Псалом 4: текст и толкование молитвы, для чего читают и в чем помогает священный текст

Псалом Давида 4: рассмотрим все нюансы

Псалом 4 — одна из тех многочисленных песен, которые были написаны царем Давидом в часы выпавших на его долю страданий и испытаний. Он сокрушается по поводу ожесточения сердец человеческих и просит Бога помочь людям освободиться от жестокосердия.

Псалом Давида о том, чтобы люди отложили свой гнев и повернулись к Господу

Читать четвертый Псалом необходимо тем людям, которые отличаются раздражительность, суетливостью и нервозность. Которым непросто взять себя в руки и успокоится. Кто постоянно переживает по поводу всяких мелочей. Любит ссорится и выяснять отношения. Суетятся попусту. Не могут полностью довериться Богу и все свои проблемы возложить на Него. Доподлинно не известно, когда именно этот Псалом был написан Давидом. Но это явно было тяжелое для него время. Тогда его слава как царя была поругана. Многие были недовольны его правлением. Может, в то время была война, может, он бежал от своего сына Аввессалома, который хотел занять его престол еще при жизни отца. Историки разнятся во мнениях.

Но ясно одно, что Давид переживал по поводу волнений среди своего народа и своего шаткого положения. Но продолжал уповать на Господа, который никогда его не подводил. И в это раз царь был уверен, что все будет хорошо. Бог много раз до этого доказывал Давиду, что всегда находится рядом и следит за тем, что жизни Давиду ничего не угрожало. В каких бы сражениях ни участвовал Давид, он всегда возвращался с поля боя живым и здоровым. Вот и сейчас, как тяжело не было бы царю на сердце, но уверен, что Всемогущий не оставит его, а поддержит, как делал это на протяжении всей жизни мужчины.

Текст молитвы псалом 4

При проведении богослужений используется церковнославянский или старославянский язык. С его помощью молитва достигает Господа и доносит просьбы и мольбы верующих

На церковнославянском языке

В конец, в песнех псалом Давиду

1 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою.

2 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?

3 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

4 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.

5 Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

7 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

8 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

На русском языке

Если читать псалом 4 на русском языке, то становятся более понятны переживания и страдания певца, его смятение и желание найти защиту Господа:

К исполнению, на струнах. Песнь Давида.

1 Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей; в тесноте Ты дал мне простор. Сжалься надо мною и услышь молитву мою.

2 Сыны человеческие, доколе вы тяжки сердцем? Для чего любите тщету и ищете лжи?

3 И познайте, что дивным соделал Господь святого Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему.

4 Гневайтесь – но не грешите, в том, что говорите в сердцах ваших; на ложах ваших сокрушайтесь.

5 Принесите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Многие говорят: «Кто покажет нам благо?» – Отметил нас свет лица Твоего, Господи!

7 Ты дал веселье сердцу моему: от плода пшеницы, вина и елея своего они преисполнились.

8 С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить.

История написания

Точное время написание псалма 4 не установлено, зато точно известно, что его автором был Давид. Из него понятно, что рассказ идет о сложном времени в жизни и правлении царя Давида. Появилось много недовольных, но источник этого недовольства неизвестен. Возможно, это – война или побег от Аввесалома, сына Давида, который стремился занять отцовский трон еще при жизни Давида – точных указаний на это нет.

Мнения по поводу событий, послуживших источником написания песни, расходятся. Однако все сходятся во мнении, что в это время Давид был переполнен переживаниями и страданиями, но постоянно обращался к Господу, уповая на его помощь и защиту.

При этом жизнь свидетельствовала, что царь постоянно находился под защитой Всевышнего: из самых тяжелых ситуаций всегда находился выход, а Давид оставался живым и здоровым даже после самых тяжелых сражений. И в период, о котором идет речь в 4 псалме, Давид уверен, что обязательно получит поддержку Господа.

Толкование Псалма 4

Авессалом, предавший отца и поднявший на царя восстание, уничтожен. Давид благодарит Бога за спасение, подчеркивая свою преданность Творцу, но в его душе живет боль.

В 4 псалме Давид просит Бога услышать его молитву

В самом начале этой песни написано «В конец». Многие толкователи Библии сходятся в том, что это означает приход Христа.

Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.

Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

Читайте также:
Молитва Матроне Московской о помощи в любви - прошение святой о счастливой любви

Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!

Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились.

Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

  • В стихе 2 Давид подчеркивает, что Создатель всегда признавал его Своим, и слышал молитвы царя.

И в этот раз Давид в скорби обращается к Творцу, у него тяжело на душе, но, несмотря на великую боль, царь утверждает, что Господь слышит молитвы взывающих.

Другие псалмы царя Давида:

Акцент этого стиха стоит на утверждении, что Бог — наша правда, Он есть праведность, покровительство и сила нашего оправдания.

  • Укор, звучащий в стихе 3, касается каждого из нас. Как часто, в час страданий и испытаний, мы суетимся, порой идем на компромиссы, не доверяя Всевышнему.

Предавший отца Авессалом многое обещал восставшим воинам, они обольстились обещаниями предателя, увлеклись мирской суетой, забыв, что Давид — помазанник Божий.

Чтобы познать дивную силу Творца, нужно встать на путь истины, отказаться от лживых увлечений и пристрастий.

Вседействующий промысел Господний сходит на преподобных Создателю. Давид полностью осознает, кто он есть перед Богом. Любящий Отец знает о наших грехах, слышит покаяния и видит в каждом, призывающим имя Иисуса, Свое подобие.

Милостивый Творец избавил Давида от восставших воинов и даровал ему победу, как ответ на хвалу.

  • 5-6 стихи должны быть написаны в сердцах всех христиан. «Гневаясь, не согрешайте», эти слова красной нитью проходят через всю Библию. Как часто в минуты гнева верующие теряют разум.

Бесчинствуют, забывая, что суд должен творить только Всевышний. Бог есть любовь, и не может от любящего создания течь река грязной ругани, гнева.

Важно! Не согрешайте, когда в пылу возмущения, посылаете проклятия в жизнь своих людей. Ведь придется пожинать посеянное через жертву правды. Упование на Бога — великая награда для всех последователей Христа.

На ложах своих, то есть в состоянии покоя, размышляйте о содеянном, дурном. Анализируйте все слова и помыслы, которые овладевали вами на протяжении дня. Раскаяние и умиротворение сменит гнев и раздражение в суетном, наполненном возмущении сердце.

Бог дает через Давида совет, как можно совладать с гневом, чтобы не согрешить

Нераскаянный грех захлопнет двери милости Божьей, и тогда можно часами вопрошать, почему нет ответа, ибо Богу угодно прощение и смирение.

  • О том, кто привык надеяться только на себя, говорит стих 7. Люди, у которых материальные блага на первом месте, часто спрашивают, какая им польза в вере Господу. Зачем размышлять о содеянном, если ничего не меняется в жизни.

Статьи о Ветхом Завете:

Псалмопевец отвечает просто, что слепым не дано видеть, настолько благ и милостив Господь, ибо на уповающих на Создателя всегда снисходит свет Его Лица.

  • Великолепно утверждение в конце Псалма 4, где псалмопевец подчеркивает, что ложась спать, он всегда уверен в Господней защите, на Него одного все упования царя.

Когда и как читать псалом

Бог наш, Всевышний Создатель, всегда с нами, Он готов прийти на помощь во всех ситуациях, когда:

  • ослабела вера;
  • невозможно справиться с эмоциями;
  • безысходности нет конца;
  • враги одолевают в лице болезней и финансовых проблем.

Важно! Читать Псалом 4 нужно с покаянным сердцем и полным доверием Создателю.

Псалом 4

Псалом 4 — одна из тех многочисленных песен, которые были написаны царем Давидом в часы выпавших на его долю страданий и испытаний. Он сокрушается по поводу ожесточения сердец человеческих и просит Бога помочь людям освободиться от жестокосердия.

  1. Текст молитвы псалом 4
  2. На церковнославянском языке
  3. На русском языке
  4. История написания
  5. Для чего читается псалом 4?
  6. Толкование

Текст молитвы псалом 4

При проведении богослужений используется церковнославянский или старославянский язык. С его помощью молитва достигает Господа и доносит просьбы и мольбы верующих

На церковнославянском языке

В конец, в песнех псалом Давиду

1 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою.

2 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?

3 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

4 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.

5 Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

7 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

8 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Читайте также:
Молитва вдовы об усопшем супруге - священный текст, читаемый до и после 40 дней

На русском языке

Если читать псалом 4 на русском языке, то становятся более понятны переживания и страдания певца, его смятение и желание найти защиту Господа:

К исполнению, на струнах. Песнь Давида.

1 Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей; в тесноте Ты дал мне простор. Сжалься надо мною и услышь молитву мою.

2 Сыны человеческие, доколе вы тяжки сердцем? Для чего любите тщету и ищете лжи?

3 И познайте, что дивным соделал Господь святого Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему.

4 Гневайтесь – но не грешите, в том, что говорите в сердцах ваших; на ложах ваших сокрушайтесь.

5 Принесите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Многие говорят: «Кто покажет нам благо?» – Отметил нас свет лица Твоего, Господи!

7 Ты дал веселье сердцу моему: от плода пшеницы, вина и елея своего они преисполнились.

8 С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить.

История написания

Точное время написание псалма 4 не установлено, зато точно известно, что его автором был Давид. Из него понятно, что рассказ идет о сложном времени в жизни и правлении царя Давида. Появилось много недовольных, но источник этого недовольства неизвестен. Возможно, это – война или побег от Аввесалома, сына Давида, который стремился занять отцовский трон еще при жизни Давида – точных указаний на это нет.

Мнения по поводу событий, послуживших источником написания песни, расходятся. Однако все сходятся во мнении, что в это время Давид был переполнен переживаниями и страданиями, но постоянно обращался к Господу, уповая на его помощь и защиту.

При этом жизнь свидетельствовала, что царь постоянно находился под защитой Всевышнего: из самых тяжелых ситуаций всегда находился выход, а Давид оставался живым и здоровым даже после самых тяжелых сражений. И в период, о котором идет речь в 4 псалме, Давид уверен, что обязательно получит поддержку Господа.

Для чего читается псалом 4?

Чтение молитвы уместно, когда у человека возникает чувство безысходности от навалившихся проблем, если ему сложно справиться с отчаянием и отрицательными эмоциями, если вера его ослабевает. Когда одолевают болезни, а финансовые проблемы кажутся неразрешимыми, слова молитвы, обращенной к Господу, помогут. Чтобы просьбы дошли до Господа, читать текст псалма 4 нужно с полным доверием к Богу и открытым сердцем.

Молитва подходит для чтения людям нервным и неуравновешенным, постоянно тревожащимся из-за любой мелочи, суетливым, постоянно выясняющим отношения. Чтобы избавиться от пустой суеты и ненужной тревоги, важно обратиться к Господу, усмирив свой гнев.

Толкование

Чтобы глубже прочувствовать весь трагизм ситуации, о которой повествует Давид, требуется толкование: возможность обрести силы и найти защиту Божью. Толкование раскрывает глубокий смысл псалма 4.

  • Стих 1: Давид непосредственно обращается к Богу и просит услышать его молитву. Бедствия, которые обрушиваются на человека, — результат его неверия в Господа. Чтобы избавиться от этих «оков», нужно обратиться к Богу.
  • Стих 2: в нем царь задается вопросом, почему «сыны человеческие» живут во лжи и суете, когда можно пребывать в спокойствии и мире.
  • Стих 3: Царь призывает свой народ обратиться к Богу и восхититься делами его, уверовать в силу его и дела Господни, как верит он в то, что Бог не оставит его без помощи и поддержки.
  • Стих 4-5: в нем призыв одуматься и раскаяться. Каждый волен выражать свои мысли и несогласие, при этом не преступая законы Божьи и не опускаясь до греха. Чтобы обвинять, нужно проанализировать ситуацию и выяснить, насколько правомерно осуждение и гнев, доказана ли вина того, кого обвиняют во всех грехах.
  • Стихи 6-8: наполнены искренностью, светлыми чувствами и верой в Бога. Он помог тогда, когда окружение Давида было на грани отчаяния из-за отсутствия понимания происходящего и «хлеба насущного». Именно в это время пришла Божья помощь. И хотя до решения всех проблем еще далеко, царь полностью уверен в милости Господней, поэтому спокойно ложится спать, несмотря на недружелюбное окружение.

Псалом 53

Надписание псалма указывает во-первых, на способ исполнения ( «на струнных орудиях» ), во-вторых, на характер содержания ( «учение» ), представляющего размышление Давида по поводу случившегося с ним, и в-третьих, на повод написания – предательство зифеев. Псалом написан тогда, когда Давид скрывался в пустыне Зиф на одной горе от преследовавшего его Саула. Последнему зифеи, с целью выслужиться пред ним, указали местопребывание Давида, куда и пошел Саул, а Давид принужден был бежать в пустыню Маон, отделявшуюся от войск Саула одним холмом. В это время Давид написал и известный нам Пс.21 .

Господи! Спаси меня Твоею силою от врагов, ищущих моей жизни (3–5). Я верю, что Он защитит меня невинного (6–7) и за дарованное спасение я прославлю Его (8–9).

Пс.53:3 . Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.

«Именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди» . Преследования Давида Саулом, как известно, были незаслуженны: Саул преследовал Давида за то, что видел в нем честолюбивого и счастливого соперника в искании престола, тогда как Давид таких замыслов не питал, а назначение на престол Еврейского царства получил от Бога. В силу последнего Давид и не предпринимает никаких средств борьбы с Саулом, но предоставляет свою жизнь воле Бога. Молитва Давида к Богу в данном случае имеет следующий смысл: спаси меня, Господи, так как моя гибель, как Твоего избранника, будет унижением Твоего имени, которое велико в глазах людей. «Суди Твоею силою» – прояви Твою силу сейчас, когда опасность велика и положение Твоего избранника кажется безвыходным.

Читайте также:
Правило от осквернения: что это такое, главные молитвы и правила их чтения

Пс.53:5 . ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.

«Чужие восстали. и сильные ищут души моей» . – Поступок зифеев по отношению к Давиду отличался такой ненавистью, которая равняла их с чужими; т. е. с язычниками, врагами евреев; «сильные» – это воины Саула, с которыми он стоял недалеко от Давида. «Душу мою» – мою жизнь; враги стремились погубить Давида. – «Не имеют Бога пред собою» . Враги Давида не думали о том, согласно ли с волей Бога такое преследование, право ли оно и заслуженно ли Давидом, а руководились посторонними и корыстными расчетами – желанием выслужиться пред Саулом.

Пс.53:7 . Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.

«Он воздаст за зло врагам» . Давид верит, что Господь то зло, которое готовят ему враги, отвратит от него и пошлет его на врагов. – «Истиною Твоею истреби их» – так как Ты, Господи, любишь истину, а пред Тобою я прав, то, как покровитель истины, истреби врагов.

Пс.53:8 . Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,

Пс.53:9 . ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.

«Прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо» – буду восхвалять Тебя, конечно, в молитвах и псалмах за ниспосланное мне добро. – «На врагов моих смотрело око мое» . Простая помощь была оказана Давиду, так как Саул узнал о нападении на южные пределы своего государства филистимлян, вышел навстречу им и Давид мог не бежать от врагов, а смотреть, как они от него удаляются.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – Москва: Дар, 2009. / Т. 3.: Исторические книги. Учительные книги. – 960 с. / Псалтирь. 190-536 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 52-го. – блаженный Феодорит Кирский
  2. Толкование на книгу Иова – Глава 21 – профессор Александр Павлович Лопухин
  3. Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий
  4. Толковая Псалтирь – Псалом 53 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
  5. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 53 – протоиерей Григорий Разумовский

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Псалом 53

Знаменитый праведник и пророк царь Давид был коронован на царствование самим Господом, но путь к престолу был долгим и трудным. Давид столкнулся со многими испытаниями и трудностями при написании множества песен, в том числе 53-го псалма. В трудные времена только Божья помощь спасла будущего царя.

  1. Текст молитвы псалом 53
  2. На русском языке
  3. На церковнославянском языке
  4. История написания
  5. Для чего читают псалом 53?
  6. Толкование

Текст молитвы псалом 53

На русском языке

В конце концов, в песне разума Давиду, всегда приходи с Цифео и говори Саулову: Давид не скрывался в нас;

1 Боже, во имя Твое спаси меня и в Твоей силе суди меня.

2 Боже, услышь мою молитву, вдохнови слова моих уст.

3 Что до пришельца, ты овладел мной и крепостью, ты искал мою душу и не предлагал Бога перед собой.

4 Вот, Бог помогает мне и Господь защитник моей души.

5 Нечестивые отвернутся от врага моего; за свою правду, уничтожь ее.

6 Я пожираю Тебя по желанию, исповедуем имя Твое, Господи,

7 навсегда, потому что ты избавил меня от всякой боли, и мои глаза смотрят на моих врагов.

На церковнославянском языке

Исполняется по образу гимнов. Учение Асафа. Когда пришли зифеи и сказали Саулу: «Смотри, Давид не прячется с нами?»

1 Боже, спаси меня своим именем и суди меня своей властью.

2 Боже, услышь мою молитву, услышь слова моих уст.

3 Ибо чужеземцы восстали против меня, и сильные искали душу мою и не представляли пред собою Бога.

4 Но вот, Бог помогает мне, и Господь заступник души моей.

5 Он повредит врагам моим: истиной твоей истреби их.

6 Я принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи,

7 Потому что это хорошо, потому что Ты избавил меня от всякой скорби, и мои глаза смотрели на моих врагов.

История написания

В юности Давид был простым пастырем, но Господь короновал его царствовать. Царь Саул, который правил в то время, не хотел отказываться от власти, поэтому он попытался убить праведника и послал разбойников найти его. Давид никогда не стремился стать царем и оставался верным Саулу, но был вынужден бежать из страха смерти.

Читайте также:
Молитва о сыне в армии - сильные материнские молитвы о защите детей, находящихся на службе

Текст 53 псалма посвящен событиям, произошедшим в то время. Господь предупредил Давида о неминуемой опасности, и он убежал в пустыню Зиф, чтобы спрятаться от царя. Зитлианцы не хотели враждовать с Саулом, который возглавлял целую армию. Они хотели предать того человека, который прятался в скалистых горах. Когда конец был близок, гонец сел на коня и сообщил царю Саулу о нападении филистимлян. Армия быстро вернулась, и Давид был спасен милостью Господа.

В моменты отчаяния и отчаяния, когда поражение казалось неизбежным, Давид не отказывался от своей веры и продолжал молиться Богу. Его искренние просьбы были услышаны Господом, Который не оставляет нуждающихся в трудностях. Псалом 53 — одна из песен Псалтири, посвященная тем ужасным моментам, когда Бог оставался единственной надеждой и спасением.

Для чего читают псалом 53?

Некоторые псалмы царя Давида объединены особым молитвенным правилом; их читают в дни боли. Рекомендуется использовать эти песни частично, выбирать только те слова, которые отражают просьбу верующего, и читать их искренне и смиренно. Псалом 53 читается для борьбы с болезнями и дискомфортом, в отчаянии и отчаянии. Даже в самые трудные моменты мы не должны забывать о вере, мы должны продолжать обращаться к Господу и просить Его о помощи и милости, как это сделал царь Давид. Суд Господа справедлив, невиновные никогда не пострадают, а виновные не останутся безнаказанными.

Для чтения молитвы необязательно посещать храм, можно дома читать Псалом 53 на русском языке. Лучше всего обратиться к Богу перед иконой, чтобы сосредоточиться на своей просьбе. Следует соблюдать обряд причастия и не отвлекаться на посторонние мысли и заботы.

Толкование

Текст песни рассказывает не только старую историю, но и о вечной борьбе и зле, о мужестве и страхе. Псалом 53 читают в разных ситуациях, но чтобы быть услышанным, молитва должна быть искренней.

Для толкования 53-го псалма см. Отдельные стихи:

  • Стихи 2-3 — это отчаянная мольба к Господу о спасении и защите от врагов. Здесь Давид говорит, что его враги отвернулись от Бога, они предали Его и Его законы.
  • Стихи 6-7 — это благодарность Давида Господу за чудесное спасение. Псалмопевец обещает продолжать восхвалять Бога и добровольно исполнять Божью волю.
  • Стихи 4-5. Надежда возвращается к Давиду, он не оставил веру и видит, что Господь не отвернулся от него. Бог не опаздывает с помощью, Он не оставляет праведных в нужде.
  • Заголовок песни имеет особое значение, эти строки отражают лицемерие зитлитов и предательство, которое они совершили, отдав Давида царю Саулу.
  • Стих 1: в моменты смертельной опасности Давид видел в Господе единственное спасение и защиту, он предавался Божьему суду.

Псалтирь | псалом 53

Ключ к этому псалму лежит у двери, так как его заглавие сообщает, по какому случаю он был сочинен: когда жители Зифа, мужи Иуды (прообраз предателя Иуды), выдали Давида Саулу, подсказав, где скрывается беглец и как его схватить. Они делали это дважды (1Цар 23:19; 26:1), и это записано к их вечному бесславию. Этот псалом благозвучный. Возможно, псалмопевец размышлял над ним, находясь в бедствии, а изложил на бумаге в то время, когда опасность миновала, добавив к тексту два последних стиха, где выразил свою благодарность за избавление. Эти стихи в то же время могли быть написаны в вере в то время, когда он был напуган. В этом псалме (I) Давид жалуется Богу на злобность своих врагов и молится против них (ст. 2-4).

(II) Он утешает себя уверенностью в Божьем благоволении и защите, ободряя себя тем, что в должное время его враги будут смущены, а он – избавлен (ст. 5-8). Всякий раз, находясь в беде, мы можем петь этот псалом для собственного утешения.

Начальнику хора. На струнных орудиях.

Учение Давида. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Не у нас ли скрывается Давид?»

Стихи 3-5. В этих стихах мы можем обратить внимание (1) на великую беду, в которой оказался Давид, о чем говорится в начале псалма. Зифеи договорились и пришли к Саулу, чтобы сообщить, где находится Давид, пообещав передать его в руки царя. Можно было подумать, что Давида не будут преследовать после того как он бежал из страны, что в чужих землях его не смогут найти, а в своей стране не предадут. Но все было не так. Ни одному благочестивому человеку не следует надеяться, что он окажется в безопасности и покое, пока не попадет на небеса. Как же вероломны оказались дружелюбные Зифеи! Хорошо, что Богу можно доверять, так как людям верить нельзя (Мих 7:5).

(2) На молитву Давида к Богу с просьбой о помощи и избавлении (ст. 3,4). Он взывает к силе Божьей, которая могла помочь ему, и к Его имени, благодаря которому Господь мог помочь ему. Псалмопевец умоляет, чтобы Всевышний спас его от врагов и судил, то есть излагает свою ситуацию и просит вступиться. Давиду не к кому больше обращаться, кроме имени Божьего; у него нет другой силы, чтобы положиться, кроме Божьей силы, и он делает их своим прибежищем и упованием. Он уверен, что получит действенный ответ на свои молитвы (ст. 4), которые, даже находясь в бегстве и не имея возможности торжественно обратиться к Богу, он время от времени возносил к небесам: «Боже! услышь молитву мою, которая исходит от сердца, внемли словам уст моих».

Читайте также:
Псалом 50: текст молитвы, значение и история, толкование и правила чтения священного текста

(3) На его просьбу, описывающую характер врагов (ст. 5).

[1] Они были чужие. Таковыми являлись Зифеи, недостойные носить имя израильтянина. «Они поступили со мной более подло и жестоко, чем филистимляне». Наихудшего обращения можно ожидать от того, кто, разорвав узы родства, ведет себя как чужой.

[2] Они – угнетатели. Таким был Саул, который, являясь царем, должен был использовать свою власть для защиты верных подчиненных, а он использовал ее для их истребления. Нет более печального зрелища, чем угнетатель на месте суда (Еккл 3:16). Самым большим опасностям апостол Павел подвергался со стороны единоплеменников и лжебратьев (2Кор 11:26). То же можно сказать о Давиде.

[3] Они были грозными и пугающими, так как не только ненавидели Давида и желали ему зла, но и пытались умертвить его тело, объединив свои усилия для совершения злодеяния.

[4] Они были очень злобны и искали души псалмопевца. Они охотились за его драгоценной жизнью, так как ничто другое не могло их удовлетворить. Мы можем с верой молиться Богу, чтобы Он Своим провидением не даровал им успех и это не выглядело бы так, словно Он одобряет таких кровожадных людей.

[5] Они были абсолютно мирскими людьми и атеистами, и поэтому Давид полагает, что честь Господа требует, чтобы Он выступил против них. Они не имеют Бога пред собою, то есть отгоняют мысли о Боге, не считают, что Он все видит; что, сражаясь против Его народа, они сражаются против Него; не считают, что их бесчестные дела повлекут за собой фатальные последствия. Отметьте, что от тех, кто не имеет Бога перед собою, ничего хорошего нельзя ожидать. Более того, в каком бесчестии такие люди не виновны? Какие узы родства, дружбы, благодарности или обета могут хранить люди, не имеющие страха Божьего? Selah – Отметьте это. Давайте будем уверенны, что Бог всегда перед нашими глазами, ибо если это не так, то мы можем отчаяться.

Стихи 6-9. В этой молитве мы видим действенные проявления веры Давида, благодаря которой он был уверен в благополучном исходе этого дела, хотя угроза была значительной.

I. Он был уверен, что Бог на его стороне (ст. 6), и говорит об этом с торжеством и ликованием: «Вот, Бог помощник мой». Если мы – за Него, то и Он – за нас, и в Нем мы будем иметь такую помощь, что нам не придется бояться никаких сил, выступивших против нас. Хотя люди и бесы стараются погубить нас, они не смогут добиться своего, пока Бог – наш Помощник. «Господь подкрепляет душу мою»28 . Сравните этот стих со следующим: «Господь мне помощник… (Пс 117:7). Есть люди, которые поддерживают меня, и Бог – один из них. Он – главный из них; никто из них не поможет мне, если Он не поможет им». Каждое творение относится к нам так (а не по-другому), как ему повелевает Бог. Слова псалмопевца подразумевают: «Господь подкрепляет душу мою, не дает мне потерять интерес к моему делу и погибнуть от бедствий». Тот, кто Своим провидением подкрепляет все окружающее, Своей благодатью поддерживает души Своего народа. Бог, который в нужное время спасет Свой народ, в трудное время поддержит и ободрит его, чтобы сотворенный Им дух не пал пред Ним.

II. Бог на его стороне, и Давид не сомневается, что его враги побегут и падут пред ним (ст. 7): «Он воздаст за зло врагам моим, которые следят за мной, выискивая возможности причинить зло. Но зло, которое они замышляют против меня, праведный Бог обратит на их головы». Не Давид будет воздавать им зло, а Бог: «А я, как глухой, не слышу. Ты услышишь, Господи». Врагов, которых мы простили, но они не покаялись, будет судить Бог. Мы не должны мстить, так как Бог сказал: «Мне отмщение». Но псалмопевец молится: «…истиною Твоею истреби их». Это не молитва злобного человека, а молитва веры, ибо она взирает на слово Божье и желает лишь его исполнения. Во всех угрозах Божьих, как и в обетованиях, присутствует истина, и нераскаявшиеся грешники узнают об этом на собственном горьком опыте.

III. Давид обещает возблагодарить Бога за ощущения Его милости, которые он имеет сейчас (ст. 8): «Я усердно принесу Тебе жертву». Хотя жертвы были дорогие, но если Бог требовал, чтобы поклоняющиеся Ему именно так прославляли его, то Давид обещал не только принести их, но принести добровольно, без принуждения. В этом смысле все наши духовные жертвы должны быть добровольными приношениями, ибо Бог любит доброхотно дающего. Но Давид не только обещает принести жертву (что было лишь тенью обряда), но и исполнить его сущность: «Я прославлю имя Твое». Благодарное сердце и уста, воздающие хвалу Его имени, являются теми жертвами, которые Бог примет: «Я прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо. Твое имя не только величественно, но и благо, и поэтому оно заслуживает хвалы. Мы обязаны не только прославлять Твое имя, но так как оно благо, приятно и полезно, то благо есть славить Господа (Пс 91:2), и поэтому я прославлю имя Твое».

Читайте также:
Молитва Богородице "Живоносный Источник" - священные тексты Богоматери о исцеления от душевных и физических недугов

IV. Давид говорит о своем избавлении, словно оно уже совершилось (ст. 9): «Я прославлю имя Твое и скажу: «Ты избавил меня»; теперь об этом моя песнь». Он радуется полному избавлению и говорит: «Ты избавил меня от всех бед». Теперь его сердце успокоилось: «…на врагов моих смотрело око мое, я не видел, чтобы они были отрезаны или истреблены, но враги были вынуждены отступить, так как Саулу принесли новости о том, что против него выступили филистимляне (1Цар 23:27,28)». Давид желал лишь личной безопасности, и в отступлении войск Саула увидел исполнение своего желания. «Ты избавил меня от всех бед».

(1) Возможно, этой мыслью Давид утешал себя, когда был в отчаянии: «Ты избавлял меня от всех бед до сего момента. Много раз я достигал своей цели и видел исполнение своего желания относительно врагов, поэтому Господь избавит меня и от этой беды». Из этого следует, что, находясь в стесненных обстоятельствах, мы должны ободрять себя своими прежними избавлениями.

(2) Возможно, когда страх прошел, этой мыслью он возвеличил свое нынешнее избавление, и это стало залогом будущего избавления. Давид говорит о собственном избавлении, как о совершенном действии. Хотя перед ним было еще много проблем, но, имея Божье обетование, он был так уверен в нем, словно оно уже совершилось. «Тот, кто начал избавлять меня от всех бед, даст мне по крайней мере увидеть на врагах его исполнение». Возможно, это указывает на Христа, прообразом которого был Давид, и эти слова означают, что Он был абсолютно уверен в том, что Бог избавит Его от всех бедствий и унижений. Писание говорит, что все будет положено у ног Христа, и хотя мы еще не видим этого, но уверены, что Он будет царствовать, пока все враги не будут положены у Его ног и на них Он увидит исполнение Своего желания. Это также является ободрением для всех верующих помнить свои личные избавления, как Давид и апостол Павел, сказавший: «Я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства» (2Тим 4:17).

Псалом 53

Известный праведник и пророк царь Давид был венчан на царствование самим Господом, однако путь к престолу был труден и долог. Давиду пришлось пройти много испытаний и трудностей, в то время он написал немало песен, среди которых и псалом 53. В трудное время только помощь Бога спасала будущего царя.

  1. Текст молитвы псалом 53
  2. На русском языке
  3. На церковнославянском языке
  4. История написания
  5. Для чего читают псалом 53?
  6. Толкование

Текст молитвы псалом 53

На русском языке

В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас;

1 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми.

2 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих.

3 Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою.

4 Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей.

5 Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их.

6 Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи,

7 яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое.

На церковнославянском языке

К исполнению, по образу гимнов. Учение Асафа. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Вот, не Давид ли скрылся у нас?»

1 Боже, именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня.

2 Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих.

3 Ибо чужие восстали на меня, и сильные искали душу мою, и не представили Бога пред собою.

4 Но вот, Бог помогает мне, и Господь – заступник души моей.

5 Обратит Он зло на врагов моих: истиною Твоею истреби их.

6 Я усердно принесу жертву Тебе, прославлю имя Твоё, Господи,

7 ибо оно благо, ибо от всякой скорби Ты избавил меня, и на врагов моих смотрело око моё.

История написания

В молодости Давид был простым пастухом, но Господь венчал его на царствование. Правивший в те времена царь Саул не желал отдавать власть, поэтому пытался убить праведника и посылал разбойников на его поиски. Давид никогда не стремился стать царем и оставался верен Саулу, однако был вынужден бежать в страхе смерти.

Читайте также:
Молитва Пресвятой Богородице пред ее иконой "Иверская" - священный текст о помощи в исцелении и замужестве

Текст псалма 53 посвящен событиям, происходившим в то время. Господь предупредил Давида о надвигающейся опасности, и тот бежал в пустыню Зиф, чтобы скрыться от царя. Зифляне не хотели враждовать с Саулом, который привел целое войско. Они хотели выдать праведника, скрывавшегося в скалистых горах. Когда конец был близок, прискакал гонец, который сообщил царю Саулу о нападении филистимлян. Войско спешно возвращалось, а Давид был спасен благодаря милости Господа.

В минуты отчаяния и уныния, когда поражение казалось неизбежным, Давид не оставлял веры и продолжал молиться Богу. Его искренние просьбы были услышаны Господом, который не оставляет в беде нуждающихся. Псалом 53 – одна из песен Псалтири, посвященных тем страшным минутам, в которых Бог оставался единственной надеждой и спасением.

Для чего читают псалом 53?

Ряд псалмов царя Давида объединены особым молитвенным правилом, их читают в дни скорби. Рекомендуют использовать такие песни частично, выбирать только те слова, которые отражают просьбу верующего и читать их искренне и смиренно. Псалом 53 читают для борьбы с болезнями и трудностями, в отчаянии и унынии. Даже в самые трудные времена нельзя забывать о вере, нужно продолжать обращаться к Господу и просить Его о помощи и помиловании, как делал это царь Давид. Суд Господа справедлив, невиновный никогда не будет страдать, а его обидчики не останутся безнаказанными.

Для прочтения молитвы не обязательно посещать храм, читать псалом 53 на русском языке разрешается дома. Лучше обращаться к Богу перед иконой, чтобы сосредоточиться на своей просьбе. Следует соблюдать обряд таинства и не отвлекаться на посторонние мысли и заботы.

Толкование

В тексте песни повествуется не просто старая история, а вечная борьба и зла, вопрос храбрости и страха. Псалом 53 читают в разных ситуациях, но чтобы молитва была услышана, она должна быть искренней.

Для толкования псалма 53 следует обратиться к отдельным стихам:

  • Подпись к песне несет особый смысл, в этих строках отражено лицемерие зифлян и предательство, которое они совершили, выдав Давида царю Саулу.
  • Стих 1 – в минуты смертельной опасности Давид видел в Господе единственное спасение и защиту, он отдал себя на суд Бога.
  • Стихи 2-3 – отчаянная мольба к Господу о спасении и защите от врагов. Здесь же Давид говорит о том, что его враги отступили от Бога, предали Его и Его законы.
  • Стихи 4-5 – к Давиду возвращается надежда, он не оставил веру и видит, что Господь не отвернулся от него. Бог не опаздывает с помощью, не оставляет праведника в беде.
  • Стихи 6-7 – благодарность Давида Господу за чудесное спасение. Псалмопевец обещает впредь восхвалять Бога и добровольно вверить себя Божьей воле.

Почему 3-й, 53-й, 58-й, 142-й и 101-й псалмы читаются во время посещения скорбей?

Смысл псалма 53

Каждая библейская глава является источником мудрости. Размышлять над ней можно в любой период жизни, каждый человек увидит что-то для собственной души. В этом непреходящая ценность Священного Писания.

Псалом, по указанию автора, должен исполняться на струнном инструменте и представляет собой поучение, размышление на определенную тему. В данном случае подом стало предательство со стороны жителей Зифа (зифеев), которые происходили из колена Иуды. Они разузнали, где скрывается опальный мужчина и его сторонники, затем донесли эту информацию до Саула.

Как повествует Первая книга Царств, они совершили подобный поступок два раза, что показывает их нераскаянность, желание выслужиться перед сильными мира сего. Согласно толкованию святых отцов, в 53 псалме можно выделить две основные мысли:

  • Жалоба Давида на своих преследователей. Он говорит об их злобе, обращаясь к Богу.
  • Утешение, которое будущий правитель черпает в своей вере. Автор не сомневается, что Господь защитит его, следует только подождать.

Строение достаточно подходящее для того, чтобы верующие находили утешение в данных библейских строках каждый раз, когда возникает необходимость. Все мы порой бываем несправедливо обижены, попадаем в неприятные ситуации без всякой вины. Чтение Псалма 53 помогает посмотреть на подобное положение вещей с точки зрения человека верующего. Все, что происходит в жизни, Господь устраивает для нашего блага. Даже из горестей христианин должен уметь вынести должный урок.

Например, когда наступает череда неприятностей, это учит терпению, делает веру в благую волю Бога сильней. Воспитывается также смирение, человек учится находить утешение в общении с Господом, получает духовную мудрость и помощь Святого Духа в молитве. Разберем текст 53 псалма на русском языке более подробно.


Для чего читают псалом 53?

Ряд псалмов царя Давида объединены особым молитвенным правилом, их читают в дни скорби. Рекомендуют использовать такие песни частично, выбирать только те слова, которые отражают просьбу верующего и читать их искренне и смиренно. Псалом 53 читают для борьбы с болезнями и трудностями, в отчаянии и унынии. Даже в самые трудные времена нельзя забывать о вере, нужно продолжать обращаться к Господу и просить Его о помощи и помиловании, как делал это царь Давид. Суд Господа справедлив, невиновный никогда не будет страдать, а его обидчики не останутся безнаказанными.

Читайте также:
Акафист преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу

Для прочтения молитвы не обязательно посещать храм, читать псалом 53 на русском языке разрешается дома. Лучше обращаться к Богу перед иконой, чтобы сосредоточиться на своей просьбе. Следует соблюдать обряд таинства и не отвлекаться на посторонние мысли и заботы.

Псалом 53 — текст на русском

В конец, в песнех разума Давиду, внегда приити Зифеем, и рещи Саулови: не се ли Давид скрыся в нас; К исполнению, по образу гимнов. Учение Асафа. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «Вот, не Давид ли скрылся у нас?»
1 Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. 1 Боже, именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня.
2 Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих. 2 Боже, услышь молитву мою, вникни в слова уст моих.
3 Яко чуждии восташа на мя и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. 3 Ибо чужие восстали на меня, и сильные искали душу мою, и не представили Бога пред собою.
4 Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. 4 Но вот, Бог помогает мне, и Господь – заступник души моей.
5 Отвратит злая врагом моим, истиною Твоею потреби их. 5 Обратит Он зло на врагов моих: истиною Твоею истреби их.
6 Волею пожру Тебе, исповемся имени Твоему, Господи, 6 Я усердно принесу жертву Тебе, прославлю имя Твоё, Господи,
7 яко благо, яко от всякия печали избавил мя еси, и на враги моя воззре око мое. 7 ибо оно благо, ибо от всякой скорби Ты избавил меня, и на врагов моих смотрело око моё.

Толкование

В тексте мы можем отчетливо проследить две ипостаси добра и зла, представленные в виде безбожника Саула и кроткого Давида, под покровительством Господа. Ситуации бывают разные, но если вам нужна помощь, будьте искренни при чтении псалма 53.

В начале подпись к песне обличает предательство жителей пустыни Зиф, которые предали Давида и отдали его на растерзание Саулу.

Стих 1. Смертельная опасность склонила чашу весов доверия Давида в сторону Бога. В этот момент будущий царь отринул свое земное естество и вверил свою судьбу Всевышнему.

Стих 2-3 повествуют о том, как Давид отнесся к зифлянам. Будущий царь молится о своей защите, признавая Господа в своем сердце. Пророк осознает, что грешники падут под гнетом наказания и праведные будут спасены.

Стих 4-5. Здесь будущий царь начинает понимать, что Бог не оставил его и спас в минуту страха и сильнейшей скорби.

Стих 6-7. Чудесное спасение не остается забытым. Для Давида начинается новая жизнь, в которой есть любовь к Господу и его благам. Будущий пророк решает прославлять Его на протяжении всей жизни, ведь путь царя отныне связан с волей Его.

Толкование 53 псалма

Давид оказался в большой беде, под угрозой оказалась его жизнь. Символический смысл ситуации очень глубок. Беглецу казалось, что если отойти подальше от родного края, то враги не смогут найти его и навредить. Также была уверенность в том, что земляки не предадут. На практике все было наоборот. Дружелюбные жители Зифа на самом деле пожелали поступиться своей совестью, чтобы найти милость в глазах земного правителя.

Вывод можно сделать такой — ни один человек не будет в полной безопасности, пока не вернется к своему Создателю, то есть не попадет на небо. Находясь же временно в юдоли скорби, как принято называть землю, следует готовить душу к вечной жизни, заботиться о ней, стремиться жить без греха.

Как истинно верующий, Давид прибегает в печали к верному средству — молитве. Повествует Господу о том, что произошло. Конечно, Бог итак все знает, но Он всегда ждет, когда сердце христианина само устремится к небесному покровительству.

Несмотря на серьезную угрозу жизни, велико проявление веры со стороны избранника Божия. Наглядный пример того, что можно не только обрести милость Творца, но и потерять ее. Саул с Давидом оба получили доверие Господа, но только одному из них удалось его сохранить. От каждого верующего зависит судьба его души в вечности. Даже если вера пока невелика, каждый сам в ответе за то, чтобы взращивать ее в своей душе. Саул пошел вопреки заповедей, поэтому лишился расположения Владыки небес.

Псалом 53 наглядно демонстрирует, как вера влияет на судьбу человека. Торжественные слова автора — «Бог помощник мой» — демонстрируют уверенность в том, что все будет хорошо. Давида не пугают полчища вооруженных врагов. Ведь люди бессильны против гнева Господа. Пусть враги замышляют злое — Бог обернет из коварство против них самих.

  • Еще один важный урок, который можно сделать из данного текста — люди не должны сами мстить своим недругам. Это прерогатива Творца. Нам следует простить обидчика, если же он впоследствии не покается, то будет наказан свыше. Но нельзя отвечать злом за зло.
  • Благодарность — тоже важное качество. В те времена иудеи приносили в жертву животных. Это было дорого, однако праведники исполняли установление, беря пример с патриархов — Авраама, Иакова, Моисея. Вся суть приношения в том, что человек должен отдать Богу нечто, драгоценное для него. Для многих это является искушением, Давид же говорит о радости, с которой исполняет завет Господа.
Читайте также:
Псалом 13: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Надо понять, что сущность жертвы вовсе не в соблюдении обрядового действия. Господа радует, когда сердце человеческое полно благодарность и любви к Нему. Это выражается в славословиях, прославлении имени Божьего.

Хотя судьба готовит еще много горестей будущему царю, он говорит о своем избавлении как о свершившемся факте. Настолько сильна в нем уверенность в поддержке Господа. Вероятно, утешением Давиду служили прежние случаи, когда ему была оказана Божья милость. Подобным образом должны поступать и все верующие, находясь в затруднительных обстоятельствах. Нельзя поддаваться панике и отчаянию, следует доверять небесному Отцу.

Но для этого необходимо иметь определенное дерзновение, то есть смелость. Оно будет только у того, кто искренне любит Бога и живет по Его заветам. Давид ощущает свою правоту, поэтому обращение к Господу звучит неким требованием, а не просто скромным обращением. Основой жизни Давида было желание угодить Господу, независимо от жизненных обстоятельств.

  • Псалом 118 — текст на русском;
  • Смотрите тут — псалом 139;
  • Псалом 26 — текст на русском: .

История написания псалма

Еврейский царь Саул, утративший Божье благоволение из-за непослушания Богу, де-факто еще оставался царем, однако, де-юре на правление евреями был помазан молодой пастух. Помазанный пророком по воле Божьей царь уважал царствование Саула и старался служить тому. Однако, сатана не оставлял душу Саула, и тот постоянно искал повода убить праведника, от песен которого недавно наполнялся духом Божьим.

Царь Давид освободил от филистимлян жителей города Кеиля по милости и под защитой Всевышнего. Саул решил захватить молодого царя, тот был вовремя предупрежден Богом и бежал в пустыню Зиф. Зифляне решили выдать Давида Саулу, который собрал войско и загнал праведника в скалистые горы.


Давид скрывается от гонений царя Саула

Когда поражение было неизбежно, к Саулу прискакал посланник и сообщил о нападении филистимлян, преследователи вынуждены были вернуться домой.

Вот таким образом по великой милости Господней и искренней молитве праведника пришло освобождение.

Почему 3-й, 53-й, 58-й, 142-й и 101-й псалмы читаются во время посещения скорбей?

Священная история, раскрываемая в Библии, имеет словно бы двойной смысл. С одной стороны, это реальные факты, произошедшие в прошлом, с другой – их можно транспонировать на внутренний мир человека, на его сокровенную духовную жизнь. Гениально сочетал духовные микрокосм и макрокосм Священного Писания преподобный Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне. Тот же самый гений обнаруживается и у святого пророка и царя Давида, когда события из его личной жизни и истории Израильского царства выходят за пространственно-временные рамки и становятся событиями духовного вселенского и в то же время сокровенно-внутреннего масштаба жизни человеческой души, ее взаимоотношений с Богом.

Именно потому еще псалмы имеют для нас такое ценное значение. Для сотен поколений православных христиан псалмы становились надежным оружием в духовной брани с диаволом и словесным путем ко спасению.

Вышеозначенные псалмы с Божьей помощью соединил в одно молитвенное правило преподобный Амвросий Оптинский, назвав его «Правило, читаемое во время скорби». Об этом он писал одному своему духовному чаду в письме: «Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: “Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век”.

Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывай 101-й псалом».

Итак, почему же именно эти псалмы преподобный Амвросий выбрал для молитвы, читаемой во время скорби?

3-й псалом

Третий псалом был написан Давидом, когда на него восстал его сын Авессалом. Все исторические реалии предвещали ему победу. Так, народ в большинстве своем был за Авессалома. Царя Давида поддержала всего горстка людей, даже ближайший советник Давида Ахитофел оказался на стороне Авессалома. Давид был принужден бежать, преследуемый, как затравленная лань, войском сына. Все это позволило резонно заметить профессору Александру Лопухину в книге «Толковая Библия»: «Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него (Пс. 3:3), и он сам опасался за свою жизнь (Пс. 3:6)». Поэтому псалом так и начинается: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня…» Но в то же время в псалме нет и нотки уныния. Святой Давид убежден, что Господь его спасет: «От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое (Пс. 3:9).

Читайте также:
Молитва Казанской Богоматери: прошение святой о здравии и помощи

И это действительно происходит. Бог выступает на стороне праведника. Ахитофел заканчивает жизнь самоубийством. Войско Авессалома разбивают сторонники Давида. Его же самого, запутавшегося длинными волосами в ветвях дуба, пронзают стрелами.

Хотя сам Давид дал четкое приказание воинам не убивать сына. И после его смерти он оплакивал смерть непокорного чада словами: «Сын мой Авессалом, – восклицал он, – сын мой, сын мой, Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18:33).

Сердце его в этой страшной Богоборческой и отцеубийственной войне не ожесточилось, но осталось чистым, милосердным и любящим.

53-й псалом

Написан святым пророком и царем Давидом по похожему историческому поводу. Когда законно помазанный царь евреев молодой Давид принужден был спасаться бегством от безумного, не желающего отдавать власть царя Саула. Одно время Давид укрывался в пустыне возле иудейского города Зиф, но зифляне решили предать его и выдать Саулу. Но Господь спас праведника, потому что он уповал на Него, как это мы видим из стихов псалма: «Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей» (Пс. 53:6).

58-й псалом

Этот псалом очень схож с предыдущим, так как написан примерно по тому же поводу. Когда еще Давид служил Саулу, последний, подстрекаемый унынием, властолюбием и бесом, пытался убить Давида, метая в него копье или окружая стражами в доме. Это святое стихотворение написал псалмопевец, находясь под страшным и убийственным прессингом царя и его слуг. Как и в предыдущем псалме, он полностью уповал на Бога, непреложно веря, что Он спасет его: «Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя» (Пс. 58:18).

142-й псалом

Этот псалом снова нас отсылает к гонению, воздвигнутому сыном Авессаломом на отца Давида. Именно эти скорби побудили святого псалмопевца его написать. Как и прежде, пророк полностью уповает на Всевышнего и во всем происходящем видит Его благую волю. Он молится о следующем: «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Тво благий наставит мя на землю праву» (Пс. 142:10). Несмотря на скорби, Давид учится словно бы смотреть сквозь них, вперяя средоточие своих ума и сердца в живого истинного Бога и в Нем только обретая спасение.

101-й псалом

Интересно, что в Библии данный псалом надписан следующим образом: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою».

Этот псалом написан уже не святым пророком и царем Давидом, но после его смерти, во время страшной скорби, постигшей еврейский народ в конце VI века до Рождества Христова, которое в исторической науке называется Вавилонским пленением. Это воистину была страшная скорбь, постигшая евреев за отступление от веры в истинного Бога и уклонение в язычество. Иерусалим и его главную святыню – храм Соломонов практически разрушили до основания. Многие евреи были убиты, многие уведены в вавилонский плен, многие рассеялись по миру. Но и в этом страшном испытании, в этом кровавом мраке истинно верующему видится лучик надежды. И псалом заканчивается стихом: «Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицеем Твоим» (Пс. 101:29).

История подтвердила эту надежду. Евреи милостью Божией вернулись из вавилонского плена и снова отстроили храм. Он не был уже такой великолепный, как Соломонов, но именно в него пришел Господь и Спас наш Иисус Христос.

Заключение

Из этих псалмов можно сделать вывод о трех вещах, необходимых православному христианину для жизни и особенно для претерпевания скорбей.

Первая из них – твердое упование на Бога и надежда, что Господь верных Своих не оставит никогда. Он их спасет, проведя через горнило испытаний.

Вторая – нужно любить своих врагов, иметь незлобие сердца, подобно царю Давиду, который имел несколько возможностей убить Саула, но всякий раз миловал его. Он не мог поднять руку на помазанника Божия, которым являлся царь Саул. Но и любой человек – это своего рода помазанник Божий. Он образ и подобие Божие.

И третья – нужно молиться. И тогда пламя скорби утихнет, а сквозь него покажутся чистые родники спасения. И все будет с Божьей помощью хорошо…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: