Шуйская епархия: монастыри и храмы, духовенство, история

ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ

1929-1988 гг.

Образование Иваново-Вознесенской епархии, по-видимому, стало следствием создания 14 янв. 1929 г. Ивановской промышленной обл., в состав к-рой вошли Иваново-Вознесенская, Владимирская, Костромская и Ярославская губернии. Немногим ранее, 27 дек. 1928 г., было издано определение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Синода об учреждении в Патриаршей Церкви церковных округов в соответствии с новым административно-территориальным делением страны на области и округа и о предоставлении особых полномочий архиереям главных городов церковных округов (ЖМП, 1931-1935. С. 218). 31 марта (или 13 нояб.) 1929 г. Иваново-Вознесенским епископом был назначен бывш. Егорьевский еп. сщмч. Павел (Гальковский), вскоре возведенный в сан архиепископа. Определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Свящ. Синода 19 нояб. 1930 г. архиеп. Павел был введен в малое собрание Патриаршего Синода (Арх. ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 6. Л. 9).

27 апр. 1934 г. Заместителю Патриаршего Местоблюстителя Сергию был присвоен титул «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский». Это событие вызвало широкий отклик правосл. духовенства страны, присылавшего Первосвятителю поздравительные телеграммы. В мае-июне 1934 г. Иваново-Вознесенский архиеп. Павел и епархиальное духовенство отправили митр. Сергию поздравительные адреса. По этим документам можно приблизительно установить территорию епархии и численность клира в это время. В сер. 1934 г. в Ивановской епархии насчитывался по меньшей мере 21 благочиннический округ, в частности 7 шуйских, 5 тейковских, Ивановский, Лежневский, 5 середских и Родниковский, отдельное благочиние составляли городские храмы Иванова. Отсутствие в Ивановской епархии Кинешемского благочиния объясняется тем, что сев. часть Ивановской промышленной обл. до 1936 г. входила в состав Кинешемского викариатства Костромской епархии. Под поздравительными посланиями митр. Сергию поставили подписи 92 священника и 8 диаконов (Там же. Д. 10. Л. 30-33, 63-71). В Иванове при Благовещенской ц. существовала единоверческая община, настоятелем которой был прот. Николай Чесноков. Из рапорта архиеп. Павла (Гальковского) митр. Сергию (Страгородскому) от 26 мая 1934 г. известно, что Благовещенский храм являлся в то время кафедральным собором Иванова (Там же. Л. 30). Вероятно, собор оставался кафедральным до закрытия 24 янв. 1940 г. В здании собора планировалось разместить клуб «национальных меньшинств», однако, «учитывая крайне недостаточную сеть мастерских по бытовому обслуживанию населения города», горисполком передал Благовещенскую ц. промысловой артели «Объединенный труд». В 1942 г. община верующих безрезультатно обращалась в облисполком с просьбой об открытии храма. По нек-рым сведениям, во время Великой Отечественной войны кафедральным собором Ивановской епархии недолго была Воскресенская ц. в с. Ермолине Фурмановского р-на, ближайшая к Иванову, в котором все храмы тогда были закрыты ( Зосима (Шевчук). 1999. С. 36). 11 марта 1936 г. Ивановская промышленная обл. была упразднена, на ее территории была образована Ивановская обл. (включала 3 уезда бывш. Владимирской губ. и 7 уездов бывш. Костромской губ.). Территория Ивановской епархии, по-видимому, совпадала с территорией новообразованной Ивановской обл.

В кон. 20-х – нач. 30-х гг. ХХ в. в Иваново-Вознесенской губ., впосл. Ивановской обл., активно действовали обновленцы. 17 окт. 1928 г. в Покровском соборе Иваново-Вознесенска прошел 1-й епархиальный обновленческий съезд. 3 июля 1929 г. пленум епархиальных управлений, в котором участвовали представители обновленческих Владимирской, Костромской и Ярославской епархий, принял решение об образовании Иваново-Вознесенской митрополитанской обл. Постановлением обл. Ивановского митрополитанского собрания 4 окт. 1929 г. митрополитом области был избран Иоанн (Миртов).

В кон. 20-х гг. ХХ в. в городах Иваново-Вознесенской губ. началась массовая ликвидация храмов. В 1929-1930 гг. были закрыты: Крестовоздвиженская ц. в Иваново-Вознесенске, Спасская в Шуе, Успенский собор и Вознесенская ц. в Кинешме (в здании последней в кон. 30-х гг. ХХ в. разместился музей), Воскресенская ц. в г. Вичуга и мн. др. Вскоре после закрытия храмов началось их массовое разрушение. В Иваново-Вознесенске, в советское время прославлявшемся как «родина первых советов», разрушения были особенно значительными. В 1930 г. была снесена Вознесенская ц., бывш. приходский храм Вознесенского посада, из слияния к-рого с с. Ивановым в 1871 г. возник г. Иваново-Вознесенск (на месте церкви выстроили фабрику-кухню «Нарпит»). В 1931 г. был разрушен ансамбль на Покровской горе, состоявший из Покровского и Троицкого соборов. На этом месте в 1939 г. был построен театр, 3-й по величине в СССР (ныне Дворец искусств). В 1932 г. был разрушен ансамбль на пл. Революции из Крестовоздвиженского и Христорождественского храмов и Феодоровской часовни, определявший облик исторического центра города. На этом месте предполагалось возведение исполинского здания Дома советов, но к 1941 г. успели выстроить лишь юж. корпус, здание осталось недостроенным. 1 мая 1930 г. на пл. Ленина в центре Шуи была взорвана Спасская ц. (в 1961 на ее территории установили памятник Ленину). Также были уничтожены Казанский собор в Плёсе (на его месте неск. десятилетий находилась танцплощадка), Тихвинская ц. в с. Холуй (позднее здесь возвели здание Холуйского художественного уч-ща), Воскресенская ц. на пл. Революции в Кинешме, Покровско-Тихоновский храм на Святыньке (близ Тихонова Лухского в честь Воздвижения Креста Господня мужского монастыря), стоявший на месте кельи прп. Тихона Лухского, и др. Во 2-й пол. 30-х гг. ХХ в. продолжилось закрытие храмов в городах и началась массовая ликвидация сельских церквей. В 1937 г. были закрыты Ильинская ц. в г. Родники и Воскресенский собор в Шуе (тогда исчезла хранившаяся в соборе главная святыня Шуйского края – чудотворная Шуйская Смоленская икона Божией Матери), в дек. следующего года прекратились богослужения в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в г. Южа, в 1939 г.- в Никольском соборе в Приволжске, в 1940 г.- в Преображенской ц. в Иванове, после чего в обл. центре не осталось ни одного действующего храма. В 1939-1941 гг. были ликвидированы церкви в селах Пеньки, Никола-Эз (Кинешемский р-н), Стрелка, Семигорье, Углец (Вичугский р-н), Плосково, пос. Писцово (Комсомольский р-н), селах Зарайское (Пучежский р-н), Георгиевское (Пестяковский р-н), Парское, Сосновец (Родниковский р-н), Орехово (Сокольский р-н), Кибергино (Тейковский р-н), Красноармейское (Шуйский р-н), Соболево, Нежитино (Юрьевецкий р-н) (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 323. Л. 85-98). В апр. 1941 г. закрыли Никольскую ц.- последний храм в Шуе. К 1941 г. ни одного действующего храма не осталось в районных центрах: Середе (Фурманове), Юже, Родниках, Лухе, Лежневе и др. К этому времени не совершались богослужения в главных храмах Кинешмы – в Троицком и Успенском соборах. Троицкий летний храм в Кинешме, 15 сент. 1936 г. по постановлению райисполкома переданный обновленцам, был закрыт 5 февр. 1938 г. В Успенском зимнем храме богослужения прекратились 1 нояб. 1940 г., храм был закрыт по решению облисполкома от 24 янв. 1941 г.

Читайте также:
Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1936-1938 гг. в Ивановской обл. прошла новая волна террора, в т. ч. направленного против Церкви. 8 марта 1936 г. был арестован митр. Павел (Гальковский), обвиненный в том, что он «возглавлял контрреволюционную группу реакционного духовенства и церковников», 21 июня архиерей был приговорен к ссылке в Казахстан. Сменивший митр. Павла на Ивановской кафедре еп. сщмч. Борис (Воскобойников) был арестован 23 апр. 1937 г., помещен во внутреннюю тюрьму НКВД в Ивановской обл., 9 авг. приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан. В 1937-1938 гг. жертвами террора в Ивановской обл. стали десятки священников, в т. ч. священномученики протоиереи Иоанн Доброхотов, Феодор Лебедев, Николай Бухарин, Петр Лебедев, иереи Евфимий Тихонравов, Иоанн Коржавин, Петр Зяблицкий, Иоанн Успенский, Константин Разумов и др. В 1939 г. в одной из тюрем Иванова скончалась бывш. настоятельница Воскресенско-Феодоровского монастыря (см. Сергеевский в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастырь) прмц. Арсения (Добронравова). В 1938 г. в обстановке жестоких антицерковных гонений Ивановский еп. Алексий (Сергеев) отделился от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и провозгласил себя «автокефальным епископом Ивановской области». В 1939 г. еп. Алексий был запрещен в священнослужении и предан архиерейскому суду, в декабре следующего года принес покаяние и был назначен на Тульскую и Одоевскую кафедру. Террор обрушился и на обновленцев. 17 марта 1936 г. в Иванове был арестован обновленческий «Ивановский митрополит» Александр Боярский, расстрелян 9 сент. 1937 г. В 1937 г. власти сфабриковали дело о «контрреволюционной группе» обновленческих архиереев и священников во главе с «архиепископом» Ивановской митрополии Александром Авдентовым, было арестовано 17 чел., в следующем году были расстреляны «епископ» Серафим Андриевский, прот. Михаил Тархов, прот. Александр Никитин, свящ. Петр Щукин.

Во время Великой Отечественной войны верующие Ивановской епархии обращались к властям с просьбами о возвращении храмов. По указанию Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинина в 1943 г. в Ивановской обл. разрешалось открыть 2 храма. 17 нояб. 1944 г. было получено разрешение Совета по делам Русской Православной Церкви на открытие Преображенской ц. в Иванове, храм был передан 7 янв. 1945 г., богослужение в нем возобновилось не сразу из-за крайне запущенного состояния здания. В течение 45 последующих лет Преображенский храм, с 1946 г. являющийся кафедральным собором епархии, оставался единственной действующей церковью в Иванове. В янв. 1946 г. возобновилось богослужение в Никольской ц. в Шуе, до 1991 г. остававшейся единственным действующим храмом в городе. Решением Совета по делам РПЦ от 17 сент. 1946 г. были открыты Троицкий и Успенский соборы в Кинешме. В 1943-1944 гг. обновленческие приходы в Ивановской обл. перешли в юрисдикцию Патриаршей Церкви. В 1944-1948 гг. в Ивановской обл. было открыто 40 церквей (в 1944 – 8, в 1945 – 18, в 1946 – 9, в 1947 – 4, в 1948 – 1). К 1 янв. 1950 г. в епархии действовали 57 храмов, из них всего 4 в городах. В клире епархии состояли 66 священников и 14 диаконов (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 633. Л. 2-3, 62).

Читайте также:
Иларион Алфеев - биография священника, личная жизнь, где служит, труды и книги

В определении от 8 марта 1943 г. Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) Ивановская епархия называлась «вдовствующей» ( Галкин. 2008. С. 92). Горьковский и Арзамасский архиеп. Сергий (Гришин), которому ранее было поручено временное управление Ивановской епархией (вероятно, в 1942, когда архиеп. Сергий вступил на Горьковскую кафедру), был направлен в освобожденную от нем. войск Харьковскую епархию. В связи с этим приходы Ивановской епархии 8 марта 1943 г. были переданы во временное управление Ярославскому и Ростовскому архиеп. Иоанну (Соколову), с 24 апр. 1946 г. храмы Ивановской епархии находились в ведении Владимирского и Суздальского еп. Онисима (Фестинатова).

Решением Свящ. Синода от 20 июня 1946 г. Ивановская обл., «входящая в состав Владимирской епархии», была выделена в самостоятельную Ивановскую и Шуйскую епархию (Арх. ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 15. Л. 18), во главе к-рой был поставлен еп. Кирилл (Поспелов). 27 янв. 1947 г. на Ивановскую кафедру был назначен еп. Пензенский и Саранский Михаил (Постников), еп. Кирилл перемещен в Пензенскую епархию. 19 июня 1947 г. был издан указ Свящ. Синода о назначении на Ивановскую кафедру Черниговского и Нежинского еп. Паисия (Образцова). 25 июня того же года бывш. Ивановский и Кинешемский еп. Михаил (Постников) был арестован в Иванове, обвинен в том, что он «восстанавливал духовенство и верующих граждан враждебно по отношению к советской власти». Особое совещание при МГБ СССР приговорило архиерея к 5 годам заключения, к-рое он отбывал в тюрьме во Владимире. Вместе с еп. Михаилом были арестованы настоятель Преображенского кафедрального собора и др. священнослужители (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 179. Л. 11). 3 июня 1948 г. на Ивановскую кафедру был назначен Кишинёвский и Молдавский еп. Венедикт (Поляков). Еп. Венедикт безуспешно добивался открытия Введенской ц. в Иванове и храмов в Шуе, Родниках и Приволжске (Там же. Д. 323. Л. 107-108).

Неоднозначной была деятельность митр. Антония (Кротевича), управлявшего Ивановской епархией в 1964-1966 гг. По его инициативе городским властям Иванова было передано здание ЕУ с домовым храмом. Митр. Антоний отдал распоряжение сжечь епархиальный архив и б-ку, часть книг последней (ок. 600 томов) была передана в б-ки Иванова. Правящий архиерей провел ряд перемещений священнослужителей, многие были отправлены за штат и запрещены в священнослужении, в 1964 г. митр. Антоний упразднил должность благочинных с целью усиления личного контроля над духовенством. Но в то же время архиерей принял значительные меры к укреплению церковной дисциплины. 18 февр. 1966 г. в епархию прибыл новый еп. Поликарп (Приймак), менее инициативный, чем его предшественник. Мягкий в общении с духовенством и мирянами, он допустил ослабление церковной дисциплины. 30 июля 1968 г. еп. Поликарпа сменил на Ивановской кафедре архиеп. Феодосий (Погорский). В отличие от своих непосредственных предшественников он часто посещал приходы епархии. При нем возобновилась деятельность благочинных, значительные средства были направлены на ремонтно-реставрационные работы: в 1968 г. были отремонтированы 17 храмов, в 1969 г.- 29, в 1970 г.- 18 храмов. К 1 янв. 1971 г. в клире Ивановской епархии состояли 57 священников, 10 диаконов и 21 псаломщик (Там же. Д. 304. Л. 106). К 1 янв. 1976 г. число клириков уменьшилось и составило 54 священника, 6 диаконов и 16 псаломщиков (Там же. Д. 882. Л. 93). К 1 янв. 1988 г. в клире епархии состояли 61 священник, 20 диаконов и 9 псаломщиков (Там же. Д. 3795. Л. 48). В 50-70-х гг. большим почитанием верующих пользовался архим. преподобноисп. Леонтий (Стасевич), с 1955 г. являвшийся настоятелем Михаило-Архангельской ц. в с. Михайловском (Фурмановский р-н). В храм к архим. Леонтию приезжали не только из Ивановской, но и из соседних епархий.

1988-2009 гг.

В 1988 г. в Ивановской епархии, как и в др. епархиях Русской Церкви, начался процесс возрождения церковной жизни. В позитивных переменах, происшедших в епархии, большая заслуга Иваново-Вознесенского и Кинешемского архиеп. Амвросия (Щурова), занимавшего кафедру в 1977-2006 гг. Летом 1988 г. верующим был передан 21-главый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Фурманове, в течение неск. десятилетий занимаемый местным молокозаводом, в 1989 г. епархии было возвращено 9 храмов, в т. ч. Никольский собор в Приволжске, в 1990 г. возвращены Введенский и Ильинский храмы в Иванове, Воскресенский собор в Шуе. В 1991 г. зарегистрированы 37 новых приходов, в т. ч. при Владимирском, Казанском и Успенском храмах в Иванове, при Троицком соборе в Кинешме, при 6 храмах в Плёсе, при Крестовоздвиженской ц. в Палехе и др. В 1991 г. в епархии действовала 91 церковь, в 1995 г.- 140, в 1998 г.- 160 церквей. Процесс возвращения храмов в Ивановской обл. шел непросто. До кон. 80-х гг. в обл. центре, где жили свыше 480 тыс. чел., действовал небольшой Преображенский храм. 21 марта 1989 г. в Иванове началась 16-дневная голодовка 4 женщин, требовавших передачи православной общине Введенской ц. («Красного храма»). Голодовка была прекращена, после того как власти согласились на требование верующих. В нач. 90-х гг. в епархии приступили к строительству новых церквей. Первый каменный храм был возведен в 1993-1996 гг. в Родниках, освящен во имя блгв. кн. Александра Невского. В 2000-2006 гг. в пос. Моста (Южский р-н) построен Никольский храм в стиле рус. деревянного зодчества XVII в. Возрождена традиция строительства храмов и часовен в местах заключения. 26 марта 1993 г. в пос. Талицы (Южский р-н) в муж. исправительной колонии состоялось освящение деревянного храма во имя Новомучеников и исповедников Российских.

Читайте также:
Ханты-Мансийская епархия: храмы и монастыри, священники и настоятели

Уникальная база данных помогает найти сведения о духовенстве дореволюционной России

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Уникальный масштабный проект «Биографическая база данных православного духовенства» уже три года существует и развивается благодаря трудам клирика Санкт-Петербургской епархии магистра теологии и богословия, соискателя аспирантуры ОЦАД священника Павла Овчинникова и его единомышленников.

База данных содержит информацию о православных священнослужителях, членах их семей, потомках и предках периода дореволюционной России. Особое место в ней уделяется второй половине XIX – начала XX века, также она содержит информацию о выпускниках российских духовных школ XVIII-XX веков.

Идея создать подобную базу данных родилась у отца Павла, когда он работал над списком воспитанников Воронежской духовной школы. По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия священник тогда возглавил научную группу при Воронежской духовной семинарии.

Актуальность платформы была обозначена еще и тем, что сегодня полным ходом идет процесс возрождения храмов и монастырей, возрастает интерес к родной истории, пробуждается память о священнослужителях, а ведь многие из представителей рода перенимали священный сан из поколения в поколение, на протяжении столетий, вели родословную с царских времен.

Сегодня «Базе данных…» три года, но даже за это время проделана колоссальная работа. Начиналось все со сбора доступной информации в Интернете, которую заносили в специальную таблицу. В процессе работы был серьезно пересмотрен подход к источникам, их первичной обработке и расположению в таблицах. Сами таблицы выросли из 15 столбцов до 70. В настоящий момент в «Базе данных…» уже около 20 000 имен.

Создается база на основе архивных материалов, источников из библиотечных хранилищ, дореволюционных изданий, публикаций и воспоминаний родственников. При внесении информации в обязательном порядке указывается ее источник. Работа ведется при поддержке Центра генеалогии «Семейная реликвия».

Уникальность «Биографической базы данных православного духовенства» заключается сразу в нескольких важных моментах.

Во-первых, она направлена на решение проблемы поиска информации по отдельным представителям духовенства и членам их семей в условиях, когда большинство архивных источников все еще недоступно для населения, документы не расшифрованы или не опубликованы.

Во-вторых, в отличие от других баз данных (например, созданной Соловецким монастырем), данный проект характеризуется иными методикой работы и задачами.

Главными из них является использование платформы для сбора на одном ресурсе и дальнейшего поиска материала о духовенстве, православных приходах Российской империи, а также анализ и сравнение информации по разным категориям (епархиям, регионам, приходам, образованию, годам жизни и служения, наградам и др.).

С помощью проекта можно будет подробнее изучить уровень образования духовного сословия, установить родственные связи между священнослужителями в разных регионах.

Прежде всего «База данных…» позволяет найти личные сведения: фамилия, имя, отчество священнослужителя, его происхождение, сан, год рождения и возраст, год смерти или последнего упоминания, образование, места служения, награды, состав семьи. Также можно найти всех носителей одной фамилии в целом по Российской империи или отдельному региону/регионам.

Особенно ценным является то, что с ее помощью можно найти чрезвычайно редкие сведения: причины переселения и расселения представителей духовенства в разные части Российской империи, данные о выходе из духовного сословия, о смене рода занятий.

Одним из основных преимуществ базы является объединение отдельных персон священнослужителей в категорию «семья», т.е. благодаря проекту можно составлять родословную, использовать его возможности в других генеалогических целях.

С историями о жизни духовенства в разные годы и столетия можно ознакомиться в разделе «Библиотека». В нем же посетители-авторы могут рассказать свои истории.

Таким образом, «Биографическая база данных православного духовенства» помогает найти информацию о священнослужителях и членах их семей по фамилии, конкретному населенному пункту, уезду, учебному заведению или храму за разные периоды жизни и служения, можно найти человека с минимумом сведений (упомянув только дату рождения, место служения), обнаружить родственников, покинувших губернию в результате переселения, а еще – делать выборки по отдельно выбранному храму или населенному пункту.

Смотреть и пользоваться данными можно совершенно бесплатно. Однако, чтобы воспользоваться «Базой данных» и ее инструментами в полной мере пользователь должен зарегистрироваться.

Читайте также:
Вознесенский собор в Новочеркасске: история и описание, адрес, праздники и святыни

В дальнейшем проект планируется адаптировать к международному стандарту, зарегистрировать в Роспатенте, а персоналии на сайте привязать к местам служения, населенным пунктам.

Музей истории религии в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге более 200 различных музеев. В таком многообразии скорее всего каждый человек сможет найти именно то, что ему подходит по интересам и предпочтениям.

Есть популярные музеи, как Эрмитаж или Русский, в которых бывают практически все гости Санкт-Петербурга и жители города, а есть музеи менее известные, но точно заслуживающие внимания.

Таким музеем, по моему мнению, является Музей истории религии. Как выяснилось, никто из моих знакомых никогда там не был и даже не слышал о его существовании.

Оглавление

Тематика музея и оформление залов

Как и следует из названия музея, он посвящен религиям, тому как вера в Бога или Богов, вера в какие-то высшие над человеком силы развивалась в разных местах планеты, начиная от времен палеолита, когда люди жили еще в пещерах, и до наших дней и современных религий.

В музее 22 зала, каждый из которых посвящен определенной религии того или иного народа в разные времена развития. Залы отлично оформлены в соответствии с тематикой и несут атмосферу того времени и той религии, которой посвящены.

Например, зал палеолита – это подсвеченная пещера с наскальными рисунками и женскими фигурками, которые называют «венеры палеолита».

Венеры палеолита, женские статуэтки, возраст 23-22 тыс. лет, Россия

Зал ислама оформлен в голубых тонах и арабской вязью на стенах, также в помещении звучит пение корана, такое же как можно услышать возле мечетей.

Зал Ислама, раздел Суфизма

А зал античного времени украшен высокими белыми колоннами и т.д. Энергетика каждого зала разная, но всюду божественная и возвышающая.

Зал религии СССР

Меня повеселил зал, в котором рассказывалось о временах становления СССР с его идеологией, которую в определенном смысле также можно назвать религией. Там есть переписанные иконы, посвященные труду и рабочему классу, советские плакаты, направленные на борьбу с церковью и т.п.

Рай в музее истории религии

Несколько залов буддизма Японии, Китая, Бурятии очаровывают многоцветными мандалами, лентами, статуями.

Один из залов Буддизма

Пройдя эти залы, где-то из пустоты, так как я не видела там никого, до меня донесся женский голос: «А вы Рай видели?» Я остановилась и оглянулась, это была заботливая смотрительница музея, которая знала, что тот особенный зал, который она назвала «раем», можно не заметить и пропустить. А рая я действительно не видела 🙂

Это был зал с уникальным экспонатом – объемным изображением Чистой земли будды Амитабхи – священный мир Сукхавати, «Счастливая земля», так что точнее этот зал я назвала бы не раем, а нирваной.

Сукхавати представляется прекрасным садом. В центре на троне восседает будда Амитабхи, вокруг него восемь великих бодхисаттв – его духовных сыновей, в небесах – божества и летающие монахи. В раскрывающихся цветках лотоса те, кто благодаря преданности и молитве удостоился рождения на чистой земле.

Эта композиция из дерева, папье-маше и металла была создана в 1904-1905 годах монахами двух старейших монастырей Бурятии по заказу известного собирателя предметов восточного искусства князя Э.Э. Ухтомского.

В зале особая подсветка и играет медитативная музыка, есть лавочки, на которых можно присесть, проникнуться атмосферой нирваны, помечтать или помедитировать.

Смотрительница сказала, что некоторые люди приходят в музей просто посидеть в этом зале. Я конечно же тоже воспользовалась такой возможностью, действительно хорошо освежает сознание и вдохновляет. На следующем видео можно посмотреть этот зал, глянуть на рай, хоть одним глазком. 🙂

Священный мир Сукхавати

Адрес, время работы и стоимость посещения музея истории религии в Санкт-Петербурге

Стоимость входного билета в музей истории религии Санкт-Петербурга составляет 200 рублей.

Музей находится недалеко от Исаакиевского собора, возле Главпочтамта, ул. Почтамтская, д. 14/5.

Расписание работы государственного музея истории религии: с 10-00 до 18-00; по вторникам с 13-00 до 21-00. Касса закрывается на 1 час раньше. Выходной день – среда.

Расписание работы на вывеске при входе в музей

Стоимость посещения

СТОИМОСТЬ ВХОДНЫХ БИЛЕТОВ

300 руб. – для граждан РФ

300 руб. – для граждан иностранных государств и лиц без гражданства

300 руб. – для студентов всех форм обучения (осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, специалитета или магистратуры, курсанты военных ВУЗов).

300 руб. – для студентов высших учебных заведений при предъявлении международного студенческого билета International Student Identity Card (ISIC) или International Youth Card (IYTC).

150 руб . – взрослым посетителям: женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 60 лет.

50 руб. – лицам от 7 до 18 лет.

50 руб. – посещение выставки в Выставочном зале № 2 (Выставочный зал 1 этажа). Билет дает право на посещение только данного выставочного пространства без посещения постоянной экспозиции.

Читайте также:
Храм Архангела Михаила в Тропарёве: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

50 руб. – посещение выставки в Выставочном зале № 3 (Выставочный зал -1 этажа). Билет дает право на посещение только данного выставочного пространства без посещения постоянной экспозиции.

Указанные категории билетов дают право однократного посещения постоянной экспозиции и временных выставок музея. Билет действителен для одноразового посещения музея в теч. 1 дня. Возврат неиспользованного билета возможен только в день его приобретения и при наличии самого билета. Срок действия электронного входного билета (для всех категорий посетителей, без экскурсионного обслуживания), приобретенного через Интернет-сайт музея, действителен 30 дней со дня выбранной даты.

СТОИМОСТЬ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

В связи с необходимостью соблюдения ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях распространения коронавирусной инфекции (СOVID-19) экскурсии проводятся для групп до 20 человек.

Экскурсионное обслуживание одиночных посетителей на русском языке в составе сборной группы (продолжительность экскурсии 1,5 часа):

250 руб. (льгот нет)

Детские экскурсии (лица от 4 до 12 лет):

Взрослый/ родитель в составе детской группы:

150 руб. (наличие входного билета обязательно)

Экскурсионное обслуживание одиночных посетителей на русском языке в составе сборной группы (продолжительность экскурсии 1 час):

150 руб. (льгот нет)

Индивидуальное экскурсионное обслуживание на русском языке (группа до 5 человек) :

2 000 руб. (без стоимости входных билетов)

Экскурсионное обслуживание одиночных посетителей на английском языке в составе сборной группы:

300 руб. (льгот нет)

Индивидуальное экскурсионное обслуживание на английском языке (группа до 5 человек) :

2 500 руб. (без стоимости входных билетов)

Посещение фондов открытого хранения «Масонская коллекция», «Религии Японии», «Коллекция русской живописи», «Коллекция Западноевропейской живописи» и фондов Научной библиотеки (для всех категорий)*:

400 руб . (льгот нет)

до 7 чел. – 2450 руб.; до 12 чел. – 4200 руб.; до 15 чел. – 5250 руб.

*для посещения экспозиции и временных выставок необходимо приобрести входной билет

СТОИМОСТЬ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (ЭКСКУРСИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ ВХОДНОГО БИЛЕТА):

7 500 руб. – группа до 30 человек

5 000 руб. – группа до 20 человек

2 500 руб. – группа до 10 человек

СТОИМОСТЬ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЭКСКУРСОВОДОМ:

2 500 руб . – группа до 5 человек

Аудиоэкскурсии ( на русском и английском языках )

Разовое посещение лекций (для всех категорий)

Напоминаем о необходимости использования масок при посещении Музея

Правом бесплатного посещения музея пользуются следующие категории граждан

(при предъявлении соответствующего документа):

  • Дети до 7 лет (вне зависимости от гражданства)
  • Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территории других государств
  • Герои Советского Союза, герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы
  • Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
  • Военнослужащие, проходящие службу по призыву
  • Инвалиды I и II группы, дети-инвалиды
  • Лица, сопровождающие посетителей – инвалидов I группы и детей-инвалидов (право на бесплатное посещение распространяется на одного сопровождающего), а также сопровождающим школьные группы (1 человек на 15 учеников)
  • Сотрудники государственных музеев РФ
  • Члены ICOM
  • Студенты профильных специальностей (философия, религиоведение, история)

Правом бесплатного посещения постоянной экспозиции и временных выставок каждый первый понедельник месяца предоставляется всем категориям граждан

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Государственный Музей Истории Религии в Санкт-Петербурге

Музеи

Краткое описание

Государственный музей истории религии или ГМИР – удивительный музей с непростой историей и интереснейшими экспонатами. Возникнув середине XX века, он стал местом, где на фоне расцвета атеизма сохранялись предметы религиозного культа, а в наши дни превратился в научно-образовательный центр по вопросам истории мировых конфессий.

История

В 1930 году в залах Зимнего дворца была открыта выставка антирелигиозной направленности. Здесь были представлены экспонаты из Эрмитажа, Кунсткамеры и Русского музея: стенды, посвященные религиозным верованиям первобытного, античного и современного общества. По окончании выставки ученые выступили с инициативой о создании на ее основе постоянно действующего музея.

В 1932 году по решению Академии Наук Музей истории религии был открыт в помещениях Казанского собора. Есть мнение, что именно благодаря этому здание удалось сохранить от разрушения.

Музей стал не просто очередным способом пропаганды научного атеизма, но центром научных исследований в сфере религиоведения. Благодаря кропотливой работе сотрудников музей в годы антирелигиозной борьбы, удалось сберечь уникальные экспонаты – памятники религиозной культуры. В довоенные годы на базе Музея истории религии была создана научная ассоциация изучения религии.

Период Великой Отечественной войны стал непростым в истории музея: многие сотрудники ушли на фронт, а немногочисленные оставшиеся заботились о сохранении здания собора, дежурили на крыше и обезвреживали зажигательные снаряды. Экспозиция не функционировала.

После войны развернулись восстановительные работы и процесс по организации масштабных экспозиций по истории религии. За первое послевоенное десятилетие были созданы экспозиции основных отделов музея, посвященных религиям Древнего мира, античности, истории христианства и восточным религиям.

В 1954 году музей получил название Государственного музея истории религии и атеизма и вошел в состав Академии Наук СССР. Через пять лет он был переведен в подчинение Министерства культуры, и основным направлением работы на этот период стала открытая антирелигиозная пропаганда.

С начала 1970-х годов возобновилась работа над расширением экспозиции, деятельность сотрудников включала в себя проведение научных исследований, организацию выставок и лекций не только в Ленинграде, но и по всему Союзу.

Читайте также:
Тольяттинская епархия: адрес, храмы и монастыри, история и описание

В постперестроечное время в связи с изменениями в культурной жизни страны музею было возвращено оригинальное название — Государственный музей истории религии. Стало ясно, что для расширившейся экспозиции требуется отдельное здание. В 1991 году в ведение музея было передано здание на Почтамтской улице, 14, однако переехать туда удалось только в начале 2000-х.

Музей истории религии в наши дни

Музей истории религии – это уникальное собрание предметов культа и памятников истории разнообразных конфессий. На сегодняшний день в фондах музея сосредоточено более 180 тысяч экспонатов, самые древние из которых датируются VI веком до нашей эры. В состав музея входит научно-исторический архив и библиотека книг на разных языках, изданных от начала книгопечатания до наших дней.

Постоянная экспозиция размещается в тематических отделах, среди которых:

  • Архаические верования и обряды
  • Религии Древнего мира
  • Иудаизм и возникновение монотеизма
  • Возникновение христианства
  • Православие
  • Католицизм
  • Протестантизм
  • Религии Востока
  • Ислам

В музее проводятся разнообразные экскурсии, созданы обучающие программы для детей и взрослых, в том числе студентов и педагогов определенных специальностей.

Специфическая тематика экспозиции музея затрагивает животрепещущие вопросы человеческого бытия. Задача музея и его сотрудников – в доступной, доброжелательной и нейтральной форме:

  • познакомить гостей с историей и особенностями разных религий
  • способствовать расширению культурного кругозора посетителей
  • воспитывать толерантность и уважительное отношение к представителям любой конфессии

Архитектура

Музей истории религии располагается в здании, построенном в середине XVIII века. Дом принадлежал сподвижнику Петра I графу Ягужинскому, а впоследствии за долги был передан в ведение Почтового департамента.

В возведении и дальнейшей перестройке дома участвовали знаменитые архитекторы Львов и Кавос. По проекту последнего в середине XIX века здание было значительно видоизменено: отстроен четвертый этаж, убраны дополнительные постройки, изменены фасады. В отделке дома гармонично сосуществуют элементы разных направлений – классицизма, ренессанса, барокко.

С 1930-х годов в течение полувека здание выполняло функцию жилого дома. После расселения дом был передан для устройства музея. В течение почти десяти лет здесь проходили реставрационные работы, и в 2001 году музей истории религии обрел свою постоянную прописку.

Цена билетов и режим работы в 2021 году

Бесплатный вход в музей доступен для следующих категорий посетителей:

Категория посетителей Особенности Время бесплатного посещения
Участники и инвалиды Великой Отечественной войны + приравненные к ним категории граждан ежедневно в дни работы музея
Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
Воины-интернационалисты, военнослужащие срочной службы
Неработающие инвалиды 1-й и 2-й группы
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; воспитанники детских домов и школ-интернатов
Многодетные матери и несовершеннолетние члены семьи
Сотрудники музеев РФ
Члены ICOM
студенты профильных специальностей на основании отдельных приказов, распоряжений и др. документов
студенты Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, студенты НИУ Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге на основании Соглашения о сотрудничестве
Дошкольники, школьники (лица, не достигшие 18-летнего возраста) вне зависимости от гражданства
все категории посетителей первый понедельник месяца

Для остальных категорий посетителей вход в музей платный.

для граждан РФ, Киргизской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан;

Режим работы

Музей истории религии открыт ежедневно кроме среды.

День недели Залы постоянной экспозиции Временные выставки Касса
понедельник, четверг-воскресенье 10:00 — 18:00 10:00 — 17:30 10:00 — 17:00
вторник 13:00 — 21:00 13:00 — 21:00 13:00 — 20:00

Экскурсии

В музее посетители могут не только побывать на разнообразных экскурсиях в составе сборной группы или индивидуально, но и прослушать лекции и посетить мастер-классы.

Мероприятия проводятся по расписанию. Расписание на ближайший месяц можно получить в холле музея или уточнить на сайте в разделе «Программы. Экскурсии» — gmir.ru/programs

Осмотр постоянной экспозиции доступен в рамках обзорных и тематических экскурсий, а также на экскурсиях выходного дня и «Вечерах в музее»

Обзорные экскурсии проводятся по всей экспозиции или по нескольким залам. На них посетители знакомятся с историей развития верований и религий – одной или нескольких. Это такие экскурсии, как:

  • Три мировые религии
  • Религии древнего мира
  • Архаические верования
  • Иудаизм и раннее христианство
  • Три авраамические религии
  • Ислам — единство и многообразие
  • История христианства на западе: католицизм, протестантизм
  • Религии востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм
  • Три ветви христианства
Читайте также:
Ново-Иерусалимский монастырь в Истре: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение, настоятели и святыни, расписание служб

Тематические экскурсии посвящены более узким темам, например:

  • Смирение плоти. Пост в религиях мира
  • Священные растения в религиях мира
  • Символы Древнего Египта
  • Хиджаб – дело тонкое. Права и обязанности женщин в исламе
  • Жизнь после смерти. Представления о душе и загробной жизни в религиях мира
  • Монастыри и монашество в христианстве

Тематические экскурсии интересны не только специалистам, но и тем, кто хочет ближе познакомиться с традициями той или иной конфессии.

В музее истории религии регулярно проводятся экскурсии по фондам открытого хранения:

  • Масонская коллекция
  • Японская коллекция
  • Коллекция западноевропейской живописи
  • Фонды Научной библиотеки Музея

На таких экскурсиях посетители попадают в закрытую от большинства гостей часть музея – музейный фонд.

Музей истории религии организует экскурсионные программы не только в своих стенах, но и за их пределами – в формате пешеходных и автобусных экскурсий по Санкт-Петербургу

Для дошкольников и школьников разработаны специальные программы в формате экскурсий и уроков с интерактивными элементами и использованием мультимедиа. Программы ориентированы на разный возраст. В музее регулярно проходят лекции и научно-практические семинары.

Уточнить расписание, подробности и записаться на программы можно по телефону: 8 812-315-50-36

Контакты

Уточнить информацию по режиму работу, расписанию выставок, экскурсий и лекций можно:

  • на официальном сайте gmir.ru
  • по электронной почте gmir@relig-museum.ru
  • Заказать экскурсии можно по телефону 8 812-314-58-38

Актуальная информация по работе лектория доступна по телефону 8 812-571-47-91

Где находится и как добраться

Адрес

Почтамтская ул, 14/5

Ближайшая станция метро

Как добраться

От станции метро можно добраться пешком по Малой Морской и Почтамтской улицам за 10 минут.

Кроме того, неподалеку есть остановки общественного транспорта: автобусов №3, 6, 22, 27; троллейбусов № 5, 22 и маршруток № 169, 306.

Отзывы

Впечатления большинства посетителей носят исключительно положительный характер

Гости отмечают насыщенность экспозиции, разнообразие экскурсионных программ, а также высокий профессионализм экскурсоводов. Радует посетителей научно-деловой подход к деликатным вопросам религии: работники не навязывают личное мнение, а лишь делятся информацией, раскрывают особенности той или иной религии. Посетители с детьми довольны наличием специализированных детских программ.

Некоторое недовольство вызывает строгий запрет относительно входа с рюкзаками на территорию экспозиционных залов. Однако данное требование музея вполне обосновано: хрупкие уникальные экспонаты легко повредить неловким движением сумки за спиной.

Также небольшое неудобство видят некоторые посетители в отсутствии кафе на территории музея. При этом следует отметить, что на первом этаже у холла есть специальная зона отдыха с большим столом и диванами, где можно посидеть и съесть принесенную с собой еду. После посещения музея посетители советуют заглянуть в Центральный Военно-морской музей, расположенный в пяти минутах ходьбы.

Музей истории религии в Санкт-Петербурге

Ежедневно с 10:00 до 18:00 (касса до 17:00), по вторникам с 13:00 до 21:00 (касса до 20:00), ср – выходной.

Музей истории религии в Санкт-Петербурге начал свою деятельность в 1932 году. Этот период жизни страны был связан с активной антирелигиозной пропагандой. Основателем музейной коллекции считается антрополог и историк религии В. Г. Богораз-Тан. Антирелигиозных музеев в те годы было много и в основном они занимались пропагандой и демонстрацией превосходства науки над религией. Пожалуй, самый знаменитый из них находился в Исаакиевском соборе, где был установлен маятник Фуко.

В отличие от других подобных заведений, Музей истории религии В. Г. Богораз-Тана предназначался для научных целей. Основу коллекции составляли экспонаты из Кунсткамеры и фондов Эрмитажа и Русского музея. До 2000 года музей находился в Казанском соборе, после возвращения храма православной церкви, учреждение переехало в здание на Почтамтской улице. Сейчас экспозиция размещается в особняке дореволюционного почтового ведомства.

Сегодня это одно из немногих в мире учреждений, тем более единственное в России, хранящее историю зарождения и развития всех мировых вероучений: отмирающих, значимых сейчас и только-только возникающих. Здесь воочию можно увидеть наглядные доказательства эволюции каждой из трех основных религий: христианства, ислама и буддизма. Среди экспонатов различные образцы религиозного культа, много подлинных предметов искусства. Лекторы, описывая разные вероисповедания, уважают любую духовную традицию, поэтому стараются быть беспристрастными. Популярная у современников восточная тема породила живой интерес к таким разделам выставки, как буддизм, конфуцианство, индуизм, синтоизм, даосизм.

История музея

История развития и становления Музея истории религии делится на несколько этапов. С 1932 по 1944 гг. учреждение активно накапливало экспонаты, в этот период коллекция пополнилась уникальными артефактами — иконами, картинами и предметами, которые демонстрируют историю и культуру не только христианства, но и ислама, буддизма, иудаизма, индуизма, верований кавказских народов и др.

С 1944 по 1960 гг. музей истории религии также развивался, хотя начало этого периода связано с тяжелым испытанием. В годы Великой Отечественной войны сотрудники музея, не ушедшие на фронт, активно охраняли фонды и спасали ценные экспонаты от пожаров и снарядов. В послевоенный период началось восстановление музея. Были созданы крупнейшие тематические выставки, прославившие заведение не только в СССР, но и в других странах.

Читайте также:
Иверский монастырь в Ростове-на-Дону: история и адрес, описание, святыни

В 1954 году учреждению присвоили звание «Государственный музей истории религии и атеизма АН СССР», которое просуществовало до 1990 года. После музею вернули прежнее название — «Государственный музей истории религии».

Режим работы Музея истории религии

Музей истории религии в Санкт-Петербурге открыт ежедневно, кроме среды.

Часы работы:

  • Четверг — понедельник: вход в музей — с 10:00 до 18:00. постоянная экспозиция — с 10:00 до 17:30. кассы — с 10:00 до 17:00.
  • Вторник: вход в музей — с 13:00 до 21:00. кассы — с 13:00 до 20:00.

Стоимость билетов в Музей истории религии в 2021 году

Цена входного билета зависит от гражданства посетителей и льготного статуса, поэтому перед посещением возьмите документы.

  • Взрослые (граждане РФ и стран ЕАЭС) — 300 рублей; остальные категории — 300 рублей.
  • Дети и школьники до 18 лет — бесплатно.

Экскурсионное обслуживание

Экскурсия оплачивается дополнительно ко входному билету. Здесь льготы не предусмотрены, стоимость услуги 250 рублей. На детские экскурсии выходного дня стоимость услуги также 300 рублей/за ребенка. При этом взрослому нужно только купить входной билет.

Экскурсии в Музейную Мастерскую: один билет — 350 рублей (включая стоимость входного билета); билет на двоих — 600 рублей.

Мастер-классы — 250 рублей (льгот нет).

Индивидуальная экскурсия (для групп до 5 чел.) — 2000 рублей + входные билеты.

Посетители могут осмотреть фонды открытого хранения «Масонская коллекция», «Японская коллекция», «Коллекция западноевропейской живописи» и библиотеки: индивидуально — 400 рублей, организованной группой — от 2450 рублей.

Экскурсии проводятся на русском и на английском языках, также есть VIP-экскурсии. Кроме выставок и экскурсий в Музее истории религии работает лекторий, а также проводятся музейно-педагогические занятия для детей.

Выставки Музея истории религии

Пространство музея разделено на несколько тематических зон, где располагаются постоянные экспозиции:

  • Залы 1 и 2. Архаические верования и обряды. Зал стилизован под жилище древнего человека. Посетители могут представить как зарождалась религия, благодаря воспроизведенным с помощью мультимедийной системы наскальным рисункам. Экспозиция рассказывает о ритуалах и верованиях древнейших племен Океании, Южной Америки, Дальнего Востока, Сибири и других регионов. В залах выставлены каменные орудия первобытного человека, а также элементы одежды и предметы религиозных культов позднего палеолита.
  • Зал 3. Религии Древнего мира. Здесь собраны артефакты, демонстрирующие развитие религии в Древнем Египте, Вавилоне, Греции и Риме. Это время переплетения тотемизма, шаманизма, политеизма, а также зарождения представлений о загробной жизни и душе. Посетители узнают множество интересных фактов о религиозных культах того периода.

  • Зал 4. Иудаизм. Экспозиция рассказывает о формировании первой монотеистической религии и истории еврейского народа. В ходе экскурсии вы узнаете о десяти заповедях, о священных книгах иудеев Торе и Исходе и др. На выставке представлены предметы, используемые при богослужениях, книги, макеты и другие артефакты.
  • Зал 5. Представления о душе и загробной жизни. Зал посвящен формированию одной из главнейших догм во всех мировых религиях — жизни души после смерти. Посетителям рассказывают о зарождении этого представления и его отличиях в разных культурных сообществах.
  • Зал 6. Возникновение христианства. Артефакты этой выставки — предметы, используемые в религиозных обрядах, священные тексты, иконы — демонстрируют развитие христианства и превращение его в одну из главных религий мира.
  • Зал 7. Русское православие. Это новая экспозиция Музея истории религии, она оснащена электронными технологиями, что позволяет сделать выставку максимально информативной. Ее цель — познакомить всех желающих с историей православия в России, а также с историей церкви, включая современность. Здесь есть разделы, посвященные монашеству, храмовому зодчеству, иконописи, старообрядчеству, церковным реформам и пр.

  • Зал 8. Католицизм. В этом зале собраны экспонаты, рассказывающие об истории возникновения католицизма и его сложной судьбе. Большое внимание уделяется историческим событиям — Крестовым походам, Инквизиции, Реформации, веку Просвещения и др.
  • Зал 9. Протестантизм. Выставка продолжает историю развития католицизма, а точнее, показывает религиозный кризис, случившийся в период Реформации, который дал толчок к образованию новой ветви христианства.
  • Зал 10. Буддизм. Посетителей знакомят с историей появления третьей мировой религии. Буддизм сильно отличается от других популярных верований, его догматы не похожи на христианские и мусульманские. Посещение данной экспозиции будет увлекательным и познавательным занятием для приверженцев любой религии.

  • Зал 10а. Религии Индии. Здесь представлены артефакты, рассказывающие об индуизме, шиваизме, вишнуизме, ведах и других культах Индии.
  • Зал 10б. Религии Китая. Гости выставки узнают об особенностях китайской системы верований, которая также отличается от мировых. Здесь имеются разделы, посвященные конфуцианству, даосизму, буддизму, синкретизму.
  • Зал 11. «Сукхавати — Чистая земля будды Амитабхи („Буддийский рай“)». Эта часть экспозиции уникальна — это единственный в России Сукхавати, расположенный в музее. Их всего два в стране — второй находится в Бурятии, в буддийском монастыре. Сукхавати — это священное место, представляющее собой модель идеального мира.
  • Зал 12. Ислам. Выставка знакомит посетителей с историей возникновения мусульманства. Среди экспонатов можно увидеть Коран, священные, ритуальные и бытовые предметы.
Читайте также:
Храм преподобного Серафима Саровского в Курске: адрес и телефон, история, отец Георгий и другие настоятели

Подробное описание постоянных экспозиций, а также схему расположения залов, можно найти на официальном сайте Музея истории религии.

Кроме постоянных выставок учреждение регулярно проводит временные мероприятия, которые имеют непосредственное отношение к истории религии и культуры. Это выставки книг, картин, икон, ювелирных украшений, посуды, одежды и др.

Экскурсии

Музей истории религии предлагает несколько видов экскурсий:

  • по постоянной экспозиции — обзорные, тематические, выходного дня, вечерние (по вторникам);
  • по фондам открытого хранения — «Масонская коллекция», «Японская коллекция», «Коллекция западноевропейской живописи», «Коллекция русской живописи», фонды научной библиотеки музея;
  • пешеходные экскурсии по Санкт-Петербургу — «Святыни Смоленки», «Дацан Гунзэчойнэй», «Храмы Невского проспекта», «Никольский Морской собор», «Шалом, синагога!», «Подворье на берегу Невы», «Многоконфессиональная Коломна» и многие другие;
  • автобусные экскурсии по храмам и святым местам Северной столицы;
  • Музейная мастерская включает экскурсию по залам музея истории религии, а также творческую составляющую (мастер-класс, где можно сделать поделку на память).

Дополнительные услуги

Посетители музея истории религии в Санкт-Петербурге могут воспользоваться рядом услуг:

  • аудиогиды на русском и английском языках — 250 рублей (4 часа);
  • платформа izi. TRAVEL — это отличная альтернатива аудиогиду. Нужно скачать приложение, а в музее просто считывайте QR-код с витрин и слушайте рассказ;
  • бесплатный Wi-Fi;
  • бесплатная любительская фото- и видеосъемка без вспышки;
  • музейный магазин — продаются сувениры, художественная и справочная литература.

Как добраться

Музей истории религии находится по адресу: Почтамтская улица, 14/5, перекресток с Почтамским переулком. Это исторический центр Санкт-Петербурга, всего в 300 метрах располагаются популярные у туристов объекты — Исаакиевский собор, Сенатская площадь с Медным всадником, Александровский сад. Такое расположение обеспечивает хорошую транспортную доступность музея. До него можно пройти пешком от ближайших станций метро или остановок наземного транспорта.

Метро

Ближайшие станции находятся в пешей доступности (15–20 минут ходьбы). Ближе всех — станция «Адмиралтейская». Чуть дальше располагаются входы сразу на три станции «Спасскую», «Садовую», «Сенную». Можно дойти и от станций «Невский проспект» или «Гостиный двор» — они дальше всех.

Панорама на главный вход:

Наземный транспорт

В 5 минутах ходьбы от Музея истории религии, на Большой Морской улице, есть автобусная остановка «ДК Связи»: автобусы № 3, 22, 27. На Конногвардейском бульваре находится остановка «Почтамтский переулок». На ней останавливаются автобусы № 70; троллейбусы № 5, 22; маршрутки № 169, 306.

К сожалению, крупных парковок возле здания музея нет, оставить автомобиль придется у обочины, либо нужно искать автостоянку на ближайших улицах. Поэтому если очень хочется ехать на машине — лучше заказать такси. Это можно сделать через приложения Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.

Постоянная экспозиция Музея истории религии: видео

Музей истории религии

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

Режим работы 2021

Понедельник, четверг – воскресенье

  • Постоянная экспозиция: с 10:00 до 18:00
  • Временные выставки: с 10:00 до 17:00
  • Касса: с 10:00 до 17:00

Вторник

  • Постоянная экспозиция: с 13:00 до 21:00
  • Временные выставки: с 13:00 до 20:30
  • Касса: с 13 00 до 20:00

Выходной день

  • Среда

Стоимость билетов 2021

  • Взрослые: 300 руб. (для граждан РФ и других государств)
  • Дети – бесплатно (вне зависимости от гражданства)

Бесплатное посещение

Бесплатные категории

Правом бесплатного посещения музея пользуются следующие категории граждан (при предъявлении соответствующего документа):

  • Лица, не достигшие 18-летнего возраста (вне зависимости от гражданства)
  • Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территории других государств
  • Герои Советского Союза, герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы
  • Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
  • Военнослужащие, проходящие службу по призыву
  • Инвалиды I и II группы, дети-инвалиды
  • Лица, сопровождающие посетителей-инвалидов 1 группы и детей-инвалидов (право на бесплатное посещение распространяется на одного сопровождающего)
  • Учащиеся в рамках соглашений между Музеем и образовательной организацией
  • Многодетные родители
  • Сотрудники государственных музеев РФ
  • Члены ICOM

Бесплатный (социальный) день

Правом бесплатного посещения музея в первый понедельник месяца (социальный день)

  • Пользуются все категории граждан

Адрес и как добраться

  • Адрес: Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5
  • Ближайшее метро: “Адмиралтейская”, 910 м.

Официальный сайт и другая информация

  • Сайт: gmir.ru
  • Телефон: +7 (812) 315-30-80

История музея

Государственный музей истории религии был основан в 1930 году, благодаря инициативе знаменитого этнографа и религиоведа Владимира Германовича Богораза, который сам принял руководство музеем после его открытия. Основу первой экспозиции музея составили экспонаты антирелигиозной выставки Государственного Эрмитажа. В ней были представлены объекты из коллекций самого Эрмитажа, а также Кунсткамеры, Русского музея, и Библиотеки Академии наук.

В ноябре 1932 года Музей истории религии открыл свои двери для посетителей. Расположился он в здании Казанского собора. В отличие от других подобных музеев страны, он носил не антирелигиозную, а научную направленность. Его деятельность не сводилась к экспонированию предметов разных религиозных культов. Цель музея была в исследовании, осмыслении и сравнительном анализе истории и эволюции разных духовных концепций, начиная от самых ранних форм религии. На его базе была создана научно-исследовательская ассоциация, а также библиотека, которая стала самым большим собранием научной литературы религиозной направленности.

К началу Великой Отечественной войны Музей истории религии успел собрать довольно большую экспозицию предметов, относящихся к самым разным культам – от коллекции русских православных икон до шаманских бубнов. Попав в фонды музея, многие уникальные объекты избежали уничтожения.

В военные годы, когда большинство работников музея сражались на фронте, оставшиеся самоотверженно защищали экспозицию. Они посменно дежурили на крыше собора, туша немецкие «зажигалки», а в блокадные годы музей не прекратил свою работу, проводя тематические военные выставки.

Послевоенное время стало периодом расцвета музея. Быстро восстановив и упорядочив фонды, его сотрудники значительно расширили коллекцию, добавив в нее разделы, посвященные религиям Древнего мира, античности, истории инквизиции – и многие другие. Таким образом, уникальная экспозиция музея давала комплексное представление о развитии религиозных культов во всем мире, что сделало ее известной не только в пределах страны, но и за рубежом.

В 1961 году Музей истории религии, согласно общему политическому курсу, получает предписание развернуть свою деятельность в русло антирелигиозной пропаганды. Выполнение задачи Партии и Правительства отодвинуло научную деятельность музея на второй план. Резко упало качество его выставок и экспозиции. Так продолжалось до 70х годов, когда вновь возобновился нормальный режим работы музейных служб.

В 1991 году музей получил в свое ведение здание на Почтамтской улице. Проведенная в нем серьезная реконструкция позволила разместить экспозицию в специально оборудованных помещениях, соответствующих мировым нормам музейного хранения. Открытие музея на новом месте состоялось в 2000 году.

В настоящее время музей расширяет свою деятельность за счет образовательных программ, адресованных разным возрастным группам, а также представителям разных религиозных конфессий – таким образом обеспечивая религиозною толерантность и межконфессиональный диалог в регионе.

Коллекции музея

Экспозиция Музея истории религии разделена тематически на несколько коллекций. Подраздел «Архаические и традиционные верования» демонстрирует культовые атрибуты, связанные с религией первобытных обществ. Не фокусируясь только на памятниках, найденных на территории России, коллекция отображает полный комплекс ранних мировых верований – от Дальнего Востока до Африки и Океании. Коллекция насчитывает почти 4 500 экспонатов, самые ранние из которых датируются IV тысячелетием до н.э.

Подраздел «Религии ранних цивилизаций» отражает религиозные культы Древнего Востока, Греции и Рима. Кроме предметов культа, здесь представлены также образцы религиозного искусства. Коллекция насчитывает почти 5 500 экспонатов.

Коллекция «Иудаизм» состоит из 1200 единиц хранения. Среди них – свитки торы, утварь из синагог, посуда для праздничных трапез. Небезынтересными экспонатами являются антииудейские карикатуры из журнала «Безбожник».

Масштабная коллекция «Религии Востока» включает в себя экспонаты, связанные с такими религиями, как индуизм, буддизм, конфуцианство и другими восточными философскими системами. Общее количество объектов в этом разделе превышает 13 000.

В фонде «Религии Запада» представлены в основном предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных стран Европы, относящиеся к эпохе средневековья. Живопись, скульптура, нумизматика, витражи – все, что так или иначе было связано с тематикой западных ветвей христианства (таких, как католицизм и протестантизм). Эта коллекция насчитывает 27 500 экспонатов.

Православию посвящено два раздела экспозиции. Раздел «Декоративно-прикладное искусство» содержит предметы внутреннего убранства православного храма общим числом 4 000 экспонатов. Более масштабен раздел «Изобразительное искусство» – он насчитывает 20 000 единиц хранения. Здесь представлены живопись и графика, посвященные библейским сюжетам, а также уникальная коллекция русских икон.

Собрание коллекции «Ислам» включает в себя предметы культового назначения, а также многочисленные образцы декоративно-прикладного искусства, иллюстрирующие культуру и образ жизни мусульманских стран. Объем этого фонда – 1 330 экспонатов.

Также в музее есть коллекции редких изданий, аудиозаписей, фотографий. Кроме постоянной экспозиции, здесь постоянно проходят временные выставки разной тематической направленности.

Интересный факт

На протяжении десяти лет (с 1945 по 1955 годы) директором музея работал ближайший соратник Ленина, Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич – который помимо партийной деятельности, был этнографом и крупным специалистом в области истории религии. Постоянно проживая в Москве, Бонч-Буревич руководил музеем в удаленном режиме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: