Софийский собор в Полоцке: история и описание, адрес,строительство и архитектура, праздники и святыни

Софийский собор в Полоцке.

Софийский собор в Полоцке – это самая первая каменная постройка на территории Белоруссии и одна из трех Софий Древней Руси. Собор был построен в 1044 – 1066 годах по распоряжению Полоцкого князя Всеслава Чародея. Для строительства были приглашены мастера из Византии. Правда после многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI века остались лишь фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида, которая поднимается на высоту около 12 метров. В Полоцке его трудно не заметить, он находится практически в самом центре города, на вершине холма на правом берегу реки Западная Двина.

Для справки. Три деревянных Софийских собора были заложены в год Крещения Руси в трех главных городах: Киеве, Новгороде и Полоцке. Посвящение они получили в честь Софийского собора в Константинополе. София, если кто не знает – в данном случае не имя, а греческое слово “мудрость”. Полное название так и звучит: собор Софии Премудрости Божьей. В середине 11 века, по случаю победы над печенегами соборы начали перестраивать в камне. В 1037 году была освящена новая Киевская София, в 1050 – Новгородская, а в 1067 – Полоцкая. Судьбы трех храмов сложились по-разному…

Памятник “Полоцк – колыбель белорусской государственности” возле Софийского собора. Его установили 25 августа 2017 года. Памятник состоит из 18 щитов, на которых изображены персоны, события и сооружения, которые больше всего повлияли на ход истории Беларуси. Только бронзы на скульптурную композицию ушло 1,7 тонны, а в целом вес памятного знака – 8 тонн, высота – более 5 метров.

Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде и сохранился до нашего времени.

После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор. В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

В 1705 году, во время Северной войны 1700-1721 годов, произошел визит в собор царя Петра I. Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича, пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. 11 июля 1705 года, после инцидента, собор был закрыт российской армией. Первоначально Пётр I намеревался передать собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии. Как результат, в притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был частично разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.
Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа.

После восстановления в 1750 году собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.

Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня. После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным. В 1911-1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

9. Внутри собор украшен различными скульптурами.

Софийский собор в Полоцке, Беларусь: история, описание, фото

В 2011 г. вошел в топ-семерку чудес страны. Включен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Впервые храм упоминается:

  • в Новгородской летописи за 1066 год ;
  • в «Житии преподобной Евфросинии Полоцкой» ;
  • в «Слове о полку Игореве».

Возведение и основание

Первоначально при Изяславе Владимировиче был деревянным. Вместо него князь Всеслав Брячиславич, по прозвищу Чародей, распорядился построить новый каменный храм Святой Софии Премудрости Божией.

В 1044—1066 гг. величественную святыню возводили византийские мастера и горожане по византийским канонам, но с соблюдением традиций полоцкого зодчества.

Строение представляло собой симметричную композицию с семью куполами. В центре располагался главный и самый большой купол, а по бокам от него располагались еще четыре купола меньших размеров. Могучие стены, толщиной до 1,45 м были украшены удивительными фресками, которые, к сожалению, сохранились лишь небольшими фрагментами.

Храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и поместьем епископа.

  • приемы послов;
  • располагалась богатейшая, уникальная библиотека;
  • архив государственных указов;
  • государственная казна;
  • магистрат;
  • хранились религиозные святыни, т.к. Божий храм был кафедральным собором Полоцкой православной епархии, а позже и Полоцкой униатской архиепархии;
  • княжеская усыпальница, в ней при раскопках археологи обнаружили 16 саркофагов.
Читайте также:
Преображенский собор в Белгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Во времена Великого княжества Литовского эта церковь была единственным православным храмом в городе.

Историческая судьба

История существования храма долгая и горестная. Сооружение много раз горело, разрушалось, перестраивалось, меняя свое предназначение. От первоначальной постройки остались только фундамент, стены в нижней части и опорные столбы, а также восточная апсида — алтарный выступ, поднимающийся на высоту около 12 м.

После принятия в 1596 году Речью Посполитой Брестской унии православный храм перешел во владение греко-католиков.

В 1607 году во время большого пожара в Полоцке строение получило значительные разрушения и было в запустении.

В 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

В 1642 году здание вновь пострадало от пожара, но вскоре было восстановленно.

В ходе русско-польской (1654—1667) войны Полоцк был захвачен русскими войсками. Царь Алексей Михайлович посетил собор в 1654 году. До 1667 года храм был православным, а затем вновь перешел к униатам.

Во время Северной войны со Швецией (1700—1721) в 1705 году при посещении храма Петром I, произошел конфликт, спровоцированный дерзким поведением униатских монахов. Царь приказал арестовать непокорных монахов, сопротивление переросло в рукопашную схватку, в результате которой был убит настоятель и четверо монахов-базилиан. 11 июля 1705 года храм был закрыт. Православная община отказалась принять собор, опасаясь, что против них начнутся репрессии.

В притворе храма до 1 мая 1710 года был размещен пороховой склад. При отступлении русской армии из Полоцка склад был взорван. Взрывом уничтожило одну стену, левый боковой алтарь, был поврежден фундамент, колонны, потолок. В таком разрушенном состоянии сооружение пролежало до 1738 года.

Восстановление и возрождение храма

За свою многовековую историю собор основательно перестраивался шесть раз. Последняя капитальная перестройка произошла в 1738—1750 гг. при участии униатского архиепископа Флориана Гребницкого. Храм был перестроен выдающимся польским архитектором Я. Глаубицем в каменную базилику в стиле виленского барокко.

Собор приобрел вид двухбашенной базилики с причудливыми карнизами и барочными колоннами. По униатским канонам храм был направлен с юга на север, главным фасадом обращен к реке Западная Двина, а высокой апсидой — к городу.

В период Отечественной войны 1812 года французскими войсками храм использовался как конюшня.

Удивительный факт, что во время войны в стене храма была замурована священная православная реликвия— Крест Евфросинии Полоцкой, таким образом он был сохранен.

В феврале 1839 года в соборе состоялся Полоцкий церковный собор, подготовленный царским правительством и униатским литовским епископом Иосифом Семашко. Собор провозгласил отмену решений Брестского собора 1596 года. Униатская церковь в Беларуси была причислена к Русской православной церкви.

Храм часто ремонтировался — в 1850г., в 1879 г. Очередной ремонт Полоцкого Софийского собора проводился капитально и был выполнен в 1913 году с участием русского архитектора П. Покрышкина. Была проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.

В период недолгой оккупации части территории Беларуси в 1918 году в соборе была устроена немецкая кирха.

В 1924 году в рамках советской атеистической программы церковь закрыли. София была превращена в краеведческий музей.

В годы Великой Отечественной войны с начала 1942 по июль 1944, желая завоевать симпатии населения, немецкие власти разрешили возобновить богослужения.

После войны из-за нехватки складских помещений в соборе разместили склад ”Заготзерно”. Многие годы собор служил хранилищем и архивом.

Реставрация и реконструкция

С конца 1969 года до 1983 года в соборе проводились реставрационные и восстановительные работы по проекту белорусского архитектора Валерия Слюнченко. Одновременно проходили архитектурно-археологические исследования под руководством искусствоведа, кандидата наук Валентина Булкина.

После их окончания в 1983 году был открыт концертный зал, который славится своей великолепной акустикой.

В 1987 году впервые открыл свои двери Музей истории архитектуры Софийского собора.

В период с 2010 года по 2013 год в храме в процессе реконструкции обновили:

  • фасад;
  • кровлю;
  • оконные проемы.

В 2021 году проводились сложные ремонтные работы по наладке отопления, вентиляционной системы и по покраске фасада.

Современное положение

В настоящее время Софийский собор — один из важнейших культурных центров Беларуси, главный объект религиозного туризма. Здесь проходят экскурсии, концерты, творческие вечера, проводятся фестивали, совершаются богослужения.

Музей истории архитектуры и концертный зал находятся в составе Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Гибель и возрождение Полоцкого Софийского собора

Польский историк Францишек Духинский обвиняет во взрыве собора Петра I. Русский царь, посетивший Полоцк в 1705 году, захотел пройти в алтарную часть храма. Его не пропустили, и тогда царь полюбопытствовал, кто изображён на иконе. «Перед вами образ священномученика Иосафата, зверски убитого православными еретиками»,— таков был ответ монахов. Эти речи разгневали Петра, и конфликт перерос в рукопашную схватку, в ходе которой 4 униатских монаха были убиты. По распоряжению Петра I Софийский храм закрыли и устроили в нём пороховой склад. Вскоре боеприпасы взорвались, и до 1738 года собор простоял в руинах. В 1738 — 1750 годах выдающийся архитектор Иоганн Глаубиц заново отстроил храм Софии Полоцкой в пышном стиле виленского барокко

Главный вход в собор

Собор приобрёл вид трёхнефной одноапсидной базилики с фигурными карнизами и барочными колоннами. От первоначальной постройки 1060 года сохранились лишь фрагменты нижней кладки стен и правая апсида. На холме рядом с входом в храм установлен Борисов камень с высеченными на нём крестами. Вероятно, подобные валуны использовались князем Борисом в качестве пограничных столбов, отмечавших границы княжеских владений в верховьях Северной Двины. Народная молва приписывает Борисову камню магическую силу: если прикоснуться к валуну, загадав при этом желание, то задуманное исполнится.

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 4.17 [6 Голоса (ов)]

← Республика Беларусь СОФИЙСКИЙ СОБОР Европа →



Месторасположение

Расположен собор в очень живописном месте на высоком правом берегу реки Западная Двина, где в нее впадает речка Полота, в честь которой и назван город. Храм святой Софии в Полоцке поражает своей нереальной красотой и величием.

  1. Борисов камень — 52м ,один из четырех белорусских валунов, на которых нанесены изображения крестов и древние надписи. Существует поверье, что, если прикоснуться к камню и загадать желание, оно обязательно сбудется.
  2. Памятник кривичам — 175м.
  3. Родник находится на спуске к улице Нижне-Покровская.
  4. Полоцкий краеведческий музей — 287 м.
  5. Комплекс иезуитского коллегиума — 460м.
  6. Памятник студенту — 468м.
  7. Художественная галерея — 500м.
  8. Памятник Героям Отечественной войны 1812г. — 550м.
  9. Памятник Евфросинии Полоцкой — 600м.
Читайте также:
Церковь Рождества Христова в Ярославле: история и адрес храма, описание и архитектура, время и часы посещений

Адрес: Беларусь, Витебская область, г.Полоцк, ул.Замковая № 1, набережная Западной Двины.

Сайт: htt://sophia.polotsk.museum.by и эл.почта

  • с 10-00 до 17-00 каждый день, кроме понедельника;
  • в летнее время (с 1 июня по 31 августа) с 10-00 до 18-00 каждый день, кроме понедельника.

Как добраться

На привокзальной площади установлен информационно-туристический стенд с телефонами и картой города с достопримечательностями.

От вокзала и автовокзала (ул.Октябрьская, 25) можно доехать автобусом №2, от остановки «Швейная фабрика» (ул.Октябрьская, 25) до остановки «Райисполком»(ул.Толстого 6).

Пешком прямо от вокзала можно пройти по улице Гоголя до набережной реки Западная Двина (ул. Нижне-Покровская), повернуть направо и пройти 2000 м.

Архитектура и убранство сооружения

Софийский собор в Полоцке является двухуровневым храмом. Верхний уровень — это сам храм. Под ним находится большое подземелье — это нижний уровень, состоящий из останков Xl века.

Внешний вид

Первоначально собор Xl в. представлял собой образец монументального древнерусского культового зодчества с чертами романской архитектуры.

На плане Полоцка 1707 года София уже выглядит как храм оборонительного типа.

В 1738—1750гг. собор перестроен как каменная базилика в стиле позднебелорусского или виленского барокко. В этом стиле строение сохранилось до наших дней.

Внутреннее оформление

Интерьер Софийского собора формировался по пути соединения восточной и римской церквей.

После реставрации стены собора имеют соловый тон, светлые пилястры, множество украшений в стиле барокко и рококо: вазы, цветы, стилизованные растения, пышная позолота.

На алтарном своде находится барельефное изображение Троицы Новозаветной. На втором ярусе в барочном лепном украшении сохранилось изображение Спаса Нерукотворного.

В центре над царскими вратами можно увидеть копию работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». В северо-западной части храма находится фрагмент композиции «Распятие с Предстоящими».

Богатейший внутренний интерьер храма стоит увидеть воочию.

Современное состояние

Внутреннее убранство
Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, самый знаменитый из них — фестиваль «Званы Сафіі», каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.

В Софийском соборе в Полоцке уже имели честь выступить такие органисты-виртуозы как Йоганн Труммер (Австрия), Пьер Живо (Франция), Вероника Вебер-Геркен (Германия).

Один раз в год, 5 июня, в день памяти св. Евфросиньи Полоцкой, проходит православное богослужение. Затем от Софийского собора до Спасо-Евфросиньевского монастыря проходит крестный ход.

Описание

После восстановления в 1750 году собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.

Концертный зал

Впервые в концертном зале прозвучала музыка 19 февраля 1983 года.

В 1985 году чешские мастера установили орган, изготовленный по индивидуальному проекту. На открытии первым исполнителем был известный российский композитор Олег Янченко. Первой же солисткой была Вивиана Софроницкая.

С 1988 года бессменной солисткой является лауреат международных конкурсов — Ксения Погорелая.

Благодаря известной исполнительнице музыка в стенах собора звучит круглый год:

  • каждое воскресенье в 15-00 проводятся органные концерты;
  • для юных слушателей проводятся различные музыкальные программы;
  • ежегодно в марте-апреле проходит Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки;
  • в ноябре-декабре— Международный фестиваль органной музыки «Званы Софii».

Музей истории архитектуры

Открытие музея состоялось в 1987 году. Выставочная экспозиция размещена в нижнем уровне собора, поскольку там в ходе археологических раскопок были обнаружены стены и кладки древней постройки.

Экспозиция музея рассказывает о событиях многовековой истории края. С западной стороны сохранился фрагмент главного входа в Софийский собор Xl века. В проеме древнего портала представлены миниатюры из Радзивилловской летописи, в которой описываются строительные традиции Древней Руси.

История возникновения Софийского собора в Полоцке.

Уже в середине XI века на территории Полоцка был построен Софийский собор

. Он был третьим по счету преподобным храмом на Славянских землях. Собор является максимально точной
копией
святого
храма из Византии
. Софийский собор был первой каменной святыней на территории Беларуси.

В период Северной войны начала XVIII века в здании храма находился склад с порохом, который в 1710 году взорвался. После взрыва от собора мало что осталось, и он простоял в таком разрушенном состоянии более 25 лет.

Как выглядел храм изначально, однозначной версии нет. Одни историки утверждают, что он был пятиглавый, кто-то считает – семиглавый. Известна точно только информация о том, что в середине XVIII века собор был полностью перестроен и видоизменен: главный фасад стали украшать две новые башни, и был надстроен верх. При помощи известного архитектора Глаубицы, храм был преобразован в униатский собор с барочной отделкой.

В период Отечественной войны 1812 г. французские солдаты использовали собор в качестве конюшни.

В 1839 году храм стал принадлежать православным. Однако, спустя время, в первой половине XX века собор был закрыт, и в нем был размещен краеведческий музей.

Богослужения

В 20-е годы XX века богослужение в церкве было прекращено.

Только один раз в год — 5 июня — в день памяти святой Евфросинии Полоцкой проводится православное богослужение.

Затем проходит крестный ход до Спасо-Евфросиньевского монастыря.

Читайте также:
Саввино-Сторожевский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Для самостоятельного посещения базилики и музея можно воспользоваться аудиогидом на белорусском, русском и английском языках. У входа в здание работает киоск, в котором можно приобрести путеводители, карты, сувениры, книжную продукцию.

Архимандрит Павел Груздев

Архимандрит Павел Груздев — ярославский старец, почитаемый в России и за рубежом, сила его живительного слова меняла судьбы, укрепляла веру, исцеляла и давала силы пройти жизненные испытания.

Престольный праздник храма святого образа Богородицы «Достойно Есть», в котором отец Груздев был настоятелем, собирал множество народа, послушать его проповеди и рассказы приезжали протоиереи, известные священники.

Детские и юношеские годы

Будущий архимандрит родился 23 января 1910 года в семье Груздевых, Александра и Александры, простых богатых крестьян деревни Большой Борок, принадлежащей к Мологскому уезду. Отец работал мясником, мать занималась воспитанием детей, после сына в семье появились две дочери Ольга и Мария, семья не бедствовала.

Александра Ивановича призвали на войну в 1915 году, голод пришел в семью, и в 1916 году маленького Павлика отправили жить в Афанасьевскую женскую обитель, где жили тетки монахини Евстолия и Елена. Мальчишке доверили помогать на птичьем и скотном дворе, вначале он ухаживал за цыплятами, потом пас крупную скотину, со временем стал петь на клиросе.

О других православных старцах:

В то время в обители проживал Московский патриарх Тихон, благословивший в 1918 году Павлика на ношение подрясника. По достижении 18 лет он получил повестку в армию, но комиссии, слушая простые и наивные ответы, пришла к заключению об умственной отсталости парня.

Революция, война и аресты

В начале 1930 года Афанасьевский монастырь закрыли, и юноша переезжает по Новгород в Варлаамо-Хутынскую обитель, при этом работает на судостроительной верфи. В свободное от работы время послушник, на то время облаченный по благословению будущего патриарха Алексия в рясофор, поет и читает на клиросе, звонит в колокола и следит за чистотой и порядком у мощей святого Варлаама.

После закрытия Хутынского монастыря в 1932 году Груздев возвращается в родную деревню, где работает скотником при Государственной селекционной станции.

По государственной программе при строительстве Рыбинского все жители деревни Большой Борок были переселены, семья Груздевых переселилась в Тутаево, где до 1941 года Павел пономарит в Леонтьевской церкви, поет в церковном хоре.

Советскими властями было сфабриковано дело архиепископа Ярославского Варлаама, по нему было арестовано 13 человек, среди них молодой Груздев и иеромонах Николай. Вначале арестованных держали в одиночных камерах, затем согнали 15 человек в одну из них, где катастрофически не хватало воздуха.

У арестованных пытками, во время которых выбивали зубы, ломали кости, отбивали почки и ослепляли, пытались выбить оговор на архиепископа и отказ от православной веры. На всю жизнь запомнил старец фамилию самого лютого зверя в человечьем обличии, Спасского.

Иеромонах перед расстрелом оставил Павлуше наставление на всю жизнь, о том, что Бог был, есть и будет, всех спасет вера православная. 3 сентября того же года Николая расстреляли, а затем и всех осужденных, арестованных по делу архиепископа Ярославского, отца Павла приговорили к 6 годам исправительно-трудовых лагерей.

Время испытаний, 1941-1947 года

6 лет отец Груздев прожил без имени под номером 513 в лагере «Волосница», находящемся в Вятлаге Кировской области. Только по провидению Божьему заключенный выжил в условиях жесточайшего холода, голода, непосильной работы и издевательств надзирателей. Смиренность и терпеливость поклонника Божьего раздражала руководство лагеря, они потакали уголовниками, чинившими расправы над христианами.

Не остановили надзиратели уголовников, когда у священника были отобраны валенки и верхняя одежда, его босого и полуголого привязали к дереву и оставили умирать в морозную ночь. Господь был со страдальцем, спас и вернул в барак.

Второй раз, вспоминает старец, его избили до полусмерти так, что при кашле кровь шла горлом, только за то, что попросил разрешения не работать в Рождество Христово с обещанием дать три нормы в другой день. Святошу, так называют священника в лагере, назначают на новую работу, как обходчик узкоколейки, по которой вывозили лес, он имеет право без охраны выходить из лагеря.

Во время обхода железной дороги Павел собирает ягоды, грибы, травы, ними поддерживает голодающих товарищей, отдавая часть охране. Однажды во время проверки дороги с начальником, батюшка заметил убитую поездом лошадь, а неподалеку висел человек. Бросился обходчик спасать висельника, молился над ним, спас жизнь молодого немца.

Пленный немец не усмотрел за лошадью, ту сбил поезд, и боящийся наказания пленник полез в петлю. Павел спас немца, потом не раз спасающего самого старца от голода, приносил обходчику продукты питания, которыми тот делился с товарищами в лагере.

Война окончилась, время высылки подошло к концу, освобожденный поклонник Бога возвращается в родной дом, но его дело поднимают, новый арест в 1949 году и ссылка в Казахстан. Живя у престарелой четы, отец Павел работает чернорабочим, служит уставщиком и чтецом при Петро-Павловском соборе долгие пять лет, после чего пришел указ об оправдании священника.

Осенью 1954 года возвращается в Тутаев, работает в хозяйстве по благоустройству селения, поет и пономарит в храме Воскресения Господня, дважды подает прошение о рукоположении в священники, но приходит отказ. Причина — наличие судимости, которая была снята только в 1958 году.

Служение пастыря

В начале марта 1958 года епископ Угличский Исаия в Феодоровском храме рукополагает Павла Груздева в дьякона, в середине месяца — в пресвитера, а через три года состоялось пострижение в монашество. Чин пострижения совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим.

Служащий с 1960 года настоятелем церкви Святой Троицы в селе Верхне-Никульское Мологского уезда, прошедший испытания войной, лагерями, пытками и издевательствами, старец, сохранивший любовь к людям и Богу, привлекает паломников своей готовностью помочь каждому. Местные жители с уважением относятся к священнослужителю, знающему толк в скотоводстве, помогающему при зимнем отеле коров, сказался опыт лагерных работ.

Широкая известность не повлияла на стиль жизни старца, славящегося нестяжательством, скромностью одежды и простой питания. После издевательств в лагере старец потерял чувствительность к холоду и мог зимой ходить босиком.

Читайте также:
Далматовский монастырь: история и адрес, как добраться, святыни и праздники

Его священнический подвиг отмечен наградами новые посвящения, среди которых:

  • 1961 г. – фиолетовая скуфья:
  • 1962 год — чин иеромонаха;
  • 1963 год — наперсный крест;
  • 1966 г. — сан игумена;
  • 1971 год — палица;
  • 1976 — крест с украшениями;
  • 1983 год — рукоположение в архимандриты.

К настоятелю Троицкого храма едут паломники со всей страны, кто за исцелением, кто за словом утешения. Среди паломников профессора, выдающиеся ученые, артисты и простые рабочие. Старец всех принимал с любовью, утешением и наставлением, независимо от ранга и материального состояния.

Последние годы

К лету 1992 года старец практически ослеп, сказались тюремные пытки, переехав в Тутаев, где поселился за неимением средств в келье Воскресенского собора. Слепой, страдающий болями, служит, принимает людей, едущих со всех уголков страны.

Бессребреник, умеющий довольствоваться малым, больной священник порой не имеет денег на лекарства, но никому об этом не жалуется. Много времени пастырь размышлял над понятием совести, без нее, по словам старца, «люди грызут друга, даже не имея зубов».

Важно! Пост, молитва, праведность — вот основные послания батюшки Груздева, говорящего о том, что все перед Богом нужно вершить тайно.

Все свои воспоминания и соображения обладающий прекрасным даром рассказчика Павел Груздев оставил в сборниках «Самый счастливый день» и «Родные мои», где простым, народным, живительным языком изложил события собственной жизни, лагерных товарищей и надзирателей, а также России.

Перенесенные в жизни страдания только укрепили волю к жизни и любовь к Творцу, воспитав настоящего духовного настоятеля для всех, к нему приходящих.

После Рождества Христова, 13 января 1996 года архимандрит Павел (Груздев) отошел к Господу, оставив будущим поколениям свои книги, притчи и наставления. Похороны проходили под благословением архиепископа Ярославского Ростовского Михея, в присутствии 38 священнослужителей и семи дьяконов, большое стечение народа проводило любимого старца-простака на Тутаевское кладбище.

Похоронили отца Павла около родителей, на его могиле служатся заупокойные панихиды и постоянно лежат цветы, от паломников, приезжающих и после смерти старца за его наставлениями.

Посмертное почитание

По настоянию и благословению протоиерея Георгия Митрофанова, известного историки и деятеля РПЦ были записаны программы, посвященные жизни батюшки Павла Груздева, его рассказам, специально для радио «Град Петровых» в Санкт-Петербурге, которые транслировались в августе 2010 года.

После этого в течение трех лет в Беларуси создается фильм «Притчи», основанный на проповедях и жизнеописании Павла Груздева, в котором показано с каким удивительным вниманием, без мелочной суеты относился старец ко всем нуждающимся, молящемуся за больного ребенка и за больную скотину, понимая каждого пришедшего с нуждой.

Для него не было мелочей в человеческой жизни, ибо тюрьма и лагеря оставили одну науку — ценить жизнь и спасение в Боге.

365 раз в Библии говорится «Радуйтесь!», эти слова оставляет потомкам и архимандрит Павел Груздев, любимый многими старец, почитаемый христианский посланник слова Божьего.

Последний старец Павел Груздев: биография, советы, творчество

Старец Павел Груздев почитаем в Москве, Санкт-Петербурге, городах Сибири и на Валааме. Его имя известно всем православным. К отцу Павлу приезжали со всей страны. К нему приходили за благословением, просили помощи в исцелении от серьезных болезней. Никому не отказывал он. Добрыми словами вспоминал отца Павла протоиерей Павел Красноцветов, именно благодаря ему стали известны выдающиеся этапы жизни священника.

  1. Детство Павла
  2. Происхождение и рождение
  3. Семья
  4. Юношеские годы и молодость
  5. Жизнь в монастыре
  6. Работа в деревне
  7. Арест и ссылка
  8. Освобождение и возвращение в Тутаев
  9. Зрелый возраст
  10. Монашеский постриг
  11. Церковная служба
  12. Последние годы жизни
  13. Советы Груздева
  14. Писательская деятельность
  15. Видео о советах последнего старца

Детство Павла

Священник в миру носил имя Павел Груздев. Он родился в Ярославской области в 1910 году. Родиной старца было село Большой Борок.

Происхождение и рождение

Родители мальчика были крестьянами, в дореволюционный годы жили очень богато. У них был большой участок земли, хороший дом, много скотины. Отец и мать поженились в 1910 году. До войны у них родилось трое детей. У мальчика было две сестры. Павел в семье — самый старший.

Семья

С ранних лет он активно помогал родителям. Умел ухаживать за скотиной, разбирался в пчеловодстве, знал названия и предназначение растений, умел обрабатывать землю.

В 1914 году отец ушел на войну. Мать осталась одна со стариками и детьми. То время изменило привычный уклад крестьянских семей. В период службы отца на фронте семья бедствовала. Павел, как самый старший, ходил по деревне, просил хлеб для матери и сестер, носил на спине дрова из леса.

Юношеские годы и молодость

Восстановить свое хозяйство семья так и не смогла. Мальчик вместе с матерью переехал жить к тетке в монастырь.

Жизнь в монастыре

Этот период своей жизни он вспоминал с особой любовью. В монастыре работал на пасеке, осваивал пчеловодство. Мальчик пас коров и лошадей, пел.

3 января 1930 года монастырь был закрыт. Павлуша перебрался в Хутынский монастырь, который расположен под Новгородом. Здесь он был облачен в рясофор и получил благословение епископа Алексия.

Находясь в монастыре, юноша был работником на Деревяницкой верфи, занимающейся строительством судов. После работы он пел в монастыре и звонил в колокола.

Работа в деревне

В 1932 году закрылся и Хутынский монастырь. Павел вернулся на свою родину к родителям. Здесь он стал работать на скотном дворе Государственной селекционной станции.

В это время произошла авария на Рыбинском водохранилище. Деревня попала в зону затопления. В 1938 году Павел вместе с отцом разобрали сруб дома и сплавили его по реке до Тутаева. Там они поставили новый дом. Юноша стал рабочим на базе «Заготскот», ходил в Леонтьевскую церковь. Так прожил он до 1941 года.

Арест и ссылка

В мае 1941 года Павла арестовали. Перед арестом к нему в дом пришел незнакомый молодой человек, который попросился на ночлег. Его радушно приняли, но постоялец оказался сотрудником НКВД. Ему нужна была информация о религиозных взглядах хозяина дома.

Читайте также:
Церковь "Отрада и Утешение" на Ходынском поле: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Уже на следующий день Груздева забрали в тюрьму. Его подвергли жестоким издевательствам. Следователь выбил ему все зубы. Но от своей веры Груздев не отказался даже под страшными пытками.

Долгие годы он провел в трудовом лагере под Вяткой. Во время отбывания наказания носил номер 513. Вера помогла настроить быт и в тюрьме. Павел входил в разряд политических заключенных. Они держались в стороне от отбывающих наказание по уголовной статье.

В период заключения работал путеобходчиком. В его обязанности входило следить за состоянием железнодорожных путей. Основным его участком была дорога от лесоповала до лагеря. Работу Груздев выполнял очень ответственно. Благодаря своей должности у него была возможность выходить за пределы лагеря и собирать грибы и ягоды. Заключенные очень страдали от нехватки витаминов, Павел приносил своим товарищам ягоды, чтобы поддержать здоровье. Он сам собирать и сушил лекарственные травы.

Однажды случилась история, которая спасла ему жизнь. Осенью он отправился со своим начальником проверять пути. Был сильный туман, и дорогу не было видно. В один момент что-то попало под колесо машины. Начальник стал кричать на Груздева, обвиняя его в обмане, недобросовестной работе.

Вернувшись в лагерь, Павел решил проверить, что произошло на рельсах. На путях он обнаружил лошадь, которую сбил поезд. Заключенный перетащил ее в канаву. Недалеко он увидел парня, который должен был везти лошадей, повешенным. Павлу никак не удавалось развязать веревку. Тогда он стал молиться, и удавка поддалась. Груздев сделал парню массаж сердца и искусственное дыхание. В результате повешенного удалось спасти.

Спасенный молодой человек оказался немцем. Долгое время он помогал Павлу в заключении. Он каждый день делился с ним хлебом.

В лагере отбывали срок много священников. Они очень хотели организовать Литургию, но в тюрьме это было невозможно. Провести службу помогла жена начальника выдачи пропусков. Она была очень верующей. Женщина уговорила мужа дать возможность заключенным уйти в лес и провести служение. После проведения Литургии вернулись все заключенные.

Последние годы отбывания наказания Павел провел в Северном Казахстане. Там он должен был заниматься освоением целинных земель. Благодаря своим навыкам работы на земле, юноша смог вырастить не только овощи и злаки, но и арбузы с дынями.

Освобождение и возвращение в Тутаев

В 1953 году Груздев попадает под амнистию. Свободно передвигаться по стране заключенным было запрещено. Сестра Павла прислала телеграмму, что их мать находится при смерти. Это дало возможность получить разрешение на возвращение в Тутаев.

Зрелый возраст

С возвращением в родные места началась новая жизнь. Долгое время он собирал документы, оформлял реабилитацию.

Монашеский постриг

С 1958 года будущий архимандрит Павел Груздев биографию свою связал со служением в церкви. В 1961 году он был пострижен в монашество архиепископом Ростовским и Ярославским Никодимом.

С 1960 года Груздев был настоятелем Троицкой церкви в селе Верне-Никульское. Не смотря на свою известность, святой отец очень скромно жил, просто одевался и питался, за свою жизни не сделал никаких накоплений.

Церковная служба

С 1983 по 1991 год Груздев служил архимандритом в Троицком храме села Верхне-Никульское. Он пользовался большим уважением у прихожан. К нему приходили получать советы от академиков до простых рабочих.

За решением жизненных вопросов, исцелением приезжали со всех уголков страны. В конце 80-х годов батюшка начал резко терять зрение. Из-за этого он был вынужден уйти из церкви в 1991 году. Он стал жить при Воскресенском соборе, принимать людей. Не смотря на болезни и плохое зрение, отец Павел проводил богослужения.

Последние годы жизни

Последний старец умер 13 января 1996 года. Он полностью ослеп. Денег совсем не было, не хватало даже на лекарства. К месту, где похоронен Груздев, тропинка не зарастает вот уже больше 20 лет. Круглый год сюда приезжают паломники со всей страны, чтобы почтить память старца.

Советы Груздева

Общение с отцом Павлом возвращало у жизни даже самых убитых горем людей, они становились жизнерадостными, веселыми. Он всегда разговаривал с приходящими к нему просто, используя в своей речи афоризмы, краткие полные образности высказывания, русские поговорки.

Одним из самых важных наставлений считается:

«У совести нет зубов, а она загрызет до смерти.»

Самое страшное, по словам священника, потерять совесть. Он всегда говорил о том, что человек без молитвы — это птица без крыльев. Нужно ежедневно обращаться к Богу шепотом.

Он умел жить, любить и учил этому окружающих. Наставления всегда были простые на старорусский манер. Своих прихожан он учил жить без гордыни, в любви к близким.

Поститься и молиться святой отец призывал скромно и тихо, чтобы никто не видел. При этом пост нужно соблюдать не только в ограничения еды, но и духовно.

Батюшка говорил о том, что нужно стараться не казаться праведным перед людьми. Это нужно делать тайно, и тогда Господь воздаст и отблагодарит за все.

Писательская деятельность

Свои наставления батюшка записывал. Он обладал замечательным даром рассказчика. Живительной силой своего слова он мог исцелить собеседника.

Самыми знаменитыми книгами священника были:

  1. Сборник рассказов «Самый счастливый день».
  2. «Родные мои».

Рассказы «Самый счастливый день» — это повествование всей жизни священника. Одна из глав книги носит такое же название. В ней святой отец рассказывает об одном своем дне в лагере. К ним привезли молодых девчонок. Несколько дней в дороге их не кормили, а дали хлеб перед самым приездом. Увидел Павел, как одна молодая девушка горько плачет. Оказалось, что весь паек за три дня у нее украли.

У Груздева в казарме был сохранен паек на день. Он принес его девушке, но та не взяла, сказав, что не продаст честь. Сунул он девчонке хлеб и убежал за зону молиться. Всю свою жизнь он вспоминал этот день, как самый счастливый в его жизни.

Читайте также:
Ставропигиальный монастырь: определение и история ставропигии, значение и смысл в православии

В сборнике рассказов описываются самые важные события Груздева. Начиная от его рождения, заканчивая последними днями. Никогда не унывал старец, не смотря на все, что ему пришлось перенести в жизни. На все он смотрел с любовью, ко всем относился с состраданием и пониманием.

Биография архимандрита очень тяжелая. Много перенес он бед и лишений, не потеряв веру. Молитва, искренняя доброта и глубокая вера помогли ему выжить и стать духовным наставником для верующих.

Видео о советах последнего старца

Из этого видео вы узнаете о советах и изречениях отца Павла.

Памяти архимандрита Павла Груздева. Воспоминания

Хочу рассказать об одном удивительном старце, архимандрите Павле (Груздеве), который в мае 1993 года предсказал мне жизненные скорби, одиночество и монашество, но к последнему я не готов по причине желания создать семью, да и другие священники советуют жениться. Как Бог даст! В любом случае я ежедневно вспоминаю отца Павла, молюсь о нем и прошу его святых молитв обо мне грешном. Отец Павел более тридцати лет служил в Ярославской области, в селе Верне-Никульском,но я застал его уже в 1992 году, когда старца перевезли на покой в сторожку Воскресенского собора города Тутаев Ярославской области, слепого и беспомощного, в сопровождении пожилой келейницы Марии Петровны или Марьи, как ее все называли.

Мне было 14 лет, когда я привез маму в Сергиеву Лавру города Сергиев Посад Московской области. Я начал ходить в храм с 11 лет, а мама поверила в Бога уже в Тутаеве, хотя первая приучала меня с детства к поездкам к памятникам уходившей старины и писала стихи об этом. В Сергиевой Лавре я познакомился с протоиереем Николаем (Лихомановым)(ныне епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин), который, по моей просьбе, провел меня к старцу архимандриту Науму (Байбородину), ныне покойному. Он принял нас у двери своей кельи, т.к. детям не положено заходить в келью монаха. Отец Наум расспросил меня о моей трудной жизни в городе Гагарин Смоленской области и благословил нас с мамой поехать жить в богадельню при Воскресенском соборе города Тутаев, в котором отец Николай был настоятелем. Отец Николай согласился нас принять. Отец Наум при этом сказал священнику: “Вот, тебе, Коля, послушник, береги его!” На прощанье отец Наум дал мне половину круглого бородинского хлеба, банку малинового варенья и баночку морской капусты. Отец Наум скончался 13 октября 2017 года и погребен в Сергиевой Лавре. К нему я потом ездил только в конце 90-х, а в 2009 году он прислал мне утишительное письмо с заданиями по духовному келейному чтению. В 2019 году я ездил на двухлетие его кончины. Служили панихиды у могилы старца, приезжало много народа.

Об архимандрите Павле (Груздеве) написано не мало. Хочется внести и свою скромную лепту в это святое дело.

Отец Павел, хотя и был уже ослепшим, но все его существо излучало свет, добро, радость, живость. Гостей и монашествующих он принимал с большой любовью, пел им духовные песни, читал духовные стихи, рассказывал поучительные пословицы и поговорки, а мог и обличить или рассказать о чем-то со скрытым смыслом и прикрывая свой рассказ юродством Христа ради.

Келейница Марья изо всех старческих сил старалась сохранить покой старца. Она выбегала на крыльцо сторожки и, угрожая с любовью прогнать всех метлой, кричала: “Батюшка два инфаркта перенес!” И люди понимали, что старца не нужно обременять пустыми вопросами.

Батюшка Павел был страдальцем и исповедником за православную веру, пережил сталинские лагеря и ссылки, на допросах его били до крови, выбили все зубы. За эти страдания, которые будущий старец перенес с великим терпением и смирением, Господь даровал ему дары молитвы и прозорливости, простоты. Батюшка не боялся говорить правду. Прямо во время богослужения старец выходил на амвон и с любовью спрашивал: “Бабы, вы в церкви? Ау?” То-есть молитесь или болтаете? Они отвечали ему, что да, в церкви. Тогда батюшка с неким духовным подъемом и радостью возглашал: “Ну, тогда знаете что я вам сейчас скажу? Знаете? Вот, слушайте: бабы – дуры, мир вам!” и после этих благословений крестил всех. Всем становилось радостно. Я всегда наблюдал сбоку и смеялся, к тому же батюшка и меня при встрече Алексеем-дураком называл и мне это нравилось. Какое-то счастье было на сердце. И все мы его благодарили: “Спаси Господи, батюшка!” Считалось, что если отец Павел называет людей “дураками”, то это означало, что их духовная жизнь в порядке. Иногда батюшка не называл меня дураком и я из-за утаенных грехов ощущал мрак в своей душе, холод духовный, который проходил после исповеди.

Вспоминаются случаи иной прозорливости отца Павла. На моих глазах старец при толпе народа сказал одной женщине: “Что, баба, шубу украла?” Она отпиралась, заплакала. А старец свое: “Врешь, зараза! Ты работала на фабрике и по кускам собирала!” После этого та женщина встала пред ним на колени и при всех созналась в краже лоскутов лисьего меха. Я был поражен такой прозорливостью слепого священника!

В другой раз, на праздник пророка Ильи (2 августа), мы с ребятами решили искупаться в Волге, а по церковному уставу и народному поверью купаться больше было нельзя. И мы пошли к отцу Павлу. Было жарко и хотелось поплавать. Отец Павел благословил нас, но предупредил: “Только сегодня!” Накупались вдоволь. На следующий день мы уже самовольно отправились купаться, но сбылось предсказание старца: на улице было жарко и душно, а вода в Волге оказалось такой ледяной, что мы лишь омочили ступни ног и со стыдом неверия старцу ушли гулять по городу.

Больше всего вспоминается Пасхальная ночь под 18 апреля 1993 года, когда в Оптиной Пустыни убили трех монахов. Отец Павел при мне попросил настоятеля отца Николая служить одновременно в верхнем и нижнем храмах Воскресенского собора, хотя народа было не много и все бы поместились в нижнем зимнем храме. Видимо, его сердце ощущало большую тревогу и старец попросил молиться сугубо. Утром даже на солце были черные пятна, напоминавшие запекшуюся кровь. А к обеду 18 апреля мы узнали об убийстве в Оптиной Пустыни.

Читайте также:
Нило-Столобенская пустынь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Что касается лично меня, то отец Павел не раз защищал меня от служителей собора. Однажды я сорвал зародыш огурчика с грядки старца и старушка начала ругать меня за это “воровство”, побежала рассказывать об этом в соборе. Но, когда рассказали отцу Павлу об этом, то разом все утихло, т.к. батюшка детей в обиду не давал, прощал, если что-то было пустяковым, как в этот раз.

Так-как мы были приезжими и должны были питаться самостоятельно, настоятель собора вдруг перестал благословлять меня ходить на вечернюю трапезу для рабочих собора, хотя я тоже и за хлебом для трапезной ходил за 2 км в магазин с большим мешком, возил в собор воду и дрова, помогал на поле, даже читал на клиросе и помогал в алтаре. Эта вечерняя трапеза была для меня подспорьем, а мама питалась дома, т.к. работала в городе, ей места при соборе не нашли, т.к. она еще была невоцерковленная. Бабушка для нее присылала овощи в посылках. И я пошел жаловаться отцу Павлу. Все разрешилось в один момент. Отец Павел по себе знал людское горе.

Хочется рассказать об одном важном эпизоде из книг об отце Павле. Там протоиерей Анатолий Денисов, тоже духовное чадо старца и даже брат бывшей жены настоятеля Воскресенского собора отца Николая Лихоманова, по-своему описал момент встречи отца Павла со Святейшим Патриархом Алексием 2 11 мая 1993 года. Отец Анатолий довольно красочно и возвышенно рассказывает о том, что он вместе с другим чадом старца – протоиереем Григорием Гогишвили из Рыбинска – держат его под руки и что слепой отец Павел преподносит Патриарху поднос с Крестом и при этом показывает ему старые рясы, подаренные архиереями, а также рассказывает о лагерях и ссылках. Это не правда! Отец Павел никогда не хвалился и не жаловался, так бы это могло выглядеть со стороны. На самом деле старец смиренно сидел на табурете на втором этаже собора, дождался Патриарха, смиренно попросил его благословения и старца повели в келью, а Святейший пошел служить Литургию. Я стоял справа от старца и все видел, как было на самом деле. Жаль, что отец Павел по немощи не смог побыть на Патриаршем богослужении, но Святейший после службы зашел навестить его в келье. У меня были мысли, почему отец Павел не был хотя-бы в алтаре в этот праздничный день. Дело в том, что накануне настоятель собора попросил старца не юродствовать при Патриархе и не ругаться при народе. Отец Павел смиренно согласился. Это я тоже видел, т.к. находился в алтаре недалеко от старца. Думаю, что все перестраховались и решили для старца сделать подарок в виде благословения Святейшего у входа в верхний храм и отвести его в келью, о чем я написал выше. Ну, да Бог с ними! Мне посчастливилось в этот день стоять на Патриаршем служении прямо у престола. Протодьякон хотел, чтобы я подал кадило Святейшему, но у меня по болезни дрожат руки и я отказался. Зато после службы, когда Святейший Алексий пошел навестить отца Павла, его сразу окружил народ и я выпросил у него аж два благословения, а на третий раз он с улыбкой произнес, смиряя меня: “Что, всю благодать забрать хочешь? Другим-то оставь!” И я послушался.

Один раз мне довелось свести старца с верхнего этажа собора. Часто люди не задумывались о том, что помощь нужна не только им и оставляли слепого старца, а он ждал помощника, который бы его отвел в келью. Я не смог пройти мимо и мы вместе с ним шли вниз, считая ступеньки. А на улице я передал батюшку келейнице Марье. И батюшка после, при встрече, не раз благодарил меня со словами: “Я помню тебя!”

А перед нашим отъездом из Тутаева в конце мая 1993 года батюшка помолился обо мне и сказал, что у меня будет тяжелая жизнь, что я не буду учиться в семинарии, а когда останусь один, пойду в монастырь и стану монахом. И что я все переживу, если буду помнить о нем, что я и делаю даже сейчас. И я было время испытывал предсказание отца Павла насчет семинарии. Поступал четыре раза, но первого курса так и не окончил, старец так и говорил. Приходилось уходить по семейным обстоятельствам. Зато смог получить заочное библиотечное образование с надеждой пригодиться в православной библиотеке, монастырской или православном издательстве. Но, пока моя жизнь продолжает оставаться мирской, т.к. я не готов по страстям пойти в монахи, хотя в монастырях пробовал жить месяцами после смерти матери. Уходил, когда ощущал, что мне туда рано. Да и знающие батюшки считают, что слова старца “пережить тяжелую жизнь” надо понимать так, что я, возможно, буду монахом лишь в старости, когда мирское уже ничем не будет отвлекать меня. Как Бог даст! Знаю одно: на Небесах есть мой дорогой старец Отец Павел, о котором я помню и моя душа радуется! Царство ему Небесное и вечная память!

РАССКАЗЫ. Старец архимандрит Павел (Груздев). Из сборника рассказов «Самый счастливый день»

Имя ярославского старца архимандрита Павла (Груздева) почитаемо на Валааме и на Афоне, в Москве и Петербурге, на Украине и в Сибири. При жизни отец Павел был прославлен многими дарами. Господь слышал его молитвы и откликался на них. Могучую жизнь прожил этот праведник с Богом и с народом, разделив все испытания, выпавшие на долю России в 20-м веке.

Малая родина Павла Груздева – уездный город Молога – был затоплен водами Рыбинского рукотворного моря, и мологский изгнанник стал переселенцем, а потом и лагерником, отбыв срок наказания за веру одиннадцать лет. И снова вернулся он на мологскую землю – точнее, то, что осталось от нее после затопления – и служил здесь священником в селе Верхне-Никульском почти тридцать лет и три года.

Читайте также:
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели

Среди всех даров архимандрита Павла замечателен его дар рассказчика: он словно исцелял собеседника живительной силой своего слова. Все, кто общался с батюшкой, кто слушал его рассказы, вспоминают в один голос, что уезжали от отца Павла “как на крыльях”, настолько радостно преображался их внутренний мир. Надеемся, что и читатели батюшкиных рассказов почувствуют ту радостную духовную силу в общении с ярославским старцем. Как говорил отец Павел: “Я умру – от вас не уйду”.

МОНАСТЫРСКИЙ МЕД

Вот пришли они к игумений на поклон. “В ноги бух! – рассказывал батюшка. – Игумения и говорит: “Так что делать, Павелко! Цыплят много, куриц, пусть смотрит, чтобы воронье не растащило”.

“Цыплят пас, потом коров пас, лошадей, – вспоминал он. – Пятьсот десятин земли! Ой, как жили-то.

“Шибко в монастыре работали,” – вспоминал батюшка. В поле, на огороде, на скотном дворе, сеяли, убирали, косили, копали – постоянно на свежем воздухе. А люди в основном молодые, все время хотелось есть. И вот Павелка придумал, как накормить сестер-послушниц медом:

“Было мне в ту пору годков пять-семь, не больше. Только-только стали мед у нас качать на монастырской пасеке, и я тут как тут на монастырской лошадке мед свожу. Распоряжалась медом в монастыре только игумения, она и учет меду вела. Ладно!

А медку-то хочется, да и сестры-то хотят, а благословения нет.

Не велено нам меду-то есть.

– Матушка игумения, медку-то благословите!

– Не положено, Павлуша, – отвечает она.

– Ладно, – соглашаюсь,- как хотите, воля ваша.

Ветошью-то крысу медом вымазал, несу:

– Матушка! Матушка! – а с крысы мед течет, я ее за хвост держу:

– Вот в бочонке утонула!

А крику, что ты! Крыса сроду меда не видела и бочонка того. А для всех мед осквернен, все в ужасе – крыса утонула!

– Тащи, Павелка, тот бочонок и вон его! – игумения велит. – Только-только чтобы его близко в монастыре не было!

Хорошо! Мне то и надо. Давай, вези! Увез, где-то там припрятал.

Пришло воскресенье, идти на исповедь. А исповедывал протоиерей о. Николай (Розин), умер он давно и похоронен в Мологе.

– Отец Николай, батюшка! – начинаю я со слезами на глазах. – Стыдно! Так, мол, и так, бочонок меду-то я стащил. Но не о себе думал, сестер пожалел, хотел угостить.

– Да, Павлуша, грех твой велик, но то, что попечение имел не только о себе, но и о сестрах, вину твою смягчает. – А потом тихо так он мне в самое ушко-то шепчет: “Но если мне, сынок, бидончик один, другой нацедишь. Господь, видя твою доброту и раскаяние, грех простит! Только, смотри, никому о том ни слова, а я о тебе, дитя мое, помолюсь”.

Да Господи, да Милостивый, Слава Тебе! Легко-то как! Бегу, бидончик меду-то протоиерею несу. В дом ему снес, попадье отдал. Слава Тебе, Господи! Гора с плеч”.

Эта история с монастырским медом стала уже народной легендой, потому и рассказывают ее по-разному. Одни говорят, что была не крыса, а мышь. Другие добавляют, что эту мышь поймал монастырский кот Зефир, а в просторечии – Зифа. Третьи уверяют, что Павелка пообещал игумений помолиться “о скверноядших”, когда станет священником. Но мы передаем эту историю так, как рассказал ее сам батюшка, и ни слова больше!

– Матушка игумения! – кричит келейница. – Тут Павелко пришел, славить будет.

сами про то знаете.

Я Павелко маленькой,

славить не умею,

а просить не смею.

Не дашь пятак, уйду и так.

Чуть погодя слышу голос игуменийи “Онисья! – келейница у ней была. – Дай ему цолковый!”

Ух-х! А цолковый, знаешь какой? Не знаешь! Серебряный и две головы на нем – государь Император Николай Александрович и царь Михаил Феодорович, были тогда такие юбилейные серебряные рубли. Слава Богу! А дальше я к казначее иду – процедура целая такая. Казначеей была мать Поплия. Даст мне полтинничек, еще и конфет впридачу”.

– Ох, и хитер ты был, отец Павел, – перебивает батюшку его келейница Марья Петровна. – Нет-таки к простой монахине идти! А все к игуменье, казначее!

– У простых самих того. сама знаешь, Маруся, чего! Цолковый у них, хоть и целый день ори, не выклянчишь, – отшучивается отец Павел и продолжает свой рассказ:

“От казначеи – к благочинной. Сидит за столом в белом апостольнике, чай пьет.

– Матушка Севастиана! – кричит ей келейница. – Павелко пришел, хочет Христа славить.

Она, головы не повернув, говорит: “Там на столе пятачок лежит, дай ему, да пусть уходит”.

И уже больше для благочинной, чем для меня, возмущается: “Ишь, сколько грязи наносил, насляндал! Половички какие чистые да стиранные! Уходи!”

Звонить в колокол – тоже было послушание маленького Павелки. Как говорил батюшка: “Мой трудовой доход в монастыре”. “Умирает, к примеру, мантийная монахиня, – рассказывает отец Павел. – Тут же приходит гробовая – Фаина была такая, косоротая – опрятывать тело усопшей, и мы идем с нею на колокольню. Час ночи или час дня, ветер, снег или дождь с грозой: “Павелко, пойдем”. Забираемся мы на колокольню, ночью звезды и луна близко, а днем земля далеко-далеко, Молога как на ладошке лежит, вся, словно ожерельями, обвита реками вокруг. Летом – бурлаки по Мологе от Волги баржи тащут, зимой – все белым-бело, весной в паводок русла рек не видать, лишь бескрайнее море. Гробовая Фаина обвязывает мантейкой язык колокола, того, что на 390 пудов. Потянула Фаина мантейкой за язык – бу-у-м-м, и я с нею – бу-м-м! По монастырскому обычаю, на каком бы кто послушании ни был, все должны положить три поклона за новопреставленную. Корову доишь или на лошади скачешь, князь ты или поп – клади три поклона земных! Вся Русь так жила – в страхе перед Богом .

Читайте также:
Храм Иоанна Предтечи в Калуге: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, святыни

И вот эта мантейка висит на языке колокола до сорокового дня, там уже от дождя, снега или ветра одни лоскутки останутся. В сороковой день соберут эти лоскутки – и на могилку. Панихиду отслужат и мантейку ту в землю закопают. Касалось это только мантийных монахинь, а всех остальных хоронили, как обычно. А мне за то – Павелко всю ночь и день сидит на колокольне – рубль заплатят. Слава Богу, умирали не часто”.

“ГОЛОДЕН БЫЛ, А ТЫ НАКОРМИЛ МЕНЯ”

Многих людей спас о. Павел в лагере от голодной смерти. В то время как бригаду заключенных водили к месту работы два стрелка, утром и вечером – фамилии стрелков были Жемчугов да Пухтяев, о. Павел запомнил – зека № 513 имел пропуск на свободный выход и вход в зону: “Хочу в лес иду, а хочу и вдоль леса. Но чаще в лес – плетеный из веточек пестель в руки беру и – за ягодами. Сперва землянику брал, потом морошку и бруснику, а грибов-то! Ладно. Ребята, лес-то рядом! Господи Милостивый, слава Тебе!”

Что удавалось пронести через проходную в лагерь, о. Павел менял в санчасти на хлеб, кормил ослабших от голода товарищей по бараку. А барак у них был – сплошь 58-я статья: монахи, немцы с Поволжья сидели, интеллигенция. Встретил о. Павел в лагерях старосту из тутаевского собора, тот умер у него на руках.

На зиму делал запасы. Рубил рябину и складывал в стога. Их потом засыплет снегом и бери всю зиму. Солил грибы в самодельных ямах: выкопает, обмажет изнутри глиной, накидает туда хворосту, разожжет костер. Яма становится как глиняный кувшин или большая чаша. Навалит полную яму грибов, соли где-то на путях раздобудет, пересыплет солью грибы, потом придавит сучьями. “И вот, – говорит, – несу через проходную – ведро охранникам, два ведра в лагерь”.

Однажды в тайге встретил о. Павел медведя: “Ем малину, а кто-то толкается. Посмотрел – медведь. Не помню, как до лагеря добежал”. В другой раз чуть было не пристрелили его спящего, приняв за беглого зека. “Набрал я как-то ягод целый пестель, – рассказывал батюшка. – Тогда земляники много было, вот я ее с горой и набрал. А при этом уставший – то ли с ночи шел, то ли еще чего-то – не помню теперь. Шел-шел к лагерю, да и прилег на траву. Документы мои, как положено, со мною, а документы какие? Пропуск на работу. Прилег, значит, и сплю – да так сладко, так хорошо в лесу на лоне природы, а пестель с этой земляникой у меня в головах стоит. Вдруг слышу, кто-то в меня шишками бросает – прямо в лицо мне. Перекрестился я, открыл глаза, смотрю – стрелок!

– Гражданин начальник, нет, не сбежал, – отвечаю.

– Документ имеешь? – спрашивает.

– Имею, гражданин начальник, – говорю ему и достаю документ. Он у меня всегда в рубашке лежал в зашитом кармане, вот здесь – на груди у сердца. Поглядел, поглядел он документ и так, и этак.

Храм в честь св.блгв.кн.Александра Невского г.Архангельск

Архангельское благочиние Архангельской епархии Русской Православной Церкви

Старец Павел (Груздев) и его изречения

«СОВЕСТЬ ПОТЕРЯТЬ — САМОЕ СТРАШНОЕ»

Старец Павел (Груздев) и его изречения

Я думал: «Почему после общения с отцом Павлом, за столом или в церкви, убитые горем люди и отчаявшиеся грешники становились веселыми и жизнерадостными и возвращались домой, как на крыльях?»

В этот момент батюшка обернулся ко мне и сказал вслух: «А я их исцеляю» — и опять продолжил работу.

Протоиерей Сергий Цветков

Отец Павел (в миру Павел Груздев; 1910–1996) родился в Мологском уезде Ярославской губернии в бедной крестьянской семье, с детских лет жил в монастыре, служил Богу и Церкви. 18 лет он провел в ссылках и лагерях как исповедник православной веры. Стяжал множество даров Святого Духа: прозорливость, духовное рассуждение, пламенную веру, горячую молитву и любовь Христову.

После реабилитации был рукоположен и прослужил 40 лет в Ярославской области, принимая множество людей, потянувшихся к нему за духовным советом, утешением, молитвой. После тюремных пыток почти ослеп, но продолжал служить, причем у него никогда не было ни диакона, ни знающего помощника. Духовное же зрение старца с годами только обострялось.

Он отличался крайней нестяжательностью, очень просто одевался и часто ходил босиком. Ничего не скопил за всю жизнь, раздавал всё, что привозили. Заботился и о братьях наших меньших: варил грачам по два ведра картошки.

Окончив два класса церковно-приходской школы, мог поддержать разговор на любую тему с самым ученым человеком. Юродствуя, скрывал свою духовную высоту.

Отец Павел не оставил после себя толстых томов книг и многословных поучений — поучительна сама его жизнь.

Старец почил в воскресенье, на Отдание праздника Рождества Христова, в реанимации городской больницы. Перед смертью его дважды причастили — до и после полуночи. Духовные чада вспоминали, как в больничной палате всё благоухало ароматом свежего соснового леса.

«Похороны отца Павла ясно показали его настоящее место в Церкви. Они были такими торжественными, собралось столько священства во главе с владыкой Ярославским и Ростовским архиепископом Михеем, молилось такое громадное количество верующих людей со всех концов России, что было ясно: мы хороним не обычного священнослужителя, а редкостного, удивительного, всеми любимого и чтимого старца!» (протоиерей Владимир Воробьев).

На могиле старца происходит множество случаев чудесной помощи и исцелений.

Отец Павел (Груздев) часто наставлял приходивших к нему людей своими краткими, образными и меткими афоризмами или напоминал им малоизвестные русские народные поговорки, которых он знал множество.
СОВЕТЫ И ИЗРЕЧЕНИЯ СТАРЦА

Читайте также:
Церковь-маяк Николая Чудотворца в Малореченском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Кто без крестов, тот не Христов!

«Будь праведен в предприятиях твоих и будешь иметь Бога помощником».

«Якорь — надежда кораблю, а вера — якорь человеку на земле и на море».

«Кто без крестов, тот не Христов!»

У совести нет зубов, а она загрызет до смерти

«Родные мои… У совести нет зубов, а она загрызет до смерти… Не теряйте совесть! Совесть потерять — самое страшное».

«Если кто от тебя заплачет — ух!»

«Не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы»

«Лучше простить, чем мстить».

«Господи! Приведи помереть с чистой совестью, и лучше мне пострадать, нежели кто пострадает от меня».

«Лучше быть преданным, чем предателем, лучше быть оклеветанным, чем клеветником».

Лучше свой сноп, чем чужая копна

«Нищий с нищего никогда не взыщет».

«Хоть мошна пуста, да душа чиста».

«Бедный-то: ох! — а за бедным-то Бог».

«Лучше свой сноп, чем чужая копна».

«Не береги на черный день, так его и не будет».

«Блажен тот, у кого нет ничего, он не беспокоится, куда что спрятать».

«Не на груды денег надейся, а на Бога».

«Лучше быть нищим и праведным, чем богатым и неправедным».

«“Деньги есть, в них счастье, ясно. Денег нет — не жди отрад”. — Полагают так напрасно, мир душевный — лучший клад!»

Об унынии

«Унывать грешно, а скорбеть должно».

«Праздники и песни — душа народа».

«Добрый смех — не грех».

«Скорбей у Бога не проси, а пошлет — терпи».

Кто мало потрудился, тот мало и приобрел

«Что легко приобретается, то легко и теряется. Таков естественный порядок: кто мало потрудился, тот мало и приобрел».

«Употреби труд, имей мерность — богат будешь! Не объедайся, не опивайся — здоров будешь! Твори благо, избегай злаго — спасен будешь!»

Добро делай

«Вежливым быть хорошо, а добрым лучше».

«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу».

«Добро делай — верующему ли, неверующему. Не нам судить! Пьянице ли, разбойнику… Не пьянице делаешь ведь, человеку. Помни: первым разбойник вошел в Небесное Царство: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!” И Господь сказал: “Сегодня же будешь со Мной в раю!” И ты — делай, как разбойник благоразумный, и Господь тебя помилует».

«Чего не любишь сам, не делай того и другим».

«Делай добро во всю твою жизнь, и не постигнет тебя зло».

О семейной жизни

Старец нередко помогал семейным людям в разрешении конфликтов и проблем, утешал: «И горшки в печи лбами стукаются».

«Не ищи красоты, а ищи доброты».

Не делай явно, а делай тайно

«Не кажите себя перед людьми праведниками! А будет — не делай явно, а делай тайно. И Господь тебе воздаст! Вот так, родные мои!»

О суете и бесполезном провождении времени

«На помойную яму не напасешься хламу!»

«Ни светила, ни кадила — всё суета распотрошила».

«Ни в какую суету не вдавайся, хлопотливых дел остерегайся».

Хранящие язык свой избегают многих бед

«Лучше молчать, чем говорить неподобающее».

«Хранящие язык свой избегают многих бед».

«Грамотный убеждает не ревом, а добрым словом».

«Лучший ответ на оскорбленье — сдержанность и терпенье».

О молитве

«День трудись, а ночь молись».

Когда отца Павла спрашивали, как надо молиться, он отвечал: «Как умеешь, так и молись».

«Молитва везде действует, хотя не всегда чудодействует».

«На молитву надо вставать поспешно, как на пожар, а наипаче монахам».

«Не гневи Бога ропотом, а молись Ему шепотом».

«Родные мои! Молитесь! Как птица без крыльев — так человек без молитвы жить не может».

«Да, Господи, утром-то встал: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа!” Разок хоть перекреститься правильно, чем сто раз махать руками. Обед пришел. Помолиться бы и “Отче наш” прочитать — да и забыли. Дак опять: “Господи, благослови!” Вечер пришел. Радикулит какой-то, да у кого давление бывает, а у кого и нет. Дак хоть подойди к постели да с мыслями-то сообрази: “Слава Тебе, Господи! День прошел — благодарю Тебя, Господи”. Вот эти маленькие три-то молитвы, а их желательно каждый день повторять. Это очень желательно, а кто кроме того — так и похвально».

О монашествующих и священнослужителях

«Монаха сколь ни черни — но он всё равно чернее мантии не будет».

«Пост и молитва — доктора монахов».

«Если верующие в церковь не пришли, служить надо ангелам».

«Плох тот священник, который мзды ради служит».

О посте

«Постись духом, а не только брюхом!»

«Поститься да молиться, когда люди не видят…»

«Ты молоко-то пей, а из людей кровь не пей».

«Есть не грешно, а человека есть грешно!»

Одной слишком разговорчивой женщине старец советовал: «Дай пост устам твоим!»

«Пост — телу чистота, душе красота! Пост — ангелов радование, бесов горе. Но надо помнить: в наше время лучше совсем не поститься, чем поститься без ума».

Когда счастье отвернется, тогда и от киселя ломаются зубы

«Счастье пучит, беда крючит».

«Когда счастье отвернется, тогда и от киселя ломаются зубы».

«Поживши на веку, повертишься и на спине, и на боку».

О смерти

«Как ни живи, а умирать обязательно надо. Приведи, Господи, умереть христианской кончиной и чтобы помянули добрым словом. Да я сроду никому не желаю плохого, а Церковь с детства люблю как родную мать. А кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».

«Любовь никогда не перестает быть».

«Я вас всех там еще лучше буду видеть».

«Где родился, там и пригодился, а умру, от вас не уйду».

Изречения архимандрита Павла (Груздева)
подготовила Ольга Рожнёва
Иллюстрации: Антон Поспелов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: