Шмелев Иван Сергеевич: биография и жизнь, творчество и труды

Иван Сергеевич Шмелёв — православный прозаик

Иван Шмелёв – русский писатель, публицист, православный мыслитель из московского купеческого рода Шмелёвых, представитель консервативно-христианского направления русской словесности.

В 1931 г. Шмелев был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

За годы своей биографии Шмелев пережил убийство сына, преследование со стороны царской, а затем советской власти, вынужденную миграцию, бедность и многое другое.

Обо всех перипетиях биографии писателя мы расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Ивана Шмелева.

Биография Шмелева

Иван Сергеевич Шмелев родился 21 сентября 1873 г. в Москве. Он рос в богатой, принадлежавшей к купеческому сословию семье.

Его отец, Сергей Иванович, был владельцем плотничьей артели, в которой работало около 300 рабочих. Помимо этого, ему принадлежало несколько бань.

Мать будущего писателя, Евлампия Савинова, являлась дочерью зажиточного купца. Она была строгой, властной и образованной женщиной. Именно она обучила сына начальной грамоте.

Кроме Ивана, в семействе Шмелевых родилось еще пятеро детей.

Детство и юность

Большую часть своего времени маленький Иван проводил вместе с отцом, а также со старым плотником Михаилом Горкиным, который был его воспитателем.

Поскольку старик являлся набожным человеком, он делал все возможное, чтобы привить Шмелеву любовь к религии. Именно благодаря ему мальчик начал верить в Бога и читать священные книги.

Когда Шмелеву исполнилось 7 лет, из жизни ушел его отец, неудачно упав с лошади. После этого воспитание детей и все хозяйственные хлопоты легли на плечи матери.

Достигнув 11-летнего возраста, Иван Шмелев был отправлен в Московскую гимназию.

По воспоминаниям писателя, учеба в ней была одним из самых тяжелых периодов его биографии. В частности, он критиковал педагогов, которые с безразличием и «сухостью» относились к ученикам.

После этого он поступил в Московский университет на юридический факультет.

В этот период в одном из журналов печатают произведение Шмелева «У мельницы». Это был первый успех в его творческой биографии. В 1898 г. его призвали в армию, в которой он прослужил один год.

Детство

Будущий писатель Иван Шмелев родился 21.09. 1873 в роду замоскворецких купцов. Торговля, тем не менее, мало интересовала его отца, он содержал артель плотников и многочисленные бани, тем и был доволен. Семья была старообрядческая со своеобразным демократическим укладом. Старообрядцы, и хозяева, и работники, жили дружной общиной, соблюдали единые для всех правила, нравственные и духовные принципы. В атмосфере дружелюбия и всеобщего согласия рос мальчик, впитывая самое лучшее в человеческих отношениях. Эта жизнь спустя годы отразилась в произведениях писателя Шмелева.

Творчество Шмелева

Окрыленный первым успехом, Иван Шмелев решает опубликовать сборник рассказов под названием «На скалах Валаама». В нем он делился своими воспоминаниями от поездки в монастырь, а также личными политическими воззрениями.

Однако цензоры заставили писателя удалить из текста те места, в которых он критиковал царскую власть.

Только после многочисленных правок Шмелеву разрешают напечатать сборник, в результате чего читатели остались равнодушными к его творчеству.

В связи с этим раздосадованный автор решил на время оставить писательскую деятельность.

После этого Иван Сергеевич переезжает во Владимир. Там он устраивается на службу чиновником по особым поручениям Владимирской казенной палаты МВД.

На этой должности он проработает 8 лет.

В свободное время Иван Шмелев вновь берется за перо и пишет новые произведения. Позже он напишет Максиму Горькому письмо с просьбой оценить его рассказы.

В 1909 г. Шмелев отправляется в Москву, где в скором времени вступает в литературное объединение «Среда». Интересен факт, что в данном кружке также состояли Иван Бунин и Александр Куприн.

В период биографии 1912-1914 гг. Иван Шмелев опубликовал несколько повестей, среди которых были «Виноград», «Волчий перекат», «Росстани», «Человек из ресторана» и другие. В них он описывал быт и культуру людей, принадлежавших к разным социальным слоям.

Позже в печать выходят 2 прозаических сборника: «Карусель» и «Лик, скрытый». Со временем Шмелев все чаще начинает описывать тяжелую жизнь крестьян, вынужденных жить в тяжелых условиях.

Литература

Вдохновленный первой публикацией, спустя два года Шмелев решает издать сборник рассказов «На скалах Валаама». Материал автор собрал в поездке в монастырь. Но царская цензура не допускает к печати произведение, вынуждая писателя убирать критические отрывки. Опубликованные с учетом замечаний цензоров очерки оставляют читателей равнодушными, и разочарованный автор берет паузу в творчестве, которая затягивается на 9 лет.


Прозаик Иван Шмелев

Получив образование и отслужив год в армии, Шмелев с супругой и сыном переезжает во Владимир. Писатель работает чиновником по особым поручениям при Владимирской казенной палате МВД. С 1905 года Иван Сергеевич возобновляет работу над произведениями и пишет Максиму Горькому с просьбой рецензировать некоторые из них. Автор создает рассказы и повести, в центре которых находится «маленький человек».

Вернувшись в столицу, Шмелев в 1909 году присоединяется к «Среде». В литературный кружок входили Иван Бунин, Александр Куприн и другие авторы, а также Федор Шаляпин. Литераторов объединяют не только встречи, но и сотрудничество с «Книгоиздательством писателей в Москве», соучредителями которого выступают Бунин и Шмелев.


Роман «Богомолье» и другие сочинения Ивана Шмелева

В 1911 году публикуется повесть «Человек из ресторана». Через 16 лет вышла экранизация произведения, рисующего падение нравов, созданная советским режиссером Яковом Протазановым. К 40 годам Шмелев становится известным как автор очерков и повестей о купечестве и крестьянстве. Описывая тяготы народа, видя его тяжелый быт, писатель с одобрением встречает события февраля 1917 года. Однако наступившая за этим неразбериха и последовавшее насилие быстро превращают надежды в разочарование и ужас.

Читайте также:
Никольский храм в Солнечногорске: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться


Дом Ивана Шмелева в Алуште. Сегодня музей

Видя разрушение не только основ государственности, но и моральных устоев, нарастание жестокости и хаоса, Шмелев с супругой и сыном, офицером царской армии, воевавшим на фронте Первой мировой, уезжает в Крым. Здесь семья приобретает дом и участок, Иван Сергеевич пишет посвященную событиям Гражданской войны повесть «Как это было» и начинает рассказ «Чужая кровь». Но Шмелевым недолго удается оставаться в стороне от трагических событий. Красная армия занимает Крым и, несмотря на старания и письма отца, 25-летнего Сергея Шмелева казнят.


Иван Шмелев с женой Ольгой и сыном Сергеем

Писатель, чья жизнь разбита утратой, проводит еще два года на полуострове, а затем иммигрирует в Европу. Сначала он останавливается в Берлине, а затем перебирается в Париж. В столице Франции Шмелев проведет остаток жизни.

Вскоре после переезда выходит «Солнце мертвых» — роман, рисующий бесчеловечность революционных событий в России. «Прочтите это, если у вас хватит смелости», — отзывался о произведении немецкий писатель Томас Манн, а Александр Солженицын характеризовал его как «настоящее свидетельство о большевизме», которое передает «отчаяние и всеобщую гибель первых советских лет».


Иван Шмелев с женой и русскими эмигрантами в Париже

Опасаясь за судьбу родины, видя разрушение веками формируемой культуры и подмену ценностей, Шмелев создает рассказы-памфлеты. Во второй половине 20-х критические мотивы сменяет ностальгия по старому укладу. «Обед для разных», «Русская песня» — эти рассказы наполнены яркими описаниями православных праздников, быта, традиций.

Вершиной этого этапа становится повесть «Богомолье» и роман «Лето Господне». Примечательно, что произведения создавались параллельно. Обе книги снискали большую популярность среди российских эмигрантов.


Книги Ивана Шмелева «Лето господне» и «Солнце мертвых»

С искренностью и теплотой автор воскрешает атмосферу детства, а вместе с ней – утраченную дореволюционную Россию. Впервые «Лето Господне» публикуется в 1933 году в Белграде, «Богомолье» — в 1935 году там же. На родине Шмелева книги выходят в свет лишь в конце 80-х.

Последний период творчества русского писателя отмечен усилившейся тоской по родине. Шмелев обращается к воспоминаниям опоездке 1896 года и создает очерк «Старый Валаам». В 1936 году, используя жанр сказа, пишет роман «Няня из Москвы», главной героиней в котором выступает вынужденная уехать в эмиграцию пожилая женщина.


Иван Шмелев с женой, племянницей и ее ребенком в Париже

Шмелев настолько ненавидел большевистский режим, что воспринял вторжение фашистов в СССР как божье провидение. В письме к философу Ивану Ильину нападение Германии назвал «подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола» и выразил надежду, что свержение власти коммунистов откроет путь для духовно-нравственного возрождения страны.


Иван Шмелев был глубоко верующим человеком

В 1948 году Иван Сергеевич начал работу над романом «Пути небесные». Произведение осталось неоконченным из-за смерти автора, но по созданным главам очевидно, что тот хотел показать осуществление божьего промысла в реальном мире.


Владимир Путин возлагает цветы на могилу Ивана Шмелева

В советский период творчество Шмелева расценивалось как антисоветское. Публиковать книги писателя-эмигранта начали лишь в перестройку. В 1993 году в Алуште открыли посвященный ему дом-музей, и вскоре автор заслужил признание и на своей родине.

Революция

Февральскую революцию 1917 г. Шмелев встретил с ликованием. Он думал, что политические перемены сделают жизнь людей лучшей.

Однако после того как в стране началась неразбериха и откровенное насилие, Иван Шмелев изменил свое мнение.

Более того, уже тогда ему стало ясно, что в скором будущем русскому народу предстоит пережить немало бед и несчастий.

После этого Шмелев переезжает в Крым, где пишет повесть «Как это было». В ней он делится с читателями событиями, происходящими в период Гражданской войны 1918-1922 годов.

Возвращение к литературному творчеству

Шмелев в 1905 году решил вернуться к писательству. В журналах «Русская мысль» и «Детское чтение» начали появляться его произведения. Они были небольшими, скорее робкими пробами, своеобразной проверкой Шмелевым самого себя на писательском поприще. Сомнения, наконец, исчезли. Иван Сергеевич окончательно утвердился в сделанном выборе. Он решил оставить службу. Иван Шмелев приехал в столицу. В 1907 году начался новый этап его литературной деятельности.

Тогда-то и пригодился опыт общения с людьми, приобретенный во время путешествий по Владимирской губернии. Писатель Иван Шмелев уже тогда понимал, что какая-то новая сила зреет в народе, возникают протестные настроения, наблюдается готовность к переменам, в том числе путем революции. В малой прозе Ивана Сергеевича отразились все эти наблюдения.

Расстрел сына

Сын Шмелева Сергей был офицером царской армии, поэтому, когда большевики заняли Крым, они его арестовали.

Несмотря на ходатайства Шмелева, ему так и не удалось освободить сына, которого вскоре расстреляли. Эта утрата стала одной из самых тяжелых в его биографии.

Писатель долгое время находился в тяжелом душевном состоянии и никак не мог смириться со смертью 25-летнего сына.


Иван Шмелев с женой и сыном

Библиография

Сочинения

  • На скалах Валаама. — М., 1897.
  • По спешному делу. — 1906.
  • Вахмистр. — 1906.
  • Распад. — 1906.
  • Иван Кузьмич. — 1907.
  • В новую жизнь. — М., 1907.
  • Гражданин Уклейкин. — 1907.
  • В норе. — 1909.
  • Под небом. — 1910.
  • Они и мы. — М., 1910.
  • Патока. — 1911.
  • Человек из ресторана. — 1911.
  • Волчий перекат. — 1913.
  • На морском берегу. — М., 1913.
  • В деревне. — Пг.-М., 1915.
  • Неупиваемая Чаша. — 1918[13].
  • Карусель. — М., 1918.
  • Пугливая тишина. — М., 1918.
  • Суровые дни. — 1916.
  • Лик скрытый. — М., 1917.
  • Степное чудо, сказки. — 1921.
  • Неупиваемая Чаша. — Париж, 1921.
  • Солнце мёртвых. — 1923.
  • Как мы летали. — 1923.
  • К светлой цели. — М.-Пг., 1923.
  • Догоним солнце. — М., 1923.
  • Это было. — Берлин. 1923.
  • Виноград. — М.-Пг., 1924.
  • Каменный век. — 1924.
  • На пеньках. — 1925.
  • Про одну старуху. — Париж, 1927.
  • Въезд в Париж. — 1925.
  • Свет разума. — 1926.
  • Русская песня. — 1926.
  • История любовная. — 1927.
  • Забавное приключение. — М.-Л., ГИЗ, 1927.
  • Наполеон. Рассказ моего приятеля. — 1928.
  • К солнцу. — М.-Л., ГИЗ, 1929.
  • Солдаты. — 1930.
  • Лето Господне. Праздники. — Белград, 1933.
  • Богомолье. — Белград, 1935.
  • Лето Господне. — Нью-Йорк, 1944.
  • Старый Валаам. — 1935.
  • Родное. — 1935.
  • Няня из Москвы. — Париж, 1936.
  • Рождество в Москве, Рассказ делового человека. — 1942—1945.
  • Пути небесные. — 1948.
  • Лето Господне. Праздники-Радости-Скорби. — Париж, 1948.
  • Куликово поле. Старый Валаам. — Париж, 1958.
  • Иностранец. — 1938.
  • Роман в письмах.
  • Мой Марс. — 1938.
Читайте также:
Симбирская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

Произведения Шмелева

Спустя 2 года Иван Шмелев решает уехать в Париж, где он проживет до конца своей жизни. Во Франции он написал знаменитую эпопею «Солнце мертвых», в которой описал ужасы и последствия революции.

Данное произведение получило множество положительных оценок от критиков. В частности, его по достоинству оценили Томас Манн и Александр Солженицын.

Позже из-под пера Шмелева вышла повесть «Богомолье» и роман «Лето Господне», ставшие особенно популярными среди русских эмигрантов. В России данные произведения будут опубликованы только накануне распада СССР.

В поздний период биографии Шмелев публикует произведения, в которых ярко прослеживается его тоска по Родине. Например, в своем романе «Няня из Москвы» он описывает бабушку, вынужденную уехать за границу.

Интересен факт, что у Шмелева было такое отвращение к большевикам, что вторжение немецкой армии в СССР он воспринял как «божье провидение».

Он надеялся, что коммунистический режим России будет свержен, а на смену ему придет духовное и нравственное освобождение.

«Лето Господне» (Иван Шмелев)

Произведения Ивана Сергеевича были созданы в непростое для нашей страны время. Впечатления проведенных в России последних лет легли в основу следующего романа Шмелева — «Лето Господне». Писатель, рисуя картины православных праздников, раскрывает душу русского народа. Обращаясь к детским годам, Иван Сергеевич запечатлел восприятие мира верующим ребенком, который доверчиво принял в сердце свое Бога. Купеческая и крестьянская среда в книге предстает не «темным царством», а органичным и целостным миром, полным внутренней культуры, нравственного здоровья, человечности и любви. Шмелев далек от сентиментальности или романтической стилизации. Он изображает подлинный уклад жизни, не затушевывая ее жестоких и грубых сторон, ее «скорбей». Для чистой души ребенка бытие открывается главным образом своей радостной, светлой стороной. Существование героев тесно связано с богослужением и церковной жизнью. Впервые в отечественной художественной литературе столь полно и глубоко воссоздан был важный пласт народной жизни — церковно-религиозный. В молитвенных состояниях героев, их психологических переживаниях открывается духовная жизнь христианина.

Личная жизнь

Единственной женой в биографии Ивана Шмелева была Ольга Охтерлони, с которой он познакомился еще в студенческие годы.

Они прожили долгую и счастливую семейную жизнь. В этом браке у них родился мальчик Сергей, который был расстрелян, как об этом говорилось выше.


Иван Шмелев с женой Ольгой и сыном Сергеем

Когда в 1936 г. Ольга Шмелева ушла из жизни, писатель прожил еще 14 лет.

Профессия юриста

Шмелев поступил в Московский университет, чтобы овладеть профессией юриста. С этого момента многое изменилось, и главное – его окружение. Здесь возрастало поколение новой интеллигенции. Общение с умными, образованными людьми развивало и обогащало личность, творческий потенциал. По окончании университета (1898) он какое-то время работал в Москве на мелкой должности помощником поверенного, потом переехал во Владимир и там работал налоговым инспектором. Как человек творческий он и в этой рутинной работе находил свои плюсы: во время бесконечных разъездов по губернии, ночевок на людных постоялых дворах, а часто и вообще где придется, он черпал впечатления и жизненный опыт, накапливая идеи для своих будущих книг.

Писатель Иван Сергеевич Шмелев, его жизнь и самые известные произведения

Иван Сергеевич Шмелев — русский писатель , публицист, православный философ. Романы «Лето Господне» и «Солнце мертвых» сделали его узнаваемым не только в России, но и за рубежом.

Дважды номинант на Нобелевскую премию, но так и не получивший ее, писатель пережил много испытаний: смерть любимого отца, убийство сына, противоборство с советской властью и вынужденную эмиграцию. Но похоронить себя он завещал там, где родился — так глубоко любил свою родину.

  1. Детство Шмелева
  2. Происхождение и рождение
  3. Семья писателя
  4. Образование
  5. Юношеские годы и молодость
  6. Женитьба
  7. Студенческие времена
  8. Работа налоговым инспектором
  9. Зрелый возраст
  10. Утрата сына
  11. Годы эмиграции
  12. Последние годы жизни
  13. Творческий путь писателя
  14. Дебютный рассказ “У мельницы “
  15. Разочарование автора
  16. Возвращение к творчеству
  17. Произведения Шмелева
  18. Повести
  19. Рассказы
  20. Романы
  21. Интересные факты из жизни Шмелева Ивана Сергеевича
  22. Видео
Читайте также:
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязме: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Детство Шмелева

Иван Шмелев родился в обеспеченной семье, но детство омрачили внезапная смерть отца и холодные отношения с матерью. Ранние годы жизни сыграли важную роль в становлении будущего писателя, во многом определили его мировоззрение.

Происхождение и рождение

Иван Шмелев родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в Кадашевской слободе Замоскворечья в семье купцов. Члены семьи придерживались старообрядчества и старались соблюдать высокие духовные принципы.

Семья писателя

Иван Шмелев родился в обычной семье:

  1. Дед был крестьянином из провинции Московской губернии, любил французские романы и исторические сочинения.
  2. Отец, Сергей Иванович, владелец артели плотников, нескольких бань, купален.
  3. Мать, Евлампия Савинова, дочь купца, привила сыну любовь к русской литературе . С ее помощью мальчик получил начальное образование.

Теплые отношения у будущего писателя сложились лишь с отцом. Мама была строга и холодна с детьми, порола за провинности. Мальчик проводил много времени с рабочими артели и набожным воспитателем — бывшим плотником Михаилом Панкратовичем Горкиным. Считается, что именно общение с простыми мастерами повлияло на мировоззрение писателя.

Любимый отец трагически погиб при падении с лошади, когда Ивану было всего 7 лет. Мать осталась одна с шестью детьми. Жила семья на доходы от бань и сдачи в аренду части дома.

Образование

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он поступил в гимназию. Учеба давалась ребенку тяжело из-за жестких правил и конфликтов с учителями. Пришлось сменить место обучения. В 1894 году Иван Шмелев окончил 6-ю Московскую гимназию. Уже в этот период он пробовал писать небольшие очерки, зарисовки. За свое творчество получал пятерки с плюсами от преподавателя Федора Цветаева — дяди Марины Цветаевой. Сильное впечатление на подростка произвело творчество Пушкина.

Также Иван любил читать произведения:

  • Л.Н. Толстого;
  • Н.В. Гоголя;
  • И.С. Тургенева;
  • Н.С. Лескова;
  • В.Г. Короленко.

Юношеские годы и молодость

В юности Шмелев на время отошел от литературного творчества и веры из-за увлечения философией и вынужденной службы инспектором. Ему потребовалась поддержка жены и вера в себя, чтобы вернуться на писательскую стезю.

Женитьба

В 1891 году писатель познакомился с Ольгой Александровной Охтерлони — дочерью героя обороны Севастополя. Она была серьезной, образованной и набожной девушкой. Через 3 года они поженились и прожили вместе 41 год. Свадебное путешествие провели на святом острове Валаам, которому была посвящена первая книга писателя. Иван был благодарен супруге, которая своей глубокой верой вернула его к православию.

Студенческие времена

Получил образование Шмелев в Московском университете. В 1898 году окончил юридический факультет. Здесь обучались многие будущие русские интеллигенты. Общение с умными творческими людьми помогло в развитии таланта писателя, обогатило его духовный мир. Как и многие молодые люди, он увлекся философией позитивизма. Это обстоятельство на время отдалило его от религии.

Работа налоговым инспектором

После того, как первую книгу «На скалах Валаама» приняли холодно, Шмелев решил сменить сферу деятельности. Нужно было обеспечивать жену и сына Сергея, который родился в 1896 году. Писатель переезжает во Владимир-на-Клязьме и начинает служить налоговым инспектором.

Зрелый возраст

Революция и гражданская война не обошли стороной семью И.С. Шмелева.

Писателю предстояло пережить многое:

  • гибель сына;
  • вынужденную эмиграцию;
  • нищету;
  • смерть жены.

Пережить и написать о своей и сотнях других погубленных жизней в произведениях.

Утрата сына

События февраля 1917 года писатель, как и многие современники, принял с восторгом. Но увидев, как революция рушит не только политический строй, но и нравственность, разочаровался в ней. После октябрьских событий семья уехала в Крым.

Сергей Шмелев, любимый сын, в 1915 году был мобилизован в царскую армию. Заболевший туберкулезом после отравления газом, он вынужден был остаться в Крыму в то время, когда белые отступали. Поверив в амнистию, которую объявили красные, он пошел к ним с повинной. Сергея арестовали.

Иван Шмелев посылал письма с мольбами о помощи Горькому, Вересаеву, Луначарскому, но единственного сына расстреляли. Убитый горем отец хотел знать: «За какое преступление? Только за то, что назывался подпоручиком!» Даже тело Сергея не отдали родителям.

Годы эмиграции

В 1922 году писатель с женой покинули Россию. По приглашению Бунина они переехали в Берлин, а потом — в Париж . Там они и прожили остаток своей жизни.

За рубежом Шмелева публиковали во многих русскоязычных журналах:

  • «Последние новости»;
  • «Сегодня»;
  • «Русская мысль».

Последние годы жизни

Большие материальные трудности переживал в старости Шмелев: денег не хватало на еду, одежду, отопление. Тяжелая язва желудка еще больше омрачала жизнь. Любимая жена умерла от сердечного приступа в 1936 году. По этой же причине в 1950 году скончался и писатель. Его похоронили в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году останки писателя и его жены были захоронены в родной Москве , как Шмелев и завещал.

Творческий путь писателя

В ранний период творчества было написано много рассказов и повестей, в которых преобладает тема маленького человека. В 20-30-е годы Шмелев создает самые известные романы — «Лето Господне» и «Солнце мертвых». В произведениях позднего периода остро ощущается тоска по родине, стремление к одиночеству.

Дебютный рассказ “У мельницы “

Первый рассказ Шмелев написал под впечатлением одного события. Однажды во время каникул на летней рыбалке он попал на омут у мельницы, где познакомился с жившим там глухим стариком. Окружающий пейзаж очаровал его, напомнил картины из поэм Пушкина.

Читайте также:
Храм Покрова на Нерли: где находится, как добраться, история и описание

Рассказ повествует о мельнике и его жене, которые обманом завладели мельницей барина. Однако счастья им она не прибавила. По случайности или осмысленно герои гибнут в реке. Рассказ опубликовали в 1895 году в журнале «Русское обозрение».

Разочарование автора

Первая книга “На скалах Валаама. За гранью мира. Путевые очерки» была написана после свадебного путешествия по святому острову. Из-за жесткой цензуры были вырезаны многие ключевые моменты, в результате произведение потеряло осмысленность и оригинальность. Читатели не оценили исправленный вариант, а писатель пережил глубокое разочарование и на время отошел от литературы.

Возвращение к творчеству

Ежедневное общение с представителями простого народа на должности инспектора отразилось в произведениях писателя. Сотрудничество с журналами, создание произведений для детей помогли Ивану Шмелеву вновь поверить в свой талант. В 1907 году он уволился и, наконец, полностью посвятил себя литературе .

В этом видео представлена информация о жизни писателя во Владимире.

Произведения Шмелева

Дореволюционное творчество автора отличается верой в счастливое будущее народа. Писатель ожидал светлые перемены в российском обществе. Увлекшись философией, Шмелев развивает идеи толстовства, социализма, дарвинизма.

Революция в корне изменила мировоззрение автора. Поэтому произведения 20-30-х годов свергают все просветительские теории. Звучат ноты обвинения интеллигенции, которая взбаламутила народ и забрала у людей Бога. Ощущается боль писателя за разрушенную родину и поломанные жизни людей.

Хронологическая таблица основных произведений

Год Произведение
1897 На скалах Валаама
1906 Распад
1907 Иван Кузьмич
1911 Человек из ресторана
1913 Волчий перекат
1918 Неупиваемая чаша
1923 Солнце мертвых
1933 Лето Господне
1935 Богомолье

Повести

Иван Шмелев, как и многие классики, обращается в повестях к теме «маленького человека». Кроме того, автор рассказывает о пороках современного общества и открывает читателю психологию героя.

  1. «Человек из ресторана». Повесть об официанте Якове Скороходове, вынужденном терпеть от богатых гостей грубость, хамство и унижение. Построенное на контрасте произведение глубоко раскрывает особенности психологии простого Человека.
  2. «Богомолье». Автобиографичное светлое произведение, своего рода энциклопедия русской жизни, написанная богатым народным языком. Автор использовал в книге многие архаизмы и историзмы, тем самым сохранив их для будущих поколений.
  3. «Пугливая тишина». Герои — скупой барин и его легкомысленный сын олицетворяют процесс разложения дворянства. Погрязшие в быту, жаждущие наживы они не замечают красоты окружающего их мира. В этом автор видит настоящую трагедию человека.

Рассказы

Основными темами рассказов И.С. Шмелева являются революция и жизнь простого русского народа.

Рассказы и их тематика:

  1. «Вахмистр». Основная тема: трудная, несправедливая жизнь «маленького человека», герой жаждет перемен.
  2. «Русская песня». Повествование ведется от лица мальчика, который рассказывает о маляре, исполнявшем русские песни. Они были нежные, душевные и помогли ребенку полюбить русскую широкую душу и русское Слово.
  3. «Иван Кузьмич». Купец Громов с недоверием относится к протестам народа, считает революционеров врагами страны. Но, случайно оказавшись в толпе демонстрантов, он понимает мотивы их поступков и переживает душевный перелом.

Романы

Вершиной творчества Шмелева являются романы: в них автор поднимает глубокие философские проблемы.

  1. «Лето Господне» . Автобиографический роман о труде и быте, празднествах крестьян и купцов конца XIX века. Повествование ведется от лица ребенка, именно поэтому роман получился светлый и теплый.
  2. «Солнце мертвых» . Книга о революции, Гражданской войне и терроре, охватившем страну. «Прочтите это, если у вас хватит смелости», — отзывался о произведении Томас Манн. Автор показывает тонкую грань между верой и безверием, жизнью и смертью.

Интересные факты из жизни Шмелева Ивана Сергеевича

Интересные факты из жизни писателя:

  1. «Римский оратор» — так называли Шмелева одноклассники за красноречие и тягу к писательству.
  2. В отличие от многих современников, писателя привлекала монастырская жизнь.
  3. На писательский труд его благословил старец Варнава Гефсиманский.
  4. В 1993 году в Алуште открыли посвященный писателю дом-музей.
  5. Мечта Шмелева о возвращении на родину при жизни не сбылась. Лишь через 50 лет его останки были привезены в Россию и захоронены в Донском монастыре.

Видео

В этом видео рассказывается о жизни и творчестве писателя.

Храм Евфросинии Московской на Нахимовском проспекте, Москва

Церковь построена в честь святой женщины, которая являлась женой Дмитрия Донского. Ефросинья (Евдокия в миру) стала первой княгиней столицы, положившей начало Московскому государству. В 2002 г. на территории района Котловка произошло возложение первого камня будущего храма в её честь. Работы регулировал первый настоятель церкви отец Алексей (Ладыгин).

Строение послужило сильным катализатором к тому, чтобы православный народ вспомнил житие благочестивой Ефросиньи и отдал ей соответствующие похвалы и благодарности посредством акафистов и молитв.

История строительства

Местонахождение церкви обусловлено историческим значением. Божий дом воздвигнут на территории района, который называется Котловка. В 1380 г. именно здесь располагалось поместье княгини Евдокии и её мужа Дмитрия Донского, которому приглянулись эти места во время похода на Куликово поле. Спустя десять лет в Котлах принимали нового митрополита Киприана, который сменил на этом посту почившего владыку Алексия. Торжественный прием организовала Евдокия вместе со своими сыновьями, князя Дмитрия к этому времени уже не было в живых.

    История церкви в честь святой супруги московского князя Д. Донского началась в 2002 г. Свое благословение на постройку высказал патриарх Алексий II, настоятелем будущего храма назначили протоиерея Алексия (Ладыгина). Последнему предстояло лично руководить процессом возведения.

Кроме строительства основного храма, миряне занимались восстановление близлежащего сквера и пруда. Людям нравится прогуливаться рядом с церковью, они наслаждаются живописностью и одухотворенностью этих мест. В 2015 г. близлежащую территорию, богатую растительностью, назвали в честь княгини Евдокии, что стало уникальным событием для столицы.

Читайте также:
Храм Николая Чудотворца в Клённиках: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Другие православные храмы в Москве:

Княгиня Евдокия родилась в середине XIV столетия, её отцом был князь Дмитрий Константинович. С детства она воспитывалась в духе благочестия, девочка отличалась смиренным и тихим нравом. В 1367 г. состоялся брак Евдокии и Д. Донского, союз стал залогом мира между Москвой и Суздалем.

Княгиня свято поддерживала поход своего мужа против монголо-татаров, молясь и совершая великие дела любви. После смерти Дмитрия Евдокия устроила женский Вознесенский монастырь, она также построила несколько храмов и обителей в Переяславле. Кроме благотворительности, княгиня совершала тайную подвижническую жизнь, скрытую от глаз народа.

В 1407 г. Евдокия отошла к Господу, перед кончиной она приняла постриг с именем Ефросинья.

Облик Божьего дома

Внешнее архитектурное убранство состоит из однокупольного храма, сооруженного во владимиро-суздальской стилистике, и отдельно стоящей колокольни. Центральное сооружение возвышается на 40 м, общая вместимость — 600 прихожан. Главный архитектор Л. Колоколов при создании плана желал подчеркнуть в новосозданной церкви женское начало. В интерьерном декоре использовался изобразительный барельеф, мозаичные фрески и арочные оконные проемы.

О Московских святых:

Нижний придел строения освящен во славу митрополита Алексия Московского, который был близким другом Евдокии и Дмитрия. Именно преподобный святитель благословил их брак, практически всегда пребывал рядом с ним в первые годы правления. Изначально нижний придел использовался только для проведения Таинства Крещения.

На территории церкви миряне могут видеть памятник Д. Донскому, его супруге и детям правителей. Композиция напоминает о безусловной важности семейных уз как основы для сильного государства и всякого общества.

Недалеко от храма также расположен каменный крест, созданный в византийской манере, реликвия была подарена общине на престольное торжество 2016 г.

Святыни храма

В Божьем доме хранится большое число христианских реликвий.

  • Миряне имеют возможность прикоснуться к чудотворной иконе Богородицы «Почаевская». Лик относят к типу Умиление, изображение поясное, Пречистая Дева держит Младенца на правой деснице, в левой руке находится платок, которым покрыты ноги Христа. Оригинальный образ хранится в Почаевской Лавре на Украине.
  • В храме Ефросиньи также находится Владимирская икона Богоматери, почитаемая в качестве самой древней на Руси. В Отечестве лик появился в XII столетии. Оригинал хранится в церкви-музее святителя Николая при Третьяковской галерее.
  • Верующие имеют возможность молиться перед образом святых Петра и Февронии. Икона считается символом нескончаемой верности между супругами и жертвенности ради любви. Оригинал хранится в Троицком монастыре города Владимира.

В церкви Ефросинье прихожане могут прикоснуться к мощевику с останками христианских святителей, среди которых: преподобный Феодосий Тотемский, князь Александр Невский, святитель Дмитрий Ростовский, епископ Белгородский Иоасаф, святая княгиня Анна Кашинская, святые Иннокентий и Филарет и т.д. Здесь также хранятся реликвии с Голгофы и частицы останков Вифлеемских младенцев.

Современное состояние

В Божьем доме регулярно совершаются божественные службы, здесь также ведется просветительская и миссионерская деятельность, община делает для много полезной и благотворительной работы. Клирики и прихожане пытаются подражать праведному житию святой Ефросиньи, стараясь приобщить православный народ к историческому и культурному наследию столицы.

  • В храме регулярно проводят экскурсии для детей, которым рассказывают основы нравственного поведения. Приглашенные ученики просматривают полезные фильмы и слушают семинары. Община церкви ведет активную жизнь в интернете, с её участниками можно общаться в социальных сетях. Для маленьких детей здесь предусмотрена детская комната, где родители могут быть с чадами без отрыва от божественного служения — в помещении есть звуковая трансляция проводимых ритуалов.
  • С 2002 г. при храме святой Ефросиньи действует воскресная школа, которая изначально образовалась вокруг домовой часовни. В начале года настоятель совершает молебен, на котором присутствуют ученики со своими родителями. Учителя воскресной школы говорят, что их задача состоит не только в преподавании теоретических знаний о церковной истории и уставе религии, но и в том, чтобы помочь детям вырасти благочестивыми христианами с правильными моральными ценностями.

Как добраться

Храм находится в Москве, по адресу: Нахимовский проспект, строение № 8, открыт ежедневно с 8:00 до 20:00. От ближайшей станции метро до церкви 5 минут спокойной ходьбы. Людям могут свободно входить в Божий дом, ставить свечу за здравие, заказывать требы и присутствовать на богослужебной процессии.

В церкви всегда находится один из священников, который приветливо ответит на все интересующие вопросы.

На заметку! Накануне престольного праздника (30 мая) здесь совершается акафист святой Евфросинии (Евдокии) и всенощное бдение, а в день самого торжества утром проходит водосвятный молебен, а после — Божественная литургия, оканчивающаяся крестным ходом.

При церкви работает воскресная школа для взрослых и детей, община проводит социальные и культурные мероприятия.

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Не будем любить прелестей этого мира, которые, становясь как бы тяжелым бременем для корабля души,
потопляют его»
(Святитель Иоанн Златоуст)

  • Новости
  • Расписание Богослужений
  • Фотогалерея
  • Вопрос священнику
  • Пожертвования
  • Контакты

О храме

  • История Храма
  • О преподобной Евфросинии
  • О Великом князе Димитрии Донском
  • Святыни Храма
  • Духовенство Храма
  • Нижний храм
  • Доступная среда для маломобильных групп прихожан

Подать записки

Служение

  • Подать записки
  • Паломническая служба
  • Воскресная школа
  • Молодежный клуб
  • Школа по изучению православного Богослужения
  • Библейские беседы по Ветхому Завету
  • Занятия по сравнительному богословию
  • Социальная работа
  • Анкета прихожанина
  • Душепопечительский центр
  • Евангельский кружок
  • Школа алтарников
  • Занятия по церковному искусству
  • Занятия по иконописи
  • Детская комната при храме
  • Работа со школами
  • Мы в социальных сетях

Расписание бесед и занятий

Информация

  • Юго-Западное Викариатство
  • О Церковных Таинствах
  • Основы Православной Культуры (ОПК)
  • Библиотека
  • Общецерковные новости
  • Общецерковные документы
  • Документы к обсуждению
  • Полезные ссылки
  • Новомученики и пострадавшие за Христа
  • Прихожане о родных, за веру пострадавших
  • Карта сайта

НЕ ПРОПУСТИТЕ.

  • Объявления
  • Новости Храма
  • Видеоматериалы
  • Книга взаимопомощи
  • Духовная поэзия
  • Творчество наших прихожан
  • Интересное и полезное
  • Вестник Юго-Западного Викариатства
  • Последние изменения

История Храма преподобной Евфросинии Великой княгини Московской

История

Преподобная Евфросиния Московская, в миру великая княгиня Московская Евдокия – удивительная святая, имя которой замалчивали в советское время. Храм призван увековечить память о великой угоднице Божией, строительнице церквей и монастырей.

История храма началась в 2002 году, когда Указом Патриарха Алексия II настоятелем строящегося храма во имя преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке был назначен протоиерей Алекcий Ладыгин.

C 2002 года приход находился в домовой церкви на Севастопольском проспекте, 15, где 20 апреля 2003 года была отслужена первая Божественная Литургия. Затем на Нахимовском проспекте началось строительство белокаменного храма, первый камень в основание которого был заложен в июле 2005 года. Строительные работы завершились в 2012 году.

На Нахимовском проспекте возведен целый храмовый комплекс, состоящий из здания церкви и отдельно стоящей колокольни. Белый однокупольный храм во владимиро-суздальском стиле возвышается почти на 40 метров и может вместить около 600 прихожан. У алтаря храма установлен крест в память о приснопамятных вождях и воинах, за Веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы Православия потрудившихся. Возле храма разбит сквер Евфросинии Московской, за которым находится Коробковский сад и пруд.

Главной святыней храма является чтимая икона преподобной Евфросинии Московской с частицами ее благодатных мощей и пояса. Перед образом по вторникам служится акафист преподобной о помощи в бесплодии, чадородии и воспитании детей.

В 2007 году отмечалось 600-летие преставления преподобной Евфросинии Московской, в ознаменование чего на заседании Священного Синода 21 августа этого же года были учреждены награды: орден и медаль преподобной Евфросинии Московской. Ими награждают женщин за особые заслуги в деле укрепления духовно-нравственных традиций в обществе и развития социального служения Церкви.

Великая княгиня Евдокия была верной женой и соратницей Дмитрия Донского. В этом счастливом браке родилось 12 детей. Духовно окормляемые великими русскими святыми, окружавшими благочестивую семью, – Сергием Радонежским, Алексием Московским, Димитрием Прилуцким, Саввой Сторожевским – они навеки стали образцом истинно-христианского союза, супружеской верности, целомудрия, любви к Богу, Отечеству и друг к другу.

19 ноября 2013 г. на территории установлен и освящен памятник Великому князю Димитрию Донскому и великой княгине Евдокии со чадами. Автором скульптурной композиции является известный московский скульптор Дмитрий Кукколос. В церемонии открытия скульптуры принимала участие Светлана Владимировна Медведева.

В 2016 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятелем храма стал иеромонах Клавдиан (Сафонов).

31 августа 2016 г. храму придан статус Патриаршего Подворья, а 2 июля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великое освящение храма.

Помещение в цокольном этаже ранее использовалось исключительно для совершения Таинства Крещения и проведения огласительных и катехизаторских бесед, лекций, предполагающих большую аудиторию, но 2-го июля в нижней апсиде храма был освящен новый Престол в честь Московского святителя Алексия.

Этот древнерусский великий святой не только духовно, но и исторически был тесно связан как с духовником святых Евфросинии и Димитрия — игуменом земли Русской преподобным Сергием Радонежским, так и непосредственно с небесными покровителями верхнего и главного храма: святыми великой княгиней Московской Евфросинией и ее супругом, великим князем Димитрием Донским. Поэтому наречение нижней церкви в честь славного имени митрополита Московского Алексия логично довершает цельный исторический облик, который был заложен архитекторами и проектировщиками в общую композицию всего храмового комплекса.

Престолы

Главный Престол освящен в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, приставной престол – в честь святого благоверного князя Димитрия Донского (престольные праздники 17/30 мая, 19 мая/1 июня, 7/20 июля).

В Крестильном храме Престол освящен в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, чудотворца (престольные праздники 12/25 февраля и 20 мая/2 июня).

Святыни храма
  • Чудотворная икона преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской с частицами мощей и пояса.
  • Чудотворная икона Божией Матери «Почаевская», переданная в дар братией Почаевской Лавры.
  • Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Чудотворная икона Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца
  • Чудотворная икона Божией Матери «Владимирская» с частицами гроба и ризы Пресвятой Богородицы.
  • Камень от гробницы преп. Евфросинии Московской

Интересные факты

Место для храма было выбрано не случайно – на территории современного района Котловка было имение княгини Евдокии под названием Котлы. В Котлах княгиня вместе с сыном Василием принимала митрополита Киприана, впоследствии причисленного к лику святых, и уговорила его остаться в Москве. Это, в свою очередь, сделало Москву духовным центром Руси.

В разделе Фотогалерея – “Строительство Храма” можно ознакомиться с этапами строительства.

Проект Храма преподобной Евфросинии Великой княгини Московской

Вы можете посмотреть слайд-шоу о строительстве Храма:
разрешение – 480х180 точек, размер файла 40,9 Mb

Храм евфросинии московской на нахимовском проспекте, москва

Святыни храма

В Божьем доме хранится большое число христианских реликвий.

  • Миряне имеют возможность прикоснуться к чудотворной иконе Богородицы «Почаевская». Лик относят к типу Умиление, изображение поясное, Пречистая Дева держит Младенца на правой деснице, в левой руке находится платок, которым покрыты ноги Христа. Оригинальный образ хранится в Почаевской Лавре на Украине.
  • В храме Ефросиньи также находится Владимирская икона Богоматери, почитаемая в качестве самой древней на Руси. В Отечестве лик появился в XII столетии. Оригинал хранится в церкви-музее святителя Николая при Третьяковской галерее.
  • Верующие имеют возможность молиться перед образом святых Петра и Февронии. Икона считается символом нескончаемой верности между супругами и жертвенности ради любви. Оригинал хранится в Троицком монастыре города Владимира.


Внутреннее убранство храма

В церкви Ефросинье прихожане могут прикоснуться к мощевику с останками христианских святителей, среди которых: преподобный Феодосий Тотемский, князь Александр Невский, святитель Дмитрий Ростовский, епископ Белгородский Иоасаф, святая княгиня Анна Кашинская, святые Иннокентий и Филарет и т.д. Здесь также хранятся реликвии с Голгофы и частицы останков Вифлеемских младенцев.

История

История храма начинается в 2002 году, когда Указом Патриарха Алексия II настоятелем строящегося храма во имя преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке был назначен протоиерей Алекcий Ладыгин.

C 2002 по 2010 год приход храма находился в домовой церкви на Севастопольском проспекте, 15.

С 2010 года во вновь построенном храме начинают совершаться богослужения, а после малого освящения храма 6 февраля 2011 года, совершенного епископом Красногорским Иринархом, богослужения становятся регулярными.

В 2011–2012 годах был установлен иконостас, а с начала 2013 года начались художественные работы по росписи храма.

В 2012 году завершены строительные работы, и храм сдан в эксплуатацию.

В 2021 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятелем храма становится иеромонах Клавдиан (Сафонов).

Воскресная школа при храме

Начиная с декабря 2002 года, при общине, образовавшейся вокруг церкви, начала действовать воскресная школа. В начале каждого учебного года настоятелем служится молебен, на который собираются дети вместе со своими родителями. Преподаватели школы ставят своей задачей не только дать юным слушателям теоретические знания об истории церкви, ее уставе и т. д., а также помочь детям стать достойными христианами и людьми.

Преподаются следующие науки:

  1. Закон Божий.
  2. Иконописные работы.
  3. Клиросное пение.
  4. Церковнославянский язык.

Дисциплинам обучаются в возрасте от 7 до 14 лет. Для дошкольников действует детская студия «Вместе с мамой». Ее можно посещать, начиная с 1,5 лет.

Обязательно присутствует кто-нибудь из членов семьи. Всей группой готовятся и отмечаются основные церковные праздники. Совместные занятия помогают укрепить отношения между детьми и родителями, обрести новых друзей. Все дети воскресной школы и их родители участвуют в подготовке Рождественского и Пасхального утренника, фестиваля, различных конкурсов.

Для взрослых

Старшее поколение также активно участвует в жизни прихода. И у взрослых прихожан есть возможность посещать воскресную школу. Занятия проводятся клириками храма. На них рассматривается широкий круг вопросов, касающихся различных церковных тем, а также основы иконописи. После занятия прихожане имеют возможность задать интересующие их вопросы, пообщаться со священнослужителями и другими христианами.

Беседы с батюшкой — так называются занятия церковной школы для взрослых — проходят по средам в 19-00. Исключение составляют дни, предшествующие двунадесятым и престольным дням.

Также в крестильном храме проходят беседы по изучению Библии:

  1. Евангелие — пятница 19-00.
  2. Ветхозаветные книги — воскресенье 15-00.

В пятницу (19-00-21-00) и субботу (13-00-15-00) проходят встречи для всех тех, кто собирается принять Святое Крещение. Взрослым и детям, начиная с 7 лет, посетить огласительные беседы следует лично, а также родителям, чьи дети не достигли еще сего возраста.

История храма

Местонахождение храмового комплекса непростое — имеет историческое значение. На территории Котловки, — района, где находится церковь, — было имение княгини Евдокии, супруги Дмитрия Донского. Первые свидетельства о ее существовании встречаются, начиная с 1380 года, когда воины Дмитрия Донского проходили мимо этого места, направляясь на Куликовскую битву и обратно.

Через 10 лет вновь произошло важное историческое событие, связанное с имением Котлы. После ухода из жизни московского митрополита Алексия Константинопольский Патриарх прочил на его место своего ставленника

Но Дмитрий Донской противился этому. Спор разрешился после смерти Великого князя. В 1390 году его жена Евдокия и ее сыновья с почестями ожидали «за Москвой на Котле» будущего митрополита Киприана, прибывшего от Вселенского Патриарха.

Возведение и основание

Фактически строительство началось в 2002 году. Был назначен настоятель — протоиерей Алексей Ладыгин. Под его руководством происходил процесс постройки. Вначале открылась домовая церковь (Севастопольский проспект 15), где 20.04.2003 г. прошла первая служба, начала работать воскресно-приходская школа.

Домовая церковь действовала до 2010 года, пока шло основное строительство:

  • 07.2005 г. — освящение закладного камня на престольный праздник;
  • 06.2006 г. — начало строительства;
  • 07.2006 г. — устройство котлована;
  • 07.2006 г. — освящение строительства;
  • 02.2009 г. — передача колоколов;
  • 03.2009 г. — монтаж шатра колокольни;
  • 04.2009 г. — освящение и установка креста колокольни;
  • 2010 г.- время от времени идут службы;
  • 02.2011 г. — малое освящение церкви, богослужения стали совершаться регулярно;
  • 2012 г. — строительство завершено;
  • 2011—2012 гг. — закончен иконостас;
  • 2013 г. — началась роспись церкви;
  • 2016 г. — новый настоятель иеромонах Клавдиан (Сафонов);
  • 07.2017 г. — великое освящение церкви Святейшим Патриархом Кириллом;
  • 07.2017 г. — первая литургия в нижнем крестильном храме.

Церковь строилась на добровольные взносы. Каждый кирпичик в ее стенах подписан именем жертвователя. Ни городские, ни федеральные власти помощи не оказывали.

Историческая судьба

Церковь на Нахимовском проспекте в Москве — уникальная, единственная. Ее появление дало толчок к началу возрождения памяти святой, забытой за годы советской власти. Многократно умножается число верующих, помнящих и почитающих преподобную княгиню. В храме ей регулярно служится акафист, верующими посещается Кремль, где хранятся мощи. Новая церковь стала своеобразным памятником почитания святой Евфросинии.

Помимо строительства храма были приведены в порядок рядом лежащие сквер и пруд. Окрестные жители отдыхают здесь вместе с детьми, гуляют, любуются на красоту и живописность мест. В 2015 году зеленая зона была названа, как и храм, — в честь прославленной княгини, что стало уникальным случаем в истории города.

Современное положение

На сегодняшний день в храме, помимо регулярных богослужений, ведутся широкая просветительская, миссионерская деятельность, социальное служение и многое-многое другое. Клирики и прихожане храма как будто подражают жизни и общественной деятельности преподобной Ефросинии, стараясь выполнить ее заветы, приобщить и других к исторической культуре и наследию.

На регулярной основе действуют:

  • паломническая служба;
  • просветительские собрания прихожан;
  • волонтерская деятельность;
  • консультативная помощь;
  • социальная работа;
  • миссионерский кружок;
  • занятия по иконописи;
  • школа алтарников.

Святыни храма

В начале строительства церкви планировалось, что будут перенесены из Кремля мощи преподобной Евфросинии, ее правой десницы. Однако пока осуществление этого откладывается на неопределенный срок. Но в храме есть много других святынь.

Чудотворные иконописные лики:

  • Божьей Матери «Почаевская»;
  • «Владимирская»;
  • свят. Николая Чудотворца;
  • блаж. Матроны Московской (с частицами мощей);
  • благоверных кн. Петра и кн. Февронии (так же);
  • преп. Варлаама Чикойского (так же);
  • свят. Иннокентия Пензенского (так же);
  • преп. Ефросинии Московской (так же);
  • вмц. Варвары (так же).

В церкви хранится камень, привезенный с гробницы московской святой, собрано множество мощей, и их число все время пополняется.

Архитектура и убранство сооружения

Храмовый комплекс состоит из белоснежной однокупольной церкви во владимиро-суздальском стиле и отдельной колокольни. В наружном декоре используется невысокий изобразительный рельеф, мозаичные фрески, арочные окна.

Нижний храм освящен в честь Алексия Московского. Митрополит был очень близок супругам Дмитрию и Евдокии. Этот человек вдохновил и благословил их брак, был всегда рядом в первые годы их гражданского служения людям и Отечеству. Святитель Алексий сыграл серьезную роль в судьбе России и ее жителей.

На территории храма можно увидеть первый памятник Дмитрию Донскому и его супруге Евдокии, их детям. Скульптурная композиция призвана напомнить о ценности семьи как основы любого человеческого общества и сильного государства. Есть здесь и древний каменный крест, выполненный в византийском стиле, — армянский Хачкар. Он был подарен храму и освящен 20.07.2016 г. в престольный день.

Как проходят богослужения

Несмотря на будние дни, здесь всегда можно увидеть много людей. Литургия здесь служится каждый день. Лишь по понедельникам, когда совершается генеральная уборка, служба переносится в нижний храм.

Подробное расписание церковных служб можно посмотреть на интернет-сайте храма, где оно представлено в трех видах:

  • на неделю (для быстрого просмотра);
  • на месяц (файл доступен для скачивания, печати);
  • график служения клириков храма.

Здесь можно узнать, когда и где (в каком храме) назначена исповедь, кто из клириков будет проводить таинство. Расписание дано очень подробно, можно легко разобраться во всем разнообразии служб, треб.

Обычно в будние дни график следующий:

  • 8-00 — литургия;
  • 17-00 — вечерняя.

В течение дня можно зайти, поставить свечку, заказать требы, поприсутствовать на богослужении. В храме всегда присутствует кто-нибудь из клириков, с которыми можно пообщаться на интересующие темы, задать вопросы. В воскресенье, праздничные даты расписание сильно отличается. В эти дни храм посещает значительно большее количество людей.

Чтобы все получили возможность присутствовать на Божественной литургии, проводят, как правило, две службы:

  • 7-00 — ранняя;
  • 10-00 — поздняя.

На первую литургию предпочитают приходить верующие, которым необходимо весь день посвятить решению насущных проблем, а также те, которым нравятся немноголюдные храмы. На вторую — христиане, любящие пышные торжественные службы с большим скоплением народа и священнослужителей.

На престольный праздник (30.05, 20.07) в храме всегда собирается много людей:

  1. 16-00 (накануне) — акафистное пение святой.
  2. 17-00 (накануне) — Всенощное бдение с освященными хлебами, елеопомазанием.
  3. 7-20 (день праздника) — водосвятный молебен.
  4. 8-00 — встреча архиерея и начало Божественной литургии, в конце которой — крестный ход.

Святая вода в этот день годовая, наделенная особой благодатью. Преподобная всегда помогает людям, но больше всего — в день памяти. Исполняет прошения, которые посылаются людьми в молитвенном порыве в престольный день.

Храм Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке (Москва)

Це́рковь Преподо́бной Евфроси́нии, вели́кой княги́ни Моско́вской в Котло́вке — приходской православный храм на юго-западе Москвы, в районе Котловка. Храм посвящён преподобной Евфросинии (в миру Евдокии), великой княгини Московской, супруге Дмитрия Донского. Настоятель храма — иеромонах Клавдиан.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Престольные праздники
  • 3 Святыни
  • 4 Местонахождение
  • 5 Где остановиться
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

История храма начинается в 2002 году, когда Указом Патриарха Алексия II настоятелем строящегося храма во имя преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке был назначен протоиерей Алекcий Ладыгин.

C 2002 по 2010 год приход храма находился в домовой церкви на Севастопольском проспекте, 15.

С 2010 года во вновь построенном храме начинают совершаться богослужения, а после малого освящения храма 6 февраля 2011 года, совершенного епископом Красногорским Иринархом, богослужения становятся регулярными.

В 2011–2012 годах был установлен иконостас, а с начала 2013 года начались художественные работы по росписи храма.

В 2012 году завершены строительные работы, и храм сдан в эксплуатацию.

В 2016 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятелем храма становится иеромонах Клавдиан (Сафонов).

Престольные праздники [ править ]

Святыни [ править ]

  • Чудотворная икона преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской с частицами мощей и пояса.
  • Чудотворная икона Божией Матери «Почаевская», переданная в дар братией Почаевской Лавры.
  • Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
  • Чудотворная икона Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца
  • Чудотворная икона Божией Матери «Владимирская» с частицами гроба и ризы Пресвятой Богородицы.
  • Камень от гробницы преп. Евфросинии Московской

Местонахождение [ править ]

Адрес храма: г. Москва, Нахимовский проспект, дом 8

Где остановиться [ править ]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото [ править ]

Храм Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке

Храм Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке

Храм Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке. Памятник у входа

Храм преподобной Евфросинии Московской в Котловке

К оглавлению – храмы Москвы

Построен: 2012

Адрес храма: г. Москва, Нахимовский проспект, д. 8 (м. «Нахимовский проспект», «Профсоюзная»). От метро «Нахимовский проспект» идти пешком 3-5 мин. Метро «Нахимовский проспект», последний вагон из центра, в подземном переходе повернуть направо и выйти на улицу, перейти Нахимовский проспект и повернуть налево. От метро «Профсоюзная» ехать 10 минут на автобусе № 219, троллейбусе № 52 до ост. «Московский приборостроительный техникум».
Телефон храма: (499) 401-70-32 (секретариат), (499) 401-70-29 (сторож).

Престолы: главный престол во имя преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.
Приставной престол во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского.

История храма начинается в 2002 году, когда Указом Патриарха Алексия II настоятелем строящегося храма во имя преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке был назначен протоиерей Алекcий Ладыгин.

C 2002 по 2010 год приход храма находился в домовой церкви на Севастопольском проспекте, д. 15.

С 2010 года во вновь построенном храме начинают совершаться богослужения, а после малого освящения храма 6 февраля 2011 года, совершенного епископом Красногорским Иринархом, богослужения становятся регулярными.

В 2011–2012 годах был установлен иконостас, а с начала 2013 года начались художественные работы по росписи храма.

В 2012 году завершены строительные работы, и храм сдан в эксплуатацию.

В 2016 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятелем храма становится иеромонах Клавдиан (Сафонов).

Место для храма Евфросинии Московской в Котловке было выбрано не случайно – на территории современного района Котловка было имение княгини Евдокии под названием Котлы. В Котлах княгиня вместе с сыном Василием принимала митрополита Киприана, впоследствии причисленного к лику святых, и уговорила его остаться в Москве. Это, в свою очередь, сделало Москву духовным центром Руси.

1. Чудотворная икона преп. Евфросинии, Великой княгини Московской с частицами мощей и пояса.

2. Чудотворная икона Божией Матери «Почаевская», переданная в дар братией Почаевской Лавры.

3. Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

4. Чудотворная икона Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца

5. Иконы с частицами мощей святых:

o благоверных князя Петра и княгини Февронии,

o преподобного Варлаама Чикойского,

o святителя Иннокентия Пензенского,

o великомученицы Варвары,

o блаженной Матроны Московской.

6. Чудотворная икона Божией Матери “Владимирская”с частицами гроба и ризы Пресвятой Богородицы.

7. Мощевик с частицами мощей:

o Прп. Феодосия Тотемского,

o Прпп. Онуфрия и Елисаветы,

o Св. бл. кн. Анны Кашинской,

o Свт. Иннокентия Московского,

o Свт. Филарета Милостивого,

o Прп. Пимена Киево-Печерского в дальних пещерах,

o частицы от Горы Голгофы,

o частицы Вифлеемских младенцев.

8. Мощевик с частицами мощей:

o Св. блгв. кн. Александра Невского,

o Свт. Иннокентия Иркутского,

o Преп. Андроника Ветхопещерника, Киево-Зверинецкого чудотвореца,

o Преп. Пимена Угрешского,

o Св. равноап. Марии Магдалины,

o Свт. Димитрия, митр. Ростовского,

o Св. прав. Илариона Троекуровского,

o Свт. Иоасафа, еп. Белгородского,

o Свв. блгвв. кнн. Петра и Февронии,

o Преп. Дарии, старицы Сезеновской,

o Свт. Мелетия, архиеп. Рязанского,

o частица гроба преп. Нектария Оптинского,

o Преп. Нила Столобенского,

o Преп. Гавриила Афонского,

o Преп. Феодосия Кавказского,

o Преп. Анатолия Оптинского,

o Преп. Серафимы, игум. Сезеновской,

o камень от Гроба Божией Матери,

o частица гроба преп. Амвросия Оптинского,

o Свт. Тихона, Патриарха Всероссийского,

o Свт. Иннокентия, архиеп. Херсонского,

o Преп. Иосифа Оптинского,

o Преп. Феодора Колика, Киево-Зверинецкого чудотворца,

o Блж. Иоанна, затворника Сезеновского,

o младенцы Вифлеемские,

o мученики Хозевитские,

o мученики Вифлеемские.

9. Камень от гробницы преп. Евфросинии Московской.

10. Два мощевика с частицами мощей святых преподобных Киево-Печерских отцов:

o Прп. Евстратий, мученик Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Феофил, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Никон, игумен Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Григорий, чудотворец Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Пимен Постник, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Анатолий, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Илия Муромец, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Онисифор исповедник, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. муч. Феодор, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. муч. Василий, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Макарий, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Марк гробокопатель, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Моисей Угрин, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Лаврентий епископ Туровский, ближние пещеры

o Прп. Сильвестр, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Афанасий затворник, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Никон сухой, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Агапит врач безмездный, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Никола Святоша, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Исаакий затворник, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Св. муч. Иоанн младенец, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Нифонт, епископ Новгородский, ближние пещеры

o Прп. Поликарп, архимандрит Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Нектарий, схимник Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Феофан постник, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Пимен многоболезненный, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Спиридон просфорник, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Прохор Лободник, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Лука, эконом Печерский, ближние пещеры

o Свщ. муч. Кукша Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Никодим просфорник, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Дамиан целебник, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Авраамий трудолюбивый, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Пр. муч. Анастасий диакон, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Иоанн, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Алипий иконописец, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Варлаам, игумен Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Онуфрий молчаливый, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Сергий послушливый, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Нестор летописец, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Тит. иеромонах Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Ефрем, епископ Переяславский и Хмельницкий, ближние пещеры

o Прп. Савва Богоугодник, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Григорий иконописец, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Симон, епископ Суздальский, ближние пещеры

o Прп. Иоанн постник, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Еразм, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Иоанн многострадальный, Киево-Печерский, ближние пещеры

o Прп. Феофил, епископ Новгородский, дальние пещеры

o Прп. Нестор некнижный, Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Зинон, постник Киево-Печерский, дальние пещеры

o Свт. Филарет, митрополит Киевский, дальние пещеры

o Прп. Лонгин, вратарь Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Моисей чудотворец, Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Лаврентий, затворник Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Евфимий, схимник Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Меркурий, постник Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Лукиан, священномученик Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Силуан, схимник Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Тит воин, Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Захария, постник Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Макарий, диакон Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Павел послушливый, Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Сисой, схимник Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Игнатий, архимандрит Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Ипатий целебник, Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Иосиф многоболезненный, Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Феодор молчаливый, Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Пимен, постник Киево-Печерский, дальние пещеры

o Св. Отрок Геронтий, канонарх Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Федор, Князь Острожский, Киево-Печерский, дальние пещеры

o Свщ. муч. Владимир, митрополит Киевский, дальние пещеры

o Свт. Павел митрополит Тобольский, дальние пещеры

o Св. Отрок Леонтий, канонарх Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Арсений трудолюбивый, Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Агафон, чудотворец Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Илларион, схимник Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Вениамин, Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Паисий, Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Григорий, чудотворец Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Ахилла, диакон Киево-Печерский, дальние пещеры

o Прп. Герман Зосимовский

o Прп. Алексий Зосимовский

o Свт. Арсений Суздальский

o Свщ. муч. Григорий V, патриарх Константинопольский

o Ап. от 70-ти Климент

o Муч. Виталлий Медиоланский

o Свящ. муч.Еразм Формийский

o Муч. Валентиниан

o Муч. Сирений Римский

o Муч. Генезий Арльский

o Свт. Иона, митрополит Московский

o Прп. Лаврентий Черниговский

o Свт. Лука Войно-Ясенецкий

o Прп. Зосима Владимировский

o Прп. Савва Освященный

свящ. Александр Мелин, свящ. Илия Сычев, диакон Владимир Галкин.

Ежедневные уставные богослужения:

Божественная Литургия в будние в 8-00, в субботу в 9-00,

Вечернее богослужение в 17-00.

В воскресные и праздничные дни совершаются две Божественных Литургии в 7-00 и 10-0 часов.

По вторникам – акафист преподобной Евфросинии Московской нараспев в 17-00. По средам и воскресеньям – водосвятный молебен

По субботам – панихида.

Богослужение (Великий пост):

Ежедневные уставные богослужения.

Начало Великого повечерия с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского и Пассии в 18-00.

Таинство Соборования по отдельному расписанию.

Воскресная школа:

Адрес: Болотниковская улица, дом 31, корпус 1.

Директор Воскресной школы – иерей Илья Сычев.

Воскресная школа существует с декабря 2002 г.

Занятия проводятся ежедневно:

ПОНЕДЕЛЬНИК

группы самопомощи для родствеников наркозависимых 19.00

молодежный дискусионный клуб «любитель знаний» 19.00

встречи по изучению священного писания 19.00

курсы компьютерной грамотности и юридические консультации 19.00

детская творческо-игровая студия “Вместе с Мамой” 11.00

катехизаторские занятия (для взрослых) 13.30

ВОСКРЕСЕНЬЕ – занятия для детей 13:00 – 15.30

2.уроки творчества (лепка, поделки, живопись)

Социальное служение:

Приход храма окормляет социальный детский приют «Зюзино», Центр социального обслуживания района «Котловка», Наркологическую клиническую больницу № 17.

Дополнительная информация:

Окормление МФЮА, сотрудничество с печатными изданиями (газета «За Калужской заставой»), участие в телепередачах, выступления на радио («Радонеж»).


На территории прихода расположен памятник Димитрию Донскому и его супруге Евфросинии Московской.
Надпись на памятнике:
«Сей памятник посвящен святому благоверному Великому князю Димитрию Донскому и супруге его святой благоверной Великой княгине Евдокии, во иноцех Евфросинии, со чадами во славу и образ их честного супружества.
Был освящен по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископом Егорьевским Марком 19 ноября 2013 года.»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: