, описание, архитектура

    Богослужения здесь совершаются ежедневно: утром в 7:00 и вечером в 16:20. Церковная лавка открыта для посещения ежедневно с 7:00 до 19:00.

    Кафедральный собор г. Иваново

    Собор, разделённый на клети

    Сам же Успенский кафедральный собор (Иваново) был переоборудован под общежитие, и для этого всё внутреннее помещение перегородили фанерными стенками, делившими его на квадратные метры жилплощади, отпущенной властями хозяевам новой жизни. Купола, колокольня и портики были снесены как не отвечающие новому назначению здания. В конце сороковых годов рабочих расселили по другим общежитиям, а в опустевший и осквернённый храм на долгие годы вселилось предприятие «Ивгорэлектросеть».

    История Успенского Кафедрального Собора

    Храм был заложен более 180 лет назад, в сентябре 1834 года. Проект здания разрабатывал владимирский архитектор Петров, а средства на строительство церкви выделили ивановские фабриканты – Косьма Бутримов и Николай Шодчин. Строительство продолжалось около 9 лет, и достраивать собор пришлось уже сыну Шодчина – Антону Николаевичу.

    В сентябре 1843 произошло освящение Собора. Главный Престол был посвящен Успению Матери Божий, приделы Храма – Рождению Иоанна Крестителя и Великомученице Варваре.

    Успенский собор имел богатое внутреннее убранство: иконы обрамляли серебряные оклады, стены расписывали лучшие русские живописцы.

    Большой вклад в обустройство Кафедрального Собора внесла семья Щаповых. Эти крепостные крестьяне, ставшие впоследствии знаменитыми российскими предпринимателями и меценатами, на собственные средства благоустроили территорию нового храма.

    Николай Терентьевич Щапов, а затем и его сын – Николай были назначены старостами Храма. Они отвечали за благоустройство Собора и нередко проводили необходимые работы за собственный счет. При них была построена новая ограда, возведена Троицкая часовня. Именно Щаповы были инициаторами открытия приходской школы.

    В 1933 году Успенский Кафедральный Собор в Иваново закрыли. На месте кладбища устроили парк с танцевальной площадкой, кинотеатром и читальней, а здание Собора использовали для рабочего общежития. Позднее, уже 50-х годах, в церкви разместили контору Ивановской электросети.

    В 1991 году Успенский Собор вернули Православной церкви, на территории кладбища был открыт мужской монастырь, но само здание церкви освободила только в 2003 году, а восстановление Храма началось в 2007.

    В июле 15-го восстановленный года Храм был освящен, ему было присвоено звание Кафедрального Собора.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: