Собор Александра Невского в Новосибирске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Новости

В прессе получила распространение информация о том, что духовенство Александро-Невского собора якобы призывает жителей города на некие особые противокоронавирусные молебны. Эти публикации не соответствуют действительности – духовенство собора никаких массовых мероприятий не планировало, и объявлений не давало. Богослужения в соборе совершаются обычным порядком, в соответствии с расписанием, и с соблюдением всех противоэпидемических мер.

В настоящее время, Светлана Пеунова, она же Лада-Русь, заочно арестована по решению суда и находится в международном розыске. По некоторым данным, женщина скрывается в Прибалтике. Что не мешает ей оттуда призывать к отказу от вакцинации, фантазировать о международных заговорах и мечтать о мировом господстве. А тем временем, под призывы спасти Россию от ковида, QR-кодов, санитарного режима, а заодно и любого другого режима, катастроф, метеоритов и пришельцев, ОСВР под лидерством Светланы Пеуновой-Лады-Русь активно собирает пожертвования.

Сегодня у нас замечательный и благословенный праздник святого Димитрия Фессалоникийского. О его жизни вы в большинстве своем знаете, знаете, что он был сыном градоначальника Фессалоник, что его родители были тайными христианами и даже ему об этом не говорили. И лишь позднее, когда ему уже было лет 10–12, его повели и показали помещение, куда они тайком ходили и молились Богу перед иконами. И сказали ему, что все идолы, о которых он слышал и статуями и храмами которых был полон город Фессалоники, – это бесы, это неправда, ложь, измышленная людьми, а истинный Бог – это Бог Саваоф, Господь Иисус Христос, явившийся во плоти.

7 ноября в Москве стартовал XV Международный кинофестиваль «Русское зарубежье». Мероприятие продлится в течение недели. В рамках фестиваля фильмы представят режиссеры из России, Украины, США, Франции, Сербии и других стран. Всего в программу вошел пятьдесят один фильм. Кроме того, пройдут будут открыты выставки о русских эмигрантах. В состав жюри вошли актеры, режиссеры, сценаристы, писатели из России, США, Канады, Эстонии, Болгарии. Духовником кинофестиваля с 2012 года является руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии, кинорежиссер и сценарист, протоиерей Александр Новопашин.

Стоит заметить, что консервативная критика главного коммунистического идеолога и навязанной им идеологии будет очень ограниченной и безрезультативной, если мы не поймем, почему именно эта фигура и именно эта идеология до сих пор сохраняют относительную популярность в нашей стране. Для очень многих традиционных православных консерваторов совершенно очевидно, что Ленин это “исчадье ада”, “антихрист” и “русофоб”, ненавидящий русский народ, русскую государственность и Русскую Церковь, и они совершенно уверены, что это также должно быть очевидно всем остальным русским патриотам, а если кому-то не очевидно, то он такой же “антихрист” и “русофоб”. Но в сознании отдельно взятых людей, а тем более в их бессознательном, легко могут сосуществовать самые разные идеи, ценности и представления, зачастую взаимоисключающие друг друга. И поэтому весьма наивно ожидать такой очевидности от каждого встречного, пол жизни прожившего при советской власти или родившегося после ее краха.

Уголовное дело по фактам причинения вреда здоровью (ст. 111 и ст. 112 УК РФ) возбудили в отношении лидера “Церкви последнего завета” (община Виссариона) Сергея Торопа (Виссарион), пресс-секретаря общины Вадима Редькина и руководителя школы при организации Владимира Ведерникова. Об этом ТАСС сообщил источник в правоохранительных органах. “В отношении руководителей организации было возбуждено уголовное дело по фактам причинения тяжкого и среднего вреда здоровью. Как считает следствие, в 1990-х и начале 2000-х годов они причиняли в отношении своих адептов психологическое насилие, которое приводило, в том числе и к психическим расстройствам”, – сообщил собеседник агентства. Он добавил, что из-за несогласия стороны защиты отказ от возбуждения уголовного дела по истечению сроков давности не был вынесен.

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Уголовное дело о мошенничестве возбуждено в отношении одного из руководителей религиозного сообщества «Церковь последнего завета» Владимира Ведерникова, сообщает его адвокат в своем телеграм-канале. По мнению следствия, Ведерников, будучи директором средней школы «Истоки», где обучают детей последователей «Церкви последнего завета», с 2017 по 2019 годы предоставил в министерство образования Красноярского края ложные сведения о затратах на заработную плату сотрудникам, которые фактически в школе не работали.

История нашей Церкви Русской, история нашей державы Российской хранит немало примеров такой помощи. Сегодняшнее празднование по случаю годовщины явления в 1579 году во граде Казани иконы Божией Матери, посему именуемой «Казанской», – тому убедительное свидетельство. С того далекого времени, после чудесного явления чудотворного Казанского образа Божией Матери, усердием благоговейных рук иконописцев было сделано с нее несколько списков, одному из которых Господь благословил пребывать в нашем Богоявленском соборе. Сегодня мы здесь по нашей благочестивой русской традиции усердно молились Божией Матери в окружении многих дорогих верующему русскому сердцу святынь, преклоняли пред ними наши головы, принося благодарение за все благодеяния, на нас бывшие, на Церкви нашей, на Родине нашей.

За последние сутки в стране более 40 тысяч заболевших ковидом, умерших больше тысячи. Медики едва справляются с огромной нагрузкой и буквально требуют: «Люди, вакцинируйтесь! Мы можем не успеть вас спасти!» Власти объявляют локдаун, чтобы приостановить рост заболеваемости. Казалось бы, все очевидно. Сделай прививку – спаси себя и тех, кто рядом. Да, и еще маску не забывай надевать в общественных местах. Но нет. Давеча на службе в храме насчитала без масок около трети из присутствующих. Спросила у одной пожилой женщины, почему не защищает себя. В ответ получила отлуп: «В Бога надо верить, а не в ковид! Нечего на пустом месте новую религию придумывать». По ее логике, те, кто носят маски и делают прививки, чуть ли не раскольники.

Чуть больше трех лет назад я описала довольно подробно свою историю, как совершился мой непростой путь к Богу. Окончилась история на том, что «нужно лишь понести заслуженную епитимью». Сейчас хотелось бы описать, как именно я эту епитимью несла, какие великие благодеяния благоволил Господь явить на мне, какую огромную поддержку и милость оказывал. Много раз за это время порывалась приступить к описанию, но чувствовала, что рано. Постоянно вставали различные препятствия, что-то мешало, отвлекало. Оглядываясь назад, понимаю – было рано. Опиши я это всё раньше, вышел бы нездоровый ужастик в стиле фэнтези на околоправославную тему, проповедь бесовской деятельности. Многое открылось совсем с другой, весьма неожиданной стороны. А самое главное – я считаю себя обязанной свидетельствовать о великом Божием милосердии к кающимся грешникам и насколько светел, прекрасен путь покаяния.

Читайте также:
Спасо-Андроников монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Центр реабилитации наркозависимых во имя святого преподобного Серафима Саровского был организован при Александро-Невском соборе в 2004 году. Возглавил Центр настоятель собора протоиерей Александр Новопашин. Он и до сих является его руководителем. В воскресенье, 31 октября, сотрудники Центра социальной реабилитации алко- и наркозависимых Новосибирской епархии отметили 17-ю годовщину образования Центра. За это время через реабилитационные общины Центра в селах Локти и Шилово прошли сотни людей, страдающих негативными зависимостями.

29 октября в Министерстве образования Новосибирской области прошло совещание с трансляцией через интернет в городские и районные отделы образования. По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского, с докладом «О деструктивных организациях, действующих на территории Российской Федерации» выступил настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского, руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии, постоянный член межведомственной комиссии по профилактике экстремизма на территории Новосибирска, член общественного совета УТ МВД РФ по СФО протоиерей Александр Новопашин.

Сейчас мы наблюдаем рассвет медицинской конспирологии, которая, по моим подсчетам, ответственна за треть жертв от коронавируса. При том, что мы в настоящий момент имеем около 400 тысяч человек избыточной смертности, 200 тысяч из которых погибли непосредственно от COVID. Можно сказать, что около 100 тысяч ушли из жизни именно из-за такой пропаганды, что ежедневно у нас по стране, суммарно, вымирает целый поселок – почти тысяча человек. И в такой ситуации любые истории о том, что эта болезнь якобы вымышленная, а вакцины вредны – это просто определенная разновидность террористической деятельности. Потому что за последние 30 лет террористы убили гораздо меньше людей, чем за эти полтора года пропагандисты этих конспирологических теорий.

Собор Александра Невского

Монумент родоначальнику Великого Сибирского Пути

Собор Александра Невского — это культурно-религиозное сооружение на Транссибирской магистрали, сердце и душа для православных горожан Новосибирска.

Я очень дорожу воспоминаниями о своем первом посещении храма. Тогда он действительно поразил меня своей царственной величественностью. Если вы впервые в нашем городе, то обязательно включите это знаковое место в свой ознакомительный маршрут.

Собор был возведен в честь Александра III, и как считается, стал памятником родоначальнику Великого Сибирского пути. Во внешнем оформлении преобладает псевдовизантийский (или неовизантийский) стиль, ставший популярным в России во второй половине XIX века. Мне больше всего нравится то, что в архитектурном плане собор похож на церковную ассамблею Санкт-Петербурга «Во имя ликующей Божьей Матери».

Средства на постройку собора были выделены наследником престола Александра III, а именно Николаем II. Цесаревич находился в путешествии на Востоке, когда получил телеграмму от Александра III с приказом срочно отбывать во Владивосток. Именно этот город был выбран местом начала Великой Сибирской железной дороги. Будучи человеком верующим, Николай II предложил заложить на территории строительства фундамент церкви.

История возведения собора

Вопрос об авторстве сооружения до сих пор остается открытым. Многие исследователи называют создателями этого грандиозного проекта инженеров Косякова В. А. и Пруссака Д. К. Известно также, что план строительства подписал архитектор Н. Соловьев.

C самого начала планировалось возвести величественное сооружение, способное пережить века. Для большей монументальности при строительстве решено было использовать кирпич. В результате храм выстоял даже перед антирелигиозными репрессиями 30-х годов. Строительство началось 15 мая 1897 года и велось под наставлением инженера Н. М. Тихомирова. Так как оно занимало продолжительное время, руководство приняло решение временно соорудить деревянный молитвенный дом за счет прихожан.

В церкви возведено три престола: главный предел во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского и два боковых — Святителя Николая, Чудотворца и Святого великомученика Георгия. Роспись была выполнена иконописными мастерами из г. Томска.
Кладка кирпичных стен храма была закончена к концу 1898 года. Епископ Томский и Барнаульский Макарий освятил церковь в канун Нового Года, 29 декабря 1899 года.

Почему церковь Александра Невского стала Собором

По мере того, как город рос, в нем появлялись все новые и новые церкви, поэтому храм получил статус собора. Меня восхитили открытки и фотографии 1912–1913 годов: на них можно увидеть, что крыша церкви была покрашена в зеленый цвет, а стены побелены.

Я не удержалась, чтобы не показать старую открытку с собором Александра Невского. Раньше вид с главной улицы Новониколаевска был вот таким.

Собор Александра Невского, так же как и многие храмы, сильно пострадал при советской власти. Были утрачены и уничтожены святыни церкви и церковные колокола.

Инженер Н. М. Тихомиров, был похоронен на территории храма Александра Невского, для строительства которого он приложил немало сил. Несколько десятилетий спустя по вине городских властей его могила оказалась закатанной под асфальт. Впрочем, это уже совсем другая история.

По решению горсовета в начале 30-х годов собор закрыли, колокола и кресты сняли, а колокольню разрушили. В в 1957 году здание отдали под студию кинохроники. В определенный момент там даже планировали устроить концертный зал, но под давлением православной общественности власти вернули храм его законному владельцу — Русской Православной церкви.

В дальнейшем собор действительно преобразился: была отстроена колокольня, заново выполнены великолепные цветные мозаичные полы, восстановлен иконостас. В конечном итоге истина восторжествовала: храм вновь открыли для прихожан, а 15 мая 1991 года он был заново освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. После этого в нем привычная церковно-приходская жизнь потекла своим чередом.

При соборе возвели кирпичный крестильный храм во имя Иоанна Предтечи, в котором находится купель для совершения таинства крещения с полным погружением.

Святыни собора Александра Невского

При входе в храм перед нашим взором открывается завораживающий иконостас ручной работы. Роспись выполнена в традициях православной школы, а царские врата декорированы позолотой.

На амвоне перед главным алтарём, можно увидеть центральную икону с частью схимы и мощей Александра Невского.

Здесь есть иконы, которые ждали возрождения собора Александра Невского, пребывая в бережном хранилище краеведческого музея г. Новосибирска. Это «Иверская Богоматерь» в окладе и икона Великомученика и целителя Пантелеймона. Они размещены на специальных подставках (аналоях), а рядом для верующих установлены подсвечники, на которые ставят зажженные свечи.

Когда я находилась на церковной службе, меня пленил свод главного купола: он символизирует небесное царство, где в окружении архангелов восседает Христос. Правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, а в левой держит Евангелие.

Читайте также:
Храм Серафима Саровского в Кунцеве: описание и адрес храма, праздники, как добраться

Когда в Новосибирске стоит солнечная погода, свет обволакивает и высвечивает изображение Пантократора.

Как добраться

Конечно, для посещения собора Александра Невского необходимо сначала приехать в Новосибирск. Храм находится в центре города, и вы можете прогуляться пешком по одной из главных его улиц — Красному проспекту. Лучше идти не торопясь, чтобы по дороге рассмотреть интересные исторические здания и памятники.

Если вы в Новосибирске впервые, то можете воспользоваться метро и приехать к нужному месту практически из любого района города (вам нужна будет станция «Площадь Ленина»).

Свою пешеходную экскурсию вы начинаете от Краеведческого музея, затем проходите географический центр России, на месте которого заложена часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая. Далее минуете художественный музей — малоэтажное кирпичное здание, главный фасад которого смотрит на Красный проспект. Затем вы увидите памятный знак в честь инженера Н. М. Тихомирова.

И вот, перед вами открывается вид на величественный собор во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского.

Двери храма открыты для всех желающих ежедневно с 8:00 до 18:30. Расположен он в начале Красного проспекта и улицы Советской, точный адрес: ул. Советская, 1а.

Если вы только знакомитесь с Новониколаевском, а точнее с Новосибирском, то лучшее начало пути — Собор Александра Невского. Это уникальный памятник истинной веры десятков и даже сотен людей, как архитекторов и инженеров, так и простых горожан.

Монастырь Святой Екатерины

18 сентября 2021 – последняя актуализация статьи

Текущие правила въезда и ситуация
Читайте Коронавирус (COVID-19) в Египте — правила для туристов

Во время отдыха на курортах Египта на полуострове Синай у туристов есть возможность посмотреть один из старейших в мире христианских монастырей и «прикоснуться» к истории Ветхого Завета. Для этого нужно поехать на экскурсию в монастырь Святой Екатерины.

Внимание! С августа 2020 года в Монастыре Святой Екатерины начались реставрационные работы. Срок окончания работ не определён. Сейчас (сентябрь 2021 года) работы ещё не закончены. Пока могут быть закрыты некоторые здания. Вдобавок, монастырь может быть закрыт в пятницу, субботу и воскресенье. Приезжайте с понедельника по четверг, так точно попадёте внутрь.

Где находится монастырь и как сюда попасть

Монастырь находится у подножья горы Моисея в центре Синайского полуострова. Сюда лучше всего приехать в составе организованной экскурсии, хотя можно добраться и на такси. Поездка будет стоить около 700 египетских фунтов в одну сторону.

Такси в Египте достаточно дешевое, но расстояние большое, и получается, что только поездка в одну сторону к монастырю Святой Екатерины стоит дороже, чем полноценная экскурсия на одного человека. Если вы едете вчетвером, тогда поездка на такси становится выгодной.

Самостоятельная поездка имеет некоторые преимущества, но мы об этом расскажем позднее. Сейчас остановимся на экскурсиях.

Посетить монастырь можно в ходе нескольких экскурсий. Самая популярная – это поездка на гору Моисея, а монастырь Святой Екатерины туристы посещают «в довесок». Если вы отдыхаете на курорте Шарм эль-Шейх, то цена от 25 до 50 долларов.

У этой экскурсии есть большой недостаток, ведь смотреть монастырь вы будете после ночного восхождения на гору Моисея и спуска с нее. В этот момент туристы уже очень сильно устают, и смотреть монастырь уже нет ни сил, ни настроения.

Вторая экскурсия – это комбинированная поездка в монастырь с посещением курорта Дахаб. Если монастырь Святой Екатерины для вас основная цель, то выбирайте этот вариант. Цена также от 25 до 50 долларов.

Кто такая Святая Екатерина и история монастыря

Те туристы, кто далек от религии, говорят, что не слышали об этой святой. В действительности о ней слышали почти все, просто не помнят.

Вспомните фильм «Д`Артаньян и три мушкетера» с Боярским в главной роли. Помните песню девушки Кэт: «Святая Катерина, пошли мне дворянина»? Это та самая Святая Екатерина Александрийская, которая во многих христианских традициях является покровительницей брака и семьи. Для туристов с семейными проблемами эта экскурсия рекомендуется в первую очередь. Жителям Екатеринбурга также рекомендуем, ведь Святая Екатерина – покровительница города.

Екатерина жила в конце третьего и начале четвертого века в Римской империи. Она была очень образованной женщиной и приняла христианство. В 305 году римским императором стал Гай Максимин, он стал преследовать и жестоко расправляться со всеми христианами. Вернее сказать, активнее преследовать и более жестоко расправляться, чем его предшественники.

Римляне заставляли ее отречься от своей веры, но ничего не добились. Ее уговаривали, держали в тюрьме, пытали, но ничего не помогало. Супруга императора пыталась убедить ее, но Екатерина обратила ее в христианство. Для Екатерины изготовили специальные орудия пыток в виде колес, но их разрушил ангел.

Император Гай Максимин казнил свою жену, одного из своих генералов и его солдат, так как всех их Екатерина обратила в христианскую веру. После этого он предложил Екатерине стать его новой женой, но она отказала. Екатерину обезглавили. Тело Екатерины исчезло, ангелы перенесли его на гору Моисея.

И после этого священнослужители удивляются: почему все больше людей отворачиваются от христианской веры? Это неудивительно, почти в каждой христианской истории кого-то распинают, обезглавливают, пытают до смерти или убивают каким-либо другим способом.

Часовня возникла на этом месте очень давно, она упоминается еще в рассказах путешественницы Эгерии в 4-м веке. Позже уже во времена Византийской империи в 6-м веке построили монастырь по приказу императора Юстиниана.

Самое интересное, что монастырь изначально не имел никакого отношения к мощам Святой Екатерины, и назывался он «Монастырь Преображения». Его построили вокруг другой христианской святыни – «Неопалимой Купины», о который мы расскажем чуть позже. Уже после постройки монастыря монахи взобрались на гору Моисея и обрели мощи Святой Екатерины Александрийской.

В 7-м веке прошли Арабские завоевания, но монастырь не был разрушен. Сам пророк Мохаммед даровал свою защиту этому месту, о чем была выдана соответствующая грамота. Ее копия до сих пор хранится в местном музее, а оригинал находится в Стамбуле в Турции. Однако период правления арабских правителей наложил отпечаток на монастырь – в 10-м веке одна из часовен была перестроена в мечеть.

Монастырь сохранился до наших дней нетронутым. Здесь ничего не изменилось, кроме ворот, которые выдолбили в крепостной стене. Раньше попасть внутрь можно было только на специальном подъемнике, остатки которого можно посмотреть на северо-восточной стене.

Сейчас монастырь Святой Екатерины является не только древним памятником, но и хранилищем древних книг, свитков и икон. Также здесь находятся святыни, связанные с жизнью пророка Моисея. Это место священно как для христиан, так и для иудеев.

Читайте также:
Митрополит Варсонофий: биография, службы и духовный путь

Как проходит экскурсия и что смотреть

Первое, что поражает туристов, – это могучие стены монастыря Святой Екатерины. К счастью, монастырь никогда не осаждали большие вражеские армии. Стены были созданы для защиты от местных кочевников. Во времена Византийской империи здесь дежурил постоянный гарнизон солдат, но в последующие эпохи защитой обители занимались сами монахи.

Что смотреть – Неопалимая Купина

Главная достопримечательность внутри – Неопалимая Купина. Это куст терновника, который сыграл большую роль в Ветхом Завете Библии.

Напомним эту историю. Израильтяне находились в рабстве в Египте, где их принуждали к тяжелым работам и всячески притесняли. В один из моментов египтяне начали убивать младенцев израильтян мужского пола. Одна из женщин родила сына и прятала его три месяца. Когда прятать уже было невозможно, она положила его в корзину и пустила по реке.

Корзину поймала одна из дочерей фараона и взяла ребенка к себе, назвав именем Моисей. Когда Моисей вырос, он увидел, как надсмотрщик бьет одного иудея. Моисей убил надсмотрщика, но был вынужден бежать и отправиться в изгнание.

По дороге Моисей остановился у колодца. К колодцу подошли девушки напоить своих овец, но их начали отгонять другие пастухи. Моисей заступился за девушек, за что их отец приютил его. Моисей остался жить у этих людей и вскоре женился на одной из этих девушек.

В один из дней Моисей пас стадо и увидел очень странное явление – куст терновника горел, но не сгорал. Он подошел посмотреть на это чудо и услышал из куста голос Бога. Бог приказал Моисею снять обувь, а потом велел идти в Египет освобождать свой народ из рабства.

Этот куст, который горел, но не сгорел, называется «Неопалимая Купина». Именно около этого куста была построена первая часовня, а потом вокруг отстроили монастырь. Часовню перестроили в большой храм.

Что смотреть – колодец Моисея

Мы упоминали о колодце, рядом с которым Моисей встретил семь девушек. Этот колодец сейчас находится на территории монастыря, и его также смотрят туристы во время экскурсии.

С момента постройки и до наших дней это основной источник воды для жителей обители. Конечно, выглядит он уже совсем по-другому, чем при жизни Моисея.

Странно, но нет никаких легенд по поводу чудодейственных свойств воды из этого колодца. Мы говорим об официальных источниках. Гид вам может рассказать любую «небылицу».

Если мы заговорили о египетских гидах, то стоит упомянуть об особенностях их работы. Они рассказывают так, чтобы туристам было интересно, а проблему достоверности считают несущественной. Мы советуем быть внимательными и не принимать все их слова «на веру».

Что смотреть – базилика Преображения

Этот храм был построен на месте часовни еще в 6-м веке. Здесь для туристов очень много примечательного, но самое главное – это мозаика Преображения и мощи Святой Екатерины.

Свод над алтарем украшен потрясающей мозаикой, которая сохранилась еще с основания храма с 6-го века. В 20-м веке ее очистили и отреставрировали американские специалисты.

Многие туристы эту мозаику не замечают, так как она закрыта частью иконостаса. Нужно пройти по храму вперед, чтобы ее посмотреть.

Также в базилике Преображения хранятся несколько уникальных икон, но о них мы подробно рассказывать не будем. Это тема для статей на религиозных сайтах, а наш сайт туристической направленности. Просто ходите, смотрите, все очень красиво.

В базилике хранятся три элемента из мощей Святой Екатерины. Палец мученицы доступен всегда, он лежит около иконы Святой Екатерины в левой части храма.

Остальные две части посмотреть гораздо сложнее. Они хранятся в двух серебряных ларцах у алтаря. Эти красивые ларцы подарены монастырю императором Александром II. В первом ларце хранится рука великомученицы Екатерины (на фото справа), во втором ее череп. Череп закрыт ватой почти полностью, и открыта только малая его часть. Рука открыта полностью и украшена кольцами и браслетами.

Мощи открывают в субботу после литургии, и туристы на экскурсии их не смотрят. Помните, в начале статьи мы говорили, что самостоятельная поездка имеет свои преимущества? Это первое преимущество.

Второе преимущество – это возможность посмотреть местный музей, который еще называют «галерей икон», где собраны древние иконы и свитки. Его на экскурсии туристы также не смотрят из-за нехватки времени, а чаще из-за желания гида поскорее от вас избавиться.

Все остальные здания в монастыре закрыты. Не забывайте, что это все еще действующий монастырь, уважайте частную и духовную жизнь монахов. В местном магазине можно купить иконы и другие культовые предметы, поддержав тем самым обитель финансово.

Время работы

Монастырь открыт с 9-00 до 11-45 с понедельника по четверг.

В пятницу время работы – с 10-45 до 11-45 (музей закрыт для посетителей совсем).

В субботу время работы – с 9-00 до 11-45.

В воскресенье монастырь закрыт совсем.

Также во время религиозных праздников обитель закрыта для туристов.

Важные советы

— Чтобы договариваться с таксистами, смотрите официальные тарифы. Из Шарма хорошая цена — 800 фунтов в обе стороны, из Дахаба — 500, из Нувейбы — 450, из Табы — 750.

— Монастырь находится в самом центре Синая, и здесь жарче, чем на побережье. Комфортнее всего ездить сюда зимой. Летом не забывайте о защите от палящего солнца. Подробности в наших статьях «Что брать в Египет» и «Опасности в Египте»;

— Во время долгой дороги заняться особо нечем, раз что смотреть скалистые пейзажи вокруг. Для развлечения запасайтесь мобильным интернетом. Читайте наш обзор «Интернет в Египте дёшево».

Удачной вам поездки на экскурсии в Египте, и читайте наши статьи об этой стране (ссылки ниже).

Монастырь святой Екатерины на Синае

Мужской монастырь имени Святой Екатерины, расположенный на египетских землях полуострова Синай, считается одним из древнейших православных монастырей мира. Более того, он действует непрерывно уже более 15 веков. Изначально он носил название «монастырь Преображения», но после того, как иноки обители обрели мощи преподобной Екатерины, обитель была переименована в честь великомученицы.

История монастыря

Обитель была основана в небольшой долине, в окружении горных вершин. Рядом находится гора Моисея, пик Сафсара и вершина Екатерины. Первые иноки, проживавшие в этой местности, вели отшельнический образ жизни. В дни христианских праздников монахи собирались вместе для проведения торжественных богослужений.

Читайте также:
Борисоглебский монастырь в Дмитрове: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Во время царствования правителя Константина монахи обратились к нему с прошением возвести у подножья горы Синай небольшую церковь для проведения служб и каменное убежище, в котором иноки и паломники спасались бы от кочевников. Просьба была одобрена, и на Синае вскоре образовалась многочисленная христианская община.

Полноценное монастырское подворье на этом месте было построено во время правления императора Юстиниана. При нем были построены крепостные стены, а жителей и гостей обители стали охранять солдаты. Так как монастырь находился под защитой пророка Мухаммеда, он не был разграблен и разрушен во времена последующих военных конфликтов.

Интересно знать! Монастырь также известен тем, что именно в месте его основания Моисей впервые услышал Господа, который обращался к нему из объятого огнем куста ясенца, который также называют Неопалимой Купиной.

В периоды арабских конфликтов число иноков в обители сократилось. Крестоносцы принесли с собой возрождение полноценной деятельности прихода. Количество паломников из Европы возросло в несколько раз, их охраняли крестоносцы ордена Святой Екатерины.

Завоевательная кампания Османской империи не стала причиной прекращения деятельности монастыря. Несмотря на то, что турецкие войска принесли с собой на египетские земли ислам, власти не препятствовали развитию обители, благодаря чему монахи имели возможность вести просветительскую работу среди местного населения.

Даже в столь трудные времена духовенство обители поддерживало связь с Российской Империей. Образ Богородицы, подаренный в 1390 году русским князьям, до сих пор хранится в Благовещенском соборе Кремля.

Иван Грозный отправил в дар обители ткань, расшитую золотом, которая стала покровом для мощей Святой Екатерины. Синайский приход неоднократно получал финансирование из казны Российской империи, а его духовенство принимало активное участие в церковной жизни российского государства. Культурные связи между государствами хорошо прослеживаются в церковном убранстве монастыря — паломники из России могут видеть здесь привычную церковную утварь, традиционные иконы и колокола.

Современный вид обители

Центральное здание обители — храм Преображения Господня, который также называют Базиликой Преображения. Здание было построено еще в годы правления императора Юстиниана. Весь храм представляет собой памятник архитектурного зодчества прошлых веков, чудом дошедший до наших дней.

Главные резные двери Базилики были изготовлены из лучших сортов дерева еще во времена Крестовых походов. В двенадцати колоннах храма скрыты мощи Святых, сами колонны украшены иконами 12-го века. Главным украшением храма является прекрасно сохранившаяся древняя мозаика «Преображение», которая была выполнена в 6-ом веке лучшими мастерами и художниками константинопольского монарха. В этом же храме хранятся мощи Святой Екатерины, которым может поклониться каждый верующий.

Часовня Неопалимой Купины располагается за храмом в том самом месте, где рос известный терновый куст из библейских сказаний. Она считается древнейшим строением на территории обители. В часовне нет традиционного иконостаса, паломники видят под престолом место, где росла Купина. Сам престол располагается над ее корнями, а куст был пересажен в нескольких метрах от здания часовни.

Так же на территории обители находятся: колодец Моисея, трапезные, кладбище, оссуарий, небольшие часовни.

Интересно знать! Главный действующий колодец на территории монастыря — колодец Моисея. Он до сих пор снабжает монахов обители чистой питьевой водой, а ведь по преданию, много веков назад именно рядом с ним Моисей встретил свою будущую жену.

С 2002 года, по решению ЮНЕСКО, монастырь был внесен в список объектов, представляющих всемирное культурное и историческое наследие.

Сокровища и святыни обители

  • В древнейшем храме монастыря бережно хранятся мощи Великомученицы Екатерины — ее глава и десница.
  • Рядом с часовней растет Неопалимая Купина.

Почитаемые Святые

Самой почитаемой Святой обители считается Великомученица Екатерина. Однажды, услышав о Христе от странствующего монаха, девушка настолько прониклась верой, что пыталась обратить в нее императора Максимиуса. Она понимала, что император может остановить языческие шабаши и своим примером подтолкнуть народ к принятию христианства.

Но император оказался ярым поклонником язычества. Он пытался подкупить девушку, запугивал, но она оставалась непреклонной. Даже после того, как жена императора Августа приняла христианство после беседы с Екатериной, император не захотел выслушать доводы девушки. По его приказу Екатерина была казнена. Мощи Святой хранятся в Синайском монастыре, а самая высокая гора на острове названа ее именем.

Особо почитают в обители и Моисея Боговидца. По библейскому преданию, Моисей пас овец у горы Синай, когда ему явился сам Господь. Он явился пророку из горящего куста, который не сгорал, и воззвал к нему. Куст ясенца растет на том месте до сих пор, возле него была построена часовня.

Интересно знать! Неопалимая Купина также всегда считалась библейским прообразом, связанным с Богородицей. Она символизировала зачатие Христа от Святого Духа.

Туризм и паломничество

Ежегодно Синайскую обитель посещают тысячи туристов и христианских паломников. Туристов интересуют культурные памятники старины, паломники желают прикоснуться к христианским Святыням. У монастыря расположился небольшой городок, в котором могут остановиться гости Синая — там для них созданы все условия для проживания.

Монастырь открывает свои двери для посетителей с 9.00 до 12.00 каждый день. Это обусловлено особенностями церковной жизни и монастырского порядка. Рядом с обителью построены специальные женские и мужские православные общежития. Проживающие там паломники имеют возможность попасть на утреннюю службу в храме Преображения.

Поклониться мощам Святой Екатерины может каждый верующий. На память об этом событии монахи дарят паломникам маленькие серебряные колечки.

Интересно знать! Подобное кольцо носила на пальце Святая Екатерина, по преданию она получила его от Христа, явившегося ей во сне. После казни Святой ангелы забрали ее тело, мощи ее были обнаружены около нынешнего монастыря спустя два века. Опознали Святую Екатерину именно по серебряному кольцу.

Туристы могут осмотреть монастырское подворье и колокольню. Рядом с ней находится древняя башня, в которой первые иноки скрывались от набегов кочевников. Сама колокольня была построена гораздо позже, колокола для нее были отлиты в России и подарены монастырю русскими правителями.

Еще паломники любят посещать часовню Неопалимой Купины и всегда стремятся оторвать листик с тернового куста себе на память. Обычно туристические визиты заканчиваются восхождением на гору Моисея.

Православные же паломники посещают богослужение в храме Святой Троицы. Также верующие имеют возможность посетить пещеру, в которой жил Иоанн Лествичник. Она находится всего в двух часах ходьбы от монастыря. Именно в ней преподобный Иоанн писал свой главный труд.

Памятка для туристов

  • Во время проведения богослужений в храмах монастыря разрешено сидеть.
  • В часовню Неопалимой Купины входят, предварительно сняв обувь.
  • Посещение монастыря абсолютно бесплатное, но туристы и паломники должны быть соответствующе одеты. Одежда должна полностью закрывать руки и ноги, на голове женщины обязательно должен быть головной убор.
  • Желающим встретить рассвет на горе Моисея следует запастись теплой одеждой, так как ночью там бывает очень холодно. На вершине горы можно взять напрокат теплое одеяло и матрас, но одеяла часто бывает недостаточно.
Читайте также:
Покровский храм в Саратове: история и описание церкви, адрес, святыни и праздники, как доехать

Как добраться до обители

  • Туристы, отдыхающие в Шарм-эль-Шейхе, могут заказать экскурсию к Святыням в любом отеле. Обычно такие экскурсии состоят из двух частей — ночью туристы и паломники поднимаются на гору Моисея и встречают там рассвет, а утром после завтрака отправляются осматривать достопримечательности монастыря.

По окончанию богослужения монахи гасят свечи и лампады в храме. Храм погружается в полумрак, но ощущение благодати, которой наполнено все церковное здание, никуда не уходит. Паломники со всего земного шара стремятся сюда, в надежде прикоснуться к Святыням, и никогда не уезжают разочарованными. Именно здесь можно особенно остро почувствовать таинственное присутствие Господа среди нас, ощутить непередаваемое чувство радости и душевного покоя.

МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

Монастырь Святой Екатерины — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Юстиниана (527-565). Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места, где символическое значение описываемых в Ветхом завете событий интерпретируется благодаря молитвам Иисусу Христосу и деве Марии.

Основан монастырь в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (известной также как гора Моисея и библейская Хорив). Расположен на высоте 1500 м над уровнем моря.

Согласно Ветхому Завету, это та самая гора Хорив, на вершине которой Господь явил пророку Моисею свое откровение в виде десяти заповедей. В часовне св. Троицы, расположенной на вершине горы хранится камень, из которого Господь сделал Скрижали. Здесь находятся множество других святынь и почитаемых мест, привлекающих на гору Моисея многочисленных паломников.

Высота горы Моисея 2285 м над уровнем моря, подъем на нее от монастыря Святой Екатерины занимает около 2-3 часов. На вершину ведут две дороги: вырубленные в скале ступени (3750 ступеней) Лестницы Покаяния – более короткий, но и более трудный путь, и Верблюжья Тропа , проложенная в XIX веке для тех, кому древний путь был не под силу – здесь часть подъема можно преодолеть верхом на верблюдах.

Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Служителями монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

На Синае поклонялись разным богам. Одним из них был Аль-Элион (высший бог), а его священником – Иофор (Исход, 1:16).

В возрасте сорока лет Моисей покинул Египет и пришёл к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших своё стадо из источника. Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви.

Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением синайской пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе Хориву, чтобы они уверовали в Него.

Дети Израилевы пересекли Синай в XIII веке до н.э. по пути из плена египетского в Ханаан, землю обетованную. Хотя учёные до сих пор не пришли к единому мнению в отношении их маршрута, традиционно считается, что после перехода Красного моря (Исход, 14:21-22) они пришли в Елим (полагают, что это нынешний город Тур с 12 источниками и 70 финиковыми пальмами – Исход, 15:27). Затем дети Израилевы пришли в долину Хебран, получившую своё название от перехода евреев через пустыню Синай, далее в Рефидим (Исход, 17:1).

В конце концов, спустя 50 дней после исхода из Египта, они подошли к священной горе Хориву, где получили заповеди Бога – основу их религии и социальной организации.

Шесть сотен лет спустя ещё один великий пророк Израиля, Илия пророк, пришёл в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе Моисея, посвященная этому пророку, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с богом (Третья книга царств, 19:9-15).

Часовня на вершине горы Моисея

Основание монастыря

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

Неопалимая Купина

В период правления императора Константина, в 330 году, по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня – убежище для монахов на случай набегов кочевников.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I (527-565 г.г.) приказал построить мощные крепостные стены. Эти стены толщиной от двух до трёх метров построены из местного гранита. Высота их различна в зависимости от конфигурации местности – от 10 и местами до 20 метров. Для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай 200 семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия. Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Арабское завоевание

Монастырь святой Екатерины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского)

В 625 году, в период арабского завоевания Синая, монахи монастыря Св. Екатерины направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано.

Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов.

Читайте также:
Храм Иоанна Воина на Якиманке: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться

Монастырь был также освобождён от уплаты налогов.

Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь.

С распространением в Египте ислама в XI веке в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году во главе с султаном Селимом I монастырь также не тронули. Турецкие власти уважали права монахов и даже предоставили особый статус архиепископу.

Жизнь монастыря

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом

Большую часть времени монахи проводят в молитве и труде. Молитвы совершаются совместно, религиозные службы продолжительны.

День монаха начинается в 4 часа утра молитвой и божественной литургией, продолжающейся до 7.30. С 3 до 5 пополудни – вечерняя молитва. Ежедневно после Часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

В монастыре есть своё трудовое подразделение, и даже ведущие духовные лица работают вместе с другими монахами. Среди обитателей монастыря есть люди с высшим образованием, хорошо владеющие иностранными языками.

Пища у монахов простая, в основном вегетарианская. Раз в день, после вечерней молитвы, они совершают трапезу вместе. Во время еды один из монахов обычно читает вслух книгу, полезную для монашеской жизни.

В целом монастырь живёт по классическим законам восточной православной церкви.

Строения

Главный храм монастыря (католикон), базилика Преображения Иисуса Христа, относится к периоду правления императора Юстиниана.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.

Куст Неопалимой Купины

За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины , построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь, помня заповедь Бога, данную им Моисею: “сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая” (Исход, 3:5). Часовня является одним из древнейших монастырских строений.

Интерьер часовни Неопалимой Купины

Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Вообще в монастыре имеется много часовен: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения.

К северу от базилики Преображения расположен колодец Моисея — колодец, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.

Колодец Моисея

На северо-западе от монастырских стен расположен Сад, который соединяется с монастырем древним подземным ходом. В саду растут яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.

Рядом с садом, за монастырскими стенами, расп оложены оссуарий и кладбище. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Библиотека монастыря

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Монастырь Екатерины и Синай

Почитаемая христианами, иудеями и мусульманами как место Богооткровения, выраженного в десяти заповедях, гора Синай возвышается над долиной, где Моисей слышал Бога, говорящего с ним из горящего тернового куста (Неопалимая Купина). Неопалимая Купина надёжно охраняется в монастыре Святой Екатерины, удобно расположенном в долине у подножия горы, окружённом высокими стенами и пышными садами.

Поскольку количество туристов намного превышает число паломников, священная гора часто становится местом неподобающих ссор между бедуинами из-за спальных мест для туристов, восходящих на гору. Это, конечно, сильно мешает спокойной жизни монастыря. Для большинства путешественников восхождение на Синай оставляет незабываемое впечатление, в то время как на других редко посещаемых вершинах открываются такие же великолепные виды, если вы готовы сделать усилие, чтобы подняться на них.

Читайте также:
Московский Преображенский храм в Тушино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Как добраться до монастыря Святой Екатерины

Несмотря на изолированное расположение, монастырь Святой Екатерины – одно из самых доступных мест Южного Синая. Вы можете посетить его организованными турами из Наама-Бей, Дахаба, Нувейбы, Каира, Хургады или Эйлата или можете сами добраться на автобусе, машине или сервисном такси. Главный недостаток автобусов – непостоянное расписание и то, что они редко пребывают к монастырю Святой Екатерины до того, как он закрывается в полдень. Если вы хотите посетить монастырь, вы должны рассчитывать остаться там, по крайней мере, на одну ночь.

Ежедневный автобус отправляется от автобусной станции Аббасия в Каире в 11:00 в поселение Сант-Катрин через оазис Фейран (7 часов). Междугородние автобусы из курортов Акаба сворачивают с шоссе между Дахабом и Нувейбой; они отправляются с автобусной станции Хэй эль-Нур в Шарм эль-Шейхе (9:30), Дахабе (9:30), Нувейбе (10:30) и Табе (10:00). Все автобусы останавливаются на расстоянии 10 километров перед монастырём у бензозаправочной станции. Здесь же находятся полицейский контрольный пункт и билетная касса по дороге в протекторат Сант-Катрин, где иностранцы должны купить билет для входа на территорию.

Если вы приехали на автобусе и хотите только взобраться на гору Синай, попросите высадить вас при повороте на монастырь, на расстоянии 1,5 километров перед поселением Сант-Катрин. В качестве альтернативы вы можете отправиться в вечернюю поездку в сопровождении гида из Дахаба или Шарм-эль-Шейха, которая включает подъём на гору Синай при лунном свете, ночёвку на вершине и возвращение в монастырь утром после рассвета.

Деревенские рестораны – места для сбора пассажиров, уезжающих на автобусе; большинство отъезжают между полуднем и 13:00, кроме суэцкого автобуса, который отправляется в 6:00. Группа туристов может заказать сервисное такси в Суэце, Дахабе, Нувейбе или Табе и разделить между собой стоимость проезда. Такси обычно ходят утром и днём, если есть клиенты; после того как уходит последний автобус, тарифы таксистов вырастают. То же самое относится к такси, покидающим Сант-Катрин, которые следуют в Дахаб и другие места, в зависимости от требования.

Монастырь Святой Екатерины

Монастырь Святой Екатерины был основан православными греками, а не коптами. Он возник в 337 году нашей эры, когда византийская императрица Елена приказала возвести часовню вокруг предполагаемой Неопалимой Купины, куда стекались отшельники и паломники. На протяжении VI века участились нападения разбойников на паломников, что убедило императора Юстиниана построить укреплённое ограждение и базилику и поставить там 200 стражников для охраны – половина из них были греками или славянами. Согласно местной легенде, от этого гарнизона происходят бедуины племени джабалия.

Монастырь Святой Екатерины

Хотя пророк Мухаммед обещал обеспечить защиту монастыря после мусульманского завоевания, количество монахов постепенно уменьшалось до «открытия» мощей Святой Екатерины, что увеличило поток паломников, продолжавшийся и в период владычества крестоносцев (1099-1270). С тех пор были периоды и подъёма, и упадка, случалось, что монастырь был полностью заброшен. Сейчас там 22 монаха, большинство которых пришли из монастырей Афона в Греции.

Посещение монастыря Святой Екатерины

Монастырь открыт для посетителей с 9:00 до полудня. Он официально закрыт по пятницам, воскресеньям и всем праздникам, отмечаемым Греческой православной церковью, но иногда открывается с 11:00 до полудня и в эти дни по просьбе туристов. Входная плата отсутствует, но посетители должны быть скромно одеты. Вы входите через небольшие ворота в северной стене рядом с башней Клебера (названной в честь генерала наполеоновской армии, который приказал её восстановить), а не в главные ворота, выходящие на запад. Главные ворота усилены специальными отверстиями, через которые в случае осады выливали на нападавших кипящее масло.

Построенные из гранита, высотой 10-15 метров и толщиной 2-3 метра, стены монастыря практически не изменились с тех пор, как Стефанос Айлисиос спроектировал их в VI веке. После прохода, повернув направо, вы оказываетесь у источника Моисея, где он встретился с Сепфорой, одной из семи дочерей Иефро, на которой он женился в возрасте 40 лет. Пройдя другим путём и завернув за угол, вы увидите колючий вечнозелёный куст, переросший ограждение.

Это пересаженный куст Неопалимой Купины, из которой Бог говорил с Моисеем: «Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых». Скептиков может поколебать тот факт, что это единственный куст такого вида на всём полуострове и что все попытки вырастить черенки от него где-либо ещё не удались. Куст был перенесён на его настоящее место, когда часовня Елены была построена поверх его корней, за апсидой церкви Святой Екатерины.

Гранитная базилика церкви Святой Екатерины была возведена Юстинианом между 542 и 551 годами; стены, колонны и двери из кедра между притвором и нефом подлинные. Двенадцать колонн, представляющие месяцы года, увешаны иконами святых; вырезанные капители с украшениями, полные символизма. В дальнем углу искусно вырезанный и позолоченный иконостас указывает на великолепную мозаику, изображающую Иисуса, окружённого с двух сторон Моисеем и Илией, и Петра, Иоанна и Иакова, упавших на колени, внизу.

К сожалению, мозаика огорожена, и её трудно рассмотреть за богато украшенными канделябрами, подвешенными к кессону потолка XVIII века. За иконостасом находится часовня Неопалимой Купины, которую можно осмотреть только по специальному разрешению. В притворе выставлена часть обширного монастырского собрания икон, включающего в себя весь спектр византийских стилей и техник, от восковых красок (энкаустики) до темперы. Церковный колокол звонит 33 раза, поднимая монахов до восхода солнца.

Остальные части монастыря часто бывают закрыты для любопытных. Среди них мечеть XI века, построенная по инициативе мусульманских правителей; библиотека, состоящая из более чем 3 тысяч манускриптов и 5 тысяч книг, её превосходит лишь библиотека Ватикана; и трапезная с готическими арками и византийскими фресками. В большинстве случаев вы можете войти в склеп, где покоятся останки монахов; кладбище маленькое, так что останки приходится вынимать из могилы через год и переносить в склеп. Скелет в одежде принадлежит Стефанию, охранявшему в VI веке одну из дорог, ведущих к горе.

Поселение Святой Екатерины

В то время как монастырь и гора Синай представляют основной интерес для туристов, большинство удобств и услуг для них сосредоточены в поселении Святой Екатерины, расположенной на расстоянии 3 километров. Маршрутные такси обеспечивают транспортное сообщение между двумя пунктами, стоимость проезда 5 фунтов. Дорога оканчивается на главной площади деревни, являющейся также автобусной станцией.

На одной стороне площади расположены банк, несколько супермаркетов и ресторанов; на другой стороне – туристская полиция и небольшая больница. По соседству с мечетью расположен полицейский участок и телефонная станция. Небольшой выбор среди ресторанов (6:00-22:00), где готовят простые блюда из курицы, а также рис и спагетти болоньезе. В Panorama также подают суп и пиццу. А в пекарне напротив мечети продают хлеб питу.

Читайте также:
Троицкая епархия: храмы и монастыри, история, что нового

Для коротких прогулок пешком в этом районе карты можно приобрести в туристическом центре протектората Святой Екатерины и бедуинском музее в конце дороги перед монастырём. Если вы планируете предпринять поход в высокогорный регион, попросите местных показать вам путь к Аль-Милга, расположенной на подъёме, после главной площади (около 150 метров к северо-западу от бензозаправочной станции), где вы найдёте шейха Муса, руководителя бедуинских проводников, который организует экспедиции. Более подробную информацию ищите тут: высокогорье и оазис Фейран.

Проживание в поселении Святой Екатерины

Большинство людей организованными турами прибывают в ранние часы, чтобы подняться на гору Синай и увидеть восход солнца. Самостоятельные путешественники могут оставить свои рюкзаки в монастырской кладовой (2 фунта) и подняться по верблюжьей тропе, чтобы иметь возможность поспать на открытом воздухе. Когда ночная температура составляет около 10 градусов летом и около 0 градусов зимой (нередко случаются заморозки и снег), необходим спальный мешок; вы также можете взять напрокат одеяла на вершине.

Имейте, однако, в виду, что на вершине мест для ночёвки иногда совсем не остаётся, и, возможно, вам придётся лечь внизу в пещере Илии и закончить путешествие до рассвета. Лучший выбор для путешественников с небольшим бюджетом – это одна из двух баз отдыха рядом с посёлком Святой Екатерины, хотя большинство отелей, расположенных дальше, организуют транспорт.

1). Пансион Daniela Village – Номера с кондиционером и ванными комнатами; плюс ресторан, кафетерий и бар. Местонахождение: посёлок Святой Екатерины;

2). Отель/кемпинг El Malga Bedoin Camp – Гостеприимная гостиница с простыми номерами на двоих и общими спальнями (15 фунтов), с матрацами на полу. Очень чистые ванные комнаты. Местный проводник Салех поможет вам организовать поход в пустыню. Местонахождение: 150 метров после кооперативной автозаправочной станции в посёлке Святой Екатерины;

3). Отель El Wadi El Mouqudus – Дружелюбный менеджмент и просторные трёхзвездочные номера с холодильником и ТВ, плюс плавательный бассейн летом. Только полупансион. Местонахождение: между Katherine Plaza и Daniela Village;

4). Отель/кемпинг Fox Desert Camp – Это самое дешёвое место в этой зоне, с простыми каменными домиками и проеденными молью матрацами. Вы можете поставить рядом палатки за 7 фунтов и пользоваться общими душевыми и рестораном. Местонахождение: 800 метров от деревни, рядом с главным пересечением дорог;

5). Отель Katherine Plaza – Приятная четырёхзвёздочная гостиница; номера с кондиционером, есть ресторан и бар. Местонахождение: За пределами деревни;

6). Пансион Morgen Land Villadge – Общие спальни (10 долларов) или большие номера с душем; есть также ресторан. Местонахождение: 5 километров от монастыря;

7). Отель/кемпинг Safary Camp – Единственное бюджетное место в округе, где вы можете спать на кровати, а не на полу. Двух и трёхместные номера популярны среди туристов, вы можете разбить палатку за 10 фунтов. Рекомендовано в этом ценовом диапазоне, завтрак включён. Местонахождение: 500 метров от деревни за Katherine Plaza, также известный как Moonland;

8). Отель Saint Catherine’s Monastery Guesthouse – Расположенная прямо за монастырскими стенами под красными утёсами горы Синай, эта гостиница находится, наверное, в самом живописном месте. Такие великолепные виды не могут стоить дёшево; двухместные номера небольшие и простые. Местонахождение: за стенами монастыря Святой Екатерины;

9). Отель Saint Catherine Tourist Villadge – Самый хороший отель в этой зоне, с комфортабельными номерами с кондиционерами; завтрак и ужин включены в стоимость проживания. Местонахождение: У главной дороги, 500 метров от монастыря.

Восхождение на гору Синай

Пока некоторые археологи сомневаются, была ли гора Синай действительно той библейской горой, где Моисей получил десять заповедей, трудно не согласиться с Джоном Ллойдом Стивенсом, что «среди всех изумительных произведений природы нет более подходящего места для демонстрации силы Всемогущего Бога». Крутой и неровный, отвесный горный массив из серого и красного гранита «как мстительный кинжал, который был погружён в кровь много лет назад».

Его самая высокая вершина поднимается на 2285 метров над уровнем моря. Бедуины называют эту вершину Гебель Муса («Гора Моисея»), хотя это название относится, как правило, и ко всему массиву в целом. Некоторые исследователи Библии считают, что Моисей провозгласил заповеди с Рас Сафсафа, на противоположном конце горного хребта, который возвышается над широкой долиной, где израильтяне могли разбить лагерь.

Поднимаясь к вершине горы Синай

Ни для одного из двух маршрутов к вершине не требуется проводник, но вы не должны пытаться подняться на вершину ночью без фонаря и, безусловно, не зимой – несчастные случаи нередки. Более долгий, но и более лёгкий маршрут проходит через напоминающую американские горки верблюжью тропу, начинающуюся в 50 метрах за монастырём.

Можно арендовать верблюда для большей части подъёма по крутому склону у бедуинов у подножия горы (40 фунтов, 15 фунтов днём; 2 часа), но действительно стоит приложить усилия и пройти пешком, это займёт от двух до трёх часов. Вы можете запастись водой в монастырском магазине перед отправлением в путь, киоски с напитками и закусками стоят на протяжении всего пути.

Их цены повышаются по мере того, как вы поднимаетесь вверх, но зато вам не надо нести дополнительный груз. Бедуины на вершине дают напрокат одеяла и матрасы для ночёвки (5-10 фунтов). За расщелиной под вершиной, к тропинке присоединяется другая, известная как Сиккет Сайидна Муса («Тропа нашего господина Моисея»), или Ступени покаяния, высеченные кающимся монахом; 3750 крутых ступеней делают это восхождение от монастыря очень трудным и долгим (1 час 30 минут). Некоторые ступени высотой в метр.

Два строения находятся на вершине – мечеть и греческая православная церковь; обе обычно закрыты. Рядом с мечетью пещера, где Господь укрыл Моисея: «Я поставлю тебя в расщелине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду». Немного ниже по склону расположено ещё несколько построек, предлагающих усталым путникам место для сна. Многие люди поднимаются по верблюжьей тропе и спускаются по ступеням.

Начните своё восхождение около 17:00 (зимой раньше), чтобы избежать жары и прибыть вовремя, чтобы увидеть рассвет. С фонариком вы также можете взобраться по верблюжьей тропе (но не по ступеням) ночью, хотя не зимой. Спускаясь по ступеням, вы увидите 500-летнее кипарисовое дерево в лощине, известной как Равнина кипарисов, или Пещера Илии, где паломники молятся и поют. Здесь Илия слышал голос Бога и прятался от Иезавель, вороны приносили ему еду. Одна из двух часовен посвящена ему, другая – его последователю Элиша.

Читайте также:
Храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде: описание и адрес храма, телефон, иконы, расписание богослужений

Монастырь Св.Екатерины на Синае

Монастырь Св. Екатерины на Синае — прославленный монашеский центр, существующий без перерыва с VI века.

Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Св. Юстиниана (527–565 гг.). Основатель ислама пророк Мухамед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто поврежден. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места.

Монастырь Св. Екатерины был местом традиционного паломничества русских людей. Здесь много икон, колоколов, церковной утвари русской работы, старинных книг на славянском языке.

Кроме того, в монастыре бесценная коллекция икон византийского «реалистичного» письма. В частности в монастыре сохранилась икона «Спас» предположительно V–VI века, на которой, по мнению некоторых исследователей, сохранились черты настоящего облика Иисуса Христа. Правда икона не реставрировалась и не «очищена» от поздних «правок». Туда стоит съездить без экскурсии, самостоятельно и на подольше. Там есть русско-говорящие монахи — поговорить и посмотреть там, точно есть чего. Иконы просто феноменальные, я раньше представить себе не мог что полторы тысячи лет назад существовала настолько реалистичная иконопись. На иконах люди (т. е. святые конечно) — живые! При всё уважении к русской иконописи — это мне гораздо ближе.

Ранний монастицизм

Стремление быть поближе к Богу и подальше от преследований со стороны римских язычников привело большое число первых христиан на Синай. Они нашли там спокойствие, тишину, уединение и святость. Начиная с III века монахи селились небольшими группами вокруг горы Хориву — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран и других местах Южного Синая. Точное местоположение этих святых мест до сих пор сохранилось в памяти местных жителей.

Поиски святости привели других верующих в это же время в Святую землю, в гористую и знойную Иудейскую пустыню. Первые монахи постоянно терпели лишения. Природа была неласкова к ним, многие стали жертвами набегов кочевников. Но монахи продолжали прибывать на Синай. Первые монахи были, главным образом, отшельниками, жившими в одиночку в пещерах в крайней нужде. Они молились одни и сами добывали себе пропитание. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, чтобы послушать своих духовных наставников и получить святое причастие.

Поскольку отшельники вели праведный образ жизни, они были естественными миссионерами среди населявших Синай языческих племён.

К моменту арабского завоевания в VII веке большинство жителей Синая были христианами.

В 313 году император Константин Великий даровал христианству статус признанной религии и предоставил свободу вероисповедования во всей Византийской империи. Как и большинство последующих византийских правителей, он покровительствовал монашеским орденам, распространившимся в библейских землях. Эта атмосфера религиозной свободы вдохнула в монастицизм новую жизнь.

Монахи Синая обратились с прошением к матери Константина, Елене, ища её поддержки. В 330 году по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня — убежище для монахов на случай набегов кочевников. Паломники конца IV века сообщали, что на Синае была важная и процветающая община монахов. Среди них прославился бывший высший офицер императора в Константинополе, Св. Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие.

История

Св. Юстиниан и покровительство византийских императоров Поворотным пунктом в истории синайского монастицизма стал VI век, когда император Юстиниан (527–565 г.г.) приказал построить мощные монастырские стены, окружившие предшествующие постройки Св. Елены, и замечательную церковь, сохранившуюся по сей день. Юстиниан прислал также солдат для охраны монахов. Надпись по-гречески, сделанная на одной из балок церковной крыши, обессмертила имена Юстиниана, его жены Теодоры и архитектора Стефаноса. Летописец императора, Прокопиус, рассказывает о возведении монастыря в своей книге «О строительстве». В монастырской библиотеке хранится ещё один любопытный манускрипт. Его автор, Евтихиос (Ибн аль-Батрак) — патриарх Александрийский, живший в IX веке, очень детально описывает строительство монастыря. Правда, в этих записях немало недостоверных сведений, поскольку они были сделаны много лет спустя после этого события.

Как и Св. Елена, Св. Юстиниан посвятил церковь и сам монастырь Богоматери, поскольку согласно толкованию святых отцов, Неопалимая купина символизирует Благовещенье.

Неопалимая купина — объятый пламенем, но не сгоравший куст, некогда виденный пророком Моисеем, — является одним из ветхозаветных прообразов Богоматери и знаменует собою непорочное зачатие Христа от Духа Святого: быв Матерью, Богородица осталась Девою и в рождестве, и после рождества. В церковных песнопениях мы слышим: «Якоже купина не сгараше опаляема, тако, Дево, родила ecu»; «Радуйся, Купино неопалимая».

На фото: Внутренний двор монастыря. Слева стена с крестом — стена церкви Св. Юстиниана, под ней, чуть правее, сохранившаяся часть церкви Богоматери (часовни Неопалимой Купины). Ещё правее — собственно куст Неопалимой Купины.

В конце VI века, после смерти Св. Юстиниана и через несколько десятилетий после строительства церкви, было создано удивительное произведение искусства — мозаика Преображения Иисуса Христа (Матфей, 17:1–3; Лука, 9:28–36). Её авторами по-видимому, были сами монахи. Просветлевшее лицо Христа и восклицание Петра «Наставник! хорошо нам здесь быть» (Лука, 9:33) означали для святых отцов духовную вершину, на которую некоторые из них смогли подняться ещё при жизни. Так что смысл мозаики для первых священников монастыря очевиден. Более того, оба пророка, беседовавшие с Господом во время его Преображения — Моисей и Илия — слышали Его голос и общались с Ним много веков назад на той же самой горе Хориву. Поэтому церковь получила название «Церковь Преображения Христа-Спасителя».

Арабское завоевание

Согласно преданию, монахи монастыря Св. Екатерины в 625 году направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано. Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов. Монастырь был также освобожден от уплаты налогов. Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь. Но число монахов стало сокращаться. К началу IX века их осталось всего 30. Внутри монастыря была построена мечеть, чтобы добиться расположения менее великодушных правителей. По всей видимости, это произошло в XI веке.

Читайте также:
Храм всех святых на Соколе: история и описание, адрес, праздники и святыни

Вторая половина XIX и первая половина XX веков оказались неблагоприятными для монастыря. Он потерял свои владения в России, Румынии, Турции и других местах. Тем не менее он продолжал существовать и выполнять свои духовные и культурные функции. В 1966 году монастырь отметил 1400-летие своего существования. На торжествах присутствовали представители православных церквей и бывший король Греции Константин.

Монастырь-крепость Юстиниана

Чтобы защитить многочисленных монахов, поселившихся вокруг Неопалимой купины, от набегов кочевников строители Св. Юстиниана под руководством архитектора Стефаноса Айлисиоса возвели столь монументальную крепость, что её стены за 14 веков почти не обветшали. Исключение составляет северная сторона, которая была повреждена несколько раз. Последний её ремонт относится к 1801 году, периоду египетской авантюры Наполеона. Эта стена толщиной от двух до трёх метров построена из местного гранита. Высота её различна в зависимости от конфигурации местности — от 10 и местами до 20 метров.

Основной древний вход в монастырь, с его западной стороны, сейчас закрыт. Согласно методам обороны того времени, над ним сделана бойница, через которую можно было поливать нападающих кипящим маслом. Слева от этого входа есть другой, поменьше, которым и пользуются сейчас. Он тоже древний, с тремя обшитыми металлом дверьми.

Вдоль внутренней стороны стен находятся жилища монахов и другие строения. Внутри монастыря — двенадцать часовен. Поскольку монастырь построен на склоне горы, пришлось возвести арки, чтобы поддерживать кельи и другие строения. 60 из них до сих пор сохранились со времени строительства монастыря.

В 1951 году к южной стене было пристроено новое здание. В нём размещаются библиотека, галерея икон, трапезная, а также резиденция архиепископа. Среди новых зданий — гостиница, построенная с западной стороны монастыря.

На фото вид на двор: за колокольней — мечеть, построенная во времена захвата Синая арабами, или турками, не помню точно. После ухода захватчиков монахи надстроили колокольню — чтобы она была выше мечети. Напротив колокольни под жилыми сооружениями, плавно переходящими в крепостную стену — колодец (источник) Моисея. Реально колодец, глубиной метров 30.

Церковь

Стефанос, архитектор монастырских стен, построил также церковь в северной части монастыря. Работы начались в 542 году и завершились через девять лет. Часовня Неопалимой купины, возведённая Св. Еленой, стала составной частью церкви. Церковь построена из гранита в форме базилики, с проходами по обеим сторонам просторного центрального нефа, с апсидой и притвором. Стены и колонны, кровля и надписи сохранились с времён Юстиниана. В XVIII веке под древней кровлей был сделан потолок. Самые ранние из икон, находящихся в церкви, были написаны ещё в VI веке. Пол, внутреннее убранство и иконостас относятся к XVII — XVIII векам.

Деревянным входным дверям в церковь 1400 лет. Над ними — надпись по-гречески: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Псалтырь, 117:20).

Двери искусно украшены резьбой, выполненной византийскими мастерами, использовавшими ливанский кедр. Они состоят из четырёх частей, с рельефами животных, птиц, цветов и листьев. Двери притвора сделаны крестоносцами в XI веке.

Вдоль базилики установлены двенадцать колонн — по числу месяцев в году. Над каждой — византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Монолитные колонны сделаны из гранита и отштукатурены. Капители выполнены в необычном стиле. На них — кресты, флаги, кисти винограда, ягнята — традиционный символ Господа Иисуса Христа — и другие христианские символы.

Вдоль каждого из боковых проходов находятся по три часовни, а за ними — часовня Неопалимой купины.

На фото: Сохранившаяся часть церкви Богоматери — часовни Неопалимой Купины — одного из древнейших сооружений христианства вообще.

Мозаика Преображения

Апсида церкви украшена великолепной мозаикой, изображающей Преображение Иисуса Христа. Это самая ранняя и одна из лучших мозаик православной церкви, полностью дошедшая до наших дней. Её художественный стиль близок к итальянской школе того периода, особенно к мозаикам в церкви Св. Виталия и в Софийском соборе в Константинополе.

Тема мозаики Преображения почерпнута из Евангелия от Матфея, 17:2. В центре её — Иисус, по бокам — Моисей и Идия, у ног Иисуса — его ученики Петр, Иаков и Иоанн.

Утром солнечный свет проникает в церковь через восточные окна, напоминая нам, что «просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Матфей, 17:2). По краям апсиды — мозаичные изображения двенадцати апостолов, двенадцати пророков, Лонгинуса, настоятеля монастыря в период создания мозаики, и диакона Иоанна (возможно, Иоанна Лествичника).

Часовня Неопалимой купины

«В начале долины было много келий отшельников, и ещё церковь с кустом. Куст растет до сих пор и даёт отростки. Это куст, о котором я уже рассказывала, из которого Бог в пламени огня обратился к Моисею. Там, где перед церковью растет куст, разбит очень приятный сад».

Такое описание этого места дала паломница из Испании по имени Этерия, посетившая его в конце IV века. Примерно также выглядит оно и сейчас. Часовня Неопалимой купины находится за алтарём главной церкви. Паломники входят в это самое святое место монастыря без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: «сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на ту же тему. На других иконах — изображение Богоматери с Иисусом Христом на руках, сидящей в центре Неопалимой купины.

Святой алтарь часовни расположен не как обычно — над святыми мощами мучеников, а над корнями Неопалимой купины. В апсиде часовни — мозаичное изображение креста, относящееся к Х веку Каждую субботу в часовне служат божественную литургию.

Куст буйно растет в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела (исключение составляет Русский Горненский монастырь в Иерусалиме, где куст прижился).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: