Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Александро-Невский Новоярмарочный собор

Кафедральный собор имени князя Александра Невского уже давно является частью основных туристических маршрутов по Нижнему Новгороду. Он считается самым высоким в городе и третьим в России, после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге.

Свое название «Новоярморочный» он получил благодаря ежегодным ярмаркам, проходившим недалеко отсюда. Инициатором строительства выступило купечество, а место для закладки собора выбрал император Александр II, который посетил Нижний Новгород в 1858 году. Им стала стрелка двух рек Волги и Оки.

История

Возведение было длительным и заняло около четырнадцати лет. Сложности возникали в согласовании проектов и спонсировании работ. В то или иное время работами руководили Роберт Яковлевич Килевейн, который также участвовал в постройке Рождественской церкви, и архитектор Лев Владимирович Даль — сын автора толкового словаря.

Новый собор осветили в июле 1881 года. На церемонии присутствовал уже другой император — Александра III.

В советские годы собор попал под репрессии, как и многие другие в то время. Его закрыли, а имущество изъяли. Главная гордость — двадцатиметровый иконостас был пущен на дрова для обогрева ближайших домов. Усилиями верующих удалось сохранить чудотворную икону Божией Матери и животворящий Крест Господень.

В дальнейшем предполагалось снести собор и на его месте построить маяк с памятником Владимиру Ленину. Задуманное воплотить не удалось. Долгое время здание использовалось, как склад. В годы войны внутри случился пожар, уничтоживший фрески на стенах. На крыше стояла зенитная батарея, защищающая город от вражеских налетов.

Реставрация собора после всего случившегося началась только 1983 году. Спустя восемь лет его передали в управление обратно церкви. Позже он получил статус кафедрального.

Святыни Собора Александра Невского

Александро-Невский Новоярмарочный собор богат на достопримечательности. Внутри хранятся иконы и частицы мощей: Александра Невского, Матроны Московской, Серафима Саровского, Петра и Февронии, святителя и чудотворца Николая, Святых земли Нижегородской, Германа Аляскинского и др.

В 2005 году сюда были привезены иконы Киприана и мученицы Иустиньи. А в 2011 году — Пояс Пресвятой Богородицы.

Осенью 2011 года на улице около южного входа установили «Соборный» колокол весом в шестьдесят тонн. Его изготовили на заводе в Санкт-Петербурге в память о победе ополчения возглавляемого Мининым и Пожарским.

Колокол в Нижнем Новгороде считается третьим по величине после Царь-колокола и колокола в Троице-Сергиевой Лавре. Надписи на нем несут имена людей, принимавших участие в его создании.

В 2014 году из монастыря с горы Афон передали ковчег с мощами святого Пантелеимона. Также здесь хранятся ковчеги других святых: оптинских старцев, Илариона Троицкого, Евфимия Суздальского, Иоанна Дамаскина, Алексия Бортсурманского, Макария Желтоводского.

Как добраться

Александро-Невский Новоярмарочный собор находится в исторической части города. До стрелки рек можно добраться на общественном транспорте или такси.

Метро

Ближайшая станция метро — «Стрелка», которая находится на синей ветке. Она расположена на расстоянии 1,6 километров от собора. Чтобы перейти на ветку с красной, нужно пользоваться станцией «Московская».

Автобусы

Остановка наземного транспорта носит такое же название «Стрелка». Находится она на улице Советская. Чтобы дойти от нее до собора понадобиться примерно семь минут.

  • № 3 (маршрут Красное Сормово — площадь Свободы);
  • № 19 (маршрут Дачная улица — Высоково);
  • № 26 (маршрут улица Литвинова — микрорайон «Кузнечиха-2»);
  • № 41 (маршрут микрорайон «Седьмое небо» — микрорайон «Цветы»);
  • № 43 (маршрут улица Литвинова — автовокзал «Щербинки»);
  • № 61 (маршрут улица Литвинова — улица Богдановича);
  • № 90 (маршрут ЗКПД-4 — Академическая);
  • № 95 (маршрут площадь Свободы — Дубравная улица).

Маршрутные такси

К той же остановке приходят рейсы маршрутных такси:

  • № 304(маршрут Автостанция Кстово — Тоннель Московского вокзала);
  • № т18 (маршрут Улица Богдановича — Метро Стрелка);
  • № т37 (маршрут Станция Петряевка — Площадь Горького);
  • № т40 (маршрут Микрорайон Юг — Улица Усилова);
  • № т45 (маршрут Академическая — ЗКПД-4);
  • № т57 (маршрут Улица Богдановича — Красное Сормово);
  • № т70 (маршрут ТРЦ «Седьмое Небо» — микрорайон Кузнечиха-2);
  • № т87 (маршрут Космическая улица — Катер Герой);
  • № т91 (маршрут Улица Литвинова — Завод Керамик)

Такси

Из любой точки Нижнего Новгорода до Собора Александра Невского можно добраться на такси, используя приложения: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Maxim.

Кафедральный собор в честь святого благоверного князя Александра Невского

Престол

  • Главный — в честь святого благоверного князя Александра Невского (6 декабря, 12 сентября)
  • Правый придел — в честь равноапостольной мироносицы Марии Магдалины (4 августа)
  • Левый придел — в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца (19 декабря, 22 мая)
  • Верхний придел — в честь преподобного Макария Желтоводского (7 августа)
Читайте также:
Ростовский Борисоглебский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Святыни

  • Икона Спаса Всемилостивого
    Икона Спасителя была написана в 2008 году соборными иконописцами и является точной копией иконы XIV века, которая находится в храме Воскресения Христова в г. Тутаеве Ярославской области.
  • Пояс Пресвятой Богородицы
    В соборе хранится вышитый поясок, который был приложен к честному Поясу Пресвятой Богородицы, пребывавшему в соборе с 4 по 6 ноября 2011 года. К великой святыне христианского мира за три дня приложились более 250 тыс. человек.
  • Икона святого благоверного князя Александра Невского
    Икона покровителя собора была преподнесена в дар приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием II 3 ноября 2005 года после совершения всенощного бдения. В 2008 году, во время визита архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в Санкт-Петербург, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в дар собору была передана частица мощей святого князя.
  • Икона священномученика Киприана и мученицы Иустинии
    Икона с частицами святых мощей священномученика Киприана и мученицы Иустинии была привезена в апреле 2005 года иерархом Кипрской Православной Церкви митрополитом Морфийским Неофитом и передана в дар Нижегородской епархии.
  • Икона святой блаженной Матроны Московской
    Икона с частицей мощей блаженной Матроны была написана в иконописной мастерской при соборе в 2010 году. В 2012 году в икону были вложены святые мощи. Рядом с иконой установлен сундучок, в который верующие опускают записки с просьбами к матушке Матроне.
  • Икона святых благоверных князей Петра и Февронии
    Икона святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, была написана и освящена в 2009 году, тогда же в икону были вложены честные мощи угодников Божиих.
  • Икона святых земли Нижегородской
    Икона Собора святых земли Нижегородской была написана в 2008 году к первому празднованию Собора нижегородских святых, которое состоялось 14 сентября 2008 года в Александро-Невском кафедральном соборе. В тот же день правящий архиерей совершил чин освящения иконы. Впоследствии в нее были вложены частицы мощей тех нижегородских святых, которые пребывают честными мощами на Нижегородской земле.
  • Икона Соловецких святых
    Икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев, была написана в 2012 году к принесению святынь Соловецкого монастыря с 27 января по 10 февраля 2013 года. В эти дни в подклети собора состоялась выставка «Соловки. Голгофа и Воскресение». Наместник монастыря архимандрит Порфирий перед открытием выставки передал собору в честь святого благоверного князя Александра Невского святые мощи соловецких чудотворцев, после чего они были вложены в икону.
  • Икона преподобного Германа Аляскинского
    Икона преподобного Германа Аляскинского была написана в 2011 году. В том же году митрополит всея Америки и Канады Иона передал в дар Нижегородской епархии частицу мощей святого.
  • Икона святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича
    Икона основателя Нижнего Новгорода святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича написана в иконописной мастерской при Александро-Невском соборе в декабре 2009 года. В том же году 16 декабря из Владимирской епархии была привезена частица святых мощей благоверного князя и помещена в икону.
  • Ковчег с мощами русских святых
    Святителей Афанасия Сахарова, Феофана Затворника Вышенского, Игнатия Брянчанинова, Иоасафа Белгородского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Димитрия, митрополита Ростовского, Питирима Тамбовского, Иоанна Тобольского, Филарета, священномучеников Фаддея Успенского, Петра (Зверева), праведного Алексия Мечева, преподобного Алипия.
  • Ковчег с мощами преподобных оптинских старцев
    Преподобноисповедника Рафаила, преподобных Иосифа, Варсонофия, Макария, Анатолия, Льва, Амвросия, Илариона, Нектария, Анатолия.
  • Ковчег с мощами великомученика Пантелеимона
    Частица святых мощей была передана в кафедральный собор из Пантелеимонова монастыря Святой горы Афон в 2014 году.
  • Ковчег с мощами священномученика Илариона Троицкого
    Частица святых мощей была передана в кафедральный собор в 2012 году из Сретенского мужского монастыря г. Москвы.
  • Ковчег с мощами преподобного Евфимия Суздальского
    Частица святых мощей была передана в кафедральный собор из г. Суздаля. Выделение частицы святых мощей было приурочено к 700-летию преподобного Евфимия, которое молитвенно праздновалось в 2016 году.
  • Ковчег с мощами преподобного Иоанна Дамаскина
    Частица святых мощей была передана в собор в 2014 году Греческой Православной Церковью.
  • Ковчег с мощами праведного Алексия Бортсурманского
    Частица святых мощей была передана в собор в 2014 году Лысковской епархией Русской Православной Церкви из с. Бортсурманы.
  • Ковчег с мощами преподобного Серафима Саровского
    Частица святых мощей была передана в собор в 2005 году из Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
  • Ковчег с мощами преподобного Макария Желтоводского
    Частица святых мощей была передана в собор в 2005 году из Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря.
  • Башмачок от честных мощей святителя Спиридона Тримифунского
    Святыня была передана в кафедральный собор в 2012 году с острова Корфу.
  • Икона святителя и чудотворца Николая с частицей мощей
  • Икона преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, с частицей мощей
  • Икона Пия и Плакиды с частицами мощей
  • Икона преподобномученицы княгини Елизаветы и инокини Варвары с частицами мощей
  • Икона Новосельских мучеников с частицами мощей
Читайте также:
Храм Рождества Христова в Воронеже: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

История

Архитекторы: Лев Владимирович Даль и Роберт Яковлевич Килевейн.
Освящен в 1881 году, повторно — в 1992 году, полным чином — в 1999 году.

Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского возвышается на Стрелке — традиционном месте проведения Нижегородской ярмарки. Виден он как с нагорной и заречной частей города, так и с фарватера рек Волги и Оки. Грандиозная высота собора (87 м) до сих пор обеспечивает ему третье место среди храмов России после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Его история началась в середине 50-х годов XIX века, когда центральный Спасский собор в ярмарочном торговом комплексе Кунавинской слободы уже не мог вместить всех верующих, и купечество обратилось к епископу Антонию с ходатайством о постройке нового собора, а тот в свою очередь направил прошение губернатору А. Н. Муравьеву.

В 1858 году на Кунавинской слободе в торговом комплексе Нижегородской ярмарки решено было возвести храм во имя спасителя и чудотворца Николая Мирликийского, но предложению этому суждено было измениться в том же году. Как вспоминали очевидцы, «24 августа ярмарка имела счастье видеть у себя блаженной памяти государя императора Александра Николаевича и государыню императрицу Марию Александровну. Купечество было осчастливлено посещением ярмарки Их Величествами. На память о преданности своей Православию и Престолу они решили соорудить не только храм, удовлетворяющий религиозной потребности торговцев, но храм величественный, увековечивающий патриотизм верноподданных к своему государю и их августейшему семейству. Почему в собрании 24 августа 1858 года купечество, через главнейших представителей своих, выразило желание в предлагаемом храме устроить три престола: первый — во имя святого благоверного князя Александра Невского — тезоименитого Его Императорского Величества, благочестивейшего государя императора Александра II и Его Императорского Высочества, великого князя Александра Александровича; второй — во имя святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины – тезоименитой государыни императрицы Марии Александровны и третий – во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского — тезоименитого блаженной памяти государя наследника цесаревича и великого князя Николая Александровича».

На том же собрании было положено и начало осуществлению благого дела: открыт добровольный сбор пожертвований на сооружение храма. Пожертвований на первый раз оказалось до 2000 рублей. Лишь к 1862 году собранная сумма в 60 тысяч рублей позволила приступить к реализации замыслов.

Из всех предложенных проектов строительная комиссия остановилась на проекте губернского архитектора Р.Я. Килевейна. Проведенными архивными исследованиями установлено, что за основу проекта был взят рисунок Благовещенской церкви Лейб-гвардии конного полка в Санкт-Петербурге, построенной по проекту К.А. Тона. Основной идеей проекта было соединение пяти шатров в одном здании. Однако смета, как оказалось, как минимум вдвое превышала запланированную купечеством сумму в 100 тысяч рублей.

18 ноября 1865 года Государь Император утвердил проект, но возведение храма началось только в сентябре 1867 года, после избрания нового строительного комитета, куда вошли люди, которые могли оказать реальную помощь.

Первый камень в основание храма заложил великий князь Владимир Александрович, прибывший в Нижний Новгород 15 июля 1868 года. В 1869–1870-е годы были возведены стены храма и сделано перекрытие. Оформительские работы продолжались до конца строительства. Кроме написанных московским иконописцем Ф. А. Соколовым икон, в храм были привезены иконы из ликвидированного после пожара Макарьевского монастыря – преподобного Макария Желтоводского, Спаса Нерукотворного и другие.

Производством работ по строительству руководили архитекторы Роберт Килевейн и Лев Даль, чей оригинальный проект Новоярмарочного собора остался неосуществленным.

Нижегородские купцы братья Ремизовы поставляли пиломатериалы и металлоизделия, Зарубин — камень. Наибольшие партии кирпичей для постройки предоставили купчиха Долгополова, купец Рукавишников, владелец кирпичного завода крестьянин Петелькин.

В 1880 году строительство храма был закончено, он был передан Нижегородской епархии и получил штат: священника, диакона, псаломщика. Главный престол храма – во имя святого благоверного князя Александра Невского — был освящен 20 июля 1881 года.

Поскольку постоянного прихода у храма не было (его составляли приезжающие на ярмарку купцы), основное помещение функционировало только во время ярмарки, а зимой не отапливалось. Зимняя же отапливаемая церковь Макария Желтоводского и Унженского находилась в выступающем западном притворе.

Читайте также:
Орловская митрополия: история и описание, наследие, состав и отделы

В период революционных потрясений храм пережил череду гонений и осквернения. К этому времени собор святого благоверного князя Александра Невского стал очень популярным не только среди купечества, но и среди простого народа. В храме находились чудотворная икона Божией Матери и Животворящий Крест Господень, к которым прибегали многие страждущие. По мнению властей, в 1929 году приток в храм таких прихожан: местных домохозяек и неорганизованного населения — «вызывал неудобство». Поэтому в конце года ценности были изъяты, а зимой 1930 года по решению руководства Волжской флотилии иконостасы и все деревянные украшения собора пустили на дрова для обогрева местных домов. Прихожанам удалось спасти лишь несколько икон, в том числе икону Божией Матери и Животворящий Крест, которые до последнего времени находились в Высоковской церкви.

Проект реконструкции бывшей ярмарочной территории, разработанный в конце 20-х годов, предусматривал снесение собора Александра Невского и возведение на его месте маяка с памятником Ленину. Но, к счастью, выполнение проекта закончилось лишь разборкой шатров. В дальнейшем здание собора использовалось под склады и частично под жилье. В многочисленных постройках, окончательно обезобразивших храм, были размещены подсобные помещения. В начале 1940-х в здании собора произошел пожар, уничтоживший его интерьер и роспись на потолке и стенах.

Во время Великой Отечественной войны на центральном барабане собора во имя святого благоверного князя Александра Невского стояла зенитная батарея, защищавшая нижегородское небо от вражеских налетов.

Новая эра для собора Александра Невского наступила с 80-х годов ХХ века, когда по проекту архитекторов О. Е. Сундиевой и И. С. Агафоновой начались реставрационные работы по восстановлению сорванных шатров. Работы шли медленно, поскольку тяжело было подобрать нужный металл для изготовления перекрытий и других шатровых элементов. За выполнение столь сложного заказа взялись работники Кулебакского металлургического завода. Были и другие сложности в работе.

Но все же с 1992 года в соборе параллельно с реставрацией возобновляются богослужения. Вскоре в храме была налажена эффективная система отопления, разработана новая конструкция иконостаса. Новая – потому что секрет старых мастеров, установивших и закрепивших в прошлом веке 23-метровый (с восьмиэтажный дом) иконостас, открыть не удалось. Многое пришлось восстанавливать по фотографиям.

И снова перед нами прежний храм — центричный, пятишатровый, архитектурные массы от притворов и боковых шатров нарастают ввысь, устремляясь к мощному центральному шатру с большой золоченой главой.

В плане собор имеет форму «греческого креста». В крестово-купольной структуре храма, в ряде деталей фасадов отразилось официальное понимание русской национальной культовой архитектуры. Это последнее сооружение в городе, возведенное на основе «образцовых» проектов К.А. Тона. Общий облик собора, удачно найденные габариты и силуэт, масштабность основных пропорций ставят его на одно из первых мест по значению в речном фасаде Нижнего Новгорода.

И до революции, и после своего второго рождения собор в честь святого благоверного князя Александра Невского был местом встречи почетных гостей: августейшей фамилии, православных иерархов. Дважды собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II — в 1991 году во время перенесения мощей преподобного Серафима Саровского и в ноябре 2005-го, когда Россия впервые отмечала государственный праздник День народного единства.

Дмитрий Авдеев

Психотерапия — явление для православной культуры новое, но если окунуться вглубь христианства, то можно вспомнить, что издревле психически больных людей считали бесноватыми и оттого лечили в монастырях, священники же, избавляющие от подобных заболеваний молитвами звались экзорцистами. Потому связь психотерапии и религии очевидна, об этом во множестве своих трудов упоминает и известный православный психотерапевт Дмитрий Авдеев.

Биография

Дмитрий Авдеев известен сегодня в Москве как практикующий православный психотерапевт и психиатр. Он кандидат медицинских наук с довольно большим опытом работы в нескольких лечебных центрах, а также врач при храме Святого Великомученика Вонифатия, находящегося на территории областной психиатрической больницы в Москве.

Дмитрием Александровичем разработаны и успешно реализуются несколько программ по реабилитации лиц, пострадавших от наркомании и алкоголизма.

Дмитрий Авдеев родился в 1964 году. Информации о том, из какой семьи родом он происходил нет, однако известно, что с достаточно юного возраста мальчик испытывал большой интерес к знаниям и вероятно в его семье это поддерживалось.

Окончив медицинский факультет Чувашского университета в 1988 году, Дмитрий решил продолжать обучение и до 2006 года осваивал разные новые для него специализации, все больше углубляющие его в психотерапию и православие.

Читайте также:
Спасо-Каменный монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Параллельно Дмитрий Александрович попробовал работать в нескольких должностях:

  • врач в лечебных учреждениях;
  • доцент кафедры психологии;
  • внештатный консультант медицинского центра при Президенте Российской Федерации;
  • психотерапевт православного центра имени Иоанна Кронштадтского.

Интересно! С 2003 года Авдеев является одним из организаторов Центра реабилитации при Русском приходе на Кипре. Продолжая развиваться в направлении православной психотерапии, он окончил в 2006 году курс обучения на факультете богословия в университете имени Лучиана Благи в Румынии, где получил специализацию «Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям».

Образование

Достигнув юношеского возраста Авдеев поступил в Чувашский государственный университет, на факультет медицины, который окончил с отличием в 1988 году. Далее молодой специалист продолжил обучение в ординатуре и аспирантуре, но уже при медицинском институте в Казани.

С 1989 года Авдеев начал менять свою специализацию, обращаясь к психотерапии. Он поступил в Санкт-Петербуржский институт имени В.М. Бехтерева, а по его окончании в 1992 году в Московский институт общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, где после защиты кандидатской диссертации был отправлен на стажировку в Германию.

Книги и публикации

Дмитрию Авдееву принадлежит авторство многих книг, которые в разные годы были изданы не только на русском языке, но и на грузинском, болгарском, румынском, сербском, английском и немецком.

К числу его лучших произведений и публикаций относят:

  • «Мысли о женской душе или очерки житейской психологии»;
  • «Очерки православной психотерапии. В помощь страждущей душе»;
  • «Нервность: ее духовные причины и проявления»;
  • «Уныние и депрессия. Сходство, различие, врачевание»;
  • «Как сохранить душевное здоровье ребенка» и многие другие.

Кроме того Дмитрий Александрович частый гость православных радиостанций и телеканалов.

Текущая деятельность

Сегодня Дмитрий Александрович является директором Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. В 2012 году ему присудили звание профессора, а в следующем 2013 он получил еще одно почетное звание — «Заслуженный работник науки и образования».

Участвуя в разработке модели христианской психотерапии, Авдеев читает лекции, как в России, так и за границей, выступает с докладами на церковных конференциях форумах.

В 2010 году он был удостоен новой награды и от Правления Союза писателей России был награжден медалью имени А.П. Чехова с формулировкой «за вклад в духовное совершенствование нации», а спустя 3 года, в 2013 году получил медаль имени М.Ю. Лермонтова.

Кроме того, в 2012 году по решению правительства Дмитрий Авдеев получил золотую медаль «за новаторскую работу в области высшего образования».

2015 год принес новые награды — лауреат Всероссийского конкурса имени Академика РАМН Т.Б. Дмитриевой в номинации «Психопросвещение» и лауреат международной книжной выставки в Москве. Также этот год принес Авдееву медаль М.В. Ломоносова.

На заметку! С 2019 года профессор Авдеев входит в число лучших психотерапевтов Москвы.

Авдеев Д.А.. Книги онлайн

Авдеев Дмитрий Александрович (р. 1964) – московский психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук, медицинский психолог.

Родился в 1964 году. В 1988 году закончил с отличием медицинский ВУЗ. Обучался в клинической ординатуре, аспирантуре. В 1992 году защитил кандидатскую диссертацию.

Работал в лечебных учреждениях, врачом-психотерапевтом Душепопечительского Центра во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского. Вел врачебный прием при храме св мученика Вонифатия (Областная психиатрическая больница, Москва).

В 2003-2004 годах принимал активное участие в организации реабилитационного центра Русского прихода св. Стиллиана в Лимассоле на Кипре.

В 2005-2006 годах заочно прошёл полный курс последипломного обучения на богословском факультете университета «Лукиан Благо» в (Румынии) по специализации «Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям».

В 2005 году возглавил Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям и утвержден в должности профессора.

Автор более 300 духовно-просветительских, научных и научно-популярных публикаций, в том числе более 50 книг и брошюр, изданных, кроме русского, на румынском, сербском, болгарском, грузинском, английском, испанском, немецком языках общим тиражом более миллиона экземпляров.

Книги (7)

Автор этой книги – православный врач-психиатр, психотерапевт, кандидат медицинских наук.

В доступной форме повествуется о взаимоотношениях психиатрии и духовности. С православной точки зрения анализируются различные психопатологические состояния: депрессии, неврозы, психозы, алкоголизм, наркомания и др., а также вопросы помощи больным, которая по роду деятельности автора названа врачебным душепопечением.

Книга посвящена очень актуальной теме – преодолению алкогольной и наркотической зависимостей. Наряду с медико-психологическими мероприятиями, которые обычно составляют начало лечения, совершенно необходимы духовные усилия для преодоления этих греховных страстей.

Вера в Бога, покаяние во грехах, устроение жизни по заповедям Христовым в купе с трезвением, самоконтролем и воздержанием – слагаемые истинного, а не мнимого исцеления.

Читайте также:
Храм всех святых на Соколе: история и описание, адрес, праздники и святыни

В доступной форме в кгиге повествуется о взаимоотношениях психиатрии и духовности. С православной точки зрения анализируются различные психопатологические состояния: депрессии, неврозы, психозы, алкоголизм, наркомания и др.

«Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи. »

Во все времена истории человечества были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи, смерчи. И трудно сопоставить, скажем, в какой степени нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного.

Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последнее время? Причина, думается, одна – в нарастающем безверии, в потере человечеством духовного фундамента, а с ним и истинного смысла жизни.

Оказывается, что главное в происхождении невроза не стрессы и неприятности, а личность человека. Причем личность внутренне расстроенная. Грех, как корень всякого зла, влечет за собой невротические расстройства.

В книге говорится о том, что в числе причин возникновения целого ряда психических заболеваний явственно выступают духовно-нравственные факторы. О том, что многие психические расстройства, в первую очередь так называемые «пограничные состояния», «подпитываются» греховными страстями.

Автор глубоко убежден в том, что большая часть указанных расстройств – это последствия греховного образа жизни, страстей и пороков, укоренившихся в душе человека.

Наряду с медико-психологическими мероприятиями, которые обычно составляют начало лечения, совершенно необходимы духовные усилия для преодоления этих греховных страстей.

«Будучи врачом психиатром-психотерапевтом, я убежден, что моя практическая деятельность, в основе которой – диагностика и лечение пограничных нервно-психических нарушений, душевная поддержка и утешение обращающихся за помощью людей, не может быть вне моего собственного мировоззрения, вне спасительного лона Православия.

Как врач, я считаю своим долгом способствовать духовной защите психического здоровья людей, ограждать их души от посягательств многочисленных новоявленных псевдоцелителей». Авдеев Д.А.

«Годы атеизма не прошли бесследно. Выросло почти три поколения людей, не знавших Бога и Его святую Церковь.

В своей практической врачебной деятельности я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда болящий или скорбящий человек не понимает духовного смысла страдания (имею в виду крещеных православных), очень тяготится своим самочувствием, полон уныния и печали. Бывает и того хуже: отчаяние, тоска, желание смерти.

Хочется верить, что Господь даст нам время и силы, чтобы покаяться и исправиться».

Авдеев Дмитрий Александрович. Биография

Дмитрий Александрович Авдеев — психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор, член Союза писателей России.

По данным сайта «Психотерапевты Москвы» в 2019 и 2020 годах Дмитрий Авдеев входит в число 10-ти лучших психотерапевтов Москвы.

Родился в 1964 году в Чувашии, в русском селе Кольцовка. В 1982 году после окончания чебоксарской средней школы поступил на медицинский факультет Чувашского госуниверситета на специальность «лечебное дело», а в 1988 году с отличием окончил ВУЗ и был направлен как отличник учебы в клиническую ординатуру на кафедру психиатрии Казанского медицинского института (1988-1990). Первичную специализацию по психотерапии получил в 1989 году в Психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева (Санкт-Петербург). После окончания ординатуры рекомендован в очную аспирантуру той же кафедры, которую досрочно окончил за два года, подготовив кандидатскую диссертацию. Защита прошла в 1992 году в Институте общей и судебной психиатрии им. В.П.Сербского. Диссертационное исследование посвящено изучению вопросов экологической психиатрии. В том же году прошел стажировку по психотерапии в Германии.

С 1992 по 1995 годы Д.А.Авдеев работал в должности заведующего кабинетом психотерапии Республиканского кардиологического диспансера (г.Чебоксары). Занимался вопросами психологической реабилитации больных инфарктом миокарда на постстационарном этапе. Практические результаты этой деятельности были доложены на Всероссийской конференции «Актуальные вопросы профилактики неинфекционных заболеваний» (Москва, 1993), а также опубликованы в монографии и научных статьях на русском и английском языках. В это же время читал лекции в должности доцента на кафедре психологии Чувашского Института образования.

С 1996 по 2003 гг. работал врачом-психотерапевтом Московской больницы №32, в Душепопечительском Центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в Москве и вел врачебный прием при храме святого мученика Вонифатия в Московской Областной психиатрической больнице.

В Душепопечительском Центре в соавторстве с игуменом Анатолием (Берестовым), Р.А.Страховой и Г.В.Ефремовой разработал программу реабилитации наркозависимых – «Православная программа реабилитации молодежи с аддиктивным поведением». Осуществляется программа с участием духовенства, пра­вославных врачей, психологов и педагогов. Программа реабилитации показала свою высокую эффективность.

В 2003—2004 годах работал на Кипре. Принимал участие в организации Реабилитационного центра Русского прихода святого Стиллиана (г. Лимасол). В 2005—2006 годах обучался в докторантуре на богословском факультете Университета им. Лучиана Благи (г.Сибиу, Румыния) по специализации «Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям».

Читайте также:
Андрей Мазур: биография архидиакона, награды и труды, история службы

С 2005 года и по настоящее время – директор московского Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, утвержден в должности профессора. К пятилетию Института была выпущена памятная медаль «За помощь и усердие». В 2020 году Институт отметил свое пятнадцатилетие.

Доктор Авдеев постоянно повышает врачебную квалификацию. Он обучался на кафедре психотерапии Российской Медицинской Академии последипломного образования МЗ РФ (г.Москва), на кафедре психиатрии Московского государственного медико-стоматологического медицинского университета, в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте имени В.М.Бехтерева, проходил обучение у многих ведущих психотерапевтов Европы и США. Являлся членом редколлегии ряда отечественных и зарубежных журналов. С публикациями и докладами принимал участие в отечественных, европейских и всемирных съездах по психиатрии и психотерапии.

В 1991 году принял Святое Крещение.

C 1991 года Д. А. Авдеев активно работает в направлении формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, разработки модели православной психотерапии. Всего за годы работы им проконсультировано более 40000 человек. Читает лекции в России и за рубежом.

ВЫСТУПАЛ С ЛЕКЦИЯМИ И ДОКЛАДАМИ О ХРИСТИАНСКОМ ОТНОШЕНИИ К ПСИХИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ И ПРАВОСЛАВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ (ОСНОВНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ):

  • Онлайн-презентация книги “Уныние и депрессия: сходства, различия, врачевание” и интервью в инстаграм, Сретенский мужской монастырь, г.Москва, 2020;
  • Сергиевское благочиние, Северо-восточное викариатство г. Москвы. Беседа с церковнослужителями, 2015;
  • Рыбинская епархия (Ярославская митрополия), лекция для священнослужителей «Пастырское душепопечение психически больных», Рыбинск, 2014;
  • Рождественские Чтения, Москва, 1999, 2001, 2002, 2014;
  • I Пасхальные Чтения Бишкекской и Кыргызстанской епархии, возглавил секцию «Истинные и ложные ценности», Бишкек, Кыргызстан, 2013;
  • «Психические заболевания: православный взгляд» (Актовая речь) в Международном университете им Г.Р.Державина, г.Свети Николе, Республика Северная Македония. Присвоено ученое звание профессора университета, 2013;
  • «Неделя православной книги», презентация своих книг, переведенных на болгарский язык, г.Варна, Болгария, 2013;
  • «В помощь страждущей душе», двухдневный семинар в Сербском приходе св.Стефана Дечанского, Гетеборг, Швеция, 2013;
  • Международная школа «Православие и психология», Москва, 2009;
  • Международная конференция по психиатрии, Охрид, Македония, 2009;
  • IX ежегодная конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи», Казанская Духовная семинария, был сопредседателем секции «Психология», 2009;
  • Македонский психиатрический конгресс с международным участием, Охрид, Республика Северная Македония, 2009;
  • Российский Православный университет (курс лекций по психиатрии был прочитан в должности доцента университета), 2008;
  • Богословский факультет Бухарестского университета (2005, 2008);
  • Медицинские Академия Минска, 2008;
  • Медицинская Академия Курска, 2007;
  • Епархиальное Управление и Духовная семинарии, Ярославль 2008;
  • Международный конгресс по Паллиативной помощи. Бухарест, 2008;
  • Всемирный конгресс «Диалог Цивилизаций», Манама, Бахрейн, 2008;
  • Белорусская Академия последипломного образования, 2008;
  • Минское духовное училище, 2008;
  • Свято-Михайловские Чтения, Минск, 2008;
  • Знаменские Чтения, Курск, 2007
  • Всероссийская выставка «Православная Русь», С-Петербург, ЦВЗ «Манеж», 2006;
  • XII Ежегодная Богословская конференция православного Свято-Тихоновского богословского института, Москва, 2005;
  • Конференция «Ты – не товар», Лимасольская митрополия, Кипрская Православная Церковь, Лимасол, Кипр, 2003;
  • Свято-Троицкая Сергиева Лавра, круглый стол «Православие и медицина», Сергиев Посад, 2002;
  • Общество православных врачей г.Коломны, 2002;
  • Александро-Невская Лавра, совместное заседание духовенства епархии и врачей-психотерапевтов города, Санкт-Петербург, 2001;
  • Московский Государственный Университет, 2001;
  • Спасо-Преображенский мужской монастырь, о.Валаам, 2001;
  • Конференция «Церковь и медицина: психическое здоровье человека», Минск, 2000;
  • Конференции «Россия без наркотиков» (Москва, Свято-Данилов монастырь), 2000;
  • Цикл бесед в медико-просветительском Центре «Жизнь», Москва, 2000-2001;
  • Душепопечительский центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, Москва, 1998, 1999;
  • Институт психологии РАН, Москва, 1998;
  • Культурный комплекс «Меридиан», Москва, 1997;
  • Издательский отдел Московской Патриархии (круглый стол «Православие и психиатрия»),1996;

Выступления на приходах, в монастырях и воскресных школах.

Опыт работы Д.А.Авдеева отражен в следующих учебных программах:

  • биоэтика (МГУ им. М.В.Ломоносова, Дальневосточный федеральный университет и др.);
  • диакония и биоэтика (Московская Духовная академия);
  • медицина и Церковь (программа для студентов медицинских училищ и колледжей, Московская епархия);
  • пастырская медицина (Казанская духовная семинария);
  • православная психология, духовные основы милосердия, православная культура в различных ВУЗах, колледжах и училищах России.

Практический опыт профессора Д.А.Авдеева используется священнослужителями Поместных Православных Церквей: в курсах пастырской психологии (Богословский факультет Софийского университета, Болгария) и пастырского богословия (Румынская Православная Церковь).

Научные исследования, книги и публикации Д.А.Авдеева были использованы в диссертационных исследованиях (кандидатские, магистерские, докторские диссертации) по медицинским наукам, психологии, богословию, философии, социологии, педагогике, культурологии.

Результатам исследований и презентации книг доктора Авдеева было посвящено заседание в Пастырско-советодавном Центре (Белград, Сербия, 2005).

Читайте также:
Ханты-Мансийская епархия: храмы и монастыри, священники и настоятели

С презентацией книг и мультимедийных проектов принимал участие во многих православных выставках в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде,

Публиковался во многих православных периодических изданиях в России и за рубежом (около 500 публикаций).

С авторскими программами «Душевное здоровье» и «Греховные недуги» выступал на православном ТВ «Союз». Был ведущим цикла передач «В помощь страждущей душе» на православном Радио «Радонеж». С циклом бесед о душевном здоровье выступал на радио «Благо», «Благовещение», «Голос русского прихода» (Кипр), а также участвовал во многих православных радио и телепередачах в России, Румынии и Беларуси.

Сотрудничал с православным радио «Логос» Новосибирской митрополии. На волнах радио было озвучено более 20 рассказов Дмитрия Авдеева. Был участником многих телевизионных передач на телеканалах «Столица», «Доверие», «Радость моя» и других.

С 2003 года работает официальный сайт «Православный психотерапевт».

С участием Д.А.Авдеева было подготовлено несколько документальных фильмов:

  • «Православие и психотерапия»;
  • «Душевные заболевания: православный взгляд»;
  • «Как человек бросал курить»;
  • «Беседа с врачом психиатром»;
  • «Беседа с врачом психиатром» (перевод на македонский язык);
  • Фильм-беседа доктора Авдеева «Православни психиjатар о болестима душе». (сербский язык)

АУДИОЛЕКЦИИ ДМИТРИЯ АВДЕЕВА (АУДИОКНИГИ)

  • Беседы на радио «Благо», 2002-2003.
  • Беседы на радио «Радонеж», 2006.
  • «Лекции по православной психологии», 2006.
  • «Православие и медицина. О душевном здоровье», 2006.
  • «Избранные лекции, беседы, интервью», 2010.
  • «Строчки из сердца. Афонские рассказы», 2016. Радио «Логос» Новосибирской митрополии.
  • «Небо близко. Рассказы, воспоминания», 2016. Радио «Логос» Новосибирской митрополии.

Доктор Авдеев – автор многочисленных книг, изданных, кроме русского, на румынском, сербском, болгарском, македонском, английском, испанском и немецком языках. Общий тираж изданных книг превысил 1,5 миллиона экземпляров.

Книги Д.А.Авдеева прошли рецензирование и одобрены Издательским Советом Русской Православной Церкви.

В 2002 году книга Дмитрия Авдеева «В помощь страждущей душе» по одной из версий вошла в список 15 лучших книг за последние 15 лет (1987-2002).

Три книги Д.А. Авдеева вошли в комплекты духовно-нравственной литературы, которые МИД РФ закупил для 25 дипломатических представительств. Эксперты выбрали следующие книги: «100 вопросов православному психотерапевту», «Душевные болезни: православный взгляд», «Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям».

В 2017 году издана книга Д.А.Авдеева «Греховные недуги. Зависимые состояния» (7-е издание) большим тиражом – 20000 экземпляров и распространялась она безвозмездно. Благословил издание книги и оказал большое содействие в осуществлении этого проекта схиархимандрит Илий (Ноздрин).

В 2008 году приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (†2008) прислал Д.Авдееву отзыв на его книгу «Очерки православной психотерапии», в котором, в частности, написал: «…книга, пытающаяся рассмотреть с православных позиций вопросы психиатрии, несомненно, имеет важнейшее значение и актуальность. Убежден, что Ваш очередной труд послужит на пользу Православной Церкви, одной из неотъемлемых задач которой является врачевание душ человеческих».

Полный перечень книг Д.А.Авдеева представлен ниже.

НАУЧНЫЕ ЗВАНИЯ, УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ, НАГРАДЫ

  • Кандидат медицинских наук, 1992.
  • Профессор Международного Славянского университета им. Г.Р.Державина (республика Северная Македония, г.Свети Николе), 2013.
  • лауреат VIII Всероссийского конкурса «За подвижничество в области душевного здоровья» им. Академика РАМН Т.Б.Дмитриевой в номинации «Психопросвещение», 2015.
  • Почетный доктор наук Международной Академии Естествознания, 2011.
  • Член Союза писателей России, 2011.
  • Медаль «Тако да просветится свет ваш пред человеки…» II степени (Международный Царский фонд), 2013.
  • Архиерейская грамота Рыбинской и Угличской епархии, 2013.
  • Медаль им.А.П.Чехова за вклад в духовное совершенствование нации, Союз писателей России, 2010.
  • Медаль им.М.Ю.Лермонтова, Союз писателей России, 2013.
  • Медаль «60 лет Московской городской организации Союза писателей России» и наградной знак «Союз писателей России», 2014.
  • Медаль Михаила Васильевича Ломоносова, (Российская Академия Естествознания), 2015.
  • Благодарственное письмо Архиепископа Курского и Рыльского, 2007.
  • Диплом Архиепископа Нижегородского и Арзамасского, 2009.
  • Благодарственное письмо Депутата Госудаственной Думы ФС РФ, 2017.
  • Награждался неправительственными наградами, почетными дипломами священноначалия Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, дипломами отечественных и зарубежных православных издательств. Имя было занесено в энциклопедию «Who is Who» в России.

Что может врач без Бога?

Беседа с православным психиатром и психотерапевтом Дмитрием Авдеевым

Сможет ли светская медицина помочь пациенту с душевными проблемами, или, как говорят, душевнобольному человеку, если не будет опираться на учение Церкви о человеке как образе Божием? Об этом и о многом другом мы беседуем со специалистом в области медицинского попечения о душе, практикующим почти 30 лет православным психотерапевтом и психиатром Дмитрием Авдеевым.

– Дмитрий Александрович, какова динамика обращений в период кризиса?

Кабинетов православной психотерапии в многомиллионной Москве практически нет

– Динамика обращений находится в прямой пропорциональной зависимости от обстановки в обществе: чем последняя напряженнее, тем больше людей обращается за помощью, потому что в первую очередь психика испытывает на себе бремя нестабильности. И у очень многих людей она «слабое место». Где тонко, там и рвется. Страх, малодушие, неуверенность в завтрашнем дне. Вера уходит на второй план.

Читайте также:
Знаменский собор в Тюмени: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, контакты и телефон

Нужно беречь друг друга, по-доброму друг к другу относиться. Нужно развивать церковно-социальные институты, а кабинетов православной психотерапии в многомиллионной Москве практически нет.

Секуляризация возможна в геометрии, в автомобилестроении, но только не в науке о душевной поддержке, потому что это область душепопечения, и православная психотерапия – это мостик в храм.

Звонок: «Здравствуйте, я нецерковный. Я вообще некрещеный. Вы принимаете таких?» – «Конечно, принимаю». Я понимаю, что его Господь призывает через скорби. Моя работа очень востребована. Иногда это просто катехизация, объяснение вероучительных истин: «Закон Божий» вместе почитаем, что-то расскажу об иконке, о празднике.

Если психиатрия – это в основном биологическая терапия с использованием медикаментов, то психотерапия – лечение словом, душепопечение, душевная поддержка. Ведь люди приходят не за информацией, а за вниманием и сочувствием. Им нужны любовь и искренность.

Мощные обороты набирает сейчас наука о зависимостях – «аддиктология» – как раздел психиатрии. Причем зависимости бывают химическими: алкоголизм, наркомания, а бывают – нехимическими. Нехимические зависимости выросли как грибы после дождя. И интернетомания, и зависимость от телевизора – а душе отвратительно, когда она питается суррогатом.

Типичная ситуация. Юноше 18 лет. Ко мне пришли его мама и тетя, а сам он себя зависимым (больным, если хотите) не считает, к специалисту обращаться не хочет, проблем не видит, но вместе с тем на учебу не ходит, планов не имеет, реального общения практически не имеет, всё подменено виртуальным – это проблема, и социальный ее шлейф трудно переоценить.

А желание находиться и «лайкаться» в социальных сетях, отмечать каждый шаг своей жизни, фотографировать всё на своем пути и выкладывать в интернет? Это вообще что-то новое, и психиатрия только начинает разбираться в пагубности этого стиля жизни. Возникла какая-то новая философия – жизнь вовне, и лишь духовный стержень поможет отфильтровать весь водопад, обрушивающийся на современного человека. Без духовного фильтра можно очень сильно повредиться. Можно стать зомби без телесных проблем, без сердца и без души.

– В чем разница между зависимостью и увлеченностью?

– Когда мы говорим о зависимостях, то имеем в виду бесцельное времяпрепровождение. Конечно, книжки и статьи я пишу на компьютере и отвечаю больным на письма по электронной почте. Работой тоже можно увлечься до бессонницы, но все-таки это разные вещи, и во всем нужна иерархия.

Посетители спрашивают: «Когда ходить в церковь? В воскресенье домашние дела, хочется выспаться и т.д.». Могу ответить только словами Евангелия: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Нужно знать, для чего мы живем, какова цель нашей жизни, тогда это будет нам помогать на какое-то время выключаться, с высоты птичьего полета оценить наши денечки, посмотреть на них.

– Можно ли просто усилием воли перестать нервничать?

– Святые отцы говорят, что нервность проистекает от горделивого устроения души.

– А вы используете в своей практике аскетические приемы?

Каждый в свою меру обязательно должен опираться на опыт отцов-аскетов

– Слово «аскетика» многих пугает, уводит воображение в египетскую пустыню, воскрешает образы преподобных Антония Великого, Макария Великого и других. Это замечательные примеры. Но знание аскетических приемов под силу каждому человеку – развитие помысла, этапы развития помысла: прилог, сосложение, сочетание, пленение. Каждый в свою меру обязательно должен опираться на опыт отцов-аскетов или хотя бы читать сочинения святых отцов, близких к нашему времени: святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, 25-летие канонизации которого недавно отмечалось. Наша вера очень прикладная, и душевный мир невозможен без Христа.

Приходящие люди слышат от меня в ту меру, в которую можно сказать, чтобы не повредить. Но иногда я объясняю какие-то приемы, в частности то, что связано с развитием помысла, рисую схему, показываю, как прилог часто имеет бесовскую природу или коренится в наших страстях и как человек начинает его разглядывать, идти у него на поводу, как рождается мысль, как рождается желание. А что такое силы души? Все эти моменты очень важны и нужны, тем более что мы не можем опираться на светскую антропологию и психологию, потому что светская психология не говорит о грехе, о вечной жизни, о Боге и душе – мы не найдем там себе помощников.

Читайте также:
Покровский мужской монастырь “Шулдан” в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Слава Богу, что сегодня есть (и активно развиваются!) православные антропология и психология. Такие книги, как «Основы православной антропологии» протоиерея Вадима Леонова, «Психиатрия и проблемы духовной жизни» профессора психиатрии Дмитрия Евгеньевича Мелехова (ставшая классикой), «Православная психотерапия» митрополита Иерофея (Влахоса) и другие служат замечательным подспорьем каждый день.

– Вы практикуете почти 30 лет – это целое поколение. Человек изменился по своей природе за эти годы?

– 30 лет – небольшой срок, но души стали более запутанными, более сложными, характер обращающихся людей, ситуаций, их конфликты, их неврозы порой не поддаются описанию.

– Раньше жили по десять человек в одной комнате, а теперь вдвоем не можем ужиться в одной квартире?

– Причем нас никто не четвертует, не бросает на съедение львам в Римский цирк – мы слова не можем потерпеть! Мы не можем потерпеть немощей другого человека, мы напрочь разучились любить, мы закрыты, мы начинаем огрызаться, возникает одиночество в толпе, внутренняя дебелость, безблагодатность. Особенно это чувствуется в мегаполисе, где порой признаются: «Пять лет хожу в храм – и ни с кем не здороваюсь. И со мной никто». Разве Господь говорил об этом?

Гордость – главный катализатор душевных недугов и расстройств

Всё упирается в гордость, которая, как царица страстей, возобладала над душами людей. И нетерпимость, и недружелюбность, и скрытность, и недоверчивость, и угрюмость, и неласковость – ее дщери. Гордость – главный катализатор душевных недугов и расстройств. Это хорошо известно, я только подтверждаю всё это каждый день на практике.

– Тема психиатрии пограничная или нужна всем?

– На тему душевного здоровья много говорят и пишут, проходят съезды, конференции, но как-то изолированно. На деле с прискорбием вижу глубокое невежество населения, отсутствие культуры в этом вопросе. В народе нет понимания: психология, психотерапия, психиатрия. «Что?! Как?! Лечиться?! Молиться?! Когда?!»

Звонит человек издалека: «Методы официальной психиатрии не помогают. Что предложите вы?» Я говорю: «Но у нас ведь нет каких-то специфических методов, мы говорим о молитве, о таинствах, о молитве сродников, об изменении образа жизни, о стремлении к благочестию». Наша организация называется «Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям».

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится о трех причинах развития психических заболеваний, две из которых носят духовный характер. Это важно. Мы говорим о причине зависимых состояний – это греховная страсть, и нужны личная решимость и помощь Божия. Светская наркология зашла в тупик. Кроме вывода из запоя, снятия абстинентного синдрома (ломки) ничего больше не умели делать, и центры отличались только сервисом оказываемых услуг. Теперь в каждом крупном наркологическом центре, больнице есть домовый храм, часовня, молитвенные комнаты. Духовенство приглашают на конференции, подписаны соглашения с Минздравом, с Наркоконтролем и т.д.

– 18 июня подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Тема «Православие и медицина» имеет большую предысторию. Надо возвращаться к истокам

– Тема «Православие и медицина» имеет большую предысторию. По постановлению Стоглавого Собора (1551) «лечцы» были церковными людьми, подвластными епископу. Если углубиться в историю, то увидим и монастырский этап развития медицины, в частности психиатрии, и домовые церкви, и сестер милосердия – и множество других прерванных традиций. Надо возвращаться к истокам.

Авдеев Дмитрий Александрович — православный психиатр

Авдеев Дмитрий Александрович — православный психиатр и практикующий психотерапевт, психолог, профессор, директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям.

Психотерапевт Авдеев Дмитрий Александрович — действующий член Союза писателей, автор научных работ, книг, статей, изданных во многих странах на разных языках с общим тиражом более 1,5 млн экземпляров. Носит звание «почетный доктор наук»

Нашел христианский подход к психиатрии

Авдеев Дмитрий Александрович родился в 1964 году. С отличием закончил факультет по медицине в Чувашском государственном университете. Успешно прошел аспирантуру Казанского мединститута. Получил психотерапевтическую специализацию в Психоневрологическом институте Санкт-Петербурга.

Защитил кандидатскую в Институте общей и судебной психиатрии. Прошел стажировку в Германии. Окончил курс обучения (2005-2006) университета им. Лучиана Благи (Румыния) по специальности «Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям»

Работал во многих лечебных, учебных учреждениях. Был внештатным консультантом по психологическому здоровью в медицинском центре при Президенте, практикующим врачом Центра святого Иоанна Кронштадтского. Сейчас Авдеев Д. А. — самый известный православный психиатр в Москве.

Читайте также:
Церковь Иоанна Златоуста в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Православные убеждения — основа лечения души

Одна из книг Дмитрия Авдеева, где он изложил свои взгляды на психические расстройства. Ключевая мысль: проблемы людей связаны с их греховной природой

Будучи истинным христианином, православный психотерапевт Дмитрий Авдеев убежден, что большинство психических расстройств появляется из-за неправильного, греховного образа жизни и поведения людей. По его мнению современные психологи и психотерапевты только растлевают души людей, а не помогают им. Этим они похожи на средневековых жрецов или чародеев. Оградить души от их посягательств — долг православного психотерапевта.

выявлять, лечить нервно-психические нарушения, поддерживать и утешать должен православный верующий. Это подтверждают и те, кому помог Дмитрий Александрович.

Авдеев Д. А. изменил отношение к психическим заболеваниям. Причина всех психических расстройств одна — нарастающее безверие и отсутствие духовного фундамента у большинства людей. Дело в том, что они живут без настоящего смысла жизни.

Неврозы и другие психические заболевания появляются совсем не из-за стрессов и текущих неприятностей в жизни человека. Причины более глубокие — греховные страсти внутри личности.

По-настоящему излечить душу человека сможет христианское отношение при лечении, нравственно-религиозная психиатрия. Почему это так? Потому что помочь человеку может только тот врач, который сам способен каяться, верить в Бога и исправлять свою жизнь.

За годы работы профессор психиатрии Авдеев Дмитрий Александрович помог тысячам пациентов — как православных, так и инославных. Для православного психиатра любой человек, вне зависимости от веры, нуждается в помощи при лечении душевных расстройств. Именно «душевных», как их называли раньше, а не просто нервных заболеваний, как принято называть их сейчас.

Принципы православной терапии

  1. Исповедовать православную веру .
    Психотерапевт, касаясь души своего пациента, должен сам ощущать благоговение свыше, так как каждый из людей является обладателем Божьего дара — души.
  2. Обучать пациентов по трудам святых отцов.
    Во время работы с психотерапевтом, пациенты учатся познавать себя, исправлять свои недостатки, воспитывают нравственность, когда знакомятся с трудами святых отцов.
  3. Исключить вредные методы. В православной терапии недопустимы насилие над человеком, ложь, оккультизм, механические психотехники, кодирование, программирование и другие воздействия, вредные для души.

Люди, которым нужна помощь психотерапевта, требуют особенного лечения.
И это не имеет ничего общего с большинством методов нашей традиционной медицины.

Страдания таких людей всегда связаны с разными внешними причинами: конфликтами в семье, проблемами на работе; переживаниями; духовными поисками. Обычно они испытывают дефицит понимания и любви, им не хватает душевного тепла, поддержки. Именно это и необходимо дать им в первую очередь.

Дмитрий Александрович — психотерапевт, преподаватель, публицист

Авдеев Д.А. разработал модель православной психотерапии. Преподает в России и за рубежом. Особое внимание уделяет бездуховным причинам зависимостей, дает рекомендации по лечению душевнобольных с точки зрения православия.

Минск, Духовное училище. Здесь Дмитрий Александрович проводил лекции

Чем может помочь Дмитрий Александрович Авдеев

  • консультации по вопросам христианского отношения к психическим отклонениям и заболеваниям;
  • диагностика психосостояний;
  • консультации по профилактике и лечению неврозов, депрессий;
  • оказание помощи при психологических проблемах;
  • сопровождение больных с зависимостями;
  • семейная психотерапия и психотерапия детей;
  • постстрессовая психотерапия;
  • психопрофилактика.

Лучшее доказательство хорошего лечения — отзывы об Авдееве Дмитрие Александровиче.

Вот только один из них:

«Дмитрию Александровичу низкий поклон! Он мне очень помог, открыл глаза… Часто вспоминаю его слова, и это помогает по жизни. Храни его Господь!»

Много времени занимает профилактика: выступления на радио и перед различными аудиториями слушателей в учебных заведениях, воинских частях, трудовых коллективах. Публикует статьи в периодической православной и светской прессе по проблемам наркомании, алкоголизма; выпускает брошюры, книги, аудио-, видеоматериалы.

В этой лекции Дмитрий Авдеев говорит о том, как должен вести себя священник, когда работает с психически больным в стационаре.

Как записаться на прием к Дмитрию Александровичу

Православный психолог Авдеев Дмитрий Александрович проводит запись по телефону 8 (926) 533-09-09 по будним дням в рабочее время.

Стоимость консультации — в среднем 3500 рублей за час.

Консультации проводятся на базе Центра Православной психотерапии.

Более подробную информацию можно увидеть на официальном сайте Дмитрия Александровича.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: