Санаксарский монастырь: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

САНАКСАРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Санаксарский монастырь

Санаксарский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Темникове Краснослободской епархии

Расположен в излучине реки Мокши, в трех километрах от города Темникова, ниже по течению реки. С северной и западной сторон к нему примыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей – богатые разнотравьем пойменные луга и безчисленное количество больших и малых озер. Монастырь и получил свое название от лежащего в низине у его стен озера Санаксар. История монастыря насчитывает без малого три с половиной века.

В 1659 году житель города Темникова, писец и служилый дворянин Лука Евсюков, владея землею на берегу Мокши, нашел место сие весьма удобным для уединенной жизни иноческой, а потому, имея любовь и усердие к монашескому чину, вздумал основать монастырь. Для этой цели пригласил он из опустелого Старо-Кадомского монастыря старца игумена Феодосия, который впоследствии решил остаться тут навсегда. С помощью Луки Евсюкова и, вероятно, пришедших из Старо-Кадомской обители братий и еще присоединившихся пустыннолюбцев, игумен Феодосий сначала построил часовню для отправления в ней молитвенного богослужебного чина, потом стали расчищать лес и место для устройства монастыря, построили необходимые для жилья келии. Собравшееся о Господе малое братство, под руководством игумена Феодосия, прожило таким образом в убожестве около десяти лет.

В 1669 году жители Темникова вместе с игуменом Феодосием просили Святейшаго Патриарха Иоасафа II благословить и разрешить им построить в Санаксарской пустыни церковь, во имя Пречистой Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирския, и быть тут пустынному для иноков монастырю, выставляя, кроме насущной нужды для собравшихся пустынников в церкви, еще и ту причину, что по близости к ним нет ни мужских, ни женских монастырей, а желающим пострижения негде сие желание исполнить. По этому общему прошению в том же году 30 октября от Святейшего Патриарха Иосафа II дана благословенная грамота на построение церкви и монастыря. Вероятно, скудна крайне была первая обитель, ибо строительство затянулось, и только в 1676 году, по прошению игумена Феодосия с братиею, дана была грамота от Святейшего Патриарха Иоакима на освящение Сретенской церкви, а монастырь получил название Сретенской Санаксарской пустыни.

Старец первоначальник игумен Феодосий прожил в Санаксарской пустыне до 1681 года. После игумена Феодосия были один за другим строители: Зосима, Трифон и Дорофей. Сколько лет каждый из них управлял пустынью и какого звания они были, не известно. В управление их деревянная Владимирская Сретенская церковь, за ветхостью, разобрана, и построена новая, тоже деревянная, холодная.

12 марта 1730 года при строителе иеросхимонахе Петре на прошение его по указу из Синодального казенного приказа дозволено построить вторую церковь, деревянную теплую, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

Потом был строитель Филагрий. Сколько каждый из них управлял пустынью – нет определенных сведений. Известно только, что в управление всех означенных строителей Санаксарская пустынь была скудна во всех отношениях: братии было мало, церкви и келии деревянные, убогие, в украшении церковном и ризнице ощущался крайний недостаток.

24 февраля 1752 года, по указу Суздальской духовной консистории, определен в строителя Санаксарской пустыни иеромонах Порфирий из Спасо-Евфимиева монастыря. Пробыв здесь один год, видя недостаток в братии и скудость во всем в обители, – он просил опять Суздальскую консисторию о возвращении своем в Спасо-Евфимиев монастырь, куда и уволен был в 1753 году, указом марта 17 дня, а Санаксарская пустынь, по причине крайнего оскудения своего во всех отношениях, приписана была под смотрение и управление Саровской пустыни, как ближайшей к Санаксару и при том благоустроенной.

Так продолжалось до 1759 года, когда впервые появился здесь, на берегах реки Мокши, монах Феодор Ушаков, который возымел твердое намерение возобновить Санаксар. С этого времени увеличилось число братии, и трудами о. Феодора на пожертвования благотворителей, в том числе Екатерины II, вместо деревянной церкви была выстроена каменная двухэтажная. В 1774 г. св. Феодор по ложному навету был сослан в Соловецкий монастырь.

В 1776 году были освящены: соборная церковь теплая в нижнем этаже, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи; а над святыми вратами под колокольнею – церковь во имя Преображения Господня. В том же 1776 году окончена кладкой колокольня, вышиною около двадцати шести саженей. По обеим сторонам к ней, в то же лето, пристроена каменная лицевая стена, длиною на тридцати трех саженях, вышиною восемь аршин. В этой стене сделаны проездные ворота, по правую сторону входа в монастырь; на углах две башни: в одной из них, на северном углу к реке Мокше, устроена часовня, в другой, на южном, две келии. Обе башни вышиною по десять саженей. Постройки эти производились по плану живописца иеродиакона Филарета, под присмотром иеромонаха Вениамина. В 1777 году на северной стороне к реке Мокше начат строением трапезный каменный корпус двухэтажный, в длину на четырнадцати саженях, и в два года окончен. Вверху помещается трапеза с кухнею, а внизу хлебопекарня с кладовыми для муки и разных хозяйственных продуктов.

Санаксарский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 2008 год. Фото Юрия Булкина

16 августа 1780 года была освящена соборная главная церковь Рождества Богородицы. Больничная Владимирская церковь по плану живописца иеродиакона Филарета строилась в 1780 и 1781 годахи освящена 6 июня 1782 года.

В 1781 году по южной стороне, в линию с больничными келиями, построен корпус для братских келий, двухэтажный на четырнадцати саженях длины, в параллель и симметрию с трапезным корпусом на северной стороне. В 1782 году на той же южной стороне через небольшой интервал построен двухэтажный каменный корпус братских келий на протяжении двадцати двух саженей; в нем в нижнем этаже устроена общая комната-мастерская для монастырских портных и сапожников. В интервал между означенными корпусами проведена каменная оградная стена и на ней построена небольшая башня со шпилем, и внизу – с открытыми кладовыми для дров и других хозяйственных предметов. В 1783 и 1784 годах на противоположной северной стороне, в симметрию, на протяжении двадцати двух саженей, построен каменный двухэтажный корпус, с подобною же башнею в стене. В нем устроены помещения: для настоятеля, казначея и братии вверху, а внизу кладовая, рухлядная палатка и келии для нескольких братий. В 1784 и 1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен корпусов, построена внешняя каменная ограда, обвивающая всю возвышенную площадь монастыря с трех сторон: от реки, от озера Санаксар и от лугов. Ограда эта построена с отступом от стен жилых строений на четыре и более сажени; состоит из арок вышиной с подошвы в три и более аршина. По этой внешней ограде в дни Святой Пасхи, в престольные и другие праздничные дни бывали вокруг монастыря крестные ходы. В том же году по обе стороны колокольни к ограде пристроены два малых корпуса для просфорни и столярных работ; а в северо-восточном углу построены погреба и квасоварня, с башнею и келиями в ней.

В эти годы в обители Санаксарской всей братии: монахов манатейных, рясофорных, а также послушников по письменным отпускам, – проживало до ста человек, а иногда и более. По примеру древних обителей палестинских и русских постановлено было в Санаксаре священным правилом приезжающих и приходящих богомольцев всякого звания принимать и по возможности успокаивать во всем: в помещении, пище и в духовных нуждах. Также приходящим бедным странникам и нищим в нуждах их посильно помогать. При больничных келиях была устроена небольшая аптечка с необходимыми медикаментами – для своих братий болящих и для некоторых из окрестных приходивших больных. В 1786 и 1787 годах за монастырем в расстоянии от святых врат саженей на пятнадцать построен для богомольцев из благородных классов двухэтажный каменный дом с устройством приличных номеров. В нижнем этаже – особая небольшая трапезная комната и при ней кухня. В 1793 году в линию между гостиным домом и конюшенным выстроен каменный двухэтажный дом для помещения простого звания богомольцев, с необходимыми келиями. К гостиным домам пристроено двое каменных ворот.

“Словарь географический Российского государства”, изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь “есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению”.

28 августа 1810 года настоятель иеромонах Филарет с братиею совершил освящение новоустроенного Воскресенского кладбищенского храма, построенного в 1805-1810 годах.

С 1810 года поселился рядом с монастырем в деревне Алексеевке адмирал Российского флота Ф. Ф. Ушаков, будучи до самой кончины своей ревностнейшим богомольцем и благотворителем обители (+ 1817).

Последний игумен предреволюционного периода, преподобноисповедник Александр (Уродов), старался вернуть монастырь к строгому уставу времен преподобного Феодора Санаксарского. Это восстановило против него часть братии. На гребне бунтарских революционных настроений в 1918 году часть монастырской братии, поддерживаемая большевиками, учинили бунт и изгнали настоятеля. Вскоре после этого в 1920-е гг. монастырь был закрыт, насельники репрессированы, святыни поруганы и уничтожены.

Летом 1991 года обитель начала возрождаться. В монастыре было налажено хозяйство.

Статистика

  • 2000-е – более 80 насельников [1].

Храмы

На территории монастыря сохранились:

  • Воскресенская, кладбищенский храм за стенами монастыря
  • Преображения Господня, храм во втором ярусе колокольни
  • Рождества Богородицы, собор
  • Сретения Владимирской иконы Божией Матери, храм

Подворья

Святыни

Главная святыня монастыря – могилы двух Феодоров Ушаковых: игумена монастыря и его благочестивого племянника-адмирала, возле которых произошло множество чудесных исцелений. Недавно в монастыре произошло обновление древней Феодоровской иконы Божией Матери. Среди святынь также Казанский образ Пресвятой Богородицы. Целительную силу имеет святой источник о. Феодора, находящийся рядом с обителью.

Настоятели

  • Прп. Феодор (Ушаков) (1764 – 1774)
  • Иоиль (Тишков) (8 августа 1774 – 1778)
  • Венедикт (Селиванов) (1778 – 27 декабря 1788)
  • Вениамин (Андреев) (14 февраля 1789 – 13 февраля 1803)
  • Филарет (Былинин) (28 февраля 1803 – 1817)
  • Нафанаил (4 апреля 1817 – 12 сентября 1832)
  • Димитрий (12 сентября 1832 – 5 сентября 1848)
  • Иоасаф (27 сентября 1848 – 23 сентября 1857)
  • Ксенофонт (Флорианов) (23 сентября 1857 – 7 сентября 1863)
  • Иларий (Иванов) (1863 – июнь 1879)
  • Тихон (Ципляковский) (15 сентября 1879 – декабрь 1884)
  • Амвросий (Ворогушев) (1885 – 1893)
  • Феодосий (Мясников) (1893 – декабрь 1895)
  • Августин (Кривоногов) (1895 – 1915)
  • Присп. Александр (Уродов) (20 июля 1915 – 1918)

Наместники

  • Варнава (Сафонов) (1 апреля 1991 – 14 ноября 2010)
  • Иннокентий (Руденко) (с 24 декабря 2010)

Темников

54° 37.8989 ′N , 43° 13.0099 ′E
54.63165N, 43.21683E
54°37′53.94″N, 43°13′0.59″E

20 материалов по 5 объектам, 264 фотографии

  • Карта
  • Заметки 10
  • Фотографии 264
  • Отели 0
  • Кафе, рестораны 0
  • Достопримечательности 8 / 5
    • архитектура, памятники, парки 4 / 3
    • музеи, выставки 2 / 1
    • театры, кино, музыка 0
    • развлечения 0
    • природа 1 / 1
    • ночные клубы 0
    • спорт 0
    • другое 0
    • общие советы 1
  • Шоппинг 0
  • Транспорт 2
  • Полезное 0
  • Дневники 1 Сообщество

    Ссылки от бывалых

    Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
    Подробнее

    • в Моих лентах

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Темникове.

    Санаксарский мужской монастырь / Sanaksar monastery

    54° 39.1334 ′N , 43° 9.9865 ′E
    54.65222N, 43.16644E
    54°39′8.01″N, 43°9′59.19″E

    Ошибка в координатах?

      Скрыть пустые объекты

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

    • 2

    Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

    Санаксарский монастырь — последняя гавань адмирала Ушакова

    Материал понравился:

    54° 14.2166 ′N , 44° 4.1038 ′E
    54.23694N, 44.06840E
    54°14′13.00″N, 44°4′6.23″E

    Колокольный звон достаточно сильный и благозвучный, главный колокол в 237 пудов.

    Соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы о пяти главах с вызолоченным червонным золотом крестом, имеет престол в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя в нижнем теплом этаже.

    Последние годы адмирал посвятил молитве и широкой благотворительной деятельности.
    Остаток дней провёл крайне воздержанно и окончил жизнь свою 1817 г. октября 2-го дня,
    погребён по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители
    сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же
    .

    Рядом с ракой адмирала Ушакова стоит рака преподобного Феодора Санаксарского.
    Великий подвижник тоже носил фамилию Ушаков и был дядей прославленного адмирала. Будучи дворянином он нес воинскую службу в гвар­дей­ском Пре­об­ра­жен­ском полку в
    Санкт-Пе­тер­бур­ге. Однако, в двадцать лет оставил шумную столичную жизнь и грядущую блестящую карьеру и избрал стезю отшельника.
    Иван Игнатьевич и его родной племянник Фёдор Фёдорович Ушаковы представители старого дворянского известного, но не богатого рода из ярославских земель.

    Иван Игнатьевич родился в 1718 году и начал свою карьеру молодым офицером гвардейского полка в Санкт-Петербурге. Однажды на очередной гулянке какой-то юный офицер внезапно скончался прямо за столом. Это произвело неизгладимое впечатление на Ивана Игнатьевича – что вот так, без покаяния, можно умереть. Он дезертировал из армии и сбежал из столицы. Несколько лет скитался в лесах между Орлом и Брянском, не опустился, пытался вести строгую монашескую жизнь, хотя монахом не был.
    Когда его поймали, императрица Елизавета, лично, изучив его дело и как он жил всё это время, помиловала его, и хотела оставить в гвардии, но Иван Игнатьевич упросил отпустить его в монахи.
    Иван Игнатьевич был пострижен под именем Феодора и достаточно долго был монахом Саровского монастыря, пока его в 1762 году не уговорили стать настоятелем разрушающегося и очень бедного Санаксарского монастыря.
    Настоятель Феодор был хорошим организатором, вёл аскетичный образ жизни, где мог, всегда защищал интересы слабых и обездоленных.
    Все каменные строения в Санаксарском монастыре были возведены под руководством игумена Феодора. В 1774 году по доносу темниковского воеводы Феодор был осуждён и отправлен в качестве монаха под стражей в Соловки. Прихожане и некоторые иерархи церкви (Тихон Задонский) пытались заступаться за Феодора, в 1783 году Екатерина II пересмотрела дело и Феодор был реабилитирован. Последние свои годы до 1791 Феодор провёл в Санаксарском монастыре уважаемым и почитаемым старцем – Феодором Санаксарским
    .

    Задонский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

    Подробнее об истории монастыря можно узнать здесь.

    Задонский Богородицкий мужской монастырь, ныне именуемый Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь, был основан в начале 17 века, около 1610 года . Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Первый построенный ими в 1630 году храм был посвящен Пресвятой Богородице. С этого начинается история монастыря, впоследствии обретшего славу Русского Иерусалима.

    Старцы Кирилл и Герасим

    В середине 17 века монастырь являлся уже вполне сформировавшейся обителью, за ним были закреплены земельные владения размером около гектара и крестьянская слобода Тешевка, переименованная позднее в 1779 году в город Задонск.

    Подробнее о дореволюционной истории монастыря можно узнать здесь.

    В 1692 году обитель постигло тяжелое испытание: в результате пожара она была уничтожена дотла. Но именно это трагическое событие прославило монастырскую икону Божией Матери «Владимирская» – она сохранилась на пепелище неповрежденной. Далеко разнеслась весть о чуде, и к монастырю устремились многочисленные паломники, жертвовавшие свои средства на восстановление обители.

    Почитание Владимирской иконы Божией Матери в дальнейшем еще более усилилось после чудесной помощи Ее во время свирепствования холеры в 1830-1831 годах, когда грозная смерть не коснулась ни одного насельника обители, в которой непрестанно служились молебны перед чудотворным образом.

    Скромную задонскую обитель ждало новое прославление. В 1769 году сюда переселился на покой, оставив Воронежскую кафедру, святитель Тихон.

    Гробовой образ святителя Тихона

    Святитель Тихон Задонский

    Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 год . Здесь святитель обрел славу «Российского Златоуста», сподобился от Бога дара исцелений, чудотворений, покаянных слез и непрестанной молитвы, но самое главное – дара любви. Здесь он самой жизнью исполнил заповедь Христа и стал отцом сирых, нищих и обездоленных.

    13 августа 1783 года на 59 году своей земной жизни святитель Тихон принял блаженную кончину. После его смерти началось паломничество к гробнице Божиего угодника.

    В начале 19 века в монастыре осуществлялась перестройка строений. В 1845 году было начато строительство нового величественного пятикупольного восьмипрестольного трехэтажного собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. При постройке этого храма и разборке старого в 1846 году были обретены нетленными мощи святителя Тихона. В 1861 году 13 августа состоялось его прославление.

    По случаю такого значительного события в жизни монастыря в город Задонск прибыло около 300 тысяч паломников, при населении города Задонска в 7 тысяч человек. У мощей святителя совершалось множество благодатных исцелений. Мощи святителя Тихона стали живоносным источником для всех, с верою приходящих в Задонскую обитель и чтящих его память.

    Исцеления и чудеса, обильно источаемые от чудотворного образа Божией Матери «Владимирская» и от мощей святителя Тихона, привлекали в монастырь тысячи паломников.

    К концу 19 столетия монастырь снискал подлинную славу одной из жемчужин духовной жизни России. В 1851 году указом Его Императорского Величества Николая I третьеклассный Задонский Богородицкий монастырь был возведен в первый класс.

    В начале 20 века жизнь обители протекала размеренно и спокойно. Перед революцией на территории обители находилось 6 храмов. Самый величественный – собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, зимний храм Рождества Пресвятой Богородицы, храм святителя Тихона Задонского. Под колокольней располагался храм в честь Святителя и чудотворца Николая, в трапезной – Вознесенский храм, на источнике – храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Также на территории размещались жилые корпуса для настоятелей и братии монастыря, трапезная, хозяйственные постройки, уездное духовное училище, гостиница, больница, церковно-приходская школа, аптека. Монастырь имел свечной завод, 2 кирпичных завода. В духовном подвиге подвизалось более 200 иноков. Молитвами Богородицы, святителя Тихона, а также задонских старцев монастырь стал крупнейшим, любимейшим местом паломничества богомольцев. Направляясь на богомолье в Иерусалим, они считали своим долгом прежде всего посетить Задонск, затем Киев, а потом идти в Святую землю.

    В период революционных событий Задонскую обитель ожидали тяжкие испытания. В 1919 году одними из первых в стране были вскрыты мощи святителя Тихона, и началось гонение на монашествующих. В 1929 году после сфабрикованного судебного обвинения часть монашествующих была арестована и сослана в места заключений и ссылку, а другая – изгнана из стен обители. Задонский Богородицкий мужской монастырь был окончательно расформирован, а имущество конфисковано. Мощи святителя Тихона Задонского отправили первоначально в местный краеведческий музей, затем – в Елец и перед войной – в областной центр, город Орел.

    Владимирский собор в годы безбожия

    За 60 лет пребывания на территории монастыря незваных «хозяев» он был неузнаваемо разрушен. В стенах обители за этот период размещались светские учреждения: районная больница, овощесушильный завод, детский дом, колбасный цех пищекомбината.

    Восстановление обители началось в 1988 году с ремонта главного Владимирского собора. Постройки бывшего монастыря возвращались истинным хозяевам не сразу. В 1990 году первым насельникам будущей обители было выделено только несколько комнат в одном из зданий да сам собор. Только в 2003 году был завершен процесс возвращения строений, принадлежавших монастырю до революционных событий.

    В марте 1991 года приняли монашеский постриг первые пять послушников обители.

    В августе 1991 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Тихона из Орла в Задонскую обитель. Через два года в монастырь были возвращены останки местночтимых праведников, которые в годы лихолетья были изъяты из усыпальницы и вывезены на городское кладбище.

    Возвращение святых мощей. 1991 г.

    Быстрыми темпами шло восстановление обители. Одной из первых была воздвигнута восьмидесятиметровая колокольня. Засияли купола Владимирского собора. Реконструирован Вознесенский трапезный храм. Восстановлен храм в честь святителя Тихона Задонского. В монастыре открылась иконописная мастерская, и иконы великолепного письма заполнили иконостас Владимирского собора.

    13 апреля на специальном трейлере в обитель был привезён пятитонный колокол, который был отлит в марте 2005 года в Воронежской фирме «Вера» на средства, пожертвованные ОАО «Центр Телеком».

    22 апреля 2005 года был совершен чин освящения колокола, и он был поднят на колокольню. До этого самым крупным колоколом обители был колокол весом в одну тонну.

    Визит Святейшего Патриарха Алексия II

    В 1998 году произошло особое событие в жизни обители. Святейшим Патриархом Алексием II был осуществлен Патриарший визит в Задонский мужской монастырь. Духовенство и насельники монастыря имели великую милость – услышать напутственное Слово и получить Первосвятительское благословение.

    В 2003 году были начаты восстановительные работы зимнего храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Продолжается восстановление и других построек монастыря.

    В настоящее время основная застроенная часть территории монастыря занимает площадь в 7,5 га. Эти земли находятся в бессрочном безвозмездном пользовании, как территория памятника истории и культуры XIX века, охраняемая государством. За монастырем числится 500 га пахотных земель, а лесные угодья занимают 170 га.

    Не забывали в монастыре и о возрождении хозяйства. В 1995 году монастырю было передано светской властью подворье в пойме реки Дон, где сейчас располагается животноводческая ферма.

    В обители имеется свой автотранспортный комплекс, пасека, рыбоводческое и животноводческое хозяйство, механическая и кузнечная мастерские, мастерская по скульптурной лепке, вышиванию, сапожному ремеслу, швейный и консервный цеха.

    Продолжаются дела милосердия и благотворительности, заповеданные святителем Тихоном Задонским, который сам много помогал страждущим, обездоленным, заключенным.

    Духовная и материальная благотворительная помощь оказывается 5 детским и 5 медицинским учреждениям, заключенным более 20 исправительных колоний и тюрем, а также нуждающимся людям.

    Братия монастыря. Фото 1990-х.

    Монастырь жертвует средства на восстановление более 10 храмов Задонского района, а также и на восстановление новообразованных монастырей Липецкой и Елецкой епархии.

    С 2005 года ежегодно проводятся Свято-Тихоновские образовательные чтения, которые являются совместным проектом Липецкого епархиального управления и администрации Липецкой области.

    Успешно осуществляется издательская деятельность. С 2000 года в обители издается ежемесячный альманах «Задонский паломник» , распространяемый не только в Задонске, но и в других регионах России. Кроме альманаха печатаются акафисты, каноны Господу, Пресвятой Богородице и святым, православные молитвословы и святооточеская духовная литература.

    С 2006 года на губернском телеканале начата трансляция православной историко-патриотической телепрограммы« Отчина », которая создана телестудией Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

    В знак признательности и любви к великому угоднику Божиему в 2005 году на территории монастыря был воздвигнут памятник святителю Тихону. Традиционно в августе проходят торжества в день его памяти. Тысячи верующих стекаются в эти дни в обитель, чтобы поклониться любимому святому и быть причастными к духовной радости всех участников торжеств.

    До сих пор бережно хранится и почитается в монастыре все, что связано с памятью святителя Тихона. В 2005 году была установлена новая сень над ракой с мощами святителя, в 2006 году – новая серебряная рака с искусной чеканкой – драгоценный ковчег для хранения главной святыни обители – мощей святителя Тихона Задонского. Облачение святителя, в котором он был погребен, совершенно не тронуто временем, покоится в стеклянном ковчеге рядом с его мощами.

    Сень над мощами. 2014 год

    В задонской обители подвизались и другие подвижники благочестия, обретшие посмертную славу. Мощи этих 11 праведников в настоящее время находятся во Владимирском соборе обители, в мраморной гробнице.
    Здесь же находится множество икон святых Божиих угодников с частицами их мощей. Новые прекрасные иконы, написанные насельниками монастыря, восполнили утрату старинных икон в период разорения обители.

    Во Владимирском соборе в настоящее время находится множество местночтимых икон, святынь, доставленных из Иерусалима, частицы мощей святых Божиих угодников.

    Владимирский собор обители

    В обители есть иконы старинного письма, бережно сохраненные верующими в годы безбожной власти. Среди них наиболее почитаемые: иконы святителя Тихона Задонского и икона Божией Матери «Владимирская».

    Рядом с монастырем находится святой источник с храмом над ним в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Храм был построен в 2003 году на месте разрушенного в период революционных событий. А в 2006 году была построена купальня для желающих окунуться в целебные воды.

    Растет число монашествующих. Каждый год совершаются постриги, братья монастыря рождаются для новой духовной жизни.

    Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь является самым крупным в Липецкой епархии . Обитель является духовным ее центром. Здесь проходят многие торжества епархиального значения. В праздничные дни совершаются торжественные архиерейские богослужения, в которых принимают участие многочисленные паломники и гости. В дни престольных праздников в совершаемых богослужениях принимает участие духовенство других епархий.

    Вид на Рождество-Богородицкий храм монастыря

    В настоящее время в Задонском мужском монастыре подвизаются и трудятся около 380 насельников. Среди них 5 игуменов, 26 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 4 схимонаха, 35 мантийных монахов, 16 иноков, много послушников.

    Торжественные архиерейские богослужения совершаются во Владимирском соборе монастыря в сослужении многочисленного духовенства.

    В дни престольных праздников после торжественных богослужений насельники Рождество-Богородицкой обители проходят по улицам города Задонска крестным ходом.

    В праздник Крещения Господня освящение воды совершается на святом источнике, в часовне в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Крестный ход к источнику возглавляется духовенством монастыря. После молебна и окропления всех участников, присутствующие с большой радостью погружаются в купель святого источника.

    В 2010 году Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь отметил свой 400-летний юбилей. Обитель восстановлена из руин. Впервые за столетия здесь совершена Божественная литургия, возглавляемая Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом .

    Митрополит Никон с братией монастыря. 2014 г.

    Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь в Липецкой области

    Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь в Липецкой области — христианская обитель, божественный город в мирском окружении, состоящий из девяти храмов и наполненный славой Господней.

    История возникновения мужской обители

    Рождество-Богородицкий храмовый комплекс обязан своим существованием двум старцам — схимонахам Кириллу и Герасиму. В 1610 году выходцы Сретенской обители со списком чудотворной Владимирской иконы Божьей Матери пришли в задонские земли и основали мужскую обитель в 1630 году. Так было положено основание Русского Иерусалима, который быстро обрастал храмовыми строениями.

    Новость о чуде молниеносно распространилась далеко за пределы обители, к иконе устремились паломники, приносящие пожертвования на восстановление святыни.

    Интересно! В 1692 году после сильного пожара храмовые постройки были полностью уничтожены, но среди пепелища был найден неповрежденным Владимирский святой образ Богородицы.

    Прежде монастырские храмы назывались Тешевскими, а в 1779 году с переименованием города в Задонск появился Задонский Богородицкий мужской монастырь. В 1769 году слава Богородицкого монастыря засияла по-новому, благодаря поселению в нем святителя Тихона.

    Российский Златоуст обладал дарами:

    • любви;
    • исцеления;
    • чудотворения;
    • утешения;
    • веры и постоянной молитвы.

    Ни один нищий или обездоленный не ушел из храма без утешения и молитвенной поддержки.

    Ещё о святом Тихоне Задонском:

    В 1783 году, 13 августа святитель Тихон тихо отошел к Богу, после чего началось настоящее паломничество к могиле святого. Проявилась чудотворная сила святого лика Божьей Матери в дни свирепствования чумы 1830 года. Насельники мужской обители проводили часы в молитве перед чудотворной иконой, и ни один из них не умер во время чумы.

    Интересно! В 1846 году, при строительстве нового собора Владимирской иконы Богородицы, мощи святителя Тихона были найдены нетленными.

    13 августа 1861 года в день кончины святого по случаю его прославления небольшой городок Задонск с населением в семь тысяч человек принял более трехсот тысяч паломников.

    Николай Второй своим указом возвел Задонский Рождество-Богородицкий храмовый комплекс в ряды первого класса.

    Деятельность комплекса в XX веке

    Двадцатый век насельники обители встретили в монастыре с 6 храмами, духовным училищем, больницей, гостиницей.

    Храмовый комплекс сам обслуживал себя, имея фабрику по производству свечей и 2 завода, где изготавливают кирпичи. Своим христианским долгом паломники, отправлявшиеся в Святую землю, считали вначале посетить Богородицкую обитель в Задонске, Киев, а затем уже отправляться в Иерусалим.

    Революция не пощадила святыню, мощи святителя Тихона вскрыли, отправили в музей Задонска, а затем переправили в Орел.

    Священство и монахов арестовали, часть расстреляли, часть отправили в ссылки.

    В 1929 году после конфискации имущества христианскую святыню, служащую пристанищем для русского народа в часы бед, закрыли. В святых храмах устраивали детский дом и больницу, в этих стенах сушили овощи, изготавливали колбасы.

    Возрождение Русского Иерусалима

    Только в 1988 году было начато возрождение Русского Иерусалима, здания постепенно освобождались от производства и возвращались насельникам, живущим в нескольких кельях.

    В 1991 году был совершен первый послереволюционный обряд пострига в монахи, когда иночество приняло 5 послушников. В этом же году при собрании тысяч православных мощи святителя Тихона были торжественно перенесены в Задонский храм, а через 2 года вернули мощи остальных праведников.

    В 1998 году Патриарх Московский и всея Руси при посещении храмового комплекса дал свое Первосвятительское благословение.

    2003 год — все прежние здания были возвращены монастырю.

    Возрождение обители шло очень быстро. При храме работали художники в иконописной мастерской, восстанавливающие иконостасы. Владимирский храм снова привлекал прихожан золотым сиянием куполов, а в 2005 году пятитонный колокол огласил округу колокольными переливами.

    Святыни Задонской мужской обители

    Чудотворная Владимирская икона и мощи святителя Тихона — живоносные источники мужской обители Задонска, дарующие чудеса исцеления и освобождения. Паломники едут в Задонский монастырь поклониться у мощей святого Тихона, они хранятся с 2006 года в новой, серебром покрытой раке, и нетленным одеждам святителя, увидеть которые можно через стеклянный ковчег.

    Владимирский собор является хранителем еще 11 мощей святых подвижников, которые приобрели вечную славу.

    Имеются в Задонской православной святыне иконы из Святой земли, мощи святых.

    Среди местных праведников выделяется Георгий Машурин, его мощи хранятся в Рождество-Задонском монастыре.

    Среди местнопочитаемых святых выделяется и схимонах Митрофан, ближайший друг, ученик отца Тихона, прозорливец.

    На заметку! Праздник Крещения Господнего является важным событием в жизни мужской обители, когда после Торжественной Литургии все присутствующие могут совершить погружение в святую купель.

    В 2005 году на территории собора в знак особого почитания был открыт памятник Святителю Тихону.

    Расписание богослужений и престольные праздники

    Все богослужения ведутся на церковнославянском языке.

    • В 6.00 в храме начинается чтение утренних молитв.
    • В 6.45 чтение переходит в молебен с чтением акафист дня.
    • После молебна, начинающего в 7.30, все желающие могут исповедаться.
    • Чаще всего прихожане и паломники стараются попасть на молебен у святых мощей святителя Тихона, который начинается в 10.00.
    • 17.00 — начинается Всенощное бдение.

    Текущая деятельность обители

    Мужская обитель помимо молитвенной жизни полностью обслуживает себя по хозяйственной линии.

    Мед добывается на пасеке, рыба и живность поставляется с собственных хозяйств, работают мастерские:

    • по кузнечному делу;
    • лепке скульптур;
    • вышивке;
    • изготовлению обуви;
    • швейные.

    Наследуя дар любви, оставленный святителем Тихоном, братья обители занимаются милосердием и благотворительностью, помогая обездоленным и находящимся в местах лишения свободы пищей и словом ободрения.

    На заметку! Под опекой Задонского Рождество-Богородицкого монастыря находится несколько детских домов, домов престарелых и больниц.

    Найти приют в стенах монастырского комплекса в Задонске могут все нуждающиеся.

    Информация для паломников и туристов

    Посетить Русский Иерусалим в Липецкой области можно каждому человеку. Великолепное строение видно с любой точки города Задонска, оно находится на улице Коммуны, д. 14.

    Чтобы доехать до Липецкой обители из столицы, следует отправиться на поезде у Курского вокзала Москвы до Липецка, там пересесть на автобус, идущий в Задонск.

    Междугородний автобус «Москва-Воронеж» идет прямо в Задонск, при въезде в который видны кресты Богородицкого монастыря.

    Планируя паломничество в русскую святыню XVII века, следует учесть, обойти огромную территорию в течение одного дня нереально, если при этом посетить святыни храмового комплекса:

    • иконы Владимирской Богородицы;
    • Рождества Божьей Матери;
    • Вознесения Господня;
    • Тихона Задонского;
    • Тихона Задонского и Игнатия Богоносца;
    • Иконы «Живоносный источник»;
    • Николая Угодника.

    Совет! При этом желательно посетить Надвратную часовню и искупаться в часовне-купальне на источнике.

    ЗАДОНСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    Задонский монастырь (панорама с юга)

    Задонский Богородице-Рождественский мужской монастырь Липецкой епархии

    Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь, был основан в 1610 году. Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Первый деревянный храм, построенный ими в 1630 году, был посвящен Пресвятой Богородице.

    В середине XVII века монастырь являлся уже вполне сформировавшейся обителью, за ним были закреплены земельные владения размером около гектара и крестьянская слобода Тешевка, переименованная в 1779 году в город Задонск.

    В 1692 году в результате пожара монастырь был уничтожен дотла. Но именно это трагическое событие прославило монастырскую Владимирскую икону Божией Матери – она сохранилась на пепелище неповрежденной. К монастырю устремились многочисленные паломники, жертвовавшие свои средства на восстановление обители. К 1697 году обитель и все прежние здания были восстановлены. Строительство проходило тщанием игумена Трифона, бывшего настоятелем монастыря с 1693 по 1697 год. Спустя 44 года прежняя деревянная церковь обветшала, да и не могла уже вместить всех верующих, поэтому в 1736 году игумен Ефимий II предпринял строительство первой церкви из камня с двумя приделами — в честь Рождества святого Иоанна Предтечи и во имя Евсевия, епископа Самосадского. Уже в 1741 году освятили главный престол. При игумене Ефимии с западной стороны монастыря были возведены каменные забор с воротами и готическая колокольня. На первом этаже колокольни располагался храм во имя святителя Николая, а по флангам возведены двухэтажные кельи с кладовыми.

    Почитание Владимирской иконы Божией Матери в дальнейшем еще более усилилось после чудесной помощи Ее во время эпидемии холеры в 1830-1831 годах, когда смерть не коснулась ни одного насельника обители, в которой непрестанно служились молебны перед чудотворным образом.

    В 1769 году в монастырь переселился на покой, оставив Воронежскую кафедру, святитель Тихон (Соколов). Он пребывал в монастыре с 1769 по 1783 год. Здесь святитель обрел славу «Российского Златоуста», сподобился от Бога дара исцелений, чудотворений, покаянных слез и непрестанной молитвы, но самое главное – дара любви. Здесь он самой жизнью исполнил заповедь Христа и стал отцом сирых, нищих и обездоленных. 13 августа 1783 года на 59 году своей земной жизни святитель Тихон принял блаженную кончину. После его смерти началось паломничество к гробнице Божьего угодника.

    В начале XIX века в монастыре осуществлялась перестройка строений. При архимандрите Иннокентии в 1806 году была устроена каменная трапезная с богатой отделкой в виде колонн, богатых украшений и алебастровых фигур. В ней же расположилась монастырская хлебопекарня. Позже трапезную переоборудовали в зимнюю церковь. В 1815-16 гг. были обновлены кельи, трапезная и прочие здания. В 1817 году к двухэтажному корпусу пристроили двухэтажную Вознесенскую церковь и помещение для больницы.В 1818 году рядом с Вознесенским храмом было возведено здание для духовного училища. В том же году в обитель прибыл Георгий Задонский, который на протяжении 17-ти лет вёл в монастыре затворническую жизнь. В 1829 году началось строительство колокольни с храмом в честь свт. Николая Чудотворца, которую по постройке, 21 августа 1835 года, освятил архиепископ Антоний (Смирницкий). Колокольня имела 11 колоколов. Самый первый и самый большой (весом 5 т) отлили в 1846 году, второй колокол весил 1965 кг, третий 1146 кг. Общая масса колоколов составила 9844 кг.

    В 1845 году было начато строительство нового пятикупольного восьмипрестольного трехэтажного собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. При постройке этого храма и разборке старого в 1846 году были обретены нетленными мощи святителя Тихона.

    В 1851 году указом императора Николая I третьеклассный Задонский Богородицкий монастырь был возведен в первый класс.

    13 августа 1861 года состоялось прославление свт. Тихона Задонского. По случаю такого значительного события в жизни монастыря в город Задонск прибыло около 300 тысяч паломников, при населении города Задонска в 7 тысяч человек. У мощей святителя совершалось множество благодатных исцелений. Исцеления и чудеса, обильно источаемые от чудотворного Владимирского образа Божией Матери и от мощей святителя Тихона, привлекали в монастырь тысячи паломников. К концу XIX столетия монастырь снискал подлинную славу одной из жемчужин духовной жизни России.

    Перед революцией на территории обители находилось шесть храмов. Самый величественный – собор в честь Владимирской иконы Божией Матери, зимний храм Рождества Пресвятой Богородицы, храм святителя Тихона Задонского. Под колокольней располагался храм в честь Святителя и чудотворца Николая, в трапезной – Вознесенский храм, на источнике – храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Также на территории размещались жилые корпуса для настоятелей и братии монастыря, трапезная, хозяйственные постройки, уездное духовное училище, гостиница, больница, церковно-приходская школа, аптека. Монастырь имел свечной завод, два кирпичных завода. В обители подвизалось более 200 иноков. Монастырь стал любимейшим местом паломничества богомольцев. Направляясь на богомолье в Иерусалим, они считали своим долгом прежде всего посетить Задонск, затем Киев, а потом идти в Святую землю.

    В монастыре чин водоосвящения совершался 14 августа (Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня), 6 января (Крещение Господне), в пяток Светлой Седмицы (Иконы Божией Матери «Живоносный Источник») и в день Преполовения Пятидесятницы. В день Преполовения сюда торжественно приносилась с крестным ходом Владимирская икона Божией Матери и оставлялась до 1 октября. Перед ней служились заказные молебны с водоосвящением.

    В 1919 году одними из первых в стране были вскрыты мощи святителя Тихона, и началось гонение на монашествующих. В 1929 году после сфабрикованного судебного обвинения часть монашествующих была арестована и сослана в места заключений и ссылку, а другая – изгнана из стен обители. Задонский Богородицкий мужской монастырь был окончательно расформирован, а имущество конфисковано. Мощи святителя Тихона Задонского отправили первоначально в местный краеведческий музей, затем – в Елец и перед войной – в областной центр, город Орел.

    За 60 лет монастырь был неузнаваемо разрушен. В стенах обители за этот период размещались светские учреждения: районная больница, овощесушильный завод, детский дом, колбасный цех пищекомбината.

    Восстановление обители началось в 1988 году с ремонта главного Владимирского собора. Постройки бывшего монастыря возвращались истинным хозяевам не сразу. В 1990 году первым насельникам будущей обители было выделено только несколько комнат в одном из зданий, да сам собор. Первое архиерейское богослужение в соборе состоялось 26 августа 1990 года, в день памяти святого Тихона Воронежского, Задонского чудотворца. В марте 1991 года приняли монашеский постриг первые пять послушников обители. В августе 1991 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Тихона из Орла в Задонскую обитель.

    Через два года в монастырь были возвращены останки местночтимых праведников, которые в годы лихолетья были изъяты из усыпальницы и вывезены на городское кладбище. Быстрыми темпами шло восстановление обители. Одной из первых была воздвигнута восьмидесятиметровая колокольня. Засияли купола Владимирского собора.

    В 1998 году Задонский монастырь впервые посетил патриарх Алексий II. После его визита начинается интенсивное восстановление обители. Реконструируется Вознесенский трапезный храм. Восстанавливается храм в честь святителя Тихона Задонского. В 2003 году были начаты восстановительные работы зимнего храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Также в этот год на святом источнике восстановлен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». А в 2006 году была построена купальня. В монастыре работала иконописная мастерская, был расписан иконостас Владимирского собора.

    К 2003 году завершилось возвращение обители основных строений, принадлежавших ему до революционных событий. 13 апреля 2005 года в обитель был привезён пятитонный колокол, который был отлит в марте 2005 года в Воронежской фирме «Вера» на средства, пожертвованные ОАО «ЦентрТелеком». 22 апреля 2005 года он был освящен и поднят на колокольню. До этого самым крупным колоколом обители был колокол весом в одну тонну.

    Также в 2005 году на территории монастыря был воздвигнут памятник святителю Тихону. Традиционно в августе проходят торжества в день его памяти. До сих пор бережно хранится и почитается в монастыре все, что связано с памятью святителя Тихона. В 2005 году была установлена новая сень над ракой с мощами святителя, а в 2006 году – новая серебряная рака с искусной чеканкой. Облачение святителя, в котором он был погребен, совершенно не тронуто временем, покоится в стеклянном ковчеге рядом с его мощами. У мощей святителя, на его святом источнике, после молитвенного призывания святого до сих пор происходят многие исцеления телесных и душевных недугов. Об этом свидетельствуют многие письменные и устные отзывы, собранные игуменом Стефаном в отдельно изданную книгу, вместе со свидетельствами исцелений, опубликованными в дореволюционный период.

    В Задонской обители во Владимирском соборе в мраморной гробнице сохраняются и мощи 11 Задонских подвижников благочестия. Здесь же находится множество икон святых Божиих угодников с частицами их мощей. Во Владимирском соборе в настоящее время находится множество местночтимых икон, святынь, доставленных из Иерусалима, частицы мощей святых Божиих угодников. В обители есть иконы старинного письма, бережно сохраненные верующими в годы безбожной власти. Среди них наиболее почитаемые: иконы святителя Тихона Задонского и Владимирская икона Божией Матери.

    В 2010 году монастырь отметил свой 400-летний юбилей. К этому времени были восстановлены основные корпуса и храмы обители. В связи с юбилеем, впервые за столетия здесь совершена Божественная литургия, возглавляемая патриархом всея Руси Кириллом.

    В стенах монастыря проводят с 2005 года один из дней работы Свято-Тихоновские образовательные чтения (совместным проектом Липецкого епархиального управления и администрации Липецкой области). С 2014 года проводятся Рождественские образовательные чтения регионального этапа.

    В последние годы в обители ведутся не только ремонтные работы, но и строятся трехэтажная просфорная, трехэтажные склады, пятиэтажная гостиница для паломников, крытый лестничный спуск к «Живоносному источнику».

    Основная застроенная часть территории монастыря занимает площадь в 7,5 га. Эти земли находятся в бессрочном безвозмездном пользовании, как территория памятника истории и культуры XIX века, охраняемая государством. За монастырем числится 500 га пахотных земель, а лесные угодья занимают 170 га.

    В монастыре развито подсобное хозяйство. В 1995 году монастырю была возвращена территория в пойме реки Дон, где сейчас располагается подворье обители с животноводческой фермой. В обители имеется свой автотранспортный комплекс, пасека, рыбоводческое и животноводческое хозяйство, механическая и кузнечная мастерские, мастерская по скульптурной лепке, вышиванию, швейный и консервный цеха.

    Растет число монашествующих. К 2017 году в Задонском мужском монастыре подвизаются и трудятся около 500 насельников. Среди них: митрополит, епископ, архимандрит, 5 игуменов, 40 иеромонахов, 14 иеродиаконов, 5 схимонахов, 36 мантийных монахов, 20 иноков, 40 послушников.

    Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь является самым крупным в Липецкой митрополии. Обитель является духовным ее центром. Здесь проходят многие торжества епархиального значения. В праздничные дни совершаются торжественные архиерейские богослужения, в которых принимают участие многочисленные паломники и гости. Торжественные архиерейские богослужения совершаются во Владимирском соборе монастыря в сослужении многочисленного духовенства епархии.

    В дни великих и престольных праздников после торжественных богослужений насельники Рождество-Богородицкой обители проходят крестным ходом вокруг Владимирского собора. А 24 августа, встречая крестные ходы из Воронежа, Липецка, Ельца, проходят крестным ходом по главным улицам г. Задонска.

    С 1990 года престольные праздники в честь Владимирской иконы Божией Матери особо почитаемы в обители. В эти дни после литургии совершается крестный ход вокруг Владимирского собора с кратким молебном. Приезжает много гостей, благодетелей. По традиции, монашеская и паломническая трапезные потчуют гостей бесплатно.

    Богослужение в обители совершается ежедневно. Вечером (в 17 часов – в летний период, и в 16 часов – в зимний) служатся девятый час, вечерня, утреня и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней в это же время совершается положенное уставом всенощное бдение.

    Усыпальница одиннадцати подвижников благочестия – Задонских старцев. Собор Владимирской иконы Божией Матери Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, фото нач. 2000-х гг.

    Святые и подвижники

    Святитель Тихон Задонский, на века прославивший обитель, был одним из сонма подвижников связанных с монастырём в XVIII-XIX веках. Наиболее чтимые из них находили упокоение в усыпальнице под алтарём трапезного Вознесенского храма, над пещерой затворника Георгия. Здесь часто служили панихиды и были засвидетельствованы многочисленные случаи чудесной помощи, исцелений и заступничества. После закрытия обители в 1920-х годах останки одиннадцати чтимых Задонских подвижников были вывезены на городское Тюнинское кладбище. В октябре 1993 года место захоронения было найдено и останки были возвращены в монастырь, где рядом с мощами святителя Тихона по благословению митрополита Воронежского Мефодия (Немцова) была устроена мраморная гробница, перед которой стали служить панихиды по “Задонским старцам” в дни их памяти. В сонм “Задонских старцев” вошли:

    • Евсевий (Евфимий II), схиигум. (+ 1745)
    • Митрофан (Голощапов), схим. (+ 1793)
    • Агапит (Болховитинов), иеросхим. (+ 1825)
    • Антоний (Соколов), архиеп. Подольский (+ 1827)
    • Георгий Машурин, в монашестве Стратоник, затворник (+ 1836)
    • Павел, иером. (+ 1837)
    • Нафанаил (Остапов), иеросхим. (+ 1849)
    • Антоний Монкин, Христа ради юродивый (+ 1851)
    • Авраамий, иеросхим. (+ 1852)
    • Евфимия Попова, старица (+ 1860)
    • Ириней, иером. (+ 1863)

    Настоятели, наместники

    • Прохор (упом. в 1632 году. Можно предположить, что он был первым преемником в управлении благочестивых старцев Кирилла и Герасима Задонских — основателей Задонского монастыря).
    • Леонид
    • Ефрем I
    • Ефрем II
    • Трифон (1693 – 1697)
    • Игнатий
    • Филарет
    • Антоний
    • Евфимий I
    • В схим. Авель
    • Евфимий II, в схим. Евсевий (1735-1745)
    • В схим. Никита
    • В схим. Иринарх
    • В схим. Пахомий
    • В схим. Тихон I
    • В схим. Тихон II
    • В схим. Питирим
    • Стефан
    • Тихон III
    • Варсонофий I (- 1735)
    • Варсонофий II (1751 – ?)
    • Корнилий, в схиме Кирилл (упом. 1763)
    • Зосима
    • Нифонт, в схиме Николай (1767 – 1774)
    • Феодосий (1774 – 1776)
    • Самуил I (1776 – 1777)
    • Венедикт (конец 1777 – 14 июля 1778)
    • Самуил I (14 июля 1778 – 1787)
    • Климент (Белошапкин) (конец 1787 – 1789)
    • Тимофей (Самбикин) (1789 – 1805)
      • Зосима, в миру Михаил
    • Иннокентий (Алексеев) (1805 – 1807)
    • Евграф (1807 – 1814)
    • Самуил II (Стебловский) (1814 – 1833)
    • Иларий (Иродионов) (1834 – 1836)
    • Досифей (Немчинов) (1836 – 1840)
    • Мартирий (Горбачевич) (1840 – 1842)
    • Иларий (Иродионов), 2 раз (1842 – 1845)
    • Серафим (Покровский) (1845 – 1855)
    • Дионисий (Долгополов) (1855 – 1860)
      • Варсонофий (? – 1861)
    • Димитрий (Григорьев) (25 мая 1860 -13 июля 1882)
    • Прокопий (Тенеровский) (1882 – 1893)
    • Иоанникий, в схиме Иоанн (1893 – 19 января 1902)
    • Леонид (Быковский) (1902 – 1904)
    • Нафанаил (Чулков) (1904 – 1912)
    • Александр (Зеленев) (1913 – 1920)
    • Митрофан (Гринев) (1920 – 1921)
    • Никандр (Стуров) (1923 – 1925)
    • Иосиф (Пальчиков) (весна-осень 1990, строитель)
    • Нафанаил (Черняк) (конец 1990 – (июнь-неофиц.) октябрь 1991)
    • Никон (Васин) (с октября 1991)
      • Гермоген (Крицын) (2004 – 2005)
      • Трифон (Голубых) (2005 – 2011)
    • Трифон (Голубых) (с 30 мая 2011)

    Задонск — монастыри, источники, памятники старины

    Найти Задонск на карте с мелким масштабом непросто: он спрятан в излучинах Дона в центре Липецкой области, в 70 км от областного центра и в 100 км от Воронежа. В город Задонск люди едут за экзотикой, чудесами, исцелением. Неторопливая, мягкая атмосфера города помогает обрести покой, вырваться из бешеного круга суеты, пожирающей нашу жизнь. Здесь нет высотных зданий, над местностью доминируют купола монастырей Задонска. Целых три обители на крохотный 10-тысячный городок! Изо дня в день на церковных службах идет таинственная работа по исцелению и преображению людских душ.

    *В этой статье мы используем в качестве иллюстраций изумительные по красоте картины задонского художника Юрия Демьянова. Внизу статьи вы найдете ссылку на сайт художника с полной галереей его работ, любую из которых можно приобрести, связавшись с ним по указанным контактным данным.

    Помимо монастырей гостям Задонска есть, на что посмотреть. Весной он утопает в цветах, летом – в зелени, осенью в ярких красках опадающей листвы. А зимой улицы города Задонска завораживают прелестью заснеженной старины. Со старыми, почти сказочными временами связаны уникальные достопримечательности города — Гончарная мастерская, музей «Антресоль», парк развлечений «Кудыкина гора».

    Задонские просторы – словно портал в прошлое. Одних он возвращает в далекое солнечное детство, другим открывает духовные прозрения Тихона Задонского – небесного покровителя этих мест.

    О городе Задонске

    С момента зарождения Задонск был и остается городом при Монастыре. Появился он здесь в 1610 г. Это был апогей Смутного времени: поляки хозяйничали в Москве, стремясь уничтожить Православие и независимость Руси. Патриарх Гермоген благословил московских монахов Кирилла и Герасима основать новую обитель на Дону. Они принесли сюда список чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. В честь неё был построен первый храм на левом берегу Дона, в устье реки Тешёвки. Возле монахов стали селиться хлебопашцы – образовалась Тешёвская монастырская слобода. Статус города новое поселение получило через полтора столетия (25 сентября 1779г.) по указу Екатерины II, которая повелела называть новый город Задонской Слободкой – или короче, Задонском.

    Новую жизнь вдохнул в существование провинциального городка святитель Тихон. Уйдя на покой с должности Воронежского епископа, он 15 лет жил как насельник Задонского монастыря. Бескорыстие, жертвенность, всепрощение владыки выходили за рамки общепринятых норм и глубоко западали в сердце горожан.

    В местах уединенной молитвы бывшего епископа выросли монастыри с целительными источниками. Нетленные мощи святителя, его канонизация, огромное число паломников – всё это принесло Задонску славу Русского Иерусалима. Городок процветал – вплоть до трагических событий 1917 года…

    Сегодня в Задонске проживает около 10 тыс. человек – ровно столько, сколько было в прежние времена. Возродилась жизнь святых обителей, вновь забили святые источники, в любую погоду едут сюда паломники.

    Монастыри, которые стоит посетить в Задонске:

    • Рождество-Богородицкий мужской монастырь – в центре города, по адресу ул. Коммуны, 14;
    • Богородицко-Тихоновская женская обитель – находится в 3 км от центра;
    • Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь – расположен в 7-8 км от города.

    Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

    Уже четыре столетия Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь стоит на левом берегу Дона.

    Здесь находятся две святыни: Владимирская икона Божией Матери и мощи Святителя Тихона Задонского.

    С 1610 года список иконы Владимирской Божией Матери, принесенный из Сретенского монастыря, освящал Задонский монастырь и прославлял его многими чудесами:

    • В 1692г. пожар уничтожил все постройки монастыря – целой и невредимой осталась лишь икона. Жителей поразил этот факт. К иконе стали притекать паломники, каждый стремился помочь возрождению обители: кто деньгами, кто продовольствием, кто своим трудом.
    • В 30-е — 40-е годы XIX века в Задонске дважды свирепствовала холера. Не обошла стороной она и монахов, но из молившихся перед святой иконой ни один не умер от страшной болезни.
    • В 1861 и 1869 годах в Задонске опять запылали дома. Икону с молитвой подносили к очагам огня – и стихия отступала, позволяя людям тушить пожар.

    Традиционно с престольными праздниками Владимирской Божией Матери были связаны Задонские ярмарки, проводившиеся трижды в конце мая, июня и июля. Они вызывали огромный приток паломников и способствовали развитию монастыря.

    Чудотворной иконе посвящена главная постройка монастыря – Владимирский собор. Огромный трехэтажный красавец-храм с колоннадами возведен в середине XIX века по проекту знаменитого архитектора К. А. Тона. Украшенная жемчугом и драгоценными камнями икона находится справа у клироса — это восстановленный по описаниям список чудотворной Владимирской иконы Задонского Богородицкого монастыря. Сама она, к сожалению, была утеряна в годы большевистского лихолетья.

    Вторая святыня Богородицкого монастыря — мощи Тихона Задонского. Он провел в обители последние 15 лет своей жизни, удалившись на покой после служения в должности Воронежского епископа.

    • 1769-1783 гг. — Тихон жил в Задонском мужском монастыре, обретя дар непрестанной молитвы, чудотворения, прозорливости, любви к ближнему; создавал творения, которые стали духовной пищей для многих православных; здесь же, в Задонском монастыре, он и был похоронен под алтарем Владимирского собора;
    • 1846 г. — при перестройке собора тело угодника Божия было обретено нетленным, началось стихийное народное почитание его мощей;
    • 1861 г. — состоялась официальная канонизация Тихона Задонского;
    • 1919 г. — мощи святого были вывезены из монастыря в Орел;
    • 13 августа 1991 г. — святыня была возвращена в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь — возобновились чудесные исцеления, документально подтвержденные врачами.

    Образ святителя в полный рост в архиерейском облачении — единственная икона, сохранившаяся в Рождество-Богородицком монастыре в Задонске.

    Официальный сайт Рождестов-Богородицкого монастыря https://zadonsk-monastyr.ru.

    Свято-Тихоновский Преображенский монастырь

    В 7 километрах от Богородицкого монастыря на склоне холма в лесу укрылся от посторонних глаз Свято-Тихоновский монастырь.

    Это место 250 лет назад святитель Тихон называл «земным раем» — он основал здесь скит, выкопал колодец, молился и работал над книгой «Сокровище духовное от мира собираемое». Сразу после канонизации Тихона, в лесной глуши на берегу речки Проходня в его честь была основана новая обитель. В 1920 году Тихонов Задонский монастырь был разрушен, буквально стерт с лица земли. Но через 70 лет в нем снова затеплилась жизнь. В апреле 1991 г. насельницами «земного рая» стали монахини. Первым был восстановлен надвратный храм Преображения, и обитель получила название: Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. На её территории находятся три храма — Троицкий, Преображенский и Успенский, есть гостиница для паломников, купальня на Святом источнике.

    Возрождение монастыря сопровождалось чудесными знамениями, которые укрепляли дух сестер, трудившихся во славу Божию:

    • Келья святителя Тихона возникла на месте полуразрушенной башенки в стене. Проходя однажды мимо неё крестным ходом, все сестры почувствовали там чудесный запах ладана. Было решено оборудовать в угловой башне часовню в память о молитвенном уединении и духовных трудах Тихона. Часовня так и называется – Келья Тихона Задонского.
    • Иверская икона Божией Матери – образ, прибывший в Свято-Тихоновский Скит с Афонской горы еще до революции. В советские годы святая икона служила дверью на скотном дворе, пока не попала в боголюбивую семью. Через три поколения пронесли члены семьи святую реликвию и передали её в Тихоновский монастырь, не подозревая, что это и было её законное место. Иверская икона находится в Троицком сборе — мироточит, исцеляет и дарит бездетным семьям родительское счастье.
    • В 2000 году в Тихоновском монастыре появилось Кровоточивое Распятие: из-под тернового венца, на пробитых гвоздями руках просочились капельки крови. Это произошло в день памяти всех российских святых. Сегодня чудесная реликвия находится в Успенском соборе Свято-Тихоновского монастыря.
    • Камень здоровья – место, к которому с молитвой и надеждой на исцеление припадают многие паломники и получают просимое. Предполагается, что под камнем находится захоронение нетленных мощей одного из прежних насельников монастыря. Камень лежит неподалеку от часовни на месте бывшего монастырского кладбища.

    Сегодня в Тихоновском Преображенском монастыре живет около ста сестер. Их стараниями место уединенных подвигов Тихона Задонского стало настоящим раем на земле для многих сотен людей.

    Богородице-Тихоновский (Тюнинский) монастырь

    Место этой обители также связано с именем Тихона Задонского, которому полюбился родник в лесной глуши, в 3-х километрах от Задонского монастыря. Руками святителя источник был облагорожен и обустроен — он является главной святыней женской обители. В 1814 году здесь построен домовой храм в честь иконы «Живоносный источник». В комплекс Тюнинского монастыря (название происходит от имени помещика — владельца этих земель в 17 в) помимо этого храма входит величественный Вознесенский собор, церковь Александра Невского, четырёхъярусная колокольня, дом паломника. В монастыре проживает 30 сестер во главе с игуменьей Арсенией.

    Официальный сайт Тюнинского монастыря: http://tunino.ru.

    Свято-Троицкий женский монастырь

    Начало четвертому по счету монастырю Задонска положил странноприимный дом по уходу за немощными странниками, прибывавшими на поклонение святыням Задонска. При общине сестер милосердия в 1860 г. была построена церковь в честь иконы «Всех скорбящих радость». Статус монастыря девичья община получила в 1888 году. В народе обитель называли «Скорбященской», пока не был возведен храм Живоначальной Троицы, ставший престольным для монастыря.

    Свято-Троицкая женская обитель просуществовала до 1929 года. Из построек бывшего женского монастыря остался только 5-купольный Храм Живоначальной Троицы (Троицкий собор) – памятник архитектуры XIX в. Это единственное место в Задонске, где венчают молодоженов и крестят детей.

    Богослужения в монастырях Задонска

    Главное действие, ради которого паломники едут в Задонск – богослужение, таинства Исповеди и Причастия. Расписание служб каждого монастыря и храма в Задонске имеет свои особенности.

    Аудиогид по Задонскому Рождество-Богородицкому монастырю

    История этой светлой, невероятно красивой и гостеприимной обители неразрывно связана с личностью и духовными подвигами святителя Тихона Задонского, одного из самых почитаемых русских святых.

    Здесь, на территории монастыря, он провел последние годы своей земной жизни. Мы узнаем, где находилась келья Тихона Задонского, увидим место, где святителю явился сам Господь, полюбуемся прекрасным собором, в котором почивают мощи святителя Тихона и познакомимся с другими достопримечательностями Рождество-Богородицкого монастыря. В этом аудогиде мы старались уделить особое внимание истории создания обители и основным вехам в ее жизни.

    В создании аудиогида активное участие приняли братья Задонского Рождество-Богородицкого монастыря. Мы искренне благодарим их за доброту, открытость и огромную помощь! Еще на этапе создания аудиогида, мы планировали сделать его особенным: глубоким и поддерживающим у паломников сосредоточенное и молитвенное настроение. Аудиогид по Задонскому Рождество-Богородицкому монастырю звучит голосом служителя паломнического отдела монастыря, отца Афанасия, которому мы хотели бы выразить особую благодарность. Негромким аккомпанементом к аудиогиду служит запись песнопений хора Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

    Полную версию аудиогида можно найти здесь. Скачать аудиогид можно, установив приложение izi.TRAVEL на телефон и набрав в поиске «Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь».

    Мы надеемся, что аудиогид по Рождество-Богородицкому монастырю принесет вам пользу и частичку благодати, которая царит в этом удивительном святом месте!

    Выражаем огромную благодарность за помощь в создании гида всем членам Липецкого областного краеведческого общества и лично – Александру Юрьевичу Клокову. Тексты, представленные в аудиогиде, содержат, в том числе, сведения, представленные в научно-публицистических трудах участников Общества. Благодарим Государственную дирекцию по охране памятников культурного наследия Липецкой области и Андрея Анатольевича Найденова – лично, за большое содействие в организации поездок по области и консультирование по историко-архитектурным вопросам.

    Выражаем благодарность Центру кластерного развития Липецкой области за огромную поддержку содействие в организационно-консультативных вопросах. Аудиогид подготовлен командой блога «Летопись русской усадьбы»: Вадимом Разумовым, Екатериной Гавриловой, Александром Телицыным.

    Мы благодарим братьев Задонского Рождество-Богородицкого монастыря за огромную помощь, гостеприимство и доброту!

    2. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Главный храм обители.

    Общая высота монастырской колокольни составляет 82 метра. Колокольню венчает 5-метровый крест. А вес самого тяжелого колокола составляет 5 тонн.

    3. Надвратная Никольская церковь с колокольней и гостиничными корпусами.

    Собор Владимирской иконы Божией Матери является «сердцем» задонской Рождество-Богородицкой обители. Именно в нем находятся главные святыни монастыря: чудотворная икона Владимирской иконы Божией Матери и мощи святителя Тихона Задонского.

    4. Сияющие купола Рождество-Богородицкого монастыря видны из любой точки Задонска.

    В первом ярусе колокольни по-прежнему сохраняется вход в обитель. Символично, что паломников и гостей монастыря встречают позолоченные фигурки ангелов, расположенные на колокольне. Переливаясь на солнце, они, как и прежде, радостно приветствуют путников.

    5. Надвратную колокольню украшают позолоченые фигуры ангелов.

    Эта архитектурная достопримечательность была построена в период с 1845 по 1853 год выдающимся русским архитектором Константином Андреевичем Тоном. Именно он спроектировал проект Храма Христа Спасителя в Москве. К созданию собора во имя Владимирской иконы Божией Матери приложил свои усилия и другой известный человек – художник Тимофей Егорович Мягков. Он создал иконостас старинного храма.

    6.

    Архиерейский корпус был построен в 1906 году. Это здание, выполненное в стилевых формах эклектики, предназначалось для проживания епархиальных архиереев и почетных гостей монастыря. Некоторое время в корпусе располагалось Уездное духовное училище. Сейчас там проживают монахи обители.

    7. Архиерейский порпус.

    8.

    На средства задонского городничего Ивана Дулова на месте кельи Тихона Задонского был установлен гранитный памятный знак. После прославления святителя Тихона, в 1865 году, на месте монумента была появилась миниатюрная церковь, которую освятили в честь Тихона Задонского.. Как и большинство построек комплекса Задонского мужского монастыря, Церковь на месте кельи Святителя Тихона Задонского пострадала в советские годы. Однако, общими усилиями храм, расположенный на столь памятном для православных христиан месте, восстановлен и вновь открыт для прихожан.

    9. Церковь на месте кельи Святителя Тихона Задонского.

    В южной части территории монастыря расположено двухэтажное здание с протяженным фасадом, украшенной изящными колонными портиками. Это – трапезный корпус монастыря, в котором расположена церковь во имя Вознесения Господня. Трапезный корпус появился в Задонске еще в конце XVIII века, однако в середине XIX столетия здание подверглось существенной перестройке. В 1817 году к корпусу была пристроена церковь Вознесения Господня, а в 1842 году – часовня на месте так называемой «Митрофановской пещеры» – места, где скрывался для уединенной молитвы соратник Тихона Задонского, святитель Митрофан. Рядом со святителем Митрофаном в «Митрофановской пещере» нашли свой покой несколько задонских праведников.

    10. Трапезный корпус с церковью Вознесения Господня.

    В самом центре площади между Владимирским собором и Трапезным корпусом находится памятник святителю Тихону Задонскому. Великий духовный деятель изображен на монументе, благословляя Задонск, монастырь и всех посетителей обители.

    11. Памятник Тихону Задонскому.

    Этот храм был построен на том самом месте, где в усыпальнице под алтарем прежнего Владимирского собора покоились мощи святителя Тихона Задонского до их обретения в 1846 году. Знаковый храм был построен в 1870 году. Постройка, лишенная пышного декора, выдержана в стилевых формах эклектики. В настоящее время церковь во имя святителя Тихона отреставрирована.

    12. Церковь над гробом Тихона Задонского.

    13. Территория монастыря похожа на райский сад. Здесь высажено множество цветов, которые благоухают как-то особенно сладко.

    Открытие памятника было приурочено ко дню прославления святителя Тихона Задонского 26 августа 2005 года. В Задонск устремились крестным ходом сотни паломников из Липецка, Ельца, Воронежа и других городов. В Задонске они объединились в общий крестный ход и проследовали в обитель, к месту торжественного открытия памятника святителю Тихону. В ходе торжества памятник был освящен по чину иконы. То есть, он является одной из святынь монастыря.

    14. Памятник святителю Тихону был освящен по чину иконы, то есть он является одной из святынь обители.

    15.

    16. Владимирской собор был построен по проекту русского зодчего Константина Тона. Ему же принадлежит авторство проекта Храма Христа Спасителя в Москве.

    Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы является вторым по величине храмом Задонского мужского монастыря. Эта величественная церковь находится южнее Владимирского собора. Храм в его нынешнем виде был построен в 1862 году.

    17. Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

    18.

    19.

    Еще одно здание со скромным декором, выдержанное в стиле эклектики, до революции являлось казначейским корпусом. В нем проживали монастырские, ризничие, благочинные и братья. Сейчас там тоже находятся братские кельи.

    20. Казначейский корпус.

    За алтарной частью Владимирского собора находится могила выдающегося военного, общественного деятеля, дипломата и путешественника Николая Муравьева-Карского. У человека, который только начал знакомиться с историей Липецкой области, может возникнуть вопрос: «Почему могила этого светского человека расположена в столь почетном месте, у главного храма обители»?

    21. Могила Николая Николаевича Муравьева-Карского, великого военного деятеля и мецената. С историей его усадьбы Скорняково-Архангельское в Задонском районе вы можете ознакомиться здесь.

    22.

    23.

    24.

    25. Общая высота монастырской колокольни составляет 82 метра. Колокольню венчает 5-метровый крест.

    26. Вид на монастырь.

    27.

    У основания высокого холма, на котором расположен Рождество-Богородицкий монастырь, проистекает чудотворный Богородичный источник. На протяжении нескольких веков он привлекал множество паломников. Существует версия, согласно которой первый храм над источником был построен в 1610 году – в год основания самого монастыря. Однако, достоверно известно о том, что каменная часовня появилась здесь в первой половине XVIII века. В 1870 году на месте этой часовни появилась церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

    28.

    Святой источник, расположенный у подножия монастырского холма, не раз являл чудеса исцеления верующим из разных уголков мира. Ежегодно его посещают тысячи паломников. Во время возрождения монастыря у источника была оборудована купель.

    29. Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Святой источник и купель.

    30.

    31.

    32.

    33. Обязательно посетите эту удивительную обитель!

    Читайте также:
    Казанский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: