Собор Александра Невского в Петрозаводске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Петрозаводск – Церкви и Храмы

Петрозаводск – это город церквей и храмов. Пока я там жила, часто проезжала мимо собора Александра Невского или проходила мимо Екатерининской церкви: их вид всегда пробуждал во мне ощущение покоя и умиротворения. Тем более архитектура соборов прекрасно гармонирует с нашей северной природой, что доставляет еще чисто эстетическое удовольствие.

В Карелии, в частности, в Петрозаводске, христианство всегда играло важную роль, даже в период советской власти. Именно поэтому в городе порядка 10 храмов и церквей, причем не только православных: в силу своей близости к Финляндии, в городе есть и католические церкви. Звон колоколов всегда являлся неотъемлемой частью города. Когда я куда-то ехала или шла, всегда было приятно слышать такой родной и привычный звук.
Чаще всего я ходила в Екатерининскую церковь – она ближе всего к моему дому в Петрозаводске. Когда в 2012 году церковь подожгли вандалы, это было жуткое событие для всех жителей города, для меня в том числе. Не только из-за того, что пришлось ездить в другой храм, но и потому что старое здание было намного красивее: голубой цвет прекрасно гармонировал с небом над головой. Он навевал спокойствие и умиротворение, как и должно быть в церкви.

Церкви и соборы расположены равномерно по районам города. Если вы посмотрите на карту, то сами убедитесь в этом.

Александро-Невский кафедральный собор

В Голиковском парке еще в 1800 году по просьбе мастеровых Александровского завода и купцов была устроен первый приход. Город рос, и вместо прихода требовался уже целый храм. В 1832 году храм открылся для прихожан. Это типичный памятник классицизма, если рассматривать собор с архитектурной точки зрения.

Во времена Советского Союза здание использовали как краеведческий музей. Конечно, как внешне, так и внутренне, оно было изуродовано. Ирония судьбы состоит в том, что на его восстановление потребовалось столько же времени, сколько и на постройку – 7 лет.

Это самый большой и величественный храм из всех в Петрозаводске. Мы иногда ходили туда на службы. Внутри великолепие убранства помогает настроиться на нужный лад. На меня он слишком давил своим несколько излишним богатством, я все же предпочитаю скромные церкви.

Расписание богослужений: каждый день – в 18:00 и литургия в 09:00; в праздничные дни и воскресенье – литургия в 07:00 и 10:00. Крещение: в будние дни – 11:00, в воскресенье и праздничные дни – 13:00.

Екатерининская церковь

Она была построена еще в 1877 году в честь 100-летия переименования Петрозаводской слободы в город Петрозаводск. Здание, в котором сейчас располагается церковь, было построено только в 2012 году в связи с пожаром внутри, как я писала выше.
Рядом расположено Неглинское кладбище – одно из старейших в городе. Хотя внутри церковь и небольшая, но вмещает много людей.

Это моя любимая церковь в городе. Правда, в старом виде она мне нравилась больше.

Расписание богослужений: понедельник – суббота: 09:00 – литургия и 17:00 – вечерняя служба. Воскресенье – литургии в 07:00 и 10:00, 17:00 – вечернее богослужение.

Крестовоздвиженский собор

Он находится на территории Зарецкого кладбища. Заложен в 1848 году; когда-то являлся когда-то главным собором всей Олонецкой слободы. Там покоятся мощи трех святых: Святой Варвары, Святого Антония Римлянина и Святого Елисея Сумского.
Я никогда не заходила внутрь, так как он слишком далеко от моего дома, зато иногда проезжала мимо. Синие купола видны издалека. Хотя, на мой взгляд, они несколько отвлекают внимание от архитектуры самого собора.

Расписание богослужений: каждый день: литургия – 09:00 и вечерняя служба – 18:00. В воскресенье и праздничные дни: литургии – 07:00 и 10:00.

Церковь во имя Сретения Господня

Одна из самых старинных церквей Петрозаводска находится уже на окраине города, в Соломенном. Это северная часть города. Она расположена рядом с мостом, который соединяет Соломенное с Петрозаводском. Церковь построена еще в 18 веке. В советское время ее использовали как школу, но потом вернули ей первоначальное предназначение.
Она знакома мне, так как мы писали ее на пленере, когда я училась в художественной школе. Ее легкий шпиль и приятный золотистый цвет отлично контрастирует с темным цветом неба, когда погода в Петрозаводске портится.

Расписание богослужений: литургия – 10:00 – ежедневно. Всенощное бдение в субботу – 18:00.

Храм во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

Хотя храм – это несколько громкое слово для этого небольшого, деревянного здания, но для меня оно всегда будет олицетворять одно из моих любимых мест в Петрозаводске. Он находится на возвышении, за Дворцом творчества детей и юношества. С другой стороны раскинулся парк Сенатора – это просто лесной массив, куда мы часто ходили, чтобы погулять или просто подышать свежим воздухом.

Построен в 1999 году на средства местных благотворителей. Внутри есть компьютер с программой сурдоперевода для глухонемых. Маленький, но изящный храм.

Расписание богослужений: исповедь в 09:30 и крещение в 12:00. В субботу, воскресенье и Великие праздники литургия в 10:00.

Храм во имя Великомученика Пантелеймона

Архитектура этого храма представляет из себя смесь сразу двух направлений: московского стиля начала 18 века и чисто северного зодчества. Храмовые стены выполнены из кирпича, поэтому у него такой приятный, розоватый оттенок. Кровля покрыта черепицей вишневого цвета, которая отлично сочетается со стенами.
В здании есть и воскресная школа, и ризница, и библиотека, и трапезная. Храм расположен чуть дальше большого гипермаркета “Сигма” и нового торгового центра “Лотос”, как бы в отдалении от прочих зданий. Его неплохо видно издалека.

Расписание богослужений: по будням и субботам – литургия в 09:00. В воскресенье и праздничные дни – литургия в 07:00 и 10:00. Все вечерние службы – в 18:00.

Храм во имя Великомученика Димитрия Солунского

Рядом с Сулажгорским клабищем можно наткнуться на этот храм, который находится тоже не в одном из самых приятных районах Петрозаводска. Ночью там точно не советую гулять. Кроме этого, туда трудно добраться на общественном транспорте. Только пара автобусов и ходит туда.

Здание храма новое, оно было отстроено только в 2002 году. Старое 1858 года сгорело. У него голубая крыша, а к самому храму ведет узкая тропинка.

Читайте также:
Троицкая Сергиева лавра: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Расписание богослужений: в субботу, воскресенье и праздничные дни – литургия в 10:00 и исповедь в 09:30. В субботу и накануне церковных праздников Всенощное бдение в 16:00.

Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы, именуемой “Знамение”

Всего за один год на средства благотворителей был построен этот шатровый храм. Он находится рядом с Вытегорским сквером, в районе, который называется Кукковка. Я видела его несколько раз. Он находится на небольшом возвышении, отчего он хорошо просматривается с разных ракурсов.

Красивое здание, которое приятно выделяется на белоснежной глади снега зимой.

Расписание богослужений: ежедневно в 06:00 и 18:00. По субботам и накануне церковных праздников – Всенощное бдение в 19:00. В воскресенье и праздничные дни – литургия в 08:00.

Католический храм Божией Матери Неустанной помощи

Если идете по проспекту Ленина, то внизу уже на подходе к набережной, непременно увидите это красноватого оттенка здание, которое так не гармонирует с общим пейзажем проспекта.
Католическая община образована еще в 18 веке, но разрешение на строительство своего храма она получила только 1887 году. Храм был построен в 1904 году, но действовал недолго. С приходом советской власти здание использовали как аэроклуб, радиостудию и т.д.

Расписание богослужений: понедельник, среда, пятница – месса в 19:00. Вторник, четверг, суббота – 10:00. Воскресенье – 11:00 и 19:00.

И в заключение

Все храмы работают и готовы принимать прихожан с утра и до вечера.Только в религиозные праздники, такие, как Пасха, например, там может быть чересчур людно. В остальное время можно свободно пройти внутрь. Однако некоторые лучше посещать только в дневное время в силу не очень безопасных в вечернее время районов.

Местная Религиозная Организация Православный Приход Александро-Невского Кафедрального Собора Г.Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Проверить наличие сведений о банкротстве организации в Едином федеральном ресурсе сведений о банкротстве (ЕФРСБ)

Проверить на сегодня

Местная Религиозная Организация Православный Приход Александро-Невского Кафедрального Собора Г.Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ИНН 1001124924 ОГРН 1031002192264 зарегистрировано 16.02.1995 по юридическому адресу 185003 , Республика Карелия , город Петрозаводск , проспект Александра Невского (Голиковка Р-Н), 32 . Статус организации: действующая. Руководителем является настоятель Тереняк Иван Иванович (ИНН 100126873207). Подробнее >

В выписке из ЕГРЮЛ в качестве учредителей указано 10 физических лиц. Основной вид деятельности – Деятельность религиозных организаций. В исторических сведениях доступно 30 записей об изменениях, последнее изменение датировано 6 июня 2021 г..

Организация состоит на учете в налоговом органе Инспекция ФНС России по г.Петрозаводску с 16 февраля 1995 г., присвоен КПП 100101001. Регистрационный номер в ПФР – 009001014860, ФСС – 100018290910001.

Информации об участии Местная Религиозная Организация Православный Приход Александро-Невского Кафедрального Собора Г.Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в тендерах не найдено. Есть данные об участии организации в 2 завершенных арбитражных делах.

Надёжность

Выявлено 19 фактов об организации:

  • ░░░░░░░ Недобросовестные поставщики
  • ░░░░░░░ Дисквалифицированные лица
  • ░░░░░░░ Массовый руководитель
  • ░░░░░░░ Массовый учредитель
  • ░░░░░░░ Массовый адрес
  • ░░░░░░░ Несдача налоговой отчетности
  • ░░░░░░░ Налоговая задолженность
  • ░░░ Недостоверность руководителя
  • ░░░ Недостоверность учредителя
  • ░░░ Недостоверность адреса

Связи

Актуальные Исторические Все

Выявлена 1 действующая и 1 ликвидированная связанная организация

Выявлена 1 действующая связанная организация

Выявлена 1 действующая и 1 ликвидированная связанная организация

Судебные дела

В роли: Ответчика Истца

Долги

Найдены сведения о наличии исполнительных производств в отношении Местная Религиозная Организация Православный Приход Александро-Невского Кафедрального Собора Г.Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат):

Госзакупки

Сведения об участии Местная Религиозная Организация Православный Приход Александро-Невского Кафедрального Собора Г.Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 44-ФЗ, 94-ФЗ и 223-ФЗ отсутствуют.

Филиалы и представительства

Сведения о филиалах и представительствах Местная Религиозная Организация Православный Приход Александро-Невского Кафедрального Собора Г.Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) отсутствуют.

Последние изменения

Добавлена бухгалтерская отчетность за 2019 год.

Завершено исполнительное производство № 44532/20/10024-ИП от 09.11.2020

Завершено исполнительное производство № 11832/20/10024-ИП от 23.03.2020

Завершено исполнительное производство № 18153/20/10024-ИП от 18.05.2020

Новое исполнительное производство № 44532/20/10024-ИП от 09.11.2020, сумма требований: 267 843 руб.

Завершено рассмотрение судебного дела №А26-7084/2020 от 13.08.2020 в первой инстанции. Организация в роли ответчика, сумма исковых требований 259 650 руб.

Новое судебное дело №А26-7084/2020 от 13.08.2020 в роли ответчика, сумма исковых требований 259 650 руб.

Новое исполнительное производство № 18153/20/10024-ИП от 18.05.2020, сумма требований: 9 000 руб.

Похожие организации

Похожие организации подбираются на основе совпадения основного вида деятельности и региона ведения бизнеса:

Учредители

Согласно данным ЕГРЮЛ учредителями Местная Религиозная Организация Православный Приход Александро-Невского Кафедрального Собора Г.Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) являются 10 физических лиц:

Финансы

Данные по финансовым показателям Местная Религиозная Организация Православный Приход Александро-Невского Кафедрального Собора Г.Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) приведены на основании бухгалтерской отчетности за 2019 год .

Это ваша компания?

Зарегистрируйтесь и получите возможность управлять отображением информации о Местная Религиозная Организация Православный Приход Александро-Невского Кафедрального Собора Г.Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Проверки

За период с 2015 года в отношении Местная Религиозная Организация Православный Приход Александро-Невского Кафедрального Собора Г.Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) инициированы 3 проверки.

Лицензии

Сведения о лицензиях у организации отсутствуют.

Краткая справка

Местная Религиозная Организация Православный Приход Александро-Невского Кафедрального Собора Г.Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 20 декабря 1999 г., ОГРН присвоен 28 января 2003 г. регистратором ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г.ПЕТРОЗАВОДСКУ. Руководитель организации: настоятель Тереняк Иван Иванович. Юридический адрес Местная Религиозная Организация Православный Приход Александро-Невского Кафедрального Собора Г.Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) – 185003, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Александра Невского (Голиковка Р-Н), 32.

Основным видом деятельности является «Деятельность религиозных организаций». Организации МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА Г.ПЕТРОЗАВОДСКА ПЕТРОЗАВОДСКОЙ И КАРЕЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) присвоены ИНН 1001124924, ОГРН 1031002192264, ОКПО 24828560.

Читайте также:
Храм Петра и Февронии в Муроме: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные Местная Религиозная Организация Православный Приход Александро-Невского Кафедрального Собора Г.Петрозаводска Петрозаводской и Карельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.

Биография Н. Е. Пестова

«Подвижником земли Русской» называли Николая Евграфовича Пестова его почитатели, — и это высокое именование не было преувеличением. Можно сказать, что его многотомный труд «Путь к совершенной радости» был плодом этого личного, опытного подвижничества. В работе Николая Евграфовича опыт Святых Отцов пережит через катастрофы и искушения XX века, — те, которые изведал он сам.
В детстве и юности, которые прошли на Волге, в Нижнем Новгороде, будущего подвижника воспитывали в гуманистическом духе, привив ему уважение к высоким человеческим проявлениям: добру, справедливости, талантливости, учености, но не идеалов святости и веры христианской.

Это и привело к тому, что в годы революции, придя после демобилизации из царской армии для регистрации в нижегородский комиссариат, Пестов не отказался от предложенной ему работы во Всевобуче, а впоследствии от звания военного комиссара.
Об этом периоде своей жизни Николай Евграфович писал так: «Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее. Весь этот кошмар. карамазовская грязь. Все это было при отсутствии у меня христианской веры». В эти годы Пестов даже дружески сблизился с Л.Троцким, сопровождая его в инспекционной поездке по военным частям разных городов Приуралья. В Екатеринбурге председатель Реввоенсовета Советской республики сделал на подаренной книге надпись: «Моему другу и соратнику Н. Пестову на память. Лев Троцкий».

Были в архиве Н.Е.Пестова и фотографии, на которых он был запечатлен со своим «другом». А ведь юность Николая Евграфовича была ознаменована общением с государем Николаем II, не раз он встречался и с Великой Княгиней преподобномученицей Елизаветой Федоровной. И вот на месте их мученической кончины он шел путем «сынов проклятья».
Видимо, необходимо ему было пройти путь «блудного сына», чтобы потом всегда гореть сердцем в христианском подвижничестве, не зная «теплохладности».

Обращение и покаяние Николая Евграфовича было вызвано призывом Божиим. В 1921 г. после трех лет службы в Красной Армии, «Господь вошел в сердце, и с тех пор, что бы я ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня».

Свершилось это чудо в сонном видении, которое сам Н.Е.Пестов описывает так: «Какое-то полутемное обширное подземелье с земляными стенами и сводами. С левой стороны вижу в стене вход в коридор, ведущий куда-то вниз. Кругом полутьма. И вот у входа появляется светящаяся фигура Христа. Он не идет, а, скорее, как бы плывет по воздуху. Проходя мимо меня, Он обернулся и посмотрел на меня. Во взоре была необычайная серьезность, глубина, проникновенность и строгость: не только всепрощающая Сила и Величие, но Огонь могущества, святости и безконечно-снисходящая любовь. Я падаю на колени и кланяюсь Ему до земли. Я проснулся мгновенно. что же произошло? Я — комиссар, и вдруг — Христос? Почему? Зачем? Полное смятение всех чувств. И сжигающая сознание огненная мысль: «Ведь я грешник, нераскаянный грешник, и кругом меня — грязь, порок и кровь. И взгляд Христа. ».

Николай Евграфович ревностно откликнулся на Божий зов — в июле 1921 года он уволился из рядов РККА и вышел из партии, переехал в Москву.
В Москве Н.Пестов стал студентом Высшего технического училища. В начале 1920-х гг., в ответ на начало «наступления на религию», в Москве возникло множество просветительских религиозных кружков, братств и «монастырей в миру». Был такой кружок и в МВТУ. Когда студент Пестов попал впервые на лекцию В.Ф.Марциковского «Жил ли Христос?», с ним произошел окончательный внутренний перелом. «Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы. Жестокий спазм сдавил мне горло, из глаз лились обильные слезы. Этот вечер стал поворотным в моей жизни. С лекции я вышел христианином. Началась моя новая просветленная жизнь».

Христианский кружок сблизил Николая Евграфовича с Зоей Вениаминовной Бездетновой, и в 1923 году они обвенчались. На свадьбе родственники спрашивали: «Ну можно ли в наше время быть верующим? — Да, можно! Мы верим и готовы умереть за Христа!» Но Господь сохранил своих верных служителей от смерти. В ноябре 1924 г. Николай Евграфович был арестован (его жену пощадили, потому что она кормила грудного ребенка), но через 40 дней отпустили. Заключение в Бутырках имело промыслительное значение. В камере Пестов познакомился с прихожанином церкви Святителя Николая на Маросейке, где настоятельствовал о.Алексий Мечев. Николай Евграфович по его благословению стал духовным чадом его сына — отца Сергия Мечева и активным участником жизни прихода. Под духовным окормлением о.Сергия и начинает Пестов труд своей жизни — изучение Писаний Святых Отцов, построение христианского миросозерцания и главное — приучение себя к молитве Иисусовой.

В 1926 г. при поездке в Саров и Дивеево Николай Евграфович получает благословение на этот труд от одного из Саровских старцев: «Господь принял Ваше покаяние. Идите, живите с миром и трудитесь, Господь во всем вам поможет». И как пророчество о грядущем значении труда Николая Евграфовича — ему была дана на благословение келейная икона святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

Теперь, когда книги Пестова стали достоянием многих христиан, после их служения людям в годы «самиздата», мы можем свидетельствовать, что Пестов создал произведение, которому трудно найти равное среди духовных книг. Почему? Потому что прежде всего духовная литература создавалась монашествующими, и в ней отражен прежде всего опыт иночествующих. Николай Евграфович создал труд, который можно назвать «Добротолюбием для мирян». Ни в коем случае не принижая путь монашеский, Н.Е.Пестов справедливо пишет, что в условиях XX столетия в России, когда была уничтожена духовная традиция, разрушены монастыри, умучены лучшие духовные наставники, восстанавливать нужно прежде всего христианские семьи, а они уже смогут взрастить ревностных священнослужителей и иноков и восстановить монастыри и традиции духовные.

Читайте также:
Богоявленский собор в Ногинске: история, описание и адрес храма, святыни, праздники

В книгах Н.Е.Пестова постоянно подчеркивается высота христианского подвига в миру, рассматриваются разные житейские обстоятельства. Это воистину благочестивая практика современного христианина: в семейных отношениях, в воспитании детей, в дружбе, на работе с сослуживцами и начальством, на транспорте, в очередях, утром и вечером, в течение дня, в разговорах и молчании.
Николай Евграфович живо рисует «лествицу добродетелей» (подчеркивая среди них именно мирские добродетели) и одновременно говорит о безконечном стремлении к гармонии внешнего и внутреннего.

Николай Евграфович создает стройную систему основных правил благочестивой христианской жизни, систему понятий православного мировоззрения, но не устает повторять призыв «отойти от нивелирования в духовном отношении, от стремления подогнать всех под одну мерку». И поэтому в цитировании Николай Евграфович проявляет удивительную широту, наряду с цитатами из Святых Отцов он много (в преобладающем большинстве случаев) цитирует подвижников или XX, или конца XIX столетия, а также порой и светских философов, писателей, поэтов, приводит примеры из жизни политических деятелей, ученых, художников, врачей. Все это он делает с мыслью о народе в целом, а не только о воцерковленных и укрепленных в вере людях: «Чтобы семена истины вошли, надо сначала вновь разрыхлить затвердевшую почву. Велики страдания народа нечестивого: и не только оскудение во всем и голод, войны и эпидемические болезни падают как удар за ударом на головы народа. От него отнимаются и его духовные руководители, и в среде его воцаряется полная духовная разруха -смятение всех устоев, на которых зиждется нормальная здоровая общественная жизнь: прекращается или замирает проповедь о Богослужении, гаснет вера».

Можно сказать, что сам Николай Евграфович был и остается духовным руководителем и проповедником и в своих книгах, и в жизни. Многие годы он работал в Инженерно-экономическом институте, был профессором химии. В 30-е годы не боялся у себя дома собирать людей на тайные богослужения, на исповедь, беседы. Во время войны дети особенно приучены были к молитве: каждый день вместе читали акафисты, и ни одна бомба не попала в их дом, хотя соседние дома были разрушены.
После войны Пестов постоянно ходил в церковь и отказался вести атеистическую работу в институте.

Николай Евграфович воспитал два поколения истинных христиан. По свидетельству его внука архимандрита Сергия (Соколова): «Особое место в жизни дедушки занимала молитва. Молитва пронизывала буквально всю его жизнь. Кто жил постоянно с ним, тот особенно мог ощущать это. Неукоснительно посещал он храм Божий. Особенно любил ранние литургии по воскресным дням, к которым тщательно готовился за несколько дней и на которых постоянно причащался Святых Таин. Это великое таинство давало ему новый импульс жизни, вселяло в него необычайную энергию, делало настоящим подвижником».

А вот свидетельство одного из друзей Николая Евграфовича: «. главным моментом в мироощущении Пестова было радостное исповедание христианства. Уже внешне Николай Евграфович производил сильное впечатление внимательным взглядом черных глаз и гвардейской статностью. Когда он улыбался, глаза его приобретали удивительную теплоту и доброжелательность».

Скончался Н.Е.Пестов 19 января 1982 года в Москве на девяностом году жизни.
О книгах Николая Евграфовича можно сказать его же словами: «Хорошие духовные книги — это наши лучшие друзья, наши руководители и наставники. Их надо читать, перечитывать, изучать, делать из них выписки. Духовное чтение есть одно из средств развития в нас смирения — основы добродетелей».
И еще. Все, о чем писал Николай Евграфович Пестов в книгах, он осуществил в своей жизни.

профессор Николай Евграфович Пестов

Священное Писание Нового Завета

Биография

Детские, юношеские и молодые годы

Пестов Николай Евграфович родился в Нижнем Новгороде 4 августа 1892 года.

Семья, к которой принадлежал Николай, считалась вполне обеспеченной. Его отец был мещанского, а мать — купеческого происхождения.

В детстве и юности он получил надлежащее образование, соответствовавшее его возрасту и социальному положению.

В 1911 году был зачислен в Императорское Высшее Техническое училище в Москве (впоследствии — МВТУ имени Баумана), на химический факультет.

Как студент, Николай выделялся среди однокурсников, подавал немалые надежды. Однако из-за начала Первой Мировой войны был вынужден оставить учёбу и отправиться добровольцем на фронт.

Пройдя курс обучения в военном училище, получил звание прапорщика, а затем назначение в запасное пехотное подразделение.

В августе 1915 года направлен в Ригу, в расположение артиллерийского полка, с целью организации защиты против химического оружия. На фронте служил отечеству не щадя живота своего, получил слуховую контузию, был представлен к наградам, заслужил отзыв со стороны воинского начальства, как выдающийся офицер.

Деятельность Н. Пестова в послереволюционный период

Наступил февраль 1917 года. С революцией изменилась гражданская и политическая ситуация в стране. Преобразования коснулись и армии.

Вскоре Н. Пестов был избран членом Полкового Комитета, а затем — назначен в Исполнительный Комитет, как председатель от представителей полка и вместе — как член Полкового Суда.

В августе 1917 года Николая Евграфовича определили в должность полкового адьютанта.

Через несколько месяцев после Февральской последовала Октябрьская революция, названная впоследствии Великой Социалистической. Страна на несколько лет погрузилась в мрачное время кровавой неразберихи.

Вскоре после октябрьских событий Н. Пестов выхлопотал у руководства отпуск и отправился на малую родину, в Нижний Новгород. По смене местных властей остался трудиться в родном для него городе, на государственной службе: сперва делопроизводителем, потом сотрудником Горпродкома.

В связи с развитием общей подозрительности в отношении бывших царских чиновников и офицеров и развернутой против них волной притеснений, в августе 1918 года Николай Евграфович был арестован вместе с множеством прочих людей, не вызывавших доверия у властей. Представители новой власти подозревали их в возможном соучастии в контрреволюционном мятеже. Несколько десятков офицеров было тогда расстреляно.

В ноябре Н. Пестов был освобожден из-под стражи. Ему, как и другим бывшим офицерам, надлежало встать на особый учет (спасти их от гибели могла лояльность и помощь властям).

Вскоре Николай Евграфович получил назначение на трудоустройство в органы Всевобуча. Не имея твердых христианских убеждений и, по-видимому, даже сочувствуя тем высоким идеям, которые декларировались с большевистских трибун, он вступил в ряды коммунистов.

Читайте также:
Музей религии в Санкт-Петербурге: адрес и время работы, стоимость билета, описание

Через некоторое время его назначили на работу при Управлении Всевобуча, функционировавшего при Всеросглавштабе в Москве.

Вскоре он был определен на Центральные Высшие курсы, курсантом, после чего получил звание и мандат военного комиссара.

В 1919 году, весной, Н. Пестов попал в Северную группу войск, на Восточный фронт. Проявив себя как способный и талантливый руководитель, в сентябре, в том же году, удостоился звания окружного военного комиссара, был направлен работать начальником Управления Всевобуча при Уральском Военном округе.

Несмотря на столь быстрое продвижение по службе, нельзя сказать, что Николай Евграфович принадлежал к кругу фанатично настроенных борцов за Советскую власть. Напротив, в этот период своей жизни он испытывал глубочайшие духовные сомнения.

Летом 1921 года Н. Пестов, имея желание продолжить обучение, прерванное Первой Мировой войной, демобилизовался. Возможности увольнения из рядов РККА способствовала общая стабилизация политической ситуации в стране.

Осенью того же года он присутствовал на лекции Марцинковского, которую тот читал для студентов. Содержание лекции «Жил ли Христос» глубоко тронуло душу бывшего комиссара. Как впоследствии признавался сам Н. Е. Пестов, с лекции он вышел другим человеком, христианином. В словах Евангелия, звучавших с трибуны, он нашёл ответ на многие мучившие его жизненно важные вопросы.

Увлекаемый духом Святого Евангелия, Н. Пестов внутренне отказался от линии партии и уничтожил свой партийный билет. Не пройдя очередную регистрацию, был исключен из членства в РКП(б).

Пребывая в Москве, Николай Евграфович сблизился с представителями христианского кружка в МВТУ и содействовал, в меру сил и возможностей, организации духовных встреч, лекций, бесед.

В 1921 году жил в Саратове, помогая борьбе с эпидемией тифа и голодом.

К концу лета 1922 года возвратился в Москву, и, восстановившись в студенчестве, продолжил учёбу в МВТУ. При этом, в свободное от занятий время, он посещал заседания христианского кружка.

Здесь он познакомился со своей будущей супругой, Зоей Вениаминовной. В 1923 году состоялось их бракосочетание.

Заключение под стражу

В 1925 году Николай Евграфович был принят на должность научного сотрудника МВТУ, при кафедре, занимавшейся технологией производства минеральных удобрений.

По смерти главного символа и идеолога русской революции, вождя мирового пролетариата В. И. Ульянова (Ленина) отношение государственного аппарата к деятельности студенческих христианских организаций резко ухудшилось. Собрания, конференции подпали под жесткий запрет.

Московский Христианский Студенческий кружок в скором времени был закрыт, его здание перешло в распоряжение местных властей, а участники стали подвергаться гонениям, обыскам, репрессиям.

В этой связи Н. Пестов был арестован и попал сперва на Лубянку, затем — в Бутырку. Единовременно с Пестовым были арестованы и другие члены кружка. Поначалу они размещались вместе с уголовными элементами. Всем им, казалось, грозили длительные сроки заключения, ссылки. Полагают, что большое значение в деле облегчения их участи сыграла Н. К. Крупская.

Арестованным назначили по 40 суток ареста. При этом их перевели в отдельные от уголовников камеры. Здесь они могли вести беседы и диспуты по вопросам религии и философии.

В заточении Н. Е. Пестов познакомился с одним христианином, прихожанином храма святителя Николая на Маросейке. Одно время настоятелем этой церкви был добродетельный старец, священник Алексей Мечев, а затем его место занял его сын, священник Сергий Мечев.

Дальнейшая деятельность

Освободившись из заключения, Николай Евграфович не уклонился от исполнения христианского долга. В этот период он стал прихожанином храма на Маросейке. В свою очередь отец Сергий Мечев стал ему духовным наставником и отцом.

Между тем, в семье Николая Евграфовича подрастали трое детей: два брата и сестренка. Он любил их от всей души и воспитывая, старался избегать чрезмерной педагогической строгости.

На научном поприще он сыскал себе широкую известность: преподавал в разных ВУЗах, обучал аспирантов, выступал с лекциями перед рабочими и служащими, публиковал научные работы.

В 1937 году стараниями высшего государственного руководства развернулась очередная волна политических репрессий. В жернова карательной машины попали сотни известных людей. Многие из них стали жертвой надуманных подозрений или лукавых оговоров.

На одном из заседаний, проходившем в Менделеевском институте, Н. Пестов выступил с речью в защиту арестованного ученого. Результат оказался предсказуемым: Пестова исключили из штата сотрудников.

Понимая, во что ввязался, Николай Евграфович ожидал скорого ареста. Однако очередного тюремного заключения не последовало. Сам он приписывал это Божественному заступничеству, осуществленному по молитвам его духовного отца, жены и детей.

В 1939 году Н. Пестов получил приглашение от администрации МИЭИ. Выдержав конкурс, он занял место заведующего кафедрой химической технологии.

В 1941 году был утвержден соответствующим определением в степени доктора химических наук.

С началом Великиой Отечественной войны большая часть советской промышленности была переориентирована на нужды фронта. Н. Пестов был освобожден от призыва по причине болезни: бронхиальной астмы. Все его научные усилия были направлены на помощь стране.

В 1942 году на фронт попал его сын, а годом позже на него пришла похоронка.

В 1943 году Николай Евграфович получил должность заместителя руководителя по учебной и научной работе. За военные и послевоенные годы он был представлен к ряду правительственных наград.

Богословская деятельность

В 50-х годах стали появляться сочинения Николая Пестова как христианского писателя.

В 60-х годах в ВУЗ, где он работал заместителем руководителя по научной части, пришло распоряжение по поводу необходимости усиления научно-атеистической пропаганды. Николай Евграфович высказал к этому негативное отношение.

Руководство, вызвав его для объяснений, в присутствии секретаря парторганизации МИЭИ, предложило ему отказаться от должности и уйти на заслуженный отдых, на пенсию. Когда, по возвращении из отпуска, он пришёл в свой институт, ему сообщили, что он уже уволен специальным приказом: тихо, без лишнего шума и торжественных проводов.

При конце жизни Николай Евграфович пребывал в молитве и скором ожидании смерти, регулярно причащался Святых Христовых Таин.

11 января 1982 года он впал в беспамятсво, а 14-го числа того же месяца мирно почил о Господе.

ПЕСТОВ НИКОЛАЙ ЕВГРАФОВИЧ

Пестов Н.Е.

Николай Евграфович Пестов (1892-1982), религиозный писатель, профессор, доктор химических наук.

Родился 4 августа 1892 года в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать – из купеческой семьи. В 1911 г. он поступил на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического Училища (теперь МВТУ им. Баумана), в котором учился с 1911 по 1914 год и с 1922 по 1924 годы. Первая Мировая война застала его на 4 курсе. Николай добровольно поступил в армию. Потом в своем дневнике он записал : “. спустя много лет я вижу в этом Промысел Божий, который на 8 лет вывел меня из стен училища, чтобы вновь вернуть в него, но уже совершенно другим человеком. Вышел Савл, вернулся Павел. “

По окончании военного училища Николай Пестов был произведен в прапорщики с назначением в пехотный запасной батальон. В середине августа 1915 года он был переведен в Ригу в артиллерийский полк для организации противохимической защиты. На фронте получил слуховую контузию, последствия которой остались на всю жизнь. Награжден орденом Св. Станислава III степени и орденом Св. Анны III степени. В документах полка Пестов был аттестован как “выдающийся офицер”.

После февральской революции Пестов избирается членом Полкового Комитета, а затем в исполнительный комитет как председатель от полка и одновременно член Полкового Суда; в августе 1917 г. назначается полковым адъютантом.. 16 ноября 1917 г., оформив отпуск, он выехал на родину в Нижний Новгород, где после смены власти работал на государственной службе. В августе 1918 г. вместе с другими бывшими офицерами, дворянами и представителями буржуазии был арестован “в виду возможного выступления контрреволюционных белогвардейских элементов” (сорок человек были расстреляны). В ноябре, когда стало ясно, что белым не завладеть Нижним Новгородом, был отпущен на свободу. Все специалисты старой армии обязаны были встать на учет и служить на тех постах, на которые поставит их советская власть. Пестов был направлен на работу в органы Всевобуча. Не имея христианской веры, в декабре 1918 года он вступил в коммунистическую партию. После удачного доклада о положении дел в Нижегородском Всевобуче его оставили в Москве работать в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе. Одновременно он был зачислен курсантом на Центральные Высшие курсы Всевобуча, по окончании которых ему было присвоено звание военного комиссара. Весной 1919 Николай Евграфович попал на Восточный фронт в Северную группу войск. В сентябре 1919 года ему присваивается звание окружного военного комиссара и назначается должность Начальника Управления Всевобуча Приуральского военного округа.

Из воспоминаний жены:

В июле 1921 года Николай Евграфович увольняется из рядов РККА. Причиной оставления службы в армии послужило громадное духовное потрясение, происшедшее с ним в тот период. Постепенная стабилизация обстановки в России позволила ему демобилизоваться и вернуться в Москву для окончания образования.

Поздней осенью 1921 года он попал на лекцию Марцинковского “Жил ли Христос?” для студентов МВТУ и других вузов.

Новые убеждения не позволяли оставаться в партии; он уничтожил партийный билет, не прошел очередную регистрацию и был исключен из рядов РКП(б). В Москве Николай Пестов познакомился с организаторамм Христианского Кружка в МВТУ и стал помогать в организации лекций на духовные темы. Марцинковский очень скоро приметил Пестова и способствовал его деятельности в Христианском Студенческом Кружке. В 1921 г. Пестов принимал участие в борьбе с голодом и эпидемией сыпного тифа в Саратове, где он также посещал общины христиан-студентов. К концу лета 1922 года Пестов вернулся в Москву, восстановился в МВТУ и продолжил учебу, в свободное время посещая собрания Христианского Студенческого Кружка. В 1923 г. Марцинковскому было сообщено в ГПУ, что за его религиозную проповедь среди студентов он высылается за границу .

В 1923 г. состоялась свадьба Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны, с которой он познакомился в христианском кружке. В 1925 г. Пестов поступил на службу в Московское Высшее Техническое Училище в должности научного сотрудника при кафедре технологии минеральных удобрений.

После смерти Ленина отношение властей к студентам-христианам резко изменилось. Запрещено было проводить религиозно-философские собрания, закрывались религиозные кружки и общества. Христианский Студенческий Кружок в Москве также был ликвидирован властями, дом отобран, члены кружка подвергались всевозможным репрессиям, происходили обыски, аресты, ссылки. Пестов попал в тюрьму, сначала на Лубянку, потом в Бутырку. За два дня был арестован весь состав Христианского Студенческого Кружка. Спали на нарах вместе с уголовниками. Там же сидели и члены студенческого кружка теософов. Были сведения, что кружковцев спасла от высылки Н.К. Крупская. Вместо высылки им присудили 40 дней ареста, отделили от уголовников в особую камеру, где они проводили диспуты с теософами на религиозные и философские темы. В тюрьме Пестов познакомился с прихожанином церкви Святителя Николая на Маросейке (храм Николы в Кленниках). Настоятелем этой церкви был старец отец Алексий Мечев, в то время уже старый и больной человек. Духовное руководство в приходе после его смерти перешло к его сыну, о. Сергию Мечеву.

Из дневника Пестова:

Вернувшись из тюрьмы, Пестов перестал посещать обновленческие храмы, стал постоянным прихожанином Маросейской церкви и духовным сыном о. Сергия Мечева. По благословению духовного отца Пестов в 1926 г. совершил поездку в Саров и Дивеево, где еще действовали монастыри.

В семье Пестовых подрастали два сына и дочь, их воспитанию Николай Евграфович уделял много внимания, борясь за их души, как и за свою собственную. Строго детей он никогда не наказывал: “Где действует любовь, там строгость не нужна”.

Пестов вел большую научную и педагогическую деятельность: преподавал в вузах, читал лекции на предприятиях, руководил аспирантами; ему принадлежит около 160 научно-исследовательских работ, монографий и статей. В 1937 г. на заседании кафедры в Менделеевском институте проф. Пестов Н.Е. выступил против осуждения как “врага народа” талантливого ученого, арестованного тогда ГПУ, и был исключен из штата.

Летом 1939 г. был приглашен на работу в МИЭИ им.Орджоникидзе, зачислен по конкурсу на должность зав.кафедрой химической технологии; с октября 1943 г. он зам. директора по научной и учебной работе. После защиты докторской диссертации в 1941 г. в АН СССР приказом ВАК он был утвержден в степени доктора химических наук .

Перед войной храмы закрылись один за другим, оставшиеся Пестов называл “живоцерковническими” и в них не ходил. Из воспоминаний дочери: “Дома иконы попрятали в шкаф, загородили занавесками. Но папа подолгу молился как утром, так и вечером”. Опасались ходить даже в дальние храмы. Закрылось несколько церквей, куда ходили раньше, были арестованы священники, посещавшие дом Пестовых. Оставшиеся священники скрывались и тайно совершали требы по квартирам своих духовных детей.

Во время войны семья Пестовых из Москвы в эвакуацию не уезжала. Из-за бронхиальной астмы Пестов был освобожден от призыва в армию. Сыну Коле было 17 лет, его призвали только в сентябре 1942 г. А в октябре 1943 г. было получено сообщение, что он убит в бою. Николай Евграфович излил свое горе, написав книгу “Светлой памяти Колюши” или “Памятник над могилой сына”. Позже он переименовал свой труд, назвав его “Жизнь для вечности”.

Годы войны явились для Н.Е.Пестова годами интенсивной научной и педагогической деятельности. Его работы печатались и у нас в стране, и за рубежом. Некоторые аспекты его научных трудов имели непосредственное отношение к оборонной промышленности. Награды: в 1944 г. – орден Трудового Красного Знамени; в 1946 г. – медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”; в 1953 г. за выслугу лет и безупречную работу в числе работников науки высших учебных заведений г. Москвы – орден Ленина. К концу военных лет Николай Евграфович перестал скрывать свои убеждения, снова ходил в храм, уже не боясь встретить там своих сослуживцев или студентов.

Первые труды по богословию были написаны Пестовым в конце 50-х годов. Это были выдержки и цитаты из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединенные в два тома под названием: “Пути к совершенной радости”. В те же годы была написана первая редакция книги о погибшем на фронте сыне, а также первая редакция книги “Над апокалипсисом”.

В последние годы своей служебной деятельности Пестов говорил: “Прошу Господа указать мне Свою Святую волю. Не пора ли мне отложить химию и физику, а остаток дней своих посвятить Господу?” Господь указал Свою волю следующим стечением обстоятельств. В эти времена (60-е годы) Пестов занимал должность зам. директора Инженерно-Экономического Института по научной части. Пришло распоряжение провести на всех кафедрах антирелигиозную работу, предписать всем профессорам и педагогам вклинивать атеистическую пропаганду во все предметы и предоставить соответствующий план. Т.к. делать все это Пестов отказался, его вызвали в кабинет директора института и в присутствии секретаря партбюро МИЭИ предложили уйти на пенсию. Когда после отпуска Пестов осенью пришел в институт, чтобы подать заявление об уходе на пенсию, ему сказали, что он уже отчислен приказом. Никаких торжественных проводов конечно же не было.

“С момента перехода на пенсию моя библиотека и вся моя работа окончательно преобразилась из химической в богословскую”, – пишет Пестов в своих воспоминаниях. Всю энергию Николай Евграфович сосредоточил над многотомной диссертацией “Пути к Совершенной радости” или, как он еще ее называл, “Опыт построения христианского миросозерцания” [1]. Автором было получено много благодарных отзывов, в том числе в 1977 г. – от Патриарха Пимена.

Из воспоминаний внука:

Последний год был мучительным. Николай Евграфович сознавал, что скоро умрет и готовился к этому великому моменту. Летом 1981 года он попросил его пособоровать. Во время Таинства он горячо молился; после соборования болезнь зримо отступила. Последние месяцы перед смертью он почти не вставал, еженедельно причащался Святых Тайн и пребывал в непрестанной молитве. После Рождества 1982 года силы окончательно оставили его. Утром 11 января он впал в беспамятство и, не приходя в сознание, скончался в ночь на 14 января 1982 года в праздник Обрезания Господня и Святого Василия Великого, которого очень чтил. Погребен Николай Евграфович Пестов на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.

Труды

  • Пестов Н.Е. Обновление человеческой души. (Преображение “внешнего” и “душевного” человека во “внутреннего” и “духовного”). М.: Изд-во Московской патриархии, Центр БЛАГО, 1998. http://www.pagez.ru/olib/index.php?id=2569
  • Пестов Н.Е. Основы православной веры. М.: Елеон, 1999. http://www.pagez.ru/olib/index.php?id=7490
  • Пестов Н.Е. Что такое послушание православного христианина. http://www.pagez.ru/olib/index.php?id=3718
  • Пестов Н.Е. Христианский брак. Сущность цели брака. М.: Храм святителя Николая. 1996. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p1.htm
  • Пестов Н.Е. Христианский брак. Выбор супруга. М.: Храм святителя Николая. 1996. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p2.htm
  • Пестов Н.Е. Христианский брак. Брачная жизнь. М.: Храм святителя Николая. 1996. http://www.synergia.itn.ru/kerigma/brak/pestov/hr-brak/p3.htm
  • Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. СПб.:Сатис,1999. http://www.wco.ru/biblio/books/pestov1/main.htm
  • Жизнь для вечности или Памятник на могилу сына. Новосибирск, 1997.

Использованные материалы

  • На сайте “Бердск православный”
    • http://berdsknew.narod.ru/literat/pestov/main.htm

[1] Издательство “Сатис” с согласия родственников Николая Евграфовича поэтапно осуществило издание этого труда в 4-х томах, озаглавив его “Современная практика православного благочестия”.- Спб., 1994-96

Епископ Сергий

БИОГРАФИЯ Н.Е. ПЕСТОВА

Николай Евграфович Пестов родился 17(4) августа 1892 года в Нижнем Новгороде и был последним, десятым, ребенком в семье. Со стороны отца он был мещанином. Мать происходила из купеческой семьи и отличалась скромностью, трудолюбием, сердечностью и необыкновенной душевной теплотой. После смерти мужа (он умер, когда Николаю Пестову было всего 6 лет) она своими трудами содержала не только семью, но помогала всем, кому чем могла. Духовным оплотом семьи была няня — благочестивая, пожилая старообрядка из заволжских лесов.

В семье традиционно для того времени справлялась Пасха с куличами и крашеными яйцами, на Рождество в доме устраивалась ёлка, в Троицын день квартира украшалась зеленью. Но никто не молился, кроме няни. Детей к молитве не приучали.

Николай Пестов очень рано научился читать. Многие книги Л. Толстого, Жуковского, Тургенева, Загоскина, Гончарова сильно на него повлияли.

С семи лет сестры стали заниматься с ним русским языком, литературой, арифметикой. Раз в неделю приходил диакон из Ильинской церкви и проводил урок Закона Божия. В 1903 г. Николай Пестов поступил в реальное училище, где закончил не только семь классов (с 1903 по 1909 гг.), но и дополнительный, окончание которого давало право на поступление в высшее учебное заведение. С юношеской горячностью Николай Пестов всегда чем-либо увлекался: оформлял коллекцию бабочек, заполнял альбом с марками, проводил астрономические наблюдения на специальной вышке, вел переписку с заграничными эсперантистами, проводил опыты дома в химической лаборатории, участвовал в любительских спектаклях в старших классах училища. Он хорошо плавал, летом много купался, ловил раков.

В эти же годы Николая стали мучить разные “вечные вопросы”, в том числе и религиозные. Но знакомство с марксистской литературой, а также с трудами Ренана (в особенности с “Жизнью Иисуса”) сыграли роковую роль в становлении юношеского мировоззрения. Семена веры не достаточно укоренились, и юноша стал атеистом.

Полюбив химию, Николай Пестов поступил на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического училища (в советское время МВТУ им. Н.Э.Баумана), где с большим успехом проучился до 1914 года, после чего из патриотических соображений добровольно поступил в армию. Началась Первая Мировая война. Решение было принято, но позднее Николай Пестов не раз говорил, что в этом решении виден “Промысл Божий, который на 8 лет вывел меня из стен училища, чтобы вернуть в него, но уже совершенно другим человеком. Вышел Савл, вернулся Павел. “

Поступив в Алексеевское военное училище на правах вольноопределяющегося 1-го разряда юнкером рядового звания, к августу 1917 года он был уже адъютантом полка в звании поручика. В феврале 1916 года во время кратковременного отпуска Николай Пестов женился на дочери присяжного поверенного Руфине Дьячковой.

В момент сообщения о новом революционном перевороте 26 октября 1917 г. Николай Пестов находился в Луге в штабе полка. Накануне им был подан рапорт о предоставлении очередного отпуска.

В декабре со всеми воинскими документами на руках он уже был в Нижнем Новгороде. С февраля по август 1918 года Н. Е. Пестов работал в Нижегородской ЧК делопроизводителем, потом в Горпродкоме.

С лета 1918 г. над страной нависла угроза голода, начали складываться основы политики “военного коммунизма”.

13 августа Н. Пестов был арестован. Здесь же, в тюрьме, был расстрелян его тесть. А 2-го ноября всех выпустили на свободу.

Пестов вспоминает: “Превращение Советского государства в военный лагерь требовало безотлагательного решения вопроса о командных кадрах для Красной Армии. По решению V Всероссийского съезда Советов все военные специалисты старой армии были обязаны встать на учет и служить на тех постах, на которые поставит их Советская власть”.

Согласно этому постановлению 26 ноября 1918 года, после регистрации в губернском комиссариате, Николай Пестов был направлен на работу в органы Всевобуча.

В декабре 1918 года он вступил в Коммунистическую партию. В Нижегородском Всевобуче проработал до 30 января 1919 г. Потом работал в Москве в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе. Одновременно учился на Центральных Высших курсах Всевобуча.

Весной 1919 г. по указанию ЦК партии в числе 15 тыс. коммунистов Н. Пестов был отправлен в Северную группу Восточного фронта.

После побед красных войск на Восточном фронте Н. Пестов в августе был вызван в Москву для окончания Центральных Высших курсов Всевобуча. (Всевобуч – “всеобщее военное обучение”)

В сентябре 1919 г. Н. Е. Пестову присвоили звание окружного военного комиссара, и он был назначен Всеросглавштабом на должность начальника Управления Всевобуча Приуральского военного округа.

На этой должности Н. Е. Пестов оставался в Свердловске до 1921 года. Был близко знаком с Троцким, своими поступками заслужил его одобрение, о чем впоследствии вспоминал с горечью.

Неоднократно встречался с такими людьми, как М. В. Фрунзе, И. И. Вацетис, М. Н. Тухачевский, В. И. Шорин, Г. Д. Гай, С. С. Каменев и др. крупными военными и государственными деятелями. Почти все они оказались в числе “врагов народа” в период культа личности Сталина. В дневнике Пестова осталась такая запись об этих двух годах комиссарства: “Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее. Весь этот кошмар. карамазовская грязь. Все это было при отсутствии у меня христианской веры. “

А 1 марта 1921 года во сне он увидел Христа. Комиссар, член партии; вопросы, связанные с религиозным мировоззрением, не возникали — и вдруг Христос? Однако было полное ощущение явственности виденного сна.

“В ту ночь Господь вошел в мое сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня”. В июле 1921 года Николай Евграфович увольняется из рядов РККА. В том же году первая жена, Руфина, которая в период всего контрнаступления красных войск “стремя в стремя” сражалась рядом с Николаем Евграфовичем, ушла от него. Больше они не встречались.

Постепенная стабилизация обстановки в России позволила Н. Е. демобилизоваться и вернуться в Москву для окончания своего образования. Осенью 1921 года Н. Пестов попал на лекцию В. Ф. Марцинковского, выдающегося деятеля Христианского Студенческого Движения. Этот вечер стал поворотным пунктом в жизни Николая Евграфовича.

Отныне путь Евангелия и осуществление в жизни заповедей Христа становятся смыслом его жизни.

Вскоре Николай Евграфович познакомился с организатором Христианского Студенческого Кружка в МВТУ Зоей Бездетновой.

Родом Зоя Бездетнова была из Углича, училась на “отлично” и была душой христианского кружка. Николай Пестов стал ее помощником в организации лекций Марцинковского в МВТУ на духовные темы.

В 1921 году в Саратовской области был очень сильный неурожай, и Н. Пестов уехал на год в Саратов работать в системе американской организации “АРА” по помощи голодающим. В 1922 году он возобновил учебу в Москве, послушав письменного совета Зои Вениаминовны. Они всё лучше и лучше узнавали друг друга, помогая в учебе и деятельности в кружке. После Рождества 1923 г. Н. Пестов сделал Зое Вениаминовне предложение, и 20 мая 1923 года они обвенчались.

Радость омрачалась одним событием: весной 1923 года В. Ф. Марцинковский был выслан за границу за религиозную проповедь среди студентов. Христианский Студенческий Кружок в Москве просуществовал до 28 ноября 1924 года и был ликвидирован властями. Члены кружка подвергались всевозможным репрессиям. Николай Пестов был арестован. Он пробыл в Бутырской тюрьме 40 суток, получив уведомление об освобождении в день своего ангела — Святителя Николая.

В Бутырской тюрьме произошло важное счастливое событие: Н. Е. Пестов познакомился с прихожанином церкви Святителя Николая на Маросейке.

Настоятелем церкви был известный своим благочестием старец отец Алексий Мечёв, в то время уже старый и больной человек. Духовное руководство в приходе постепенно перешло к его сыну о. Сергию Мечёву.

По благословению старца о. Алексия Николай Пестов стал духовным сыном о. Сергия Мечёва, мудрого и благочестивого пастыря. Маросейский старинный храм стал вторым домом Н. Пестова, он перестал посещать обновленческие храмы.

По благословению духовного отца Н. Пестов стал в храме кем-то вроде старосты.

Примерно в это время он начал приучать себя творить Иисусову молитву.

Тогда же Н. Пестов принес так называемую “генеральную исповедь” грехов всей прожитой жизни.

Летом 1926 года Николай Пестов со своим другом, тоже духовным сыном о. Сергия Мечёва, Колей Иоффе совершил поездку в Саров и Дивеево.

В конце 1926 года по ходатайству Зои Вениаминовны, ей, как ведущему инженеру и ударнице труда, была предоставлена от Московского Алкалоидного завода отдельная 3-х комнатная квартира на ул. Карла Маркса (бывшая ст. Басманная).

8 октября 1927 года в ней родился третий ребенок — сын Сергей. Первый, сын Колюша, родился 18 февраля 1924 года, еще в общежитии МВТУ. 8 сентября 1925 года в маленькой однокомнатной квартирке родилась дочь Наталия.

В начале апреля 1931 года в канун Благовещения храм св. Николая на Маросейке был закрыт. Приход с настоятелем о. Сергием Мечёвым прекратил свое существование. (О. Сергий Мечёв погиб в 1941 г. в Ярославле). В последующие годы любимые храмы Н. Пестова закрывались один за другим, и перед войной он уже не ездил ни в какую церковь. Дома иконы попрятали в шкаф за занавеску. В те годы Пестовым приходилось тщательно скрывать свои убеждения. Оставшиеся священники скрывались и тайно совершали требы по квартирам своих духовных детей. Иногда богослужения совершались в квартире Пестовых.

Детям запретили в школе упоминать о вере. За религиозное воспитание родителей могли снять с работы. “Непионерство” дети переживали тяжело, но без обиды на родителей. Н. Пестов никогда не жалел времени на общение с детьми. Он подолгу беседовал с ними, сочинял детские игры, ходил на каток, играл в бадминтон, в теннис, в крокет, волейбол, учил детей плавать, катался с ними на лодке. В дни ангела и на Рождество в семье устраивались праздники, в гости приходили дети знакомых верующих людей. Одноклассников в гости не звали.

Н. Е. Пестов был зачислен сотрудником Научного Института по Удобрениям, ещё не окончив своего образования в МВТУ. Из МВТУ, где он работал ассистентом академика Э. В. Брицке, а позднее читал доцентский курс по технологии удобрений, он перешел во 2-ой МХТИ, а затем в Военную Академию Химической Защиты Красной Армии им. К. Е. Ворошилова, где в должности зав. кафедрой калийных солей проработал до октября 1933 года. С осени 1933 года Николай Пестов оставил Военно-химическую академию и до осени 1937 года преподавал в МХТИ им. Менделеева, где читал курс, руководил дипломным проектированием и дипломными работами по специальности “Технология минеральных удобрений”. Сверх того Н. Е. Пестов читал эпизодические лекции и циклы на предприятиях для инженерно-технического персонала, преподавал в Высшей Академии комсостава промышленности и руководил аспирантами НИУ.

За эти годы Н. Е. Пестов не раз получал благодарности и поощрения за свои труды, но шел 1937 год.

Н. Пестов отказался выступить на собрании с осуждением арестованного ГПУ зав. кафедрой проф. Юшкевича, под непосредственным руководством которого он работал. За это был освобожден с работы в МХТИ им. Менделеева. Осталась работа в научно-исследовательском институте по удобрениям (НИУИФ).

Летом 1939 г. Н. Пестов был избран по конкурсу заведующим кафедрой Хим. технологии МИЭИ. Помимо этого с декабря 1942 г. по октябрь 1943 г. он был деканом химического факультета. С октября 1943 г. состоял заместителем директора по научной и учебной работе.

После защиты в январе 1941 года докторской диссертации “Физико-химические свойства порошкообразных и зернистых продуктов химической промышленности” в Академии наук СССР Н. Пестов был утвержден в степени доктора химических наук.

В годы войны Н. Е. Пестов вел интенсивную научную и педагогическую деятельность.

4 ноября 1944 г. Н. Е. Пестов был награжден орденом “Трудового Красного Знамени”, а в 1946 году — медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”.

Осенью 1943 г. на фронте погиб старший сын Н. Пестова — Николай. Позднее Николай Евграфович написал книгу “Жизнь для вечности” о погибшем сыне. К концу военных лет Николай Евграфович перестал скрывать свои убеждения. Все стены своего кабинета он завесил иконами, стал ходить в храм, не боясь встретить там своих сослуживцев.

После войны Н. Е. продолжал работать в МИЭИ и по совместительству — в НИУИФ, прервав эту работу за несколько лет до выхода на пенсию. В конце 50-х годов Н. Е. Пестовым были написаны первые труды по богословию. Это были в основном выдержки из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединенные в два тома под названием “Пути к совершенной радости”, а также первая редакция книги “Над Апокалипсисом”.

После ухода на пенсию всю свою духовную и физическую энергию Н.Е. сосредоточил на работе над основным своим богословским произведением — многотомной диссертацией “Пути к совершенной радости”, или, как он еще ее назвал: “Опыт построения христианского миросозерцания”.

Диссертацию Н. Е. начал писать еще во время войны. Первыми прочитывали его труды близкие ему люди, и прежде всех — Зоя Вениаминовна. Труды его вскоре стали пользоваться большим успехом и перепечатки их расходились по многим городам и селам России.

Люди тянулись к Н. Е., много времени уходило на прием посетителей. Старые друзья, молодежь, бывшие члены христианского студенческого кружка приходили к Н. Е. побеседовать, попросить почитать книги из его домашней духовной библиотеки. Н. Е. очень любил детей. И когда у дочери Наталии, которая стала женой священника, родилось двое сыновей, Н. Е. с радостью занимался внуками, особенно летом в Гребнево, где они с Зоей Вениаминовной снимали дачу недалеко от дочери.

Дедушка с радостью угощал внуков сластями, следил за их речью, заботился о спортивном развитии, а позднее, когда внуки подросли, стал вести с ними душеспасительные беседы.

Неукоснительно посещал Н. Е. храм Божий. Молился дома и вместе со всей семьей, с внуками и наедине. Его молитва была пламенной, он весь погружался в нее.

В 1973 году, вскоре после празднования “золотой” свадьбы, умерла супруга Н. Е. Зоя Вениаминовна. 50 лет прожили они в вере и единомыслии. Тяжело пережил утрату Н. Е. Он больше года без конца читал акафисты и каноны о упокоении души супруги.

В 1975 году Н. Е. переехал на новую квартиру, жизнь вокруг него била ключом, и Н. Е. снова стал живым и радостным.

Н. Е. любил по воскресеньям бывать в храме Илии Пророка в Обыденном переулке на Кропоткинской. Там, в Ильинском храме, иподиаконствовали оба внука Николая Евграфовича, там же Святейший Патриарх Пимен благословил Н. Е. и благодарил его за труды, о которых много слышал. В этот же день в Ильинском храме один из внуков Н. Е., монах Сергий, был посвящен во диаконы.

В последние годы своей жизни Н. Е. все больше и больше слабел, болезнь кишечника (язва, а может быть и рак) доставляла ему много страданий. Последние месяцы перед смертью Николай Пестов почти не вставал, он пребывал в непрестанной молитве, еженедельно причащался Святых Христовых Тайн. 14 января 1978 г. Н. Е. скончался. Погребен Н. Е. на кладбище при Смоленске-Никольском храме д. Гребнево Московской области, рядом с могилой жены. И да пребудет вечная память о рабе Божием Николае в наших сердцах и в сердцах всех близких ему людей.

Из книги Современная практика православного благочестия

Пестов Николай

Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Это выражения, как ни какое другое, подходить для характеристик Николая Пестова, профессора, доктора химических наук и православного духовного писателя, богослова и верного сына Божьего.

Пестов Николай Евграфович — известный богословский философ, исследователь Писания, прошел путь от комиссара до доктора химический наук, теолога и богослова, известный во всем мире подвижник Господний.

Семья и детские годы

17 августа 1892 года в семье мещанина Пестова родился десятый ребенок, сын Николка. Скромная, трудолюбивая и наделенная необыкновенной сердечной теплотой мать Коли была настоящей берегиней семьи, несмотря на то, что у Пестова старшего это был второй брак.

Николке младшему было всего шесть лет, когда не стало отца, и все тяготы жизни легли на плечи матери. Семья Пестовых не отличалась особой религиозностью, в доме традиционно отмечались великие православные праздники, но никто ежедневно не молился и не соблюдал посты.

О других православных публицистах:

В доме жила няня староверка, ревностно исполняющая все каноны церкви, которая научила Колю первым молитвам. Через год после смерти отца младшего сына начали приучать к наукам. Сестры обучали мальчика русскому языку, математике, чтению. К Закону Божьему мальчика приобщал диакон церкви из Ильинска.

Годы учебы и становления

В возрасте 11 лет Пестов начал обучение в реальном училище, где проучился 8 лет и по окончании его получил право для поступления в вуз. Темпераментный молодой человек отличался всесторонними интересами. Юношу интересовали бабочки и основы эсперанто, химические опыты и участие в театре училища.

Считая себя атеистом, юноша метался в поисках ответа на мучившие его вопросы по поводу жизни и смерти Христа. После окончания училища Пестов становится студентом химического факультета в Императорском Московском Высшем Техническом Училище, живет у крестного отца в Москве, ведет обычную для студентов светскую жизнь.

Первая мировая война и революция

1914 год внес свои коррективы в жизнь юноши, который из патриотических побуждений меняет техническое училище на военное. Пестов выпускается в чине прапорщика, специалиста по противохимической обороне.

Служа на фронте, в 1916 году подпоручик Пестов женится. Руфина Дьячкова была дочерью присяжного поверенного. За боевые заслуги тактичный и храбрый офицер награждается орденами святого Станислава и святой Анны третьего степени.

После революции Пестов Николай Евграфович, биография которого начиналась в Нижнем Новгороде, возвращается в родные края и работает в горпродкоме.

Из-за опасения, что бывший офицер поддержит наступающих белогвардейцев, Пестов и его тесть были арестованы 13 августа 1918 года, тестя расстреляли, и Николаю удалось выйти на свободу 2 ноября того же года.

В 1918-1919 году бывший офицер старой гвардии и его жена вступают в ряды коммунистической партии. После окончания Центральных Высших курсов Всеобуча военный комиссар Пестов в составе Северной группы Восточного фронта отправляется на борьбу с войсками адмирала Колчака, верная жена всегда рядом.

После разгрома Колчака в 1919 году уже окружной военный комиссар становится начальником управления Всеобуча при Приуральском военном округе. Знакомый с Троцким, Каменевым, Тухачевским военный комиссар волей-неволей становится свидетелем и соучастником очищения страны от «врагов народа», о чем позже напишет, как о зле и кошмаре.

Переломный момент и познание Христа

Трудно поверить, по словам самого Николая Пестова в начале марта 1921 году ему во сне явился Иисус Христос. Во сне все присутствующие, а среди них сестры комиссара, стараются не замечать Христа, за которым следовал их дядя, Николай не успел отвести глаза, и его пронзила доброта и строгость от взгляда Христа.

Этот сон изменил мировоззрение Пестова, некогда комиссар уходит из армии, это стало причиной развода с Руфиной, они больше никогда в жизни не встречаются. Печать «чекиста» отделила Пестова от родственников, с ним мало кто заводит дружбу. Жажда познания Христа приводит некогда атеиста в 1921 году на христианскую встречу, где он прослушал проповедь «Жил ли Христос».

Простые и доступные слова словно открыли глаза все еще коммунисту, особая радость и чувство свободы наполнили находящуюся в постоянной скорби душу. Позже сам Пестов напишет, что именно в тот момент в нем умер Савл, и родился Петр.

Как член христианского кружка начинающий христианин помогает Зое Бездетной готовить лекции, молодые люди постепенно узнают друг друга, и через 2 года молодая пара встала под венец. Новые убеждения заставляют Н. Пестова принять решение выйти из рядов коммунистической партии, сжечь партбилет. Не прошедшего регистрацию коммуниста исключают из рядов компартии.

В 1923 году организатора христианского кружка В. Марцинковского высылают за границу, за религиозную деятельность в 1924 году осенью арестовывают и Николая. На 40 дней Бутырская тюрьма стала его местом жительства, там жаждущий Бога ученый знакомится с отцом Мечевым, сыном старца Алексия Мечева.

Важно! Старец Алексий благословил отца Сергия стать духовным наставником Н.Пестова, после чего тот постоянно бывал в старинном храме на Маросейке, наполняясь Иисусовой молитвой.

После «генеральной исповеди» и совершения паломничества в Серафимо-Дивеевский монастырь в мир возвращается зрелый христианин, принявший решение посвятить свою жизнь изучению богословской и философской литературы, исследованию глубины православной веры.

Православную семью Бог наградил тремя детьми, двумя сыновьями и любимицей отца дочерью. Дети вместе с родителями постоянно присутствовали на богослужениях, в доме регулярно читались молитвы и соблюдались посты.

Время гонений и возрастаний

Начались гонения, в начале тридцатых годов храмы закрываются, начинаются аресты и расстрелы священников. Не минула эта участь Никольскую церковь на Маросейке и отца Сергия. За веру во Христа и поклонение Богу отправляли в тюрьму и ссылку.

В Пестовском дома прятались иконы, тайно проводили богослужения, и даже жила монахиня Евникия, ее представили родственницей. Особенно тяжело было детям в школе, но любовь отца, посвящавшего общению с ними все свободного время, покрывала все тягости школьной жизни.

Пребывавшая по делам в Самаре Зоя Вениаминовна по оговору была арестована, муж бросился ее выручать, но при этом он не искал связи, а усердно молился. Читая тропарь святому Серафиму Саровскому, Пестов оказался перед домом, в который и решился попроситься на ночлег. Это был дом медсестры из тюрьмы, через которую супруги и общались, а вскоре Зою выпустили.

Николай Евграфович успешно продвигался по карьере химика, преподавая в вузах Москвы, до 1933 года был заведующим кафедрой в Военно-химической академии, в 1937 году переходит в МХТИ им. Менделеева, руководит дипломными проектами, читает лекции в различных предприятиях, защищается и работает с аспирантами. Только молитвы членов семьи спасли ученого от репрессий 1937 года.

В 1939 году Н.Е.Пестов заведует кафедрой в МИЭИ, в начале 1941 года защищает докторскую диссертацию. Бронхиальная астма стала причиной освобождения доктора химических наук от призыва в армию, но уходит на фронт старший сын Коля и погибает. Любящий отец увековечил память о сыне в книге «Жизнь для вечности».

Н. Пестов активно работает, много печатается, становится известным как в стране, так и за рубежом. Его исследования вносят прогресс в оборонную промышленность, за что впоследствии ученого наградили орденом Красного Знамени, а в 1946 году вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Время выбора и богословское наследие

После войны доктор наук открыто заявил о своих религиозных убеждениях, в его рабочем кабинете появились святые образа и картины на библейские темы. Николая Пестова с супругой часто видят в храмах на богослужениях. После выхода на пенсию профессор продолжает научную и педагогическую деятельность, сам Калинин вручил ему орден Ленина.

Интересно! Во второй половине двадцатого столетия Николай Евграфович исследует письма и послания Отцов церкви и святых, свои выводы он описывает в двухтомнике «Пути к совершенной радости, или Опыт построения христианского миросозерцания».

Написанные доступным языком послания, в которых ученый делился собственным опытом познания Бога и своими личными откровениями, стали широко востребованными по всей стране. В начале 60-х перед заместителем директора МИЭИ Н.Е. Пестовым встал выбор, остаться в институте или уйти на пенсию.

По распоряжению партии по всей стране активизировалась антирелигиозная работа, и за отказ сотрудничать с коммунистами великого ученого с мировым именем отчислили с занимаемой должности за приверженность к религии. Талантливый ученый все свои силы направляет на написание богословских трудов, в это время он работает над монументальной диссертацией «Пути к Совершенной радости».

Важно! Сам Патриарх Московский и всея Руси Пимен в 1977 году прислал благодарственное письмо за труды, помогающие людям Советского Союза вернуться в лоно православной церкви, а христианам глубже окунуться в красоту православия.

После исследования книги «Апокалипсис» Иоанна Богослова выходит в свет замечательная книга «Свет откровения», показывающая важность единства Церкви Господней на земле. Искренне раскаявшись в делах молодости, Николай Пестов, книги которого буквально расхватывались с прилавков, до конца жизни был очень строг к себе. Он много молится, соблюдает все посты и посещает богослужения.

Великая слава не стала поводом для гордости и тщеславия, раскаявшись в своих грехах, знаменитый богослов до конца жизни, по его словам, осознавал свое ничтожество перед Богом. Таинство исповеди и Причастия было неким импульсом жизни подвижника, наслаждавшего буквально зачитыванием акафистов, Великого канона.

Пламенная молитва, живые беседы с Богом переплетались с огромной любовью к ближним, особенно к внукам, которым великий ученый и богослов собственноручно готовил завтраки, беседовал с ними о Боге.

Смерть в 1973 году любимой жены, друга, помощница, с которой Николай Пестов прожил полвека, на два года повергло его в скорбь. Время лечит, постоянное чтение молитв и канонов об упокоении души супруги вернули жизнерадостность подвижнику.

Огромную радость Николаю Евграфовичу доставляли внуки. В день благословения и получения благодарности от Патриарха Пимена в 1977 году в церкви Ильи Пророка на Кропоткинской, где диаконами служили два внука Пестова, сам Патриарх рукоположил еще одного внука, монаха Сергия в чин диакона.

Последние дни и смерть

Страдая болезнью кишечника и язвой желудка, выдающийся ученый и богослов Николай Евграфович Пестов очень страдал, он понимал, что дни его жизни на земле сочтены. В середине 1981 года Николай Евграфович попросил пригласить священника для Таинства Соборования, после чего Бог немного облегчил его страдания.

Последние месяцы перед смертью Божий подвижник каждый день принимал святое Причастие, непрестанно находясь в молитвах. Пережив Рождество 1982 года, Николай Пестов теряет сознание и в праздник Обрезания Господня уходит к Богу. Его похоронили около могилы Жены в деревне Гребнево Московской области на кладбище Смоленско-Никольской церкви.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: