Севастопольское благочиние: храмы и монастыри, отделы, духовенство, святыни

ГАТЧИНСКОЕ ГОРОДСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Поможем друг другу!

Сейчас наш приход переживает непростое время. Ввиду масштабной реставрации собора, службы совершаются в деревянном храме святой Марии Гатчинской. Его достройка и приспособление к нуждам прихожан требует большого труда и затрат. Просим усилить вашу молитву и материальную помощь приходу. Храни вас Господь!

ХРАМ ОТКРЫТ ЕЖЕДНЕВНО С 8.30 до 20.00

Литургия совершается в 9.00 по будням и в 7.00 и 9.40 по воскресным и праздничным дням.

Рубрики

Гатчинский кафедральный собор святого апостола Павла

Интернет-книга

Гатчинские новомученики

Храмы благочиния

Свежие записи

  • Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы
  • «Хотелось бы всех поимённо назвать»
  • Памяти жертв государственного террора
  • Престольный праздник в Больших Колпанах
  • Праздник Гатчинских святынь
  • Покров Пресвятой Богородицы

Икона дня

Православный календарь

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).

Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).

Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).

Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

Кол., 253 зач., II, 1–7.Лк., 58 зач., XI, 23–26.

Наши посетители

Рубрика Храмы Благочиния

Престольный праздник в Больших Колпанах

28 октября отметил свой престольный праздник приход церкви в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в Больших Колпанах (приписной к Павловскому кафедральному собору). Божественную литургию в этот день совершил настоятель собора благочинный протоиерей Владимир Феер в сослужении соборных клириков — протоиерея Константина Трофимова и иерея Иоанна Алексеева.

По окончании литургии о. Владимир обратился с теплыми словами приветствия к прихожанам храма, поблагодарив за труды о. Иоанна, в чьи обязанности входит окормление прихода и всех, кто помогает ему в служении во славу Божию.

Благочинный вручил архиерейскую грамоту труженице храма Вере Сергеевне Ярмоленко.

Поделиться:

  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
  • Click to share on Google+ (Opens in new window)

Престольный праздник в храме прп. Александра Свирского в посёлке Новый Свет

В день престольного праздника в храме прп. Александра Свирского в посёлке Новый Свет (приписной к Павловскому кафедральному собору) Божественную литургию отслужил настоятель собора, благочинный протоиерей Владимир Феер. Ему сослужил иерей Владимир Валяев, клирик собора, чьим послушанием является духовное окормление прихода Александро-Свирской церкви.

По окончании богослужения благочинный тепло поздравил прихожан с престольным праздником и вручил труженикам епархиальные награды.

Затем состоялся молебен и крестный ход по посёлку. В день праздника духовная радость наполняла всех присутствующих, многие из которых исповедовались и причастились Святых Христовых Таин.

Поделиться:

  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
  • Click to share on Google+ (Opens in new window)

ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА ВСЕХ СВЯТЫХ

Возрождение храма всех Святых началось с того момента, когда Гатчинским Павловским собором были проведены масштабные работы по восстановлению храма-часовни св. Иоанна Предтечи или Малокладбищенской церкви, как её называли до революции.

Параллельно с этим велись работы и по восстановлению храма Всех Святых.

Трудами благочинного протоиерея Владимира Феера, членов прихода, заботами клирика Павловского собора протоиерея Владимира Седова, при помощи мирян начались работы по восстановлению святыни.


Проводились многочисленные субботники по разборке огромных завалов мусора и расчистке внутреннего пространства храма и уборке территории вокруг него. Были осуществлены работы по консервации здания, была установлена крыша.

Летом 2008 года, в день Всех Святых, впервые после многих десятилетий разрушения и поругания, был совершен Крестный ход вокруг оставшегося здания храма. К престольному празднику в 2010 году в храме был установлен временный иконостас, подготовлены верхние хоры, звонница, на стенах размещены иконы. С 2011 года здесь совершается Божественная литургия.

В 2014 году настоятелем храма был назначен иерей Александр Асонов, продолживший начатое дело восстановления этой замечательной святыни.

Современный вид внутреннего убранства храма

Поделиться:

  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
  • Click to share on Google+ (Opens in new window)

Страницы истории храма Всех Святых

Проектирование и строительство церкви были возложены на молодого, но уже известного архитектора Николая Васильевича Дмитриева (1856—†1918), который был в 1885—1902 годах главным архитектором Гатчины.

Проект церкви Всех святых

В 1876 году он с отличием окончил Петербургское строительное училище. Свою работу Дмитриев начал с проектирования доходных домов и особняков для именитых заказчиков. Наиболее значительным проектом Дмитриева в Санкт-Петербурге стал дом книгоиздательства А. Ф. Маркса (Измайловский пр., д. 29), в котором разместилась типография журнала «Нива». В Гатчине по его проектам будут построены, кроме церкви во имя Всех Святых на городском кладбище (1888—1889), здания Придворных конюшен (сейчас в них располагается Музей истории авиационного двигателестроения и ремонта); комплекс зданий придворных оранжерей на Екатеринвердерском проспекте; здание Реального училища (1899—1900).

Храм этот был торжественно освящен 29 октября 1889г. сакелларием собора Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце СПб прот. Иоанном Толмачёвым в сослужении гатчинского духовества.

Читайте также:
Храм Космы и Дамиана в Шубине: история и описание, адрес, праздники и святыни

С детства я помню руины некогда прекрасной и величественной церкви Всех Святых. Они подвергались обычному для святых мест и, можно сказать, всенародному, осквернению в годы безбожия. Из здания церкви сделали свалку всякого рода кладбищенского хлама и негласный общественный туалет. На стенах писалась всякая нецензурщина, да и поживиться кое-кто не брезговал: как-то в одночасье, например, с храма исчез весь цоколь из тёсаной парицкой плиты…

Поделиться:

  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
  • Click to share on Google+ (Opens in new window)

В Гатчине прошел концерт посвященный 800-летию Александра Невского

27 мая 2021 года по благословению епископа Гатчинского и Лужского Митрофана при поддержке Администрации Гатчинского муниципального района состоялось праздничное мероприятие, посвященное 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского.

Такой масштабный проект, включающий концертную программу, мастер-классы по народным ремеслам и различным видам декоративно-прикладного искусства, а также площадку для народных игр и хороводов, организованную для детей, был впервые реализован на территории Покровского собора г. Гатчины, один из пределов которого освящен в честь святого благоверного князя Александра.

Основные события праздничного мероприятия развернулись на сцене, расположенной на ступенях у входа в Покровский собор, а также во дворе собора, превратившемся в этот день в настоящую креативную площадку с граффити «Русский богатырь», Машей и Медведем, Богатырским конем и другими героями русского былинного эпоса и народных сказок.

Мероприятие открыл епископ Гатчинский и Лужский Митрофан. Затем участников праздника приветствовали глава Гатчинского муниципального района Ленинградской области Виталий Андреевич Филоненко, руководитель приемной Губернатора Ленинградской области в Гатчинском районе Людмила Павловна Сенькина, а также депутаты Законодательного собрания Ленинградской области.

Сценарий концертной программы был составлен таким образом, что в нем были отражены разные грани незаурядной личности князя Александра – храброго воина и полководца, мудрого политика, великого святого. Тексты ведущих были составлены на основании фрагментов художественной прозы, стихов русских поэтов, цитат из Жития святого благоверного великого князя Александра Невского. В программе прозвучали известные произведения духовной и патриотической тематики, народные песни, старинные канты.

В концертной программе приняли участие: лауреат государственной премии в области исполнительского искусства, лауреат всероссийских и международных конкурсов, художественный руководитель Детского оперного театра Дворца учащейся молодежи СПб Юлия Симонова; солист ГБУ «Петербург-Концерт» Анатолий Ломунов; лауреат международных конкурсов Анна Абикулова; лауреат международных конкурсов Мария Маркова; Дуэт «Величание» из Павловского Кафедрального Собора — протодиакон Вадим Никулин и лауреат международных конкурсов Евгения Ивановская; клирик Храма Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы г. Санкт-Петербург диакон Сергий Учанейшвили; казачий семейный дуэт Игорь и Наталья Чипизубовы; Детский вокальный ансамбль МБУ «Янинский КСДЦ» «Веснушки», руководитель Александр Самойлов; Вокальный ансамбль МБУ «Янинский КСДЦ» «Бархат», руководитель Елена Лебедева.

Провели концерт Мария Маркова и Константин Кузнецов.

Большой вклад в подготовку и проведение мероприятия внес Отдел по миссионерской и молодежной работе Гатчинской епархии и его председатель иерей Алексий Ковальчук. Сотрудники отдела провели интеллектуальные игры, мастер-класс по хоровому пению, а также кинолекторий, посвященный святому благоверному великому князю Александру Невскому и православному воинству. Активное участие в работе креативной площадки праздника принял сотрудник отдела, специалист по детским и юношеским культурно-массовым мероприятиям Федор Кухарь.

Презентацию работы своей работы в рамках мероприятия провел Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Председатель Отдела иерей Алексий Дудин также выступил с сольным номером патриотической тематики в концертной программе.

По благословению благочинного Гатчинского муниципального округа протоиерея Владимира Феера в празднике приняло участие Сестричество преподобномученицы Марии Гатчинской при Павловском кафедральном соборе.

Большую техническую поддержку в реализации проекта оказал лично Председатель приходского совета Покровского собора инок Геннадий (Богданов).

Проект праздничного мероприятия, посвященного 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, был подготовлен и реализован творческим объединением «АбиАрт», руководитель – координатор культурных проектов Гатчинской епархии Анна Абикулова.

Репортажи о проведении мероприятия будут показаны на православном телеканале «Союз», а также на КТВ «Ореол».

В наше непростое время чрезвычайно важной является проблема сохранения национального культурно-исторического кода, основой которого для России является православная традиция. Автор эпохального общественно-исторического исследования «История России с древнейших времен» Сергей Соловьев назвал великого князя Александра Невского «самым видным историческим лицом в нашей древней Руси». В XIII веке Русская земля, раздираемая внутренними междоусобицами, оказалась под ударом внешних врагов. Благодаря государственной мудрости и полководческим дарованиям Александра Невского, Русь достойно выдержала это тяжелейшее испытание. В период, когда государство могло

прекратить свое существование, превратившись в раздробленные образования, вечно враждующие между собой и находящиеся на территории иноземных захватчиков, Александр Невский принес спасение и созидание своему Отечеству, поставив во главу угла веру и национальное самосознание.

Государственная и нравственная позиция князя Александра чрезвычайно актуальна в наши дни, и культурно-просветительский проект, реализованный на территории Покровского собора в рамках юбилейных торжеств, стал творческим приношением выдающемуся политическому деятелю и духовному лидеру Руси. Мы надеемся, что образ великого святого князя станет для всех нас примером общественно-исторического выбора, а также ярким личным духовно-нравственным ориентиром.

Верхнедонское благочиние

Шахтинская епархия, Донская Митрополия

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).

Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).

Читайте также:
Бедийский собор: история и адрес храма, как доехать и добраться, архитектура

Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).

Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

Кол., 253 зач., II, 1–7.Лк., 58 зач., XI, 23–26.

Православные сайты

Электронный научный центр ЮРГБНЦ Теологос

Женский православный сайт: Матроны.ру

Православный сайт знакомств: Прихожане

Рубрика Духовенство

Благочинный Верхнедонского благочиния Роман (Руслан) Сергеевич Митяшин, иерей

Место служения: настоятель храма Архистратига Михаила станицы Вешенской Шолоховского района

Окормляемые приходы: храм Святителя Николая Чудотворца хутора Кружилинского Шолоховского района

Дата рождения: 10.10.1982 г.

День тезоименитства: 14 октября

Иерейская хиротония: 27.09.2013 г., епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий (Депутатов)

Духовное образование: Волгоградское Духовное Училище Православной Катехизации и Церковной Педагогики, 2006 г., Саратовская Духовная семинария, СЗО, 5-й курс

Светское образование: высшее, Алтайская Государственная Педагогическая Академия, 2013 г.

Награды: набедренник, камилавка

Контакты: 347 140, Ростовская обл., Обливский район,
станица Обливская, ул. Южная, 25
телефоны: 8(6396)2 26 55, 8 918 595 61 96
e-mail: ysja-84@mail.ru

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Google

Владимир Александрович Поляков, протоиерей

Место служения: настоятель храма Сретения Господня станицы Базковской Шолоховского района

Окормляемые приходы: храм Казанской иконы Божией Матери хутора Меркуловский Шолоховского района

Дата рождения: 23.02.1957 г.

День тезоименитства: 28 июля

Иерейская хиротония: 18.01.1990 г., епископ Азовский Сергий (Полеткин), митрополит Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин)

Духовное образование: Московская духовная семинария, 1994 г.

Светское образование: высшее, Ростовский государственный университет (РГУ), 1981 г.

Награды: набедренник, камилавка, наперсный крест, сан протоиерея, палица, крест с украшениями, митра

Контакты: 346 270, Ростовская обл., Шолоховский р-он,
ст. Вешенская, ул. Калинина, 71
телефоны: 8(86353)21171, 89281880788
e-mail: fimiam@veshki.donpac.ru

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Google

Анатолий Михайлович Бараненко, протоиерей

Место служения: настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери станицы Мигулинской Верхнедонского района

Окормляемые приходы: молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы хутора Поповского Шолоховского района

Дата рождения: 19.10.1950 г.

День тезоименитства: 3 декабря

Иерейская хиротония: 20.04.1997 г., Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон (Долганов)

Духовное образование: Курская духовная семинария, 2001 г.

Светское образование: среднее, 1968 г.

Награды: набедренник, камилавка, наперсный крест, сан протоиерея

Контакты: 346 270, Ростовская область, Шолоховский район, ст. Вешенская, ул. Комсомольская, 9,

телефон: 8 (863 53) 22 5 07; 8 918 851 17 64

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Google

Владимир Александрович Лавлинский, протоиерей

Место служения: настоятель храма Святителя Николая Чудотворца хутора Тубянского Верхнедонского района

Окормляемые приходы: храм Иоанна Богослова хутора Верхняковский Верхнедонского района, храм Покрова Пресвятой Богородицы станицы Мешковской Верхнедонского района

Дата рождения: 11.05.1952 г.

День тезоименитства: 28 июля

Иерейская хиротония: 21.09.1989 г., митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан)

Духовное образование: Курская Духовная семинария, 2001 г.

Светское образование: среднее, 1970 г.

Награды: набедренник, камилавка, наперсный крест, сан протоиерея, палица

Контакты: 346191, Ростовская область, Верхнедонской район, хут. Тубянский,
ул. Тубянская,83
телефон: 8 960 460 76 63
e-mail: Batovladimir2013@ya.ru

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Google

Александр Александрович Кувшинов, иерей

Место служения: настоятель храма, освященного в честь иконы Божией Матери «Покров Пресвятой Богородицы», хутора Нижне-Кривского Шолоховского района

Дата рождения: 23.04.1951 г.

День тезоименитства: 6 декабря

Иерейская хиротония: 28.07.2013 г., Епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий (Депутатов)

Духовное образование: ЮФУ, Теологический факультет

Светское образование: высшее

Награды: набедренник

Контакты: 346270, Ростовская обл., Шолоховский р-он,
ст. Вешенская, ул. Шолохова, 115/3
телефон: 8 918 851 17 64

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Google

Николай Макарович Зырянов, иерей

Место служения: настоятель храма Святителя Николая Чудотворца станицы Еланской Шолоховского района

Окормляемые приходы: молитвенный дом в честь Царственных мучеников хутора Андроповка Шолоховского района

Дата рождения: 23.05.1959 г.

День тезоименитства: 23 мая

Диаконская хиротония: 04.10.1981 г., архиепископ Ростовский и Новочеркасский Иосаф (Овсянников)

Иерейская хиротония: 28.12.2014 г., епископ Шахтинский и Миллеровский Симон

Духовное образование: Курская Духовная семинария, 1998 г.

Светское образование: среднее, 1976 г.

Награды: набедренник

Контакты: 346 284, Ростовская область, Шолоховский район, ст. Еланская ул. Платова, 6

телефон: 8 928 159 34 77

Поделиться:

  • Twitter
  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Google

Александр Владимирович Туховский, иерей

Место служения: настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери станицы Шумилинской Верхнедонского района

Окормляемые приходы: храм Святителя Николая Чудотворца хутора Николаевский Верхнедонского района

Дата рождения: 18.02.1977 г.

День тезоименитства: 18 февраля

Иерейская хиротония: 29.04.2012 г., епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий (Депутатов)

Духовное образование: Донская духовная семинария, 2012 г.

Светское образование: высшее, Донской Государственный Аграрный университет, 2004 г.

Награды: набедренник
камилавка
наперсный крест

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале — уникальная святыня, известная многовековой историей. На сегодняшний день здесь функционирует музейно-архитектурный комплекс, который радушно ждет посетителей, предлагая их вниманию множество интереснейших экспозиций.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Основные моменты

Спасо-Евфимиев монастырь для мужчин был заложен в 1352 году в городе Суздаль. По одной версии, основателем святого места был Борис Константинович, управитель княжества Суздальско-Нижегородскго, по другой – его отец, Константин Васильевич.

Считается, что на момент основания предназначением комплекса была защита города от вражеских набегов, лишь позже он стал выполнять функции монастыря. В поддержку этой теории выступает тот факт, что Спасо-Евфимиевская крепость раскинулась на крутом берегу реки Каменки, на краю Суздаля – в идеальном месте для организации форпоста.

За долгую историю своего существования Спасо-Евфимиев монастырь многократно перестраивался. На сегодняшний день в комплекс входит ряд зданий сакрального, экспозиционного и бытового назначения.

Изначально все постройки были деревянными, и до наших дней первоначальный облик не сохранился. Причиной тому послужил польско-литовский набег в середине 17 века, во время которого Спасо-Евфимиев монастырь был сожжен почти дотла.

Читайте также:
Благовещенский собор в Воронеже: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Стены Спасо-Евфимиевского монастыря

Святой Евфимий

Евфимий Суздальский – первый архимандрит Спасо-Евфимиевского монастыря, положивший всю жизнь на заботу о достатке и процветании удела. При нем тут проживало 300 монахов, которые во всем чтили святой уклад. Из рукописных источников известно, что умер Евфимий 1 апреля 1404 года (по юлианскому календарю). Монахи погребли его останки у стен Спасо-Преображенской церкви на территории монастыря.

В 1507 году при обустройстве рва для нового храма останки были изъяты и перезахоронены в Евфимиевском приделе, тогда же весь монастырский комплекс и был переименован из Спасо-Преображенского в Спасо-Евфимиевский.

В 1549 году Евфимий Суздальский был вознесен в лик святых. В мае 1922 года мощи святого Евфимия были извлечены из места погребения и надолго покинули родные стены, переходя из одной антирелигиозной экспозиции в другую. Возвратить святыню удалось лишь 10 октября 2015 года, теперь она находится в Спасо-Преображенском соборе.

Внутри Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Преображенский собор

Из найденных рукописей известно, что древнейшим строением на территории монастыря была деревянная церковь Спаса Преображения. В 1507-1511 гг. на ее месте был возведен небольшой каменный храм, получивший название Спасского.

Спасо-Преображенский собор и звонница

Начиная с момента основания, Спасо-Евфимиевский монастырь всегда находился под покровительством богатых и знатных людей, которые щедро его одаривали, обеспечивая постоянное развитие и процветание. В разное время это были великий князь Василий ІІІ, царь Иван Грозный, князья Пожарские и другие.

В 1594 году был возведен большой белокаменный собор и поныне именующийся Спасо-Преображенским. Церковь на его фоне выглядела как небольшая сопутствующая пристройка, в связи с чем была переименована в Евфимиевский придел.

Великолепие храма таится не только во внешней отделке, но и в богатом внутреннем убранстве. Первое, что бросается в глаза – изумительные фрески, созданные в 1689 году руками умельцев костромского края Гурия Никитина и Силы Савина и изображающие житие святых, а также евангельское бытие Иисуса Христа. В 1970-е годы во время реставрации в Евфимиевском приделе А.П. Некрасовым были расчищены и частично отреставрированы росписи, изображающие жизнь Святого Евфимия и датирующиеся концом 16 столетия. Считается, что первыми мастерами, украшавшими собор, были иконописцы Якунка Мургеевский, Иван Семенов, Герасим Осипов, Афанасий Васильев и другие.

Успенская трапезная церковь

Около Свято-Преображенского собора расположилась Успенская трапезная церковь (1525 год). Она представляет собой древнейший образец шатровой архитектуры, а два ряда кокошников придают сооружению пышность и торжественность.

К Успенской церкви примыкает двухэтажная трапезная палата. Обеденный зал располагался на втором этаже, первый же был отведен под монастырскую кухню. Сохранились рукописные данные, датированные 1660 годом, описывающие обустройство трапезного корпуса: под ним находились хлебня, приспешня для выпечки пирогов и палата для хранения муки, под крышей существовала комната для сушки рыбы.

Никольская больничная церковь

Никольская больничная церковь, воздвигнутая в 1669 году, состоит из скромной молельни и двухэтажного здания с залом для трапез (первый этаж) и палатами для больных монахов и заключенных (второй этаж). Внешнее убранство больничной церкви строго и непритязательно.

Звонница

Здесь же расположилась звонница Спасо-Евфимиевского монастыря. Основным и древнейшим элементом конструкции является девятигранная постройка, которая некогда именовалась церковью Иоанна Предтечи. Спонсировал ее возведение Василий ІІІ, для семьи которого она долго служила молельней. В 1599 году был пристроен пролет колокольни, а в 1691 – еще 2. Таким образом, архитектурный ансамбль звонницы достаточно разнообразен и сочетает богатую кокошниками шатровую архитектуру и стиль суздальского узорочья. Сегодня тут располагается 17 колоколов, 5 раз в день оглашающих своим мелодичным пением окрестности Суздаля.

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь (конец 16 – начало 17 века) представляет собой уникальный памятник российского зодчества. Особенной ее архитектуру делают асимметричная конструкция и разнообразное декорирование отдельных фрагментов. До того как в 1664 году вокруг монастыря выросли каменные стены, она исполняла роль парадного входа, о чем свидетельствуют две проездные арки.

Примечательным элементом внешнего оформления Благовещенской церкви является киот с иконой, приветствующей гостей и благословляющей путников.

Жилые корпуса

Дом архимандрита (16-17 века) расположился близ Успенской церкви и представляет собой двухэтажное каменное здание. Отличительная черта жилища настоятеля Спасо-Евфимиевского – просторный деревянный балкон (гульбище), опоясывающий весь второй этаж.

Архимандритский корпус, Спасо-Евфимиев монастырь

Монахи-послушники жили в Братском корпусе. Общая его протяженность на момент возведения (17 век) составляла более 100 метров. В 19 веке братские кельи были перестроены, но, благодаря кропотливой работе И.А. Столетова, здание было тщательно отреставрировано, удалось почти полностью восстановить самобытность корпуса.

Заслуживает внимания секционная структура постройки , нехарактерная для архитектуры келейного назначения – для каждых двух комнат имелся отдельный выход через общие сени. Внешнее убранство Братского корпуса крайне простое и свидетельствует об аскетическом образе жизни монахов.

Тюремный корпус

В 1766 году велением императрицы Екатерины ІІ в Никольской церкви стали размещать неугодных власти заключенных. Предлогом для ареста могло послужить, к примеру, неосторожное высказывание в сторону руководства епархии.

В начале 19 века был возведен отдельный тюремный корпус – приземистое здание, обнесенное высокой стеной. Про Суздальскую тюрьму ходили разные толки, но все они утверждали, что это одно из самых суровых мест заключения во всей России. В 1841 году здесь после долгих пыток скончался князь Ф.П. Шаховской – известный активист декабристского движения. В 1842 году в Суздальской темнице смерть настигла монаха-прорицателя Василия Васильева.

Читайте также:
Церковь Непорочного Зачатия в Смоленске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1905 году Суздальская тюрьма прекратила свое существование, но ненадолго – в 1923 году монастырь покинули последние 15 послушников, он окончательно превратился в место содержания политзаключенных.

Двор тюремного корпуса Спасо-Евфимиева монастыря Мемориальная плита в Тюремном замке

Монастырские башни

Вся территория Спасо-Евфимиева монастыря обнесена добротной каменной стеной с дозорными башнями. Строения оснащены отверстиями для ведения боя, что в очередной раз свидетельствует об оборонительной функции крепости.

На фоне округлых фасадов промежуточных строений разительно выделяется своей прямоугольной монументальностью 22-метровая Проездная или Входная башня. В ее оформлении сочетаются строгость, проявляющаяся в почти полном отсутствии декора нижней части, и нарядность верха строения.

Спасо-Евфимиев монастырь сегодня

На сегодняшний день Спасо-Евфимиевский комплекс не действует как монастырь. Он находится под ведомством Владимиро-Суздальского музея-заповедника и размещает 11 экспозиций:

  • «Дмитрий Пожарский – национальный герой» (Благовещенская надвратная церковь). Жизнь всей этой семьи неразрывно связана с Суздалем, именно в Спасо-Евфимиевском монастыре находится их родовая усыпальница, в том числе могила известного полководца Д.М. Пожарского.
  • «Книга шести столетий» (архимандритский корпус) представляет собой богатейшее собрание литературных памяток 12 – начала 20 веков.
  • «Русская икона 18 – начала 20 веков» (Архимандритский корпус).
  • «Музей наивного искусства России» (Успенская трапезная церковь) – первая в стране выставка работ художников-самоучек, действующая на постоянной основе.
  • «Фрески Гурия Никитина» (Спасо-Преображенский собор).
  • «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории» (Тюремный корпус).
  • «Золотая кладовая» (Никольская больничная церковь) – одно из богатейших собраний памяток русского прикладного искусства.
  • «История Суздальских монастырей» (Братский корпус) – экспозиция, подробно повествующая о становлении православной веры и ее значении для русского народа.
  • «Побеждая время» (второй этаж Братского корпуса) – уникальный «живой» музей, в котором можно ознакомиться с профессией реставратора и своими глазами увидеть, как возрождаются древнейшие памятки истории.
  • «Сплетение судеб (итальянская рапсодия)» (Братский корпус) – экспозиция, посвященная жизни итальянских военнопленных, находившихся здесь во время Второй мировой войны, а также режиссеру Андрею Тарковскому и его соратнику, итальянцу Тонино Гуэрре.
  • «Аптекарский огород» – экспозиция, в точности воссоздающая выращивание лекарственных трав монахами-послушниками.

Планируя путешествие в этот уникальный комплекс, учитывайте его масштабы: целый день – это минимальный срок для ознакомления с экспозициями и местностью.

Бюст Дмитрия Пожарского перед входом в монастырь Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому

Как добраться

Спасо-Евфимиевский монастырь находится по адресу: г. Суздаль, ул. Ленина, д. 146. До города очень просто добраться из Владимира на автобусе, курсирующем ежедневно с 07:30 (в субботу и воскресенье с 8:30) до 21:40. Используя этот транспорт, на дорогу придется потратить не более часа.

Стоимость единого билета для посещения всего комплекса составляет 400 рублей для взрослых и 200 рублей для детей, студентов и пенсионеров. Цены актуальны с 1 января 2016 года.

Более подробную информацию можно получить по телефону +7(4922) 32- 42-63 (экскурсионный отдел).

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале

Еще одна памятка православного мира находится во Владимирской области, в прекрасном городе Суздале. Исторически эти места привлекали большое количество туристов и славились большим количеством достопримечательностей.

История создания и развития монастыря

Заложена обитель была в середине ХV века и изначально носила название Спасо-Преображенского монастыря, а позже была переименована в честь памяти первого игумена, прославленного в лике святых — Евфимия Суздальского.

Построенный из дерева монастырский комплекс не выдержал испытания временем — не удалось сохранить и донести до потомков аутентичных построек. Всем известный внешний вид обители сформировался в каменных постройках XVI — XVII в. Значительный размах строительства стал возможен благодаря серьезной финансовой поддержке знати и князей.

Интересно! Помимо духовного наследия, обитель имеет и историческое значение — именно подле ее стен в 1445 году русский князь Василий II проиграл битву с казанским ханом и попал в пленение.

Конечно же, самое большое внимание привлекает центральный собор монастыря, который носит название Спасо-Преображенского. Это пример классической для древних веков суздальской архитектуры — здание выглядит строго, величественно и даже немного грозно. Настоящим украшением и историческим наследием можно считать уникальные церковные фрески XVI века на стенах, а также настенные росписи таких известных художников, как Силы Савина и Гурия Никитина, датируемые серединой XVII века.

Читайте также похожие статьи:

Не обходили вниманием монастырь и царские персоны. Так, в середине XIX века в обитель приезжал цесаревич Александр Николаевич, а в 1913 году в связи с празднованием памятного дня 300-летия дома Романовых в монастырь пожаловал сам царь и будущий святой страстотерпец Николай Второй вместе со своими дочерьми.

Прибавил известности Спасо-Евфимиеву монастырю тот факт, что в 1766 году царицей Екатериной Второй тут был обустроена тюрьма. Чаще всего в ней отбывали заключение особы, которых Священный синод объявлял сектантами, а их учение — опасной ложью и ересью. Так, среди заключенных этой тюрьмы были следующие лица:

  • Монах-предсказатель Авель, который предрек смерть Екатерины Второй и оставил еще множество прорицаний о будущем России. Он умер в тюрьме и похоронен за алтарем Никольской церкви;
  • Кондратий Селиванов, известный как глава секты скопцов;
  • Федор Шаховский, декабрист;
  • Максим Рудометкин, известный лидер распространенной секты прыгунов. Во время заточения написал более десятка вероучительных книг, которые позже стали использовались в работе секты;
  • священники-старообрядцы, учение которых осуждалось долгое время.

Годы советской власти

Участь большинства духовных заведений в советское время была незавидной. Активно насаждался атеизм, верующих людей сильно притесняли, преследовали. Именно в годы советской власти сонм православных святых пополнился большим количеством новомучеников, принявших смерть за веру Христову. Конечно же, новые руководители страны не могли не обратить своего внимания на такой значимый духовный центр, как Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.

Читайте также:
Храмы Курска: церкви и монастыри, адреса и телефоны

И снова история повторяется — в стенах монастыря вновь создают тюрьму. Только теперь осужденными в ней оказываются не сектанты и еретики, а, напротив, истинные служители православной веры. Впрочем, наравне с исповедниками христианства, в тюрьму сажали и других лиц, неугодных власти.

Так, в политизоляторе, а позже и в тюрьме особого назначение, отбывали заключение епископы и священники, обвиняемые в антисоветской пропаганде. Рядом с ними сидели коммунисты и пропагандисты, не оправдавшие ожиданий большевиков.

В 1930 году около монастырской ограды был разобран склеп, где, вероятно, находилась могила известного полководца Пожарского Д.М. Позже на могиле будет установлен каменный крест, а после развала Союза восстановят и весь склеп.

Ещё интересные статьи:

С началом Второй мировой войны в стенах монастыря открывают лагерь для военнопленных. Изначально в нем содержались солдаты польской армии, а позже был создан фильтрационный лагерь для военнослужащих красной армии, вернувшихся из плена врага. В этом лагере советские солдаты проходили проверку на возможную вербовку противником.

Сразу после окончания войны вместо обычной тюрьмы в монастыре организовали исправительно-трудовую колонию для малолетних преступников, а с 1968 года обитель получила статус музея.

Храмы и строения Спасо-Евфимиевого монастыря

Данная обитель представляет собой огромный комплекс, включающий в себя как церковные постройки, так и дополнительные здания.

Спасо-Преображенский собор

Именно он является главным и основным духовным центром обители. Это величественное белокаменное здание, которое сегодня можно назвать настоящим образцом зодчества, берет свое начало с крохотной Евфимиевой церквушки, установленной на этом месте в самом начале XVI века на месте сгоревшего деревянного храма.

Уже к концу столетия к нему был присоединен огромный белокаменный храм. Его размеры были настолько внушительны, что изначально стоявшая Евфимиева церковь стала одним из его приделов.

В первоначальной постройке угадывались похожие линии с храмом в честь Рождества Христова в Суздальском кремле, но со временем Спасо-Преображенский собор принял более строгий и суровый вид. Несколько приделов в честь православных святых, колонны, пилястры, четырехскатная крыша под луковками куполов — все эти атрибуты внешнего убранства делают храм основательным и монументальным.

Интересно! Во внутреннем оформлении собора удалось практически полностью сохранить и восстановить уникальные фресковые росписи стен, датируемые 1689 годом и принадлежавшие кисти костромских иконописцев.

Изображения на фресках повествуют о земной жизни Иисуса Христа, о деянии Его святых апостолов, а также прославляют Богородицу как величайшую из когда-либо рожденных дев.

Успенская трапезная церковь

Ее здание расположено перед Спасо-Преображенским собором и представляет собой удивительный пример русской шатровой архитектуры. Примечательно, что крышу храма венчают не привычные христианскому взгляду купола, а пологий шатер. Арки, керамические вставки, кокошники под крышей делают эту церковь похожей на средневековый замок.

С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида, над которым виднеется небольшая главка купола. С противоположной стороны церковь соединятся с трапезной, где находится кухня и хозяйственные помещения, а также большая трапезная зала. С южной стороны находится архимандритский корпус, украшенный колонной галереей.

Звонница монастыря

Это строение представляет собой комплекс из нескольких построек, возведенных в XVI — XVII веках. Изначально церковь начиналась строиться в честь Иоанна Крестителя, для чего специально были выделены колокола Василием III. Со временем звонарный комплекс постоянно разрастался, появлялись новые звонные арки. К сожалению, не удалось сохранить до наших дней оригинальных древних колоколов. На сегодняшний день звонница располагает 17-ю колоколами разного размера, которые издают потрясающей красоты звон много раз в день.

Никольская церковь

Также она носит название «больничной», поскольку непосредственно к ней примыкает больничный корпус. Изначально возводился этот храм для того, чтобы больные монахи и узники тюрьмы могли не оставлять своего молитвенного делания, поэтому внешнее оформление и убранство отличается скромностью и аскетизмом.

На первом этаже строения располагался трапезный зал, а на втором палаты для болящих. На сегодняшний день Никольская церковь представляет собой историческую ценность и в ее помещении находится выставка изделий декоративного мастерства.

Братский и тюремный корпуса

Длинное 100-метровое здание протянулось по правой стороне двора монастыря, в котором рядами находятся келии для братии с небольшими сенями. Внешнее и внутреннее убранство строго и аскетично, как и подобает духу средневекового монастыря. Единственным украшением келий можно считать резные окна. Исходя из исторических исследований, удалось восстановить первоначальный вид корпуса, каким он был задуман в XVII веке. В наши дни в здании располагается выставка, рассказывающая об истории храмов и монастырей Суздаля.

Тюремный корпус напоминает о том, какую страшную славу сыскала суздальская тюрьма в прошлые века. Многие заключенные закончили жизнь тут. В наши дни в древних камерах можно ознакомиться с исторической выставкой, повествующей о жизни пленных.

Благовещенская церковь

Также называется «надвратной» поскольку изначально была сооружена с аркой для проезда. После того как деревянные перекрытия сменили на каменные, храм оказался в середине ограды из камня. Сама церковь одноглавая, украшена резной деревянной кровлей с одной главой.

Современное состояние

На сегодняшний день Спасо-Евфимиевский монастырь является недействующим. Посетить его можно как интересный историко-архитектурный музей, собравший множество экспонатов и выставок.

Так, помимо рассмотренных выше церквей и комплексов, стоит обратить внимание на проездную башню. Не заметить ее сложно, поскольку в высоту она вырастает на 22 метра. Ее основание квадратное, что делает строение очень мощным и строгим. В середине расположились музейные кассы.

Читайте также:
Воскресенский собор в Твери: история и адрес храма, расписание богослужений, престольные праздники и мощи

Пройдя через проездную башню, можно попасть в большой монастырский двор. Тут можно увидеть целый аптекарский огород и сад с фруктовыми деревьями. В века процветания монастыря выращивание целительных растений и уход за деревьями были важными элементами монашеского послушания и труда.

Любителям истории будет интересно взглянуть еще на один объект древнего монастырского комплекса — гробницу князя Дмитрия Пожарского. Это очень важная личность в истории России, знаменитый полководец, под руководством которого были изгнаны иностранные захватчики в 1612 году. На сегодняшний день отстроен целый мавзолей подле места захоронения князя, обрамление содержит в себе элементы первоначальной гробницы, полностью сохранить которую до наших дней не удалось.

Посмотреть все достопримечательности обители и ознакомиться с выставками можно ежедневно с 10:00 до 18:00 (кроме понедельника) по адресу: г. Суздаль, ул. 3 Интернационала. Вход на территорию музейно-исторического комплекса платный.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь

Спа́со-Евфи́миев монасты́рь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля.

Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
    • 2.1 Сооружения монастыря
    • 2.2 Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.

Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др.

7 июля 1445 года у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском, под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.

В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл, позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он мону­ментален и строг. Гордость собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина.

По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников».

В 1829 году здесь скончался доведённый до сумасшествия декабрист Фёдор Шаховской.

В 1826 году по приказанию императора Николая I в монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался здесь 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви. С 1820 по 1832 год в монастырской тюрьме содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который в ней и умер.

В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич.

Здесь же с 1869 года отбывал заключение лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, в 1857 году объявивший себя воплощением Святого Духа. В тюрьме Спасо-Евфимьева монастыря он составил 14 пророческих книг, вошедших в священное писание прыгунов «Книга солнца», и скончался в 1877 году.

В «Суздальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители. Некоторые, как Алимпий, умерли в одиночных камерах, не дождавшись освобождения; другие, как Аркадий (просидевший в одиночной камере 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл Л. Н. Толстой. С 1898 по 1904 годы в тюрьме содержался старообрядец Фёдор Ковалёв, похоронивший заживо 25 человек в связи с переписью населения 1897 г. С 1894 по 1902 год в тюрьме содержался архангельский благотворитель Василий Рахов. В 1900 году четыре месяца в монастырской тюрьме провёл Иван Чуриков, основатель движения чуриковцев.

В 1923—1939 годах монастырская тюрьма была превращена в политизолятор (с 1935 года — в тюрьму особого назначения). Здесь содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, епископ Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев, Леонид Юровский, коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский, Мартемьян Рютин, Лазарь Шацкин, Иван Смирнов.

16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых монастырь посетил император Николай II с великими княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией.

Близ восточной стены собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. На месте захоронения установлен каменный крест (в 2009 году мраморный склеп был восстановлен и 4 ноября открыт Президентом Медведевым).

В 1940 году в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА.

В 1941 году после начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошли 8232 человека.

1 января 1943 года монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры и генералы вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий. В частности, в нём содержался фельдмаршал Фридрих Паулюс.

С 1946 по 1967 год на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (сначала мальчиков, а после бунта 1947 года — девочек).

В 1968 году монастырь стал музеем.

Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Весь ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В зданиях размещаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их перезвон. Одним из звонарей в монастыре трудился знаменитый Ю. Ю. Юрьев.

Читайте также:
Храм всех святых на Соколе: история и описание, адрес, праздники и святыни

Описание [ править ]

Сооружения монастыря [ править ]

  • Спасо-Преображенский собор (1594 год)
  • Монастырская звонница (XVI—XVII века)
  • Благовещенская надвратная церковь (XVI—XVII века)
  • Успенская трапезная церковь (XVI век)
  • Дом архимандрита (XVII век)
  • Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669 год)
  • Братский келейный корпус (XVII—XIX века)
  • Тюремный замок (XVIII век)
  • Башни монастыря (XVII век)

Архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря [ править ]

Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями, бойницами и амбразурами. Каменные стены были возведены в 1670—1680 годах вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1200 м. Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение. Входная башня высотой в 22 м сложена из красного кирпича, а её массивный прямоугольный объём прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты. Нижняя часть башни отличается строгостью, а её верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками — декоративными элементами русского узорочья. Обращённые к городу башни восточной стены имеют более простой декор и украшены только зубцами и широкими лопатками; ещё проще отделка башен западной стены, смотрящей на Каменку. Несмотря на мощь, стены монастыря никогда не выполняли оборонительную функцию.

Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI—XVII веков, после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен. Самым ранним каменным сооружением монастыря является Спасская церковь, поставленная над могилой Евфимия Суздальского в 1507—1511 годах и впоследствии превратившаяся в придел пятиглавого Спасо-Преображенского собора (1594). Сразу после постройки он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля, в XVII веке его украсили наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке стены собора были с трёх сторон окружены галереей, а во второй половине XIX века к нему пристроен придел Сергия Радонежского. Пять куполов венчают центральную часть собора, два купола поменьше — его приделы. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой. Собор был украшен росписью еще в XVI в., но к середине XVII в. эти фрески уже пришли в ветхость и в 1689 г. их сменила новая роспись. Эта роспись до сих пор не расчищена от поновлений 1865 и 1877 годов.

Звонница монастыря состоит из нескольких построенных в разное время зданий — девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи начала XVI века и разнообразно декорированной трёхпролётной галереи звонов XVI—XVII веков. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем. Монастырские колокола XVI века не сохранились: они были отправлены в переплавку в 1930-х годах. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день.

Успенская трапезная церковь, сооружённая в последней четверти XVI века, расположена перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников. Мощная апсида украшена лопатками и килевидными арочками, с восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную трапезную палату, покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века — Архимандритский корпус — возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание украшено крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы. Корпус возводился как казённое здание, но примерно с конца XVIII века в нём проживал архимандрит монастыря.

В 1971—1981 годах звонница, Успенская трапезная церковь и Архимандритский корпус подверглись комплексной реставрации. Была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и форма памятников, воссозданы своды, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В 2001—2008 годах реставрационные работы были продолжены. Теперь приходилось бороться с деформацией фундамента и стен, ведущей к образованию трещин и угрожавшей полным разрушением сооружений. Для спасения зданий был применён комплекс мер по инженерному укреплению, включавший установку анкеров в фундамент и стены Архимандритского корпуса и звонницы. В 2008 году была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты. Был произведён ремонт фасадов Успенской трапезной церкви с Диомидовском приделом, покрытия закомар и главок выполнены из меди, а в её кровле использован биметалл.

Ещё одна допетровская постройка монастыря — Братский корпус, построенный примерно в то же время, что и Архимандритский корпус. Это Г-образное двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря, было предназначено для монашеских келий. Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII века, являются южная часть здания и весь первый этаж. Главное украшение здания — оконные наличники с кокошниками.

Никольская церковь с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами была возведена в 1669 году в северо-восточной части монастыря. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками. Сводчатый зал на первом этаже был отведён под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои.

Никольская церковь подверглась реставрации в 1968—1974 и 1999—2006 годах. В первый период была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и архитектурная форма здания, воссозданы своды, барабан с главкой, двухэтажная паперть, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В начале XXI века была заменена деревянная кровля на основном объёме церкви и её алтарной части, выполнена работы в интерьере и произведена вычинка кирпичной кладки и обмазка фасадов.

Читайте также:
Александро-Свирский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки

Святыни [ править ]

  • Мощи преподобного Евфимия Суздальского
  • Чтимый список Корсунской иконы Пресвятой Богородицы

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: ул. Ленина, 135к8, Суздаль, Владимирская обл., Россия, 601291

Паломнику [ править ]

Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пережив тяжелые 1920-е, 1930-е и 1940-е годы, успев побывать политизолятором, лагерем специального назначения НКВД, фильтрационным лагерем для военнопленных, он наконец стал музеем, в его стенах разместились экспозиции, посвященные истории и искусству Суздальской земли.

Большой музейный комплекс является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Режим работы музея – с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме понедельника и последнего четверга каждого месяца.

Расписание колокольных звонов: 10.30, 12.30, 13.30, 15.00, 16.30.

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь — это действующий мужской монастырь, расположенный на реке Каменке в Суздале. Обитель создавалась как крепость, способная защитить от внешних и внутренних врагов. Спасо-Евфимиев монастырь часто называли Русской Бастилией, поскольку с XVIII века она использовалась как тюрьма, лагерь НКВД и политизолятор.

Режим работы в 2021 г.

  • Ежедневно с 10:00 до 18:00
  • По субботам время работы продлено до 19:00
  • Санитарные дни — 11, 14, 18, 27, 28 и 29 января, 25 февраля, 18 марта и 29 апреля

Стоимость билетов в 2021 г.

  • Билет на посещение всех музеев и выставок монастыря:
    • Для взрослых — 400 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 250 рублей
  • Комплект билетов на посещение музеев Суздаля:кремля, Спасо-Евфимиева монастыря, Музея деревянного зодчества и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, действующий в течение 2 дней:
    • Для взрослых — 1000 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно
    • Для детей с 16 лет и студентов — 750 рублей

Основание

В середине XIV века суздальско-нижегородские князья Борис и Андрей Константиновичи решили основать в Суздале монастырь во имя Преображения Господня. Место для обители они выбрали на левом берегу Каменки на окраине Суздаля, где архиепископ Суздальский Иоанн поставил крест. В 1452 году на этом месте были построены кельи, ограда и каменный Спасо-Преображенский собор.

По просьбе князей, настоятель Нижегородского Печерского монастыря преподобный Дионисий прислал в Суздаль своего 36-летнего ученика Евфимия. Молодой, но опытный Преподобный Евфимий стал игуменом обители и в течение пятидесяти двух лет до самой смерти, в 1404 году, исполнял эту обязанность. В честь своего наставника обитель получила имя Спасо-Евфимиев монастырь.

История

7 июля 1445 года рядом с обителью произошло сражение между войском московского великого князя Василия II (Темного) и казанскими татарами под руководством царевичей Якуба и Мануша, сыновей хана Улу-Мухаммеда.

Василий II с полуторатысячным войском нанес поражение воинам царевичей и они отступили, но когда князь стал их преследовать, татары неожиданно повернули назад и нанесли сокрушительный удар по русскому войску.

В бою Василий II сражался смело, но получил ранение и в результате он и его двоюродный брат Михаил Верейский, сын Андрея Пожарского, были взяты в плен. В соответствии с кабальным договором 1 октября 1445 года они были освобождены. Видимо, по условиям договора была заплачена немалая сумма, а также несколько городов были отданы на кормление.

Предположительно, по этому договору, в Мещере было создано Касимовское ханство, первым ханом которого стал сын Улу-Мухаммеда — царевич Касим.

Одержав победу, татарские царевичи останавливались в Спасо-Евфимиевом монастыре, но обитель не сожгли и не ограбили.

Создание крепости

В 1670–1680-е годы Спасо-Евфимиев монастырь укрепляется – вокруг него сооружаются крепостные стены и двадцать башен с бойницами и амбразурами. Протяженность стен составила 1200 метров, причем со стороны реки и берегового обрыва стены и башни были невысокие, а с юга, на ровной местности, крепостные стены и башни строятся более мощными и высокими.

Спасо-Евфимиев монастырь стал сильнейшей крепостью, где правители могли скрыться и отбиваться от восставших. На его территорию также были доставлены пушки и большое количество оружия.

Обитель так и не исполнила функцию обороны, поскольку вскоре после того, как она была сооружена, нападения прекратились.

Проездная башня

Самой красивой крепостной башней обители является огромная проездная башня. Это четырехугольное строение высотой 22 метра увенчано шатром с башенкой и флюгером в виде флажка. Башня имеет две проездные арки, в которых в настоящее время расположены билетные кассы и книжная лавка.

Стены нижней части здания ровные, здесь расположены только два киота для икон, а выше находятся бойницы.

Верхняя часть башни щедро украшена декоративными элементами — кирпичными наличниками, карнизами и поясками.

Надвратная церковь в честь Благовещения над Святыми воротами построена в XVI — первой половине XVII веках и после возведения крепостной стены оказалась внутри обители.

Башни, выходящие на восточную и западную сторону, имеют более простой декор.

Спасо-Преображенский собор

Главное строение обители — это Спасо-Преображенский собор, возведенный в середине XVI века. Еще раньше, в 1507–1511 годах, была построена небольшая церковь над могилой преподобного Евфимия Суздальского. Сейчас она примыкает к юго-восточному углу собора и называется Евфимьевским приделом.

В XVII веке храм был украшен наружной росписью. В 1865 году с северной стороны построен придел во имя Сергия Радонежского.

Читайте также:
Храм Мартина Исповедника на Таганке: история и адрес, описание, святыни

Роспись внутри собора относится к 1689 году, стены были расписаны костромскими мастерами под руководством известных живописцев Гурия Никитина и Силы Савина. На фресках изображены цари Михаил Федорович, его сын Алексей Михайлович и Великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо.

Роспись Евфимьевского придела рассказывает о жизни преподобного Евфимия Суздальского. Одна из композиций особенно интересна — на ней изображен с чертежами в руках Святой Евфимий, руководящий строительством обители.

В ризнице собора хранились богатые вклады, сделанные Василием III, Иваном Грозным и князем Дмитрием Пожарским.

На площади перед Спасо-Преображенским собором находятся два строения — Звонница и Трапезная с церковью Успения.

Звонница

Звонница сооружена в начале XVI века, позже она несколько раз перестраивалась. Внизу строения была устроена маленькая церковка во имя Рождества Иоанна Предтечи. Вероятно, она была сооружена в честь рождения сына Ивана у князя Василия III в 1530 году (будущего Ивана Грозного).

Часы на звоннице размещались на четырехугольной башенке с восточной и западной сторон, сейчас там остались только циферблаты.

Подбор колоколов звонницы был уничтожен в 1932 году. В настоящее время на звоннице установлено 19 колоколов, взятых с других колоколен. Самый старинный из колоколов относится к концу XVI века.

Звон колоколов не связан с проведением богослужений, а выполняется во время экскурсий сотрудниками музея пять раз в день.

Трапезная с церковью Успения

Успенская Трапезная церковь расположена напротив Звонницы. Построена в 1525 году, увенчана шатром с двумя ярусами кокошников.

С восточной стороны к храму примыкает небольшая церковь с тремя ярусами кокошников и изящной главкой — придел мученика Диомида.

С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную Трапезную палату. В прежние времена Трапезную палату украшали фрески, но к настоящему времени они не сохранились.

Первый этаж Трапезной палаты занимали хозяйственные помещения, а на верхнем этаже находился трапезный зал.

Монастырь как место заключения

Начиная с XVIII века, обитель стала использоваться как место заточения лиц, неугодных власти. В 1766 году, по приказу Екатерины II, здесь была организована тюрьма для «безумствующих колодников», а затем сюда стали попадать и здоровые люди, не согласные с политикой государства или церкви. Здесь содержались духовные лица, даже епископы, староверцы и сектанты, в заточении находились некоторые участники пугачевского восстания и декабрист Федор Шаховской.

Узники помещались в тюрьму без конкретного срока, с формулировкой «до исправления» или «навсегда».

Попасть сюда могли не только провинившиеся люди, но и, просто, неугодные кому-то. Так, вина человека могла состоять в том, что он не посещает церковь или не признаёт священников, а, возможно, его действия на свободе стали кому-то мешать.

Специальной одежды для заключенных не было, находились здесь в своем.

С 1923 году в тюрьме организуется лагерь для перевоспитания идейных противников советской власти, а с 1935 года — тюрьма особого назначения НКВД.

Во время войны сюда свозились те, кто побывал в плену. Только за один год здесь прошли «проверку» более 8000 человек, многие из которых были отправлены в ГУЛАГ и затем уничтожены.

Затем здесь содержались офицеры немецкой армии, попавшие в плен, среди которых был и командующий немецкой армией под Сталинградом фельдмаршал Фридрих Паулюс.

В послевоенное время в обители находилась колония для мальчиков, а затем — для девочек.

С 1967 года колония закрыта и в стенах Спасо-Евфимиева монастыря больше не было заключенных.

Официальный сайт

Входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника:

Комплекс построек обители является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника, экспозиции которого посвящены истории и искусству Суздальской земли. Спасо-Евфимиев монастырь внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь — исторический и эстетический объект нашей страны, расположенный в городе Суздале, Владимирской области. Здесь можно узнать много нового о жизни наших предков, прикоснуться к истории, полюбоваться шедеврами русской архитектуры и прикладного мастерства.

Весь монастырский ансамбль входит в состав Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея-заповедника. Он включает в себя более 50 памятников архитектуры, часть из них составляют более 30 музейных экспозиций. В музее демонстрируются памятники различных времён, от XII до начала XX вв. Каждое здание имеет свою уникальную историю.

Панорама у стен Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале — Google Maps

История

Монастырь основан в XIV веке и продолжал достраиваться вплоть до XIX века. С момента основания, монастырь — мужской. Своё название он получил в честь первого игумена — святого преподобного Евфимия Суздальского, призванного в Суздаль основателем монастыря, князем Борисом Константиновичем.

Его деревянные стены стали защитой от врагов. В XVI—XVII вв. собор реконструировали: сделали белокаменным — в таком виде он и сохранился до наших дней. Правда, новые стены уже не знали боевых сражений: набеги на город прекратились. Соответственно, нынешние стены ансамбля монастыря стоят уже около IV–V веков, помнят многих и многое.

Возведение новых масштабных построек в XVI—XVII вв. оказалось возможным только при помощи больших пожертвований состоятельных жителей страны. Свой материальный вклад в обновление монастыря внесли даже Иван Грозный и его отец, великий князь Василий III.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор. Сейчас с трудом верится, что он постепенно вырастал из маленькой церквушки. Особенно интересно то, что по сей день стены собора хранят фрески XVI века с фасадов здания и росписи XVII века от знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина.

В 1642 г. с восточной стороны собора в фамильном некрополе был похоронен князь Дмитрий Пожарский, наиболее известный как герой борьбы с польско-литовскими войсками. Его род делал вклад в развитие местных территорий.

Читайте также:
Ипатьевский монастырь в Костроме: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Романовы тоже не обделили вниманием это место. В 1837 году монастырь посещал цесаревич Александр Николаевич, а 16 мая 1913 года в честь празднования 300-летия дома Романовых сюда заезжали Николай II и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия.

Затем случилась революция 1917 года. Эти времена оказались самыми сложными для религиозных сооружений. Спасо-Ефимовскому собору повезло: его не снесли, а адаптировали под современные нужды. Так началась новая история монастыря.

После революции здесь размещались в разное время и воинские части, и тюрьма для политзаключенных (она была возведена еще при Екатерине II), и даже концлагерь. Во время Великой Отечественной войны здесь был оборудован лагерь для военнопленных. После победы в 1945 году в стенах храма основали колонию для девочек. Историю об этих заключениях рассказывают сейчас на экскурсиях в тюремном корпусе.

В 1967 году монастырь, наконец, вновь признали культурным памятником, и начали реставрировать. Последняя глобальная реставрация ансамбля пришлась на 2001—2008 гг. Сейчас он часть Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

В 1991 г. белокаменный Спасо-Евфимиев монастырь включили в список мирового наследия ЮНЕСКО. В наши дни любой желающий может добраться до Суздаля и прикоснуться к богатой и противоречивой русской истории.

Архитектурный ансамбль

Здания Спасо-Евфимиева монастыря состоят из белого камня, ни одно из них не похоже на другое, у каждого своя история, своя специфика, выстроенная за века:

  1. Фамильный некрополь князей Пожарских. Его несколько раз разбирали, а в конце XX века вовсе снесли и оставили только памятную плиту. В 2008 году была построена точная копия, основанная на архивных документах. На месте некрополя когда-то был захоронен Дмитрий Пожарский.
  2. Спасо-Преображенский собор. Настоящая жемчужина монастыря. Веками он рос из маленькой деревянной церквушки до живописного собора. Здесь находятся росписи мастеров конца XVII века — одна из главных экспозиций монастыря.
  3. Никольская больничная церковь. Находится с востока от Спасо-Преображенского собора. Представляет собой скромный стационар для монастырской братии. Здесь питались и молились монахи, которым нездоровилось. Сейчас в здании размещен музей «Золотая кладовая».
  4. Монастырская звонница. Уникальное здание со сложной структурой построения. Разнообразно украшенная галерея звонов из трех пролетов, приближенная к псковской архитектуре. На башне, соединяющей столп и аркаду, размещен пустой круг, вероятно, предназначенный для часов (хотя некоторые исследователи интерпретируют его символическим образом).
  5. Благовещенская надвратная церковь. Когда-то монастырь имел менее широкие границы. Вероятно, в эти времена данное здание исполняло роль въездной башни. Самая красивая часть церкви — южная. Паперть украшают 5 живописных окон с висящими «бусинами» и резными перспективными килевидными наличниками.
  6. Успенская трапезная церковь. Это хозяйственное здание, однако туристов привлечь ему есть чем. Церковь интересна не только своей архитектурой, но и структурой: несколько хозяйственных этажей показывают, как был устроен быт людей давних времён.
  7. Братский келейный корпус. Здесь жили монахи. Здание поделено на несколько секций, в каждой по две комнаты-кельи. Фасады украшены аскетично-скромным образом: только оконными наличниками с кокошниками и пилястрой на южной стороне.

Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие стены разной высоты, которые венчают башни монастыря (насчитывается 12 башен). Именно они указывают на то, что мужской монастырь был вынужден существовать в боевой готовности.

Более подробно о каждом объекте можно узнать на экскурсиях в Суздале или на официальном сайте монастыря.

«Золотая кладовая»

Золотая кладовая — экспозиция, разместившаяся в стенах Никольской больничной церкви, входящей в состав Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь собраны различные произведения древнерусского декоративно-прикладного искусства: украшения, иконы, посуда. Всего в «кладовой» выставлено более 500 экспонатов.

Все предметы выставки обладают редкой ценностью, причём не только исторической (возраст некоторых изделий составляет более 1000 лет). Многие изделия изготовлены из серебра и золота или богато украшены природными камнями. Каждый гость монастыря может посетить выставку и увидеть, как жили состоятельные люди прошлых веков и на что были способными руки древних мастеров.

Как добраться до Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале

Спасо-Евфимиев монастырь находится в северной части города Суздаль. Добраться до него можно несколькими способами из двух соседних крупных городов: из Москвы и из Владимира.

Автомобиль. Из Москвы на автомобиле следует ехать по автомагистрали М-7 в сторону Владимира. После въезда во Владимир нужно повернуть влево, на объездную дорогу с указателем на Иваново; по ней едете до указателя на Суздаль, затем снова поворачиваете налево. Время пути — около 4 часов.

Маршрут из Москвы до Спасо-Евфимиева монастыря по автомагистрали — Google Maps

Автобус. Из Москвы до монастыря можно добраться автобусами «Москва — Суздаль» или «Москва — Иваново» — они ходят от Щелковского автовокзала (станция метро «Щёлковская»). Кроме этого, можно садиться на любой автобус до Владимира, затем делать пересадку на Владимирском автовокзале на автобус до Суздаля.

Поезд. С Курского вокзала (станция метро «Курская») можно сесть на поезд до Владимира, а затем на автобус, который курсирует здесь раз в полчаса. Можно и заказать такси, в городе действуют популярные службы Uber, Яндекс.Такси, Gett и другие. Время пути от Владимира до Суздаля — около 40 минут.

Видео о Спасо-Евфимиеве мужском монастыре

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: