Псалом 3: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Почему 3-й, 53-й, 58-й, 142-й и 101-й псалмы читаются во время посещения скорбей?

Священная история, раскрываемая в Библии, имеет словно бы двойной смысл. С одной стороны, это реальные факты, произошедшие в прошлом, с другой – их можно транспонировать на внутренний мир человека, на его сокровенную духовную жизнь. Гениально сочетал духовные микрокосм и макрокосм Священного Писания преподобный Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне. Тот же самый гений обнаруживается и у святого пророка и царя Давида, когда события из его личной жизни и истории Израильского царства выходят за пространственно-временные рамки и становятся событиями духовного вселенского и в то же время сокровенно-внутреннего масштаба жизни человеческой души, ее взаимоотношений с Богом.

Именно потому еще псалмы имеют для нас такое ценное значение. Для сотен поколений православных христиан псалмы становились надежным оружием в духовной брани с диаволом и словесным путем ко спасению.

Вышеозначенные псалмы с Божьей помощью соединил в одно молитвенное правило преподобный Амвросий Оптинский, назвав его «Правило, читаемое во время скорби». Об этом он писал одному своему духовному чаду в письме: «Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: “Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век”.

Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывай 101-й псалом».

Итак, почему же именно эти псалмы преподобный Амвросий выбрал для молитвы, читаемой во время скорби?

3-й псалом

Третий псалом был написан Давидом, когда на него восстал его сын Авессалом. Все исторические реалии предвещали ему победу. Так, народ в большинстве своем был за Авессалома. Царя Давида поддержала всего горстка людей, даже ближайший советник Давида Ахитофел оказался на стороне Авессалома. Давид был принужден бежать, преследуемый, как затравленная лань, войском сына. Все это позволило резонно заметить профессору Александру Лопухину в книге «Толковая Библия»: «Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него (Пс. 3:3), и он сам опасался за свою жизнь (Пс. 3:6)».
Поэтому псалом так и начинается: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня…» Но в то же время в псалме нет и нотки уныния. Святой Давид убежден, что Господь его спасет: «От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое (Пс. 3:9).

И это действительно происходит. Бог выступает на стороне праведника. Ахитофел заканчивает жизнь самоубийством. Войско Авессалома разбивают сторонники Давида. Его же самого, запутавшегося длинными волосами в ветвях дуба, пронзают стрелами.

Хотя сам Давид дал четкое приказание воинам не убивать сына. И после его смерти он оплакивал смерть непокорного чада словами: «Сын мой Авессалом, – восклицал он, – сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18:33).

Сердце его в этой страшной Богоборческой и отцеубийственной войне не ожесточилось, но осталось чистым, милосердным и любящим.

53-й псалом

Написан святым пророком и царем Давидом по похожему историческому поводу. Когда законно помазанный царь евреев молодой Давид принужден был спасаться бегством от безумного, не желающего отдавать власть царя Саула. Одно время Давид укрывался в пустыне возле иудейского города Зиф, но зифляне решили предать его и выдать Саулу. Но Господь спас праведника, потому что он уповал на Него, как это мы видим из стихов псалма: «Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей» (Пс. 53:6).

58-й псалом

Этот псалом очень схож с предыдущим, так как написан примерно по тому же поводу. Когда еще Давид служил Саулу, последний, подстрекаемый унынием, властолюбием и бесом, пытался убить Давида, метая в него копье или окружая стражами в доме. Это святое стихотворение написал псалмопевец, находясь под страшным и убийственным прессингом царя и его слуг. Как и в предыдущем псалме, он полностью уповал на Бога, непреложно веря, что Он спасет его: «Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя» (Пс. 58:18).

142-й псалом

Этот псалом снова нас отсылает к гонению, воздвигнутому сыном Авессаломом на отца Давида. Именно эти скорби побудили святого псалмопевца его написать. Как и прежде, пророк полностью уповает на Всевышнего и во всем происходящем видит Его благую волю. Он молится о следующем: «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Тво благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142:10). Несмотря на скорби, Давид учится словно бы смотреть сквозь них, вперяя средоточие своих ума и сердца в живого истинного Бога и в Нем только обретая спасение.

101-й псалом

Интересно, что в Библии данный псалом надписан следующим образом: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою».

Этот псалом написан уже не святым пророком и царем Давидом, но после его смерти, во время страшной скорби, постигшей еврейский народ в конце VI века до Рождества Христова, которое в исторической науке называется Вавилонским пленением. Это воистину была страшная скорбь, постигшая евреев за отступление от веры в истинного Бога и уклонение в язычество. Иерусалим и его главную святыню – храм Соломонов практически разрушили до основания. Многие евреи были убиты, многие уведены в вавилонский плен, многие рассеялись по миру. Но и в этом страшном испытании, в этом кровавом мраке истинно верующему видится лучик надежды. И псалом заканчивается стихом: «Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицеем Твоим» (Пс. 101:29).

История подтвердила эту надежду. Евреи милостью Божией вернулись из вавилонского плена и снова отстроили храм. Он не был уже такой великолепный, как Соломонов, но именно в него пришел Господь и Спас наш Иисус Христос.

Заключение

Из этих псалмов можно сделать вывод о трех вещах, необходимых православному христианину для жизни и особенно для претерпевания скорбей.

Первая из них – твердое упование на Бога и надежда, что Господь верных Своих не оставит никогда. Он их спасет, проведя через горнило испытаний.

Читайте также:
Молитвы на удачу в работе и делах - прошение святых о везении и успехе в работе

Вторая – нужно любить своих врагов, иметь незлобие сердца, подобно царю Давиду, который имел несколько возможностей убить Саула, но всякий раз миловал его. Он не мог поднять руку на помазанника Божия, которым являлся царь Саул. Но и любой человек – это своего рода помазанник Божий. Он образ и подобие Божие.

И третья – нужно молиться. И тогда пламя скорби утихнет, а сквозь него покажутся чистые родники спасения. И все будет с Божьей помощью хорошо…

Псалтырь

Чтение псалмов на всякую потребу

Какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах

Икона. Царь и пророк Давид-псалмопевец

Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18

Против нападений бесовских: 45, 67

При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51

Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11

Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138

Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42

В благодарность за победу над врагом: 17

Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142

При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101

В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139

Читайте также по теме:

  • Основы Православия – подборка лучших публикаций о Православии
  • Полный псалтырь со всеми кафизмами и молитвами – одним текстом (формат htm)
  • Псалтырь на церковно-славянском языке (формат pdf)
  • Какие псалмы читать для выражения Бога своих чувств и состояния – чтение псалмов на всякую потребу
  • Главная содержательная суть тех или иных псалмов – чтение псалмов на всякую потребу
  • Миссионерско-назидательное молитвенное домашнее правило для всей семьи по псалтыри – Максим Степаненко
  • “Православные акафисты” – сборник акафистов
  • Смотрите также иные молитвы в нашем разделе “Православный молитвослов” – молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
  • Молитвы о благополучии и счастье семьи – подборка известных православных молитв о семье
  • Молитва и ее необходимость для нашего спасения – сборник поучительных публикаций
  • Словарь православных гимнографических терминов (значение слов акафист, глас, икос, кондак, канон, тропарь и пр.)

В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140

Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66

Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28

Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40

Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138

В болезнях: 29, 46, 69

В смятении душевном: 30

В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69

В утешение угнетаемым: 19

От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139

Когда имеешь потребность исповедования истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137

О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129

В радости духовной: 102, 103

Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52

Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72

В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148

Перед выходом из дома: 31

В дороге: 41, 42, 62, 142

Перед посевом: 64

От потопления: 68

В гонениях: 53, 55, 56, 141

О даровании мирной кончины: 38

О желании переселиться в вечные селения: 83

Если одолевает лукавый: 142, 67

“Изъяснение каждого псалма Псалтири”. – М.: Изд-во Православного братства святого апостола Иоанна Богослова, 2000.

Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисиеем. Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность.

Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать:

1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.

2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.

3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.

4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.

5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.

6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.

7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.

8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.

9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.

10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).

11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.

12. Страдающим болезнями печени.

13. От беса читать трижды в день три дня.

14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.

15. Да найдется потерянный ключ.

16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.

17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.

18. Да разродится роженица.

19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.

20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.

21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.

22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.

23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.

24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.

25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.

26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.

27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.

28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.

29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.

30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.

31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.

32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.

Читайте также:
Акафист святым великомученикам Гурию, Самону и Авиву, небесным покровителям брака

33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.

34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.

35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.

36. Израненным разбойниками.

37. При зубной боли.

38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.

39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.

40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.

41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.

42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.

43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.

44. Страдающим болезнями сердца или почек.

45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.

46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.

47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.

48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.

49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.

50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).

51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.

52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.

53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.

54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.

55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.

56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.

57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.

58. Немым, да даст им Господь дар речи.

59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.

60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.

61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.

62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.

63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.

64. Да процветают купцы.

65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.

66. Благословение да будет на домашнем скоте.

67. Да излечится страдающая выкидышами.

68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.

69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.

70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.

71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.

72. Да покаются разбойники.

73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.

74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.

75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.

76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.

77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.

78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.

79. Да исцелит Господь больного водянкой.

80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.

81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.

82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.

83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.

84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.

85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.

86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.

87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.

88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.

89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.

90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.

91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.

92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)

93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.

94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.

95. Да исцелит Господь глухих.

96. Да рассеются чары.

97. Да утешит Господь удрученных горем.

98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг – прим. переводчика.)

99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.

100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.

101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.

102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.

103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.

104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.

105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.

106. Да исцелит Господь бесплодную.

107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.

108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.

109. Дабы младшие уважали старших.

110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.

111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.

112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.

113. Да исцелит Господь слабоумных детей.

114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.

115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.

116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.

117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.

118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.

119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.

Читайте также:
Молитва Ангелу-Хранителю на каждый день - священные тексты святым о помощи и любви

120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.

121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.

122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.

123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.

124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.

125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.

126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.

127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.

128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.

129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.

130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.

131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.

132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.

133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.

134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.

135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.

136. Да умирит Господь вспыльчивого.

137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.

138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.

139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.

140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.

141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.

142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.

143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.

144. Да благословит Бог труды людей и примет их.

145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.

146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.

147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.

148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его.

Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию со Святой Горы Афон:

149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.

150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

“Православная жизнь” (Приложение к “Православной Руси”) № 12, 2007

Псалом Давида 23

Давид был крайне преданным Господу человеку. Он всегда уповал на Него и желал прославить своего Творца. Главным его желанием было — возвести дом Господу в Иерусалиме, но из-за греха прелюбодеяния Бог не позволил ему этого сделать. Все, что смог царь Давид — это перенести ковчег завета и записать несколько псалмов по этому поводу.

Другие псалмы царя Давида:

Псалом 23 — это одна из песней славы, которые Давид посвятил Богу во время перемещения ковчега завета в Иерусалим.

История написания

По своему содержанию и стилю написания песня 23 очень схожа с 14-ой, поэтому исследователи полагают, что написание двух этих текстов было приурочено к одному событию — перенесение Ковчега Завета из дома Аваддарова в скинию на Сион. Слова псалма «Поднимите врата ваши» говорят о том, что песня звучала уже при приближении процессии с ковчегом к воротам Иерусалима.

Толкование псалма

Псалом описывает величие Господа Творца, который создал и созидает землю. Толкуют песню обычно по стихам:

  1. Стихи 1-2: Давид описывает создание земли, уделяя внимание тому, что Господь утвердил ее и по Его слову она стоит. Описывается создание мира, что перекликается с первыми главами Бытия. Прослеживается связь созданного с Создателем, т.е. земля и все, что на ней пребывает — принадлежит Всевышнему. При этом указывается на твердость ее положения, несмотря на окружающие ее движимые стихии (воды).
  2. Стихи 4-5: описывается тот, кто достоин быть с Господом, кто заслужил это своей невинностью. До конца не понятно, кому именно подразумевает автор: человека, который исполняет заветы Божьи и по закону считается праведником, или слова пророческие и говорят о Иисусе Христе — единственном праведном человеке.
  3. Стихи 6-7: автор побуждает людей быть готовыми к встрече с господом. В историческом контексте — это прибытие ковчега в Иерусалим, в духовном — встреча человека с Господом во время второго пришествия или после смерти.
  4. Стихи 8-10: Давид задает вопрос людям, кто есть их Бог? И сам отвечает на него — восхваляя дела Господа и Его заступничество за евреев в битвах и сражениях с врагами-язычниками.

Ещё интересные статьи о православии:

Касательно места «Поднимите, врата, верхи ваши» стоит сказать, что это выражение сегодня достаточно непонятно, хотя в древние времена звучало вполне естественно — ворота в древних городах были очень низкими, с поднимающимся механизмом. Они делались такими во избежание нападения и для максимальной защиты города. Поэтому Давид восклицает и призывает жителей Иерусалима поднимать верха, т.е. ворота — ведь процессия была достаточно большой, а ковчег несли на плечах левиты. Чем была почтеннее персона, проходящая в ворота, тем выше они поднимались.

Важно! Давид призывает поднять ворота максимально высока, потому что Господь — это самая почитаемая и заслуживающая максимальной славы Личность.

Правила чтения

Псалом читают во время богослужений на церковнославянском языке:

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

Дома прихожанин может изучать Псалтирь самостоятельно на русском языке:

1 Господня земля и что наполняет ее,

вселенная и все живущее в ней.

Читайте также:
Молитвы о зачатии и даровании детей - каким святым молиться о зачатии ребенка

2 Ибо Он основал ее на морях,

и на реках утвердил ее.

3 Кто взойдет на гору Господню,

или кто станет на святом месте Его?

4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто,

кто не клялся душею своею напрасно

и не божился ложно (ближнему своему);

5 тот получит благословение от Господа

и милость от Бога, Спасителя своего.

6 Таков род ищущих Его,

ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

7 Поднимите, врата, верхи ваши,

и поднимитесь, двери вечные,

и войдет Царь славы!

8 Кто сей Царь славы? —

Господь крепкий и сильный,

Господь, сильный в брани.

9 Поднимите, врата, верхи ваши,

и поднимитесь, двери вечные,

и войдет Царь славы!

10 Кто сей Царь славы? —

Следует сосредоточиться на тексте и приглушить свет — лучше всего зажечь свечу или лампаду у иконы Святой Троицы или Иисуса Христа. Читают текст вполголоса, без интонаций. Для лучшего понимания написанного, можно параллельно изучать толкования святых отцов на это место.

Совет! Произносить текст желательно во время особенного состояния сердца — когда оно хвалит и прославляет Господа за все, что Тот сделал жизни. Для этого можно заучить текст на память, чтобы читать его в любом месте.

Почему именно 22-й, 23-й и 115-й псалмы включены в Последование ко Святому Причащению?

Эти псалмы очень точно в словах ветхозаветных пророчеств говорят о Теле и Крови Христовых – о Святой Евхаристии.

Если говорить с точки зрения литургики, то очень часто богослужебные чины начинаются именно псалмами, которые (посвященные определенной тематике) следуют перед песнопениями и молитвословиями новозаветной Церкви. Это и начало вечерни, и утрени, и часы, и различные молебны. Данная закономерность говорит о духовной и исторической взаимосвязи Ветхого и Нового Заветов, объединенных вокруг пришествия Мессии – Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Эта закономерность прослеживается и в Последовании ко Святому Причащению. После обычной «шапочки», состоящей из славословия Святой Троице, стихиры «Царю Небесный», Трисвятого, молитвы Господней «Отче наш» и других молитвословий следуют три псалма – 22-й, 23-й и 115-й – стержневой темой которых является Святая Евхаристия и подготовка верующих к принятию Святых Даров.

Рассмотрим это с Божьей помощью на примере стихов из данных псалмов…

22-й псалом

Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Церковь Христова с древнейших времен изъясняла этот псалом в смысле пророчества о Христе Спасителе как ‟Добром Пастыреˮ, питающем и напаяющем Своим телом и кровию, и благодатью крещения возрождающем верующих овец во святой Своей Церкви. Поэтому с древнейших времен псалом этот состоит в числе молитв готовящимся ко святому Причащению».

Уже с первых стихов псалма это видно…
«Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойнее воспита мя». Образ злачной пажити, т. е. плодородного поля, и есть образом вечного непреходящего Хлеба Тела Христового, а вода покойна символизирует «воду святого Крещения, омывающую от прародительского греха». Так говорил преподобный Амвросий Оптинский.

Образ злачной пажити 22-го псалма очень точно раскрывается в заключительной молитве Канона покаянного ко Господу: «Воспитай мя от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь».

В пятом стихе вышеупомянутого псалма практически прямо говорится о Таинстве Святой Евхаристии, и, конечно, поражает, что эти стихи были написаны за сотни лет до земного воплощения Бога Слова: «Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яка державна».

Под трапезой здесь подразумевается Святая Евхаристия, а под Чашей, которая напояет человека, – Святой Потир с Кровью Христовой.

И если человек будет вкушать Тело и Кровь Христовы, то, пишет псалмопевец: «И милость твоя поженет мя вся дни живота моего: и еже вселити ми ся в дом Господень в долготу дний», т. е. милость Божья будет пребывать на верующем всю жизнь, и он вселиться в дом Господень – в рай.

23-й псалом

Эта молитва излагает нам условия и качества, которые должен иметь верующий для того, чтобы достойно причащаться Святых Христовых Таин. Ведь литургийный возглас «Вонмем. Святая святым» звучит именно для нас. Нам следует стать святыми, очистить себя достойно для того, чтобы приступить к страшной и спасительной Святыне Евхаристии.

О том же говорит и псалом:

«Кто взыдет на гору Господню; или кто станет на месте святем Его;
Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему».

Преподобный Макарий Великий так толкует это место: «Кто взыдет на гору Господню? – т. е. на небо – неповинен рукама и чист сердцем, а этим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию».

В 23-м псалме есть следующие стихи: «Сей примет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля».

Преподобный Иоанн Лествичник пишет об этих стихах псаломских: «Главнейшее знамение избранников Божиих состоит в том, чтобы всеми силами стремиться ко Господу и непрестанно воздыхать по небесному отечеству. Пребывание ищущих лице Бога Иаковля состоит в непрестанной молитве».

Интересен также ответ на вопрос, что это за врата, которые должны взять князья (о них повествуется в 9-м и 10-м стихах псалма): «Возьмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть Царь славы; Господь сил, Той есть Царь славы». С одной стороны, святые отцы различных времен видели здесь символ Вознесения Гоподня. С другой – они говорили о вратах нашего сердца, которыми владеют различные страсти: гордость, злоба, плотоугодие… Эти страсти порабощают душу человека и препятствуют Господу войти в нее и обитать в ней. Князи (страстей) господствуют на этих вратах и не допускают Царя славы войти ими. Поэтому мы должны взять эти врата под свой контроль, под свою волю, чтобы впустить туда Господа. «Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною» (Откр. 3:20).

Итак, исходя из этого псалма, для достойного принятия Тела и Крови Христовых необходимы вера в Бога и желание, поиск пути к Нему, борьба со страстями, молитва, пост и воздержание. Таковые соделывают себя с Божьей помощью теми святыми, которые становятся достойными Святыни Евхаристии.

115-й псалом

В четвертом стихе этого псалма прямо говорится о Таинстве Причащения: «Чашу спасения приму, и имя Господне призову». Причем Евхаристическая Чаша названа именно Чашей спасения, т. е. в Ней спасение для человеков. Вот для чего нам нужно причащаться! Чтобы спастись! И какое интересное слово «причастник»: мы соделываемся причастниками Божества, соединяемся с Ним таинственным, евхаристическим, спасительным образом!

Читайте также:
Молитвы святому Георгию Победоносцу – священные тексты великомученику о помощи в работе, на успех и на победу

Последние стихи псалма символически нам прообразовывают Литургию:

«Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову.
Молитвы моя Господеви воздам перед всеми людьми Его:
Во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме».

Что такое жертва хвалы? Это, конечно, Евхаристия, являющаяся, собственно, ядром Божественной литургии. И с греческого языка Евхаристия и переводится как «жертва хвалы, благодарственная жертва». Стих «Молитвы моя Господеви воздам перед всеми людьми Его…» говорит нам о вселенскости, всемирности, всеобьемлющем характере Литургии. Это слово и переводится с греческого языка как «общее дело, служение». Дворы же дому Господня и Иерусалим символизируют храмы Православной Церкви и Саму Церковь-Мать, в священной ограде Которой Богом совершается Литургия.

Одним словом, при чтении псалмов поражает откровенность пророчеств. Они прямо указывают на Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на Его Искупительный Подвиг, на учреждение Святой Троицей земной новозаветной апостольской Церкви, в Которой совершается дело спасения человеков. И это было написано за тысячи лет до новозаветных событий! И, конечно, могло быть написано только святыми людьми по внушению Духа Святого. Он, словно великий Регент, руководил стройным хором святых пророков, которые пели, поют и будут на веки вечные продолжать петь спасительную песнь Священного Писания. В ней нет места фальшивому звуку, в ней одна правда Божия.

Нам же остается для спасения своего припадать к этим чистым родникам. Припадать, чтобы иметь в себя жизнь, берущую начало в Боге. Ведь сам Спаситель сказал: «…Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6:53–55).

Псалом 23

Царь и пророк Давид свою жизнь посвятил служению Господу, он не только искренне верил, но и рассказывал о своей вере другим народам. Давид непрестанно восхвалял Бога и желал сделать Иерусалим его домом, однако Господь воспротивился этому. Но Давид смог перенести Ковчег Завета, посвятив этому событию несколько песен, одна из которых – псалом 23.

  1. Текст молитвы псалом 23
  2. На церковнославянском языке с ударениями
  3. На русском языке
  4. История написания
  5. Когда читать псалом 23?
  6. Толкование

Текст молитвы псалом 23

На церковнославянском языке с ударениями

Псалом Давиду, единыя от суббот

1 Госпо́дня земля́, и исполне́ние ея́, вселе́нная и вси живу́щии на ней.

2 Той на моря́х основа́л ю есть, и на река́х угото́вал ю есть.

3 Кто взы́дет на го́ру Госпо́дню? или́ кто ста́нет на ме́сте святе́м Его́?

4 Непови́нен рука́ма и чист се́рдцем, и́же не прия́т всу́е ду́шу свою, и не кля́тся ле́стию и́скреннему своему́.

5 Сей прии́мет благослове́ние от Го́спода, и ми́лостыню от Бо́га, Спа́са своего́.

6 Сей род и́щущих Го́спода, и́щущих лице́ Бо́га Иа́ковля.

7 Возми́те врата́ кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная, и вни́дет Царь сла́вы.

8 Кто есть се́й Царь сла́вы? Госпо́дь кре́пок и си́лен, Госпо́дь си́лен в бра́ни.

9 Возми́те врата́ кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная, и вни́дет Царь сла́вы.

10 Кто есть се́й Царь сла́вы? Госпо́дь сил, Той есть Царь сла́вы.

На русском языке

Псалом Давида, в первый день недели.

1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,

2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.

3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

4 Неповинный руками и чистый сердцем, кто не предал суете душу свою и не клялся с коварством ближнему своему

5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.

6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

7 Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы.

8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.

9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.

История написания

История написания псалма относится к событиям, происходившим 3000 лет назад, ещё до Рождества Христова. Перенесение Ковчега Завета стало большим и значимым праздником. Из дома Аваддарова святыня перешла на хранение в скинию, расположенную на одном из холмов Иерусалима, Сионе. В честь этого торжественного события было написано несколько хвалебных песен. Текст псалма 23 повествует о приближении ковчега, в сопровождении длинной процессии, к воротам священного города.

Когда читать псалом 23?

Издавна принято читать псалом 23 в первый день недели, что сказано и в подписи к нему. По древнему летоисчислению евреев неделя начиналась с субботы, сейчас же в церковном календаре первым днем значится воскресенье.

Во время церковных служб принято использовать тексты на старославянском языке, но дома разрешено читать псалом 23 на русском языке. Следует приглушить свет и успокоиться перед прочтением молитвы, чтобы посторонние мысли не мешали таинству обращения к Господу. Все слова и общий смысл должны быть ясны, а мысли сосредоточенны на песне.

Псалом 23 читают без интонации и негромко, но делать это нужно лишь в особое время, когда состояние души близко к содержанию текста. Песнь принято исполнять для восхваления Господа, выражения благодарности Богу за жизнь и все дарованные блага.

Толкование

Для понимания общего смысла песни следует разобрать каждый стих. Толкование псалма 23:

  • Стих 1-2 – в этих строках говорится о том, что Господь создал землю и всё, что есть на ней, а значит, всё это находится в руках Создателя и связано с ним. Даже движимая стихия воды не нарушает твердости и прочности земли Господней.
  • Стих 3-5 – автор описывает человека, достойного занять место подле Господа, который праведной жизнью и соблюдением законов Божьих заслужил милость и прощение.
  • Стих 6-7 – слова в этих стихах следует понимать как наставление перед встречей с Богом. Толкование двояко: с исторической точки зрения имеется в виду предстоящее появление в Иерусалиме Ковчега Завета, с духовной – встреча с Господом, которая ожидает всех после смерти.
  • Стих 8-10 – царь Давид спрашивает, кто же он – Господь? И сам же дает ответ на свой вопрос, восхваляя силу Господа и благодаря его за защиту еврейского народа в множественных войнах с невежественными язычниками.
Читайте также:
Келейная молитва: история и текст молитв, которыми молились подвижники келейно

Псалтирь | псалом 23

Этот псалом говорит о царстве Иисуса Христа.

(I) О Его царстве провидения, посредством которого Он управляет этим миром (ст. 1,2).

(II) О царстве Его благодати, через которое Он управляет Своей Церковью:

(1) о подданных этого царства (ст. 4.6) и об их привилегиях (ст. 5);

(2) о царе этого царства и о необходимости для каждого из нас впустить Его (ст. 7-10). Предполагается, что этот псалом был написан по случаю, когда Давид принес ковчег на то место, которое было предназначено для него, и его основное предназначение – вести народ дальше помпезности и внешних обрядов к святой жизни и вере во Христа, прообразом которого был ковчег.

Стихи 1-2. Здесь говорится I. Об абсолютном праве собственности Бога на ту часть сотворения, где выпал нам жребий быть (ст. 1). Мы не должны думать, что небеса, лишь одни небеса и многочисленные яркие обитатели верхнего мира принадлежат Господу, а земля, будучи маленькой и незначительной частью сотворения и находясь далеко от царского дворца на небесах, остается в пренебрежении и Богу неинтересна. Нет, даже земля, этот нижний мир, принадлежит Ему; и хотя Он приготовил престол Своей славы на небесах, в то же время Его царство правит всем, и даже черви земные не выпадают из Его поля зрения и из-под Его владычества.

(1) Когда Бог отдал землю сынам человеческим, Он в то же время решил сохранить за Собой право собственности, а им передал ее как временным жильцам, или арендаторам: «Господня земля и что наполняет ее». Шахты, расположенные в ее глубинах, даже самые богатые, плоды, которые она производит, все твари лесные и скот, пасущийся на тысячах холмов, наши земли и дома и все достижения, сотворенные человеком на этой земле благодаря умению и трудолюбию, – все принадлежит Ему. Безусловно, по сравнению с царством благодати, все эти блага кажутся ничтожными, ибо они – суета сует и ничего не дают для души; но для царства провидения они представляют собой изобилие. «…Земля полна произведений Твоих. Это — море великое и пространное…» Все части и районы земли принадлежат Господу; все находится под Его бдительным оком и в Его руке так, что куда бы ни отправилось чадо Божье, оно может утешить себя, что Бог – с ним и что он не покидает землю своего Отца. То, что выпало на нашу долю на земле, и ее плоды, дано нам на время; это принадлежит Господу; то, что в глазах всего мира принадлежит нам, не является таковым в свете Его прав. То, что расположено дальше всего от нас и проходит через пути морские или сокрыто на дне, также принадлежит Господу; и Он знает, где найти его.

(2) Населенная часть этой земли (Прит 8:31) принадлежит Ему особым образом: вселенная и все живущее в ней. Мы сами – наши тела и наши души – не принадлежим себе. «Все души — Мои», – говорит Бог, ибо Он – творец наших тел и Отец нашего духа. Наши языки не принадлежат нам, они должны находиться в Его распоряжении. Даже те дети человеческие, которые не знают Его и не состоят с Ним в родственных отношениях, принадлежат Ему. А теперь пришло время показать, что, хотя Богу приятно принимать молитвы и служения Своего избранного народа (ст. 3-5), Он делает это не потому, что их молитвы и служения нужны или выгодны Ему, ибо вся земля и то, что на ней, принадлежит Ему (Исх 19:5; Пс 49:12). То же самое можно сказать о владычестве Христа, как Посредника, над самыми отдаленными частями земли, которые отданы Ему во владение. Отец любит Сына и все отдал в Его руки, а также власть над каждой плотью. Апостол дважды цитирует это место в своем рассуждении об идоложертвенном (1Кор 10:26,28): «Если это мясо продано на бойне, то ешьте его и не задавайте вопросов, ибо Господня земля; это хорошее Божье творение, и вы имеете право на него. Если же человек сказал вам, что это мясо было принесено в жертву идолу, воздержитесь, ибо Господня земля, и, кроме этого, имеется достаточно другого». Это также является хорошим объяснением, почему мы должны быть довольны своей участью в этом мире и не завидовать другим; Господня земля, так почему Бог не может дать столько, сколько Он хочет, Своим, и дать одним больше, а другим меньше, как Ему угодно?

II. Об основании для этой правомерности. Земля принадлежит Богу в соответствии с неопровержимым правом, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее (ст. 2). Она принадлежит Ему, ибо (1) Он сделал ее, сформировал ее, основал ее и сделал удобной для человека. Ее сущность принадлежит Ему, так как Он сотворил ее из ничего; ее форма принадлежит Ему, так как Он сотворил ее в соответствии с вечными намерениями и идеями Своего собственного разума. Он сам сделал ее, Он сделал ее для себя и поэтому является единственным, полновластным и абсолютным владельцем; и никто не может дать нам право владеть какой-либо частью, кроме Него (см. Пс 88:12,13).

(2) Никто другой не мог сотворить ее такой. Это творение Всемогущего, ибо оно основано на морях и реках – слабых и непостоянных основаниях, как подумали бы некоторые, чтобы на них строить землю. Но тем не менее, если всемогущей власти угодно, это основание будет служить и нести тяжесть этой земли. Воде, которая вначале покрывала землю и считалась непригодной для обитания человека, было велено идти под землю, чтобы появилась сухая поверхность, и поэтому вода является как бы основанием для нее (см. Пс 103:8,9).

(3) Господь сохраняет ее; Он основал ее, утвердил ее (хотя одно поколение уходит, но другое приходит), так что земля пребывает (Еккл 1:4). Его провидение – это продолжающееся творение (Пс 118:90). Основание земли на потоках вод должно напомнить нам, как скользки и неопределенны все земные вещи: их основание не только песок, но и вода; поэтому глуп тот человек, который строит на таком основании.

Стихи 3-6. От этого мира и его изобилия размышления псалмопевца внезапно возносятся до великих вершин другого мира, основание которого покоится не на морях и не на реках. Блага этого мира Бог отдал сынам человеческим, и мы в большом долгу за Его провидение для них; но они не поделятся ими с нами. И поэтому,

Читайте также:
Молитва изгнания демонов - сильные православные молитвы на очищение и защиту

I. Здесь задается вопрос о лучшем (ст. 3) Эта земля – подножие для Бога; и как бы много мы ни имели здесь, на земле мы будем лишь короткое время и скоро уйдем отсюда, и тогда кто взойдет на гору Господню? Кто после смерти отправится на небеса и, как залог этого, сейчас имеет общение с Богом в постановлениях? Душа, которая знает и размышляет о своей собственной природе, происхождении, бессмертии; которая, рассматривая землю и ее полноту, остается неудовлетворенной. Здесь среди всех творений нет того, кто помог бы человеку, и поэтому она думает о восхождении к Богу, о приближении к небесам и спрашивает: «Что я должна делать, чтобы взойти на это высокое место, на эту гору, где Господь живет и провозглашает себя? Что я должна делать, чтобы пребывать в этом счастливом святом месте, где Он встречается со Своим народом и делает его святым и счастливым? Что мне делать, чтобы я была среди тех, кого Бог избрал Своим особым народом и который принадлежит Ему, но не так, как земля и все, что наполняет ее?» Этот вопрос очень похож на тот, который задается в Псалме 14:1. Гора Сион, на которой был построен храм, символизирует Церковь видимую и невидимую. Когда люди сопровождали ковчег к его святому месту, Давид хотел, чтобы они думали, что это были образы божественных благ, и через них они должны прийти к тому, чтобы помышлять о небесном.

II. Здесь дается ответ на этот вопрос, в котором мы имеем 1. Достояние избранного народа Божьего, который будет иметь с Ним общение в благодати и славе.

(1) Это те, которые воздерживаются от всех вопиющих греховных поступков. Их руки неповинны; они не запачканы сквернами этого мира и плоти. Никто из людей, кто был нечист по церемониальному обряду, не мог войти на гору храма, что подчеркивало чистоту образа жизни как неотъемлемое требование для тех, кто хочет иметь общение с Богом. Руки, вознесенные в молитве, должны быть чистыми руками, даже малая частица несправедливой прибыли не должна прилипнуть к ним, как и все то, что оскверняет человека и оскорбляет святого Бога.

(2) Это те, которые поступают по совести и внутренне являются такими же, какими кажутся внешне. Они имеют чистые сердца. Мы ничего не получаем от религии, если она не совершает работу над сердцем. Недостаточно, чтобы наши руки были чистыми перед людьми, мы должны отмыть наши сердца от порочности, не позволять себе никакой тайной сердечной нечистоты, что открыто для глаз Бога. В то же время напрасно притворяются те, чьи руки осквернены греховными поступками, в том, что их сердца чисты и добры. То сердце является чистым, которое искренно и не лукавит в завете с Богом; которое тщательно охраняется, чтобы ни один нечестивец, ни один нечистый дух не коснулся его; которое очищается верой и соответствует образу и воле Бога (см. Мат 5:8).

(3) Это те, которые не привязываются к благам этого мира, кто не клялся душею своею напрасно, чьи сердца не стремятся чрезмерно к богатствам этого мира, к славе человеческой или чувственным наслаждениям, которые не выбирают все это своей частью и не стремятся к ним, потому что верят, что все это напрасно, неопределенно и не насыщает.

(4) Это те, которые честны и перед Богом, и перед человеком. В своем завете с Богом и в договорах с людьми они не клянутся лживо, не нарушают обещаний и не дают лживых клятв. А те, которые не проявляют уважения к своим обязанностям поступать по правде и почитать имя Бога, недостойны быть на святой горе Господней.

(5) Они – молящийся народ (ст. 6): «Таков род ищущих Его». В каждом веке есть остаток людей, имеющих такие характеристики, которые будут называться Господними вовек (Пс 21:31). Таковыми являются те, которые ищут Бога – ищущие лица твоего, Боже Иакова!

[1] Они объединяют себя с Богом, чтобы искать Его не только ревностной молитвой, но и в серьезных усилиях, чтобы получить Его благоволение и содержать себя в Его любви. Сделав это вершиной своего счастья, они делают это вершиной своих стремлений и стараются прежде всего быть допущенными к Нему и поэтому прилагают усилия, чтобы быть одобренными Им. Мы должны восходить на гору Господню и, поднимаясь на вершину, делать все, что в наших силах, и искать усердно.

[2] Они присоединяются к народу Божьему, чтобы искать Бога вместе. Имея общение с Богом, они обретают общение со святыми; подражая примерам святых, которые прошли перед ними (как некоторые понимают это место), они ищут лица Божьего, как Иаков, который позднее стал называться Израилем, так как боролся с Господом и одолел, искал Его и нашел; и, согласуясь со святыми их времени, они будут искать благоволения Церкви Божьей (Отк 3:9) и будут рады знакомству с народом Божьим (Зах 8:23);

они объединят себя с ними, и когда напишут рукою своею: «я Господень», то назовутся именем Иакова (Ис 44:5). Как только Павел обратился, он пристал к ученикам (Деян 9:26). Они будут искать лица Божьего в Иакове (как некоторые понимают это место), то есть в собраниях Его народа: «Лица твоего, Боже Иакова!» – так мы можем понять это место. Так как все верующие являются духовными потомками Авраама, то каждый, кто сражается в молитве, является духовным потомком Иакова, которому Бог никогда не говорил: «Ищете Меня напрасно».

2. Привилегии избранного народа Божьего (ст. 5). Они воистину и навечно станут счастливыми: они получат благословение от Господа, все плоды и дары Божьего благоволения, в соответствии с Его обетованием; а те, кого Бог благословляет, несомненно благословлены, ибо это прерогатива Бога – повелевать благословениями.

(2) Они будут оправданы и освящены. Они получат духовные благословения, даже праведность – именно то, чего они жаждали и к чему стремились (Мат 5:6). Праведность – это блаженство, и мы можем ожидать ее только от Бога, ибо не имеем собственной праведности. Они получат награду для своей праведности (как некоторые понимают это место) – венец правды, который даст Господь (2Тим 4:8).

Читайте также:
Молитва в недоумении - прошение православным святым о помощи в принятии решения, правила чтения

(3) Они спасутся, ибо сам Бог будет Богом их спасения. Обратите внимание: там, где Бог дает праведность, Он определенно собирается дать спасение. Тот, кто сделан подходящим для небес, будет благополучно доставлен на небеса, и тогда он обретет то, что искал для своего бесконечного удовлетворения.

Стихи 7-10. В этих стихах повторяется то, что уже говорилось один раз; такие повторения обычны для песен, и они придают им красоту. В них (1) вновь звучит требование впустить царя славы; ворота и двери должны быть широко открыты, чтобы Он мог войти, ибо Он стоит у двери и стучит, готовый войти.

(2) Еще раз задается вопрос об этом величественном правителе, которого требуется впустить: «Кто сей Царь славы?» – это происходит так же, как в том случае, когда кто-либо стучит в нашу дверь, и обычно мы спрашиваем: «Кто там?»

(3) Дается ответ на вопрос об этой царской личности, которая требует, чтобы ее впустили: «Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани, Господь сил» (ст. 8,10).

I. Описанный здесь великолепный въезд, возможно, подразумевает торжественный внос ковчега в палатку, которую Давид построил для него, или в храм Соломона; ибо когда Давид приготовил материалы для строительства храма, вполне возможно, что он сочинил и псалом, посвященный его открытию. В этих стихах привратникам велено открыть двери, которые названы «дверьми вечными», так как они долговечнее дверей скинии, представлявшей собой лишь занавес. Они научены задавать вопрос: «Кто сей Царь славы?» А несущие ковчег научены отвечать приведенными здесь фразами, так как ковчег был символом или доказательством Божьего присутствия (ИНав 3:11). Или же эти стихи можно воспринять как поэтический образ, предназначенный для того, чтобы представить тему более выразительно. Бог в Своем Слове и постановлениях повелевает нам именно таким образом приветствовать Его.

(1) С великой готовностью: двери и врата должны быть открыты для Него. Пусть Слово Господа займет самое сокровенное и самое большое место в наших душах; если бы у нас было 600 шей, мы должны были бы склонить все их перед этой властью.

(2) Со всем благоговением, помня, как велик Бог, к которому мы приступаем.

II. Безусловно, это место указывает на Христа, прообразом которого был ковчег с престолом милости.

(1) Мы можем также предположить, что это место говорит о вознесении Христа на небеса и о великолепном приеме, который был оказан Ему там. Завершив Свой труд на земле, Он вознесся с облаками небесными (Дан 7:13,14). Тогда небесные врата должны были открыться для Него – те двери, которые действительно можно было назвать «вечными вратами», которые были закрыты для нас, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт 3:24). Наш Искупитель увидел, что они закрыты, но, заплатив Своей Кровью за грех, принес искупление, и это дало Ему право войти во святилище (Евр 9:12). Как имеющий право и власть, Он потребовал торжественного въезда, но не только для себя, а и для нас; ибо, будучи Предтечею, Он пришел и открыл Царство Небесное для всех верующих. В Его руки нужно отдать не только ключи от ада и смерти, но и от небес и жизни. Так как Его въезд очень величественный, то ангелы пришли, чтобы спросить: «Кто сей Царь славы?», ибо они охраняют ворота Нового Иерусалима (Отк 21:12). Когда единородный взошел в верхний мир, ангелы должны были поклониться Ему (Евр 1:6);

и соответственно здесь они с удивлением спрашивают: «Кто это идет в червленых ризах от Восора? (Ис 63:1-3), ибо Он явился в тот мир как Агнец закланный». В ответ звучат слова, что это крепкий и сильный, сильный в брани, который спасает Свой народ и подчиняет его и его врагов.

(2) Мы можем также применить эти стихи к торжественному вхождению Христа в души человеческие через Свое слово и Дух, чтобы они могли стать Его храмами. Присутствие Христа в них действует подобно присутствию ковчега в храме – оно освящает их. «Се, стою у двери и стучу», -говорит Иисус (Отк 3:20). Поэтому необходимо, чтобы двери и ворота сердца были распахнуты для Него не только как знак гостю, что он допущен, а как знак того, что владение передано истинному владельцу, который отвоевал право на него. Это призыв и требование Евангелия, чтобы мы впустили в свои души Иисуса Христа, Царя славы, и приветствовали Его осанной: «Благословен грядущий». Чтобы сделать все это правильно, мы должны задать вопрос: «Кто сей Царь славы?», чтобы узнать, в кого мы должны верить и любить превыше всего. И ответ готов: «Он – Иегова, Иегова – наша правда, наш вседостаточный Спаситель, если только мы впустим и примем Его. Он крепкий и сильный, Господь Саваоф; и поэтому мы подвергаемся огромному риску, отказываясь впустить Его, так как Он может отомстить за оскорбление. Он может силой проложить Свой путь и разбить на кусочки Своим жезлом тех, кто не подчинится Его золотому скипетру».

Воспевая эти стихи, пусть наши сердца радостно откликнутся на этот призыв, который звучит в первых словах следующего псалма: «К Тебе, Господи, возношу душу мою».

Как и когда нужно читать православный псалом 23

История написания псалма 23

Большинство таких религиозных песен были написаны одним автором, а именно – иудейским царем Давидом. Каждый псалом несет в себе обращение к Богу как к Творцу всего на земле и как к защитнику, покровителю. Если внимательно рассмотреть структуру текста и попытаться понять смысл, то легко заметить, что 23 псалом имеет много общего с 14. Ученые считают, что и поводом для их написания послужило перенесение Ковчега Завета в Иерусалим. Этот текст был написан уже по окончанию гонения Давида.


Псалом 23 был написан уже по окончанию гонения Давида

Толкование и значение молитвы

Если говорить об общем значении всей песни, то она обращена к величию Господа. Прославляются его святые деяния, говорится о том, как он создал землю. Поскольку говорится в псалме о событиях, которые происходили, когда Давид уже стал царем, то главной целью песни является не просьба, а именно благодарность. Сама песнь по сравнению с другими достаточно коротка и имеет всего 10 стихов. Расскажем о них подробнее:

  • 1 и 2 стихи описывают историю создания мира. Эти части похожи на первые главы из Бытия.
  • 4 и 5 стихи говорят о том, кто достоин быть рядом с Богом. Есть несколько теорий, о чем все же говорил Давид или о ком. Одни ученые считают, что речь идет о Спасителе, другие уверены, что о простых верующих.
  • 6 и 7 стихи предупреждают людей о встрече с Господом. Они служат напоминанием, что человек в любой момент может предстать перед Богом.
  • Последние строки являются своеобразным вопросом о том, кто такой Бог.
Читайте также:
Акафист Пресвятой Богородице пред ее иконой "Жировицкая" - священные тексты Богоматери о здравии и помощи

В песне есть часть с такими словами: «Поднимите, врата, верхи ваши». Это считается неким призывом к людям, чтобы те подняли выше ворота города. Это нужно было для удобного прохода процессии в Иерусалим для перенесения ковчега.

Изъяснение псалма 23-го.

«Псалом Давиду». В некоторых списках нашел я: «единыя от суббот», но в Ексаплах сего не прилагается. Впрочем, чтобы и сего не оставить неизъясненным, скажем: надобно знать, что сими словами означается Владычнее воскресение, после котораго все, земля и море, прияло лучи Боговедения. А таким образом псалом предвозвещает воскресение, а сверх того и восшествие Владыки на небеса.

Пс.23:1. Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней.

«Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». поелику Иудеи предполагали, что Господь обладает одною Палестиною, и о них только одних промышляет, будучи их только Богом, то пророческое слово весьма кстати научает, что обладает Он целою вселенною. Обладает же ею, не восхитив Себе власть, и не другаго кого лишив обладания, но Сам создав вселенную и приведя ее из небытия в бытие.

Пс.23:2. Ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.

«Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть». А сим указует не на создание только, но и на Промысл. Ибо земле, которая по природе суха, даровал соразмерную влажность, отвне и посреди ея поместив великия моря, и устроив, что посреди твердых земель или протекают весьма многочисленныя и великия реки, или струятся источники. А таким образом, доказав владычество Божие и предвозвестив Богопознание язычников, Пророк предлагает советы о добродетели, ведя опять речь в виде вопросов и ответов. Ибо говорит:

Пс.23:3. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

«Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?» Горою же называет здесь не земный, но небесный Сион, который указал нам блаженный Павел, говоря: «приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному» (Евр. 12, 22). поелику предварительно научил, что Бог всяческих есть Творец и Создатель, то весьма кстати указует ведущий к Нему путь, и на вопрос дает ответ.

Пс.23:4. Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему].

«Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему». Кто желает взойдти на оную гору, тому, говорит Пророк, надлежит очистить душу от неуместных помыслов и иметь руки свободными от подобных деяний. Ибо слово: «руки» употребил вместо слова: «деяния», а под словом «сердце» разумел помышления, потому что в сердце слагаем намерения, а руками приводим в действие. Говорит же Пророк, что таковому надлежит не желать ничего преходящаго и тленнаго. Ибо сие называет суетным. Так именует это и Екклесиаст, говоря: «суета суетствий, всяческая суета» (Еккл. 1, 2). И поелику с любостяжательностию бывают сопряжены лесть и нарушение клятв, то кстати вместе с тем запрещает и это: «и не клятся лестию искреннему своему». Потом показывает плод сих добрых дел.

Пс.23:5. Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.

«Сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего»: Весьма же прилично с благословением совокупил и милостыню; потому что почитаемое нами воздаянием дается людям по единому Божию человеколюбию, и всякая человеческая правда ничего не значит в сравнении с дарами ниспосылаемыми от Бога, не говорю уже о дарах будущих, которые превышают и помышление человеческое.

Пс.23:6. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

«Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля». Вознамерившиеся вести жизнь по сим правилам, говорит Пророк, действительно вожделевают узреть законоположника добродетели, Который древле сподобил некогда явления Своего и великаго Иакова. Посему, как в одиннадцатом псалме, говоря об ином роде, живущем во всякой злобе и во всяком лукавстве, умолял Бога: «Ты Господи сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век», так здесь возвещают противное: «сей род ищущих Господа». Ибо, по воплощении Бога и Спасителя нашего, вся земля и море, уверовав божественной проповеди, оставили отеческих богов и взыскали Бога Иаковля. Так Пророк, предсказав спасение вселенной, научает приступивших к вере, что Владыка Христос не только воскрес, разрушив державу смерти, но и восшел на небеса. А поелику двадцать первый псалом заключал в себе предвещание о спасительных страданиях и пророчество о спасении язычников, то кстати и здесь, упомянув опять о язычниках и предрекши их Богопознание, предызображает Владычнее восшествие на небо и показует нам лики Ангелов, из которых одни предшествуют Владыке Христу, а другие свыше вопрошают, и желают познать, что значит чудное сие зрелище.

Пс.23:7. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

Пс.23:8. Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.

Пс.23:9. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

Пс.23:10. Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – царь славы.

«Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы».

«Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен во брани».

«Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы».

«Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы».

Никто да не подивится, слыша о незнании невидимых сил. Ибо не имеют предведения, и не все знают; ведение же сие имеет одно Божественное естество. Ангелы и Архангелы и другие лики невидимых Сил знают в той только мере, в какой научены. Почему и божественный Апостол, разсуждая о них, сказал: «да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10). Если же и из того, что совершается в Церкви, точнее узнают Божию премудрость, то нет ничего страннаго, что горния Силы не познали тайны вознесения Христова, увидев естество человеческое, но не усмотрев сокровеннаго в нем Божества. Но если кто не согласится допустить сию мысль, то пусть из объясненнаго в сем псалме извлечет решение и для настоящаго места. Выше Пророк наставление о нравственной добродетели представил в виде вопроса и ответа, сказав: «кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?» и предложив сей вопрос, присовокупил ответ: «неповинен рукама, и чист сердцем» и т. д. Представь и здесь подобный образ речи, положи, что вопрошающие предлагают вопрос не по незнанию, но чтобы сим провозглашением научить всех человеков о владычестве Восходящаго на небо. Почему ответствующия Силы говорят, что Он Царь славы, как от всех приемлющий славу и имеющий истинное и постоянное царство. Называют же Его и Господом крепким и сильным в брани, потому что разрушил жестокое мучительство диавола и разсеял обольщение покорных ему демонов. Дается же повеление вратам вечным, чтобы отверзлись, потому что не были еще отверсты для естества человеческаго, и никто из человеков никогда не проходил оными. Но вочеловечившийся Бог-Слово, восприяв наш начаток, возвел оный на небеса, «и седе одесную величествия на высоких» (Евр. 1, 3), «превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем» (Еф. 1:21). Восхищен был и великий Илия, впрочем не на небо, но «яко на небо» (4Цар.2:11). Так, после перваго вопрошения и ответа, снова одни вопрошают, другие ответствуют, и дознают, что «Господь Сил, той есть Царь Славы», то есть, Творец и Создатель Ангелов и Архангелов и всякаго невидимаго и сотвореннаго естества.

Читайте также:
Келейная молитва: история и текст молитв, которыми молились подвижники келейно

Как и когда читать

В храмах псалом читают на церковнославянском языке. Дома можно произносить текст и на русском.

Рекомендуется читать псалом перед иконой под светом свечи полушепотом.


В храмах молитвы читают на церковнославянском языке


Дома псалмы читают на русском языке


Перед иконой зажигают свечу

Текст псалма 23 на русском языке

1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,

2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.

3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему],-

5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.

6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

7 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

8 Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.

9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

10 Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – царь славы.

Как и любую другую молитву, псалом нужно читать не по холодному расчету. Если в сердце человека живет искренняя вера в то, что он произносит, то Господь всегда поможет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом 23

По надписанию псалом принадлежит Давиду, а по сходству его содержания с псалмом 14 (ср. Пс.23:3–4 с Пс. 14:1, 3) можно считать одинаковым с последним и повод написания, это перенесение Кивота Завета из дома Аваддарова в скинию на Сион, когда уже процессия приближалась к узким и маленьким воротам Иерусалима, почему Давид восклицает «поднимите, врата, верхи ваши» (Пс. 23_7, 9).

Дополнение к надписанию – «в первый день недели», заимствованное из греч. Библии, указывает на время богослужебного исполнения псалма в первый день, начинающий неделю, что отвечает нашему воскресению, так как неделя заканчивалась у евреев субботой.

Господь велик: Ему принадлежит земля и все, что на ней (1–2). Вблизи Бога на Сионе может поэтому обитать тот, кто чист мыслями, делами и словами, кто ищет Его (3–5). Ворота города! Поднимите верхи ваши, чтобы сделать свободным вход Господу, Который идет через вас! Он – царь славы, сильный в брани, Он – Господь сил (6–10)!

Пс.23:1. Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,

Пс.23:2. ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.

Так как Господь – Творец земли, то ему принадлежит как она, так и все, что ее наполняет, т. е. царство животное и растительное, мир органический и неорганический, видимый и невидимый. Он основал ее «на морях и на реках». Земля по своему объему меньше количества воды, находящейся на земном шаре. Сила Бога и Его всемогущество выражается наглядно в том факте, что земля занимает твердое и прочное положение, несмотря на то, что находится среди движущейся стихии.

Пс.23:4. Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему], –

Обитать вблизи Господа на горе Сион достоин тот, кто не совершал дурного внешнего поступка («руки неповинны»), кто чист и мыслями («сердце чисто») и кто не грешил словом: не давал ложных клятв и ложно не призывал Бога.

Пс.23:6. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

Такими, достойными обитания на Сионе, Давид считает «ищущих лица Твоего». Ближайшим образом сюда относятся евреи, как единственные носители и служители Иеговы.

Пс.23:7. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

Пс.23:8. Кто сей Царь славы? – Го­с­по­дь крепкий и сильный, Го­с­по­дь, сильный в брани.

«Поднимите, врата, верхи ваши». Ворота в древних городах устроились очень низкими, с подъемным верхом. Они называются вечными, так как самого древнего происхождения. Процессия приближалась к Иерусалиму и состояла в несении левитами на плечах Кивота Завета, на крышке которого были украшения из херувимов. Ворота Сиона с неприподнятым верхом были недостаточны, чтобы через них мог пройти Восседающий на Херувимах Господь. Чем знатнее входящее в ворота лицо, тем беспрепятственнее должен быть и вход в них. Здесь же сейчас входит Сам «Царь славы». Этот Царь славы есть Господь сил, «сильный в брани», Тот, Кто является победителем всех народов и Кому Давид обязан взятием и горы Сион от иевусеев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: