Савва-Сторожевский монастырь: адрес и история, как доехать, святыни и купель

Саввино сторожевский монастырь как добраться

Адрес Социально-реабилитационного центра «Детский приют при Саввино-Сторожевском монастыре»:

143180, Московская область, гор. Звенигород, Верхний Посад, пер. Лапинский, д. 27.

Монастырь открыт ежедневно с 6:00 до окончания вечернего богослужения.

Купальня на Скиту открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. Весной и осенью с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.

Контактные телефоны:

Приемная наместника

Благочинный

Бухгалтерия

Имущественно-правовой отдел

Паломническая служба

Детский приют

Издательский отдел монастыря

Торговый отдел+7 906 799 37 29

Факс

С подробной информацией о гостинице, порядке заселения и стоимости проживания можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

E-mail : savvazven@gmail.com и ssmsite@list.ru

Проезд:
— электропоездом: от Белорусского вокзала до станции Звенигород», далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;
— автобусом — от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;

— автомобильным транспортом: по Новорижскому шоссе около 30 километров от МКАД до развязки на Звенигород. Далее, по «бетонному кольцу» еще 10 километров до Звенигорода. В Звенигороде, напротив спортивного комплекса «Звезда», свернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца (т-образный перекресток), повернуть направо и далее вдоль Москвы-реки еще около 5 километров до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь».

Для пользователей навигаторов лучше всего указывать пунктом назначения населенный пункт Саввинская слобода. В этом случае, монастырь будет находиться справа, на берегу Москвы-реки, за 3 километра до конечного пункта пути.

Саввино сторожевский монастырь

08.04.2019

Адрес Социально-реабилитационного центра «Детский приют при Саввино-Сторожевском монастыре»:

143180, Московская область, гор. Звенигород, Верхний Посад, пер. Лапинский, д. 27.

Монастырь открыт ежедневно с 6:00 до окончания вечернего богослужения.

Купальня на Скиту открыта ежедневно.

В летнее время с 7.00 до 22.00. Весной и осенью с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.

Издательский отдел монастыря

Торговый отдел+7 906 799 37 29

С подробной информацией о гостинице, порядке заселения и стоимости проживания можно ознакомитьсяЗДЕСЬ.

E-mail : savvazven@gmail.com и ssmsite@list.ru

Проезд:
— электропоездом: от Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;
— автобусом — от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;

— автомобильным транспортом: по Новорижскому шоссе около 30 километров от МКАД до развязки на Звенигород. Далее, по «бетонному кольцу» еще 10 километров до Звенигорода. В Звенигороде, напротив спортивного комплекса «Звезда», свернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца (т-образный перекресток), повернуть направо и далее вдоль Москвы-реки еще около 5 километров до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь».

Посмотреть на карте Московской области (№14)

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Белорусского вокзала до станции Звенигород — 60 км, далее автобусом 3 км.

Проезд автомобилем: От Москвы по Можайскому шоссе до Больших Вязём. В Больших Вязёмах — поворот направо по указателю на Звенигород.Проехать через весь город; у белой церкви Александра Невского взять правее, далее — выехать из города и ехать вдоль Москвы-реки. Монастырь хорошо виден с дороги; на подъезде к нему есть указатель.

Храм увенчан одной главой. Изначально она была, по-видимому, шлемовидной, но в XVII веке ее заменили новой, луковичной формы. В массивном барабане прорезаны высокие узкие окна.

Украшения стен храма – резной белокаменный пояс на уровне середины высоты фасадов и повторяющие тот же узор окаймления верха барабана и апсид. Перспективные порталы с килевидным завершением – также немаловажная часть декора храма. Схожие порталы можно увидеть и внутри собора.

Собор, в отличие от Успенского на Городке, неоднократно перестраивался. Во второй половине XVI века, не ранее 1549г., к собору с юга был пристроен Саввинский придел. Это, по сути, небольшой храм с одной главой и отдельно выступающей апсидой. К тому же времени относится и новая двусторонняя паперть.

Перестройки затронули и кровлю собора. Изначально позакомарная, она разделила участь многих таких же покрытий – была заменена на менее эффектную, но гораздо более практичную четырехскатную. Только в 1972г. ряды кокошников были восстановлены под руководством Л.К.Россова. Годом позже под руководством В.М.Пустовалова была восстановлена и перестроенная сложная кровля Саввинского придела.

Откуда ни войдешь в монастырь – первым взгляду предстает этот собор, не очень высокий, но возвышающийся на небольшом холме посреди монастырского двора, как и подобает главному храму ансамбля.

Входит в проекты: древние храмы

>Святыни (иконы, мощи) Главная святыня — Святые мощи Преподобного Саввы Сторожевского. >Святые монастыря

  • Преподобный Савва Сторожевский

Престольные праздники

  • 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы;
  • 16 декабря — день праведной кончины преподобного Саввы Сторожевского в 1407 году;
  • 1 февраля — обретение святых мощей Саввы Сторожевского в 1652 году;
  • 30 июля — перенесение святых мощей Саввы Сторожевского и поставление их под новую сень в 1847 году;
  • 23 августа — второе обретение и перенесение святых мощей Саввы Сторожевского из Московского Свято-Данилова монастыря в Савино-Сторожевскую обитель в 1998 году.
Читайте также:
Казанский монастырь в Тамбове: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Также именуются престольными праздники монастырских храмов:

  • 19 августа (6 августа по старому стилю) — Преображение Господне (самый большой действующий храм обители);
  • Святой Троицы — переходящий праздник на 50-й день после Пасхи Господней;
  • 30 марта (17 марта по старому стилю) святого Алексия, человека Божия;
  • 8 октября (25 сентября по старому стилю) и 18 июля (5 июля по старому стилю) преподобного Сергия Радонежского;
  • 12 апреля (30 марта по старому стилю) и 4-я неделя Великого поста — преподобного Иоанна Лествичника (не сохранившийся больничный храм).

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

Около 1405 г. был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 6915 году (по современному летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.

В 1650–1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.

Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 г. В память этого события, свидетелем которого были сотни первых людей государства, а также многочисленная братия обители, по царскому указу на московском Пушечном дворе мастером И. Фальком был отлит Благовестный колокол (более 1344 пудов), судьба которого неизвестна. В память другого события — церковного собора, осудившего Патриарха Никона, — был отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым новый Благовестник (более 2125 пудов).

При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю.

К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей. В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.

Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия. После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.

В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей. В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области). Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен. При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

Читайте также:
Троицкий собор в Пскове: история и адрес, святыни и иконы

Саввино-Сторожевский монастырь

Звенигород: полезная информация
  • Информация о городе
  • Карта Звенигорода
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (5)
    • Храмы, соборы, мечети (2)
    • Музеи (2)
  • Забронировать отель в Звенигороде
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Звенигорода

Автобус от станции метро «Строгино», автобус № 881
Автобус от станции метро «Кунцевская» (последний вагон из центра), выход направо на автобус-экспресс № 452 Москва — Звенигород
Пригородная электричка от Белорусского вокзала до ст. Звенигород, далее автобусами №11,23,25

Монастырь возведен на рубеже XIV—XV вв. и при поддержке Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Основатель монастыря — преподобный Савва, один из первых учеников Сергия Радонежского. В честь Саввы, а также реки Сторожевки, на высоком берегу которой находится, монастырь и получил свое название.

Монастырь обнесен по периметру белоснежной каменной стеной, перемежающейся с внушительного вида башнями. За этими белоснежными стенами путников встречает нарядная и расписная Надвратная церковь Троицы Живоначальной, одна из последних шатровых церквей, построенная до их запрета в 1652 году патриархом Никоном. Рядом с Надвратной церковью — колокольня с церковью Сергия Радонежского. Центральное место в монастыре занимает Соборная площадь и Рождественский собор.

В монастырь любили приезжать члены семьи Романовых. Для царя был построен Дворец, а для царицы Царские палаты, куда сегодня можно попасть с экскурсией.

К монастырю есть два подъезда, и у каждого организовано место для парковки автомобилей. Но лучше приезжать пораньше, так как посетителей ближе к полудню заметно прибавляется.

Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Как добраться

Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Находится в 50 километрах от Москвы, на левом берегу и реки Москвы, и речки Разварни. Основан в 1398 году преподобным Саввой Сторожевским, учеником Сергия Радонежского. Эта обитель всегда пользовалась благоволением русских государей. Сюда, в предместье Звенигорода, поклониться мощам преподобного Саввы приезжали царь Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, позже — их сын Феодор Иоаннович. Сегодняшние паломники могут приобрести в монастыре вкусный хлеб и квас собственного изготовления. Примерно в 700 метрах от монастыря находятся скит и источник преподобного Саввы. Над источником недавно возведена великолепная деревянная часовня. Купаться там можно летом и зимой. В часовне две большие купели: мужская и женская с просторными раздевалками.

КАК ДОБРАТЬСЯ до Саввино-Сторожевского мужского монастыря

На автомобиле: Ехать лучше по Новорижскому шоссе до Звенигорода. Затем до указателя «Саввино-Сторожевский мужской монастырь».

Своим ходом: С Белорусского вокзала до станции Звенигород. Оттуда на автобусе № 23 или 51 до остановки «Д/О Минобороны». Чтобы добраться до скита, нужно выйти из монастыря, свернуть налево и идти по узкой асфальтированной дороге вниз по краю глубокого оврага.

Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь

Расписание богослужений
Контакты
О монастыре

Расписание богослужений

01 /14

Новости монастыря

Митрополит Каширский Феогност освятил храм прп. Сергия Радонежского в звоннице Саввино-Сторожевского монастыря

Второе обретение и перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца (1998)

В мобильном приложении монастыря появилась возможность заказать требы

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства братией Саввино-Сторожевского монастыря

На совещании ответственных за информационную работу в монастырях обсудили тему присутствия монашествующих в социальных сетях

Паломническая служба монастыря

Паломническая служба монастыря

Паломническая служба Саввино-Сторожевского монастыря организует экскурсии по территории обители с рассказом об эпохе, в которую жил преподобный Савва, его житии, истории основанного им монастыря, святынях, находящихся здесь. Православные историки ответят не только на вопросы, касающиеся непосредственно Саввино-Сторожевского монастыря, но и всего, что связано с монашеством и православным образом жизни. Паломническая служба работает с 10:00 до 17:00, кроме понедельника. Заказать экскурсионное обслуживание в паломнической службе монастыря можно по телефону 8 (903) 274 01 21 или по электронной почте palomnik-ssm@mail.ru

Маршрут № 1

Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря. Посещение Рождественского собора, храмов Преображения Господня и Живоначальной Троицы. Подъем на звонницу (по возможности).
Паломники смогут узнать не только историю монастыря и житие преподобного Саввы, но также познакомиться с чудесно сохранившимся архитектурным ансамблем обители, вобравшем в себя несколько эпох русского градостроительства — от раннемосковского зодчества до классицизма.

Продолжительность экскурсии 1,5 часа.

Маршрут № 2

  1. Городок (Звенигородский кремль). От кремля сохранились крепостные валы и белокаменный храм Успения Пресвятой Богородицы. Построенный в конце XIV столетия, Успенский собор являет собой жемчужину раннемосковского зодчества. Церковь была расписана преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На алтарных столпах можно увидеть древние фрески.
  2. Саввино-Сторожевский монастырь (см. маршрут № 1).
  3. Скит преподобного Саввы Сторожевского.

Продолжительность экскурсии 4 часа.

Правила поведения на территории обители и скита:

Уважаемые посетители монастыря, дорогие братия и сестры! Вы посещаете действующий мужской монастырь.

Убедительная просьба на территории обители соблюдать следующие правила:

  • не рекомендуется посещать обитель в пляжной и спортивной одежде (шортах, коротких юбках); женщины в брюках и с непокрытой головой должны надеть предложенные юбки и платки.
  • при входе в храм нужно осенить себя крестным знамением. Мужчинам следует снять головной убор.
  • кричать, громко разговаривать и смеяться;
  • употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры, шуметь или каким-либо образом мешать проведению служб;
  • курить, употреблять опьяняющие или наркотические вещества, употреблять спиртные напитки, находиться в нетрезвом состоянии;
  • использовать звукоусилительную аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, петь, включать радиоприемники, магнитофоны;
  • плевать и сорить на территории монастыря;
  • входить на территорию монастыря с животными;
  • устраивать пикники;
  • ездить на велосипедах, роликовых коньках;
  • фотографировать братию монастыря и внутреннее убранство храмов.
Читайте также:
Храм Николая на Трех Горах: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Осуществлять фото и видеосъемку архитектурных памятников разрешено.

Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени сопровождения по монастырю мобильные телефоны надо отключать.

Монастырь открыт для посетителей с 6.00 часов утра до окончания вечернего богослужения.

Купальня открыта ежедневно. В летнее время с 7.00 до 22.00. В осенний и весенний сезон с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.

Богослужения в монастыре совершаются ежедневно:

6.00 — братский молебен
8.00 — Божественная литургия, молебен с акафистом прп. Савве
17.00 — вечернее богослужение
По воскресным дням две Божественные литургии: в 6.30 и 9.30.

Святыня в скалах: Свято-Успенский Дивногорский монастырь

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В Воронежской области есть удивительный монастырь в меловых скалах, главная святыня которого называется Сицилийской иконой Богородицы. Как здесь появилась обитель и почему у иконы такое необычное название? Сегодня наша «Дорога к храму» ведет в Дивногорье.

Свято-Успенский Дивногорский монастырь

Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится недалеко от села Селявное Воронежской области, рядом со слиянием рек Тихая Сосна и Дон. Главная особенность монастыря — пещерные храмы, которые вырублены прямо в меловых скалах. Остальные здания монастыря — обычные наземные постройки.

Малые Дивы

Название Дивногорье происходит от слова Дивы — меловые столбы-останцы, скалы, оставшиеся после разрушения окружавшей их мягкой породы. Сохранилось чуть меньше 10 див высотой от 7 до 20 метров. Они составляют два комплекса – Большие и Малые Дивы. В Больших Дивах, там, где музей-заповедник, останцев больше. А монастырь — в Малых.

Пещерный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи

Официальная летопись монастыря начинается с 1653 года, когда в эти земли переселились черкасские казаки и монахи, бежавшие от преследования католиков и униатов. Именно они построили монастырь в этих меловых столпах — Малых Дивах. Вырубили первые кельи и этот пещерный храм. При советской власти обитель закрыли, на ее месте обустроили санаторий. Во время Великой Отечественной войны в зданиях монастыря располагались госпитали. А в послевоенный период здесь снова был санаторий. В 1997 году монастырь передали Русской Православной Церкви и в нем возобновилась монашеская жизнь.

Сицилийская Дивногорская икона Божией Матери

Главная святыня монастыря. Ее принесли с Сицилии греческие монахи Ксенофонт и Иоасаф, легендарные основатели обители. Во время эпидемии холеры в XIX веке Сицилийская икона прославилась множеством исцелений, поэтому в народе ее стали называть «Исцелийская». На иконе Богородица изображена сидящей на троне. В правой руке — белая лилия, левой рукой Она поддерживает Младенца Христа, Который сидит на Ее коленях. В левой руке Спасителя лилия, правой рукой Он благословляет. Вокруг Богородицы изображено восемь ангелов. Над Ее головой — Святой Дух в виде голубя. Празднование иконы — 18 февраля. Список иконы доступен для поклонения, он находится в Успенском храме монастыря.

Пещерный храм в честь Сицилийской Дивногорской иконы Божией Матери в Больших Дивах

Церковь находится в меловом столпе Большие Дивы, в двух километрах от Дивногорского монастыря, и входит в комплекс природного архитектурно-археологического музея-заповедника Дивногорье. Именно этот храм вырубили в меловой скале иноки Ксенофонт и Иоасаф.

Дорога

Большую часть пути из Москвы в Свято-Успенский Дивногорский монастырь можно проделать по железной дороге. Примерное время пути — девять часов. От Казанского вокзала на поезде до станции Лиски. И от вокзала в Лисках электричкой до станции «Дивногорская». От станции до монастыря совсем близко, но все равно лучше надеть удобную обувь, чтобы спокойно подняться по меловой горе к пещерным храмам обители.

Лиски — крупный железнодорожный узел Юго-Восточной железной дороги, который находится в Воронежской области. Протяженность дороги — 4189,1 км. На ней расположено 311 железнодорожных станций. Юго-Восточная железная дорога проходит по территории 11 областей России: Воронежской, Белгородской, Волгоградской, Ростовской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Липецкой, Саратовской и Пензенской. Основные узловые станции дороги: ​​ Елец, Лиски, Отрожка, Ртищево, Грязи, Кочетовка, Балашов, Богоявленск, Раненбург, Поворино, Таловая, Россошь, Валуйки, Старый Оскол и Белгород.

Дивногорский Успенский мужской монастырь в Воронежской области

Россия богата на святые места, куда могут направить свои пути паломники. Одно из удивительнейших мест находится в Воронежской области на правом берегу Дона — это Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь, который представляет собой большую ценность для каждого христианина.

История основания обители

Дивногорский пещерный монастырь был основан в 1653 году монахами во главе которых был игумен Гурий — этому есть письменные подтверждения. Предание гласит, что основали монастырь два греческих иноки, которые бежали от гонений — Ксенофонту и Иоасафу, которые и принесли в эту местность икону Богоматери Сицилийской.

Читайте также:
Топловский женский монастырь Святой Параскевы: история и адрес монастыря, архитектурные памятники служб

Позже сюда пришли украинские монахи вслед за казаками и выбили в скалах церковь Успения, а затем создали уникальные пещерные переходы и подземные хода, которые и стали вскоре пещерным монастырем.

На заметку! Название же его произошло от удивительных меловых столбов, которые располагаются по всему побережью Дона в этом районе — в старину их называли Дивы.

К концу XVII века Дивногорская обитель стала крупным духовным центром. За счет большого количества земель монахам удалось пережить крестьянские войны 1670-х гг., а позже присоединиться к Воронежской епархии. До середины XVIII века она процветала, а в 1764 году по указу Екатерины II была лишена всего имущества. А в 1786 ее вовсе упразднили. После восстановления в правах в 1813 году обитель существовала без происшествий, за исключением обретения в 1831 году иконы Сицилийской Божией Матери.

Читайте также похожие статьи:

С приходом советской власти, как и все христианские церкви, Дивногорье также было закрыто, а на месте монастыря открыли Дом отдыха, а потом и санаторий. В период 1941-1945 гг. тут был эвакуационный госпиталь, а после войны — вновь открыли санаторий. Только после распада СССР в 1997 году земельные угодья вернули в Лоно Православной Церкви и 25 декабря 1997 года в пещерных храмах впервые за почти 80 лет прошла первая служба.

С 1997 года тут регулярно проходят реставрационные работы, поскольку пещеры требуют постоянного ухода. С 2009 года в обители проходят суточные круги богослужения — эту практику ввел игумен Максим (Лапыгин). В настоящее время подворье могут посетить все желающие и принять участие в богослужениях.

Описание постройки

Сама обитель располагается на территории природного заповедника, в котором представлены уникальные меловые столбы и горы. На территории самого монастыря находятся три храма, каждый из которых представляет собой особую историческую ценность.

В Свято-Успенском Соборном храме хранится главная святыня обители — икона Сицилийской или Дивногорской Божьей Матери, считающаяся чудотворной. Дева Мария изображена на ней, сидящей на троне с Младенцем Христом, в греко-византийском стиле. Сама церковь небольшая, выполнена в строгом стиле с одним куполом и небольшой колокольней. Белый цвет стен здания прекрасно подходит для окружающих его меловых гор.

Храм Сицилийской иконы является пещерным, т.е. был вырублен монахами прямо в меловой горе в XVII веке. Он имеет два яруса, подземный ход, обводную галерею и алтарь. По сути, это большая пещера, которая была создана искусственным путем в основании горы и несколькими горницами на втором этаже. Со второго яруса можно подняться по лестнице на вершину горы — тут устроена смотровая площадка.

Ещё интересные статьи о православии:

До обретения на этом месте иконы Сицилийской Богоматери, гора служила пристанищем для кочевых народов, поскольку у ее подножия и в пещерах всегда была одинаковая температура (12-15 градусов) и можно было укрыться от пронзительных степных ветров. В 1831 году на столбе (горе-останце) была обретена икона и именно после этого монахи вырубили большой храм. Сегодня икона спускается сюда в дни торжественных богослужений и праздников, поскольку условия для ее сохранения тут не самые лучшие. Помещение неоднократно реставрировалось и восстанавливалось (особенно после распада СССР).

Церковь Иоанна Предтечи также является пещерной и располагается в меловых отложениях Малых Див. По преданию, основателями ее были монахи из Греции — Ксенофонт и Иоасаф, которые устроили храм на этом месте в середине XVII века. Они просто вырубили несколько помещений и колокольню прямо в меловом столбе-останце. Сегодня их прах покоится у входа.

Снаружи церковь выглядит как облицованная меловыми блоками скала, а внутри нее располагаются галерея и алтарь, которые выполнены в псевдоготическом стиле. Престол, клиросы и горнее место — все это выполнено из камня.

На заметку! Кроме этих храмов, в Дивногорье также имеются пещеры, которые можно посетить в составе регулярных экскурсий. Наиболее известны 6 среди них, которые вырублены в правом берегу реки Дон и ее притока — Тихой Сосны.

Деятельность прихода

В настоящее время приход возглавляет иеромонах Алексий (с 2015 года) и он отвечает за деятельность прихода и богослужения, которые проводятся на его территории каждый день. Расписание богослужений такое:

  1. Братский молебен или Полунощница, совершаемый каждое утро в 6 часов.
  2. Божественная литургия в 7 часов утра.
  3. Всенощное бдение в 4 часа вечера.

Кроме этого, каждое воскресенье летом в пещерном храме служиться вторая поздняя вечерняя литургия.

Основной деятельностью монастыря на сегодняшний день является сохранение исторических памятников Церкви и предоставление экскурсий паломникам для ознакомления с церквями и святынями, которые хранятся на территории храма. Для этого при обители экскурсионно-паломнический центр, который собирает заявки на предоставление экскурсий, ночлега и питания для паломников. Приезжие туристы могут принять участие в богослужениях на территории трех храмов, посетить уникальную пещерную церковь, насладиться природными пейзажами и меловыми горами, которые окружают обитель.

Читайте также:
Церковь Митрофана Воронежского в Воронеже: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Кроме этого, монастырь проводит просветительскую работу среди местного населения, восстановительно-реставрационные работы храмов, монахи трудятся в подсобном хозяйстве (пасека, скотоводство и пр.)

Святыни

Сама обитель и ее храмы являются важным историческим памятником Русской Православной Церкви. Кроме того, на территории церквей монастыря хранятся несколько святых ковчегов, в которых находятся мощи святых. Всего Дивногорье хранит 3 ковчега, по одному в каждом храме прихода.

Хранится тут образ Матери Божией Дивногорская — он был чудным образом явлен местным монахам три века назад и с тех пор неоднократно исцелял местных жителей. Самая известная история чудесного исцеления произошла в 1830 году, когда местные жители взяли образ и внесли его в город Коротояк для прекращения эпидемии холеры.

Престольные праздники

В монастыре регулярно празднуют три престольных праздника. Это Успение Пресвятой Богородицы, которое отмечается 28 августа торжественными богослужениями с исполнением праздничных молебнов. А также празднование в честь иконы Девы Марии Дивногорской, которое отмечается два раза в год:

  • 5 (18 по старому стилю) февраля;
  • 1 (14 по старому стилю) июля.

А 7 июля отмечается Рождество Иоанна Предтечи и в одноименном храме на территории обители служатся торжественные молебны.

На заметку! Любой паломник может спланировать свое путешествие так, чтобы присутствовать на торжественном богослужении в монастыре. Монахи готовы предоставить ночлег и пищу для тех христиан, которые желают посетить ночные и утренние богослужения.

Также есть возможность заказать экскурсию по территории монастыря, оставив заявку на его сайте.

Как добраться

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь относится к епархии города Воронеж и находится в Лискинском районе одноименной области в селе Дивногорье. Ближайший населенный пункт к нему — это город Острогожск в 26 км. Монастырь очень удобно посещать, поскольку он расположен близко к железнодорожной станции «Дивногорье» и добраться до него можно на электричке. Маршрут будет следующий:

  1. На станции «Воронеж — 1» сесть в электричку до станции «Лиски».
  2. На этой станции сесть в электричку, которая едет до станции «Острогожск» или «Алексеевка» и выйти на платформе «Дивногорье».

До обители можно добраться и другими путями, например, на личном автомобиле. Для этого необходимо ехать по трассе М-4 «Дон» по направлению Москва-Воронеж. Необходимо проехать Воронеж и через 60 км повернуть с трассы направо к городу Лиски, где, переехав через Дон по мосту, надо будет ехать к селу Пухова. По дороге надо внимательно следить за железной дорогой — ее надо будет пересечь на втором съезде. После пересечения железнодорожных путей надо ехать по направлению к селу Селявному и следить за указателями — по ним можно выехать на музей «Дивногорье». На территории заповедника есть автостоянка.

Существует еще один способ добраться до обители — на автобусе, который следует по маршруту Воронеж-Лиски-Дивногорье. Он отправляется с главного автовокзала Воронежа и следует прямо до музея. Цена проезда — 153 рубля, а время в пути около 3 часов. Можно доехать и с города Лиски — с привокзальной площади регулярно отправляется автобус на Дивногорье, билет на который стоит 130 рублей, а время в пути около 1,5 часов.

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится вблизи от села Селявное Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием – Дивы.

Предание связывает зарождение монашеской жизни в монастыре с двумя иноками-сицилийцами Ксенофонтом и Иосафом и относит его к ХII веку. Письменным свидетельством об официальном основании монастыря является жалованная грамота игумену Гурию в 1653 г.

Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил нам историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Эти события относятся к 1653 году, который и является формальной исторической датой рождения монастыря.

К концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками. В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии. Жизнь обители до середины XVIII века можно считать благополучной. Хотя монастырь и лишился в 1714 году некоторой части имущества, но в обители велось строительство двух кирпичных церквей, в Острогожске было построено подворье, основана духовная семинария, которая действовала с 1742 по 1745 год. В 1764 году по указу Екатерины II Дивногорский монастырь был лишён всех своих владений и подлежал упразднению. Согласно указа 1786 года монастырь был упразднён, а монахи в 1788 году переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь. С 1813 года местные жители и духовенство начали ходатайствовать перед верховными властями о восстановлении Дивногорского монастыря. В 1828 году последовал указ об открытии обители, Коротоякский мужской монастырь стал подворьем Дивногорского.

Читайте также:
Церковь Всех Крымских святых и Феодора Стратилата в Алуште: история и адрес храма, расписание богослужений

Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Игумен Анфим руководил обителью 20 лет.

В списке Дивногорских настоятелей два человека занимают особое место – иеромонах Меркурий (Кротков) и архимандрит Флорентий (Рышков). Так же отметим основателя и воспитателя школы русского афонского старчества Иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), который до своего ухода на святую гору Афон был послушником Дивногорского монастыря.

Жизнь обители была прервана революцией и гражданской войной. В 1924 году обитель была закрыта, на её месте возник Дом отдыха, а позже – санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались советские эвакуационные госпитали. В послевоенное время здания монастыря снова использовали под санаторий.

В 1997 году здания монастыря снова переданы Русской Православной Церкви. 25 декабря того же года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь.

Вскоре начались богослужения, а затем – большие восстановительные работы, было обустроено хозяйство монастыря под руководством архимандрита Парфения (Шалатонова). В 2009-2015 гг. настоятелем обители был игумен Максим (Лапыгин), который собрал немногочисленную братию и установил суточный круг богослужения.

В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы.

В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает паломническая служба.

О правилах монастыря распорядок жизни, советы будущим насельника.

  1. Новоначальный, прежде всего, должен внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в нем порядка и дисциплины.
  2. Новоначальный дает подписку в том, что он обязуется свято выполнять все, изложенное в настоящем Уставе; в случае же нарушения упомянутого Устава, он подлежит соответствующему взысканию со стороны администрации монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удален из обители.
  3. Новоначальный должен всемерно стремиться к духовной жизни, как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставление св. Василия Великого начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным и начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью».
  4. По отношению к Наместнику и насельникам монастыря новоначальный должен оказывать смиренную почтительность.
  5. Новоначальному при встрече с Наместником, а также с братиями в священном сане следует брать благословение; прочим насельникам приветствие можно выражать поясным поклоном.
  6. Входить в чужую келию следует с молитвой Иисусовой и только тогда, когда будет получен ответ: «Аминь».
  7. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются, братия в безмолвии расходится по своим келиям и готовится ко сну, разрешается до 23.00 чтение духовной литературы, а также рукоделие.
  8. Не разрешается братии самостоятельно устанавливать для себя келейное правило, а также творить его в ночное время.
  9. Подобает беспрекословно повиноваться Наместнику, начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: «Ибо Я сошел с Небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38).
  10. Усердное и прилежное послушание для новоначальных — залог их будущего духовного возрастания и спасения.
  11. Избегать своеволия: ничего не делать без благословения вышестоящих, даже пусть будто похвального, дабы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.
  12. Распоряжения Наместника по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но, напротив, с молитвою и смирением, выполнять.
  13. Если какой-то брат не согласен с распоряжениями начальствующих, он с кротостью и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.
  14. Новоначальный и монашествующий должен находиться в постоянном мире и любви со всею братиею обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.
  15. Никто не должен без благословения старших брать себе в келию какую- либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения — есть кража.
  16. Монашествующим не должно заводить в келии лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой келии служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения святых отцов. Келия монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келия должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь место в келии.
  17. Монашествующим и послушникам без благословения запрещается чаепитие и трапеза в келии, а также приношение съестных продуктов в келию.
  18. Братии запрещается иметь в келиях магнитофоны, фотоаппараты, холодильники, музыкальные инструменты.
  19. Неприлично монашествующим или послушникам громко разговаривать, смеяться и держать себя вольно.
  20. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов как первых поводов ко греху.
  21. Везде и всегда прилично монаху воздерживаться от празднословия, помня слова Господа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12, 36).
  22. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие в монастыре не должно даже именоваться в нем, т. е. категорически воспрещается, и нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.
Читайте также:
Московский Сретенский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели

Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю необходима помощь по следующим направлениям

восстановление пещерного храма в честь Рождества св. пророка Иоанна Предтечи,

восстановление братского корпуса,

ремонт тракторов и автомобилей,

ремонт и приобретение богослужебной церковной утвари,

Дивногорский Успенский монастырь

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Дивногорский Успенский монастырь — пещерная обитель в Воронежской области, расположенная на территории Малых Див в северной части музея-заповедника «Дивногорье». Старинный мужской монастырь является местом паломничества и популярной туристической достопримечательностью, сюда каждый день приезжает много путешественников.

Обитель в меловых скалах появилась в середине XVII века. Год за годом, расширяя старые кельи и обустраивая новые подземные помещения, монахи создавали уникальный пещерный комплекс. В наши дни Дивногорский Успенский монастырь действующий. Богослужения в его храмах проходят ежедневно в 7.15 и 16.00. Экскурсии по монастырскому комплексу проводят сами послушники.

Для тех, кто хочет остаться в обители на несколько дней, открыта монастырская гостиница. Туристов также принимает гостиница музея-заповедника «Дивногорье», расположенная в поселке Дивногорское в 3 км от монастыря, на улице Подгорной, 48. Кроме того, путешественники могут переночевать в палатке на территории кемпинга, который обустроен рядом с усадьбой музея-заповедника.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Дивногорский Успенский монастырь

История Дивногорского Успенского монастыря

По преданию, обитель была основана в 1640 году двумя греческими схимонахами, пришедшими в Придонье из Киево-Печерской лавры. Иоасаф и Ксенофонт искали место для молитвенного уединения и вырубили в меловых скалах кельи и небольшой храм. В 1653 году, когда Русское государство, спасаясь от набегов татар, строило Белгородскую оборонительную линию, в монастырь прислали строителей. Они обнесли территорию обители деревянной стеной, возвели кельи и храм Николая Чудотворца.

Первым настоятелем Дивногорского Успенского монастыря стал игумен Гурий. В 1658 году деревянная церковь сгорела, и вместо нее в обители появился храм в честь Успения Богоматери. Тогда же произошло освящение пещерного храма Иоанна Предтечи.

Малые Дивы находились недалеко от дороги, ведущей в Россию из Крымского ханства, и поэтому неоднократно подвергались набегам татар. Жизнь насельников была сложной. Для защиты от «воровских людей» они устанавливали на колокольню пушки и пищали, а в моменты опасности прятались в подземных кельях.

Дивногорский Успенский монастырь обладал хорошей библиотекой и играл роль культурного центра для окрестных земель. В 1699 году здесь побывал Петр I. Монастырь приписали к Воронежской епархии и пожаловали ему большие пахотные земли. Процветание обители длилось до 1788 года. Потом по церковной реформе, которую инициировала Екатерина II, монастырь лишили земель и крестьян, а затем закрыли.

Возрождение утраченной обители началось в середине XIX века. С приходом советской власти Дивногорский монастырь вновь упразднили. Жившие здесь насельники были уничтожены, а книги из монастырской библиотеки утопили в водах Дона. В годы Великой Отечественной войны на территории обители размещался немецкий военный госпиталь, а в послевоенное время – туберкулезный санаторий. Церковные службы в монастыре стали проводиться в начале 1990-х годов.

Что можно увидеть в обители в наши дни

Комплекс Дивногорского Успенского монастыря включает надземные и пещерные храмы. Подъем на меловые столбы Малых Див запрещен. Надземные здания и храмы полностью отреставрированы, а в подземных продолжаются восстановительные работы.

Туристы и паломники могут побывать в пещерном храме Иоанна Предтечи и пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери. Следует иметь в виду, что внутри пещер даже в жаркие дни довольно прохладно. Температура воздуха там держится в пределах +9. +12 °С.

Читайте также:
Уфимская епархия: храмы и монастыри, духовенство, святые и священники

Как добраться

Дивногорский Успенский монастырь находится возле села Селявное, в 1 км от места впадения в Дон ее правого притока – реки Тихая Сосна. Через расположенную возле монастыря платформу «Дивногорская» трижды в день проходят электропоезда из города Лиски. Время в пути – около получаса. Летом по выходным дням до «Дивногорской» назначают поезда-экспрессы из Воронежа. На них до монастыря можно добраться за два с небольшим часа. Из Лисок до обители дважды в день ходит рейсовый автобус. Дорога на нем занимает 1 час 15 минут.

Те, кто хочет добраться до Малых Див на автомобиле, должны ориентироваться на указатели «Дивногорье». Расстояние от Лисок до монастыря составляет 40 км, а от города Острогожск – 50 км. К обители ведет асфальтированная дорога, проложенная через село Селявное. Автомобилистам советуют парковаться не на официальной парковке, расположенной на вершине холма, а возле шлагбаума обители.

Дивногорский Успенский мужской монастырь

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь Воронежской епархии расположен в Лискинском р-не Воронежской обл., в 26 км к северо-востоку от г. Острогожска, на правом берегу р. Дон выше впадения в него р. Тихая Сосна. В просторечии меловые останцы в районе Дивногорского монастыря и сам пещерный монастырь назывались Дивье или Дивы. Основан в 1653 г. игуменом Гурием с братией, согласно грамотам о пожаловании монастырю хлебной руги от 20 сентября 1657 г. и о передаче сенных покосов на р. Тихая Сосна от 1700 и 1701 гг. Но местное предание, бытовавшее с конца XVII в., относило устроение пещерного монастыря к более раннему периоду. В начале XX в. историк П. В. Никольский писал, что «среди подвижников и простецов монахов и мирян упрочилось убеждение, что Дивногорские пещеры обязаны своим происхождением сицилийским выходцам» схимонахам Ксенофонту и Иоасафу, «спасавшимся от гонений язычников». По преданию, схимонахи подвизались в Киеве с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Возможность существования на месте Дивногорского монастыря древней обители подтверждают лишь косвенные данные: упоминания в переписке Московских митрополитов Феогноста и Алексия (XIV в.) неких игуменов Червлёного Яра, на землях которого впоследствии располагалась Дивногорская обитель.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Чудотворная икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)
  • 5 Святыни
  • 6 Престольные праздники
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Как добраться
  • 10 Паломнику
  • 11 Ссылки

История [ править ]

Дивногорский Свято-Успенский монастырь находится вблизи от села Селявное-1 Лискинского района Воронежской области, в километре от слияния рек Тихая Сосна и Дон. Географическое название монастыря происходит от его расположения на гористой местности, которая во времена раннего средневековья была рубежом между землей вятичей и хазарским каганатом. Граница между ними пролегала при впадении Тихой Сосны в Дон и проходила по территории древнейшей Маяцкой крепости, что находится в Больших Дивах недалеко от храма, высеченного в скале. Местность и в те былинные времена хранила тайну своих уникальных природных меловых столбов с историческим названием – Дивы.

Главная природная особенность монастыря – лабиринты пещер, ископанных в меловой горе. Кто первым начал здесь прокладывать подземные ходы? По преданию, вошедшему в историческое описание монастыря, известно, что его основателями являются схимонахи Ксенофонт и Иоасаф, пришедшие сюда из Италии с иконой Божией Матери, именуемой Сицилийская. Позже игумен Гурий напишет об Успенской церкви, что она «выбита в камни в столбе у горы» и о церкви во имя «великого чудотворца Николы», что была «на берегу Дона». Пещерный храм в честь Успения Божией Матери дал священное название всей обители, и по преданию именно Ксенофонт с Иоасафом положили ему начало. Только дата этих событий не установлена. По мнению исследователя протоиерея А. Кремецкого. Архиепископ и историк Димитрий (Самбикин) относит дату основания монастыря к XV-XVI веку, тогда, как большинство исследователей ХХI века в своих трудах стремятся придать более древний облик эпохе, когда создавались пещеры и пещерные храмы. Имея в виду раннюю датировку монастыря, мы можем сказать, что обитель в своем первоначальном виде просуществовала недолго.

Воронежский край подвергся нападению кочевников: половцев, печенегов, татаро-монголов, которые опустошили его полностью, – об этом в Никоновской летописи повествует диакон Игнатий Смольянин – спутник московского митрополита Пимена, посетившего проездом эти края в 1389 году.

С восстановлением границ России и возрастанием ее могущества, со строительством таких городов, как Воронеж, Острогожск, Коротояк тесно связана и судьба монастыря.

Первыми иноками обители стали украинские монахи, пришедшие в эти места вместе с казаками. Первым игуменом монастыря был ученый монах Гурий, тот самый, что оставил нам историческое описание монастыря, да еще и написал отчетное письмо царю Алексею Михайловичу, где поведал монарху, что монахами построены две Церкви, кельи, ограды. Эти события относятся к 1653 году, который и является формальной исторической датой рождения монастыря.

Уже к концу XVII столетия Дивногорская обитель становится духовным центром Черноземного края и имеет значительные имущественные и земельные владения. Монастырю пришлось пережить и военные действия: во время крестьянской войны 1670-1671 годов в обители даже были установлены пушки для самообороны, так как у стен монастыря разыгралось решающее сражение между силами Фрола Разина и правительственными войсками.

Читайте также:
Вознесенский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес монастыря, храмы и постройки

В 1699 году монастырь был выведен из штата Белгородской митрополии и стал частью Воронежской епархии.

Первый епископ Воронежский святитель Митрофан распорядился иметь в обители приходно-расходную книгу. Святитель, по-видимому, с почтением относился к настоятелю Дивногорского монастыря, ибо, несмотря на чрезвычайную рачительность, подарил архимандриту Амвросию хрустальный стакан. Других сведений об отношении Воронежского святителя к насельникам Дивногорья не сохранилось.

В 1699 году по свидетельству адмирала Крюйса, монастырь посещал царь Пётр I Великий.

Жизнь обители до середины XVIII века можно считать благополучной. Хотя монастырь и лишился в 1714 году некоторой части имущества, но в обители велось строительство двух кирпичных церквей, в Острогожске было построено подворье, основана духовная семинария, которая действовала с 1742 по 1745 год.

В 1764 году по указу Екатерины II Дивногорский монастырь был лишён всех своих владений и подлежал упразднению, но затем его все же сохранили как заштатный монастырь.

Известный немецкий путешественник, географ, геолог и биолог Самуил Георг Гмелин (племянник знаменитого академика Иоганна Георга Гмелина), посетивший обитель в 1769 году, застал в ней только одного игумена. В 1773 году по ходатайству святителя Тихона Задонского, возглавлявшего тогда Воронежскую епархию, все земли и имущества вернули монастырю, и жизнь в обители снова возродилась.

Но согласно указу 1786 года монастырь был всё же упразднён, а монахи в 1788 году переведены в Коротоякский Вознесенский монастырь.

С 1813 года местные жители и духовенство начали ходатайствовать перед верховными властями о восстановлении Дивногорского монастыря. В 1828 году последовал указ об открытии обители, согласно которому Коротоякский мужской монастырь стал подворьем Дивногорского.

Период с 1828 по 1860 год отличался тем, что в монастыре часто менялись настоятели, были разногласия между братией, жили бедно. В 1860 году, когда игуменом стал инок Анфим, ссоры и нестроения прекратились. Инок Анфим руководил обителью 20 лет.

В 1831 году состоялось величайшее в истории монастыря событие – в урочище Большие Дивы на меловом столбе была обретена чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Образ стал особо чтимой святыней Дивногорского монастыря, а местные жители называли эту икону – Исцелийская, потому что молящиеся перед образом Пресвятой Богородицы исцелялись от болезней.

Завершая краткий обзор истории монастыря, отметим, что в 1903 году состоялось торжественное празднование 250-летия обители. К этому времени прошлым монастыря стали особенно интересоваться историки, краеведы, этнографы, археологи, географы. Путешественник Е. Марков, посетивший в это время монастырь, оставил интересные путевые заметки под названием «В краю белых гор». Интерес этот есть и в наши дни, возможно, что со временем, мы узнаем доселе неизвестное об истории монастыря.

Жизнь обители была прервана революцией и гражданской войной. В 1924 году обитель была закрыта, на её месте возник Дом отдыха, а позже – санаторий. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались советские эвакуационные госпитали. В послевоенное время монастырские постройки снова использовали под санаторий. В 1997 году здания монастыря вновь переданы Русской Православной Церкви. 25 декабря того же года решением Священного Синода Русской Православной Церкви в монастыре возобновилась монашеская жизнь. В настоящее время здесь находится мужской монастырь, воссоздаётся прежний исторический и духовный облик обители.

Современное состояние [ править ]

В 1997 году земля и здания монастыря были официально переданы Русской Православной Церкви. Вскоре начались богослужения, а затем – большие восстановительные работы, было обустроено хозяйство монастыря под руководством архимандрита Парфения (Шалатонова). В 2009-2015 гг. настоятелем обители был игумен Максим (Лапыгин), который собрал немногочисленную братию и установил суточный круг богослужения.

В настоящее время настоятелем обители является иеромонах Алексий (Сукачев), который продолжает развивать и поддерживать добрые традиции и монашеские уставы. В настоящее время богослужения совершаются ежедневно, ведутся восстановительно-реставрационные работы, развивается подсобное хозяйство, а именно: скотоводство, птицеводство, сельское хозяйство (огород, виноградники), пасека, имеется мини-пекарня, просфорня. Для помощи паломникам работает паломническая служба.

Храмы [ править ]

Успенский собор

Храм в честь иконы Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)

Храм в честь Рождества св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна

Чудотворная икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская) [ править ]

В 1830–1831 годы Россия претерпела тяжелую холерную эпидемию. Жители городка Коротояк были объяты страхом. В это время Екатерине Иларионовой (Коломенской) во сне явилась Божия Матерь и приказала взять из Дивногорского монастыря Ее икону: «Помолитесь перед нею, а если не возьмете, то все умрете». Утром женщина пришла в Коротоякский собор, где было уже много народа, собравшегося на молитву об избавлении от эпидемии. Коломенская рассказала о своем сновидении. Люди при этом вспомнили о неоднократных видениях света и лучей в ночное время в храме Дивногорского подворья. Поэтому рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июль 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ей оную. Настоятель иеромонах Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье с его пещерами, сказал, что он видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла в Дивы и еще издали,завидев икону, призналась, что именно такой образ она видела во сне. Но снять икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, направились, неся чудотворный образ, сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье. Поставление иконы в храме сопровождалось молебствием с акафистом Пресвятой Богородице, а затем всенощным бдением. На другой день после литургии и молебна с освящением воды с городской площади начался крестный ход с иконою Матери Божией Сицилийской. После этого болезнь стала отступать. Между тем горожане спешили брать икону в дома для совершения перед ней молитв Божией Матери. В скором времени болезнь совсем прекратилась. После этого жители Коротояка решили ежегодно брать эту икону к себе – в те дни, когда обнаружилось первое чудо исцеления и избавления города Коротояк от эпидемии. В 1847-1848 гг. Россию снова постигла холерная эпидемия. Коротояк не пострадал. Но соседний Острогожск был охвачен этим бедствием. Жители города прибегли к заступничеству Божией Матери и испросили Сицилийскую икону Заступницы у Дивногорского строителя иеромонаха Меркурия. 29 августа 1847 г. они внесли ее в первый раз в свой город. И опять болезнь стала ослабевать. Благодарные горожане в 1848 г. просили Воронежского архиепископа Игнатия позволить им ежегодно вносить в город икону для молебствий с 29 августа. Преосвященный Игнатий разрешил принимать икону в Острогожске только в течение трех дней (с 28 июня по 1 июля). Но жители Острогожска снова просили удовлетворить их прежнее ходатайство, «почитая это возможным тем более, что граждане соседственного города Коротояка с давнего времени пользуются правом ежегодно брать ее в свой город с 1 июля по 14 августа, а Дивногорский монастырь, состоя в дачах Острогожского уезда, в понятии общежития составляет нашу общую принадлежность» (П. Никольский «Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.). На этот раз они просили, чтобы чудотворная Сицилийская икона Божией Матери оставалась в Острогожске с 29 августа по 25 октября, так, чтобы каждый житель города мог, по усердию, помолиться перед иконою в собственном доме, да и уездные жители могли молиться здесь, чего при отдаленности от монастыря многие не могли сделать. Одним из следствий такого порядка дела было бы и увеличение средств для возобновления Дивногорской обители. Архиепископ Игнатий после этого ходатайства счел необходимым обратиться с представлением в Священный Синод. СвященныйСинод, согласно мнению преосвященного Игнатия 2 сентября 1850 г. определил дозволить гражданам г. Острогожска приносить в свой город Сицилийскую икону Божией Матери сроком на два месяца – с 29 августа по 29 октября, на что последовало Высочайшее соизволение Государя Императора Николая Павловича. С тех пор ежегодно в Острогожск к 29 августа стекаются окрестные жители. К этому дню собирается в монастырь множество богомольцев не только из окрестных селений, но и из отдаленных местностей. Утром этого дня, после литургии, чудотворная икона уносится из Дивногорского монастыря, в сопровождении нескольких иеромонахов и священников в ризах, диаконов с кадилами, с церковным пением, в предшествии фонаря со свечою. Икону сопровождают благочестивые богомольцы, большей частью направляющиеся из монастыря, частью подходящие на пути (более 20 верст) из Коротояка и близлежащих селений. Когда икона приближается к Острогожску, навстречу ей, за несколько верст от города, выходит городское духовенство, и икона торжественно вносится в городской собор, где отправляется молебствие, а затем на всенощном бдении читается акафист Пресвятой Богородице. На другой день и во все последующие горожане берут святой образ в свои дома. Только ночью она приносится в церковь

Читайте также:
Троицкий собор в Пскове: история и адрес, святыни и иконы

Из книги П. Никольского «Дивногорский Успенский монастырь.Исторический очерк». Воронеж, 1904 г

Святыни [ править ]

Ковчеги с частицами мощей святых угодников Божьих

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: