Рождественский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни и праздники

Богородице-Рождественский монастырь — приют для вдов героев, погибших на Куликовом поле

Богородице-Рождественский монастырь в Москве, 2012. Фото А.П. Сычева с сайта sobory.ru

Женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Москве
, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии; в XVII-XVIII веках назывался «
Богородицким на Трубе
» [1]

  • Адрес: Россия, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 20
  • Тел.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Основан в 1386 году матерью героя Куликовской битвы кн. Владимира Андреевича Храброго, супругой князя Андрея Ивановича Серпуховского княгиней Марией на городской окраине, на крутом берегу реки Неглинки, на самом краю Кучкова поля.
В 1501-1505 годах в обители возвели каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, окруженный в настоящее время пристройками XVII- века.

Новый собор пострадал во время пожара 1547 года, но вскоре был восстановлен. В южной алтарной апсиде по повелению царя Иоанна IV был устроен Никольский придел, к которому в XVII столетии пристроили трапезную.

В конце XVIII века собор оказался окруженным с северной и южной сторон крытой папертью, в которой были устроены приделы в честь Сошествия Святого Духа в 1814 году и во имя святителя Димитрия Ростовского в 1820 году.

В 1870-е годы с восточной стороны к собору пристроили усыпальницу князей Лобановых-Ростовских, надстроенную в XIX веке вторым этажом, в котором разместилась монастырская ризница. На средства княгини Фотинии Ивановны в 1676-1687 годах была построена каменная церковь во имя святителя Иоанна Златоуста.

Богородице-Рождественский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы, 2015 г. Фото: Ю.Булкин

В XVI веке над юго-западным углом Рождественского собора располагалась звонница, разобранная в XVII веке и замененная шатровой колокольней, которую в 1835 году разбил удар молнии. Колокольня над Святыми вратами построена в 1835-1836 годах по проекту архитектора Н. И. Козловского. В нижнем ярусе колокольни на средства С. И. Штерич устроили церковь во имя священномученика Евгения, епископа Херсонского.
Сохранились здания келий XVII-XIX веков, расположенные вдоль восточной стены монастырской ограды, а также настоятельские корпуса. Здание церкви Казанской иконы Божией Матери с трапезной возвели в 1904-1906 годах по проекту архитектора Виноградова в русско-византийском стиле. Строительство каменной ограды с четырьмя угловыми башнями было осуществлено в 1671 году на средства княгини Ф.И. Лобановой-Ростовской. В 1882 году обитель получила новую ограду, возведенную частично на основании прежней.

В начале столетия в Рождественском монастыре было достаточно много подвизающихся, при обители действовал приют для девочек-сирот и церковноприходская школа.

В 1922 году монастырь был закрыт. От древнего монастырского кладбища не сохранилось почти никаких следов. В монастыре в свое время были погребены: его основательница княгиня Мария (в схиме Марфа, + 2 декабря 1389), супруга Владимира Андреевича Храброго княгиня Елена (+ 1452), представители рода Лобановых-Ростовских.

С 1989 года в Рождественском соборе возобновлены богослужения. Монастырь вновь существует с июля 1993 года.

Статистика

  • нач. в. — игумения, 23 сестры, 15 указных и 210 неуказных послушниц.

Настоятельницы

  • Анисия (1547)
  • Марфа (Смывалова-Жеребина) (1634,1638)
  • Марфа (Смывалова-Жеребина) (1642 — 1655)
  • Марфа (Смывалова-Жеребина) (1659)
  • Ираида (1666)
  • Вера (Колычева) (1669)
  • Таисия (1677 — 1678)
  • Марфа (1685 — 1690)
  • Александра (1697 — 1699)
  • Евпраксия (Стуколова) (1702 — 1707)
  • Аполлинария (Хвицких) (1708 — 1711)
  • Памфилия (Водорацкая) (1711 — 1729)
  • Евстолия (Лодыгина) (1730)
  • Капитолина (Жукова) (1731 — 1739)
  • Александра (1762 — 1773)
  • Евфрасия (1773 — 1782)
  • Паисия (1792)
  • Есфирь (1812 — 1815)
  • Афанасия (Шипова) (1840 — 29 января 1865)
  • Евфросиния (Кашкадамова) (1 декабря 1866 — 18 июня 1878)
  • Серафима (Фон-Лескен) (26 июня 1878 — 1887 [2])
  • Ювеналия (Ловенецкая) (октябрь 1902 — 1922)
  • 1922 — 1993 обитель закрыта
  • Викторина (Перминова) (с 16 июля 1993) [3]

    История монастыря

    В 1386 году вдова серпуховского князя Андрея Ивановича — Мария Константиновна приняла монашеский постриг под именем Марфа и создала новый монастырь. По главному собору его стали называть «Рождество Богородицы на Рву». Выполняя желание княгини, обязанности духовника обители взял на себя Сергий Радонежский.

    Относительно места, в котором первоначально располагался монастырь, мнения историков расходятся. Одни из них считают, что он стоял в центре Кремля, а другие уверены, что обитель находилась возле Кучкова поля, на крутом левобережье реки Неглинки.

    По преданию, Мария Константиновна решила основать обитель в благодарность, что ее сын вернулся живым после кровопролитной Куликовской битвы. Чтобы увековечить память о судьбоносном сражении, на храмах установили кресты с полумесяцами, а первыми насельницами монастыря стали вдовы, матери, сестры и дочери солдат, которое пали на Куликовом поле.

    В 30-е годы XV века здесь приняла постриг жена князя Владимира Храброго — Елена. Перед этим она подарила обители село Косино со Святым озером и несколько деревень, а после смерти инокиню погребли на монастырском кладбище.

    Читайте также:
    Смольный собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Вид монастыря со стороны Рождественского бульвара

    При Иоанне III началась масштабная реконструкция кремля. Женский монастырь решили вывести из великокняжеской резиденции, и в 1484 году обитель переехала на то место, на котором располагается сегодня.Дорога, проходящая вдоль монастыря, связывала Кремль и Кучково поле, и вскоре за ней закрепилось название «Рождественка» или «церковная» улица.

    В начале XVI века в монастыре появился каменный собор Рождества Богородицы. Красивый одноглавый храм построили в лучших традициях раннего московского зодчества и он стал архитектурной репликой одной из самых старых московских церквей — Спасского собора Андроникова монастыря. Известно, что в 1505 году на освящении нового храма побывал сам Иоанн III.

    В середине XVI столетия Москва пережила страшный пожар. Огонь не пощадил Рождественку и стоявший здесь женский монастырь. Особенно сильные повреждения получил соборный храм. Деньги на его выделила жена Иоанна IV Грозного — царица Анастасия Романовна, а по указу царя к нему пристроили каменный Никольский придел. От многочисленных переделок собор стал выглядеть тяжеловесно и перестал напоминать устремленную вверх свечу.

    Церковь Казанской иконы Божией Матери

    В 1670-е годы в монастыре построили усыпальницу для русских князей Лобановых-Ростовских, которые очень гордились тем, что вели свой род от самого Рюрика. Поначалу здание имело один этаж, а потом было достроено вторым этажом, и там стали хранить монастырскую ризницу. Благодаря вкладам Лобановых-Ростовских, монастырь обзавелся храмом Иоанна Златоуста, шатровой колокольней и оградой со Святыми воротами и четырьмя башнями.

    В 1764 году по инициативе императрицы Екатерины II в России прошла церковная реформа. Как и многие другие монастыри, Рождественский лишился части своих земель, однако стал получать деньги из казны на содержание храмов и монашескую общину.

    В 1812 году, перед приходом французов игуменья успела спрятать то, что хранилось в монастырской ризнице. Наполеоновские солдаты ворвались в обитель, но не нашли сокровищ и принялись грабить храмы. В монастыре поселился один из французских генералов, и по его распоряжению трапезная была превращена в конюшню.

    К началу прошлого века женский монастырь процветал. На его территории стояло четыре храма и трехэтажные каменные корпуса. При обители работала церковно-приходская школа, и существовал приют для девочек-сирот.

    Церковь Иоанна Златоуста

    С приходом советской власти судьба всех монастырей Москвы круто переменилась. В 1921 году Рождественскую обитель закрыли. Во время кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря вывезли 17 пудов серебра — все серебряные ризы и ценную богослужебную утварь. Часть икон успели перенести в другие московские храмы, а другие просто выкинули.

    В 1922 году сестры продолжали жить в монастыре, но с них стали брать арендную плату. В пустующих здания разместился Всероссийский комитет помощи воинам и концентрационный лагерь, а потом здания отдали милиции и курсантам. На следующий год монахинь выгнали. Церковь Иоанна Златоуста была переделана под клуб, а трапезную Казанского храма превратили в столовую. В последующие годы монастырские постройки занимали разные организации, научные и учебные заведения. Бывшие кельи использовались, как коммунальные квартиры.

    В начале 1990-х годов здания вернули верующим. Спустя два года в соборном храме прошли первые богослужения, а еще через год был возрожден женский монастырь.

    Собор Рождества Пресвятой Богородицы

    Использованные материалы

    • Список игумений Рождественского второклассного женского монастыря, официальный сайт Богородице-Рождественского монастыря г. Москвы:

    [1] «Труба» — проем в стене Белого города, через который текла Неглиная, отсюда название Трубной площади.

    [2] Успенский Брусенский женский монастырь (г.Коломна), со ссылкой на книгу прот. Олега Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны», «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века»,

    [3] «Определение Священного Синода от 16 июля 1993 года»,

    Монастырские святыни

    В Рождественском монастыре собрана большая коллекция православных святынь и реликвии. К ним относятся:

    • две иконы Николая Чудотворца, одна из которых имеет на окладе следы от попытки осквернения французами;
    • старинный образ Иоанна Крестителя;
    • икона Рождества Пресвятой Богородицы и образ Божией Матери Казанская;
    • икона с частицей мощей святой Софии Суздальской;
    • образ святого великомученика Пантелеимона, содержащий часть его мощей;
    • икона Троица Живоначальная;
    • изображение благоверного князя Александра Невского;
    • частицы мощей Георгия Победоносца и великомученицы Варвары.

    Говорите правильно

    Спасо-Андроников монастырь — это сакральная обитель в сакральном уголке Москвы. На территории есть храм, где проходят богослужения. Но монастыря нет — здесь Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Создан Сталиным в 1947 году, распахнул двери в 1960-м. Тогда его коллекция насчитывала несколько сотен экспонатов. А сегодня 13 тысяч раритетов, одних икон 4,5 тысячи.
    Согласно преданию Спасо-Андроников мужской монастырь был основан в 1350-е годы. Митрополит Алексий возвращался из Константинополя с византийской иконой Спаса Нерукотворного (отсюда первое слово в названии). В Черном море он попал в шторм и дал зарок в случае спасения построить монастырь. Первым игуменом стал любимый ученик Сергия Радонежского инок Андроник (второе слово в названии).

    Читайте также:
    Церковь Архангела Михаила в Смоленске: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений

    С точки зрения предков, мы сегодня неправильно произносим название обители. В Средневековье в имени Андроник ударение ставили на последний слог. Но у каждой эпохи свои правила.

    Современное состояние

    Описание

    Внутреннее убранство
    Храм является памятником архитектуры. Построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви. Имеет три яруса кокошников и пять глав. С севера и с юга к главному объему храма примыкают одноглавые кубические приделы. В конце XVII века пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII века барочная колокольня и паперть. Три иконостаса храма также созданы костромским мастером (Сергий Рожков) в 1678 году. В 1735 году по распоряжению Анны Иоанновны иконы поновлены (цеховым иконописцем Ф. Пискулиным), а в середине XIX века иконостасы и киоты украшены резьбой.

    Деятельность прихода

    • Воскресная школа

    Воскресная школа открыта по благословению настоятеля протоиерея Леонида Ролдугина в сентябре 1991 года.

    8–499–164–28–77 (храм), 8 – 499 –166–18–20 (дом).

    В Воскресной школе 5 возрастных групп. Общее число учащихся 33 человека.

    Основные занятия проходят по воскресениям с 14.30 до 16.50.

    Занятия кружков для детей проводятся по субботам.

    • Социальная работа

    В храме Рождества Христова в Измайлово социальная работа проводится по следующим направлениям:

    • Патронажная помощь
    • Взаимодействие с лечебными заведениями, расположенными на районной территории прихода
    • Оказание транспортных услуг особо нуждающимся прихожанам
    • Оказание социальной и гуманитарной помощи прихожанам храма (многодетным семьям, матерям-одиночкам, малоимущим и инвалидам)
    • Правовая и юридическая помощь

    Вся деятельность осуществляется силами прихожан и клириками нашего храма на безвозмездной основе.

    • Братство Трезвости

    Братство «Трезвение» во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца при храме Рождества Христова в Измайлово г. Москвы. Электронная почта

    ,
    телефон
    : 8(910) 424-90-63.

    Памятники архитектуры

    Древнейшим сооружением на территории монастыря считается собор Рождества Богородицы. Он представляет собой в плане крест, увенчанный огромной главой, объединяющей всю композицию собора. Храм был сооружен в самом начале шестнадцатого века, после этого его достраивали, в частности организовали крытую галерею. Кроме того, храм имеет усыпальницу князей Лобановых-Ростовских, чей род сыграл далеко не последнюю роль в судьбе монастыря.

    собор Рождества Богородицы

    Согласно записям, над правой апсидой собора раньше была шатровая колокольня. Она исчезла из-за того, что по ней ударила молния в тридцать пятом году девятнадцатого века. Это строение было заменено благодаря вложениям Штерича на новую колокольню над западными воротами. Последняя обладала четырьмя ярусами и интересным завершением, имевшим форму шпиля.

    церковь Иоанна Златоуста в Москве

    О церкви Иоанна Златоуста было известно еще в древние времена, однако то сооружение, которое можно видеть сейчас, было возведено в конце семнадцатого века. Если точнее, его строительство происходило между семьдесят шестым и восемьдесят седьмым годами. До этого момента данный храм был отстроен в дереве. Сейчас рам оснащен пятью главами и большой трапезной. Сейчас можно посещать храм в свободном порядке.

    Архитектурные памятники

    Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах.

    Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.

    Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.

    С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.

    Колокольня с церковью Евгения Херсонского

    С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым. Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками. В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.

    Читайте также:
    Свято-Климентовский мужской монастырь в Инкермане: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

    Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.

    Богородице-Рождественский монастырь – приют для вдов героев, погибших на Куликовом поле

    Адрес: Россия, Москва, пересечение улиц Рождественка и Рождественский бульвар
    Дата основания: XIV век (1386 год)
    Основные достопримечательности: собор Рождества Пресвятой, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Иоанна Златоуста, колокольня с церковью Евгения Херсонского
    Святыни: икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, иконы святителя Николая Чудотворца, частица мощей святой великомученицы Варвары, частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца, Боголюбская икона Божией Матери, икона Рождества Пресвятой Богородицы
    Координаты: 55°45’56.7″N 37°37’28.8″E

    В самом центре города находится одна из древнейших женских обителей Москвы, летопись которой начинается с конца XIV века. Православный монастырь прошел через период расцвета и тяжелые годы забвения. В наши дни его храмы прекрасно отреставрированы и открыты для паломников и туристов.

    Общий вид на Рождественский монастырь

    История монастыря

    В 1386 году вдова серпуховского князя Андрея Ивановича – Мария Константиновна приняла монашеский постриг под именем Марфа и создала новый монастырь. По главному собору его стали называть «Рождество Богородицы на Рву». Выполняя желание княгини, обязанности духовника обители взял на себя Сергий Радонежский.

    Относительно места, в котором первоначально располагался монастырь, мнения историков расходятся. Одни из них считают, что он стоял в центре Кремля, а другие уверены, что обитель находилась возле Кучкова поля, на крутом левобережье реки Неглинки.

    По преданию, Мария Константиновна решила основать обитель в благодарность, что ее сын вернулся живым после кровопролитной Куликовской битвы. Чтобы увековечить память о судьбоносном сражении, на храмах установили кресты с полумесяцами, а первыми насельницами монастыря стали вдовы, матери, сестры и дочери солдат, которое пали на Куликовом поле.

    В 30-е годы XV века здесь приняла постриг жена князя Владимира Храброго – Елена. Перед этим она подарила обители село Косино со Святым озером и несколько деревень, а после смерти инокиню погребли на монастырском кладбище.

    Вид монастыря со стороны Рождественского бульвара

    При Иоанне III началась масштабная реконструкция кремля. Женский монастырь решили вывести из великокняжеской резиденции, и в 1484 году обитель переехала на то место, на котором располагается сегодня.Дорога, проходящая вдоль монастыря, связывала Кремль и Кучково поле, и вскоре за ней закрепилось название «Рождественка» или «церковная» улица.

    В начале XVI века в монастыре появился каменный собор Рождества Богородицы. Красивый одноглавый храм построили в лучших традициях раннего московского зодчества и он стал архитектурной репликой одной из самых старых московских церквей – Спасского собора Андроникова монастыря. Известно, что в 1505 году на освящении нового храма побывал сам Иоанн III.

    В середине XVI столетия Москва пережила страшный пожар. Огонь не пощадил Рождественку и стоявший здесь женский монастырь. Особенно сильные повреждения получил соборный храм. Деньги на его выделила жена Иоанна IV Грозного – царица Анастасия Романовна, а по указу царя к нему пристроили каменный Никольский придел. От многочисленных переделок собор стал выглядеть тяжеловесно и перестал напоминать устремленную вверх свечу.

    Церковь Казанской иконы Божией Матери

    В 1670-е годы в монастыре построили усыпальницу для русских князей Лобановых-Ростовских, которые очень гордились тем, что вели свой род от самого Рюрика. Поначалу здание имело один этаж, а потом было достроено вторым этажом, и там стали хранить монастырскую ризницу. Благодаря вкладам Лобановых-Ростовских, монастырь обзавелся храмом Иоанна Златоуста, шатровой колокольней и оградой со Святыми воротами и четырьмя башнями.

    В 1764 году по инициативе императрицы Екатерины II в России прошла церковная реформа. Как и многие другие монастыри, Рождественский лишился части своих земель, однако стал получать деньги из казны на содержание храмов и монашескую общину.

    В 1812 году, перед приходом французов игуменья успела спрятать то, что хранилось в монастырской ризнице. Наполеоновские солдаты ворвались в обитель, но не нашли сокровищ и принялись грабить храмы. В монастыре поселился один из французских генералов, и по его распоряжению трапезная была превращена в конюшню.

    К началу прошлого века женский монастырь процветал. На его территории стояло четыре храма и трехэтажные каменные корпуса. При обители работала церковно-приходская школа, и существовал приют для девочек-сирот.

    Церковь Иоанна Златоуста

    С приходом советской власти судьба всех монастырей Москвы круто переменилась. В 1921 году Рождественскую обитель закрыли. Во время кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря вывезли 17 пудов серебра – все серебряные ризы и ценную богослужебную утварь. Часть икон успели перенести в другие московские храмы, а другие просто выкинули.

    Читайте также:
    Никольский собор в Оренбурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    В 1922 году сестры продолжали жить в монастыре, но с них стали брать арендную плату. В пустующих здания разместился Всероссийский комитет помощи воинам и концентрационный лагерь, а потом здания отдали милиции и курсантам. На следующий год монахинь выгнали. Церковь Иоанна Златоуста была переделана под клуб, а трапезную Казанского храма превратили в столовую. В последующие годы монастырские постройки занимали разные организации, научные и учебные заведения. Бывшие кельи использовались, как коммунальные квартиры.

    В начале 1990-х годов здания вернули верующим. Спустя два года в соборном храме прошли первые богослужения, а еще через год был возрожден женский монастырь.

    Собор Рождества Пресвятой Богородицы

    Архитектурные памятники

    Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах. Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.

    Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.

    С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.

    Колокольня с церковью Евгения Херсонского

    С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым. Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками. В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.

    Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.

    Монастырь сегодня

    Женская обитель – действующий монастырь, в котором постоянно проживает монашеская община, и дважды в день – в 7.00 и 17.00 проводятся церковные службы.

    Вид на монастырь с улицы Рождественка

    При монастыре открыта церковно-певческая школа, где женщины изучают Богослужебный устав, катехизис, литургику, сольфеджио и занимаются в хоровом классе. Обучение в ней рассчитано на три года. Здесь также работает библиотека, и проводятся занятия в воскресной школе. Монахини и послушницы ведут активную благотворительную деятельность, собирая вещи для малоимущих, бездомных и многодетных семей.

    Святынями монастыря считают иконы Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, целителя Пантелеимона, Оптинских старцев и Софии Суздальской. Кроме того, верующие приходят в монастырские храмы, чтобы поклониться частицам мощей великомученицы Варвары и Георгия Победоносца.

    Как добраться

    Территория монастыря расположена возле пересечения Рождественского бульвара и улицы Рождественка, и находится всего 1,5 км от Московского Кремля. За несколько минут до входа в обитель можно дойти пешком от станций метро «Трубная» или «Цветной бульвар».

    Храм Архангела Михаила в Смоленске

    Здание считается древнейшим на территории Руси и чрезвычайно интригующим в плане архитектуры. Церковь построена в самом конце XII столетия, когда княжил Давид, сын Ростислава, который всегда мечтал воздвигнуть что-то, поражающе людское воображение. Богатое убранство собора многие годы восхищало гостей города и местных жителей.

    История постройки

    Религиозное здание воздвигли по настоянию князя Давида, управлявшего Смоленском в период с 1180 по 1197 год. Новосозданный храм считался одним из самых изящных и роскошных соборов севера Руси. Иконы, хранившиеся здесь, декорировались серебром, золотом, жемчугами и другими драгоценными каменьями.

    В истории храма Архистратига Михаила отразилась суровая и жестокая судьба самого Смоленска.

    • В период с 1609 по 1611 город осаждал Сигизмунд III, король Польши и князь Литвы. Его войска захватили Свирский храм и использовали его в качестве оборонительного редута, а когда Смоленск пал, церковь преобразовали в католический костел. В память о подобной модификации было решено оставить место, где стоял орган, а также отверстия в стенах, призванные улучшать качество акустики.
    • В середине XVII столетия, при царе Алексее, церкви Архистратига Михаила вернули первоначальный православный облик, строители перекладывали своды и верхние участки стен. В конце XVII века вокруг собора воздвигли невысокую изгородь из кирпича. В северо-восточной части ограды поставили надвратную колокольню.
    • В 1812 г. Свирская церковь вторично пострадала от действия агрессоров, французская армия цинично разграбила церковную утварь и пустила на дрова деревянные фрагменты постройки. Восстановление храма состоялось после изгнания Наполеона с территории Российской империи, Александр I проявил большое участие в деле реконструкции.
    • В 1833 г. сюда перенесли гробницу с останками князя Давида, обнаруженную в руинах Борисоглебской обители. Храм Архистратига Михаила официально закрыли сразу после революции 1917 г. В период ВОВ церковь серьезно не пострадала, но ей требовался полноценный ремонт, который провели лишь в 1963 г. В результате переделок удалили некоторые архитектурные элементы XIX столетия. В период с 1976 по 1982 гг. производилась большая реставрация фасадов, а также восстановление узких окон, киота, карнизов.
    Читайте также:
    Топловский женский монастырь Святой Параскевы: история и адрес монастыря, архитектурные памятники служб

    В 1990 г. произошла торжественная передача церкви Смоленской епархии, богослужения возобновились в 1991 г. В это же время начались работы по возвращению интерьеру его первоначального облика. Церковный престол и иконостас, созданный из белого камня, освятили в 1999 г.

    Архитектура

    Церковь Архистратига Михаила — шестистопное здание внушительных размеров, его подкупольная площадь образована столбами, находящимися в западной части. Апсида, расположенная в центре строения, имеет большой размер и полукруглую форму, боковые апсиды, расположенные снаружи, прямолинейные.

    Читайте также похожие статьи:

    К трем порталам собора вплотную примыкают традиционные пристройки. Эти притворы, стоящие с севера и юга, ранее также обладали апсидами, — это доказали археологические экспертизы. Столбы церкви имели крестчатую форму.

    • Размер основного объема строения без притворов составляет: в длину — 23,5 м, в ширину — 16,3 м. Диаметр подкупольного пространства — чуть более 5 метров. Композиция собора тяготеет к центру, в структуре преобладает башнеобразно-ступенчатый мотив. Средняя апсида выше боковых выступов, а те, что находятся в пристройках — самые низкие. Общая высота строения составляет 33 метра.
    • На рубеже XVII-XVIII вв. проводились работы по полноценному переложению сводов. Мастера сумели сохранить древние арки, которые предназначались для разделения подкупольного пространства. Своды перекрывали угловые членения и находили опору на стенах с южной и северной стороны. Отсюда выходило то, что фасады здания завершались кривыми трехлопастными линиями. Подобную же форму имел расположенный ниже барабана постамент.
    • Пристройки изначально разделялись на два яруса при помощи сводов, их двери вели напрямую в центральное помещение церкви. Второй этаж притворов использовался в качестве хоров (балконов), которые сообщались проходами в стенах. На верхний ярус вела лестница, не сохранившаяся в настоящем.
    • Кладку здания делали из кирпичей: основание стен создавалось типичной для смоленской школы равнослойной техникой, выше использовался скрытый ряд, а после — вновь равные слои. Между столбами и в толще стен находились деревянные связи, которые предназначались для укрепления строения. В основе фундамента — валуны небольшого размера, уложенные без вяжущих веществ.
    • Фасады собора Архистратига Михаила великолепно украсили. Лопатки (выступы стен) выглядели как пилястры (колонны) со сложной формой. Окна располагались в три этажа, они визуально расширялись внутрь и наружу, что получалось за счет кладки с использованием трапециевидных кирпичей. Окна, расположенные на барабанах, запоминались уступчатыми нишами, выше которых образовывалась аркатура (ложная арка).
    • На фасадной поверхности сегодня обнаруживаются следы штукатурки и росписи.
    • Напольное покрытие укладывали на слой подсыпки, уцелели только фрагменты плиток из керамики. Интерьер церкви расписывался, но сохранились лишь небольшие участки фресок.

    На заметку! Архангел Михаил, в честь которого названа церковь, в Писании именуется истинным вождем Господнего воинства. Он изображается в качестве героя в борьбе против дьявола и всех его козней. Михаил являлся Иисусу Навину и пророку Даниилу, иногда Архистратиг отождествляется с силами природы, искореняющими неправду. На святых иконах он чаще изображается с копьем или мечом, пылающим огненной силой.

    Храм является первым религиозным строением башенного типа, в архитектуре которого отчасти повторяется стилистика южного зодчества. Его толстые стены, небольшие окна, разнообразные апсиды и криволинейная кровля олицетворяют крепость и могущество.

    Как добраться

    Церковь арх. Михаила (Свирская) находится в Смоленске, на улице Парковая, строение 4А.

    Чтобы приехать из Москвы до храма на автомобиле, нужно двигаться по Минскому шоссе; на поезде или автобусе необходимо добраться до станции «Смоленск-Центральный», а далее на маршрутном такси до остановки «Мебельная фабрика».

    Настоятелем служит протоиерей Павел, ему помогают священники Александр и Владимир. Богослужения проводятся здесь каждый день с 9:00 до 17:00., ритуалы крещения совершаются в выходные дни.

    Храм Архангела Михаила (Смоленск)

    Церковь Михаила Архангела (Свирская) — каменный столпообразный храм XII века в честь Архангела Михаила. Памятник архитектуры.

    Читайте также:
    Покровский собор в Самаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Содержание

    • 1 История
    • 2 Современное состояние
    • 3 Престольные праздники
    • 4 Как добраться
    • 5 Паломнику
    • 6 Фото
    • 7 Видео
    • 8 Ссылки

    История [ править ]

    Храм был построен в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе. В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы о Свирской церкви, поражавшей современников смелостью архитектурных решений, богатством внутреннего убранства и особенно выигрышно смотревшейся на фоне приземистых деревянных строений.

    Распространенное в народе название церкви Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.

    Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костел, являвшийся до 1627 года, когда был построен новый костел, основным местом богослужений для всех католиков.

    После возвращения Смоленска под власть Российского государства в 1654 году, церковь была переосвящена, и в ней продолжились православные богослужения для верующих местного прихода.

    В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I. Со второй половины XIX века храм, в дополнение к приходскому, выполняет еще функции арестантского и полкового. Это стало возможным, во многом, благодаря купцу Василию Хлебникову, отреставрировавшему Свирскую церковь на свои средства, обнесшему ее каменной оградой с надвратной колокольней и открывшему при храме первое в Смоленске училище для бедных и беспризорных детей.

    В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад.

    Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского. Вторую в ХХ веке реставрацию церковь Архангела Михаила пережила в 1978 году, когда во многом был восстановлен ее первоначальный облик и удалены множественные наслоения предыдущих веков.

    В 1990-м году Церковь Архангела Михаила была возвращена Смоленской епархии, а в 1994-м ее освятил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. По совокупности архитектурных решений Свирская церковь является четырехстолпным крестово-купольным храмом с тремя уровнями света, тремя двухъярусными притворами и высокой полукруглой апсидой. На вторых ярусах размещались хоры, частично сохранившиеся и сейчас.

    Храм сложен из плиточного кирпича – плинфы, скрепленного известковым раствором.

    Почти все внутренние стены и своды имели роспись, дошедшую до наших дней лишь в небольших фрагментах. Полы были покрыты поливными керамическими плитами.

    Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.

    Внешнее восприятие церкви Архангела Михаила характеризуется вертикально устремленным динамизмом со своеобразным нарастанием архитектурных масс, образовывающих оригинальную башнеобразную композицию.

    Местность, называемая по одноименной речке Смядынью, у которой расположен этот храм, интересно еще и тем, что здесь в 1015 году по приказу князя Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми.

    Современное состояние [ править ]

    В 1963 году при устройстве кровель храма (проект П. Д. Барановского) были удалены некоторые архитектурные детали XIX века. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой в 1976—1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом и др.) и реставрацией отдельных деталей XVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы и др.).

    В 1990 году храм передан Смоленской и Вяземской епархии. Начата реставрация интерьера, который, согласно проекту, обретёт облик интерьера XII века (восстановление хоров в северном и южном приделах, разборка закладки в западной стене, которая сейчас отделяет хоры этой части храма от его центрального пространства).

    Богослужение возобновлено в 1991 году. Ведутся реставрационные работы. Белокаменный резной иконостас и престол храма митрополит Кирилл освятил 21 ноября 1999 года.

    При храме действует Воскресная школа.

    Престольные праздники [ править ]

    Как добраться [ править ]

    Адрес: Россия, Смоленская область,г.Смоленск, ул. Парковая 4а

    Храм Архангела Михаила в Смоленске — объясняем обстоятельно

    Храм Архангела Михаила, или Свирская церковь — одна из древнейших культовых построек в Смоленске. Это единственный точно датированный и хорошо сохранившийся памятник православной культуры подобного архитектурного направления. Святыня находится в числе первых православных сооружений на Руси, возведенных по типу каменного столпообразного зодчества.

    История

    Храм построен по указанию Давыда Ростиславича, князя Смоленского во время его правления в 1180—1197 годы. Достоверных сведений о более точном времени постройки нет. Входил в архитектурный комплекс загородного княжеского двора. Летопись сообщает о его богатом внутреннем убранстве: «всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена». До закрытия в первой половине XX века в храме находилась белокаменная гробница князя Давида. Некоторое время при храме существовал монастырь.

    Читайте также:
    Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Во время осады Смоленска в 1609–1611 годах польско-литовские войска Речи Посполитой использовали здание в качестве крепости. Затем, в 1611 году в здании был организован католический приход. В 1654 году, после возвращения Смоленска в состав российского государства, храм снова стал использоваться для православных богослужений.

    В начале XVIII века верхние части стен и своды переложили, изменили отделку фасадов, в стенах пристроек пробили большие окна.

    В 1733 году к храму был пристроен теплый придел. В конце XIX века внутри имелось четыре престола: главный — в честь Архангела Михаила; придельные: во имя Алексия, человека Божия, благоверного князя Александра Невского (переименованный в память императора Александра I из придела преподобного Александра Свирского) и мучеников Бориса и Глеба. Ежегодно 24 июля к месту убиения князя Глеба (на Смядынь) совершался крестный ход.

    Во второй половине XVIII века старостой храма был назначен купец Василий Григорьевич Хлебников. При Хлебникове, по благословению епископа Парфения, в 1775—1785 годах были построены каменные: колокольня, ограда и, в юго-западном углу церковного участка, одноэтажный дом. В последнем, на средства Хлебникова, обучались бедные и бесприютные мальчики.

    В 1775–1785 годы храм побелили, возвели кирпичную ограду, построили колокольню с луковичной главкой.

    Во время Отечественной войны 1812 года Свирская церковь была разграблена французскими солдатами, после войны — восстановлена, по одним сведениям, на деньги купца Василия Хлебникова, по другим — благодаря личному вниманию императора Александра I.

    В 1930 году храм был закрыт, в дальнейшем здание использовалось под военный склад.

    В Великую отечественную войну здание лишилось кровли, а с его стен на больших площадях осыпалась штукатурка.

    В 1963 году при устройстве кровель храма (проект П. Д. Барановского) были удалены некоторые архитектурные детали XIX века. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой в 1976—1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом и др.) и реставрацией отдельных деталей XVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы и др.).

    Архитектура

    Храм Архангела Михаила в Смоленске является выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества. Возведенный на вершине большого холма, он отлично виден с большого расстояния и гармонично вписывается в приднепровский пейзаж.

    Строение имеет нетипичную для православных храмов XII века архитектуру. В отличие от большинства церквей того времени, Михайловский храм выглядит строго и величаво.

    На плане церковь представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм, перекрытие которого образовано западными столбами, поскольку восточная пара столбов является опорой для стены здания.

    Большая центральная апсида имеет полукруглую форму. К трем порталам прилегают притворы, ранее имеющие собственные апсиды, сейчас уже не существующие, но обнаруженные ранее при раскопках.

    Размер храма, без притворов — 23,6 метра в длину и 16,3 в ширину. Высота здания составляет 33 метра. Своды церкви были полностью переложены в XIII веке, но разделяющие их арки, уцелели. В неизменном виде также сохранился постамент под барабан и основная часть самого барабана.

    Кладка выполнена из плинфы — тонкого обожженного кирпича, чередованием привычной равнослойной техники с полосами скрытых (утопленных) рядов. Местами встречается и лекальный кирпич. Фундамент выполнен с помощью валунов, уложенных всухую.

    Архитектурная композиция Михайловской церкви производит невероятно целостное впечатление. Силуэт здания устремлен вверх не только благодаря поднятому на пьедестале шлемовидному куполу, но и благодаря последовательности разных по высоте частей здания, которые зрительно создают эффект ступенчатых нарастающих объемов.

    Фасады имели богатый декор, особенно выделялись притворы. На поверхностях стен были наложены непрерывные ряды аркатурных поясов и поребрика, декоративные кресты, ниши и бровки над окнами.

    Смоленская область

    Скоро на «Тонкостях»: 5 опасных блюд азиатской кухни: лучше никогда этого не пробовать

    Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент

    Внутреннее убранство

    Внутри Михайловская церковь была также богато украшена и расписана, но сохранились только отдельные фрагменты фресковой и темперной живописи.

    Как и во многих древних храмах, в решении внутреннего пространства этой церкви важную роль играло освещение. Центральная часть здания хорошо освещена благодаря большим окнам в простенках длинного барабана и дополнительным окнам.

    Читайте также:
    Чесменская церковь в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, интересные факты

    Можно предположить, что в те времена, когда храм был расписан, это обилие света, яркость пышного убранства и устремленность вверх производили на прихожан незабываемое впечатление.

    Храм Архангела Михаила в Смоленске (фото см. в обзоре) — блестящий образец мастерства древнерусских зодчих. Дальнейшее формирование этого архитектурного направления было прервано татаро-монгольским нашествием, которое надолго приостановило монументальное строительство на русской земле.

    Возрождение

    В 1990 году храм Архангела Михаила (Смоленск) был возращен Смоленской епархии. Тогда же были начаты реставрационные работы, по окончании которых культовое здание должно приобрести первоначальный облик XII века.

    Частично средства на восстановительные работы выделило государство, но основные работы проводились самостоятельно, под руководством прихода. Важной проблемой реставрации был выбор фактуры и цвета наружных поверхностей.

    В 1991 году вновь стали проводиться регулярные богослужения. В 1999 году в храме был установлен новый резной иконостас, выполненный по образцу иконостаса церкви Святого Пимена в Новых Воротниках.

    Расписание служб

    Храм Архангела Михаила в Смоленске, расписание богослужений в котором можно в случае необходимости найти на сайте, открыт для прихожан ежедневно с 8:30 до 19:00 часов.

    Утренняя служба начинается в 9:00. Вечерняя литургия совершается в 17:00.

    В праздничные и воскресные дни режим работы храма может меняться. Подробное расписания богослужений на каждый день можно увидеть на официальном сайте Смоленской епархии.

    § 26. Храм Михаила Архангела г. Смоленска

    Когда, гоним тоской неутешимой,
    Войдёшь во храм и станешь там в тиши,
    Потерянный в толпе необозримой,
    Как часть одной страдающей души;
    Невольно в ней твоё потонет горе,
    Почувствуешь, что дух твой вдруг влился
    Таинственно в своё родное море
    И заодно с ним рвётся в небеса.

    1. Краткая история храма

    Храм, расположенный на Парковой улице Смоленска, был построен по указанию князя Давыда Ростиславича во время его княжения (1180–1197). В то время он находился вне города и стоял в центре загородного княжеского двора.

    В одной из летописей церковь Михаила Архангела названа самым богато украшенным храмом на Руси.

    В годы осады Смоленска (1609–1611) вражеские войска использовали здание церкви как крепость, затем — как католический костёл. После возвращения Смоленска храм был переосвящён.

    В начале XVIII в. храм частично перестраивается и теряет свой первоначальный облик. В 1733 г. к нему пристраивают новый тёплый придел. В 1775–1785 гг. храмовый комплекс дополнили колокольней, оградой и домом, в котором на средства местного купца и старосты храма В. Г. Хлебникова обучались бедные и бесприютные мальчики. В храме было три придела: преподобного Александра Свирского (во второй половине XIX в. стал приделом благоверного князя Александра Невского), благоверных князей-мучеников Бориса и Глеба и преподобного Алексея, человека Божия.

    Во время Отечественной войны 1812 г. церковь Михаила Архангела была разграблена французскими солдатами. После войны благодаря личному вниманию императора Александра I она была восстановлена.

    В годы советской власти храм был закрыт (1930), в здании находился военный склад. В военные годы (1941–1945) в храме обрушилась кровля и осыпалась штукатурка. В 1963 г. в ходе ремонта кровли, под руководством П. Д. Барановского были удалены некоторые архитектурные детали XIX в. А в 1970–1980-е гг. была проведена масштабная реставрация фасадов, в ходе которой был частично реконструирован облик храма XII в.

    В 1990 г. храм был возвращён Церкви. Богослужения возобновлены в 1991 г., в 1994 г. храм был освящён митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. До сих пор в храме Михаила Архангела ведутся реставрационные работы. Белокаменный резной иконостас и престол храма были освящены в 1999г.

    Храм Михаила Архангела ещё называют Свирской церковью. Почему Свирской? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Существуют две гипотезы, объясняющие это название. По одной из них, храм возводился на высоком берегу речки Смядыни вблизи её впадения в Днепр — у места схода военных и торговых путей с Северных (Свирских) земель. По другой гипотезе, это наименование появилось гораздо позднее — по названию одного из приделов, посвящённому преподобному Александру Свирскому.

    Местность, на которой расположен храм Михаила Архангела, знаменита в истории тем, что здесь в 1015 г. по приказу князя Святополка, который позднее получил прозвище «Окаянный», был убит его брат князь Глеб. На Смядыни, на месте убийства святого страстотерпца князя Глеба в начале XII в. был построен не сохранившийся до нашего времени Борисоглебский монастырь.

    • Памятный знак на месте убийства благоверного князя Глеба
    • Борисоглебская церковь на Смядыни

    В 1991 г. здесь был установлен памятный знак — камень с высеченным на нём крестом и текстом, повествующем о мученической кончине святого князя Глеба. В 2013 г. на Смядыни был открыт храм святых Бориса и Глеба.

    Читайте также:
    Бедийский собор: история и адрес храма, как доехать и добраться, архитектура

    1. Составьте хронологию развития храмового комплекса

    2. С каким событием связана местность Смядынь?

    2. Архангел Михаил

    Вы уже познакомились с теми святыми, которым посвящены два храма домонгольского периода, — святым и апостолами Петром и Павлом и евангелистом Иоанном Богословом. Священное Писание свидетельствует, что, кроме физического, существует духовный мир, населённый разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами.

    Слово «ангел» на греческом языке означает «вестник». Священное Писание именует ангелов так по тому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю.

    Широко известна классификация ангельских чинов, приписываемая афинскому мыслителю, первому епископу Афин, священномученику Дионисию Ареопагиту, ученику апостола Павла.

    Небесная иерархия состоит из трёх ликов. Каждый лик имеет три чина. Высший лик состоит из серафимов, херувимов и престолов, средний — из господств, сил и властей, низший — из начал, архангелов и ангелов.

    Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Архангел Михаил — один из высших ангелов.

    Имя Михаил на древнееврейском языке значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому, тех, которые несут особую миссию в общении Бога с людьми. Среди них — упоминаемые в Священном Писании (Библии) архангелы Михаил и Гавриил.

    Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьём низвергающим диавола. В начале IV в. Церковь установила праздник Собора (то есть совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом, который празднуется 8 ноября (21 ноября по новому стилю).

    Ангелы являются духовными существами, не имеют материального тела. На иконах они изображаются в виде людей, поскольку в таком виде могут являться людям и указывать им волю Бога. В изображениях ангелов на иконах используются символы, выражающие их духовную сущность и действие в мире. Что же обозначают эти символы?

    Крылья — символ принадлежности к миру Небесному (духовному). Посох — символ посланничества, как посох у странника.

    Зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог.

    Тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания Его воле.

    «Око» во лбу — символ всевидения.

    Облик прекрасного юноши — символ совершенства. В Священном Писании ангелы, посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.

    Каждый крещеный человек имеет своего Ангела-Хранителя. Не случайно мы поздравляем друг друга с именинами, с Днем Ангела… Однако правильно ли мы употребляем эти названия?

    День рождения, день Ангела, именины. Не следует смешивать эти понятия. День рождения — это тот день, в который человек родился (физическое рождение). Именины — день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении (духовное рождение человека). Именины — день наречения именем святого. Именная икона — икона с изображением святого небесного покровителя.

    Этот день называется также «тезоименитство», что означает соименитство — одно имя со святым, тезка по имени. Это название употреблялось для дня именин царя, членов царской семьи и других высокопоставленных особ, патриархов. В настоящее время название «тезоименитство» применяется к именинам православных патриархов.

    День Ангела — день крещения, когда человеку, по религиозным представлениям, приставляется Богом Ангел-Хранитель. В современной православной литературе именины и День Ангела в большинстве своем понимаются как синонимы, хотя день крещения может как совпадать, так и не совпадать с днем памяти святого, имя которого человек получил при крещении.

    Как определить день именин?

    В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

    Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Однако искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на… именины испекли мы каравай».

    Читайте также:
    Нижегородская епархия: паломнический центр и архиерейский хор, монастыри и храмы, священники

    В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали.

    Как изображаются ангелы на иконах?

    1. Объясните значение слова «ангел».
    2. Какие ангельские чины выделял святой Дионисий Ареопагит?
    3. Что олицетворяет архангел Михаил?
    4. Что такое именины? Как определить день именин?
    5. Сопадают ли ваши именины с вашим днем рождения?

    1. Подготовьте презентацию на тему «Храм Михаила Архангела в Смоленске».

    2. Произведите анализ стихотворения А. Н. Майкова — эпиграфа к данному параграфу — по следующему плану: тема и основная идея стихотворения; как изменяются чувства лирического героя в храме, какими языковыми выразительными средствами передаётся это изменение.

    3. Вспомните значение приведенных ниже слов. Распределите их по двум тематическим группам. Озаглавьте эти группы слов. Пользуясь материалом данного параграфа и §§ 9—10, дополните эти группы.
    Серафимы, праведные, херувимы, ангелы, преподобные, архангелы, равноапостольные, престолы, святители.

    Церковь Архангела Михаила (Свирская)

    Церковь Архангела Михаила (Свирская) находится в Смоленске на улице Парковой и является одной из трех церквей домонгольского периода, сохранившихся в городе. Она гордо возвышается на холме, у подножия которого в далеком прошлом в Днепр впадала речка Смядынь.

    [_value]

    Храм был построен в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе. В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы о Свирской церкви, поражавшей современников смелостью архитектурных решений, богатством внутреннего убранства и особенно выигрышно смотревшейся на фоне приземистых деревянных строений.

    Распространенное в народе название церкви Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.

    Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костел, являвшийся до 1627 года, когда был построен новый костел, основным местом богослужений для всех католиков.

    После возвращения Смоленска под власть Российского государства в 1654 году, церковь была переосвящена, и в ней продолжились православные богослужения для верующих местного прихода.

    В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I. Со второй половины XIX века храм, в дополнение к приходскому, выполняет еще функции арестантского и полкового. Это стало возможным, во многом, благодаря купцу Василию Хлебникову, отреставрировавшему Свирскую церковь на свои средства, обнесшему ее каменной оградой с надвратной колокольней и открывшему при храме первое в Смоленске училище для бедных и беспризорных детей.

    В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад.

    Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского. Вторую в ХХ веке реставрацию церковь Архангела Михаила пережила в 1978 году, когда во многом был восстановлен ее первоначальный облик и удалены множественные наслоения предыдущих веков.

    В 1990-м году Церковь Архангела Михаила была возвращена Смоленской епархии, а в 1994-м ее освятил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

    По совокупности архитектурных решений Свирская церковь является четырехстолпным крестово-купольным храмом с тремя уровнями света, тремя двухъярусными притворами и высокой полукруглой апсидой. На вторых ярусах размещались хоры, частично сохранившиеся и сейчас.

    Храм сложен из плиточного кирпича – плинфы, скрепленного известковым раствором.

    Почти все внутренние стены и своды имели роспись, дошедшую до наших дней лишь в небольших фрагментах. Полы были покрыты поливными керамическими плитами.

    Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.

    Внешнее восприятие церкви Архангела Михаила характеризуется вертикально устремленным динамизмом со своеобразным нарастанием архитектурных масс, образовывающих оригинальную башнеобразную композицию.

    Местность, называемая по одноименной речке Смядынью, у которой расположен этот храм, интересно еще и тем, что здесь в 1015 году по приказу князя Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми.

    Недалеко от места преступления сейчас стоит памятный знак, построена небольшая часовня, а из земли бьет святой источник.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: