Саратовская епархия: духовенство и священники, храмы и церкви, указы

Биографический очерк священников фамилий от А до Я Саратовской, Самарской, Астраханской епархий ХVIII-ХХ вв.

Биографический очерк священников фамилий от А до Я

Александров Александр

Александров Владимир Александрович (*02.10.1870г)

В 1887г окончил курс в Вольском двухклассном городском МНП училище. С 1894г по 1904г учитель церковно-приходских школ (ЦПШ) Хвалынского и Кузнецкого уезда. Учитель Виляевской ЦПШ Кузнецкого уезда. В октябре 1907г рукоположен во диакона и определен на диаконское место к Николаевской церкви села Шемышлейка Кузнецкого уезда. Учитель местной ЦПШ. В марте 1909г рукоположен во священника и перемещен на священническое место к Богородице-Ахтырской церкви села Спасское (Сукино тож) Вольского уезда. В апреле 1917г определен на священническую вакансию к Космо-Дамианской церкви села Кикина Вольского уезда и перемещен к церкви села Юрьевка Вольского уезда. Награды: набедренник 1916г.

Жена Параскева Васильевна (*22.08.1881г)

Александрова Зинаида Владимировна (*10.10.1904г)

(ГАСО Ф. 135 д. 7994 1917г, СЕВ № 41 1907г, № 16 1909г, № 11-12 1916г, № 13 1917г, СКСЕ 1912г)

Александров Александр

Александров Алексей Александрович (*1834г)

В феврале 1854г по окончании курса исключен из Симбирской семинарии. В марте 1855г определен учителем удельного сельского училища села Хрящевка Ставропольского уезда. В феврале 1856г перемещен на дьяческое место к Спасо-Вознесенскому собору г. Бугуруслан Самарской епархии. В апреле 1858г определен секретарем Бугурусланского Строительного Комитета. В мае 1858г рукоположен во диакона с оставлением на причетнической должности при Спасо-Вознесенском соборе г. Бугуруслан.

Жена Екатерина Петровна (*1836г)

Александрова Мария Алексеевна (*1857г)

(ЦГАСО Ф. 32/15 д. 46 1861г)

Александров Александр

Священник церкви Иловайской станицы Войска Донского Новочеркасской епархии на 1844-1845гг. На 1849г умерший

Александров Григорий Александрович (*1824г)

Обучался в СДС. На 1844-1845гг воспитанник 2 класса среднего отделения.

Александров Алексей Александрович (*1829г) Обучался в СДС с 1840г. На 1844-1845гг воспитанник 1 класса низшего отделения На 1848-1849гг воспитанник 1 класса высшего отделения

(ГАСО Ф. 12/1 д. 910 1836-1837гг, Ф. 12/1 д. 1886 1844-1845гг, Ф. 12/1 д. 2352 1847-1848гг, Ф. 12/1 д. 2551 1848-1849гг)

Александров Александр

Диакон Казанской церкви слободы Елань Аткарского уезда на 1895-1897гг.

(ГАСО СЕВ № 17 1895г)

Александров Дмитрий

Окончил курс в Саратовской духовной семинарии (СДС). В марте 1890г определен на диаконское место к церкви села Широкий Буерак Хвалынского уезда. В 1891г предоставлено священническое место в том же селе.

(ГАСО СЕВ № 7 1890г, № 18 1891г)

Александров Александр

Александров Николай Александрович.

Священник Иоанно-Предтеченской церкви (Красный Крест) г. Саратова на 1895-1897гг.

(ГАСО Краткие сведения о церквях Саратовской епархии 1895-1897гг (КСЦСЕ 1895-1897гг))

Александров Петр

Крестьянин села Варыпаева Аткарского уезда. В январе 1918г временно допущен к исполнению обязанностей заместителя псаломщика при Николаевской церкви села Шихан Вольского уезда.

(ГАСО СЕВ № 4 1918г)

Александров Тимофей (*1816г)

Пономарский сын. По исключении из 2 класса Саратовского духовного училища (СДУ) в 1840г определен в пономаря к церкви села Биклей Саратовского уезда. В 1841г посвящен в стихарь. В 1843г перемещен в дьячка к молитвенному дому села Левинка Николаевского уезда Самарской епархии.

Жена Александра Ивановна (*1820г)

(ЦГАСО Ф. 32/17 д. 4 1847г)

Александров Федор

Священник благочинный церкви слободы Успенской (Рудня тож) Камышинского уезда. В январе 1779г осуществил чин освящения деревянной церкви в сельце Покровском, Алмазов Яр Саратовской десятины.

(ГАСО СЕВ № 20 1895г)

Александрийский Александр

Александрийский Дмитрий Александрович (*1807г)

По исключении из низшего отделения Пензенского духовного училища в октябре 1824г определен в дьячка к Троицкой церкви села Элтонское озеро Камышинского уезда. В июле 1862г пукоположен во диакона к Казанской церкви села Николаевка Николаевского уезда. В октябре 1863г перемещен в Вознесенской церкви г. Николаевска. В марте 1864г рукоположен во священника. В июле 1868г перемещен к Христо-Рождественской церкви села Кашпарское Самарского уезда.

Жена Александра Ивановна (*1810г)

Александрийская Елена Дмитриевна (*1831г)

(ЦГАСО Ф. 32/17 д. 4 1847г, Ф. 32/17 д. 8 1851г, Ф. 32/17 д. 54 1870г,Ф. 150/1 д. 116а 1858г)

Александрийский Степан

Александрийский Павел Степанович (*1845г)

По исключениии из среднего отделения Самарского духовного училища в июле 1859г определен на дьяческое место к Михаило-Архангельской церкви села Подъем Николаевского уезда. В 1864г посвящен в стихарь.

Жена Анна Ивановна (*1846г)

Александрийский Николай Павлович (*1869г) На 1886г воспитанник Самарской духовной семинарии.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Зеленограде: описание и адрес храма, история, расписание богослужений

Александрийский Петр Павлович (*1871г) На 1886г воспитанник Самарской духовной семинарии.

Александрийский Александр Павлович (*1878г)

Александрийский Константин Павлович (*1880г)

Александрийская Мария Павловна (*1875г)

Александрийская Серафима Павловна (*1884г)

(ЦГАСО Ф. 32/17 д. 91 1870г, Ф. 32/17 д. 187 1886г)

Александровский Андрей

Священник церкви села Александровка Сердобской округи на 1830г.

Александровский Иван Андреевич (*1819г)

Обучался в ПДУ. На 1829-1830гг воспитанник низшего отделения.

(ГАСО Ф. 12/1 д. 35 1830г)

Александровский Борис

Священник церкви села Александровка Сердобской округи на 1830г.

Александровский Иван Борисович (*1820г)

Обучался в СДУ. На 1829-1830гг воспитанник 2-го класса.

(ГАСО Ф. 12/1 д. 35 1830г)

Александровский Гавриил

Священник церкви слободы Семеновка Балашовской округи на 1830г.

Александровский Михаил Гаврилович (*1813г)

Обучался в ПДУ. На 1829-1830гг воспитанник низшего отделения.

(ГАСО Ф. 12/1 д. 35 1830г)

Александровский Петр

Дьячок церкви Святой Великомученицы Параскевы села Елшанка Сердобской округи на 1830г.

Александровский Гавриил Петрович (*1813г)

Обучался в ПДУ. На 1829-1830гг воспитанник низшего отделения.

(Полный текст смотри в ссылке на файлы в начале статьи)

Прощаю, благословляю, лгу

Не всякий, носящий потертую рясу, клобук и перебирающий четки, является священником Русской православной церкви. Вам могут встретиться ряженые, самозванцы, раскольники и другой народ, по виду неотличимый от православных священников, но душу ему лучше не открывать и кошелек перед ним тоже. Отец Федор, параноидально охотящийся за 12 стульями у Ильфа и Петрова, конечно, советский поклеп на образ священника. Пока он комично влачился за мнимым золотом, настоящих священников расстреливали в Бутово и ссылали на Енисей. Но лжеотцы Федоры, увы, стали возможны сегодня. И Церковь первая об этом предупреждает.

На сайте Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ открылся новый раздел “Борьба со злоупотреблениями в сети Интернет”. Его цель – защита верующих от таких злоупотреблений.

Там, в частности, размещена информация о лицах, которые выдают себя во Всемирной паутине за священнослужителей, но не являются ими.

– В социальных медиа приобретает актуальность проблема деятельности лжесвященников. Некоторые лица выдают себя в интернете за священнослужителей, при этом они никогда ими не являлись, либо были запрещены в служении или отлучены от Церкви, – написал в своем Telegram-канале глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. – Лжесвященники ведут блоги и каналы на церковную тематику в социальных сетях, дают пастырские советы и принимают пожертвования, тем самым вводя в заблуждение верующих.

В опубликованный список вошли 10 человек, в том числе и лишенный сана и отлученный от Церкви бывший схиигумен Сергий (Николай Романов).

Кроме лжесвященников в интернете немало не связанных с церковью сайтов, готовых собирать пожертвования с доверчивых граждан.

– В период эпидемии и режима самоизоляции многие верующие пользуются возможностью дистанционного заказа треб, жертвуя средства на храмы и монастыри, что имеет огромное значение для материального обеспечения их деятельности, выплаты зарплаты священникам и церковным служащим – сказано в специальном заявлении Синодального отдела. – На этом фоне проблема мошенничества в Сети стала особенно актуальной. В последние годы в сети Интернет становится все больше и больше онлайн-сервисов, а также мобильных приложений, предлагающих заказ треб в храмах, а также собирающих пожертвования от имени Русской православной церкви. И на многие из этих ресурсов верующие люди регулярно жалуются.

– Хорошо известно, что услуги такого рода оказываются за комиссионное вознаграждение, размер которого скрыт от жертвователя и может достигать 20 и более процентов от переводимой суммы, – говорится в заявлении. – Это означает, что значительная часть средств жертвователя уходит на содержание посреднической организации, которая оказывает подобную услугу.

Такими организациями обычно являются различные индивидуальные предприниматели, фонды и даже некоторые СМИ. В заявлении напоминается, что в Русской православной церкви сбор средств верующих производится только с письменного благословения священноначалия.

А общецерковные сборы проводятся, как правило, Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению.

Публикуя список собирающих пожертвования ресурсов, не имеющих отношения к Русской православной церкви, отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ предупреждает верующих, что Русская православная церковь не может нести никакой ответственности за то, что все поданные верующими записки и пожертвования дойдут до храмов, которые указаны в качестве адресатов.- Нам также не удалось обнаружить никакой публичной финансовой отчетности данных организаций, – уточняется в заявлении.

Читайте также:
Храм Гроба Господня в Иерусалиме: история и адрес храма, структура и устройство, современное положение и расписание богослужений

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ призывает верующих людей, желающих подать записку о поминовении или сделать пожертвование, поддержав таким образом Церковь, а не анонимного предпринимателя, пользоваться официальными сайтами приходов, храмов и монастырей Русской православной церкви.

В этом случае средства поступят адресату напрямую, без посредников, добросовестность которых неочевидна.

Большинство храмов Русской православной церкви с адресами сайтов занесены на официальную карту храмов.

В случае возникновения сомнений в принадлежности Церкви того или иного сайта, страницы в социальной сети или сервиса следует обращаться за уточнениями в Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации.

Списки лжесвященников и интернет-ресурсов, занимающихся сбором средств на церковные требы и не имеющих официального отношения к Русской православной церкви, будут дополняться.

Список лжесвященников

1. Баканин Владимир Васильевич

Называет себя “иеросхимонахом Димитрием”, самочинно вел и ведет деятельность на территории Шуйской и Московской епархий, также замечен в Белоруссии. По официальному заявлению Шуйской епархии, занимается мошеннической деятельностью.

2. Липин Александр Павлович

Бывший диакон Вологодской епархии, лишен сана в 2004 году. Примкнул к расколу секачевцев (Серафимо-Геннадиевская ветвь РКЦ ИПХ). Ныне называет себя “протоиереем РПЦЗ”.

3. Махов Михаил Сергеевич

Бывший протоиерей Ивановской епархии, лишен сана в 2010 году. Тем не менее продолжает позиционировать себя как священник.

4. Кирсанов Сергей Владимирович

Называет себя клириком и монахом, говорит также, что “возглавляет монастырь”, публикует фотографии себя в схиме. Был отчислен из ПСТГУ, рукоположен не был.

5. Шляхов Петр Степанович

Называет себя “иеромонахом Антонием”. По его словам, был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан бывшим епископом Чукотским Диомидом в 2007 г. Был запрещен в служении в 2008 году.

6. Агеев Эдуард Анатольевич

Называет себя “епископом Сергием”. По его словам, был рукоположен в священный сан бывшим епископом Чукотским Диомидом в 2008 г. Впоследствии Агеев создал раскольническую структуру, где позиционирует себя в качестве епископа.

7. Кучеров Сергей Иванович

Называет себя “иеромонахом Михаилом”. “Рукоположен” Эдуардом Агеевым, называющим себя “епископом Сергием”.

8. Филиппов Вениамин Евгеньевич

Называл себя ранее “иеромонахом Евстратием”, сейчас называет себя “схиархимандритом Даниилом”. Бывший священник Тульской епархии, лишен сана в 2009 году. Примкнул к расколу бывшего епископа Диомида, позднее стал называть себя “непоминающим”.

9. Головин Владимир Валентинович

Был лишен сана в 2019 году. Вопреки запрету священноначалия продолжает заниматься проповедью в интернете.

10. Романов Николай Васильевич

Бывший схиигумен Екатеринбургской епархии. В 2020 году был лишен сана и отлучен от Церкви. Тем не менее продолжает совершать богослужения и позиционирует себя как священнослужитель.

Десятинный монастырь в Киеве

На правом берегу великого Днепра в центре древнего города Киева находится место, где делало первые шаги на славянской земле Православная Вера. Десятинная церковь — первый православный храм Киевской Руси, являющийся святыней всех православных народов. Его возрождение — символ единения и духовного единства всех славянских народов.

История места

В 989 г. великий князь Владимир, принявший за год до этого крещение, решил возвести в киевском детинце около своих палат большую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Через 7 лет строительство большого собора было закончено. Семикупольный храм, выстроенный в византийском стиле, являлся самой большой каменной постройкой Киева того времени. Внешние и внутренние стены храма покрывали фрески, мозаичные панно, иконы в резных мраморных и деревянных окладах.

В соборной усыпальнице покоились мощи святой княгини Ольги, князя Владимира Крестителя и его супруги византийской принцессы Анны. Также на территории церкви находились останки младенца Иоанна и его отца Фёдора, замученных язычниками на этом месте за несколько лет до строительства культовой постройки.

Интересно! На строительство и содержание храма Владимир выделил десятую часть от доходов со своих земель. Это стало поводом для простонародного названия здания, которое сохранилось сквозь века.

Первая Десятинная церковь была разрушена войсками хана Батыя в 1240 г. Вторая постройка с этим названием появилась в центре Киева в 1842 г. Здание, возведённое по проекту архитектора В. П. Стасова, ничем не напоминало первый киевский храм. Как и многие православные святыни он был разрушен советской властью в 1936 г.

Читайте также:
Тихон Шевкунов: биография архимандрита, книги и публикации, здоровье, где сейчас служит

Современный монастырь

В начале 2006 г. Священный синод Украинской Православной Церкви принял решение о возрождении на историческом месте Десятинной церкви в том виде, который она имела в X в. Первое богослужение в этом же году произошло в светлый праздник Христова Воскресения. Службы на святом месте велись на протяжении всей Святой седмицы во временном храме-палатке.

В 2007 г. на небольшом участке земли, расположенном вблизи фундамента первой Десятинной церкви, появился деревянный храм во имя святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги.

Десятинный Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь был основан в 2009 году. Настоятелем обители был назначен архимандрит Гедеон. Постепенно в монастырь приходили новые насельники, и увеличивалась площадь храма. С каждым днём увеличивалось количество прихожан нового храма. Из различных уголков православного мира в монастырь передавались святыни, укрепляющие Веру людей, приходящих в монастырь.

В декабре 2012 г. злоумышленники выбили окно в основной части храма, облили стены и святые образы бензином и подожгли помещение. В эпицентре пожара оказались главные святыни монастыря — иконы Божией Матери Десятинная-Владимирская и Княжеградская. Но благодаря Небесному заступничеству ни одна святыня не пострадала в бушующем 2,5 часа пожаре.

Через полгода церковь была отстроена в камне и освящена главой Украинской Православной Церкви митрополитом Владимиром. Главными духовными событиями, произошедшими в Десятинной обители в последние годы, являются:

  • канонизация Иоанна Босого, Христа ради юродивого;
  • прославление Владимирской-Десятинной иконы Божией Матери.

Архитектура и интерьер

Каменный храм, возведённый в 2013 г., представляет собой восьмигранный храм, увенчанный шлемовидным куполом. К основному объёму примыкает трапезная часть, объединённая с притвором, которую перекрывает полукруглый свод. Кроме основного пространства, в архитектурный комплекс монастыря входят следующие помещения:

  • ризница;
  • братская трапезная;
  • открытая звонница.

Западный фасад украшен чеканками, изображающими святого Владимира Крестителя и княгиню Ольгу. Над входом располагается изображение Спаса и двух архангелов.

Внутренние стены храма украшены иконами. Алтарная часть храма отделена от основного помещения двухъярусным иконостасом.

Святыни

Среди множества святых изображений, хранящихся в храме, особо почитаемыми являются следующие образы:

    Десятинная икона Божией Матери, написанная специально для нового храма. Чудотворные свойства образа проявились после чуда явления Пресвятой Богородицы в святую пятницу Светлой Седмицы в 2006 г. По молитве перед этой иконой проходят чудеса исцеления от различных физических и душевных недугов.

Помимо почитаемых богородичных икон, святынями храма являются мощи святых, хранимые в раках и мощевиках, помещённых в оклады икон.

  • мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских Чудотворцев;
  • икона с мощевиком великомученика Георгия Победоносца;
  • мощи святого Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского;
  • святой образ с мощевиком Святой Блаженной Матроны Московской;
  • частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова.

Братия монастыря, помимо духовного служения, проводит активную общественную деятельность.

Расписание богослужений

В Десятинном монастыре богослужения проводятся ежедневно по следующему расписанию:

  • в будние дни службы проводятся в 7 и 17 часов;
  • в выходные и праздничные дни богослужения проходят в 7, 9 и 17 часов.

Ежедневно несколько раз в день братия монастыря проводит молебен за мир на Украине.

На заметку! Престольным праздником монастыря является Рождество Пресвятой Богородицы, отмечаемый 21 сентября.

Общественная деятельность

Братия монастыря проводит активную общественную деятельность, направленную на устранения раскола в украинском обществе. Во время трагических событий, происходивших в 2014 г. на площади Независимости, братия монастыря со святыми образами и хоругвями стояла между протестующими сторонами, призывая к миру и единению.

Также монахи ведут воспитательную и образовательную деятельность, публикуют статьи, освещающие основные вопросы православной Веры.

Как добраться

Десятинный мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы находится в центре Киева по адресу улица Владимирская, владение 2.

Десятинный монастырь в Киеве — символ единения православных людей через возрождение древнего храма, с которого началась история православия на землях восточных славян.

«Святое место в центре Киева». Интервью о чудесах. (Републикация)

Большой праздник – Рождество Пресвятой Богородицы для Десятинного мужского монастыря в Киеве является еще и престольным праздником. В народе это место считается очень сильным и чудотворным, подробнее о храме и его Святынях рассказал служитель монастыря – отец Антоний.

Можно ли считать престольный праздник Днем рожденья храма?

Рождество Пресвятой Богородицы особый праздник не только для братии и прихожан Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы, но и для всего православного мира так в этот день мы празднуем День Рождения Пречистой Богоматери. В этот день наш монастырь отмечает престольный день. Исторически Десятинный храм начал отмечать этот день как престольный с 1828 года, когда последовало торжественное заложение Десятинного храма на восточной стороне среднего алтаря, во рву.

Киевский митрополит Евгений Болховитинов с Александром Семёновичём Анненковым положили квадратный гранитный камень, с изображением креста с надписью, свидетельствующую, что эта Церковь на развалинах Древней Десятинной, основана во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Следовательно, престольный праздник является Днем рожденья храма.

Сколько престолов у малого храма Десятинного монастыря?

Хороший вопрос. Десятинный храм имеет несколько престольных праздников. Когда равноапостольный князь Владимир построил Десятинный собор Пресвятой Богородицы, то он имел три престола, в честь Пречистой Богоматери, Святителя и чудотворца Николая и в честь епископа Климента Папы Римского. В 1240 году хан Батый со своим войском разрушили храм он долго находился в запустении до 1636 года. Киевский митрополит Петр Могила «приказал Десятинную церковь Пресвятой Девы выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному».

Его трудами был построен небольшой храм в честь святителя Николая. В 1700 г. восточная часть надстроена деревянным ярусом, в котором устроен придел в честь апостолов Петра и Павла. В 1828 году как уже было сказано, храм освятили в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы Предел с левой стороны: святителю Николаю, а правый – святому равноапостольному князю Владимиру. При выходе из Десятинного собора с севера устроен придел в честь апостолов Петра и Павла, в который перенесён иконостас старой Могилянской церкви. С пришествием безбожной советской власти Десятинный собор был разобран. 26 марта 1936 года на заседании политбюро ЦК КП(б)У, было постановлено разрешить Киевской Городской Администрации разобрать Десятинный собор.

25 мая 2007 года Блаженнейший Митрополит Владимир освятил малый Десятинный храм в честь святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира.

9 июля 2009 года на заседании Священного Синода УПЦ было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря. Наместником монастыря был утверждён архимандрит Гедеон (Харон). Вот если посчитать все праздники то выходит что, 6 раз в году мы празднуем престольный праздник .

Правда ли, что в вашем храме по молитвам монахов происходят чудеса? Как вы думаете почему (за что) миряне были удостоены чуда, – например исцеления?

Да действительно в нашем храме происходит много чудес. Об этом можно много рассказывать, к примеру совсем недавно произошло исцеление от раковой опухоли. У нас много святынь одной из главных является Десятинная икона Божьей Матери которая имеет особую историю. Икона была написана художником Александром Хароном (брат наместника Десятинного монастыря архимандрита Гедеона (Харон)). Икона написана в Соединённых Штатах Америки в городе Сан-Франциско в 2000 году и перевезена в Украину в Киев.

На протяжении 6 лет находилась в Свято – Ильинской церкви. Когда приняли решение о совершении Пасхального Богослужения на месте Десятинного собора, её принесли в палатку (скинию) и поставили посередине храма. Первое чудо было явленно на праздник Живоностный источник когда перед этой иконой Пресвятой Богородицы с воздетыми руками молилась сама Пречистая. Так же был случай когда к архимандриту Гедеону, наместнику Десятинного монастыря, пришли люди пригласить на отпевание их матери, так как по заключению врачей жить ей осталось не больше суток. Отец Гедеон сказал: «Помолитесь перед иконой Божьей Матери Десятинная». На следующий день люди пришли с множеством цветов, чтобы возблагодарить Пресвятую Богородицу, так как женщина чудом поднялась на ноги и была выписана из больницы.

Существуют свидетельства о случаях чудесной помощи супругам, не имевшим детей, о благополучном разрешении в родах, об успешном исходе сложнейших операций после молитв перед Десятинной иконой Божьей Матери. Чудотворная сила иконы так велика, что множество людей, молясь перед ней, получают исцеление недугов душевных и телесных.

О Десятинном говорят как о духовно сильном месте, правда ли это? Почему здесь очень сильное место?

Мы с Вами действительно находимся на особом месте. Это святое место, с которого началось зарождение Киева – “града велика” могучего Христианского государства Киевская Русь. До принятия Христианства на этом месте находился языческий пантеон. Первые мученики Киевской Руси Феодор Варяг и сын его Иоанн пострадали за Христа от язычников на этом месте. Десятинный собор, нёс в себе так же функцию усыпальницы, в нём были похоронены супруга князя Владимира — византийская царевна Анна и сам Святой Равноапостольный князь Владимир.

В Десятинном соборе находились мощи святых мучеников младенца Иоанна и отца его Феодора, глава мученика Климента Папы Римского (сейчас святыни находятся в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре), чудотворная икона Божией Матери, написанная евангелистом Лукой (находится в Минске, под названием «Минская»), чудотворная икона святителя Николая привезённая князем Владимиром из Корсуня. Так же эта земля полита мученической кровью жителей и защитников города Киева при нашествии монголо-татар. Ну и самое главное это фто, что сама Пресвятая Богородица молилась с воздетыми руками в нашем храме.

Что бы вы хотели пожелать жителям и гостям Киева ко Дню Рождества Пресвятой Богородицы?

Пусть по молитвам Богородицы Господь посылает нам грешным всё потребное для жизни временной и вечной. Будем просить Пречистую и Пренепорочную Деву Марию, что бы она помогала нам побеждать грех и всякую нечистоту, что бы сильным сердцем славить Бога. Пусть владычица неба и земли покрывает всех нас своим омофором. Так же пользуясь, случаем хочу пригласить всех жителей и гостей города Киева в нашу обитель на торжественное Богослужение, которое состоится в 21 сентября в 9:00.

Десятинный мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Мiръ Украина Киев Десятинный мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Рождества Богородицы Десятинный мужской монастырь – православный мужской монастырь Киевской епархии Украинской Православной Церкви. Монастырь расположен на месте разрушенной Десятинной церкви – самого первого каменного храма на Руси, который был построен святым равноапостольным Владимиром.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святые
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Местонахождение
  • 6 Где остановиться
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Современная летопись Десятинной церкви началась в 2006 году. Этот год для прихожан Десятинного Храма всегда останется в сердцах, как напоминание о великой милости Божией, даровавшей спустя 70 лет после последнего разрушения Десятинной церкви на этом святом месте вознести святые молитвы и радостные возгласы людей: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Этому событию предшествовало благословение Блаженейшего Владимира, митрополита Киевского и Всея Украины архимандрита Гедеона (Харона) отслужить с киевским духовенством и верующими людьми Пасхальное Богослужение на месте строительства первого кафедрального Собора Киевской Руси в честь Пресвятой Богородицы (Десятинной церкви). Для этого была установлена храм-палатка, которую Вы видите на фотографии.

Сначала планировалось отслужить одну Божественную Литургию, но радость от происходящего и желание людей сподвигли испросить благословение на служение во время всей Святой седмицы. Наверно, по окончании Светлой недели, пришлось бы разобрать скинию. Но… Господь подарил всем чудо явления Своей Божественной Матери, Царицы Небесной Приснодевы Марии.

Это произошло в канун праздника иконы Богородицы «Живоносный Источник», когда Пресвятая Богородица наша после вечернего богослужения, когда в храме еще оставалось несколько прихожан, свидетелей этого события, вознесла Свои руки в молитве пред Престолом Божиим. Теперь, в память об этом событии, в нашем Храме происходит ночное богослужение – в 23:45, каждый четверг мы торжественно служим Божественную Литургию.

После этого чудесного события с каждым днем в храм стало приходить все больше и больше людей, и он не мог уже вместить всех желающих. Было решено на месте скинии поставить деревянный храм. Первая чудотворная Святыня нового храма – Десятинная икона Божьей Матери, пред которой с воздетыми руками стояла Сама Богородица – получила новое пристанище.

Новость о возрождении Десятинной церкви в Киеве облетела православных христиан, и храм стали воссоздавать, что называется, «всем миром»: миряне помогали молитвой, трудом, пожертвованиями, а иерархи православных церквей передавали в дар строящемуся храму православные святыни из разных уголков Земли.

В 2006 году Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет передал в дар Десятинной церкви список чудотворной иконы Божией матери “Княжеградская” («Минская»). Список был передан в знак духовной поддержки в деле возрождения первого кафедрального собора Киевской Руси Пресвятой Богородицы «Десятинного». По преданию, эта икона была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В течение многих столетий икона находилась в Византии в Константинополе. Святой равноапостольный князь Владимир, приняв святое крещение, торжественно перенёс икону Божией Матери из Корсуни в Киев. Икона была помещена в кафедральный собор в честь Пресвятой Богородицы «Десятинный» и стала одной из главных святынь города Киева, неоднократно прославляясь чудесами.

25 мая 2007 года Блаженейший Митрополит Владимир освятил храм в честь равноапостольных великих князя Владимира и княгини Ольги.

9 июля 2009 года на заседании Священного Синода УПЦ было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря. Наместником монастыря был утверждён архимандрит Гедеон (Харон).

В том же году Храм обрел частицу мощей святого Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, крест с его клобука, часть гроба и пояс с 90 псалмом, вышитый святителем Иоанном. Так же для укрепления в вере прихожан и служителей храма в Десятинный монастырь передали частицу мощей Великомученика Георгия Победоносца и частицу мощей святой Блаженной Матроны Московской.

Вот так, милостию Божией, храм обретал новые Святыни, росло число прихожан общины, в монастырь приходили новые братья, увеличивался и сам храм – со временем к нему была пристроена трапезная часть, ризница и братская трапезная.

В 2010 году был совершен первый в истории монастыря монашеский постриг. За три прошедших с этого момента года 11 человек приняли в этих стенах монашеские обеты.

В 2010 году для молитвенного поклонения в Десятинный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, Рождества-Богородичным Санаксарским мужским монастырём была передана часть мощей святого праведного воина Феодора Ушакова. В том же году Святыни монастыря пополнились частицей мощей мученика Вонифатия.

В 2012 году наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры передал в дар Десятинному монастырю раку с частицами мощей Преподобных Иова и Амфилохия Почаевских Чудотворцев. Преподобный Иов является основателем Свято-Успенской Почаевской Лавры. Амфилохий, второй почаевский чудотворец, был нашим современником. Он умер в январе 1971 года оставив о себе память как о великом целителе.

Ежегодно зимой в монастырь прибывает Чудотворная Почаевская икона Божией Матери, где Ее встречают сотни верующих. Прибытие в столицу Почаевской иконы считается очень символичным событием, поскольку икона крайне редко покидает стены родной обители, и ежегодно множество паломников со всего мира едут в Тернопольскую область, чтобы поклониться ей.

Стоит ли удивляться, что в монастыре в наши дни происходят истинные чудеса: исцеления от тяжелейших онкологических и легочных заболеваний, бесплодия, недуга пьянства. О современных чудесах люди обычно не очень распространяются, сохраняя в тайне милость Божию к ним. Но недавно чудесные свойства, невидимые для глаз людей, обнажились. 15 декабря 2012 года неизвестные подожгли храм, но пламя, вопреки законам физики, оказалось беспомощным вблизи православных Святынь. Частица мощей блаженной Матроны, чудотворная икона Божией Матери “Десятинная” и чудотворная икона Божией Матери “Княжеградская” (“Минская”) оказались в эпицентре пожара. Но будучи охвачены пламенем в течение двух с половиной часов, они остались совершенно невредимы! Пострадало все вокруг: расплавились кондиционеры, рухнула внутренняя обшивка купольной части церкви, сгорело убранство храма и все деревянные предметы, а иконы остались целы. Вот так чудодейственные свойства Святынь проявились наглядно!

30 апреля 2013 г. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил чин обновления отреставрированного после пожара храма обители. По завершении освящения Блаженнейший Владыка поздравил духовенство и верующих с важным событием в жизни монастыря: «Я поздравляю вас с настоящей победой, потому что этот храм на протяжении веков много пострадал и много пережил. Но истина Господня – правда вовеки. И сейчас вы снова собираетесь в этом святом месте, чтобы славить Бога и встречать Его преславное Воскресение».

Святые [ править ]

Блаженный Христа ради юродивый Иоанн Босой

Святыни [ править ]

  • Десятинная икона Божией Матери.

Чудотворная икона была написана в наши дни. Первое чудо, связанное с ней, было явлено в 2006 г. на праздник иконы Божьей Матери, именуемой «Живоносный источник». Тогда перед этой иконой с воздетыми руками стояла Сама Пресвятая Богородица. С тех пор икона стала называться «Десятинная», в честь первого кафедрального собора Киевской Руси.

  • Список иконы Божией Матери, именуемой Княжеградская (Минская).

По преданию, эта икона была написана самим святым апостолом и евангелистом Лукой. Икона была подарена князю Владимиру на бракосочетание с византийской принцессой Анной и перенесена в Киев, в Десятинную церковь. После разрушения Десятинки в 1240 году, икону прятали почти 2 столетия. Но во время очередного набега татар в 1482 г. икона исчезла и чудесным образом в 1500 г. явилась в Минске. Отсюда и второе наименование иконы – «Минская».

  • Рака с частицами мощей Преподобных Иова и Амфилохия Почаевских Чудотворцев.

Прп. Иов – основатель Свято-Успенской Почаевской Лавры. Был великим аскетом, чудотворцем и просветителем: переводил труды святых ранней Церкви, издал Острожскую Библию. Прп. Амфилохий был нашим современником. При жизни святой прославился даром исцелений, однажды он воскресил девочку, которая умерла в пути, когда мать везла её к старцу.

  • Частица мощей Великомученика Георгия Победоносца.

Св. Георгий совершил множество подвигов. Самым славным считается победа над змеем, державшем в страхе город Бейрут. Свидетели этой победы – 25 тысяч идолопоклонников – приняли христианство. 3а победу над змеем и за мужество в страдании св. Георгия стали называть Победоносцем и считать покровителем воинов.

  • Частица мощей Иоанна, Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

Св. Иоанн – великий чудотворец, проповедник, покровитель юношества, молитвенник, богослов, суровый аскет, строгий и любящий архипастырь. По молитвам у его нетленных мощей множество людей укрепляют свою веру, получают исцеление души и тела.

  • Частица мощей святой Блаженной Матроны Московской.

Будучи от рожденья слепой и потеряв к 18 годам возможность ходить, св. Матрона с ранних пор получила другие Дары: мудрости, прозорливости, чудотворения и исцелений. Св. Иоанн Кронштадтский, увидев 14-летнюю Матрону, сказал: «Вот идет моя смена — восьмой столп России», провидя ее особое служение русскому народу во времена гонений на Церковь.

  • Частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова.

Адмирал Феодор Ушаков был великим морским полководцем. Еще при жизни прославился аскетическими подвигами, делами милосердия, был ктитором многих обителей и храмов.

Престольные праздники [ править ]

Местонахождение [ править ]

Адрес: Адрес: 01025, г. Киев, Владимирская 2.

Телефон: 361-78-56

Где остановиться [ править ]

Информации о гостинице при монастыре нет. Гостиницы для паломников есть при следующих монастырях Киева:

Дом “Лаврский паломник”

Адрес: Киев, ул. Лаврская, 15

Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц.
На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).

При Свято-Покровском монастыре имеется гостиница для паломников остановиться в гостинице для паломников Покровского монастыря (при себе нужно иметь паспорт).

Приют на три ночи дают всем паломникам, как женщинам, так и мужчинам. Т.к. монастырь женский, мужчину могут не заселить, если он один, без супруги или не с паломнической группой.

Если очень много паломников, а они обычно приезжают большими группами, то располагают на матрасах на полу. Мужчины и женщины размещаются в разных комнатах. Туалет общий, душа – нет, документы и деньги надо постоянно держать при себе.

Подъём в 4-30. В 5-00 служба, после службы можно покушать в трапезной, и, если не несете послушания, на территории монастыря находится не рекомендуется.

Адрес: переулок Бехтеревский, 15.

Приезжающим в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.

Недалеко от храма расположено четырёхэтажное здание гостиницы с необходимым для проживания комплексом гостиничных услуг.

При поселении необходимо иметь при себе паспорт(оригинал).

При монастыре есть монастырская трапезная где можно покушать с 8:00 до 20:00, также можно заказать: обед для группы паломников, поминальный обед, отметить: дни ангела-хранителя, венчание и крещение.

Адрес: Адрес: 03041 ул. Полковника Затевахина, 14.

Фото [ править ]

Внутреннее убранство монастырского храма Рождества Пресвятой Богородицы

Десятинная церковь

Первый собор христианской Руси

То же самое относится и к главному собору Киевской Руси – Десятинной церкви. С момента гибели этого памятника прошло уже почти восемь веков, но и по сей день о нем идут споры.

Впрочем, справедливости ради следует отметить: Десятинная церковь не была ни первым храмом Киева, ни первым собором Киева, ни первой каменной церковью Киева, ни даже первой постройкой Владимира после крещения. Источники прямо называют церковь Илии на Подоле еще до Крещения Руси, и говорят, что храм тот был соборным, – а значит, были и другие. Михаил Каргер упоминал, что он нашел остатки этого храма при раскопках киевского Подола, и говорит, что он был каменным.

Во всех древних источниках написано, что храм получил посвящение Богородице, но не говорится – какое. Успения? Рождества? Положения Риз?

Этого мы не знаем. Более того, нам точно неизвестен даже год закладки храма. Разные летописи называют 989, 990 и 991 годы. Так что же нам известно достоверно?

Немного истории

Храм был освящен в 996 году – на этой дате сходятся все источники. Точно знаем, что сразу же он получил название Десятинной церкви – на содержание ее Владимир выделил одну десятую от доходов княжеской казны.

Потом в храме были похоронены кости братьев Владимира – Ярополка и Олега, павших в борьбе за княжеский престол (и, надо сказать, не без участия будущего крестителя Руси). При этом с костями была проделана уникальная процедура: они были крещены.

Захоронили в Десятинной церкви и первого христианского правителя Руси – Ольгу. При раскопках был найден мраморный саркофаг – считается, что именно в нем упокоилась святая равноапостольная княгиня.

В 1039 году Десятинную церковь освятили заново. Почему? Неизвестно. Может, ее достраивали, может, случился пожар. В любом случае, дальше о ней сведений очень мало: около 1037 года в Киеве воздвигли новый «главный собор» – сохранившуюся до сих пор Софию Киевскую, и центр духовной жизни Руси при сыне Владимира Ярославе Мудром переместился сюда.

Десятинная церковь простояла до 1240 года, когда была разрушена при взятии Киева войсками Батыя: рухнула – то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.

В 1630−1640-х годах митрополит Петр Могила устроил в юго-западном углу руин древнего храма маленькую церковь. Храм простоял до 1828 года, когда вместо него на большей территории древней церкви построили новую, по проекту архитектора В.П. Стасова, предварительно проведя раскопки. В 1824 году их вел археолог К.Н. Лохвицкий, но качество его работы признали ужасным даже в то время, поэтому в 1826 году Лохвицкого сменил архитектор Н.Е. Ефимов. В 1908–1911 годах те части Десятинной церкви, что не попали под застройку, раскопал Д. Милеев, его работу в 1912–1914 годах продолжил его ученик П. Вельмин. В 1938–1939 годах, после сноса церкви Стасова, нераскопанное Милеевым и Вельминым изучил М.К. Каргер, сводный план раскопок которого стал хрестоматийным.

Но даже эти раскопки оказались неполными, фиксация их результатов была не очень удовлетворительной, сами же они практически уничтожили значительную часть сохранившихся руин памятника. Поэтому большая часть того, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если говорить о плане церкви, в научный оборот введено более десятка ее реконструкций – а сколько было попыток реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной!

Храм был довольно большим: 35 х 37 м (по фундаментам, без апсид). Он был выстроен из плинфы (древнего тонкого кирпича) – плиток размерами 31 х 31 х 2,5 см. Вот такой вот образец древнерусского зодчества.

Немного о самом слове «зодчество». В Древней Руси этим словом называли только каменное строительство. «Здати» – строить, создавать; «здо» – глина, из которой изготовляли плинфу. Кстати, таким образом, слово «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины» – вспомним, как (согласно Ветхому Завету) творили человека. Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа», то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «постави» – деревянная. Так что с точки зрения древнерусского человека, «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют и в России, и на Украине, – оксюморон.

Казалось бы, после раскопок Каргера и музеефикации «плана» церкви можно ставить точку – очень много неясного, но откуда взять новые данные?

Новые открытия

Тем не менее, оказалось, что есть откуда.

С 2005 года фундаменты храма снова полностью раскопали российские и украинские археологи (руководили раскопками выдающиеся археологи Глеб Ивакин (Киев) и Олег Иоаннисян (Санкт-Петербург). На этот раз раскопки провели максимально тщательно, не торопясь, фиксируя каждый камень.

Ученые пришли к выводу, что храм на самом деле был совсем не таким, каким его считали историки архитектуры. И все существующие реконструкции содержат как минимум одну очень серьезную ошибку.

Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника построено в 989–996 годах, а в XI веке его дополнительно обстроили галереями (по крайней мере, частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки изменились.

Сначала, как и считалось до сих пор, храм строили как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд.

Но Десятинная церковь – главный храм нового христианского государства. Он должен был быть большим. Своих мастеров-архитекторов, разумеется, на Руси не было, а в Византии того времени просто не строили таких больших крестово-купольных зданий.

Уже начав строительство, зодчие поняли, что такого размера крестово-купольные своды им не дадутся, и выстроили более простую в работе и привычную им базилику. Археологи установили очень интересный факт: строителям даже пришлось разобрать часть уже построенного здания – в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.

21 сентября 2012 г.

Использованная литература:

  • Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961. С. 170–174.
  • Ивакин Г.Ю., Пуцко В.Г. Импостная капитель из киевских находок // Советская археология. 1980. № 1. С. 293−299.
  • Ивакин Г.Ю., Иоаннисян О.М. О новых раскопках Десятинной церкви // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. М., 2008. Т. 1. С. 12–19.
  • Каргер М.К. Археологические исследования древнего Киева. Киев, 1950. С. 45–140.
  • Каргер М.К. Древний Киев. М.; Л., 1961. Т. 2. С. 9–59.
  • Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х – начала XII в. М., 1987.
  • Корзухина Г.Ф. К реконструкции Десятинной церкви // Советская археология. 1957. № 2. С. 78.
  • Раппопорт П.А. Русская архитектура X–XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982. С. 7 (№ 1).
  • Холостенко М.В. З iсторiï зодчества древньоï Русi Х ст. // Археологiя. 1965. Т. 19. С. 72.

Десятинный монастырь в Киеве: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Ошибка в тексте?
Выделите её мышкой
и нажмите
Ctrl + Enter

Ответить на комментарий

Рождества Пресвятой Богородицы Десятинный монастырь

  • История и современность
  • Святыни и праздники
  • Богослужения
  • Как добраться
  • Контакты

История и современность

История монастыря от основания и до наших дней:

«Владимир, живя в законе христианском, решил построить церковь Пресвятой Богородицы. И позвал для этого мастеров из Греции, и начал ее возводить. А когда закончил строительство, украсил ее иконами…». «Повесть временных лет».

Крестив Русь, святой князь Владимир построил в Киеве первый в Древней Руси каменный православный храм — Десятинную церковь Пречистой Богородицы. Сегодня место, где эта святыня находилась, продолжает быть предметом почета киевлян.

Дату закладки храма письменные источники приводят разную. Что же касается освящения Десятинной церкви, то большинство летописей вспоминают это событие под 996 годом.

Войдя тогда в храм, святой Владимир сказал: «Господи Боже! Посмотри с Небес, и увидь, и посети Свой виноградник! И сделай, чтобы посеянное Твоей рукой, то есть люди новые, сердце которых повернул Ты, смогли познать Тебя, Бога Истинного!». В тот же день князь выдал приказ: «Вот, даю церкви этой Пресвятой Богородицы от имущества моего и от городов моих десятину»! Так и получила церковь имя Десятинной.

Как выглядел храм в те времена, известно лишь в общих чертах. Архитектурное решение отдельных частей сооружения историки представляют себе по-разному, но в целом, уверены, что храм был многобанным, крестообразным по осям наивысших сводов, окруженный галереями, имел украшения из мрамора, фрески, иконы, мозаики. Возводя церковь, князь сделал ее центром укрепленной территории Верхнего Киева, которую расширил в несколько раз. Раньше участок, отведенный для строительства храма, лежал снаружи полосы укреплений. Около храма появились новые княжеские дворцы, боярские усадьбы. Позже в пределах крепости, построенной Владимиром, возведут и несколько церквей и монастырей. Вместе с Десятинной церковью они создадут совершенный архитектурный ансамбль одной из частей города.

Земля, на которой Владимир заложил Десятинный храм, имела свою историю. За пять лет до крещения русичей здесь стоял двор варяга Феодора и сына его Иоанна. Однажды киевляне-язычники решили принести в жертву своим богам мальчика или девочку. Жребий указал на Иоанна. Но Феодор открылся, что верует у Христа, и отказался выдать сына. После того киевляне убили обоих варягов прямо в их доме. Кровь первомучеников Руси освятила место будущей Десятинной церкви.

А когда храм уже стоял, князь Владимир положил здесь часть мощей святого священномученика Климента, епископа Римского. К вере этого угодника Божьего повернул сам апостол Петр. Прибыв в Крым на ссылку, святой Климент продолжал проповедовать и здесь, за что был казнен. Найдя мощи его, святые Кирилл и Мефодий положили их в городе Корсуни. Когда же Владимир принял здесь крещение, то взял часть мощей в Киев. Положил князь в Десятинной церкви и мощи своей бабушки, святой равноапостольной княгини Ольги, которые перенес с места первобытного захоронения.

Когда же преставился сам Владимир, его тоже похоронили в Десятинном храме в мраморной гробнице.

Вместе с Софиевским собором, возведенным при Ярославе Мудром, Владимировом сыне, Десятинная церковь воспринималась как одна из главных святынь Руси. Воюя между собой за киевский стол, потомки сыновьев Ярослава одинаково уважали эти храмы. Но иногда вражда настолько затмевала сердца, что князья грабили не только простых киевлян, но и монастыри с церквями. Поэтому Десятинная дважды была ограблена самими русичами.

Но страшнее всего было впереди. В конце 1240 года после длительного штурма в Киев ворвалось войско монгольского хана Батыя. Киевляне упрямо оборонялись, но силы были неровне. Последний бой закипел вокруг стен Десятинной церкви. Многие люди с имуществом в отчаянии бежали на второй этаж или на самый верх храма. Своды, которые существовали уже 244-й год и помнили исчисляемые пожары и землетрясения, не выдержали напряжения и обвалились и похоронили всех, кто собрался здесь.

В 1988 году на память погибших в Десятинной церкви был установлен каменный крест. Стоит он напротив стены бывшего алтаря. Но история храма имела продолжение.

Когда в Киеве опять забурлила жизнь, среди руин Десятинной церкви был устроен небольшой храм святого Николая, епископа Мирликийского. Именно в день его памяти, по словам одной из летописей, обвалилась древняя церковь.

В конце XVI века храм Николая Десятинного очутился в руках униатов, но в 1635 году его вернул православным святитель Петр Могила, который был тогда митрополитом Киевским. Впоследствии святитель решил разобрать эту старую церковь и начал строить новую, на которую завещал в своем письменном завещании значительную сумму денег. Построив храм, его освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь состояла из каменной башни, которая образовывала когда-то юго-западный угол Владимирового храма, и деревянного притвора.

1823–1826 лет по инициативе митрополита Киевского Евгения Болховитинова были проведены раскопки фундаментов домонгольськой Десятинной церкви. С этого события началось систематическое изучение остатков киевской древности. Церковь Рождества Богородицы разобрали и в течение 1828–1842 лет построили новую Десятинную церковь по проекту архитектора Стасова. Большой каменный пятибанный храм был квадратным в плане, опирался на четыре столба и занимал две трети площади древнерусской церкви. В начале XX века археологи снова вернулись к изучению остатков Владимирового храма и исследовали фундаменты восточной и северной стен, которые не попали под новую церковь.

В 1934 году, в связи с перенесением в Киев столицы советской Украины, новая Десятинная церковь была ликвидирована, после чего на ее месте еще раз провели раскопки. Их результаты в сочетании с материалами предыдущих исследований позволили представить приблизительный вид храма X века.

В 2005 году около фундамента Десятинной церкви была установлена храм-скиния. Дело возрождения древней святыни начал архимандрит Гедеон (Харон).

В 2007 году на месте временного храма-скинии был установлен деревянный храм, который 25 июля того же года освятил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: