Серафимо-Дивеевский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

История

Монастырь был основан во второй половине XVIII в. прп. Александрой Дивеевской (Агафьей Семеновной Мельгуновой), поселившейся ок. 1760 г. в деревне недалеко от Дивеева.

Ее усердием в 1773-1780 гг. в Дивееве была сооружена каменная Казанская церковь, при которой была устроена Казанская женская община, существовавшая под духовным руководством старцев близлежащей Саровской пустыни.

9/22 декабря 1826 г. по благословению прп. Серафима Саровского рядом с Казанской была устроена Мельничная община. В 1842 г., через девять лет после преставления прп. Серафима, они были объединены в Серафимо-Дивеевскую общину.

В январе 1861 г. указом Святейшего Синода был утвержден Серафимо-Дивеевский монастырь.

Первой его настоятельницей стала игумения Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова, 1819-1904). За годы управления игумении Марии обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик: были построены Троицкий собор, игуменский корпус, трапезный храм, колокольня, а также детский приют, богадельня, гостиница, около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. В начале XX в. в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало более полутора тысяч насельниц. По словам епископа Нижегородского и Арзамасского Назария (Кириллова), «обитель эта есть поистине чудо милости Божией по молитвам преподобного ее основателя».

19 июля / 1 августа 1903 г. в Сарове состоялись торжества, посвященные прославлению в лике святых прп. Серафима Саровского. 20 июля / 2 августа Дивеевская обитель принимала императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной и членами царской фамилии.

После смерти игумении Марии в 1904 г. в игумении была выбрана казначея монастыря — монахиня Александра (Траковская), ставшая последней настоятельницей перед закрытием обители.

После революции в 1919 г. монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сестры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни. Обитель покинули немногие. В сентябре 1927 г. монастырь был закрыт, в 1937 г. была закрыта Казанская церковь. В годы советской власти многие монастырские здания и святыни были разрушены.

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 г., когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 г., была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор.

Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 г. — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 г. в Дивеевском монастыре встречали мощи прп. Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве.

17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой).

В 2004 г. состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.

14 апреля 2008 г. учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которого совершается 27 июня, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители прп. Александры. В Собор Дивеевских святых входят 17 подвижников благочестия — святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря.

Храмы

  • Свято-Троицкий собор (освящен в 1875 г.). Собор является пятипрестольным: центральный престол освящен в честь Живоначальной Троицы; остальные престолы — в честь иконы Божией Матери «Умиление», прп. Серафима Саровского, Владимирской иконы Божией Матери, Третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В 1927 г. собор был закрыт и частично разрушен. В 1989 г. передан Нижегородской епархии. 31 марта 1990 г. возобновились богослужения. С 1 января 1991 г. службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.
  • Спасо-Преображенский собор (строительные работы завершены в 1916 г., не был освящен из-за революционных событий). В 1991 г. собор передали возрожденному монастырю. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 г. В соборе еще четыре придела: Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, Всех святых, иконы Божией Матери «Тихвинской» и Новомучеников Российских.
  • Казанский собор (1773-1779). После закрытия монастыря в нем долгое время был склад. Передан монастырю в 1992 г. Освящение главного престола состоялось 31 июля 2004 г. В храме действуют приделы св. Стефана, свт. Николая, прп. и блж. Жен Дивеевских, свщмч. Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских.
  • Церкви Рождества Христова (освящена в 1829 г.) и Рождества Богородицы (освящена в 1830 г.). Их повторное освящение состоялось в 1992 и 1993 гг. соответственно. Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы.
  • Домовая церковь св. равноап. Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса (построена в 1902 г.). Освящена повторно в 2006 г.
  • Трапезный храм св. блгв. кн. Александра Невского (построен в 1895 г.). Повторное освящение состоялось в 2000 г.
Читайте также:
Тамбовская митрополия: храмы и монастыри, священники и духовенство

Скиты

Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в с. Канерга, Кутузовский скит в с. Кутузовка, Никольский скит в с. Автодеево, Серафимо-Понетаевский скит, Свято-Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском р-не, скит в честь Всемилостивого Спаса в с. Нуча, Меляевский скит в с. Меляево, Знаменский в с. Хрипуново и др.

Святыни

Мощи преподобного Серафима Саровского; чудотворная икона Божией Матери «Умиление»; канавка Царицы Небесной; вещи преподобного Серафима Саровского; мощи преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены; мощи блаженных жен Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии; мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой).

Святые источники

Казанский (самый древний); целителя Пантелеимона; Александры Дивеевской; Иверский; прп. Серафима Саровского (наиболее чтимый, расположен у пос. Цыгановка)

Настоятельница — игумения Сергия (Конкова).

История Серафимо-Дивеевской обители

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь связан с жизнью и трудами преподобного Серафима Саровского самым непосредственным образом. Можно сказать, что он стал духовным детищем святого.

Свою историю знаменитая обитель начала в 1767 году, когда вдова полковника Мельгунова Агафия Семеновна (в монашестве — Александра, насельница Киево-Флоровского монастыря) организовала при Казанской церкви села Дивеева женскую общину. С этого момента монахиня Александра управляла ею под руководством старца Саровской обители Пахомия. Вначале Казанская община была достаточно скромной — помимо самой монахини Александры всего пять насельниц. В основу жизни общины был положен устав Саровской обители, которая располагалась неподалеку, в 12 верстах.

Незадолго до своей смерти старец Пахомий завещал духовное окормление обители преподобному Серафиму. Приняв общину в 1789 году, тот полностью посвятил себя ее благоустройству, благоукрашению и духовному окормлению насельниц. Благодаря трудам святого старца из бедной и маленькой общины вырос известный на весь мир монастырь — одна из жемчужин русской земли.

Стоит заметить, что святой Серафим дал обет не посещать монастырь лично, так что со своими вопросами и проблемами сестры ходили к нему сами. Вероятно, это было связано с тем, что и само повеление основать новую общину в Дивеево (Мельничную) и все правила жизни, управления и обустройства монастыря преподобный Серафим получил от Самой Пресвятой Богородицы. Он все делал по Ее непосредственному наставлению. Все возможные средства, которые получал Серафим Саровский от тех, кому он помогал, он направлял на развитие и строительство монастыря. Это было связано, в частности, с тем, что изначально Дивеевская обитель была достаточно бедна, средств на ее расширение или благоукрашение попросту не было.

В середине XIX века одним из попечителей монастыря был Николай Александрович Мотовилов, известный биограф и собеседник преподобного Серафима. Таким образом, по благословению старца все те, кто мог оказать какую-либо помощь обители, имели возможность внести посильную лепту в дело ее укрепления. В то же время, оказывая такую помощь, люди делали определенный вклад и в дело спасения своей собственной души.

В 1828–1829 годах при общине была построена церковь Рождества Христова. Это стало первым крупным строительством в годы окормления общины преподобным Серафимом.

В 1842 году Казанская община была объединена с соседней — Мельничной — в одну единую Серафимо-Дивеевскую. Мельничная община была создана чуть раньше по благословению преподобного Серафима Саровского. Преподобный считал неуместным совместное проживание вдов и девиц и поэтому и организовал девичью общину при ветряной мельнице. Таким образом, до этого объединения в Дивеево было две общины: Казанская — для вдовствующих монахинь и Мельничная — для девиц.

Читайте также:
Церковь Иоанна Златоуста в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Через 19 лет, в 1861 году, произошло значимое событие — объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Так повелось, что Верховной Игуменьей (то есть Настоятельницей) монастыря почиталась Сама Пречистая Богородица, поэтому все настоятельницы считали себя только ее наместницами. Первой наместницей монастыря стала игуменья Мария (в миру Елисавета Алексеевна Ушакова).

Дальнейшая история монастыря связана в первую очередь со строительством в нем все новых и новых храмов. Всего в обители было возведено пять храмов: церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Тихвинская церковь, церковь во имя Преображения Господня при кладбище, а также домовый храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», которая находилась при богадельне. Особенно стоит отметить Троицкий собор, построенный по проекту архитектора А. И. Резанова (архитектор храма Христа Спасителя), в котором были приделы во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в честь преподобного Серафима Саровского. Собор был заложен в 1848 году и строился 27 лет. Освящен он был в 1875 году. Строился при монастыре и еще один собор, расписанный самими насельницами монастыря под руководством художника Парилова. К сожалению, его участь была печальной. В феврале 1917 года планировалось его освящение, но наступившая революционная смута все прервала.

В Троицком соборе хранилась одна из святынь монастыря — икона Божией Матери «Умиление», которую обители передал сам преподобный Серафим. Эта икона известна тем, что преподобный постоянно молился перед ней и даже отошел ко Господу, творя перед ней ночную молитву. В годы советской власти икона сохранялась монахинями и была передана обители вновь после восстановления монастыря.

Помимо образа Богородицы до революции в обители находился камень-валун, на котором совершал свой подвиг столпничества преподобный Серафим. К 1917 году обитель достигла своего наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что число монахинь составляло около 300 человек, а также в ней проживало примерно 1500 послушниц. В 1919 году обитель была переименована в трудовую артель, но все-таки продолжила свою деятельность. Однако избежать закрытия монастырю не удалось.

В 1927 году Серафимо-Дивеевский женский монастырь был закрыт. Множество святынь было уничтожено, разграблено или вывезено. В частности, уже упоминавшийся камень-валун был разбит.
Возрождение монастыря началось только в 90-е годы ХХ века. В 1990 году были сделаны первые шаги в деле восстановления обители, а спустя год, в июле 1991 года, сюда перенесли мощи ее духовного покровителя — преподобного Серафима Саровского.

Стоит отметить, что и в годы, когда монастырь окормлял преподобный Серафим, и в годы после его кончины, и уже после восстановления обители в наши дни сюда в больших количествах постоянно приезжали и приезжают паломники, как из России, так и из других стран. В первую очередь, конечно же, для поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, с молитвой к нему и за его духовной помощь.

Церковь Иоанна Предтечи в Калуге

Красное здание с белоснежными обрамлениями колонн и оконных проемов издалека привлекает взоры жителей Калуги и паломников своими голубыми главами с золотыми крестами. Храм Иоанна Предтечи в Калуге — православная святыня 18 столетия, на территории которого находится подворье Архиерея. Церковь Крестителя Господнего находится под юрисдикцией Калужской епархии.

Краткие исторические сведения

Калужская святыня построена в 1735 году на месте прежней деревянной церквушки и освящена в честь святого пророка Иоанна Предтечи.

Сильный пожар 1754 года практически уничтожил храм и все его ценности, включая иконы, поэтому уцелевший святой образ Крестителя Господнего стал свидетельством особой милости к нему Творца. Священник Никита Попов организовал сбор средств на восстановление церкви среди прихожан.Новый храм святого Иоанна Предтечи с двумя пристроенными к нему двумя приделами был освящен в 1763 году.

Использование искусственного разноцветного мрамора во внутренней отделке придало помещениям особой величественности.

В 1784 года рядом с храмовым зданием можно увидеть трехъярусную колокольню, построенную в стиле готики. В ходе ремонта в конце 19 века заново расписываются стены, на полу настилается паркет. За основу росписи взяты святые образа и рисунки Московской церкви Христа Спасителя и Киевского Владимирского собора.

Рисунки художника Васнецова были использованы для росписи семиярусного иконостаса, при этом использовалось новое полотно, но старые доски. Святынями храма Крестителя Господнего считались святые образа Иоанна Предтечи и мучеников Гурия, Самона и Авива.

В конце 1929 года храм закрывают якобы по причине его древности и отсутствии средств у общины на его капитальный ремонт. В 50-х годах двадцатого столетия при расширении улицы Московской был снесен храмовый алтарь.

Читайте также:
Московский Покровский храм Василия Блаженного: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Интересно! В 1960 году храм Иоанна Предтечи признан архитектурной святыней.

До конца 20 века в нем учились студенты культурного колледжа.

С 1995 года Калужская Предтеченская церковь передана по договору под сохранность Православной Церкви, и только с конца января 2007 года храм является собственностью епархии Калужской области.

Современное состояние

На сегодняшний день святыня Калуги восстанавливается, в ней заканчивается внутренняя отделка. Основанием величественного храма пророка Иоанна Крестителя служит четырехугольный фундамент, над которым возвышается здание с множеством окон.

Верхняя часть церкви украшена четырьмя главками. Единственную главу украшают звезды на фоне голубого неба. На каждом из двух ярусов имеется по три колонны.

Особенно людно в храме в дни святок, когда студенты духовной семинарии Калуги организовывают Рождественский вертеп. При содействии священства Предтеченского храма в городе проводятся:

  • 24 мая концерты духовых инструментов в честь памяти Кирилла и Мефодия, основателей славянской культуры:
  • фестиваль колокольной музыки.

Ежегодно прихожане и паломники имеют возможность поклониться святыням, которые доставляются из других православных церквей. Стараниями клирика иерея Сергея Бескоровайного организована помощь детскому дому, на территории которого освящена Тихоновская церковь.

Ахлебининская церковь, имеющая интересную историю и находящаяся на стадии восстановления, приписана к церкви святого Иоанна Крестителя. Светлая Пасха 2017 года ознаменована первой ночной Литургией.

Святыни

В храме Иоанна Предтечи всегда людно около святого образа Богородицы «Тихвинская» (Одигитрия) и ковчега с мощами:

  • равноапостольного князя Владимира;
  • равноапостольной Феклы;
  • священномученика Владимира Киевского;
  • священномучеников Киево-Печерской Лавры;
  • святителя Филарета;
  • преподобных Ахилы, Пимена Постника, Агапита.

Все желающие могут прикоснуться к святыням, привезенным со Святой земли и святым мощам Оптинских Старцев. В приделе Сергия Радонежского имеется икона святого и частицы его мощей. Немало молитв и просьб об исцелении возносится у святого лика и частицы мощей Святителя Луки. Никому не отказывает в прошении и святая Матронушка Московская, икона и частицы мощей которой имеются в храме.

Престольные праздники

В Предтеченской церкви 3 придела, каждый из них имеет свой престольный праздник. В приделе Крестителя Господнего поминают святого несколько раз в году:

  • 7 июля — воздают честь Творцу за Рождество Предтечи;
  • 11 сентября — день памяти об Усекновении головы Крестителя;
  • 6 октября — благодарение Богу за зачатие Елисаветы, матери Иоанна, которая находилась в преклонных годах, 20 января — Собор Иоанна Крестителя.

В приделе Сергия Радонежского встречают гостей на Литургию в честь собора Московских святых 18 июня и 8 октября. Память о священномученике Гурия, Самона и Авива чтится 28 ноября.

В помощь паломникам

Ориентировкой для приезжих, желающих добраться до церкви Святого Предтечи на общественном транспорте, станет остановка «Кинотеатр «Центральный». Храм находится по адресу: Калуга. Улица Московская, дом 30

Расписание служений храма Иоанна Предтечи можно узнать на его сайте. Ежедневно в 8.00 — утреня. В 17.00 — вечерня. Каждый день, кроме вторника и субботы, после вечерни читается акафист.

Храм Иоанна Предтечи в Калуге

Храм Иоанна Предтечи — одна из главных достопримечательностей церковной архитектуры Калуги и любимое место паломничества местных жителей. «Красная церковь», «Предтеча», «храм у Дома быта» — все эти топонимы в ходу у калужан.

Храм ведет свою историю с 1685 года, когда впервые упоминается в летописях как деревянный. В 1735 году он был перестроен в камне. После большого пожара был восстановлен в 1763 году.

Церковная община здесь одна из самых многочисленных и дружных. При храме активно ведется общественная деятельность, работает молодежное движение, духовно-просветительский центр, есть свой музей истории быта.

В числе чтимых святынь храма Иоанна Предтечи в Калуге — частицы мощей Сергия Радонежского, Матроны Московской, мощи и икона Святителя Луки, а также чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Своё значимое место занимает величайшая святыня храма — частица мощей Иоанна Крестителя.

Расписание богослужений в Храме Иоанна Предтечи в Калуге

Богослужения в храме Иоанна Предтечи проходят ежедневно — утром и вечером. Начало утреннего богослужения — в 9:00, вечернего — в 17:00.

В течение недели за вечерним богослужением духовенство храма совершает шесть акафистов святым.

По воскресеньям и в праздники (а также в родительские субботы) совершаются две божественные литургии: ранняя — в 07:00, поздняя — в 09:00.

Ночные богослужения проходят на Пасху, Рождество Христово и, по установившейся традиции, в Новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января.

Подробное расписание богослужений и календарь праздников размещены на официальном сайте храма Иоанна Предтечи в Калуге.

История

Первые упоминания о храме в летописях относятся к 1685 году. Тогда он был деревянным, как и город вокруг. В 1735 году его перестроили в камне. В середине века храм пострадал от большого пожара, который разрушил многие здания в Калуге. Уцелела лишь икона Иоанна Предтечи, в честь него в 1763 году и освятили восстановленный храм.

Читайте также:
Воскресенский собор в Тутаеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В конце XIX в. в храме прошла реставрация, в ходе которой стены были расписаны ликами святых, а пол стал паркетным. Основой росписи стали сюжеты из главных Московских и Киевских соборов.

Трехъярусная колокольня была построена в 1784 г. И стала символом храма и ориентиром в городе.

В 1929 г. храм был закрыт и более 50 лет в нем базировался колледж культуры. 7 августа 1995 г. храм Иоанна Предтечи был передан Калужской епархии, окончательно передача была осуществлена в 2007 году.

Храм имеет статус Объекта культурного наследия народов РФ федерального значения.

Архитектура

Храм Иоанна Предтечи построен по канонам русской православной церкви. В основании главной его части лежит четырехугольник с многочисленными окнами. Во время реставрации у храма появились приделы с двух сторон. Теперь он имеет типичное строение для православной церкви: основное помещение и два придела.

Купол храма имеет одну главу, она окрашена в синий цвет и украшена звездами. Колокольня храма имеет три яруса и возвышается над улицей. Колокольня была построена в конце XVIII века.

Внутри храм расписан образами святых и основными сюжетами из Евангелия. Алтарь храма хранит святыни -древние иконы, включая образ Крестителя Иоанна, в честь которого и назван храм.

Приход

Приход храма Иоанна Предтечи в Калуге — один из наиболее многочисленных в городе. Клир активно поддерживает прихожан, проводит не только богослужения, но в ведет активную духовно-просветительскую деятельность. При храме работает Воскресная школа, ученики которой участвуют в патриотических акциях, благотворительных концертах и семинарах.

Также при храме есть духовный центр, где регулярно проходят мероприятия для многодетных семей, сирот и инвалидов, пенсионеров и всех желающих. Все мероприятия бесплатны. Они проходят при поддержке администрации города. Некоторые из них имеют городское значение. Например, традиционный ежегодный фестиваль колокольного звона и калужский фестиваль искусств «Пасхальный Благовест», который собирает ежегодно десятки участников и сотни зрителей.

На попечении храма находятся деревенские церкви, куда дети и родители регулярно приезжают с праздничными программами, а клир проводит богослужения.

Как добраться до Храма Иоанна Предтечи в Калуге

Храм Иоанна Предтечи в Калуге знаком каждому местному жителю. Расположен он в центральной части города, поэтому добраться до него будет несложно.

Храм находится в радиусе двух остановок общественного транспорта. Они расположены буквально в 50–100 метрах друг от друга, а транспорта до них доезжает разный.

Первая остановка — «Дом быта» — расположена прямо напротив храма. До нее ходят автобусы № 2, 82, 91, 93, 98, троллейбус № 2 и маршрутное такси № 95.

Вторая остановка — «Кинотеатр Центральный» — находится за углом дома и принимает гораздо больше транспорта. Например, автобусы № 3, 4, 18, 19, 29, 30, 36, 41, 42, 69, 71, 72, 74, троллейбусы № 3, 18 и маршрутные такси № 22, 26, 29, 31, 43, 44, 63, 66, 69, 71, 73, 75, 76, 77, 80.

До храма можно добраться с Калужского железнодорожного вокзала — Калужского автовокзала (они находятся рядом) троллейбусами № 1, 5 и 12 до остановки «Кинотеатр «Центральный».

Транспорт курсирует с раннего утра и допоздна, охватывает все районы города, поэтому всегда есть возможность доехать до храма. График движения и маршруты следования транспорта Калуги — здесь.

Добраться до храма Иоанна Предтечи в Калуге можно и на автомобиле (есть места для парковки), или воспользовавшись мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber и другими. Поездка по городу обойдется недорого.

Храм Иоанна Предтечи в Калуге — панорама Google Maps:

Видео-репортаж о Храме Иоанна Предтечи в Калуге:

Калужская епархия опубликовала расписание праздничных богослужений

Калужский храм Иоанна Предтечи. Фото Чупринина Михаила, 2007 год

Калужский храм в честь Усекновения главы Cвятого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
, архиерейское подворье Калужской епархии

  • Престол: Усекновения главы Иоанна Предтечи, прп. Сергия Радонежского (южный придел), мчч. и исп. Гурия, Самона и Авива (северный придел)
  • Адрес: Россия, Калуга, ул. Московская, 30
  • Телефон
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первое известие об этом храме содержится в описи 1685 года, где он описывается как деревянный.
Современный храм был построен в 1735 г. на месте деревянного. В 1754 г. сильно пострадал во время пожара, который уничтожил значительную часть городских строений. Тогда почти полностью выгорело и все внутреннее убранство и иконы храма. Только храмовый образ Иоанна Крестителя был «вынесен на огороды и уцелел. А пономарь сей церкви Трифон, вбежавший в нее для взятия Евангелия, от усилившего пламени сгорел».

Читайте также:
Свято-Екатерининский храм в Феодосии: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм был восстановлен в 1763 г. на средства, собранные стараниями священника Никиты Егоровича Попова и прихожан. Тогда же к нему было пристроено 2 придела — один во имя Сергия Радонежского, другой — во имя мучеников Гурия, Самона и Авива. Для внутренней отделки храма использовался искусственный мрамор разных цветов.

В конце XIX в. в храме производился ремонт, в ходе которого были заново расписаны его стены, а пол покрыт паркетом. В основу росписи были положены копии с изображений в храме Христа Спасителя в Москве и во Владимирском соборе Киева. Семиярусный иконостас был переписан на новом полотне, но на старых досках по рисункам художников Васнецова, Нестерова, Маковского и Сорокина. Особо почитались прихожанами древняя икона Иоанна Предтечи и икона мучеников Гурия, Самона и Авива.

Извне храм величественный, обильно орнаментированный. В основании главной его части лежит четырехугольник с многочисленными окнами. В верхней части четырехугольника по углам расположены четыре маленькие главки, скрывающие переход к ротондообразному верху, увенчанному круглым куполом. Единственная глава усеяна звездами на голубом фоне. Трехъярусная колокольня в готическом стиле построена в 1784 г. На углах первого и второго ярусов установлено по 3 колонны, только во втором они соединены стрелкой. Верхний ярус был переделан во время ремонта в 1890-х годах.

В 1929 г. храм был закрыт (по другим источникам был закрыт в 1934 г.), т.к. община была не в состоянии провести капитальный ремонт. Первоначально в храме был устроен склад горторга, затем до 1995 года в храме находился городской колледж культуры.

В середине 1950-х годах был разобран алтарь храма, выходящий на Московскую улицу, как «мешающий проезду автотранспорта». Сейчас службы идут в широкой двухпридельной трапезной храма, а основной башенный объём пока закрыт новым иконостасом и служит алтарём.

С 1960 г. храм является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения [1].

7 августа 1995 г. храм был передан Калужской епархии. 15 августа 1997 г. между Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения и Калужской епархией Русской Православной Церкви был заключен договор № 1-п о сохранности и использовании недвижимого памятника истории и культуры религиозного назначения.

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

В настоящее время храм является архиерейским подворьем Калужской епархии, совершаются регулярные богослужения.

На попечении прихода находится храм в с. Ахлебинино Перемышльского района Калужской области, который восстанавливается силами прихода.

История

Храм был построен в 1735 г. на месте деревянного. В 1754 г. сильно пострадал во время пожара, который уничтожил значительную часть городских строений. Тогда почти полностью выгорело и все внутреннее убранство и иконы храма. Уцелел только образ Иоанна Крестителя. Храм был восстановлен в 1763 г. на средства, собранные стараниями священника Никиты Егоровича Попова и прихожан. Тогда же к нему было пристроено 2 придела –– один во имя Сергия Радонежского, другой –– во имя мучеников Гурия, Самона и Авива. Для внутренней отделки храма использовался искусственный мрамор разных цветов.

В конце XIX в. в храме производился ремонт, в ходе которого были заново расписаны его стены, а пол покрыт паркетом. В основу росписи были положены копии с изображений в храме Христа Спасителя в Москве и во Владимирском соборе Киева. Семиярусный иконостас был переписан на новом полотне, но на старых досках по рисункам художников Васнецова, Нестерова, Маковского и Сорокина. Особо почитались прихожанами древняя икона Иоанна Предтечи и икона мучеников Гурия, Самона и Авива.

Извне храм величественный, обильно орнаментированный. В основании главной его части лежит четырехугольник с многочисленными окнами. В верхней части четырехугольника по углам расположены четыре маленькие главки, скрывающие переход к ротондообразному верху, увенчанному круглым куполом. Единственная глава усеяна звездами на голубом фоне. Трехъярусная колокольня в готическом стиле построена в 1784 г. На углах первого и второго ярусов установлено по 3 колонны, только во втором они соединены стрелкой. Верхний ярус был переделан во время ремонта в 90-х гг. XIX в.

В 1929 г. храм был закрыт (по другим источникам был закрыт в 1934 г.), т.к. община была не в состоянии провести капитальный ремонт. В середине 50-х гг. XX в. был разобран алтарь храма, выходящий на Московскую улицу, как «мешающий проезду автотранспорта». С 1960 г. храм Иоанна предтечи является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960г.).

Читайте также:
Церковь Иоанна Златоуста в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

До 1995 г. в храме находился колледж культуры. 7 августа 1995 г. храм был передан Калужской епархии Русской Православной Церкви по акту приема-передачи. 15 августа 1997 г. между Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения и Калужской епархией Русской Православной Церкви был заключен договор № 1-п о сохранности и использовании недвижимого памятника истории и культуры религиозного назначения. В настоящее время храм внешне полностью восстановлен, завершаются работы по внутреннему убранству и настенной росписи.

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Краткие исторические сведения

Калужская святыня построена в 1735 году на месте прежней деревянной церквушки и освящена в честь святого пророка Иоанна Предтечи.

Сильный пожар 1754 года практически уничтожил храм и все его ценности, включая иконы, поэтому уцелевший святой образ Крестителя Господнего стал свидетельством особой милости к нему Творца. Священник Никита Попов организовал сбор средств на восстановление церкви среди прихожан.Новый храм святого Иоанна Предтечи с двумя пристроенными к нему двумя приделами был освящен в 1763 году.


Храм святого пророка Иоанна Предтечи в Калуге

Использование искусственного разноцветного мрамора во внутренней отделке придало помещениям особой величественности.

В 1784 года рядом с храмовым зданием можно увидеть трехъярусную колокольню, построенную в стиле готики. В ходе ремонта в конце 19 века заново расписываются стены, на полу настилается паркет. За основу росписи взяты святые образа и рисунки Московской церкви Христа Спасителя и Киевского Владимирского собора.

Рисунки художника Васнецова были использованы для росписи семиярусного иконостаса, при этом использовалось новое полотно, но старые доски. Святынями храма Крестителя Господнего считались святые образа Иоанна Предтечи и мучеников Гурия, Самона и Авива.

В конце 1929 года храм закрывают якобы по причине его древности и отсутствии средств у общины на его капитальный ремонт. В 50-х годах двадцатого столетия при расширении улицы Московской был снесен храмовый алтарь.

Интересно! В 1960 году храм Иоанна Предтечи признан архитектурной святыней.

До конца 20 века в нем учились студенты культурного колледжа.

С 1995 года Калужская Предтеченская церковь передана по договору под сохранность Православной Церкви, и только с конца января 2007 года храм является собственностью епархии Калужской области.

Современное состояние

Внутреннее убранство храма
По многолетней традиции в первых числах января у стен храма устанавливается композиция «Рождественский вертеп» с фигурами Богомладенца Христа, Богородицы, праведного Иосифа, сделанными с большой любовью сотрудниками калужского ТЮЗа. Храм располагается на центральной улице города, в течение всего дня от «Рождественского вертепа» слышится специальная фонограмма на тему Рождества Христова, подготовленная студентами Калужской духовной семинарии. Это неизменно привлекает внимание прохожих, особенно детей. Рождественский вертеп устанавливается ежегодно на весь период Святок.

Ежегодно, 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия у стен храма, при содействии Администрации города Калуги, проводится Концерт духовной музыки, посвященный Дню славянской письменности и культуры.

По традиции в нашем храме открывается Фестиваль колокольного звона в г. Калуге.

В течении года в храм прибывают на поклонение различные святыни из отдаленных мест.

На попечении храма состоит храм в с. Ахлебинино Перемышльского района Калужской области. Силами прихода храм восстанавливается.

Азаровский детский дом окормляется клириком храма иереем Сергием Бескоровайным. В детском доме стараниями священства и педагогов создан домовой храм, освященный в честь преподобного Тихона Калужского. Службы, по благословению правящего архиерея проходят раз в две недели. Количество посещающих службы составляет порядка 20-ти детей. Как правило, все они исповедаются и причащаются за каждой службой.

Храм во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Воскресение Христово 19.04.2021 г.

Воскресение Христово – основа нашей веры. Оно есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. Как крестной Христовой смертью совершено очищение наших грехов, так Его воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому для верующих людей воскресение Христово есть источник постоянной радости, несмолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи.
Вероятно, нет человека на земле, который бы не слышал о смерти и воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Но, в то время, когда сами факты Его смерти и воскресения так широко известны, их духовная суть, их внутренний смысл являются тайной Божией мудрости, правосудия и Его бесконечной любви. Лучшие человеческие умы бессильно склонялись перед этой непостижимой тайной спасения. Тем не менее, духовные плоды смерти и воскресения Спасителя доступны нашей вере и ощутимы для сердца. И благодаря данной нам способности воспринимать духовный свет Божественной истины, мы убеждены, что воплотившийся Сын Божий действительно добровольно умер на кресте для очищения наших грехов и воскрес, чтобы дать нам вечную жизнь. На этом убеждении зиждется все наше религиозное мировоззрение.

Читайте также:
Воскресенский собор в Тутаеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Теперь вкратце вспомним главные события, связанные с воскресением Спасителя. Как повествуют евангелисты, Господь Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов после обеда, накануне еврейской Пасхи. В тот же день вечером Иосиф Аримафейский, человек богатый и благочестивый, вместе с Никодимом сняли с креста тело Иисуса, помазали его благовонными веществами, обвили полотном («плащаницей»), как полагалось по еврейским традициям, и похоронили в каменной пещере. Эту пещеру Иосиф высек в скале для собственного погребения, но из любви к Иисусу уступил ее Ему. Эта пещера находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где распяли Христа. Иосиф и Никодим были членами Синедриона (верховного иудейского суда) и одновременно тайными учениками Христа. Вход в пещеру, где они погребли тело Иисуса, они заложили большим камнем. Погребение совершалось поспешно и не по всем правилам, так как в этот вечер начинался праздник иудейской Пасхи.

Несмотря на праздник, в субботу утром, первосвященники и книжники пошли к Пилату и просили у него разрешения приставить ко гробу римских воинов, чтобы охранять гроб. К камню, закрывавшему вход в гробницу, приложили печать. Все это было сделано из предосторожности, так как они вспомнили предсказание Иисуса Христа, что Он воскреснет на третий день после Своей смерти. Так иудейские начальники, сами того не подозревая, подготовили неопровержимые доказательства последовавшего на следующий день воскресения Христа.

Где пребывал Господь Своей душою после того, как Он умер? По верованию Церкви, Он сошел в ад со Своей спасительной проповедью и вывел оттуда души уверовавших в Него (1 Пет. 3:19).

На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром, когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Тайна воскресения, как и тайна воплощения, – непостижимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это событие так, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным. После этого воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Воины не видели, что произошло в пещере, и после воскресения Христа продолжали сторожить опустевший гроб. Вскоре произошло землетрясение, когда Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег. Воины, испугавшись Ангела, разбежались.

Ни жены мироносицы, ни ученики Христа ничего не знали о случившемся. Так как погребение Христа было совершено поспешно, то жены мироносицы условились на следующий день после праздника Пасхи, то есть по-нашему в воскресенье, пойти ко гробу и закончить помазание тела Спасителя благовонными мазями. О приставленной к гробу римской страже и о приложенной печати они и не знали. Когда стала появляться заря, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу с благоуханным миром. Направляясь к месту погребения, они недоумевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?» – потому что, как объясняет Евангелист, камень был велик. Первая пришла ко гробу Мария Магдалина. Видя гроб пустым, она побежала назад к ученикам Петру и Иоанну и сообщила им о пропаже тела Учителя. Немного спустя пришли ко гробу и прочие мироносицы. Они увидели во гробе юношу, сидящего на правой стороне, одетого в белую одежду. Таинственный юноша сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что они увидят Его в Галилее.» Взволнованные неожиданной вестью, они поспешили к ученикам.

Между тем апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о случившемся, прибежали к пещере: но, найдя в ней лишь пелены и плат, который был на голове Иисуса, возвратились домой в недоумении. После них Мария Магдалина вернулась на место погребения Христа и стала плакать. В это время она увидела во гробе двух ангелов в белых одеждах, которые сидели – один у главы, другой у ног, где лежало тело Иисуса. Ангелы спросили у нее: «Что ты плачешь?» Ответив им, Мария повернулась назад и увидела Иисуса Христа, но не узнала Его. Думая, что это садовник, она спросила: «Господин, если ты вынес Его (Иисуса Христа), то скажи, куда положил Его, и я возьму Его.» Тогда Господь сказал ей: «Мария!» Услышав знакомый голос и обернувшись к Нему, она узнала Христа и, воскликнув: «Учитель!» бросилась к Его ногам. Но Господь не позволил ей прикасаться к Себе, а велел идти к ученикам и рассказать о чуде воскресения.

Читайте также:
Вознесенская Давидова пустынь в Чеховском районе: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Этим же утром воины пришли к первосвященникам и сообщили им о явлении Ангела и об опустевшем гробе. Эта весть очень взволновала иудейских начальников: исполнились их тревожные предчувствия. Теперь им прежде всего предстояло позаботиться о том, чтобы народ не поверил в воскресение Христа. Собрав совет, они дали воинам много денег, приказав распространять слух, будто ученики Иисуса ночью, в то время когда воины спали, украли Его тело. Воины все так и сделали, и так слух о краже тела Спасителя потом долго держался в народе.

В первый день Своего воскресения Господь несколько раз являлся Своим ученикам, которые прятались от преследований поодиночке и группами в разных частях Иерусалима. По церковному преданию, Христос сначала явился Своей Матери, чем утешил Ее материнскую скорбь. Потом Господь явился и прочим женам-мироносицам, сказав им: «Радуйтесь!» Жены мироносицы поспешили поделиться этой радостной вестью с прочими апостолами. В тот же день Господь явился еще ап. Петру и двум ученикам – Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Вечером же Он явился всем апостолам, которые собрались, чтобы обсудить слухи о Его воскресении. Боясь иудеев, апостолы заперлись в одном из домов Иерусалима (По преданию, – в «Сионской горнице,» где была совершена Тайная вечеря и где через семь недель после Пасхи Дух Святой сошел на апостолов).

Через неделю после этого Господь снова явился апостолам и в том числе ап. Фоме, который отсутствовал при первом явлении Спасителя. Чтобы рассеять сомнения Фомы относительно Своего воскресения, Господь позволил ему прикоснуться к Своим ранам, и уверовавший Фома припал к Его ногам, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» Как повествуют далее евангелисты, в течение сорокадневного периода после Своего воскресения Господь еще несколько раз являлся апостолам, беседовал с ними и давал им последние наставления. Незадолго до Своего вознесения Господь явился более чем пятистам верующим.

На сороковой день после Своего воскресения Господь Иисус Христос в присутствии апостолов вознесся на небо и с тех пор Он пребывает «одесную» Своего Отца. Апостолы же, ободренные воскресением Спасителя и Его славным вознесением, вернулись в Иерусалим, ожидая сошествия на них Духа Святого, как обещал им Господь.

Святыни

Чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери (Одигитрия)

  • Ковчег с мощами святых равноап. вл. кн. Владимира, равноап. Феклы Первомученицы, сщмч. Владимира митрополита Киевского, сщмч. Кукши Киево-Печерского, сщмч. Лукиана, свт. Филарета митрополита Киевского, прп. Ахилы диакона, прп. Пимена постника, прп. Агапита врача Киево-Печерского.
  • Святыни со Святой Земли: частичка Гроба Господня, частичка Голгофского камня, частичка Древа Животворящего Креста.
  • Мощи святых преподобных Оптинских Старцев.
  • Частичка мощей св. прп. Сергия Радонежского.
  • Чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери (Одигитрия).
  • Частичка мощей блаженной Матроны Московской и её чудотворная икона.
  • Мощи и икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Богослужения в храме совершаются ежедневно.

Начало Литургии в 8.30.

Вечернее богослужение 17.00.

Каждую субботу после литургии совершаются молебен и панихида.

Храм пророка Иоанна Предтечи (Калуга)

Храм пророка Иоанна Предтечи был построен в 1735 году на месте деревянного храма. На территории храма расположено Архиерейское подворье.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Храм был построен в 1735 г. на месте деревянного. В 1754 г. сильно пострадал во время пожара, который уничтожил значительную часть городских строений. Тогда почти полностью выгорело и все внутреннее убранство и иконы храма. Уцелел только образ Иоанна Крестителя. Храм был восстановлен в 1763 г. на средства, собранные стараниями священника Никиты Егоровича Попова и прихожан. Тогда же к нему было пристроено 2 придела –– один во имя Сергия Радонежского, другой –– во имя мучеников Гурия, Самона и Авива. Для внутренней отделки храма использовался искусственный мрамор разных цветов.

В конце XIX в. в храме производился ремонт, в ходе которого были заново расписаны его стены, а пол покрыт паркетом. В основу росписи были положены копии с изображений в храме Христа Спасителя в Москве и во Владимирском соборе Киева. Семиярусный иконостас был переписан на новом полотне, но на старых досках по рисункам художников Васнецова, Нестерова, Маковского и Сорокина. Особо почитались прихожанами древняя икона Иоанна Предтечи и икона мучеников Гурия, Самона и Авива.

Читайте также:
Ставропигиальный монастырь: определение и история ставропигии, значение и смысл в православии

Извне храм величественный, обильно орнаментированный. В основании главной его части лежит четырехугольник с многочисленными окнами. В верхней части четырехугольника по углам расположены четыре маленькие главки, скрывающие переход к ротондообразному верху, увенчанному круглым куполом. Единственная глава усеяна звездами на голубом фоне. Трехъярусная колокольня в готическом стиле построена в 1784 г. На углах первого и второго ярусов установлено по 3 колонны, только во втором они соединены стрелкой. Верхний ярус был переделан во время ремонта в 90-х гг. XIX в.

В 1929 г. храм был закрыт (по другим источникам был закрыт в 1934 г.), т.к. община была не в состоянии провести капитальный ремонт. В середине 50-х гг. XX в. был разобран алтарь храма, выходящий на Московскую улицу, как «мешающий проезду автотранспорта». С 1960 г. храм Иоанна предтечи является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960г.).

До 1995 г. в храме находился колледж культуры. 7 августа 1995 г. храм был передан Калужской епархии Русской Православной Церкви по акту приема-передачи. 15 августа 1997 г. между Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников и земель историко-культурного назначения и Калужской епархией Русской Православной Церкви был заключен договор № 1-п о сохранности и использовании недвижимого памятника истории и культуры религиозного назначения. В настоящее время храм внешне полностью восстановлен, завершаются работы по внутреннему убранству и настенной росписи.

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Современное состояние [ править ]

По многолетней традиции в первых числах января у стен храма устанавливается композиция «Рождественский вертеп» с фигурами Богомладенца Христа, Богородицы, праведного Иосифа, сделанными с большой любовью сотрудниками калужского ТЮЗа. Храм располагается на центральной улице города, в течение всего дня от «Рождественского вертепа» слышится специальная фонограмма на тему Рождества Христова, подготовленная студентами Калужской духовной семинарии. Это неизменно привлекает внимание прохожих, особенно детей. Рождественский вертеп устанавливается ежегодно на весь период Святок.

Ежегодно, 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия у стен храма, при содействии Администрации города Калуги, проводится Концерт духовной музыки, посвященный Дню славянской письменности и культуры.

По традиции в нашем храме открывается Фестиваль колокольного звона в г. Калуге.

В течении года в храм прибывают на поклонение различные святыни из отдаленных мест.

На попечении храма состоит храм в с. Ахлебинино Перемышльского района Калужской области. Силами прихода храм восстанавливается.

Азаровский детский дом окормляется клириком храма иереем Сергием Бескоровайным. В детском доме стараниями священства и педагогов создан домовой храм, освященный в честь преподобного Тихона Калужского. Службы, по благословению правящего архиерея проходят раз в две недели. Количество посещающих службы составляет порядка 20-ти детей. Как правило, все они исповедаются и причащаются за каждой службой.

Святыни [ править ]

  • Ковчег с мощами святых равноап. вл. кн. Владимира, равноап. Феклы Первомученицы, сщмч. Владимира митрополита Киевского, сщмч. Кукши Киево-Печерского, сщмч. Лукиана, свт. Филарета митрополита Киевского, прп. Ахилы диакона, прп. Пимена постника, прп. Агапита врача Киево-Печерского.
  • Святыни со Святой Земли: частичка Гроба Господня, частичка Голгофского камня, частичка Древа Животворящего Креста.
  • Мощи святых преподобных Оптинских Старцев.
  • Частичка мощей св. прп. Сергия Радонежского.
  • Чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери (Одигитрия).
  • Частичка мощей блаженной Матроны Московской и её чудотворная икона.
  • Мощи и икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, г. Калуга, ул. Московская, 30

Проезд: До храма можно добраться с Калужского железнодорожного вокзала – Калужского автовокзала троллейбусами № 1 и № 5 до остановки «Кинотеатр «Центральный».

Паломнику [ править ]

Богослужения в храме совершаются ежедневно.

Начало утреннего Богослужения – в 9:00, вечернего – в 17:00.

В течение недели за вечерним Богослужением духовенство храма совершает пять акафистов:

  • в понедельник: акафист святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну на распев;
  • во вторник: по просьбе прихожан храма совершается акафист святой блаженной Матроне Московской;
  • в среду: акафист Калужской иконе Божией Матери на распев;
  • в пятницу: акафист святому преподобному Сергию Радонежскому;
  • в воскресенье: чередуются акафисты калужским святым: преподобному Тихону Калужскому, преподобному Пафнутию Боровскому, преподобному Амвросию Оптинскому, блаженному Лаврентию Калужскому.

Акафисты не совершается если на вечернее Богослужение приходится всенощное бдение или полиелей, в этих случаях совершается уставное Богослужение.

Читайте также:
Московский Покровский храм Василия Блаженного: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

По воскресным дням и в дни двунадесятых праздников совершаются две Божественные литургии: ранняя – в 7:00, поздняя – в 9:00.

Также по две Божественные литургии совершаются в Родительские субботы.

Ночные Богослужения совершаются на Светлое Христово Воскресенье, Пасху Господню, на Рождество Христово и, по установившейся в городе Калуге традиции, в ночь с 31 декабря на 1 января.

Храм Иоанна Предтечи – архиерейское подворье в Калуге

На долю калужской церкви выпало немало испытаний – войны, бунты и гонения от государства. В 1754 году произошел сильнейший пожар, во время которого сгорело множество жилых домов и половина всех храмов Калуги. В Предтеченской церкви от огня уцелела только одна икона Крестителя Господня. Высокое здание с трехъярусной колокольней считается настоящим украшением «Золотого кольца» России, поэтому церковь популярна у туристов.

Содержание:

  1. История церкви
  2. Архитектурные особенности
  3. Полезная информация для туристов
  4. Как добраться
  5. Источники информации:
  6. Дополнительная информация
  7. Храм Иоанна Предтечи на карте

История церкви

Предтеченский храм впервые упоминается в конце XVII веке. Тогда это была небольшая деревянная постройка, которая стояла на выезде из города в сторону Москвы.

Храм Иоанна Предтечи с высоты птичьего полёта

К 1735 году здание сильно обветшало, и вместо него построили новый каменный храм в стиле «аннинского барокко». К сожалению, он прослужил недолго. Опустошительный пожар 1754 года не пощадил ни саму церковь, ни ее внутреннее убранство.

В 1763 году, через десять лет после пожара, храм был восстановлен. В нем появилась стенная живопись и два боковых придела – в честь Сергия Радонежского и мучеников Гурия, Самона и Авива. Тогда же возле церкви построили первую в Калуге трехъярусную колокольню.

Общий вид храма Иоанна Предтечи

В таком виде храм прослужил до 1890 года, когда был затеян большой ремонт, который продлился до 1899 года. Обновленная церковь порадовала калужан духовым отоплением, добротным дубовым паркетом и красивой метлахской плиткой.

Художники полностью переделали огромный семиярусный иконостас. Они использовали старые доски и написали на них новые образы по мотивам рисунков известных русских художников В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, В. Е. Маковского и Е. С. Сорокина.

Стены церкви были оформлены искусственным разноцветным мрамором. Кроме того, здесь появились копии картин из храма Христа Спасителя в Москве и Владимирского собора в Киеве.

После революции над калужским храмом сгустились тучи. С 1929 года он то закрывался, то открывался. Богослужения окончательно прекратились в 1934 году.

Через 30 лет в бывшем церковном здании была снесена апсида, которая выходила на Московскую улицу. Калужские власти посчитали, что она мешает движению транспорта. Храм планировали окончательно уничтожить, но 30 сентября 1960 года он был признан памятником городской архитектуры и взят под охрану государства.

До 1996 года здесь работал колледж культуры, и находится продовольственный склад. Потом здание было возвращено православной церкви. Сейчас храм почти полностью восстановлен, но реставрация настенной живописи продолжается (2021).

Архитектурные особенности

Здание построено в традиционной архитектуре начала XVIII века. Уникальный для Калуги бесстолпный храм-башня поднимается на высоту 25 м. В оформлении фасадов есть небольшие излишества, но они ни коим образом не портят строгую красоту Предтеченской церкви.

Вид на колокольню храма Иоанна Предтечи

Над углами основного объема возвышаются четыре небольших главки и ротондообразный округлый верх, который перекрыт большим куполом. Внутри все стены расписаны. В подкупольном пространстве можно увидеть изображение голубого неба со звездами.

Готическая колокольня состоит из трех ярусов. На углах первого, второго и третьего ярусов установлены по три колонны, а на втором ярусе они соединены своеобразной «стрелкой».

Полезная информация для туристов

Церковь является архиерейским подворьем. Экскурсии туристов не проводятся, а богослужения проходят дважды в день – в 9:00 и 17:00.

Главная святыня храма – частица мощей Крестителя Господня Иоанна. Кроме того, в церкви хранятся частицы мощей святого преподобного Сергия Радонежского, блаженной Матроны Московской, мощи и икона Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и чудотворный список Тихвинской иконы Богородицы.

Интерьер храма Иоанна Предтечи

Как добраться

Храм расположен в историческом центре города, на ул. Московской, 30. От железнодорожного и автовокзала Калуги сюда можно добраться на автобусах, троллейбусах и маршрутных такси. Ехать нужно до остановки «Дом быта» или «Кинотеатр Центральный (улица Кирова)».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: