Саввино-Сторожевский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Саввино-Сторожевский монастырь

Для паломников и туристов обитель открывается в 6:00, а закрывается после
окончания вечерней службы.

Добираться до обители можно как на своем транспорте, так и на общественном:

  • На электричках из Москвы. Сесть на Белорусском вокзале, доехать до
    станции Звенигород, далее сесть на автобус № 51 или 23, выйти на остановке
    Монастырь.
  • Автобус до Звенигорода ходит от метро «Кунцевская», далее также на рейсовых
    автобусах.
  • Своим ходом можно добраться, введя на навигаторе «Саввинская слобода».

История монастыря

Монастырь в Звенигороде начал свою историю в далеком 1398 году. Основал его ученик преподобного Сергия Радонежского, инок Савва, духовник семьи князя Дмитрия Донского (жены Евдокии и сына Юрия). Когда умер Дмитрий Донской, его сын Юрий стал княжить в Звенигороде. Новый звенигородский князь и поручил своему духовнику основать обитель на горе Стороже, где открывается прекрасный вид на слияние двух рек: Сторожку и Москву-реку.

Сначала была возведена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, затем не далеко от нее Савва выкопал скит, где он уединился для молитвы и поста. Зная о его молитвенных подвигах, к нему стало приходить все больше братии, монастырь рос на глазах.

Преподобный Савва Сторожевский — один из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского. Был духовником сына Дмитрия Донского князя Юрия, и по его просьбе основал в Звенигороде обитель, которая впоследствии стала называться Саввино-Сторожевским монастырем. За подвижническую жизнь Господь удостоил его дара прозорливости. Преподобный считается чудотворцем, много чудес исцеления и помощи происходит от его мощей. Также Святой много раз являлся людям и помогал им.

Обитель много претерпела в годы польско-литовской интервенции: ее поджигали и обворовывали. Обитель любил посещать царь Иван Грозный со своей женой Анастасией и сыном Федором. В годы царствования Михаила Федоровича обитель стала возрождаться.

Период расцвета

В период правления Алексея Михайловича Саввино-Сторожевский монастырь стал преображаться на глазах: менее чем за десять лет обновили Рождественский собор, расписывали стены храма известные московские иконописцы. Стали возводить новые храмы, хозяйственные сооружения, и у обители появились огромные крепостные стены, царские палаты и башни. Царь делает монастырь своей резиденцией и присваивает ей почетный статус Лавры, который был первым в истории русских обителей. В это время произошло обретение мощей святого основателя монастыря и в память об этом был отлит Благовестный колокол.

По указу царя была проложена дорога от Москвы до самой обители, которая стала именоваться Звенигородским трактом, также ее ещё называли Царский путь и Дорога царей богоизбранных. По ней совершали паломничества к мощам преподобного русские монархи и князья. Сейчас она называется
Рублево-Успенским шоссе. В XVIII веке положение монастыря утратилось, но его продолжали посещать царственные особы.

В годы отечественной войны 1812 года для всенародного поклонения и для защиты от врагов вывозились святыни: Владимирская и Иверская иконы Божией Матери. И после боя под Звенигородом, когда французы заняли монастырь, они его все же не тронули: одному из их полководцев явился преподобный Савва и велел оставить монастырь в покое.

Период запустения

В 1918 году по приказу местных властей в монастыре произошла конфискация церковного имущества, насельники пытали противостоять этому, не отдавали мощи преподобного Саввы, но все же этого не удалось избежать, они были конфискованы, монахи арестованы и монастырь закрыт.

В 1941 году во время войны монастырь очень пострадал: был разбит 35-тонный Благовестный колокол, звон которого был слышен в Москве (благодаря ему город и назвали Звенигород). Уже в XXI веке была сделана его копия.

В советское время здесь были и воинская часть, и санаторий, и музей. В церкви Рождества Богородицы не пострадали только верхние ярусы иконостаса, все остальное было разграблено.

XX век

9 февраля 1995 года Администрация Московской области и Московский патриархат подписали договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и Саввино-Сторожевским мужским монастырём некоторых зданий обители. Монастырь стал ставропигиальным.
В 1995 году монастырь снова открылся. В 1998 году, на праздновании 800-летия обители патриархом Алексием II были возвращены мощи преподобного и положены в соборе Рождества Богородицы. Также там были отреставрированы древние настенные росписи. В 2006 году открыли памятник основателю
монастыря.

Современное состояние

Сейчас обитель насчитывает 50 монахов. В 2007 году был торжественно открыт памятник основателю монастыря. Обитель славится своим вкуснейшим квасом, который настаивается на изюме.

Архитектура и ансамбль монастыря

К счастью, Саввино-Сторожевский монастырь обошла стороной участь большинства русских обителей в начале XX века. И сейчас он выглядит так же, как выглядел при царе Алексее Михайловиче:

  1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1405 г.). Белокаменный собор, который был построен вместо деревянной церкви ещё во времена преподобного Саввы. Собор построен во Владимиро-Суздальском архитектурном стиле. Стены храма расписывались московскими иконописцами круга Андрея Рублева. Позже к собору были пристроены: Саввинский предел, двусторонняя паперть, ризница и кокошники. Мощи преподобного Саввы находятся справа от алтаря.
  2. Надвратный Троицкий храм (1650 год, архитектор И. М. Шарутин). Миниатюрная церковь в стиле барокко. Это последний шатровый храм в России.
  3. Звонница. Самая высокая постройка в обители. Очень нарядная, с множеством башенок, имеет несколько ярусов. От среднего яруса идёт лестница, ведущая к колоколам. На нижнем ярусе находится большой колокол, отлитый вместо знаменитого благовестного колокола, который был разбит во
    времена ВОВ. На самом верху размещены все остальные колокола.
  4. Внутри колокольни есть небольшая церковь преподобного Сергия Радонежского в честь Алексия Человека Божия.
  5. Преображенская церковь (1695 г., распорядилась построить царевна Софья).
  6. Монастырь окружён белокаменной крепостью (1650 г.), длиной 760 м, высотой 5 м и толщиной 2,7 м. Также было построено 7 башен, из них до наших дней сохранились 6.
  7. Трапезная (1652-1654 гг.) — выдающееся сооружение, поражающее своей красотой, имеет четыре этажа, в подвале трапезной на глубине 6 м находится ледник, а также колодец глубиной 15 м. На втором этаже располагалась кухня, рядом были келии монахов. На третьем находилась сама трапезная палата с крестовыми сводами, площадь которой составляла 500 квадратных метров. На верхнем этаже находилась монастырская казна. В XlX веке здание было перестроено, а в XX реставраторами был возвращен его первоначальный облик.
  8. Царские палаты. Это белое, длинное, имеющее два этажа здание. Начал постройку царь Алексей Михайлович. Он очень любил бывать в монастыре, и бывало жил здесь месяцами. Достраивали палаты его дети: Алексей и Софья. В настоящее время здесь расположены приемная наместника, лавки и
    паломническая служба.
  9. Контрастом Царским выступают Царицыны палаты (построены в 1652-1654 гг.) из красного кирпича. Если Царские палаты построены в строгом стиле, то Царицыны очень праздничные, нарядные, в стиле нарышкинского барокко. Покои царицы находились по центру, эта часть здания особенно нарядная. Сейчас здесь располагаются историко-архитектурный и художественный музеи.
  10. Братские корпуса (середина XVII века) — там всегда находились келии насельников монастыря, они несколько раз перестраивались.
Читайте также:
Собор Александра Невского в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Святыни и реликвии монастыря

Главной святыней обители по праву являются мощи ее основателя преподобного
Саввы. Они находятся в главном соборе. Также в монастыре находится Крест-мощевик и ковчеги-мощевики с множеством частиц мощей и камнями от Гроба Господня и Голгофы и другими святынями.

Могила старца Симеона. В народе его называли «Семенушка». Праведник вел благочестивую христианскую жизнь, принял на себя подвиг юродства. Источник преподобного Саввы Сторожевского.

Находится вне монастырских стен, около скита. Скит был построен на месте пещеры, выкопанной самим Саввой, где он жил и молился. В настоящее время, как и раньше, в скиту живут монахи. На источнике можно набрать благодатной водицы, а в купели искупаться.

Чудотворные иконы

В обители есть несколько чудотворных икон с частицами мощей святых: вмч. Пантелеимона, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского, прмч. Елисаветы, блаженной Матроны Московской, святителя Спиридона Тримифунтского (с тапочком, привезённая с острова Корфу).
Информация для паломников и туристов

Адрес монастыря: город Звенигород Одинцовского района, Городок, 5. Телефоны обители: 93-37-978 — приемная (код 495), (903)-27-40-121 — паломническая служба, (963)-64-03-700, (495)-99-29-418 — монастырская гостиница.

Как добираться

Добираться до обители можно как на своем транспорте, так и на общественном:

  • На электричках из Москвы. Сесть на Белорусском вокзале, доехать до станции Звенигород, далее сесть на автобус № 51 или 23, выйти на остановке Монастырь.
  • Автобус до Звенигорода ходит от метро «Кунцевская», далее также на рейсовых автобусах.
  • Своим ходом можно добраться, введя на навигаторе «Саввинская слобода».

Где остановиться

При обители есть трехэтажная гостиница, рассчитанная на пятьдесят человек. Комнаты разной вместимости: на одного, двух, трех, четырех и одна комната на шесть человек. Есть номера как эконом-класса, так и люксовые.

Режим работы гостиницы круглосуточный, без выходных. Заселяются туда после 17:00, а выезжают до 15:00. Важно иметь при себе паспорт, а для детей — свидетельство о рождении.

За пребывание детей в гостинице платить не нужно, они размещаются вместе с родителями. Запрещается привозить с собой животных. Также рекомендуется бронировать места заранее.

Паломническая служба монастыря

Для гостей обители паломническая служба разработала 2 экскурсионных маршрута. Первый короткий и включает в себя знакомство с архитектурой монастыря, посещение храмов, крепости и колокольни. Маршрут длится 1,5 часа. Второй длинный и включает в себя не только монастырь, но и звенигородский кремль, скит святого Саввы и источник. Тем, кто решил воспользоваться услугами паломнической службы, желательно связаться с ней заранее.

Паломническая служба работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:00.

Для паломников и туристов обитель открывается в 6:00, а закрывается после окончания вечерней службы.

Таблица 1. Расписание богослужений в обители

День Название богослужения Начало
Будние дни Полуношница, молебен

Часы, Божественная Литургия, Акафист Савве Сторожевскому

Часы, Божественная Литургия, Акафист Савве Сторожевскому

Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

История

В 1398 году преподобный Савва, один из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе князя Юрия Звенигородского, сына святого благоверного князя Димитрия Донского и святой княгини Евдокии (в иночестве Евфросинии), основал в двух верстах от Звенигорода монастырь. По преданию, в поисках места для новой обители, святой поднялся на гору, называемую Сторожи, возвышающуюся над слиянием Москвы-реки и ее левого притока Сторожки, и был поражен красотой этого места. Вскоре здесь были построены небольшая деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малая келья для самого игумена.

В монастыре был введен строгий общежительный устав, подобный принятому в Троицкой обители. Слава о святой жизни старца привлекла к нему в обитель множество учеников и последователей.

В 1406 году на пожертвования князя Юрия на месте деревянного храма был выстроен новый каменный собор с тем же посвящением. Расписывать собор были приглашены два гениальных русских иконописца Андрей Рублев и Даниил Черный. До наших дней сохранились три замечательных образа из древнего иконостаса этого собора: иконы Спасителя, Архангела Михаила и святого апостола Павла (ныне находятся в Третьяковской галерее).

В первой половине XVI века преподобный Савва был уже широко прославлен своими чудо-творениями. Поклониться ему, в монастырь приезжал царь Иван Грозный с семьей. В XVI веке обитель пришла в некоторое запустение. В Смутное время Звенигород и монастырь грабили войска поляков, но обитель, хранимая своим основателем, его молитвой, не погибла, не была сожжена дотла и начала возрождаться при первом царе из династии Романовых – Михаиле Феодоровиче и его отце патриархе Филарете, которые приезжали сюда на богомолье. Однако подлинный расцвет обители наступил при царе Алексее Михайловиче. Избрав монастырь своей загородной резиденцией, государь оказывал ему особую заботу и попечение: за очень короткий срок, 1650–1656 годы, он был перестроен почти заново, его площадь увеличилась вдвое, прежние обветшалые, местами совсем разрушенные деревянные стены были заменены каменными. Существует мнение, что в основу планировки Саввино-Сторожевского монастыря была положена схема взаимного расположения зданий, бывшая в Троице-Сергиевом монастыре, который зодчие использовали как образец. Современники даже называли эти два монастыря «женихом и невестой». Несмотря на то, что обитель на Сторожи во многом напоминала обитель на Маковце, зодчим удалось создать свой новый архитектурный ансамбль, один из наиболее цельных и гармоничных в древнерусском зодчестве. Монастырь стал одновременно и крепостью для отражения угрозы со стороны западных соседей, и загородной царской резиденцией, и государевым богомольем.

До конца XVII века обитель занимала главенствующее положение не только среди подмосковных монастырей, но и была одной из самых почитаемых в России. Саввино-Сторожевская обитель первой приобрела статус лавры, она считалась одной из самых многолюдных – в ней в разные годы было до 150–300 монахов.

Сын и преемник царя Алексея Михайловича, царь Феодор Алексеевич продолжал по примеру своего отца делать вклады в Саввин монастырь и часто посещал его. При нем монастырь назывался «комнатным» государевым и «первостатейным». Дела его были переведены в приказ Большого дворца, который имел такое же значение, как приказ Тайных дел при его отце Алексее Михайловиче. К 1774 году – времени секуляризации церковных земель, проводимой Екатериной II, к монастырю было приписано более семнадцати тысяч крестьян. Царское внимание не оставляло монастырь вплоть до трагических лет октябрьского переворота.

На протяжении многих веков, вплоть до прославления преподобного Серафима Саровского, преподобного Савву Сторожевского почитали в России как «второго» по значению великого русского святого после преподобного Сергия Радонежского. В каждом храме была икона преподобного Саввы. Русские цари приняли эту обитель под свою руку и обязательно во время своего царствования хотя бы раз посещали ее. Сразу после революции новая власть постаралась быстрее искоренить память о «царском святом».

В первой половине 1918 года у Саввино-Сторожевского монастыря конфисковали земли и все монастырское хозяйство, вскоре закрыли и сам монастырь. Незадолго до этого, в апреле 1919 года, святые мощи преподобного Саввы Сторожевского были изъяты из обители и вывезены в Москву.

В начале 1995 года было принято решение о возвращении Саввино-Сторожевского монастыря Русской Православной Церкви. Многое из того, чем славился монастырь в прошлом, а главное, чудотворные мощи, казалось, были утрачены навсегда. Но чудесным образом они сохранились неповрежденными и в августе 1998 года (в дни, когда праздновалось 600-летие основания монастыря) были торжественно возвращены в обитель.

Сегодня Саввино-Сторожевский монастырь вернул себе прежнюю красоту и величие, но самое главное, что делает любой монастырь домом Божиим, здесь возродилось монастырское братство, восстановилась монашеская жизнь, идут службы, совершается молитва. Небесный покров и заступничество великого Звенигородского чудотворца по-прежнему пребывают в основанном им монастыре и со всеми нами.

Проезд

электропоездом от Белорусского вокз. до ст. Звенигород, от ст. авт. № 23, 51, ост. «Монастырь». Маршр. авт. № 452 от ст. м. «Кунцевская» до г. Звенигорода.

У Бога все взвешено и сочтено

Как правильно исповедоваться, можно ли подавать священнику записки с перечнем грехов, не называя их вслух? Что делать, если служитель Церкви подает дурной пример? Если труд человека недооценивают? На эти и другие вопросы прихожан отвечает протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Московской области.

– Вопрос о покаянии: как правильно исповедоваться?

– Как правильно исповедоваться – это самый сложный вопрос. Потому что исповедоваться – это значит видеть свои грехи и соответственно их называть. Но если, согласно святым отцам, видеть свои грехи – выше, чем видеть Ангелов, то кто из нас может их во всей полноте увидеть? Больше того, Господь иногда и сокрывает часть грехов, потому что не всякий выдержит полной картины.

Кстати, состояние духовников – очень сложное. Нужно выслушать откровенное признание и остаться к этому человеку в правильном устроении. То есть не смотреть на него как на негодяя, а как на человека, в духовном смысле больного.

Поэтому покаяние – один их сложнейших вопросов духовной жизни. И исповедь, это знают священники, которые соприкасаются, – самое сложное делание. Потому что здесь имеешь дело часто не с самим человеком, а в значительной мере с духовным миром, который действует на каждого из нас. А вот в этой области, как говорится, за хвост или за копыто ухватить не так легко. Больше того, даже человек сам часто не может в себе самом разобраться – что есть его, что не его.

Есть такое выражение: привычка – вторая натура. А какая первая? Первая – это та, которая дается младенцу, когда он рождается на свет. Дальше человек, к несчастью, постепенно набирается от окружающей его среды – неправдоглаголания, курения, пьянства и пр. И тогда появляется эта вторая натура. И если он при этом делал выбор, то это – его вина. Но причина не только в самом человеке, но и в окружении. Ибо, если бы он не видел чего-то, не знал, он, может, и понятия бы не имел об этом. А когда он видит что-то, то начинает подражать.

Человек создан по образу и подобию Божиему. Поэтому он должен иметь перед собой тот образ, которому уподобляется. Видимые образы – родители, окружающие люди, в высшем смысле – это Бог. Слово «образование» имеет корень «образ». Это образ Божий, который человек должен в себе воссоздать. Поэтому образование состоит из трех элементов. Первое – воспитание нравственности, чувств. Второе – умение правильно мыслить, рассуждать. И на третьем месте – знание. Без первых двух знание, в общем-то, человеку может и навредить: как он его употребит?

От исповеди до исповеди человек все время проходит какую-то школу, какой-то процесс. Священномученик отец Сергий Мечев особенно отмечал это. Он говорил, что, когда читается разрешительная молитва (человек исповедовался, уже назвал вроде бы все), вдруг звучат слова: «Подаждь ему образ покаяния». И он спрашивает: что же тогда было, если «подаждь ему образ покаяния»? А дело все в том, что каждая исповедь есть некая ступень для следующего этапа. Господь потом еще открывает, еще, по частям. Сначала – самое главное, заметное, потом меньше, меньше, меньше, даже до слов иногда вспоминается то, как человек согрешал. И это как раз и есть тот труд покаянный, который совершает человек, старающийся избавиться от грехов. Некоторые записывают, это очень хорошо, потому что потом забывается. Больше того, иногда приходит человек, что-то хотел сказать и забыл.

Так называемая забывчивость в значительной мере связана с духовным миром. Иногда человек говорит, говорит, и вдруг – как обрезало – потерял мысль, и никак не может вспомнить, ухватить. Враг смущает.

Есть потрясающий пример из серии чудес Святителя Николая, когда человек, будучи приказчиком у богатого купца, ехал с обозом. И вдруг спохватился: а где же деньги? Оказалось, что денег нет. И товара (он посмотрел на обоз) на 10 тыс. тоже нет. В те-то времена 10 тыс. – это было целое состояние. И он в ужасе: потерял! Но кто ж поверит? Позор какой! Вор. Думает: «Вот сейчас река будет, брошусь в полынью, от позора». У него возникли мысли о самоубийстве. В это время проезжали мимо обители Святителя Николая. Вдруг перед ним встал Святитель Николай и сказал: «Ты что задумал? По действию дьявольскому ты забыл, что дал товар под слово». Раньше было так – слово дал, и этого было достаточно. И человек все вспомнил. То есть враг настолько помутил рассудок, что он все забыл.

Это как раз часто происходит, когда вопрос касается покаяния, – человек забывает. Поэтому многие записывают, и священник читает, а то, что вслух этого не произносит, то для Бога-то ведь вслух – не вслух, мысли даже – все это ведомо. Другое дело, что состояние человека – насколько он раскаивается – тоже знает один Бог. Но, конечно, грех прощается, читается разрешительная молитва, человек разрешается от греха.

При современной жизни, если все будут священнику рассказывать (а иногда человек не может просто назвать грехи, а начинает – вот, я пошел туда-то, сделал то-то; получается целая история). Если каждого выслушать, возьмите на человека 5 минут: 100 человек – это 500 минут. Восемь часов священник будет выслушивать? Поэтому, когда пишут, ну что ж, в этом нет ничего плохого, это даже хорошо.

– Как найти духовного отца и правильно с ним общаться?

– Вообще-то духовный отец – это очень высокое звание и очень большая ответственность. И как мне сказал ученик святого Паисия Святогорца на Афоне, духовным отцом может быть только тот священник, который готов за своих духовных чад пойти в ад. Ну а как такому человеку не верить, как его не слушаться? Но послушание в миру должно заключаться, прежде всего, в совете по основным вопросам. А не так, как когда-то очень хорошо сказал отец Всеволод Шпиллер: благословите открыть форточку, благословите закрыть форточку.

Больше того, это известно, отец Алексий Мечев, когда его о чем-то спрашивали, интересовался: а ты как думаешь? Потом подправлял это мнение, но заставлял человека размышлять.

Ну а самое главное, нужно помнить, что помощь – от Бога. Не всегда возможно спросить что-то у духовного отца, но всегда можно просить помощи Божией. В свое время я был на работе, далеко от этих мест, и у меня возникла некая проблема. Я по привычке стал молиться, привычка эта была с детства, я воспитывался в церкви, и вот стал читать акафисты Святителю Николаю и преподобному Серафиму – по очереди. И мне начали приходить мысли: вот так следует сделать. Я так и сделал. Потом принесли письмо, в котором было написано, что именно так и нужно было поступить. То есть Господь уже упредил – и тут подсказал, и там. Есть присутствие и совет Ангела Хранителя, которого Господь к нам приставляет, он совершенно реально существует, но мы об этом забываем.

Мы очень часто как-то отвлеченно относимся к тому, что есть святые, которые за нас заступаются, Святитель Николай – вот скорый помощник. Сам Господь через них действует, и Матерь Божия, это живая жизнь.

– Если мы видим, что священник не соответствует требованиям Церкви – наши действия?

– Ну, видите, в чем дело, Ветхий Завет говорит: «Начальствующего в народе твоем не злословь» ( Исх. 22:28 ). Он поставлен на это, и даст перед Богом ответ. А от нас зло не должно исходить. В Евангелии сказано: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» ( Мф. 23:3 ). Поэтому если что-то священник делает не так – ты этого не делай. А если же он и тебя учит тому, чтобы не так делать, то тогда нужно все-таки удалиться. Потому что, в конце концов, были послушными и те, которые, как их научили, кричали: «Распни, распни Его!»

А учитель апостола Павла Гамалиил, когда иудеи хотели запретить говорить о Христе, приказал вывести апостолов на короткое время и сказал: «…оставьте их; ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» ( Деян. 5:38–39 ).

– Отец Валериан, как относится Церковь к психологии?

– Во-первых, «психея» по-гречески означает душа. Поэтому и психиатрия, и психология без духовной основы – это надводная часть айсберга. Например, говорят: «Мне пришла мысль». Мысль приходит. Если пришла, получается, она уже была. И откуда она пришла? Кто – источник?

Многие открытия были сделаны не в момент напряжения мысли, а оттого, что человека осенило. Вы знаете знаменитую менделеевскую таблицу, которую ученый увидел во сне. Так же осенило Архимеда, когда тот купался в ванной.

Иногда говорят – человек не в духе – когда ему все не так. А когда все так, это в духе, значит? Получается, есть не в духе, есть в духе. То есть существует Дух Истинный.

Понятие «вдохновение» знакомо людям творческого труда, музыкантам, художникам. Вдохновение себе не создашь – оно дается. Больше того, мы часто говорим о дарованиях – например, человек одаренный. Но дар – это то, что также дается. Откуда, кем? Еще одно понятие – «призвание». Если призвание, то кто зовет?

На эти вопросы ответы есть только в Церкви. Преподобный Силуан Афонский говорит прямо, что главное в жизни – знать волю Божию о себе – чем нужно заниматься, на что употреблять силы, куда направлять свои усилия.

В свое время на Афоне в Ватопедском монастыре жил отец Иосиф, который сказал интересную вещь: самое главное в жизни – это цель. Ради чего человек живет? Эта цель должна быть не только здесь, на Земле. Цель выше. Потому что, когда речь идет о «психее», то есть о душе, значит, должно быть что-то, что существует всегда.

Вот поэтому к психологии и психиатрии Церковь относится как к науке, которая пытается объяснить то немногое, что происходит на Земле, отвергая духовную сторону. Но корни событий уходят глубже, как говорят, в подсознание. В поисках первоисточника некоторые обращаются к так называемым гороскопам. Да, человек рождается с определенными дарованиями, характером. Но характер дан для того, чтобы над ним трудиться, а не оправдывать свое поведение.

Один из психиатров как-то сказал на профессиональном собрании: мы – священники XX в. Неплохо, претензии такие… Но священство предполагает Бога и благодать Божию, благодать священства. Иногда священник говорит, сам не очень понимая сказанного, потому что Господь полагает ему что-то на сердце, и он высказывается, причем правильно. Это опять же потому, что мир духовный существует, и без понимания его воздействия на человека не обойтись. Об этом повествуют многие книги духовного содержания: «Невидимая брань», «Добротолюбие» и др. Это как раз литература, которой не хватает тем, кто уповает на психиатрию или на психологию.

Но это, как говорится, изъяны науки, которая не обращается к Богу. Мы знаем, что М.В. Ломоносов, многие другие ученые были верующими людьми, и они понимали это совершенно четко. Блез Паскаль сказал в свое время: «Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире». Так что великие ученые очень серьезно говорили на эту тему.

– Как распознать, ведь это не всегда очевидно, что человек совершил смертный грех?

– Есть довольно четкое описание смертных грехов: убийство, прелюбодеяния, преступления против веры, всевозможные ереси… Больше человек делает бытовых, обыденных грехов, хотя некоторые в смертном грехе находятся. Это – сожительства незаконные, при которых пренебрегают не только Церковью, но даже и уставами гражданской жизни. Это так называемый гражданский брак – открытый блуд. Это настоящий смертный грех, в котором человек находится. Конечно, есть прелюбодеяние, есть блуд, это вещи разные. Но какая причина в том, что не только церковный, а даже гражданский закон люди нарушают? Это относится к той области, когда исключения иногда становятся правилом. Человек грешит и душой не болеет, а когда появляются дети, он уже связан. А дети не понимают, что это такое – по закону, не по закону. У них есть отец, мать, но у человека существуют обязанности и перед Богом, да и друг перед другом какие-то обязанности все-таки должны быть.

Современные психологи, кстати, спрашивают мужчин: «Вы что хотите: иметь жену, иметь детей, иметь хозяйство, дом, квартиру? Или быть мужем, быть отцом, быть хозяином?» Женщину спрашивают: «Вы что хотите: иметь мужа, детей, хозяйство, благополучие? Или же быть женой, быть матерью, быть хозяйкой?»

Вот это как раз та самая разница, которая в таких отношениях присутствует. Потому что, как говорится, иногда есть, увы, права без обязанностей.

– Если у человека, наоборот, очень много обязанностей и нет прав, достойной оплаты труда, например…

– Вышесказанное распространяется и на другие положения, когда человек хочет занимать какое-то место, получать зарплату. Но быть начальником – это не занимать место начальника. И получать действительно за труд – это не просто соответственно своему положению или званию. Это некая ценность труда. Но тут разобраться очень сложно, потому что человек, когда трудится, использует по возможности свои силы, способности. Одному дано, а другому не дано. Которому дано, тот делает все легко, его ценят, ему платят. Тот, кому не дано, старается, пыхтит, но ничего у него не получается. Его не ценят, заработок иногда урезают. Но кто больше трудится? Пожалуй, тот, кому не дано.

Но нужно помнить, что все, что человек делает, у Бога взвешено и сочтено. Поэтому, если человек в земном смысле здесь не получает достатка по своему труду, какого-то воздаяния, заслуженного отношения, то он получит это у Бога. Для верующего человека и здесь все равно полнота.

Почему и простые люди раньше, если чувствовали, что им что-то дано, и кому-то помогали, считали это обычным делом.

В.А. Соллогуб (1813–1867) в своем произведении «Тарантас» описывает жизнь поместья. Начинается общий покос, крестьяне сначала спорят, кому какой участок взять. Одному, самому захудалому, достаются наиболее сложные условия покоса. А человеку, который делает все это шутя, – хорошие условия. Все начинают косить. И тот, кто удобную полосу получил (да плюс навык), заканчивает первым, поворачивается и начинает работать на соседней полосе. Потом и другой, кто раньше закончил, помогает соседу, и наконец все вместе – последнему горемыке, заканчивают и потом с песней идут домой. Помещик спрашивает: «Вы этому человеку помогали?» – «Да нет, что там, обычное дело».

То есть свои возможности этими людьми расцениваются так: Бог дал, жалко, что ли? Каждый что-то получал, а общее воздаяние было уже в той жизни. Вот это правильный подход ко всему, что происходит. То, что положено, – положено, а сверх того, что получается (или не получается), Господь урегулирует.

У нас часто переживают: вот налоги такие-то. На что налоги? На здравоохранение, допустим. Так что тебе: шикарную больницу или просто здоровье? Я бы выбрал здоровье, например. А оно – в руках Господа.

Такое отношение к жизни дает человеку спокойное внутреннее устроение, которое позволяет не завидовать, не раздражаться, не считать себя несчастным, – потому что это жизнь.

Один современный верующий поэт Анатолий Владимирович Жигулин замечательно сказал:

Протоиерей Валериан Кречетов

В годы гонений на церковь и духовного упадка в обществе опорой православия являлись истинно верующие христиане, не боящиеся пострадать за свои убеждения. Стойкость их веры привлекала в храмы людей, которые искали духовную опору и ответы о смысле жизни.

Таким человеком является протоиерей Валериан Кречетов, который более 40 лет помогает людям приблизиться к Господу.

Биография

Дорога Валериана Михайловича к духовному служению была долгой, но православная Вера всегда придавала ему силы.

Семья

Родился Валериан Михайлович Кречетов в 1937 г. В это время его семья жила в подмосковном городе Зарайск, так как главе семейства было запрещено проживать в столице. Отец и мать будущего проповедника регулярно посещали церковь и были убежденными верующими людьми.

В 1927 г. Михаил Валерианович был репрессирован и сослан в Соловецкий лагерь. Затем некоторое время семья Кречетовых проживала на поселении в карельском посёлке Кеми.

Отец и дед Валериана участвовали в Великой Отечественной войне. Отец прошёл всю войну, а деда арестовали в 1942 г. по обвинению в предательстве. Валериан Петрович, свободно владеющий немецким языком, помог выйти из окружения под Волоколамском большому количеству людей, но был оклеветан.

О матери известного сегодня священника известно мало. Любовь Владимировна происходила из интеллигентной семьи. Поэтому её дети получили хорошее образование, включающее в себя иностранные и церковнославянский языки.

Взросление и образование

В 1949 г. Михаил Валерианович поступил в Московскую духовную семинарию. Своих детей, желающих пойти по стопам родителя, отец Михаил предупредил о непростой судьбе священников в Советском Союзе. Он рекомендовал Валериану и его брату Николаю получить востребованную мирскую профессию.

Юноша поступил в Московский лесотехнический институт, где изучал механику. Во время учёбы в ВУЗе он освоил профессию штурмана военной авиации. После окончания учёбы Валериан Михайлович отправился в посёлок Чусовской, расположенный в районе Северного Урала. Через некоторое время он вернулся в столицу. Здесь он встретил свою супругу Наталью Константиновну.

Духовный путь

Валериан Михайлович регулярно посещал церковные службы. В 1963 г. на похоронах можайского епископа Стефана мужчина знакомится со священником Сергеем Орловым — настоятелем Покровского храма в селе Акулово. Он уговорил мужчину принять священническое служение.

Так как советские законы запрещали принимать в духовные учебные заведения людей с высшим образованием, Валериан сначала поступил на работу в Московскую патриархию. Уже в качестве её сотрудника он поступил в Московскую духовную семинарию, полный четырехлетний курс которой освоил за 1 год.

В 1968 г. его рукоположили в диакона, а через несколько месяцев в иерея. В 1973 г. он с отличием закончил Московскую духовную академию. С 1970 г. он является настоятелем Покровского храма в Акулово.

Проповеди и беседы

Духовное служение отца Валериана заключается не только в деятельности настоятеля, но и в активной проповеднической и образовательной работе с прихожанами. В настоящее время множество проповедей и бесед опубликованы в средствах массовой информации. В них миссионер рассказывает об основных проблемах, стоящих на духовном пути современного человека. Особое внимание он уделяет следующим темам:

  • духовно-нравственное воспитание молодого поколения;
  • необходимость регулярного посещения храмов;
  • религиозные заблуждения;
  • духовное наставничество.

Миссионерская деятельность батюшки включает обязанности духовника Московской епархии. Сила слов настоятеля Покровского храма привлекает в подмосковное село не только местных прихожан, но и священнослужителей, и представителей светской власти.

Книги

Наставления и проповеди отца Валериана опубликованы в виде нескольких книг. Изучив их, люди, начинающие свой духовный путь, могут найти советы для укрепления духа и веры. Слова проповедника дают страждущим людям утешение и душевный покой.

В настоящее время изданы следующие книги протоиерея Валериана Кречетова:

  • «Вера маленького мальчика», которая освещает основные вопросы православного воспитания детей.
  • «Всё ли равно, как верить?» — сборник статей об особенностях становления духовной жизни современных людей.
  • «Размышления перед исповедью» рассказывает о необходимости регулярной исповеди и подготовки к ней.
  • «Ключ к настоящему — в прошлом» — сборник интервью, в которых священник отвечает на вопросы, связанные с духовной жизнью людей, устройством церкви и основами православной веры.

Как попасть на приём

Лично встретиться с отцом Валерианом Кречетовым можно в Покровской церкви, расположенной в селе Акулово Одинцовского района Московской области. Уточнить расписание богослужений и возможность индивидуального общения с батюшкой можно на официальном приходском сайте, в группе в социальной сети и по телефону информационного отдела прихода.

Протоиерей Валериан Кречетов — один из современных русских миссионеров, благодаря которым восстанавливается духовность российского общества. Его духовное служение и образовательная деятельность способствуют знакомству взрослых людей и подрастающего поколения с основами православной жизни, помогают найти собственный путь к Богу.

Протоиерей Кречетов Валериан Михайлович: биография, книги и интересные факты

14 апреля 2020 г. настоятелю храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области, известному русскому духовнику, митрофорному протоиерею Валериану Кречетову исполнилось 80 лет.

Господь благословил отца Валериана многими дарами, любящей душой и благодарным сердцем, умножив семя его,

«как звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт. 22:17).

В чем секрет долгой и счастливой жизни человека на земле? Как преодолеть демографический кризис в России? Каково значение личности старца Кирилла (Павлова) для современников? На эти и другие вопросы ответил отец Валериан.

Образование

Кречетов Валериан имеет как светское, так и духовное высшее образование.

1959-1962 гг. — учеба в МЛТИ. Отец всегда наставлял своих сыновей на путь истинный и готовил их к священству. Он говорил: прежде рукоположения нужно приобрести светское образование, чтобы выжить в тюрьме. Ведь раньше священнослужителей очень часто преследовали и сажали в тюрьмы. Братья выбрали лесной институт, т. к. осужденных отправляли на лесоповал. Затем Валериан вызвался осваивать целину. Стал штурманом Военно-Воздушных сил, но работал инженером в лесхозе. Вскоре он женился. Женой Кречетова Валериана стала Наталья Константиновна Алушкина.

1962-1969 гг. – учеба в МДС. Через некоторое время Кречетов Валериан перевелся работать инженером в Патриархию, откуда поступил в семинарию. За один год он экстерном смог сдать экзамены за четыре курса семинарии.

Грехи времени

Для нашего времени характерна слабая вера и даже потеря веры, как у прихожан, так и у священников. А слабая вера у большинства от того, что слишком много приписывают человеку. Почему я всегда говорю, это в свое время еще мой отец мне сказал — «Надо укреплять веру». Когда есть вера, тогда ты чувствуешь благоговение, а отсутствие благоговения — это признак потери веры.

Характерна и потеря любви. Это еще Господь сказал: «Сын Человеческий найдет ли веру на земле» и «Из-за умножения беззаконий оскудеет любовь многих». И, конечно, плотоугождение, искушение плоти. Сейчас столько разводов… И среди духовенства, увы, все больше и больше. Как перед потопом: «Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век зане суть плоть» (Быт. 6, 3). Все в плоти. Все остальное — в ту же самую яму. Все эти интернеты, компьютеры, телевизоры. Плотскую жизнь ведем.

Приход прот. Валериана Кречетова

Как попасть к отцу Валериану? Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы, где служит проповедник, находится в небольшом с. Акулове. Акуловский храм не закрывался с 1807 года. В тяжелые репрессивные годы богослужения велись в приделе св. Николы Чудотворца. Этот храм стал в то время духовным оплотом, где находили пристанище гонимые священнослужители и многие верующие москвичи.

С 1970 г. настоятелем здесь является отец Валериан. Батюшка настолько располагает к себе, что к нему на богослужение съезжаются с разных концов Москвы и Подмосковья. Приходская паства с каждым годом только увеличивается, появляются многодетные семьи, которые в полном составе посещают храм. Кроме пастырских трудов по окормлению прихожан, отец Валериан Кречетов несколько десятков лет нес епархиальное послушание: был епархиальным духовником. В 2010 году он стал членом Межсоборного присутствия РПЦ.

Проповеди и беседы

Духовное служение отца Валериана заключается не только в деятельности настоятеля, но и в активной проповеднической и образовательной работе с прихожанами. В настоящее время множество проповедей и бесед опубликованы в средствах массовой информации. В них миссионер рассказывает об основных проблемах, стоящих на духовном пути современного человека. Особое внимание он уделяет следующим темам:

  • духовно-нравственное воспитание молодого поколения;
  • необходимость регулярного посещения храмов;
  • религиозные заблуждения;
  • духовное наставничество.

Миссионерская деятельность батюшки включает обязанности духовника Московской епархии. Сила слов настоятеля Покровского храма привлекает в подмосковное село не только местных прихожан, но и священнослужителей, и представителей светской власти.

Благоустройство

За время служения в храме батюшки церковь и его территория приобрели ухоженный красивый вид. Трудами настоятеля были отреставрированы и построены многие объекты. Он руководил:

  • Постройкой Дома для церковных работников (притча). На 200 кв. м расположились просфорная, трапезная, кухня.
  • Благоустройством территории, принадлежащей Воскресной школе. Кроме того, территория была украшена цветником.
  • Реставрацией росписей храма. Были отреставрированы наружные и внутренние стены, купола, колокольни, подвальные помещения.
  • Постройкой крестильни с баптистерием.
  • Благоустройством территории воскресной школы. Кроме украшения территории цветниками, воскресной школе была подарена точная копия Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша».
  • Постройкой и росписью храма, освящённого в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Новый храм был освящен на 200-летие основного храма в 2008 году. Освящение храма совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
  • Асфальтированием стоянки и церковного погоста.
  • Проведением в воскресную школу центрального водоснабжения.

Воскресная школа

При воскресной школе открываются различные кружки и секции, например, дети занимаются рукопашным боем, валянием шерсти, художественным вязанием, изобразительным искусством, прикладным рукоделием, фотографией, конструированием. Они поют в церковном хоре, ставят театральные постановки. Воспитанники с удовольствием отправляются в паломнические поездки.

В 2003 батюшка создал воскресную школу для взрослых. Они посещают Библейско-богословские курсы им. Сергия Радонежского.

Воскресная школа имеет три детских и одну взрослую группы. Общее количество детей — примерно 80 человек, а взрослых – 50 человек.

В воскресной школе проходят занятия по воскресным дням по Закону Божьему, по Основам православной нравственности, по Катехизису. А взрослые слушатели прослушивают курс по Основам православного мировоззрения.

Палаточный лагерь «Солнышко»

В летнее время воспитанники ВШ проводят свои каникулы и набираются физических и духовных сил в Летнем семейном палаточном лагере «Солнышко», который располагается в лесу в живописном месте на озере Селигер в Тверской области. Любые коммуникации здесь отсутствуют. Находясь в лагере, дети и взрослые усваивают на практике православный образ жизни на основании евангельских заповедей. Они ежедневно молятся, принимают участие в богослужении, поют и читают на службах, соблюдают посты, участвуют в оздоровительных, спортивных, культурно-воспитательных мероприятиях.

Священники ратуют за регулярное проведение миссионерских и катехизаторских бесед и лекций, за организацию паломничеств к святыням и историческим местам.

Старцы на Украине

На территории Украины не так много священнослужителей, наделенных даром прозорливости. К ним относятся:

  • Алипий (Погребняк) — архиепископ Украинской Православной церкви, на покое с 1997 года.
  • Старец Серафим. Живет в Святогорской Лавре Удивительная личность, о нем есть множество благодарных отзывов. К нему можно обратиться, предварительно уточнив график приема.

Помимо этого, можно посетить Почаевскую Лавру. Она находится на Западной Украине (Тернопольская область, г. Почаев). Там живут несколько монахов, обладающих даром свыше. С ними можно побеседовать без предварительной записи и обычно не приходится ждать.

Библиография

Что говорят прихожане о своем духовном отце, каковым является протоиерей Валериан Кречетов? Отзывы всегда благодарственные, добрые. Кроме основной службы, митрофорный прот. Валериан является духовным писателем, чьи книги ищут с большим ажиотажем и читают с неподдельным интересом, о чем можно прочитать в отзывах и услышать от прихожан. Книги Валериана Кречетова обращены к широкому кругу православных читателей. Некоторые хотят получить духовное утешение, другие – совет, а третьи – вразумление и наставление. Каждый найдет то, что ему по душе. Представляем аннотации некоторых из книг.

  • «Изведи из темницы душу мою», 2012 г.

Книга адресована разным категориям людей: от начинающих христиан до воцерковленных прихожан. Душа человека нуждается в духовном росте. Каждый раз, побеждая грехи и делая усилия над собой, мы поднимаемся на одну ступеньку выше на пути к спасению. При этом соблюдение поста и искренняя регулярная молитва являются главными помощниками на пути восхождения.

  • «Как нам обустроить себя?», 2013 г.

В книге отец Валериан учит соединять движение ума и сердца во единый порыв. Наше сердце и наш ум должны одновременно хотеть просимое у Бога. Тогда мы сможем получить то, что просим. Автор проводит параллель наших душ с душами святых. Души святых всегда настроены на одну волну, а нас все время куда-то заносит: то влево, то вправо. Родители должны сами заботиться о своих душах и детей наделять чистым и светлым наполнением. Это главные мысли, изложенные в книге.

  • «Ключ к настоящему — в прошлом», 2014 г.

В книгу вошли интервью, данные журналу «Покров» и радио «Радонеж». Прот. Валериан, отвечая на вопросы, поясняет, что все наши проблемы и неурядицы идут из прошлого. Поэтому ключ от счастливой жизни можно найти, только исправив ошибки прошлого. Батюшка отвечает на вопросы о счастье, о радости, о достойной смене, о правильной жизни в Церкви и др.

  • «Марфа или Мария?», 2006 г., 2012 г.

Первая книга с таким названием вышла в 2006 году и была отмечена верующими как интересная и познавательная. Поэтому в 2012 г. вышло продолжение первого издания Валериана Кречетова. В книгах освящаются сложные темы. О. Валериан простым языком поясняет сложные вещи. В конце своего творения он вспоминает об о. Николае Гурьянове.

  • «Несть наша брань к крови и плоти…», 2011 г.

В книге изложены проповеди Валериана Кречетова. Духовная борьба – главная тема этой книги. Борьба не на материальном, а на духовном уровне, которая ведется в сердцах людей и является самой тяжелой. Победить духовную брань – вот главная задача христианина.

  • «О самом важном», 2011 г.

Название книги красноречиво говорит за себя. В ней действительно собраны главные беседы батюшки. В книге затрагиваются важные вопросы: жизнь и смерть; грех и покаяние; страх Божий и страх вражий; семейное счастье. Эти и многие другие темы подняты в этом издании.

  • «От суеты земной к жизни истинной», 2012 г.

В книге собраны духовные беседы, которые затрагивают самые актуальные вопросы. Зачем поститься? Как поступать с обидчиками? Частота причащений и соборований. Зачем нужны несчастья? Как за светской суетой не потерять духовность? Что важнее — храм или наличие добрых дел? Эти и многие другие вопросы освящаются в этой книге, прочитав которую, читатель сможет найти в себе физические и духовные силы.

  • «Размышления перед исповедью», 2014 г.

Новая книга предназначена для людей, готовящихся исповедоваться, а также для сомневающихся в необходимости покаяния. Батюшка простым и доступным языком объясняет значение этого великого таинства. Нужно ли исповедоваться, если никого не убил, не ограбил? Зачем каяться? Что говорить на исповеди, если ничего плохого не делал? На эти и на многие другие вопросы о. Валериан дает четкие, живые и проникновенные ответы. Каждый прочитавший эту книгу почувствует необходимость покаяния.

Актуальная информация

Великие старцы — такие же люди. Ни один человек еще не смог прожить вечную жизнь в материальном мире. Все рано или поздно уходят. К сожалению, некоторых священнослужителей не так давно не стало:


2 февраля 2018 года умер протоиерей Иоанн Слугин, служивший клириком в храме Сошествия Святого Духа в Москве. Ему было 77 лет;

  • 13 октября 2020 года отошел к Богу, старец Наум из Троице-Сергиевой Лавры. Отзывы о священнослужителе передавались из уст в уста, многие люди мечтали о встрече с ним. Священнослужитель был одним из самых почитаемым старцев Православной Церкви;
  • 20 февраля 2020 года не стало архимандрита Кирилла. На момент смерти ему было 97 лет. Воспоминания людей, которым посчастливилось встретиться со старцем, легли в основу книги. Редактором издания выступил священнослужитель Виктор Кузнецов;
  • 1 декабря 2020 году после длительной борьбы с болезнью, умер Архимандрит Дионисий (Шишигин). Батюшка до самых последних дней был предан служению. Он не только встречался с людьми лично, но и передавал священные знания в своих статьях. Его работы можно встретить на крупных православных ресурсах. Одно из важнейших творений архимандрита — труд «Патриарх Пимен и его время», написанию которого он посвятил часть своей жизни;
  • Архимандрит Иероним (Шурыгин) последние годы которого проходили в Чувашии, отошел к Господу 28 августа 2013, в день Успения Богородицы. Но и сейчас с ним связаны необыкновенные явления. Люди, которые приходили на его могилку, заметили, что у них стали происходить настоящие чудеса. Все о чем они искренне просили — сбывалось. Могила находится в г. Алатыре, где ее часто посещают паломники. Архимандрит более 40 лет был насельником Успенского Псково-Печерского монастыря;
  • А также паломничества не прекращаются и в месте погребения саранского старца Феофана. Отец Феофан был очень светлой и отзывчивой личностью, все, кто знали его при жизни, любили святого отца. Он был духовником в Макаровском Иоанновском Богословском монастыре в Мордовии. Сейчас люди приезжают на могилку старца, как и раньше за советами, помощью и исцелением. Говорят, что чудеса стали происходить чаще.

  • Светлая память великим старцам, вся жизнь которых являлась служением Богу и людям. Но тем, кто нуждается в помощи, не стоит отчаиваться. В России и Украине еще здравствуют ныне наделенные дарами Господа, и преданно выполняют свой долг. Ни один из тех, кто обратился за поддержкой к этим мудрым людям, еще не пожалел о своем решении.
    Однако стоит подумать над словами старицы монахини Матроны. Она утверждала, что прежде чем отправиться к старцу, стоит помолиться Господу, чтобы он дал ему правильный ответ на вопрос. Так или иначе, будущее зависит не только от наказов мудрецов, но и оттого, будут ли этим советам следовать.

    Русская православная церковь в начале двадцатого века оказалась в затруднительном положении. Страна раскололась на два лагеря – красных и белых. Среди батюшек также не находилось единства.

    Это привело к расколу церкви и образованию так называемой Западной православной церкви. Оставшиеся в России церковники вынуждены были принять условия советской власти и оказались сильно ограничены в своих возможностях.

    Но священники не сломались под натиском трудностей и продолжали свое дело. Одним из них стал протоиерей Валериан. Продолжил он свои проповеди и в Российской Федерации.

    Протоиерей Валериан (Кречетов). Его биография – готовый сюжет для мотивационного кино

    Отец Валериан вырос в трудное послевоенное время, когда страна оправлялась после ужасов Великой Отечественной Войны. Долгое время работал инженером, но ближе к середине жизни пришел к Богу.

    Сейчас он духовник Московской епархии, пишет духовные книги. Среди народа он заслужил уважение, и с каждым годом на его проповеди приходит все больше людей.

    Московская духовная академия, в которой учился Кречетов

    Награды

    За свои заслуги перед материю Церковью о. Валериан получил множество наград. Он был награжден:

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    • Патриарх
    • Новости
    • Документы
    • Межсоборное присутствие
    • Публикации
    • Организации
    • Персоналии
    • Фото
    • Видео
    • Аудио
    • Анонсы
    • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

    • Архиерейский Собор-2021
    • Архиерейский Собор-2017
    • Архиерейский Собор-2016
    • Архиерейский Собор-2013
    • Архиерейский Собор-2011
    • Поместный Собор-2009
    • Архиерейский Собор-2009
    • Патриарх
    • Высший Церковный Совет
    • Межсоборное присутствие
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Епархии и Экзархаты
      • Православная Москва
      • Нарушение прав верующих УПЦ
    • Поместные Церкви
    • Церковь и государство
    • Церковь и общество
    • Наука и образование
    • Издательства и СМИ
    • Памятные даты
    • Межрелигиозные отношения
    • Гонения на христиан
    • Инославие
    • Старообрядчество

    Главные новости

    Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
    Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
    Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
    Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
    В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

    Архив

    • PDA-версия сайта
    • Наши баннеры
    • Экспорт новостей
    • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

    Протоиерей Валериан Кречетов: «Я свой выбор сделал в детстве»

    Что самое страшное может случиться с молодым пастырем, какие изменения сегодня нужны Церкви, полезно ли священнику работать, с помощью чего надо изучать богословие и как изобретение самовара стало душеполезным занятием? Ответы на эти и другие вопросы о пастырстве — в интервью ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» священника Александра Волкова со старейшим клириком Московской епархии, почетным настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Одинцовского района протоиереем Валерианом Кречетовым (материал опубликован в шестом номере «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год, PDF-версия).

    «Не я, впрочем, а благодать Божия»

    — Ваше Преподобие, вы сын священника. Казалось, вам было просто предначертано пойти по стопам своего отца. Но, с другой стороны, вы должны были сделать и какой-то свой личный выбор.

    — Я свой выбор сделал еще в детстве. Для меня все в Церкви было такое родное, что я всегда просил: «Матерь Божия, сподоби меня служить Сыну Твоему». Больше ничего для себя не просил.

    — А никогда не было какого-то сомнения, страха при выборе этого пути?

    — Когда я принял сан, то вдруг понял, что исповедь — это настолько ответственно, что, если сделаешь что-то не так, точно погибнешь. И только одна мысль меня удерживала: «Кто-то же должен исповедовать людей? Что же делать! Господь поможет».

    В этом деле наш — только выбор. А про остальное, что касается служения, хорошо у апостола Павла сказано: Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:10). Я вот когда говорю на проповеди или на исповеди, потом сам удивляюсь. Недавно у меня новая книжка вышла, там собраны интервью, проповеди. Я иногда ее читаю и думаю: надо же, как интересно! А потому что на самом деле это не я писал, не я говорил. Господь мысль подает — и она потрясает.

    А бояться, конечно, нельзя. Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? (Пс. 26:1). Один хороший священник, отец Евфросин, который десять лет Колымы прошел, как-то мне сказал: «Запомни! Берегись страха и никогда ничего не бойся».

    — Так же примерно думал отец Патриарха Кирилла. Человек, прошедший лагеря, Соловки, всегда говорил сыну: «Никогда ничего не бойся».

    — Совершенно верно. Это просто истина. Бояться-то в жизни, кроме греха, и нечего. Самый максимум — это смерть. Но она все равно придет. Я как-то приехал к отцу Николаю Гурьянову. Он всегда с такой любовью меня принимал. Он и говорит: «Ну, тебе можно умереть. Пойдешь к Богу, там хорошо». Дерзновенно, конечно. Но очень правильно.

    Неужели я умру?! Да, умру. И мне будет хорошо. А некоторые расстраиваются — вот, он умер, рыдают. А у него теперь все отлично. Конечно, если он готовился. Чего бояться? Делать что-то нужно. Правильной жизнью нужно жить. А сколько Бог даст, столько даст.

    — Как вы думаете, от какой беды больше всего следует беречься молодым пастырям?

    — Знаете, мой отец рассказывал, как Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) говорил им, выпускникам семинарии: «Все вам простит православный народ, но не простит неблагоговейного отношения к святыне». Вот это незаметно подкрадывается — потеря благоговения. Начинается с того, что богослужения произвольно сокращаются, потом к своему служению священник начинает относиться формально. А если благоговения нет, вот тут и подступает враг рода человеческого, еще и предлагая изменения в Церкви. Причем предложения реформ подаются под видом возвращения к традициям, чуть ли не к временам апостольским.

    Глобальное изменение в Церкви сегодня может быть только одно: это более суровое отношение к своей духовной жизни, потому что нам не хватает именно подвига. Отец Сергий Орлов[1] так и говорил: «Для спасения нужен подвиг, без подвига не спастись».

    «Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая»

    — Бывает, что священник настолько погружен в служение на приходе, что ему некогда заглянуть себе в душу. Каждый священник призывает людей к покаянию. Но для этого ведь важно в первую очередь учиться каяться самому. Однако часто бывает, что священники своему покаянию не придают большого значения и иногда вовсе не находят времени на исповедь.

    — На самом деле все, что совершается в Церкви, совершает Господь. А человек только соработник Ему. Митрополит Питирим (Нечаев) говорил: «Нужно учиться не мешать Богу».

    Я вам напомню в качестве примера действия благодати Божией случай из жизни моего отца.

    Он родился в 1900 году, рос в революционное время, был всецело заражен бунтарским духом и вскоре отдалился от Церкви. В тот момент он был идейным коммунистом, и мама, моя бабушка, как-то попросила его Великим постом: «Миша, сходи, пожалуйста, исповедуйся, причастись. Прошу тебя, сделай это для меня. Я тебе в ноги поклонюсь». Он говорит: «Зачем, мама? Я и так схожу».

    Пришел он на Арбат, в храм к отцу Владимиру Воробьеву (деду ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева). Конечно, никаких мыслей о покаянии у него и в помине не было. Откуда? Стоит, симпатичных девушек рассматривает. Подходит его очередь исповедоваться. А батюшка сидит, уже старенький был, ждет, что ему этот молодой человек скажет. Отец встал, как положено, на колени и говорит:

    — Да мне нечего сказать. Даже не знаю, в чем каяться.

    — Как не знаете? Зачем же вы пришли?

    — Да меня мама попросила причаститься.

    Священник помолчал немного и сказал:

    — Это очень хорошо, что вы маму послушали.

    Накрыл его епитрахилью и стал молиться. Видимо, молилась в этот момент дома и его мама, я так предполагаю. Папа потом рассказывал: «И тут я зарыдал. У меня слезы потекли как из ведра. И обратно я шел, уже ни на кого не смотрел. Мир для меня перевернулся».

    С тех пор отец стал ходить в церковь. Потом попал в тюрьму, на Соловках сидел в камере с исповедниками, а после освобождения принял священный сан.

    Мы часто забываем о том, что Божественная благодать есть «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая».

    Все совершает Господь. И об этом нужно всегда помнить. Хотя, конечно, священникам за собой надо следить построже и про регулярную исповедь стараться не забывать. Стержень духовной жизни вообще, как все мы знаем, это покаяние. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «В одном не ошибешься: считай себя грешным».

    — Почему не все люди чувствуют эту Божественную благодать? В последние годы священники все чаще оставляют сан и даже уходят из Церкви. Это примета времени, или такое всегда бывает, когда какой-то процент людей понимает ошибочность своего выбора? Мне кажется, что это для молодых пастырей вещь смутительная и такой пример всегда вызывает вопросы: «А я что буду делать в такой ситуации? А вдруг у меня тоже возникнет такое состояние, при котором я вдруг решу уйти?»

    — Что значит «возникнет, и я решу уйти»? Откуда взялась такая мысль и кто за тебя решил? Я с пеленок рос в Церкви, лет с пяти уже начал помогать в алтаре, пел на клиросе вместе с мамой, даже читал Трисвятое. Если хор что-то забывал, я подсказывал. Для меня церковнославянский так и остался родным.

    Когда я десятый класс заканчивал, учительница говорит: «Кречетов, у вас в сочинении славянские обороты». А я не понимал, что это такое. Я начал читать сначала по-славянски, а потом только по-русски. Это потому, что я в Церкви с детства и все эти тексты мне были знакомы. Детская память схватывает все.

    Уверен, что нестроения в Церкви сейчас связаны с тем, что все же в обществе произошла некая деградация. Прежде всего это потеря веры. И конечно, окружение. Вот эти ветхозаветные рекомендации не зря написаны: С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17:26-27). С кого мы берем пример? Кого берем в наставники.

    Беда еще в том, что многие воспринимают священническое служение как профессию, как работу, которую можно сменить. Когда я был мальчиком и высказывал желание служить в храме, то мой отец, который к тому времени уже прошел Соловки, всегда мне говорил: «Собираешься быть священником — готовься к тюрьме».

    Служение — это не профессия. И поэтому я сначала получил светскую специальность, на Урале три года проработал. Потом еще пять лет в Москве трудился инженером и уже после этого семинарию окончил, а потом и академию.

    Дело все в том, что мы понимали: профессия — это одно, а служение — это совсем другое. Причем отец сразу сказал: «Учись, работай по специальности, а если у тебя есть призвание к священству, то ты все равно будешь служить в алтаре. Но ошибки быть не должно». Думаю, действительно, раньше люди чаще шли в семинарию уже осознанно, избирая священство не как профессию, а как служение.

    В устах — молитва, в руках — работа

    — Отец Валериан, в то советское время жизнь священнослужителей была непростой: это постоянные испытания и скорби, вечные придирки уполномоченного и тюремные сроки. Сейчас любой священник свободно служит, проповедует. Можно сказать, что сейчас пастырям живется легче, чем раньше?

    — Отвечу. Видите, мне отец говорил, что если хочешь стать священником — готовься к ­тюрьме. Раньше ведь часто сажали духовенство. Мы с братом потому и пошли именно в лесотехнический институт, что у нас было понимание: будущего пастыря, скорее всего, ждет тюрьма, а значит и лесоповал. Теперь и в голову никому не придет давать такое напутствие. В этом смысле сейчас живется легче. И с точки зрения бытовых удобств тоже жизнь стала проще.

    Первые три года, когда я рукоположился, я везде ходил пешком, максимум ездил на велосипеде, а сейчас уже без машины священнику никак. И уполномоченных нет. А сколько же проблем от них было!

    Но ведь легкая жизнь опасна. Я однажды услышал от одного священника очень хорошие слова на этот счет. Раньше, говорит, были испытания трудностями, а теперь проверка комфортом. В этом смысле сложно сказать, когда духовенству легче. Тяжело сохранить веру, когда живешь в абсолютном комфорте. Христос никогда не жил удобно.

    И потом, есть еще очень серьезный момент, общечеловеческий. Одно из важных условий успеха священнической деятельности — это хорошая матушка. Обычно владыка Стефан (Никитин) [2], который благословлял и меня на брак, всегда долго разговаривал с будущей матушкой. Уже потом я узнал, что владыка очень серьезно к этому относился, и если будущий батюшка, предположим, был на пятерку, а будущая матушка — на троечку, то никогда не рукополагал. А вот если матушка была на пятерку, а батюшка всего лишь на троечку, тогда благословлял на священство. Готовы ли сегодня все будущие матушки нести крест жены священника. Не знаю.

    — Отец Валериан, как вы думаете, насколько в современном мире священнику необходимо иметь какую-то работу, которая бы кормила его и его семью, чтобы матушка была спокойна? За границей у духовенства ведь есть такой опыт.

    — Все правильно, священник должен работать, в большинстве случаев это хорошее дело. Отец Сергий Мечев, например, совмещал служение с работой фельдшером в поликлинике. Он работал и служил.

    Мы забываем древнейший пример Антония Великого, который спросил: «Как спастись?» — и ангел, когда он молился, сказал: «Делай все то, что должен». Уметь что-то делать своими руками — это очень хорошо. Господь был плотником. Все апостолы знали какое-то ремесло: кто-то рыбачил, кто-то палатки делал, кто-то веревки мог плести. У русского народа есть пословица «век живи — век учись». Но не все знают, что она только вполовину звучит так. Ее изначальный посыл намного содержательней и серьезней: «Век живи — век учись тому, как следует жить». Не всему учиться нужно. А всю жизнь впитывать хорошее.

    Помню, я как-то епископу Стефану (Никитину) стал задавать богословские вопросы, все спрашивал и спрашивал (а он интересным был человеком), и тогда он сказал: «Изучай богослужение — там все богословие».

    А еще так важно не забывать Евангелие каждый день читать. Неопустительно! И всем сердцем желать его понять. Гоголь замечательно написал: «К стыду, у нас, может быть, едва отыщется человек, который прочел бы Библию, тогда как эта книга затем, чтобы читаться вечно. Как же нам требовать еще, чтобы из нас выходили мужи, способные действовать и поступать обдуманно? Как удивляются, что беспрестанно выходят скороспелки, выскочки, непостоянные, легкие люди, неугомонные коверкатели, опрометчивые нововводители, бессильные владетели страстей?»

    Очень четко сказано. Это двести лет назад примерно так ощущалось. Логика очень понятная. Откуда коверкатели? Евангелие читать не хотели. А когда человек желает, Господь столько ему дает. Ведь я же инженер-конструктор, не зря говорю. Я вот соорудил сейчас печь. На второй день по-прежнему горячая — 100 градусов сохраняет!

    — Сто градусов? Да вам нужен патент!

    — Вот хочу оформить изобретение. У меня уже есть два. Походный самовар недавно сконструировал.

    — Очень интересно!

    — Да! Отец Ефрем, Царство ему Небесное, иконописец такой был в одном монастыре. Я к нему часто заходил. А у него старенький самовар был, интересный такой, литровый, латунный. Потрясающая вещь. Я все присматривался, присматривался — и вот свой придумал. Причем обычный походный самовар, который продают, кипятит один литр воды за 15 минут, а наш — три литра за 12 минут.

    — Вот вы чем после службы занимаетесь — созданием печек и самоваров!

    — Эти добрые занятия оказались очень душеполезными для меня, они очень помогают в мысленной брани. Я как-то прочитал об этом у духовников афонских. Когда мысли начинают одолевать человека, ему желательно переключиться на другую деятельность. Помните, как древние подвижники говорили: в устах — молитва, в руках — работа. Нам этот совет очень полезен.

    [1] Протоиерей Сергий Орлов (позднее иеромонах Серафим) родился 29 июня 1890 года в с. Акулово Московской губернии. Его отец и дед были священниками храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово. Отец Сергий прослужил 29 лет в храме в Акулово, был духовником протоиерея Валериана Кречетова.

    [2] Стефан (Никитин Сергей Алексеевич; 16 (28) сентября 1895, Москва — 28 апреля 1963, Калуга), епископ Можайский, временно управляющий Калужской епархией. Похоронен в селе Акулово Московской области.

    Протоиерей Валериан Кречетов

    Русская православная церковь в начале двадцатого века оказалась в затруднительном положении. Страна раскололась на два лагеря — красных и белых. Среди батюшек также не находилось единства.

    Это привело к расколу церкви и образованию так называемой Западной православной церкви. Оставшиеся в России церковники вынуждены были принять условия советской власти и оказались сильно ограничены в своих возможностях.

    Но священники не сломались под натиском трудностей и продолжали свое дело. Одним из них стал протоиерей Валериан. Продолжил он свои проповеди и в Российской Федерации.

    Протоиерей Валериан (Кречетов). Его биография — готовый сюжет для мотивационного кино

    Отец Валериан вырос в трудное послевоенное время, когда страна оправлялась после ужасов Великой Отечественной Войны. Долгое время работал инженером, но ближе к середине жизни пришел к Богу.

    Сейчас он духовник Московской епархии, пишет духовные книги. Среди народа он заслужил уважение, и с каждым годом на его проповеди приходит все больше людей.

    Московская духовная академия, в которой учился Кречетов

    Биография отца Валериана: семья, взросление и образование

    Будущий батюшка Валериан не сразу оказался священнослужителем.

    В миру Кречетов Валериан Михайлович родился в 1937 году в Зарайске.

    Его родители оказались там в результате ссылки его отца, Кречетова Михаила. Вслед за репрессированным муже поехала жена — Любовь и два старших сына, Николай и Петр. Известно, что семья имела тесные связи с церковью и возможно за это и оказалась в ссылке.

    Отец Валериана участвовал в Великой отечественной войне . Служил на фронте, а после возвращения поступил на обучение в духовную семинарию. Где получил образование и начал проповедовать. Известно, что родился Михаил в 1900 году, а вот дата смерти покрыта тайной.

    Сам Валериан и старший брат Николай решили пойти по стопам отца и получить духовное образование. На что мудрый родитель сказал: «Хочешь служить Богу? Готовься к тюрьме». Видимо, на отца повлиял печальный опыт посещения Соловецкого лагеря.

    Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН, «Соловки»)
    — крупнейший в СССР исправительно-трудовой лагерь на территории Соловецких островов, действовавший в 1920 — 1930-х годах.

    Соловецкий монастырь в течение многих лет использовался в качестве места изоляции непокорных воле государя православных иерархов, еретиков и сектантов.

    Попадали сюда и политически неблагонадёжные.

    Соловецкая монастырская тюрьма существовала с 1718 года, без малого 200 лет, и была закрыта в 1903 году.

    Деда протоиерея Валериана расстреляли большевики во время Великой отечественной войны.

    Кроме того, Михаил посоветовал сыновьям для начала получить светскую профессию, способную пригодиться в лагерной жизни. Как вариант он предлагал освоить ремесло врача. Однако, братья не послушали совета отца до конца и решили поступить в наиболее подходящий ВУЗ — Московский лесотехнологический институт.

    Первоначально Валериан поступает на факультет «Водного транспорта леса», но вскоре переходит на более трудное и требовательное механическое отделение. При этом молодой человек регулярно отправляется на выезды.

    Например, на третьем курсе добровольцем поехал осваивать целину. Видимо на механическом факультете имелась военная кафедра, поэтому кроме профильного образования Валериан получает свидетельство штурмана ВВС.

    В СССР, в отличии от РФ, существовала традиция принудительного распределения окончивших обучение студентов по местам их крайней необходимости. Так Кречетов оказывается на холодном Северном Урале, близ города Чусовой.

    Там он проработал по профессии три года после чего специалиста перевели в Москву. Здесь Валериан продолжает трудится по специальности, а также встречает свою жену — Наталью.

    Кроме того, Валериан не оставляет без внимания церковь. Ходит на службы и регулярно исповедуется. Таким образом Кречетов оказывается на церемонии погребения святого отца Стефания, где знакомится с Сергеем Орловым. Батюшка замечает Валериана и советует ему поступить в духовную семинарию.

    Поначалу инженер отказывается, ссылаясь на недостаток опыта и наличие светской профессии. Но Орлов все-таки уговаривает его и Валериан начинает получать образование в Московскую духовную семинарию.

    При этом пришлось обойти закон СССР, по которому человека с высшим образованием запрещалось принимать любой духовный сан. Поэтому Кречетова принимают как инженера.

    Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно здесь уже 40 лет служит отец Валериан

    Протоиерей Валериан Кречетов становится священником и навсегда остается в Акулово

    Кречетов с энтузиазмом начинает постигать новую науку. Обучение дается ему настолько легко, что она за год осваивает программу за четыре курса.

    Чем заслуживает положительные отзывы своих учителей. После успешного завершение семинарии рукоположен в диакона 21 ноября 1968 года.

    Событие произошло в храме Архангела Гавриила. Спустя два месяца, 12 января 1969 года, получил сан иерея.

    На этом обучение Валериана не останавливается. Он идет получать высшее духовное образование в Московскую духовную академию, которую с отличием заканчивается в 1973 году.

    Отец Валериан провел первые полтора года совей службы в переделкинском Спасо-Преображенском храме.

    После чего его направили в храм Покрова Пресвятой Богородицы в село Акулово. Здесь он прослужили уже более сорока лет. Занимался проблемами прихожан, составлял расписание богослужений и постепенно стал отцом-настоятелем церкви.

    Заслуги отца Валериана не остались незамеченным. 13 декабря 2012 года батюшку представили к награде «Вера и верность».

    Книги, которые написал Кречетов

    Отец Валериан прославился не только как целитель душ, но и как писатель духовных наставлений и книг.

    Некоторые произведения Валериана Кречетова:

    «Вера маленького мальчика»

    «Размышления перед исповедью»

    Книга о том, почему необходима исповедь. А главное, как правильно к ней подготовиться

    Большая часть книг протоиерея посвящена простым и понятным житейским вопросам, волнующих любого современного человека.

    Полный список книг протоиерея Валериана в интернет-магазине «Сретение» с ценами.

    Актуальный способ, как попасть на службы отца Валериана и официальный сайт старцев

    Многие люди нуждаются в духовной помощи. Ряд ответов на вопросы можно найти в книгах. В том числе и в произведениях, принадлежащих руке Кречетова.

    Но не всегда книги могут помочь. Иногда требуется личное общение. И порой десять минут разговора оказывают большее положительное влияние, чем десятки прочитанных томов.

    К батюшке Валериану регулярно отправляются паломники с благотворительными поездками

    Поэтому к отцу Валериану можно приехать и послушать его проповеди.

    Поселок Акулово находится близко от Москвы, но порой у людей нет и таких денег.

    А помощь нужна всем без исключения. Поэтому существует благотворительная программа, помогающая всем страждущим бесплатно посетить храм Покрова Пресвятой Богородицы.

    Кроме отца Валериана там еще много батюшек. В этом списке каждый священник заслуживает своего внимания.

    Для более подробной информации стоит посетить страничку отца Валериана Кречетова на официальном сайте «Поездка к Старцам и чудотворцам».

    Так как записаться в эту благотворительную программу? Существует два способа:

    • Позвонить по телефону: 8-800-707-45-17;
    • Послать письмо на электронную почту: [email protected]
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: