Ростовский Борисоглебский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет. Борисоглебский монастырь, что на Устье

Если у Вас есть желание познакомиться самим и познакомить своих иностранных гостей с истинно русским местом, то добро пожаловать в Борисоглебский монастырь, расположенный в окрестностях Ростова Великого.

На мой взгляд, это место как нельзя более соответствует понятию «русская душа»!

Этот монастырь не входит в число тех мест, в которых все «причесано и прилизано» и ориентировано на поток туристов. Здесь далеко не все отреставрировано и приведено в порядок, но есть ощущение, что об этом месте заботятся с любовью. И даже не начищенный до блеска монастырь бесподобен по своей архитектуре и от его стен веет героической историей России. А еще там растут вековые липы, которые так чудесно пахнут в период цветения.

Я не буду долго разглагольствовать на тему личных впечатлений и ощущений. Скажу только одно! Это то место, в которое хочется возвращаться вновь и вновь.

Адрес монастыря: Ярославская область, Борисоглебский район, пос. Борисоглебский, Советская пл., д. 10

Монастырь поражает воображение сразу. Уже с первых минут знакомства начинаешь понимать, что ты находишься в уникальном месте…

Мы подъехали к монастырю со стороны Сретенских ворот, над которыми находится одноименная надвратная церковь. Это северный вход в монастырь.

Как гласит история, монастырь был основан в 1363 году иноками Феодором и Павлом по благословению Сергия Радонежского. По преданию Сергий Радонежский собственноручно выбрал место для монастыря.

В 14 веке монастырь был деревянным. Постройки того времени до наших дней не дожили. Существующий ныне ансамбль монастыря сложился в 16 — 17 веках. Самая древняя постройка датируется 1522–1523 годами.

В 14 веке монастырь был задуман как крепость, т. к. находился на стратегически важном для России пути от Белого озера в московские земли. Свой крепостной облик монастырь пронес через века. Сейчас это, наверное, лучший сохранившийся образец монастыря-крепости.

Войдя в монастырь через Сретенский ворота, первое, что мы увидели — это план территории, который очень помог сориентироваться. Недалеко от стенда со схемой, чуть в глубине, расположились самые древние здания монастыря собор Бориса и Глеба (1522–1523) и Благовещенская церковь (1524–1526).

Изучив схему, мы первым делом отправились к келье Иринарха Затворника. Идти к ней надо по дороге, окруженной со всех сторон вековыми липами. В какие-то моменты создается ощущение, что идешь через лес.

Келья Иринарха — совсем маленькое неотапливаемое сооружение около восточной стены монастыря. Поразительно, что человек мог жить в ней круглый год на протяжении долгих лет.

Тяжелая жизнь в ужасном жилище усугублялась еще и тем, что преподобный Иринарх носил вериги, вес которых был невообразимо велик и избивал себя железной палкой. Видимо такие испытания были иногда просто невыносимы и святой Иринарх попросил братьев приковать его цепью к келье. Длина этой цепи составляла 20 саженей (приблизительно 44 метра). Иринарх считал, что подвергая себя нечеловеческим испытаниям, он доказывает превосходство духа над плотью.

Кем же был преподобный Иринарх? Почему его почитали еще при жизни?

Годы жизни Иринарха Затворника пришлись на Смутное время. На то время, когда польские отряды грабили и уничтожали русские города и монастыри. На то время, когда князь Пожарский и гражданин Минин собирали второе ополчение и готовили поход на Москву. Когда князья и бояре вели междоусобицы, а простые люди напряжено ждали, куда повернет колесо истории…

По преданию Иринарх Затворник был предсказатем, и люди из дальних и ближних мест шли к нему за советом и благословением на новые дела. Узнал про это и гетман Сапега, рыскавший со своим отрядом в окрестных лесах. Неизвестно взял ли штурмом отряд Сапеги Борисоглебский монастырь или пришел гетман в монастырь под видом странника. Только известно, что имел он долгий разговор с Затворником. После разговора Сапега вышел ошеломленный и вручил монастырю свое знамя как охранную грамоту, защищающую монастырь от других польских отрядов. Говорят, что после разговора с преподобным, Сапега увел свой отряд в Польшу. Сегодня охранное знамя гетмана Сапеги хранится в Москве в Третьяковской галерее.

Читайте также:
Иосифо-Волоцкий монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Имя Иринарха Затворника связано с освобождением русских земель от польских оккупантов. По преданию князь Пожарский собрав второе ополчение, сомневался в его готовности к походу на Москву. С этими сомнениями он пришел к преподобному Иринарху. И тот, благословил поход на Москву, предсказав князю победу.

В память об этих событиях, не далеко от стен монастыря установлены два памятника. Один Иринарху Затворнику.

Другой князю Пожарскому

Иринарх Затворник умер в 1616 году и был похоронен на территории монастыря в Соборе Бориса и Глеба. Здесь же покоятся мощи и основателей монастыря Феодора и Павла.

От кельи преподобного Иринарха Затворника мы отправились к южному входу в монастырь, увенчанному Сергиевской надвратной церковью (1679).

Ростовский Борисоглебский мужской монастырь

В русской истории Ростовский Борисо-Глебский монастырь занимает особое место. Монастырь был основан в 1363 г., во времена Димитрия Донского, при Ростовском князе Константине и Ростовском епископе Игнатии, по благословению преподобного Сергия игумена Радонежского, указавшего пустынникам Федору и Павлу место для постройки храма во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Будучи всего на 28 лет моложе прославленной Троице-Сергиевой лавры, Борисо-Глебский монастырь – ее родной брат, как и монастыри Симоновский и Спасо-Андрониев в Москве, Киржачский, Дубенский, Голутвин в Коломне, Высоковский в Серпухове, также основанные учениками преподобного Сергия. В конце 16 века, в Смутное Время спасался в этой святой обители преподобный Иринарх Затворник, проведший в добровольном затворе и веригах 38 лет, вплоть до своего преставления 13 января 1616 г. Иринарх получил откровение от Бога о надвигающемся польском нашествии и пешком пришел в Москву к царю поведать о грядущем бедствии. Во время войны поляки пораженные его подвижничеством не тронули его и не причинили вреда святой обители. Они даже оставили преподобному охранное знамя, которое теперь хранится в Третьяковской галерее. Преподобный Иринарх посылал благословения вождям русского ополчения, призывая их с решимостью и мужеством идти освобождать от захватчиков Кремлевские святыни. Он предсказал совершенный успех князю Димитрию Михайловичу Пожарскому, шедшему на избавление Москвы, и князю Михаилу Скопину-Шуйскому в битве с литовцами. Ежегодно перед праздником Ильи пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 километрах от монастыря, что близ села Кондакова – родины святого. В 1998 году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей благословил возобновить традицию пеших крестных ходов к источнику преподобного Иринарха. Участники по очереди одевают на себя вериги преподобного, в конце все купаются в источнике. Крестный ход начинается архиерейской литургией в Борисоглебском монастыре.

Престолы

  • Свв. блгвв. кнн. Бориса и Глеба
  • Сретения Господня
  • Иоанна Предтечи
  • Прп. Сергия Радонежского
  • Благовещения Пресвятой Богородицы

Святыни:

  • Мощи прп. Иринарха Затворника под спудом

Адрес, телефоны и схема проезда

Телефон : (08539) 2-15-41

Адрес : Россия, 152170, Ярославская область, Борисоглебский район, п. Борисоглебский, Советская пл., 10;

Проезд : До Ростова Великого поездом или автобусом, далее от железнодорожного вокзала местным автобусом 18 км до поселка Борисоглебский.

Монастырское начальство:

Игумен Иоанн (Титов)

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе насельников монастыря, об изменениях в расписании служб, об истории монастыря, о предстоящих и прошедших событиях в монастыре, о святынях монастыря, о вариантах проезда к монастырю, и пр. – сообщите их в разделе комментариев.

Комментарии читателей:

В воскресение Литургия начинается в 9.00. Вериги прп. Иринарха, обретены совсем недавно и также являются святыней монастыря к ним прикасаются с благоговением и молитвой.
В 2006 году Иринарховский Крестный ход будет проходить с 20 по 23 июля.

Читайте также:
Патриарх Сербский Павел: биография святого, цитаты, труды и книги

ТУТАЕВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

Тутаевский Воскресенский собор

Собор в честь Воскресения Христова в г. Тутаев Рыбинской епархии

По преданию, ранее здесь стояла деревянная церковь во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и принадлежавшая мужскому монастырю. По названию церкви стала называться и слобода.

В 1652 году на месте будущего собора борисоглебцы поставили каменный одноэтажный шатровый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой “Одигитрия”. В 1670 году по благословению ростовского митрополита Ионы (Сысоевича) шатры разобрали и возвели на сводах Богородичного храма холодную церковь, престол которой был освящен в 1875 году в честь Воскресения Христова [1]. Радетелями грандиозного строительства были “земский староста Микита Малодушкин с товарищи, да мирские люди Захар Кузьмин сын Котлованов, Корнил да Матфей Федоровы дети Седуновы и все Борисоглебской слободы крестьяне”. Храм был расписан артелью ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. Иконостас летнего храма конца XVII – начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века.

Храм никогда не закрывался.

Воскресенский собор – памятник федерального значения. Еще в 1980-х годах его ценные фрески были поновлены. В после-советские годы храм всесторонне реставрировался, однако особо важным вопросом для сохранения фресок было восстановление некогда утраченной дренажной системы, т.к. без неё в нижнем храме скапливалась влага и роспись сильно страдала. Средств из Москвы хватало только на частичную реставрацию фресок, и немалую долю денег, нужных для работ, приходилось собирать у паломников.

С иконой Спасителя из собора дважды в год совершается крестный ход: первый – по Романовской стороне, в десятое воскресение после Пасхи, второй – по Борисоглебской стороне, в последний воскресный день перед праздником пророка Илии.

Архитектура

В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда (середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год).

Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма – они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников – звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи – висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы.

Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем.

В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.

На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник.

В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.

Статистика

  • 1908 – 2198 чел. в приходе (Романов-Борисоглебск – 1213 чел., деревни: Борисовское, Гостилово, Баскачево, Пустово, Антоновское, Копнинское, Радилово, Митинское, Яганово, Демидово, Шишкино, Голянищево, Брюханово, Алексейцево, Олюнино, Курмыши, Молявино, Кузилово, Красинское, Калинино, Кокуйки, Шеломки) [2]
  • 1930-е – ок. 1500 прихожан [3]

Святыни

  • чудотворный образ Всемилостивого Спаса Нерукотворного – самая большая в России чудотворная икона Спасителя. По преданию написан святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся “небом” деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. В 1793 году возвращен в собор. По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).
  • Крест с Распятием в иконе “Страсти Христовы”. Крест – XV-XVI век. Икона – конец XVII – начало XVIII века. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе. На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.
  • Смоленская икона Божией Матери. Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.
  • икона святителя Николая Чудотворца (Можайского) (1-я половина XVII века)

В синодальный период особенно почитались также:

  • Феодоровская икона Божией Матери в жемчужной ризе
  • Силуанская икона Божией Матери (XV век)
  • икона великомученика Феодора Стратилата, с описанием жития и чудес его
  • образ князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, с житиями
  • икона Софии, Премудрости Божией, список с Новгородской, жемчужная риза
  • икона, именуемая “Сошествие во ад”
  • древняя плащаница

В соборе находятся мощи исп. Георгия Седова [3].

Настоятели

  • сщмч. Николай Розов (1917 – 29 апреля 1938)
  • Александр Чуфаровский (1940 – 1941)
  • Михей (Хархаров) (19 июля 1975 – ?)
  • Вениамин (Лихоманов) (9 октября 1979 – ?)
  • Василий Денисов (? – апрель 2007)
  • Вениамин (Лихоманов) (с апреля 2007) 2-й раз

Приписные храмы, часовни

  • Спасский в с. Ново-Никольском (1899 – упом. 1908)
  • две деревянные часовни на общественных площадях города

Использованные материалы

  • “О храме”, страница официального сайта собора:
    • http://voskresenskiy-sobor.ru/index.php/voskresenskiy/29-o-h. -01
  • Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. – Ярославль, 1908, с. 440-441.
  • Историческая справка на официальном сайте Ярославской епархии.

[1] По другим данным верхний храм был возведен в 1672 году и освящен в воспоминание Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

[2] Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. – Ярославль, 1908, с. 441.

Воскресенский собор (Тутаев)

Воскресенский собор — памятник архитектуры второй половины XVII века. Не закрывался при советской власти, сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. В 1950-е годы старостой был исповедник Георгий Седов. На приходе созданы музей и православная школа.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Деятельность прихода
  • 3 Описание
  • 4 Святые
  • 5 Святыни
  • 6 Престольные праздники
  • 7 Как добраться
  • 8 Паломнику
  • 9 Фото
  • 10 Видео
  • 11 Ссылки

История [ править ]

Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года – Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу – Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода, на левом – городок Романов. На Борисоглебской стороне возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века – Воскресенский собор, возведенный в традициях ярославского храмового зодчества.

Воскресенский храм строился с 1652 по 1678 год на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода.

Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов был одним из центров старообрядчества.

После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви слободы, убранство которых было перенесено в собор. Поэтому там имеются предметы более древние, чем само строение. В XVIII веке был перестроен верх колокольни, в результате чего она стала несколько ниже.

Храм не закрывался при советской власти, в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи.

Современное состояние [ править ]

Дважды в год с образом Всемилостивого Спаса совершаются крестные ходы.

Два раза в год образ торжественно переносят из летнего храма в зимний и наоборот. Весной святыню переносят в верхний храм в воскресенье перед праздником перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Осенью перенесение в нижний храм совершается в воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери.

Деятельность прихода [ править ]

По собору проводятся экскурсии, действует музей.

Описание [ править ]

В ансамбль Воскресенского собора входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), святые врата (последняя четверть XVII века), ограда (середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX век), сторожка (1910 год), где в советские годы был кров для духовенства и монашествующих.

Иконостас летнего храма конца XVII — начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века.

Святые [ править ]

  • Священномученик Николай Розов
  • Исповедник Георгий Седов

Восстановлением и сохранением убранства храма в последние 20 лет своей жизни занимался проживавший в Тутаеве исповедник Георгий Седов, впоследствии прославленный Русской православной церковью.

Он был старостой Воскресенского храма, там покоятся его мощи.

Святыни [ править ]

  • Икона Всемилостивого Спаса

Престольные праздники [ править ]

  • Воскресение Христово (Пасха) – Переходящая дата
  • Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель – 22 мая, 19 декабря
  • Борис и Глеб, благоверные князья – 18 сентября, 15 мая
  • Иоанн Предтеча, пророк – 7 июля (Рождество), 11 сентября (Усекновение главы), 6 октября (Зачатие), 20 января – Собор
  • Петр и Павел, первоверховные апостолы – 12 июля
  • Икона Пресвятой Богородицы “Одигитрия” Смоленская – 10 августа
  • Харалампий Магнезийский, епископ, священномученик – 23 февраля

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, Ярославская обл.,г. Тутаев, ул. Соборная, 13 а.

Воскресенский собор, г. Тутаев

Адрес: 152300, РФ, Ярославская область, город Тутаев, улица Соборная, 13

Настоятель — протоиерей Василий Мозяков.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ:

В Воскресенском соборе Богослужения совершаются ежедневно.
В будние дни:
Вечернее – в 17:00,
Литургия – в 08:00.

В воскресные и праздничные дни:
ранняя Литургия в 06:20,
поздняя Литургия в 09:00.

Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года — Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу — Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода (1238), на левом — городок Романов (1283).

На Борисоглебской стороне древнего города возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века — Воскресенский собор. Возведенный в традициях ярославского храмового зодчества, он впечатляет гармонией монументальных объемов с обильным узорочьем стен и благолепием внутреннего убранства.

В ансамбль Воскресенского собора (1652—1675 годы) входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда ( середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год). Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма — они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников — звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи — висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы. Шатровая, отдельно стоящая, колокольня до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем. В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.

На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник. В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.

В нижнем храме, где служба совершается в зимнее время года, находятся три престола. Центральный престол освящен в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, которую также именуют “Одигитрия” (“Путеводительница”). Северный придел посвящен Предтече и Крестителю Господню Иоанну. В диаконнике в конце XVII – начале XVIII века освятили престол во имя священномученика Харалампия.

В летней церкви четыре престола. Главный престол освящен в честь Воскресения Христова; два придела, расположенные на галереях, посвящены святым апостолам Петру и Павлу (северный) и святителю Николаю Мирликийскому (южный). В диаконнике главного алтаря находится придел во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, перенесенный из нижнего храма в конце XVII века.

Милостью Божией Воскресенский собор никогда не закрывался, в нем сохранились все святыни. Особо почитаемы прихожанами и паломниками: чудотворная икона Спаса Всемилостивого необычайно больших размеров — 298 х 279 см, древнее резное Распятие, иконы Богородицы — Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская, «Благодатное Небо», резной образ святого Николая Чудотворца (Можайского).

Достопримечательностями летнего храма собора является стенопись конца 70-х годов XVII века, выполненная ярославскими изографами, и многоярусный иконостас конца XVII – начала XVIII веков.

В 1930-е, самые трагические, годы община собора насчитывала около 1500 человек. Всё служившее до Великой Отечественной войны духовенство и активные члены Приходского совета пострадали во времена сталинских репрессий, многие погибли в лагерях или ссылках. В лике святых прославлены священномученик епископ Романовский Вениамин (Воскресенский), настоятель собора священномученик Николай Розов, староста собора исповедник Георгий Седов. Святые мощи исповедника Георгия почивают в храме.

Божественная литургия в Воскресенском соборе совершается ежедневно. В воскресные дни, двунадесятые и великие праздники совершается ранняя и поздняя Божественная литургия.

В Воскресенском соборе поются акафисты: каждую среду – святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу; по пятницам – Божией Матери; в воскресенье вечером – Иисусу Сладчайшему.

Дважды в год с образом Всемилостивого Спаса совершаются крестные ходы: в праздник Десятого воскресенья по Пасхе – по правой, Борисоглебской, стороне города и в воскресенье перед Ильиным днем – по левой, Романовской. Два раза в год образ Спасителя торжественно переносят из летнего храма в зимний и наоборот. Весной святыню переносят в верхний храм в воскресенье перед праздником перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Осенью перенесение в нижний храм совершается в воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери.

Интерьер летнего храма Воскресенского собора. Иконостас

Конец XVII — начало XVIII века

Летний храм Воскресения Христова – четырехстопный, в диаконнике устроен придел святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, на галереях – приделы святителя Николая Чудотворца и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Иконостас летнего храма конца XVII — начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века. Он имеет восемь рядов (сверху вниз): страстной, праотеческий, пророческий, пядничный, деисусный, праздничный, местный, пророческий (дополнительный). Венчает иконостас Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Пристолпные иконостасы завершают деревянные скульптурные изображения ангелов с рипидами. Главная деталь в резьбе иконостаса — виноградная лоза, как символ учения Христова.

Стенопись Воскресенского собора
Конец 70-х годов XVII века

Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. В центральном объеме храма на южной и северной стенах в четырех живописных ярусах подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским соборам. Всю западную стену занимает композиция «Страшный Суд».

Русские святые князья и воины-мученики изображены на столпах. На сводах — двунадесятые праздники и композиция «Премудрость созда Себе Храм». В центральном куполе — Господь Вседержитель, в малых — Еммануил и Богородица «Знамение». Стенопись алтаря посвящена литургическим сюжетам: «Се Агнец Божий» (жертвенник), «Великий Вход» (главный алтарь), в дьяконнике — Воскресение Христово и чудеса воскрешений, а также патриархи Вселенской Церкви и избранные святые.

Галерея летнего храма Воскресенского собора. Стенопись
Конец 70-х годов XVII века

Стенопись галереи посвящена в основном Ветхозаветным событиям. На ее сводах последовательно представлены сюжеты Первой книги Моисея — Бытие, начиная с Дней творения до Истории Иосифа Прекрасного. На стенах, в проемах и люнетах окон изображены избранные библейские сюжеты о духовных подвигах святых, композиции на тексты псалмов и молитв. Кроме того, в росписи включены живописные циклы к историко-литературным произведениям: Крещение Руси, Повесть о новгородском белом клобуке, Повесть о явлении Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.

Интерьер зимнего храма Воскресенского собора

Зимний храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» был освящен в 1652 году. Об этом событии известно из настенной летописи, сохранившейся справа от входа в церковь. Северный придел храма посвящен святому Пророку Иоанну Предтече, южный — священномученику Харалампию.

Существующий иконостас храма – XIX века, одноярусный, с образами разных веков. Над ним на стене написан деисусный чин.

Переход на службу из летнего храма в зимний совершается в воскресенье перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день после поздней Литургии при большом стечении прихожан и паломников чудотворная икона Спаса Всемилостивого торжественно переносится в нижний храм с совершением крестного хода вокруг собора.

Крест с Распятием в иконе «Страсти Христовы».
Крест — XV–XVI век. Икона — конец XVII – начало XVIII века

Распятие Господа нашего Иисуса Христа – один из древнейших образов собора, ученые датируют его XV—XVI веками. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе.

На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.

Образ святителя Николая Чудотворца (Можайский).
1-я половина XVII века

Резной образ святителя Николая происходит из теплой деревянной церкви, престол которой в XVII веке унаследовал собор. В память о чудесной помощи святителя Николая в освобождении города Можайска от врага появилось его новое изображение — с мечом в правой руке и городом-крепостью в левой — называемое Можайским. Модель города на ладони левой руки святого была утрачена в XVIII веке и тогда же заменена на Евангелие. Изначально образ находился в резной сени, переданной клиром в 1898 году как ветхий и неиспользуемый Императорской археологической комиссии.

До нашего времени сохранилась традиция менять святителю Николаю в зависимости от праздника разного цвета ризы и шитые бисером тапочки. В старину их жертвовали по обещанию скорому впомощи «Николеугоднику». На главе святителя одета шитая золотными нитями митра конца XIX – начала XX века.

Жизнь прародителей Адама и Евы в раю
Фреска. Конец 70-х годов XVII века

На сводах южной галереи летнего храма рядом с композициями “Дни творений” изображены сюжеты: сотворение человека, жизнь прародителей в раю и история их грехопадения.

Они являются началом Ветхозаветного цикла. Адам и Ева представлены на фоне белого неба с райскими кущами. Чтобы прочитать их историю, следует переводить взгляд то на северную, то на южную часть свода.

1. Бог Отец вдунул в Адама дыхание жизни, Адам нарекает имена животным (северная часть свода).

2. Создание жены Евы из ребра Адама (южная часть свода).

3. Господь дает заповедь Адаму и Еве — не вкушать плоды с древа познания добра и зла (северная часть свода).

4. Враг рода человеческого, приняв вид змея, искушает Еву, предлагая ей вкусить запретный плод (южная часть свода).

5. Адам и Ева, закрыв наготу смоковными листьями, прячутся под деревом от лица Господа (южная часть свода).

6. Сделал Господь Бог Адаму и Еве одежды кожаные и одел их (северная часть свода).

7. Адам и Ева изгнаны из рая и Ангел с огненным мечом стоит во вратах его (южная часть свода).

История пророка Ионы. Проповедь в Ниневии, покаяние народа.
Фреска. Конец 70-х годов XVII века

Пять композиций на тему Книги пророка Ионы размещены на северной галерее на стене храма вокруг западного окна.

В четырех главах Книги рассказывается история пророка Ионы, призванного Господом на проповедь покаяния в известный злодеяниями город Ниневию. Повеление Господа показалось Ионе тяжким, и он решил бежать в далекий Фарсис. Когда он плыл на корабле, Господь поднял страшную бурю в наказание за его непослушание, и Ионе пришлось признаться спутникам, что это Господь гневается на него. Он сам попросил бросить его в море, тут же буря прекратилась, а Иону проглотил кит. В чреве кита Иона был три дня и три ночи и обещал Господу исполнить назначенное. После проповеди Ионы народ Ниневии покаялся и был помилован Господом. Это не обрадовало Иону. Тогда по промыслу Божию перед ним выросло большое растение, дающее тень и укрывающее его от зноя, но на следующий день оно засохло. Иона был сильно огорчен. И Господь сказал: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился … мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек…»

На фреске перед Ионой изображены коленопреклоненный царь с кающимися вельможами и народом.

Икона Спаса Всемилостивого в интерьере летнего храма Воскресенского собора

Спас Всемилостивый.
Икона XV века

Чудотворный образ Спаса Всемилостивого, по преданию написанный святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся «небом» деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий.

Только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть святыню в собор. С великой радостью они несли ее из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, существующий и поныне. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцелений от физических и духовных болезней. На пожертвования благодарных прихожан и паломников образ был украшен серебряно-золочеными венцом и ризой (конфискованы коммунистами в 1923 году).

По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).

Икона Божией Матери «Одигитрия» (Смоленская).
XIX век

Название иконы «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница». По древнему сказанию, греческий император Константин в 1046 году благословил этой иконой свою дочь царевну Анну на замужество с черниговским князем Всеволодом Ярославовичем.

Их сын Владимир Мономах перенес святыню из Чернигова в Смоленск, с тех пор икона Богородицы Одигитрии стала называться Смоленской.

Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.

На полях изображены предстоящие святые — преподобные Галактион и Варлаам и благоверные князья Борис и Глеб. Образ украшен окладом, золоченым венцом и шитой ризой.

Перед иконой Богородицы Одигитрии Смоленской молятся от нашествия иноплеменных, о помощи и сохранении в пути.

Святые апостолы Петр и Павел.
Икона с деяниями, в 16 клеймах. 70-е годы XVII века

В 1672 году борисоглебцы получили благословение Ростовского митрополита Ионы на устройство придела святых апостолов Петра и Павла на северной паперти летнего храма Воскресенского собора. В связи с посвящением престола был написан их образ с клеймами деяний и установлен на северном столпе храма. Святые изображены в среднике иконы предстоящими пред Тихвинской иконой Богородицы.

Священномученик Харалампий.
Икона XVIII века

Епископ Харалампий жил в Греции во II веке. Он прославился бесстрашным исповеданием христианской веры среди язычников, за что принял мученическую кончину. В последний час своей земной жизни он просил явившегося ему Господа: «Пусть там, где будут почивать мои мощи и где будет почитаться память о мне, — пусть там не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарится в этом месте мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина, и спаси, Господи, души людей тех». Сященномученику Харалампию молятся о плодородии земли и о сохранении от внезапной смерти. Память святому совершается 10/23 февраля.

В Романове-Борисоглебске в XVIII – XIX веках было немало искусных изографов, продолжавших традиции ярославской и строгановской иконописи второй половины XVII века. Иконы их работы стали называть «романовскими письмами». Для них характерны любовь к многосюжетным житийным композициям, утонченность пропорций, изысканная орнаментальность и обилие золота. Вероятно, образ священномученика Харалампия, предназначенный для соименного придела зимнего храма, написан местным иконописцем.

Престольные и чтимые праздники:

23 февраля (день памяти священномученика Харалампия).

22 мая (день памяти святителя Николая Чудотворца).

Десятое воскресенье по Пасхе.

12 июля (день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла).

6 августа (день памяти благоверных князей Бориса и Глеба).

10 августа (день празднования Смоленской иконе Божией Матери).

11 сентября (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи).

Городские крестные ходы с иконой Всемилостивого Спаса:

1 октября (память Обратного принесения Образа);

19 ноября (день тезоименитства архимандрита Павла (Груздева):

1, 16 декабря (дни памяти исповедника Гергия Седова);

23 декабря (день памяти священномученика Николая Розова).

Воскресенский собор в Тутаеве

Воскресенский собор в Тутаеве — место особенное. Формально собор был построен в 1678 году. Однако первый храм на этом месте, называемом в народе Борисоглебской слободой, появился еще в 1238 году в честь святых князей Бориса и Глеба. По преданию вплоть до строительства нынешнего собора здесь всегда была монашеская обитель, что создает особую атмосферу.

Долгое время левый и правый берег Волги были самостоятельными поселениями, пока в 1822 году их не объединили в один город — Романов-Борисоглебск, а еще сто лет спустя не переименовали в современный Тутаев.

Благодаря месторасположению на возвышении и своим мощным габаритам Воскресенский собор является своего рода доминантой этой части города. Высота собора до вершины креста составляется почти 50 метров. Храм создан и расписан ярославскими мастерами, которые умели сохранять гармонию своих архитектурных творений даже в таких величественных масштабах.

Алтарная часть храма обращена к реке и мощь собора особенно заметна, если смотреть на него с воды или с левого берега Волги. Эти виды в свое время невероятно вдохновляли художника Бориса Кустодиева. Например, на его картине «Гуляние на Волге» Воскресенский собор выступает очень важной смысловой точкой.

Собор неординарен со многих позиций. Его необычное внешнее оформление, богатейшие внутренние интерьеры, старейшие иконы не оставляют никого равнодушным. Еще более удивительно, что храм никогда не закрывался.

Кроме того, храму удалось сохранить и все свое внутреннее убранство, что тоже практически уникально — таких православных храмов в России буквально единицы.

На территории Воскресенского собора два храма: верхний (его еще называют «летним», доступ туда действительно возможен только летом) и нижний («зимний»).

В ансамбль «зимнего» храма входит шатровая колокольня, Святые ворота, ограда, надпрестольный столп, сторожка. Все они построены между серединой XVII и началом XX веков. «Летний» храм славится своей стенописью. Оба храма содержат уникальную фресковую роспись, великолепные порталы украшенные резьбой, многовековые иконы и другие реликвии.

Колокольный звон Воскресенского собора в Тутаеве (видео)

Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Самая почитаемая икона собора «Спас Всемилостивый» («Оплечный»). По преданию икона создана преподобным Дионисием Глушицким в начале XV века. Это огромный, почти 3-метровый иконописный образ давно причислен к чудотворным. Люди приезжают сюда чтобы избавиться от тяжелых болезней, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом. Для этого существует определенный ритуал: в левом нижнем углу иконы есть лаз, через который трижды должен пролезть просящий, читая определенные молитвы. Минимум дважды в год на великие праздники икону несут крестным ходом, для чего нужно как минимум 20 очень крепких мужчин.

Из знаковых икон собора можно еще отметить Икону Божией Матери «Одигитрия» в «зимнем» храме и резной образ святителя Николая Чудотворца.

Расписание служб

Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.

Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.

Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.

Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка.

Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города. Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.

Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве

Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.

Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.40/21.55. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа. Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае.

Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.

Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.

От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.

Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.

Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.

Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps

Собор Воскресения Христова в городе Тутаев

Одна из жемчужин русского церковного зодчества, Воскресенский собор в г. Тутаеве, расположен в Ярославской области и уже несколько веков радует своим внешним видом всякого, кто посещает это место.

История храма

Тутаев — город, который входит в Золотое Кольцо памятников России. До 1918 года он назывался Романов-Борисоглебск, всего в нем проживает больше 40 тысяч человек. Романов был построен на левой стороне Волги в 1283 году по инициативе благоверного князя Угличского Романа Владимировича. Он располагался на левой стороне Волги, а вот на правой стороне этой реки еще раньше Романова в 1238 году появилась Борисоглебская слобода.

Городом владели углицкие князья, последний из них Андрей Большой был арестован великим князем Московским Иоанном III и Углицкий удел вместе с Романовым-Борисоглебском стал частью Московского государства.

Другие православные храмы Ярославля:

Внук Ивана III первый русский царь Иван IV Грозный стал заселять Романов татарами с целью их христианизации и в городе появились мечети. Но идея христианизации оказалась неудачной, и бо́льшая часть татар оставалась мусульманами.

Поэтому в 1760 году последовал царский указ, переселявший всех романовских татар в окрестности Костромы в так называемую Чёрную слободу. А в 1822 году город Романов и Борисоглебскую слободу объединили в единый административный центр.

Воскресенский собор города Тутаева построен был в правой части города — в Борисоглебской слободе. На довольно возвышенном месте, так что он красиво открывался со всех сторон.

Этапы строительства храма:

  • по старому преданию, на месте храма с древних времен существовала деревянная церковь в честь святых Бориса и Глеба, возможно, это была первая церковь, от которой и получила свое название Слобода;
  • в 1652 году иждивением купца Котлованова и при помощи жителей слободы был возведен каменный, тёплый храм с тремя престолами;
  • в 1672 году были разобраны шатровые купола над храмом и надстроен второй этаж, который был освящен в честь обновления храма Воскресения Христова;
  • в период с 1679 по 1680 годы Воскресенский собор в городе Тутаеве был расписан мастерами из города Ярославля;
  • в XVIII построена колокольня, ограда, а в главном храме устроен иконостас, который дожил до нашего времени.

Воскресенский собор в Тутаеве Ярославской области никогда официально не закрывался, хотя в советское время в связи с репрессиями против духовенства какое-то время служб в нем не совершалось, но они возобновились уже в 1940-е годы.

Важно! В 1950-1960-х годах восстановлением сильно обветшавшего храма занимался церковный староста Егор Егорович Седов, он не раз сидел за веру и скончался после того, как в ремонтируемом соборе на него обрушились строительные леса. Исповедник Георгий прославлен Русской православной церковью, как святой и мощи его находятся в Воскресенском соборе.

Описание собора

Это двухъярусный храм с пятью главами и четырьмя столпами внутри него. Весь храм расположен на подклете, в котором находится зимняя церковь. Вся церковь обнесена обширной галерей, а она держится на сводчатых арках. В южной и западной части Воскресенского собора устроены два крыльца. Сам храм очень ярко украшен изразцами, фигурным декором, росписью.

Внутренняя живопись в храме отличается большим количеством сюжетов из Ветхого Завета: Адам и Ева в раю, Потоп, Вавилонская башня и прочее.

Престолы

В соборе довольно много престолов, расположенных в верхней и нижней части храма:

  • в верхней части главный престол в честь Обновления храма Воскресения Христова (13 сентября) и приделы в честь апостолов Петра и Павла (12 июля), святителя Николая Чудотворца (22 мая и 19 декабря) и св. Бориса и Глеба (6 августа);
  • в нижней части главный престол в честь Смоленской иконы Божией Матери (10 августа) и приделы в честь св. Харалампия Магнезийского (23 февраля) и пророка Иоанна Предтечи (7 января, 24 февраля, 23 мая, 24 июня, 29 августа, 23 сентября, 12 октября).

Святыни

В храме сохранилось достаточно много древних икон, среди них особо почитаются следующие святыни:

    самая большая в мире икона Спаса Нерукотворного размером 3×3 метра, с ней совершается ежегодный крестный ход, предание утверждает, что образ был написан прп. Дионисием Глушицким в XV веке;

Деятельность прихода

В Воскресенском храме развивается активно различные стороны жизни православной общины здесь есть:

  • православная школа имени св. праведного Иоанна Кронштадтского, которая является частной общеобразовательной школой содержащейся на средства прихода и благотворителей;
  • молодежный хор;
  • постоянно действуют богословские и катехизаторские курсы для мирян.

Также активно развивается работа по социальной помощи населению и работе с молодежью.

Расписание богослужений и как добраться

Богослужение в соборе совершается каждый день утром и вечером, подробности можно узнать на сайте храма.

Воскресенский собор расположен по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, ул. Соборная, д.13. Храм расположен в Борисоглебской части города.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: