Смольный собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Смольный собор в Петербурге– история, адрес, как добраться

Соборы и Храмы

Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.

Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства

Описание собора, наружное убранство

Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.

Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:

  • автор проекта – Бартоломео Франческо Растрелли (Зимний дворец, Екатерининский дворец)
  • архитектурный стиль – барокко
  • дата основания – 1748 год
  • завершающие отделочные работы – 1835 год
  • высота собора – без малого 94 метра
  • количество куполов — пять
  • вместимость – около 6000 человек

Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.

История создания

До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.

Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.

В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.

Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.

Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.

Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние

Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:

  • очистили подвалы храма от воды
  • заменили поврежденную кирпичную кладку и кровлю
  • купол покрыли цинковым железом и окрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами
  • в стенах проложили трубы печей
  • колонны облицевали белым искусственным мрамором
  • установили мраморные ступени и площадки для алтарей
  • на фасаде установили скульптурные украшения, выполненные по рисункам самого Растрелли

Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году

Колокольня и звонница

Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.

Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.

Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности

В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.

На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.

Благоустройство территории монастыря

Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.

Читайте также:
Московская Казанская церковь в Коломенском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.

Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко

Колоннада

Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.

Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.

Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.

После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:

  • проложили дорожки, устланные дерном
  • подсыпали плодородную землю, на которую высадили деревья
  • установили деревянную изгородь

За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.

Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.

Вход в сад свободный, посетить его может любой желающий

Внутреннее убранство и святыни собора

Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:

  • выполнена облицовка белоснежным искусственным мрамором
  • множественный лепной декор оформлен в виде ангельских ликов, цветочных гирлянд, пальмовых и оливковых ветвей, морских раковин
  • установлены три иконостаса
  • церковная кафедра обрамлена изысканной резьбой
  • ограждение перед алтарями – балюстрада, изготовлено из граненого хрусталя

Смольный собор: воскресение литургической жизни

25 января 2015 г. в Смольном соборе Санкт-Петербурга по традиции пройдет студенческий праздник, посвященный памяти святой Татьяны. Божественную литургию возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении архиепископа Петергофского Амвросия, благочинного храмов высших учебных заведений протоиерея Петра Мухина и сонма духовенства. Ожидается, что за службой будут молиться и причащаться сотни студентов, которые получат в подарок книги о Православии. Будут награждены почетными грамотами и знаками студенты и преподаватели, преуспевшие в просветительской деятельности. Накануне этого события мы публикуем материал диакона Владимира Василика, посвященный непростой судьбе Смольного собора.

Два собора, создающие образ Санкт-Петербурга, его «небесную линию», посвящены Светлому Воскресению Христову. Это храм Спаса-на-Крови и Смольный Собор. Но если Спас-на-Крови, построенный на месте трагической гибели императора Александра II, говорит о Воскресении в связи с Голгофой и Крестом, то нарядный, праздничный вид белоснежного Смольного собора говорит о Пасхе как о «праздников Празднике» и «Торжестве торжеств». И это не случайно, ибо он отражает дух русского зодчества конца ΧVII — первой половины XVIII в. — русского барокко. Западноевропейское барокко построено на контрасте света и мрака, на воландовском парадоксе: «Что вы будете делать с вашим светом, если не будет тьмы?» Напротив, русское барокко вырастало из единства русской православной жизни, из радостного ощущения богозданного мира: «Слава Ти, Господи, сотворившему вся!»

Скептик скажет: какое русское барокко? Итальянский по своему происхождению стиль, к тому же, архитектором Смольного собора был итальянец Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771), флорентийский дворянин. Отвечу: в России у нас даже итальянцы становятся русскими. Но Россия — не плавильный котел, а скорее, животворная почва, которая перерабатывает любые элементы и произращает удивительные цветы. Бартоломео Расстрелли, живя в России, сообразовывался с русской природой, русской культурой, русской душой. Приведем один пример: первоначально он замыслил Смольный собор как однокупольный, по подобию собора св. Петра в Риме, но императрица Елизавета Петровна, по заказу которой и строился Смольный монастырь, высочайше повелела в 1749 году строить «не по римскому маниру», а по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, то есть пятикупольный. Пять куполов символизируют Христа в окружении четырех евангелистов, символ, прижившийся в России с ХΙ–ΧΙΙ вв.

Читайте также:
Храм Андрея Критского: описание и адрес церкви, история, праздники и святыни, как добраться

Замысел Смольного собора во многом принадлежит императрице Елизавете Петровне. Она задумала построить грандиозный монастырь для девиц дворянского звания и сама удалиться туда в конце жизни. Благочестивая императрица, возвысившая значение Православной Церкви после ее явного унижения при Анне Иоанновне, решила всю свою жизнь посвятить Богу и после устроения государственной жизни всецело предаться молитве.

Судьба Смольного Собора символична. Он строился 87 лет, действовал 87 лет и был закрыт 87 лет. Значимо сочетание этих цифр: число 7 символизирует полноту творения, число 8 — вечность, вечный невечерний день Царства Небесного. Возникает вопрос: а почему так долго строился Смольный собор (с 1748 по 1835 г.)? Вокруг этого «долгостроя» ходили и ходят легенды: одна из них гласит, что якобы одного подрядчика стройки обманули и разорили, а потом заставили рассчитываться с казной. Он не выдержал несправедливости и якобы повесился в алтаре или при входе в храм. Начальство, ужаснувшееся подобной смерти, якобы решило не достраивать храм, и он стоял неосвященным и недостроенным много лет.

Ну, прямо перепевы гоголевского «Вия», да и только. На самом деле в этой истории нет ни грамма правды, документами она абсолютно не подтверждена. А объясняется этот долгострой очень просто: после смерти Елисаветы Петровны, лично заинтересо­ванной в этой стройке, к власти пришла Екатерина ΙΙ, которая недолюбливала свою предшественницу. Конечно, она предпринимала меры к достройке, но достаточно вялые. Достаточно сказать, что душа строительства, Растрелли, был отстранен и вместо него архитектором назначен Ю. Фельтен. Кроме того, Екатерина приняла еще одно решение, расходившееся с намерениями ее тетушки: из монастыря она сделала институт для благородных девиц, который поглощал значительное количество средств, первоначально предназначенных для строительства собора. Дошло до того, что при Павле Ι было продано 276 чугунных капителей и баз колонн, а также другие неиспользованные строительные материалы. У импе­ратора Павла Ι были другие строительные интересы: Михайловский Замок, у Александра Ι своя строительная программа: Казанский собор, затем Исаакиевский собор. Только Николай Ι смог завершить то, что замыслила Елисавета Петровна. Но уже без 140-метровой колокольни. Жаль, это была бы великолепная доминанта города. И глубокий символ — библейского огненного столпа, ведшего евреев в землю обетованную. И Церкви как столпа и утверждения Истины.

Но и то, что удалось, является без преувеличения шедевром архитектуры. И отметим, символической мысли. Высота собора — 93.7 метра, это лишь на 7 м. ниже Исаакиевского собора. В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Греческий крест с равносторонними ветвями — это одновременно и символ нашего спасения, искупительной жертвы Христовой, и в то же время — космологический символ четверочастного мира. «Четвероконечный мир освящается днесь четвероконечным крестом». Мы уже говорили о пятиглавии и его значении. Отметим, что здесь Растрелли выдержал иерархию смыслов: но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол, символизирующий Христа, по размерам значительно больше остальных, И опять-таки неслучайно, что четыре звонницы символически указывают на евангелистов-благовестников, ведь сам колокольный звон искони назывался благовест.

Храм с его нарядным украшением в стиле елизаветинского барокко напоминает скорее дворец, и это связано не только с Августейшим заказом: храм должен являть образ Царства, правда, Небесного. Его внутреннее убранство поражало своей красотой и пышностью: великолепный барочный иконостас, гармонировавший с белоснежными сводами и колоннами, уникальная хрустальная балюстрада.

Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).

Красота Смольного собора запечатлелась в бессмертных стихах Анны Ахматовой:

Тот голос с тишиной великой споря
Победу одержал над тишиной
Во мне еще как радость или горе
Последняя зима перед войной.

Белее сводов Смольного собора,
Таинственней, чем пышный Летний сад,
Она была. Не знали мы, что скоро
В тоске предельной поглядим назад.

И для нас это значимо, потому что мы вспоминаем столетие Первой Мировой Войны. В этом храме собирались пожертвования на раненых и беженцев, в нем служились молебны о даровании победы русскому оружию и панихиды об убиенных воинах.

Читайте также:
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В течение 87 лет Смольный Собор был главным храмом учебных заведений. Но в 1922 г. храм был закрыт и превращен в склад. Началось варварское разрушение его интерьера. Справедливости ради скажем: не сразу. Так, иконостас был демонтирован только в 1972 году. От него в храме осталась только одна икона Пресвятой Богородицы XVIII в. Варварски была уничтожена уникальная хрустальная балюстрада. Согласно легенде, часть ее была использована при орнаментации колонн на станции метро Автово.

В 1989–1990 гг. ряд храмов возвратили городу (в т.ч. Казанский собор, церковь Владимирской иконы Божией Матери). Однако судьба Смольного Воскресенского собора была более сложной и тяжелой. Ни последний секретарь Ленинградского обкома КПСС Борис Гидаспов, ни первый демократический мэр Петербурга Анатолий Собчак и не подумали о том, чтобы вернуть Смольный Собор Русской Православной Церкви. Перевесили другие соображения, в том числе финансовые: ведь концертный зал и площадка для репетиций в центре города дают весьма неплохой доход. Печально, что погоня за сиюминутной выгодой отбивает у людей и чувство исторической памяти, и элементарной справедливости, и страха Божия, и совести человеческой. Ведь написано: «Дому твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Иными словами, храм должен быть храмом. А он в советское время был складом, выставочным залом и даже. противоатомным бункером. Под ним в конце сороковых годов было устроено бомбоубежище на случай атомной войны для работников правительства. Конечно, храмы Божии и монастыри послужили Отечеству в «холодной войне» по защите России от ядерной угрозы: достаточно упомянуть Саровский монастырь — ядерный центр Арзамаса-16. Но вряд ли кто-то будет спорить, что это подобающее и должное использование храма.

И однако, за последние годы были предприняты некоторые шаги по восстановлению храма именно как храма. Были отреставрированы кресты на куполах. К сожалению, 16 июля 2001 года во время урагана главный крест рухнул. И подлинным чудом явилось его восстановление. Над Смольным собором Санкт-Петербурга 12 апреля 2004 года был установлен крест. На мероприятии присутствовали представители городской администрации во главе с Валентиной Матвиенко. Сложные погодные условия затрудняли установку креста. Вылет вертолета с площадки у Петропавловской крепости был разрешен на два часа позже установленного времени. Крест пронесли над градом святого Петра. Через полчаса монтажникам и летчикам под руководством Вадима Базыкина удалось совершить установку креста на почти стометровой высоте главного купола. Высота данного креста — 6 метров, вес — около 600 килограммов. Реставраторы фактически воссоздали его заново.

Также произошло возобновление богослужений, ставшее возможным благодаря энергичной деятельности протоиерея Петра Мухина. 24 мая 2009 г. епископ Гатчинский Амвросий отслужил в соборе первый после длительного перерыва молебен, а с 2010 г. Смольный собор вновь был открыт для богослужений. 7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, были вынесены кресла из правого Екатерининского придела собора, освободив место для полутысячи молящихся. Божественную литургию в этот день отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Казанский собор подарил для богослужения старинный престол. К этому дню восстановили запрестольный образ Богородицы — копию картины А. Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее. После этого Богослужения в южном (Екатерининском) приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6–7 января 2011 г. в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.

С 2012 года в Смольном соборе регулярно проводятся праздничные богослужения для студентов. Одно из наиболее запоминающихся — праздник св. Татианы 25 января 2013 года, на котором присутствовало около 1000 студентов. Тогда богослужение возглавил епископ Гатчинский Амвросий. На службе студентам было роздано 1000 экземпляров Нового Завета и 1000 книг «Непознанный мир веры».

Пасхальную вечерню в Смольном соборе 2014 года впервые совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий вместе с десятками священнослужителей ВУЗовского благочиния и тысячами верующих, в том числе с сотнями детей, которые тепло приветствовали Владыку и получили от него поздравительные подарки.

В этом году на праздник святой Татьяны 25 января владыка Варсонофий совершит Божественную литургию и поздравит сотни студентов города. Почетными грамотами и знаками будут награждены подвижники православной просветительской деятельности. Студенты получат в подарок православные книги.

Читайте также:
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском: история и адрес, описание, архитектор

С февраля 2013 года по согласованию с администрацией ежедневно совершаются богослужения в южном Екатерининском пределе Смольного собора. К сожалению, не у всех это находит понимание. Некоторые старые сотрудники ропщут: «Подумайте только: в соборе церковь устроили!» Так уж они привыкли к его недолжному использованию. Что поделаешь!

Тем не менее, мы с оптимизмом смотрим в будущее. К нам тянутся прихожане, прежде всего молодежь. Возрожденный Смольный собор мыслится как главный ВУЗовский храм Санкт-Петербурга, центр духовной жизни нашей молодежи, ее возрождения. И возрождения России.

Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь

Троице-Одигитриевская пустынь располагается среди зеленых массивов, недалеко от 58 км по Киевскому шоссе. Обитель назвали в честь иконы Божьей Матери «Одигитрия».

История основания обители

Пустынь основал в 1826 году схимонах Зосима. Землю пожертвовала местная помещица. С возникновением обители связана интересная легенда, рассказывающая, что во времена нашествия Наполеона жители прятали в лесах икону Божьей Матери «Одигитрия».

До этого в дебрях появился старик, который предсказал, что здесь будет прославлено имя Царицы Небесной. Потом он внезапно исчез. В период с 1856 года до 2000 г пустынь была монастырем, земледельческой артелью, лагерем для пионеров. Власти старались снять крест, обезглавить один из пределов, но каждый раз их затеи терпели неудачи.

О других православных монастырях:

Люди, которые намеревались снять крест, падали с куполов. Также происходили аварийные ситуации, которые не позволяли надругаться над храмом. Пытались снять крест с помощью вертолета, но тоже не увенчалось успехом.

Старец Зосима, в миру Захария Васильевич Верховский, является современником Серафима Саровского. Он состоял в древнем дворянском роду Смоленской области. Появился на свет в селе Буловицы. Отец был полковником смоленской шляхты, он младший из 9 детей. Захария вырос боголюбивым ребенком, в особенности он любил читать жития святых пустынников.

Но Зосима не сразу стал монахом, он служил в Москве в гвардейском Преображенском полку. Несмотря на дворянские корни, он тяготел к деревне, земле. В одно время собрался жениться, но любовь к Богу оказалась превыше всего.

Современное состояние

В 2018 году провели реставрацию четырех объектов, находящихся на территории женской обители. В настоящее время составляют проекты по ремонту других построек, признанных объектами культурного наследия.

На территории пустыни расположен огород, курятник, коровник, пасека. Восстанавливается изготовление монастырской выпечки и просфор. Монастырь помогает приюту для подростков и детей-инвалидов. В планах открыть воскресную школу.

В монастыре регулярно устраивают лекции, организовывают встречи с интересными людьми. В январе текущего года преподаватель Свято-Тихвинского университета провел занятие по истории церковнославянского языка. Также он прочел на нем Библию.

На заметку! Все мероприятия и встречи абсолютно бесплатны, каждый желающий может бесплатно посетить монастырь. Предстоящие события размещены на официальной странице обители.

В различные году настоятельницами обители были монахини:

  • Афанасия;
  • Вера;
  • Магдалина;
  • София;
  • Елена.

В настоящее время монастырь находится под руководством сестры Фаины. Интересны жизни двух монахинь — Афанасий. Они управляли пустынью в разные века с интервалом в 50 лет. Первая сестра из-за болезни ног в пожилом возрасте не могла ходить, ее возили на тележке.

Тяжелым ударом для сестры стало убийство царя Александра. Игуменья умерла через неделю после кончины императора. Другая монахиня стала жертвой революции, она претерпела множество гонений.

Деятельность обители

Обитель ведет активную проповедническую деятельность. Учения сопровождаются бесплатной раздачей специальных книг, полностью соответствующих христианскому учению. О современном состоянии миссионерства можно узнать из богословских материалов.

В монастыре проводят долгие Богослужения, в будние дни читают правило Серафима Саровского. На территории обители пишут иконы, переплетают книги, готовят еду, шьют одежды.

С марта 2017 года на территории монастыря открылся музей Зосимовой обители. В нем представлено три зала, охватывающие разные временные отрезки — конец 17 века, 1897, преподобные Герман и Алексий.

Святыни

В монастыре особенно почитается мученик Трифон. По средам читают акафист этому святому. Между центральным и Зосимовским приделами располагается литая, бронзовая рука с мощами преподобного Зосимы.

Они истончают особое благоухание, которое меняется — иногда оно насыщенное, явное, порой — еле уловимое. Приложиться к мощам старца, попросить его о помощи можно в любой день.

Читайте также:
Храм Татианы мученицы при МГУ: история и адрес, описание, святыни и праздники

Смоленская икона Божьей Матери дала начало названию обители. Согласно преданию первый образ написал апостол и евангелист Лука. «Одигитрия» в переводе на русский значит «путеводительница». Именно с этой иконой Зосима пришел в Ульянину пустынь, впоследствии названной Зосимовой.

Престольные праздники

Престольными праздниками считаются:

  • Святая Троица;
  • Смоленская икона Богородицы 10 августа;
  • уход к Господу основателя Зосимы 6 ноября;
  • день памяти преподобного Зосимы Соловецкого и священномученика Симеона Персидского 30 апреля;
  • прославление старца Зосимы 23 июля;
  • день памяти Марии Египетской 14 апреля;
  • Собор новомучеников и исповедников Российских 7 февраля.

Как добраться

Доехать до монастыря можно на электричке, идущей по направлению к Киеву — до станции Рассудово. Занимает около 1 часа. Потом потребуется сесть на такси и проехать за пределы села Руднево. Стоимость составит около 400 рублей.

Также от станции Рассудово ходит автобус. Он проезжает 6 раз в день. Его расписание можно посмотреть на сайте обители. Любители прогуляться пешком по загадочной природе смогут дойти со станции до пустыни пешком. Дорога протягивается на 12-15 км.

Троице-Одигитриевская обитель прошла насыщенный трудный путь от ее постройки до настоящего состояния. В стенах монастыря жили прославленные старцы, монахини.

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Тро́ице-Одиги́триевская Зоси́мова пу́стынь (Зоси́мова во имя Святой Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» пустынь) — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный в посёлке Зосимова Пустынь поселения Новофёдоровское Троицкого административного округа («Новая Москва») города Москвы, в 7 км от деревни Яковлевское.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Как добраться
  • 8 Паломнику
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Основание общине положили схимонах Зосима (Верховский) со своими духовными дочерьми, которые были вынуждены покинуть Николаевский монастырь в Туринске. На новом месте женская монашеская община устроена по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) в 1826 году на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Семёновной Бахметевой. В 1856 году община была преобразована в монастырь.

Монастырь, продолжавший существовать после 1917 года как трудовая земледельческая артель, был закрыт де-факто окончательно в мае 1929 года.

Возрождён как женский в августе 1999 года, сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. 7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря.

23 июля 2000 года основатель пустыни схимонах Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобных.

Современное состояние [ править ]

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь в современной жизни существует как самостоятельный монастырь с 1999 г.

В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Фаина (Кулешова). В монастыре подвизаются 9 насельниц, из них 1 монахиня, 2 инокини, 4 послушницы, 2 трудницы.

За время восстановления монастыря было проведено не мало работ: отреставрирован Троицкий храм (освящен 23 октября 2011 г.), храм Рождества Иоанна Предтечи, Поклонный крест (освящен 19 августа 2011 г. в праздник Преображения Господня), восстановлен из руин Отчин колодец, полностью восстановлена ограда монастыря в ее исторической части, оборудован и благоустроен монастырский огород, воссоздан монастырский коровник, организованы монастырские курятник и пчельник. В настоящее время проводятся работы по реставрации Трапезного дома монастыря и сестринских корпусов. Налаживается производство просфор и монастырского хлеба.

Сестры монастыря участвуют в Богослужениях и несут послушания в храме, в просфорне, на огороде, в коровнике, курятнике, а также другие послушания монастыря. Ведется катехизаторская работа с прихожанами монастыря. Монастырь окормляет два приюта для детей-подростков и детей-инвалидов. В ближайшее время при монастыре планируется открытие воскресной школы.

Храмы [ править ]

На территории обители располагаются два храма,

Храм Святой Троицы, главный храм монастыря, полностью отреставрированный после многих лет поругания. Именно в нем в настоящее время совершаются все Богослужения. Храм открыт ежедневно с 8:00 до 19:00.

И надвратный Храм Рождества Иоанна Предтечи, расположенный в колокольне монастыря, на втором ярусе. По причине неотапливаемости храма Богослужения совершаются в нем несколько раз в год.

Святыни [ править ]

  • Чтимая икона Божией Матери именуемая «Одигитрия».
  • Мощевики с частицами святых мощей.
  • Мощевик с частицей Святаго Животворящего Креста Господня.
  • Чтимый список иконы Черниговской-Гефсиманской

Престольные праздники [ править ]

14 апреля – прп. Марии Египетской.

Фото [ править ]

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Читайте также:
Желтоводский Макарьевский монастырь: история и адрес монастыря, современное положение, настоятельницы и святыни

Как добраться [ править ]

Адрес: 108805,Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.

1. С Киевского вокзала города Москвы электрическим поездом проехать до станции Рассудово (среднее время в пути 1 час 20 минут), далее на такси до монастыря.

2. По трассе М-3 Украина, доехать до поворота на поселок Яковлевское, далее проехать 800 метров до мемориала воинам погибшим в Великой Отечественной войне, перед ним повернуть на право и двигаться прямо порядка 8 километров до поселка Руднево, при въезде в поселок Руднево, с правой стороны располагается Храм Рождества Богородицы (белого цвета), сразу после Храма повернуть на право на асфальтированную лесную дорогу и двигаться по ней порядка 4 километров до ворот монастыря.

3. От станции метро «Саларьево» автобус № 1002 до деревни Яковлевское, далее либо на такси, либо на автобусе № 868 до монастыря.

Паломнику [ править ]

В настоящее время монастырь не располагает гостиницей для приема паломнических групп, размещение небольших групп (3-4) человека возможно, при наличие мест и только по предварительному согласованию, с настоятельницей монастыря игуменией Фаиной (Кулешовой) по телефону: 8-915-497-21-59.

Для желающих посетить обитель одним днем сообщаем, что монастырь принимает паломников и паломнические группы. Для этого необходимо предварительно связаться с настоятельницей монастыря игуменией Фаиной (Кулешовой).

Монастырь Зосимова пустынь

Пригородная электричка Москва — Зосимова Пустынь
  • Расписание богослужений
  • Инфраструктура
  • Как добраться до монастыря

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова Пустынь находится в одноименном поселке Московской области; основан монахом Зосимой (Верховским) и его духовными дочерьми, которым пришлось уехать из Николаевского монастыря города Туринска.

На новом месте монашеская община начала работу по напутствию Московского митрополита в 1826 году. Для этого была выделена земля, пожертвованная помещицей М. Бахметовой. Первые кельи сестер были сделаны из дерева. Через 7 лет старец Зосима умер, а в 1938 году на его могиле была построена первая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы. В 1856 году община получила статус монастыря. Он продолжал существование до 1917 года. После этого работал в качестве земледельческой артели. Окончательно был закрыт в мае 1929 года. Сестры разъехались по соседним селениям, некоторые из них были репрессированы и сосланы в ссылку.

С 1967 года на территории бывшего монастыря работал пионерлагерь для детей сотрудников Московского метро. Новую жизнь обитель получила только в 1999 году как часть Московской Новодевичьей обители. В марте 2000 года было принято решение об открытии отдельного монастыря Троице-Одигитриевской пустыни. В 2012 году обитель перевели в каноническое подчинение Московского патриарха. С 2011 года настоятельницей обители стала игумения Фаина. В 2017 году монастырь получил 4 новых здания: дом с мезонином, гостиницу, дом с пристройкой и корпус для трапез конца XIX века. Началась реставрация этих объектов.

Колокольня Троице-Одигитриевского монастыря на Яндекс.панораме

Расписание богослужений

В обители регулярно устраивают собрания, занятия и встречи. Службы в Храме Святой Троицы проходят ежедневно, утренние начинаются в 7:00, вечерние в 17:00. На все мероприятия можно попасть совершенно бесплатно. Расписание всех предстоящих событий можно увидеть на официальном сайте.

Монастырь ведет активную проповедническую деятельность. Сестры бесплатно раздают книги о христианских учениях. В будние дни проходит чтение правил Серафима Саровского. На территории монастыря пишут иконы, переплетают книги, шьют одежду.

Инфраструктура

На территории пустыни имеются два храма: Святой Троицы — главная церковь монастыря; Храм Рождества Иоанна Предтечи, находящийся в колокольне. Регулярные службы и обряды совершаются именно в церкви Святой Троицы. Он открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Храм Иоанна Предтечи не отапливается, поэтому служба здесь проводится 1 раз в год.

На монашеской территории имеется подсобное хозяйство. В него входят: коровник, несколько ульев, курятник и огород. Осуществляется приготовление выпечки и просфор. Монастырь активно помогает приюту для детей и инвалидов.

В марте 2017 года на территории обители начал работу музей Зосимовой пустыни. Здесь имеется три зала, каждый из которых представляет определенный временной промежуток.

Святыни

Особо почитаемым в монастыре является мученик Трифон. По средам в честь этого святого читается акафист. Между Зосимовским и центральным пределами находится литая бронзовая рука, в которой хранятся мощи преподобного Зосимы. Они издают благоухание с разной интенсивностью: то явное, то еле уловимое.

В Храме Святой Троицы висит Смоленская икона Богоматери. Первый образ написал апостол и евангелист Лука. Именно эта икона положила основу Зосимовой пустыни. С ней монах Зосим пришел на новые земли, чтобы основать монастырь.

Читайте также:
Воскресенский собор в Арзамасе: история и адрес, описание, святыни

Как добраться до монастыря

Добраться из Москвы можно на электричке, идущей от Киевского вокзал до Зосимовой Пустыни.

Если ехать на своем автомобиле из Москвы, следует от МКАДа двигаться по Киевскому шоссе/ Е101/М3. Примерно через 38,5 км будет поворот налево на ул. Дорожную. По ней двигайтесь до ул. Центральная и далее 10 км до Зосимовой Пустыни. Подробный маршрут указан на карте по ссылке ниже.

Без лишних хлопот можно добраться на такси. Для этого следует воспользоваться мобильными приложениями: Яндекс. Такси, Uber . По телефону машину можно вызвать, обратившись в компании: «Везет», «Недорогое такси», «Старое такси Москва», «Тудей».

Обзор Троице-Одигитриевского женского монастыря

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова Пустынь

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Настоящие указания составлены с учетом требований, содержащихся в документе «О мерах по недопущению распространения COVID-19 при совершении религиозных обрядов в ходе поэтапного снятия ограничительных мероприятий», направленном 23 мая 2020 года главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, руководителем Роспотребнадзора А.Ю. Поповой в территориальные органы Роспотребнадзора

На этапе допуска людей в храмы во время богослужений, вступающем в силу в городской части Московской епархии с 6 июня 2020 года, и предполагающем ограничение числа людей, исходя из площади храма.

  • Обеспечить обязательное дежурство в храме приходских сторожей, иных специально подготовленных сотрудников или волонтёров на всём протяжении времени открытия храма для посетителей.
  • Наместникам и игумениям ставропигий определить один из монастырских храмов для доступа посетителей и установить перегородки, отделяющие путь от монастырских ворот к этому храму и исключающие доступ посетителей на остальную монастырскую территорию. Обеспечить дежурство вдоль этой ограды и у входа в храм сотрудников охраны монастыря или добровольцев. Без соблюдения этих условий монастырь не может быть открыт для посетителей.
  • Заблаговременно установить максимально допустимую вместимость храма, определяемую исходя из указаний упомянутого выше документа Роспотребнадзора, а именно: из расчета 1 человек на 4 квадратных метра (при определении площади исключаются помещения, недоступные для посетителей: алтарь, солея, клиросы и подсобные помещения).
  • Нанести в храме и на прихрамовой территории разметку, которая помогала бы людям соблюдать обязательную безопасную дистанцию в 1,5 метра друг от друга.
  • Поручить подготовленным приходским сторожам, иным сотрудникам или добровольцам допускать людей в храм в количестве, не большем, чем это возможно согласно установленной безопасной вместимости, и при условии наличия у людей защитных масок, которые должны быть надеты во время присутствия в храме.
  • При достижении в храме максимально допустимого числа единовременно находящихся здесь людей, дежурным у дверей храма сотрудникам и волонтёрам ориентировать прихожан на участие в богослужении с пребыванием на прихрамовой территории.
  • По возможности обеспечить аудиотрансляцию богослужений на прихрамовую территорию.
  • При входах в храм установить дезинфекционные диспенсеры и своевременно пополнять таковые дезинфицирующими средствами. Диспенсеры также можно установить внутри храма, особенно при большой площади такового.
  • Неуклонно исполнять утверждённую Священным Синодом Инструкцию настоятелям приходов и подворий, игуменам и игуменьям монастырей Русской Православной Церкви в связи угрозой распространения коронавирусной инфекции во всех её частях.
  • Священнослужителям при общении с людьми носить маски, в том числе при совершении исповеди. При совершении исповеди — также носить защитные перчатки. Следует рекомендовать исповедающимся готовить список совершенных ими грехов на бумаге и подавать его принимающему исповедь священнику.
  • Священнослужителям воздерживаться от преподания руки для целования.
  • Сотрудникам храма и волонтёрам, взаимодействующим с людьми, носить маски и перчатки.
  • Священнослужителям, сотрудникам и волонтерам, находящимся в контакте с прихожанами, обрабатывать руки, либо защитные перчатки кожными антисептиками не реже, чем раз в два часа, и соблюдать общие меры гигиены.
  • Обязать священнослужителей осуществлять дезинфекцию рук антисептическим раствором непосредственно перед совершением проскомидии, а церковнослужителей и всех сотрудников храма — перед каждым прикосновением к просфорам, хлебам для совершения литии, антидору.
  • Совершать таинство Крещения, а также венчания и отпевания (по предварительной записи) с соблюдением вышеизложенных правил, а также с учётом указаний, содержащихся в упомянутой выше «Инструкции» относительно порядка совершения таинств Крещения и Миропомазания. При совершении таинств и треб присутствующие должны соблюдать социальное дистанцирование и носить маски (в том числе церковнослужители).
  • Проскомидийное поминовение записок, поданных в храм в печатном или рукописном виде, совершать священнику при помощи диакона или алтарника, которому надлежит читать вслух эти записки, беря их в руки при наличии защитных перчаток. Записки, подаваемые через интернет, могут читаться непосредственно священником.
  • Строго соблюдать режим проветривания храма, его уборки и обработки на протяжении дня дезинфицирующими растворами икон и иных предметов церковного убранства в соответствии с разделом «Указания общего характера» упомянутой выше «Инструкции».
  • Разместить на видном месте при входе в храм плакаты, напоминающие об обязательности соблюдения социальной дистанции, ношения маски во время пребывания в храме, а также содержащие рекомендацию относительно порядка исповеди через подачу списка совершенных грехов. Примеры таковых плакатов будут направлены викариатствами на приходы в рабочем порядке.
Читайте также:
Храм Серафима Саровского в Кунцеве: описание и адрес храма, праздники, как добраться

На этапе допуска людей в храмы во время богослужений без ограничения по числу людей, но до окончательного снятия эпидемиологических ограничений следует сохранять режим доступа в храмы при наличии маски и продолжать неуклонно исполнять утверждённую Священным Синодом Инструкцию настоятелям приходов и подворий, игуменам и игуменьям монастырей Русской Православной Церкви в связи угрозой распространения коронавирусной инфекции.

При выявлении коронавирусного заболевания у клириков монастырей, подворий и приходов, насельников или насельниц монастырей вступают в силу ранее определённые правила относительно ухода заболевших и контактировавших с заболевшими на самоизоляцию, а также относительно дезинфекции храмов и карантина для монастырей.

«Дух великой простоты»

Смоленская Зосимова пустынь

Совсем еще недавно, чтобы попасть в Смоленскую Зосимову пустынь Александровской епархии, любому паломнику нужно было преодолеть военные кордоны, созваниваться, договариваться, предъявлять документы: затерянный в лесах монастырь находился в близком соседстве с воинской частью. Длилось это более двух десятилетий. Теперь эта необходимость отпала, воинская часть покинула святое место, которое еще в конце XVII века избрал старец Зосима, инок Свято-Троицкой Сергиевой обители, – для уединения и молитвы. Однако до конца земной жизни подвижнику не удалось сохранить одиночество – последние десять лет он постоянно пребывал среди людей, стекавшихся отовсюду за советом и духовным наставлением. Из пришедших к нему учеников и соработников составилось небольшое монашеское общежитие. Также и место упокоения старца не осталось без молитв и почитания среди народа Божия, который, даже по оставлении преподобным этого мира, по молитвам к нему получал помощь, утешение и поддержку. Над могилой была возведена часовня, и поток богомольцев какое-то время не иссякал. Впоследствии землями этими владели разные люди. Окончательное забвение пустыньку не постигло – народ хранил память о пастыре и чудотворце, но материальное ее состояние было плачевным. Только во второй половине XIX века по доброй воле окрестных помещиков – прежде всего Г.И. Неттель, первой подарившей три десятины своей земли Троице-Сергиевой лавре для восстановления молитвенной памяти о старце, – монастырь стал возрождаться. Деятельное участие в этом приняли блаженный Филиппушка из лаврской братии, а затем и его сын Прокопий, в постриге Порфирий.

В 1897 году настоятелем в Зосимову был назначен иеромонах Герман (Гомзин), насельник лаврского Гефсиманского скита. С ним в пустынь пришли несколько послушников, составившие костяк зосимовской братии. К 1910-м годам число ее увеличилось до ста человек, монастырь обрел прекрасный архитектурный ансамбль и превратился в одну из всероссийских святынь. К духовному окормлению зосимовских старцев прибегали видные деятели Церкви, представители аристократии, интеллигенция. На рубеже веков этот монастырь по расположению и по духу называли Северной Оптиной…

Сейчас другие реалии: безлюдье, тишина, оторванность от мира. Паломники прибывают сюда в основном только в воскресные дни. Немного оживляется жизнь летом, когда эти красивые места на время заселяют дачники. Братии немного, девять насельников и пять трудников.

– Спасаемся. Наверное, с помощью Божией. Место здесь уединенное… ؘ– вздохнув, говорит игумен Серафим (Семилетов), настоятель Смоленской Зосимовой пустыни.

– В течение недели мы практически остаемся здесь одни. Люди приходят на бдение в субботу вечером и на воскресную службу. В остальное время только сами совершаем богослужение. И это, конечно, большой плюс, когда возникает такая уединенность, которая в принципе и должна быть в жизни монашествующих. В городских монастырях и монастырях многолюдных это тяжелее соблюсти, там уединение возможно только внутри своей кельи. А у нас – на всей территории монастыря, – рассказывает отец Серафим.

Читайте также:
Елоховский собор в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

– Что обязательно нужно увидеть, кому поклониться в Зосимовой пустыни? – спрашиваем мы у отца настоятеля.

– Главная святыня нашей обители – преподобные отцы, которые здесь подвизались, мощи их пребывают у нас в соборе. Это преподобный Зосима – основатель обители, поселившийся здесь в конце XVII века как пустынножитель, никем не знаемый. Еще у нас есть мощи преподобного схиигумена Германа (Гомзина), последнего настоятеля обители перед ее закрытием. И мощи преподобного Алексия (Соловьева), Зосимовского затворника, который вынул жребий на патриаршество Святейшего Тихона (Белавина) на Поместном Соборе в 1917 году. Преподобный Алексий вступил в братию обители в 1898 году, здесь принимал многочисленных чад. Трудами этих двух подвижников наш монастырь получил такую широкую известность в конце ХIХ – начале ХХ века. А ныне наши отцы предстательствуют у Престола Божия за нашу обитель и всех, кто притекает сюда.

Смоленская Зосимова пустынь – место сосредоточения святости и исповедничества. После ее закрытия в 1923 году почти все насельники были репрессированы. Мощи святых подвижников хранятся в величественном Смоленском соборе. Почитаемый образ Смоленской иконы Божией Матери, с которым, по преданию, на это пустынное место пришел старец Зосима, также пребывает в соборном храме. Собор не быстро, но с большой любовью благоустраивают и благоукрашают братия обители. Здесь до сих пор в паникадиле используют свечи, и это создает особую атмосферу красоты и торжественности служб.

Часто – по подсчетам отца-настоятеля не менее пятнадцати раз – в монастырь на богомолье приезжала преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Она имела возможность останавливаться в обители, здесь сохранилась ее келья-покои. А в монастырском музее есть небольшой образ, подаренный ею Зосимовой пустыни.

В музее представлены все этапы развития обители, хранятся многочисленные раритеты, мемориальные предметы, относящиеся к разным периодам ее существования. Например, портрет царевны Наталии Алексеевны, сестры царя Петра I. Она благоговейно относилась к основателю монастыря старцу Зосиме, была устроительницей его погребения. Есть и портреты людей, внесших свой вклад в возрождение этого святого места уже во второй половине ХIХ века. Есть постер с известного полотна Павла Дмитриевича Корина «Русь уходящая», над созданием которого он трудился около четверти века. Некоторые из исторических персонажей на этой картине – насельники Зосимовой пустыни. Как и преподобномученица Елисавета Феодоровна, к старцу Алексию Зосимовскому приезжала исповедоваться и общаться схиигумения Фамарь (Марджанова), не так давно причисленная к лику святых, и другие известные и малоизвестные люди.

Одно из помещений в монастырском музее пока пустует. Здесь предполагается показать, как устроена монашеская келья. Паломники смогут как бы заглянуть туда, куда в обычной жизни вход запрещен. Пока этот проект находится в процессе воплощения. А о цели прихода в монастырь в ходе нашей беседы рассуждает игумен Серафим:

– Приходить нужно осознанно. Многие приезжают из-за каких-то жизненных проблем. Да, монастырь старается им помочь и во многом, наверное, помогает, но такие люди ставят перед собой цель находиться в монастыре небольшое время, а потом покинуть его. Для того чтобы жить в монастыре постоянно, нужно осознание того, для чего ты сюда пришел. Рассказывают, что у одного монаха была надпись на стене в келье. Когда у него в душе зарождалось уныние или желание покинуть обитель, он поднимал глаза на эту надпись и читал: «Зачем ты пришел в монастырь?» И вспоминал, зачем на самом деле сюда пришел. А приходят сюда по любви к Богу, для служения Богу. Это самое надежное и правильное, наверное, чувство, которое заставляет человека всю свою жизнь гореть желанием быть монахом. И наряду с осознанием этого чувства, конечно же, в монастыре необходимо послушание. Послушание – опять-таки осознанное подчинение своей воли воле священноначалия: когда не священноначалие монастыря ломает волю пришедшего послушника, но когда сам послушник добровольно, с пониманием, ради чего он это делает, отдает себя в послушание. Тогда, я думаю, жизнь в монастыре действительно будет протекать как жизнь малой, или большой, семьи. Тогда все члены монашеского общежития будут чувствовать себя братьями, совместно приступающими к святой Литургии, Таинству Евхаристии. Самое важное для того, кто желает стать иноком, – понимать, что в монастырь он приходит для того, чтобы изменять своего внутреннего человека, свое внутреннее состояние. Это и есть главное содержание монашества.

Читайте также:
Софийский собор в Полоцке: история и описание, адрес,строительство и архитектура, праздники и святыни

– А Вы строгий игумен?

– Нет, не думаю. Вы знаете, у нас тут был преподобный Герман – его братия побаивалась. Но он, во-первых, был строг к самому себе, и во-вторых – строг к окружающим. Я не могу себя назвать таким, я более мягкий человек. Я все-таки думаю, что если человек в чем-то мне как настоятелю сопротивляется, то в некоторых вопросах лучше уступить. Не надо заставлять человека делать то, чего он не хочет, потому что, знаете, есть такая пословица: невольник – не богомольник. Преподобный Пахомий Великий говорил, что любое доброе дело должно быть не вынужденным, а добровольным. Тогда оно имеет бóльшую цену в очах Божиих.

…В монастыре навстречу нам вышел сиамский кот по кличке Оби – верный друг монаха Паисия (Отводчикова): встречает его со службы, провожает на трапезу. Отец Паисий – келарь, и еще несет многочисленные послушания: водит экскурсии, является аптекарем, библиотекарем. Братия немногочисленна, поэтому, по словам отца Паисия, никто без дела не прохлаждается. Отец Паисий уже 12 лет подвизается в монастыре, при этом он самый молодой из братии. После его прихода новыми кадрами обитель не пополнялась. Уменьшается же естественно – из-за того, что насельники уходят в лучший мир…

По послушанию отец Паисий направляется на кухню. Мы – за ним. Пренебрегая правилом о том, что смотреть надо в свою тарелку, живо интересуемся всем, что происходит на кухне. Трапеза в монастыре всего два раза в день, а готовят только единожды. Все очень просто: суп и каша. Раньше у Зосимовой пустыни было большое хозяйство: несколько коров, своя молочная продукция, огороды. Ныне близлежащие земли выкуплены, и коров стало негде пасти.

Кухня оснащена хорошим профессиональным кухонным комбайном – вещь незаменимая в монастырском хозяйстве, тем более, когда рабочих рук не так много. Появился он буквально чудом. Прежний сломался. Повесили объявление на сайт о необходимости приобретения нового. И вот одной женщине из Кемеровской области во сне явился преподобный Алексий Зосимовский, о котором она не знала и не слышала. Она находит в интернете и святого, и его монастырь, и – присылает необходимые средства для покупки. А теперь ежегодно приезжает в Зосимову пустынь в дни памяти преподобного.

В настоящее время Смоленская Зосимова пустынь живет на полуосадном положении, принимая паломников только в часы богослужений. Посетить музей, трапезную, поселиться в монастырской гостинице невозможно из-за эпидемических ограничений. Братия далеко не молоды, имеют хронические заболевания, а до современной медицины и необходимой помощи далеко. Поэтому надеются здесь только на помощь Божию, которая покрывала это место в разные века и к которой всегда усердно прибегали здешние подвижники.

– Великий пост – это время сугубое, покаянное. Вообще, вся жизнь христианина, не только монаха, должна строиться на камне покаяния, – говорит отец Серафим. – Потому что, знаете, как святые отцы говорят: в ад попадают не грешники, а нераскаявшиеся люди. Время Великого поста очень благоприятно для нашего сердца, для того, чтобы внутри себя возгреть чувство покаяния, которое святитель Игнатий (Брянчанинов) называл «даром Божиим». Но дар Божий дается только тогда, когда мы какие-то труды предпринимаем ради него, прежде всего – понуждение себя к воздержанию… И Господь, видя такие труды, дарует нашему сердцу покаяние.

Священомученик Серафим (Чичагов) писал о пустыни начала ХХ века: «Не внешним убранством зданий и материальным достатком славится Зосимова пустынь… Тиха и проста по виду благословенная обитель. Дух этой великой простоты особенно запечатлен в богослужении, составляющем средоточие зосимовой жизни».

Так и старается жить спустя столетие новое поколение зосимовских монахов.

Фото автора, также представлены фотографии с сайта Смоленской Зосимовой пустыни и из открытого доступа в Интернет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: