Собор Александра Невского в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Александро-Невский собор в Симферополе

Есть в Симферополе улица, носящая имя известной революционерки – Розы Люксембург. Однако от жителей города можно услышать и другое название – улица Александра Невского. Именно на ней ещё до революции располагался знаменитый собор, освящённый в честь благоверного князя. Сегодня храм снова стоит на историческом месте, украшая крымскую столицу.

История главной симферопольской церкви

У Александро-Невского кафедрального собора долгая и интересная история. Впервые намерение о его строительстве высказала императрица Екатерина Великая во время поездки по Крыму в 1787 г. Однако работы начались только в 1804 г., а завершились спустя 25 лет. За ходом строительства следил лично император Александр I, были привлечены лучшие мастера России, в том числе прославленные архитекторы И. Шарлеман и И. Колодин. Интересно, что в качестве рабочего участвовал молодой Максим Горький.

Собор Александра Невского в Симферополе имел пять куполов. На протяжении нескольких лет его облик менялся: появились трапезная, колокольня, подсобные помещения, новые алтари. Церкви дарили ценные реликвии, среди которых богослужебная утварь и Евангелие, предоставленные Екатериной II, копия чудотворной иконы Богоматери Касперовской и многие другие. В 1860 г. собор получил статус кафедрального. Именно в этом храме в 1911 г. вторично предан анафеме уже покойный к тому времени Лев Толстой. В нём служили священномученики Порфирий (Гулевич) и Никодим (Кротков), а также отец Николай Казанский, которого за твёрдую веру и силу духа ещё при жизни считали святым.

Однако величественный храм не устоял перед напором революции. Некоторое время он служил укрытием для сторонников прежнего режима, затем превратился в склад и в итоге взорван в 1930 г.После распада Советского Союза поднят вопрос о возрождении Александро-Невского собора. Восстановление началось в 2013 году. Сейчас храм уже построен, проходят службы, однако работы ведутся до сих пор.

Величие и красота симферопольского собора

Современный вид церкви сильно отличается от того, который был до революции. Тем не менее её смело можно назвать красивейшим зданием Симферополя.

Стены из белого альминского камня и позолоченные купола хорошо видны из центра города. Собор имеет две церкви: верхнюю и нижнюю. К верхней ведёт широкая лестница, заканчивающаяся рядом колонн в античном стиле. За тяжёлой двустворчатой дверью скрывается огромное пространство, наполненное светом и золотистыми бликами свечей. Архитектура принадлежит талантливому мастеру Владимиру Кравченко, который также разработал внешний вид иконостаса в нижнем храме и капители. Высота колокольни – 37 м.

К фасаду храма пристроено помещение для воскресной школы. Рядом со стенами собора расположен советский танк, установленный в качестве памятника ещё в 1944 г.

Святыни и центры

Дореволюционные святыни Александро-Невского собора сохранить не удалось. Однако появились новые. Так, в храме находятся чудотворные мощи крымского святителя Гурия, возле которых каждую неделю совершается вечерня с акафистным пением, икона с частицей мощей Александра Невского, прибывшая из санкт-петербургского монастыря летом 2015 г., ковчег с частицей мощей Лазаря Четверодневного.

При главном симферопольском храме создан архиерейский мужской хор, коллектив которого участвует в богослужениях и разнообразных культурных программах. Открыт церковный магазин, в котором легко приобрести иконы, ауди- и видеоматериалы, книги, церковную утварь и многое другое. Действует просветительский центр им. свт. Гурия.

Где находится Александро-Невский кафедральный собор Симферополя

Храм расположен на территории сквера Победы на ул. Александра Невского (Розы Люксембург), 6. Автобусы и маршрутные такси едут сюда со стороны железнодорожного вокзала и центральной площади города. Также можно добраться общественным транспортом до пл. Советской и пройтись пешком. Дорога займёт не более 5-10 минут.

Посещая Александро-Невский собор, помните, что это не просто шедевр архитектуры, но и действующий храм. Мужчинам не стоит приходить в майках и шортах, а женщинам – в брюках, обтягивающей одежде и с непокрытой головой. Следует выключить звук мобильных телефонов, соблюдать порядок и тишину.

Возрождение Александро-Невского собора

опубликовано: февраль 2016

Александро-Невский собор в своё время был главным кафедральным собором Симферополя, красой и гордостью этого города. К несчастью для симферопольцев, он попал в число тех святых мест Крыма, которые полагались советской властью к полному уничтожению. Ныне собор практически восстановлен, уже ведутся службы, и стоит дело за малым. Новое здание храма уже впечатляет, так что можно говорить о том, что горожане получат не только православную святыню, не только духовный ориентир, но и красивый памятник архитектуры, который украсит будничное лицо города.

Собор Святого благоверного великого князя Александра Невского

История Александро-Невского собора в Симферополе

История этого храма начинается с посещения Симферополя императрицей Екатериной II в 1787 году. Только накануне, в 1783 году, Крымский полуостров влился в состав Российской империи после отречения крымского хана Шахин-Гирея, номинально независимого после Русско-турецкой войны 1768-1774. После того, как светлейший князь Потемкин принял у татарской знати присягу на верность российской императорской короне на горе Ак-Кая (возле современного Белогорска), Крым стал российской территорией, а Симферополь – административным центром новой Таврической губернии.

До прихода русских поселение называлось Ак-Мечеть и фактически не являлось городом. Нынешнее название города вполне было в духе времени, когда приобретённым в результате расширения империи городам давали красивые греческие названия. Новая столица Таврической губернии на момент приезда императрицы не имела своего собора, поэтому Екатерина II пообещала горожанам свой собственный храм, который в будущем станет Александро-Невским собором.

Однако время шло, но обещание не реализовывалось на деле. Сошли в могилу и императрица, и её деятельный фаворит. В 1810 году Александро-Невский собор таки был заложен, но грянула война, и стало не до строительства. После победы над Наполеоном Александр I расщедрился на строительство нового кафедрального собора Симферополя. Довоенная постройка, только начатая и проведённая довольно посредственно, была заброшена, тем более что сильный ураган основательно повредил возводимое здание храма. Стены дали трещины, да и место было признано не самым удачным. Вскоре было найдена новая площадка для строительства у Суворовского редута.

Читайте также:
Путивльский Молченский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Новым архитектором стал титулярный советник Иосиф Иванович Шарлемань. Этот архитектор оставил богатое зодческое наследие не только в Санкт-Петербурге, но и по всей Руси. Проект Шарлеманя был одобрен императором Александром I, причём устроила государя и смета в двести тысяч рублей, учитывавшая использование строительных материалов, оставшихся от недостроенного и разобранного позднее здания первоначального храма. Наблюдать за строительством назначили архитектора Ивана Федоровича Колодина, который по ходу реализации проекта вносил нужные коррективы.

Новое здание Александро-Невского собора было заложено в 1823 году. К тому времени он уже не должен был стать первым, ведь пока длились проволочки с его возведением, Синод позволил симферопольцам построить другой кафедральный собор – во имя святых Петра и Павла. И именно в Петропавловском соборе состоялась торжественная литургия, посвященная закладке будущего Александро-Невского собора. Кстати, со временем Петропавловский собор обветшал и закрылся, а священные сосуды, утварь, колокола торжественно перенесли в новый храм. Заложил первый камень в основание новой симферопольской церкви таврический губернатор Н.И. Перовский. К 1828 году строительство было закончено, и художники приступили к росписи интерьера здания.

3 июня 1829 года в день сошествия Святого Духа Александро-Невский собор был торжественно открыт в ходе помпезной церемонии и освящён в честь Благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя российского императорского дома. После этого Александро-Невский собор постоянно перестраивался и достраивался. В 1842 году на одном из куполов установили часы. В 1846 году к собору были приданы два придела, один во имя святой Анны, другой был назван в честь Покрова Божьей Матери. Для церкви изготовили два новых иконостаса, чуть позже заменили и главный.

Александро-Невский кафедральный собор на литографии К. Боссоли (1840—1842 гг)

После того, как Таврическая епархия добилась самостоятельности, Александро-Невский собор получил статус кафедрального. Новое звание и непрестанный рост численности населения Симферополя сподвигнуло местные власти к очередной реконструкции храма с целью увеличить его вместимость и обновить старые конструкции. Снова был заменён иконостас. Старый был передан в местную тюремную церковь, новый в двадцать пять образов был освящен в 1864 году и выставлен при всеобщем одобрении прихожан.

В 1869 в Александро-Невском соборе построены три алтаря. В 1881 году здание собора было решено удлинить. С западной стороны появился новый притвор с колокольней, была построена трапезная. Второй притвор был посвящен архиепископу Таврическому и Симферопольскому Гурию (Карпову). Уважение к этому человеку и его делам было столь велико, что уже в наше время его канонизировали. Кафедра архиепископа Гурия находилась в Александро-Невском соборе, в склепе которого он и был похоронен в 1882 году. Когда собор уничтожался большевиками, мощи Гурия были перенесены на городское кладбище, причем свидетели дивились нетленности тела святителя и его одеяния. Ныне рака с мощами находится в Петропавловском соборе Симферополя, и как только реставрационные работы в Александро-Невском соборе подойдут к концу, будет перенесена в храм, где он столько трудился на благо своей епархии. В 1857 году в храме провёл литургию ещё один прославленный деятель церкви, в будущем причисленный к лику святых – Владыка Иннокентий (Борисов), также побывавший в сане архиепископа, только Херсонского и Таврического.

Очередная перестройка окончилась в 1881 году. Александро-Невский собор предстал перед симферопольцами во всём великолепии. В начале девяностых годов девятнадцатого века – новая реконструкция. Экскурсоводы любят напоминать, что в 1891 году некоторое время простым чернорабочим здесь работал Максим Горький. Для любителей интересных исторических деталей можно упомянуть ещё и об отлучении Льва Толстого, которое провели в Александро-Невском соборе в 1911 году, хотя писатель умер годом ранее.

Октябрьская революция сигнализировала о себе в Симферополе ограблением Александро-Невского собора. Некоторое время спустя Крымский полуостров заняли по Брест-Литовскому миру немцы и им удалось навести порядок. Относительно спокойно жилось храму и при белом правительстве. По окончании Гражданской войны и террора против несогласных Александро-Невский собор был закрыт.

С 1922 по 1930 год он использовался как хранилище реквизированных церковных ценностей со всей округи. Но и сам Александро-Невский собор был богат на реликвии. Были здесь и подаренные Екатериной II предметы священной утвари, естественно, золотые, копия иконы Божьей Матери Касперовской – дар архиепископа Иннокентия, богато украшенное Евангелие с изображением Воскресения Христова, да всего и не перечесть, что преподносили в дар любимому собору как сильные мира сего, так и простые благодарные прихожане.

В 1929 году Александро-Невский собор лишили крестов и колоколов. Это была прелюдия перед величайшим святотатством, на которое решились городские власти – уничтожить Александро-Невский собор, стереть его с лица земли. В ночь на 27 сентября здание храма было разрушено до основания. Причем пришлось сделать две попытки подрыва. Остались лишь камни, но со временем убрали и их. На месте симферопольской святыни появился обыкновенный городской сквер.

После войны на этом месте захоронили останки павших в боях Великой Отечественной войны советских воинов, поставив над ним памятник – танк на постаменте. Поэтому, когда возникла идея восстановления Александро-Невского собора, пришлось останки солдат перенести на кладбище. Эта акция вызвала трения между симферопольцами – многие не хотели переноса захоронения солдат, однако церковь настаивала на том, что Александро-Невский собор должен возродиться именно на том месте, где и стоял до разрушения в смутные годы. Последнее мнение в итоге победило. Танк остался в сквере Победы, но был перенесён чуть дальше.

Читайте также:
Спасо-Преображенский собор в Тольятти: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Современный Александро-Невский собор

22 июня 1994 года на месте будущего храма установили крест как символ будущего возрождения храма. Согласно постановлению украинского правительства он должен был быть восстановлен в рамках программы возрождения исторических и архитектурных памятников. В 2000 году в основание Александро-Невского собора заложили первый камень и освятили место закладки. В 2003 году рабочие приступили к строительству. Новый собор будет всё же отличаться от старого, так что преемственность будет скорее территориальная и духовная. На сегодняшнее время Александро-Невский собор практически полностью готов, а службы уже ведутся продолжительное время. Учитывая, что строительство храма взято под патронат президента Российской Федерации, есть надежда, что открытие состоится совсем скоро.

Главный купол окружают четыре меньшего размера. Все купола покрыты позолотой. Закончена работа над белоснежными фасадами. Перед входом прихожанина встречает величественная колоннада и красивая двухстворчатая дверь, к которым ведёт лестница. Высокая колокольня устремилась в небо. Александро-Невский собор производит величественное впечатление.

Александро-Невский собор. Как добраться

В центре города, в сквере Победы, теперь снова будет стоять Александро-Невский собор. Даже улицу, которая раньше носила имя Розы Люксембург, переименовали в улицу Александра Невского. Северо-восточнее, за сквером Суворова несет свои спокойные воды Салгир. Чтобы посетить Александро-Невский собор и осмотреть другие культовые здания, можно использовать как ориентир Советскую площадь. Если пройти пару сотен метров по улице Александра Невского в западном направлении, то вы окажетесь в Парке победы, где и увидите красавец-собор.

Если же вы двинетесь в южном направлении от площади по проспекту Кирова, то среди зданий квартала по левую сторону от вас будет сразу несколько интересных объектов. Во-первых, Собор Петра и Павла, о котором уже говорилось в этой статье и подробнее рассказано в отдельной. Он расположен ближе к Пролетарской улице. Во-вторых, храм Святых Равноапостольных Константина и Елены. В-третьих, Свято-Троицкий собор на территории Свято-Троицкого монастыря. Четыре православные святыни в расстоянии считанных минут ходьбы друг от друга.

Уже не за горами тот час, когда в Александро-Невском соборе закончатся последние работы и после долгого забвения – как материального, так и в памяти горожан – он предстанет напоминанием о славной истории Симферополя как православного города, ценящего и оберегающего свои святыни.

Мужской монастырь преподобного Лазаря Муромского (Скалистое)

Мiръ Россия Республика Крым село Скалистое Мужской монастырь преподобного Лазаря Муромского (Скалистое)

Мужской монастырь святого преподобного Лазаря Муромского начал свое возрождение с июня 2012 года. Монастырь находится в живописном месте возле леса на склоне в предгорье древнего готского поселения «Бакла» (V-XIIIвек).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святые
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
    • 6.1 Где остановиться
    • 6.2 Расписание богослужений
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Мужской монастырь Святого преподобного Лазаря Муромского начал свое возрождение с июня 2012 года. Монастырь находится в живописном месте возле леса на склоне в предгорье древнего готского поселения «Бакла» (V-XIIIвек).

7 ноября 2012 года в день великомученицы Екатерины был установлен купол, а 19 марта 2013 года в день “Обретения Чесного и Животворящего Креста и гвоздей св. Царицею Еленою во Иерусалиме” был установлен крест на куполе трапезной монастыря.

12 мая 2013 года в монастырь прибыли мощи Св. праведного четверодневного Лазаря. Состоялась торжественная встреча и был отслужен молебен с Крестным ходом вокруг монастыря.

Летом 2013 года завершена постройка деревянного храма в честь святого преподобного Лазаря Муромского, в котором проходят регулярные богослужения.

28 июня 2014 года в монастыре состоялось знаменательное событие – крестный ход и первое богослужение (Литургия) в одном из пещерных храмов древнего городища “Бакла”.

Монастырь принимает желающих на послушание и потрудиться во славу Божию.

Монастырь нуждается в материальной поддержке.

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

  • Крест-мощевик, пожертвованный монастырю в апреле 2015 года

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 298440, Крым, Бахчисарайский район, село Скалистое, переулок Шалфейный 7.

С автостанции Ж/Д вокзала сесть на любой автобус идущий на Бахчисарай или Севастополь и доехать до с. Новопавловка (поворот на пос. Научный, обсерваторию), оттуда пешком пройти до с. Скалистое(700 метров) и далее с села Скалистое (от карьерного озера) пройти 2, 5 км вдоль леса.

Другой вариант: В Симферополе от автостанции «Западная» идёт автобус «Симферополь – Научный», которым можно доехать прямо до с. Скалистое и дальше пешком до монастыря.

Возможен проезд своим автотранспортом (дороги вполне проходимые, кроме снежного периода зимой и оттепели после морозов).

Паломнику [ править ]

Где остановиться [ править ]

На территории обители возможно в летнее время размещение палаточного городка для паломников.

Расписание богослужений [ править ]

Ежедневно: 5-30 Начало ПОЛУНОЩНИЦЫ; 6-00 Утренние молитвы; 20-00 Малое ПОВЕЧЕРИЕ; 20-40 Молитвы на сон грядущим

Вторник: 12-30. Молебен с АКАФИСТОМ Св. преп. Лазарю Муромскому Чудотворцу

Пятница: 12-30. Молебен с АКАФИСТОМ перед иконой Божией Матери “Всецарица” (о болящих и страждущих)

Суббота: 10-00 ПАНИХИДА (поминовение усопших); 16-00 Вечернее Богослужение

ВОСКРЕСЕНЬЕ: 9-00 Начало 3 и 6 ЧАСОВ; 9-30 БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ; 12-30 Водосвятный МОЛЕБЕН (по Великим и Двунадесятым праздникам)

Читайте также:
Успенский монастырь в Новомосковске: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: (в ночь с 6 на 7 января) – Ночная Рождественская Литургия. 23-00 Начало Великого Повечерия, затем Утреня и Божественная ЛИТУРГИЯ. Исповедь начнётся заблаговременно с 21-00

ПАСХА: Начало богослужения в 23-00. С 21-00 исповедь. Освящение куличей с 4-х утра до 5-00. Днём – с 10-00.

ТОП-5 самых удивительных монастырей Крыма

Крым – это удивительный полуостров, имеющий уникальный климат и природу необычайной красоты. Его живописные уголки необыкновенны и неповторимы.


Помимо природных богатств, которыми так щедро наделен Крым, он славится еще и огромным количеством храмов и монастырей на своей территории. Монастыри Крыма имеют богатейшую историю развития. Они притягивают к себе. как магнит, манят своими неизведанными тайнами и поражают своей неописуемой красой.

Монастыри Крыма

Всем известен Георгиевский монастырь, расположенный на мысе Фиолент. Он был основан в 891 году. С ним связана очень интересная легенда. Согласно ей, греческие мореплаватели терпели кораблекрушение у мыса. Отчаявшиеся моряки стали просить святого Георгия о помощи. Он внял их молитвам, и шторм был усмирен. Уцелевшие в борьбе со стихией моряки основали Георгиевский монастырь в благодарность спасшему их святому.

Женские монастыри Крыма также славятся своей живописностью. Топловский монастырь, который расположен близ Симферополя, имеет на своей территории три храма. Два из них являются действующими. Святые источники женского монастыря каждый год привлекают большое количество людей, многие из которых находят здесь исцеление от своих недугов.

Особенно интересными являются пещерные монастыри в Крыму. Каждый из них обладает своей уникальной историей и манит туристов своей таинственностью.

Мужские монастыри

МУЖСКИЕ МОНАСТЫРИ

Георгия Победоносца. По одному из преданий, основан в 891 г., первоначально принадлежал Константинопольскому патриархату. Первое письменное упоминание о монастыре – 1578. С 1778 г. (исход христиан из Крыма» по 1794 г. монастырь не действует, с 1806 г. он становится базовым для иеромонахов Черноморского флота. Стоятся новые храмы: 1816 – вмч. Георгия, 1850 г. – Воздвижения Креста Господня, 1893 г. – пещерная церковь Рождества Христова. Закрыт монастырь в 1929 году, возродился в 1994 году. В 2000 году началось строительство храма вмч. Георгия, разрушенного в 1927 году. Адрес: Севастополь, мыс Фиолент. Проезд: авт. №19 от ЦУМа или маршрутное такси от остановки «5-й километр».

Климентьевский Инкерманский. Основан в VIII – IX в. (пещерный), опустел после турецкого нашествия 1475 года. В XVII – XVIII вв. упоминается пещерный храм вмч. Георгия, после 1778 г. монастырь опустел окончательно, возрожден в 1852 г. Строились храмы: свт. Климента (1852), св. Мартиниана (1867), вмч. Пантелеимона (1895), 1905 г. – вмч. Димитрия Солунского, Николая Чудотворца и Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте». С 1920 г. все храмы стали приходскими, постепенно, до 1931 г. закрыты. Возрожден монастырь в 1992 году. Святыни: частица мощей свт. Климента. Адрес: Севастополь, пгт. Инкерман, а/я 25. Проезд: жд.ст. «Инкерман – 1» или маршрутный автобус из Севастополя, от ост. «5-ый километр».

Новоспасский скит Инкерманского монастыря. Храмы: прп. Кассиана Угличского, строится храм Преображения Господня, 1995 г. – устроен храм прп. Евстратия Печерского, приписной к монастырю. Адрес: с. Терновка Балаклавского района г. Севастополя, ул. Горная, 36. Проезд: автобус №40 от жд.ст. «5-ый километр» до остановки «Ферма»

Подворье Инкерманского монастыря с храмом Двенадцати апостолов. Адрес: Балаклава, ул. Рубцова, 43 Телефон: +38 Проезд: автобус №9 от остановки «5-ый километр» до конечной остановки

Косьмо-Дамиановский. Основан в 1857 году при источнике Косьмы и Дамиана, построена деревянная церковь в честь этих святых, а в 1870 г. – новый большой храм на ее месте. 1974 – 78 гг. – начато строительство храма Преображения Господня. В 1899 г. монастырь преобразован в женский, в 1907 г. открыто подворье в Симферополе, в 1924 – 28 гг. монастырь упразднен, а во время Великой Отечественной войны – разрушен. Возрожден в 1994 году. Святыни: древняя икона свв. Косьмы и Дамиана с частицами их мощей, святой источник Косьмы и Дамиана. Адрес: Алушта, заповедник Телефон: +38 (06560) 22-450, 44-974 Проезд: 10 км на запад от Алушты

Благовещенское подворье Косьмо – Дамиановского монастыря. Адрес: Алуштинский район, пос. Партенит, пер. Крутой, 5 Телефон: +38 (0692) 44-638 Проезд: трасса Алушта – Ялта, троллейбус №52 из Симферополя

Подворье Косьмо-Дамиановского монастыря с храмом прп. Афанасия Печерского. Адрес: Алуштинский район, с. Изобильное, ул. Центральная, 1 Телефон: +38 (06560) 21-775 Проезд: автобус №71 с автовокзала Алушты.

Прп. Лазаря Муромского

Адрес: с. Скалистое Бахчисарайского района, древнее поселение «Бакла» Проезд: автобус от жд. Ст. Почтовая пещком до с. Скалистое

Святого апостола и евангелиста Луки

Адрес: с. Лаки – Баштановка Бахчисарайского района

Покрова Пресвятой Богородицы

Адрес: бахчисарайский район с. Терновка, древний монастырь «Шулдан» Проезд: автобус №40 от жд.ст. «5-ый километр» до с. Терновка, 1, 5 км на север пешком.

Кизилташский монастырь Святого Стефана Сурожского. В скале Кизилташ в средневековье был пещерный храм, в 1825 году в этой пещере, у источника святого Стефана Сурожского, была обретена икона Божией Матери. Позднее здесь какое-то время жила подвижница Константина. Основан монастырь в 1850-е годы с появлением здесь странствующих богомольцев Андроника и Пантелеимоона. В 1856 году освящена церковь святого Стефана Сурожского. 187- г. – построен каменный храм Успения Божией Матери, 1885 – новый храм святого Стефана Сурожского на месте старого. Упразднена обитель в 1923 году, возродилась в 1998 г. Действует храм прпп. Киево – Печерких, источник святого Стефана.

Читайте также:
Свято-Духов монастырь: история и адрес, описание, мощи и иконы, святыни и достопримечательности

Адрес: с. Краснокаменка Судакского района, ул. Крымская, 41 Проезд: трасса Феодосия — Судак

Св.-Покровское подворье Кизилташского монастыря.

Адрес: Судак, ул. Ленина, 27 Телефон: +38 (06566) 23-250 Проезд: автобус из Феодосии

Успенский монастырь. Основан, согласно одной из версий в VIII – IX вв., согласно другой – в XV в. В конце XV в. монастырь становится резиденцией митрополита. После выхода христиан из Крыма в 1778 г. обитель опустела, с 1781 г. – проходят службы в пещерном Успенском храме. Возрожден монастырь в 1850 г. заботами святого Иннокентия, к XX в. в обители действовало пять храмов. Упразднен монастырь в 1921 г. разобраны все храмы, кроме Успенского (святых Константина и Елены, Евангелиста, святого Иннокентия Иркутского, Георгия (Победоносца). Возрождается монастырь с 1993 г. Святыни: чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».

Адрес: Бахчисарай, ул. Босенка, 57-а Проезд: маршрутный автобус №2 от жд.ст. «Бахчисарай» до ост. «Староселье»

Скит Анастасии Узорешительницы Успенского монастыря. Святыни: источники Анастасии Узорешительницы и Феодора Студита.

Адрес: с. Предущельное, Качи-Кальон Проезд: от автостанции Бахчисарая до остановки «Предущельное».

Успенский монастырь.

Адрес: Бахчисарайский район, гора Мангуп-Кале, южной склон, на месте древнего Южного монастыря. Проезд: 1) автобус №40 от остановки «5 километр» (Севастополь) до с. Терновка, далее пешком по шоссе до озера, через с. Хаджа-Сала, затем подъем по туристической тропе; 2) автобус от автостанции «Западная» до с. Залесное (выйти у плотины)

Пещерный монастырь «Ай-Тодор» Феодора Студита.

Адрес: с. Малое Садовое Бахчисарайского района, древне поселение «Челтер-Коба» Проезд: автобус от Бахчисарая

Пещерные монастыри Крыма

Монастырь Шулдан расположен в обрывах одноименной скалы, которая нависает над Шульской долиной.


В переводе Шулдан означает «отдающий эхо». Состоит монастырь из двух храмов. Кроме того, на его территории имеется до двадцати сопутствующих помещений, располагающихся на нескольких ярусах. К наиболее значимым памятникам монастыря относят две пещерные церкви. Примечательным является тот факт, что после захвата полуострова турками, скорее всего, комплекс почти не функционировал. Жители близлежащей деревни использовали его помещения для содержания скота.

Монастырь Челтер-Мармара был основан в конце VIII — начале IX века. Он расположен в обрывах горы Челтер-Кая близ села Терновка. Пещеры здесь располагаются в четыре яруса. Общее их количество составляет более пятидесяти. Есть также четыре церкви. К подножию монастыря ведет каменистая тропа, проходящая сквозь заросли можжевельника, кизильника и держи-дерева.

Успенский монастырь в Крыму

Ни один уважающий себя турист не пренебрежет возможностью посетить самое святое место в городе Бахчисарае — Успенский монастырь.


Крым богат необыкновенными местами, однако данный монастырь выделяется из множества других. Он имеет богатейшую историю. За двенадцать веков своего существования монастырь пережил множество периодов как расцвета, так и упадка. В середине XV века святая обитель служила главной опорой для христианства на крымском полуострове.

Монастырь располагается в одной из самых пустынных местностей Крыма — урочище Мариам-Дере. С обеих сторон его окружают высокие отвесные скалы. Панорама Крымских гор, открывающаяся из храма, поражает воображение даже самых искушенных путешественников. На территории монастыря побывало много великих людей — Императоры Александр I и II, последний Император России и другие.

Действующие мужские монастыри, которые стоит посетить

Первым в этом списке обязательно должен стать Благовещенский мужской монастырь на горе Мангуп. Он возвышается над долиной, и с его высоты открывается замечательный вид. Это известный туристический объект, который привлекает внимание верующих не только из Крыма, но и со всей страны.

Здесь можно увидеть вырубленную в стене икону, помолиться у стоящего на горе креста и полюбоваться долиной с пещерной террасы. В местном храме царит совершенно особенная атмосфера, от которой возрадуется душа каждого верующего человека.

В этом монастыре все очень по-домашнему и в то же время благолепно, так что его точно нельзя сравнить с каким-то другим. Обустроен он на месте древнего пещерного монастыря, оборудованного в 14 веке, так что на территории сохранилось немало старинных реликвий.

Также недалеко от Бахчисарая расположен еще один действующий мужской монастырь, обязательный к посещению всем гостям Крыма — это
Свято-Успенский пещерный монастырь, расположенный в урочище Мариам-Дере. Главной святыней этого монастыря является икона Богородицы Путеводительницы.
Основан этот монастырь был еще в 8 веке, с тех пор пережив немало разнообразных событий — он, кстати, стал одним из немногих святых мест Крыма, избежавших разграбления турками.

При посещении монастыря нужно обязательно зайти в церковь Успения Богородицы и посмотреть на руины фонтана и остатки келий.

Но одним из самых невероятных по энергетике мест в Крыму является
Кизилташский монастырь. О нем знают даже не все крымские верующие — все-таки ущелье Кизилташ считается довольно-таки заповедным.
Когда-то здесь жил архиепископ Сурожский Стефан, потом, как водится, пришли мусульмане, но случившееся в 1825 году чудо (явившееся не христианину даже, а татарину) сделало это место легендарным. Местный житель нашел здесь икону с образом Богоматери, которая плавала в старом колодце. Весть об этом разошлась быстро и место стали почитать святым.

Колодец, где была найдена икона, быстро приобрел славу чудодейственного источника. Разные времена переживало это место, но в 1997 году монастырь был снова открыт и действует до сих пор.

Монастырь совсем небольшой, но он горделиво возвышается над суетным миром, даря покой и благодать. Строение местного храма новое, но невероятно уютное — настоящий дом Божий, спокойный и чистый. Здесь собрано множество святых мощей — немногие даже более известные храмы могут этим похвастаться.

Читайте также:
Борисоглебский монастырь в Торжке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Святой источник расположен неподалеку, к нему ведут удобные ступеньки, устроенные монахами. Все благолепно, спокойно и по-домашнему.

Свято-Климентьевский монастырь

Мужские монастыри Крыма каждый год привлекают большое количество туристов. Среди них есть и Свято-Климентьевский монастырь, который является наиболее древним на территории Крымского полуострова. На его месте первые христиане Крыма находили свое убежище. В этом же районе располагается и церковь Святого Климента, которая высечена в скале.


От святой обители можно пройти к руинам старой византийской крепости Каламита.

Монастыри Крыма – это величайшее богатство полуострова. Православный человек найдет здесь для себя всё то, что ему необходимо, чтобы соединиться с природой и Создателем. Живописные места наполнят душу любого человека, будь он верующий или нет, блаженством и гармонией. А множество легенд, с которыми связана история каждого монастыря, не оставят никого равнодушным. Святыни Православия Крымского полуострова – это уникальные памятники истории и культуры, необходимые для духовной жизни общества.

Мужской монастырь святого Лазаря в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Преподобного Лазаря Муромского монастырь у с. Скалистое — древнее поселение «Бакла»

Мужской монастырь Святого преподобного Лазаря Муромского

Адрес: Мужской монастырь св. преп. Лазаря Муромского, переулок Шалфейный 7, село Скалистое, Бахчисарайский район, РеспубликаКрым. Индекс: 298440

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Наместник – иеромонах Диоскор (Сафронов)

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ОБИТЕЛИ КРЫМА

«Помощь монастырю в Крыму»

В наше непростое время очень трудно созидать или восстанавливать монастырь. Это, как говорят в Православии, тяжелый крест, и, чтобы взяться за это святое дело, нужно иметь твердую веру и целеустремление.

Пример такой незыблемой веры и духовной стойкости можно увидеть в жизнеописании преподобного Лазаря Муромского. Он тоже когда-то много веков назад пришёл и поселился на пустынной земле, не имея с собой ничего, кроме скромных пожитков, но с помощью Божией он сумел создать там громадную по тем временам обитель, которая прославилась по всей Руси. Так было и с другими монастырями, которые начинались с одного монаха, а спустя века превращались в Лавры. Но за внешними фасадами и куполами обителей порою сокрыта самая главная их духовная ценность и незаменимое предназначение – призывать милосердие Божие на весь человеческий род и на каждого человека в отдельности. Православные христиане знают, что пока стоят монастыри и молятся монахи, держится человечество.

Поэтому люди всегда старались жертвовать на строительство обителей и Господь в свою очередь сохранял таких людей, давал им благоденствие и многие милости. Так, например, один человек перед самой войной просто поправил на часовне наклонившейся крест (сделал такое, казалось бы, маловажное дело) и Господь сохранял его на всех фронтах: пули часто свистели мимо головы, а одна из них ударила прямо в грудь в металлическую пуговицу, отрекошетила, так и не причинив вреда. В минувшие времена каждый человек от князя до простолюдина старался внести свою лепту на благо монастыря.

Очень поучителен пример одного из самых богатых людей IXX века золотопромышленника Иннокентия Сибирякова (будущего афонского монаха). Он всю жизнь раздавал своё богатство, но так до конца и не раздал, потому что чем больше он раздавал, тем больше ему Господь давал. Сейчас времена изменились и людям свойственно всё чаще впадать в суету, больше искать земных выгод и мало заботиться о своём спасении. Человеку кажется, что если он не пожертвует на монастырь, не подаст нищему на улице, не уступит место пожилой женщине в метро или в маршрутке, то всё равно ничего от этого не изменится.

Однако не понимает при этом, что на весах Божьего правосудия важен каждый его поступок, каждая мысль и даже взгляд. Поэтому и малые дела могут совершить решающую роль в спасении человека. «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю», – говорит Господь. «Спешите делать добро, пока ещё не поздно», – такими словами поучал людей известный наш современник старец Зосима (Сокур). Слава Богу, что ещё есть люди, которые стремятся делать добро. Святыни издавна созидались всем народом, поэтому заранее хотим поблагодарить тех людей, которые захотят нам помочь или уже оказывают посильную помощь в деле возрождения этой обители. Мы будем молиться о вас и пусть Господь воздаст вам благим воздаянием.

Наместник монастыря: иеромонах Диоскор (Сафронов).

Мужской монастырь Святого преподобного Лазаря Муромского

Адрес: Мужской монастырь св. преп. Лазаря Муромского, переулок Шалфейный 7, село Скалистое, Бахчисарайский район, РеспубликаКрым. Индекс: 298440

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

МОБ. ТЕЛЕФОН: +79780179945

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр.
9:00 – 16:00 (пятница 9.00 – 14.00)

Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

БИБЛИОТЕКА
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
9:00 – 16:00
выходные пн.вт.
Симферополь,
ул. Александра Невского, 19

Крымская лавра. «Монастырь – это место, где живут в другом измерении»

Крымской Лаврой называют Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь под Бахчисараем. Его корни уходят в седую древность христианства. На сегодняшний день это один из крупнейших монастырей полуострова, известный и посещаемый. Поскольку из-за пандемии коронавируса те паломники, в чьи планы входило знакомство со святынями Крыма, вынуждены с поездками повременить, мы решили накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы рассказать о православной обители, расположенной недалеко от средневековой столицы Крымского ханства. Бахчисарай в переводе с крымско-татарского звучит так: «дворец в саду». Или – «окруженный садами дворец».

Явленная икона Богородицы почиталась христианами и мусульманами

Читайте также:
Псково-Печерский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Очень грустно было читать в Интернете признание одной москвички, в прошлом году побывавшей в Бахчисарае на экскурсии. Она написала, что все церковные объекты ее интересуют только с архитектурной точки зрения. И, узнав, что вход женщинам в брюках или в шортах в монастырь запрещен, даже успокоилась. Решила осмотреть его «по периметру», так как больше всего ей хотелось увидеть «гамлетовскую лестницу», на ступенях которой звучит монолог Гамлета «Быть или не быть?» в исполнении Иннокентия Смоктуновского (фильм Григория Козинцева «Гамлет», снятый в 1964 году). Что тут скажешь? Что сегодня перед ревностными православными миссионерами простирается непаханное поле. Если человек, находясь рядом с величайшей святыней, безразличен к ней и сердце его глухо к Божественным законам, это и его, и наша беда… Но нельзя не порадоваться другому. Немалое число людей, (некоторые даже из-за тридевяти земель приезжают), искренне интересуется, как в святом месте пробивались ростки веры сквозь жесткую почву, препоны, смертельные угрозы и кровавые расправы над молитвенниками.

В Свято-Успенском пещерном монастыре за минувшие века тоже всё это было. Но чудесное явление иконы Божией Матери помогло христианам Тавриды, возносившим молитвы Спасителю в самом центре ислама, укорениться в своей вере. Икона стала главной святыней обители – причем почиталась она и мусульманами (простыми, а также «высокопоставленными» – например, ханом, ставившим накануне военного похода перед святым образом пудовую восковую свечу). У иконы несколько названий: Бахчисарайская, Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. До нас дошли разные предания относительно появления здесь чудотворного образа. Согласно одному из них, в каменных горах некий змий пожирал людей и скот. Греки и генуэзцы (это итальянцы, в средние века активно заселявшие Крымский полуостров вдоль Черноморского побережья) стали просить Пресвятую Богородицу освободить их от змия. И как-то люди увидели наверху свечу горящую, но гора была настолько крутая, что добраться туда оказалось невозможно. Тогда они вытесали ступени из камня и когда поднялись наверх, увидели: свеча горит перед образом Божией Матери. Кроме того, увидели мертвого змия: «его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начаша ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице» (из народного предания, сохраненного для нас русскими писателями ХVII века).

Другое предание связывает это чудо с пастухом по имени Михаил. Однажды Михаил загнал пастись свое стадо в нынешний Успенский овраг и увидел на скале, в десяти саженях от земли, икону Богоматери, а пред ней свечу. Когда весть об этом дошла до слуха князька, у которого служил Михаил, тот приказал перенести икону в его дом. Несмотря на благоговение, с каким хозяин ее принял, на следующий день иконы в доме не оказалось – она вернулась на прежнее место на скале. То же самое повторилось и во второй раз. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы Ее святой образ находился в другом месте, кроме той скалы, где он явился. И решили устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы. Изсекли внутри скалы пещеру, снаружи – лестницу к ней. И в пещере-храме поместили новоявленную икону. А ущелье получило название Марьям-Дере – ущелье Святой Марии.

Явление чудотворной иконы в XV веке произошло в день празднования Успения Божией Матери, поэтому храм, вырубленный в скальном массиве, стал Успенским. А история со святыней имеет, скажем, необычное продолжение, относящееся уже к XVIII веку, когда пределы Крымского ханства покинули почти все христиане. Домыслов и передергиваний фактов, как водится, в избытке. Мы же посмотрим объяснение этому в Житии святителя Игнатия (Газадини), архипастыря из Греции, который в 1769 году возглавил в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. В Житии сказано: «Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слезные молитвы у престола Божия за притесняемую паству. Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство крымских христиан. После Божественной литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, благодаря чему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии и не сумели ему помешать. Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Вереницы подвод увозили христиан с полуострова. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой –”бриллиантовой панагией”».

Для переселенцев были выделены земли в Азовской губернии, но митрополит Игнатий обратился к графу Потемкину с просьбой разрешить обживаться людям южнее, в Павловском уезде, поскольку те земли их не удовлетворили. И там, южнее, был основан Мариуполь, который сегодня известен как город Донецкой области, входящий в десятку крупных городов Украины. А Бахчисарайскую икону, принесенную монахами, поместили в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы, и она прославилась чудотворениями. Что с ней стало после 1918 года – неизвестно…

Читайте также:
Варсонофьевский монастырь: как добраться и где находится, настоятели и отец Алексей, святыни и праздники

«Что привлекло вас, братие?»

Многие историки из числа верующих и просто свидетели событий разного времени отмечали, что милосердие Пресвятой Богородицы к краю, где Бахчисарайская икона была явлена, проявлялось и после того, как святой образ покинул пределы Крымского полуострова. Если вдуматься: разве это не великая милость Царицы Небесной, что один ревностный архипастырь сберег христианское население, уведя его туда, где не было накала религиозной нетерпимости и где человек, исповедующий православную веру, мог открыто славить Христа? Разве это не благодаря Ее заступничеству за Крымскую землю появился здесь другой ревностный архипастырь, другая яркая личность – архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) – и взял на себя труды по восстановлению Бахчисарайской обители? Дату основания древнего монастыря под Бахчисараем – то ли в VIII веке он был основан греческими монахами, бежавшими из Византии от преследования за почитание икон, то ли в XV веке поселились тут первые монахи, нам не узнать. Но что касается возобновления монашеской жизни при архиепископе Иннокентии, дата известна: открытие обители, получившей название Бахчисарайского Успенского скита или Панагии, состоялось 15 августа 1850 года, в день празднования Успения Пресвятой Богородицы. К тому времени Крым уже был российским, и обитель в ущелье Марьям-Дере скоро снова стала духовным центром крымского Православия.

Русским Златоустом называли святителя Иннокентия – высокоодаренного ученого-богослова и проповедника, чьи проповеди были переведены на греческий, французский, немецкий, сербский, армянский, польский языки. Проникновенное обращение Преосвященного к многочисленной пастве, собравшейся в тот памятный день поклониться списку чудотворной Бахчисарайской иконы, подтверждает его блестящий проповеднический дар. Вот из него фрагмент: «Где мы и что делаем? – спросил владыка. – Пред нами скала с ее допотопною, может быть, вершиною; за нами утесы с их неприступною высотою; вокруг нас дебри и пустыня. И в сию-то пустыню, к этой-то скале и утесам, стеклось столько людей и посетителей! Что привлекло вас, братие? Привлекли, очевидно, не земные побуждения и выгоды: что для них в этой пустыне? Не чувства плоти и крови: какая для них пища в этих голых камнях? А живая вера в Господа и Спасителя нашего, Коего пречестное и великолепное имя славится на месте сем; привлекла живая любовь к Пречистой Матери Его, которая, в дивной иконе Своей от лет древних, избрала гору сию в жилище себе… Вопреки всем превратностям времени и обстоятельств, вы продолжали веровать и любить святую гору сию. И вот Господь услышал желание ваше: любимое вами место восстанавливается в древнем его святом чине и благолепии». После совершения Литургии святитель сообщил собравшимся очень важную вещь: посещая это место, люди будут находить в нем не только молитву и богослужение, но и образ жития иноческого по чину Святой Горы Афон. «…мы будем иметь утешение зреть подобие древнего Афона», – сказал владыка. Далее произошло событие, которое спустя 170 лет не утратило свою значимость. Из среды священнослужителей выступили несколько человек в иноческой одежде и поверглись ниц перед архиепископом Иннокентием, прося его благословения на вступление в число братии Успенского скита. Таким образом число насельников новоустроенного скита неожиданно увеличилось…

До этого трогательного и символичного момента был другой – тоже символичный момент: провозглашение многолетия благочестивейшему Государю Императору и всему Августейшему Дому, Святейшему Синоду, благотворителям новой обители и всем православным христианам. На престоле находился Николай I (вспомним: жестоко оклеветанный западными и российскими демократами, завистниками и недоброжелателями. Но те, кто «глубоко копал» в истории – глубоко и непредвзято, нашли немало ценных свидетельств, что Николай I свое правление ощущал, как исполнение долга Помазанника перед Богом). Для братии нынешнего монастыря, как и для их предшественников, важно, что это святое место в разные эпохи посещали царственные и княжеские особы, начиная, к слову, с Екатерины II, разрешившей православным грекам перебраться в Россию вместе с митрополитом Игнатием. Была в монастыре и супруга Николая I Императрица Александра Федоровна. Был их старший сын Император Александр II – Царь-освободитель, великой заслугой которого стало освобождение крестьян от крепостной зависимости. Несколько раз посещал монастырь Царь-мученик Николай II. В последний раз – 30 августа 1913 года. Список высочайших особ, в некоторой степени покровительствовавших обители, немалый. Их имена с портретами можно увидеть на официальном сайте монастыря в разделе «Гости».

«Монастырь – это место, где живут в другом измерении»

Во время посещения одной из обителей, говоря о чуде возвращения святынь из небытия и строительстве новых храмов по лицу Русской земли, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что хотя чудеса в нашей жизни являются результатом Божественного действия, тем не менее, они всегда в себя включают и человеческий фактор. Потому что под лежачий камень вода не течет. Монастырь под Бахчисараем, в советскую эпоху разрушенный, стал возрождаться с 1992 года, когда в пещерном храме митрополит (тогда архиепископ) Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил Божественную литургию и освятил источник. Из Одесского монастыря приехал отец Силуан (Макей), назначенный наместником монастыря, и по свидетельствам прихожан, очень быстро была восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка, храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Также была восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви. Появились гостиница для паломников, ремесленные мастерские, помещения для скота.

Читайте также:
Вологодская митрополия: духовенство и указы, церкви и монастыри, святыни

Да много чего было сделано! Трудами наместника, братии, благочестивых мирян монастырь изменился до неузнаваемости. О непростом начале вспоминает в документальном фильме «Крымский Афон (Крымская Лавра)» иеромонах Аввакум (Губанов), (ныне – архимандрит). По признанию батюшки, случались такие дни, когда, казалось, строиться здесь ничего не будет – насельников выгонят отсюда и всё тут заморозится, умрет. Но проходило время какого-то оцепенения, уныния, в какой-то мере паники, и стройка возобновлялась. «Лучше всех это знает отец Силуан, – продолжил отец Аввакум, – потому что в его руках все рычаги управления. Он игумен, он сердце монастыря. Он и стройку держит в руках, и нас. Я ему очень благодарен, потому что этот человек как мать, как отец для нас всех. По крайне мере, я его так воспринимаю. Я знаю, что это мой начальник от Бога и воля Божия через ум и сердце отца Силуана сходит на меня и мною движет».

Восстанавливать монастырь было крайне тяжело не только из-за ужасающей разрухи и трудного экономического положения. Отслеживая сочувственные публикации в СМИ (клеветнических по этому поводу тоже хватает), видишь: несмотря на мирное время, братии пришлось по-настоящему держать оборону. Нешуточные угрозы шли от представителей меджлиса крымскотатарского народа. Это потом, в 2016 году, Верховный суд Крыма признал эту организацию экстремистским общественным объединением и запретил ее деятельность в России, а через несколько месяцев и Верховный суд РФ окончательно признал законным запрет деятельности меджлиса крымских татар на территории России. Но летом 2001 года ее лидеры собрали на площади перед входом в Свято-Успенский монастырь татар со всего полуострова и устроили бурный митинг протеста против возвращения обители ее исторических земель. Хотя территория всехристианской святыни хорошо известна по многочисленным документам, фотографиям, схемам, к тому же государственный акт на отвод земли был выдан лишь после огромной предварительной работы с архивами Крыма, Киева, Москвы, однако активисты меджлиса и спровоцированные ими на враждебные действия люди ничего не хотели слышать. Обстановка накалилась до такой степени, что пришлось вызывать бойцов спеподарзделения ОМОН «Беркут».

Агрессия по отношению к обители в разных формах проявлялась и в последующие годы. Свое настойчивое требование передать часть монастырской земли под рынок для крымскотатарских предпринимателей лидеры меджлиса в конце концов решили перевести в практическую плоскость. Весной 2004 года группа боевиков, вооружившись ломами и монтировками, принялась крушить временные навесы для отдыха паломников, установленные братией. Затем при поддержке местных властей татары установили торговые палатки на месте, где ранее стояли навесы. Воспользовавшись тем, что монастырь посещают тысячи туристов, торговцы стали бойко предлагать им сувениры, платки, украшения и прочее, прочее, не позволяя людям оторваться от мирских соблазнов, а, напротив, затягивая их в крикливую суету. Еще один факт из «горькой летописи противостояния»: в начале 2007 года в Бахчисарайской райгосадминистрации прошло совещание во главе с председателем городской администрации Ильми Умеровым. Да, с тем самым, которого в 2017 году судили как заместителя председателя запрещенного в РФ крымскотатарского меджлиса и признали виновным в экстремизме и публичных призывах к нарушению территориальной целостности РФ. Однако тогда он еще чувствовал себя полновластным хозяином, а православный монастырь под скальными сводами интересовал Умерова лишь в плане отъема значительной части его исторической территории.

На совещании в райгорадминистрации наместник монастыря архимандрит Силуан выступил с аргументированной речью – настолько четко обрисовал он истинное положение дел и твердо обозначил свою позицию, что, казалось бы, земельный вопрос можно закрыть раз и навсегда. (К сожалению, этого не случилось). Обращаясь к реалиям прошлого, отец Силуан тогда отметил, что ни в одном историческом документе нет данных о том, что ханы требовали убрать монастырь, забрать его землю. Приводя примеры теплых и доброжелательных отношений между христианами и мусульманами, батюшка вспомнил красноречивый факт, относящийся к не столь уж далекому XIX веку. Почитаемый и уважаемый всеми крымскими татарами известный писатель, поэт, общественный деятель Исмаил-бей Гаспринский в свою бытность городским головой Бахчисарая (1878-1883 годы) неоднократно встречал хлебом-солью архиереев, посещавших город и монастырь. Буквально по пунктам отец-наместник предложил разумные пути урегулирования болезненных вопросов и затем обратился к собравшимся со словами: «Считаю, что таким образом мы начнем восстановление того мира, спокойствия и лада, который существовал между монастырем, его наместниками и ханами до 1917 года, когда ни у кого из них не было друг к другу претензий ни по какому поводу, а были мир, совет да любовь». Жить в ладу с людьми другой веры и в любви к Отечеству – братия искренне молится об этом.

…В вышеупомянутом фильме «Крымский Афон (Крымская Лавра)» насельник монастыря отец Аввакум произносит слова, которые важны не только для монашествующих. Хорошо бы запечатлеть их в своем сердце каждому из нас. «Монастырь – это место, где живут в другом измерении», – говорит батюшка. А ведь именно с таким пониманием мы должны входить в ограду монастыря. И с большим уважением – к строгому строю монашеской жизни и молитвенной сосредоточенности, которую нельзя нарушать шумом, смехом, посторонними разговорами. Монахи несут свой молитвенный и трудовой подвиг, но и мы должны мысленно настраивать себя на то, что посещение монастыря – одного или нескольких – потребует мобилизации всех сил и только тогда могут появиться острота духовного слышания и полнота видения, а как величайшая награда – ощущение присутствия особой благодати. Приведу трогательное, почти поэтическое сравнение, взятое из публикации на сайте «Крымская Лавра. Свято-Успенский мужской монастырь»: «…к этому святому месту надо относиться с благоговением, так же, как к прозрачной снежинке, которая, если схватишь ее рукой, превратится лишь в капельку слезинки».

Читайте также:
Софийский собор в Вологде: история и описание, адрес, архитектура, праздники и святыни

Без чувства священного трепета вряд ли стоит заходить туда, где, по словам насельника древнейшей пещерной обители, небо касается земли. Не физическое небо, подчеркнул отец Аввакум, а духовное.

Фото Владимира Ходакова и Екатерины Орловой
Также предоставлены снимки из свободного доступа

Космо-Дамиановский монастырь — самое религиозное место в окрестностях Алушты

В Крыму, среди живописных скал и густого леса, возвышаясь над морем, расположилась скромная, но красивая обитель. Космо-Дамиановский монастырь в Крыму находится на территории природного заповедника, в котором приятно и спокойно прогуливаться, созерцая природу, которую мог создать только Бог. На территории обители имеется святой источник Савлух-Су, вода из которого считается целебной. Попасть в это место довольно непросто.


Космо-Дамиановский мужской монастырь

Монастырь у источника: сложная история становления

«Биография» мужского монастыря интересна и сложна. Здесь, в малодоступном месте возле хребта Конек, что примыкает к величественному массиву Чатыр-Даг, с незапамятных времен существовал мощный родник с целебной водой, известный среди местного населения как Савлух-Су (здоровая вода). Еще с дотатарских, византийских дней народные предания связывали его со святыми Космой и Дамианом, жившими в Риме в III веке и сосланными в далекую Тавриду. Якобы последние годы жизни святители, прославившиеся врачеванием, доживали именно здесь, в ските под Чатыр-Дагом.


Имеются также сведения, не подтвержденные научными доказательствами, что в Средние века у источника уже был небольшой храм, но он исчез, как и многие другие, когда христианское население «выдавливалось» с полуострова. Не исчез только источник! Слава о его целебных свойствах не умирала в народе и всегда 14 июля, в день святых Космы и Дамиана, сюда стекались люди с окрестных районов, причем и христиане, и татары.

В середине XIX века архиепископ Иннокентий дал указание обустроить возле Савлух-Су небольшую обитель, но помешала начавшаяся Крымская война. И только по ее окончании, в 1857 г., монастырь начал строиться. Его первым настоятелем на долгие годы стал игумен Макарий. При нем обитель отстроилась, появилось два храма, часовня, притвор для гостей, хозяйственные здания.

Но жить здесь было очень непросто. Вокруг – крутые склоны и густой лес, свободной земли практически не было. Каждое маленькое достижение давалось с большим трудом. Все держалось на воле Макария, а после его ухода из жизни (могила настоятеля находится на территории обители) здесь начался упадок. В последний год XIX столетия церковные власти распустили мужскую братию и открыли тут женскую обитель. Долгое время она славилась тем, что здесь находились на перевоспитании малолетние преступницы.

Копать – не строить

История древнего и средневекового мира полна войн. Человек в то время не мог чувствовать себя в безопасности, если его не защищали крепкие стены жилища, а еще лучше – могучей крепости. Но строить такие вещи самостоятельно при тогдашнем уровне развития техники было нелегко. Следовательно, жители Крыма и обратили свое внимание на естественные укрепления – горы и имеющиеся в них гроты.

Люди каменного века просто присматривали себе пещерку по вкусу и поселялись в ней – в Крыму известно немало пещерных стоянок, начиная со 100 тыс. лет до нашей эры. Обзаведясь же более совершенными орудиями труда, они стали изменять форму предоставленных им природой жилищ, делая их более комфортабельными и надежными. О наличии на Тавриде поселений в пещерах упоминают еще греческие и римские авторы. Ученые более позднего времени уверены, что традиция их сооружения не прерывалась до века.

Большинство таких жилых комплексов действительно соорудили феодориты, но нередко они приходили на место уже имеющегося городка. Есть мнение,


что подобное строительство стимулировало нашествие кровожадных гуннов. Жизнь в пещерах имела, с точки зрения человека Средневековья, целый ряд существенных преимуществ:

  • не приходилось сооружать жилье и укрепления собственными руками от начала и до конца;
  • строение оказывалось очень крепким и надежным;
  • горы, где располагались пещерные полости, служили дополнительным рубежом обороны;
  • вручную невозможно было выстроить стенку, столь же надежную, как каменный монолит.

Поселенцы меняли форму имеющихся полостей (обычно получались прямоугольные или сводчатые комнаты), вырубали в известняке или других мягких породах новые камеры, соединяли их переходами или перегораживали перегородками. Отпадала необходимость в стенах и башнях – рукотворные укрепления обычно устанавливали только со стороны подъезда к населенному пункту, и они были невелики. Строительный материал появлялся в ходе самого строительства – в ход шли вынутые глыбы породы.

Современному человеку не придется по вкусу жить в холодной пещере, пусть и красивой формы. Но он избалован миром, а средневековые люди больше беспокоились о безопасности от врагов, чем о бытовом комфорте.

Дальнейшая судьба Космо-Дамиановского монастыря

Начало XX века ознаменовалось его расцветом, но теперь уже женского. В 1911 г. здесь


побывал царь Николай со своей семьей. Надо сказать, что члены царской семьи оказывались тут и раньше, еще при Александре. По велению самодержца, монастырскому комплексу выделили большие средства, а главное – провели сюда шоссе, названное Романовским. Оно шло мимо обители – из Алушты в Ялту. Николай надеялся, что воды источника излечат от болезни его сына. Тогда же приняли решение создать в окрестностях заповедные места для царской охоты, ставшие основой нынешнего Крымского горнолесного заповедника.

Читайте также:
Церковь Иверской Божией Матери в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

На территории этой монастырской достопримечательности Алушты пребывали в те времена две выдающиеся для верующих людей иконы — Божией Матери Иерусалимской и Святых Космы и Дамиана. Во вторую были вмонтированы части мощей святителей. В годы советской власти Космо-Дамиановский монастырь в Алуште закрыли, монашек постепенно изгнали. Огромный урон обители принесла война с фашистами. Немцы, опасаясь действия партизан, уничтожили и взорвали все без исключения здания, находящиеся на ее территории. Осталась только каменная часовня возле самого источника,


сейчас это единственное сооружение, уцелевшее здесь с XIX века.

Современное состояние обители

Космо -Дамиановский монастырь в поселке Партенит до сих пор полностью не обустроен. На территории построено два храма:

  • в честь Иоанна Готского;
  • имени Пресвятой Богородицы «Всецарицы».

У обители есть второе подворье в селе Запрудное, храм в честь священномученика Порфирия на территории только строится.


Храм при монастыре Косьмы и Дамиана, Крым

Из общественной жизни в общине проводятся паломнические поездки. В программу входят: утреннее богослужение, совершение молебна, экскурсия по обители. Желающие могут окунуться в святой источник или набрать из него воды. По окончании дня паломники трапезничают, братия угощает гостей чаем из собранных Крымских трав.

Для сведения! Узнать подробнее о паломнических поездках можно на официальном сайте монастыря.

Вода от источника считается целебной для почек и печени, это свойство доказано учеными экспериментально. Наука также подтверждает, что вода имеет особую структуру и состав. Это место пропитано Божией благодатью и почувствовать ее можно только оказавшись там.

Святыни

После разрушения монастыря, никто и не надеялся на возвращения утерянных святынь к православным верующим. Но в 1996 году, чудесным образом икона Богородицы «Иерусалимская» нашлась. Образ вернул в общину протоиерей собора г. Симферополя. Как попала святыня туда, никто не знает.

О других христианских святынях:

  • Икона Богродицы «Вифлеемская»
  • Икона «Державная»
  • Икона «Знамение»


Икона Богородицы «Иерусалимская»

Престольные праздники

  • 14 июля — день памяти священномучеников Косьмы и Дамиана, этот праздник отмечается в обители широко, богослужение совершается большим количеством священников во главе с митрополитом;
  • 19 августа — Господнее Преображение, в этот праздник совершается особенное богослужение под открытым небом;
  • 25 октября — день почитания иконы Божией Матери «Иерусалимской».

На все праздники двери киновии открыты для всех верующих православных христиан.

Чем привлекает обитель туристов и верующих?

Возрождение Космо-Дамиановского монастыря в Крыму началось только в 90-е гг. XX века. Дело усложнялось тем, что бывшие его земли стали частью заповедника, а воду из источника бизнесмены продавали на пляжах крымских курортов. Хозяйственные споры завершились тем, что подворье обители постановили соорудить в поселке Партенит.

Комплекс из двух храмов и хозяйственных построек до сих пор находится в стадии строительства. А вот чудом нашедшаяся икона с мощами святых пребывает сейчас в горной части обители – в часовне возле источника. За ней ухаживают несколько монахов, постоянно здесь живущих.

Немного геологии

В Крыму немало и просто пещер, где никогда не жили люди. И этот факт напрямую связан с существованием пещерных городов. Особенности геологического строения Крымских гор таковы, что разные породы обеспечивают им своеобразную «слоистость», особо подверженную действию водной и других видов эрозий. В результате образуются естественные карстовые полости.

Часто встречается в Крыму и известняк – камень, образованный доннами осадками древнейшего моря, со дна которого поднялся в свое время полуостров. Известняк мягок, легко поддается обработке, из-за чего издревле использовался для стройки. Таким образом, геология хорошо позаботилась о том, чтобы древние жители Тавриды не нуждались в непременном возведении жилья на земле.

Как добраться (доехать) из Алушты и Ялты?

Добраться до Космо-Дамиановского монастыря из Алушты можно по трассе «P34», двигаясь на запад:

Чтобы доехать до обители из Ялты, двигаться нужно по той же дороге, только на северо-восток:

Туристу на заметку

  • Адрес: Крымский природный заповедник, Алушта, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°39′53″N (44.664706), 34°16′10″E (34.269502).
  • Телефон: +7 (36560) 50-440.
  • Официальный сайт: https://www.kdm-ark.net

В Космо-Дамиановский монастырь в Алуште, к Савлух-Су, даже сейчас непросто попасть, ведь вокруг заповедные земли. Исключением является 14 июля – когда кордоны на дороге открыты всем желающим. В этот день, как и много лет назад, полянка возле родника заполнена людьми, все прилегающие участки заняты палатками и автомобилями. Несмотря на все перипетии жизни, родник по-прежнему привлекает к себе паломников, возле него церковные чины служат торжественную Литургию!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Местонахождение контакты

Монастырь в честь Святых Косьмы и Дамиана находится по адресу: РФ, Крым, г. Алушта, территория Крымского природного заповедника, поселок Партенит, Фрунзенское шоссе, д.1А.

Важная информация! Посетить общину самостоятельно, вне состава паломнических групп можно только по особому разрешению, которое можно получить в подворье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: