Скорбященская церковь на Ордынке: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Церковь иконы божией матери «всех скорбящих радость» на ордынке, москва

Настоятель церкви

Григорий Валериевич Алфеев родился 24 июля 1966 года. Среднее образование мальчик получил в московской музыкальной школе им. Гнесиных по специальности скрипка и композиция. Здесь он познакомился со знаменным пением и крюковой записью мелодии.

В одиннадцать лет отрок прошёл обряд крещения. С 15 лет Григорий служил чтецом в церкви Воскресения Словущего, а затем иподиаконом при митрополите Волоколамском и Юрьевском Питириме.

После школы юноша поступает в Московскую консерваторию на композиторский факультет. Служба в Советской Армии на два года прерывает получение образования. В январе 1987 молодой человек оставляет учёбу и уходит на послушание в Виленский Свято-Духов монастырь. Через шесть месяцев состоялось пострижение в монашество.

С 1988 по 1990 год будущий митрополит служил священником в церквях Виленской и Литовской епархии. В 1990 году становится настоятелем каунасского кафедрального Благовещенского собора. В качестве избранного делегата принимал участие в Поместном Соборе Русской церкви, избравшей Алексия Второго на патриарший престол.

В январе 1991 года советские войска, введённые в Литву Горбачёвым, захватили вильнюсский телецентр, что повлекло за собой человеческие жертвы. Следующим объектом военных назначался Каунас. Иларион выступает по телевидению и призывает солдат не стрелять в безоружных людей. Преступное кровопролитие было предотвращено.

В 1989 году Иларион заочно окончил московскую духовную семинарию, а через два года духовную академию. А ещё через два года молодой священник окончил аспирантуру при академии. С этого момента много времени посвящено преподаванию церковных дисциплин:

  • Гомилетики — правилам составления проповеди.
  • Священного Писания.
  • Патрологии — учению об отцах церкви.
  • Мистического и догматического богословия.

С 1995 года работая в Отделе внешних церковных связей, в 2009 году епископ Иларион назначен председателем этого структурного подразделения Московского патриархата. На следующий год патриарх Кирилл возводит Илариона в сан митрополита.

14 апреля 2009 года Иларион назначается настоятелем храма «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Расписание богослужений и адрес храма

Благочестивые прихожане и паломники стремятся посетить храм «Скорбящих Радость» на Ордынке. Расписание богослужений с указанием имени служащего иерея находится на сайте храма.

Каждый день в храме совершается Божественная литургия в 8 часов, а вечерня и утреня в 18 часов. В воскресенье и праздничные дни ранняя литургия начинается в 7 часов и поздняя в 10 часов. Начало Всенощного бдения в 18.00.

  • В четверг служат молебен с водосвятием у чудотворной иконы мученика Лонгина.
  • В пятницу поминают усопших во время Заупокойной Всенощной.
  • В субботу совершается молебен и освящается вода у чудотворной иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость».
  • В воскресенье поётся акафист перед святым образом «Всех скорбящих Радость».

Церковь расположена по адресу: улица Большая Ордынка, дом 20. Рядом находится станция метро «Третьяковская».

Когда посланники князя Владимира, выбиравшего в X веке веру для исповедания, пришли в Софийский собор Константинополя, они поразились красотой и величием церковной службы. Бояре не понимали древнегреческий язык, но им казалось, что они находятся на небесах. На службах в Скорбященском храме прихожане испытывают подобные чувства эстетического наслаждения и духовного очищения.

Храм Всех скорбящих Радость

История

На месте храма в XVI веке существовала деревянная церковь преподобного Варлаама Хутынского в «Ордынцах» (упоминается в летописях под 1571 годом; а её постройку одни исследователи связывают с походом Василия III на Казань (1523), другие — с выходцами из Новгорода, поселившимися в Замоскворечье). В —1685 годах был построен каменный храм, который именовали Преображенским. После прославления в ней в 1688 году иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», которая, по преданию, исцелила тяжелобольную сестру патриарха Иоакима, за храмом закрепилось название этого чудотворного образа. В церкви был сделан престол в честь иконы, о чём свидетельствует антиминс, выданный для него в 1713 году. В 1770 году придел иконы «Всех скорбящих Радость» был обновлён на средства Г. Любовниковой.

В —1791 годах «рачением» московского 1-й гильдии купца Афанасия Долгова, усадьба которого располагалась напротив, к постройке 1685 года были пристроены трапезная с престолами во имя Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также трёхъярусная колокольня. Их проект в стиле классицизма был выполнен архитектором Василием Баженовым, зятем Долгова; впервые применённый здесь Баженовым тип трапезной впоследствии широко распространился в Москве. Иконы для нового иконостаса написал в 1788 году саровский иеромонах Вонифатий. Освящение придела в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» совершил 24 октября 1790 года митрополит Платон.

В 1812 году храм пострадал от пожара. В —1836 годах старая церковь XVII века была заменена ротондой с повышенным куполом — по проекту архитектора Осипа Бове (в 1834—1836 годах осуществлял его брат Михаил Бове). Новую постройку в стиле ампир возвели на средства купцов Куманиных и А. А. Долгова. Архангелы на дверях в жертвенник, икона Святителя Николая в главном иконостасе и икона архидиакона Лаврентия были написаны Владимиром Боровиковским. Перестроенный храм был освящён митрополитом Московским Филаретом 20 сентября 1836 года.

В 1904 году церковь была вновь освящена после поновления.

В 1922 году в ходе государственной кампании по изъятию церковных ценностей из Скорбященской церкви были изъяты церковные украшения и утварь (более 65 кг золота и серебра). Храм был закрыт в 1933 году, с него были сняты колокола, но внутренне убранство сохранилось. В 1941—1945 годах в нём располагались запасники Третьяковской галереи.

В 1948 году храм вновь открыт для богослужения; настоятелем 12 мая 1948 года был назначен протоиерей (впоследствии архиепископ) Киприан (Зёрнов), служивший здесь (с 1966 года был почётным настоятелем) до своей смерти 5 апреля 1987 года (умер в храме). В 1950-х годах регент Николай Матвеев создал здесь церковный хор, получивший известность и признание в музыкальных кругах; его хор в годовщины смерти композитора Петра Чайковского (8 ноября — во избежание совпадения с празднованием Октябрьской революции) исполнял «Литургию Иоанна Златоуста», написанную Чайковским (в советское время не исполнявшуюся в каких-либо светских учреждениях, равно как и в прочих храмах, — что привлекало поклонников творчества композитора). Традиция исполнения этого произведения Чайковского была восстановлена в 2009 году.

В 1961 году по требованию жителей дома в соседнем с церковью Лаврушинском переулке колокола с колокольни были сняты и перенесены в храм.

Читайте также:
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

3 января 2010 года патриарх Кирилл благословил возродить историческое имя Синодального хора на базе хорового коллектива храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Работа по возрождению некогда знаменитого на всю Москву хора началась весной 2009 года по инициативе митрополита Илариона, назначенного настоятелем Скорбященской церкви, и заслуженного артиста России Алексея Пузакова (в 1980-х годах Пузаков управлял левым клиросом Скорбященского храма, работая под началом регента Николая Матвеева).

В 2012—2013 годах проведена реставрация здания (архитектор И. В. Калугина)

При храме действует духовно-просветительский центр «Восхождение», который объединяет усилия духовенства и приходской общины по миссионерской, катехизаторской, социальной работе, при нём работают воскресная школа для детей, молодёжный клуб, курсы катехизации для взрослых, служба «Старый свет» (помощь людям, страдающим одной из форм зависимости, и их родственникам), а также центр реабилитации жертв нетрадиционных религий имени Хомякова.

Чертежи Осипа Бове 1832 года: южный фасад, план, разрез ротонды

Реликвии храма

В церкви Спаса Преображение сохраняются святыни, почитаемые православными христианами:

  1. Чудотворная икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», дарующая исцеление по искренним молитвам верующих. Перед святым образом Царицы Небесной проходит регулярное соборование прихожан.
  2. Почитаемый образ святого Андрея Первозванного с частицей мощей. На иконе фигуру апостола, изображённого в полный рост, окружают клейма с моментами жития.
  3. Икона благоверных Петра и Февронии с мощами святых, переданных храму настоятельницей муромского монастыря.
  4. Икона Алексия, человека Божьего, и ковчег с частицами мощей преподобного.
  5. Рака с мощами святых угодников, выносимая для поклонения каждую субботу.
  6. Ковчег со святынями, связанными со Страстями Спасителя, выносится ежегодно в Страстную седмицу.
  7. Чудотворная икона мученика Лонгина, помогающая при глазных болезнях.

Интересные факты

  • Сначала на месте храма стояла деревянная церковь XVI в. в честь Варлаама Хутынского, каменная Преображенская церковь здесь появилась в 1685 г.
  • Средства на реконструкцию церкви дал в 1783 г. ее сосед, купец Афанасий Долгов. Причем дал их не кому-либо, а родственнику –архитектору с мировым именем Василию Баженову. Его проект обновил храм и звонницу в духе классицизма, но не полностью, а только в западной части.
  • Следующим принялся за оформление храма Осип Бове, восстанавливавший Москву после 1812 г. Деньги опять жертвовали замосквореченские купцы, Бове пытался сохранить почерк Баженова в постройке и добавил стиль ампир в иконостас. Как и его предшественник, при жизни своего творения не увидел.
  • В отличие от других церквей храму в советские безбожные времена повезло с владельцами: тут находились запасы Третьяковской галереи. Хотя драгоценных металлов церковь лишилась, но интерьер, само сооружение, плиты пола и ограда из чугуна времен Бове дожили до наших дней.
  • Уже в 1948 г. в храме разрешены богослужения, а также был организован хор под руководством Николая Матвеева (его выступления позже растиражированы на грампластинках).
  • В храме исполнялась написанная Петром Чайковским литургия, которую нельзя было услышать ни в одном заведении советского периода. Эта мелодия снова звучит в этом здании с 2009 г., как и творения Сергея Рахманинова.
  • Завсегдатаем храма на Б. Ордынке была Анна Ахматова.
  • Громкие колокола в 1960-е гг. напрягали писателей, живших по соседству, поэтому на несколько десятилетий они были сняты. Сейчас они заняли прежнее место на колокольне.

Храм Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке — видео

Самая уважаемая икона храма на Ордынке – «Всех Скорбящих Радость». Впрочем, по всей России ей посвящают храм за храмом.

https://www.youtube.com/watch?v=c3L_Gz0DC6oVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: ЦЕРКОВЬ ИКОНЫ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ (https://www.youtube.com/watch?v=c3L_Gz0DC6o)

Смотришь на непривычную для православных храмов форму ротонды, строгие классические черты постройки и как-то сразу понимаешь, почему здесь нравилось Ахматовой и почему здесь место музыке Рахманинова. Кому-то понравятся иконы для детей, кто-то стремится выхлопотать у небес исцеление для своих близких. А какая цель могла бы привести вас в храм Радости Всех Скорбящих?

Адрес и расписание

Адрес: Москве, улица Б. Ордынка, 20. Добраться можно с помощью метро, станция «Третьяковская» или «Новокузнецкая».
Расписание в храме «Всех Скорбящих» на Ордынке в будние дни:

  • песнопение в 08:00 и 18:00 и молитва Богородице «Всех скорбящих Радость»;
  • молитва мученику Лонгина сотника в 11:30 в четверг.

Расписание богослужений храма на Большой Ордынке в выходные дни:

  • ежедневное песнопение в 08:00 и 18:00 и молитвы у иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость»;
  • молитва мученику Вонифатию в 15:30 в субботу;
  • вечерня с акафистом Пресвятой Богородице «Всех скорбящих Радость» в 18:00 в воскресенье.

Храм Всех скорбящих Радость на Ордынке, Москва. Расписание богослужений, фото, иконы

Храм Преображения Господня в Москве на улице Большая Ордынка больше известен среди православных и паломников столицы по названию освященного в честь Богородичной иконы Всех скорбящих Радость церковного придела.

Исторические события

Храм Всех скорбящих Радость на Ордынке ведет свою богатую историю со второй половины XVI столетия, когда встречается первое упоминание в летописи о деревянной церкви в Ордынцах, освященный в честь преподобного Святого пустынножителя Варлаама, основателя и игумена Преображенского Хутынского монастыря в Великом Новгороде.

Здесь проходила дорога, связывающая Замоскворечье с Золотой Ордой, а местность эта была заселена ордынцам, собирателями дани и надсмотрщиками. Позже тут же стали селить выкупленные из монгольского плена русские семьи, для которых и была возведена церковь при митрополите Варлааме.

Через 100 лет храм был заново отстроен в камне на пожертвования вдовы Васильевой Акинфовой Евдокии, а в 1688 году произошло чудесное прославление Богородичной иконы, получившей великое почитание среди верующих в православной церкви. Особо благоговела перед этим образом сестра Петра Великого, царевна Наталья. Она повелела сделать с нее список для Петербурга.

В 1713 году в честь этого образа был освящен престол в Спасо-Преображенском храме на Ордынке, который, после многочисленных чудес и исцелений, происходящих от святой иконы, стал более известен среди благочестивых москвичей по второму приделу.

С того времени церковь процветала и богатела за счет постоянного потока верующих, которые стекались к чудотворному образу со всей округи, делая щедрые пожертвования и дары.

В 33-м году прошлого столетия Скорбященскую церковь закрыли, утварь и колокола конфисковали, а само здание с интерьерами передали, как запасник Третьяковской галерее. Музейными сотрудниками сохранено почти все бесценное церковное убранство уникального архитектурного и культурного объекта.

А уже в 48-м году храм вновь открыли в числе первых, после вновь восстановленного русского патриархата, и больше церковные богослужения в нем не прерывались.

В это же время регентом Николаем Матвеевым создается церковный хор, сыскавший большую известность в широких музыкальных кругах, исполнением написанной Чайковским литургии и всенощной Рахманинова, запрещенных в светских советских учреждениях.

Читайте также:
Чистопольская епархия: храмы и монастыри, епископ и митрополит

Сегодня возобновлена эта утраченная впоследствии традиция. Почти 10 лет прошло с возрождения Синодального хора, чьи духовные песнопения во время церковных служб или специально проводимых концертов очень полюбились москвичам.

Архитектура, внешний вид

Первоначально каменный храм был построен в виде четверика, увенчанного 5-главием куполов, с трапезной и звонницей шатрового типа. Но со временем здание претерпело несколько этапов перестройки на средства и пожертвования благочестивых москвичей.

В числе которых наиболее известны:

  • Г. Любовникова;
  • род купцов Долговых;
  • сыновья купца Алексея Куманина;
  • титулярный советник Семен Ягодкин;
  • купец Иван Абазин;
  • купец Иван Ремизов.

Новую трехъярусную колокольню и просторную трапезную в классическом стиле с 2 внутренними столпами пристроил с западной стороны в конце XVIII века зять купца 1-й гильдии Долгова известный московский архитектор Василий Баженов. Впоследствии этот проект получил широкое распространение при строительстве храмов в России.

Наружные стены были украшены 4 колоннами с греческими портиками, окна защищены оригинальными узорчатыми решетками. Восточная часть церкви осталась холодной. В период реконструкции храма после страшного пожара 1812 года была возведена ротонда в стиле ампир с увеличенной высотой центрального купола на низком барабане.

Гладкие желтые стены украшены белыми лепными медальонами и орнаментом, который покрывает высокий фриз и наличники. Автором проекта выступил знаменитый архитектор Осип Бове, который очень бережно отнесся к историческому наследию и сохранил все уцелевшие элементы строения.

Внутренне убранство

Храм Всех скорбящих Радость на Ордынке имеет уникальные исторические интерьеры. Чугунный пол с рельефным узором, выполненным по разработанным эскизам Бове, тонко гармонирует с сохранившимся резным иконостасом и искусными подсвечниками.

Роспись фресок, так же как и иконостасы с иконами, были выполнены в разное время искусными мастерами и известными художниками. Теплая западная часть храма украшена золочеными иконостасами, стены и столбы интерьера оформлены золочеными рамами с картинами библейских сюжетов.

Свод потолка возвышается на 12 колоннах ионического стиля, повторяющего наружный ордер. Переход в летнюю часть декорирован архитектурными беломраморными деталями с кругленными лестницами из белого же мрамора, ведущим к иконам, которые поддерживаются изваяниями парой ангелов с обеих сторон.

Площадка перед каждой иконой огорожена художественной бронзовой позолоченной решеткой. Проем оформлен в виде широкой арки. Фрески храмовой росписи содержат нетипичные для православных храмов мотивы, выполнены в технике гризайль.

Святыни

Среди главных православных святынь храма следует особо выделить чудотворный Богородичный образ «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице», возвращенный храму после открытия патриархом Алексием I в связи с возобновлением богослужений.

В Скорбященской церкви можно поклониться чтимому апостольскому лику Андрея Первозванного, содержащий частичку его святых мощей. Он основал множество церквей, в том числе и на Руси, поэтому считается небесным покровителем русской земли.

Также имеется уникальный образ сотника Лонгина, который присутствовал среди воинов римской стражи при крестной смерти и охране гроба Спасителя, сам впоследствии уверовал и принял мученическую кончину.

Перед его иконой каждый четверг служат молебен с водосвятием об исцелении от глазных болезней, так как нашедшая в древности его голову слепая женщина тотчас прозрела. Очень почитаем православными верующими имеющийся в храме образ преподобного Алексия, человека Божия.

Кроме того, в церкви можно поклониться мощам Великих Святых:

  • Предтечи господня Иоанна Крестителя;
  • праведных Иоакима и Анны;
  • праведного Иосифа Обручника;
  • преподобных Сергия радонежского и Серафима Саровского;
  • священномученика Вонифатия;
  • преподобного Силуана Афонского;
  • первоверховных апостолов Петра и Павла;
  • священномученицы Татианы;
  • апостола Симона;
  • священномученика Дионисия Ареопагита;
  • святителя Филарета митрополита Московского;
  • священномученицы Наталии;
  • святителя Луки и Гурия Крымских чудотворцев;
  • благоверного князя Всеволода Псковского;
  • преподобного Симеона Псково-Печерского.

Интересные факты и легенды

За долгую историю существования храма накопилось множество различных, в том числе и противоречивых, фактов:

  • Существует мнение, что главная святая икона была безвозвратно утеряна в годы советской власти, а в храм был возвращен точный список с образа, выполненный в XVIII столетии.
  • Интересно устроены старинные подсвечники храма, и чтобы зажечь свечу, приходится взбираться по переносной деревянной лестнице.
  • Есть сведения о принадлежности к масонам архитектора Василия Баженова, который бы чуть ли не верховным мастером ложи. Это наложило свой отпечаток в элементах и некоторых атрибутах построенных им церковных зданий.
  • Сыновьям купца Куманина за щедрые пожертвования в строительство храма был дарован дворянский титул.
  • Осип Бове не успел достроить свое творение, которое заканчивал его брат Михаил Бове.
  • Церковь неоднократно посещала Анна Ахматова, которая оставила о ней упоминания в своих дневниковых записях.

Есть легенда, что Храм Всех скорбящих Радость на Ордынке посещала Анна Ахматова.

  • Чугунная ограда начала XIX века, богадельня и здание дома притча середины XVIII столетия взяты под особую охрану государства.
  • В исполнении прекрасного церковного хора в середине прошлого столетия записано несколько музыкальных записей, выпущенных на грампластинках.
  • С 91 года прошлого века при храме работает иконописная мастерская, которая проводит обучение молодых мастеров-иконописцев, реставрацию старинных икон, написание новых образов и создание иконостасов, киотов и другого церковного убранства.
  • На сайте храма ведутся трансляции церковных богослужений, выкладываются аудио и видеозаписи концертов, проповедей и фильмов. Здесь же можно найти уникальную коллекцию церковных песнопений и записей концертов прошлого века.
  • Режим работы и расписание богослужений

    В Скорбященской церкви проходят регулярные богослужения:

    Название службы Время начала Период проведения
    Литургия 8 ч. Будние дни
    Ранняя 7 ч. Воскресные и праздничные дни
    Поздняя 10 ч.
    Вечернее богослужение 18 ч Будние дни
    Всенощное бдение 18 ч. Суббота и канун праздников
    Вечерняя служба с акафистом 18 ч. Воскресенье

    Регулярно совершаются следующие молебны:

    1. каждый день после божественной литургии перед чудотворной иконой Богородицы;
    2. по субботам в 15-30 мученику Вонифатию;
    3. по четвергам в 11-30 мученику Лонгину.

    Воскресная школа для детей 6-13 лет проводит еженедельные занятия по воскресным дням в 12-30 ч.

    Общедоступную православную библиотеку храма в духовно-просветительском центре Восхождение можно посетить в субботу с 11 до 18 ч., и в воскресенье с 12 до 16 ч. Детскую студию отделения Синодального хора ребята посещают 2 раза в неделю по понедельникам и четвергам. В программе изучения кроме хоровых занятий, есть уроки сольфеджио и церковного певческого обихода.

    Молодые прихожане храма собираются каждую неделю по воскресеньям с 13 ч. в здании приходского дома. Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий принимает еженедельно во вторник с 12 до 17 ч., а по вечерам с 19-30 до 21 ч. ведутся занятия по библейской школе для взрослых.

    Контакты

    Храм Всех скорбящих Радость находится в городе Москва на улице Большая Ордынка, дом 20. У храма есть свой сайт в интернете, который можно найти по адресу ordynka_com, где содержится расписание богослужений, подробная информация и новости приходской жизни.

    Храм активно ведет и регулярно обновляет новости на собственной странице в социальных сетях:

    • www_facebook_com/ordynka/;
    • www_instagram_com/ordynka_com/;
    • vk_com/ordynkamolod.

    Также все имеющиеся вопросы можно уточнить по телефонам: 8-495-951-60-34 и 8-495-951-52-20 или написать по электронной почте на E-mail: info@ordynka_com.

    Как добраться на машине, общественном транспорте

    Храм Всех скорбящих Радость на Ордынке удобнее всего посещать, добираясь общественным транспортом московского метрополитена до станции Третьяковская, которая находится через дорогу на расстоянии менее 100 м от входа в церковную ограду. Можно доехать на автобусе 5 маршрута до одноименной остановки. Также здесь останавливается трамвай №3

    От станции метро Новокузнецкая придется идти чуть дольше, по Клементовскому переулку, около 5-7 мин. придется потратить, чтобы преодолеть расстояние не более 400 м. От станции Полянка можно проследовать пешком через Старомонетный переулок, а далее пройти по Пыжевскому или Большому Толмачевскому переулку до Большой Ордынки. Время в пути занимает около 12-13 мин.

    На личном автомобиле удобнее всего ехать с МКАДа:

    1. по шоссе Энтузиастов;
    2. далее по улице Сергия Радонежского;
    3. затем по Николоямской улице;
    4. после чего преодолеть небольшой участок улицы Яузской до пересечения с Яузским бульваром и свернуть налево;
    5. проехать по Садовнической набережной, затем по Лубочному переулку до Большой Ордынки, где необходимо повернуть влево и проследовать в прямом направлении до пункта назначения.

    Отели в окрестностях

    Рядом с храмом на улице Пятницкой дом 20 стр.2 находится небольшой уютный отель Мэрри Поппинс, где можно с комфортом разместиться в стандартном 2-местном номере по цене от 4,5 тыс. руб. В гостинице можно воспользоваться услугами камеры хранения, заказом билетов, трансфером. Гостям отеля предлагается сытный континентальный завтрак по утрам.

    Все номера имеют собственную ванную комнату с бесплатными туалетными и косметическими принадлежностями, феном, халатом и тапочками. В комнате выделен кухонный уголок с кофеваркой, мини-баром, холодильником. Есть современный телевизор с кабельными каналами, кондиционер, гладильные принадлежности.

    Можно остановиться небольшом гостевом доме Rooms 3 Penguins на Пятницкой 20, с собственным экскурсионным бюро, круглосуточной стойкой регистрации и бесплатным интернетом. Гостям предлагается общая лаундж зона с телевидением, оборудованная кухня, стиральная и ванная комната на этаже. Стоимость размещения от 2,3 тыс. руб. с человека.

    Бизнес отель экономного класса Apartment on Kuzne также находится на Пятницкой 20, б2. Номера оформлены в японском стиле, оснащены кофеваркой или электрочайником, есть необходимые кухонные принадлежности и посуда. Есть бесплатная парковка. Небольшой 2-местный номер можно снять за 2,7 тыс. руб.

    Православный храм, известный под именем «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, оставляет у большинства туристов и посетителей необыкновенно сильные впечатления своей изысканной красотой и богатством внутреннего убранства.

    Нетипичной для Руси мраморными скульптурами и отделкой, и в то же время привлекает паломников со всей страны своими чудотворными Святынями, а любителей музыки – необыкновенными церковными песнопениями синодального хора и службами с исполнением великих классических произведений.

    Видео о храме Всех скорбящих Радость

    Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке:

    Церкви Иркутска

    Церкви и храмы Иркутска — венок из православных святынь, где жители Иркутска черпают духовные силы и чистоту общения с Богом.

    Церкви и соборы Иркутска

    История Иркутского края и православия тесно переплетены на протяжении многих веков. Основы православия были принесены в северные земли казаками в 17 столетии, они наполнили нововозведенные церковные постройки принесенными с родных краев иконами, хоругвями, крестами и молитвенниками.

    Постепенно деревянные постройки сменились каменными храмами, многие из них были уничтожены или изуродованы до неузнаваемости перестройками в послереволюционный период, некоторые сохранились и до 21 столетия.

    После Великой Отечественной войны православию было возвращено только три храма, но в результате гонений люди с опаской посещали церковь:

    • Крестовоздвиженскую;
    • Знаменскую ;
    • Михайловскую.

    Массовый «взрыв» крещения среди населения приходится в период распада СССР, возникла острая нужда в церковных учреждениях, некоторые из них открывались даже на территории воинских частей.

    Михаило-Архангельская церковь

    Прихожане Михаило-Архангельского храма, основанного в 1876 году, трепетно берегут святыню, в которой на сегодняшний день хранится одна из богатейших библиотек с православными изданиями.

    Неподалеку церкви, напоминающей сельский храм, расположен родник, наполненный целебной водой. Местные жители утверждают, что он помогает тем, у кого больны почки.

    Расположенная на улице академика Образцова, дом 1 Михайловская церковь под покровительством настоятеля протоиерея Каллиника Подлосинского привлекает прихожан своей теплотой и открытостью.

    Спасская церковь

    До 21 века сохранилась Спасская обитель, первоначально возведенная в середине 17 столетия, перестроенная из деревянной в каменную в начале 18 столетия. Церковь Спаса Нерукотворного — хранительница образа Спасителя, по преданию принесенного казаками.

    Уникальными жемчужинами старинной святыни являются фрески восточного фасада:

    • «Исцеление расслабленного в купели Силоамской»;
    • «Крестный ход для водоосвящения»;
    • «Богоявление».

    Памятник истории и культуры России можно посетить по адресу: Иркутск, улица Сухэ Батора, дом 2. Возрожденный в 2007 году Спасский храм и поныне находится в стадии реставрации, при этом реставраторы стараются вернуть храмовым помещениям былую красоту и великолепие.

    Спасо-Преображенская церковь

    Заложенная в 1795 году церковь Преображения Господня не отличается помпезностью, светлые постройки в розово-белоснежных тонах с двумя куполами являются представителями архитектуры классицизма.

    Интересна история постройки этой святыни. Храмовый фундамент заложили в 1795 году при меценатстве иркутских купцов С.Игнатьева и И.Сивых, которые доверили возведение Спасо-Преображенского храма архитектору Антону Лосеву. К возведению святыни подключились мастеровые и кузнецы из Рабочедомской слободы, изготовившие все железные предметы из своего материала.

    Крестовоздвиженский, Благовещенский и Владимирские приходы выделили для нового прихода по несколько дворов. Ко дню освящения к новому приходу было подписано 800 прихожан. В середине 19 столетия здесь венчались декабристы Волконский и Трубецкой, на церковном кладбище похоронены Петр Муханов и Николай Панов.

    К 1937 году более 1,5 тысяч прихожан числились приписанными к приходу. После периода разрушений к 2000 году, когда начались богослужения в восстановленном храме, на его территории не досчитались пристроек, это была ризница и строжка.

    Богоявленский собор

    Рядом со Спасской святыней по адресу: Иркутск, улица Сухэ Батора 1А, возвышается собор Богоявления, второй старейшее здание православия в городе. В 18-19 столетиях он служил кафедральным собором Иркутской епархии.

    Построенный в стиле сибирского барокко соборный комплекс является визитной карточкой Иркутска, привлекая туристов изысканностью и уникальностью архитектуры, сказочность ей придают триста изразцов, на которых изображены цветы и сказочные существа.

    Основ из шедевров иркутской знаменитости является неповторимое изображение Страшного суда, расположенное на соборном своде. В 2013 году собору присвоен статус кафедрального.

    Входо-Иерусалимская церковь

    Храм Входа Господня в Иерусалим относится к постройкам конца 18 столетия, отличается классической архитектурой. Расположенный на улице Борцов Революции 15, он привлекает внимание своими величественными белоснежными стенами и высокими шпилями глав.

    Мало кто из горожан вспоминает о том, что в 1793 году эта церковь была построена на средства купца, на ее возведение понадобилось более 40 лет, освящение состоялось в 1835 году. С 1931 по 2000 год старейшая святыня была закрыта, и только в 2013 году была вновь освящена.

    Знаменский монастырь

    Правобережный округ Иркутска знаменит Знаменским монастырским комплексом. Он возвышается на месте впадения небольшой Ушаковки в реку Ангару по адресу: улица Ангарская, дом 14.

    Женская обитель на берегу Ангар, возведенная в конце 17 века, была свидетельницей ссылки декабристов. В то же время там проживали женщины, на которых была наложена епитимья, и преступницы, выполнявшие самую тяжелую работу.

    Ныне сюда съезжаются паломники со всего мира, чтобы помолиться в выстроенном в стиле сибирского барокко Знаменском храме.

    • В 1920 году под монастырскими стенами был расстрелян верховный правитель России, адмирал Колчак.
    • В 1948 году Знаменская церковь имела статус кафедрального собора Иркутской епархии.
    • Основная святыня женской обители — икона «Спас Вседержитель» в серебряном окладе 1791 года.

    Среди святынь находится Евангелие, изданное в 1698 году и подаренное обители царем Петром Первым в 1708 году.

    Троицкая церковь (Свято-Троицкий храм)

    Среди церквей и храмов Иркутска нельзя не выделить церковь Святой Троицы, расположенную на улице пятой Армии, дом 8. В каменной резьбе древнерусской святыни отображены элементы сибирского барокко, благодаря которым храмовые постройки имеют неповторимый вид. Ротонда на церковной территории является единственной в своем роде в Иркутске.

    Построенная в 18 столетии на болотистой местности, иркутская святыня не один раз переживала наводнения, но выстояла и даровала прихожанам исцеления через специально привезенный с горы Афон святой образ целителя Пантелеймона.

    Православные храмы в других городах:

    Во время революции целительная икона исчезла, богослужения прекратились, в святых стенах обосновался планетарий, и только в 21 столетии Троицкая святыня возвращена к жизни и служению людям.

    Харлампиевская церковь

    Будучи в Иркутске следует посетить еще одну Михайловскую или Харлампиевскую церковь, ставшую в 1904 свидетельницей венчания адмирала Колчака. Михайло-Архангельский Харлампиевский собор в 1738 году был возведен на пожертвования торговца Емельяна Югова, его нижний придел освятили в честь священномученика Харлампия.

    Верхний придел возводили казаки и освятили его во имя святого Михаила. Через полстолетия началось возведение каменного собора с колокольней, богатой утварью, иконами, украшенными золотыми и серебряными окладами.

    Не раз пострадавшая от землетрясений, пожаров жемчужина сибирского зодчества возродилась из пепла, и является центром поклонения паломников и гостей города, известная, как морской собор.

    Крестовоздвиженская церковь

    Расположенная на улице Седова,1 Церковь Воздвижения Животворящего креста видна издалека. Самобытный памятник архитектуры, выполненный в стиле сибирского барокко, славится иконостасами сложнейшими элементами каменной резьбы.

    Воздвигнутый в 1758 году, он пережил период революции, как музей религии, сохранив благодаря этому святыни и иконостасы. Уникальной отличительной особенностью сибирской святыни является наличие в архитектуре древнецейлонских орнаментов и даже колеса Сансары.

    Интересно! Святые образы, украшающие внутренние помещения, в свое время были привезены с храмов, которые попадали под закрытие в тревожное послереволюционное время. Святыней Крестовоздвиженской церкви является святой образ, 6 месяцев лежащий на нетленном теле святого Софрония Кристалевского до своего погребения.

    Спешат паломники и прихожане помолиться у чудотворной иконы Богородицы «Семистрельная». Наполниться душевной теплотой и светом помогает пребывание в садовом дворике, откуда можно часами любоваться красотой храмовых построек.

    Князе-Владимирский монастырь (Литвинцевская церковь)

    Вершину Каштаковской горы Иркутска величает мужская Владимирская обитель православия, расположенная на правобережье Ангары в предместье Рабочее. Ее видать издалека, возрожденная в праздничных тонах, белого, голубого, золотистого и других цветов святыня приковывает взгляд каждого приходящего сюда и наполняет особым благоговением перед небесной красотой.

    В 1888 году на пожертвования купца В. Литвинцева основан храм в честь крещения Руси князем Владимиром, в 1903 году в Знаменском поместье обосновали обитель, которая вскоре служила госпиталем при Красном Кресте, принимающем раненых в японской войне.

    Для освоения основ православия при монастыре открыли образцовую школу и семинарию. После закрытия в 1922 году в святых стенах расположились кавалеристы с лошадьми, потом беспризорники, и только в 1990 году в святую обитель вернулись верующие.

    Церковь Ксении Петербургской

    Небольшая храмовая постройка в честь Ксении Петербургской не поражает великолепием архитектурных жемчужин. Построенная в 1997 году на улице Советской 57 А церковь — дар Иркутску санкт-петербургского предпринимателя за удачное лечение ребенка.

    Скромный, деревянный храм напоминает терем из сказки, здесь находят душевное исцеление больные из близлежащей больницы. Святой образ блаженной Ксении покрыт отдельной крышей. Особенно впечатляет внутренняя храмовая атмосфера, наполненная благодатью и теплом.

    Николо-Иннокентьевский храм

    Никольская церковь встречает всех, приезжающих на железнодорожный вокзал Иркутска. В 1858 году она стала первой церковной постройкой на Левобережье Ангары. С 1934 по 1990 храмовые богослужения были запрещены, святыню разграбили и понемногу начали разрушать.

    Более 10 лет понадобилось прихожанам и церковным властям для восстановления Николо-Иннокентьевской святыни, которая восстановлена в стиле классицизма с изысканными и утонченными формами.

    Желтый цвет здания подчеркивает серый цоколь и белоснежный декор, вокруг храма возвышаются каменные столбы, поддерживающие чугунную ограду. В середине церковные помещения украшают новые иконы, оклады которых сияют позолотой, усиливающей в сиянии подсвечников.

    Казанская церковь

    Полюбоваться архитектурой красивейшего сибирского храма Казанской Божьей матери можно в Иркутске, по улице Баррикад 34/1. Казанскую икону Богородицы считают покровительницей иркутского края.

    Казанский великолепный храм возведен на пожертвования от купца А. Сибирякова в 1892 году в византийских традициях. Он поражает и влюбляет в себя с первого взгляда великолепием архитектуры, внутренняя роспись не уступает по красоте столичным храмовым постройкам. Голубые купола свидетельствуют о присутствии Духа Святого, а перезвон девяти колоколов слышен далеко в округе.

    Иркутская соборная мечеть

    Иркутск является многонациональным городом, население которого исповедует несколько религий. Татарско-башкирская община посещает духовный центр — Иркутскую Соборную мечеть, находящуюся по улице К. Либкнехта, дом 86.

    Джума-мечеть построена в самом начале 20 века, чему предшествовали долгие годы хождения за разрешением. Обязательным условием того времени для открытия магометанского центра нужно было наличие более 200 его прихожан.

    Братья Шафигуллины добились разрешения на возведение деревянной мечети, за основу минареты были взяты образцы татарских мечетей. Мулла Беймуратов вел первые богослужения и обучал в медресе.

    В 1901 году было приняло решение возведения каменной мечети, образцом для которой послужили культовые сооружения Поволжья, но были внесены элементы модернизма и электрики.

    Послереволюционные гонения не оставили в покое и мусульманские храмы, в зданиях которых располагались организации мотоспорта, пожар 1980 года уничтожил практически все внутренние помещения, минарет был разобран. Усилиями прихожан, жителей города и благотворительных организаций джума-мечеть на 200 человек восстановлена, минарет выстроили заново.

    Иркутск

    Ирку́тск — город в России. Административный центр Иркутской области и Иркутского района, образует Иркутский городской округ. Численность населения — 620 099 чел. (2015), шестой по величине город Сибири.

    Расположен в Восточной Сибири, на берегах Ангары при впадении в неё Иркута (отсюда название города), в 66 км к западу от Байкала. Климат резко континентальный со значительными перепадами температур. Из-за близости к сейсмически активному Байкальскому рифту регулярны слабые землетрясения.

    Содержание

    • 1 Православие в Иркутске
    • 2 Святые
    • 3 Святыни
    • 4 Монастыри
      • 4.1 Знаменский женский монастырь
    • 5 Храмы
      • 5.1 Богоявленский собор (Иркутск)
      • 5.2 Храм Казанской иконы Божией Матери (Иркутск)
      • 5.3 Крестовоздвиженская церковь (Иркутск)
      • 5.4 Спасский храм (Иркутск)
      • 5.5 Князе-Владимирская церковь (Иркутск)
      • 5.6 Спасо-Преображенский храм (Иркутск)
      • 5.7 Свято-Троицкий храм (Иркутск)
      • 5.8 Харлампиевский Михаило-Архангельский храм (Иркутск)
    • 6 Где остановиться
    • 7 Видео
    • 8 Ссылки

    Православие в Иркутске [ править ]

    Первым этапом проникновения православия в Сибирь стал поход дружины Ермака и последовавшее затем строительство первых сибирских городов. Летописец, говоря о походе Ермака в Сибирь и появлении там христианства, называл “костелами” мусульманские мечети:

    “И посла их Бог очистити место, где быти святыне, и победити бусурманского царя Кучюма, и разорити богомерзкие и нечестивые их капища и костелы. И от казаков поставишася грады и святыя Божия церкви воздвигошася и благочестие просияша. Отпаде вся бесовская служба и костелы, и требища идольская вся разорися и сокрушися и боговидение всадися. ”

    Это прямое указание летописца на главную цель похода — очищение сибирской земли от “богомерзостей”. И нет речи о расширении Руси и присоединении к ней территории соседнего государства. О “прирастании России Сибирью” будет заявлено много позже. Летописец же воспринимает деяние дружины Ермака именно как подготовку сибирской земли к приходу туда православия. Следовательно, деяния дружины Ермака необходимо воспринимать не только как подвиг воинский, но и духовный, нравственный. В летописях, описывающих этот поход, имеются слабые намеки на присутствие в войске монахов, священников, походной часовни и пр.

    Ко следующему этапу вышеназванного процесса можно отнести учреждение Сибирской епархии с размещением архиерейской кафедры в Тобольске и назначение на нее (8 сентября 1620 г.) первого архиепископа — Киприана (Старорусенина). Этому предшествовало открытие во вновь основанных сибирских городах православных храмов и монастырей при их подчинении в разное время епископам Казанской, Ростовской или Вологодской епархий. Иркутская епархия: создание, миссионерство и рост территории

    В Восточной Сибири первая церковь была воздвигнута в 30-е г. XVII в. в Якутске. В последующие десятилетия церкви строятся в Верхоленске, Киренске, Илимске, Братске, Нерчинске, Албазине и др. В Иркутске, будущем центре епархии, первую церковь (Спасскую) построили в начале 70-х гг. XVII в. Вскоре была построена церковь Богоявления. В начале XVIII в. в городе насчитывалось уже 7 православных храмов, всего на территории будущей епархии было около 40 церквей. Во второй половине XVII в. в Восточной Сибири основываются первые монастыри. В 1662 г. под руководством старца Иосифа началось строительство самого первого из них – Якутского Спасского. Через год началось строительство Киренского Троицкого монастыря. В 1672 г. недалеко от Иркутска старец Герасим основал крупнейший впоследствии в Восточной Сибири Иркутский Вознесенский монастырь. В 1693 году началось строительство единственного женского монастыря на территории Восточной Сибири – Иркутского Знаменского.

    Святые [ править ]

    Сибирские святители:

    • Святой равноапостольный Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки
    • Святитель Иннокентий, первый Сибирский епископ
    • Святитель Софроний, епископ Иркутский, Всея Сибири Чудотворец
    • Святитель Мелетий (Леонтович), Архиепископ Харьковский
    • Святитель Мелетий (Якимов), епископ Рязанский

    Преподобные:

    • Синесий (Иванов)

    Сибирские подвижники благочестия:

    • схимонах старец Герасим, Иркутский Чудотворец
    • иеросхимонах Гермоген, основатель Киренского Троицкого монастыря
    • схимонах Феодор Иркутский

    Церкви и соборы в Иркутске

    История Иркутска и православие неразрывно связаны. Первые отряды казаков, в 17 веке пришедшие в край, несли православные святыни с собой: иконы, хоругви, на груди крестики, молитвенники. И сразу же строили часовни, позднее храмы, сначала деревянные, затем каменные. Сегодня в Иркутске насчитывается более 40 приходов, храмов и часовен.

    После революции все храмы были конфискованы: многие были разрушены или перестроены до неузнаваемости – в них разместились рабочие общежития, клубы, музеи; в других некоторое время позволялось служить. В трудные для страны годы Великой Отечественной войны для восстановления народного духа советская власть возвратила некоторые храмы в Иркутске: Крестовоздвиженский — в 1943 году, Михаило-Архангельский – в 1944 году, Знаменский – 1945 год. После гонения на церковь вновь продолжились.

    В 90-е годы люди в массовом порядке начали креститься. Пожертвования верующих шли на восстановление, постройку новых церквей; стали открываться часовни, храмы в больницах, воинских казармах.

    Собор Богоявления в Иркутске

    Собор во имя Богоявления Господня — православный храм, являющийся вторым старейшим каменным зданием Иркутска, а также объектом культурного наследия РФ. Собор расположен в историческом центре города на пересечении улиц Сухэ-Батора и Нижней набережной Ангары.

    Иркутский Богоявленский собор со времени своего основания в 1693 г. играл важную роль в духовной жизни города. Построенный у стен острога — в самом сердце города — он на протяжении XVIII-XIX веков был кафедральным, т.е. главным храмом местной епархии. В его стенах отмечались все наиболее важные церковные и исторические события края.

    Харлампиевская церковь в Иркутске

    Харлампиевская церковь — особое место на карте Иркутска. Не только потому, что долгое время она была самой большой в городе: именно здесь традиционно получали благословение моряки, уходящие в плаванье. Еще в позапрошлом веке прихожане храма, представители крупнейших торговых династий Иркутска, организовывали и финансировали проведение морских исследовательских экспедиций на Камчатку, Курильские и Алеутские острова. Прихожанином Харлампиевской церкви был великий русский мореплаватель Григорий Шелихов, а океанограф, полярный исследователь и впоследствии верховный правитель России Александр Колчак сочетался здесь браком.

    Морская тема прослеживается в архитектурном решении храма: белоснежные стены, летящий силуэт, общий абрис сооружения, напоминающий корабль. Барочные украшения и рамочные наличники, декорированные ориентальным узором, придают строению своеобразие и изысканность.

    Троицкая церковь в Иркутске

    Свято-Троицкий храм является примером сибирского барокко» в Иркутске. Стиль барокко, родившись в европейских странах в XVII веке, отличался чрезвычайно эффектным и эмоционально впечатляющим оформлением. В Россию он пришел в конце XVII столетия. Но в Сибири подвергся влиянию культуры коренных жителей региона.

    От других архитектурных памятников своего времени Троицкий храм отличается необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания прослеживается связь с деревянными ярусными храмами с широким восьмериком, получившим распространение на территории Иркутской области в середине XVIII века. С момента своего строительства храм не подвергался существенным перестройкам, это редкий случай для архитектурного памятника Иркутска.

    Польский костел в Иркутске

    В историческом месте Иркутска, там, где расположились Спасская церковь и Богоявленский собор, был построен Польский костел, одно из красивейших зданий города. Конечно, нет ничего удивительного в том, что Иркутск, в котором имелось большое количество церковных храмов практически всех конфессий, приютил у себя римско-католический храм. Уже в 1815 году в губернии и самом Иркутске насчитывалось 238 католиков, а в 1820 году был учрежден самостоятельный Иркутский римско-католический приют.

    Современники отмечали великолепное внутреннее убранство храма, ажурные арки, кафедру резного дерева, лакированные лавки, прекрасный звук фисгармонии, выписанной из Америки в 1896 году. Высокая готическая башня над зданием костела, длинный каменный забор с металлическими решетками с одной стороны и каменное основание с ажурными чугунными решетками с другой создавали своего рода проспект, который вел к двум самым старым культовым постройкам Иркутска — Спасской церкви и Богоявленскому собору. В 1978 году в нем установили великолепный орган, и в настоящее время он используется как концертный зал органной музыки.

    Иркутская Синагога

    Говоря о еврейской синагоге и истории ее создания, нельзя не коснуться истории еврейской общины в Иркутске. Эпоха зарождения этой общины и ее первоначального развития относится к 60-80-м годам XIX столетия и связана с именем купца Якова Савельевича Домбровского, которому в 1859 г. было разрешено поселиться в Иркутске. Вскоре по приезде в город он нашел дом специально под молельню, и все евреи стали собираться здесь, т.к. постоянной молельни тогда не было.

    Здание первой синагоги в Иркутске было заложено в 1878 году. Строилась она на деньги, пожертвованные будущими прихожанами синагоги и евреями. Синагога представляла собой Т-образное строение. К огромному сожалению, здание просуществовало совсем немного. Успели провести всего одну службу – молебен благодарности Александру II, после чего здесь случился огромный пожар, уничтоживший Иркутскую синагогу в 1882 году. К концу этого же года ее удалось восстановить на пожертвования.

    Спасская церковь в Иркутске

    Спасский храм – это сердце Иркутска, его первая святыня и первый памятник. Этот храм выдержал на своем веку многое: пожары, землетрясения, долгие годы забвения и разрухи. Спасская церковь была заложена в 1706 году. Из старой деревянной в новую церковь переносят хоругвь с образом Спаса. С ней, по преданию, пришёл отряд казаков ставить иркутский острог. Перенесли сюда и царский подарок – икону в дорогой ризе, пожалованную Петром I.

    Двухъярусное здание Спасской церкви с высоким кубообразным бесстолпным четвериком, с примыкающими к нему на одном уровне трапезной и апсидой восходит к типу раннего посадского храма. Увенчанную золотым шпилем колокольню пристроили в 1758-1762 годах. На месте колокольни прежде была паперть; от неё отходила в обе стороны галерея-гульбище, опоясывающая здание на уровне второго яруса. Теперь порталы второго этажа “висят” в воздухе. В начале XIX века Спасская церковь была расписана, причём не только внутри, но и снаружи.

    Владимирская церковь в Иркутске

    Владимирская церковь по своей архитектуре стоит несколько особняком в ряду произведений сибирского барокко. Прежде всего, она выделяется необычной объемной композицией с монументальным пятиглавым храмом, напоминающем зодчество древней Руси. Четырехсветный храм завершался двухъярусным малым восьмериком под восьмилотковым покрытием и более мелкими восьмериками над углами четверика.

    В декоре отразилось влияние местных художественных традиций. В фасадной композиции преобладают вертикальные членения, что значительно отличает пластику данной постройки от убранства других храмов сибирского барокко. На углах храма и трапезной лопатки заполнены исконно сибирскими заглубленными рельефными панно крестообразной и прямоугольной формы.

    Знаменский монастырь в Иркутске

    Иркутский во имя Знамения Пресвятой Богородицы женский монастырь начал строиться по грамоте, данной в 1689 г. митрополитом Сибирским и Тобольском Павлом, в одной версте от Иркутского острога на правом берегу р. Ангары. Главным строителем — оpганизатоpом и pаспоpядителем всех строительных работ — был иркутский житель Влас Сидоpов. К 1693 г. его стараниями была построена первая деревянная церковь, которая была не только монастырской, но и приходской.

    Знаменский монастырь был мощным очагом духовной культуры. В своем внутреннем управлении он следовал уставу, принятому в общежительных российских монастырях, по которому главная забота настоятельницы была «в сестрах своих укрепить веpу в Бога, согреть сердце их любовию к Богу и ближнему и укpепить их в подвигах иноческого жития». Постоянно при монастыре проживало несколько так называемых «эпитимийцев», т.е. отлученных по разным причинам от Церкви женщин. Они назначались на самые трудные монастырские работы и всегда имели перед собой пример высокого нравственного поведения монахинь, что давало им возможность встать на путь духовного совершенствования, очищения от грехов.

    Иркутская соборная мечеть

    Мечеть в Иркутске появилась в 1897 году по инициативе братьев Заидуиллы и Шайхуллы Шафигуллиных. Из своего имущества они пожертвовали под строительство мечети городскую усадьбу и постройки на Саломатовской (сейчас улице К.Либкнехта). Летом этого же года мечеть была открыта, и с минарета впервые в Иркутске муэдзин прочитал Азан, призывая мусульман к молитве.

    Но небольшое деревянное здание не могло удовлетворить нужды мусульман Иркутска. Поэтому сразу же начался добровольный сбор пожертвований и средств на строительство большого каменного здания. К 1905 году строительство нового здания мечети было окончено, и Иркутск украсился выразительной архитектурной постройкой с высоко возвышающимся минаретом. По оценкам восхищенных путешественников и к гордости иркутских мусульман, иркутская мечеть признавалась одной из лучших в России.

    Церковь во имя иконы Казанской божьей матери в Иркутске

    Объемно-пространственная композиция постройки резко отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города. Объем церкви, в целом компактный, расчленен на ряд соподчиненных объемов, сгруппированных вокруг центрального столпа. Ядро храма завершается двенадцатигранным барабаном с граненным куполом. Более низкие приделы, апсиду и колокольню венчают одинаковые по форме восьмигранные барабаны в форме беседок под куполами.

    В Казанской церкви в привычную логику построения культового сооружения привнесены новые мотивы, усложняющие прочтение функционального назначения частей. Еще большее усложнение объемной композиции придает расположение по диагоналям ядра дополнительных башенок, завершенных шатрами. Декор фасадов обилен и выполнен в сложных формах “стилевой” архитектуры конца XIX в. Казанская церковь является вертикальной доминантой среди окружающей ее малоэтажной застройки и поэтому сохранила свое значение в планировке города, зрительно связывая отдельные его районы.

    Покровская церковь в Иркутске

    Покровская церковь в Иркутске была перестроена из каменного жилого дома. Здание для храма подарил местный купец и помещик Е. Лычагов. Дом был почти полностью переоборудован: с восточной стороны была пристроена апсида, с западной появилась ярусная колокольня и паперть. Главный придел был освящен в середине 19 века в честь Покрова Божией Матери, а небольшой придел под колокольней – во имя святого мученика Ермолая.

    Интересно, что Покровская церковь построена частично из кирпича и частично из дерева. Деревянные элементы сохранились в стенах паперти и возле апсиды святого Ермолая. Они заштукатурены и побелены под камень, поэтому отличить их практически невозможно. Сам храм в целом выдержан в стиле провинциального классицизма с декоративными элементами барокко. Сегодня церковь находится в разрушенном состоянии.

    Спасо-Преображенская церковь в Иркутске

    Строительство Спасо-Преображенской церкви началось в конце XVIII века. Возведение осуществлялось на средства сибирских торговцев Стефана Игнатьева и Ивана Сухих. Освящение нового храма состоялось в 1811 г. В середине XIX века вокруг храмового комплекса возвели ограду из камня с чугунными решетками. Также старую деревянную крышу заменили на металлическую.

    В течение десятилетия с 1845 г. церковные помещения стали местом жительства для семей декабристов С. Г. Волконского и С. П. Трубецкого. В Спасо-Преображенском храме венчались дочери Волконского и Кюхельбекера. В нем проводили отпевание П. Муханова и Н. Панова.

    Князе-Владимирская церковь в Иркутске

    Этот православный мужской монастырь является архитектурным памятником местного значения. Основали храм в 1888 году, поводом явился 900-летняя годовщина крещения Руси князем Владимиром. Строительство велось на деньги купца Литвинцева. Народ называл церковь «белой» или в честь благодетеля-мецената «литвинцевской».

    За годы Русско-японской войны (1904-1905) в храме базировался госпиталь Красного креста. При монастыре организовали после мужскую благодельню, церковно-учительскую семинарию и школу (опять же мужскую). Обитель продержалась до 1922, а после упразднилась, после чего территорию монастыря заняли кавалерийский полк НКВД, детдом и лаборатория геологического управления. Лишь в конце 90-х прошлого века строения монастыря передали в ведомство Иркутской епархии, что позволило возродить обитель.

    Крестовоздвиженская церковь в Иркутске

    К середине XVIII Иркутск стал настолько богатым городом, что по праву оспаривал у Тобольска звание сибирской столицы. В городе даже возникла местная архитектурная школа, разрабатывавшая одно из направлений сибирского барокко. А венцом, непревзойденным шедевром сибирского барокко стала иркутская Крестовоздвиженская церковь. Городская летопись относит начало строительства здания к маю 1747 года.

    Удачное размещение храма на возвышении, у пересечения главных улиц города, обеспечивает цельное восприятие памятника среди сохранившейся деревянной застройки. Даже сейчас церковь остается одной из главных доминант центра города. Объемная композиция отличается оригинальным решением с размещением двух приделов в широкой трапезной. В наружных формах это отразилось в живописной компоновке венчающих восьмериков приделов, носящих подчиненный характер по отношению к главному храму.

    Входо-Иерусалимская церковь в Иркутске

    Храм был заложен 11 сентября 1793 года. Строительство его закончилось в 1795 году. Это была небольшая каменная церковь во имя Входа Господня в Иерусалим. К середине XIX века церковь значительно обветшала и частично была разрушена землетрясением.

    В настоящее время церковь представляет собой одноэтажную постройку, перекрытую общей для всех объемов кровлей. Утрата венчающих частей храма и колокольни изменили ее облик до неузнаваемости. Первоначальная объемно-пространственная композиция была очень выразительна благодаря контрастному сочетанию массивного храма, увенчанного восьми лотковым куполом, и стройной ярусной колокольни. Построение церкви и ее отдельных частей было необычно для культовой архитектуры Иркутска и явилось отголоском общерусского развития классицизма.

    Подробности triplex Обновлено: 17 июня 2020 Просмотров: 4221

    Православные храмы, соборы и церкви в Иркутске

    Первый православный храм на территории Иркутской области был построен казаками еще в 1672 году. На сегодняшний день здесь насчитывается огромное количество церквей и соборов, сооруженных как в наши дни, так и столетия назад.

    1. Церковь св. мученицы Царицы Александры
    2. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
    3. Собор Богоявления Господня
    4. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
    5. Церковь Входа Господня в Иерусалим
    6. Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
    7. Церковь св. Григория, Епископа Неокесарийского
    8. Церковь св. Иннокентия, Епископа Иркутского
    9. Церковь Казанской иконы Божией Матери
    10. Кафедральный собор Казанской иконы Божьей Матери
    11. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
    12. Церковь Пресвятой Троицы
    13. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

    Церковь св. мученицы Царицы Александры

    Один из самых больших утраченных храмов на территории Иркутска. Церковь находилась между улицами Сарайной, Блинной и Иерусалимской. В 1934 году храм закрыт советскими властями. Здание церкви использовалось как складское помещение, позже – стало частью завода по ремонту шин.

    В 1961 году постройка была разрушена. В 2011 в ходе строительных работ на месте разрушенной церкви был обнаружен фундамент из массивных каменных блоков. Небольшая его часть вывезена, больше половины находится в земле под частными гаражными постройками.

    Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

    Первая каменная церковь на территории Иркутска возведена в 1758 году благодаря денежным пожертвованиям И. Бичевина. Храм пострадал в результате большого пожара 1879 года. Церковь была реставрирована средствами местных меценатов.

    Храм полностью разобран в 1931 году. На сегодняшний день территория, где когда-то находилась церковь, застроена жилыми домами.

    Собор Богоявления Господня

    Православная церковь, расположенная в исторической части Иркутска. Храм возведен в 1693 году. Здание уничтожено пожаром 1716. На месте святыни началось воздвижение нового храма, которое продолжалось около 30 лет.

    После революции в октябре прошлого столетия проведение богослужений в стенах храма было запрещено. Здание использовалось для нужд хлебного завода.

    В 1985 завершена реставрация, начавшаяся в 1967. Храм передан под руководство Краеведческого музея. В начале 90-х в храме возобновилось проведение богослужений православной церкви.

    Церковь Владимирской иконы Божией Матери

    Одна из старейших церквей, расположенных в Иркутске. Храм находится в историческом центре, т. е. в окрестностях правобережного округа.

    Строительство началось в 1775 году за счет пожертвований местного купца. В 1934 церковь была переименована в собор, с 1938 – богослужения там были запрещены. Здание использовалось для бытовых нужд, утратив свой первозданный облик.

    В конце 90-х храм возвращен православной епархии. В стенах здания размещена гимназия для женщин.

    Церковь Входа Господня в Иерусалим

    Иркутск славится своими старинными храмами. Эта церковь – не исключение. Строительство началось в 1793 году на пожертвования городского купца. Возведение завершилось в 1830, в 1835 храм был освящен.

    Служения проводились до начала 1931 года, когда храм был закрыт. Здание передано училищу культуры. В начале 21-го века (2000) постройка снова возвращается православной церкви. Восстановительные работы продолжались более 10 лет. В 2013 году церковь была освящена, поэтому богослужения здесь официально возобновились.

    Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

    Церковь является одним из самых ярких творений барокко сибирского типа. В 1717 около Крестовой горы была сооружена первая двухэтажная церковь из дерева. Через 30 лет (1747) решено заменить деревянное здание каменным, в мае заложено фундамент храма.

    Церковь известна благодаря яркому оформлению внешнего фасада. Узоры, состоящие из простых геометрических фигур, создают целую картину растительного орнамента. Храм – единственная религиозная постройка, сохранившая свой первоначальный вид с 18 века до наших дней на территории всей Сибири.

    Церковь св. Григория, Епископа Неокесарийского

    Заложена в 1802 году при Троицком храме архитектором А. Лосевым. Церковь является первым храмом на территории города, построенным в стиле классицизма. Сооружение (единственное в Иркутске) имеет в основе общей композиции ротонду – круг. Если посмотреть на церковь сверху, здание представляется в виде креста с кругом в центре.

    Во времена советской власти храм использовался как складское помещение. В начале 21 века церковь возобновила проведение богослужений после реставрационных работ.

    Церковь св. Иннокентия, Епископа Иркутского

    История храма начинается с 1870 года, когда около склонов Военной горы была сооружена церковь из дерева, названная на честь покровителя Дальнего Востока и всей Сибири. В 1896 принимается решение о реконструкции храма с заменой дерева на камень.

    Освещение церкви состоялось в 1898 году. Богослужения проводились до 1931, когда здание передано госсовету. Реставрация церкви началась в 1995. Через 3 года (ко дню 100-летия) храм возобновил свою работу.

    Церковь Казанской иконы Божией Матери

    Закладка церкви проведена летом 1885. Полгода собирались пожертвования для ее строительства, которое началось весной. В апреле 1892 состоялось освещение храма и первое торжественное богослужение.

    В первой половине 20 века службы в храме были запрещены. С 1975 охраняется государством как часть культурного наследия в соответствии с указом №68. Полноценную работу храм возобновил во время независимости государства.

    Кафедральный собор Казанской иконы Божьей Матери

    Один из храмов с самой короткой историей. Заложение церкви проведено весной 1875 года. Освящение и официальное открытие состоялось в начале 1894.

    Более 30 лет церковь выполняла функцию главного кафедрального собора. Храм прекратил свое существование летом 1932 (здание было подорвано).

    Церковь Успения Пресвятой Богородицы

    Относится к списку ныне утраченных храмов. Церковь располагалась в центре города на площади Успенской.

    Строительство храма началось весной 1835 года на деньги местного купца Медведникова. Богослужения проводились до 1930 года, когда здание церкви было закрыто, а затем подорвано.

    Церковь Пресвятой Троицы

    Точная дата возведения храма неизвестна. Заложение осуществлялось в период с 1754 по 1759, после чего началось строительство. Осенью 1778 церковь была освящена и начала свою работу. В начале 19 века (1802) во дворе церкви заложено храм Святого Григория Неокесарийского.

    В 20 веке церковь временно прекратила свою работу. Сначала ее помещение использовалось для складских нужд, а с 1949 в стенах святыни функционировал планетарий. Возобновление религиозных служб было после реставрации в годы независимости.

    Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

    Один из утраченных храмов, располагавшихся на территории Иркутска. В 1706 году было возведено деревянную церковь. В середине 18 века (1754) на месте деревянной постройки сооружено каменную.

    Храм работал до 1779, когда пострадал в результате пожара. Церковь, благодаря реконструкции, функционировала до начала 1932 года. Через несколько месяцев по решению партийной власти храм был снесен.

    Православная епархия Иркутска имеет в своем владении большое количество церквей, соборов, представляющих историческую ценность. К сожалению, некоторые храмы полностью стерты с лица Земли или реставрированы в наше время из-за пагубного влияния времени, а также длительного использования не по назначению.

    Достопримечательности г. Иркутска. Самые старые православные церкви

    В России огромное количество городов, которые славятся своей многовековой историей. Здесь и по сей день стараются сохранить старинные постройки, архитектуру, музеи, театры и др. Одним из таких городов является Иркутск. Многие приезжают сюда только для того, чтобы потом отправиться на знаменитое о. Байкал, используя его только как перевалочную базу…

    Иркутск это один из старинных городов в Сибири. Его история началась еще в 1661 году, с того самого дня, когда Яков Похабов на берегу Ангары поставил острог.

    Вообще, Иркутск сам по себе не является туристическим. По большому счету, люди сюда приезжают только для того, чтобы потом отправиться на озеро Байкал.

    На самом же деле, город включен в число исторических мест, где до сих пор сохранены старинные планировки и постройки. Здесь насчитывается более 600 памятников истории и культуры и больше 100 из них федерального значения. В Иркутске много достопримечательностей, коими являются также и самые старинные церкви, соборы и храмы. Каждый из них проживал свою жизнь, у каждого своя история.

    Помимо старейших храмов в городе существует множество и других, каждый из которых имеет свою историю возникновения. Один из таих мы не смогли обойти стороной и выделили в отдельную заметку — Церковь Рождества Христова.

    1. Храм Спаса Нерукотворного Образа

    Адрес: г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 2

    Основана в 1672 году. Также как и многие другие церкви, первые постройки были деревянными, которые, конечно, не сохранились до наших дней – сгорели на пожаре 1716 года.

    Только к 1706 г. была возведена каменная церковь, а уже много позже здесь появились колокольня и шпиль. Это единственная церковь в Сибири, у которой на стенах есть росписи. Уникальны они тем, что находились не только на внутренней части, но и на внешней. Впоследствии внешние росписи восстановили, а вот внутренние сохранить не удалось.

    В советское время церковь была закрыта для прихожан. Сначала здесь разместили сапожную мастерскую, затем вообще стали размещать рабочих, которые приезжали на строительство. Таким образом, он пришел в полный упадок к 1960 г.

    В документах Наркомата просвещения здание церкви числилось как исторический памятник, благодаря чему она спустя 40 лет получила статус памятника архитектуры.

    Спасская Церковь является единственным сооружением, которая сохранилась на месте утраченного Иркутского Кремля, которое является одним из самых старых зданий на Дальнем Востоке и Восточной Сибири.

    2. Знаменский монастырь

    Адрес: г. Иркутск, ул. Ангарская, 14

    Женский православный монастырь, который расположен на правом берегу Ангары, как раз в месте впадения в нее небольшой реки Ушаковки.

    Знаменская церковь была основана в 1689 году. Изначально она была деревянной, но впоследствии пришла в негодность, стала ветхой, поэтому было решено отстроить новое здание, только теперь из камня. Строительство продолжалось 13 лет (1769-1782 гг.)

    В то время игуменьей Знаменского монастыря была Ираида Павлуцкая, которая многое сделала для монастыря, она собрала монахинь и расширила храм. Умерла она в 1782 году.

    Впоследствии на ее место встала купеческая дочь Илария, с помощью которой монастырь был значительно обустроен и обогащен (не без участия своих братьев Басниных).

    С приходом Советской власти в Иркутск, монастырь был закрыт, а в его помещениях были размещены отделы гидроавиаторов. Спустя некоторое время в здании церкви появились авиаремонтные мастерские и гаражи.

    Когда началась Великая Отечественная Война все летчики и самолеты были отправлены на фронт. Таким образом, база гидросамолетов прекратила свое существование, после чего Знаменскую церковь снова отдали Иркутской епархии и вернули ей статус кафедрального собора.

    Далее уже в 1960 году Знаменский монастырь получил статус памятников архитектуры федерального значения и поставлен на гос. охрану. Здесь снова покоятся мощи Иннокентия Кульчицкого.

    Иван Кульчицкий (годы жизни 1680 – 1731 г.г.) в течение 4 лет до самой своей смерти управлял Иркутской и Нерчинской епархией. Народное почитание его останков началось в конце 18 века, так была обнаружена их нетленность. Насчитывалось более ста случаев о чудотворной помощи, поэтому решено было огласить как совершенно святые мощи. Таким образом, мощи святителя были открыты в 1805 году. Позднее они были вскрыты и вывезены из храма безбожниками, а затем найдены в одном из помещений ярославской церкви Николы Надеина, и уже с этого самого времени их вернули в Знаменский монастырь, где они хранятся по сей день.

    Лично для меня было открытием то, что на территории монастыря расположен некрополь. Здесь похоронены такие знаменитые люди как княгиня Трубецкая и дети Трубецких: Владимир, Никита, София. Г. Шелихов, Н. Панов, а также в 2015 году здесь был погребен писатель В.Г. Распутин. На территории монастыря были утеряны могилы декабристов Бечасного В.А. и Муханова П.А. в результате попустительства прежнего владельца.

    Еще одной особенностью монастыря является тот факт, что в 1920 году недалеко от монастыря был расстрелян адмирал А.В. Колчак, а его тело сброшено в прорубь. Поэтому на месте расстрела ему был установлен памятник – в 2004 году, это было приурочено к 130-летию со дня его рождения.

    3. Кафедральный собор во имя Богоявления Господня

    Адрес: г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 1А

    Он находится в историческом центре города там , где пересекаются две улицы Сухэ — Батора и Нижняя набережная Ангары .

    История его возникновения начинается еще с 1693 года , тогда он был деревянным и носил название Петропавловская церковь .

    Но , к огромному сожалению , разбушевавшийся пожар 1716 года уничтожил тогда все ее постройки .

    Спустя некоторое время , церковь решено было восстановить только уже не в деревянном виде , а из кирпичей . Таким образом , она была построена заново только в 1746 году на пожертвования прихожан , а также людей , которые приезжали погостить в город . Восстановление длилось с 1718 г . по 1746 г .

    Здесь появились дополнительные постройки : каменная ограда вокруг , три придела , вторая соборная колокольня , Архиерейское подворье , появилось здание для духовного училища , а также библиотека .

    В советское время доступ в церковь был ограничен для верующих . Его здание было отдано под кондитерский цех хлебозавода , где он постоянно видоизменялся под заводские нужды . Одно из зданий собора даже было разделено на несколько этажей , где устроили общежитие .

    Богоявленский собор даже попал под снос в 1960 году , но Галина Орланская ( архитектор из Москвы ), приехавшая с документами для того , чтобы снести его , вместо этого начала восстановление собора после всех его изменений. Как раз в это время храм получил статус памятника архитектуры .

    Вообще , в ходе своего становления , данный храм не один раз подвергался катаклизмам природы — несколько землетрясений, пожары , после которых вновь и вновь приходилось его приводить в первоначальный вид .

    4. Крестовоздвиженский храм

    Адрес: г. Иркутск, ул. Седова, 1

    Эта церковь была построена на горе Крестовой в 1717-1719 г.г. Этот храм является также одним из старейших храмов города Иркутска, который изначально был построен на окраине города, но со временем он оказался в центре города на пересечение нескольких улиц в исторической его части.

    Как и все церкви г. Иркутска, Крестовоздвиженский храм тоже начал свою историю с деревянных построек в два этажа. Затем вместо деревянной стали возводить каменную церковь. С самого начала решили, что церковь должна быть красивой, украшенной, торжественной. Поэтому был выбран стиль барокко, так как именно он более всего подходил к данному пожеланию.

    Поэтому церковь славится неповторимыми и необычными орнаментами на стенах, сложными узорами.

    В честь венчания Геннадия Невельского в 1851 году, здесь на одной из стен храма была установлена мемориальная доска.

    В 1887 году храм был включен в Свод памятников отечественной старины.

    5. Харлампиевский Михайло-Архангельский храм

    Адрес: г. Иркутск, ул. 5-й Армии, 59

    Также как и все первые старинные церкви, изначально она была деревянной (1738 г.). Но спустя, некоторое время (1777 г.), вместо деревянных построек начали возводить каменные. Ремонтировалась и украшалась церковь за счет своих прихожан и благодаря многим известным людям, которые жертвовали большие средства.

    В народе Харлампиевский храм часто называли «морским». Дали ему такое прозвище за то, что в нем благословляли моряков в дальние плавания, экспедиции для освоения Сибири. В этом храме проходило венчание А.В. Колчака и его будущей супруги С.Ф. Омировой.

    Он неоднократно страдал от разрушительных землетрясений, в пожаре 1879 года также были повреждены верхние этажи. И вновь и вновь прихожане восстанавливали его, придавая былое великолепие.

    6. Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим

    Адрес: г. Иркутск, ул. Борцов Революции, 15

    Строительство первого здания церкви началось в 1793 году, и было окончено в 1795 году. Она была построена на деньги М. Сибирякова на Входо-Иерусалимском кладбище. Примерно в середине 19 в. храм пострадал в землетрясении, а также он сильно обветшал. По этой причине на его месте был возведен новый, который поставили на самой высокой точки города, откуда были видны все монастыри и храмы.

    В связи с тем, что конструкции церкви были значительно повреждены, работы по ее восстановлению длились очень долго — целых 15 лет (1820-1835 г.г.). Церковь имела три придела.

    В советское время здание храма было разделено на три этажа. Здесь располагалась лыжная база, милицейский склад, общежитие. Кладбище, в итоге было закрыто, а на его месте был построен центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО), многие исторические надгробия были разрушены.

    В 2003 году храм передали, Иркутской епархии и именно с этого момента началось, ее восстановления. Также храм был поставлен на государственную охрану, как памятник истории и культуры в г. Иркутске.

    7. Церковь Преображения Господня (Спасо-Преображенская)

    Адрес: г. Иркутск, пер. Волконского, 1

    Несмотря на то , что церковь является одной из старейших в г . Иркутске , строительство ее началось все же не с деревянных построек . Каменное здание церкви заложили в 1795 году на средства , которые были пожертвованы иркутскими купцами : С . Игнатьевым и И . Сухих .

    Вообще , доподлинно неизвестно как проходило строительство храма . Зато точно можно сказать , что посещали его многие известные люди , например , такие как генерал — губернатор Сибири Михаил Михайлович Сперанский . Многие декабристы ,

    которые были сосланы в Сибирь и находились на поселении в Иркутске . Например , в храме проживали со своими семьями С . Г . Волконский и С . П . Трубецкой . Здесь венчалась дочь Волконских Елена и дочь М . Кюхельбекера . Также в храме отпевали таких декабристов как П . А Муханова и Н . А . Панова .

    В советское время храм был переоборудован в книгохранилище и архив , и только в 2000 году здесь вновь стали проводиться богослужения .

    Заключение

    Мы прочитали большое количество отзывов о том, что весь город можно осмотреть буквально за один день и больше здесь делать нечего.

    Так вот, при создании статьи, мы потратили практически весь день, чтобы объехать и сфотографировать каждую из церквей, посмотреть на них своими глазами (честно говоря, некоторые храмы, живя в Иркутске уже много лет, мы даже не видели или просто не обращали на них внимания…).

    Это говорит о том, что за один-два дня город узнать невозможно.

    Поэтому, используя город, как перевалочный пункт перед поездкой на о. Байкал, постарайтесь посетить хотя бы некоторые достопримечательности.

    От нас же всем отличного настроения и приятных и интересных путешествий!

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: