Серафим Тяпочкин: житие и биография старца, могила, почитание

Архимандрит Серафим (Тяпочкин): «…Я священник, служить намерен»

01(14).08.1894 г. — 19.04.1982 г.

В апреле 1982 года, на Светлой седмице, на Белгородском направлении творилось что-то невероятное. Рейсовые пассажирские автобусы на Ракитное были отменены, на южные поезда московского направления не продавали билетов до Белгорода. В толпе у билетной кассы кто-то объяснял причину переполоха: «Говорят, в Белгороде умер какой-то святой».

В те дни у «людей в штатском» был серьезный повод для беспокойства: когда пришла весть о кончине старца, архимандрита Серафима (Тяпочкина), провожать его, несмотря на все чинимые препятствия, собрались сотни людей. Воплощенной любовью, — вот кем он был для всех, кто имел счастье знать его при жизни… Один из тысяч русских священников, попавших под «Молох» неслыханных гонений, и один из немногих, кому довелось все вынести с упованием на Господа, кого так и не удалось ни убить, ни сломать.

«Стаж церковной службы — сорок второй год»

…Именно такой срок в 1962 г. указал о. Серафим в своей автобиографии, подчеркивая, тем самым, что и в годы скитаний, и в годы, проведенные в заключении, он продолжал исполнять свой долг – свои пастырские обязанности.

После революции арестовывали его не однажды, но Бог миловал, – после допросов отпускали со строгим предупреждением. Мягкий, кроткий батюшка, в двух пунктах только он был «неисправим»: на предложения представителей новой власти о закрытии храмов в его благочинии отвечал со свойственной ему невозмутимостью: «Мой долг не закрывать, а открывать храмы».

Обычные в таких случаях угрозы не достигали цели, он лишь тихо прояснял суть позиции: «Это мне не страшно, – “не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, кто может и душу и тело погубить в геенне”». С тем же постоянством относился он и к «Живой Церкви», так, что и годы спустя, заполняя анкеты, на вопрос: «Состоял ли в обновленческом расколе?», – отвечал: «Никогда».

Этих-то двух пунктов и было достаточно для того, чтобы его жизнь сделалась неугодной. В 1922-м от расправы, даже не обставленной как суд в виду отсутствия формальных поводов для ареста, – а просто бандитской, разбойной, – его уберег «случай». Лошади, будто им приказал кто, понесли, да так, что ни один из предназначенных ему залпов не оправдал «изобретательности» стрелявших: в тот день батюшку вызвали на соседний приход будто бы для совершения водосвятного молебна в виду «болезни» настоятеля, как оказалось за сутки до того арестованного ГПУ.

Когда же храм в селе Михайловка, где он служил, закрыли, он стал исполнять то же, что и обычно, тайно, у себя или по приглашению с соблюдением некоторых мер предосторожности. Но молва расходилась, и пришлось скрываться, пока в 1941 г. его не выследили, предъявив на следствии весь его «послужной список» начиная с 30-х годов.

По статье 54 Украинского Уголовного Кодекса он был осужден на десять лет «без права переписки». Оставив трех дочерей, младшая из которых была еще подростком, одних, он отправлялся по этапу в лагерь, и долгое время о нем не было никаких известий.

О лагерных годах батюшка рассказывать не любил. Только отрывочные сведения дошли благодаря его домашним. Известно, что в лагере, где за «религиозную агитацию» можно было попасть в карцер, на верную смерть, он не только вел беседы с заключенными и совершал таинства, но и – богослужения. Заключенные распознали в нем пастыря и искренне привязались к нему: его не только никто не выдал, но даже бывшие уголовники из своей среды организовали для него своеобразную охрану.

По истечении десяти лет, перед самым освобождением, ему, между прочим, был задан вопрос о том, чем он собирается заняться на свободе? Батюшка ответил: «Я священник, служить намерен», и тут же получил еще пять лет ссылки в Красноярский край.

«Бриллианты» — для «диктатуры пролетариата»

Десять лет в лагере, пять – на полустанке Денежск в районе Игарки, до и после того – постоянные притеснения от властей, и так до самого конца…

Его богословское образование, основы которого заложила Холмская семинария[i] и Московская Духовная Академия[ii], знание языков: греческого, древнееврейского[iii], педагогический опыт, – могло ли все это иметь хоть какое-то значение?

Ленинская теория провозглашала необходимость «обращения на службу молодому советскому государству достижений культуры прежнего времени». Благодаря этому, целое поколение было введено в заблуждение надеждой, что можно избежать удара, удалившись от центра политических событий, «став незаметными», принося пользу на своем месте. – Вот и батюшка, в 20-е годы, не имея возможности продолжить образование в Академии, начал заниматься преподаванием: учил деревенских ребятишек в школе, в селе Михайловка Екатеринославской области. – Беда только в том, что практика большевизма для миллионов людей, таких как он, определяла положение человека «вне закона». Пытаясь на первых порах как-то приспособиться к новым обстоятельствам, впоследствии они вынуждены были скрываться, переезжая из города в город, дрожали от холода в ветхой одежде арестантов, уходили в топи на Ухте и заполняли своими телами братские могилы-рвы и склоны Анзера.

Читайте также:
Храм Всемилостивого Спаса: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Эту судьбу разделил и один из любимых преподавателей отца Серафима в Академии – отец Павел Флоренский. После закрытия Лавры его как крупного ученого пригласили на работу в ВСНХ и в Главэлектро, где им был сделан ряд научных открытий государственного значения[iv]. В годы, когда была необходимость в старых специалистах, в учреждениях смотрели «сквозь пальцы» на то, что на работу отец Павел ходил, не снимая подрясника. Потом изменилось все: в 1928-м он был впервые арестован[v], а в 1933-м приговорен к десяти годам лагерей. Затем последовали ссылка на Дальний Восток, перевод на Соловки, и еще три года лагерных мытарств[vi], завершившиеся в декабре 1937-го расстрелом.

Священник Павел Флоренский

Невостребованными оказались знания, «не нужным» стало и главное богатство – человеческая жизнь. Потери о. Серафима коснулись и его родных (сан он принимал как белый священник), и семьи духовной. Из пятерых детей голодные годы пережили трое, подорвано оказалось и здоровье жены, скончавшейся в 1933 г. от туберкулеза, а в Сибири умерли и две его духовные дочери, отправившиеся за ним в ссылку. Однако ничто из того, что он пережил, не изменило его устроения.

«Кто разлучит нас от любви Божией»

Ни одна страсть под впечатлением тяжелых сторон жизни не легла шрамом на его душу. В страданиях она еще более просветлела, уподобилась Христу.

В тяжкие минуты батюшка писал близким из ссылки: «“Душа моя скорбит смертельно”. Вспоминая Гефсиманский подвиг Христа Спасителя, нахожу утешение и своей скорбящей душе». И уже не о себе была эта скорбь: «Скорблю, скорблю тяжело; скорблю о себе, скорблю о детях, сродниках своих, скорблю о пастве своей, скорблю о чадах своих духовных, скорблю о любящих, помнящих обо мне и ожидающих моего возвращения ныне. Но совершилось то, о чем я горячо и усердно молил Господа, “да мимоидет от меня чаша сия”»[vii].

В 1955 г. он вернулся из заключения. Четыре года служил на разных приходах Днепропетровской епархии, пока владыка Леонид (Поляков) не пригласил его служить к себе, в Курско-Белгородскую. И тогда же, 26 октября 1960 г., из рук епископа батюшка принял монашеский постриг, имея одно желание – разрешившись от мирских попечений, всецело посвятить свою жизнь пастырству. Небесным покровителем его становится особенно близкий ему святой, преп. Серафим Саровский, которого он почитал еще в детские годы. Кротость и неиссякаемая любовь, в полной мере воплощенная преподобным Серафимом, определила и главное в духовном облике старца Серафима (Тяпочкина): он миловал без конца, все прощал, все покрывал по заповеди.

На новое место служения в Никольском храме в с. Ракитном он заступил смиренно. Все было разрушено: стены покрыты изморосью, сверху падал снежок. Казалось, какая может тут быть молитва? Но он служил изо дня в день еще до начала восстановительных работ. Температура в храме держалась такая же, как на улице, не спасала и печурка, и когда о. Серафим выходил причащать, руки его дрожали от холода. Физическое же его состояние было в ту пору таково, что по селу прошел злой шепоток: «шкелета привезли».

Безропотно принял он и то, что пришлось поселиться в холодном домике, где и сидеть-то можно было только на полу; довольствовался самой скудной пищей. Все терпел: недоброжелательство, косые взгляды, неистовые выходки старосты[viii].

Милосердие его ошеломляло и действовало сильнее укоров. Как-то, когда в храме начался ремонт, подвыпившие работники обратились к нему довольно небрежно, и невольные свидетели этого эпизода ожидали уже строгого увещания, а батюшка, вместо этого, подошел к каждому из своих «помощников» и, обхватив ладонями головы, поцеловал их в щеки. Хмель, как рукой сняло, и притихшие мастера принялись за работу.

Маленькое братство, открытое всем людям

Постепенно вокруг о. Серафима сложилась крепкая духовная семья, куда входили монашествующие и миряне, и где не принято было подчеркивать различие «чина». В его храме трудились приезжавший из Лавры Преподобного Сергия иконописец, о. Зинон, и преданная батюшке келейница Неонилла, которую он постриг со временем в монашество, приезжало и множество людей не только из Белгородской епархии, но и со всех концов страны.

Читайте также:
Церковь Тихвинской Божией Матери в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Власти запрещали ему принимать посетителей, устраивали проверки паломников, как нарушителей паспортного режима. Беседы о самом важном часто приходилось вести на ходу по дороге в храм и из храма, в условиях конспиративных…

Но что бы ни происходило вокруг, в одиночестве, и при постоянном стечении народа, о. Серафим не переставал молиться. Однако, имея расположение к аскетической жизни, он так и не решился принять схиму из опасения, что не сможет в той же мере оказывать помощь ближним, уделять им столько же времени, или недостойно пронесет связанные с принятием великого ангельского образа обеты. Так, почти до самого конца, и оставался он на людях и с людьми.

Лично о. Серафим был исключительно скромен: и духовные подвиги свои, и дарования, которыми был наделен, и вехи исповеднического пути скрывал, насколько это было возможно. Только иногда, проходя через ряды ожидавших его гостей, давал ответ на вопрос, который еще не успели задать вслух. И никогда никого не осуждал. Типичным для него разрешением тех ситуаций, когда исповедующиеся буквально места себе не находили, и готовились к тому, что последует епитимия, было тихо сказанное слово: «Ничего-ничего, как-нибудь…»

Одним батюшка предсказывал священство, другие, сами того не ожидая, вдруг обращались к покаянию, третьи во время его проповедей переживали внутренний, духовный переворот, полагая начало исправления…Великое множество людей могло бы сказать в ту пору: «Моя жизнь началась здесь». Счастливые, они видели исполнение слов апостола: «Кто разлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или меч? ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, не может нас разлучить от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» [Рим. 8: 35-39].

Примечания

[i] Его преподавателями и духовными наставниками были — иеромонах Даниил (впоследствии епископ, родной брат инспектора Московской духовной академии, тогда архимандрита, Илариона (Троицкого), ректор семинарии архимандрит Серафим (Остроумов), впоследствии епископ Белы Холмской, затем Орловский и архиепископ Смоленский, погибший в 1937 году.

[ii] Хотя время, проведенное им в Московской Духовной Академии, было непродолжительным, — в год его поступления она была закрыта, — время, проведенное в ее стенах в Троице-Сергиевой Лавре он с благоговением вспоминал до самой смерти.

[iii] Последний он знал настолько хорошо, что, став студентом Академии, занимался репетиторством.

[iv] Им была разработана теория и практика применения полупроводников, создан особый вид пластмассы – карболит, – которую стали называть «пластмассой Флоренского».

[v] Вскоре его отпустили.

[vi] В Соловецком лагере он делает более десятка научных открытий, занимается добычей агар-агара и йода из морских водорослей. «Умный йод» Павла Флоренского, который сегодня можно купить в любой аптеке — того же, лагерного, происхождения.

[vii] Цит. по: Архим. Виктор (Мамонтов). Сердце пустыни. Жизнеописание архимандрита Серафима (Тяпочкина).

[viii] Эта женщина, набрасывавшаяся на помощницу батюшки, через некоторое время умерла: упала на улице, и больше не встала.

Архимандрит Серафим (Тяпочкин)

Архимандрит Серафим (Тяпочкин) родился 1/14 августа 1894 года в уездном городе Новый Двор Варшавской губернии. Благочестивые родители нарекли сына Димитрием в честь святого великомученика Димитрия Солунского.

С самого раннего детства Димитрий тяготел к духовной жизни. Однажды отец взял его на богослужение, в котором принимали участие воспитанники духовного училища. Здесь у него впервые появилось горячее желание стать священнослужителем. Весьма примечательно, что во время богослужения маленький Димитрий увидел икону святого, которая поразила его. Он сказал отцу в порыве детского вдохновения, что хочет быть таким, как этот святой. На иконе был изображен преподобный Серафим Саровский, к ко­торому Димитрий с этого дня стал испытывать особое благоговение.

Вскоре Димитрий был принят в духовное училище, Затем последовала учеба в Холмской духовной семинарии, которую будущий архимандрит закончил блестяще, и поступил в Московскую духовную академию. Там он проучился всего один год, так как в 1918 году академию закрыли.

За время обучения в семинарии и академии Димитрию выпало счастье слушать лекции таких выдающихся служителей Русской Православной Церкви, как митрополит Антоний (Храповицкий), епископ Феодор (Поздеевский), архимандрит Илларион (Троицкий), впоследствии архиепископ Крутицкий, священник Павел Флоренский и других. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, также посетил академию и совершил богослужение в академическом храме. Вне всякого сомнения, общение с этими людьми готовило Димитрия к будущему высокому служению.

В 1920 году Димитрий обвенчался с Антониной Викторовной, учительницей математики. А 18 октября того же года в Екатеринославе Димитрий был рукоположен во пресвитера епископом Евлампием.

Читайте также:
Александро-Свирский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки

С 1921 по 1936 годы отец Димитрий был благочинным в Солонянском районе Днепропетровской области. Он активно боролся с обновленцами и раскольниками, отстаивая чистоту Православия. Гонители Церкви стремились избавиться от любимого народом пастыря. Приход в селе Михайловка был закрыт, и отец Димитрий вынужден был совершать Литургию в домах верующих. Отца Димитрия арестовывали много раз, но, допросив и предупредив, отпускали.

В 1941 году отец Димитрий был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы. По истечении этого срока следователь спросил:

— Чем ты будешь заниматься на воле?

— Тем же, чем и занимался, — служить Богу, — ответил батюшка.

— Ну, тогда посиди еще.

Отца Димитрия отправили в ссылку на пять лет в северный город Игарка.

Одному Богу было известно, что батюшке пришлось испытать за эти годы. Но и там, в неволе, он оставался верным служителем Церкви Христовой. Лагерная жизнь с ее ужасами и лишениями не сломила отца Димитрия, научив подлинному состраданию и любви. Не теряя присутствия духа, пребывая в непрестанной молитве, он, чем мог, помогал тем, кто был рядом с ним.

После освобождения отец Димитрий вернулся в Днепропетровск и в течение нескольких месяцев был настоятелем собора. Прихожане полюбили благоговейного и аскетически настроенно­го пастыря. Но властям это никак не могло понравиться, и отец Димитрий был удален из епархии. Поводом для этого послужила проповедь, произнесенная в день памяти Предтечи Господня Иоанна, которая у многих вызвала слезы покаяния и умиления. В проповеди были такие слова: «И теперь уже секира висит над миром». Они стали известны областному уполномоченному по делам религии, который, вызвав отца Димитрия к себе, сказал: «В моей епархии вам места нет».

Отец Димитрий поехал в Московскую Патриархию, где встретился с епископом Курским и Белгородским Леонидом, и тот пригласил его служить в своей епархии. Здесь, наконец, осуществилась заветная мечта юности отца Димитрия. От владыки Леонида он принял постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, которого очень почитал с самого детства. Сам постриг был совершен в Курском Сергиево-Казанском соборе, который стро­или родители преподобного. Благословение на постриг отец Димитрий получил в Глинской пустыни от ныне прославленного в лике преподобных знаменитого старца — архимандрита Андроника (Лукаша), и который в свое время так же, как и батюшка, был сослан на Колыму и претерпел всевозможные испытания лагерной жизни.

В октябре 1961 года отец Серафим начал свое служение в Свято-Никольском храме поселка Ракитное. С первых дней его пребывания на новом месте к нему потянулись из Днепропетровска и других городов и весей многочисленные почитатели и духовные дети, число которых постоянно возрастало. Здесь в полноте раскрылись благодатные дары мудрого старца-наставника, непрестанного и горячего за свою паству молитвенника и смиренного пастыря, «душу свою полагающего за овцы». Любовь, которой было преисполнено его сердце, обнимала всех, и те, кто когда-либо соприкасался с ним, ощущали это на себе. Были и благоговейные, ни с чем не сравнимые богослужения, были неповторимые сердечные проповеди, во время которых плакали и отец Серафим, и весь храм, были исцеления по его святым молитвам. Но более всего запомнилась всем его любовь, беспредельная и всепрощающая, которая позволяла отцу Серафиму видеть всего человека насквозь — с его нуждами, скорбями и грехами — и давать ему предельно ясные и спасительные советы. И если человек находил в себе силы и мужество следовать этим советам, дела его почти тут же начинали поправляться. Есть десятки и сотни фактов и свидетельств того, как по молитвам отца Серафима и при жизни его, и после его смерти люди вновь обретали себя, восставали из пепла, исцелялись иногда на глазах, иногда через месяцы, а может, и годы. Многие, казалось бы, неразрешимые обстоятельства разрешались легко и просто после молитвенного участия отца Серафима.

Многие болящие подолгу жили на церковном дворе. Спать при­ходилось и на поленьях в подвале, и в складе с углем, но жажда исцеления и духовного укрепления была велика. Многие по его благословению стали священнослужителями и даже архиереями. Случалось, и владыки прибегали к его советам, а некоторые были его духовными чадами.

Можно сказать, что Ракитное во время служения здесь отца Серафима стало одним из самых знаменитых духовных источников, к которым прибегали многие, жаждущие правды и любви.

Как при жизни отца Серафима Свято-Никольский храм не пустовал, а был наполнен его почитателями, так и теперь к его могилке непрерывным потоком стекаются те, кто нуждается в его молитвах. Это люди с разных концов России — и те, кому посчастливилось знать и видеть батюшку, и те, кто никогда не видел его, но жаждет духовного подкрепления в наш озлобленный и лукавый век. Этот непрерывный поток, который заметно увеличивается с каждым годом, является неоспоримым свидетельством праведности отца Серафима, подтверждением того, что мы нынче нуждаемся в его молитвах, верим в них и желаем духовного общения с батюшкой, как благодатным посредником между нами и Богом.

Читайте также:
Гефсиманский Черниговский скит: история и адрес монастыря, расписание богослужений, святыни и настоятели, экскурсии

В высшей степени благочестивая жизнь отца Серафима, его целомудрие и чистота сердечная, приобретенные через исповедническую жизнь во Христе и со Христом, его подлинное смирение и необъятная любовь, определившая старческий путь батюшки, действенная молитва как при жизни его, так и после его отшествия, дают нам право верить в то, что он имеет дерзновение перед Господом молиться за наше здравие и спасение у Престола Божия со всеми Святыми, в земле Российской просиявшими.

САРАТОВСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ

Саратовский Покровский храм. Фотография ок. нач. 2010-х гг.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Саратове Саратовской епархии

Именуется также Ново-Покровским или “Покровским на горах“.

Деревянный храм

В 1859 году на площади при пересечении улиц Александровской (современной М. Горького) и Большой Горной тщанием саратовского купца Воронова был возведен деревянный трехпрестольный храм. Главный его престол был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы; придельные – во имя святых апостола и евангелиста Иоанна Богослова и пророка Божия Илии и во имя святых пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, мц. Наталии и прмц. Феодосии. Однако эта деревянная церковь была холодной и не вмещала всех прихожан.

Каменный Покровский храм в г. Саратове. Фотография кон. XIX – нач. XX вв.

Каменный храм

В середине 1870-х годов главным саратовским архитектором А. М. Салько было спроектировано новое здание, каменное, с пятью куполами. Проект был утверждён в 1876 году, средства на строительство собирались в основном за счёт местных купцов и мещан, которые также даровали строительные материалы и иконы. Строительство было завершено в 1882 году, после чего внутренняя отделка продолжалась ещё два года.

Освящение храма состоялось 20 января 1885 года. В отличие от первой Покровской церкви приделы нового храма были в честь Казанской иконы Божией Матери (правый) и во имя Пресвятой Живоначальной Троицы (левый).

Воскресная школа открылась в 1893 году. При храме имелась также церковно-приходская школа, которая помещалась на втором этаже большого каменного дома, стоящего рядом с храмом (в настоящее время – средняя школа №30). Здесь же позднее находились и женские Покровские рукодельные классы. Нижний этаж здания занимала городская богадельня. Кроме этого, церковь имела еще 3 здания, где жили церковнослужители, в 15 верстах от Саратова ферму и хутор в 12 домов со 108-ю жителями.

В 1895 году была построена 5-ярусная колокольня, в которой 28 мая 1902 года был оборудован придел в честь Иверской иконы Божией Матери.

Полуразрушенный Саратовский Покровский храм. Фотография 1960-х гг.

В годы советской власти

С приходом новой власти к 1918 году была национализирована вся собственность храма, в том числе дома для духовенства и ферма.

В 1920-е годы храм оставался в ведении Православной Церкви и не перешёл к обновленцам.

19 декабря 1929 года храм был закрыт, его здание передано под общежитие Планового (экономического) института. В колокольне разместился детский сад.

В 1931 году купола церкви были разобраны, а колокольня взорвана. Была предпринята попытка взрыва и самого храма, окончившаяся неудачей. Внутри здания был проведён ремонт, в результате которого была утрачена настенная роспись. С 1970-х годов в бывшем храме находились мастерские саратовских художников.

Возрождение храма

В январе 1992 года полуразрушенное, захламлённое здание было передано Саратовской епархии.

1 февраля 1992 года силами прихожан началось возрождение возвращённой святыни. Трудами протоиерея Василия Стрелкова и силами прихожан над храмом вновь поднялись купола и ему возвращен прежний вид.

Первая литургия состоялась в Лазареву субботу 18 апреля 1992 года в расчищенном и частично отремонтированном левом приделе. Для придела, в котором был установлен временный иконостас, архиепископ Пимен (Хмелевский) подписал антиминс в честь Казанской иконы Божией Матери.

Храм Покрова Богородицы в Саратове. Фото с сайта tochka-na-karte.ru

В барабане северо-западного купола была размещена временная звонница.

С сентября 1997 года велись работы по восстановлению центрального престола и полов.

В марте 1999 года в правом и левом приделах были установлены иконостасы.

В день престольного праздника, 14 октября 2000 года, настоятелем храма протоиереем Василием Антиповым был совершен Чин положения Святого Антиминса над главным престолом храма.

10 ноября 2001 года им же был совершен Чин положения Святого Антиминса над престолом левого придела (б. Троицкий), освященного во имя святого праведного Иоанна пресвитера, Кронштадтского чудотворца.

18 декабря 2004 года епископ Саратовский Лонгин (Корчагин) подписал антиминс для восстановленного правого придела храма (б. Казанский), освященного в честь Иверской иконы Божией Матери. Чин положения Святого Антиминса над престолом придела 4 января 2005 года совершил протоиерей Василий Антипов.

Колокольня была восстановлена на историческом месте к 2004 году по проекту архитекторов А. В. Шитова и Д. В. Голубинова. 28 ноября 2004 года на 44-метровую колокольню был установлен купол и закреплен заранее приготовленный шпиль. Общая высота колокольни со шпилем составляет 66 метров. С мая 2010 года в колокольне начал работу церковный магазин “Покровская книга”.

В 2007 году была начата новая реконструкция храма, в которую вошла замена всех пяти куполов, полная роспись интерьера и отделка фасада в новых бордовых тонах.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове. Расписание богослужений, фото, история, адрес, как добраться

Храм Покрова Пресвятой Богородицы располагается в центре Саратова, является городской достопримечательностью, как здание с богатым историческим прошлым.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове сегодня

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове является одним из церковно-просветительских центров города. Благодаря обширной социальной работе, храм не только исполняет свою духовную функцию, но и принимает непосредственное участие в городской жизни.

При содействии храма и епархии в Саратове осуществляются программы для людей в трудных жизненных ситуациях, существует отдел волонтеров. В этом его название символично самому празднику Покровы, где Богородица дает покровительство всем приходящим.

История основания, строительства

Первым храмом, построенным в центре города на пересечении главных улиц, был деревянный и трехпрестольный храм. Он был возведен в 1859 г. и вскоре стал слишком тесным, к тому же, здесь не было возможности проводить богослужения в зимнее время. В 1876 г. был учрежден новый проект храма, на этот раз каменного и почти вдвое больше предыдущего.

Средства на строительство были выделены местными купцами, также собирались пожертвования прихожан. Уже в 1882 г. храм был полностью достроен, а внутренняя отделка продолжалась вплоть до 1884 г. В 1885 г. храм торжественно освятили.

Почти сразу же храм активно влился в городскую жизнь. Примерно около 1890-х здесь был построен каменный дом, в котором располагалась церковно-приходская школа, работающая до сих пор. В 1893 г. здесь открыли воскресную школу.

Помимо духовного водительства, церковь занималась общественной деятельностью, здесь находилась богадельня и рукодельные классы для женщин. В 1895 г. на территории была построена многоярусная колокольня с дополнительным приделом.

Советская власть национализировала все земли, ферма и приходские здания храма, но сам храм оставался подчиненным церкви и не был закрыт. Также властям отошли дома для духовенства. В 1929 г. храм был закрыт и передан государству. Теперь здесь оборудовали общежитие, помещение детского сада, складские помещения.

В 1931 г. церковь хотели взорвать, для чего ее частично разобрали и уничтожили колокольню. Уничтожить само здание храма не удалось, после чего его решили снова использовать и восстановили. Из-за косметического ремонта была утрачена вся внутренняя роспись.

В 1992 г. начались переговоры о возвращении храма епархии, и прошение было удовлетворено. В том же году в храме усилиями прихожан были проведены ремонтные работы и отслужена первая Литургия.

С 1992 по 2000 г. храм масштабно реставрировался: восстанавливалась временная звонница, полы, иконостасы. В 2004 г. колокольня была возведена на прежнем месте. В 2007 г. начата внутренняя реконструкция храма, включающая в себя замену фасада и полную роспись стен.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Архитектором и автором проекта был российский архитектор Алексей Маркович Салько. Он один из самых известных саратовских мастеров, по его проектам было построено около 10-ти зданий, некоторые из них, как, например, Князь-Владимирский собор, не сохранились. Помимо церквей он также был архитектором окружного суда и здания городского театра.

Архитектурный ансамбль представляет собой комплекс собора и здания колокольни, объединенный одним цветом и внешней отделкой. Храм богато украшен наружной лепниной, имитацией колонн, фигурными и геометрическими барельефами.

Окна и изменения архитектурной фигуры подчеркнуты белыми элементами в контрасте с приглушенным красным цветом в основной гамме собора. Само здание представляет собой образец классической пятикупольной церкви с одним центральным и 2-мя боковыми входами.

Внутреннее убранство

После разрушений храм полностью утратил внутреннюю роспись и только в 2007 г. началась реставрация, длящаяся до 2009 г. Сейчас храм полностью расписан. На стенах находятся изображения преподобных и мучеников в полный рост, пустое пространство украшено галунами и цветочными орнаментами в ярких и неброских тонах.

Иконостас Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове

Верхние хоры и потолки так же полностью расписаны. В храме находится несколько киотов по разные стороны от центрального придела. Внутри здание храма поддерживается расписными квадратными колоннами. Пол выложен двухцветной плиткой.

Святыни и мощи

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове сохраняет в себе различные иконы: часть из них была спасена при советской власти, а теперь возвращены прихожанами во время реставрации храма.

Особое место в храме занимает икона с мощевиком, где находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского и почитаемой в России блаженной Матроны Московской. Икона была передана храму в 2010 г.

Еще в храме находится находится ковчег с мощами 21 мученика и святого, в их числе находятся частицы мощей апостола Андрея, святителя Николая Чудотворца, великомучеников Пантелеимона, Екатерины, Трифона.

Духовенство, наставники

Настоятелем храма является митрополит Лонгин, Саратовский и Вольский.

Он является ректором семинарии в Саратове, главным редактором журнала «Православие и современность», а так же членом редакционного совета в журнале епархии «Альфа и Омега».

Должность ключаря храма несет архимандрит Евфмий (Митрюков). Он занимается ведением официального сайте прихода и ведет уроки в воскресной школе.

Клирик храма священник Кирилл (Петрович) является руководителем воскресной школы для детей и одним из священников, ведущих лекции в школе для взрослых.

Еще в числе клира 4 священника и 2 диакона, совершающих богослужения.

Социальная работа, повседневная жизнь

Приход храма реализует несколько социальных проектов. Одним из них является сотрудничество с социальным центром помощи семьи и детям. Священники и прихожане регулярно посещают центр, на территории прихода работает прием вещей и сбор предметов первой необходимости, которые пересылаются в социальные службы.

Так же приход храма сотрудничает с городской клинической больницей № 2. Помимо духовного окормления, помощи и совершения таинств, члены прихода оказывают физическую помощь тем, кто не может сам о себе позаботиться, а так же тем, кто остался в больнице без родственников и знакомых.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы сотрудничает с всероссийским обществом слепых и детским интернатом для слепых в Саратове. Для слабовидящих детей и взрослых изготавливаются специальные тактильные книги, реализуются проекты.

При участии волонтеров и учащихся воскресной школы проходят регулярные выставки тактильных книг, призванные привлечь неравнодушных людей. Учащиеся школы принимают участие в создании тактильных книг для детей. Ежегодно усилиями прихожан и детей создается более 40 тактильных учебных пособий.

Волонтеры из числа прихожан церкви также принимают участие в работе центра социальной адаптации для людей без места жительства. При необходимости они помогают едой и одеждой, проводят беседы и помогают настроиться на жизнь в обществе.

При храме работает обширная библиотека, как в книжном, так и в электронном формате: кассеты, аудиокниги, диски.

Воскресная школа

В приходе действует воскресная школа, рассчитанная на детей от 5 до 17 лет. Воспитанники разделены на 3 возрастные группы. Детям предлагается изучение Закона Божьего, церковнославянского языка, основ нравственности и литургики. Для детей младшей группы возрастом до 7-ми лет работает кукольный театр. Все учащиеся задействованы в уроках церковного пения и поют в хоре.

Кроме уроков, дети принимают участие в кружках евангельских бесед, театральной студии «Радость», с детьми занимаются учители фехтования. В летнее время школа так же функционирует: продолжаются репетиции, организовываются выставки и продолжают работать кружки, дети посещают музеи и ездят в паломнические поездки.

Ученики воскресной школы представляют приход на епархиальных и городских олимпиадах, а также принимают участие в благотворительных выездах, ставят спектакли в различных государственных учреждениях.

Работает и воскресная школа для взрослых: здесь преподаются уроки чтения и толкования Псалтири, курсы христианской культуры и истории церкви на Руси. Дополнительно проходят курсы катехизации для новообращенных.

Престольные праздники

Центральный престол церкви освящен, как говорит и его название, в честь праздника Покрова Божией Матери, который отмечается 14 октября. Престол в левом пределе был освящен позже в честь праведного Иоанна Кронштадтского.

Праведный Иоанн был известным на всю Россию проповедником, церковно-общественным деятелем и духовным писателем, канонизированный в 1964 г. Его память совершается 14 июня и19 октября.

Так же в храме находится дополнительный престол, который освящен только положением Антиминса, священного плата, но еще не освящен полностью: он освящен во имя Иверской иконы Божией Матери, празднующейся 25 февраля.

Режим работы для посетителей

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове открыт ежедневно с 7:30 до 20:00 в будни и с 7:00 по 20:00 в субботу и воскресенье.

Интересные факты про собор

Сайт храма представляет обширную онлайн-библиотеку, материалы для самостоятельного изучения православной веры, и уникальный виртуальный тур по храму.

Храм выпускает ежемесячную православную газету «Покров».

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Адрес храма – улица Максима Горького, 85. Собор находится на остановке «Большая Горная» в Кировском районе Саратова. Этим маршрутом и к этой остановке следует автобус № 2, а так же маршрутные такси №1, №25, № 66, № 95, №103. От железнодорожного вокзала в сторону собора направляется маршрутное такси №25, остановка совершается по требованиям пассажиров.

В окрестностях собора можно дойти до сквера Героев или саратовского Парка Победы. Рядом находится Театральная площадь.

Информация для паломников

На территории храма нет гостиницы для паломников. Здесь можно заказать церковные требы, купить свечи и иконы. В храме работает книжная лавка. Жителям Саратова можно записаться в церковную библиотеку и получить ваучер.

В пешеходной доступности от храма находятся хостелы «СарХаус» и «Бульвар»: расстояние от них к храму составляет менее 1 км, дойти можно пешком или на городском такси. Стоимость номера начинается от 300 руб. за ночь.

При путешествии в Саратов обязательно нужно посетить храм Покрова Пресвятой Богородицы и стать причастным к богатой истории города.

Автор: Катя Волкова

Оформление статьи: Мила Фридан

Покровский храм Саратова

Покровская церковь — православная церковь Центрального благочиния. Возведением церкви руководил зодчий А. М. Салько. Это один из красивейших и важных храмов Саратова.

В настоящее время храм является действующим — богослужения проходят ежедневно. Помимо этого, деятельность храма включает благотворительность и работу с молодежью.

Расписание богослужений в Покровском храме Саратова

Богослужения в храме Покрова Пресвятой Богородицы совершаются ежедневно:

  • Литургия — все дни недели (пн-сб) в 08:00, в воскресенье проходит 2 литургии: первая (ранняя) в 7 утра, поздняя — в 9 утра.
  • Богослужение в вечернее время — все дни недели в 5 вечера.
  • Каждый четверг в Покровском храме Саратова, в 18:20, проходит молебен о даровании чад и семейном благополучии перед святыней храма — иконой Божией Матери «Скоропослушница» .
  • Каждую субботу проводится водосвятный молебен (после Литургии).

Дежурный священник находится в храме ежедневно с 08:00 до 16:00.

Святыни Покровского храма Саратова

В храме хранится ковчег, который был изготовлен по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. В священном ковчеге хранятся святые мощи целого ряда святых, среди которых: мощи апостола Андрея Первозванного, мощи Николая Чудотворца, мощи московских митрополитов (святителей Филарета, Иннокентия), великомучеников Екатерины и Трифона.

История церкви

Храм был построен в 1859–1885 годах. Проектом занимался архитектор Алексей Маркович Салько.

Храм прекратил богослужения в 20-х годах прошлого века. Помещение заняли студенты, обучающиеся в институте экономики. Также некоторую часть бывшей церкви заняли мастерские художников. Со сменой правящего режима и идеологии, в 1992 году в церкви снова стали проводиться богослужения. Долгожданное освящение храма состоялось в 2000 году.

В 2007 году храм проходил процедуру восстановления. Был заменен центральный купол, приобретены новые кресты на купола храма, отремонтирован фасад.

В 2008 году ремонтные работы продолжились: были покрашены фасады, приобретены 5 паникадил, демонтированы старые купола и установлены новые, отреставрированы внутренние поверхности стен храма, отделаны все ярусы колокольни.

10 апреля 2010 года в Покровском храме была освящена икона четырех святых.

К 2012 году были обновлены росписи храма и самое главное — изображение Господа Пантократора под главным куполом.

Социальная деятельность храма

Воскресная школа и духовенство храма сотрудничают с Центром социальной помощи семье и детям г. Саратова. Вместе они реализуют проект «Все начинается с любви».

Благотворительная помощь храма оказывается организации «Саратовский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий».

Помимо этого, храм сотрудничает с городской клинической больницей (травматологическое отделение), Саратовским отделением «Всероссийского общества слепых», средними школами № 21 и № 14, математическим лицеем.

При приходе функционирует служба социальной помощи, благодаря которой ведется работа с молодежью.

Панорамный вид на Покровский храм в Саратове

Как добраться до Покровского храма в Саратове

Храм Покрова Святого Богородицы находится в Кировском районе Саратова, на правом берегу Волги. В пешей доступности от Покровского храма расположены сквер Героев Краснодона (5 минут пешком), саратовский Парк Победы (10–15 минут пешком), Театральная площадь (15 минут пешком). В 100 метрах от храма находятся 2 остановки общественного транспорта:

  • «По требованию» («Большая Горная»): автобус № 2д, маршрутные такси № 1, 17, 25, 34, 66, 72, 73, 95.
  • «Большая Горная» (улица Максима Горького): маршрутные такси № 83 и 94.

От ж/д вокзала

Железнодорожный вокзал Саратова находится в 25 минутах езды. Без пересадок можно доехать на маршрутном такси № 25. Маршрутка следует от остановки «Ж/д вокзал» (150 метров от здания вокзала) до остановки «По требованию». Путь пешком займет 30–35 минут.

Карта-схема пешего маршрут от железнодорожного вокзала Саратова до церкви Покрова на картах Google. Maps

На такси

Покровский храм — важный городской ориентир. Любой таксист быстро сориентируется и доставит вас до места назначения. Но выгоднее будет не ловить машину на улице, а заказать такси с помощью специальных приложений для мобильных телефонов. В Саратове функционируют Такси Везёт (приложение RuTaxi), Яндекс. Такси и Maxim.

Саратовский храм Покрова на видео

Покровский храм (Саратов)

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на горах — православная церковь Центрального благочиния Саратовской и Вольской епархии, расположенная в Саратове. Построена в 1876—1883 годах архитектором Алексеем Марковичем Салько.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

До революции: В 1859 году на площади при пересечении улиц Александровской (современной М. Горького) и Большой Горной тщанием саратовского купца Воронова возводится деревянный трехпрестольный храм. Главный его престол был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы, придельные — во имя святых апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и пророка Божия Илии и во имя святых пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, мученицы Наталии и преподобномученицы Феодосии. Однако эта деревянная церковь была холодной и не вмещала всех прихожан.

В середине 1870-х годов епархиальный архитектор Алексей Маркович Салько выполнил проект новой каменной церкви. В 1876 году проект был отправлен в Технико-строительный отдел Министерства внутренних дел. По утверждении проекта началось строительство, которое велось на средства прихожан.

К 1883 году здание было выстроено, и началась его внутренняя отделка, продолжавшаяся до конца 1884 года. Расписывал храм и написал иконы двух придельных иконостасов известный художник-академик Лев Степанович Игорев, уроженец Саратова, выпускник Саратовской Духовной Семинарии.

20 января 1885 года храм был освящен. Новый каменный храм также был трехпрестольным, но придельные престолы у него были другие: правый — в честь Казанской иконы Божьей Матери, левый — во имя Пресвятой Живоначальной Троицы.

В 1895 (по другим данным — в 1897) году было начато строительство колокольни. В нижнем этаже ее был оборудован храм в честь Иверской иконы Божией Матери, освященный 28 мая 1902 года.

По состоянию на 1912 год клир храма составляли три священника, диакон и три псаломщика, проживавшие в церковных домах, расположенных по улице Большой Горной. Приход составляли 1159 домов, в которых проживали 5839 прихожан обоего пола.

При храме имелась церковно-приходская школа, которая помещалась на втором этаже большого каменного дома, стоящего рядом с храмом. Здесь же позднее находились и женские Покровские рукодельные классы. Нижний этаж здания занимала городская богадельня. В 1893 году при церкви открылась воскресная школа. В ней, кроме обычных предметов — Закона Божия, чтения, счисления и письма — в программу входили русская история, география, гигиена. Преподавали в школе учителя средних и низших учебных заведений Саратова.

В годы Советской власти: Известно, однако, что в 1918 году вся собственность прихода, кроме, по всей видимости, храмового здания, была отобрана советской властью. Во время обновленческого раскола, в сентябре 1924 года, клир храма сохранил верность Патриаршей Церкви. Согласно постановлению Нижне-Волжского краевого исполнительного комитета от 19 декабря 1929 года храм был закрыт, а здание передано под общежитие Планового (экономического) института. Колокольню приспособили под детский сад. В 1931 году купола церкви и колокольня были разобраны. Была предпринята попытка взрыва и самого храма, окончившаяся неудачей. Настенная роспись храма была частично сбита вместе со штукатуркой, частично забелена побелкой. В 1970-х годах здание храма передали под мастерские саратовских художников, располагавшиеся там до возвращения здания Саратовской епархии.

В наше время: Здание церкви сохранилось в частично разрушенном состоянии и было возвращено Церкви в январе 1992 года. Из обезображенного храма пришлось вывезти около трехсот тонн мусора, прежде чем стало возможным хотя бы приступить к его восстановлению. С 1 февраля 1992 года силами прихожан начались ремонтно-восстановительные работы. Первая литургия состоялась в Лазареву субботу 18 апреля 1992 года в расчищенном и частично отремонтированном левом приделе.

Директор Саратовского авиационного завода А. В. Ермишин оплатил заказанные на Энгельсском заводе металлоконструкций церковные главки-маковки, которые впоследствии были установлены на барабаны храмового здания.

Значительная часть восстановительных работ в Покровском храме осуществлена под руководством и при деятельном участии протоиерея Василия Стрелкова, назначенного настоятелем храма летом 1994 года. В сентябре 1997 года были начаты работы по восстановлению полов храма и солеи главного придела. Солея и пол алтарной части (а впоследствии — полы во всем храме) были выложены мрамором. Работы осуществлялись 7-м строительным трестом во главе с В. Н. Поимцевым.

В июле 1997 года архитектором А. В. Шитовым было сделано проектное предложение, в котором содержались место, размеры и описание восстанавливаемой колокольни храма. По этому предложению другой саратовский архитектор — Д. В. Голубинов разработал рабочий проект строительства колокольни. В течение 1998 – 2004 годов она была восстановлена. 28 ноября 2004 года на сорокачетырехметровую колокольню был установлен купол и закреплен шпиль. Общая высота колокольни со шпилем составляет 66 метров.

Современное состояние [ править ]

Духовенство храма, при поддержке Воскресной школы, сотрудничает с Центром социальной помощи семье и детям г. Саратова в рамках договора о совместной деятельности, а также в рамках реализации совместного проекта «Все начинается с любви». Приход оказывает благотворительную помощь Саратовскому центру социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий. Клирики храма осуществляют духовное окормление пациентов отделения травматологии 2-й Городской клинической больницы г. Саратова, прихожане храма несут послушание сестер милосердия. Также осуществляется сотрудничество с Саратовским отделением «Всероссийского общества слепых». Клирики храма осуществляют духовное окормление МОУ «СОШ №21», МОУ «Лицей математики и информатики г. Саратова», МОУ «СОШ №14». На приходе действует социальная служба, ведется работа с молодежью.

Святыни [ править ]

  • В алтаре храма находится икона преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены Дивеевских, в которую вложены частицы святых мощей преподобных Александры и Марфы
  • Икона четырех святых: святых блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской и святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Икона имеет два мощевика с частицами мощей блаженной Матроны Московской и преподобного Сергия Радонежского.
  • Ковчег с частицами мощей святых

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 410003, г. Саратов, ул. М. Горького, 85 (угол улиц М. Горького и Б. Горной).

Проезд до храма: автобусы 2Д, 33, маршрутные такси 8, 72, 73, 83, 94, 96. Остановки: ул. Б. Горная/М. Горького, Кутякова/М. Горького, Симбирская/Б. Горная.

Храм в честь Покрова Божией Матери

В середине 1870-х годов главным саратовским архитектором А. М. Салько было спроектировано новое здание, каменное, с пятью куполами.

  • Саратовская область г. Саратов – ул. М. Горького, д. 85
  • (8452) 27-30-87
  • pokrovhram@yandex.ru
  • http://pokrovsar.ru/
  • Координаты: 51.540346, 46.035406

Описание
история

Фото
читателей (0)

Отзывы
читателей (0)

Видео
файлы (0)

Связанные
страницы(0)

Покровский храм, или церковь Ново-Покровская или «Покровская на горах», имеет свою длинную историю с временами благоприятными и нет. «На горах», на склоне Соколовой горы, заселённых беднейшим населением Саратова, к середине ХIХ века стояли всего две церкви: одна каменная Спасо-Преображенская, почти на берегу Волги, вторая, также каменная, Крестовоздвиженская. Из-за дешевизны земли за оврагом, склоны Соколовой горы отводились городской Управой под многочисленные семейства крестьян и фабричных рабочих. Даже с возведением деревянной церкви Духосошествия, умножающемуся населению «гор» храмов стало не хватать.

В 1859 году на площади при пересечении улиц Александровской (современной М. Горького) и Большой Горной тщанием саратовского купца Воронова был возведен деревянный трехпрестольный храм. Главный его престол был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы; придельные – во имя святых: апостола и евангелиста Иоанна Богослова и пророка Божия Илии и во имя святых пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, мц. Наталии и прмц. Феодосии. Однако эта деревянная церковь была холодной и не вмещала всех прихожан.

В середине 1870-х годов главным саратовским архитектором А. М. Салько было спроектировано новое здание, каменное, с пятью куполами. Проект был утверждён в 1876 году, средства на строительство собирались в основном за счёт местных купцов и мещан, которые также даровали строительные материалы и иконы. Спустя 24 года (в 1883 году) каменное здание Покровской церкви было выстроено, и началась его внутренняя отделка, продолжавшаяся до конца 1884 года. На пожертвования По­кровская церковь была богато украшена.

Освящение храма состоялось 20 января 1885 года. В отличие от первой Покровской церкви приделы нового храма были в честь Казанской иконы Божией Матери (правый) и во имя Пресвятой Живоначальной Троицы (левый). В 1895 году была построена 5-ярусная колокольня, в которой 28 мая 1902 года был оборудован придел в честь Иверской иконы Божией Матери.

При храме имелась церковно-приходская школа, которая помещалась на втором этаже большого каменного дома, стоящего рядом с храмом (в настоящее время – средняя школа №30). Здесь же позднее находились и женские Покровские рукодельные классы. Нижний этаж здания занимала городская богадельня. Кроме этого, церковь имела еще 3 здания, где жили церковнослужители.

В 1893 году при церкви откры­лась воскресная школа. В ней, кроме обычных предметов – Закона Божия, чтения, счисления и письма – в программу входили русская история, геогра­фия, гигиена. Преподавали в школе учителя средних и низших учебных заве­дений Саратова.

С приходом новой власти к 1918 году была национализирована вся собственность храма, в том числе дома для духовенства и ферма. В 1920-е годы храм оставался в ведении Православной Церкви и не перешёл к обновленцам.

19 декабря 1929 года храм был закрыт, его здание передано под общежитие Планового (экономического) института. В колокольне разместился детский сад.

В 1931 году купола церкви были разобраны, а колокольня взорвана. Была предпринята попытка взрыва и самого храма, окончившаяся неудачей. Внутри здания был проведён ремонт, в результате которого была утрачена настенная роспись. астенная роспись храма была частично оббита вместе со штукатуркой, частично закрыта побелкой. С 1970-х годов в бывшем храме находились мастерские саратовских художников.

В январе 1992 года полуразрушенное, захламлённое здание было передано Саратовской епархии и началось восстановление храма. Первая литургия состоялась в Лазареву субботу 18 апреля 1992 года в расчищенном и частично отремонтированном левом приделе. Колокольня была восстановлена на историческом месте к 2004 году по проекту архитекторов А. В. Шитова и Д. В. Голубинова. 28 ноября 2004 года на 44-метровую колокольню был установлен купол и закреплен заранее приготовленный шпиль. Общая высота колокольни со шпилем составляет 66 метров. С мая 2010 года в колокольне начал работу церковный магазин “Покровская книга”.

В 2007 году была начата новая реконструкция храма, в которую вошла замена всех пяти куполов, полная роспись интерьера и отделка фасада в новых бордовых тонах.

Приделы: Правый упразднен. Левый — во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Престол: в честь Покрова Божией Матери.
Построен: в 1859-1885 годах.
Архитектор: Салько Алексей Маркович (1838 – 1918).

10 апреля 2010 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин преподнес в дар храму икону четырех святых: святых блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской и святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Икона имеет два мощевика с частицами мощей блаженной Матроны Московской и преподобного Сергия Радонежского.
Настоятель: Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Службы, действующие при храме:

Воскресная школа, библиотека. Воскресная школа для детей делится на три группы: младшая (5-7 лет), средняя (8-12 лет), старшая (13-17 лет). Детям преподаются Закон Божий, Православная иконография, церковнославянский язык, церковное пение, рукоделие. Также при школе работает кружок фехтования, кружок изобразительного искусства и детская театральная студия “Радость”. Имеется Воскресная школа для взрослых. В ней преподаются Священное Писание Нового Завета, основы богослужения и катехизис. Занятия в школе проходят по воскресеньям с 12.00 до 15.00.

В здании воскресной школы также проходят курсы по подготовке желающих принять Таинство Крещения, занятия Свято-Романовской детской хоровой школы, по вторникам в 18.30 – цикл Библейских бесед.

При храме действует приходская библиотека.
Церковно-социальная деятельность:

Духовенство храма, при поддержке Воскресной школы, сотрудничает с Центром социальной помощи семье и детям г. Саратова в рамках договора о совместной деятельности, а также в рамках реализации совместного проекта «Все начинается с любви». Приход оказывает благотворительную помощь Саратовскому центру социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий. Клирики храма осуществляют духовное окормление пациентов отделения травмотологии 2-й Городской клинической больницы г. Саратова, прихожане храма несут послушание сестер милосердия. Также осуществляется сотрудничество с Саратовским отделением «Всероссийского общества слепых». Клирики храма осуществляют духовное окормление МОУ «СОШ № 21», МОУ «Лицей математики и информатики г. Саратова», МОУ «СОШ № 14». На приходе действует социальная служба, ведется работа с молодежью.

Проезд: маршрутное такси № 62, 73, 94, 8 (ост. «Большая Горная»).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: