Рязанская епархия: церкви и монастыри, духовенство, описание

Алфавитный список приходских священников Рязанской епархии

Алфавитный список приходских священников Рязанской епархии (по фамилиям, 1734-1890 годы) (по данным книги И.В. Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетиями и библиографическими указаниями». Т. 1-4.. Зарайск; Рязань. 1884-1891)

Примечание: аналогичная исследовательская работа с использованием книги «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетиями и библиографическими указаниями». Автор: Добролюбов Иван Васильевич, Т. 1-4.. Зарайск; Рязань. 1884-1891 гг., проведена В.С.Кутаевым в 2009-2011 годах.

Имеющиеся несовпадения и неточности связаны с индивидуальным подходом авторов при работе с первоисточниками.

Исследовательская работа. Автор: М.Б.Оленев, 2005-2008 гг.

Священнослужители нашей большой семьи

АПЕЛЬСИНОВЫ

Иоанн Панфилов – Иоанновское (Табаевское) Пронский уезд (1839 – 1871)

Иоанн – Ястребки Ряжский уезд (1871 – 1878)

Феодор Ильин – Токарево Михайловский уезд (1870 – 1879)

БЕЛЯЕВЫ

Александр Иоаннов – Прудки Зарайский уезд (1861 – 1882)

Алексий Антониев – Красильники Спасский уезд (1874 – 1889)

Алексий Петров – Наследничье Касимовский уезд (1867 – ?)

Алексий – Ильинское (Карлово) Зарайский уезд (1871 – 1875)

Василий Павлов – Спасское (Высокое) Ряжский уезд (1850 – ?)

Василий Павлов – Лычное Раненбургский уезд (1855 – 1873)

Димитрий Игнатиев – г. Раненбург (Троицкий собор) Раненбургский уезд (1829 – 1860)

Иоанн Ерофеев – Мощены (Монастырь) Рязанский уезд (1835 – ?)

Иоанн Михайлов – Старынино Зарайский уезд (1864 – 1869)

Иоанн Михайлов – Субботино Михайловский уезд (1869 – 1872)

Иоанн Михайлов – Тюшево Рязанский уезд (1872 – ?)

Иоанн Феодоров – Мотовилово Михайловский уезд (1872 – ?)

Михаил Васильев – Субботино Михайловский уезд (1830 – 1868)

Михаил Иоаннов – Воскресенская Тума Касимовский уезд (1881 – 1886)

Михаил Иоаннов – Деревенск Спасский уезд (1885 – ?)

Михаил Феодоров – г. Зарайск (Спасо-Преображенская ц.) Зарайский уезд (1845 – 1874)

Павел Диомидов – Тюшево Рязанский уезд (1814 – ?)

Павел Стефанов – Екимец Нижний Раненбургский уезд (1853 – ?)

Стефан Никандров – Федякино Рязанский уезд (1823 – 1843)

Стефан Никаноров – Починки Егорьевский уезд (1843 – 1851)

Стефан Стефанов – г. Рязань (Владимирская ц.) Рязанский уезд (1872 – 1878)

Феодор Стефанов – Инякино Спасский уезд (1843 – 1847)

Феодор Стефанов – Екимец Нижний Раненбургский уезд (1847 – 1853)

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ

Матвей Благовещенский (†1881) – исправляющий должность псаломщика в селе Бигильдино Данковского уезда

ВИНОГРАДОВЫ

Александр Васильев – Василия Великого погост Зарайский уезд (1877 – 1881)

Александр Михайлов – Мизинец Ряжский уезд (1868 – ?)

Александр – Спасское (Заборовские Гаи) Ряжский уезд (1826 – 1856)

Алексий Тимофеев – Спасское (Гагино) Раненбургский уезд (1838 – 1874)

Алексий Феодоров – Екшур Рязанский уезд (1830 – 1847)

Алексий Феодоров – Бусаево Рязанский уезд (1847 – 1858)

Алексий – Городище Рязанский уезд (1835 – 1845)

Андрей Прокопиев – Раковы Рясы Нижние Раненбургский уезд (1830 – ?)

Андрей Прокопиев – Катино (Троицкое) Скопинский уезд (1830 – 1833)

Андрей Прокопиев – Истобное Раненбургский уезд (1832 – 1861)

Василий Алексиев – Малинищи (Богородицкое) Пронский уезд (1872 – ?)

Василий Алексиев – Покровское Михайловский уезд (1865 – 1872)

Василий Симеонов – Барснево Касимовский уезд (1883 – ?)

Георгий Аполлонов – Усада Новая (Покровское) Сапожковский уезд (1849 – 1865)

Георгий Иоаннов – Ижевское (Покровская ц.) Спасский уезд (1863 – ?)

Димитрий Иоаннов – г. Пронск (Архангельская ц.) Пронский уезд (1864 – ?)

Зосима Михайлов – Кривское Сапожковский уезд (1833 – 1836)

Зосима Михайлов – Красная Слобода Сапожковский уезд (1836 – 1847)

Зосима Михайлов – Песочня (Троицкая ц.) Сапожковский уезд (1847 – 1874)

Иаков Иларионов – г. Рязань (Духовская ц.) Рязанский уезд (1819 – ?)

Иоанн Иоаннов – Дубровичи Рязанский уезд (1840 – 1849)

Иоанн Иоаннов – Дединово Зарайский уезд (1846 – 1865)

Иоанн Павлов – Токарево Михайловский уезд (1879 – ?)

Исидор Алексиев – Алешня Малая Ряжский уезд (1849 – 1870)

Михаил Александров – г. Рязань (Благовещенская ц.) Рязанский уезд (1843 – ?)

Михаил Александров – г. Рязань (Борисоглебская ц.) Рязанский уезд (1845 – 1869)

Михаил Александров – г. Рязань (Успенский кафедральный собор), иерей Рязанский уезд (1869 – 1870)

Михаил Александров – г. Рязань (Екатерининская ц.) Рязанский уезд (1870 – ?)

Михаил Алексиев – Гавриловское Спасский уезд (1858 – ?)

Михаил Васильев – Последово Пронский уезд (1839 – 1844)

Михаил Васильев – Ивановское Егорьевский уезд (1844 – 1875)

Никита Алексиев – Остапово Раненбургский уезд (1849 – 1880)

Николай Васильев – Красное Егорьевский уезд (1873 – ?)

Николай Изосимов – Песочня (Троицкая ц.) Сапожковский уезд (1874 – ?)

Николай Петров – Ибердус Касимовский уезд (1864 – ?)

Николай Феодоров – Кувшиново Зарайский уезд (1826 – 1871)

Николай – Рождественские Гаи Ряжский уезд (1881 – ?)

Николай – Пустотино Ряжский уезд (1866 – 1874)

Павел Михайлов – Семенск Пронский уезд (1849 – ?)

Петр Сергиев – Соболево Пронский уезд (1868 – 1872)

Петр Сергиев – Волковое Сапожковский уезд (1872 – 1884)

Петр Феодоров – Лучинск Пронский уезд (1830 – 1857)

Тимофей Александров – Сапожок Малый Сапожковский уезд (1846 – ?)

Тимофей – Аграфенина пустынь Рязанский уезд (1835 – 1835)

ГОРНОСТАЕВЫ

Алексий Николаев – Горностаевка Михайловский уезд (1818 – 1851)

Илия Алексиев – Лялино Михайловский уезд (1827 – 1846)

Иоанн Павлов – Чемрово (Реткино) Рязанский уезд (1850 – ?)

Иоанн – Лески Рязанский уезд (1868 – 1871)

Константин Павлов – Зимино Михайловский уезд (1856 – 1873)

Константин Павлов – Ломовое Раненбургский уезд (1872 – ?)

Михаил Павлов – Стрекалово (Княжое) Ряжский уезд (1852 – ?)

Читайте также:
Спасо-Яковлевский монастырь: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Павел Александров – г. Рязань (Борисоглебская ц.) Рязанский уезд (1818 – 1865)

ГОРОДКОВЫ

Александр Димитриев – Кленское Старое Раненбургский уезд (1830 – 1854)

Иоанн Филиппов – Федосеева Пустынь Спасский уезд (1846 – ?)

17 апреля 1785 г – †1862 г. 7/20 апреля (На Рязанской кафедре с 1837 по 1857 год)

Святитель Гавриил (в миру Георгий Иванович Городков) родился 17 апреля 1785 году в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Иоанна Яковлевича (впоследствии священника этого села) и жены его Евдокии Филипповны. С детства Георгий не отличался крепким здоровьем, часто прихварывал, но, по слову апостола, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1. Кор. 1, 27). И действительно, в его слабом теле обитал могучий дух, и неугасимым пламенем горела любовь христианская. Кротость и милосердие соединялось в нем с твердым характером, волей, необыкновенным трудолюбием и тонкой наблюдательностью. В 1808 году он закончил Рязанскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Божиим промыслом ему суждено было обучаться при ректоре академии архимандрите Филарете (Дроздове) и инспекторе — архимандрите Филарете (Амфитеатрове), высота духовной жизни которых затронула самое сокровенное в душе юноши.

ГУМИЛЕВЫ

Александр Васильев – Новопанское Михайловский уезд (1841 – 1848)

Александр Иаковлев – г. Скопин (Пятницкая ц.) Скопинский уезд (1852 – 1856)

Александр Иаковлев – г. Скопин (Покровская ц.) Скопинский уезд (1856 – 1867)

Андрей Васильев – Белыничи Зарайский уезд (1832 – ?)

Михаил Петров – Маслово Верхнее Зарайский уезд (1869 – 1882)

Михаил Петров – Телятники Пронский уезд (1882 – ?)

Николай Васильев – Радовицы Егорьевский уезд (1886 – ?)

Николай Петров – Поповичи Зарайский уезд (1857 – 1869)

Николай Феодоров – г. Рязань (Лазаревская кладбищенская ц.) Рязанский уезд (1849)

Николай Феодоров – г. Рязань (Спасо-Преображенская ц.) Рязанский уезд (1849 – 1868)

Феодор Григорьев – Желудево Спасский уезд (1820 – 1835)

Феодор Григорьев – г. Рязань (Лазаревская кладбищенская ц.) Рязанский уезд (1838 – 1849)

ДМИТРИЕВСКИЕ (ДМИТРЕВСКИЕ)

Александр Иоаннов – Феняево Михайловский уезд (1862 – ?)

Алексий Евфимиев – Дятлово Пронский уезд (1834 – 1865)

Алексий Иоаннов – Троицкое (Попадьино) Михайловский уезд (1865 – ?)

Андрей Иоаннов – Секирино Михайловский уезд (1873 – ?)

Василий Иаковлев – Борисовское Михайловский уезд (1849 – 1869)

Василий Иаковлев – Екимовское Рязанский уезд (1869 – 1870)

Григорий Алексиев – Никитинское (Перекладниково) Пронский уезд (1860 – ?)

Илия Прокопиев – Булыгино Зарайский уезд (1838 – ?)

Илия – Дмитриевское Михайловский уезд (1819 – 1844)

Иоанн Иаковлев – Чешуево Рязанский уезд (1837 – ?)

Иоанн Иаковлев – Нагино Рязанский уезд (1879 – ?)

Иоанн Кодратов – Красное (Собакино) Михайловский уезд (1836 – 1869)

Иоанн Кодратов – Рыкова слобода Рязанский уезд (1869 – 1880)

Иосиф – Никитинское (Докудовское) Пронский уезд (1807 – 1832)

Михаил Андреев – Полянки Зарайский уезд (1860 – ?)

Николай Иоаннов – Раковы Рясы Верхние Раненбургский уезд (1871 – ?)

Николай Стефанов – Иаковлевское Данковский уезд (1885 – ?)

Петр Иоаннов – г. Михайлов (Архангельский собор), иерей Михайловский уезд (179… – 1805)

Петр Иоаннов – г. Михайлов (Архангельский собор), протоиерей Михайловский уезд (1805 – 1829)

Сергий Иоаннов – Снежеток Большой Раненбургский уезд (1832 – 1854)

Сергий Иоаннов – Чулково Скопинский уезд (1801 – 1831)

Стефан Васильев – Кочуры Верхние (Воскресенское, Верхнее Голицыно, Ляпуновка) Данковский уезд (1872 – 1883)

Стефан Васильев – Ухорь Пронский уезд (1870 – 1872)

Стефан Васильев – Зайчино Михайловский уезд (1883 – ?)

Стефан Павлов – Агламазово Ряжский уезд (1845 – 1848)

Феодор Иаковлев – Ивановское (Каменево, Любава) Зарайский уезд (1803 – 1838)

Феодор Ильин – г. Зарайск (Троицкая ц.) Зарайский уезд (1874 – 1877)

Феодор Ильин – Любичи Зарайский уезд (1874 – 1883)

Феодор Ильин – Львова Слобода Зарайский уезд (1883 – ?)

Феодор Ильин – Коростово Рязанский уезд (1873 – 1874)

ДОБРОМЫСЛОВЫ

Анисим Васильев – г. Ряжск (Благовещенский собор), протоиерей Ряжский уезд (1845 – 1853)

Григорий Евфимиев – Никольское (Гагарино) Раненбургский уезд (1830 – 1882)

Иаков Симеонов – Лукмос Сапожковский уезд (1855 – 1866)

Иаков Симеонов – Чембор Сапожковский уезд (1868 – 1887)

Михаил Марков – Занины Починки Касимовский уезд (1830 – 1864)

Николай Феодоров – Николаевская Тума Касимовский уезд (1850 – 1875)

Павел Григорьев – Перехваль Данковский уезд (1860 – 1877)

Павел Григорьев – Жокино Михайловский уезд (1877 – ?)

Симеон Иоаннов – Селезеново Спасский уезд (1821 – 1874)

ДОНЕБИНЫ

Михаил – г. Рязань (Иерусалимская ц.) Рязанский уезд (1853 – 1858)

ДРОЗДОВЫ

Александр Андреев – Волынщина (Коренное Новое) Ряжский уезд (1856 – ?)

Алексий Тарасов – Аплатье (Олпатовская) Зарайский уезд (1867 – ?)

Илия Иосифов – Макшеево Егорьевский уезд (1834 – 1871)

Иоанн Александров – Напольное Сапожковский уезд (1882 – ?)

Иоанн Панфилов – Лошатово Зарайский уезд (1865 – ?)

Иосиф Афанасьев – Раменки Егорьевский уезд (1814 – 1827)

Михаил Андреев – Кузьминск Рязанский уезд (1846 – ?)

Михаил Львов – г. Сапожок (Архангельская ц.) Сапожковский уезд (1886 – ?)

Михаил Панфилов – Алешня Малая Ряжский уезд (1872 – ?)

Панфил Кодратов – Заполье Спасский уезд (1826 – 1867)

Феодор – Соболево Пронский уезд (1872 – 1881)

ЛИМОНОВЫ

Ипполит – Введенское (Хупотка) Ряжский уезд (1882 – ?)

ЛОСЕВЫ

Петр Леонтьев – г. Рязань (Покровская при тюремном замке ц.) Рязанский уезд (1860 – 1862)

Петр Леонтьев – г. Рязань (Успенский кафедральный собор), иерей Рязанский уезд (1861 – ?)

МУРЕТОВЫ

Григорий Захариев – Захаровские (Вороньи) Выселки Михайловский уезд (1868 – ?)

Читайте также:
Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Димитрий Иоаннов – Стрешнево (Данковское Городище, Старое Данково) Данковский уезд (1848 – 1887)

Димитрий Михайлов – Россошные (Кутловы) Борки Сапожковский уезд (1844 – 1849)

Захарий Васильев – г. Данков (Богословская в Богословской слоб. ц.) Данковский уезд (1835 – 1836)

Захарий Васильев – НовоИоанновское (Окалок) Данковский уезд (1836 – ?)

Иоанн Васильев – Малинки (Архангельское) Данковский уезд (1818 – 1837)

Иоанн Васильев – Долгое Данковский уезд (1842 – 1863)

Иоанн Иоаннов – Долгое Данковский уезд (1863 – ?)

Михаил – Морозовы Борки Сапожковский уезд (1845 – 1858)

Петр Иоаннов – Гремячка Скопинский уезд (1854 – 1882)

Петр Тимофеев – Ирцы Спасский уезд (1883 – ?)

Тимофей Васильев – Паники (Нововоскресенское, Кудрявщина) Данковский уезд (1834 – 1882)

ОЗЕРОВЫ

Гавриил Иоаннов – Спасск (Преображенский собор), протоиерей Спасский уезд (1852 – 1882)

Михаил Стефанов – Городец Спасский уезд (1883 – ?)

Михаил Стефанов – Сапчаково Спасский уезд (1872 – 1884)

Стефан Никитин – Городец Спасский уезд (1842 – 1883)

ПАВЛОВЫ

Иоанн Димитриев – Знаменское (Новокленское) Раненбургский уезд (1834 – ?)

Иоанн Димитриев – Колыбельское Раненбургский уезд (1834 – 1855)

Косма Николаев – г. Ряжск (Николаевская ц.) Ряжский уезд (1857 – ?)

Петр Димитриев – г. Рязань (Николо-Высоковская ц.) Рязанский уезд (1848 – 1868)

Петр Димитриев – г. Рязань (Лазаревская кладбищенская ц.) Рязанский уезд (1868 – ?)

Феодор Григорьев – Новосергиевское (Красная степь) Раненбургский уезд (1847 – 1865)

Феодор Григорьев – Сергиевское (Шереметево) Раненбургский уезд (1840 – ?)

ПЛАКСИНЫ

Василий Димитриев – Кривское Сапожковский уезд (1855 – ?)

Иоанн Иродионов – г. Рязань (Духовская ц.) Рязанский уезд (? – ?)

Иродион Тимофеев – Городковичи Спасский уезд (1816 – 1848)

РАЙНОВЫ

Андрей Васильев – Спасское (Заборовские Гаи) Ряжский уезд (1856 – ?)

Сергий Андреев – г. Раненбург (Трехсвятительская ц.) Раненбургский уезд (1886 – 1888)

СОЛЛЕРТИНСКИЕ

Александр Васильев – Егорьевск (Георгиевский собор) Егорьевский уезд (1838 – 1865)

Василий Мефодиев – Ильицыно Зарайский уезд (1808 – 1848)

Иоанн Васильев – г. Рязань (Воскресенская ц.) Рязанский уезд (1843 – 1872)

Николай Иоаннов – г. Зарайск (Благовещенская ц.) Зарайский уезд (1833 – 1864)

ТОЛЕРОВЫ

Феодор Михайлов – г. Рязань (Владимирская ц.) Рязанский уезд (1864 – 1871)

Феодор Михайлов – г. Рязань (Борисоглебская ц.) Рязанский уезд (1871 – ?)

УСПЕНСКИЕ

Алексий Иоаннов – г. Сапожок (собор) Сапожковский уезд (1829 – ?)

Григорий Игнатиев – Алешня Рязанский уезд (1865 – 1872)

Григорий Игнатиев – г. Рязань (Введенская ц.) Рязанский уезд (1872 – ?)

Григорий Иоаннов – Лакаш Спасский уезд (1873 – ?)

Димитрий Иаковлев – Мышцы Касимовский уезд (1870 – ?)

Иаков – Мышцы Касимовский уезд (1835 – 1870)

Игнатий Космин – Абакумово (Овакумово) Пронский уезд (1829 – 1862)

Игнатий Осипов – Большое (Пронское) Пронский уезд (1832 – 1869)

Иоаким Иоаннов – Касимов (Благовещенская ц.) Касимовский уезд (1813 – ?)

Иоанн Григорьев – Федотьево Спасский уезд (1834 – ?)

Иоанн Иоаннов – г. Рязань (Николо-Высоковская ц.) Рязанский уезд (1812 – ?)

Иоанн Стефанов – Машково Михайловский уезд (1862 – ?)

Иоанн Феодоров – г. Зарайск (Николаевский собор) Зарайский уезд (1841 – 1848)

Михаил Симеонов – Увез Касимовский уезд (1848 – ?)

Николай Игнатиев – Можары Меньшие Сапожковский уезд (1862 – ?)

Павел Иоакимов – Тырновская Слобода Спасский уезд (1861 – ?)

Петр Иоаннов – Копоново Касимовский уезд (1841 – 1880)

Петр Симеонов – Занины Починки Касимовский уезд (1864 – ?)

Симеон Космин – Увез Касимовский уезд (1824 – 1848)

Феодор Иоаннов – г. Рязань (Покровская при тюремном замке ц.) Рязанский уезд (1862 – ?)

Феодор Иоаннов – Путятино (Воскресенская ц.) Сапожковский уезд (1879 – ?)

Феоктист Игнатиев – Панкино Пронский уезд (1860 – ?)

ЯБЛОКОВЫ

Гавриил Герасимов – Дягилево Рязанский уезд (1844 – 1867)

Поликарп Алексиев – Радовицы Егорьевский уезд (1876 – 1886)

Рязанская епархия: церкви и монастыри, духовенство, описание

  • Главная
  • Новости
  • Публикации
  • Библиотека
  • Фотогалерея
  • Вознесенский храм

Протоиерей Арсений Вилков

Настоятель Вознесенского храма города Рязани

Председатель миссионерского отдела Рязанской епархии

Председатель информационно-аналитического отдела Рязанской епархии

Директор Рязанского епархиального радио

Член Епархиального совета

Член Рязанского Православного исторического общества

Дата рождения: 24 апреля 1982 года

День тезоименитства: 21 мая (Прп. Арсений Великий)

Духовное образование:

Московская духовная семинария – 2005 год

Московская духовная академия – обучается в настоящее время

Светское образование:

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет – 2016 год

Хиротонисан:
во диакона – 31 августа 2003 года
во иерея – 4 ноября 2003 года

Контактный телефон: 8 (910) 507-36-59

Протоиерей Анатолий Лазарев

Почетный настоятель Вознесенского храма города Рязани

Дата рождения: 21 марта 1947 года

День тезоименитства: 6 мая (Мч. Анатолий)

Духовное образование:
Московская духовная семинария – 1969 год
Московская духовная академия – 1976 год

Хиротонисан:
во диакона – 29 марта 1970 года
во иерея – 17 февраля 1972 года

Протоиерей Георгий Галахов

Клирик Вознесенского храма города Рязани
Член Богослужебной комиссии

Дата рождения: 20 января 1957 года

День тезоименитства: 21 января (Прп. Георгий Хозевит)

Духовное образование:

Рязанское духовное училище
Рязанская православная духовная семинария – 2012 год

Хиротонисан:
во диакона – 21 ноября 2000 года
во иерея – 25 декабря 2000 года

Контактный телефон: 8( 910) 500-10-08

Иерей Владимир Васильев

Клирик Вознесенского храма города Рязани
Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Глебово – с 19 июля 2016 года

Дата рождения: 29 июля 1985 года

День тезоименитства: 28 июля (Равноап. вл.кн. Владимир)

Духовное образование:

Витебское православное духовное училище.

Николо-Угрешская православная духовная семинария.

Санкт-Петербургская Духовная Академия – обучается в настоящее время

Светское образование:

Московский экономический институт – обучается в настоящее время

Хиротонисан:

во диакона – 3 августа 2013 года
во иерея – 25 августа 2013 года

Читайте также:
Московская епархия: духовенство, указы, храмы и монастыри, приходы

Контактный телефон: 8 (960) 572-42-68

Протоиерей Даниил Перцев

Клирик Вознесенского храма города Рязани

Дата рождения: 17 января 1983 года

День тезоименитства: 17 марта (блгв. кн. Даниил Московский)

Светское образование:

Северодонецкий химико-механический техникум – 2001 год

Православный Свято-Тихоновский гуманитаный университет – 2006 год

Хиротонисан:

во диакона – 17 июля 2011 года
во иерея – 14 октября 2011 года

Контактный телефон: 8-920-639-88-17

Диакон Сергий Баннов

Клирик Вознесенского храма города Рязани

Дата рождения: 24 июня 1979 года

День тезоименитства: 18 июля (Прп. Сергий Радонежский)

Духовное образование:
Рязанская православная духовная семинария – 2018 год

Светское образование:

Среднерусский университет (гуманитарно-технологический институт)

Хиротонисан:

во диакона – 23 августа 2015 года

Контактный телефон: 8 (915)-621-90-37

Объявления

Каждую субботу в 11.00 в нашем храме служится Молебен с водосвятием о страждущих недугом винопития, наркомании и других страстей, об обращении заблудших, в грехах погибающих и от веры отпавших с чтением акафиста перед иконой Божией Матери “Взыскание погибших”.

Записки на молебен (с именами страждущих) принимаются в иконной лавке храма.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Старцы Псково-Печерского монастыря

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, одном из известнейших храмов мира, находится огромный мужской монастырь, имеющий многовековую историю, основой которой стали старцы – великие праведники своего времени. Обитель ни разу за всю свою продолжительную жизнь не была закрыта, её не сломили войны и гонения власти. Она по праву считается шедевром христианской культуры, ибо в ней воедино слились незыблемая красота и величественная духовность православия.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Само название монастыря напрямую связано с пещерами, которые находятся в нём. 1473 год ознаменовался освящением пещерной церкви Успении, что была выкопана из песчаника в холме преподобным Ионой. Этот же год, по преданию, является датой основания монастыря, а холм, в котором находятся церковь и пещеры, называется Святой горой.

Комплекс монастырских пещер состоит из ближних и дальних:

  • ближние – протяжённостью около 15 м. В них же находятся гробницы с мощами великих преподобных;
  • дальние – состоят из 7 подземных галерей-улиц протяжённостью около 200 м, к которым примыкает пещерная церковь Воскресения Христова (конец 6-й улицы). Также эти пещеры являются кладбищем монастыря. На нём захоронены останки известнейших людей православной культуры.

Так существуют и определённые правила погребения:

  • монахов монастыря – на 5-й и 6-й улицах;
  • мирян – на других.

Хоронят их в гробах, которые размещены в стенах пещер, и не засыпают землёй. Всего число захоронений колеблется около цифры в десять тысяч человек.

Святые Псково-Печерского монастыря

Великая история монастыря вылилась в его не менее величайшем наследии, ибо только благодаря этому он смог сохранить древние монашеские традиции и соединить их с цветом мирового старчества.

В конце XX века в нём осуществляли свою деятельность ныне прославленные в лике святых:

  • митрополит Вениамин;
  • иеросхимонах Симеон;
  • архимандриты Иоанн и Алипий;
  • схиигумен Савва;
  • иеросхимонах Михаил;
  • валаамские старцы и другие подвижники Божьего Слова.

Также в храме находятся величайшие святыни православной религии, известные во всём мире:

  • мощи преподобных Марка, Ионы, Вассы, Корнилия, Лазаря, Симеона и мученицы Татианы;
  • иконы Божией Матери “Успение Пресвятой Богородицы” и “Умиление”, икона Николая Чудотворца.

Старцы Псково-Печерского монастыря

Монастырь во все времена привлекал к себе паломников со всего мира. Некоторые ехали, дабы увидеть великие святыни, а многие – за советом мудрых старцев.

Одним из них был Лазарь Прозорливый, который восстал из гроба на третий день после смерти и ещё 16 лет прожил, повторяя: “Смерть грешников люта”. Однажды император Александр I пожелал встретится с ним, и старец говорил с ним о том, что нужно служить примером для своих подданных, ибо жизнь любого человека на земле недолга.

Особо почитаемым старцем храма был канонизированный преподобный Симеон. Он был известен благодаря своим чудодейственным возможностям исцелять тело и душу человека, даже временить приход кончины.

Также в почёте у православных людей всегда находился старец-исповедник Иоанн. За утешением и мудрым советов к нему при жизни приезжали люди из разных стран.

Наиболее известными старцами Псково-Печерского монастыря сегодня являются:

  • архимандрит Тихон;
  • схиархимандрит Никон.

Тихон в Псково-Печерском монастыре находится с 1995 года. Став выходцем из семьи священнослужителей, он также всю свою жизнь посвятил этому благородному и праведному делу. Его путь к Господу был насыщен смирением и покаянием в делах:

  • представитель братии храма;
  • монах;
  • иеродиакон;
  • иеромонах;
  • помощник келаря и благочинного;
  • выпускник Духовной Семинарии;
  • преподаватель духовного училища;
  • наместник монастыря;
  • выпускник духовной академии со степенью кандидата богословия.

Его дела на протяжении духовного становления отличались своей праведностью и благочестием, а вклад в развитие православной культуры переоценить невозможно. И всё же главным полем деятельности для него остаются люди, которые нуждаются в его помощи и поддержке. Тысячи прихожан ежедневно приходят к старцу за мудрым слово, дабы обрети долгожданное спокойствие и смирение.

Старец Никон. В Псково-Печерском монастыре сегодня он также занимает очень важное место. Его дорога жизни была не менее тернистой, но всегда рядом с ним находился Господь, который и указал ему истинное предназначение.

Деяния Никона всегда были направлены на духовное образование православного народа: своими проповедями он пытается исцелить души и направить людей по праведному пути. Богослужения, которые он проводит и в которых принимает участие, – это красивые и духовное богатые мероприятия, цель которых – дать человеку самому осознать, понять и принять Бога в душе.

Читайте также:
Свято-Михайловский собор в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Старцы Псково-Печерского монастыря – это поистине великие люди прошлого и настоящего, потому что в их словах – вера и правда, а в делах – доброта и благодать. Они – оплот православной религии, и их значение для её дальнейшего развития огромно.

Как доехать в Псково-Печерский монастырь

Добраться до монастыря на сегодняшний день не составляет особого труда, так как к нему регулярно ездят экскурсионные автобусы. Но если уж духовной целью является совершение паломничества самостоятельно, то удобнее всего будет сделать это следующим образом:

  • из Москвы или Петербурга добраться поездом до Пскова;
  • от Пскова до старого города Печоры, близ которого и находится храм;
  • далее – к самому монастырю (дорогу знает каждый, кто живёт в этой местности).

И следует помнить, то дорога к храму – это путь к Богу. И его нужно пройти каждому христианину.

Смотрите видео о Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре:

Старцы Псково-Печерского монастыря

Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель хорошо знают во всем мире. Основой такой широкой известности стали великие старцы, праведники, жившие в разные периоды истории монастыря.

Пещеры Псково-Печерской обители

Название связано с присутствием пещер на территории монастыря. Первая пещерная церковь была названа в честь Успения Божьей Матери. Ее выкопал собственноручно преп. Иона в холме, состоящем из песчаника, в 1473 году. Этот год и считается датой основания обители.

Все монастырские пещеры делятся на дальние и ближние. Протяженность последних — около 15 метров. Здесь покоятся мощи великих преподобных отцов. Дальние пещеры состоят из семи галерей, общая протяженность которых составляет примерно 200 метров. К ним примыкает пещерный храм Воскресения Христова.

Здесь же находится монастырское кладбище. Монахов хоронят на 5 и 6 улице, а остальных — в других галереях. Умершие тела помещают в гробы, которые не засыпают землей, а обустраивают в нишах пещерных стен. Общее число захоронений здесь довольно велико, — около 10 тысяч.

Великие святые Псково-Печерской обители

Монастырь подарил миру череду святых отцов, чья жизнь и подвиги протекали в разные годы существования монастыря. В череду прославленных церковью Псково-Печерских подвижников входят девять имен:

  • Симеон (Желнин), иеросхимонах, преподобный, представился 1960 году;
  • Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик. Был игуменом монастыря в 1917-19 гг., умер в тюремной больнице в 1940 году;
  • Лазарь Прозорливый, иеросхимонах, преподобный. Усердно молился о спасении России во время нашествия Наполеона. Дважды принимал в своей скромной келии государя Александра Первого. Умер 1824 году;
  • Дорофей Югский, схимник, преподобный. Основатель Югской обители в Ярославской епархии. Представился в 1622 году, день памяти — собор Ростово-Ярославских святых (5.06);

Преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божью приходящим людям всех сословий России. Учили жить по совету старцев.

Современные старцы обители

Старцем в православии считается человек, имеющий богатый духовный опыт, осуществляющий наставничество других людей, менее искушенных в духовной науке. Псково-Печерский монастырь породил целую плеяду таких богатырей, приводящих людей к Богу, утешающих и назидающих не только словами, но и своим примером.

Ещё интересные статьи о православии:

В 20-м веке многочисленные подвижники благочестия украшали своей жизнью Псково-Печерскую обитель. Среди них:

  • иеросхимонах Феодосий, встречавший в обители 5.08.1903 г. страстотерпца царя Николая 2 и царицу Александру;
  • архимандрит Мефодий Холмский, настоятель монастыря в начале прошлого века. Друг святого праведного Иоанна Кронштадтского, предсказал свою кончину в Санкт-Петербурге;
  • Валаамские старцы, среди которых можно назвать схиигумена Луку, схимонаха Николая, прибывших в Псково-Печерскую обитель из Финляндии с Нового Валаама по окончании ВОВ;
  • многие другие.

Подвижники того времени говорили о духовной жизни: «Это наука из наук и искусство из искусств». А о себе скромно добавляли: «Мы не ученые, но толченые». Искание Царства Божьего в своем сердце, обучение Иисусовой молитве, терпение всех бед и скорбей ради Христа, — составляли суть их духовной науки.

Подвизались в обители и ученые-монахи: митрополит Вениамин (Федченков), оставил богатое просветительско-литературное наследие, например, «Божьи люди», «Небо на земле» и др.

Было много и других старцев:

  • схиигумен Савва (Остапенко);
  • схиархимандриты: Пимен Гавриленко (подвизался на Кавказских горах), Агапий Агапов (прошел лагеря и строил Беломоро-Балтийский канал, был в немецком плену), Паисий Семенов (участник ВОВ), Александр Васильев (исполнитель Богородичного правила);
  • архимандриты: Серафим Розенберг (подвизался в обители 62 года, неизменный ризничий), Феофан Малявко (регент, участник ВОВ), Антипа Михайлов (десятилетия служил молебны перед чудотворной иконой Божьей Матери «Успение»), Никита Чесноков (сохранил святые мощи из Новгородского храма), Иоанн Тихомиров (келарь, участник ВОВ, творец Иисусовой молитвы), Нафанаил Поспелов (труженик, секретарь духовного собора, казначей, вместе с отцом Алипием защитник обители во времена хрущевских гонений):
  • многие другие, о которых можно почитать в книге «Будьте совершенны» 2008 г.

Важно! Старцы, подвизавшиеся в обители, — это по-настоящему великие люди, в словах и делах которых заключены правда и благодать, доброта и любовь. Они составляют оплот православной веры и потенциал для ее дальнейшего развития. О некоторых из них расскажем поподробнее.

Отец Иоанн Крестьянкин

Псково-Печерская обитель подарила миру одного из самых почитаемых старцев современности — отца Иоанна Крестьянкина. Это был истинный подвижник, знающий волю Божью, исполненный духовной силы и мудрости. К нему съезжались люди со всей России. Находился батюшка постоянно в окружении толпы паломников, жаждущих от него мудрого, прозорливого совета.

Батюшка никогда не диктовал никому своей воли, но те, кто противился и не выполнял старческих советов, как правило, ожидали разочарование и искреннее раскаяние. Отец Иоанн терпеливо, с любовью принимал таких людей и старался помочь исправить все совершенные ими ошибки.

Отец Иоанн Крестьянкин — это особое, удивительное и прекрасное явление в церковной жизни 20-го века в России. О нем можно говорить очень много. Его называли старцем старцев. Он отсидел годы в тюрьмах, в ссылках, но ничто не могло сломить ни его веры, ни его радости о Божественной жизни.

Старец Адриан (Кирсанов)

В прошлом 2018 году на 97 году жизни скончался старец Адриан. В свое время он изгонял бесов, был одним из самых загадочных монахов Псково-Печерского монастыря того периода. К нему стекались страждущие и нуждающиеся в духовном утешении со всей России, всего мира. Он был ветераном Великой Отечественной войны, постриг принял в Троице-Сергиевой лавре. В Псково-Печерской обители подвизался с 1975 года.

Старец Никон (Антонов)

Иоанн Крестьянкин перешел в вечные обители, но в настоящее время в обитель вернулся его ученик, старец схиархимандрит Никон. Начиная со школьных лет, он трудился в Псково-Печерской обители на различных послушаниях. С детских лет общался с Иоанном Крестьянкиным, который стал ему духовным отцом.

Затем поступил в обитель на постоянное жительство (1973 г.), вскоре принял монашество. Но через несколько лет монастырской жизни ему пришлось покинуть святые стены. Был назначен настоятелем храма в одном из сел Псковской области. В 2012 году вернулся в родную обитель, и с тех пор подвизается там. Тогда же стал схимником.

Архимандрит Нафанаил (Поспелов)

Был казначеем Псково-Печерского монастыря. Его детство протекало в условиях принудительной коллективизации. Великую Отечественную войну прошел летным механиком. Его отец, Николай Поспелов, был расстрелян в 1937 году и причислен впоследствии к сонму новомучеников Российских.

До вступления в монастырь арх. Нафанаил вел трудную, подвижническую жизнь, полную трудностей и лишений. Это его подготовило к будущему монашескому пути. Тщательно скрывал свои духовные дарования как от монастырской братии, так и от всех остальных.

Был духовным чадом о. Алипия, защищавшего монастырь и веру в Бога во время хрущевских гонений. Перенял от своего наставника дар мудрого слова. Перед смертью отказался ставить себе кардиостимулятор, чтобы продлить жизнь. Когда умирал, позвонил в колокольчик и тем самым известил братию о своей кончине.

Архимандрит Тихон (Секретарев)

Возглавлял монастырь с 1995 года по 2018 год. Умер от тяжелой болезни в конце того же года. Олицетворял собою целую эпоху. Благодаря его подвижническим трудам был известен не только в России, но и далеко за ее пределами.

Много времени и средств уделял благоустроению обители и сделал ее одной из самых посещаемых в России. Вел активную просветительскую деятельность, особенно уделял большое внимание воспитанию молодежи. Президент его лично наградил орденом св. Александра Невского в 2017 году.

Как доехать в монастырь

Добраться в монастырь совсем нетрудно, — туда регулярно ходят экскурсионные и рейсовые автобусы. Добраться можно поездом через Москву или Санкт-Петербург, далее в город Печоры. А оттуда рукой подать.

Монастырь находится недалеко от этого старинного живописного городка, и каждый его житель укажет к нему дорогу.

Старцы Псково-Печерского монастыря

Старцы Псково-Печерского монастыря и собор святых Псково-Печерских

  1. Сильные молитвы Николаю Чудотворцу в болезни, в беде
  2. Сорокоуст о здравии и за упокой – как правильно заказать
  3. Молитвы Серафиму Саровскому разные

Множество обителей просияли на Руси, однако лишь некоторые стали известны своими старцами – так называют праведников-монахов, которым Господь даровал прозорливость и чудотворнее при жизни, которые принимают всех людей, подавая каждому совет.

Традиция старчества в Пскова-Печерском монастыре продолжается, но многие из них уже канонизированы в лике святых – ведь монастырь имеет древнюю историю. Он ни разу не закрывался, несмотря на многие исторические перипетии. Красива обитель и духовной жизнью, прекрасна и внешне: здесь сохранились шедевры архитектуры и иконописи, насчитывающие по пятьсот-шестьсот лет, бережно почитаются великие святыни.

Собор преподобных отцов Псково-Печерских – это изображение великих святых подвижников, живших совсем недавно. Это аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи – Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

  1. Молитвы Матроне Московской разные
  2. Молитвы перед Причастием и Исповедью
  3. Икона Оптинских старцев
  4. Ченстоховская икона Божией Матери

Полное название монастыря – Свято-Успенский Псково-Печерский, а такое особое название он имеет благодаря древнему слову «печеры», то есть пещеры. В Пскова-Печерском монастыре они носят название «Богом зданные», то есть «созданные».

Это уникальное природное образование. Первый и главный храм монастыря носит название Успенского и был освящен в честь этого праздника в 1473 году преподобным Ионой, основателем обители. Он пришел сюда из земель современной Эстонии (Тарту) скрываясь от нападений немцев-католиков на православных. Святой Иона был женатым священником и жил поначалу вместе с женой. Вскоре оба они приняли монашество – гроб супруги святого Ионы также находится в «Богом зданных» пещерах. Она канонизирована в лике святых как преподобная Васса.

Они жили и молились в найденных ими пещерах, а после основания храма и мужского монастыря святым Ионой гора, в которой находятся пещеры, получила название «Святая». Традиционно окончивших свой земной путь насельников обители хоронят в пещерах. Сегодня здесь насчитывают более десяти тысяч захоронений всех веков существования обители.

Уникальной особенностью пещер является их чистый и сухой воздух: здесь нет запаха тления. Многие тела похороненных в пещерах стали святыми мощами: от них происходят чудеса.

Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних, подобно Киевским лаврским пещерам:
– Ближние, длина которых составляет лишь около 15 метров. Сюда перенесены мощи прославленных и почитаемых святых.
– Дальние, из семи длинных галерей протяжённостью примерно 200 метров. Именно здесь находится основное монастырское кладбище. На 5 и 6 галереях похоронены монахи, а на других улицах есть место и захоронениям мирян – благодетелей монастыря. Некоторые части галерей закрыты для посещения: здесь открыто стоят гробы похороненных. В конце 6-й улицы к ним примыкает пещерная церковь Воскресения Христова – удивительный храм, где под землей возносят молитву Богу.

Гробы, хранящиеся в пещерах, помещают в стены, а не засыпают землёй.

Святые Псково-Печерского монастыря – собор преподобных отцов

В честь свя­тых Пско­во-Пе­чер­ской Успен­ской оби­те­ли совершается день памяти их всех в 4 неделю после праздника Святой Троицы. Он установлен в 1980-е годы по благословению Святейшего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и Всея Ру­си Пи­мена, бывшего в свое время настоятелем Псково-Печерского монастыря. Также в обители при его настоятельстве был составлен акафист всем Псково-Печерским святым.

В Соборе Псково-Печерских святых прославлены:

Святые основатели обители – преподобные Марк, Иона, Васса (XV век).

Преподобномученики Корнилий (погибший от руки Ивана Грозного) и Вассиан Муромский.

Преподобный Дорофей Югский, имевший видение Богородицы, которая благословила его выйти из Псково-Печерской обители и основать новый монастырь на реке Юг.

Преподобный Лазарь, схимник прозорливый — он известен своим воскресением. Этот святой впадал в состояние, возможно, клинической смерти, а затем на третий день пришел в себя и жил еще 16 лет. С ним встречался с целью получить духовный совет император Александр I – святой скончался в один год с ним, 1824 году. Известно, что старец наставлял его быть примером для подданных, предупреждая о недолгой жизни.

Алек­сандр (Пет­ров­ский), ар­хи­епископ Харь­ков­ский, священномученик, погибший от безбожников в 1940 году.

Иеросхимонах Си­ме­он (Жел­нин), скончавшийся в 1960 г. и проживший в обители около 70 лет. Он исцелял и душевные, и телесные болезни, а также его молитвой отдалялся срок кончины.

Не прославлены в лике святых, но почитаются и известны следующие Псково-Печерские старцы:

Схиигумен Савва (Остапенко), долгие годы работавший в светских учреждениях, а в 1945 году, после войны, ушедший с работы, с хорошей должности инженера, в монашество. Он известен как духовный писатель, оставивший большое письменное наследство, например «Слеза покаяния», «Пути спасения» и другие.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), также родившийся в начале века, прошедший длинный путь, работая и служа в церкви, прошедший пять лет лагерей и тюрем. Он стал наставником для многих людей и скончался в 2006 году. Наиболее известные его сочинения – «Опыт построения исповеди», «Чадцам Божиим», множество писем и сочиненных самим старцем молитв.

В 2000-х годах появилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) – он ныне епископ Егорьевский, викарий Патриарха, управляющий Западным викариатством города Москвы. В них описаны случаи и чудеса из жизни старцев Псково-Печерского монастыря. Так, описаны духовные наставления, реальные чудесные события из жизни наместника монастыря, архимандрита Тихона и схиархимандрита Никона Печерского.

Недавно, 28 апреля 2018 года, скончался 94-летний старец обители, архимандрит Адриан (Кирсанов), подававший благодатные советы всем, посещающим его. Важное значение старец придавал воспитанию детей, благословляя относиться к этому с особым вниманием. Другими простыми советами старца является благословение меньше смотреть телевизор, чаще бывать в храме и больше молиться – тогда человек становится более внимателен к себе и более близким к Богу.

Важнейший дар, объединяющий всех старцев Псково-Печерских, да и всех православных святых – любовь к людям. Сам Господь сказал, что главная заповедь – любить ближнего, как себя, и любить Бога. В этих заповедях – «весь закон и пророчества».

Святыни Псково-Печерского монастыря

Важнейшие святыни обители – чудотворные мощи всех перечисленных нами ее святых насельников.
Кроме того, обитель прославлена иконой Успения Пресвятой Богородицы, которая висит над Царскими вратами пещерного храма обители. Она ежегодно износится для поклонения крестным ходом через всю обитель в день праздника Успения Богородицы.

Во все времена обитель привлекала к себе паломников. И сегодня в монастырь едет множество людей, чтобы приложиться к святыням и получить совет праведных насельников обители.

В чем помогают Псково-Печерские старцы

Можно сказать, что святые Псково-Печерской обители помогают во всех трудностях. Нет такой беды, в которой не обращались бы к ним люди. Однако традиция их почитания говорит, что они имеют особую благодать в наставлении человеческой души на путь, предназначенный Богом для нее:

в поиске своей профессии;

в поиске своего человека для супружества;

в избавлении от душевной тревоги, тоски, неопределенности;

проблемах с выбором и поиском жилья;

в избавлении от нечистой силы, колдовских воздействий.

Как доехать в Псково-Печерский монастырь

Сегодня в обитель регулярно ходят экскурсионные автобусы. Вы можете также совершить паломничество самостоятельно.

Из «двух столиц» России до Пскова идут прямые поезда. От Пскова в Печоры ходят маршрутки или электрички. Оба вокзала находятся в непосредственной шаговой доступности от монастыря. Самостоятельное паломничество, дорога к храму – всегда дорога к Богу.

Молитву святым старцам Псково-Печерским можно читать онлайн по тексту ниже

О, преподобные и богоносные отцы наши: Марк, Иона, Корнилий, Вассиан, Дорофей, Лазарь, Симеон, Александр и блаженная мать Васса!
Смиренно припадаем к вам, к великим праведникам, в Псковской земле просиявшим славно – украсили вы обитель Печерскую жития вашего чудного сиянием пресветлым; к вам приходим и, с любовью хваля вас, просим вашего представительства перед Богом за нас, многогрешных: попросите Господа Сил и Пречистую Матерь Его, чтобы сохранили они Российскую страну нашу мирной, утвердили в благочестии землю Псковскую и покровом благодати Своей города России покрыли, монастыри да укрепят и всем подвизающимся в ней подадут спасение и вечную жизнь в Царствии Небесном.
Помогите нам, о угодники Божии, создать храм Божий в сердцах наших и украсить его добродетелями, чтобы жил в нем Сам Господь! Оградите нас стеной молитв побеждающих всех от искусительных стрел врага рода человеческого и от всех злых его соблазнов, чтобы богоугодно жили мы на земле, а по смерти вечное Царство Пресвятой Троицы унаследовали, прославляя всегда и бесконечно Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

Молитвами святых старцев Псково-Печерских да хранит вас Господь!

Святые наших дней

13 июня 2013 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил хиротонию архимандрита Сергия (Булатникова) во епископа Клинцовского и Трубчевского (Брянская митрополия).

Свет и святость — понятия близкие. Митрополит Сурожский Антоний говорил, что важно хотя бы однажды увидеть сияние вечной жизни в глазах другого человека. Архимандрит Сергий (Булатников), настоятель Казанской Богородицкой Площанской пустыни, знал многих таких, «сияющих», людей. «Я удивляюсь, — говорит он, — какие были люди, какая вера. Даже их вид был совершенно особенный: все они светились. Такие вот святые наших дней».

Ниже мы публикуем воспоминания отца Сергия о его встречах со «святыми наших дней», прозвучавшие в эфире радиопрограммы «Благовещение».

Старцы Псково-Печёрские: «Их закалили гонения»

Отец Сергий, Вы видели в жизни многих старцев, расскажите, пожалуйста, о них!

– Благодарю Господа, что Он сподобил меня узреть дивных отцов. Когда я жил в Псково-Печёрском монастыре, там подвизались архимандрит Александр, в то время игумен, архимандрит Нафанаил, тогда архидиакон, всем известный схиигумен Савва (Остапенко), отец Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Онисифор, архимандрит Алипий (Воронов). Это были настоящие монахи-подвижники. А сейчас монашество ослабело.

— Чем те монахи отличались от современных?

— Они трудились день и ночь, никогда не сидели без дела. Был у нас келарь, он заведовал съестными припасами, игумен Иероним (позже стал архимандритом), который пришёл с фронта, ножки одной у него не было, ходил на протезике. Когда оканчивалась братская трапеза, он собирал все оставшиеся кусочки хлеба (а тогда было 30 человек братии и ещё паломники), приглашал кого-нибудь из нас. Мы эти кусочки резали и сушили. Постом эти сухарики ели или клали в гороховый суп, то есть, ничего не пропадало, хозяйство велось экономно. Ещё варили квас. На Родительскую субботу бесчисленные паломники привозили 2-3 грузовика хлеба (тогда ведь это был единственный, кроме Лавры, мужской монастырь в России)! Хлеб мы сушили, а потом делали из него дивный квас в огромных кадках. Отец Иероним был старцем удивительной доброты. Когда мы потрудимся, он полезет в свои закрома, достанет для нас баночку лосося, например, кофе растворимый или конфетку. А в то время это всё были деликатесы!

Архимандрит Алипий, тоже необыкновенный человек, он юродствовал немного, мог при случае пошутить, ввернуть крепкое словцо. Стоит, к примеру, он у себя на балконе (дом этот сохранился), видит – старушка идёт. «Что пришла?» — говорит. «Батюшка, корова у меня пропала… Как жить?» Батюшка в карман полезет, кинет ей: «На тебе на корову». Уж не помню, сколько тогда корова стоила, но дорого. Приходят к нему: «Батюшка, крыша потекла!» «Вот вам на крышу». Он всем деньги раздавал, помогал всем. Иконы дивные писал. Ему перед кончиной Матерь Божия явилась. У него развивалась водянка, ложиться он уже не мог и поэтому сидел в кресле. С ним были иеромонах Агафангел, Ириней-эконом и отец Александр. Вдруг он им говорит: «Дайте, дайте скорее карандаш! Я Её нарисую, вот Она пришла! Какая Она прекрасная…» И стал рисовать. Так и умер с карандашом в руках.

Архимандрит Нафанаил, дивный, очень строгий старец и монастырский казначей, он считал монастырские деньги, берёг их, вёл все книги. Иногда мог поругать за проступок. Но интересно, что он никогда в баню не ходил и всё время был чистенький. Чаю не пил вовсе, только кипяточек. Такой вот подвижник. Он был сыном протоиерея Николая Поспелова, новомученика, расстрелянного за веру, прекрасно знал Священное Писание. И сам написал своему отцу тропарь, когда того прославили. Архимандрит Нафанаил пришёл в монастырь во время войны, в 1944-м году. Умер, наверное, лет 5 назад. И за всё это время, т.е. более чем за 50 лет, он из монастыря не выходил и не знал, что за стенами делается. И таких было много. Братия собралась удивительная. Гонения и притеснения их закалили и сплотили.

Такими были монахи Псково-Печёрского монастыря или все православные люди?

— Почти все православные люди того времени. Я говорю: это был другой мир. Взять сегодняшнюю жизнь и 30 лет назад – небо и земля!

А что изменилось?

– Да всё изменилось — верующие, духовенство. Дух мира сего довлеет. А Господь что нам говорит? «Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей». А мир пленяет, смущает людей всяческими земными удобствами, наслаждениями, колеблет слабую человеческую душу. Нельзя ничего этого любить, если мы любим Бога.

Большинство монахов, духовенства того времени прошли ссылки, испытания, тюрьмы, и были людьми, закалёнными во всём. Страдания даровали им совсем другое духовное состояние, они верили, что так их испытывает Господь.

Матушка Еннафа: Пасха на болоте

– Матушка Еннафа рассказывала мне, что они работали на лесоповале. Представляешь, женщин заставляли валить лес! Они валили деревья, обрубали сучья, лес вывозили. Молиться, как обычно, они не могли: у них отобрали все привезённые с собой книги, читали молитвы на память.

Однажды на Пасху их выгнали на работу. Пришли они, а там болото. Они там и стали Пасху петь. Комаров – страшное количество. Из болота вышли, вся кожа синяя была, так комары погрызли. А когда они в болоте Пасху пели, им с берега кричали: «А ну, чернохвостые, выходите, сейчас всех перестреляем!» Монахини не слушались и продолжали петь. И, пока пасхальный канон не пропели, не вышли. Вылезли, думали, что сейчас их прямо тут и пристрелят. Но сошло с рук, просто посадили на голодный паёк. Я говорю: «Матушка, а чем же вас там кормили?» «Мы, — говорит, — выживали тем, что, когда ходили в лес, ели сырые грибы и ягоды. А так давали баланду, проржавевшую селёдку, да хлеб, будто глина».

Иногда я спрашивал её: «Матушка, как же вы там жили?» «Ой, деточка, слава Богу, так хорошо!» «Да что ж хорошего-то?» «Сидим мы с одной монашкой, когда на этап нас посылали, я её спрашиваю: слушай, Агафья, сколько у тебя скуфеек было?

– Одна выходная, бархатная, две простые.

– А самоваров сколько?

– Два, — говорит. – Один большой, другой маленький.

– Вот видишь, хотела с таким грузом в Царство Небесное войти. Спасибо советской власти, от всего нас избавила!»

А потом добавляла: «Последнее время, деточка, нам уже хорошо жилось! Монашки мы все рукодельные. Было нас трое, и начальство приказало шить им френчи да одежду. Они за это нас подкармливали. Потом меня начальник лагеря взял в прислуги. Я у него жила, за детьми ухаживала, убирала квартиру. Даже на базар меня посылал, знал, что не убегу. Так что, слава Богу, последнее время хорошо жила».

Вот такая старица матушка Еннафа, Царство ей Небесное. Лицо её помню, глаза такие пронизывающие, лучезарные.

Матушка Фомаида: Грядущую ко мне не изжену вон

– Матушка Фомаида умерла в 102 года, я тогда ещё даже священником не был. Она жила у добрых людей, которые отдали ей баньку, в ней она устроила кельицу. До революции, ещё девушкой, пешком ходила в Иерусалим. Это путешествие заняло около года. Тогда пешком шли до Одессы, пароходом переправлялись в Турцию. У царского правительства со всеми странами, через которые проходили русские паломники, существовало соглашение. Вот так она побывала на Святой Земле.

Рассказывала о своём приходе в монастырь. Ездила-ездила по монастырям, думала, в какой из них поступить. Раз приехала в обитель где-то под Иркутском. «Зашла в храм – и словно всегда тут была и всех знаю», — говорит. Осталась. Потом её переслали на подворье в Москву. Революция застала её в Москве. А в монастырь она поступила так: «Пришла я к игуменье, матушке Каллерии. Поклонилась и говорю:

– Матушка, возьмите меня в монастырь.

– Ой, деточка, ты такая молоденькая, ты нашей жизни не понесёшь. У нас трудов много. Монастырь бедный, надо много трудиться.

– Матушка, всё буду делать, что только скажете.

– Нет-нет, деточка, ты ещё молодая, не могу я тебя взять.

А у меня такое дерзновение!

– Приду, — говорю, — встану перед воротами и буду именем Господа молить, чтобы меня взяли в монастырь. Что ж Вы, ворота закроете?

Она заплакала и говорит:

– Нет, не могу ворота закрыть. Господь сказал: «Грядущего ко Мне не изжену вон». Должна тебя принять.

И приняла меня в монастырь».

Такая старица была, матушка Фомаида! Она ведь с бесами сражалась, как с дикими зверями. Хозяева, у которых она жила, Наталья и Павел, рассказывали, что слышали по ночам, как она их гоняла. А глаза у неё были – прямо-таки серафимские очи. Много интересного мне рассказывала о церковной жизни тех времён. Но все эти рассказы документально не подтверждены, это, скорее, предания. Вспоминала она, например, об одном батюшке, отце Петре. Это был старый священник, ещё царского посвящения, служил на приходе в Смоленской области, настолько бедном, что когда он умер, то приход закрылся. Было это году в 1970-м-1972-м. Село называлось Леонтьево. Батюшка отбывал срок в степях Казахстана. Его забрали где-то в 30-е годы, когда духовенство подвергалось изощрённым издевательствам. Поставят, например, бочку с тюремными нечистотами на салазки и заставляют заключённых её тащить. Потом их расстреливали, тела сбрасывали в выкопанные заранее ямы и заливали содержимым из этой бочки.

Были ночи, когда расстреливали по 70-80 и даже 300 человек. Батюшку не расстреляли, а ранили в руку, и он незамеченным лежал в яме с нечистотами под кучей тел. Ночью выбравшись из ямы, полз по степи. Ночь тёмная, ничего не видно. Уже думал, что погибает и молился, готовясь умереть. Вдруг видит маленький мерцающий огонёк, подошёл ближе: избушка-мазаночка, в ней лампадка горит. Постучал. А там оказались люди, которые молились. Они приютили его, и он жил у них в подполе 8 лет. Ночью выходил подышать воздухом, чтобы никто не видел, а днём прятался.

Много они рассказывали подобных этой историй. Я удивляюсь, какие были люди, какая у них была вера, какая крепость. Даже их вид был совершенно особый: они светились. Такие вот святые наших дней, которых мне удалось увидеть.

Матушка Алипия: Ключи от небесных келий

Блаженная Алипия (в миру Агапия Тихоновна Авдеева) родилась в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка читала по ним Псалтирь. Недолго проучившись в школе, она отправилась странствовать по святым местам. В годы безверия 10 лет провела в тюрьме, несмотря ни на что, старалась соблюдать пост, молилась, всю Псалтирь знала наизусть. Во время войны Агапия была отправлена на принудительные работы в Германию. После возвращения принята в Киево-Печерскую Лавру, где прожила до её закрытия. При постриге в монашество получила имя Алипия. Три года по благословению прожила в дупле дерева. После закрытия Лавры поселилась в домике около Голосеевской пустыни. Сюда за советом и помощью приходили и местные жители, и верующие люди со всех концов России. За день, бывало, матушка принимала 50-60 человек. Скончалась она 30 октября 1988 года. Перед смертью старица просила у всех прощения и приглашала приходить к ней на могилку, рассказывать о своих бедах и болезнях [1] .

– А в Киеве жила матушка Алипия, не слышали? Её, наверное, скоро во святых прославят. Старица дивная! У неё было море кошек и котов, причём все больные. Она их собирала и кормила. Из леса к ней лось выходил, она его тоже кормила. Ещё курочки были. Когда она выходила, вся живность к ней сбегалась.

На спине – я смотрел и думал: что это такое – горб, не горб? – она носила икону мученицы Агапии, в миру-то она была Агафья. А спереди – целую связку ключей. «Матушка, а что у тебя за ключи-то?». А она: «Кельи, деточка, открываю этими ключами, кельи». Уж, какие кельи – не знаю, наверное, небесные…

Она юродствовала. Жила в Киево-Печерской Лавре до её закрытия, помогала старчикам. И себя называла в мужском роде: «я ходил», «я был». Однажды в конце 70-х годов мы с Володенькой отправились к матушке Алипии. А он покушать любил и говорит: «Хочу сала хохлацкого попробовать». Наелся сала с картошкой. Идём по дороге, он спрашивает: «Как ты думаешь, причащаться мне завтра или нет?» Я отвечаю: «Как же причащаться? Ты же сала наелся! Потом, в другой раз причастишься». Заходим, матушка Алипия вытаскивает чугунок. А у неё всегда был один обед: борщ, да чугунок каши гречневой (и сейчас, когда празднуют день её памяти, на кладбище угощают приходящих к ней борщом и кашей).

Заходим, а у Володи ноги очень болели. Матушка у печи. Мы ей: «Матушка, благословите. Здравствуйте». Она тянет чугунок с печи и приговаривает: «Вот видишь, я, когда жил в Киево-Печерской Лавре, никогда сала не ел. А тут – наелся сала, и причащаться хочу идти!» Мы стоим, а Володя говорит: «Ой, так это ведь я же сало ел…» «Так она про тебя и говорит». Он ей: «Матушка, ноги очень болят». Она ему: «Сейчас я тебя угощу». Ставит на стол кружку литровую, под пиво такие раньше были, и в неё льёт и коньяк, и пиво, и водку, и вино, и газировку – всё вместе. Смешала, даёт ему: «На, пей». «Как же я это буду пить?» «Пей, говорю!» Он выпил. Думал, плохо ему будет – нет, ничего. Сидели, говорили, потом попрощались и пошли. А ноги у него болеть перестали. Так по сей день и не болят, как он ту кружку выпил.

Советская власть её преследовала, ведь к ней народ ходил, а хаточка её стояла на бугорке. Один раз какой-то партиец приказал старицу выгнать, а домик снести. Приехал трактор сносить дом с предписанием: «Если старуха не уйдёт – вместе с ней сносить». То есть, власти серьёзно взялись за дело. Трактор подъехал, матушка вышла – трактор заглох. Никакими силами его не могли завести. Пришлось цеплять тросом и оттаскивать. Когда его утащили, трактор завёлся с пол-оборота, а ведь уже хотели ремонтировать. С тех пор больше матушку не трогали. А умерла она в 1988-м году. Глаза её, совершенно необыкновенные, знаете, такие чистые, как только у детей бывают, излучали мир и покой.

Все эти матушки рассказывали что-нибудь, и духовный мир и покой навевали. И сами прямо-таки светились.

Старцы Псково-Печерского монастыря: познаем со всех сторон

Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель хорошо знают во всем мире. Основой такой широкой известности стали великие старцы, праведники, жившие в разные периоды истории монастыря.

Пещеры Псково-Печерской обители

Название связано с присутствием пещер на территории монастыря. Первая пещерная церковь была названа в честь Успения Божьей Матери. Ее выкопал собственноручно преп. Иона в холме, состоящем из песчаника, в 1473 году. Этот год и считается датой основания обители.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Все монастырские пещеры делятся на дальние и ближние. Протяженность последних — около 15 метров. Здесь покоятся мощи великих преподобных отцов. Дальние пещеры состоят из семи галерей, общая протяженность которых составляет примерно 200 метров. К ним примыкает пещерный храм Воскресения Христова.

Здесь же находится монастырское кладбище. Монахов хоронят на 5 и 6 улице, а остальных — в других галереях. Умершие тела помещают в гробы, которые не засыпают землей, а обустраивают в нишах пещерных стен. Общее число захоронений здесь довольно велико, — около 10 тысяч.

Великие святые Псково-Печерской обители

Монастырь подарил миру череду святых отцов, чья жизнь и подвиги протекали в разные годы существования монастыря. В череду прославленных церковью Псково-Печерских подвижников входят девять имен:

  • Симеон (Желнин), иеросхимонах, преподобный, представился 1960 году;
  • Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик. Был игуменом монастыря в 1917-19 гг., умер в тюремной больнице в 1940 году;
  • Лазарь Прозорливый, иеросхимонах, преподобный. Усердно молился о спасении России во время нашествия Наполеона. Дважды принимал в своей скромной келии государя Александра Первого. Умер 1824 году;
  • Дорофей Югский, схимник, преподобный. Основатель Югской обители в Ярославской епархии. Представился в 1622 году, день памяти — собор Ростово-Ярославских святых (5.06);

Собор Псково-Печерских святых

  • преподобномученик Корнилий, игумен, созидатель обители, храмов, по преданию, погиб от руки Иоанна Грозного вместе со своим учеником Вассианом в 1570 году;
  • Вассиан (Муромцев), преподобномученик, ученик прмч. Корнилия. Ученый-монах, собиратель рукописной и печатной свято отеческой библиотеки. Погиб мученической смертью одновременно со своим наставником;
  • Васса, преподобная, в миру — супруга преп. Ионы, одного из основателей Псково-Печерской обители. Оба были строителями Успенского собора. Умерла 1473 г.;
  • Иона, иеромонах, преподобный, монашество принял после смерти своей супруги преп. Вассы. Был первым строителем обители, в которой подвизался до самой смерти (1480 г.);
  • Марк, преподобный, почитается как первый инок обители. Подвизался на этом месте задолго до появления монастыря. Жил и умер в 15 веке.
  • Важно! Патриархом Пименом, незадолго до его кончины, установлен единый день почитания всех Псково-Печерских святых. Праздник сей проходит в церкви в 4-ую неделю по Пятидесятнице.

    Преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божью приходящим людям всех сословий России. Учили жить по совету старцев.

    Старцы Псково-Печерского монастыря и собор святых Псково-Печерских

    Множество обителей просияли на Руси, однако лишь некоторые стали известны своими старцами — так называют праведников-монахов, которым Господь даровал прозорливость и чудотворнее при жизни, которые принимают всех людей, подавая каждому совет.

    Традиция старчества в Пскова-Печерском монастыре продолжается, но многие из них уже канонизированы в лике святых — ведь монастырь имеет древнюю историю. Он ни разу не закрывался, несмотря на многие исторические перипетии. Красива обитель и духовной жизнью, прекрасна и внешне: здесь сохранились шедевры архитектуры и иконописи, насчитывающие по пятьсот-шестьсот лет, бережно почитаются великие святыни.

    Собор преподобных отцов Псково-Печерских – это изображение великих святых подвижников, живших совсем недавно. Это аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи — Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации.

    Святые Псково-Печерского монастыря — собор преподобных отцов

    В честь свя­тых Пско­во-Пе­чер­ской Успен­ской оби­те­ли совершается день памяти их всех в 4 неделю после праздника Святой Троицы. Он установлен в 1980-е годы по благословению Святейшего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и Всея Ру­си Пи­мена, бывшего в свое время настоятелем Псково-Печерского монастыря. Также в обители при его настоятельстве был составлен акафист всем Псково-Печерским святым.

    В Соборе Псково-Печерских святых прославлены:

    • Святые основатели обители — преподобные Марк, Иона, Васса (XV век).
    • Преподобномученики Корнилий (погибший от руки Ивана Грозного) и Вассиан Муромский.
    • Преподобный Дорофей Югский, имевший видение Богородицы, которая благословила его выйти из Псково-Печерской обители и основать новый монастырь на реке Юг.
    • Преподобный Лазарь, схимник прозорливый — он известен своим воскресением. Этот святой впадал в состояние, возможно, клинической смерти, а затем на третий день пришел в себя и жил еще 16 лет. С ним встречался с целью получить духовный совет император Александр I — святой скончался в один год с ним, 1824 году. Известно, что старец наставлял его быть примером для подданных, предупреждая о недолгой жизни.
    • Алек­сандр (Пет­ров­ский), ар­хи­епископ Харь­ков­ский, священномученик, погибший от безбожников в 1940 году.
    • Иеросхимонах Си­ме­он (Жел­нин), скончавшийся в 1960 г. и проживший в обители около 70 лет. Он исцелял и душевные, и телесные болезни, а также его молитвой отдалялся срок кончины.

    Не прославлены в лике святых, но почитаются и известны следующие Псково-Печерские старцы:

    • Схиигумен Савва (Остапенко), долгие годы работавший в светских учреждениях, а в 1945 году, после войны, ушедший с работы, с хорошей должности инженера, в монашество. Он известен как духовный писатель, оставивший большое письменное наследство, например «Слеза покаяния», «Пути спасения» и другие.
    • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), также родившийся в начале века, прошедший длинный путь, работая и служа в церкви, прошедший пять лет лагерей и тюрем. Он стал наставником для многих людей и скончался в 2006 году. Наиболее известные его сочинения — «Опыт построения исповеди», «Чадцам Божиим», множество писем и сочиненных самим старцем молитв.

    В 2000-х годах появилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) — он ныне епископ Егорьевский, викарий Патриарха, управляющий Западным викариатством города Москвы. В них описаны случаи и чудеса из жизни старцев Псково-Печерского монастыря. Так, описаны духовные наставления, реальные чудесные события из жизни наместника монастыря, архимандрита Тихона и схиархимандрита Никона Печерского.

    • Недавно, года, скончался 94-летний старец обители, архимандрит Адриан (Кирсанов), подававший благодатные советы всем, посещающим его. Важное значение старец придавал воспитанию детей, благословляя относиться к этому с особым вниманием. Другими простыми советами старца является благословение меньше смотреть телевизор, чаще бывать в храме и больше молиться — тогда человек становится более внимателен к себе и более близким к Богу.

    Важнейший дар, объединяющий всех старцев Псково-Печерских, да и всех православных святых — любовь к людям. Сам Господь сказал, что главная заповедь — любить ближнего, как себя, и любить Бога. В этих заповедях — «весь закон и пророчества».

    Святыни Псково-Печерского монастыря

    Важнейшие святыни обители — чудотворные мощи всех перечисленных нами ее святых насельников.
    Кроме того, обитель прославлена иконой Успения Пресвятой Богородицы, которая висит над Царскими вратами пещерного храма обители. Она ежегодно износится для поклонения крестным ходом через всю обитель в день праздника Успения Богородицы.

    Во все времена обитель привлекала к себе паломников. И сегодня в монастырь едет множество людей, чтобы приложиться к святыням и получить совет праведных насельников обители.

    Молитва Собору Псково-Печерских святых

    О, преподобнии и Богоноснии отцы наши: Марко, Ионо, Корнилие, Вассиане, Дорофее, Лазаре, Симеоне, Александре и мати преблаженная Вассо! Смиренно припадаем к вам, яко праведником сущим, иже в Псковстей земли просиявше преславно, украсили есте обитель Печерскую жития вашего чуднаго звездами пресветлыми; к вам прибегаем и, с любовию хваляще днесь, предстательства просим за нас, многогрешных: умолите Господа Сил и Пречистую Его Матерь, да сохранят Российскую страну нашу мирну, утвердят в благочестии землю Псковскую и да покровом благодати Своея град сей покроют, обитель же нашу укрепят и всем подвизающимся в ней даруют спасение и Жизнь Вечную. Помозите нам, угодницы Божии, создати храм благолепен в сердцах наших и украсити сей храм добродетельми, да жительствует в нем едино Господь! Оградите нас стеною молитв всепобедных от греховных стрел врага спасения нашего и от всех его злых искушений, да Богоугодне зде на земли поживем и вечное Царство Пресвятыя Троицы унаследим, прославляюще присно Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

    В чем помогают Псково-Печерские старцы

    Можно сказать, что святые Псково-Печерской обители помогают во всех трудностях. Нет такой беды, в которой не обращались бы к ним люди. Однако традиция их почитания говорит, что они имеют особую благодать в наставлении человеческой души на путь, предназначенный Богом для нее:

    • в поиске своей профессии;
    • в поиске своего человека для супружества;
    • в избавлении от душевной тревоги, тоски, неопределенности;
    • проблемах с выбором и поиском жилья;
    • в избавлении от нечистой силы, колдовских воздействий.
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: