Путивльский Святодуховский женский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Тайны старого Челябинска: история Одигитриевского женского монастыря

В этом году исполняется 100 лет с разгона Одигитриевского женского монастыря в Челябинске. Место, где он располагался, — ныне самый центр современного Челябинска. Когда меня спрашивают, где находился этот монастырь, я показываю на гостиницу «Южный Урал». Как же так получилось, что монастырь — обитель тишины и раздумий — оказался в центре мирской суеты?

Монашество в Русской православной церкви — институт, заключающийся в отказе от брачной жизни и принесении особых монашеских обетов при постриге. На Руси монастыри стали учреждаться с самого начала официального распространения христианства. Из Константинополя прибыли многочисленные монахи, которые не могли прокормиться на родине. Монастыри имели большое значение в древнерусской жизни, как экономическое, так и религиозно-просветительное. Основание монастырей служило одним из лучших средств для колонизации незаселенных местностей. Однако Петр I, отчасти под влиянием протестантизма, смотрел на монахов как на людей, которые «поедают чужие труды», от которых являются, сверх того, «забобоны, ереси и суеверия». При Александре I, относившемся с большими симпатиями к монашеству, положение последнего значительно улучшилось. Городские имущества монастырей были освобождены от платежей и повинностей (кроме фонарной и мостовой), а недвижимые имущества вне городов — от платежа оброчных денег в казну.

Более всего содействовало увеличению в течение XIX века числа монастырей в России учреждение так называемых женских общин, отличающихся от общежительных монастырей только тем, что члены общины, не принимая монашеских обетов, исполняли все правила, установленные для послушниц настоящих монастырей. Обыкновенно настоятельницей общины являлась монахиня. Начало возникновения женских общин относится к XVIII веку и совпадает с изданием монастырских штатов (то есть с определенным содержанием от казны).

Однако губернские власти не дали согласие, ссылаясь на то, что место выбрано неудобное, а приступать к строительству монастыря возможно лишь после соответствующего указа императора.

В начале 1840-х годов казачья дочь Анна Максимовна Полежаева вновь высказала идею создания в Челябинске женского монастыря. Первоначально сестры поселились в купленном Анной старом небольшом деревянном доме в Заречье, около Троицкой церкви. В продолжение пяти лет поступило к ней 15 человек девиц разного возраста, в числе которых были две пятилетние девочки. Содержали себя самостоятельно: ткали, вышивали шелком, оправляли иконы фольгой, вырезали бумажные цветы. Значительную помощь в период становления общины оказали елабужские купцы братья Стахеевы, пожертвовавшие общине 2 800 рублей.

5 октября 1849 года Анна Полежаева обратилась с прошением в Челябинскую городскую думу об отводе земли под устройство общины. 13 декабря 1849 года дума приняла решение об отводе под будущий монастырь пяти десятин (около 5 гектаров) земли, покрытой мелкой березовой порослью, с восточной стороны ограды загородной кладбищенской церкви (ныне это примерно в районе перекрестка улиц Пушкина и Тимирязева). К осени 1851 года на отведенной земле уже стоял флигель с шестью жилыми комнатами, двумя кладовыми, амбарами и погребами. Новое место для монастыря (в квартале улиц Большой, Степной, Никольской и Южным бульваром — ныне это улицы Цвиллинга, Коммуны, Советская и проспект Ленина) было выделено после утверждения 23 февраля 1854 года императором Николаем I Одигитриевской (Богородичной) общины с наделом земли.

Указом Оренбургской духовной консистории 24 марта 1854 года Одигитриевская женская община была открыта, а ее благочинным назначен протоиерей Алексей Петрович Агров. Тогда это была южная окраина Челябинска. К югу от территории, выделенной для монастыря, располагалось городское Казанско-Богородицкое кладбище.

Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» заложили в 1857 году. Это был одноглавый каменный двухэтажный храм с колокольней и тремя престолами. Поднятие крестов, купола и колоколов состоялось 1 ноября 1860 года (освящен 24 сентября 1863 года).

Еще один храм — Вознесенский — был заложен в ограде монастыря 27 июля 1886 года. Его освящение состоялось 9 сентября 1896 года. Вознесенская церковь была шестиглавой, просторной и светлой, с 30 окнами, тремя входами. Иконостас главного престола был деревянным с позолотой, трехъярусным, с 33 иконами. Для отопления храма имелось пять голландских печей.

Монастырские постройки в значительной степени определяли архитектурный облик дореволюционного Челябинска. Основная часть монастырского комплекса была построена в конце 1850-х — 1890-е годы на средства самого монастыря.

Игуменьей Агнией на территории монастыря был построен каменный двухэтажный корпус, в котором расположились трапезная, кухня и кельи; организован свечной завод, дававший доход обители до закрытия в 1878 году. Игуменья Рафаила построила вокруг монастыря каменную ограду с каменными флигелями, два деревянных дома для стариц и больных сестер, двухэтажный полукаменный флигель, за оградой монастыря — двухэтажный полукаменный дом для церковно-приходской школы. Всего же при монастыре накануне 1917 года насчитывалось 33 жилых дома, различных служб холодных — 52. С октября 1910 года все монастырские постройки были застрахованы во Взаимном страховании строений духовного ведомства при Святейшем Синоде на 222 487 рублей.

Монастырь управлялся настоятельницей, казначеей и благочинной при участии в важных случаях старших монахинь монастыря. При монастыре имелись собственные мастерские, приносившие значительный доход: живописное отделение (в нем работали десять человек и обучались рисованию восемь человек), швейная (11 человек), золотошвейная (восемь человек), белошвейная (десять человек), гладьевая (12 человек), переплетная (четыре человека), цветочная (три человека), одеяльная (восемь человек), чулочная (четыре человека), ковровая (три человека), позолотная (три человека), столярная (два человека), шорная (два человека), чеботарная (сапожничество, шесть человек). Кроме перечисленного, имелась пекарня, выпускавшая просфоры для всех челябинских церквей и ближайших к городу приходов.

Читайте также:
Церковь Тихвинской Божией Матери в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

При монастыре действовала больница. Она размещалась на втором этаже деревянного двухэтажного корпуса, перестроенного и расширенного для этого в 1910 году. Больничное помещение состояло из четырех палат для больных, комнаты для фельдшера и передней. Больница была рассчитана на 16 мест и содержалась за счет монастыря. В годы Первой мировой войны при монастыре был организован временный эвакуационный лазарет имени ее императорского величества великой княжны Анастасии Николаевны. Он был открыт 8 сентября 1914 года и рассчитан на 15 мест для больных и раненых нижних чинов. Лазарет разместился на первом этаже здания больницы и имел три палаты, комнату с ванной, аптеку, кабинет доктора, комнату для сестер, две передних и кухню. Медицинский персонал состоял из двух врачей, фельдшера, четырех сестер милосердия. Оборудование лазарета и его содержание были исключительно за счет монастыря.

Кроме того, при монастыре был организован приют для детей — сирот воинов — на 25 человек. В приюте на конец 1915 года состояло 22 человека. Приют помещался на первом этаже монастырской церковно-приходской школы и располагал тремя комнатами для девочек, столовой, передней, кухней.

С 9 февраля 1912 года настоятелем Одигитриевской церкви Челябинского Одигитриевского женского монастыря был назначен Дмитрий Неаполитанов. Он также заведовал и преподавал Закон Божий в монастырской церковно-приходской школе.

Внучка Дмитрия Неаполитанова Анна Каданцева вспоминала:

«Дедушка был маленький, очень добродушный и гостеприимный, немного суетливый человек. Справляя службу в церкви, он торопился, глотал слова, и мой папа шепотом подсказывал ему: „Не то-ро-пи-тесь!“ В доме дедушки часами не сходил со стола самовар. Всех приходящих к нему по делу дедушка непременно угощал чаем. Очень любил он также детей. И он их всегда чем-нибудь угощал и приглашал в свой садик, где ребята объедались красной смородиной, которая обильно росла в саду.

1920 год. Белая стена монастыря тянулась на целый квартал по улице Спартака от улицы Цвиллинга до Советской, почти целый квартал по Советской, а по Цвиллинга — почти до самого духовного училища. Внутри в большом четырехугольнике монастырского двора было несколько больших двухэтажных каменных белых домов и много маленьких домиков-келий, окруженных небольшими садиками, в которых росли малина и смородина. Молодая красивая игуменья Анастасия жила в большом белом доме, который выглядывал через монастырскую стену на улицу Спартака. Примерно в этом месте теперь находится вход в гостиницу „Южный Урал“. В остальных больших домах жили послушницы, а заслуженные матушки-монахини обитали в маленьких домиках. В монастырь вели двое ворот: одни, главные — с улицы Цвиллинга, другие, служебные — с Советской. В этом углу монастыря помещались конюшни и другие дворовые службы. Весь монастырский городок утопал в зелени и цветах. Посередине монастырского двора стоял двухэтажный деревянный дом. Наверху там была золотошвейня, а внизу жили три монахини, приютившие у себя дедушку, а потом и папу.

Однажды я торчала возле церкви на дорожке из каменных плит, окаймленных травой, и встретилась с игуменьей Анастасией. Я струсила. Знала, что к духовным лицам нужно подходить под благословение, но ни за что не осмелилась бы подойти. Игуменья ласково потрепала меня по щеке.

1921 год. Между тем на монастырь надвигалась гроза. Решено было его разогнать. Разгон начался с того, что у монашек был отобран самый большой двухэтажный каменный дом, стоявший у стены возле улицы Советской. Выгнали монашек и поселили там разных людей.

Между тем монашек продолжали теснить. Наверху у нас поселили беспризорников. Что тут началось! Оборванные вшивые мальчишки бегали по всему монастырю, все ломали, крушили. Вскоре цветущий уголок превратился в грязную помойку. Сломали палисадники, вытоптали траву, оборвали ягодные кусты.

Беда пришла в дом. В один прекрасный день к нам явились с обыском. Мамочка дала мне в руки свои золотые часы и велела хранить их. Я беспечно стояла в дверях и открыто держала часы на ладони. Смотрела, как роются люди в дедушкиной темной каморке. Часы никто у меня не отобрал, а дедушку увели. В жаркий летний день бедный старик шел по палящему солнцу к своей Голгофе. Это был последний его путь. Его арестовали только за то, что он жил на территории монастыря и служил в монастырской церкви. Игуменья Анастасия тоже была арестована. Мамочка носила дедушке передачу, а папа как будто бы имел доступ в тюрьму — лечил больных в тюремной больнице. Вскоре дедушки не стало. Кто-то из заключенных угостил его кваском, и дедушка заболел холерой. Через два дня он умер. Так ушел из жизни добрый маленький старичок, отец моего отца».

По материалам публикаций Н. Антипина и Р. Будриной

Топловский монастырь — самая интересная женская обитель в Крыму

Топловский Свято-Параскевиевский женский монастырь в Крыму принадлежит к объектам, небезосновательно названным «жемчужина полуострова» — подобное наименование он вполне заслуживает. Как и большинство христианских обителей, он расположен в необычайно красивой и живописной местности – на склоне горы, откуда на многие километры открывается завораживающий, чарующий, ни с чем несравнимый вид!

Читайте также:
Владычный монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Утопая в изумрудной зелени окружающего со всех сторон густого, девственного леса, кажущегося волшебным садом, монастырский комплекс действительно представляется связующим звеном между небом и землей, Богом и людьми. Ежегодно Троице-Параскевиевский монастырь посещают сотни паломников и людей не верующих, тяготеющих к мирским радостям и красоте, способной вдохновлять, воодушевлять и окрылять. Для этого здесь есть буквально все – и прекрасные, незабываемые пейзажи, и чудесная обитель, совершенно непохожая на темницу бренной плоти.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится обитель в Крыму?

Находится она в Юго-восточном Крыму, в Белогорском районе, на полпути между Симферополем и Феодосией. Топловский монастырь расположен на высотах горы Каратау, возвышаясь над речной долиной Мокрого Индола, на территории села Учебного, близ п. Тополевка.

Монастырь на карте Крыма

Предпосылки для основания сакрального места

По преданию, здесь во II веке была казнена святая великомученица Параскева Римская. Так это на самом деле или нет – сказать сейчас довольно трудно, но письменные источники указывают на это место. Археологи же и историки подтверждают, что начиная с XVI столетия, в окрестностях селений Топлу и Орталан построены несколько греческих и армянских церквей, посвященных Параскеве. Сохранившиеся развалины, как безмолвные свидетели, доказывают правоту этих слов. Но интереснее другое – за тысячу лет до их возникновения местные жители почитали римскую святую, тут даже существовало что-то вроде ее культа.

Топловский женский монастырь и его история

Незадолго до присоединения Крыма к Российской империи, у источника, где сейчас расположена обитель, был найден образ Святой Параскевы. В конце XVIII века его перевезли в Мариуполь, по легенде, он уберег город от эпидемии холеры – подробности этого неизвестны, как и местонахождение чудодейственной иконы. Но уже в начале 50-х гг. XIX столетия жительница из близлежащего села Кишлав, простая болгарская девушка по имени Константина, прожившая в уединении 7 лет в пещере Кизилташа, основала у источника нечто вроде киновии. Однако мечтой ее стала постройка тут женской обители – ради этой цели она и несколько ее последовательниц занималась сбором средств, где только могли. В результате в 1863 г. все же был заложен около купели Тополевский монастырь в Крыму, бывший в то время лишь небольшой часовней.

В последовавшем вскоре масштабном строительстве Тополевского Троице-Параскевиевского монастырского сооружения принял активное участие основатель Кизилташского монастыря – игумен Парфений. Строители нашли всестороннюю поддержку в лице архиепископа Таврического и Симферопольского преподобного Алексия, ходатайствовавшего перед Святейшим Синодом об учреждении новой обители и всячески помогавшего Константине и Парфению.

Храм, названный в честь Святой Параскевы, освятил в 1864 г. сам архиепископ, назначивший игумена первым настоятелем. Новый виток строительства сакральных строений начался в 1872 г. – когда стараниями управительницы Аполлинарии обитель значительно расширилась за счет различных хозяйственных построек. Но настоящий взлет произошел в 1890 г., когда тутошней игуменьей назначили Параскеву (в миру Ольга Родимцева). Благодаря ее неусыпным трудам Свято-Параскевиевский монастырь в Крыму превратился в настоящую жемчужину.

Уничтожение и возрождение

С приходом на Крымский полуостров советской власти все круто изменилось – дела женского монастыря становились все хуже. Сначала новая администрация конфисковала земельные пожалования, налаженное хозяйство, исправное приносившее доход, разорила за несколько месяцев. Несколько позже изъяли церковные ценности из золота и серебра, а в 1928 г. комплекс и вовсе закрыли, взорвав многие постройки.

В течении ХХ века строения, избежавшие печальной участи, приспосабливали то под совхоз, то под пионерский лагерь. Только после развала СССР началось возрождение, в 1994 г. начались восстановительные работы, обители выделили земельный надел и передали иконы и мощи святых. В 1998 г. в Топловский Свято-Параскевиевский женский монастырь в Крыму назначили игуменьей инокиню Параскеву, что можно назвать символическим.

Чем интересна Свято-Параскевиевская обитель?

Описывать достопримечательности монастыря довольно тяжело – их много и они весьма разнообразны. Прежде всего, это восстановленные и отреставрированные храмы: небольшой, одноэтажный Святой преподобномученицы Параскевы, и несколько больший – Всех Скорбящих Радость.

Здесь и отстроенная одной из первых маленькая часовенка и купель на могиле первой игуменьи Параскевы, умершей в год закрытия монастырского подразделения в 1928 г. И ковчег с мощами Киево-Печерских Святых, переданный епископом Лазарем, и останки Пантелеймона и Параскевы, возвращенные сюда спустя почти 100 лет, и икона Казанской Божьей Матери.Однако строительство продолжается и сейчас — тут возводят новый собор.

Но более всего известен Топловский монастырь своими купелями и чудодейственными источниками. Кроме ключа Святой Параскевы, на небольшом расстоянии от комплекса, в лесу находятся источники Георгия Победоносца и Трех Святителей. Паломников и туристов привлекает пещерка инокини Константины, ставшей таким же тутошним символом, как и женщины с именем Параскева.

Посещая обитель, рекомендуем вам остановиться в одной из гостиниц Белогорска.

Как добраться до монастыря?

Многие сейчас интересуются, как доехать до монастыря, даже не подозревая, что сделать это проще простого. Добраться можно на любом виде городского транспорта со стороны как Симферополя, так и Феодосии – до остановки «Тополевка», откуда пройти пешком около 1 км, по указателям. Можно ориентироваться на подъемный кран, расположенный на горе.

Доехать на машине из крымской столицы до обители можно за 1 час:

Из Феодосии добраться на автомобиле получится за 45-50 минут:

Читайте также:
Покровский храм в Саратове: история и описание церкви, адрес, святыни и праздники, как доехать

Туристу на заметку

  • Адрес: село Учебное, Белогорский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°59′58″N (44.999358), 34°52′48″E (34.880041).
  • Телефоны: +7 (978) 894-35-77, +7 (978) 746-09-68.
  • Официальный сайт: http://www.toplovskyi.ru

Топловский женский монастырь в Крыму в последнее время стал очень популярен среди туристов, о чем свидетельствуют многочисленные восторженные отзывы людей, побывавших тут. Как отмечает большинство, смысл этой поездки не в том, чтобы сделать интересные фото: прикоснувшись к православным святыням, хранящимся здесь, и увидев неописуемой красоты природу, можно почувствовать истинное блаженство! В завершении смотрите небольшое видео об этой обители.

Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Батуми

Туристам, приехавшим в Батуми, обязательно рекомендуется посетить этот чудесный собор. Здесь царит особая атмосфера, а само сооружение представляет собой интересный архитектурный объект со своим неповторимым стилем и историей.

История постройки

Собор Рождества Пресвятой Богородицы строился в качестве римско-католического костёла. В давние времена эта земля находилась под властью Османской империи, что наложило свой отпечаток на местный быт. В конце позапрошлого столетия Аджария ещё принадлежала Российской империи. Исторически сложилось так, что здесь проживали представители разных религиозных конфессий.

На тот момент в Батуми уже была армянская церковь, но она не могла вместить в себя всех христианских верующих. Было решено возвести ещё одну церковь. В 1896 году разрешение на строительство утвердили. Костёл сооружали пять лет. Средства на расходный материал жертвовали купцы из рода Зубалашвили. Особенно рьяно заботился о ходе строительства один из братьев семьи торговцев — Степан.

Другие храмы в честь Рождества Богородицы:

С приходом советской власти Грузия стала именоваться Грузинской ССР. Республика включила в свой состав город Батуми. И с этой поры костёл перестал выполнять своё изначальное предназначение. Он служил какое-то время архивом, затем в нём оборудовали лабораторию высоких напряжений. После в здании размещались другие организации. Конечно, постройку не постигла участь многих других храмов и соборов, которые безжалостно уничтожали. Но урон был всё равно нанесён, и костёл оказался под угрозой разрушения.

В защиту здания выступили местные жители и грузинская интеллигенция. Известный грузинский писатель, Константин Гамсахурдия, активно поддерживал общественное движение. Один из режиссёров, Тенгиз Абуладзе, даже использовал историю борьбы за возвращение собора в своём фильме «Покаяние».

В семидесятые годы они добились от властей разрешения на реставрацию и возрождение прихода. В 1989 году храм отремонтировали и передали Православной Церкви. Его освятил патриарх Илия II, после чего был совершён обряд крещения с участием пяти тысяч человек, желающих принять истинную христианскую веру.

Современное состояние

В настоящее время в соборе ведутся регулярные богослужения. Работы по восстановлению церкви продолжаются, и требуется немало средств. Предстоит ещё поработать над росписью и реставрацией фресок. Двери собора открыты для всех прихожан. В нём проходят божественные службы.

Благодаря своей необычной архитектуре здание часто посещают туристы. Место очень уютное и красивое. Двор здания примыкает к парковой зоне. Здесь приятно просто посидеть и подумать о чём-то личном под шум журчащей воды в небольшом фонтанчике.

Описание

Собор построен в неоготическом стиле. У входа постройки из белого камня стоят статуи святых. Предположительно, одна из них изображает Андрея Первозванного, а вторая — Симона Кананита.

Впрочем, споры о том, чьи скульптуры стоят у дверей, продолжаются до сегодняшнего дня. В 2011 году собор причислили к объектам культурного наследия города Батуми.

Внутри собора просторно и светло. Для работы над интерьером в своё время были приглашены мастера из Италии.

Интересно! Говорят, что итальянцы использовали в отделке специальный камень, который способен менять цвет в зависимости от погодных условий.

Высокие витражные окна чем-то напоминают французские готические религиозные здания.

На стенах очень много православных икон. Особое внимание привлекает к себе образ Георгия Победоносца, написанный эмалью. Многие иконы выполнены местными мастерами. Требуется ещё многое привести в порядок, но в целом собор очень красив.

Святыни и престольные праздники

На стенах собора сохранились фрагменты древних фресок, которые можно восстановить. Икона Георгия Победоносца считается уникальным примером прикладного искусства.

На заметку! В соборе не хранятся мощи святых или древние иконы. Но сам по себе он и так является святыней для православных жителей Грузии.

Престольным праздником собора считается Рождество Пресвятой Богородицы Девы Марии — отмечается по новому стилю 21 сентября.

Как добраться

Собор находится на улице Чавчавадзе, дом 25. Его легко найти, так как здание собора расположено непосредственно возле парка, на углу улиц Тавдадебули и Зубалашвили.

Так, некогда католический костёл стал православным храмом и вернул себе законный статус. Сегодня это необычайно красивое строение демонстрирует преданность православной вере жителей города, старающихся всеми силами вернуть ему былое величие. Всем путешественникам непременно стоит побывать здесь и проникнуться духом вековой истории собора.

Батуми: Собор Рождества Пресвятой богородицы

Туристическая столица Грузии, город Батуми (Batumi), в силу своей интернациональности собрал в себе множество конфессий и культовых сооружений. Кафедральный собор Батуми (Batumi Cathedral of the Mother of God), наряду с церковью Святой Троицы на горе Самеба, является одной из самых интересных достопримечательностей города. История указанных объектов культурного наследия весьма разнообразна, полезно будет знать ее каждому туристу, пожелавшему побывать в этих местах.

Читайте также:
Московский Сретенский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели

  1. Строительство собора
  2. Угроза разрушения и реставрация
  3. Кафедральный собор сегодня
  4. Храм Святой Троицы и как до него добраться
  5. История храма

Строительство собора

Первоначально Собор Пресвятой Богородицы возводился в качестве римско-католического сооружения для собрания христиан. Православным он стал позже. Исторически регион Аджария в конце позапрошлого века еще не принадлежал Российской империи, здесь на тот момент проживали представители разных вероисповеданий и национальностей.

Построенная в Батуми армянская церковь не вмещала в себя городских прихожан, что говорило о необходимости возведения еще одной церкви. Ею и стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы, разрешение на строительство которого было получено в 1896 году. Католический костел возводился в течение пяти лет благодаря средствам богатых купцов и меценатов из рода Зубалашвили. Львиная доля финансирования лежала на плечах Степана Зубалашвили – одного из братьев семьи, которая стала известна еще в 17 веке благодаря торговле.

Угроза разрушения и реставрация

Процесс советизации Грузии закончился провозглашением Грузинской ССР. За республикой сохранялся Батуми, часть территории к югу от него отошла Турции. С той поры собор стал использоваться скорее в хозяйственных целях:

  • здесь был архив;
  • однажды организовалась лаборатория высоких напряжений;
  • внутри строения временно размещались иные учреждения.

В 70-е годы прошлого века грузинской интеллигенции удалось добиться восстановления и реставрации собора. Строение перешло к православной церкви. В мае 1989 года патриарх Илия II освятил собор, после чего прошел обряд крещения, в котором приняли участие 5 тысяч человек.

Кафедральный собор сегодня

Будучи построенным в неоготическом стиле, сегодня собор из белого камня относится к числу главных достопримечательностей Батуми. Если посмотреть на фото строения, то можно увидеть, что по бокам от центрального входа и чуть выше расположены скульптуры апостолов. Дебаты по поводу того, кому именно из апостолов посвящены скульптуры, продолжаются и по сей день. Витражные окна отличаются внушительностью, они очень красивы и в чем-то напоминают готический стиль французских сооружений.

Убранство внутри собора представлено множеством православных икон, особое место среди которых занимает образ Георгия Победоносца. Необычное исполнение с помощью эмали делает его интересным творением прикладного искусства. Помимо классических икон здесь можно увидеть образы, которые творились грузинскими иконописцами.

Несмотря на реставрационные работы Собору Пресвятой Богородицы все также нужны средства. С помощью них можно было бы восстановить настенные росписи, поработать над архитектурным оформлением строения. Место это привлекательное с туристической точки зрения, но не менее важен и тот факт, что собор остается действующим, в нем ведутся службы.
Всем путешественникам, посещающим Грузию с той или иной целью, стоит побывать в соборе во время службы. Имея вековую историю, храм всем своим внутренним и внешним видом показывает верность религии, которую сохранили местные жители.

Храм Святой Троицы и как до него добраться

Еще одной интересной достопримечательностью Батуми является храм Святой Троицы, который расположен на горе Самеба (Sameba). Это сооружение хорошо видно с городской набережной (возле морского вокзала) и в конечной точке канатной дороги «Арго» (площадка для обзора на горе Ферия). С окраин города храм Святой Троицы больше похож на размытую точку.

Способов доехать до храма несколько:

  • на собственном или арендованном авто;
  • на такси;
  • на общественном транспорте.

Если передвигаться на машине, то из центра Батуми до храма минут 30 езды. Брать в аренду автомобиль в Грузии выгодно, особенно если в планы входит посещение других достопримечательностей.

Важно! «Перед самим собором не организованы парковочные места. Машину за символическую плату можно оставить неподалеку у местных жителей».

Если воспользоваться услугами такси, то стоимость поездки туда и обратно составит примерно 20 лари. Но многие туристы и местные жители жалуются на таксистов, говоря о том, что они любят обманывать клиентов.

Общественный транспорт Батуми также поможет добраться до района церкви. На батумском автовокзале стоит уточнить, какой именно маршрут идет в этот район. После высадки на остановке предстоит довольно длинный подъем в гору, но оно того стоит. На месте можно будет запечатлеть на фото все великолепие культового сооружения.

История храма

История церкви на Самебе в Батуми принадлежит к числу запутанных и о ней известно не так уж много. Храм был основан приблизительно во второй половине 19 века, в советское время его помещения использовались для хозяйственных нужд. Непосредственную свою роль – ведение служб для прихожан – он получил в 1947 году. 1976 год ознаменован трагическими событиями – строение было разрушено сильным пожаром.

Строение в кратчайшие сроки было восстановлено по приказу Патриархии. После чего храм стал полноценно действовать, хотя отдельные работы по восстановлению прежнего облика продолжались еще долгие годы.

Сегодня церковь своим внешним видом и внутренним убранством привлекает внимание туристов со всего света. Богослужения продолжают вестись, совсем недавно работы по реконструкции были организованы вновь. Площадка возле храма Святой Троицы позволяет видеть Батуми и его окрестности как на ладони.

Если путешествие в Грузию предполагает визит в Батуми и посещение церкви на Самебе, то особое внимание следует уделить своему внешнему виду. Одежда должна быть скромной и соответствующей. Женщины должны прикрыть платком голову, плечи и область декольте, желательно надеть длинную юбку. Мужчинам рекомендуется быть в длинных штанах (шорты лучше не надевать!) и в рубашке. Перед храмом есть стойка с платками, которыми в случае непредвиденных обстоятельств можно воспользоваться.

Читайте также:
Ярославская церковь Иоанна Предтечи в Толчкове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Грузия богата религиозными сооружениями, особый интерес среди которых представляют строения города Батуми. Собор Рождества Пресвятой Богородицы и церковь Святой Троицы относятся к их числу. Запланировать визит в эти места можно в рамках одного путешествия, а впечатления от внешнего вида и убранства христианских построек надолго останутся в памяти.

Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Батуми

Туристам, приехавшим в Батуми, обязательно рекомендуется посетить этот чудесный собор. Здесь царит особая атмосфера, а само сооружение представляет собой интересный архитектурный объект со своим неповторимым стилем и историей.

На стыке времен и религий

Собор, возведенный в 1898-1903 года, причисляют к православной церкви, однако стоит отметить, что строился он как римско-католический костел. В тот период, когда Аджария стала частью Российской империи, Батуми наводнили иностранные граждане, различной национальности и вероисповедания. По причине отсутствия в 19 веке в городе католических храмов, представители этой религии были вынуждены обратиться к властям с просьбой о разрешение на постройку собора.

Великолепная достопримечательность Батуми была возведена на пожертвование самих прихожан, большую часть денег передал богатый нефтепромышленник Стефан Зубалашвили. Именно благодаря его постоянной финансовой помощи строительство было окончено в 1902 году, а год спустя собор осветили.

После Октябрьской революции, Грузия стала частью Советского Союза, здание было конфисковано новым правительством и отдано под хозяйственные и административные нужды. Долгие годы грузинская общественность и католики боролись за возвращение собора церкви. Эту борьбу не раз поддерживали в своем творчестве такие деятели искусства и кино, как: кинорежиссёр Тенгиз Абуладзе и писатель Константин Гамсахурдия, после чего проблема приняла всенародный масштаб.

Строительство собора

Первоначально Собор Пресвятой Богородицы возводился в качестве римско-католического сооружения для собрания христиан. Православным он стал позже. Исторически регион Аджария в конце позапрошлого века еще не принадлежал Российской империи, здесь на тот момент проживали представители разных вероисповеданий и национальностей.

Построенная в Батуми армянская церковь не вмещала в себя городских прихожан, что говорило о необходимости возведения еще одной церкви. Ею и стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы, разрешение на строительство которого было получено в 1896 году. Католический костел возводился в течение пяти лет благодаря средствам богатых купцов и меценатов из рода Зубалашвили. Львиная доля финансирования лежала на плечах Степана Зубалашвили – одного из братьев семьи, которая стала известна еще в 17 веке благодаря торговле.

История храма

История церкви на Самебе в Батуми принадлежит к числу запутанных и о ней известно не так уж много. Храм был основан приблизительно во второй половине 19 века, в советское время его помещения использовались для хозяйственных нужд. Непосредственную свою роль – ведение служб для прихожан – он получил в 1947 году. 1976 год ознаменован трагическими событиями – строение было разрушено сильным пожаром.

Строение в кратчайшие сроки было восстановлено по приказу Патриархии. После чего храм стал полноценно действовать, хотя отдельные работы по восстановлению прежнего облика продолжались еще долгие годы.

Сегодня церковь своим внешним видом и внутренним убранством привлекает внимание туристов со всего света. Богослужения продолжают вестись, совсем недавно работы по реконструкции были организованы вновь. Площадка возле храма Святой Троицы позволяет видеть Батуми и его окрестности как на ладони.

Если путешествие в Грузию предполагает визит в Батуми и посещение церкви на Самебе, то особое внимание следует уделить своему внешнему виду. Одежда должна быть скромной и соответствующей. Женщины должны прикрыть платком голову, плечи и область декольте, желательно надеть длинную юбку. Мужчинам рекомендуется быть в длинных штанах (шорты лучше не надевать!) и в рубашке. Перед храмом есть стойка с платками, которыми в случае непредвиденных обстоятельств можно воспользоваться.

Грузия богата религиозными сооружениями, особый интерес среди которых представляют строения города Батуми. Собор Рождества Пресвятой Богородицы и церковь Святой Троицы относятся к их числу. Запланировать визит в эти места можно в рамках одного путешествия, а впечатления от внешнего вида и убранства христианских построек надолго останутся в памяти.

Угроза разрушения и реставрация

Процесс советизации Грузии закончился провозглашением Грузинской ССР. За республикой сохранялся Батуми, часть территории к югу от него отошла Турции. С той поры собор стал использоваться скорее в хозяйственных целях:

  • здесь был архив;
  • однажды организовалась лаборатория высоких напряжений;
  • внутри строения временно размещались иные учреждения.

В 70-е годы прошлого века грузинской интеллигенции удалось добиться восстановления и реставрации собора. Строение перешло к православной церкви. В мае 1989 года патриарх Илия II освятил собор, после чего прошел обряд крещения, в котором приняли участие 5 тысяч человек.

Описание

Собор построен в неоготическом стиле. У входа постройки из белого камня стоят статуи святых. Предположительно, одна из них изображает Андрея Первозванного, а вторая — Симона Кананита.

Впрочем, споры о том, чьи скульптуры стоят у дверей, продолжаются до сегодняшнего дня. В 2011 году собор причислили к объектам культурного наследия города Батуми.

Внутри собора просторно и светло. Для работы над интерьером в своё время были приглашены мастера из Италии.

Интересно! Говорят, что итальянцы использовали в отделке специальный камень, который способен менять цвет в зависимости от погодных условий.

Читайте также:
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах: история и адрес храма

Высокие витражные окна чем-то напоминают французские готические религиозные здания.

На стенах очень много православных икон. Особое внимание привлекает к себе образ Георгия Победоносца, написанный эмалью. Многие иконы выполнены местными мастерами. Требуется ещё многое привести в порядок, но в целом собор очень красив.

Настенная живопись батумского храма

Кафедральный собор сегодня

Будучи построенным в неоготическом стиле, сегодня собор из белого камня относится к числу главных достопримечательностей Батуми. Если посмотреть на фото строения, то можно увидеть, что по бокам от центрального входа и чуть выше расположены скульптуры апостолов. Дебаты по поводу того, кому именно из апостолов посвящены скульптуры, продолжаются и по сей день. Витражные окна отличаются внушительностью, они очень красивы и в чем-то напоминают готический стиль французских сооружений.

Убранство внутри собора представлено множеством православных икон, особое место среди которых занимает образ Георгия Победоносца. Необычное исполнение с помощью эмали делает его интересным творением прикладного искусства. Помимо классических икон здесь можно увидеть образы, которые творились грузинскими иконописцами.

Несмотря на реставрационные работы Собору Пресвятой Богородицы все также нужны средства. С помощью них можно было бы восстановить настенные росписи, поработать над архитектурным оформлением строения. Место это привлекательное с туристической точки зрения, но не менее важен и тот факт, что собор остается действующим, в нем ведутся службы.
Всем путешественникам, посещающим Грузию с той или иной целью, стоит побывать в соборе во время службы. Имея вековую историю, храм всем своим внутренним и внешним видом показывает верность религии, которую сохранили местные жители.

Другие православные храмы Батуми

В Батуми находится 4 наиболее известных православных церкви.

Святой Троицы

Одна из основных достопримечательностей Батуми. Храм расположен на горе Самеба(Sa-meba).

Это самый загадочный и труднодоступный храм города

Он хорошо виден с городской набережной и в конечной точке дороги «Арго»

Возведен во второй половине 19 века на территории православного кладбища. Этот небольшой храм играл огромную роль в жизни жителей Батуми, кроме него в советский период в Батуми действовал еще только храм Святого Николая.

В 30-х годах 20 века был закрыт и отдан под склад хозяйственного инвентаря.

После окончания второй мировой войны в Грузии началось массовое движение за восстановление православных церквей. В 1947 году церковь вновь была открыта, начались реставрационные работы, но в 1976 году пожар почти полностью уничтожил ее. В течение трех лет велось строительство нового здания на основе старого храма и наконец в 1979 году в церкви начались богослужения, хотя реставрация велась еще на протяжении многих лет.

Святого Николая

Еще одна старейшая православная церковь. Находится в центре Батуми на улице Парнаваза Мепе, рядом с Пияццой.

Ей более 150 лет, была построена еще в 1865 году на земле, пожертвованной в пользу церкви главой города, греком Ильей Ефремиди. Первые службы начались в 1871 году. Изначально была без колокола, но в 1878 году русскими военными был привезен и установлен колокол, который до сих пор украшает храм. С 1894—1898 гг. в церкви функционировали женская и мужская школы. Церковный хор церкви считался одним из лучших в городе.

Церковь Святого Николая до постройки Собора Рождества Пресвятой Богородицы была кафедральным собором.

В 30-е годы храм постигла та же судьба, что и многие религиозные строения. Он был закрыт и почти 20 лет не функционировал. Вновь открыт был в 1946 году, тогда же начались реставрационные работы. В 2011 году была проведена масштабная реконструкция. Сегодня это один из красивейших архитектурных памятников города.

Внутри приятная атмосфера и много икон Святителя Николая Чудотворца, покровителя путешественников. Здесь всегда очень многолюдно.

Святого Христа Всеспасителя

Это православная армянская церковь. Расположена на улице Звиада Гамсахурдия.

Это очень странный храм, снаружи он похож на православный, а внутри на католический.

В 1885 году на собранные местной армянской общиной деньги началось строительство церкви, проект которой был разработан австрийским архитектором Робертом Марфельдом.

В начала 20 века церковь была закрыта коммунистами и превращена в склад, в 1959 году здание было переделано в обсерваторию. После распада Советского Союза в 1992 году храм был возвращен армянской диаспоре, а в 1995 году начал действовать. С 1993 по 2000 гг. реконструирован.

Армянская апостольская церковь в Батуми простая по своему оформлению и декору и сравнительно небольшая. Необычные витражи с изображением восьмиконечных звезд не характерны для христианства, но армяне были первыми православными христианами, поэтому их символика является более древней и приближенной к оригиналу.

Храм успешно выдержал испытания временем и теперь красиво и гармонично вписывается в окружающий ландшафт. На территории располагаются два хачкара (армянские памятники) и «особенная» магнолия, посаженная известным художником, коллекционером и меценатом Иваном Айвазовским.

Внутри симпатично и уютно, немногочисленные иконы на стенах служат его украшением. В 2010 году храм посетил президент Армении Серж Саргсян.

Сейчас церковь имеет воскресную школу, пару музыкальных групп и юношеский центр.

Святой великомученицы Варвары

Небольшая, основанная еще в 1888 году при военном госпитале, она находится на проспекте Руставели, 26, сразу возле гостиницы Шератон.

По сравнению с другими православными храмами эта церковь более скромная и менее известная.

Читайте также:
Челябинская митрополия: состав, церкви и монастыри, история

В 1905 году церковь Св. Варвары была передана патриархии. В 1906 году ее освятили, но службу на грузинском языке не вели еще долго.

В 1996 году снесли госпиталь и построили новое здание церкви. года в праздник благовещения ее торжественно освятили.

Церковь Святой Варвары являет собой скромное прямоугольное здание с несколькими иконами внутри, колокольни нет. Сейчас она состоит из двух зданий, которые раньше были связаны друг с другом арочной галереей. Богослужения проводят в том, что справа.

Интерьер хорошо освещен, здесь очень хорошее место для молитвы в уединении, так как почти никогда не бывает людей, только бабушка у входа, просящая милостыню.

Видео о соборе

Об истории и буднях одного из красивейших соборов смотрите в видео.

Батумский собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (груз. ღვთისმშობლის შობის სახელობის საკათედრო ტაძარი) — действующий кафедральный собор Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви в Батуми. Построен как католический храм в 1903 году на средства братьев Зубалашвили

На стыке времен и религий

Собор, возведенный в 1898-1903 года, причисляют к православной церкви, однако стоит отметить, что строился он как римско-католический костел. В тот период, когда Аджария стала частью Российской империи, Батуми наводнили иностранные граждане, различной национальности и вероисповедания. По причине отсутствия в 19 веке в городе католических храмов, представители этой религии были вынуждены обратиться к властям с просьбой о разрешение на постройку собора.

Великолепная достопримечательность Батуми была возведена на пожертвование самих прихожан, большую часть денег передал богатый нефтепромышленник Стефан Зубалашвили. Именно благодаря его постоянной финансовой помощи строительство было окончено в 1902 году, а год спустя собор осветили.

После Октябрьской революции, Грузия стала частью Советского Союза, здание было конфисковано новым правительством и отдано под хозяйственные и административные нужды. Долгие годы грузинская общественность и католики боролись за возвращение собора церкви. Эту борьбу не раз поддерживали в своем творчестве такие деятели искусства и кино, как: кинорежиссёр Тенгиз Абуладзе и писатель Константин Гамсахурдия, после чего проблема приняла всенародный масштаб.

Строительство собора

Первоначально Собор Пресвятой Богородицы возводился в качестве римско-католического сооружения для собрания христиан. Православным он стал позже. Исторически регион Аджария в конце позапрошлого века еще не принадлежал Российской империи, здесь на тот момент проживали представители разных вероисповеданий и национальностей.

Построенная в Батуми армянская церковь не вмещала в себя городских прихожан, что говорило о необходимости возведения еще одной церкви. Ею и стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы, разрешение на строительство которого было получено в 1896 году. Католический костел возводился в течение пяти лет благодаря средствам богатых купцов и меценатов из рода Зубалашвили. Львиная доля финансирования лежала на плечах Степана Зубалашвили – одного из братьев семьи, которая стала известна еще в 17 веке благодаря торговле.

История собора

Исторически Аджария в конце позапрошлого века еще не принадлежала Российской империи, в Батуми проживало огромное количество граждан различного вероисповедания и национальностей. Католических храмов в то время в городе не было.

Возведение и основание

Армянская церковь не вмещала в себя всех прихожан, и было принято решение о возведении еще одной. Разрешение на ее строительство было получено в 1896 году. Католический костел возводился в течение пяти лет на пожертвования прихожан, и в основном на средства богатых купцов и нефтепромышленников из рода Зубалашвили. Большая доля расходов на строительство лежала на плечах Степана Зубалашвили — одного из братьев семьи, известной еще в 17 веке.
Собор был построен в 1902 году, а в 1903 освящен. Изначально он возводился в качестве римско-католического сооружения для собрания христиан. Это был первый католический храм в городе. Православным он стал позже.

Историческая судьба

После Октябрьской революции, когда Грузия вошла в состав Советского Союза, собор был конфискован правительством. Продолжительное время в нем находились различные административные учреждения.

Чего здесь только не было в то время:

  • архив;
  • лаборатория высоких напряжений;
  • размещались иные учреждения.

Долгие годы грузинская общественность и верующие боролись за возвращение собора церкви. Великие деятели искусства и кино, такие как известный кинорежиссер Тенгиз Абуладзе и писатель Константин Гамсахурдия, поддержали эту инициативу. Тенгиз Абуладзе упомянул ситуацию с храмом в своем фильме «Покаяние». После эта борьба приняла всенародный масштаб.

Послереволюционная реконструкция

Только в 70-е годы прошлого века грузинской интеллигенции все-таки удалось добиться начала реставрации собора. В 1989 году ему вместе с первоначальным обликом после продолжительного ремонта вернули законный статус. 16 мая 1989 года патриарх Илия II освятил собор, после чего прошел обряд крещения. В этот день служителями собора было проведено праздничное массовое крещение, в котором приняли участие сразу 5 тысяч человек.

Батумский собор был признан кафедральным. Так, с легкой руки высших священнослужителей, храм из католического превратился в православный.

Современное положение

Сегодня Собор рождества Пресвятой богородицы в Батуми — это главный храм епархии.

Он настолько прекрасен и необычен, что в 2011 года был признан объектом культурного наследия Батуми.

Храм очень привлекателен для туристов, тем более что он остается действующим и в нем ведутся службы. Несмотря на реставрационные работы, ему все же нужны средства. Некоторые части храма нуждаются в ремонте, но в целом он великолепен.

Читайте также:
Кизилташский мужский монастырь в Судаке: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

И неслучайно эту церковь многие считают лучшей в Грузии. На ее территории находится небольшой парк, по которому приятно прогуляться или тихо посидеть на одной из лавочек и подумать о чем-то личном и сокровенном под шум журчащей в небольшом фонтанчике воды.

Что посмотреть

Главный собор Батуми выполнен из белого камня, который может менять цвет в зависимости от погоды, имеет 3 купола. Интерьер украшен красным кирпичом, золотым и синим орнаментом, характерным для неоготического стиля. Заходя в церковь, будто оказываешься в уменьшенной копии Сикстинской капеллы из Ватикана.

Внутреннее убранство дополняют множество православных икон, среди которых стоит отметить необычное исполнение образа Георгия Победоносца — на эмали. Кроме православных икон в русском стиле, есть здесь и образы, написанные грузинскими иконописцами.

Бывший католический храм выполнен в редчайшем для Закавказья неоготическом стиле с характерными фресками и витражами.

По обе стороны от главного входа стоят статуи святой Нины и апостола Андрея Первозванного. Отличительная характеристика храма — огромные витражи, сравнимые по красоте с французскими церквями.

Да поможет вера твоя

Грузинской интеллигенции все-таки удалось добиться начала реставрационных и восстановительных работ, а также возвращения храма православной церкви. В 1989 году собор Рождества Пресвятой Богородицы был освящен католикосом-патриархом всея Грузии Ильей II. В этот день служителями собора было проведено праздничное массовое крещение, во время которого окрестили сразу 5 тысяч человек.

На сегодняшний день кафедральный собор — это одна из прекраснейших церквей и достопримечательностей Грузии, возведенная в стиле поздней готики. По обе стороны от главного входа стоят скульптурные изображения апостолов, о том, чьи это статуи: Иосифа и Святой Марии или апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного, споры идут по сей день. Главной особенностью экстерьера собора являются восхитительные витражные окна, которые по своей красоте смогут соперничать с французской готикой.

Осмотрев храмовую архитектуру города, не забудьте уделить время на посещение научно-истиорической достопримечательности — Батумского археологического музея, который признан лучшим музеем не только Батуми, но и во всей Грузии.

Угроза разрушения и реставрация

Процесс советизации Грузии закончился провозглашением Грузинской ССР. За республикой сохранялся Батуми, часть территории к югу от него отошла Турции. С той поры собор стал использоваться скорее в хозяйственных целях:

  • здесь был архив;
  • однажды организовалась лаборатория высоких напряжений;
  • внутри строения временно размещались иные учреждения.

В 70-е годы прошлого века грузинской интеллигенции удалось добиться восстановления и реставрации собора. Строение перешло к православной церкви. В мае 1989 года патриарх Илия II освятил собор, после чего прошел обряд крещения, в котором приняли участие 5 тысяч человек.

Настоятели

  • 1986—1992 Константин (Меликидзе)
  • 1992—1993 Христофор (Цамалаидзе)
  • 1993—1996 Иов (Акиашвили)
  • 1996 — н.в. Димитрий (Шиолашвили)

Богослужения и возможности посещения

В настоящее время двери собора открыты для всех желающих, в нем ведутся регулярные богослужения.

В храме не хранятся мощи святых или древние иконы. Но он и так является святыней для православных жителей Грузии.

Престольным праздником считается Рождество Пресвятой Богородицы Девы Марии — отмечается по новому стилю 21 сентября.

Для того, чтобы почувствовать его особую атмосферу, стоит побывать в соборе во время службы. Практически ни одна экскурсия по Батуми не обходит стороной этот храм, имеющий вековую историю. Всем своим внутренним и внешним видом он показывает верность религии, которую сохранили местные жители.

Другие православные храмы Батуми

В Батуми находится 4 наиболее известных православных церкви.

Святой Троицы

Одна из основных достопримечательностей Батуми. Храм расположен на горе Самеба(Sa-meba).

Это самый загадочный и труднодоступный храм города

Он хорошо виден с городской набережной и в конечной точке дороги «Арго»

Возведен во второй половине 19 века на территории православного кладбища. Этот небольшой храм играл огромную роль в жизни жителей Батуми, кроме него в советский период в Батуми действовал еще только храм Святого Николая.

В 30-х годах 20 века был закрыт и отдан под склад хозяйственного инвентаря.

После окончания второй мировой войны в Грузии началось массовое движение за восстановление православных церквей. В 1947 году церковь вновь была открыта, начались реставрационные работы, но в 1976 году пожар почти полностью уничтожил ее. В течение трех лет велось строительство нового здания на основе старого храма и наконец в 1979 году в церкви начались богослужения, хотя реставрация велась еще на протяжении многих лет.

Святого Николая

Еще одна старейшая православная церковь. Находится в центре Батуми на улице Парнаваза Мепе, рядом с Пияццой.

Ей более 150 лет, была построена еще в 1865 году на земле, пожертвованной в пользу церкви главой города, греком Ильей Ефремиди. Первые службы начались в 1871 году. Изначально была без колокола, но в 1878 году русскими военными был привезен и установлен колокол, который до сих пор украшает храм. С 1894—1898 гг. в церкви функционировали женская и мужская школы. Церковный хор церкви считался одним из лучших в городе.

Церковь Святого Николая до постройки Собора Рождества Пресвятой Богородицы была кафедральным собором.

В 30-е годы храм постигла та же судьба, что и многие религиозные строения. Он был закрыт и почти 20 лет не функционировал. Вновь открыт был в 1946 году, тогда же начались реставрационные работы. В 2011 году была проведена масштабная реконструкция. Сегодня это один из красивейших архитектурных памятников города.

Читайте также:
Храм Анастасии Узорешительницы в Москве: описание и адрес храма, святыни, расписание богослужений

Внутри приятная атмосфера и много икон Святителя Николая Чудотворца, покровителя путешественников. Здесь всегда очень многолюдно.

Святого Христа Всеспасителя

Это православная армянская церковь. Расположена на улице Звиада Гамсахурдия.

Это очень странный храм, снаружи он похож на православный, а внутри на католический.

В 1885 году на собранные местной армянской общиной деньги началось строительство церкви, проект которой был разработан австрийским архитектором Робертом Марфельдом.

В начала 20 века церковь была закрыта коммунистами и превращена в склад, в 1959 году здание было переделано в обсерваторию. После распада Советского Союза в 1992 году храм был возвращен армянской диаспоре, а в 1995 году начал действовать. С 1993 по 2000 гг. реконструирован.

Армянская апостольская церковь в Батуми простая по своему оформлению и декору и сравнительно небольшая. Необычные витражи с изображением восьмиконечных звезд не характерны для христианства, но армяне были первыми православными христианами, поэтому их символика является более древней и приближенной к оригиналу.

Храм успешно выдержал испытания временем и теперь красиво и гармонично вписывается в окружающий ландшафт. На территории располагаются два хачкара (армянские памятники) и «особенная» магнолия, посаженная известным художником, коллекционером и меценатом Иваном Айвазовским.

Внутри симпатично и уютно, немногочисленные иконы на стенах служат его украшением. В 2010 году храм посетил президент Армении Серж Саргсян.

Сейчас церковь имеет воскресную школу, пару музыкальных групп и юношеский центр.

Святой великомученицы Варвары

Небольшая, основанная еще в 1888 году при военном госпитале, она находится на проспекте Руставели, 26, сразу возле гостиницы Шератон.

По сравнению с другими православными храмами эта церковь более скромная и менее известная.

В 1905 году церковь Св. Варвары была передана патриархии. В 1906 году ее освятили, но службу на грузинском языке не вели еще долго.

В 1996 году снесли госпиталь и построили новое здание церкви. 7 апреля 1997 года в праздник благовещения ее торжественно освятили.

Церковь Святой Варвары являет собой скромное прямоугольное здание с несколькими иконами внутри, колокольни нет. Сейчас она состоит из двух зданий, которые раньше были связаны друг с другом арочной галереей. Богослужения проводят в том, что справа.

Интерьер хорошо освещен, здесь очень хорошее место для молитвы в уединении, так как почти никогда не бывает людей, только бабушка у входа, просящая милостыню.

Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Батуми

Собор Рождества Пресвятой Богородицы строился в качестве римско-католического костёла. В давние времена эта земля находилась под властью Османской империи, что наложило свой отпечаток на местный быт. В конце позапрошлого столетия Аджария ещё принадлежала Российской империи. Исторически сложилось так, что здесь проживали представители разных религиозных конфессий.

На тот момент в Батуми уже была армянская церковь, но она не могла вместить в себя всех христианских верующих. Было решено возвести ещё одну церковь. В 1896 году разрешение на строительство утвердили. Костёл сооружали пять лет. Средства на расходный материал жертвовали купцы из рода Зубалашвили. Особенно рьяно заботился о ходе строительства один из братьев семьи торговцев — Степан.

Другие храмы в честь Рождества Богородицы:

С приходом советской власти Грузия стала именоваться Грузинской ССР. Республика включила в свой состав город Батуми. И с этой поры костёл перестал выполнять своё изначальное предназначение. Он служил какое-то время архивом, затем в нём оборудовали лабораторию высоких напряжений. После в здании размещались другие организации. Конечно, постройку не постигла участь многих других храмов и соборов, которые безжалостно уничтожали. Но урон был всё равно нанесён, и костёл оказался под угрозой разрушения.

В защиту здания выступили местные жители и грузинская интеллигенция. Известный грузинский писатель, Константин Гамсахурдия, активно поддерживал общественное движение. Один из режиссёров, Тенгиз Абуладзе, даже использовал историю борьбы за возвращение собора в своём фильме «Покаяние».

В семидесятые годы они добились от властей разрешения на реставрацию и возрождение прихода. В 1989 году храм отремонтировали и передали Православной Церкви. Его освятил патриарх Илия II, после чего был совершён обряд крещения с участием пяти тысяч человек, желающих принять истинную христианскую веру.

Строительство собора

Первоначально Собор Пресвятой Богородицы возводился в качестве римско-католического сооружения для собрания христиан. Православным он стал позже. Исторически регион Аджария в конце позапрошлого века еще не принадлежал Российской империи, здесь на тот момент проживали представители разных вероисповеданий и национальностей.

Построенная в Батуми армянская церковь не вмещала в себя городских прихожан, что говорило о необходимости возведения еще одной церкви. Ею и стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы, разрешение на строительство которого было получено в 1896 году. Католический костел возводился в течение пяти лет благодаря средствам богатых купцов и меценатов из рода Зубалашвили. Львиная доля финансирования лежала на плечах Степана Зубалашвили – одного из братьев семьи, которая стала известна еще в 17 веке благодаря торговле.

История храма

История церкви на Самебе в Батуми принадлежит к числу запутанных и о ней известно не так уж много. Храм был основан приблизительно во второй половине 19 века, в советское время его помещения использовались для хозяйственных нужд. Непосредственную свою роль – ведение служб для прихожан – он получил в 1947 году. 1976 год ознаменован трагическими событиями – строение было разрушено сильным пожаром.

Читайте также:
Григорий Григорьев: биография священника, лекции и беседы, труды

Строение в кратчайшие сроки было восстановлено по приказу Патриархии. После чего храм стал полноценно действовать, хотя отдельные работы по восстановлению прежнего облика продолжались еще долгие годы.

Сегодня церковь своим внешним видом и внутренним убранством привлекает внимание туристов со всего света. Богослужения продолжают вестись, совсем недавно работы по реконструкции были организованы вновь. Площадка возле храма Святой Троицы позволяет видеть Батуми и его окрестности как на ладони.

Если путешествие в Грузию предполагает визит в Батуми и посещение церкви на Самебе, то особое внимание следует уделить своему внешнему виду. Одежда должна быть скромной и соответствующей. Женщины должны прикрыть платком голову, плечи и область декольте, желательно надеть длинную юбку. Мужчинам рекомендуется быть в длинных штанах (шорты лучше не надевать!) и в рубашке. Перед храмом есть стойка с платками, которыми в случае непредвиденных обстоятельств можно воспользоваться.

Грузия богата религиозными сооружениями, особый интерес среди которых представляют строения города Батуми. Собор Рождества Пресвятой Богородицы и церковь Святой Троицы относятся к их числу. Запланировать визит в эти места можно в рамках одного путешествия, а впечатления от внешнего вида и убранства христианских построек надолго останутся в памяти.

Историческая хроника

  • 1898—1903 Возведён на месте осушенного озера в южной части Батуми как костёл, и освящён.
  • 1922–1969 Подвергся угрозе разрушения, исходящей от советской власти. Однако, защитить храм выступила грузинская интеллигенция. Здание сохранили, но начали использовать для размещения в нём архива, потом – лаборатории высоких напряжений, позже – административных организаций, чем нанесли повреждения в залах.
  • 1970–1979 Реставрирован, зданию вернули первоначальный внешний и внутренний вид.
  • 1980–1989 Передан Грузинской православной церкви. Освящён католикос-патриархом Илией II. Под сводами храма совершено крещение первых желающих принять христианство (пять тысяч человек).
  • 21 февраля 2011 года Стал культурным наследием, памятником истории.
  • Ныне действующий главный собор Батумской и Лазской епархий Грузинской православной церкви признан кафедральным.

Угроза разрушения и реставрация

Процесс советизации Грузии закончился провозглашением Грузинской ССР. За республикой сохранялся Батуми, часть территории к югу от него отошла Турции. С той поры собор стал использоваться скорее в хозяйственных целях:

  • здесь был архив;
  • однажды организовалась лаборатория высоких напряжений;
  • внутри строения временно размещались иные учреждения.

В 70-е годы прошлого века грузинской интеллигенции удалось добиться восстановления и реставрации собора. Строение перешло к православной церкви. В мае 1989 года патриарх Илия II освятил собор, после чего прошел обряд крещения, в котором приняли участие 5 тысяч человек.

Батумский кафедральный собор Пресвятой Богородицы

Первое, что открывается путешественникам при взгляде на панораму Батуми – здание великолепного собора Рождества Пресвятой Богородицы. Этот собор имеет довольно трагичную историю, так как в советский период его часто переделывали и эксплуатировали, подчас забывая о его важном религиозном и историческом значении.

Собор был построен в 1898-1903 гг. Часто собор ошибочно относят к православной церкви, но почти никто не помнит, что изначально он строился как римско-католический костёл. После присоединения Аджарии к Российской империи в Батуми хлынул поток иностранных граждан, среди которых были представители разных национальностей, многие из которых исповедовали католицизм. Так как в XIX веке в Батуми не было католических храмов, то представители этой религии обратились к властям с просьбой о строительстве собора.

Собор был построен на пожертвования самих верующих, но одним из главных инвесторов стал богатый нефтепромышленник Стефан Зубалашвили. Благодаря его усилиям строительство собора было закончено к 1902 году, а в 1903 он был освящён.

После революции, когда Грузия вошла в Советский Союз, собор был конфискован правительством и отдан под различные административные и хозяйственные нужды. Грузинская общественность и верующие долгое время боролись за возвращение собора Рождества Пресвятой Богородицы церкви. Великий грузинский писатель Константин Гамсахурдия поддержал данную инициативу, а известный кинорежиссёр Тенгиз Абуладзе упомянул ситуацию с собором в своём фильме «Покаяние», что придало этой проблеме всенародное значение.

Общественности и грузинской интеллигенции удалось добиться начала реставрационных работ в соборе, а так же возвращение собора грузинской православной церкви. 16 мая 1989 года Батумский собор Рождества Пресвятой Богородицы освятил католикос-патриарх всея Грузии Илья II. В этот день было проведено праздничное крещение, в ходе которого крестили 5000 человек. Батумский собор был признан кафедральным.

Батумский кафедральный собор – это одна из красивейших церквей в Грузии, построенная в готическом стиле. С двух сторон от главного входа стоят статуи апостолов. Сегодня ведутся споры о том, чьи это статуи: апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, или Святой Марии и Иосифа. Характерной особенностью собора являются огромные витражные окна, которые по красоте могут соперничать с лучшими образцами французской готической архитектурой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: