Собор Богоявления Господня в Иркутске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Собор Богоявления

Адрес: улица Сухэ-Батора, 1А

Собор Богоявления – второе старейшее каменное здание Иркутска. Его основали в 1693 году за восточной стеной Иркутского кремля. В те времена он, конечно, сначала был деревянным и назывался Петропавловской церковью (по названию одной из башен кремля), но во время пожара 1716 года все постройки храма сгорели.

Через 2 года собор решили отстроить заново, но уже из кирпича. Однако царский указ 1714 года временно запрещал возведение построек из камня: строительство Санкт-Петербурга требовало слишком много денег и материалов. В 1718 году указ частично отменили и возрождение храма возобновили.

Деньги и драгоценности на Богоявленский собор охотно жертвовали горожане и гости Иркутска. Спустя шесть лет после закладки первого камня был возведен Петропавловский придел во имя святых апостолов Петра и Павла. Затем постепенно появлялись и другие здания.

Полностью достроен и освящен Богоявленский собор был 25 сентября 1746 года. В 1755 году началась постройка каменной ограды вокруг храма, а в 60-е годы 18 века появились еще три придела – во имя Казанской иконы Божией Матери, во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых. В 1797 году возвели отдельно стоящую колокольню. Роспись храма сделал иконописец-самоучка, иеродьякон собора Никон Красовский. Однако главную ценность представляют изразцы – многоцветные керамические облицовочные плитки. В Сибири есть лишь два памятника архитектуры, которые имеют изразцы – в Иркутске и Енисейске.

Между тем, на Руси такой вид украшения зданий появился в конце 14 – начале 15 века. Их изготавливали с помощью деревянных форм с вырезанным объемным рисунком (метод «набивки»). Почти тем же способом издревле делали русские пряники. Существовали изразцы терракотовые (без покрытия глазурями), муравленые (покрытые зеленой глазурью) и ценинные (украшенные цветными эмалями).

В свое время для Богоявленского собора сделали более трехсот изразцов. На части из них – лепестки и незатейливые узоры, а на других изображены сюжеты и образы из языческих преданий. На рисунках можно было увидеть кентавров, львов и даже единорогов.

Удивителен собор еще и тем, что его обошел великий пожар 1879 года. Почти вся историческая часть Иркутска тогда была сожжена дотла, а вот у ворот Богоявленского собора пламя остановилось. Храм не пострадал.

А вот «пламя советской власти» его не пощадило. В 1940 году Богоявленский собор передали Иркутскому хлебозаводу под механизированную пекарню. Памятник архитектуры перестраивали так, как было нужно для производства. Поэтому его облик изменился до неузнаваемости.

– Здание Собора богоявления за 250 лет существования неоднократно перестраивалось, постепенно меняя свой внешний облик и внутреннюю планировку из-за разрушений, производимых периодическими землетрясениями, а также под влиянием «моды». Во время ремонта и перестройки церковники по своей невежественности стремились внести в архитектуру сооружения современные эпохе формы. Появлялась необходимость расширения помещений путем пристройки новых приделов, что коренным образом нарушала первоначальный облик архитектуры здания, – писали в журнале «Сибирь» 1974 года. – Кроме того, в различные десятилетия 18 и начала 20 веков периодически производилась реконструкция и осуществлялись ремонты. Ввиду этого, архитектура Собора Богоявления впитала в себя множество стилей и к началу 20 века сооружение приобрело уродливый вид.

К счастью, после войны здание собора признали памятником архитектуры, цеха хлебозавода оттуда выдворили и в 1967 году началась масштабная реконструкция. Первозданный облик восстанавливали по старинным рисункам, гравюрам и панорамам Иркутска. Даже обратились к портрету одного из губернаторов Михаила Сперанского, который хранится в Иркутском художественном музее. На изображении Сперанский сидит на веранде, через которую видно городской пейзаж и, в том числе, Богоявленский собор. В итоге, в изначальной версии церкви специалисты нашли черты древнерусской архитектуры 17 века.

20 главных храмов Иркутска

Иркутск был основан в 1661 году. Поэтому не удивительно, что здесь расположено немалое количество храмов. Большая часть из них являются православными. Но также имеются католические храмы, синагоги, мечети. Так уж сложилось исторически, что здесь жили и живут люди многих национальностей. Ведь в течение нескольких веков здесь находилось много каторжан.

Конечно, часть храмов безвозвратно утрачена. Но немалая часть уже отреставрирована, возвращена Иркутской епархии и здесь проводятся церковные службы, молебны. Некоторые из них еще не полностью восстановлены. Они находятся в стадии реставрации, а на это требуется немало времени и денежных вложений. Нередко храмы также являются и музеями, благодаря своей богатой истории. Но есть и такие, которые так и не были возвращены епархии.

Действующие церкви и соборы Иркутска

Список самых известных и популярных храмов города.

Собор Богоявления Господня

Был основан в конце XVII века. Вначале этот храм являлся деревянным. Но после пожара в XVIII веке его отстроили из кирпича. Находится в историческом центре на пересечении улиц Нижней набережной Ангары и Сухэ-Батора. Считается одним из старейших каменных зданий города. После революции 1917 года здесь был открыт цех хлебозавода, но в 1960-х годах здание признали памятником архитектуры. А с 1994 года здесь опять начали проводить богослужения.

Адрес: г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1 А

Казанская церковь

Церковь построена в конце XIX века. Расположена в предместье Рабочее Правобережного административного округа. Воздвигнута во имя Казанской иконы Божьей Матери. Начиная с 1936 года, здесь были склад, цех и даже корпус одного из учебных заведений города. В 1975 году церковь получила статус объекта государственной охраны. А в середине 1980-х начали восстанавливать на пожертвования жителей города. Сейчас в храме проводят богослужения, и он является одной из главных достопримечательностей города.

Читайте также:
Преображенский мужской монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Адрес: г. Иркутск, ул. Баррикад, 34/1

Харлампиевская церковь

Этот храм был возведен в первой половине XVIII века. Он был выполнен из дерева. А вот из камня его построили в конце XVIII века. Расположен храм на улице 5-й Армии. Именно сюда приходили моряки перед плаванием, чтобы получить благословение. В советские времена здесь было общежитие. Но в 2006 году были начаты реставрационные работы. Сейчас храм поражает не только великолепным убранством, но и своим хором, который в 2016 году стал лауреатом международного конкурса.

Адрес: г. Иркутск, ул. 5-й Армии, 59

Знаменская церковь

Является одним из самых старых храмов в Сибири. Церковь расположена на территории Знаменского женского монастыря, рядом с местом, где река Ушаковка впадает в Ангару. С 1936 года по 1945 год здесь размещались авиаремонтные мастерские. Но позже храму возвратили статус кафедрального собора. Сейчас здесь располагается епархиальное управление Иркутской митрополии.

Адрес: г. Иркутск, ул. Ангарская, 14

Князе-Владимирская церковь

Строительство церкви было начато в 1888 году. Деньги на возведение были выделены купцом Литвинцевым. Храм расположился на улице Каштаковской. Его архитектором стал В. Кудельский. В начале XX века здесь был открыт мужской монастырь, и стали совершать постриг в монахи. Но уже в 1922 году храм закрыли. А открыли его и отдали Иркутской епархии в 1990-х годах.

Адрес: г. Иркутск, ул. Каштаковская, 58

Крестовоздвиженская церковь

Первый вариант этой церкви был возведен в 1718 году и являлся деревянным. Но уже через 30 лет построили каменный храм. Является своеобразным памятником сибирского барокко. Храм украшен сложными геометрическими и «растительными» узорами. Это «кружево» делает храм неповторимым. Интересно то, что здесь полностью сохранены интерьеры XVIII века.

Адрес: г. Иркутск, ул. Седова, 1

Спасо-Преображенский храм

Был воздвигнут в конце XVIII – начале XIX веков. В дальнейшем достраивался и перестраивался. При советской власти, до 1940 года, являлся главным храмом Иркутской епархии. Позже здесь размещался архив и библиотека. Но уже в 1970-е годы храм получил статус территории историко-мемориального комплекса. Здесь провели реставрационные работы. А с 2000 года в храме опять стали проводить службы.

Адрес: г. Иркутск, пер. Волконского, 1

Спасская церковь

Расположена на улице Сухэ-Батора. Вначале XVIII века был воздвигнут деревянный вариант, который сгорел через пару десятилетий. После этого началось строительство каменного храма. Он сильно пострадал после землетрясения в 1861 году, но вскоре был восстановлен. Во времена СССР, здесь размещались коммунальные квартиры, мастерские. В 1960-х годах храм спасли от сноса. Позже удалось обновить роспись стен. Сейчас здесь расположены мощи святых и ежегодно на поклон сюда приходит много верующих.

Адрес: г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 2

Троицкая церковь

Воздвигли ее в 1718-1721 годах. Позже деревянный вариант был заменен на каменный. Во времена СССР церковь поставили на учет как памятник архитектуры. Но в 1931 году здесь открыли общежитие для рабочих. Уже после войны храм ненадолго отдали верующим, и позже здесь открыли планетарий. В наше время были проведены реставрационные работы, и церковь возвратили Иркутской епархии.

Адрес: г. Иркутск, ул. 5-й Армии, 8

Церковь Григория Неокесарийского

Расположена во дворе Троицкой церкви. Ее строительство было начато в 1802 году. А архитектором стал Антон Лосев. Это первая в этом городе церковь в стиле классицизма. Но ее много раз перестраивали. Здание неоднократно страдало от наводнений и пожаров. Но сейчас храм восстановлен и здесь проводятся службы.

Адрес: г. Иркутск, пер. Краснофлотский, 5

Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Открытие произошло в 2008 году. Это небольшой храм, на строительство которого, средства выделили местные спонсоры и жители города. Возвели его на пересечении улиц Байкальской и Станиславского. При этом в парке, в котором он расположен, не было вырублено ни одного дерева. Это значительно усложнило задачу и храм «устремился ввысь». Он имеет три этажа.

Адрес: г. Иркутск, ул. Байкальская, 165 В

Храм Ксении Петербургской и Иоанна Кронштадтского

Строительство храма начато в 1997 году. А в 2006 году уже было совершенно освящение памятника Иоанну Кронштадтскому. Храм построен из дерева. А его приход сейчас составляет около 300 человек. Храм воздвигнут в честь блаженной Ксении Петербургской и праведного Иоанна Кронштадтского. Но также здесь почитается и Матрона Московская. Ее икона в этом храме некоторое время мироточила.

Адрес: г. Иркутск, ул. Советская, 57 А

Церковь Входа Господня в Иерусалим

Была воздвигнута в конце XVIII века. Находится в исторической части города на улице Борцов Революции. Храм построили на пожертвование купца Михаила Сибирякова. В 1931 году здесь было открыто училище. Но в 2000 году здание отдали Иркутской епархии, после чего было произведена реконструкция. Сейчас это действующий храм.

Адрес: г. Иркутск, ул. Борцов Революции, 15

Николо-Иннокентиевский храм

Расположен на улице профсоюзной. Церковь построена в честь Святителя Николая Чудотворца и Святителя Иннокентия, епископа Иркутского. Воздвигнута в середине XIX века на средства купца Иакова Малкова. Во времена СССР некоторое время в храме был кинотеатр, а потом здесь царило запустение. Однако в 2000-х годах церковь полностью восстановили. Сейчас здесь проводятся службы.

Адрес: г. Иркутск, ул. Профсоюзная, 45 А

Михаило-Архангельский храм

Воздвигнут в середине XIX века на территории скита Вознесенского монастыря. Построен из дерева. Сейчас это живописное место на берегу озера. В 1938 году власть закрыла церковь, но уже в 1944 году она была открыта вновь. На территории имеется два чудодейственных источника. А в 1990 году на территории открыта большая православная библиотека.

Читайте также:
Барнаульская епархия: история и монастыри, святыни, духовенство

Адрес: г. Иркутск, ул. 5-й Армии, 59

Храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Касперовская»

Храм был построен и освящен в 2005 году. А расположился он на улице Лесной рядом со станцией юннатов. Начал строительство храма на свои средства бизнесмен Павел Чекотов. А закончила его жена, так как Чекотов был убит. Храм посвящен иконе божьей матери «Касперовской», которая является покровительницей морского и воздушного флотов.

Адрес: г. Иркутск, ул. Лесная, 145

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Построена в XVIII веке вместо прежней деревянной. Она имеет два престола: Успения Божьей Матери и во имя Преподобного Сергия Радонежского. Ранее церковь являлась частью большого монастыря, однако все остальные постройки были снесены. После революции здесь находились сводный госпиталь, клуб. В наше время в этом храме ведутся реставрационные работы.

Адрес: г. Иркутск, ул. Полярная, 98

Собор Непорочного Сердца Божией Матери

Является католическим храмом. Построен в 2000 году и имеет статус кафедрального собора. Был возведен властями города вместо исторического здания католического храма, который был построен еще в XIX веке. Так как в историческом здании уже размещен зал органной музыки. Новый храм посвящен покрову Божьей Матери.

Адрес: г. Иркутск, ул. Грибоедова, 110

Покровская церковь

Расположена на улице Рабочего Штаба в Правобережном округе. Ее перестроили из дома купца Е. Лычагова. Перестройка была проведена в 1924 году. Но в 1934 году постройка была передана городской автобазе под клуб. Позже здесь разместили автомастерские. В наши дни здание церкви находится в аварийном состоянии.

Адрес: г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 29

Храм Александра Невского

Этот храм был освещен и открыт в 2000 году. Расположен он в отремонтированном здании, в котором раньше располагались столовая и кафе. В ремонте и перестройке участвовали будущие прихожане, актеры городского театра, местная молодежь. Это первый храм в Иркутске, который посвящен святому воину Александру Невскому. Находится рядом с заливом Ангары, и во время Крещения здесь специально строится много прорубей.

Череповецкая и Белозерская Епархия

История Русской православной церкви в России имеет множество печальных страниц. Одна из них — это время красного террора и социализма, когда храмы разрушались. Святыни попирались, а духовенство отправлялось в ссылку или расстреливалось. Такая же судьба постигла и Череповецкую и Белозерскую епархию, которая до 2014 года пустовала. Лишь с недавнего времени ее восстановили. Сегодня это активно развивающаяся церковь.

Паломническая служба Череповецкой епархии занимает особое место и активно развивается наряду с прочими благочиниями и служениями.

История становления епархии

Ныне епархия располагается в Вологодской области, но относительно церковного разделения она не раз переходила от одной юрисдикции к другой:

  • до 1657 года — ею управляли ростовские архиереи;
  • до 1788 года — управлялась Вологодской епархией;
  • до 1918 года — отошла под управление Новгорода.

Только в 1918 года, вместе с красной революцией, к епархии пришла самостоятельность и главный ее город Череповец стали рассматривать как самостоятельный орган управления областью. Это произошло по причине массовых репрессий относительно духовенства, поскольку большая часть была репрессирована или расстреляна, а требовалось все больше служителей.

К концу 1920 года в Череповце открыли кафедру викариев и стали выпускать священнослужителей. Однако это не прошло гладко — тогда же развернулась борьба истинного духовенства с обновленчеством. И только в конце 191 года Церковь признала Череповецкую епархию полностью самостоятельной. Однако просуществовала она не долго, именно в 30-е годы прошлого века все ее епископы были расстреляны, что привело к общему запустению и прекращению служб во всех храмах области.

Было принято решение об упразднении епархии в 1945 году и до 90-х годов 20 века она не существовала.

Современная церковная жизнь

С начала 2000-х годов церковная жизнь в области стала налаживаться: открывались новые храмы, восстанавливались разрушенные, возобновлялись службы.

В 2014 году Церковным указом была восстановлена Череповецкая и Белозерская епархия как самостоятельная единица. И только за этот год было возобновлено служение в 30 (!) приходах.

Что надо знать о церковной жизни:

Октябрь 2014 года также ознаменовался важным событием — Священный синод включил отделение в Вологодскую митрополию и назначил правящего архиерея — иеромонаха Флавиана (Митрофанов).

Важно! Официальной датой образования епархии считается 23 октября 2014 года.

На данный момент в ее составе находится:

  • Иоанно-Предтеченский Новолеушинский женский монастырь (открыт в декабре 2016 г.);
  • Архиерейское подворье с 2 мужскими обителями;
  • около 20 недействующих монастырей.

Епархия объединяет храмы в городском округе Череповце, а также нескольких районах Вологодской области:

  • Череповецкого;
  • Бабаевского;
  • Кадуйского;
  • Устюженского;
  • Белозерского;
  • Вытегорского;
  • Чагодощенского;
  • Вашкинского.

Епископ области — Флавиан, был избран 23 октября 2014 года по указу Священного Синода. А уже 25 октября 2014 года получил сан архимандрита с благословения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Паломническая служба

Паломническую службу до ноября 2017 года возглавлял иеромонах Нестор, однако 28 числа он отошел в Божий покой. Сегодня его должность занимает иерей Максим Бакулин. Несмотря на то, что Миссионерский отдел пережил утрату, он продолжает активно развиваться и на 2018 год уже запланирована масса поездок по святым местам.

Читайте о святых местах России:

Паломническая служба занимается организацией паломнических поездок по святым местам РФ и ближнего Зарубежья. Особенное внимание уделяется святым местам именно Череповецкой области, которая богата на святыни, ведь тут сохранено несколько святых мощей:

  • Афанасия и Феодосия Череповецких;
  • Филиппа Ирапского;
  • братьев Ломских;
  • Даниила Шужгорского;
  • Филарета Устюженского;
  • преподобных мучеников Евфросина и Ионы Синозерских.
Читайте также:
Свято-Никольская церковь в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Кроме того, в области есть храмы и монастыри, чудодейственные источники и чудотворные иконы. В 2018 году запланированы поездки в:

  • Ростов;
  • Варницы;
  • Тутаев;
  • Толгу;
  • Великий Новгород;
  • Павло-Обнорский и Спасо-Прилуцкий монастыри;
  • Троице-Сергиеву лавру.

Для сведения! Планируются поездки по всей Вологодской, Московской и Новгородской области. Также запланированы поездки за рубеж: Чехия, Израиль, Грузия.

Епархия была восстановлена только несколько лет назад, но Господь укрепил ею и ныне развивает, так что это уже не умирающий приход, а активная часть Вселенской Церкви.

Бог отвёл. В Череповецкой епархии сменился епископ: лондонского Флавиана сменил чебоксарский Игнатий

История Русской православной церкви в России имеет множество печальных страниц. Одна из них — это время красного террора и социализма, когда храмы разрушались. Святыни попирались, а духовенство отправлялось в ссылку или расстреливалось. Такая же судьба постигла и Череповецкую и Белозерскую епархию, которая до 2014 года пустовала. Лишь с недавнего времени ее восстановили. Сегодня это активно развивающаяся церковь.

Паломническая служба Череповецкой епархии занимает особое место и активно развивается наряду с прочими благочиниями и служениями.


Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких

История основания

Местность, которую ныне охватывает Череповецкая епархия, неоднократно меняла свою епархиальную принадлежность. Первоначально ею руководили ростовские архиереи, затем эти земли перешли в ведомство Вологодской епархии. Определенный исторический период будущая епархия подчинялась Новгороду.

Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких

Такая неопределенность длилась до 1918 года, который ознаменовался страшными репрессиями против духовенства. В этот год были закрыты многие храмы губернии, арестованы и замучены в лагерях священники и прихожане.

Важно! В этих условиях институт епископства в РПЦ был под угрозой исчезновения. Чтобы этого не случилось, было разрешено открывать викариатства в каждом уездном городе.

После ареста Патриарха Тихона, высшую церковную власть с поддержкой ОГПУ захватили обновленцы. Духовенство Русской Православной Церкви не поддерживало решение ВЦУ и не признавало его юрисдикцию.

В это время впервые была создана Череповецкая епархия, но сделано это было не для удобства управления церковной жизнью, а с целью внести раскол в ряды церковнослужителей. После освобождения, Патриарх Тихон взялся за воссоединение Православной Церкви.

На территории Череповецкой губернии было сформировано 4 викариатства, подчиняющихся Новгородской епархии. В 1924 году главой Череповецкой епархии был назначен епископ Макарий, и многие церковнослужители считают эту дату началом ее истории.


Воскресенский собор Череповца

Обновленцы старались всячески подорвать авторитет нового епископа, делая все возможное, чтобы он не нашел поддержки среди духовенства и прихожан. После того, как авторитет нового архипастыря был признан почти всеми людьми в губернии, его враги решили пойти другим путем.

На епископа активно писали доносы, и в 1926 году он был арестован и сослан в Соловецкий лагерь. Нескольких последующих глав викариатства постигла та же участь.

Гонения на Православную Церковь в 20-30-е годы прошлого века были наиболее сильными. Репрессии среди духовенства привели к тому, что богослужения были прекращены почти во всех храмах региона. К 1940 году духовная жизнь на территории губернии прекратилась почти полностью.


Храм Рождества Христова в Череповце

В 1945 году, когда началось возрождение церковной жизни, Череповецкое викариатство было присоединено к Вологодской епархии. В таком виде духовная жизнь Череповецкого района велась вплоть до 1991 года. На момент развала Советского Союза на территории области осуществляло свою деятельность всего 6 православных храмов.

Важно! В 90-х годах началось возобновление церковной жизни страны. Активно стали строиться новые храмы, восстанавливались старые приходы.

К 2014 году Череповецкая епархия была восстановлена и выделена из Вологодской.

Череповецкие священнослужители поделились армейскими фотографиями

Вроде бы в этом нет ничего сверхъестественного, но все равно удивляешься, когда узнаешь, что священник, который сейчас проводит службы в храме, когда-то нес службу в армии. И у него дома, как у многих мирских мужчин, хранится дембельский альбом… Героями нашей публикации стали священнослужители Череповецкой епархии, которые с теплотой вспоминают годы своей армейской юности.

Протоиерей Владимир Беляев — человек в нашем городе известный. За двадцать с лишним лет своего служения он сумел построить храм в селе Мякса, сейчас занимается строительством храмового комплекса в честь Николая Чудотворца в Череповце и является настоятелем храма Илии-пророка в селе Абаканово.

В армию нынешний священник был призван в 1992 году. К тому времени он окончил московское цирковое училище, побывал на гастролях в Перу и снялся в нескольких фильмах, выполняя различные каскадерские трюки! Еще с ранней юности Владимиру хотелось служить в армии — в элитных войсках. Для этого он по собственной воле вместе с другими энтузиастами прошел двухнедельную подготовку в одной из десантных частей, ездил в дивизию Дзержинского и даже прыгал три раза с парашютом.

Но так вышло, что перед армией Владимир увлекся творчеством Достоевского, который в своих произведениях много размышлял о природе добра и зла, о страданиях человека и проповедовал непротивление злу насилием. Впечатленный, он понял, что если ему и доведется нести военную службу, то взять в руки оружие он не сможет. Уже тогда выпускник циркового училища ни от кого не скрывал своей веры в Бога, а все больше убеждался, что Господь обязательно его будет оберегать. И когда ему предоставили право выбрать, где служить — в войсках ил�� военном госпитале, он выбрал госпиталь. Потому что видел, что именно тут, выполняя различные работы, он может как-то облегчить людскую боль. Персонал и сослуживцы любили Владимира Беляева и иногда расспрашивали о православии, о том, как прийти к вере.

Читайте также:
Благовещенский собор в Воронеже: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Рядовой Беляев был очень аккуратным в любой работе, за какую бы ни брался. И быстро обучался новому. Например, он научился подстригать сослуживцев, да так мастерски, что к нему обращались даже офицеры высшего звена. Особенно он сдружился с двумя офицерами, с которыми и потом, после службы, поддерживал хорошие отношения. Они разделяли его взгляды и даже порой давали увольнительную, чтобы он мог посетить Троице-Сергиеву лавру, пообщаться там с духовниками, причаститься Святых Христовых Тайн и исповедаться. Это были его первые шаги в православии, которые в дальнейшем определили всю его жизнь.

Любопытно, что сын отца Владимира, Петр, выбрал военную стезю — он является курсантом 4-го курса ЧВВИУРЭ, учится на отделении спецсвязи. Совсем недавно он стал мастером спорта РФ по дзюдо и защищает честь родного вуза.

Настоятель храма Святой великомученицы Варвары отец Виталий Рябов в армию попал после окончания ЧГУ в возрасте 23 лет. Группу вологодских призывников (одиннадцать человек) определили в войска связи, в часть, которая находилась недалеко от Воркуты, в поселке Цементнозаводский. Когда они, дипломированные специалисты, успевшие побывать на руководящих должностях, появились в части, старослужащие оказали им, мягко говоря, нерадушный прием. В казарме царил дух дедовщины, и заправляли всем девятнадцатилетние хулиганы, которые с тройками окончили ПТУ. Но ребятам удалось мирным путем сломать эту порочную систему.

Перед армией, после окончания вуза, Виталий работал инженером по ремонту на меткомбинате, а в храме в свободное время был в должности пономаря. Среди необходимых вещей, которые он взял на службу, было и Евангелие. Каждый день он прочитывал одну из глав священной книги. Это помогало и укрепляло дух бойца. Какие обязанности ему приходилось выполнять? Да разные. Был и дневальным, и помощником дежурного в штабе, и на кухне дежурил. Особенно нравилось нести дежурство в штабе, потому что там было время написать домой, поразмышлять. Однажды он отправил письмо на радиостанцию «Маяк», на вечернюю передачу для военнослужащих «Полевая почта».

В письме сообщил, что хотел бы вести переписку с девчонками со всей страны. Но его послание долго не озвучивали, а когда это все же произошло, то до окончания службы оставалось всего несколько месяцев. И вдруг ему потоком пошли письма от девушек, порой до одиннадцати в день. Виталий добросовестно всем отвечал и даже потом, демобилизовавшись, продолжал переписку в течение двух-трех лет. А сейчас кого-то нашел и в социальных сетях. Самое главное, что вынес из армии рядовой Рябов, — нужно ценить время и уважать труд человека. Этих принципов отец Виталий придерживается и сейчас.

Эконом Череповецкой епархии и настоятель Воскресенского собора иеромонах Нил (Хоменец) знал, что будет служить в десантных войсках, когда еще учился в школе. И если многим его ребятам-одногодкам, когда они попали в армию, поначалу было тяжело, то ему, выпускнику факультета физической подготовки, к повышенным нагрузкам было не привыкать. А начальство, прознав, что рядовой Хоменец — учитель физкультуры, доверило ему проводить утреннюю зарядку и отвечать за спортивный дух в войсках.

Это нам кажется, что в ВДВ идут только сильные и мужественные, — попадались и редкие экземпляры, которым надо было пять раз показать, что в армии хлюпиков нет, особенно в десанте. И уже через пару месяцев инструктор по спорту видел, что солдатик окреп и может отжиматься и крутить сальто на перекладине хоть сутки.

Вспоминая свою службу, отец Нил всегда с гордостью говорит, что служил в 39-й отдельной десантно-штурмовой бригаде. Их подразделение находилось в бывшем монастыре, где можно было даже увидеть настенные росписи, а в укромных местах найти книги на латинском языке. Столовая и кухня располагались там, где когда-то шли службы. Но что сильнее всего поразило будущего священника — мойка для посуды была сооружена в алтаре. Именно тогда он задумался о глубинных причинах происходившего в ХХ веке осквернения святых мест…

Вспоминается отцу Нилу и курьезный случай. Это был его первый прыжок с парашютом. Высота 1 200 метров, внизу огромное поле, куда и следовало приземлиться. Но парашют неопытного десантника повело, и он приземлился на высокий дуб. Самостоятельно из строп не смог освободиться, так и висел, пока начальство не спохватилось. Присланный на помощь спасатель стал подрубать дуб. Работа затянулась, и когда рядовой Хоменец наконец был вызволен, стемнело. Ничего не оставалось делать, как идти в подразделение пешком, а это 35 километров. Спасатель — с топориком, а бедолага рядовой — с автоматом, парашютом и рюкзаком. Такой вот незапланированный марш-бросок. Зато теперь, вспоминая армейские годы, отец Нил понимает, что армия научила его преодолевать трудности и воспитала выносливость, способность до конца идти к поставленной цели.

Сергей Рычков, газета «Голос Череповца»

Духовенство епархии

Сейчас главой Череповецкой епархии является владыка Флавиан. До него этот пост занимал архиепископ Игнатий.


Епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан

В 20-ые годы прошлого века, во времена существования Череповецкого викариатства, его руководителями были:

  • Владыка Макарий Опоцкий;
  • Епископ Федор Яковцевский;
  • Епископ Тихон Тихомиров;
  • Владыка Нифонт Фомин.

Благочиния

Для удобства церковного управления епархии делятся на благочиния. Череповецкая епархия разделена на 9 благочиний.

Важно! Благочинием в Православии называется округ, состоящий из нескольких приходов, которые территориально располагаются недалеко друг от друга.

Читайте также:
Храм Архангела Михаила в Царицыно: описание и адрес храма, праздники и святыни, расписание богослужений

Сначала в состав епархии входили Центральное, Южное, Вашкинское и Белозерское благочиния. Затем к ним были добавлены Абакановское и Устюженское. С ростом числа православных храмов в составе епархии были выделены Кадуйское, Бабаевское и Вытегорское благочиния.

Монастыри и храмы

Всего на территории епархии действует три православных монастыря:

  • Свято-Троицкий мужской монастырь;
  • Воскресенский мужской монастырь;
  • Иоанно-Предтеченский женский монастырь.


Иоанно-Предтеченский Ново-Леушинский женский монастырь

На территории епархии на сегодняшний день действуют 53 храма.

Монастыри епархии[править | править код]

  • Череповецкий Воскресенский монастырь (мужской; Череповец; в статусе Архиерейского подворья)
  • Иоанно-Предтеченский Новолеушинский монастырь (женский, Мякса, Череповецкий район)
  • Свято-Троицкий Филиппо-Ирапский монастырь (мужской; Зелёный Берег, Кадуйский район)
  • Троице-Благовещенская Синозерская пустынь (деревня Пустынь, Чагодощенский район)[6]
  • Усть-Ножемская Одигитриевская пустынь (деревня Киино, Бабаевский район)
  • Колповская Успенская пустынь (мужской; Бабаевский район)
  • Становищский Николаевский монастырь (мужской; урочище Становище, Бабаевский район)
  • Танищский Троицкий монастырь (Кадуйский район) никогда не существовал[7]
  • Гурьева Шалочская Успенская пустынь (мужской; посёлок Староречье, Устюженский район)
  • Моденский Николаевский монастырь (мужской; Устюженский район)
  • Филаретова пустынь (женская, ранее мужская; урочище Филаретова пустынь, Устюженский район)
  • Устюженский Богородице-Рождественский монастырь
  • Устюженский Ильинско-Воскресенский монастырь (мужской; Устюжна)
  • Устюженский Благовещенский монастырь (женский; Устюжна)
  • Шухтовский Покровский монастырь (деревня Покров, Череповецкий район)
  • Парфёновский Богородицкий монастырь (деревня Парфёново, Череповецкий район)
  • Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь (женский; Череповецкий район) ныне затоплен водами Рыбинского водохранилища
  • Досифеева Троицкая пустынь (мужской; Череповецкий район) ныне затоплен водами Рыбинского водохранилища
  • Азарьев Выксинский Николаевский монастырь (мужской, ранее женский; Череповецкий район)
  • Воронинская Успенская Богородицкая пустынь (деревня Воронино, Череповецкий район)
  • Преображенская пустынь, что в Езовых
  • Спасо-Ломовский монастырь или Игнатиева Верхоломская пустынь (мужской; Череповецкий район)
  • Югская Дмитриевская пустынь (мужской; деревни Дмитриевское, Череповецкий район)
  • Антониева Черноезерская Богородицкая пустынь (женский, ранее мужской; урочище Чёрные Озерки, Шекснинский район)
  • Николаевская пустынь в Судбищах на Шексне

Череповецкие священнослужители поделились армейскими фотографиями

Череповецкий Афанасие-Феодосиевский кафедральный собор. Фото Натальи с сайта sobory.ru

Череповецкая и Белозерская епархия
Вологодской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 162601, Вологодская обл., г. Череповец, Макаринская роща, 1
  • Тел.:(8202) 28-12-04 (бухгалтерия)
  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: Череповецкий ГО; Череповецкий, Бабаевский, Белозерский, Вашкинский, Вытегорский, Кадуйский, Устюженский и Чагодощенский р-ны Вологодской обл.
  • Кафедральные соборы: Афанасие-Феодосиевский в г. Череповце, Преображенский в г. Белозерске [1]
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Известно с 1919 года как викариатство Новгородской епархии.
С 1923 по 1937 год параллельно существовало обновленческое одноимённое викариатство Вологодской епархии [2].

В августе 1928 года на совещании инициативной группы, собравшейся в Сретенской церкви по благословению архиепископа Алексия (Симанского) был образован окружной викариатский совет. Решение инициативной группы имело немалое значение для организации структур и легализации патриаршей Церкви. Демонстрировалось каноническое единство с Новгородской епархией. Новая организация именовалась, как «Временный Череповецкий Окружной викариатский Совет Православной Церкви ведения Московской Патриархии, с правами полусамостоятельного викариатства». В сентябре 1931 года окружной Викариатский совет Череповецкой епархии патриаршей Церкви был преобразован в Череповецкий епархиальный совет, который возглавил епископ Валериан (Рудич), викарий Новгородской епархии. На 1935 год в состав Череповецкой викарной епархии входили приходы Череповецкого района. После 1937 года кафедра не замещалась.

23 октября 2014 года была возобновлена как самостоятельная епархия, будучи выделена из состава Вологодской епархии в пределах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Белозерского, Вашкинского, Вытегорского, Кадуйского, Устюженского и Чагодощенского районов на северо-западе Вологодской области. Одновременно включена в состав новообразованной Вологодской митрополии.

Статистика

  • 23 октября 2014 — 23 прихода, 40 священнослужителей [3]
  • 16 июня 2021 — 88 приходов, 68 священнослужителей, 29 монашествующих [3]

Архиереи

Викариатство Новгородское

  • Нифонт (Фомин) (1919 — 1920)
  • Тихон (Тихомиров) (4 апреля 1920 — 1922, 1922 — 1924)
  • Макарий (Опоцкий) (март 1924 — 1925)
  • Феодор (Яковцевский) (март 1928 — 1929) в/у, еп. Устюженский
  • Тихон (Тихомиров) (1929) в/у, еп. Кирилловский
  • Нифонт (Фомин) (1929 — 1932)
    • Валериан (Рудич) (1932 — 1934) в/у, еп. Кирилловский
  • Тихон (Шарапов) (17 марта — 21 мая 1934) [4]
  • Тихон (Рождественский) (21 мая 1934 — 1937)

    Самостоятельная епархия

    • Игнатий (Депутатов) (23 октября — 23 ноября 2014), в/у, митр. Вологодский
  • Флавиан (Митрофанов) (23 ноября 2014 — 25 августа 2020)
  • Игнатий (Суранов) (с 25 августа 2020)
    Карта Вологодской митрополии с официального сайта Вологодской митрополии

    Духовенство епархии

    Сейчас главой Череповецкой епархии является владыка Флавиан. До него этот пост занимал архиепископ Игнатий.


    Епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан

    В 20-ые годы прошлого века, во времена существования Череповецкого викариатства, его руководителями были:

    • Владыка Макарий Опоцкий;
    • Епископ Федор Яковцевский;
    • Епископ Тихон Тихомиров;
    • Владыка Нифонт Фомин.

    Монастыри

    • Новолеушинский Иоанно-Предтеченский (женский)
    • Филиппо-Ирапский (мужской)

    Недействующие

    • Череповецкое благочиние
    • Усть-Ножемская Одигитриевская пустынь
    • Колповская Успенская пустынь
    • Становищский Никольский монастырь
    • Танищский Троицкий монастырь
    • Шалочская пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы
    • Моденский монастырь во имя свт. Николая Чудотворца
    • Филаретова пустынь
    • Устюженский Богородице-Рождественский монастырь
    • Устюженский Ильинско-Воскресенский монастырь
    • Устюженский Благовещенский монастырь
    • Синозерская Троицкая пустынь
    • Шухтовский Покровский монастырь
    • Парфеновский Богородицкий монастырь
    • Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь
    • Досифеева Троицкая пустынь
    • Азарьев Выксинский Николаевский монастырь
    • Воронинская Успенская пустынь
    • Преображенская пустынь, что в Езовых
    • Пошехонский Ильинский монастырь
    • Спасо-Ломовский монастырь (Игнатиева Верхоломская пустынь)
    • Югская Дмитриевская пустынь
    • Череповецкий Воскресенский монастырь
    • Антониева на Черных озерках Богородицкая пустынь
    • Никольская пустынь в Судбищах на Шексне
    • Белозерское благочиние
    • Курдюжская Никольская пустынь
    • Белозерская Преображенская пустынь
    • Ковженский Никольский монастырь
    • Андозерский Успенский монастырь
    • Шужгорский Преображенский монастырь
    • Озадский Никольский монастырь
    • Иродионова Илоезерская Богородице-Рождественская пустынь
    • Фетининская Мариинская пустынь
    • Ворбозомская Благовещенская пустынь
    • Усть-Шехонский Троицкий монастырь
    • Кирилло-Новоезерский монастырь
    • Спасогорский Троицкий монастырь
    • Белозерский Петропавловский монастырь
    • Важбахтская Пятницкая пустынь
    • Хабарова-на-Носах Петропавловская пустынь
    • Лужандозерская Троицкая пустынь
    • Андомский Никольский монастырь
    • Куржанская Троицкая пустынь
    • Спасо-Маткозерская пустынь
    • Казанская на Климентовских озерах пустынь
    • Рубежская Троицкая пустынь
    • Вожеозерский Спасский монастырь
    • Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь
    • Белозерский Никитский монастырь
    • Нило-Сорская пустынь
    • Вытегорский Покровский монастырь
    • Алмозерский Ильинский монастырь
    • Пятницкая Кедринская пустынь
    • Макариевская Высокоезерская пустынь
    Читайте также:
    Храм Воскресения Христова в Форосе: история и адрес церкви, как добраться и доехать, график работы и расписание богослужений

    Монастыри и храмы

    Всего на территории епархии действует три православных монастыря:

    • Свято-Троицкий мужской монастырь;
    • Воскресенский мужской монастырь;
    • Иоанно-Предтеченский женский монастырь.


    Иоанно-Предтеченский Ново-Леушинский женский монастырь

    На территории епархии на сегодняшний день действуют 53 храма.

    • Печать
    • E-mail

    Настоятель храма Рождества Христова протоиерей Дмитрий Михайлович Зверев

    Настоятель храма Рождества Христова г.Череповец протоиерей Дмитрий Михайлович Зверев , родился 23 сентября 1977 г. город Черемхово Иркутской области, в 1996 году закончил Усольский Химико-технологический техникум, в 2000 году закончил Саратовскую духовную семинарию, 25 декабря 2021 года закончил заочное обучение в Санкт-Петербургской Духовной Академии с присвоением квалификации «Магистр богословия». в 2000 г 14-го октября архиепископом Иркутским и ангарским Вадимом рукоположен в сан диакона, а 2-го декабря 2000-го года в сан иерея, в 2010 году удостоин званием протоиерея, с декабря 2014 одновременно с принятием в клир Череповецкой епархии поставлен ключарём храма Рождества Христова, с февраля 2015 несёт послушание настоятеля храма Рождества Христова. На Пасху 2021 года удостоен ношения палицы. 1.12.2017 удостоен юбилейной медали РПЦ «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной церкви». 28.04.2018 удостоен ордена РПЦ преподобного Серафима Саровского III-ей степени. Является благочинным Центрального округа города Череповца. Женат, воспитывает сына и дочь.

    Диакон Поповский Алексей Вячеславович

    Родился 29 марта 1970 года в г. Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск) Ярославской области. В 1985 году окончил 8-летний курс общеобразовательной школы №13.

    В 1988 году окончил 3-летний курс профтехобразования по специальности модельщик по деревянным моделям литейного производства. С декабря 1988 г. по декабрь 1990 г. служил в рядах ВС СССР. С 17 марта 1991 г. по март 2003 г. работал в ФЛ цехе ЧерМК формовщиком, слесарем. С 2001 года нес послушание пономаря в храме Рождества Христова г. Череповца.

    Крещен в младенчестве. После службы в армии 30.12.1990 года восполнено крещение и миропомазан. С июля 1997 года стал прихожанином храма Рождества Христова г. Череповца. Настоятель храма Рождества Христова протоиерей Георгий Трубицын благословил на поступление в ВПДУ на отделение ставленников. С сентября 2002 г. по июль 2004 г. учился на заочном секторе.

    7 января 2005 года архиепископом Максимилианом рукоположен в сан диакона в храме Рождества Христова, где и служит до настоящего времени.Награждён правом ношения двойного ораря.

    Иерей Морозов Илья Владимирович

    Морозов Илья Владимирович, родился 12 ноября 1989 года в г. Череповце Вологодской области в семье рабочих. Крещение принял 2 августа 1990 г. в Воскресенском соборе г. Череповца. День тезоименитства 2 августа в честь Илии Пророка. По национальности русский, гражданство РФ.

    В 1997 году поступил в 1 класс школы №6 г. Череповца. В 2005 году закончил 9 класс и поступил в ПТУ №27 по специальности «слесарь КИПиА». В 2007 году поступил на заочное отделение катехизаторов ВПДУ г. Вологды. В 2008 году закончил ПТУ №27 по специальности «слесарь КИПиА» с 4-ым разрядом. Устроился в Храм Рождества Христова чтецом.

    Весной 2009 года был призван в армию. В связи с призывом не смог закончить 2-й курс отделения катехизаторов. Службу проходил в 200 ОМСБр в п. Печенга Мурманской области. В 2010 году уволен в запас.

    Осенью 2010 года поступил в ВПДУ на отделение ставленников. Во время учёбы в духовном училище нёс послушание иподиакона у архиепископа Максимилиана. В августе 2011 года был пострижен во чтеца. В 2012 году успешно закончил обучение. Был принят на работу в Храм Рождества Христова пономарём.

    2 августа 2013 года венчался с Седовой Еленой Владимировной.

    21 июня 2014 года епископом Вологодским и Великоустюжским Игнатием был рукоположен в сан диакона, а 7 июля 2014 года – в сан иерея. Является клириком Храма Рождества Христова г. Череповца и настоятелем Храма свт. Николая Чудотворца с. Шухободь.

    Иерей Гусев Андрей Фёдорович

    Гусев Андрей Фёдорович, 12 марта 1965 г.р., родился в г.Вологда, образование высшее.В 1982 г. успешно окончил среднюю общеобразовательную политехническую школу №3 г. Череповца Вологодской обл. с физико-математическим уклоном. В 1982-1984 гг. обучение в ТУ-37 г. ПО «АММОФОС» г. Череповца по специальности радиомеханик. В1984 г. По окончании училища устроился на ПО «АММОФОС» и 17.04.1984 призван в ряды советской армии. 27.04.1986 г. уволен в запас из рядов СА. ПО_«АММОФОС» направлен в органы внутренних дел где и проходил службу на разных должностях . 09.08.2004г. уволен на пенсию из ОВД по выслуге лет. В 1993 -1996 гг обучение в Вологодской специальной средней школе подготовки начальствующего состава МВД РФ по специальности «правоохранительная деятельность» заочно. В 1997-1999 гг. окончил полный курс Вологодского православного духовного училища по отделению катехизаторов. В 1999-2002 гг. окончил Вологодский институт права и экономики по специальности «Юриспруденция» заочно с присуждением квалификации «Юрист». В 2004 – 2006 гг. окончил полный курс Вологодского православного духовного училища по отделению ставленников. 2.01.2005 принят в штат прихода храма Рождества Христова. 15.02.2005 г. рукоположен в диакона в кафедральном соборе г. Вологды, 17.07.2005 рукоположен в иерея в храме Рождества христова г.Череповца. По настоящее время продолжаю службу в храме Рождества Христова г.Череповца.

    Женат, воспитывает трех дочерей.

    Иерей Иоанн Горев

    Иоанн Горев (Эдуард Валериевич), родился в г. Сокол Вологодской области 10 августа 1967 года . В 1970 г. его семья переехала на постоянное место жительства в г. Череповец. В 1982 году окончил 8 классов средней школы №3, а дальнейшее образование получил в ПТУ№34 по специальности электромонтер по ремонту промышленного оборудования. По специальности работал на Коксохим производстве 2 месяца, а потом проходил службу в рядах В.С. Советской Армии с 1985 года по 1987 год.

    Читайте также:
    Мужской монастырь святителя Луки в с. Лаки: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

    В 1988 году поступил в С-Петербургский (тогда назывался еще Ленинградский) педиатрический медицинский институт и успешно окончил в 1994 году по специальности врач –педиатр. После прохождения интерна-туры работал участковым врачом-педиатром в г. Дно Псковской области в течение 3-х лет. В августе 1998 года вернулся в г. Череповец и работал врачом приемного отделения Детской городской больницы еще в течение 3-х лет вплоть до конца декабря 2001 года.

    Таинство Святого Крещения принял в возрасте 24-х лет – 21 августа 1991 года с именем Иоанн. Но церковная жизнь началась со дня Святой Пасхи 1992 года. Стал регулярно посещать Храм св. вмч. и Целителя Пантелеимона на Удельной. Также 2 года по вечерам, будучи студентом мед.института, посещал духовное училище для мирян по благословению митрополита Иоанна (Снычева). В храме стал исполнять послушание чтеца.

    В храме Рождества Христова г. Череповца, работая врачом, нес послушание чтеца и алтарника с 1999 года по 2001 год .В течение этого 2-х летнего периода учился в Вологодском православном духовном училище на ставленническом отделении . В день Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября 2001 года венчался на р.Б. Валентине из Вологодского храма Св. Апостола Андрея Первозванного.

    9 января 2002 года Епископом Максимилианом совершена диаконская хиротония в Воскресенском Соборе г.Череповца ,а 27 ноября этого года — иерейская хиротония. Священническое служение проходил сначала в Воскресенском соборе, а с 2007 года по настоящее время в храме Рождества Христова г.Череповца. В семье –шесть детей (пять сыновей и дочь).

    В 2015 году при образовании новой Череповецкой епархии правящим Архиереем епископом Флавианом назначен руководителем отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями.

    Череповецкая и Белозерская Епархия: объясняем развернуто

    Черепове́цкая епа́рхия — епархия Русской православной церкви на территории городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области. Входит в состав Вологодской митрополии.

    Территория епархии — 47612 кв. км., население территории — 505 602 чел. (на г.)

    История

    Согласно Заявления в управление делами Патриарха Тихона инициативной группы православных христиан г. Череповца от года, «В октябре 1922 года созвали съезд приходов пяти уездов, с целью создания самостоятельной епархии и отделения ее от Новгородской. Инициатива его созыва принадлежала настоятелю Воскресенского собора г. Череповца протоиерею И.Звездкину, который выдвинул свою кандидатуру во епископа Череповецкого и пытался повлиять на решение съезда в вопросе о присоединении к обновленчеству. На вопрос — каким образом передал Патриарх свою власть ВЦУ — он ответил, что Патриарх Тихон передал власть добровольно (заметка Патриарха Тихона — „неправда — П. Т.“) — но сомнения не были рассеяны. Избрали епископа Кирилловского Тихона, а кандидатура Звездкина не прошла, после чего он получил сан епископа в Москве, от обновленцев. Миряне, узнав об освобождении Патриарха, направили уполномоченного в Москву с вопросом — каким путем восстановить его власть над епархией, и просят благословения на это дело». Резолюция Патриарха Тихона — «Призываю Божие благословение на верных чад Святой Церкви Православной — 12 сентября — П. Т.».

    Возникло в 1924 году для противодействие обновленчеству.

    В августе 1928 года на совещании инициативной группы, собравшейся в Сретенской церкви Череповца по благословению архиепископа Алексия (Симанского) был образован окружной викариатский совет. Решение инициативной группы имело немалое значение для организации структур и легализации патриаршей Церкви. Демонстрировалось каноническое единство с Новгородской епархией. Новая организация именовалась, как «Временный Череповецкий Окружной викариатский Совет Православной Церкви ведения Московской Патриархии, с правами полусамостоятельного викариатства».

    В сентябре 1931 года окружной Викариатский совет Череповецкой епархии патриаршей Церкви был преобразован в Череповецкий епархиальный совет, который после ареста правящего епископа возглавил епископ Кирилловский Валериан (Рудич), викарий Новгородской епархии.

    На 1935 год в состав Череповецкой епархии входили приходы Череповецкого, Кирилловского, Белозерского и ряда других районов. В ходе Большого террора карательные органы фальсифицировали раскрытие на территории епархии «контрреволюционной повстанческой организации церковников». По делу этой мифической организации в Ленинграде года было реально расстреляно 100 человек — священнослужителей, монахинь и мирян. С образованием Вологодской области (), в которую вошли районы, составлявшие Череповецкую епархию, в Вологде года была создана Тройка при областном управлении НКВД — она и завершила уничтожение духовенства Череповецкой епархии. После 1937 года кафедра не замещалась. Упразднена официально в 1943 году при изменении епархиального устройства.

    года решением Священного Синода Русской православной церкви Череповецкая епархия была восстановлена, путём выделения её территории из Вологодской епархии. Одновременно была включена в состав новообразованной Вологодской митрополии.

    Архиереи

    Викариатство Новгородское

    Самостоятельная епархия

    Карта Вологодской митрополии с официального сайта Вологодской митрополии

    Современная церковная жизнь

    С начала 2000-х годов церковная жизнь в области стала налаживаться: открывались новые храмы, восстанавливались разрушенные, возобновлялись службы.

    Обновленный храм Афанасия и Феодосия Череповецких

    В 2014 году Церковным указом была восстановлена Череповецкая и Белозерская епархия как самостоятельная единица. И только за этот год было возобновлено служение в 30 (!) приходах.

    Что надо знать о церковной жизни:

    Октябрь 2014 года также ознаменовался важным событием — Священный синод включил отделение в Вологодскую митрополию и назначил правящего архиерея — иеромонаха Флавиана (Митрофанов).

    Читайте также:
    Раифский монастырь в Казани: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

    Важно! Официальной датой образования епархии считается 23 октября 2014 года.

    На данный момент в ее составе находится:

    • Иоанно-Предтеченский Новолеушинский женский монастырь (открыт в декабре 2016 г.);
    • Архиерейское подворье с 2 мужскими обителями;
    • около 20 недействующих монастырей.

    Епархия объединяет храмы в городском округе Череповце, а также нескольких районах Вологодской области:

    • Череповецкого;
    • Бабаевского;
    • Кадуйского;
    • Устюженского;
    • Белозерского;
    • Вытегорского;
    • Чагодощенского;
    • Вашкинского.

    Епископ области — Флавиан, был избран 23 октября 2014 года по указу Священного Синода. А уже 25 октября 2014 года получил сан архимандрита с благословения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

    Епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан

    География благочиний

    • Центральное
    • Абакановское
    • Бабаевское
    • Белозерское
    • Вашкинское
    • Вытегорское
    • Устюженское
    • Южное

    Паломническая служба

    Паломническую службу до ноября 2017 года возглавлял иеромонах Нестор, однако 28 числа он отошел в Божий покой. Сегодня его должность занимает иерей Максим Бакулин. Несмотря на то, что Миссионерский отдел пережил утрату, он продолжает активно развиваться и на 2018 год уже запланирована масса поездок по святым местам.

    Читайте о святых местах России:

    Паломническая служба занимается организацией паломнических поездок по святым местам РФ и ближнего Зарубежья. Особенное внимание уделяется святым местам именно Череповецкой области, которая богата на святыни, ведь тут сохранено несколько святых мощей:

    • Афанасия и Феодосия Череповецких;
    • Филиппа Ирапского;
    • братьев Ломских;
    • Даниила Шужгорского;
    • Филарета Устюженского;
    • преподобных мучеников Евфросина и Ионы Синозерских.

    Кроме того, в области есть храмы и монастыри, чудодейственные источники и чудотворные иконы. В 2018 году запланированы поездки в:

    • Ростов;
    • Варницы;
    • Тутаев;
    • Толгу;
    • Великий Новгород;
    • Павло-Обнорский и Спасо-Прилуцкий монастыри;
    • Троице-Сергиеву лавру.

    Для сведения! Планируются поездки по всей Вологодской, Московской и Новгородской области. Также запланированы поездки за рубеж: Чехия, Израиль, Грузия.

    Епархия была восстановлена только несколько лет назад, но Господь укрепил ею и ныне развивает, так что это уже не умирающий приход, а активная часть Вселенской Церкви.

    Бог отвёл. В Череповецкой епархии сменился епископ: лондонского Флавиана сменил чебоксарский Игнатий

    История Русской православной церкви в России имеет множество печальных страниц. Одна из них — это время красного террора и социализма, когда храмы разрушались. Святыни попирались, а духовенство отправлялось в ссылку или расстреливалось. Такая же судьба постигла и Череповецкую и Белозерскую епархию, которая до 2014 года пустовала. Лишь с недавнего времени ее восстановили. Сегодня это активно развивающаяся церковь.

    Паломническая служба Череповецкой епархии занимает особое место и активно развивается наряду с прочими благочиниями и служениями.


    Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких

    История основания

    Местность, которую ныне охватывает Череповецкая епархия, неоднократно меняла свою епархиальную принадлежность. Первоначально ею руководили ростовские архиереи, затем эти земли перешли в ведомство Вологодской епархии. Определенный исторический период будущая епархия подчинялась Новгороду.

    Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких

    Такая неопределенность длилась до 1918 года, который ознаменовался страшными репрессиями против духовенства. В этот год были закрыты многие храмы губернии, арестованы и замучены в лагерях священники и прихожане.

    Важно! В этих условиях институт епископства в РПЦ был под угрозой исчезновения. Чтобы этого не случилось, было разрешено открывать викариатства в каждом уездном городе.

    После ареста Патриарха Тихона, высшую церковную власть с поддержкой ОГПУ захватили обновленцы. Духовенство Русской Православной Церкви не поддерживало решение ВЦУ и не признавало его юрисдикцию.

    В это время впервые была создана Череповецкая епархия, но сделано это было не для удобства управления церковной жизнью, а с целью внести раскол в ряды церковнослужителей. После освобождения, Патриарх Тихон взялся за воссоединение Православной Церкви.

    На территории Череповецкой губернии было сформировано 4 викариатства, подчиняющихся Новгородской епархии. В 1924 году главой Череповецкой епархии был назначен епископ Макарий, и многие церковнослужители считают эту дату началом ее истории.


    Воскресенский собор Череповца

    Обновленцы старались всячески подорвать авторитет нового епископа, делая все возможное, чтобы он не нашел поддержки среди духовенства и прихожан. После того, как авторитет нового архипастыря был признан почти всеми людьми в губернии, его враги решили пойти другим путем.

    На епископа активно писали доносы, и в 1926 году он был арестован и сослан в Соловецкий лагерь. Нескольких последующих глав викариатства постигла та же участь.

    Гонения на Православную Церковь в 20-30-е годы прошлого века были наиболее сильными. Репрессии среди духовенства привели к тому, что богослужения были прекращены почти во всех храмах региона. К 1940 году духовная жизнь на территории губернии прекратилась почти полностью.


    Храм Рождества Христова в Череповце

    В 1945 году, когда началось возрождение церковной жизни, Череповецкое викариатство было присоединено к Вологодской епархии. В таком виде духовная жизнь Череповецкого района велась вплоть до 1991 года. На момент развала Советского Союза на территории области осуществляло свою деятельность всего 6 православных храмов.

    Важно! В 90-х годах началось возобновление церковной жизни страны. Активно стали строиться новые храмы, восстанавливались старые приходы.

    К 2014 году Череповецкая епархия была восстановлена и выделена из Вологодской.

    • Печать
    • E-mail

    Настоятель храма Рождества Христова протоиерей Дмитрий Михайлович Зверев

    Настоятель храма Рождества Христова г.Череповец протоиерей Дмитрий Михайлович Зверев , родился 23 сентября 1977 г. город Черемхово Иркутской области, в 1996 году закончил Усольский Химико-технологический техникум, в 2000 году закончил Саратовскую духовную семинарию, 25 декабря 2021 года закончил заочное обучение в Санкт-Петербургской Духовной Академии с присвоением квалификации «Магистр богословия». в 2000 г 14-го октября архиепископом Иркутским и ангарским Вадимом рукоположен в сан диакона, а 2-го декабря 2000-го года в сан иерея, в 2010 году удостоин званием протоиерея, с декабря 2014 одновременно с принятием в клир Череповецкой епархии епископом Череповецким и Белозерским Флавианом поставлен ключарём храма Рождества Христова, с февраля 2015 несёт послушание настоятеля храма Рождества Христова. На Пасху 2021 года удостоен ношения палицы. 1.12.2017 удостоен юбилейной медали РПЦ «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной церкви». 28.04.2018 удостоен ордена РПЦ преподобного Серафима Саровского III-ей степени. Является Центральным благочинным города Череповца. Женат, воспитывает сына и дочь.

    Читайте также:
    Знаменский монастырь в Иркутске: история и адрес, телефон, описание, святыни и праздники

    Диакон Поповский Алексей Вячеславович

    Родился 29 марта 1970 года в г. Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск) Ярославской области. В 1985 году окончил 8-летний курс общеобразовательной школы №13.

    В 1988 году окончил 3-летний курс профтехобразования по специальности модельщик по деревянным моделям литейного производства. С декабря 1988 г. по декабрь 1990 г. служил в рядах ВС СССР. С 17 марта 1991 г. по март 2003 г. работал в ФЛ цехе ЧерМК формовщиком, слесарем. С 2001 года нес послушание пономаря в храме Рождества Христова г. Череповца.

    Крещен в младенчестве. После службы в армии 30.12.1990 года восполнено крещение и миропомазан. С июля 1997 года стал прихожанином храма Рождества Христова г. Череповца. Настоятель храма Рождества Христова протоиерей Георгий Трубицын благословил на поступление в ВПДУ на отделение ставленников. С сентября 2002 г. по июль 2004 г. учился на заочном секторе.

    7 января 2005 года архиепископом Максимилианом рукоположен в сан диакона в храме Рождества Христова, где и служит до настоящего времени.Награждён правом ношения двойного ораря.

    Иерей Морозов Илья Владимирович

    Морозов Илья Владимирович, родился 12 ноября 1989 года в г. Череповце Вологодской области в семье рабочих. Крещение принял 2 августа 1990 г. в Воскресенском соборе г. Череповца. День тезоименитства 2 августа в честь Илии Пророка. По национальности русский, гражданство РФ.

    В 1997 году поступил в 1 класс школы №6 г. Череповца. В 2005 году закончил 9 класс и поступил в ПТУ №27 по специальности «слесарь КИПиА». В 2007 году поступил на заочное отделение катехизаторов ВПДУ г. Вологды. В 2008 году закончил ПТУ №27 по специальности «слесарь КИПиА» с 4-ым разрядом. Устроился в Храм Рождества Христова чтецом.

    Весной 2009 года был призван в армию. В связи с призывом не смог закончить 2-й курс отделения катехизаторов. Службу проходил в 200 ОМСБр в п. Печенга Мурманской области. В 2010 году уволен в запас.

    Осенью 2010 года поступил в ВПДУ на отделение ставленников. Во время учёбы в духовном училище нёс послушание иподиакона у архиепископа Максимилиана. В августе 2011 года был пострижен во чтеца. В 2012 году успешно закончил обучение. Был принят на работу в Храм Рождества Христова пономарём.

    2 августа 2013 года венчался с Седовой Еленой Владимировной.

    21 июня 2014 года епископом Вологодским и Великоустюжским Игнатием был рукоположен в сан диакона, а 7 июля 2014 года – в сан иерея. Является клириком Храма Рождества Христова г. Череповца и настоятелем Храма свт. Николая Чудотворца с. Шухободь.

    Иерей Гусев Андрей Фёдорович

    Гусев Андрей Фёдорович, 12 марта 1965 г.р., родился в г.Вологда, образование высшее.В 1982 г. успешно окончил среднюю общеобразовательную политехническую школу №3 г. Череповца Вологодской обл. с физико-математическим уклоном. В 1982-1984 гг. обучение в ТУ-37 г. ПО «АММОФОС» г. Череповца по специальности радиомеханик. В1984 г. По окончании училища устроился на ПО «АММОФОС» и 17.04.1984 призван в ряды советской армии. 27.04.1986 г. уволен в запас из рядов СА. ПО_«АММОФОС» направлен в органы внутренних дел где и проходил службу на разных должностях . 09.08.2004г. уволен на пенсию из ОВД по выслуге лет. В 1993 -1996 гг обучение в Вологодской специальной средней школе подготовки начальствующего состава МВД РФ по специальности «правоохранительная деятельность» заочно. В 1997-1999 гг. окончил полный курс Вологодского православного духовного училища по отделению катехизаторов. В 1999-2002 гг. окончил Вологодский институт права и экономики по специальности «Юриспруденция» заочно с присуждением квалификации «Юрист». В 2004 – 2006 гг. окончил полный курс Вологодского православного духовного училища по отделению ставленников. 2.01.2005 принят в штат прихода храма Рождества Христова. 15.02.2005 г. рукоположен в диакона в кафедральном соборе г. Вологды, 17.07.2005 рукоположен в иерея в храме Рождества христова г.Череповца. По настоящее время продолжаю службу в храме Рождества Христова г.Череповца.

    Женат, воспитывает трех дочерей.

    Иерей Иоанн Горев

    Иоанн Горев (Эдуард Валериевич), родился в г. Сокол Вологодской области 10 августа 1967 года . В 1970 г. его семья переехала на постоянное место жительства в г. Череповец. В 1982 году окончил 8 классов средней школы №3, а дальнейшее образование получил в ПТУ№34 по специальности электромонтер по ремонту промышленного оборудования. По специальности работал на Коксохим производстве 2 месяца, а потом проходил службу в рядах В.С. Советской Армии с 1985 года по 1987 год.

    В 1988 году поступил в С-Петербургский (тогда назывался еще Ленинградский) педиатрический медицинский институт и успешно окончил в 1994 году по специальности врач –педиатр. После прохождения интерна-туры работал участковым врачом-педиатром в г. Дно Псковской области в течение 3-х лет. В августе 1998 года вернулся в г. Череповец и работал врачом приемного отделения Детской городской больницы еще в течение 3-х лет вплоть до конца декабря 2001 года.

    Таинство Святого Крещения принял в возрасте 24-х лет – 21 августа 1991 года с именем Иоанн. Но церковная жизнь началась со дня Святой Пасхи 1992 года. Стал регулярно посещать Храм св. вмч. и Целителя Пантелеимона на Удельной. Также 2 года по вечерам, будучи студентом мед.института, посещал духовное училище для мирян по благословению митрополита Иоанна (Снычева). В храме стал исполнять послушание чтеца.

    Читайте также:
    Барнаульская епархия: история и монастыри, святыни, духовенство

    В храме Рождества Христова г. Череповца, работая врачом, нес послушание чтеца и алтарника с 1999 года по 2001 год .В течение этого 2-х летнего периода учился в Вологодском православном духовном училище на ставленническом отделении . В день Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября 2001 года венчался на р.Б. Валентине из Вологодского храма Св. Апостола Андрея Первозванного.

    9 января 2002 года Епископом Максимилианом совершена диаконская хиротония в Воскресенском Соборе г.Череповца ,а 27 ноября этого года — иерейская хиротония. Священническое служение проходил сначала в Воскресенском соборе, а с 2007 года по настоящее время в храме Рождества Христова г.Череповца. В семье –шесть детей (пять сыновей и дочь).

    В 2015 году при образовании новой Череповецкой епархии правящим Архиереем епископом Флавианом назначен руководителем отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями.

    Духовенство епархии

    Сейчас главой Череповецкой епархии является владыка Флавиан. До него этот пост занимал архиепископ Игнатий.


    Епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан

    В 20-ые годы прошлого века, во времена существования Череповецкого викариатства, его руководителями были:

    • Владыка Макарий Опоцкий;
    • Епископ Федор Яковцевский;
    • Епископ Тихон Тихомиров;
    • Владыка Нифонт Фомин.

    Примечания

    1. 12
      ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 23 октября 2014 года / Официальные документы / Патриархия.ru
    2. https://korolev.msk.ru/books/dc/Rpc22y_1913289.txt
    3. Учреждение Череповецкого викариатства Новгородской епархии в 1919 году и назначение на кафедру епископа Нифонта (Фомина) не подтверждается документально.
    4. 12
      Михаил Хрусталёв. «Русская Православная Церковь в центре и на периферии в 1918—1930-х годах». 2.2.3. Внутренние расколы в патриаршей Церкви 1926—1927 годов и состояние церковного реформаторства в Череповецкой епархии
    5. Возвращённые имена
    6. Просмотр книги «Милютинские чтения. И.А. Милютин и социокультурный мир русской провинции: от прошлого к будущему: Сборник научных работ. Выпуск VI — Глава: ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТ…

    Благочиния

    Для удобства церковного управления епархии делятся на благочиния. Череповецкая епархия разделена на 9 благочиний.

    Важно! Благочинием в Православии называется округ, состоящий из нескольких приходов, которые территориально располагаются недалеко друг от друга.

    Сначала в состав епархии входили Центральное, Южное, Вашкинское и Белозерское благочиния. Затем к ним были добавлены Абакановское и Устюженское. С ростом числа православных храмов в составе епархии были выделены Кадуйское, Бабаевское и Вытегорское благочиния.

    Ахилла

    Просмотры: 10 536

    Череповецкий епископ Флавиан (Митрофанов) (Вологодская митрополия) в последние дни стал центром внимания СМИ. Сначала газета «Череповецкая истина» сообщила, что сотрудники ФСБ провели обыски в питерской квартире епископа, где проживал некий молодой человек с итальянскими именем и фамилией. Якобы на той квартире нашли лабораторию по производству наркотиков. Епископ попал в число свидетелей по делу, но, как сообщают, не стал давать показания.

    После этого, пишет газета, сотрудники органов провели обыски и на его рабочем месте, в епархии, результатом чего стало возбуждение статьи о мошенничестве.

    Позже в телеграм-канале «Батюшка Лютер» даже появилась информация о задержании органами епископа Флавиана — у него был отобран загранпаспорт.

    Телеграм-канал «Церквач» сообщает, что Череповецкий епископ имеет английское подданство.

    Сама Череповецкая епархия публикует на страницах своего сайта опровержение — мол, все ложь и клевета:

    «13.03.2020 в газете „Череповецкая истина“, была опубликована статья под названием „По пути в ад“. В считанные часы выдержки из этой статьи были опубликованы на сайте „Новая Вологда“ и различных околоцерковных интернет-ресурсах.

    Эта информация является абсолютной ложью и клеветой. Совершенно непонятно, о каком „очередном скандале“, который якобы „разгорается в Череповецкой епархии“, идет речь. В епархиальном управлении все тихо и спокойно, все служащие и работники выполняют свои обязанности в штатном режиме.

    Ни о каких обысках „на рабочем месте епископа Флавиана“ здесь не слышали и не знают. Как и не было предъявлено никаких официальных обвинений в адрес Правящего архиерея сотрудниками правоохранительных органов. Владыка находится на своем рабочем месте. Остается только удивляться бурной фантазии сочинителей дешевых сенсаций в желтой прессе нашего города.

    Мы призываем всех верных чад Церкви Христовой молиться и воспринять данные лживые бессмысленные обвинения, как действие „исконного человекоубийцы и отца лжи“ диавола, который таким образом воюет на Церковь».

    В то же время по новостям епархиального сайта видно, что последний раз архиерей служил 8 марта, с тех пор о его деятельности «на рабочем месте» нет никакой официальной информации.

    Источники «Ахиллы» сообщают, что питерские сотрудники ФСБ работают в епархии: некоторых работниц храмов вызывали на допросы, а в некоторых храмах бухгалтерии работали допоздна.

    Иллюстрация: фото с последней службы епископа Флавиана / cherepovets-eparhia.ru

    Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

    Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

    Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

    Монастыри и храмы

    Всего на территории епархии действует три православных монастыря:

    • Свято-Троицкий мужской монастырь;
    • Воскресенский мужской монастырь;
    • Иоанно-Предтеченский женский монастырь.


    Иоанно-Предтеченский Ново-Леушинский женский монастырь

    На территории епархии на сегодняшний день действуют 53 храма.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: