Псково-Печерский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Благочестивые истории: Псково-Печерская обитель

Автор учился иконописи в Псково-Печерской Успенской обители, сценарному ремеслу во ВГИКе, а жизни – на приходах Тверской и Псковской епархий, где в 80-х служил сторожем, чтецом, просфорником, дворником и т.п.

С тех пор он снял около 80 документальных фильмов, создал иконописную мастерскую в Сретенском монастыре, воспитанники которой расписали более 18 храмов в России, Польше, Сербии, на Украине…

Совмещая росписи храмов с работой в кино, прозе и театре, начал делиться воспоминаниями, в цикле коротких историй.

Горшок олифы

Это случилось в Псково-Печерской обители, где я обучался иконописи.

Был у отца Зинона келейник Юра Ф. – парень очень добрый, исполнительный, но изрядно бестолковый.

Как-то задумали мы в мастерской варить янтарную олифу. Отец Зинон сказал, что в магазинах продают всякую дрянь (время-то было смутное, перестроечное), которой иконы покрывать категорически нельзя, так что будем варить олифу сами, как это делали древние мастера.

Сказано-сделано. Натолкли мелко янтаря плошку, «распустили» его на углях, залили кипящим льняным маслом, добавили сурика железного и поставили в чугунке в русскую печь, чтобы олифа «дошла». А выдерживать ее в горячей печи нужно не меньше недели.

Вонь от этой выдержки была такая, что весь монастырь в прямом смысле задыхался от неё. Но о. Зинон был человеком очень целеустремленным. «Пусть терпят», – сказал он сурово, и точка.

Сложность заключалась в том, что сосуд с олифой нужно было каждый день вынимать из печки, чтобы протопить ее, – была зима, – а вечером ставить обратно. Делал всё это Юра по долгу своего послушания. Пять дней он справлялся с этим отлично, а на шестой, когда до готовности олифы оставалось всего-то ничего, рука его с ухватом дрогнула.

Захожу я после обеда в мастерскую, а картина такая: стоит, уперши руки в бока, совершенно разъяренный о. Зинон, а Юра ползает перед ним на коленях, янтарную жидкость тряпкой собирает и в чугунок её выжимает.

Долго бранил келейника мастер, но делать нечего: слава Богу, что удалось собрать хоть маленький горшочек, хоть его до дела довести, чтобы как-то оправдать страдания братии.

«Только смотри у меня, горшок не опрокинь!» – строго-настрого заповедал о. Зинон, а Юра даже исполнил что-то вроде танца, показывая, что всё будет в порядке.

Прошло еще два дня. Маленький горшок готовой уже олифы нужно было просто вынуть и затопить печь.

Мы прогуливались с о. Зиноном по горке, когда из трубы нашей мастерской повалил подозрительно черный дым – это Юра растопил печь.

О. Зинон отчего-то вдруг забеспокоился, поспешил в дом. «”Надеюсь, олифу ты вынул. – начал было он, и вдруг глаза его округлились, и рука сама вытянулась в направлении пламени. – Это что. »

В белом огне отчетливо виднелись черные очертания пресловутого горшочка, а языки пламени заворачивались аж в трубу. Олифа горела отлично!

«Ой!» – сказал Юра и на всякий случай выскочил в сени.

Гнев аввы Зинона был велик, но прошел довольно скоро. Остались мы до лета без янтарной олифы, потом все-таки сварили ее, но за всем процессом очень внимательно наблюдал сам о. Зинон. Не дай Бог чего опять случится.

Святой вратарь

По древней традиции монастырский сторож на воротах называется «вратарь». Послушание тяжелое – нужно вставать раньше всех, открывать святые ворота к ранней службе, целый день иметь дело с народом, который проходит мимо, выслушивать всякие глупости, а иногда иметь дело с людьми душевнобольными или пьяными. Вратарями обычно назначали людей крепких, высоких, чтобы в случае чего силу применить и дать отпор.

Но встречались среди них люди абсолютно святые. Так в Псково-Печерской обители был вратарь – монах Филарет. Он 40 лет (!) ежедневно стоял на воротах. В храме был всего один раз в неделю и то несколько минут во время помазания освященным елеем. Причащался один раз в год – в Великий четверг, а потом опять спешил на место послушания.

Нужно помнить, что время-то было советское, и народ в Печоры приходил разный. Сколько насмешек довелось выдержать о. Филарету, сколько глумления и злобы. Но он всегда был в добром расположении духа, всегда встречал людей улыбкой: кого-то утешал, кого-то вразумлял.

Так прошел он свое монашеское поприще, и к концу жизни братия стала замечать в нем дар прозорливости. К нему обращались за духовным советом не только богомольцы, но и священники.

Поэтому не важно, к какому послушанию (в монастыре или в жизни) ты призван. Важно проходить его так, как будто доверил тебе его Сам Господь Бог.

Видевший царя

В Псково-Печорской обители было много разных людей, но мне хорошо помнится послушник Василий 97 лет. Он был родной брат схииеродиакона Марка, человека смиренного, бывшего келейником у шести наместников и умершего в 106 лет. Василий пришел в монастырь уже глубоким старцем, потому что ухаживать за ним было некому. «У меня пять жен было, и всё померли!» – гордо заявлял он. Остались ли у него дети, история умалчивает. Зато он сам рассказывал, как живого царя видел на станции Дно. «Такой красивый, высокий!» –умиленно сощуривал глаза Василий. Надо сказать, что сам он был чрезвычайно низенького роста.

Жил Василий в лазарете вместе с другими немощными монахами. За ними ухаживал иеродиакон Никандр – человек очень добрый, но со странностями. Наш герой отчего-то возненавидел отца Никандра и так говорил о нем: «Должна была родиться скотина, а родился Никандр. Ты посмотри, как он воду пьет. » А чаевничал о. Никандр очень красиво, пил из блюдечка по-купечески, с присвистом, и сахаром хрустел вприкуску.

Читайте также:
Болдинский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники

Иногда на Василия, как он сам говорил, находило. То кается, плачет как ребенок, то дерзко отвечает просившему прощения перед святым Причастием отцу Анании: «Ни за что не прощу!»

А однажды на Пасху такое устроил: вышел на Успенскую площадь, сел на ступеньки и стал кричать во весь голос: «Люди добрые! Помогите, спасите! У меня все отняли: спинжак не дають, пензию не дають, кусок хлеба на Пасху и то не дають!»

Вокруг него туристы собрались, тогда их было много, люди советские, справедливые, возмущаются монастырскими порядками, а Василий только дрова в печь подбрасывает.

Случилось, что в это время мимо проходил наместник о. Гавриил с помощниками. Остановился, выслушал внимательно пламенную речь старчика и говорит помощникам: «Принесите ему кусок хлеба!» Наказывать «бунтаря», конечно, не стали, но подрясник на всякий случай с него сняли. Чтоб не чернил, так сказать, честь одежды иноческой.

Вот еще случай, свидетелем которого был я. Однажды упал Василий, ушибся, и на службу его привезли в коляске. Он молчаливо всю литургию перед Царскими вратами полулежал, причастился благоговейно, а когда священник ему крест давал после службы, спросил тихо: «Батюшка, а когда меня отпевать-то будут?» Видимо решил, что помер.

Умер он тихо и спокойно, без малого в 100 лет, и похоронен в Богомзданных пещерах.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – северо-западный рубеж православия

Адрес: Россия, Псковская область, город Печоры
Дата основания: 1473 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, собор Михаила Архангела, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь святого Лазаря, церковь Сретения Пресвятой Богородицы, надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца, звонница
Святыни: мощи преподобных: Марка, Ионы, Лазаря, Симеона (Желнина), преподобной Вассы, преподобномученика Корнилия, десница святой Татианы, чудотворные иконы: Успения Божией Матери, Божией Матери “Умиление”, Святителя Николая Чудотворца
Координаты: 57°48’36.7″N 27°36’51.2″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Более пяти столетий насчитывает это знаменитое сооружение, возведенное во имя укрепления Православной веры. Не совсем точные, порою отрывистые упоминания в летописи, дошедшей до современности, отправляют нас в конец XIV века. В предании говорится, что сначала местные охотники посетили место, где в последующем и образовалась святая обитель. Здесь они ощутили невиданный душевный подъем и полную гармонию окружающей природы.

Псково-Печерский монастырь с высоты птичьего полёта

Позже земельные угодья перешли во владение местного крестьянина – Дементьева Ивана. Во время вырубки леса под одним из поваленных деревьев чудесным образом открылся вход в пещеру, увенчанный таинственной надписью: “Богом зданныя пещеры” (созданные).

Передаваемые из поколения в поколение предания местных жителей сохраняют сведения о том, что здесь нашли себе пристанище люди, пришедшие из далекой Киево-Печерской лавры. Именно здесь они нашли спасение от разорительных набегов татар. Именно народная память и сохранила для потомков имя преподобного Марка – первого инока, основавшегося в этих местах.

История становления Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Датой образования Псково-Печерского монастыря принято считать год 1473, а его основателем – преподобного Иона. В этом году была выкопана из песчаного холма Успенская церковь, и освящена преподобным Ионом. Судьба и история обители с первых лет ее создания не была простой. Не успел преемник Ионы, – преподобный Мисаил выстроить Храм и кельи для монахов, как на него было совершено коварное нападение воинствующих лифляндцев. Многие строения были сожжены и разграблены, спастись удалось только благодаря подоспевшей русской дружине, разбившей и прогнавшей врага.

Часовня на Святой горе

Дальнейшее развитие также перемежено набегами и попытками уничтожить монастырь. Западные завоеватели стремились всеми силами уничтожить оплот православия вблизи своих границ, а также снизить влияние на проживающие вокруг и рядом народы. Кроме того, нельзя было не заметить усиления торгово-экономической и военной важности существования форпоста государства Российского.

Строительство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Именно XVI век можно с уверенностью назвать периодом существенного развития обители. Особая заслуга в этом лежит на игумене Дорофее. Под его руководством Успенская церковь не только была обновлена, отремонтирована, но и значительно увеличена в размерах – расширена. Активно велось строительство других храмов и возведение прочих строений, столь важных и необходимых для цельного комплекса. История сохранила потомкам имя посланника Великого князя Московского в город Псков – Мисюра Мунехина. Этот дьяк организовал работы в совершенно ином масштабе, существенно развив и усовершенствовав весь комплекс. Признанием его заслуг перед людьми и Господом стало решение о захоронении умершего в монастырской пещере. Здесь его могила стала первой.

Башня Верхних решеток

Важной датой для монастыря принято считать 1521-й год. В святыню передали икону Успения Богоматери «в житии», наделенную чудотворными способностями. В это же время изменилось и расположение комплекса в целом. Теперь он не ютился на горе, а спустился вниз, в долину протекающей рядом реки Каменца, а кельи для монахов разместили напротив Успенского собора.

Важную роль в обустройстве жизни и деятельность святыни, в общий ее уклад внес игумен Герасим. По образу монастыря Киево-Печерского здесь разрабатывается и внедряется в жизнь устав обители, устанавливаются и присваиваются чины церковной службы. С тех пор и по сей день беспрекословно выполняется строгое правило ежедневного богослужения, проводимого в Успенском соборе.

Собор Михаила Архангела

Признание и известность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Обязательно следует упомянуть имя игумена преподобномученика Корнилия. Именно во времена его деятельности Псково-Печерский монастырь достигает наивысшей точки своего развития. Неуклонно росла и известность святыни в мире. Все шире расходилась по окрестностям молва о чудесных исцелениях, спасении жизни и души человеческой здесь. Год от года возрастало число паломников и «богомольцев». Место, которое совсем недавно считали «убогим», получало вместе с посетителями существенные богатства, драгоценные вклады и подношения. Расширялись угодья, подчиненные монастырю, росло число вотчин. Все это сделало обитель богатейшей и очень влиятельной в округе. Вместе с ростом благосостояния увеличивалось и количество добрых «богоугодных» дел. Оказывалась существенная помощь беженцам и переселенцам, восстанавливались разрушенные строения, а из плена вызволяли своих людей. Постепенно прочие монастыри, входившие в состав Псковской епархии, уступали лидирующие позиции Псково-Печерскому монастырю, роль которого неуклонно возрастала.

Читайте также:
Амвросий Юрасов: биография священника, книги и труды

Коляска императрицы Анны Иоанновны, Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца

Обороноспособность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Приблизительно с середины XVI века возрастает напряженность на прилегающих к святыне территориях. Немецкий Ливонский орден заявляет о своих претензиях на данные земли, активизируя подготовку к их завоеванию. Это вынуждает принимать решение по переустройству структуры монастыря, обращая особое внимание на обороноспособность. Таким образом, Псково-Печерский монастырь в середине 16-го столетия постепенно превращается в мощное крепостное сооружение, имеющее высокую стратегическую значимость.

В истории остался след, который оставили героические защитники обители во времена завоевательных войн со стороны войска польско-литовского. Сторожевые войска, находившиеся в этом форпосте, наносили урон неприятелю, пытавшемуся захватить осажденный Псков. Наивысшая опасность нависла над защитниками пустоши, когда многотысячное войско вражеское пыталось захватить поселение, защищенное лишь стенами и несколькими сотнями стрельцов.

Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца

От артобстрела была разбита крепостная стена, захватчики пошли на решительный штурм, а силы защитников были на исходе. И тогда монахи поднесли к проему главную святыню обители, – икону Успенья Божией Матери. Отчаянные молитвы монахов и героическая защита бойцов не позволили неприятелю ворваться на территорию, все его атаки были благополучно отбиты.

Чудесные события Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

История монастыря насыщена множеством различных событий, в которых раз за разом подтверждалась невероятная благодатная сила и роль святого места, на котором был размещен этот комплекс.

Сами не раз нападавшие враги народа русского заявляли, что крепость удерживает какая-то высшая сила. Они отмечали, что невозможно было войти на территорию и окончательно сломить сопротивление защитников даже через внушительные пробоины в стенах монастыря. И постепенно они начинали бояться продолжать нападение.

Дом наместника монастыря

Помогли иконы монастыря выстоять и защитникам осажденного неприятелем Пскова. Посланные в город иконы Божьей матери «Успенье» и «Умиление» подтвердили свою чудотворную силу. Защитники города отразили порядка 30 попыток захватить город и выстояли.

В первые годы XVII века на русскую землю вновь хлынули полчища поляков, литовцев и шведов. Пользуясь временными трудностями на Руси, они как стервятники набросились на ее владения, стремясь завоевать новые земли.

Важную роль в укреплении монастыря именно в военном плане сыграл царь Петр Великий. По его указу монастырь со всех сторон был обнесен высоким земляным валом и глубоким рвом, по дну которого пустили воды реки Каменца. Были сооружены защитные бастионы, установлены пушечные батареи. Теперь крепость-монастырь готова была противостоять самому злому, коварному и сильному врагу.

Петровская надвратная башня над Святыми вратами

Позже территория монастыря оказалась относительно в глубине земель российских, и жизнь в ней приняла более мирный уклад. Но уже во времена нашествия Наполеона чудодейственные иконы монастыря вновь помогли защитить российскую государственность, ее народ и земли.

Тяжелый ХХ век Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

На этот сложный период времени монастырь выпали две войны, через которые он героически прошел вместе с народом русским. После предательского мирного соглашения несколько лет территория монастыря находилась под эстонским управлением. Так вышло, что несколько лет монастырь находился в подчинении одновременно у двух епархий – таллиннской и прибалтийской.

Большой урон святыне был нанесен в годы Великой отечественной войны немецко-фашистскими оккупантами. Не только разрушения, которым подверглись здания и храмы комплекса, но и вывоз многих ценностей стали серьезным ударом для духовного братства.

Успенский пещерный храм

Дополнили картину бед, выпавших на долю монастыря, и гонения и притеснения на его обитателей сначала немцев, а затем, после освобождения, и Советской власти. Через многие беды, страдания и гонения пришлось пройти священнослужителям.

Вместе с тем, после окончания разрушительной войны много усилий было сосредоточено на том, чтобы восстановить святыню, придать ей первозданный вид, привести в порядок монастырское хозяйство. Главная роль в этом богоугодном деле выпала на долю архимандрита Пимена, бывшего в те года наместником обители. Кстати, в дальнейшем ему суждено было стать Патриархом Московским и всея Руси.

Красота и величие Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Весьма необычаен Псково-Печерский монастырь и в наши годы. Столетняя история развития, а также забота и внимание современников превратили эту обитель в настоящую святыню для русского человека. Великолепный архитектурный комплекс, красивые исторически воспроизведенные стены монастыря, общая длина которых более 800 метров, увенчаны 9 высокими и мощными башнями. А внутри расположилось множество храмов и других монастырских сооружений.

В конце прошлого столетия внутренние помещения были тщательно отреставрированы. Чуть позже монастырю из эстонского города Тарту была возвращена его знаменитая библиотека.

В наше время монастырь продолжает трудиться в полном соответствии со сложившимися в нем вековыми традициями. Проходят богослужения, идут занятия в воскресной школе, развивается детский хор.

Невозможно переоценить важность этого святого места и самого монастырского комплекса для духовного воспитания всего православного народа. Такие святые места всегда будут почитать, беречь и украшать люди верующие, люди русские…

Космо-Дамианский монастырь

Приблизительное время чтения: 9 мин.

В глубоком крымском ущелье, на высоте около 1000 метров, где течет река Альма, спрятался маленький монастырь. Свое название он получил от источника целителей Космы и Дамиана. По преданию, в III веке по Р. Х., при римском императоре Марке Аврелии Карине два брата и врача Косма и Дамиан приняли христианскую веру, и за это были сосланы в горы Таврики, то есть в Крым – довольно дикий и опасный край, периферию цивилизованного мира. Как-то, собирая в горах целебные травы, они испросили у Бога воды, и из-под горы пробился родник из двух ключей. Братья поселились у источника, построили здесь жилище, а водой стали лечить местных жителей. Вскоре гонение в Риме утихло, и изгнанники вернулись на родину. Там они и погибли в 284 году, при новом гонении. В 1781 году здесь при роднике греками была найдена мраморная плита с вырезанными на ней ликами Космы и Дамиана и надписями на греческом языке. А в XIX веке, после присоединения Крыма к России здесь был построен Космо-Дамианский монастырь. Несмотря на то, что он находится в глухом углу, у монастыря – насыщенная и непростая история.

Читайте также:
Введенский монастырь в Иваново: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Въезд в монастырь (фото начала XX века)

Остатки монастырской стены, построенной монахинями в начале XX века (современное фото)

В 1855 году Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), – блестящий проповедник и богослов, получивший среди современников прозвище «Русский Златоуст», сказал: «Крым как будто создан для того, чтобы быть нашим русским Афоном. Я желал бы возобновлять в горах его разрушенные храмы и поселять при них монахов: Таврия далеко превзойдет греческий Афон. И среди гор ваших есть доселе целебный источник, носящий имя святых Космы и Дамиана, который изведен из земли их молитвами. Если где, думал я, – то в подобных ущельях гор место инокам, и предложил, если угодно будет Богу, устроить киновию во имя святых бессеребреников Космы и Дамиана. Святейший Синод преподал благословение на сию мысль».

Монастырь начал строиться в буквальном смысле благодаря чуду. Из государственной казны, истратившейся на Крымскую войну, деньги не выделялись, и первые монастырские постройки были возведены благодаря пожертвованиям симферопольского купца I гильдии Ивана Санютина. Он, долгое время страдавший тяжелой лихорадкой, исцелился от нее после купания в нашем источнике. К слову, до Революции велась специальная книга, описывающая все чудеса исцеления, но при большевиках она пропала. А исцелений были сотни, если не тысячи.

Теперь здесь часто бывают паломники, приезжающие сюда на экскурсионном автобусе. И сложно представить себе те трудности, ту суровость, на которую отдавали себя монахи еще каких-то сто лет назад. Вот что писал русский писатель-путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма» о Космо-Дамиановской киновии: “Обыкновенно же в этом заоблачном ските трудно найти что-нибудь, кроме кружки молока. В этом возвышенном горном поясе невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку недель он остается погребенный под сугробами. Когда жители соседних долин заметят, что уже давно не приезжает из скита верховой монах за покупками в город, поднимается тревога, и идут с лопатами откапывать монастырек, осведомиться, цел ли он. Настоятель объявил, что не осталось никакой провизии, и что вряд ли мы захотим ночевать в монастырской гостинице, в которой нижний этаж залит водою, а верхний почти не отделан. Настоятель предлагал нам свою маленькую келью, пропитанную запахом свечей, постного масла и каких-то сухих трав, но сам же предупредил, что в ней страшное множество насекомых. Мы решили поместиться в сырой, неприютной гостинице. Попросили сена на постели и лошадям. Сена не было, ячменя и овса тоже не было. Голые узкие лавки были единственным ложем для нас.

Император Николай и великие княжны в Космо-Дамиановском монастыре. Фото начала XX века.

Несмотря на труднодоступность, монастырь любили посещать художники, писатели, члены царской семьи. Еще император Николай I, узнавший о чудесном роднике, распорядился собрать все предания, связанные с этим местом. Александр III любил здесь охотиться, но наиболее заметны были посещения этих мест Николаем II. С 1910 года со стороны Ялты, Гурзуфа и Алушты сюда прокладываются улучшенные грунтовые дороги. Создается «Заказник императорских охот» и проводится Романовское шоссе, соединившее через горы Алушту с Ялтой. В заказник из разных районов страны и из-за границы завозят редких животных. В 1913 году, в преддверии 300-летия Дома Романовых, император вместе с семьей и свитой приезжал помолиться у источника святых Космы и Дамиана.

В окрестностях монастыря. Стадо косуль на склоне Бабугана

Из дневника Николая II:

«…Поехал в Козмодемьянский монастырь. Приехал в охотн. домик в 1 12 с ливнем. После 3 ч. дождь прошел, и я отправился с ловчим Вагнером из Спалы на ближние горы. Ходил по хорошим тропкам, слышал кругом рёв оленей, но ни одного не видал» – записано в дневнике Николая II в среду 11 сентября 1913 года.

Гостиница для паломников. Фото начала XX в.

«…Монастырёк симпатичный, оригинальный, кажется как-будто на краю света. У меня даже явилось желание пойти в монастырь – это настоящий монастырь. » – написала сестра Чехова в письме к брату, 29.06.1902 г.

Картина Шишкина: «У монастыря Козьмы и Дамиана»

Кроме Романовых Космодамиановскую обитель посещали и другие знаменитости, среди которых был и живописец И. И. Шишкин, написавший после паломничества картины «Крымский вид» и «У монастыря Козьмы и Дамиана».

Великие Княжны в охотничьем домике Государя. Космо-Дамианский монастырь, фото начала XX века.

Бывал здесь и знаменитый украинский писатель, Михаил Коцюбинский, автор экранизированной Параджановым повести “Тени забытых предков”.

С Коцюбинским связана любопытная история. Некоторое время он жил в Крыму, изучая вредителей виноградников. Здесь он и узнал о Космо-Дамианском монастыре. Будучи человеком, радикально настроенным, и вообще, по словам Ленина, «наиболее близким к большевикам», писатель решил написать поэму, изобличающую всю порочность монахов и монашества. Чтобы получше войти в образ и увидеть монашество изнутри, писатель решил, что насекомые-вредители подождут, а он изобличит настоящих вредителей человеков. Он решил «поступить в монастырь на некоторое время для наблюдения, стать послушником, надеть подрясник, ходить в церковь, есть и спать вместе с братией».

Читайте также:
Храм Троицы в Борисове: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Но тут случается непредвиденное. «. в том году Козьмодемьянский монастырь превратили в женский, о чем я узнал, приехав туда. Намерение не осуществилось, погиб и сюжет для повести, и с отчаяния я написал лишь “В грешный мир”, небольшую новеллу, на основании материала, собранного за короткое время. пребывания в монастыре».

Вид с отрогов Бабугана на гору Чатырдаг. Справа – море, слева, у окруженной лесом поляны – спуск в монастырь. Место, о котором Коцюбинский напишет:

Далекое море открыло широкие объятия зеленой земле и радостно трепетало, словно живая голубизна неба. А земля млела и смеялась в объятиях, словно упоенная любовью женщина, и блестели на солнце строки белых домов, как мелкие зубы, а зеленые долины стлались дальше, как косы. И вся эта странная страна плыла куда-то в море теплого света, в широком, неограниченно голубом пространстве. С левой стороны трудно лежал на земле угрюмый Чатырдаг, а с правой – лезла на небо чертова ступенька Бабугана, нагретые скалы, серые и голые, как земля-мать родила.

Большевики пришли сюда в 1922-м году. В часовне они устроили инкубатор для разведения мальков форели. Такая вот горькая ирония христианского символизма. На северной стене под ближним окном виден коричневый инвентарный номер. А под крышей – высеченная цифра постройки: 1913 – трехсотлетие династии Романовых. Две цифры одного столетия с разницей в несколько лет, – и такие разные эпохи.

Часовня над источником – единственное сохранившееся здание с дореволюционных времен. Во время войны гитлеровцы, боясь партизан, уничтожили здесь все постройки, включая охотничий домик, построенный еще императором Александром III. Немцы спилили и вывезли в Германию дубовую корабельную рощу, насаженную в окрестностях монастыря еще адмиралом Ушаковым. Часовню над родником взрывали несколько раз, но, сделанная из очень крепкого камня – шунгита, она устояла.

Все имущество монастыря большевики передали сельскохозяйственной артели, в которую вошли монахини, а через год оно перешло к Крымскому природному заповеднику. Монахини отказывались уходить, их поддерживало местное население, в том числе и руководство заповедника. «В годы гражданской войны монастырь был прибежищем контрреволюции. После освобождения Крыма от врангелевцев и интервентов до 1923 года монастырь существовал под видом «монашеской трудовой артели» и имел тесную связь с татарскими контрреволюционными националистами. — напишут потом в советском путеводителе. Было очевидно, что проблему нужно было решать кардинально, причем не местным населением. Сюда пришел отряд латышских стрелков, которые расстреляли всех монахинь, имеющих непролетарское происхождение, а остальных разогнали. Погиб и вступившийся за убиваемых местный лесник, который похоронен здесь же. Поводом для убийства лесника стала фраза «что же вы делаете?»

Позже, в течение 20-х годов всех до единого крымских лесников, бывших свидетелями преступлений большевиков, сослали в Сибирь без права возвращения. К сожалению, далеко не все архивы доступны: основной массив документов находится в Санкт-Петербурге: кто-то когда-то позаботился, чтобы увезти документы подальше от монастыря. Поэтому многие трагические события тех вермен до сих пор скрыты от нас.

Настоятель монастыря архимандрит Маркел:

Братия монастыря не имеет права насчитывать более 15 человек. Монастырю не принадлежит территория насаженного еще монахинями сада и большинство построек. На месте храма Космы и Дамиана лесниками разбит огород, хотя еще в 1994 г. Указом Президента Республики Крым Симферопольской и Крымской епархии возвращены территория и постройки монастыря. Причем это далеко не единственное решение в пользу монастыря, но толку от них мало: власти меняются, а условия те же. В 2011 году было решение кабинета министров Украины выделить монастырю 5 гектаров земли, с сохранением заповедного статуса на землю. Но вот уже прошел год, а все остается по-прежнему. Разваливаются старые корпуса, в которых никто не живет.

Храм строящегося монастырского подворья в Партените.

В связи с неопределенным статусом монастыря митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь благословил построить монастырское подворье в Партените. Нижний храм освящен в честь родившегося здесь святого и покровителя Партенита Иоанна Готского. Верхний — в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Здесь будет целый паломнический комплекс. Планируется построить монашеский корпус, гостиницу для паломников, малоимущих и одиноких людей.

Вид с подворья на Аю-Даг

У Партенита, небольшого городка на берегу Черного моря, богатая история. К началу VIII в. Крым, бывший окраинной провинцией Византии, стал хорошим убежищем от преследований иконоборческого правительства Империи, и сюда ринулись византийские монахи и греки-иконопочитатели из Малой Азии. Поэтому в то время христианская жизнь здесь буквально кипела. В окрестностях Медведь-горы было более сорока храмов, причем только на самой горе, по разным источникам, их было от 9 до 14. А сам Партенит связан прежде всего с именем родившегося здесь епископа Иоанна Готского. Он участвовал в подготовке VII Никейского вселенского собора, восстановившего иконопочитание. При нем Партенит был большим богатым поселением со своим портом и судом, и к тому же центром Готской епархии. У подножия горы с ее восточной стороны был богатейший монастырь Петра и Павла: известно, что по количеству книг в окрестных землях ему не было равных. Сохранилось предание об огромном храме Двенадцати апостолов на Медведь-горе. Около него стоял крест из цельного камня высотой семь метров. Поэтому некоторые историки не без основания считают, что раньше Аю-Даг назывался Айя-Даг, Святая гора.

Отец Афанасий облагораживает клумбу

Проходят эпохи, исчезают целые народы, рушатся империи. Но жажда человека к поиску Бога не иссякает. И после вековой тьмы неверия древняя крымская земля вновь обретает возможность молиться и петь хвалу Творцу Вселенной.

Космо-Дамиановский монастырь — самое религиозное место в окрестностях Алушты

Высоко в горах Крыма, в лесной теснине, находится весьма примечательное место – Космо-Дамиановский мужской монастырь. Попасть сюда непросто – хотя бы потому, что обитель расположена на территории Крымского природного заповедника, да и нет здесь традиционных храмов или других крупных церковных сооружений. Но в один из летних дней небольшая лужайка перед комплексом наполняется сотнями людей и машин. Почему так происходит? Какова история этого святого места?

Читайте также:
Санаксарский монастырь: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится мужская обитель в Крыму?

Космо-Дамиановский монастырь в Крыму территориально относится к Алуштинскому городскому совету. Дорога к нему весьма непростая, но очень живописная. Озера Бам и Краснорайское, река Улу-Узень, Изобильненское водохранилище, перевал Кебит-Богаз – это и многое другое можно увидеть по пути следования.

Обитель на карте Крыма

Монастырь у источника: сложная история становления

«Биография» мужского монастыря интересна и сложна. Здесь, в малодоступном месте возле хребта Конек, что примыкает к величественному массиву Чатыр-Даг, с незапамятных времен существовал мощный родник с целебной водой, известный среди местного населения как Савлух-Су (здоровая вода). Еще с дотатарских, византийских дней народные предания связывали его со святыми Космой и Дамианом, жившими в Риме в III веке и сосланными в далекую Тавриду. Якобы последние годы жизни святители, прославившиеся врачеванием, доживали именно здесь, в ските под Чатыр-Дагом.

Имеются также сведения, не подтвержденные научными доказательствами, что в Средние века у источника уже был небольшой храм, но он исчез, как и многие другие, когда христианское население «выдавливалось» с полуострова. Не исчез только источник! Слава о его целебных свойствах не умирала в народе и всегда 14 июля, в день святых Космы и Дамиана, сюда стекались люди с окрестных районов, причем и христиане, и татары.

В середине XIX века архиепископ Иннокентий дал указание обустроить возле Савлух-Су небольшую обитель, но помешала начавшаяся Крымская война. И только по ее окончании, в 1857 г., монастырь начал строиться. Его первым настоятелем на долгие годы стал игумен Макарий. При нем обитель отстроилась, появилось два храма, часовня, притвор для гостей, хозяйственные здания.

Но жить здесь было очень непросто. Вокруг – крутые склоны и густой лес, свободной земли практически не было. Каждое маленькое достижение давалось с большим трудом. Все держалось на воле Макария, а после его ухода из жизни (могила настоятеля находится на территории обители) здесь начался упадок. В последний год XIX столетия церковные власти распустили мужскую братию и открыли тут женскую обитель. Долгое время она славилась тем, что здесь находились на перевоспитании малолетние преступницы.

Дальнейшая судьба Космо-Дамиановского монастыря

Начало XX века ознаменовалось его расцветом, но теперь уже женского. В 1911 г. здесь побывал царь Николай со своей семьей. Надо сказать, что члены царской семьи оказывались тут и раньше, еще при Александре. По велению самодержца, монастырскому комплексу выделили большие средства, а главное – провели сюда шоссе, названное Романовским. Оно шло мимо обители – из Алушты в Ялту. Николай надеялся, что воды источника излечат от болезни его сына. Тогда же приняли решение создать в окрестностях заповедные места для царской охоты, ставшие основой нынешнего Крымского горнолесного заповедника.

На территории этой монастырской достопримечательности Алушты пребывали в те времена две выдающиеся для верующих людей иконы — Божией Матери Иерусалимской и Святых Космы и Дамиана. Во вторую были вмонтированы части мощей святителей. В годы советской власти Космо-Дамиановский монастырь в Алуште закрыли, монашек постепенно изгнали. Огромный урон обители принесла война с фашистами. Немцы, опасаясь действия партизан, уничтожили и взорвали все без исключения здания, находящиеся на ее территории. Осталась только каменная часовня возле самого источника, сейчас это единственное сооружение, уцелевшее здесь с XIX века.

Чем привлекает обитель туристов и верующих?

Возрождение Космо-Дамиановского монастыря в Крыму началось только в 90-е гг. XX века. Дело усложнялось тем, что бывшие его земли стали частью заповедника, а воду из источника бизнесмены продавали на пляжах крымских курортов. Хозяйственные споры завершились тем, что подворье обители постановили соорудить в поселке Партенит.

Комплекс из двух храмов и хозяйственных построек до сих пор находится в стадии строительства. А вот чудом нашедшаяся икона с мощами святых пребывает сейчас в горной части обители – в часовне возле источника. За ней ухаживают несколько монахов, постоянно здесь живущих.

Как добраться (доехать) из Алушты и Ялты?

Добраться до Космо-Дамиановского монастыря из Алушты можно по трассе «P34», двигаясь на запад:

Чтобы доехать до обители из Ялты, двигаться нужно по той же дороге, только на северо-восток:

Туристу на заметку

  • Адрес: Крымский природный заповедник, Алушта, Крым, Россия.
  • Координаты:44°39′53″N (44.664706), 34°16′10″E (34.269502).
  • Телефон: +7 (36560) 50-440.
  • Официальный сайт: http://www.kdm-ark.net

В Космо-Дамиановский монастырь в Алуште, к Савлух-Су, даже сейчас непросто попасть, ведь вокруг заповедные земли. Исключением является 14 июля – когда кордоны на дороге открыты всем желающим. В этот день, как и много лет назад, полянка возле родника заполнена людьми, все прилегающие участки заняты палатками и автомобилями. Несмотря на все перипетии жизни, родник по-прежнему привлекает к себе паломников, возле него церковные чины служат торжественную Литургию!

Мужской монастырь святых Косьмы и Дамиана или Козьмодамиановский монастырь в Алуште

В Крыму, среди живописных скал и густого леса, возвышаясь над морем, расположилась скромная, но красивая обитель. Космо-Дамиановский монастырь в Крыму находится на территории природного заповедника, в котором приятно и спокойно прогуливаться, созерцая природу, которую мог создать только Бог. На территории обители имеется святой источник Савлух-Су, вода из которого считается целебной. Попасть в это место довольно непросто.

История становления общины

История данной обители не похожа на другие, путь становления сложен и очень интересен. Родник с исцеляющей водой в данном месте, рядом с хребтом Конек, существовал с древних времен.

Читайте также:
Свято-Георгиевский мужской монастырь в Балаклаве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Легенды до татарских времен гласили о том, что целебный источник, название которого в переводе означает «здоровая вода», имеет связь со святыми целителями Космой и Дамианом. День почитания тех Святых — 14 июля, в этот день во все времена к источнику стекались толпы верующих людей.

Середина XIX века — время застройки обители. По приказу архиепископа Иннокентия, возле известного источника, стали обустраивать место под монастырь. К сожалению, Крымская война помешала планам архиепископа. По завершении боев, застройка возобновилась.

О других крымских храмах и святых местах:

Первым настоятелем стал игумен Макарий, который прослужил на своем посту много лет. Территория обители получилась небольшой, было построено два храма, хозяйственные здания, часовня, гостиный притвор.

Интересно! Настоятель и братия носили на своих плечах стройматериалы из самого Симферополя пешком. Все, что было на территории монастыря построено — было сделано ими самостоятельно, ни о каких работниках тогда и речи не шло. К тому же, братия потом построила дорогу в 8 км от обители.

Денег на строительство общины государство не выделяло, все было возведено на деньги, собранные у православных людей. Жить в таком месте было тяжело, земли было мало, всю местной занимали горы и лес.

Настоятель Макарий держал всю обитель в своих руках, крепился сам и подбадривал немногочисленную братию. Но после его смерти по болезни, община начала чахнуть, пока совсем не опустела. В 1900 году власти расселили мужскую братию. Мужская обитель просуществовала в этих местах ровно 43 года.

Дальнейшая судьба обители

После роспуска монахов местные власти начали обустраивать на этой территории женскую обитель. Туда высылались малолетние преступницы на перевоспитание к монахиням.

В начале XX века, несмотря на бедность, община начала расцветать вновь. Первой настоятельницей стала монахиня Варсонофия, приехавшая из Троице-Параскевиевского монастыря с 25 сестрами. На богослужение даже заезжал царь Николай со своей семьей, с больным сыном, которого привезли к водам источника. В 1911 году вокруг обители появилась заповедная зона для царской охоты.

В те времена стены скита хранили две святыни:

  • икону Божией Матери Иерусалимской — она была привезена с Афона с монахом, который там жил и был переселен в Крымскую обитель, писался образ специально для монастыря;
  • икону Святых Космы и Дамиана с частицами мощей.

Жестокие времена советской власти не обошли женскую обитель, спрятанную в лесу. Община была закрыта, монахинь выгнали на улицу, а Великая Отечественная война нанесла огромный урон территории. Фашисты стерли с земли все здания, которые были в обители, уцелела только часовня возле источника.

Восстанавливать монастырь начали в 1990-е годы. Восстановить обитель было очень сложно, так как земли давно были отданы Крымскому заповеднику, а местные бизнесмены не хотели делиться с монахами своей выгодой. В итоге, обитель удалось построить в поселке Партенит.

Современное состояние обители

Космо -Дамиановский монастырь в поселке Партенит до сих пор полностью не обустроен. На территории построено два храма:

У обители есть второе подворье в селе Запрудное, храм в честь священномученика Порфирия на территории только строится.

Из общественной жизни в общине проводятся паломнические поездки. В программу входят: утреннее богослужение, совершение молебна, экскурсия по обители. Желающие могут окунуться в святой источник или набрать из него воды. По окончании дня паломники трапезничают, братия угощает гостей чаем из собранных Крымских трав.

Для сведения! Узнать подробнее о паломнических поездках можно на официальном сайте монастыря.

Вода от источника считается целебной для почек и печени, это свойство доказано учеными экспериментально. Наука также подтверждает, что вода имеет особую структуру и состав. Это место пропитано Божией благодатью и почувствовать ее можно только оказавшись там.

Святыни

После разрушения монастыря, никто и не надеялся на возвращения утерянных святынь к православным верующим. Но в 1996 году, чудесным образом икона Богородицы «Иерусалимская» нашлась. Образ вернул в общину протоиерей собора г. Симферополя. Как попала святыня туда, никто не знает.

О других христианских святынях:

Престольные праздники

  • 14 июля — день памяти священномучеников Косьмы и Дамиана, этот праздник отмечается в обители широко, богослужение совершается большим количеством священников во главе с митрополитом;
  • 19 августа — Господнее Преображение, в этот праздник совершается особенное богослужение под открытым небом;
  • 25 октября — день почитания иконы Божией Матери «Иерусалимской».

На все праздники двери киновии открыты для всех верующих православных христиан.

Местонахождение контакты

Монастырь в честь Святых Косьмы и Дамиана находится по адресу: РФ, Крым, г. Алушта, территория Крымского природного заповедника, поселок Партенит, Фрунзенское шоссе, д.1А.

Важная информация! Посетить общину самостоятельно, вне состава паломнических групп можно только по особому разрешению, которое можно получить в подворье.

Контактный телефон — 8 (36560) 504 — 40.

Официальный сайт — http://monastyr-kid.ru. Расписание богослужений на сайте не выкладывается, но есть много новостей, сайт живой и постоянно пополняемый.

Как добраться и где остановиться паломнику

Доехать до подворья в поселке Партенит, можно на общественном транспорте:

  • из города Алушта — автобус № 109, затем пересадка на троллейбус № 55 до нужного поселка, оттуда на маршрутке № 1;
  • из города Симферополь — троллейбус № 55 до поселка Партенит, далее на маршрутке № 1 до остановки » парк Айвазовского».

Также доехать до монастыря можно из города Ялта.

На территории монастыря есть обустроенная круглосуточная гостиница для паломников, контактный телефон — 8 (978) 049 — 82 — 91.

ТОП-5 самых удивительных монастырей Крыма

Крым – это удивительный полуостров, имеющий уникальный климат и природу необычайной красоты. Его живописные уголки необыкновенны и неповторимы.

Читайте также:
Храм Спиридона Тримифунтского в Москве: описание и адрес храма, мощи и святыни, расписание богослужений


Помимо природных богатств, которыми так щедро наделен Крым, он славится еще и огромным количеством храмов и монастырей на своей территории. Монастыри Крыма имеют богатейшую историю развития. Они притягивают к себе. как магнит, манят своими неизведанными тайнами и поражают своей неописуемой красой.

Монастыри Крыма

Всем известен Георгиевский монастырь, расположенный на мысе Фиолент. Он был основан в 891 году. С ним связана очень интересная легенда. Согласно ей, греческие мореплаватели терпели кораблекрушение у мыса. Отчаявшиеся моряки стали просить святого Георгия о помощи. Он внял их молитвам, и шторм был усмирен. Уцелевшие в борьбе со стихией моряки основали Георгиевский монастырь в благодарность спасшему их святому.

Женские монастыри Крыма также славятся своей живописностью. Топловский монастырь, который расположен близ Симферополя, имеет на своей территории три храма. Два из них являются действующими. Святые источники женского монастыря каждый год привлекают большое количество людей, многие из которых находят здесь исцеление от своих недугов.

Особенно интересными являются пещерные монастыри в Крыму. Каждый из них обладает своей уникальной историей и манит туристов своей таинственностью.

Мужские монастыри

МУЖСКИЕ МОНАСТЫРИ

Георгия Победоносца. По одному из преданий, основан в 891 г., первоначально принадлежал Константинопольскому патриархату. Первое письменное упоминание о монастыре – 1578. С 1778 г. (исход христиан из Крыма» по 1794 г. монастырь не действует, с 1806 г. он становится базовым для иеромонахов Черноморского флота. Стоятся новые храмы: 1816 – вмч. Георгия, 1850 г. – Воздвижения Креста Господня, 1893 г. – пещерная церковь Рождества Христова. Закрыт монастырь в 1929 году, возродился в 1994 году. В 2000 году началось строительство храма вмч. Георгия, разрушенного в 1927 году. Адрес: Севастополь, мыс Фиолент. Проезд: авт. №19 от ЦУМа или маршрутное такси от остановки «5-й километр».

Климентьевский Инкерманский. Основан в VIII – IX в. (пещерный), опустел после турецкого нашествия 1475 года. В XVII – XVIII вв. упоминается пещерный храм вмч. Георгия, после 1778 г. монастырь опустел окончательно, возрожден в 1852 г. Строились храмы: свт. Климента (1852), св. Мартиниана (1867), вмч. Пантелеимона (1895), 1905 г. – вмч. Димитрия Солунского, Николая Чудотворца и Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте». С 1920 г. все храмы стали приходскими, постепенно, до 1931 г. закрыты. Возрожден монастырь в 1992 году. Святыни: частица мощей свт. Климента. Адрес: Севастополь, пгт. Инкерман, а/я 25. Проезд: жд.ст. «Инкерман – 1» или маршрутный автобус из Севастополя, от ост. «5-ый километр».

Новоспасский скит Инкерманского монастыря. Храмы: прп. Кассиана Угличского, строится храм Преображения Господня, 1995 г. – устроен храм прп. Евстратия Печерского, приписной к монастырю. Адрес: с. Терновка Балаклавского района г. Севастополя, ул. Горная, 36. Проезд: автобус №40 от жд.ст. «5-ый километр» до остановки «Ферма»

Подворье Инкерманского монастыря с храмом Двенадцати апостолов. Адрес: Балаклава, ул. Рубцова, 43 Телефон: +38 Проезд: автобус №9 от остановки «5-ый километр» до конечной остановки

Косьмо-Дамиановский. Основан в 1857 году при источнике Косьмы и Дамиана, построена деревянная церковь в честь этих святых, а в 1870 г. – новый большой храм на ее месте. 1974 – 78 гг. – начато строительство храма Преображения Господня. В 1899 г. монастырь преобразован в женский, в 1907 г. открыто подворье в Симферополе, в 1924 – 28 гг. монастырь упразднен, а во время Великой Отечественной войны – разрушен. Возрожден в 1994 году. Святыни: древняя икона свв. Косьмы и Дамиана с частицами их мощей, святой источник Косьмы и Дамиана. Адрес: Алушта, заповедник Телефон: +38 (06560) 22-450, 44-974 Проезд: 10 км на запад от Алушты

Благовещенское подворье Косьмо – Дамиановского монастыря. Адрес: Алуштинский район, пос. Партенит, пер. Крутой, 5 Телефон: +38 (0692) 44-638 Проезд: трасса Алушта – Ялта, троллейбус №52 из Симферополя

Подворье Косьмо-Дамиановского монастыря с храмом прп. Афанасия Печерского. Адрес: Алуштинский район, с. Изобильное, ул. Центральная, 1 Телефон: +38 (06560) 21-775 Проезд: автобус №71 с автовокзала Алушты.

Прп. Лазаря Муромского

Адрес: с. Скалистое Бахчисарайского района, древнее поселение «Бакла» Проезд: автобус от жд. Ст. Почтовая пещком до с. Скалистое

Святого апостола и евангелиста Луки

Адрес: с. Лаки – Баштановка Бахчисарайского района

Покрова Пресвятой Богородицы

Адрес: бахчисарайский район с. Терновка, древний монастырь «Шулдан» Проезд: автобус №40 от жд.ст. «5-ый километр» до с. Терновка, 1, 5 км на север пешком.

Кизилташский монастырь Святого Стефана Сурожского. В скале Кизилташ в средневековье был пещерный храм, в 1825 году в этой пещере, у источника святого Стефана Сурожского, была обретена икона Божией Матери. Позднее здесь какое-то время жила подвижница Константина. Основан монастырь в 1850-е годы с появлением здесь странствующих богомольцев Андроника и Пантелеимоона. В 1856 году освящена церковь святого Стефана Сурожского. 187- г. – построен каменный храм Успения Божией Матери, 1885 – новый храм святого Стефана Сурожского на месте старого. Упразднена обитель в 1923 году, возродилась в 1998 г. Действует храм прпп. Киево – Печерких, источник святого Стефана.

Адрес: с. Краснокаменка Судакского района, ул. Крымская, 41 Проезд: трасса Феодосия — Судак

Св.-Покровское подворье Кизилташского монастыря.

Адрес: Судак, ул. Ленина, 27 Телефон: +38 (06566) 23-250 Проезд: автобус из Феодосии

Успенский монастырь. Основан, согласно одной из версий в VIII – IX вв., согласно другой – в XV в. В конце XV в. монастырь становится резиденцией митрополита. После выхода христиан из Крыма в 1778 г. обитель опустела, с 1781 г. – проходят службы в пещерном Успенском храме. Возрожден монастырь в 1850 г. заботами святого Иннокентия, к XX в. в обители действовало пять храмов. Упразднен монастырь в 1921 г. разобраны все храмы, кроме Успенского (святых Константина и Елены, Евангелиста, святого Иннокентия Иркутского, Георгия (Победоносца). Возрождается монастырь с 1993 г. Святыни: чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».

Читайте также:
Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Адрес: Бахчисарай, ул. Босенка, 57-а Проезд: маршрутный автобус №2 от жд.ст. «Бахчисарай» до ост. «Староселье»

Скит Анастасии Узорешительницы Успенского монастыря. Святыни: источники Анастасии Узорешительницы и Феодора Студита.

Адрес: с. Предущельное, Качи-Кальон Проезд: от автостанции Бахчисарая до остановки «Предущельное».

Успенский монастырь.

Адрес: Бахчисарайский район, гора Мангуп-Кале, южной склон, на месте древнего Южного монастыря. Проезд: 1) автобус №40 от остановки «5 километр» (Севастополь) до с. Терновка, далее пешком по шоссе до озера, через с. Хаджа-Сала, затем подъем по туристической тропе; 2) автобус от автостанции «Западная» до с. Залесное (выйти у плотины)

Пещерный монастырь «Ай-Тодор» Феодора Студита.

Адрес: с. Малое Садовое Бахчисарайского района, древне поселение «Челтер-Коба» Проезд: автобус от Бахчисарая

Пещерные монастыри Крыма

Монастырь Шулдан расположен в обрывах одноименной скалы, которая нависает над Шульской долиной.


В переводе Шулдан означает «отдающий эхо». Состоит монастырь из двух храмов. Кроме того, на его территории имеется до двадцати сопутствующих помещений, располагающихся на нескольких ярусах. К наиболее значимым памятникам монастыря относят две пещерные церкви. Примечательным является тот факт, что после захвата полуострова турками, скорее всего, комплекс почти не функционировал. Жители близлежащей деревни использовали его помещения для содержания скота.

Монастырь Челтер-Мармара был основан в конце VIII — начале IX века. Он расположен в обрывах горы Челтер-Кая близ села Терновка. Пещеры здесь располагаются в четыре яруса. Общее их количество составляет более пятидесяти. Есть также четыре церкви. К подножию монастыря ведет каменистая тропа, проходящая сквозь заросли можжевельника, кизильника и держи-дерева.

Успенский монастырь в Крыму

Ни один уважающий себя турист не пренебрежет возможностью посетить самое святое место в городе Бахчисарае — Успенский монастырь.


Крым богат необыкновенными местами, однако данный монастырь выделяется из множества других. Он имеет богатейшую историю. За двенадцать веков своего существования монастырь пережил множество периодов как расцвета, так и упадка. В середине XV века святая обитель служила главной опорой для христианства на крымском полуострове.

Монастырь располагается в одной из самых пустынных местностей Крыма — урочище Мариам-Дере. С обеих сторон его окружают высокие отвесные скалы. Панорама Крымских гор, открывающаяся из храма, поражает воображение даже самых искушенных путешественников. На территории монастыря побывало много великих людей — Императоры Александр I и II, последний Император России и другие.

Действующие мужские монастыри, которые стоит посетить

Первым в этом списке обязательно должен стать Благовещенский мужской монастырь на горе Мангуп. Он возвышается над долиной, и с его высоты открывается замечательный вид. Это известный туристический объект, который привлекает внимание верующих не только из Крыма, но и со всей страны.

Здесь можно увидеть вырубленную в стене икону, помолиться у стоящего на горе креста и полюбоваться долиной с пещерной террасы. В местном храме царит совершенно особенная атмосфера, от которой возрадуется душа каждого верующего человека.

В этом монастыре все очень по-домашнему и в то же время благолепно, так что его точно нельзя сравнить с каким-то другим. Обустроен он на месте древнего пещерного монастыря, оборудованного в 14 веке, так что на территории сохранилось немало старинных реликвий.

Также недалеко от Бахчисарая расположен еще один действующий мужской монастырь, обязательный к посещению всем гостям Крыма — это
Свято-Успенский пещерный монастырь, расположенный в урочище Мариам-Дере. Главной святыней этого монастыря является икона Богородицы Путеводительницы.
Основан этот монастырь был еще в 8 веке, с тех пор пережив немало разнообразных событий — он, кстати, стал одним из немногих святых мест Крыма, избежавших разграбления турками.

При посещении монастыря нужно обязательно зайти в церковь Успения Богородицы и посмотреть на руины фонтана и остатки келий.

Но одним из самых невероятных по энергетике мест в Крыму является
Кизилташский монастырь. О нем знают даже не все крымские верующие — все-таки ущелье Кизилташ считается довольно-таки заповедным.
Когда-то здесь жил архиепископ Сурожский Стефан, потом, как водится, пришли мусульмане, но случившееся в 1825 году чудо (явившееся не христианину даже, а татарину) сделало это место легендарным. Местный житель нашел здесь икону с образом Богоматери, которая плавала в старом колодце. Весть об этом разошлась быстро и место стали почитать святым.

Колодец, где была найдена икона, быстро приобрел славу чудодейственного источника. Разные времена переживало это место, но в 1997 году монастырь был снова открыт и действует до сих пор.

Монастырь совсем небольшой, но он горделиво возвышается над суетным миром, даря покой и благодать. Строение местного храма новое, но невероятно уютное — настоящий дом Божий, спокойный и чистый. Здесь собрано множество святых мощей — немногие даже более известные храмы могут этим похвастаться.

Святой источник расположен неподалеку, к нему ведут удобные ступеньки, устроенные монахами. Все благолепно, спокойно и по-домашнему.

Свято-Климентьевский монастырь

Мужские монастыри Крыма каждый год привлекают большое количество туристов. Среди них есть и Свято-Климентьевский монастырь, который является наиболее древним на территории Крымского полуострова. На его месте первые христиане Крыма находили свое убежище. В этом же районе располагается и церковь Святого Климента, которая высечена в скале.


От святой обители можно пройти к руинам старой византийской крепости Каламита.

Монастыри Крыма – это величайшее богатство полуострова. Православный человек найдет здесь для себя всё то, что ему необходимо, чтобы соединиться с природой и Создателем. Живописные места наполнят душу любого человека, будь он верующий или нет, блаженством и гармонией. А множество легенд, с которыми связана история каждого монастыря, не оставят никого равнодушным. Святыни Православия Крымского полуострова – это уникальные памятники истории и культуры, необходимые для духовной жизни общества.

Читайте также:
Мужской монастырь Саввы Освященного в Крыму: история и адрес монастыря Челтер-Мармара, архитектурные памятники

Космо-Дамиановский мужской монастырь

Косьмо-Дамиановский мужской монастырь

Косьмо-Дамиановский монастырь в Крыму – это христианский мужской монастырь Московского патриархата РПЦ. Располагается на территории Бабуган-Яйлы, в пределах Крымского природного заповедника.

Ближайший крупный город – курорт Алушта (20 километров на юго-восток). Возле обители находится знаменитый Косьмо-Дамиановский источник (Савлух-Су). К нему стремятся тысячи паломников всех религий и конфессий. Каждому ручей дарит облегчение недугов, а кому-то даже полное исцеление.

Содержание:

    1. Косьмо-Дамиановский монастырь в Алуште: где находится и как добраться.
    2. Легенда о появлении
    3. Как создвалась обитель
    4. Советская власть и возрождение святыни
    5. Целебный источник
    6. Заключение

Косьмо-Дамиановский монастырь в Крыму: где находится и как добраться

Косьмо-Дамиановская обитель притаилась в центральной котловине заповедника. Слева и справа монастырь обступают хребты – Синап-Даг и Конек. На юге возвышается Эгер-Тепе. В полутора сотнях метров на северо-запад проходит излучина Яблочной речки, Альмы. В 1800 метрах на юго-восток, за хребтом и Царскими полянами, берет начало река Узень-Баш. Там же располагаются 8-порожный каскад и водопад Головкинского. В 6 километрах на северо-восток лежит Изобильненское водохранилище.

На том же расстоянии к югу высится знаменитая вершина Роман-Кош. Обитель стоит в уединенном заповедном месте, поэтому населенных пунктов поблизости нет. Чтобы попасть сюда, необходимо получить разрешение на подворье в Партените. Оно находится по адресу: Партенит, шоссе Фрунзенское, д. 1А.

Подробности о паломничестве, гостинице и по прочим организационным вопросам можно узнать по телефону +7 (978) 620-14-14 или на сайте https://monastyr-kid.ru/kontakty/. Если бумага уже на руках, самое время отправляться в заповедник. Въезд по разрешению – бесплатный. Или же оплатить въезд в Крымский заповедник в дирекции заповедника и организовать себе невероятную экскурсию по всему заповеднику, если вы на машине. Офис находится по адресу: г. Алушта, ул. Партизанская, 47, начало работы – с восьми утра, протяженностью маршрут на 5 часов, поэтому выезжать надо рано утром.

Дорога в Косьмо-Дамиановскую обитель лежит через Алушту, поэтому, приобретя билет, следовать далее по Партизанской улице, вдоль русла Улу-Узень до Изобильного. После поселка нужно обогнуть Изобильненское водохранилище и двигаться строго на запад. По пути встретится смотровая площадка с отличным видом на водоем и Алуштинскую долину. Примерно через 6 километров дорогу преградит шлагбаум заповедника. Здесь придется показать разрешение на въезд.

Следующие 7,5 километров – финальный участок пути к Косьмо-Дамиановскому монастырю в Крыму. Дорога идет вдоль русла Альмы. Справа – форелевое хозяйство.

Слева – вершина Агыс-Хыр. У входа в обитель есть парковка, где можно оставить транспорт.

Ниже на карте показан маршрут от управления Крымского заповедника до монастыря.

На заметку. Добраться можно и другими путями: по Романовскому шоссе и тропами. Однако все они находятся в заповеднике, и несанкционированное проникновение влечет солидный штраф. Стоит ли рисковать и портить себе настроение?
Географические координаты монастыря: 44.665100 34.269906.

Легенда о монастыре и источнике

С возникновением Косьмо-Дамиановского монастыря в Алуште связана старинная легенда. Она гласит, что в III столетии поселились в этих местах бессребреники Дамиан и Косьма. Они оказались тут, пострадав за молодую Христианскую веру. Братья были целителями, славились чудесами. Считается, что источник Савлух-Су вышел на поверхность именно благодаря их молитвам.

Ни одного документального свидетельства пребывания братьев-бессребреников в Крыму не существует. В народе же говорят, что жили они близ Чатыр-Дага, у того самого источника, который до сих пор славит их имена. Бытует версия, что средневековые верующие выстроили у ручья храм. Однако после 1788-го, когда произошло великое выселение христиан, большинство культовых сооружений пришло в упадок и разрушилось. Тем не менее сотни лет к источнику стремятся страждущие, желая обрести телесное здоровье.

Официально задокументировано, что задолго до начала XIX века каждого 14 июля у родника проходили молебны, но строений в округе не было. Первое сооружение возникло в начале 1820-х. Им стал простой деревянный сарай для паломников, возведенный на пожертвования графини С.Потоцкой. Еще через 30 лет некий купец из Симферополя излечился здесь от болезней. В благодарность безвозмездно поставил над источником сруб с ликами Дамиана и Косьмы. Монастырь появился много позже.

Краткая история обители

Православный монастырь в заповедных лесах Бабуган-Яйлы возник стараниями архиепископа Иннокентия. Он жил в 1800-1857 годах и получил от современников красноречивое прозвище – «Русский Златоуст». Священнослужитель путешествовал по Крыму и навестил Косьмо-Дамиановский источник. Потом поднялся на Чатыр-Даг. Здесь он проповедовал, ратовал за веру и напутствовал православных восстанавливать культовые сооружения и памятники.

Киновия (цинобий) была разрешена к открытию в 1853 году. Для этого от казенной дачи отмежевали около 4 гектар земли (4 десятины по старому стилю). Спустя 3 года, подкрепленное благословением архиепископа, стартовало строительство монастыря. Руководил работами игумен Макарий. Однако возведение быстро свернули – началась Крымская война.

Через год, в 1857-м, работы по обустройству цинобия продолжились. Это стало нелегким делом. Будущий монастырь должен был появиться в ущелье с крутыми склонами и густыми лесами. Возникла насущная необходимость в масштабных земляных работах. Монахам помогали редкие энтузиасты. Самодеятельные строители на собственных плечах таскали стройматериалы, стекло, инструменты. Ведь приличной трассы, как сейчас, еще не существовало. Более того, никакой денежной поддержки обители от государства не было. Поэтому обустраивали ее исключительно на пожертвования.

Так в 1857-м появилась первая небольшая церквушка в честь братьев-целителей. Причем эскизы для нее сделал собственноручно архиепископ Иннокентий. Вдохновитель так и не успел увидеть новую киновию. В мае 1857 года он представился, а освещение общины произошло только в сентябре. Пост настоятеля занял игумен Макарий. Он управлял обителью еще 2 десятилетия. Количество братьев непрерывно росло и требовало новых помещений. Поэтому в 1869-м в обители построили новый храм с колокольной башней. Он мог вместить всех монахов и паломников. Его также освятили в честь Дамиана и Косьмы. Прежнюю же церквушку разобрали, а освободившееся дерево пустили на часовню, которая появилась над источником. Чуть ниже соорудили раздельную купальню для женщин и мужчин. Игумен Макарий был рачительным хозяином. При нем монастырь разросся.

Читайте также:
Борисоглебский монастырь в Торжке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Появились четыре новых корпуса – настоятельский и 3 братских. Также были построены 2 паломнические гостиницы, дворовые сооружения, баня и трапезная. Сожаление вызывало только то, что в храме не было отопления. В 1878 году вместо него построили и освятили новый зимний. В том же 1878-м почил в бозе бессменный настоятель, игумен Макарий. Однако год принес общине щедрый подарок. Купец из Севастополя Г.П. Порывай отдал на нужды обители более 200 гектар пахотных земель в Перекопском уезде (село Григорьевка). Монахи построили там дома, вырыли колодцы и возвели церковь Трех Святителей.

Главной ценностью монастыря являлась икона Св. Косьмы и Дамиана. Ее хранили в особом месте. Целебный источник и икона привлекали в общину богомольцев, жертвовавших на местные нужды. Посещала киновию и монаршая семья. В 1873-м приезжал будущий самодержец Александр Третий. В 1899 году обитель навестил епископ Николай. Именно он решил сделать монастырь женским. Так братский цинобий стал сестринским, настоятельницей – матушка Варсонофия. С ней приехали 25 монахинь. Начало XX века ознаменовалось для монастыря чередой событий и реконструкций. Например, была укреплена терраса, где стояла церковь. В 1911-м общину навестил последний русский государь Николай Второй. В 1913-м над источником возвели изящную каменную часовню. Именно ее мы видим, посещая Косьмо-Дамиановский монастырь в Алуште.

Других первоначальных сооружений не сохранилось. Тогда же, в 1913 году, вокруг монастыря создали императорский охотничий заказник, разбили сад, проложили Романовскую дорогу.

Когда разразилась Первая Мировая война, сестры изо всех сил помогали фронту. Однако тягот военной жизни не ощутили. Великая скорбь постигла обитель уже после Революции.

Советская власть и возрождение святыни

После Революции все монастырское имущество национализировали, но основные проблемы начались в 1923-м. Уже в январе симферопольское подворье закрыли, а постройки употребили под склады. Причем хранились там именно реликвии и культовые предметы, изъятые в святых местах. В главном храме киновии новые власти разместили коммунарское общежитие. В октябре закрыли и саму обитель. В ней устроили колонию для инвалидов. В 1924 году сняли колокола, а церкви передали в собственность заповедника. Монахини никуда не ушли, создали трудовую артель, какое-то время жили там, но в 1928-м ее ликвидировали. Самое страшное, что большевики «положили глаз» на часовенку над источником, живое сердце монастыря.

Решили разобрать на стройматериалы, но сотрудникам заповедника удалось ее отстоять. Далее последовала настоящая вакханалия вседозволенности и поругания святынь. В монастырском храме открылся музей природы. Преображенская церковь превратилась в клуб. Купальню часовни переоборудовали в отсадник для разведения форели. Там держали рыбьих мальков. Уничтожение Косьмо-Дамиановского монастыря в Крыму завершила Великая Отечественная война. Боевые действия и бомбежки стерли с лица земли и все здания цинобия, и царский домик. Чудом уцелела лишь каменная часовня над источником. Позднее на месте главного храма соорудили дом для лесников.

Долгие десятилетия обитель была заброшена. Восстановили ее только в июле 1992 года. Причем монастырь снова стал мужским. Первое богослужение провел архиепископ Лазарь. Правда, возрождение шло тяжело. Некоторые бизнесмены желали зарабатывать на святой воде, продавая ее под маркой «Савлух-Су». К счастью, все они остались не у дел. В 1996 году произошло чудо – нашлась икона с ликами святых бессребреников, считавшаяся утраченной!

Оказывается, она все время хранилась у местной жительницы. Сегодня святыня заняла свое почетное место в монастыре. На данный момент принято решение начать строительство нового храма, взамен разрушенного в годы ВОВ.

Каждый человек может пожертвовать на строительство и увековечить свое имя. В кладке нового здания на века сохраниться кирпичик с его именем!

Целебная сила Косьмо-Дамиановского источника

Слава источника при Косьмо-Дамиановском монастыре в Алуште разошлась далеко за пределы Крыма. Неслучайно его хотели единолично пользовать бизнесмены. Лаборатория НАН Украины установила, что вода родника обладает редчайшими свойствами. Она невысоко минерализована, но содержит ионы серебра и цинка. Причем в идеальной бальнеологической концентрации.

Воду из монастырского источника можно применять при недугах желчного пузыря и печени, желудка и почек. Она активизирует метаболизм, укрепляет кости. Стимулирует репродуктивную систему. Воду пьют как для лечения, так и с целью профилактики заболеваний. Как известно, серебро обладает прекрасными бактерицидными свойствами. «Вода здоровья» в купели всегда холодна – примерно +8оС.

Заключенная в стеклянную тару, она не теряет свойств в течение нескольких месяцев. Напротив, по ряду критериев даже становится лучше. Достаточно набрать и тщательно укупорить. Срок хранения жидкости составляет полгода и более.

Заключение

Высокогорная обитель – знаменитая святыня Крыма. Она лежит в ложбине, поэтому сильных ветров тут не бывает. Вокруг – роскошная природа. Дышится свободно, легко и даже вкусно. Здесь живет покой, а святая вода дарит исцеление всем страждущим. Сегодня храм и территория Косьмо-Дамиановского монастыря в Алуште пребывают в идеальном порядке.

Каждого 14 июля двор наполняется паломниками, число которых доходит до 3 тысяч. Только в этот день открываются кордоны, и ограничений нет. К сожалению, вместить всех желающих обитель физически не может. Стоит рассмотреть вариант посещения в другое время. Ведь получить разрешение на это совсем несложно.
В заключении посмотрите видеоэкскурсию о православной достопримечательности Крыма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: