Собор Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, архитектура и описание, расписание богослужений и настоятели

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Красивейший мемориал с непростой историей. Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге овеян множеством городских легенд и загадок. Чего он только ни перенес на своем веку.

Это крупнейший памятник русского мозаичного искусства. Мастера использовали богатую коллекцию самоцветов. Одно только покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью заняло площадь 1000 квадратных метров.

Девятикупольный храм построен в нехарактерном для Петербурга стиле русского зодчества. Не зря часто отмечают сходство между Спасом на Крови и Храмом Василия Блаженного: многие композиционные приемы и формы церквей созданы по примеру Москвы и Ярославля 17 века.

С момента трагической гибели Александра II и основания собора в память о его мученической смерти место прочно вошло в городской фольклор. А реставрацию с ее строительными лесами, занявшую целых 25 лет, отразили в творчестве Булат Окуджава и Александр Розенбаум.

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2б

Координаты: 59.940037, 30.328930

Режим работы: 10:30-18:00, ежедневно (выходной – среда)

История

Все произошло 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского (сейчас — Грибоедова) канала. Террористы, члены организации «Народная воля», убили императора самодельными метательными снарядами. Они надеялись, что гибель царя приведет к социальным преобразованиям и разожжет революцию.

Место гибели царя-освободителя сразу же приобрело особое значение: участок оградили забором уже в тот же день вечером. Тогда же был выставлен часовой.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге возводили 14 лет. При его строительстве применили самые передовые технологии того времени: здание было полностью электрифицировано. Всего свет давали 1689 электроламп. Собор оснастили и молниезащитой. Громоотводами служили кресты центральной главки и колокольни. Строительство храма обошлось в 4,6 миллиона рублей.

Интересные факты

  • Пропорции собора выбраны неслучайно. Высота одного из куполов — 81 метр, что символизирует год смерти царя. Другого — 63 метра, это возраст, в котором он погиб.
  • «Спас на картошке» — так неофициально прозвали храм. После снятия блокады тела захоронили, и до конца войны здание приспособили под картофелехранилище. До тех пор там находился морг. Именно туда свозили тела погибших от голода и артобстрелов горожан.
  • После мемориал стал складом декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. В какой-то момент хранилище загорелось, пожар почти уничтожил уникальный мозаичный узор. Позже при обследовании храма в центральном куполе обнаружили застрявший там со времен войны немецкий фугасный снаряд. Во время артобстрела он пробил свод купола и увяз в перекрытии свода, чудом не взорвавшись. 240-миллиметровый снаряд массой около 150 килограммов, никем не замеченный целых 20 лет.

Что посмотреть

Внутри можно увидеть место, где было совершено убийство. Справа у самого входа есть небольшой каменный купол. Под ним — огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной. Там взорвана карета Александра II. Сохранены камни булыжной мостовой, на которые пролилась царская кровь, и часть решетки канала.

Уникальность храму придает не только внешний облик, но и потрясающее внутреннее убранство.
Фото: Олег ЗОЛОТО

Хотя изначально входившие в декор самоцветы уже утрачены, внутреннее убранство храма и сейчас представляет едва ли не главную ценность Спаса на Крови, а это более 7000 квадратных метров. Над эскизами работали Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Павел Беляев и другие мастера Академии художеств.

Существует легенда о том, что одна из икон предсказывает будущее России. Если смотреть на нее долго и внимательно, то можно обнаружить даты поворотных моментов в отечественной истории. Например, Октябрьская революция, Великая Отечественная война, смерть Сталина. Но правда ли это — доказательств нет.

Храм Спаса на Крови в разное время года

Цены на билеты в зависимости от сезона в Спасе на Крови не меняются. Особый тариф есть для иностранцев. Количество посетителей летом в несколько раз превышает число зимних туристов, впрочем, как по всему Санкт-Петербургу.

С 1 мая по 30 сентября с 18:00 до 22:30 в музее проводятся вечерние экскурсии «Спас на Крови в белые ночи». Выходной день — среда.

Собор вмещает около 1600 человек, так что в любое время года места хватит для всех желающих.

Читайте также:
Церковь Иоанна Златоуста в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Где сделать красивое фото

Особенно красив собор в ясную погоду, когда синева неба подчеркивает яркие цвета эмали куполов. Откуда открывается лучший вид на храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге:

  • Марсово поле
  • Мало-Конюшенный мост
  • Набережная канала Грибоедова
  • Итальянский мост
Билет для взрослых 350 руб.
Билет для детей До 7 лет — бесплатно
От 7 до 18 лет — 100 руб.
Билет для студентов России и Белоруссии 100 руб.
Билет для пенсионеров России и Белоруссии 100 руб.
Билет для иностранных студентов (необходимо предъявить карту ISIC) 200 руб.
Вечерняя экскурсия 400 руб.

Цены в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге указаны на 2021 год.

Спас на крови

Спас на Крови или Собор Воскресения Христова на Крови – действующий храм и одновременно мемориальный памятник. Его сразу же видно среди классических зданий, ведь он выполнен в непривычном для города «русском стиле» позднего времени. Более того, считается противоположностью петербургской архитектуры 18-19 веков. Что ещё больше привлекает туристов и делает достопримечательность уникальной.

Спас на Крови или Собор Воскресения Христова на Крови – действующий храм и одновременно мемориальный памятник. Его сразу же видно среди классических зданий, ведь он выполнен в непривычном для города «русском стиле» позднего времени. Более того, считается противоположностью петербургской архитектуры 18-19 веков. Что ещё больше привлекает туристов и делает достопримечательность уникальной.

Исторические моменты

  • Возведён в память императора Александра Второго. На этом месте, в 1881 году, на него было совершено покушение, после которого он скончался.
  • Храм построен на пожертвования, которые собирала вся страна.
  • Строительство проходило 24 года с 1883 по 1907 гг. Само здание возведено за 14 лет, а остальное время шли мозаичные работы внутри и снаружи.
  • Архитектора для проекта выбирали с помощью конкурса. В нём участвовало много известных людей того времени. Победитель выбран Александром Третьим только после третьего отбора, им стал Альфред Парланд.
  • В работе использовались современные технологии, поэтому здание полностью электрифицировано.

Внешний вид

Собор – эталонный образец «русского стиля». Это направление основано на зодчестве 16-17 веков. Представляет собирательный образ архитектуры православных храмов того времени. Имеет 9 глав, часть из которых позолоченная, а вторая – эмалированная. В основе построен четверик, так называли четырёхгранное помещение для храма в допетровское время. В западной части находится колокольня. Одно из главных достоинств Спаса на Крови – внешняя отделка. В ней использовался: красный кирпич, позолоченная медь, эмаль разных цветов, разнообразная мозаика, гранит, мрамор и другие материалы. Над входами расположены мозаичные панно с евангельскими сюжетами.

Вы сразу заметите сходство Спаса на Крови с собором Василия Блаженного в Москве. Этот памятник архитектуры стал главным вдохновением для строительства петербургской достопримечательности.

Что посмотреть внутри

  • Главная святыня храма – участок дороги, на которой погиб Александр Второй. Это булыжная мостовая с решёткой и тротуарной плиткой с Екатерининского канала. Место никуда не переносили, а просто вокруг него и начали строительство. Над святыней установлен, украшенный объёмными узорами шатёр из яшмы с крестом.
  • Внутри расположено 7065 квадратных метров мозаики, что делает её одной из крупнейших коллекций в Европе. Она создавалась по эскизам более 30 выдающихся художников. Работы выполняла мастерская В.А. Фролова. Собор также называют «музеем мозаики».
  • Одни из ярких сюжетов на стенах: «Спаситель и «Богоматерь с младенцем» В.М. Васнецова. Интересно, что они написаны не по церковным канонам, но считаются шедеврами изобразительного искусства.
  • В оформлении храма было использовано более 20 материалов. В залах вы увидите: разноцветный мрамор, уральские самоцветы, порфир, яшму и т.д.
  • Так как собор воздвигнут в честь царя-мученика, Александра Второго, то под сводами вы найдёте икону его покровителя – святого Александра Невского. А также изображения покровителей всех членов императорской семьи.

Собор в советские годы и наше время

В первые годы правления большевики не выделяли деньги на содержание храма. Служители долго отстаивали свою позицию, но в 1930 году Спас был закрыт. Затем вынесен приговор: разобрать здание до основания. Но война помешала осуществлению задуманного. В непростое время для страны в помещениях собора был морг для военных жертв. После 1945 года Собор Воскресения Христова на Крови принадлежал Малому театру, который хранил в нём декорации для спектаклей. И только в 60-хх государство забрало его назад. Позже сделало филиалом музея «Исаакиевский собор». Аварийное состояние помещений требовало реставрации, начавшейся в 80-хх гг. В 1997 г. он открылся для посещения, а в 2004 г. возобновились богослужения.

Читайте также:
Мирожский монастырь: история и адрес, фрески, описание, настоятели и святыни

Интересные факты

  • Во время революции верующие жители города сняли кресты с куполов Спаса на Крови, и положили на дно канала Грибоедова. Так они спасли их от большевиков. Золотые ценности были найдены строителями только в годы реставрации по наводке случайного прохожего.
  • В 1970-хх гг установлены строительные леса. Они там находились долгие годы, поэтому петербуржцы шутили, что пока леса будут окружать храм, советская власть будет править. Строительные работы были закончены на кануне 1991 года, перед сменой государственного режима.
  • В сооружении находят и мистическую сторону. Можно заметить нехристианские символы, которые ещё раз указывают на почести Александра Второго. Высота центрального сооружения 81 м, смерть царя была в 1881 г. Высота главного купола 63 м такая же, как и возраст, в котором умер император. Над крестом в колокольне возвышается корона, а по всему храму расположились гербы русских городов и двуглавый орёл.
  • Существует поверье, что в соборе есть икона, на которой со временем проступают даты. Они являются переломными в истории России. Например, виднеется 1917 г – революция и свержение власти, 1941 г – начало войны и 1953 г – убийство Сталина и государственный переворот. Остальные числа, пока видно нечётко.
  • Петербуржцы называют Собор Воскресения Христова на Крови «нерушимой церковью». Правительство пыталось её взорвать в 1941 и в 70-хх гг, но что-то всё время мешало. В начале 20 века её было велено разобрать. А во время реставрации в стене найден невзорвавшийся немецкий снаряд. В городе были уничтожены десятки церквей, но эта осталась невредимой.

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2. Ближайшая станция метро «Невский проспект».

Стоимость билета: для граждан РФ и Белоруссии – 250 рублей для взрослых; 50 рублей для пенсионеров, студентов и учащихся; до 7 лет вход бесплатный. Аудиогид на разных языках – 100 рублей.

Часы работы: каждый день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. В высокий туристический сезон с 27 апреля по 30 сентября в соборе проводятся экскурсии «Спас на Крови в белые ночи» с 18:00 до 22:30. Стоимость 400 рублей. Кассы закрываются в 22:00.

График богослужений: по субботам и воскресеньям в 7:30 – божественная литургия; по субботам в 18:00 – всенощное бдение.

Свято-Никольский казачий собор в Омске

В историческом центре Омска на улице Ленина стоит маленький собор, посвящённый святому Николаю Чудотворцу. Он, построенный в середине XIX столетия как войсковая церковь Сибирского казачьего воинства, является самым старым культовым зданием города.

История строительства и дореволюционная жизнь

В 1833 г. напротив войскового казачьего училища начинаются работы по возведению церкви, автором проекта которой стал известный архитектор В. П. Стасов. Средства на строительство жертвуют казаки и горожане.

Освящение малых приделов в честь Георгия Победоносца, Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы состоялось в мае 1840 г. Главный придел Николая Чудотворца освятили в 1843 г. Обряды освящения проводил первый настоятель храма протоиерей Димитрий Пономарев.

К концу XIX столетия при Никольский церкви открылась школа для девочек, обучение в которой длилось 4 года. Служители храма духовно окаймляли следующие учреждения:

  • подготовительный пансион казачьих войск;
  • приходские училища для юношей и девушек;
  • мужское Никольское училище;
  • казачьи школы в поселках Черемуховский и Новый.

С 1914 года в открывшемся при Никольском храме приюте принимали нуждающихся в помощи детей и взрослых людей.

Читайте также похожие статьи:

С благословения епископа Сильвестра при церкви, посвящённой святому Николаю Чудотворцу, в 1915 г. организовано приходское братство, в которое входили и казаки, и простые горожане. В 1916 г. Святейший Синод удовлетворил ходатайство никольских священнослужителей о предоставлении их храму статуса собора.

Читайте также:
Серафимо-Саровский монастырь в Воронеже: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Советское время

С приходом к власти большевиков в жизни Никольского собора наступили тяжёлые времена. После поражения белого движения большевистское правительство национализировало его имущество и расстреляло одного из служителей — Сергея Дмитриевского. В ноябре 1921 г. между приходской общиной и городским советом депутатов был заключён договор на аренду здания Свято-Никольского собора, который должен был каждый год продлеваться.

С двадцать первого года ежегодно проводилось изъятие церковных ценностей под предлогом помощи жителям голодающих районов страны. В 1924 г. собор передали обновленцам, с попустительства которых его внутреннее убранство было окончательно разграблено, иконы изрезаны, некоторые реликвии уничтожены.

1930 г. духовная деятельность в стенах здания Свято-Никольского собора официально прекратилась. Оскверненное здание большевики частично разрушили и перестроили. Колокольню, купол и барабан снесли, а над средней частью установили двухэтажную пристройку.

В течение сорока лет постройку использовали для размещения следующих учреждений:

  • городского клуба «Строитель»;
  • областного управления культуры;
  • музыкальной школы;
  • кинотеатра «Победа».

В 60-70 гг. городские власти неоднократно предпринимали попытки окончательно снести историческое здание, но активное сопротивление этому решение оказывали представители городской интеллигенции. Они обращали внимание на то, что в столице сооружения, созданные по проекту Стасова, охранялись как объект культурного наследия. Власти прислушались к мнению специалистов и полуразрушенную постройку сохранили.

Интересно! Существует мнение, что Свято-Никольский собор пытались взорвать, но стены устояли, и идею о сносе пришлось забыть.

Возрождение

Первым шагом на пути возрождения исторического здания в качестве культового места стала его частичная реставрация, проведенная на рубеже 70-80 прошлого века. С 1983 г. здесь размещался зал органной музыки.

В 90-е гг. Зданием совместно пользовались Омская епархия и управление культуры. Здесь проводили различные социально-культурные мероприятия, собрание Сибирского казачьего воинства, а также проводились занятия Воскресной школы. Но пребывание в стенах бывшего храма органа отражалось на состоянии его стен. Усилиями верующих горожан и представителей сибирского казачества инструмент перенесли в здание кинотеатра. С июня 1998 г. постройка перешла под управление Омской епархии.

На заметку! К настоящему моменту собор восстановлен в первозданном виде, но реставрационные работы ещё продолжаются. При этом в храме проводятся богослужения и осуществляются все церковные таинства.

Внешний вид и внутреннее убранство

Свято-Никольский собор, построен в стиле позднего классицизма. В плане он представляет собой вытянутый крест, образованный прямоугольной апсидой, основной и трапезной частью, к которым с двух сторон примыкают оформленные в виде дорических портиков боковые притворы. Основное пространство перекрыто шлемовидными куполом, установленным на высокий световой барабан.

Ещё интересные статьи о православии:

Над главным притвором, также выполненным в виде классического портика, располагается двухъярусная колокольня, увенчанная небольшим шпилем.

Стены храма как снаружи, так и внутри окрашены в жёлтый цвет и декорированы элементами белого цвета, к которым относятся:

  • карнизы;
  • пилястры;
  • оконные наличники;
  • круглая лепнина;
  • балюстрада.

Современное внутреннее убранство собора значительно отличается от оригинального оформления. В нём появился четырёхъярусный резной иконостас работы местных мастеров под руководством В. Л. Малых. Его позолотой занимался Олег Зотин. Настенные росписи и иконы созданы мастерами иконописной мастерской при Омской епархии.

Пределы, существовавшие в дореволюционное время, сохранились и в отреставрированном соборе.

Святыни

Сегодня в Свято-Никольском казачьем соборе собрано множество православных святынь

Знамя Ермака

В храме, построенном на средства сибирского казачества, хранится копия главной его реликвии — Знамени Ермака. На оригинальном полотне обе стороны содержали следующие изображения:

  1. Великомученик Димитрий Солунский закалывает упавшего татарского хана. В правом углу этой стороны помещён лик Спасителя с Евангелием в руках.
  2. Архангел Михаил, сидя верхом на коне, поражает чудовище, бегущее из разрушенной мечети. В левом углу изображения помещена миниатюра, изображающая Иисуса Христа с литургическим предметами и копьем.

По преданию, вид этого Знамени в развернутом виде заставил бежать с ратного поля хана Кучума. До конца XIX века реликвия сибирских казаков находилась в городке Березов Тобольской губернии. Затем её передали в Свято-Никольскую казачью церковь. В Омске она пробыла до 1918 года, когда в ходе дерзкой вылазки небольшого казачьего отряда под командованием атамана Анненкова вывез святыню из города, занятого большевиками.

Читайте также:
Никитский храм в Калуге: описание и адрес церкви, святыни и мощи с Афона, иконы, как доехать

После прихода в город отрядов Белой Гвардии и Сибирского казачьего воинства Знамя вернулось в собор. Но уже через год вернувшиеся в город большевики уничтожили святыню. В 1996 г. администрация Омска передала на хранение в Никольский собор копию одной стороны Знамени, изображающую архангела Михаила.

Интересно: существует мнение, что в 1919 г. священнослужители храма успели спрятать оригинал святыни в тайнике под собором.

Другие святыни

Особо почитаемыми святынями казачьего храма являются:

  • икона Серафима Саровского и образ Феодосия Черниговского с частицами мощей, которые размещены на почётных местах по обе стороны от иконостаса и покрыты резными сенями;
  • ковчег с частицами мощей 13 православных святых;
  • список Абалакской иконы Божией Матери, датируемый XIX веком;
  • старинная икона святого Иоанна Тобольского.

Расписание богослужений

В Свято-Никольском соборе ежедневно проходят два богослужения в 9 и 17 часов. Перед утренней службой проводится исповедь. В воскресные дни и по престольным праздникам исповедь начинается за час до начала Божественной литургии.

Как добраться

Казачий Никольский храм расположен на улице Ленина во владении 27. Чтобы посетить собор необходимо доехать до остановки общественного транспорта «Детский мир». Сделать это можно на одном из видов транспорта:

  • автобусный маршрут 16, 20, 24, 28, 46, 49, 69, 79, 110, 124;
  • троллейбус 4, 8, 12, 16;
  • маршрутное такси 19, 39, 51, 64, 125, 225, 307.

Сегодня Свято-Никольский храм — одна из самых известных достопримечательностей города. Как и сто лет назад, его посещают представители сибирского казачества и горожане, которых притягивает сюда особая атмосфера умиротворения и спокойствия, присуща всем старинным небольшим храмам.

Никольский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

История собора

Подробности Категория: Наш собор Опубликовано Ноябрь 10, 2012 Просмотров: 18840
Н икольская казачья церковь (собор с 1916 года) заложена 15 мая 1833 года. Это самый старый храм в Омске и является единственным уцелевшим в годы советской власти войсковым храмом. Главный престол был освящен 16 сентября 1843 г. Храм построен на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и других граждан. В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова (1769-1848гг.), автора многочисленных построек в С.-Петербурге и Москве.

В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). Местом возведения собора выбрали площадь напротив училища Сибирского линейного казачьего войска. Строительство продолжалось до июня 1840 г. Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев. В июне 1840 г., несмотря на недоделки, храм был освящен протоиереем Дмитрием Пономаревым. Три престола собора были посвящены святому Николе Чудотворцу, Георгию Победоносцу, Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице.

Собор представлял собой вытянутый прямоугольник. Высота до основания шпиля колокольни 24 м, до креста – 33,5 м. Три входа собора были оформлены дорическими портиками. Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным франтом. Прихожанами собора были казаки Омска и окрестных сел. К церкви были приписаны две деревянные часовни Черемуховского и Новых посёлков. В сентябре 1897 г. при Казачьем Никольском соборе была открыта четырёхклассная школа для девочек. В приходе церкви находился войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (муж. и жен.), Никольское мужское и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом. Основные пожертвования поступали от казаков и священников, служивших в этом храме.

В 1883 г. из Березова, уездного города Тобольской губернии, в собор было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, а также 12 знамен казачьих полков. С виду Знамя представляло холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин 6 ¼ вершка. На одной его стороне был изображен Святой Великомученик Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. В верхнем правом углу изображен Спаситель с Евангелием. На другой стороне имелось изображение Архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети. В верхнем углу, с левой стороны Архангела, был изображен Спаситель с находящимися перед ним потиром, дискосом, лжицею и копием. По преданию взметенное вверх над первыми рядами атакующих казаков Знамя ввергло в ужас хана Кучума, уверенного в легкой победе своих многочисленных “батыров”. Вид Всадника разящего змея, заставил броситься в бегство хана, а за ним и всех кучумовцев.

Читайте также:
Челябинская митрополия: состав, церкви и монастыри, история

В начале 1918 года в период разгула большевиков атаман Б.В. Анненков, желая привлечь на свою сторону сибирских казаков, пребывавших в смятении от перемены власти, совершил дерзкую акцию. Со своим партизанским отрядом, располагавшимся в станице Захламинской (тогда за пределами города) он ворвался в центр Омска, где хозяйничали красные, и спас из Войскового Казачьего собора боевые святыни: Знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Стоя на санях, с развивающимся Знаменем в руках Анненков увел свой отряд от погони по льду Иртыша в Кокчетавские степи, откуда вскоре вернулся, чтобы стать во главе одной из активных сил антибольшевистского подполья в Сибири. В декабре атаман вернул Сибирскому казачьему войску Знамя дружины Ермака. Реликвия была перенесена из войсковой управы в Казачий Никольский собор. После падения правительства А.В. Колчака некому было повторить отчаянный поступок героического атамана, и Знамя, по всей видимости, было поругано и уничтожено большевиками.

В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович (Николай II), Л. Г. Корнилов, А.В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л. Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д. М. Карбышева.

В 1921 году «Община христиан православного вероисповедания» при соборе лишилась права владения зданием и занимала его на правах договора на пользование. Одновременно властями неоднократно проводились конфискации ценностей. В ноябре 1928 года городской совет принял решение передать здание под «культурные нужды». Была разобрана колокольня, сняты и отправлены на переплавку колокола, на трапезной и притвором надстроены два этажа. В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр «Победа». В 1960 году собор хотели снести – спасли его протесты интеллигенции. С 1966 года здание находилось в запустении. В конце 70-х в начале 80-х годов были проведены реставрационные работы. С 1983 года здесь разместился зал органной и камерной музыки. С 1991 года благодаря молитвам и трудам Высокопреосвященнейшего Владыки Феодосия здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омско-Тарской епархией. К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного Знамени Ермака, которая ныне хранится в Свято-Никольском Казачьем соборе. В 1998 г. по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орган переместили в здание бывшего кинотеатра. С июня 1998 года собор передали Омско-Тарскому епархиальному управлению.

8 августа 2004 года в связи с празднованием 288-летия Омска, был осуществлен вынос святыни Сибирского Казачьего войска – Знамени Ермака из Свято-Никольского Казачьего собора. Собравшиеся на это мероприятие представители Омского Казачества отдали дань памяти и уважения Символу боевой памяти предков, положивших жизни во славу Святой Руси и Православной Веры. И вот восстановленный Символ побед Сибирского Казачьего войска, расправленный под яркими лучами солнца объединил представителей омского казачества. Напомнил всем, что где бы и когда не оказывались казаки, они не забывали, что должны быть едины в своем порыве верой и правдой служить Великой России. И святой долг каждого казака превознести и приумножить славу своих героических предков, раздвинувших рубежи Империи от Океана до Океана.

Сегодня внутреннее убранство храма кардинально отличается от былого. Он имеет прекрасный иконостас, выполненный по проекту Гульченко Василия Николаевича бригадой резчиков под руководством Малых Владимира Леонидовича. Золочение иконостаса провёл Олег Зотин. Великолепные храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Фофиных Дмитрием Николаевичем, Голубевой Татьяной, Костылёвым Артуром, Ходыкиным Владимиром, Дионисием и Наталией Непобедимы. Собор живёт полной духовной жизнью: в нём ежедневно служится Божественная Литургия, совершаются крещения, венчания и другие православные обряды.

Читайте также:
Гребневская церковь в Одинцово: адрес и история, описание, святыни

Настоятель собора протоиерей Игорь Скобеев.

Свято-Никольский Казачий собор в Омске

Никольский Казачий собор (или Свято-Никольский Казачий собор) — один из старейших сохранившихся соборов Омска, находится в центрального округе города, на улице Ленина.

Строительство храма началось в 1833 году, престол был освящен 10 лет спустя. Храм был построен главным образом на пожертвования войска сибирского казачества, от чего и берет свое название. Главным архитектором собора является Василий Петрович Стасов — одним из основоположников русского ампира, автор многочисленных проектов в Москве и Санкт-Петербурге.

Казаки были первыми людьми, исповедующими православие в Сибири. Самым почитаемым среди казаков был Святитель Николай, поэтому большинство храмов на территории Сибири воздвигалось именно этому святому. Никольский Казачий собор в Омске является духовным центром всего Сибирского казачества.

Сейчас в соборе каждый день проходят служения, совершается Божественная литургия, проходят таинства, действует большой церковный хор.

С сентября 2012 года при Никольском Казачьем соборе работает воскресная школа для детей.

История собора

Строительство Свято-Никольской Казачьей церкви в Омске началось в 1833 году и осуществлялось главным образом на пожертвования казаков. Храм с тремя престолами и с основанием в виде вытянутого прямоугольника, украшенными портиками входами возведен по проекту архитектора В. П. Стасова.

Омский Свято-Никольский храм освящен в 1840 году, статус собора получил только в 1916 году. Прихожанами в основном были омские казаки.

Ценную реликвию, историческое знамя с ликом Дмитрия Солунского, собор получил в 1883 году. В годы гражданской войны знамя оказалось утрачено, и сейчас в храме находится копия, созданная по заказу горадминистрации в 1996 году.

В советское время в помещениях собора находились различные учреждения, затем на протяжении нескольких лет он был в запустении.

Первые реставрационные работы в Свято-Никольском Казачьем соборе Омска начались в конце 1970-х годов. В обновленном помещении в 1983 году удалось разместить органный зал. Полная передача собора епархии состоялась в 1998 году, в том же году орган по настоянию верующих перевезли в другое здание.

Архитектурные особенности и убранство

Никольский Казачий собор был возведен на площади напротив училища Сибирского казачьего войска, сейчас собор окружен небольшим парком, а рядом с ним находится Омская филармония. Строительство храма продолжалось несколько лет. В основании собор представляет собой вытянутый прямоугольник с тремя входами, которые оформлены в стиле ампир в виде дорических портиков с колоннами.

Высота церкви вместе с крестом — 33,5 метра.

В наши дни убранство храма имеет некоторые отличия от исторического: новый золоченый иконостас выполнен омскими резчиками, иконы написаны в мастерской при епархии.

Две главные иконы собора — икона Преподобного Серафима Саровского и икона Святителя Феодосия Черниговского с частицами мощей этих святых — расположены в специальных нишах по обеим сторонам от центрального иконостаса. В Никольском Казачьем соборе также имеется ковчег с частицами святых мощей, среди которых Преподобный Сергий Радонежский, Святитель Филарет Московский, Великомученик Георгий Победоносец, Преподобного Максима Грека и др.

Как добраться

Добраться до Никольского Казачьего собора на общественном транспорте очень просто: рядом с собором находится остановка «Детский мир», через которую проходит большое количество различных маршрутов. Расстояние от остановки до собора — 350 метров.

Вам подойдут следующие маршруты городского наземного транспорта:

  • автобусы № № 16, 20, 24, 28, 32, 33, 45, 46, 49, 51, 62, 63, 69, 70, 73, 79, 95, 109 и 110
  • троллейбусы № № 4, 12 и 16
  • маршрутные такси № № 19, 31H, 39, 51н, 64, 201, 214, 225, 302, 304, 307, 319, 323, 331, 335, 346, 350, 359, 394, 399, 410, 414, 424, 430, 434, 550 и 903.
Читайте также:
Спасо-Яковлевский монастырь: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Никольский Казачий собор находится в непосредственной близости от Иртышской набережной — главного прогулочного маршрута в Омске и популярного места отдыха горожан и туристов.

Для заказа автомобиля в Омске вы можете воспользоваться приложениями местных служб такси: например, «Лидер», Rutaxi или такси «Maxim».

Никольский Казачий собор на панорамах Google Maps: вид с перекрестка улиц Карла Маркса и Красных Зорь:

Видео о реставрации Свято-Никольского Казачьего собора:

Казачий собор святителя Николая Чудотворца города Омска

Телефон: (3812) 31-57-48

Духовенство:

Никольская казачья церковь (собор с 1916 года) заложена 15 мая 1833 года. Это самый старый храм в Омске и является единственным уцелевшим в годы советской власти войсковым храмом. Главный престол был освящен 16 сентября 1843 г. Храм построен на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и других граждан города. В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова (1769-1848гг.), автора многочисленных построек в С.-Петербурге и Москве. В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). Местом возведения собора выбрали площадь напротив училища Сибирского линейного казачьего войска. Строительство продолжалось до июня 1840 г. Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев. В июне 1840 г., несмотря на недоделки, храм был освящен протоиереем Дмитрием Пономаревым. Три престола собора были посвящены святому Николе Чудотворцу, Георгию Победоносцу, Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. К церкви были приписаны две деревянные часовни Черемуховского и Новых посёлков. В сентябре 1897 г. при Казачьем Никольском соборе была открыта четырёхклассная школа для девочек. В приходе церкви находился войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (муж. и жен.), Никольское мужское и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом. Основные пожертвования поступали от казаков и священников, служивших в этом храме.

В 1883 г. из Березова, уездного города Тобольской губернии, в собор было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, а также 12 знамен казачьих полков. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович (Николай II), Л. Г. Корнилов, А.В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л. Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д. М. Карбышева.

В 1921 году «Община христиан православного вероисповедания» при соборе лишилась права владения зданием и занимала его на правах договора на пользование. Одновременно властями неоднократно проводились конфискации ценностей. В ноябре 1928 года городской совет принял решение передать здание под «культурные нужды». Была разобрана колокольня, сняты и отправлены на переплавку колокола, на трапезной и притвором надстроены два этажа. В разные годы здесь размещались клуб «Строитель», управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр «Победа». В 1960 году собор хотели снести – спасли его протесты интеллигенции. С 1966 года здание находилось в запустении. В конце 70-х в начале 80-х годов были проведены реставрационные работы. С 1983 года здесь разместился зал органной и камерной музыки. С 1991 года благодаря молитвам и трудам Высокопреосвященнейшего Владыки Феодосия здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омско-Тарской епархией. В 1998 г. по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орган переместили в здание бывшего кинотеатра. С июня 1998 года собор передали Омско-Тарскому епархиальному управлению. В настоящее время собор живёт полной духовной жизнью: в нём ежедневно служится Божественная Литургия, совершаются Таинства и различные православные обряды.

ОМСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР

Омский Никольский войсковой казачий собор, 14 июля 2009. Фото с сайта sobory.ru

Омский войсковой казачий собор во имя святителя Николая Чудотворца Омской епархии

Самый старый храм в Омске, единственный уцелевший в годы советской власти войсковой храм города.

Церковь была заложена 15 мая 1833 года на площади Казачьего форштадта, напротив войскового казачьего училища. Строилась на пожертвования казаков Сибирского казачьего войска и старанием разных войсковых командиров.

26-27 мая 1840 года протоиереем Димитрием Пономарёвым были освящены приделы теплой церкви – Георгиевский и Симеоно-Аннинский.

16 сентября 1843 года главный престол был освящен во имя святителя Николая Чудотворца.

В 1840 году причт был назначен в составе священника, диакона и причетника. С 13 марта 1861 года причт должен был состоять из двух священников, диакона, дьячка и пономаря. По ходатайству епархиального начальства, в 1900 году Св. Синодом был открыт третий штат из одного священника и псаломщика.

В сентябре 1897 года при храме была открыта четырёхклассная школа для девочек. По сведениям 1900 года, школа помещалась, за неимением собственного здания, в доме казака Константина Федорова. Здание для школы было построено в 1903 году из леса бесплатно отпущенного Войсковым хозяйственным управлением Сибирского казачьего войска. В начале 1910-х годов при школе было две учительницы, пение преподавал бесплатно псаломщик.

Омский Никольский войсковой казачий собор, фотография нач. XX в.

В приходе церкви находился также войсковой приготовительный казачий пансион, два приходских Никольских училища (мужское и женское), Никольское мужское училище и две казачьи школы в посёлках Черемуховском и Новом.

11 декабря 1903 года было открыто церковно-приходское попечительство.

Прихожанами храма были казаки Омска и окрестных сел. В соборе благословляли отправляющихся на фронт воинов, служили панихиду по умершим. В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович, П.А. Столыпин, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак. Здесь крестили известного поэта Л.Н. Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева.

Протоиерей Павел Подбельский и священник Леонид Покровский в 1907 году обращались с просьбой о возведении церкви в статус собора, но получили отказ.

В 1914 году при храме открыли Никольский детский приют для горожан и казаков. В нем оказывали помощь и приходящим детям.

24 октября 1915 года, при епископе Сильвестре (Ольшевском), было учреждено Приходское Братство во имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца.

В 1916 году храму был присвоен статус соборного.

В советское время

Вывоз колоколов Омского Никольского войскового казачьего собора, январь 1930 г. Газета “Рабочий путь”, фотогр. Горохов

В 1920 году имущество собора было национализировано. Был арестован и расстрелян священник собора о. Сергий Дмитревский.

3 ноября 1921 года с “Общиной христиан православного исповедания при Омском Никольском соборе” был заключен договор на пользование зданием церкви. В этом же году государством производились конфискации храмовых ценностей.

Уже на следующий год возникли проблемы с регистрацией общины и предоставлением ей помещения, так как группа “Живая церковь” пыталась взять в аренду все церкви города и местное политическое руководство поддерживало живоцерковников.

В 1923 году было произведено очередное “изъятие ценностей в пользу голодающих” – серебряные ризы и другие предметы. Упоминается церковная библиотека из 500 книг. Знамена воинских частей, находившихся в храме, были переданы музею. В октябре того же года убили двух прислужниц-монахинь.

28 марта 1924 года “излишки” изымались милиционером I отделения Грабежовым.

18 апреля того же года договор с общиной был расторгнут, а церковные облачения и другие предметы переданы во временное пользование в Ильинскую церковь.

В мае собор был передан живоцерковникам.

Архиепископ Омский Виктор (Богоявленский) неоднократно предпринимал попытки добиться от властей возвращения церкви, которую хотел сделать кафедральной, однако безуспешно.

Архив Никольского собора в 150 томах и библиотека находились в подвале церкви, они почти полностью утрачены. Серебро было сдано в Омгубфинотдел. Разграбленный храм пустовал, а община, состоящая в 1927 году из 31 человека, не имела помещения.

В сентябре 1928 года выяснилось, что в церкви устроен притон: все изорвано, поломано, разбросано, разграблено.

В ноябре того же года городской совет принял решение передать здание под “культурные нужды”.

16 января 1929 года это решение было подтверждено Окрисполкомом.

10 января 1930 года Омский окружной административный отдел получил сообщение, что ВЦИК утвердил закрытие Никольского казачьего собора. В середине января того же года были сняты церковные колокола. Имущество, в первую очередь, иконы, бесследно исчезло. Кровля купола и колокольня разобраны, а над трапезной и притвором надстроен третий этаж.

Здание Омского Никольского войскового казачьего собора, занятое кинотеатром “Победа”. Фотогр. 1940-х гг.

В разные годы здесь размещались клуб “Строитель”, управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией, кинотеатр “Победа”.

В 1960 году собор хотели снести – спасли его протесты интеллигенции.

С 1966 года здание находилось в запустении.

В 1970 году появилось решение горисполкома о сносе здания Никольской церкви. Председателем горисполкома тогда был В.И. Бухтияров, а его заместителем Н.Г. Грицевич. Они опирались на заключение научных работников СибАДИ, утверждавших, что здание в аварийном состоянии и эксплуатировать его невозможно. Против разрушения храма выступили художник К. Щекотов, заведующий отделом культуры горисполкома В. Чернышев, управляющий трестом Б. Карасиков и архитектор М.М. Хахаев.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов были проведены реставрационные работы.

С 1983 года в храме находился орга́н.

Новейшая история

С 1991 года здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омской епархией. В нем проходили миротворческие, межкофессиональные и другие конференции, благотворительные концерты, круг Сибирского казачьего войска, работала воскресная религиозно-нравственная школа. 28 марта 1992 года в соборе состоялось учредительное собрание Омского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры.

В 1998 году по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орга́н переместили в здание бывшего кинотеатра.

В июне этого же года собор передали Омскому епархиальному управлению.

Архитектура и внутреннее убранство

В основу проекта собора легли чертежи зодчего В.П. Стасова, автора многочисленных построек в Санкт-Петербурге и Москве. В проект был внесён ряд существенных дополнений и изменений (3 престола вместо предполагаемых двух, добавлен притвор с колокольней, увеличена высота купола и др.). Иконы для церкви были написаны академиком живописи М.И. Мягковым и художником П.М. Скороспеловым. Иконостас изготовлен екатеринбургскими мастерами П. Батовым и И.А. Дулиным. Колокола были отлиты на Локтевском горном заводе. Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Яковлев.

Храм кирпичный, одноэтажный, в форме “корабля”. Высота до основания шпиля колокольни – 24 м, до креста – 33,5 м. Три входа собора были оформлены дорическими портиками. Главный фасад акцентирован дорическим портиком, украшенным декоративными деталями и завершенным массивным франтом. Колокольня – двухъярусная, нижний ярус квадратный в плане с арочными проемами, верхний ярус звона восьмигранный с арочными проемами. Венчает колокольню высокий шпиль с крестом.

Новый иконостас собора выполнен по проекту В.Н. Гульченко бригадой резчиков под руководством В.Л. Малых. Золочение иконостаса провёл Олег Зотин. Храмовые иконы написаны в епархиальной мастерской, возглавляемой Геннадием Адаевым, иконописцами Д.Н. Фофиных, Т. Голубевой, А. Костылёвым, В. Ходыкиным, Д. и Н. Непобедимы.

Статистика

  • 1840 – 2184 человек
  • 1895 – 4 поселка, 4200 человек в приходе (1975 м.п., 2225 ж.п.)
  • 1900 – 3 поселка (Захламинский, Новый и Черемуховский), 1786 прихожан (868 м.п., 918 ж.п.), старообрядцевбеспоповского толка – 9 человек, “население относится к ним безразлично, а со стороны самих раскольников никаких поползновений к пропаганде не замечается” [2]
  • 1914 – 3538 человек в приходе (1637 м.п., 1901 ж.п.), из них в городе – 2594 человека, в пос. Новом – 613 человек, в пос. Черемуховском – 349 человек; старообрядцев беспоповского толка – 3 человека.
  • 1922 – 119 человек
  • 1927 – 31 человек
  • 1928 – 50 человек

Святыни и древности

Святыни

в синодальный период

в настоящее время

Знамя Ермака

Копия одной из сторон легендарного знамени Ермака. Никольский казачий войсковой собор г. Омска.

В 1883 году из собора города Березова Тобольской губернии в храм было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь, а также 12 знамен казачьих полков.

С виду знамя представляло холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин 6 ¼ вершка. На одной его стороне был изображен вмч. Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. В верхнем правом углу изображен Спаситель с Евангелием. На другой стороне имелось изображение Архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьем чудовище, выбежавшее из разрушенной мечети. В верхнем углу, с левой стороны Архангела, был изображен Спаситель с находящимися перед ним потиром, дискосом, лжицею и копием. По преданию взметенное вверх над первыми рядами атакующих казаков знамя ввергло в ужас хана Кучума, уверенного в легкой победе своих многочисленных “батыров”. Вид всадника разящего змея, заставил броситься в бегство хана, а за ним и всех кучумовцев.

В начале 1918 года в период разгула большевиков атаман Б.В. Анненков, желая привлечь на свою сторону сибирских казаков, пребывавших в смятении от перемены власти, совершил дерзкую акцию. Со своим партизанским отрядом, располагавшимся в станице Захламинской (тогда за пределами города) он ворвался в центр Омска, где хозяйничали красные, и спас из Никольского собора боевые святыни: знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Стоя на санях, с развивающимся знаменем в руках Анненков увел свой отряд от погони по льду Иртыша в Кокчетавские степи, откуда вскоре вернулся, чтобы стать во главе одной из активных сил антибольшевистского подполья в Сибири. В декабре атаман вернул Сибирскому казачьему войску знамя дружины Ермака. Реликвия была перенесена из войсковой управы в Никольский собор. После падения правительства А.В. Колчака некому было повторить отчаянный поступок героического атамана, и знамя, по всей видимости, было поругано и уничтожено большевиками.

К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного знамени Ермака, которая ныне хранится в Никольском войсковом казачьем соборе.

Настоятели

  • Василий Белозеров (1840 – ?)
  • Константин Недосеков (? – 1885)
  • Стефан Баженов (20 ноября 1885 – упом. 1900)
  • Павел Подбельский (упом. 1907 – упом. 1909)
  • Леонид Покровский (упом. 1913 – упом. 1916)
  • Александр Соловьев (нач. 1920-х)

Приписные храмы и часовни

  • Всех святых, кладбищенский храм (до 1895?)
  • Димитрия Солунского, храм в п. Захламинском (по свед. 1900)
  • Петра и Павла, часовня в п. Новом
  • Казанской иконы Божией Матери, часовня в п. Черемуховском

Литература

  • Циммерман Э. По великой Сибирской железной дороге // Вестник Европы. – 1903. – № 1. – С. 126.
  • Правительственный вестник. – 1918. – июль; 1919. – июль.
  • Заря. – 1918. – 26 окт.
  • Заря. – 1919. – 13 мая.
  • Рабочий путь. – 1930. – 11 янв., 2 марта.
  • Новый путь. – 1934. – 8 сент.
  • Шухов И. Картины старого Омска // Омский альманах. Кн. 5. – Омск, 1945. – С. 82-87.
  • Лебедева Н.И. Никольская войсковая казачья церковь // Вестник культуры: Пресс- бюллетень. – 1991. – № 1. – С. 1, 7.
  • Лебедева Н.И. Омские храмы // Известия Омского государственного историко- краеведческого музея. – 1993 г. – № 2. – С. 99-102.
  • Лебедева Н.И. Архитектура церквей Омска в XVIII – начале XX вв. // Памятники истории и культуры Омской области. – Омск, 1995. – С. 99-100.
  • Лебедева Н.И. Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX века (На материалах Омского Прииртышья). дисс. на соиск. ученой степени кандидата исторических наук. – Омск, 2000.

Использованные материалы

  • Страницы официального сайта собора
    • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/our-sobor/history
    • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/our-sobor/moshi-sviatih
    • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/our-sobor/kovcheg
    • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/our-sobor/abalakskaia
  • Лебедева Н.И. Никольская казачья церковь (собор с 1916 г.) в г. Омске.
    • http://newasp.omskreg.ru/hramy/Omsk/niksob.htm#a
  • Лосунов А. Свято-Никольский Казачий собор. Страницы истории.
    • http://nikolo-kazachi-sobor.ru/articles/sobor-life-article/3. ory
  • Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1895 год, с. 118.
  • Скальский К.Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. – Омск, 1900, с. 44-46.
  • Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. – Омск: Типография “Иртыш”, 1914, с. 19-21.

[1] По сведениям дореволюционных источников

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: