Псалом 25: текст на русском языке, толкование и значение молитвы, для чего читают

Псалом Давида 25

В жизни христиан часто возникают ситуации, когда нас предают самые близкие люди, претендуют на наше добро или достижения, возводя напраслину и обвиняя напрасно.

Псалом 25 — покаянный псалом, воззвание к Творцу с просьбой поставить Господню защиту против клеветы и коварства.

История написания и значение псалма

Великое отчаяние и печаль накрыла царя Давида в тот момент, когда он узнал об измене своего сына Авессалома. Еще нет открытых нападений, но лживыми слухами о царствовании помазанника Божьего уже полнится еврейская земля. Праведник не бежит ничего доказывать. Он склоняет колени перед престолом Божьим с молитвой.

В момент написания Псалма 25 царь Давид мог свободно посещать скинию, приносить дары.

Этот факт еще раз подчеркивает, что время написания не связано с гонениями от Саула, когда псалмопевец вынужден был постоянно скрываться.

1 Суди меня, Господи, по правде Твоей, ибо живу я в незлобии и, на Господа уповая, не изнемогу.

2 Искуси меня, Господи, испытай меня, разожги утробу мою и сердце мое!

3 Милость Твоя пред очами моими, и угождал я Тебе, соблюдая истину Твою.

4 Не сидел я в совете суетных и к беззаконным не войду.

5 Возненавидел я сборище лукавых и с нечестивыми не сяду.

6 Умою с невиновными руки мои и вокруг жертвенника Твоего пойду, Господи;

7 Да услышу я песнь во славу Твою и поведаю чудеса Твои.

8 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место святое, где обитает слава Твоя.

9 Да не погубишь с нечестивыми душу мою и с мужами, проливающими кровь, жизнь мою!

10 В руках у них беззаконие, полны они корысти.

11 Я же в незлобии живу; избавь меня,

12 Господи, и помилуй меня! Стопы мои стоят на правом пути; в церквах благословлю Тебя, Господи!

Толкование Псалма 25

В первых стихах своей молитвы псалмопевец подчеркивает свою непорочность. Это не означает, что Давид не осознает греховности или считает себя святым.

Этими стихами царь хочет донести до Господа свою непричастность к тем клеветническим слухам, которые распространяют люди Авессалома.

Псалмопевец взывает к Всевышнему, просит рассудить и оправдать его перед народом, ведь его выставили несправедливым судьей, кровожадным и глупым правителем.

Читайте еще о псалмах:

Помазанник Божий не просит незаслуженной защиты, а только исследования настоящего положения дел, участником которых он не признает себя.

Довольно смело царь утверждает, что готов к любым испытаниям, чтобы доказать свою невиновность. Эта же просьба об испытании звучит в псалме, когда Давид умоляет Господа указать ему момент перехода на опасный путь и направить на дорогу истины.

Помазанник Божий понимает всю ответственность сказанного, ведь Творец смотрит не на дела, а на помышления и задуманное в сердце. Как часто христиане на исповеди рассказывают о своих делах, при этом забывая, что Господь видит все тайные уголки души.

Правдивость и искренность покаяния всегда находят ответ на молитвы у ног Всевышнего. В стихах 3-5 звучит надежда на справедливую милость. Здесь нет слов покаяния, а только полное доверие и ожидание справедливого суда. Коварные, злонамеренные люди пытались погубить царя, он отгородился от каких-либо дел с врагами.

Далее Давид с полной ответственностью дает обет постоянно приносить жертвы хвалы и приношения на жертвенник, при этом живя в святости.

Говоря об омовении рук, он утверждает свою невиновность в этой ситуации.

Важно! Праведник любил Создателя всем сердцем, приходя в храм по велению сердца, а не только для исполнения религиозного долга, он черпал в своих молитвах силы и надежды для праведной жизни.

При этом Давид помнил и благодарил Творца за все чудеса, сотворенные Богом в его жизни.

Утверждая свою невинность, в конце Псалма 25 Давид подчеркивает еще раз тот факт, что он не имеет ничего общего с теми обвинениями в кровожадности и мздоимстве, о которых говорит Авессалом. Его враги брали и давали взятки, чтобы очернить праведника, ими двигало не желание справедливости, а чувство корысти и честолюбия.

Некогда близкий соратник Ахитофел также пошел на предательство ради наживы, однако, ноги праведника стоят на праведной дороге.

Когда и как читать псалом 25

Порой христиане просят у Господа о таких вещах, которые в будущем могут навредить им самим.

Чтобы не нанести вреда себе самому и принять волю Творца в смирении и терпении, рекомендуется святыми отцами церкви читать псалом 25 на русском языке, чтобы лучше понимать каждое слово.

Наполнит миром и надеждой святое послание Давида в момент:

  • несправедливых гонений;
  • клеветы;
  • семейных недоразумений;
  • необоснованных лживых обвинений;
  • поиска истинного пути.

Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 25

История написания и значение псалма

Великое отчаяние и печаль накрыла царя Давида в тот момент, когда он узнал об измене своего сына Авессалома. Еще нет открытых нападений, но лживыми слухами о царствовании помазанника Божьего уже полнится еврейская земля. Праведник не бежит ничего доказывать. Он склоняет колени перед престолом Божьим с молитвой.


В 25 псалме Давид просит Бога избавить его от нападений врагов

В момент написания Псалма 25 царь Давид мог свободно посещать скинию, приносить дары.

Этот факт еще раз подчеркивает, что время написания не связано с гонениями от Саула, когда псалмопевец вынужден был постоянно скрываться.

1 Суди меня, Господи, по правде Твоей, ибо живу я в незлобии и, на Господа уповая, не изнемогу.

2 Искуси меня, Господи, испытай меня, разожги утробу мою и сердце мое!

3 Милость Твоя пред очами моими, и угождал я Тебе, соблюдая истину Твою.

4 Не сидел я в совете суетных и к беззаконным не войду.

5 Возненавидел я сборище лукавых и с нечестивыми не сяду.

6 Умою с невиновными руки мои и вокруг жертвенника Твоего пойду, Господи;

7 Да услышу я песнь во славу Твою и поведаю чудеса Твои.

8 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место святое, где обитает слава Твоя.

9 Да не погубишь с нечестивыми душу мою и с мужами, проливающими кровь, жизнь мою!

10 В руках у них беззаконие, полны они корысти.

11 Я же в незлобии живу; избавь меня,

12 Господи, и помилуй меня! Стопы мои стоят на правом пути; в церквах благословлю Тебя, Господи!

Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 25

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
— Благодарю Вас сердечно, что Вы всегда находите время быть с нами и говорить о Псалтири, одной из самых поэтичных, мудрых, сокровенных книг Священного Писания. Это очень важно для наших телезрителей. Многие говорят, что они совершенно по-иному воспринимают Псалтирь после наших с Вами бесед.

Читайте также:
Молитва о возвращении мужа в семью от любовницы: как быстро вернуть мужа

— Действительно, Псалтирь важна для нас. Она открывает нам не только возможность духовно, крепко молиться, как молился святой псалмопевец Давид, но и понимание того, что мы можем представить в молитве к Богу, как мы можем беседовать с Ним. Псалмопевец Давид общался с Богом мягко, искренне и дипломатично. Он не укоряет Бога, а только постоянно говорит: «Господи, я во всей жизни научался от Тебя быть кротким, милосердным, справедливым, поэтому яви и Ты ко мне Свою милость». Это пример молитвы нежной, мягкой, неукоризненного общения с Богом. Этому можно научиться только при чтении Псалтири.

25 псалом — это особая молитва псалмопевца Давида и его пророчество о том, что может произойти со Христом Спасителем. В то же время в этом псалме он говорит и о себе, и о тех трудностях и испытаниях, с которыми он столкнулся во время преследований Саулом, когда псалмопевцу приходилось быть не только изгнанным из своего Отечества, но и жить среди иноплеменников. Обо всем этом он говорит в этом псалме.

Псалом начинается словами: «Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу». Он просит, чтобы Господь Сам увидел, как псалмопевец Давид живет. Мы говорили об этом в предшествующем псалме. Псалмопевец Давид всегда жил в незлобии. Он явил это качество, когда его преследовал Саул. Он никогда не просил у Бога никаких благ, но Господь по Своей воле призвал его и помазал на царство еще при живом царе Сауле. Такова была воля Божия. Такое происходит, когда один человек не оправдывает то служение, которое Господь ему поручает, и тогда Господь ставит другого человека. Неважно, что один еще не ушел, а другой уже поставлен. Такая ситуация одного приводит к покаянию, а другого — к совершенству. Это великий Промысл Божий. Псалмопевец Давид находился в тяжелейшем состоянии, но у него не было озлобленности и ропота. Он нес это послушание от Господа достойно, не было у него злобы против Саула или тех, кто его окружал. Он мог отомстить или убить царя, но он себе этого не позволял, а лишь подчеркивал, что он не является носителем неправды, но поступает по заповедям Божиим. Давид говорит, что упование на Единого Бога всегда будет в его сердце.

«Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя, и сердце мое». Он говорит: «Посмотри, Господи, на меня, на мое внутреннее состояние. Как огнем очищается золото и испытывается на прочность и чистоту, так и Ты, Господи, испытай меня. И Ты увидишь, что даже внутри меня нет никакой неправды. Только в незлобии хожу пред очами Твоими».

«Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей». Он опять говорит: «Все, что я буду делать — только по милости. Буду ходить по тем путям, которые Ты мне покажешь, исполняя все заповеди Твои». Неважно, что встретится в его жизни, он все равно будет верен и последователен мыслям и примеру Самого Господа.

«Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду». Он говорит: «Я никогда не находился в особых суетных, неправедных собраниях. Никогда не был заодно с теми, кто нарушает закон, кто является преступником или убийцей». Он всегда таких людей сторонился. Многие скажут: «Как же он не был убийцей?» Он же был царем, защитником и предводителем своего народа, военачальником. Но одно дело, когда ты на войне защищаешь свою страну, уничтожаешь врага ради сохранения своего рода и государства, а другое дело, когда ты из корыстных целей кого-то убиваешь, чтобы завладеть его властью, имуществом или просто отомстить ему, если он задел твою гордыню. Это является серьезнейшим грехом. Такой человек называется законопреступник. Если человек — защитник своего Отечества, мы прославляем его, у нас даже есть празднование в честь защитников Отечества. А нарушитель закона, законопреступник, достоин наказания. Раньше было не принято даже сидеть с такими людьми за одним столом. Он мог жить дальше, даже не сидеть в тюрьме, но к нему всегда испытывали презрение. Псалмопевец Давид говорит, что он никогда не был в собрании с такими людьми.

«Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду». Лукавнующие — это люди, живущие во лжи. Нечестивые — это язычники, те, которые не имели истинного богопочитания. Псалмопевец Давид говорит: «Я с ними никогда не сяду за один стол». Хотя, мы знаем, что во время преследований Давида, Саул его изгонял из родной среды, и ему приходилось жить среди язычников. Хотя он и находился среди них, но не имел ничего общего, искал возможность уйти оттуда. Когда человек приходит в гости и стоит, значит, он спешит, сразу должен уйти. Если человек пришел и сел, это сидение может быть и до вечера, и до следующего дня, и не знаешь, когда он уйдет.

«Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи». Псалмопевец Давид использует образный язык, подтверждающий то, что он не имеет ничего общего с нечестивыми, с теми, у кого руки в крови. Он не имеет ничего общего с теми, кто творит неправедные дела. Здесь вспоминается Пилат, омывший руки и сказавший: «Неповинен я в крови Праведника сего». Это древнейший обычай — умывать руки, когда ты не можешь убедить человека. Человек совершает скверное, а ты не согласен, и ты умываешь руки и говоришь, что ты не причастен. Псалмопевец говорит именно об этом: «Я не причастен к тому злу, которое происходит в этом мире, среди иноплеменников, язычников. Я удаляюсь от всего этого». Он говорит не про Ковчег Завета, а именно жертвенник. Ковчег Завета находился во Святая Святых, а жертвенник находился во Святая. Во Святая Святых мог входить первосвященник только раз в год. А во Святая мог входить священник для каждения во время богослужения. Когда мы обходим жертвенник или храм с крестным ходом, то это всегда радость, ликование, поклонение тому святому, что мы обходим.

Читайте также:
Сильная молитва от неприятностей и трудностей на работе - молитва, оберегающая от неудач и проблем

«Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя». Когда священники обходили жертвенник вокруг, они совершали богослужение с пением, поэтому Давид говорит: «Глас хвалы Твоея». «Поведати вся чудеса Твоя», — он говорит о чтении Священного Писания, в котором свидетельствуется о чудесах, которые Господь сотворил. Само сотворение мира — тоже чудо. Тогда читалось Пятикнижие Моисеево, где возвещались чудеса Божии.

«Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея». Здесь мы можем говорить только о Ковчеге Завета и скинии Моисеевой. Не был еще при Давиде построен храм Господень. Давид возлюбил красоту, одухотворенность скинии Божией, тем самым, он свидетельствует, что, если он возлюбил дом этот, значит, он возлюбил и Хозяина, Самого Творца. Он всем своим сердцем прилепился к скинии и месту селения славы Божией. У евреев было четкое понимание того, что в храме Божием живет Бог. Скиния — для Бога, дворец — для царя, а не для подданных. У нас сейчас понимание: храм — для молящихся. Мы ведем себя, как хозяева. У Израиля такого понимания, такой демократии, вольности не было. Они четко понимали, что храм — это место селения Самого Бога. Это дом Божий. В доме Божием ты ведешь себя не так, как ты захочешь, а так, как во дворцах царей, где есть определенный этикет. Такое понимание до сих пор остается у них. Мы не подтянулись к этому пониманию. Господь изгонял торговщиков и меновщиков из храма Божиего, переворачивал столы. Невозможно делать в храме Божием то, что мы хотим. Храм Божий построен для определенных целей, мы должны не привносить что-то свое, а вливаться в то, что в нём есть.

— Вы определили тенденцию: мы много лет просим людей одеваться благопристойно, особенно это касается летнего времени. На улице жарко, но, если в жару позовут на прием к Президенту Российской Федерации, вряд ли люди пойдут в шлепанцах, шортах и майке — они наденут легкий костюм. Каждое лето мы наблюдаем, что нет пока культуры одеваться в храм. Что для этого нужно?

— Нужно читать Псалтирь царя Давида. «Я полюбил благолепие дому Твоего», а мы приходим в храм и начинаем: «Почему здесь все в золоте? Давайте все нищим раздадим». Если мы делаем дом для Бога, он не должен быть шалашом, но он должен соответствовать тому, что подобает славе Божией. В первую очередь, это надо для нас. Мы должны почитать Бога, прославлять Его. Значит, мы имеем не только возможность, но и право просить у Бога Его милости и любви, как просит псалмопевец Давид: «Я возлюбил благолепие дому Твоего и место селение славы Твоея». Он восхваляет даже землю, на которой стоит скиния. Не всякое место на земле может быть освящено храмом Божиим. Мы живем с таким пониманием и часто говорим: «Почему Господь меня не слышит, мне не помогает?» Потому что, мы не имеем право на милость и помощь от Бога, мы не возлюбили храм Божий и место селение Бога.

«Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой». Он говорит про язычников и про тех, кто нарушил закон и пролил немалую кровь на земле. После того, как он исповедовал любовь к благолепию храма Божиего, он уже имеет право просить.

«Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды». Он говорит о неправдах людей, нарушениях законов, принятии взяток, совершении неправедного суда.

«Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя». Опять он говорит о своем незлобии: «Я никогда не был с ними заодно». Он во всем поучается от Бога в жизни своей, он просит, чтобы Господь не вменил ему какого-то греха, а, наоборот, помог ему.

«Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи». Праведным Господь называется потому, что Он совершает праведный суд. Давид говорит: «Я всю свою жизнь стараюсь отдать Господу, живя благочестиво, по заповедям Божиим». Он исполняет заповеди. Храмов тогда не было. Он пророчествует о том, что в будущем во всех христианских конфессиях будет прославляться имя Божие теми словами, которыми воспел Бога псалмопевец Давид. Мы и живем в то время, разбираем Псалтирь, потому что она прославляет Бога. Давид полно, искренне, поучительно прославил Господа.

Сегодняшний псалом удивителен. Конечно, Давид говорит о своих испытаниях, трудностях, неправдах. Современный человек озлобляется на то, что встречается в жизни с большими трудностями и не может их преодолеть. Он не может молиться, а если даже и молится, то его молитва скудна, и он просто просит. А псалмопевец Давид не считает, что Господь должен просто дать лишь потому, что человек попросил. Ты должен что-то представить: милосердие, любовь к Богу, действенную и истинную. Он может сказать: «Я хочу слышать слова богослужебные, хочу пророчествовать о Тебе словами Священного Писания». Человек может многое представить Богу. Но мы-то ничего не можем, что тогда мы попросим у Бога? Только то, чтобы Он научил нас хотя бы принести достойное покаяние в грехах, чтобы Господь не посрамил нас в жизни. Этот псалом очень сильный, глубокий. Мы должны стремиться к тому, чтобы в своей жизни были похожими на псалмопевца Давида, особенно в образе собственной молитвы.

— Вы говорили о том, что люди спрашивают: «Почему Господь меня не слышит?». Есть рассуждение архиепископа Никона (Рождественского): «Вы никогда не задумывались о том, что ваши просьбы к Богу иногда могут навредить и другому человеку?». Когда вы просите, вы думайте и об этом. Наши просьбы могут навредить другим людям.

— Да, может быть и такое.

Ведущая: Любовь Акелина Расшифровка: Наталья Маслова

Читаем Псалтирь. Псалом 25

История написания и значение псалма

Великое отчаяние и печаль накрыла царя Давида в тот момент, когда он узнал об измене своего сына Авессалома. Еще нет открытых нападений, но лживыми слухами о царствовании помазанника Божьего уже полнится еврейская земля. Праведник не бежит ничего доказывать. Он склоняет колени перед престолом Божьим с молитвой.


В 25 псалме Давид просит Бога избавить его от нападений врагов

Читайте также:
Молитва Николаю Чудотворцу о дочери: текст о замужестве и здравии, защите и счастье

В момент написания Псалма 25 царь Давид мог свободно посещать скинию, приносить дары.

Этот факт еще раз подчеркивает, что время написания не связано с гонениями от Саула, когда псалмопевец вынужден был постоянно скрываться.

1 Суди меня, Господи, по правде Твоей, ибо живу я в незлобии и, на Господа уповая, не изнемогу.

2 Искуси меня, Господи, испытай меня, разожги утробу мою и сердце мое!

3 Милость Твоя пред очами моими, и угождал я Тебе, соблюдая истину Твою.

4 Не сидел я в совете суетных и к беззаконным не войду.

5 Возненавидел я сборище лукавых и с нечестивыми не сяду.

6 Умою с невиновными руки мои и вокруг жертвенника Твоего пойду, Господи;

7 Да услышу я песнь во славу Твою и поведаю чудеса Твои.

8 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место святое, где обитает слава Твоя.

9 Да не погубишь с нечестивыми душу мою и с мужами, проливающими кровь, жизнь мою!

10 В руках у них беззаконие, полны они корысти.

11 Я же в незлобии живу; избавь меня,

12 Господи, и помилуй меня! Стопы мои стоят на правом пути; в церквах благословлю Тебя, Господи!

Псалом 25

Давид по псалму представляется живущим около скинии, которую он мог посещать свободно, по своему усмотрению (Пс.25:6, 8); кругом его были враги лживые, коварные (Пс.25:4), и злонамеренные (Пс.25:5), жаждущие крови и злодейств (Пс.25:9, 10). Таким положение Давида могло быть только в начале восстания Авессалома до бегства его из Иерусалима, но не во время гонений от Саула, когда он не только беспрепятственно и открыто, как изображено в этом псалме, но и тайно не мог посещать скинии: за ним всюду следили и он находился в постоянном бегстве. Засвидетельствование Давидом в том псалме «своей непорочности» (Пс.25:1) пред Богом означает здесь не исповедание полной невинности пред Ним, а непричастности, незаслуженности и несправедливости тех обвинений, которые возводились Авессаломом и его сторонниками на него, как на несправедливого судью, кровожадного человека и дурного администратора.

Рассуди и исследуй мое дело, Господи, чтобы показать незаслуженность моих бедствий (1–2). Я надеюсь на Твою милость, так как никогда не был соучастником в делах людей нечестивых (3–5). Как невинный, я буду ходить к Твоему жертвеннику, чтобы воспеть хвалу Тебе и говорить о Твоих чудесах (6–8). Не погуби меня вместе с кровожадными и мздоимцами, так как я непорочен и поступаю правдиво (9–12).

Пс.25:1. Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.

«Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности» – назначь надо мною и врагами моими суд, чтобы пред всеми показать мою невиновность в тех преступлениях, которые они возводят на меня. – «Уповая на Господа, не поколеблюсь» – моя вера в Бога, как Судью праведного, является основанием моей уверенности, что я не буду уничтожен врагами.

Пс.25:2. Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое,

«Расплавь внутренности мои и сердце» – суди и исследуй меня не только со стороны поступков, но мыслей и чувств.

Пс.25:4. не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;

Пс.25:5. возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;

«Злыми, коварными», «злонамеренными и нечестивыми» Давид называет своих врагов за приемы их действий по отношению к себе, когда они строили против него козни и распускали клевету. «Не сидел с нечестивыми» (см. Пс. 1:4).

Пс.25:6. буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,

Омовение рук служило внешним знаком невинности (см. Исх. 30:17–21).

Пс.25:8. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.

«Возлюбил я обитель дома Твоего». Давид отличался сильно развитой религиозностью, почему посещение богослужения и присутствие в скинии было для него не просто исполнением долга, но и делом личного влечения.

Пс.25:9. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,

Пс.25:10. у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.

Враги называются кровожадными и злодеями, так как они готовы были для низложения Давида прибегнуть к возмущению и кровавой с ним расправе. – «Правая рука полна мздоимства» – указание, что враги Давида действовали не бескорыстно, но брали взятки, т. е. были покупаемы или действовали из корыстных расчетов и честолюбия. Таких было много из приближенных к Давиду, и том числе и прежний его друг Ахитофел.

Пс.25:12. Моя нога стоит на прямом пути;

в собраниях благословлю Господа.

«Моя нога стоит на прямом пути

» – я прав пред моими врагами. – «В собраниях благословлю» – за милости, оказанные мне, за защиту буду воспевать Бога в песнях пред всеми людьми и во всех собраниях, разумеется религиозных.

Читаем Псалтирь. Псалом 25

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. – Благодарю Вас сердечно, что Вы всегда находите время быть с нами и говорить о Псалтири, одной из самых поэтичных, мудрых, сокровенных Книг Священного Писания. Это очень важно для наших телезрителей; многие говорят, что они совершенно по-иному воспринимают Псалтирь после наших бесед.
– Действительно, Псалтирь важна для нас. Она открывает не только возможность духовно, крепко молиться, как молился святой псалмопевец Давид, но и понимание того, что мы можем представить в молитве к Богу, как можем беседовать с Ним. Псалмопевец Давид общался с Богом мягко, искренне и дипломатично. Он не укоряет Бога, а только постоянно говорит: «Господи, я во всей жизни научался от Тебя быть кротким, милосердным, справедливым, поэтому яви и Ты ко мне Свою милость». Это пример молитвы нежной, мягкой, неукоризненного общения с Богом. Этому можно научиться только при чтении Псалтири.

25-й псалом – это особая молитва псалмопевца Давида и его пророчество, что может произойти со Христом Спасителем. В то же время в этом псалме он говорит и о себе, о тех трудностях и испытаниях, с которыми столкнулся во время преследований Саулом, когда Псалмопевцу приходилось быть не только изгнанным из своего Отечества, но и жить среди иноплеменников. Обо всем этом Давид говорит в этом псалме.

Псалом начинается словами: «Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу». Он просит, чтобы Господь Сам увидел, как Псалмопевец живет (мы говорили об этом в предшествующем псалме): псалмопевец Давид всегда жил в незлобии. Он явил это качество, когда его преследовал Саул. Он никогда не просил у Бога никаких благ, но Господь по Своей воле призвал его и помазал на царство еще при живом царе Сауле. Такова была воля Божия. Такое происходит, когда один человек не оправдывает то служение, которое Господь ему поручает, и тогда Господь ставит другого человека. Неважно, что один еще не ушел, а другой уже поставлен. Такая ситуация одного приводит к покаянию, а другого к совершенству. Это великий Промысл Божий. Псалмопевец Давид находился в тяжелейшем состоянии, но у него не было озлобленности и ропота. Он нес послушание от Господа достойно, не было у него злобы против Саула или тех, кто того окружал. Он мог отомстить или убить царя, но он себе этого не позволял, а лишь подчеркивал, что не является носителем неправды, но поступает по заповедям Божиим. Давид говорит, что упование на Единого Бога всегда будет в его сердце.

Читайте также:
Молитва на рабочем месте: сильная молитва о благополучии и от злых людей, правила чтения

«Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя, и сердце мое». Он говорит: «Посмотри, Господи, на меня, на мое внутреннее состояние. Как огнем очищается золото и испытывается на прочность и чистоту, так и Ты, Господи, испытай меня. И Ты увидишь, что даже внутри меня нет никакой неправды. Только в незлобии хожу пред очами Твоими».

«Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей». Давид опять говорит: «Все, что я буду делать, только по милости. Буду ходить по тем путям, которые Ты мне покажешь, исполняя все заповеди Твои»; неважно, что встретится в его жизни, он все равно будет верен мыслям и примеру Самого Господа.

«Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду». Псалмопевец говорит: «Я никогда не находился в суетных, неправедных собраниях. Никогда не был заодно с теми, кто нарушает закон, кто является преступником или убийцей». Он всегда таких людей сторонился. Многие скажут: «Как же он не был убийцей, он же был царем, защитником и предводителем своего народа, военачальником?» Но одно дело, когда ты на войне защищаешь свою страну, уничтожаешь врага ради сохранения своего рода и государства, а другое дело – когда ты из корыстных целей кого-то убиваешь, чтобы завладеть его властью, имуществом или просто отомстить ему, если он задел твою гордыню. Это серьезнейший грех. Такой человек называется законопреступник. Если человек защитник своего Отечества, мы прославляем его, у нас даже есть празднование в честь защитников Отечества. А нарушитель закона, законопреступник, достоин наказания. Раньше было не принято даже сидеть с такими людьми за одним столом. Он мог жить дальше, даже не сидеть в тюрьме, но к нему всегда испытывали презрение. Псалмопевец Давид говорит, что он никогда не был в собрании с такими людьми.

«Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду». Лукавнующие – это люди, живущие во лжи. Нечестивые – это язычники, те, кто не имел истинного богопочитания. Псалмопевец Давид говорит: «Я с ними никогда не сяду за один стол». Хотя, мы знаем, во время преследований Давида Саул его изгонял из родной среды, и ему приходилось жить среди язычников. Хотя он и находился среди них, но не имел ничего общего, искал возможность уйти оттуда: когда человек приходит в гости и стоит, значит, он спешит, сразу должен уйти, а если человек пришел и сел, это сидение может быть и до вечера, и до следующего дня, и не знаешь, когда он уйдет.

«Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи». Псалмопевец Давид использует образный язык, подтверждающий, что он не имеет ничего общего с нечестивыми, с теми, у кого руки в крови, он не имеет ничего общего с теми, кто творит неправедные дела. Здесь вспоминается Пилат, омывший руки и сказавший: «Неповинен я в крови Праведника сего». Это древнейший обычай – умывать руки, когда ты не можешь убедить человека: человек совершает скверное, а ты не согласен, и ты умываешь руки и говоришь, что ты не причастен. Псалмопевец говорит именно об этом: «Я не причастен к тому злу, которое происходит в этом мире, среди иноплеменников, язычников. Я удаляюсь от всего этого». Он говорит не про ковчег Завета, а именно про жертвенник. Ковчег Завета находился во Святая Святых, а жертвенник находился во Святая. Во Святая Святых мог входить первосвященник только раз в год, а во Святая мог входить священник для каждения во время богослужения. Когда мы обходим жертвенник или храм с крестным ходом, то это всегда радость, ликование.

«Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя». Когда священники обходили жертвенник, они совершали богослужение с пением, поэтому Давид говорит: «Глас хвалы Твоея». «Поведати вся чудеса Твоя» – это о чтении Священного Писания, в котором свидетельствуется о чудесах, которые Господь сотворил. Само сотворение мира – тоже чудо. Тогда читалось Пятикнижие Моисеево, где возвещались чудеса Божии.

«Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея». Здесь мы можем говорить только о ковчеге Завета и скинии Моисеевой: не был еще при Давиде построен храм Господень. Давид возлюбил красоту, одухотворенность скинии Божией, тем самым он свидетельствует, что если он возлюбил дом этот, значит, он возлюбил и Хозяина, Самого Творца. Он всем своим сердцем прилепился к скинии и месту селения славы Божией.

У евреев было четкое понимание того, что в храме Божием живет Бог. Скиния – для Бога, дворец – для царя, а не для подданных. У нас сейчас понимание: храм – для молящихся. Мы ведем себя как хозяева. У Израиля такого понимания, такой демократии, вольности не было. Они четко понимали, что храм – это место селения Самого Бога, это дом Божий; в доме Божием ты ведешь себя не так, как ты захочешь, а так, как во дворцах царей, где есть определенный этикет. Такое понимание до сих пор остается у них. Мы не подтянулись к этому пониманию. Господь изгонял торговцев и меновщиков из храма Божия, переворачивал столы: невозможно делать в храме Божием то, что мы хотим: храм Божий построен для определенных целей, мы должны не привносить что-то свое, а вливаться в то, что в нем есть.

Читайте также:
Молитва Праведному царю Давиду - священный текст пророку о помощи и защите

– Вы определили тенденцию: мы много лет просим людей одеваться благопристойно, особенно это касается летнего времени. На улице жарко, но если в жару позовут на прием к Президенту Российской Федерации, вряд ли люди пойдут в шлепанцах, шортах и майке; они наденут легкий костюм. Каждое лето мы наблюдаем, что нет пока культуры одеваться в храм. Что для этого нужно?

– Нужно читать Псалтирь царя Давида. «Я полюбил благолепие дому Твоего», а мы приходим в храм и начинаем: «Почему здесь все в золоте? Давайте все нищим раздадим».

Если мы делаем дом для Бога, он не должен быть шалашом, он должен соответствовать славе Божией. В первую очередь это надо для нас. Мы должны почитать Бога, прославлять Его. Значит, мы имеем не только возможность, но и право просить у Бога Его милости и любви, как просит псалмопевец Давид: «Я возлюбил благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея». Он восхваляет даже землю, на которой стоит скиния. Не всякое место на земле может быть освящено храмом Божиим. Мы живем с таким пониманием и часто говорим: «Почему Господь меня не слышит, мне не помогает?» Потому, что мы не имеем право на милость и помощь от Бога: мы не возлюбили храм Божий и место селения Бога.

«Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой». Он говорит про язычников и про тех, кто нарушил Закон и пролил немалую кровь на земле. После того как он исповедовал любовь к благолепию храма Божия, он уже имеет право просить.

«Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды». Давид говорит о неправдах людей, нарушениях законов, принятии взяток, совершении неправедного суда.

«Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя». Опять Псалмопевец говорит о своем незлобии: «Я никогда не был с ними заодно». Он во всем поучается от Бога в жизни своей, просит, чтобы Господь не вменил ему какого-то греха, а, наоборот, помог ему.

«Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи». Праведным Господь называется потому, что Он совершает праведный суд. Давид говорит: «Я всю свою жизнь стараюсь отдать Господу, живя благочестиво, по заповедям Божиим». Он исполняет заповеди. Храмов тогда не было. Он пророчествует о том, что в будущем во всех христианских конфессиях будет прославляться имя Божие теми словами, которыми воспел Бога псалмопевец Давид. Мы и живем в такое время, разбираем Псалтирь, потому что она прославляет Бога. Давид полно, искренне, поучительно прославил Господа.

25-й псалом удивителен. Конечно, Давид говорит о своих испытаниях, трудностях, неправдах. Современный человек озлобляется на то, что встречается в жизни с большими трудностями, и не может их преодолеть. Он не может молиться, а если даже и молится, то его молитва скудна, и он просто просит. А псалмопевец Давид не считает, что Господь должен просто дать лишь потому, что человек попросил. Ты должен что-то представить –- милосердие, любовь к Богу, действенную и истинную. Он может сказать: «Я хочу слышать слова богослужебные, хочу пророчествовать о Тебе словами Священного Писания». Человек может многое представить Богу. Но мы-то ничего не можем, что тогда мы попросим у Бога? Только то, чтобы Он научил нас хотя бы принести достойное покаяние в грехах, чтобы Господь не посрамил нас в жизни. Этот псалом очень сильный, глубокий. Мы должны стремиться к тому, чтобы в своей жизни были похожими на псалмопевца Давида, особенно в образе собственной молитвы.

– Вы говорили о том, что люди спрашивают: «Почему Господь меня не слышит?» Есть рассуждение архиепископа Никона (Рождественского) о том, что, возможно, вы никогда не задумывались, что ваши просьбы к Богу иногда могут навредить и другому человеку. Когда вы просите, вы думайте и об этом. Наши просьбы могут навредить другим людям.

Псалом 25

В случае с этим псалмом авторство царя Давида не ставится под сомнение, он пишет от первого лица в трудной для него жизненной ситуации. Из текста псалма 25 мы видим, что во время его написания Давид спокойно посещал скинию и приносил дары. Этот факт дает понять, что события, во времена которых был написан псалом, никак не связан с конфликтом с Саулом, когда Давид был отправлен в гонения и был вынужден скрываться. Речь в данном случае идет об измене Авессалома – сына Давида, узнав о которой он впал в отчаяние и печаль. Поползли слухи по земле иудейской о восхождении на трон помазанника Божьего. И Давид в очередной раз склоняет голову, прося милости Бога, не оправдываясь и не доказывая свою правду. Праведник верит в справедливый суд Создателя и знает, что он все ведает. Царь вкладывает в свою молитву особый смысл о смирении и терпении.

  1. Текст молитвы псалом 25
  2. На церковнославянском языке с ударениями
  3. На русском языке
  4. Для чего читают псалом 25?
  5. Толкование

Текст молитвы псалом 25

На церковнославянском языке с ударениями

1 Суди́ ми, Го́споди, я́ко аз незло́бою мое́ю ходи́х, и на Го́спода упова́я, не изнемогу́.

2 Искуси́ мя, Го́споди, и испыта́й мя, разжзи́ утро́бы моя́, и се́рдце мое́.

3 Яко ми́лость Твоя́ пред очи́ма мои́ма есть, и благоугоди́х во и́стине Твое́й.

4 Не седо́х с со́нмом су́етным, и со законопресту́пными не вни́ду.

5 Возненави́дех це́рковь лука́внующих, и с нечести́выми не ся́ду.

6 Умы́ю в непови́нных ру́це мои́, и обы́ду же́ртвенник Твой, Го́споди.

7 Е́же услы́шати ми глас хвалы́ Твоея́, и пове́дати вся чудеса́ Твоя́.

8 Го́споди, возлюби́х благоле́пие до́му Твоего́ и ме́сто селе́ния сла́вы Твоея́.

9 Да не погуби́ши с нечести́выми ду́шу мою, и с му́жи крове́й живо́т мой.

10 И́хже в руку́ беззако́ния, десни́ца их испо́лнися мзды.

11 Аз же незло́бою мое́ю ходи́х, изба́ви мя, Го́споди, и поми́луй мя.

12 Нога́ моя́ ста на правоте́: в це́рквах благословлю́ Тя, Го́споди.

На русском языке

1 Суди меня, Господи, ибо я в беззлобии моём ходил, и, на Господа надеясь, не изнемогу.

2 Проверь меня, Господи, и испытай меня, расплавь внутренность мою и сердце моё.

3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,

4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;

5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;

6 Омою среди невинных руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи,

7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.

8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.

9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,

10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.

11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, [Господи,] и помилуй меня.

12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.

Читайте также:
Величит душа моя Господа: текст молитвы на русском, в чем помогает и как читать

Для чего читают псалом 25?

Верующий человек в определенный момент своей жизни чувствует необходимость в чтении того или иного псалма. Святые отцы остерегают православных, ведь порой по незнанию они могут просить о таких вещах, которые могут негативно сказаться на их будущем. В связи с этим церковь рекомендует читать псалом 25 на русском языке, чтобы молитва была осознанна и понятна, прежде всего, для самого просящего. Псалом 25 читают для того, чтобы наполнить свою душу надеждой и умиротворением, оградиться от клеветы и лживых объяснений, а также получить помощь в поиске своего истинного пути.

Толкование

Толкователи находят схожесть между 25 и 7 псалмами, где Давид так просит Бога о защите против клеветы завистников, когда он был обвинен в том, что претендует на трон Саула. Псалом начинается с обычного надписания «Псалом Давиду». Составляя этот псалом, Давид просит праведного суда у Бога и помощь в избавлении его от нападок врагов и клеветников. Каждый стих псалма наполнен своим чудодейственным смыслом.

  • Стих 1: Давид говорит, что не на кого ему положиться, кроме Господа Бога, только его справедливый суд может помочь ему в этой сложной ситуации. Однажды молитва уже помогла ему, разрешив проблемы с царем Саулом.
  • Стих 2: автор просит искусить, испытать его, разжечь его словно металл, чтобы понять прочность, на которую он способен. Таким образом, Давид предлагает проверить самые сокровенные и внутренние помыслы и чувства его души. Только Бог по своему решению может открыть невинность праведника перед народом.
  • Стих 3: в этом стихе открывается причина, почему Давид так уповает на Бога. Он находится под милостью Божьей, которую получал не единожды в различных ситуациях мирской жизни, считая ее наградой за свое праведное служение и доброту. Так же автор признает, что всегда живет по заветам и не верит в непреложную истину Божью, что так же дает ему силу и уверенность в успехе.
  • Стих 4-5: Давид говорит о язычниках, чьи сборища он наблюдал на капищах, будучи там в изгнании в земле Филистимской. Служение этим идолам он считает неправильным и нечестивым, словно нарушающим закон. Он высказывает презрение к этой псевдорелигии и утверждает, что не общался с ними и не имел ничего общего, хоть и был вынужден находиться рядом.
  • Стих 6-7: среди древних верующих был обычай омовения рук и других частей тела, дабы очиститься от негативного, преступного и заявить о своей чистоте и невиновности. Именно об этом пишет Давид, обращаясь к Богу и словно смывая с себя все воспоминания о язычниках, у которых он томился в изгнании. Певцы скинии во время чтения Моисеевых книг приносили жертву и обходя вокруг места для жертвоприношения, об этом и говорит автор, обещая умилостивить Всевышнего и отмолить свой недостойный поступок.
  • Стих 8: насколько ненавистны для Давида идолы и капища язычников, настолько сильна его любовь и тоска по дому Божьему. Под именем дома Господа автор имеет в виду скинию, в которой особым образом являлась слава Создателя и он открывал народу своему свои заветы.
  • Стих 9-10: при толковании этого стиха у историков возникают противоречия. Согласно первому мнению, под нечестивыми автор представляет своих обидчиков – царя Саула и его подданных, а вот во втором варианте так он называет все тех же язычников, у которых жил Давид во время своего изгнания. Праведник просит Бога уберечь его от судьбы этих нечестивых, а также мужей крови (убийц), так как он всегда благочестив и верен своему Создателю.
  • Стих 11: здесь вновь просматривается смысл, заложенный в начале псалма. Давид уже поведал о своих поступках и возможных прегрешениях Богу и теперь ждет, что он проведет свой праведный суд и примет верное решение, наградив его милостью. Праведник говорит, что он беззлобен и добр в своей жизни, а потому просит избавить его от бед и несчастий.
  • Стих 12: в заключении Давид говорит, что, несмотря на все его несчастья, он не свернул с истинного пути и сохранил свою веру. Псалмопевец утверждает, что он всегда будет чувствовать благодарность и любовь к Богу, а потому не устанет прославлять его, словно создавая пророчество о том, насколько будет востребован Псалтырь во время богослужений.

Псалом 25

В случае с этим псалмом авторство царя Давида не подвергается сомнению, он пишет от первого лица в сложной для него жизненной ситуации. Из текста Псалма 25 мы видим, что во время написания Давид спокойно посещал скинию и приносил дары. Этот факт ясно показывает, что события во время написания псалма не имеют ничего общего с конфликтом с Саулом, когда Давид подвергся гонениям и был вынужден скрываться. В данном случае речь идет о предательстве Авессалома, сына Давида, узнав о котором он впал в отчаяние и печаль. По еврейской земле распространились слухи о восхождении на престол помазанников Божьих, и Давид снова склонил голову, прося Божьей милости, не извиняясь и не доказывая своей истины. Праведник верит в праведный суд Творца и знает, что знает все. Царь придает особое значение своей молитве о смирении и терпении.

  1. Текст молитвы псалом 25
  2. На церковнославянском языке с ударениями
  3. На русском языке
  4. Для чего читают псалом 25?
  5. Толкование

Текст молитвы псалом 25

На церковнославянском языке с ударениями

1 Суди, Господи, ибо я ходил, возлюбленная моя, и уповая на Господа, я не подведу.

Читайте также:
Молитва перед храмом - священный текст перед походом и посещением православной церкви, правила чтения

2 Упражняй меня, Господи, и испытай меня, чтобы творить утро мое и сердце мое.

3 Ибо твоя милость предо мною, и я доволен твоей правдой.

4 Он не серый с головой головы, и Я не войду с лицами закона.

5 Я возненавидел церковь нечестивых и не буду сидеть с нечестивыми.

6 Я омою невинных своими руками и воспользуюсь церемонией твоего жертвоприношения, Господи.

7 Если бы мы услышали голос твоей хвалы и рассказали все твои чудеса.

8 Господи, мы возлюбили доброту дома Твоего и место славы Твоей.

9 Не губи души моей нечестивыми.

10 Ихже в руке беззакония да сбудется право их в возмездии.

11 Но я ходил, любовь моя, спаси меня, Господи, и помилуй меня.

12 Моя стопа в правде сто; в церквях благословлю Тебя, Господи.

На русском языке

1 Суди меня, Господи, ибо я поступал по доброте моей и, уповая на Господа, я не проиграю.

2 Испытай меня, Господи, и испытай меня, растопи мои внутренности и мое сердце.

3 Ибо твоя милость в моих глазах, и я ходил по твоей правде,

4 Я не сидел с лживыми людьми и не пойду с вероломными людьми;

5 Я ненавижу собрание нечестивых и не сидлю с беззаконными;

6 Омываю руки с невинными и хожу вокруг жертвенника Твоего, Господи,

7 провозглашать хвалебным голосом и рассказывать все чудеса твои.

8 Господи! Я любил обитель твоего дома и обитель твоей славы.

9 Не губи мою душу с грешниками и мою жизнь жаждой крови,

10 которые имеют в руках беззаконие и правая рука которых полна тления.

11 Но я хожу в своей непорочности; Избавь меня, [Господь], и помилуй меня.

12 Моя нога на правильном пути, в собраниях благословлю Господа.

Для чего читают псалом 25?

Верующий в определенный момент своей жизни испытывает потребность прочитать тот или иной псалом. Святые отцы предупреждают православных, потому что иногда они по незнанию могут попросить то, что может негативно повлиять на их будущее. В связи с этим церковь рекомендует читать Псалом 25 на русском языке, чтобы молитва была осознанной и понятной, в первую очередь, для просящих. Псалом 25 читается, чтобы наполнить вашу душу надеждой и миром, защитить вас от клеветы и ложных объяснений, а также помочь вам найти свой истинный путь.

Толкование

Толкователи находят сходство между Псалмами 25 и 7, где Давид таким образом просит у Бога защиты от клеветы завистников, когда его обвинили в возвращении престола Саула. Псалом начинается обычной надписью «Псалом Давиду». Составляя этот псалом, Давид просит Бога о справедливом суде и помощи в освобождении его от нападок врагов и клеветников. Каждый стих псалма наполнен его чудесным смыслом.

  • Стих 8: Как сильно ненавидит Давид идолов и храмы язычников, так сильно его любовь и вожделение к дому Божьему. Именем дома Господня автор указывает скинию, в которой он явился в особым образом, прославляя Творца и открыв свои заветы своему народу.
  • Стихи 9-10: Историки имеют противоречивые толкования этого стиха. По первому мнению, под злодеями автор изображает своих преступников — царя Саула и его подданных, но во втором варианте он называет всех тех же язычников, с которыми Давид жил во время изгнания. Праведники просят Бога защитить его от участи этих нечестивых, а также людей крови (убийц), так как он всегда благочестив и верен своему Создателю.
  • Стих 3: Этот стих показывает, почему Давид так доверяет Богу: он находится под благодатью Божьей, которую он неоднократно получал в различных ситуациях мирской жизни, рассматривая ее как награду за свое праведное служение и доброту. Автор также признает, что всегда живет по заветам и не верит в непреложную истину Бога, что также придает ему силы и уверенность в успехе.
  • Стих 12: В заключение Давид говорит, что, несмотря на все свои несчастья, он не отклонился от истинного пути и сохранил свою веру. Псалмопевец утверждает, что он всегда будет испытывать благодарность и любовь к Богу, а потому никогда не устанет прославлять его, как будто создавая пророчество о том, что Псалтирь потребуется во время богослужений.
  • Стихи 6-7: у древних верующих был обычай мыть руки и другие части тела, чтобы очистить себя от негативного, преступного и заявить о своей чистоте и невиновности. Об этом и пишет Давид, обращаясь к Богу и словно смывая все воспоминания язычников, с которыми томился в изгнании. Певцы скинии, читая книги Моисея, приносили жертвы и ходили вокруг места жертвоприношения, — говорит об этом автор, обещая умилостивить Всевышнего и помолиться за его недостойный труд.
  • Стих 11: Здесь снова значение начала псалма. Давид уже говорил с Богом о своих действиях и возможных грехах, и теперь он ожидает, что он проведет свой праведный суд и примет правильное решение, наградив его милосердием. Праведник говорит, что у него хороший характер и хорошая жизнь, и поэтому просит спасти его от бед и несчастий.
  • Стих 2: автор просит поддаться искушению, испытать, зажечь, как металл, понять, на какую силу он способен. Поэтому Дэвид предлагает испытать самые сокровенные и сокровенные мысли и чувства своей души. Только Бог своим решением может раскрыть перед людьми невиновность праведников.
  • Стихи 4-5: Давид говорит о язычниках, собрания которых он наблюдал в храмах, находясь в изгнании в земле Филистимлян. Служа этим идолам, он считает неправильным и нечестивым, как если бы он нарушал закон. Он выражает презрение к этой псевдорелигии и утверждает, что не общался с ними и не имел ничего общего, хотя его заставили присутствовать.
  • Стих 1: Давид говорит, что ему не на кого положиться, кроме Господа Бога, только его праведный приговор может помочь ему в этой сложной ситуации. Однажды молитва уже помогла ему, решив проблемы с царем Саулом.

Псалом Давида 25 на русском и церковнославянском языках

Авторство 25-го псалма несомненно принадлежит Давиду, так как повествование в тексте идет от первого лица с указанием событий, соотносящихся с теми, которые происходили в определенный момент жизни царя. Из песни читатель понимает, что в период ее сложения пророку ничего не мешало спокойно посещать скинию и приносить дары Господу.

Это указывает на то, что данное произведение не связано с конфликтом автора с Саулом, с его изгнанием, скитаниями по пустыне. Однако сердце Давида наполнено печалью. В отчаяние его вогнал родной сын, предавший отца, пустивший по земле еврейского народа слухи о том, что великий помазанник Божий больше не может занимать трон.

Читайте также:
Сильная молитва Матроне Московской о помощи в семье - молитвы от развода и сохранения семейного благополучия

Узнав об этом, царь в очередной раз обратился к Господу, не пытаясь оправдать себя, доказать собственную правоту. Он, как и следует праведнику, вверяет свою судьбу Единому Создателю, надеется на справедливый суд. В строках, написанным пророком, читается особый смысл, в ней отражено терпение и смирение автора.

Текст псалма 25

Для личной молитвы в домашних условиях многие верующие используют текст на русском. Переводов существует несколько, смысл этих песен одинаковый. Тем, кто подготовлен, умеет читать на церковнославянском, рекомендуется читать традиционную песню, исполняемую в стенах храма во время богослужения.

На церковнославянском языке с ударениями

На русском языке

С какой целью читают псалом 25?

В сложные жизненные минуты и в часы спокойствия верующий человек обращается к псалмам, соответствующим его положению, настроению, состоянию. Святые отцы при этом обращают внимание на то, что к выбору молитвы необходимо подходить со всей ответственностью, в противном случае у Бога человек может попросить то, чего на деле им не нужно.

Важно, чтобы обращение к Всевышнему было осознанным, простым и понятным.

Таковым является русский текст псалма 25, который рекомендован к прочтению для:

  • наполнения души надеждой;
  • ограждения от клеветы врагов;
  • умиротворения;
  • получения помощь свыше в становлении на путь истинный.

Смысл

Эксперты, изучая псалом 25, не смогли не увидеть связь между ним и хвалебной песней 7. В этих работах Давид молит Всевышнего о покровительстве, когда ему грозит клевета вероотступников, распространяющих о нем дурные слухи. Произведение начинается с надписания «Псалом Давиду», характерного для всех текстов, написанных пророком.

Сомнений в том, что автором этого псалма является царь, нет. В нем он просит Бога провести справедливый суд, избавить его от козней врагов, злых деяний лжецов и притворщиков. Все стихи хвалебной песни наполнены особым смыслом.

Стих 1: Пророк утверждает, что в сложную минуту положиться он может исключительно на Бога, на его милость и способность справедливо рассудить людей, послать помощь невинным. Автор вспоминает, что однажды через молитву к нему уже приходила помощь в подобной ситуации (ссылается на период изгнания в годы правления Саула).

Стих 2: Давид готов к испытаниям, он молит небеса об искушении, способных разжечь его подобно металлу. Это бы стало для него проверкой на прочность. Царь не против проверки его души и разума, сокровенных чувств и помыслов. Он знает, что Богу под силу раскрыть перед евреями невинность своего помазанника.

Стих 3: Здесь пророк описывает причину, по которой он уповает на Всевышнего. Он делает акцент на милости, которую Бог даровал ему в прошлом неоднократно. Он вспоминает о помощи в разных ситуациях в мирской жизни, это покровительство он считает наградой за добрые поступки и верное служение. Давид подчеркивает, что в жизни следовал законам Божьим, всегда верил в истину Господню, дарующею ему уверенность в успешном исходе дела.

Стих 4 и 5: Пророк описывает язычников, которых он видел, пребывая в изгнании, скитаясь на землях Филистимских. То, что эти люди служат идолам, по его мнению, неправильно и нечестиво, это перечит установленным Богом законам. Царь презирает псевдорелигию, и утверждает, что с ней он не имеет ничего общего, хотя долгое время он пребывал рядом с вероотступниками.

Стих 6 и 7: Давид описывает древний обычай омовения, которым верующие пользовались для очищения от всего дурного. Таким образом, они боролись с проявлениями злых сил, подтверждали свою невиновность. Свое обращение к Всевышнему автор сравнивает с этой традицией, он общается с Богом и смывает с себя все воспоминания о временах, прожитых на землях язычников. Взамен на прощение недостойного поступка он обещает умилостивить Господа, принести жертву подобно певцам скинии, которые делают это во время чтения Моисеевых книг.

Стих 8: Ненависть Давида к язычникам и их идолам такая же сильная, как и любовь его к Господу, как тоска по дому Его. Под «домом» здесь подразумевается скиния, где слава Спасителя открывалась людям особым образом, где народ получил заветы свыше.

Стих 9 и 10: Толковать однозначно эту часть произведения сложно. Некоторые эксперты считают, что автор выставляет нечестивыми Саула и его приближенных, другие уверены, что речь идет о язычниках, у которых Давид был вынужден прятаться, скрываться от убийц. В этом стихе царь молит Господа не дать ему повторить судьбу вероотступников.

Стих 11: Автор возвращается к теме, поднятой в начале песни. Поведав о своих грехах, он ждет покорно и терпеливо справедливого суда, в котором царь надеется на милость Господню. Он делает акцент на своей доброте, которой он заслужил спасение от несчастий.

Стих 12: Давид рассуждает на тему того, сколько бед выпало на его судьбу, подчеркивает, что, невзирая на это, он всегда верил в Бога и шел по верному пути. Псалмопевец обещает Всевышнему, что всегда будет любить Его, прославлять Его имя, выражать благодарность. Здесь он будто бы предвидит, что его работа будет незаменимой во время богослужений в будущем.

Слушать псалом 25

Псалом Давида 25 на русском и церковнославянском языках

Авторство 25-го псалма несомненно принадлежит Давиду, так как повествование в тексте идет от первого лица с указанием событий, соотносящихся с теми, которые происходили в определенный момент жизни царя. Из песни читатель понимает, что в период ее сложения пророку ничего не мешало спокойно посещать скинию и приносить дары Господу.

Это указывает на то, что данное произведение не связано с конфликтом автора с Саулом, с его изгнанием, скитаниями по пустыне. Однако сердце Давида наполнено печалью. В отчаяние его вогнал родной сын, предавший отца, пустивший по земле еврейского народа слухи о том, что великий помазанник Божий больше не может занимать трон.

Текст 25 псалма

Псалом Давиду Псалом Давида.
1 Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу. 1 Рассуди меня, Господи, ибо я в беззлобии моём ходил, и, на Господа надеясь, не изнемогу.
2 Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя, и сердце мое. 2 Проверь меня, Господи, и испытай меня, расплавь внутренность мою и сердце моё.
3 Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей. 3 Ибо милость Твоя – пред очами моими, и я благоугоден был Тебе в истине Твоей.
4 Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду. 4 Я не сел в совете суеты и с законопреступными не пойду,
5 Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду. 5 возненавидел я собрание злодействующих, и с нечестивыми не сяду.
6 Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи. 6 Омою среди невинных руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи,
7 Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. 7 чтобы услышать мне глас хвалы Твоей и поведать о всех чудесах Твоих.
8 Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. 8 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место обители славы Твоей.
9 Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. 9 Не погуби с нечестивыми душу мою и с кровожадными жизнь мою,
10 Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды. 10 у которых в руках – беззакония, десница их полна неправедной мзды.
11 Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. 11 Я же в беззлобии моём ходил, избавь меня, Господи, и помилуй меня.
12 Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи. 12 Нога моя стала на прямом пути; в собраниях благословлю Тебя, Господи.
Читайте также:
Молитва о даровании молитвы - прошение святым о помощи, правила чтения


Псалом Давида 25

В жизни христиан часто возникают ситуации, когда нас предают самые близкие люди, претендуют на наше добро или достижения, возводя напраслину и обвиняя напрасно.
Псалом 25 — покаянный псалом, воззвание к Творцу с просьбой поставить Господню защиту против клеветы и коварства.

История написания и значение псалма

Великое отчаяние и печаль накрыла царя Давида в тот момент, когда он узнал об измене своего сына Авессалома. Еще нет открытых нападений, но лживыми слухами о царствовании помазанника Божьего уже полнится еврейская земля. Праведник не бежит ничего доказывать. Он склоняет колени перед престолом Божьим с молитвой.

В момент написания Псалма 25 царь Давид мог свободно посещать скинию, приносить дары.

Этот факт еще раз подчеркивает, что время написания не связано с гонениями от Саула, когда псалмопевец вынужден был постоянно скрываться.

1 Суди меня, Господи, по правде Твоей, ибо живу я в незлобии и, на Господа уповая, не изнемогу.

2 Искуси меня, Господи, испытай меня, разожги утробу мою и сердце мое!

3 Милость Твоя пред очами моими, и угождал я Тебе, соблюдая истину Твою.

4 Не сидел я в совете суетных и к беззаконным не войду.

5 Возненавидел я сборище лукавых и с нечестивыми не сяду.

6 Умою с невиновными руки мои и вокруг жертвенника Твоего пойду, Господи;

7 Да услышу я песнь во славу Твою и поведаю чудеса Твои.

8 Господи, возлюбил я благолепие дома Твоего и место святое, где обитает слава Твоя.

9 Да не погубишь с нечестивыми душу мою и с мужами, проливающими кровь, жизнь мою!

10 В руках у них беззаконие, полны они корысти.

11 Я же в незлобии живу; избавь меня,

12 Господи, и помилуй меня! Стопы мои стоят на правом пути; в церквах благословлю Тебя, Господи!

Толкование Псалма 25

В первых стихах своей молитвы псалмопевец подчеркивает свою непорочность. Это не означает, что Давид не осознает греховности или считает себя святым.

Этими стихами царь хочет донести до Господа свою непричастность к тем клеветническим слухам, которые распространяют люди Авессалома.

Псалмопевец взывает к Всевышнему, просит рассудить и оправдать его перед народом, ведь его выставили несправедливым судьей, кровожадным и глупым правителем.

Помазанник Божий не просит незаслуженной защиты, а только исследования настоящего положения дел, участником которых он не признает себя.

Довольно смело царь утверждает, что готов к любым испытаниям, чтобы доказать свою невиновность. Эта же просьба об испытании звучит в псалме, когда Давид умоляет Господа указать ему момент перехода на опасный путь и направить на дорогу истины.

Помазанник Божий понимает всю ответственность сказанного, ведь Творец смотрит не на дела, а на помышления и задуманное в сердце. Как часто христиане на исповеди рассказывают о своих делах, при этом забывая, что Господь видит все тайные уголки души.

Правдивость и искренность покаяния всегда находят ответ на молитвы у ног Всевышнего. В стихах 3-5 звучит надежда на справедливую милость. Здесь нет слов покаяния, а только полное доверие и ожидание справедливого суда. Коварные, злонамеренные люди пытались погубить царя, он отгородился от каких-либо дел с врагами.

Далее Давид с полной ответственностью дает обет постоянно приносить жертвы хвалы и приношения на жертвенник, при этом живя в святости.

Говоря об омовении рук, он утверждает свою невиновность в этой ситуации.

Важно! Праведник любил Создателя всем сердцем, приходя в храм по велению сердца, а не только для исполнения религиозного долга, он черпал в своих молитвах силы и надежды для праведной жизни.

При этом Давид помнил и благодарил Творца за все чудеса, сотворенные Богом в его жизни.

Утверждая свою невинность, в конце Псалма 25 Давид подчеркивает еще раз тот факт, что он не имеет ничего общего с теми обвинениями в кровожадности и мздоимстве, о которых говорит Авессалом. Его враги брали и давали взятки, чтобы очернить праведника, ими двигало не желание справедливости, а чувство корысти и честолюбия.

Некогда близкий соратник Ахитофел также пошел на предательство ради наживы, однако, ноги праведника стоят на праведной дороге.

Когда и как читать псалом 25

Порой христиане просят у Господа о таких вещах, которые в будущем могут навредить им самим.

Чтобы не нанести вреда себе самому и принять волю Творца в смирении и терпении, рекомендуется святыми отцами церкви читать псалом 25 на русском языке, чтобы лучше понимать каждое слово.

Наполнит миром и надеждой святое послание Давида в момент:

  • несправедливых гонений;
  • клеветы;
  • семейных недоразумений;
  • необоснованных лживых обвинений;
  • поиска истинного пути.

Авторство и толкование 25 псалма

Писателем данных строк, по мнению большинства святых отцов, явился Давид. Многие исследователи считают, что случилось это в то время, когда он еще не был царем. Талантливый иудейский отрок имел непростую судьбу. Сначала он нашел благоволение в глазах Саула, стал ему очень близок. Саул был первым царем Израиля, сотворил много полезных дел:

  • объединил иудейские народы;
  • создал независимое Израильское царство;
  • создал армию.

Но сквозь призму библейского повествования Саул предстает сложной личностью. Сперва он был Божьим помазанником, но затем отступил от воли Создателя и впал в немилость. Прекрасные отношения с юным Давидом были расстроены по вине Саула, который подозревал юношу в коварных стремлениях занять его престол. После нескольких покушений на свою жизнь, Давид бежал и стал скрываться.

Именно в этот период жизни и написан Псалом 25. Саул, пытаясь выследить беглеца и его друзей, распространял среди народа грязные слухи о своем враге, обвиняя того в многочисленных грехах. Невиновность важна, ведь только она дает человеку уверенность во время несправедливых нападок. Но сама по себе не является гарантией спокойной жизни. Именно поэтому Давид часто называется прообразом Христа — сколько Он перенес несправедливых обвинений и даже отдал жизнь за наши грехи!

  • Автор в этой библейской главе подвергает собственную душу испытанию и находит совесть чистой:
  • Давид пребывает в постоянной связи с Богом, он испытывает глубокую ненависть к грешникам и самому греху.
  • Праведник искренне любит Создателя, он думает о том, как исполнить Его волю.
Читайте также:
Молитва о возвращении мужа в семью от любовницы: как быстро вернуть мужа

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Упование на милость Бога основано на том, что Давид жил, проявляя терпение, не воздавая злом за зло, хотя неоднократно имел возможность отомстить Саулу и даже убить его. Человек, который знает за собой грехи, не стал бы просить Господа судить его.

Богословский разбор

Чтобы глубже понять текст, верующим рекомендуется читать толкования на Псалом 25, написанные опытными духовниками. Например, подробно разбирает каждую строку Евфимий Зигабен. Неопытным в чтении Библии лучше поначалу опираться на исследования святых отцов.

1-5 стихи

Духовное состояние гонимого Давида можно ясно увидеть во второй строке, где он просит Бога исследовать его сердце и разум (в славянском переводе — почки и сердце). Это должно показать Творцу, что в самой глубине существования даже мысли не зародилось о том, чтобы занять трон Саула или причинить ему какой-либо урон. Такое поведение объясняется тем, что праведник ощущает заботу и расположение Господа по отношению к себе. Поэтому он должен подражать Ему и в собственной жизни.

Источник своей безгрешной жизни автор видит не в себе. Он приписывает все достоинства одному лишь Создателю. Каждое действие, совершаемое на протяжении дня, человек должен обдумать с позиций грядущей вечности. Не расстроит ли он этим Творца, не нарушит ли какую-либо заповедь? Современному человеку кажется непонятным, что даже сидеть за одним столом с неправедными людьми считалось плохим поступком. Об этом можно судить по 5 строке.

Давид был предан также и своему царю, не общался с его недоброжелателями. Он выражает твердое желание и впредь находиться в чистоте. Опасным может быть общение не только с отъявленными злодеями. Проводить время с бездельниками также недостойное занятие. Ведь праздность может послужить источником опасного греха.

Каждому время от времени приходится общаться с недобрыми людьми. Благочестивые христиане не должны продолжать с ними видеться, иметь совместные дела, тем более дружить. Ведь если положительное окружение приносит пользу, так и плохое способно причинить вред.

6-12 стихи

Псалом 25 на русском языке довольно сильно отличается от славянского текста. Для полноценного изучения следует внимательно прочесть оба варианта, сравнить их. Перед тем, как просмотреть построчный перевод, следует помолиться Христу, чтобы Он открыл разум для усвоения послания, которые Дух Святой вложил в строки.

Исполнять повеления Бога могут не только истинно верующие люди, но и лицемеры. Разница в том, что первые получают от этого настоящую духовную радость, а вторые надеются лишь откупиться от грозного Владыки. Но Давид был не таков.

  • Он относился с полной серьезностью ко всему, что завещал Господь. Имел твердое намерение исполнять Его волю («омывал руки в невинности»).
  • В псалме мы видим пример из повседневных обрядов священнослужителей древности. Они перед входом в алтарь совершали омовение рук. Даже не будучи духовным лицом, каждому подобает очистить свою совесть покаянием.

Давид, являясь высокопоставленным человеком, не считал для себя зазорным исполнять надлежащие обряды вместе с простыми людьми. У евреев было принято обходить жертвенник, на котором горела туша забитого животного. Очевидно, что на это требовалось время. Не забывал праведник и возносить хвалу. Обязанность каждого верующего — благодарить и славить милосердного Спасителя.

Дом Божий

Скиния, которую посещал Давид, была прообразом христианских храмов. Сегодня верующие повсеместно посещают молитвенные дома, церкви. Великое благолепие можно увидеть в здании, предназначенном для Господа. Священники одеты в пышные облачения, стены украшены иконами, во время службы звучит торжественное пение. Все это сделано с единственной целью — достойно прославить Творца.

Давид любил посещать место присутствия Господа, и скорбел, когда был лишен такой возможности. Поэтому современные христиане должны с усердием посещать богослужения, не пренебрегать этой своей священной обязанностью.

Самообманом занимаются те, кто считает, что молиться можно и дома. Можно, только разница будет ощутимой. Единодушное вознесение просьбы или хвалы не сравнится с частным прошением в привычной бытовой обстановке. Об этом говорили еще святые отцы древности, эту же мысль пытается донести до нас и Давид.

Купить книгу Об авторе О книге

С какой целью читают псалом 25?

В сложные жизненные минуты и в часы спокойствия верующий человек обращается к псалмам, соответствующим его положению, настроению, состоянию. Святые отцы при этом обращают внимание на то, что к выбору молитвы необходимо подходить со всей ответственностью, в противном случае у Бога человек может попросить то, чего на деле им не нужно.

Важно, чтобы обращение к Всевышнему было осознанным, простым и понятным.

Таковым является русский текст псалма 25, который рекомендован к прочтению для:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: