Пророчества старца Серафима Вырицкого о нашем времени
Преподобный Серафим Вырицкий, день памяти которого Церковь празднует 3 апреля, по масштабу своей личности сопоставим с величайшими святыми всех времен и народов.
Этот святой предвидел будущий ход событий мировой истории, прозревал в самые глубины человеческих душ. Он устроял судьбы людские и имел такую власть «решать и вязать», что даже мог принимать решения о благовременности не только исцеления, но и смерти. Имеется огромное количество свидетельств того, что по молитвам старца люди выздоравливали от неисцелимых болезней. До сих пор к могилке старца тянется неиссякаемый поток паломников с самых разных уголков нашей планеты.
Внешняя история жизни старца Серафима не изобилует множеством событий. Она делиться на три этапа:
– время старчества в Вырице до его блаженной кончины.
Детство, купечество, духовное взросление. 1866-1920 гг.
Преподобный Серафим Вырицкий, в миру Василий Николаевич Муравьев, родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии в простой крестьянской семье. Родители Василия были людьми глубоко набожными и приучили всех своих детей к вере.
В десять лет Василий теряет отца, и для того, чтобы содержать многодетную семью своих родителей, отправляется на заработки в Санкт-Петербург. Бог дал мальчику очень много природных дарований. У него был цепкий ум, хорошая жизненная хватка, прекрасная память.
Работая рассыльным в одном из ларьков Гостиного Двора, Василий проявляет такое усердие, исполнительность и старательность, что в семнадцать лет уже становится старшим приказчиком. Путь, на который другие тратили десятки лет, Василий прошел за семь. Это была очень высокая должность, которая давала хорошую прибыль. Василий начинает строить свое дело и, в конце концов, занимаясь продажей пушнины, он становится купцом второй гильдии.
Его хорошо знали в Вене, Берлине, Варшаве. Параллельно занимаясь самообразованием, Василий изучил несколько европейских языков, прекрасно разбирался в истории, экономике, философии.
Василий Николаевич Муравьев. Петроградский купец 2-й гильдии. 1916 год
Но душа Василия всегда была с Богом. Еще юношей он намеревался уйти в монастырь, но схимонах, к которому он обратился за благословением на постриг, по данной ему от Бога благодати, пророчествовал, что сперва Василию нужно пройти свою стезю в миру, а с началом гонений на Церковь он должен принять монашество. И лишь в 54 года состоялся его постриг в монашество.
А пока, по совету старца, Василий продолжает жизнь в миру. Излишним будет говорить о том, что большую часть своих средств он тратил на благотворительность.
Главной же встречей в жизни Василия было знакомство с преподобным Варнавой Гефсиманским, который в течение двадцати лет, до самой своей смерти, будет его сомолитвенником и духовным руководителем. И ученика, и старца объединяла глубокая любовь и почитание преподобного Серафима Саровского. Их обоих с батюшкой Серафимом связывала глубокая личная духовная связь. Старец Серафим Саровский незримо принимал самое непосредственное участие в жизни каждого из них.
В 1890 году, по благословению своего старца, Василий венчается с Ольгой Ивановной Нетрониной, а в 1895 году у них рождается сын Николай. Несколько позже в семье появляется дочь Ольга, которая умирает еще в младенческом возрасте. После смерти дочери, получив благословение старца Варнавы, супруги Муравьевы стали жить как брат с сестрой.
Купец Василий Муравьев с семьей. 1905 год
Стяжание Духа Святого, по заповеди преподнобного Серафима Саровского, было главным смыслом жизни для этой семьи. Поэтому, в наступившие грозные годы революционного безумия, супружеская чета Муравьевых начинает восхождение на свою личную Голгофу. Имеющегося в наличии материального капитала с избытком хватило бы для безбедной жизни в Европе или Америке. В те годы многие купцы переводили свои счета в европейские банки и уезжали из охваченной революционной горячкой России. Но вместо этого, Муравьевы жертвуют все свои деньги и имущество бедным и в 1920 году принимают монашество.
Василий был принят в послушники, а затем и пострижен с наречением имени Варнава в Александро-Невской лавре, а Ольга приняла постриг с именем Христины в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга. Позже иеромонах Варнава и монахиня Христина в схиме будут пострижены с именами Серафим и Серафима.
Александро-Невская лавра. 1920-1930 гг.
Практически сразу же после пострига монаха Варнаву рукополагают в иеродьякона, а через год – в иеромонаха. Сначала отец Варнава получает тяжелое послушание заведующего кладбищенской службой Александро-Невской лавры, а потом и главного свечника обители. Здесь ему пригодились и опыт купеческой службы, и полученные от Бога дарования. Но мрачные тучи все больше и больше сгущаются вокруг лавры. Большевики расстреливают близкого друга отца Варнавы, митрополита Петроградского Вениамина. Постепенно арестам, ссылкам и расстрелам подвергается практически весь свет тогдашнего духовенства Санкт-Петербурга. Понимая, что рано или поздно дойдет участь и до него самого, иеромонах Варнава совершает короткую поездку к матери, чтобы проститься с ней уже навсегда.
Но Бог уготовал отцу Варнаве иную участь. Он восходит на другой крест: становится великим молитвенником и утешителем земли Русской. Постепенно в нем все с большей и большей силой начинают проявляться дарования старчества и сопутствующие ему дары прозорливости и чудотворений. Все сильнее стонет народ под натиском безбожных властей, все больше становится поток страждущих, текущий в Александро-Невскую лавру к отцу Варнаве за утешением и с просьбой о молитве.
Слух о духовных дарах старца Варнавы начинает распространяться все больше и дальше. В то же самое время и сами монахи лавры начинают духовно окормляться у отца Варнавы. Так, недавно постриженный иеромонах становится духовником Александро-Невской лавры, великим печальником и молитвенником за народ Божий. А через некоторе время иеромонах Варнава принимает и схиму с именем Серафим.
Схимонах Серафим был духовником таких иерархов Церкви как митрополит Николай (Ярушевич), митрополит Серафим (Чичагов), Патриарх Алексий (Симанский), которому он предсказал будущее патриаршество. Окормлялись у старца и другие видные церковные деятели. У старца духовно окормлялся весь свет петербургской интеллигенции, не принявшей безбожной власти. Бывали случаи, когда схимонах Серафим исповедовал людей по двое суток без перерыва на отдых и сон. Такие нагрузки привели к тому, что отец Серафим очень серьезно заболел. Он уже не мог подниматься с кровати, и в таком полуобездвиженном состоянии он и провел весь остаток своей жизни, все самые насыщенные годы своего старчества.
Совет старцев лавры, выслушав рекомендации врачей, благословляет отца Серафима на переезд на новое место жительства в поселок Вырицу. Приняв такое решение, как послушание, старец Серафим до конца своих дней проживет безвыездно в этой небольшой русской деревне. А самой Вырице суждено будет стать духовным центром святой Руси, куда будет стекаться огромное количество народа, ищущего утешения и поддержки. В помощь отцу Серафиму духовное руководство направило в Вырицу и схимонахиню Серафиму, его бывшую супругу.
Вырица, годы старчества. 1930-1949 гг.
В Вырице старец Серафим принимает на себя крест молитвенника за весь страждущий народ Святой Руси. Несмотря на слабое здоровье, старец был строгим постником и великим молитвенником. В саду возле дома, где он жил, из земли выступал небольшой гранитный камень. Старца на носилках подносили к этому камню и, поставив по его просьбе на колени, оставляли для многочасовой молитвы.
Невозможно было без слез смотреть на то, как больной старец со слезами денно-нощно молился Богу за весь народ русский, за страждущую Церковь Божию. Не раз его видели, как бы охваченным пламенем, так что невозможно было смотреть на его лицо от яркого света, который исходил от его небесного лика.
Домик в Вырице, в котором жил и принимал людей отец Серафим
Люди приходили к старцу тысячами. В день больному схимнику приходилось принимать по несколько сот человек. Прозорливость его была такова, что он не только знал всех приходящих к нему по именам, но и видел все, что было на душе у человека, провидел его будущее, знал всю его судьбу. Бесы выходили с воплем из людей только от того, что те подходили к дверям кельи старца. Конечно же, большевицкая власть не могла смотреть на это безучастно. Но все попытки арестовать старца были безуспешными. Отец Серафим был, по сути, ангелом во плоти. Как можно арестовать ангела?
Старец был живой иконой любви, которую он источал на всех, кто к нему приходил. Однажды чекисты пришли, чтобы забрать старца. Но стоило им зайти в келью и встретиться с глубоким ангельским взглядом Серафима, как их ожесточенные души расплавились, словно воск. Когда старец взял старшего чекиста за руку, погладил его с любовью по голове, назвал его по имени и сказал: «Да простятся тебе грехи твои, раб Божий….» Суровый военный разрыдался, как малое дитя.
Когда по всей стране были запрещены колокольные звоны, вырицкий храм был единственным, которого это постановление не коснулось. Академик Иван Павлов, будучи духовным чадом старца, принудил большевицкие власти разрешить в Вырице колокольный звон.
Годы Великой Отечественной войны легли тяжелым бременем на душу народа. Старец знал, что война попущена Богом для вразумления людей от Него отступивших. Вначале войны отец Серафим получил известие о расстреле его единственного сына Николая, павшего жертвой большевицких репрессий. «На все воля Божия», – кротко сказал преподобный, получив это известие.
Ему были открыты не только Земля, но и Небо. «Как же там хорошо будет, если бы вы знали, как там хорошо», – сказал как-то старец после ночной молитвы.
Во время войны красноармейцы хотели взорвать Казанский храм в Вырице, посчитав, что его колокольня используется немцами, как прицел для наводки пушек. Но когда подрывники пришли для того, чтобы заложить взрывчатку, то старший из них, по невыясненным причинам, зайдя в храм, застрелился, а его подчиненные почему-то в ужасе разбежались.
После того как Вырица была оккупирована немцами, в ней расквартировали военнослужащих румын, которые воевали на стороне Германии. Все они были по вере православными и стали постоянными прихожанами вырицкого храма во время оккупации.
Казанский храм в Вырице. Современный вид
Отец Серафим видел будущее, как настоящее, и открыто говорил, что немцы проиграют войну, хотя предпосылок к тому не было тогда никаких. Его пророчества дошли до немецкого командования, которое явилось к нему в келью, чтобы как следует проучить старца. Но и они были так же, как и чекисты, ослеплены духоносным обликом схимонаха Серафима, который на чистом немецком языке рассказал им, что их ждет и, назвав по имени старшего команды, поведал ему где и когда он погибнет.
Уже после войны, среди почитателей старца, которые приезжали к нему на могилу, был и один из тех немцев, которые тогда приходили к нему в дом. Он рассказал, что исполнилось все в точности так, как отец Серафим и предсказывал.
В конце войны перешла в жизнь вечную верная спутница старца – схимонахиня Серафима. Преподобный провел ее в последний путь, уже зная, что не надолго им пришлось расстаться.
Сила прозорливости старца была поразительна. Примеров тому очень много, вот лишь один из них. Уже после войны некие доброжелатели хотели пожертвовать преподобному тысячу рублей, что по тем деньгам было огромной суммой. Отец Серафим отказался и попросил дать эти деньги первому встречному человеку, который попадется им на обратном пути к вокзалу. Этим человеком оказался какой-то пьяный мужчина.
Преподобный Серафим Вырицкий
Но почитатели старца решили не нарушать его благословение и предложили встречному эту сумму. Увидев деньги, тот сразу протрезвел. Он со слезами стал рассказывать, что является директором магазина, в котором обнаружилась недостача на тысячу рублей. Понимая, что ему грозит тюрьма и позор, он решил окончить жизнь самоубийством, а, чтобы вешаться не было так страшно, он решил сначала напиться для храбрости.
У нас нет возможности в краткой публикации описать даже малую долю наставлений, чудотворений, случаев невероятной помощи, которую получали люди по молитвам схимонаха Серафима Вырицкого. Мы лишь приведем одно из его печальных и, как всегда, правдивых пророчеств, которое касается нашего времени:
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до тех времен». И еще: «если русский народ не придет к покаянию, то случится так, что вновь восстанет брат на брата».
Место упокоения преподобного Серафима и его супруги, монахини Серафимы, над которым в 2000 году была построена деревянная часовня
Перед кончиной старца ему явилась сама Божия Матерь, которая позвала его с собой, указуя на небо. Старец точно знал день и время своей кончины, который наступил 3 апреля 1949 года. Духоносные люди видели, как душу схимонаха Серафима возводили на Небо сама Матерь Божия в сопровождении святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.
Преподобный отче Серафиме Вырицкий, моли Бога о нас грешных!
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Преподобный Серафим Вырицкий: житие, мощи, молитва
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Преподобный Серафим Вырицкий имел особое место среди затворников благочестия, живших в недалеком от нашего времени. В годы, когда происходили самые жестокие гонения на церковь этот святой решил избрать себе монашеский путь и своим житием он олицетворил Господний завет любви. За что Всевышний даровал своему избраннику настоящую божественную мудрость, с которой Святец еще при жизни многих православных наставлял на путь истинный и продолжает спасать души верующих и по сей день.
Житие Серафима Вырицкого
Святой Серафим Верицкий (мирское имя Муравьев Василий Николаевич) родился в прошлом столетии в 1866 г. в семье богоугодных крестьян тогдашней Ярославской губернии. В десятилетнем возрасте у Василия скончался отец и он был вынужден отправиться на заработки в Петербург, где спустя некоторое время он смог получить в купеческом магазинчике место помощника.
Однако душой Василий стремился к совершенно иному услужению. Возжелая отправиться в монастырь, он обратился за помощью к проникновенному старцу в Александро-Невской Лавре, который дал свое благословение отрока до времени оставаться еще в миру и образовать правоверную семью, а также не забывать совершать благие деяния.
Исполняя послушание данное старцем, Василий вступил в законный брак с более чем 40 лет он занимался торговой деятельностью при этом сотворяя великодушную милостыню, оказывая всякую помощь монастырям, богадельням, церквям и не только.
После завершения революции в 1917 г. Святой Серафим Вырицкий с согласия своей супруги вступил в состав духовенства Александро-Невской Лавры и уже спустя 6 лет за свое высокое подвижническое житие его назначили на должность духовника монастыря и удостоили Великой схимы с именем Серафим.
В 1933 г. в виду своего недуга Святого перевели в п. Вырица, где он нес подвиг окормления православных верующих в нелегкий период Великой Отечественной войны и советского богоборчества. В 1949 г. 21 марта Преподобный отошел в мир иной.
В 2000 г. духовник был причтен к лику Святых Православной Христианской Церкви. В этом же году после совершения канонизации в месте где были захоронены мощи Серафима Вырицкого (неподалеку от собора Казанской иконы Богоматери в Вырицах) была возведена часовня дабы каждый желающий смог обратиться к Святому.
Предсказания Святого
Были изречены Преподобным известные предсказания, которые были записаны очевидцами. Вот некоторые из них:
- Настанет день, когда отравят людей от Всевышнего отнюдь не гонения, а именно прелести и деньги сего мира, и падет куда больше человеческих душ, нежели в период открытого богоборчества. И будут с одной стороны золотить купола и воздвигать кресты, а вот с другой будет воздвигаться обитель зла и лжи и страшно будет дожить до таких времен.
- В то время, когда Восток будет набирать силу все будет нестабильно, ведь численность на их стороне, однако не только, у них трудятся работящие люди, а у нас лишь пьянство…
- Самим Всевышним была определена судьба народу как наказание за все греходеяния свершенные им, и до тех пор, пока Сам Вседержитель не пошлет благодать помилования державы, будет бессмысленно вставать против Его священной воли. И надолго беспросветная ночь покроет русскую землю и много горестей и страданий ожидает впереди Поэтому Всевышний и поучает верующих: вашим терпением спасете души вы свои.
Икона Серафима Вырицкого и день почитания
Следует отметить, что этот чудотворный образ является копией лика-благословения собора «Казанской» Богоматери в п. Вырица. На священном изображение Преподобный представлен в схимническом облачении, при этом сжимая в левой руке свиток, что является символом учения. Правая же ладонь обращена в сторону произносящих молебень, что в свою очередь являет собой знамение открытости и простоты Божьего угодника.
День памяти Святого проводится 3 апреля по новому стилю (21 марта по-старому), то есть день, когда Преподобный преставился Всевышнему и ежегодно в этот день в Вырицком Казанском соборе проводится Литургия, где проводят песнопения и возносят молебни.
Сама же молитва Серафима Вырицкого выглядит следующим образом:
«О, богоблаженный и премилосердый отче наш Серафиме! Ведуще тя и по смерти яко живаго суща, с верою припадаем ти и вопием: не забуди убогих твоих до конца, но милостивно призри на стадо твое духовное и упаси е, добрый пастырю, благоприятными твоими к Богу молитвами.
Испроси нам от Господа время на покаяние и греховныя жизни исправление, веси бо вся немощи наша душевныя: не имамы дел веры и спасения, не имамы ревности ко истинному богоугождению, пленихомся умом в погибельных страстех, растлехом сердца во гнусных похотех.
Что убо чаем, и на что надеемся неключимии, разоривше храмины душ наших; Ей, святый отче, простри молитвенно руце твои ко Господу и умоли Спасителя рода человеческаго коснутися благодатию окаменелых сердец наших, омыти нас слезами покаяния, возставити в вере, укрепити во благочестии и вся полезная ко спасению даровати.
Не посрами упования нашего, еже по Бозе и Богородице на тя возлагаем, но буди нам скорый помощник, утешитель в скорбех и покровитель во обстояниих, да сподобимся молитвами твоими наследниками быти Царствия Небеснаго, идеже вси святии непрестанно славят и воспевают Пречестное и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
Пусть хранит Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Святом Серавфиме Вырицком:
Серафим Вырицкий: житие и биография, мощи и дни памяти, предсказания и пророчества, труды
3 апреля – память преп. Серафима Вырицкого.
Предлагаем Вашему вниманию избранные пророчества и наставления этого избранника Божия.
Отец Серафим обладал несомненным пророческим даром. Об этом красноречиво говорят многие живые свидетельства, опубликованные в различных книгах. Некоторые из пророчеств великого старца уже исполнились.
Предсказание старцем в 1927 году патриаршего служения архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому) и приближающихся жестоких гонений; пророчества подвижника о грядущей Великой Отечественной войне и победе в ней нашего оружия; предвидение отцом Серафимом кончины протоиерея Алексия Кибардина через пятнадцать лет после собственной, а также точное прозрение судеб многих людей ныне стали неоспоримыми фактами.
Глубоко пророческими являются строки написанного старцем в 1939 году стихотворения «Пройдет гроза над Русскою землею…» В годы кровавых гонений, когда казалось, что Церковь обречена на скорое и полное уничтожение, отец Серафим говорит о ее грядущем возрождении — о возобновлении запрещенного тогда колокольного звона, об открытии разоренных храмов Божиих и святых обителей. Батюшка неустанно напоминал своим многочисленным посетителям об обетовании Божием о неодолимости Церкви вратами адовыми. Рассказывал отец Серафим о возрождении конкретных обителей — Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Дивеева и других. Примечательно, что, предсказывая восстановление Александро-Невской Лавры, старец говорил о том, что вначале государство вернет Церкви как приходской храм Свято-Троицкий собор, а уже затем, через много лет, всю Лавру передадут монашествующим. Предсказывал также батюшка, что со временем будет основан монастырь и в Вырице, а Ленинград будет вновь переименован в Санкт-Петербург.
Говорил отец Серафим, что придет время, когда в Москве, Петербурге и ряде других городов России будут действовать православные радиостанции, в передачах которых можно будет услышать душеполезные назидания, молитвы и церковные песнопения…
«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, — говорил батюшка, — с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда же из Казанского собора пойдет крестный ход в Александро-Невскую Лавру».
В ряде предсказаний Вырицкого старца звучат весьма тревожные нотки. «Если русский народ не придет к покаянию, — говорил батюшка, — может случиться так, что вновь восстанет брат на брата».
Несколько важных предсказаний отца Серафима Вырицкого было записано Марией Георгиевной Преображенской, племянницей святителя Феофана Полтавского.
…Это было сразу после войны. Я пела на клиросе Петропавловской церкви поселка Вырица. Часто мы с певчими из нашего храма приходили к отцу Серафиму под благословение. Однажды одна из певчих сказала: «Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало — война кончилась, зазвонили снова колокола в церквах…» А старец на это ответил: «Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встретите это. Будет очень трудно молодежи переобмундировываться. Кто только выживет? Кто только жив останется? (Эти слова отец Серафим повторил трижды). Но кто жив останется — какая будет у того хорошая жизнь…» После небольшой паузы батюшка вновь задумчиво произнес: «Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека (вновь, как бы нараспев, повторил старец эти слова несколько раз), в одно и то же время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только пять минут о продлении жизни дабы даровал всем Господь время на покаяние…»
Рассуждая о пророчествах, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Бог изменял Свои определения, объявленные и чрез святых пророков, как то пророчество Ионы о ниневитянах (Ион.3:10); Илии об Ахаве (3Цар.21:29); Исаии о Езекии (4Цар.20:1–11). Кто предал себя и все воле Божией, тому ничего не нужно знать вперед». Во всех упомянутых святителем Игнатием случаях Бог изменял гнев на милость после того, как отдельные личности или же целый народ смирялись перед Ним, оставляли греховную жизнь и вступали на путь покаяния.
Господь одаривал отца Серафима Вырицкого многими благодатными откровениями. Описывая одно из своих духовных созерцаний, подвижник рассказывал монахине Серафиме (Морозовой):
«Я побывал во всех странах. Лучше нашей страны я не нашел и лучше нашей веры я не видел. Наша вера — выше всех. Это вера православная, истинная. Из всех известных вероучений только она одна принесена на землю вочеловечившимся Сыном Божиим. Прошу тебя, матушка Серафима, говорить всем, чтобы от нашей веры никто не отступал!»
Вырицкий старец не раз говорил, что Россия обладает бесценным сокровищем — она является хранительницей святой Православной веры. Истинное просвещение есть просвещение души светом Православия. Не процветающий Запад, где конечной целью всего сущего является земное благополучие человека, а Русь, блаженная Русь, принявшая во младенчестве своем юродство креста, сохранившая в глубинах своей необъятной души образ Христа Распятого и несущая его в сердце своем есть истинный свет миру. Та Святая Русь, которая всегда жила предощущением горнего, прежде всего, искала Царства Божия и правды Его и находилась в живом общении с небом. Вечная сила и красота Православия заключается в чудном единстве небесного и земного. В России небо было неотделимо от земли. «Человек Руси Святой всегда знал, в чем состоит вечный смысл жизни, и главной целью было для него стяжание небесных благ», — напоминал своим питомцам отец Серафим.
Жизнь Вырицкого подвижника — это целая эпоха в жизни России. В течение нескольких десятилетий на глазах старца происходили значительнейшие события в жизни русского общества, находившие живой отклик в его чистом сердце. Отец Серафим прошел свой земной путь, твердо зная, что вне Православия нет спасения, нет воскресения и бессмертия. «Только Бога никогда не забывайте! Храните святые истины православной веры, всем сердцем возлюбите Господа нашего Иисуса Христа!» — часто слышали ближние эти слова из уст блаженного старца.
Соединивший дыхание свое со сладчайшим именем Иисусовым, отец Серафим видел в умной молитве бесценное средство для стяжания душевного мира и спасения:
«В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной».
По слову святых отцов это делание не только ограждает человека от всех искушений мира, плоти и диавола, но и может соделать подвизающегося живым храмом Божиим, где безмолвно воспевается Бог. Такой подвижник еще при земной жизни посредством непостижимой силы Божией приобретает качества, необходимые для жизни будущей.
Многим духовным чадам Вырицкий старец советовал как можно чаще читать молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» «В этой молитве вся суть Православия, все Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека», — говорил батюшка.
«Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» Грех осуждения отец Серафим называл одним из величайших духовных недугов нашего времени! «Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его», — говорил Вырицкий старец. Он особо напоминал о недопустимости осуждения священства: «Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все Таинства невидимо совершает Сам Христос. Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов».
Отец Серафим был глубоко убежден в том, что человек должен готовить себя к Вечности. После того, как душа разлучится с телом, она сразу поймет, что знания и опыт всей предыдущей ее жизни превратились в ничто. Те предметы, образы и понятия, которые на земле представлялись человеку самыми ценными и важными, окажутся ничего не значащими, так же, как и те события, которые занимали его ум и сердце и казались самыми главными. Более того, свойства и качества, которые воспевал и воспитывал мир, окажутся вредными и прямо противоположными тем, которыми должен обладать житель блаженной Вечности. Единственный земной опыт, который понадобится человеку в будущей жизни — это опыт познания Христа как святой и Божественной Истины. «Земля — страна плача, Небо — страна веселия. Небесное веселие вырастает из семян, посеваемых на земле. Эти семена: молитва и слезы… Нет на земле выше счастия, как познать Бога и прилепиться к Нему всею душою. Этот союз отныне и до века. В этом союзе — условие истинного блаженства вечного, предвкушение которого уже начинается здесь, на земле…» — в полном согласии с этими словами святителя Игнатия пребывал отец Серафим. При этом старец настоятельно советовал всем подвизающимся ни в коем случае не принимать никаких видений, явлений и гласов из потустороннего мира. Только святые с помощью благодати Божией способны отличать светлых ангелов от демонов. Последние же, являясь людям, принимают на себя вид ангелов света, окружают себя всяческой благовидностью и говорят видимую правду для того, чтобы обольстить и погубить неопытных, легкомысленных и любопытных. «Плотские, грешные человеки недостойны видеть Ангелов и святых. Им свойственно общение только с падшими темными духами, которое, как правило, становится причиной погибели. Будем молиться, чтобы Господь избавил нас от искушений лукавого», — назидал ближних батюшка Серафим.
Вырицкий подвижник своей жизнью ответил на многие вопросы, которые волнуют ищущих спасения в современном бушующем мире. «Дела, совершаемые в духе мира сего, во вред и осуждение души своей и душ ближних, текут как по маслу. Вам всего ближе видеть это: вы видите, как быстро распространяются книги, губящие и веру и нравственность, какие расходы делаются на напечатание их, с каким усердием одни стараются распространить их, а другие покупают. Как вы думаете, каково это пред взорами Бога? И чего должно ожидать за это на суде Божием? Неверующие кричат, что нет Бога, нет и суда Божия. Из-за такого крика, которым разврат усиливается заглушить представления совести, Бог не перестал существовать. Он есть и непременно воздаст каждому человеку по делам его. Самое отступничество предсказано со всей ясностью Священным Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании… Впрочем, Бог предоставил каждому человеку во время земной жизни по его произволу делать добро, или не делать его». Эти строки, словно для людей нашего времени, были написаны святителем Игнатием еще в 1864 году.
Свт. Игнатий Брянчанинов
С гибели отдельной души начинается гибель целого народа. Спасение же народа зависит от той лепты, которую внесет в это дело каждый отдельный человек.
«Все зло необходимо покрывать добром и любовью, смиренно принимая искушения, посылаемые нам Промыслом Божиим, — говорил отец Серафим Вырицкий, — отвечая злом на зло, мы приходим только к его умножению во вселенной». Главными свойствами, которые усвоил враг спасения рода человеческого, являются гордыня и ненависть. Победить их можно только с помощью противоположных им добродетелей — смирения и любви, которые привлекают к себе всесильную благодать Божию. От нее в ужасе бегут духи злобы.
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.
около 1939 г.
Тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 4
Яко великаго молитвенника за землю нашу /
и утешителя теплаго притекающих к тебе, /
ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, /
вся бо яже в мире красная оставил еси, /
всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа /
и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: /
не престай и ныне молитися за ны, //
да в терпении обрящем путь покаяния /
и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.
Кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 8
Крест приим свой, преподобне, радуяся, /
нераздельным помыслом последовал еси Христу, /
был купец еси воистину преславный, /
яко не земное, но небесное сокровище стяжа /
сего ради спасеся тобою мнози чада твоя, ихже возлюбил еси. /
И ныне, отче наш Серафиме, молися //
покаяние нам даровати и в разум истины приити.
Серафим Вырицкий
Этот святой являет пример христианского послушания, кротости и нестяжания. У него в жизни было всё, чтобы жить безбедно до конца своих дней: семья, жена, дети, богатство, дом. Но один из самых богатых людей своего времени вдруг совершил неожиданный поступок – раздал всё имение, чтобы идти за Христом.
- Детство и юность Серафима
- Женитьба и мирская жизнь
- Приход в монашество
- Переезд в Серафима Вырицкого в Вырицу
- Предсказания Серафима Вырицкого о России
- Кончина и прославление
Детство и юность Серафима
В 1866 году в деревне Вахромеево Ярославской губернии в бедной крестьянской семье родился мальчик, которого назвали Василий. Он был с детства богобоязненный, много молился и мечтал стать монахом. Вместе с благочестивыми родителями с малых лет Вася посещал храм, причащался, постился наравне с взрослыми. Он сам выучился грамоте и читал псалтирь и Евангелие.
После смерти кормильца семья стала голодать. Васе было тогда десять лет, и ему пришлось отправиться в северную столицу для заработка. Его взял один знакомый к себе в лавку служить рассыльным. Усердие и исполнительность мальчика так понравились хозяину, что он быстро повысил его в должности. В свободное время Вася посещал храм, много молился.
В шестнадцать лет Василий уже был приказчиком. Дела его явно шли в гору, но юношу не привлекала мирская жизнь. Он отправился в Александро-Невскую Лавру за благословением на монашество. Но старец ласково сказал ему, что время его монашеского подвига придёт ещё нескоро. Что он должен пока остаться в миру и испытать многие скорби. Василий смирился и стал ждать.
Женитьба и мирская жизнь
В 24 года Василий повенчался с благочестивой девицей Ольгой, дочерью знатных людей. У них родился сын Николай. Карьера Василия резко пошла в гору, он торговал пушниной, его товары ценились даже за рубежом. В течение короткого времени он стал миллионером.
Семья купила большой дом, в котором часто принимали странников. Супруги являли пример христианского благочестия: вместе молились, причащались в храме, посещали больницы и тюрьмы, дарили подарки заключенным и больным. Некоторых больных они забирали к себе домой, чтобы те быстрее поправлялись в домашней обстановке.
Также они имели двухэтажную дачу под Павловском. Всё сложилось у них наилучшим образом, но Василий тяготился этой жизнью. Особенно после смерти младшей дочери его душа много скорбела.
Духовником Василия долгое время был старец Варнава Гефсиманский. Когда пришла Советская власть, супругам пришлось тяжело. Они скрывались долгое время за городом.
Приход в монашество
В 1920 году Василий понимает, что время его вступления в монашество пришло. Он раздает всё свое имущество монастырям и подает прошение на вступление в Александро-Невскую Лавру. Василий, которому тогда было уже за пятьдесят, становится послушником и пономарем. Жена его уходит в Новодевичий монастырь и принимает постриг с именем Христины. В том же году Василий был пострижен в монашество с именем Варнава. На следующий год он становится иеромонахом.
Ещё через пять лет он принимает великую схиму с именем Серафим и становится духовником обители. Всё это время святой исправно трудился на послушаниях, много молился, исповедовал по много часов в холодном храме. Здоровье его сильно надорвалось.
Переезд в Серафима Вырицкого в Вырицу
Врачи нашли у святого множество серьезных болезней, по их настоянию старец Серафим был отправлен в село Вырица под Питером для поправки здоровья. Ухаживать за ним была благословлена его верная спутница жизни.
Старец перестал обращаться к врачам, мужественно терпел свои болезни, называя их «школой смирения». Несмотря на слабость и постоянные боли, святой держал строгий пост. Он ничего не ел в постные дни, а в обычные питался только хлебом и водой. Много времени он проводил в молитве. Священники ближайшего храма каждую неделю причащали его Святыми Дарами.
Во время Великой Отечественной войны старец повторил подвиг стояния на камне своего тезки –преподобного Серафима Саровского , молясь перед его иконой. До этого камня его приходилось нести на руках.
Множество людей потянулись к старцу, узнав о его подвигах. Во время войны в основном приезжали женщины, спрашивая о своих близких, ушедших на войну. Старец всегда безошибочно говорил, жив этот человек или погиб. Многих больных святой исцелял молитвой. Всем была известна кротость старца, ласковое обращение с людьми. Он всегда принимал их, несмотря на сильную слабость, часто лёжа в кровати. Все посетители помнят его кроткий взгляд небесной голубизны.
Несколько раз его приходили арестовать красноармейцы, но каждый раз Господь спасал своего угодника. Однажды солдат, пришедший за старцем, был удивлен его прозорливостью и кротостью. Ведь старец назвал его по имени, хотя видел впервые. Красноармеец был поражен его взглядом и святостью и сказал: «Если б все такие были, мы давно бы уж стали верующие».
Предсказания Серафима Вырицкого о России
После победы отошла ко Господу его жена. Ухаживать за старцем стала келейница Серафима. Старец много изрёк предсказаний о церкви, России, будущей войне и тяжёлом времени. Он говорил о войне с китайцами, о том, что Питер станет столицей России, о том, что скоро восстановят все храмы, но тогда наступит царство лжи и зла, потому что прелести мира сего и богатство будут уловлять души верующих, гонения будут иметь изощренный характер. Многие предречения его уже сбываются.
Известны стихи старца, а также произведение «От Меня это было», раскрывающее всю суть христианских скорбей. Оно написано белым стихом и посвящено архиерею, находящемуся в заточении.
Кончина и прославление
Старец предвидел собственную кончину. Ему явилась перед смертью Матерь Божия. Он затворился и стал усердно молиться. После причастия Святых Таин он мирно отошёл ко Господу. Это произошло в 1949 году на день Иоанна Лествичника.
От гроба святого тут же начались исцеления, сразу после его смерти. В 2000-м году произошла канонизация святого в лике преподобных. Над мощами святого воздвигнута часовня. Там же покоится тело его супруги.
День памяти Серафима Вырицкого – 3 апреля. Ежедневно к мощам святого приезжают толпы людей, получающих исполнение просимого.
Преподобный Агапит Печерский
В православной церкви есть ряд святых, которые прославились как целители. Это рабы Божии, которые получили силу Христову оживлять и врачевать, отгонять недуги и исцелять всякие болезни. Восприняли свой дар как апостольское служение. Агапит Печерский был одним из них. Имя святого происходит от слова «агапэ», означающего любовь, причем в высшем, жертвенном смысле.
Житие преподобного Агапита
Преподобный Агапит, безмездный врач Печерский, в монастырь пришел одним из первых. Сам был родом из Киева, родился и умер в 11 веке. О жизни до прихода в монастырь ничего не известно. Постриг принял еще при преподобном Антонии Печерском. Врачом преподобного Агапита прозвали люди. Святой с состраданием ухаживал за болящими, с любовью о них молился, а Господь по его молитве людей исцелял. И когда преподобный это увидел, понял, что люди могут его прославить.
Чтоб избавиться от суетной человеческой славы, то есть тщеславия, стал скрывать свой дар целительства тем, что больных просто угощал своей пищей. Люди ели обычное вареное зелье, и когда исцелялись, думали, что оздоровились от снадобья, которое преподобный специально готовил. Поэтому Агапита Печерского и прозвали врачом.
В то время в Киеве жил лекарь, армянин, который занимался целительской практикой. Но если человеку не мог помочь, безошибочно называл день его смерти, никогда не ошибаясь, — владел редким даром определять по пульсу. Когда заболел Владимир Мономах, не смог его вылечить, но предсказал, что осталось жить тому три дня. Тогда больной обратился к Агапиту, и святой вымолил у Бога еще пожить великому князю.
Армянин, восприняв происшедшее как личное оскорбление себе, решил отравить Агапита. Подослал людей к святому, которые дали ему выпить яд. Тот принял смертоносную чашу из рук. Убийцы ждали, а преподобный все не умирал. Сбылись слова Господа: «Верующий в меня, если и выпьет смертное, ему не повредит».
Лишь в старости Агапит заболел, монахи решили помочь и позвали врача. Божьим промыслом врачом оказался тот же армянин. Зашел в келью, посмотрел и говорит Агапиту Печерскому: «Лицо у тебя исказилось, ты уже не жилец». Взял за руку его и сказал, что три дня проживет только. Агапит ответил: «Да я знаю день своей смерти, проживу еще три месяца». Тот рассмеялся и сказал: «Если ты проживешь больше трех дней, я постригусь здесь, в лавре, в монахи».
Прошло три месяца, Агапит умер, и армянин пришел к игумену проситься в монастырь. Говорит: «Я не собирался выполнять свое необдуманное обещание, но Агапит мне явился и предупредил, что если клятву нарушу, то умру». И принимает здесь православие, постригается в монашество, богоугодно подвизается и со временем оканчивает в лавре дни своей земной жизни. Так Агапит явился своему врагу, чтобы спасти его. Господь не хочет смерти грешника, а чтоб он обратился и был жив.
Личность святого
Агапит был любвеобилен, но при этом строг и не взирал на лица. Лечил и бедных, и богатых одинаково, не покидая стен монастыря. Никогда не выходил за стены лавры с тех пор, как постригся в монашество. Даже когда князь Владимир Мономах заболел и попросил его прийти к себе, святой отказался нарушать монашеские правила. Агапит сказал, что негоже монаху ходить по людям и заниматься лечением.
Взял от трапезы своей зелень, укроп или петрушку, то, что ели все монахи. И немного этой благословенной пищи отослал великому князю, чтобы тот исцелился. Так и произошло. Благодарный князь затем сам пришел в лавру отблагодарить преподобного, но тот по свойственному ему смирению скрылся, чтобы избежать почестей.
Агапит не брал мзды за врачевание. Был бессребреником, как и Господь, который сказал апостолам: «Даром получили, даром давайте», — то есть делайте людям благо, но денег за это не берите. Кстати говоря, назначение цены за исцеление, за ожидаемое чудодействие, которое часто обещают различные целители, есть принцип антихристианства, признак лжеапостольства.
Истинный раб Божий, получивший дар свыше, цены за свои услуги и благодеяния не назначает. Люди могут благодарить его по своему усердию, а он хочет возьмет или нет. Это его воля, но цену устанавливать на то или иное святое дело, — дело лжехристианское, несмиренное.
Интересно! В советские времена изучались мощи преподобного Агапита. На его пальцах, даже до сегодняшнего дня сохранилась пыльца лекарственных растений, которые он собирал на Киевских холмах возле Днепра. На иконах святой изображается с пучком травы, отваром которой, и конечно же, молитвой, он исцелял людей.
Чудеса и помощь святого
По сей день люди приходят к святому, молятся и получают помощь. А в день памяти преподобного нескончаемый поток людей приходит благодарить за исцеление от неизлечимых болезней.
Исцелений по молитвам Агапиту Печерскому происходит великое множество. Учет таких случаев не ведется, никто их не записывает. Но бывает даже при обычной встрече с человеком в Киево-Печерской лавре можно узнать об очередном чуде.
Однажды один пожилой человек рассказал монахам, что произошло. Ему грозила ампутация руки, с которой он очень не хотел расставаться. Мужчина пришел в лавру и умолял преподобного о спасении. Когда же через несколько дней его осмотрел врач, то с большим удивлением обнаружил, что рука исцелена. Начал расспрашивать бывшего больного, какими же средствами тому удалось это сделать. Когда же пожилой мужчина рассказал, что чудо исцеления случилось по молитвам преподобному Агапиту, врач поверил и пошел в пещеру, чтобы самому поклониться святому.
К преподобному Агапиту можно обращаться не только с просьбами об исцелении. Он помогает и в других житейских нуждах. Но чаще всего исполняет все же прошения об исцелении недугов.
Как правильно попросить о помощи у святого? Прикладываясь к раке с мощами или иконе, нужно произнести: «Моли Бога о нас, преподобный отче Агапите Печерский», — или сделать это своими словами, которые идут из глубины души.
Важно! Преподобный Агапит почитается наравне с другими целителями, такими известными как, например, св. Пантелеймон.
О святом лекаре из Киево-Печерской лавры знают во всем мире, даже на Аляске. В наши дни не прекращаются чудеса по молитвам святого, их трудно перечесть, о многих мы не знаем. В пещеры Киево-Печерской лавры к св. Агапиту и другим преподобным приходят миллионы людей.
В свое время здесь несколько раз побывал и Билл Клинтон, который подолгу молился у мощей преподобного Агапита и других. Поведал, что в первое же посещение получил исцеление и с тех пор старается посетить лавру вновь и вновь. Побывали здесь и другие известные личности: В. Путин, Д. Медведев, многие главы европейских государств.
Дни памяти
14 июня, в день представления преп. Агапита Печерского, церковь чтит память святого. Вечером, накануне праздника, в лавре совершается крестный ход с участием духовенства и верующих. По сложившейся традиции мощи святого переносятся из Ближних пещер в Трапезный храм, где совершается Всенощное бдение. На следующий день, в праздник, проходит Божественная литургия, пение акафиста при огромном стечении народа.
Многие в этот день могут приложиться к мощам святого. Те, кто хоть раз в жизни уподобился этого, вспоминают, что от тела святого исходило тепло, как от живого человека.
Дни памяти святого Агапита Печерского:
- 14 июня;
- март, 2-я неделя Великого поста — Собор Киево-Печерских святых;
- 11 октября — Собор Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах.
Лжеучение Анастасии Новых
В последнее время через книги А. Новых распространяется еретическое отношение к памяти и мощам преподобного Агапита. Появилось лжеучение о так называемой «святой неделе Агапита Печерского». 25 февраля в Ближние пещеры к мощам святого приходит множество людей, которые далеки от истинного православия и его благочестивых традиций. В ожидании сошествия Святого Духа они стоят, шепча молитвы и заполняя проходы к мощам.
Приносят с собой емкости с водой, чтобы зарядить ее целительной энергией, тем самым создавая беспорядок и хаос в святом месте, мешая посетителям пещер приложиться к мощам и спокойно помолиться. Очень жаль, что имя святого используется нечестивыми людьми для достижения ими каких-то своих, личных целей.
Автор и идеолог еретического учения является Анастасия Новых. Это очень загадочная личность, которую никто никогда не видел. К нам доходят лишь ее книги, картины, но нельзя найти ни одной фотографии автора. А. Новых не дает интервью, не устраивает презентаций и не принимает участия ни в одном мероприятии.
В ее книгах пишется о свете, добре, любви и истинном знании. Но церковь предостерегает, что приобщение к еретическим учению влечет за собой вечную гибель души. Особенно соблазняет верующих упоминание в книгах А. Новых имен православных святых. Большое внимание автор уделяет преподобному Агапиту Печерскому, извращая и переиначивая его личность и подвиги, что и породило возникновение еретического псевдопоклонения святому.
В своих книгах автор излагает абсолютно неправдивую историю возникновения Киево-Печерской лавры, перекручивает смысл исторических событий, изложенных в Киево-Печерском патерике и «Повести временных лет». Придумывает совершенно иные жития святых, далекие от истинных, наполняет их лживыми фактами, порочащими прославленные имена.
Важно! Церковь призывает остерегаться от подобных лжеучений, даже если они и используют православную символику, образы святых и другое.
Агапит Печерский был травником, лекарем. Он ел траву и давал ее больным. Но помогало исцелять людей не это, а сила молитв. Изобилие благодати, изливающейся через подвижника, делало чудеса, избавляло от тяжелых недугов.
Достался такой дар преподобному Агапиту от Бога за огромные труды в посте, молитве, воздержании. Господь всегда щедро награждает своих воинов.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Cвятой Агапит Печерский: житие и молитвы
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
В жизни каждого рано или поздно случаются такие ситуации, когда человек, даже тот который не верит в чудеса идет в церковь и преклоняется святым, надеясь на чудо. С одной стороны, это может указывать на укрепление веры. А с другой стороны каждый должен понимать, что без веры чуда не бывает. Говоря о святых нужно отметить, что в православном мире достаточно большое количество святых, перед которыми преклоняются веряне и молятся с просьбами. Одним из самых почитаемых является Святой Агапит Печерский.
Краткое житие святого
Преподобный Агапит Печерский родом из Киева. Жил в XI веке. Преподобный был родом из Любеча, что находится недалеко от Чернигова. Был пострижеником св. горы Афонской. Когда он пришел в Киев, для поселения выбрал одну из пещер в лесистые горы, которая находился рядом с рекой Днепр. Подвижническая жизнь собрала родом с ним достаточно большое количество людей, желавших жить под его руководством и проводить иноческую жизнь. Это и было началом создания Киево-Печерского монастыря.
Агапит Киево-Печерский желал получить исцеление души через пострижение в ионический чин. После того, как он добился желаемого он очень рьяно служил. Он последовал ангелоподобному житию преподобного Антония. Агапит руководствовался его наставлениями. Так случилось, что преподобный стал свидетелем как Антоний исцелял болящих своей молитвой. Причем он скрывал свое дарование, вручая лекарственные травы от своей пищи.
Наблюдая за происходящим Агапит начинал соревноваться в подвигах. Когда кто-то заболевал из братии он оставлял свою келию и шел служить к болящему. Он его укладывал, выносил на руках на прогулки и молился о его исцелении. Его молитва исцелила не одного человека. Об исцелениях быстро распространилась молва по всему Киеву и к нему стали приходить болящие люди со всего города, чтобы он их исцелил.
В тоже время в Киеве жил врач армянин. У него был иной дар. Когда он смотрел на болящего он вмиг мог назвать не только насколько серьезная болезнь, но и с точностью назвать дату смерти. Когда он видел тяжело больного и знал, что скоро наступит его кончина, то он отказывался его лечить. Однажды смертным недугом заболел князь Всеволод. Армянин поверг его в отчаяние и предсказал его смерть через 8 дней.
Князь был принесен в Киево-Печерскую лавру к преподобному Агапиту. Преподобный сотворил для него молитву, дал ему целебных трав, которые и сам употреблял и произошло чудо, князь исцелился. Армянину такое содеяние не понравилось, и он приказа Агапита отравить. Но ему это не удалось.
Когда сильно заболел Агапит к нему пришел тот самый врач армянин и предсказал смерть через три дня. Но преподобный сказал, что Господь его заберет к себе только спустя три месяца, на что врач дал обет, что если его предсказание не исполнится, то он пойдет служить в монастырь. Преподобный Агапит Печерский врач безмездный умер через три месяца в 1095 году. Армянин после его смерти пришел к игумену Печерского монастыря и покаялся, после чего принял постриг.
Нужно отметить, что преподобного почитают и сегодня. С его личностью связанно очень много тайн и разных догадок. Но скорее всего, что все они, наверное, так и останутся не разгаданными. Его все знают, как первого врача Киевской Руси.
Агапит Печерский: икона и мощи
Не для кого не секрет, что Киево- Печерская лавра является известной на все пространство СНГ. Вся Европа наслышана историй насколько много происходит чудес на ее территории. Печерские пещеры и по сей день своими тайнами привлекают многих прихожан, желающих раскрыть тайны. Именно в этом месте находятся мощи преподобного. Также в храме Печерской Лавры находится икона святого Агапита. К ней съезжаются веряне со всего мира, чтобы преклониться святому и помолится о помощи.
Кроме того, на территории монастыря находится исторический музей, в котором находятся бюсты и картины многих святых. Среди них можно увидеть бюст врачевателя Агапита Печерского.
Молитва Агапита Печерского изменяющая судьбу
Днем памяти преподобного является 14 июня. Вечером на кануне этого дня традиционно совершается крестный ход по территории Лавры. Его почитают наряду с такими целителями как Пантелеймон. Существует множество историй, которые подтверждают то, что чудеса исцеления от преклонения мощам и иконе святого происходят по сей день.
Говорят, что если преклонится к мощам, то от них чувствуется необъяснимое тепло. Интересно, но факт сегодня о происшедших чудесах, совершенных по молитве Агапиту Печерскому об исцелении знают даже в самых укромных уголках мира.
И так, о чем просят молитвой у Преподобного веряне:
- Об исцелении от тяжких неизлечимых болезней. Таких, например, как онко.
- Исцелении от желчнокаменной болезни.
- Об исцелении незрячих,
- Исцелении болезней печени и многое другое.
Один мужчина рассказывает, как заразился не по своей воле болезнью, которую спровоцировала бактерия. У него началась температура, сильная потливость и гнойники по всему телу. Ему поставили страшный диагноз, который не лечится во всем мире. После такого услышанного он принялся искренне молится целителям Луке, Пантелеймону и Агапиту Печерскому. И произошло чудо, он исцелился.
Придя в больницу на обследование доктора замерли от изумления, от болезни не осталось и следа.
Кроме молитвы перед иконой святого также читают акафист, который можно найти в молитвослове.
Молитва Агапиту Печерскому звучит так:
Преподобне отче Агапите! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих.
Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь.
Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господь всегда с Вами!
Смотрите видео о преподобном Агапите:
Икона святого Агапита Печерского
CВЯТОЙ АГАПИТ ПЕЧЕРСКИЙ: МОЛИТВА, ИКОНА И ЖИТИЕ ПЕРВОГО ЦЕЛИТЕЛЯ РУСИ
- ИИСУСОВА МОЛИТВА
- МОЛИТВА ДЛЯ УСПОКОЕНИЯ СЕРДЦА И ДУШИ
- МОЛЕБЕН О РАБОТЕ
- МОЛЕБЕН КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ
И близким людям, и любым знакомым на каждый праздник мы желаем, в первую очередь, здоровья. И действительно, без здоровья многие блага нам будут не в радость. Вот почему зачастую через болезнь, через вынужденное самоограничение Господь призывает человека обратиться за помощью к Его силе, к Его святым угодникам. Среди рабочей суеты и развлечений мы часто забываем о Всемогущем Боге.
Одним из известнейших святых, врачевавших своими молитвами, является преподобный Агапит Печерский – целитель и чудотворец. Свидетельства о чудесных исцелениях по молитвам к нему остаются в течение многих веков. Он стал первым святым врачом на крестившейся Руси; помогает святой и сегодня. Ему молятся о выздоровлении телесном и душевном, то есть не только об исцелении физических болезней, но и об отгнании депрессии, уныния, отчаяния, тревоги и прочих душевных недугов.
ИКОНА СВЯТОГО АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО
- МОЛЕБЕН СЕРГИЮ РАДОНЕЖСКОМУ
- МОЛЕБЕН О ЗАМУЖЕСТВЕ
- МОЛИТВА АРХАНГЕЛУ МИХАИЛУ – СИЛЬНАЯ ЗАЩИТА
Святой Агапит Печерский называется «врачом безмездным» – то есть бессребренником, не берущим платы за свою помощь. В те времена медицина была слабо развита, лечились, в основном, травами, и по своему смирению преподобный давал людям растения или «зелье» – отвар из них для лечения болезней, но в действительности исцелял своей сильной молитвой к Богу, по Его благодати.
Это отражено на иконе святого. Первые его изображения относятся к древности, и уже на них святой изображен с букетом цветов и трав в одной руке, с сосудом, в который налит отвар из трав, в другой. Преподобный одет в схимнические одежды, имеет длинную седую бороду. Также за его спиной часто изображаются храмы Киево-Печерской лавры.
ЖИТИЕ И ЧУДЕСА АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО
Преподобный Агапит был родом из Киева. Он жил в XI веке пребывал в монашеском сане и был учеником святого Антония Печерского. Святой Антоний, в свою очередь, был пострижен в монашество на Афоне и в благословение от афонских иноков принес на Руси икону Успения Богородицы, основав первый монастырь на Киевских землях – Свято-Успенскую обитель, будущую Киево-Печерскую лавру, известную сегодня каждому православному человеку. Поначалу это было лишь несколько иноков, поселившихся в пещерах на берегу Днепра и пребывавших в посте и молитве за весь мир.
По преданию, сам святой Агапит пришел к святому Антонию, чтобы исцелиться от него душевной болезни: тоски или уныния. Он увидел, что сам глава монашеской общины не гнушается помощью никому. Действительно, после пострижения в иноческий чин и усердной молитвы ко Господу, болезнь святого Агапита отступила. Тогда он сам взял на себя послушание ухаживать за заболевшими братиями из числа монахов, будучи сиделкой для лежачих больных, кормя их и нося на руках. Когда же иноки стали исцеляться по его молитвам, к святому стали приходить и люди из Киева и со всей округи.
Слава о нем широко распространилась и дошла даже до княжеского двора. За исцелением к преподобному приходили с болезнями, которые не подавались лечению лучших докторов того времени. Реальной историей из жизни святого Агапита, подтвержденной историческими документами, является исцеление Владимира Мономаха, бывшего тогда князем Черниговским.
Князя лечил известный иностранный врач-армянин, однако болезнь все усугублялась. Прослышав же о способностях преподобного Агапита, князь просил прислать его ко двору. Однако святой старательно избегал славы. Он считал, что не должно быть неравного отношения к простым людям и знати, и решил, что однажды выйдя к больному, пусть и князю, за ворота, он должен будет ходить ко всем больным. А поскольку монахи и сегодня не покидают монастырь без крайней необходимости, святой считал недолжным постоянное пребывание вне обители. Он решительно отказался идти ко двору, послав вместе себя приготовленное им с молитвой лекарство. И находившийся при смерти князь, съев сваренные травы, исцелился. В благодарность же святому Агапит князь Владимир сам пришел в монастырь. Но и тут святой Агапит, опасаясь славы, почестей и награды укрылся в своей келье и не открывал. Исцеленный князь пожертвовал принесенное с собой золото обители, а к келье Агапита направил одного боярина с золотом. Святой же ответил ему, что денег за лечение не берет ни с кого, ведь исцеляет Господь; а князю просил сказать, чтобы он раздал золото бедным. Агапит напомнил, что все богатство княжеское дано Богом, поэтому князю нужно заботиться о нуждающихся так, как если бы среди них был Христос. Агапит также предрек возвращение болезни князя в случае, если он не станет более милосердным. Возможно, именно благодаря этому уроку святого князь Черниговский и прославился как Владимир Мономах, став мудрым и справедливым правителем.
Интересна также история «противостояния» врача-армянина, лечившего князя Владимира, а также нескольких княжеских дворов Руси, преподобному Агапиту, а точнее, искренней вере святого. По преданию, этот врач имел «дар» узнавания дня смерти человека, а точнее, был хорошим диагностом, но человеком жестоким: он хвалился тем, что может по определенным симптомам узнать дату смерти человека с точностью до дня. Соответственно, этот врач отказывался лечить таких людей, называя их приговоренными и повергая в отчаяние перед смертью. Однако преподобный Агапит, и вслед за ним вся Православная Церковь сегодня, поддерживают надежду и веру даже в тяжелобольных людях. Кроме того, он лечил человека молитвой и призывал больше молиться и каяться в своих грехах, таким образом, исцеляя его душу и готовя его или к праведной жизни на земле, или к блаженной кончине и жизни в райских обителях.
Первым эпизодом в истории с врачом-армянином стала болезнь боярина Киевского княжеского двора. Этому сановнику армянин предрек кончину через неделю, чем заставил его отчаяться. Однако боярин поступил мудро, попросив принести себя в Киево-Печерский монастырь: преподобный Агапит молитвой и травами исцелил его сразу. Тут известный придворный врач исполнился зависти, да так, что решил отравить святого Агапита через своих подручных. Однако святому не повредил яд, более того, он сам напомнил желающим его смерти слова Христа о том, что христиане должны жить с верой в Господа и даже если что-то ядовитое примут – им оно не повредит по благодати Божией.
В преклонных годах заболел и сам Агапит. Врач-армянин под предлогом помощи сам пришел к нему и пытался устрашить обещанием смерти через три дня. Однако преподобный возразил ему, сказав, что духом знает: Господь отвел ему еще три месяца жизни, – и тут же при враче встав с кровати, исцелил сам принесенного в обитель очередного страдающего от болезни человека. Тогда армянин поклялся: если изменится срок жизни святого Агапита, он сам изменит свою жизнь и примет монашество в Киево-Печерском монастыре.
Предсказание святого сбылось: он тихо почил через три месяца, в 1095 году, а после смерти, по свидетельству придворного врача-армянина, явился ему и напомнил об обещании постричься. Тот, действительно, принял постриг, покаялся в своих злодеяниях и оставался до смерти в монастыре.
Год смерти чудотворца Агапита Печерского известен по летописям: смерть преподобного последовала вскоре после исцеления Владимира Мономаха в его бытность черниговским князем, а он пробыл в Чернигове до 1094 года. Таким образом, чудеса и жизнь святого Агапита – не легенда и не предание, они имеют документальное подтверждение.
МОЩИ АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО И ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО
Мощи святого по сей день покоятся в Киево-Печерской лавре, в Ближних пещерах, продолжая исцелять многих людей, с верой приходящих к ним. Феномен сохранения мощей в Киево-Печерской лавре известен всему миру. Здесь покоятся только святые, прожившие в молитвенных подвигах и окончившие жизнь в Лавре, а также канонизированные мученики-чудотворцы послереволюционных лет. Их тела высыхают и не разлагаются, но не только по причине пещерного воздуха: известно, что в советское время здесь пытались хоронить и мирских людей, однако с их телами не происходило ничего подобного. Все тела в Ближних пещерах, включая мощи преподобного Агапита, лежат наверху, в особых раках (ковчег для мощей в форме гроба) под парчовыми покровами и почти у всех открыта какая-то часть тела. Так, каждый верующий может поцеловать открытую кисть правой руки святого Агапита. По свидетельствам очевидцев, его рука теплая, словно у живого человека.
Также существует бюст святого, где его лицо восстановлено по костям черепа. Это одухотворенный лик, несколько удлиненный, с длинной бородой. Оригинал бюста хранится в Историческом музее Киево-Печерской лавры.
Канонизация святого Агапита в лике преподобных была совершена уже в XIII веке, после создания и изучения Церковью Киево-Печерского материка (сборника жития святых, живших в Лавре в первые века ее создания). Почитание всей полнотой Вселенской Православной Церкви преподобного Агапита началось в XVIII веке; его имя было включено в Православный календарь (месяцеслов).
Сегодня в славянских странах существует множество храмов, освященных в честь преподобного. Чаще всего они строятся при больницах. В каждом таком храме еженедельно читается молебен с акафистом преподобному, за которым можно помолиться об исцелении своем или своих близких.
Интересным фактом является выпуск почтовой марки Украины с изображением святого в 1993 году. На ней написано: «Агапит Печерский – древнерусский лекарь».
День памяти святого Агапита – 14 июня. Накануне этого дня по обычаю совершается торжественное Всенощное бдение, 14 июня по территории Лавры проходит крестный ход.
К сожалению, в наши дни появилась секта, прикрывающаяся именем Агапита Печерского, и опирающаяся на книги некой Анастасии Новых. Люди «заряжают» воду у мощей преподобного в одну из недель февраля, которая является временем его памяти – якобы только этим действом и можно спасти свою душу, в эти дни «святой дух» пребывает в мощах святого. Это совершенная ложь и лжеучение: память преподобного празднуется только 14 июня. А подобными действиями оскорбляется память преподобного: ведь он лечил молитвой ко Господу, призывал людей к покаянию, исправлению своей жизни и приступанию к Таинствам Церковным, а не к неким временным механическим действиям с «заговоренной водой».
МОЛИТВА АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО, ИЗМЕНЯЮЩАЯ СУДЬБУ
Преподобному Агапиту молятся во многих трудностях, связанных со здоровьем. Он почитается наряду с великомучеником и Целителем Пантелеимоном, а также святым врачом-исповедником нашего времени: святителем Лукой Крымским (Войно-Ясенецким).
Святому Агапиту молятся:
-
- Об исцелении и диагностике неизвестных мучительных болезней;
-
- О помощи в лечении и исцелении от онкологических заболеваний;
-
- О прозрении и исцелении глазных болезней;
-
- О выздоровлении в тяжелых вирусных заболеваниях;
-
- Об уврачевании ран, восстановлении после травм.
Краткие молитвы преподобному Агапиту можно читать в любое время. Выучите их наизусть, чтобы в случае опасности для здоровья обратиться к преподобному; впрочем, можно молиться ему и своими словами, добавляя также просьбу к другим святым врачам.
Если вы заболели или от болезни страдают ваши близкие люди, приобретите в любом храме икону святого и наберите святой воды (это освященная на водосвятном молебне питьевая вода, которая раздается бесплатно во всех храмах). Подайте записку «О здравии» с крещеным именем больного человека в храме. Дома поставьте икону рядом с больным, можно зажечь около нее лампадку или свечу и вместе почитать молитвы. Святую воду с молитвой: «Господи, благослови!» – добавляют в еду и питье больного; он может креститься перед принятием пищи. Если человек неверующий, можно добавлять святую воду тайно и молиться за больного самостоятельно.
Читать молитвы святому Агапиту Печерском можно на русском языке онлайн по текстам ниже:
Подражая смирению святого Антония Печерского, имевшего в себе благодать Святого Духа, как лучшими лекарствами, отваром трав ты исцелял больных, о преподобный Агапит! Ты и врача-иноверца привел к истинной вере, наставил его на путь спасения. Вылечи и наши болезни и молись ко Господу о поющих тебе молитву.
Ты был чудесным и и искусным врачом, о чудный Агапит! Даже придворного врача-армянина ты обличил и исцелил его неверие через испрошенное себе самому, находящемуся при смерти, продление жизни. Этим чудом ты уверил армянина и привел к вере Христовой. Сейчас ты предстоишь Господу, молись же Ему о нас, о преподобный!
Преподобный отец наш Агапит! Посмотри милостиво на нас и у земли пребывающих своими желаниями возведи на высоту небесную! Ты вверху, на Небесах, а мы на земле, здесь, внизу, удалены от тебя не только местом, но еще больше своими беззакониями и грехами! К твоей иконе же мы приходим и просим: наставь нас жить праведной жизнью, следовать твоим духовным наставлениям, сам же нами и руководи на пути нашем. Вся твоя святая жизнь была отражением всех добродетелей. Не переставай, о Божий угодник, просить за нас ко Господу. Попроси твоим предстательством у Бога Милостивого мир Его Церкви, борющейся под знаменем Креста с врагами видимыми и невидимыми, согласие в вере, мудрость и единство, уничтожь суетные споры и расколы, помоги благим делам нашим, больных исцели, печальных утешь, заступись за обидимых, помоги бедствующим. Не забудь нас и исполни прошения приходящих к тебе с верой!
Все православные христиане, которым ты твоими чудесами помогаешь и твоей милости исполняешь, имеют тебя своим заступником и покровителем и благословляют тебя. Покажи же милость твою, которую в древности подавал и нашим предкам, не отвернись от нас, детей их, идущих к тебе по их благочестивому пути. Стоя у иконы твоей, словно перед тобой самим живым, поклоняемся тебе и молимся: прими наши молитвы и принеси на жертвенник Господа Творца, чтобы мы приняли благодать Его через тебя и помощь своевременную в наших нуждах.
Укрепи, о преподобный Агапит, нашу веру, избавь нас от малодушия и боязни, чтобы мы крепко верили, что можем получить все нужное и все блага, необходимые нам для жизни земной и вечной, у доброго Господа и Владыки твоими молитвами. О, великий и славный угодник Божий Агапит! Всем нам, с верой приходящим к тебе, помоги ходатайством твоим ко Господу, и дай нам всем в мире и с покаянием в грехах наших окончить жизнь нашу и переселиться с надеждой несомненной в Царство Небесное, где почивают пророки и праотцы наши, где и ты радостно от трудов и подвигов сейчас отдыхаешь душой в благодати Божией, прославляя вместе со всеми святыми вечно прославляешь Бога во Святой Троице, Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.
Молитвами преподобного Агапита Печерского да хранит вас Господь!