Отношение православной церкви к проклятиям: мнение и способы борьбы
С давних времен человек проклинал других и сам становился жертвой этого эмоционального и негативно окрашенного восклицания. Мало кто сомневается в его существовании и еще меньше тех, кто желал бы получить такое «послание» в свой адрес.
Простые миряне воспринимают проклятие как потенциальную опасность. Церковь же считает его колоссальным грехом, потому что это «послание» произносится в душевном гневе. Священнослужители утверждают: истинно верующий не признает и не произносит проклятий, на это способен только тот, чья душа пала под натиском демонических сил.
История проклятий в христианстве
Священнослужители утверждают: необходимо помнить о том, что все происходящее — и радость, и печаль — действие Божьего Промысла, а не воля других людей или какое-то стечение обстоятельств. Поэтому, если человеку пришлось пострадать из-за «проклятия», не нужно чувствовать себя обреченным.
Господь дает такие испытания, чтобы очистить прежние грехи и вразумить личность к покаянию и смирению.
-
В Книге Бытия говорится об изгнании первых людей из земного рая в наказание за послушание. Жене отныне предстояло рождать детей в мучениях и быть слугою своего супруга, а муж Адам стал тем, кто заразил потомство грехом порочности и испил полную чашу трудовых терний и знания своей кончины.
Еще о суевериях:
- Можно ли носить чужой нательный крестик
- Красная нить из Израиля
- Рука Фатимы или хамса у православных
Важно! Высшим церковным наказанием за раскольничество, ересь и предательство религии является анафема (отлучение). Её влияние распространяется на совершившего тяжкий грех и на весь будущий род.
Анафема сопровождалась «проклятием псалмами», которое могло уничтожать тело и имущество. Этот обряд делался семью священниками и сопровождался специфическими действиями. Освобождение от анафемы проходило похожим образом, но с другой атрибутикой.
Что такое проклятие
Проклятие — густо сконцентрированная мыслительная энергия, посылаемая резкой эмоцией. Оно разрушает ослабленную ауру и внедряется в тело вместе с диссонансом, возникшим от колебания звука. Это выражение слишком часто использует в своей жизни и отталкивает неверующего от связи с Милосердным Защитником.
Если вера в «проклятия» укоренилась в сознании, люди испытывают телесные или умственные страдания, которые могут не закончиться даже после смерти.
В Библии Бог проклинал Еву, Каина-братоубийцу и всех злословящих на Авраама. Под проклятием подразумевалось лишение благословения Господа и осуждение на долгие страдания. Каждый нарушивший Божьи заповеди подвергается соответствующему наказанию, ибо только Творец знает, как исправить свое чадо, поддающееся безумию неверия.
Пришествие Мессии перевернуло отношение ко злу. Сын Божий желал, чтобы люди стали настоящими сынами Всевышнего, Спаситель стремился взрастить в людях любовь к врагам, злословящим завистникам, неверующим, ибо дождь посылается для всех без исключения. Апостол Иаков говорил: язык трудно укротить, он благословляет и проклинает. Христос же искупил все прошлые грехи, вышедшие из взаимодействия слабой воли и сатанинских коварств.
Важно! Те, кому посчастливится войти в Царствие Божие, не найдут там проклятий, осуждений и греха. Рядом с Господом есть только блаженство истинного знания.
Родовые проклятия
Это оккультное понятие особенно распространено в практике специфических лжеучений. Целители и маги предлагают особенные методики для избавления от «наследственных проклятий». За вину родителей может последовать божественное наказание до седьмого колена. Часто тайные грехи отцов и матерей перерастают в явные в жизни их детей.
«Родовые проклятия» — тщательно упакованное оккультное учение, которому часто придают христианского авторитета. Однако Церковь критикует такое знание, называя его мифом и извращая суть сошествия Иисуса на землю.
- В Библии нигде не говориться о проклятии, которое приходит сразу после рождения. Страдания достигают только тех, кто ненавидит Всевышнего Отца.
- Если же Господь заставляет человека нести свой тяжелейший крест, кто в состоянии снять это ярмо, кроме самого Творца? Маги и целители цинично и богохульно обманывают людей, показывая, что они могут избавить от «родовых проклятий» (которых не существует).
- Наказание детей за провинность отцов возлагается только на неверующих, которые воспитываются в порочности. Сыновья, истинно почитающие Церковь, находятся под покровительство Небесного Творца и не могут быть заражены какими-то «проклятиями».
Итак, православным людям нужно верить только ортодоксальному христианству и признать Всемогущество Бога, избавившись от тьмы невежества, которое распространяют многочисленные лжеучения.
Важно! Не существует так называемых «проклятий» , сглазов и порч, не следует участвовать в магических ритуалах. Человек обязан отстранить от себя это понятие и воздать хвалу Тому, кто посылает неверующим наказания ради их исправления.
Меры борьбы с наваждением
В Священных Писаниях говориться, что в самом начале было Слово, принадлежащее Богу.
Каждый должен осознавать, что его речь начинает цепочку необходимых действий. Нет ничего тверже и могущественнее слова, поэтому следует прислушиваться к святым людям, которые говорят искренне и правдиво. Правильная речь — начало праведного пути, приводящего к истинному умиротворению.
Проклятие же имеет отрицательную направленность, разрушает жизнь произносящего его и отстраняет от любви Господа. Эти несчастные обрекаются на одиночество и большие муки. Чтобы вырваться из порочного круга этих мнимых бедствий, необходимо прибегнуть к помощи покаяния, исповеди и поста, и, таким образом, вернуться к Церкви.
Нужно полностью отказаться от термина «проклятие», не несущего в себе ничего реального. Только Господь вправе наказать, и делает Он это с целью вразумления и исправления порочных душ. Следует вжиться в церковный распорядок, чаще посещать Божьи храмы и служить молебны перед домашним иконостасом.
От бедствий избавляют Таинства Причащения и Исповеди. Тот, кто пострадал от нашествия сатанинской силы, должен приготовиться к продолжительным молитвам, которые принесут исцеление, когда человек полностью осознает причастность к Богу.
О церковных таинствах, помогающих человеку:
Православному человеку нужно помнить, что дьявол завладевает деятельностью людей, если они поддаются эгоистичным искушениям и отворачиваются от истинной религии, лелея стремление к удовольствиям.
У человека есть выбор: он способен устоят или поддаться. Эти два различных пути приводят к противоположным результатам, и мудрый всегда знает, как поступить лучше для себя и других. Сильные духом ведут самостоятельную борьбу с обольщениями, а Господь помогает им прийти в Его Царство.
Важно! Греховная жизнь автоматически включает механизм наказания. Таковы законы Вселенной, и никакие «проклятия» не обладают самостоятельностью. Господь простит и избавит от бед, когда человек придет к Церкви, покается и отдастся во власть Великого Учителя и Отца.
Православный верующий должен понимать, что главным врагом стали его неверие и склонность к удовольствиям плоти. Очищение духа через наказание — непревзойденный урок для всех нас.
Человек боится проклятий, так как отходит от истинного понимания своей сущности. Это экспрессивное выражение, произнесенное в порыве гнева, приносит большой вред говорящему и отражается на тех, кто не отдал свою судьбу в руки Господа. Для православных людей не должно существовать слова «проклятие» в его привычном смысле, есть только наказание, посланное Господом для нашего же блага.
Проклятие
- Как узнать, есть ли на человеке проклятие?
- Что это вообще такое?
- И если оно существует, как избавиться от проклятия?
- Существует ли Божественное проклятие?
Что такое Проклятие? Как снять проклятие
Проклятие — это противоположность благословения. Как навести проклятие? — просто пожелать различных бед. Благословение, особенно родительское, способно избавить от многих бедствий и направить человека на путь спасения. А проклятие — может ли повредить человеку?
В первую очередь проклятие вредит тому, кто проклинает. Самая большая заповедь — это заповедь любви, а проклятие — самый большой грех против этой заповеди. Тот, кто проклинает, противится Богу, а такие вещи ни для кого не проходят бесследно.
Тем, кто необдуманно произнес слова проклятия, нужно незамедлительно исповедать этот грех, просить Бога о том, чтобы его безумные слова не исполнились, молиться о тех, кого проклинал, и раздавать милостыню бедным.
А что делать тем, кого прокляли? Как узнать, есть ли на тебе проклятие? Как снять проклятие с себя?
Для начала — не верить словам цыганок и экстрасенсов о том, что они видят на вас признаки проклятия или что они могут снять проклятие с вас. Признаки проклятия на человеке, которые публикуют на различных сайтах их «коллеги», весьма своеобразны: дескать, если в роду есть пьющие и неверующие люди, а также кто-то болен сколиозом (неужели у вас таких родственников нет?), срочно необходимо снятие проклятия.
Думать, что если что-то в жизни не ладится, то всему виной проклятие, контрпродуктивно. Разумнее признать свою ответственность за происходящее и сосредоточить усилия на том, чтобы изменить свою жизнь и свои отношения с окружающими к лучшему.
А как быть, если вы услышали проклятие в свой адрес и переживаете по этому поводу? Помолиться о том, кто сказал эти неразумные слова, и признать свою часть вины в том, что довели человека до такого состояния.
«Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, поисповедовались, и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: „Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня“, — и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его», — советует старец Паисий Святогорец.
Родовое проклятие
Если вы настолько неконфликтный человек, что лично вас никто никогда не проклинал, вас могут напугать родовым проклятием. Как определить, что наложено проклятие на род?
Если в семье кто-то умирает, а у вас после этого появляются всевозможные проблемы, маги и экстрасенсы расскажут вам, что на вас перешло проклятие с умершего. Как избавиться от проклятия, наложенного на троюродного дедушку? Они предложат вам всевозможные молитвы от родового проклятия или более экзотические способы снятия родового проклятия. Но если задуматься о логике происходящего, то окажется, что на самом деле снимать ничего не нужно.
Проблемы после смерти близкого человека могут начаться по вполне объяснимым причинам: вы подавлены, расстроены — работа не ладится, начинаются проблемы со здоровьем. В семье образовалось пустое место, для заполнения которого всем ее членам придется перестроиться, а это редко бывает без конфликтов.
Вот как ответил священник на приведенный выше вопрос женщины о том, как снять родовое проклятие в церкви: «Колдовство — это грех, и все „откровения“, полученные при помощи магии — от лукавого. А что может быть доброго от него? Он — отец лжи. А Вы ему поверили. Совет Вам один — выкиньте из головы все, что Вам сказала колдунья, забудьте. Регулярно ходите в храм, исповедуйтесь, причащайтесь, молитесь и поститесь, не забудьте приобщить к этому и ребенка. Помощи Вам Божией!»
Молитва от проклятия
В интернете можно найти различные молитвы от проклятия, особенно если это проклятие на одиночество. Но молитвы ли это и помогают ли они?
Молитва — это разговор с Богом, в котором можно Бога поблагодарить за Его милости, попросить прощения за свои грехи и ошибки, обратиться к Нему с духовной или житейской просьбой. Если человек любит Бога, то просьбы о себе стоят в его молитве не на первом месте, а где-то ближе к концу. Если же он озабочен только тем, как заработать денег, выйти замуж или как снять проклятие, то он видит в Боге лишь автомат для исполнения своих желаний. Такие молитвы Бог не слышит.
В качестве молитв от проклятия вам могут предложить не только обычные церковные молитвы или псалмы, но и разнообразные заговоры и «молитвы», написанные эзотериками. Заговоры — это чаще всего рифмованные полубессвязные фразы вроде «Дело и слово мое ключ, замок, язык. Что говорила, что шептала, матерь Божия слыхала, во всяк час мне помогала, дело и слово мое благая весть». В эзотерических молитвах речь будет идти о карме, энергиях, мировой душе, розе мира, светлых силах Земли и прочем подобном. Такие псевдомолитвы христианину произносить нельзя.
Проклятие и церковь
Самый популярный совет из серии «как снять проклятие» — пойти в церковь, помолиться, поставить свечи за усопших родственников, заказать сорокоуст или молебен, исповедоваться и причащаться. Совет сам по себе хорош, но и доброе дело можно сделать так, что результат получится плачевный.
Ни в коем случае нельзя участвовать в таинствах Исповеди и, тем более, Причащения с целью снять проклятие. Исповедь — это наше покаяние перед Богом в наших грехах с твердым намерением не повторять их вновь. Причастие — соединение со Христом и через Него — со всей Церковью. Причащаться допустимо только в том случае, если вы любите Бога, хотите быть с Ним и отдаете себе отчет, что с вами произойдет в этом таинстве.
В Церкви ничего не совершается по принципу «нажми кнопку — получишь результат». Об этом нужно помнить всем людям, которых в храм приводит желание избавиться от порчи, сглаза или проклятия.
Божественное проклятие
Бог никому не желает зла, поэтому фразу «Божественное проклятие» или «проклятие Божье» не стоит воспринимать, как злой навет, который Бог насылает на людей, чтобы им навредить. Бог вершит праведный суд. Человек же вредит себе сам. Неправедной жизнью он отдаляет себя от Божественной святости, но оружие против проклятие — благословение. И Библия говорит нам о том, что у нас есть этот щедрый дар, который стоит только достойно принять. Даже знаменитый библейский эпизод «проклятия смоковницы» ( Мф. 21:12-22 ) следует понимать как аллегорию: то, что не приносит духовного плода – противно Богу.
- Святитель Филарет Московский: «Проклятие – это осуждение греха праведным судом Божиим»
- Библия: «Бог есть свет и в Нем нет никакой тьмы» ( 1Ин. 1:5 )
Читайте также
Бояться ли порчи и сглаза?
Наверное, уже заурядной является ситуация, когда кто-то, неожиданно заболев, говорит, что на него навели порчу. Если с человеком нежданно случилась болезнь, да еще если ей сопутствует цепочка личных неприятностей, то тут же возникает мнение, что кто-то решил магическими чарами причинить вред. «Несчастный» сразу вспоминает зложелателей, тех, кто был бы рад его невзгодам. Воображение накручивает свои дополнения, создавая богатую красками картину.
На одном приходе у некоей бабушки случился паралич. После выздоровления речь полностью не восстановилась, она могла произносить очень ограниченное количество слов. Придя к священнику, бабушка первым же делом выдавила из себя: «К-к-кто эт-т-то н-на мен-ня нав-в-вел?» Батюшка был потрясен подобным уровнем восприятия собственной болезни. Насколько низко мы, оказывается, опускаемся, приписывая события своей жизни каким-то «злобным» людям или жалким, отверженным темным духам, в то время как болезни попускаются Богом для нашей же пользы.
Народное сознание легко узревает магию там, где ее никогда и не было. Так, когда Степан Разин стал одерживать одну за другой победы, в народе сразу же распространился слух, что Разин колдун и что он способен останавливать одним окриком военные суда, а одним взглядом – полки солдат. А когда третья жена Ивана Грозного Марфа Собакина через две недели после бракосочетания скончалась, современники в один голос заявили: от сглаза. Все эти мнения были проявлением обыкновенного суеверного страха.
Что же это такое – порча и сглаз, и как относиться к этому православному христианину?
Под порчей обычно понимается темное воздействие на человека, наведенное колдовскими чарами и несущее с собой телесные и душевные болезни, отрицательные желания, мысли, чувства и ощущения. Порчу также пытаются наводить на посевы, на животных и на жилье. С помощью магических чар стараются отбить у подруги понравившегося человека или насолить конкуренту по бизнесу – у «порченого» человека, как предполагается, должно возникнуть неприятие к ранее любимому или наступить апатия, безжизненность и отсутствие интереса к своему делу.
Конечно, Священное Писание говорит нам, что есть мир падших духов – демонов, способных причинять вред и нести разрушение. Но из Евангелия мы знаем, что бесы не могут даже войти в свиней без особого на то дозволения Господа (см.: Мф. 8: 28–31). И это значит, что думать христианину следует не о темной демонической силе, а о Боге, рядом с Которым мы обретаем духовную силу и власть по слову Самого Спасителя: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10: 19).
Пожалуй, на земле не найдется ни одного человека, которому желали бы только добра. И действительно, встречаются люди, которые были бы очень рады добиться заговорами не только нашей болезни, но даже и смерти – будто от этого им самим станет легче жить. Тем более падшие духи желают погибели, несчастий и вечных мучений для душ человеческих. Но если бы им было возможно свободно реализовать свою темную волю, мы все давно были бы напрочь истерзаны, изничтожены, не способны ни к жизни, ни к работе, ни к творчеству. Если бы мир управлялся только темной стихией чужих злых желаний, он давно бы исчез в агонии взаимных наветов.
Всё случающееся с нами не вражьи козни, а попускаемый Богом необходимый нам урок
Преподобный Серафим Саровский как-то сказал, что если бы диаволу было дозволено, то он одним когтем мог бы перевернуть всю землю. Но раз до сих пор не перевернул, то значит, не он все-таки правит историей. Жизнь человека – дар Божий, и существование мира поддерживается, прежде всего, Промыслом Божиим, пусть он даже невидим за пеленой человеческой суеты. В руках Божиих – болезнь и здоровье, благополучие и страдание, успехи и неудачи, сама наша жизнь или смерть. И потому всё случающееся с нами есть попускаемый Богом необходимый нам в жизни урок.
Автор этих строк близко общается со специалистами Реабилитационного душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Центр занимается реабилитацией лиц с наркотический и алкогольной зависимостью, а также пострадавших от занятий оккультизмом либо от влияния тоталитарных сект. В центр регулярно обращаются бывшие оккультисты. Когда-то они занимались магией, пытались наводить или снимать порчу, увлекались экстрасенсорикой – все они несут тяжкие последствия своей же собственной практики. Но есть среди приходящих и много таких, которые утверждают, что испытали на себе чужое оккультное воздействие, якобы на них навели порчу. Специалисты центра по этому поводу с печалью говорят, что из всех жаловавшихся на порчу лишь 1% в реальности испытал оккультное воздействие, зато 99% сами надумали себе порчу, загнали себя в такой страх и панику, что не способны свободно и трезво смотреть на вещи.
Для нас полезнее, даже если беда приключилась по бесовскому наваждению, восходить своим умом к любящему Свое творение Небесному Отцу, Который промыслительно попускает нам самые неприятные вещи. И даже если кто-то действительно колдовал и наводил свои темные чары, для христианина важно смотреть глубже и возводить смысл своих личных страданий к Промыслу Божию, а не думать о заклинаниях неприятеля.
В этом мире нет ничего сильнее благодати Святого Духа, поэтому христианин, старающийся по возможности часто молиться, посещающий храм, внимательно исповедующийся и благоговейно причащающийся Святых Таин, недоступен воздействию магических чар. Ведь нам для того и дана сила крестного знамения, различные святыни и крещенская вода, а тем более Таинства Церкви, чтобы бесовские силы к нам и к нашему жилью даже не подступали.
Старец Паисий Святогорец говорил: “Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными”
Старец Паисий Святогорец говорил: «Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу права над собой». Если христианин не исповедуется и не причащается, если он вообще лишь формально принадлежит к святой Церкви, не зная ни молитв, ни богослужений, то такой человек не огражден благодатью Божией. Поэтому к нему легко может пристать какое-нибудь вражье наваждение. Изначальная суть духовных бед – не в порче и колдовстве, а в собственной беспечности человека, пренебрегающего благодатными дарами, которые готова предложить ему Церковь.
Существует наблюдение, что вражье наваждение тогда наиболее приступает к человеку, когда тот заранее боится его. Допуская в себе страх, мы выражаем маловерие, потому что не верим в Божию помощь. Не имея же веры, подпадаем под власть темных сил. Господь всемогущ, Он всегда рядом с нами, значит, Его помощь всегда нам доступна. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8: 31) – говорит святой апостол Павел. Но как Он поможет тому, кто не имеет живой веры в Него и не открывает Ему своего сердца? Это подобно поведению апостола Петра, который шел по водам, пока имел веру Христу, когда же усомнился и допустил в себе действие страха, то стал утопать. Суть же в том, что думать надо, прежде всего, о Боге и Его заповедях, а не о происках демонов и колдунов.
Величайший из древнехристианских подвижников, преподобный Антоний Великий наставлял: «Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство». Ведь на Кресте совершилось искупление грехов человеческих, и потому Крест Христов возвращает людям Божию благодать, которая прогоняет демонов.
Святые отцы приводят сравнение: когда котел раскален на огне, то на него не опустится ни одна муха со своими бактериями, а когда он остыл, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Яркий пример этого мы видим в житии святой мученицы Иустины (III в. по Р.Х.). Ее сердца домогался юноша Аглаид, тогда как Иустина ради Господа Иисуса Христа посвятила себя чистой девственной жизни. Видя несогласие на грех святой девушки, Аглаид обратился за помощью к колдуну Киприану. Тот наводил на святую Иустину темных духов, пытавшихся склонить ее к домогавшемуся ее руки юноше. Но как бесы ни пытались возбудить в ее сердце и теле страсть, горячая молитва мученицы Иустины рассеяла все чары, так что, пораженный такой духовной силой, колдун Киприан признал бессилие диавола, сам обратился в христианство, со временем был принят в клир и даже стал священномучеником.
В Священном Писании Нового Завета есть весьма важные, знаменательные слова: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3: 8). Сам Бог родился на земле как человек, понес тягости нашей жизни и принял позорную смерть на кресте, чтобы искупить грехи человечества, тем самым освободить людей от власти лукавого. Своим Воскресением Он проложил нам путь в вечные обители Божия Царства. А ниспослав в день Пятидесятницы Святого Духа, Он основал на земле Церковь, в которой мы можем приобщаться к плодам Его победы. Важно понять: Спаситель даровал нам не земную власть или могущество, не материальные блага или сокровища тленной земли, а духовную силу, перед которой ничтожны любые наветы невидимого врага. Сравнительно с тем, что Господь подает человеку, все бесовские наваждения являются какими-то жалкими, мало значащими досаждениями. «Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10: 20).
Христианин не может лишиться благодати Божией, полученной в Таинствах Церкви, от чьего-то недоброго прикосновения
Христианин не может лишиться благодати Божией, полученной в Таинствах Церкви, от чьего-то недоброго прикосновения, подсунутой заговоренной еды или подложенной в портфель магической иголочки. Потому что благодать – не бездушная одежда или предмет, который можно отнять или сорвать помимо воли их обладателя. Благодать есть особое освящающее присутствие Божие. Поэтому Сам Господь решает, в какой ситуации и как поступать с христианином, но не колдун, экстрасенс или наводящий порчу зложелатель. В Святой Евхаристии каждому причащающемуся даруется Сам Христос – воплотившийся Бог. Он ли не оградит Своих верных? Если, будучи распят, Христос извел из ада души ожидавших Его людей, то что значат силы ада для христиан после Его Воскресения?
Суеверный человек боится пройти, прикоснуться, съесть – как бы там не принять в себя порчу. А Господь говорит: «Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15: 10–11). Главной порчей человеческого естества является грех, который, словно невидимая проказа, изъедает и обезображивает душу человека.
Наша испорченность такова, что мы никак не хотим видеть причины бед в самих себе, но всегда находим их в неких внешних злых силах. Акцентируя внимание на неудачах, копя обиды, такой человек сам ставит себя в положение жертвы, как бы специально изыскивая, кто там еще ему насолил. Понятно, что при подобном отношении к жизни человек замечает только злые наветы. Его сознанию легче принять мысль о порче и сглазе, нежели о собственных прегрешениях и исправляющем нас Промысле Божием.
Сосредоточивая душевное внимание на зле, мы становимся дальше от добра и, значит, беззащитнее перед темными наваждениями
В духовной жизни большое значение имеет то, к чему обращено наше внимание. Для нас становится более действенным то, на чем мы заостряем наш мысленный взор. Когда мы приходим в храм, то слышим церковное пение, видим на иконах лики Спасителя, Божией Матери, святых, участвуем в богослужении – и наша душа воспринимает благодать Святого Духа, осеняющего храм, мы невидимо восходим ко Господу, близ Которого уже не актуальны суеверные страхи. Если же мы отвлекаемся на каких-то, как нам кажется, подозрительных старушек, думаем о порче, сглазе и магии, то на первое место в нашем мысленном взоре выходит злоба невидимого врага. Сосредоточивая душевное внимание на зле, мы становимся дальше от добра и, значит, беззащитнее перед темными наваждениями. Поэтому христианину более важно не по сторонам смотреть, кто там на нас нашептывает, не перебирать в уме, от чьего наговора приключилась беда, а умом и сердцем восходить к Богу, рядом с Которым земная жизнь получает духовную прочность и освящается небесной радостью.
«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6: 22–23). Да поможет всем нам Господь очищать свое сердце и да укрепит в созидании нашей духовной жизни, в вере и надежде на Него – Того, Который сокрушит под ноги православного христианина всех невидимых врагов.
Проклятие
Прокля́тие – 1) осуждение кого-либо или чего-либо со стороны Бога; 2) следствие осуждения Божьего, наказание Божье; 3) крайняя степень осуждения кого-либо, чего-либо со стороны человека; 4) последствия осуждения кого-либо, чего-либо со стороны человека.
Что такое проклятие Божье?
Свт. Филарет Московский (Катихизис) дает следующее определение проклятия: «Проклятие – это осуждение греха праведным судом Божиим». Вслед за грехопадением следует изгнание первых людей из рая и лишение человека возможности общаться с Богом. «Бог есть свет и в Нем нет никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ), поэтому ничто темное, греховное, злое не может находиться в присутствии Бога, пребывать в общении с Ним. По этой причине Бог удаляет человека от Себя. Таким образом, проклятие выражается прежде всего в отчужденности человека от Бога как Источника жизни.
Проклятие существует уже от первых времен ( Быт.3:14,17 ), но еще раньше его возникло и всегда ему противостоит благословение ( Быт.1:22,28 ). Проклятие есть как бы отрицательное эхо благословения.
Божественное проклятие не следует понимать, как ярость, раздражение Бога, т.к. Бог всеблагой и Вседовольный, такие выражения в Библии следует рассматривать, как антропоморфизмы. Также библейский эпизод «проклятия смоковницы» ( Мф.21:12-22 ) следует понимать аллегорически: всё, что не приносит духовного плода – противно Богу.
В чём состоит особенность проклятия, проистекающего от человека?
Тогда как проклятие Божье всегда сопровождается действием суда, проклятие, провозглашённое человеком, — далеко не всегда.
Это связано с тем, что человек не настолько могущественнен, чтобы любое его произволение стало результативным. Неизбежную действенность проклятия может обеспечить лишь Всемогущий Владыка.
Так, когда Он изрек в адрес змия осуждение: «за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» ( Быт.3:14 ), действие суда не заставило себя долго ждать.
Проклятие, озвученное Ноем в адрес Ханаана — «проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» ( Быт.9:25 ) — тоже не осталось без последствий и было реализовано в рамках Божественного Промысла. Почему Бог откликнулся на него? Дело в том, что это проклятие соответствовало принципам Высшей Божественной Правды: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» ( Иер.48:10 ); «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» ( Втор.27:16 ).
На том же основании результативными могли становиться и проклятия, провозглашаемые ветхозаветными священниками, действовавшими строго в рамках Божественных установлений, например: «тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим» ( Чис.5:21 ).
Если же человек проклинает кого-либо вопреки Божьему закону, этим он сам преступает закон. В этом случае проклятие может обратиться на голову самого проклинающего: «неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь тó же» ( Рим.2:1 ).
Так, Бог, зная о праведности Авраама, пообещал ему, что всякий злословящий его будет проклят: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» ( Быт.12:3 ).
В чем состоит смысл Божественных проклятий?
В отличие от человека Бог никогда не проклинает незаслуженно или напрасно. Именно эти аспекты необходимо учитывать в первую очередь, чтобы понять смысл и значение Божьих проклятий.
Одна из первейших причин низведения Богом проклятия — необходимость справедливого воздаяния грешнику ( Пс.108:17 ). В свою очередь возмездие, или наказание, в зависимости от обстоятельств может иметь различные цели.
Помимо ближайшей цели — восстановления справедливости, как это было, к примеру, в случае с наказанием насмехавшихся над Елисеем детей ( 4Цар.2:22-23 ), наказание может накладываться в качестве воспитательной меры, побуждающей грешника одуматься, остановиться ( 4Цар.22:19 ).
Иногда наказание может проявляться в ниспослании на грешника тяжелейшей болезни или смерти. Таким образом Бог может остановить зарвавшегося злодея, положить предел его бесчинствам и злодеяниям.
Бывает, что проклятие (справедливо) накладывается на беззаконника с тем, чтобы побудить к покаянию и послушанию прочих людей. Причем, по усмотрению Божию такое воздействие может предназначаться и распространяться на целое общество. Именно так можно объяснить некоторые случаи наказаний грешников Богом перед лицом огромной толпы ( Чис.16:33 ).
В конце времен проклятие будет низведено на лицо всей земли ( Зах.5:3 ). Так Господь даст людям очередной шанс одуматься. К сожалению, многие им не воспользуются ( Откр.9:20-21 ).
Был ли проклят Богом человек в результате грехопадения?
Чтобы ответить на этот вопрос, важно учитывать, что понятие «проклятие Божие» может осмысливаться двояко: в узком и широком значении.
В узком смысле под проклятием подразумевается особый приговор Божьего суда, озвученный либо Самим Богом, либо через Его вестников, в отношении твари, в связи с нарушением Божественной воли. О такого рода проклятиях мы, к примеру, читаем в Священном Писании: «И сказал Господь змею: …проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми» ( Быт.3:14 ), «Адаму же сказал: …проклята земля за тебя» ( Быт.3:17 ), «И сказал Господь [Бог] Каину: …и ныне проклят ты от земли» ( Быт.4:9-11 ).
«Проклятие», интерпретируемое в широком значении, иногда употребляется в богословской литературе и для обозначения тех проявлений Божественной Правды, о которых хотя и сообщается в том-то и том-то фрагменте Писания, однако, в рамках этого фрагмента прямо не указывается, что упоминаемый в нём объект Божьего суда проклят.
Например, озвучивая прародителям (после грехопадения) приговор, Бог указал, в чем будет состоять их наказание. При этом он сообщил о проклятии земли ( Быт.3:17 ). Так это отражено в третьей главе Книге Бытия. Но о проклятии самого Адама в данной главе не говорится. Бытописатель подчеркивает: несмотря на то, что Адам и Ева согрешили, преступив заповедь и пойдя на поводу у сатаны, Бог проявил к ним особую милость.
Тем не менее ряд церковных писателей, и среди них составитель Полного церковно-славянского словаря, довольно авторитетного, протоиерей Г. Дьяченко, считают уместным утверждать, что первые люди подпали под Божье проклятие.
Логика их рассуждений ясна: если Божье проклятие противопоставляется Божьему Благословению ( Быт.27:9 ) и выражается в лишении тех или иных Божьих даров, то что мешает сказать, что и Адам, вынужденно столкнувшийся после грехопадения с такими последствиями как изгнание из Рая, тленность и смертность, утрата первоначальной радости общения с Господом, утрата царственной власти над животными, необходимость добывать пищу «в поте лица», подпал под Божье проклятье?
Как можно освободиться от проклятия?
— Покаянием и исповедью. Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, поисповедывались и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня», — и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его, ведь Он — Бог.
преп. Паисий Афонский
Молитва от проклятий — что говорит Православие
Что такое молитва от проклятий в Православии
Сегодня повсеместно можно встретить объявления, рекламирующие услуги так называемых экстрасенсов, ворожеев и целителей. Телевизионные передачи превращают потомственных ведьм и колдунов в настоящих звёзд телеэкранов. В интернете популярность набирают запросы типа «молитва о снятии родового проклятия» или «молитва от проклятий».
Спрос рождает предложение — и просторы Сети пестрят такого рода «молитвами». Как правило, их прочтение требует выполнения немалого количества условий явно магического характера. Вроде условий стоять строго на восток, прочитать 7 раз или положить 10 поклонов.
В таких текстах очень часто упоминается имя Бога и другие религиозные понятия. Но несмотря на это они не имеют ничего общего с молитвой. Все это — разные формы заговора, которые вредят бессмертной душе христианина.
Молитва же — это живое общение с Богом. Главными условиями для этого диалога являются вовсе не какие-то внешние атрибуты. В первую очередь необходимы искренность, смирение и предание себя в Волю Божью.
«Милосердие к ближним и смирение пред ними, выражаемые наружными делами и питаемые в душе, в совокупности с чистотою сердца, преимущественно от блудных помыслов и ощущений, составляют основание и силу молитвы» (святитель Игнатий Брянчанинов).
Молитва от проклятий и колдовства — псевдохристианский термин
В лексиконе православного христианина не существует слова «проклятие». Да, кто-то по немощи может сказать в наш адрес какие-то грозные слова. Но все они ничтожны перед именем Господа как бессильны осенние листья перед порывом ветра. Соответственно, и «молитва от проклятий» не актуальна.
Стремление обвинить в своих проблемах вечно ворчащую соседку, наславшую порчу, является уловкой дьявола. Он всеми силами старается внушить человеку веру в проклятие и ложный страх перед ним. Иисус Христос в Евангелии предупредил о бессмысленности такого рода тревог:
«У вас и волосы на голове все сочтены» (Лк.12:7).
Человек, перекладывая ответственность за свои проблемы на действие магических сил, теряет возможность трезво взглянуть на свою жизнь. А значит, осознать свои прегрешения и принести плоды покаяния. Тем самым он все больше отдаляется от Своего Творца, лишаясь Божьей помощи и благодати.
«Божественная сила не без причины приходит не ко всем, но оставляя тех, которые по нерадению изменяют собственному своему спасению, уделяет помощь свою решившимся делать что надлежит» (преподобный. Ефрем Сирин).
Защита христианина — молитва
Нужно помнить, что у православного христианина всегда есть надёжный щит от козней темных сил. Это тёплая искренняя молитва.
« непрестанно ходят вокруг, высматривая нас, кого бы, неукрепленного молитвой, они могли быстро захватить в плен. Если они заметят, что мы ограждены молитвами, то тотчас поспешно убегают, как разбойники и злодеи, видящие меч, висящий у головы воина» (святитель Иоанн Златоуст).
Проклятие, порча, сглаз являются иллюзией темных сил и специальных молитв от этих явлений не существует. Поэтому такие слова как «сильная молитва от материнских проклятий» или «молитва о снятии родового проклятия» должны стать для христианина словно сигнальной кнопкой тревоги, предупреждающей о псевдоправославии.
Нельзя относиться к молитвам как к набору таблеток, каждая из которых лечит определенную болезнь. Молитва — это непрестанная потребность души, ее дыхание и жизнь.
«Молитва… есть… утверждение мира… мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов… источник добродетелей… пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали… укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы…» (преподобный Иоанн Лествичник).
Молитвенные советы Святых Отцов
Есть минуты, когда человека обуревают страх и сомнения, кажется, что нет сил бороться с искушениями. В такие моменты Святые Отцы советуют читать молитву Святому и Животворящему Кресту Господню. Ведь Крест, на котором принёс Себя в жертву Господь Иисус Христос за грехи всего мира, стал спасением от смерти.
«Крест – трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия» (святитель Иоанн Златоуст).
Бесценным источником благодатных молитв является книга Псалтырь, составленная преимущественно ветхозаветным царём Давидом. В моменты сильных бесовских искушений рекомендуется читать 26 и 90 псалмы.
Великим небесным воином, который ведёт непримиримую войну со злом и тёмными силами, является Архангел Михаил.
«Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее» (Архиепископ Херсонский Иннокентий).
Поэтому к Архистратигу Божию Михаилу также прибегают с просьбой о заступничестве от диавольских козней и зла.
Защита от проклятий — церковная жизнь
Святитель Иоанн Златоуст говорил:
«Когда мы пользуемся благоволением свыше, то не только можем избегать наветов злых людей, но если и лютые звери нападут на нас, мы не подвергнемся никакой беде».
Великий святой указывает христианам путь, по которому можно избежать действия злых сил. Это жизнь с Богом и в Боге.
И одним из условий такой жизни является постоянное пребывание в Церкви. Это намного важнее, чем мифическая «молитва от проклятий». Христианин не должен быть прохожим в храме, изредка заглядывающим поставить свечу и приложиться к иконе. Нужно быть верным чадом Церкви, что подразумевает участие в Её Таинствах. В первую очередь в Таинствах Исповеди и Причастия.
Исповедь, являясь венцом покаяния, позволяет душе сбросить с себя оковы греха. Без этого невозможно получить Божественную благодать для борьбы со своими страстями. Такая душа становится неуязвимой для действия порчи или проклятия. Вот как об этом писал преподобный Паисий Святогорец:
«Раз колдовство подействовало, значит, человек дал диаволу права над собой. То есть он дал диаволу какой-то серьезный повод и потом не упорядочил себя с помощью покаяния и исповеди. Если человек исповедуется, то порча — даже если ее подгребают под него лопатой — не причиняет ему вреда. Это происходит, потому что, когда человек исповедуется и имеет чистое сердце, колдуны не могут «сработаться» с диаволом, чтобы этому человеку повредить».
Святое Причастие
Очистив душу от греховной грязи, христианин соединяется с самим Иисусом Христом в Таинстве Причастия. Об этом продолжал старец Паисий:
«Как львы, дышащие огнем, так мы отходим от этой [святой трапезы], став страшными для диавола, имея в себе и нашего Главу Христа, и любовь, которую Он нам оказал. Эта кровь, достойно принимаемая, прочь гонит от нас бесов, ангелов же привлекает, вместе с Владыкой ангелов. Ибо бесы убегают, когда видят Владычнюю кровь, а ангелы собираются. Она – спасение наших душ, ею радуется душа, ею украшается, ею согревается. Она делает наш ум светлее огня, она делает нашу душу чище золота».
Регулярное участие в Таинствах Исповеди и Причастия как броня защищает душу от любых вражеских наветов.
Таким образом, христиан может укрыться от действия злых сил в надежной крепости богоугодной жизни. Фундаментом этой крепости служит искренняя молитва. Её стены — Таинства Исповеди и Причастия. Крыша — непрестанное исполнение Божьих заповедей. А цементирующим составом, надежно удерживающим строение, является любовь.
Молитва Честному Кресту
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.
Псалом 90
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся, рече́т Го́сподеви: Засту́пник мо́й еси́ и Прибе́жище мое́, Бо́г мо́й, и упова́ю на Него́. Я́ко То́й изба́вит тя́ от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна: плещма́ Свои́ма осени́т тя́, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя́ и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни́, от ве́щи во тме́ преходя́щия, от сря́ща <от нападе́ния>и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма́ одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши.
Я́ко Ты́, Го́споди, упова́ние мое́: Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло́, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́ <селе́нию твоему́>: я́ко А́нгелом свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя́ во все́х путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя́, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́: на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва́ и зми́я. Я́ко на Мя́ упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне́, и услы́шу его́: с ни́м е́смь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́: долгото́ю дни́й испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Молитва святому Архистратигу Божию Михаилу
О, святы́й Михаи́ле Арха́нгеле, поми́луй нас, гре́шных, тре́бующих твоего́ заступле́ния, сохрани́ нас, рабо́в Бо́жиих (имена), от всех ви́димых и неви́димых враг, па́че же подкрепи́ от у́жаса сме́ртнаго и от смуще́ния диа́вольскаго, и сподо́би нас непосты́дно предста́ти Созда́телю на́шему в час стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Его́. О, всесвяты́й, вели́кий Михаи́ле Архистрати́же! Не пре́зри нас, гре́шных, моля́щихся тебе́ о по́мощи и заступле́нии твое́м в ве́це сем и бу́дущем, но сподо́би нас та́мо ку́пно с тобо́ю сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Проклятия и православие: существуют ли проклятия и отношение церкви к ним, борьба с ними и молитвы
Отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма во имя святой равноапостольной княгини Ольги г. Калининска
Разъясните, пожалуйста, нанесенное на человека проклятие может ли передаваться его детям и внукам и как можно избавиться от родового проклятия?
Само по себе проклятие не обязательно несет в себе разрушительную силу — ведь оно может быть сказано и в порыве напрасного гнева, и в безумстве, даже просто из желания навредить ни в чем не повинным людям. Но даже «заслуженное» проклятие — это не заклинание, это просто констатация негативного отношения к человеку за какой-то его поступок, несущее, возможно, даже какие-то педагогические цели по отношению к конкретному человеку. Проклятие — следствие какого-то нашего греха по отношению к кому-то, и вредит не само по себе, а черпая силу из тех наших беззаконий, вследствие которых было наложено, и даже если бы этого проклятия и не было, наш грех — сам по себе уже наше наказание. Родовое проклятие — вообще непонятный термин, ведь дети не несут на себе вины за грехи родителей, хотя, зачастую, и могут быть более подвержены тем страстям, которые были присущи их родственникам. Так, в семье пьяниц дети чаще вырастают пьяницами, и этот грех можно даже назвать родовым. Присущие нетрезвому образу жизни болезни, нравственную и материальную нищету можно назвать проклятием пьянства, также родовым, однако же и от него можно избавиться в любом поколении, перестав пить. Избавьтесь от греха, примиритесь с теми, кого обидели (даже если обиделись незаслуженно) — проклятие не будет иметь над вами никакой силы.
Прошедшей зимой, после поклонения мощам святой блаженной Матроны Московской, чудесным образом меня оставил грех, преодолеть который не было сил долгие годы. Нужно ли мне этот грех исповедовать, если он в прошлом?
Даже если Вы оставили грех по молитвам святой Матроны, это не значит, что его не нужно исповедовать. Если грехом было, например, случайное убийство? Даже если после него не было убито ни одного человека на протяжении десятилетий, это же не значит, что исповедь — лишнее? А вот утаивая грех на исповеди, мы подпадаем под те слова, которые слышим каждый раз перед тем, как нас накроют епитрахилью: «Если ли что скроешь от меня — двойной грех иметь будешь». Найдите в себе силы открыться духовнику, ведь даже приходя к знакомому врачу в больницу, мы не будем смущаться тем, что наша болезнь носит очень личный характер — так же и здесь.
Отвечает священник Анатолий Коньков, клирик Архиерейского подворья — храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Как мне бороться с бесовскими кознями? У меня проблемы в семье с мужем. Мы поженились 4 месяца назад, но постоянно ссоримся. Не хватает терпения промолчать, когда он делает замечания. Помогите советом.
Уважаемая Ольга! Крик Вашей души вполне понятен, тем более что опасность распада семьи расценивается как катастрофа — и это действительно так. Закономерно и Ваше желание устроить семейную жизнь в мире и согласии. Вы пишете, что замужем 4 месяца. Поверьте, это ничтожно малый срок для того, чтобы делать выводы. Настоящая христианская семья формируется гораздо дольше. Ведь семья — это не простое сожительство (узаконенное государством и Церковью) двух людей. Это и смирение, и понимание, и жертвенность, и, конечно, любовь. Не плотская, страстная любовь, но любовь христианская, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4–7).
Постарайтесь в соответствии с наставлениями апостола Павла строить Вашу семейную жизнь. Одного осмысления, что Вас настигают бесовские искушения, недостаточно. Необходимо сознательное изменение себя. И хотя Вы пишете, что не можете ничего с собой поделать, Вам нужно постараться начать изменять себя. Когда Вам хочется в порыве гнева или раздражения, или когда услышите критику в свой адрес, что-то ответить, наберите в рот воды (даже в буквальном смысле, как советовал святитель Феофан Затворник) и «перемолчите» какое-то время. Немного погодя Вам уже не захочется говорить то, что Вы задумали изначально. Таким образом Вам удастся избежать очередной ссоры.
Мой вопрос касается воспитания детей и отношения к искусству и литературе. С одной стороны, искусство служит для так называемого утончения души, восприятия прекрасного, так же, как классическая литература учит лучше понимать людей, отношения. Существует мнение, что это является подготовкой к восприятию нематериального, духовного. Однако меня смущает то, что огромная часть произведений создана людьми страстными, зараженными теми или иными грехами, и это невольно передается душе ребенка, настраивает ее изначально не на тот лад. Посоветуйте, пожалуйста, как соблюсти баланс между так называемой светской образованностью и сохранением души в чистоте.
Не забывайте, что многие святые отцы, особенно первых веков христианства, были обучены в языческих учебных заведениях, в которых изучали лучшие образцы философии, риторики, культуры, искусства. При этом они (отцы) остались преданными истинному Богу, а свои знания использовали во благо Церкви, используя, например, философскую терминологию для выражения христологических догматов. Кроме того, знание языческой культуры помогло охристианизировать многие языческие праздники.
Конечно, нужно помогать ребенку делать правильный выбор, особенно на пути становления личности христианина. Воспитывайте в ребенке правильное восприятие того, что он видит, слышит, изучает, преломляя все через призму христианства, и он не настроится «не на тот лад».
Вечером перед сном, перед тем как утром пойти в храм, я читал покаянные каноны Христу, Ангелу-хранителю, Богородице и потом лег спать. Мне приснился очень необычный сон, как будто видел Господа. Я читал в Законе Божьем, что Ангелы и Бог являлись лишь святым людям. А я не являюсь святым, у меня много пороков. И вот я хочу у Вас спросить, как правильно отнестись к необычному сну?
Состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание о состоянии сна находится в книге Бытия (2, 21), где Господь наводит сон на Адама, прежде чем создать Еву. В Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях. Среди этих случаев есть примеры и того, как Господь говорит во сне прямо, и того, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним (Числ. 12, 6). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.
Святые отцы говорили о состоянии сна как о естественной потребности. О том же, что бывает в видениях, многие сходятся во мнении, что не следует придавать особого значения им, равно как и истолковывать их. Хотя святые отцы признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. Святитель Феофан Затворник пишет в одном из своих писем: «Вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте, по пробуждении, душу свою и память. Самое хорошее к тому средство — молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории». Святитель Игнатий (Брянчанинов) подробно объясняет, «сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается».
Таким образом, если даже Вам в сновидении пришел Сам Господь, не будет греха, если Вы не обратите внимания и вовсе выбросите из памяти свое видение. Не рассказывайте о сновидениях никому, и сами не вспоминайте, чтобы, как отмечает преподобный Макарий Оптинский, не впасть в прелесть.
Отвечает священник Виктор Тихонов, клирик Свято-Троицкого собора г. Саратова
Когда хоронили моего папу, я молитву вложила ему в правую руку, а родственница сказала, что надо в левую, так как правой умершему надо креститься. Имеет ли значение, в какой руке находится молитва?
Дорогая Маргарита, Бог по Своей любви сотворил весь наш видимый мир. Особую любовь и заботу Бог являет человеку. Господь каждому из нас желает достичь Царствия Небесного, чтоб пребывать рядом с Ним в вечной любви и радости. Для наших усопших главным является то, как они прожили свою жизнь, как они подготовили свою душу к встрече с Богом, остались ли после них те, кто будут не просто помнить их, но и молиться за них. Действительно, способ погребения никаким образом не влияет на посмертное состояние души человека, но, тем не менее, он очень важен для нас, для живых. Именно православная традиция погребения подчеркивает бережное отношение к умершему. По учению Церкви, образ Божий — это не только душа, но и человеческое тело. В предании земле человеческого тела есть очень значимая для христианства символика зерна: тело опускают в землю подобно зерну, которое, умирая, рождается новым колосом. Это образ нашего всеобщего воскресения. В том, что молитва оказалась не в той руке, страшного ничего нет. Это традиция погребения усопших, подтверждающая, что тело когда-то было храмом, в котором обитала бессмертная душа, и мы относимся к нему с должным уважением, как и к самому усопшему. Это свидетельство нашей веры пред Богом, а не магический ритуал, в котором «все зависит» от правильности действий. Для нас и наших близких огромное значение имеет молитва. Если чувство недовыполненного долга перед отцом мучает вас, обратитесь к молитве за него, и увидите, что пользу принесете не только ему, но и себе.
Библия и проклятие: нужно бояться не «порчи», а отпадения от Бога
В Священном Писании слово «проклятие» упоминается более сотни раз. Однако это не имеет никакого отношения к придуманным «порчам» или «сглазам». Ведь главная причина всех бед кроется в нежелании самого человека отказаться от рабства греха.
От падшего ангела до падших людей
Сегодня можно встретить людей, которые сильно боятся подпасть под проклятие, считая его каким-то злым роком. На самом же деле наличие данного страха вызвано отсутствием веры в Божью любовь.
С библейской точки зрения, проклятие — это противоположность благословения, самый большой грех против заповеди любви к Богу и ближнему.
Следует отметить, что само понятие «проклятие» появилось еще в далекие ветхозаветные времена. Его активное использование в человеческой жизни произошло в результате печально известного грехопадения наших прародителей в раю.
После того, как Адам и Ева вкусили запретный плод по наущению падшего ангела, прозвучал первый в библейской истории приговор: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей» ( Быт. 3, 14 ).
Эта фраза касается не только наказания неразумного животного. Речь идет в первую очередь о состоянии самоуниженного сатаны (к тому моменту уже низринутого с неба): он был обречен пресмыкаться по земле, питаясь человеческими пороками и злодеяниями, которые являются следствием его коварных козней.
Далее Бог, указывая на грех Адама, говорит ему, что «проклята земля за тебя». Т.е. вместо райской жизни наш праотец был вынужден в поте лица добывать хлеб и со скорбью питаться до самой смерти.
После того, как Каин убил младшего брата Авеля, Бог вынес суровый приговор и самому убийце: «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» ( Быт. 4, 11-12 ).
Здесь проклятие направлено непосредственно на человека: оно заключается в бесплодии почвы и бездомном скитании. До того момента, как старший сын Адама совершил столь тяжкое злодеяние, земля служила ему источником пищи и местом жилища. Впоследствии, будучи обагренной кровью невинного страдальца, она превращается в орудие наказания для убийцы, лишая его своих естественных даров.
Приговоры после потопа
Пережив всемирный потоп, человеческий род подвергся проклятию в лице младшего сына Ноя — Хама. Увидев наготу отца (опьяневшего от вина и уснувшего в шатре), он с издевательством и насмешкой рассказал об этом своим братьям Иафету и Симу.
Когда же Ной проснулся и узнал об этом, то сразу же вынес приговор семени Хама: «И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» ( Быт. 9, 25 ). История показала исполнение этого грозного пророчества: потомки Хама были умерщвлены либо обращены в рабство сначала сыновьями Сима (при завоевании Земли обетованной), а потом и племенами Иафета — персами, греками и римлянами.
В дальнейшем отношение к проклятию было не только связано со многими жизненными ситуациями, но и базировалось на иудейском законодательстве. Характерный пример — договорные отношения с Богом: в случае соблюдения Его заповедей израильтянам было обещано благословение, а в случае нарушения — проклятие.
Так, прежде чем войти в Землю обетованную, все 12 колен израильских вступили в Завет (Ветхий) с Богом. С этой целью одна часть народа (представители шести колен) стала на горе Гаризим для благословления народа, а вторая (представители других шести колен) — на горе Гевал, чтобы произносить проклятие.
Проклятию подвергались за тяжкие грехи: идолопоклонники, скотоложники, прелюбодеи, убийцы, злословящие родителей, неправедные судьи и прочие нарушители Закона Божьего.
После того как израильтяне полностью разрушили Иерихон, их военачальник Иисус Навин произнес такие слова: «… проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его и на младшем своем поставит врата его».
Весьма интересный случай произошел с пророком Елисеем, которого маленькие дети обзывали плешивым. Его реакция на эти издевательства была весьма жестокой: «Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» ( 4 Цар. 2, 24 ).
Многострадальный Иов, оказавшись в тяжелейших жизненных ситуациях, проклял день своего рождения. А другой пророк проклял не только свой день рождения, но и человека, принесшего его отцу радостную весть о рождении сына — будущего пророка Иеремию.
Однако уже в те далекие времена правоверные иудеи не придавали значения всяческим «порчам» и «сглазам». Об этом говорится в Притчах царя Соломона: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется» ( Прит. 26, 2 ).
Отлучение от Церкви
В новозаветное время отношение к проклятию меняется: Христос искупил нас от клятвы Закона, взяв на Себя все наши грехи. И, разумеется, кто не принял Спасителя, тот автоматически подпадает под осуждение Закона Божьего. Именно поэтому в апостольском послании (на церковнославянском языке) сказано: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран-афа» ( 1 Кор. 16, 22 ).
В русском переводе вместо фразы «да будет проклят» написано слово «анафема», что означает «отлучение» или «проклятие». Однако в данном стихе речь идет о самоосуждении грешника, а не о желании христиан кого-либо проклясть, поскольку главная цель Церкви — благословлять и спасать, а не проклинать и отвергать.
«Кто не любит Бога, тот сам себя отлучает от Него еще до Страшного Суда»
Что же касается выражения «маран-афа», то оно (с языка сирского) переводится как «приди, Господь наш!». Таким образом, упомянутую апостольскую фразу нужно понимать так: кто не любит Бога, тот сам себя отлучает от Него еще до Второго Пришествия Христа, т.е. задолго до Страшного Суда.
Вот как об этом говорит святитель Феофан Затворник:
«Существо христианства в сочетании с Господом — существенном. Но кто состоит в сочетании, может ли не любить Господа? Если кто не любит Господа, то прямой знак, что он не состоит в союзе с Ним; а если не состоит в Ним в союзе, то чужд христианства, чужд тела Церкви, самоотлучен от нее, хотя и носит имя христианина, — анафема и значит, отлучен от тела Церкви…».
Если человек находится вне Церкви, являющейся Телом Христа, то он сам себя лишает и Божественной благодати, и спасения для Жизни вечной. Поэтому нужно обращать внимание не на угрозы чьих-то внешних оккультных действий («порчу», «сглаз» и т.д.), а на свое внутреннее состояние.
Если человек находится в мире с Богом, то ему в этой жизни ничего не страшно: «Господь мне свет и спасение, так кого мне бояться? Господь – оплот жизни моей, так кого мне страшиться?» ( Пс. 26, 1 ).
Случай из жизни
В житии старца Паисия Святогорца описан случай об удивительном параличе молодого человека: на протяжении многих лет его туловище было как деревянное и вообще не сгибалось…
Вот как об этом свидетельствовал сам старец: «Я начал расспрашивать и узнал, что этого юношу кто-то проклял. Что же случилось? А вот что: как-то он ехал в школу, сел в автобус и развалился на сиденье. На остановке в автобус вошли пожилой священник и один старичок и стали возле него. «Встань, — сказал ему кто-то, — уступи место старшим». А он, не обращая ни на кого внимания, развалился еще больше. Тогда стоявший рядом старичок сказал ему: «Вот таким вытянутым и останешься навсегда — не сможешь сидеть». И это проклятие подействовало. Видишь как: юноша-то был с наглецой. «А чего я, — говорит, — буду вставать? Я за свое место заплатил». Да, но ведь и другой тоже заплатил. Стоит человек пожилой, уважаемый, а ты — подросток — расселся. «Вот от этого-то всё и произошло, — сказал я ему. — Чтобы стать здоровым, постарайся покаяться. Тебе требуется покаяние». И как только несчастный понял и осознал свою вину, он сразу же стал здоров».
По словам Паисия Святогорца, проклятие имеет силу в том случае, когда оно является реакцией на несправедливость. Например, если человек проклинает своего обидчика, то слова, сказанные в страшном гневе, могут иметь реальную силу. Тот, на кого направлено проклятие, мучится только в этой жизни. А тот, от кого исходит проклятие, рискует подвергнуть себя мучениям не только на земле, но и в вечности (если не покается и не исповедается в церкви).
«Проклиная обидевшего тебя человека, ты словно берешь пистолет и его убиваешь. По какому праву ты так поступаешь? Что бы тебе ни сделал твой обидчик — убивать его ты не имеешь права. Если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нем есть злоба. Человек проклинает другого, когда со страстью, с негодованием желает ему зла», — говорил афонский подвижник.
По мнению старца, освободиться от проклятия можно только исповедью и покаянием. В своем рассказе он ссылается на тех, которые пережили подобные случаи: «Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, исповедались, и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня!» — и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Господь простит кающегося, ведь Он — Бог».