Софийский собор в Вологде: история и описание, адрес, архитектура, праздники и святыни

Софийский собор в Вологде: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Ходят про Вологду разные истории, особенно про Ивана Грозного и его страхи в отношении дурных знаков. Даже если никогда и не падала ему на голову штукатурка при строительстве Софийского собора, который он сам и заказал сотворить, на самое древнее каменное сооружение города стоит глянуть. Ну хотя бы, чтобы проверить, правда ли купол звонницы Вологодского собора напоминает профиль Грозного, и убедиться, что у царя были свои причуды при выборе места для алтаря.

Контакты

  • Адрес Софийского собора: Вологда, ул. Сергея Орлова, 15.
  • Телефон для справок: 8 (817) 272-25-11.

Как добраться

Не так велика Вологда, чтобы топать на остановку и настраиваться ехать городским транспортом, да и что-то интересное из достопримечательностей можно проглядеть.

  • Так что вариант 1 – идти пешком, собор в центре города, и все дороги в Вологде, как в старину, ведут к центральной площади.
  • Вариант 2. Троллейбусом № 4. Этот вариант подойдет, если ехать со стороны вокзала. Выходить на ост. «Проспект Победы», откуда купола сразу заметны.
  • Вариант 3. Автобусом. Недалеко от собора остановки «Проспект победы», «Торговая площадь» и «Ленинградская». Ищите автобусы с номерами 4, 7, 8, 11, 14, 16, 22, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 37Э, 38, 42.

Посещение Софийского собора

  1. Можно сказать, что визит в собор предскажет погода. Будет она хорошей и не сырой – будет вам экскурсия, будет, наоборот, пасмурной и ненастной – открытые двери Софийского собора вам не светят. Видимо, так берегут старинные фрески внутри.
  2. Кроме того, у собора есть выходные дни: это понедельник и вторник.
  3. А вот со среды по воскресенье режим работы собора 10:00–17:00.
  4. За вход в собор придется заплатить 200 руб. (он наполовину действующий). Если повезет с экскурсией (ее проводят трижды в день), можно услышать, что такого особенного в интерьере и почему его так берегут.
  5. Расписанные фресками своды, стены, старинный иконостас – можно просто походить по собору, как по музею. Естественно, ничего не трогая руками.
  6. Отдельного внимания достойна колокольня Софийского собора в Вологде. Она принимает гостей в теплый период года, начиная с мая и заканчивая сентябрем, в том же режиме работы, что и сам собор. Это значит, что в первые два дня недели колокольня выходная.
  7. И билет за подъем по деревянным ступенькам тоже платный (дешевле пенсионерам и студентам). Зато путь наверх не скучный: по дороге попадутся колокола, которые, к сожалению, не толкнешь (их охраняет решетка), а также старинные снимки, изображающие хронологию звонницы и собора.

Расписание богослужений

Постоянного графика богослужений в Вологодском соборе не существует. Попасть на службу внутрь можно только при условии, что совпадет время года (теплые весна и лето) и значительный церковный праздник. Тогда в Софийском соборе служат утреннюю службу, в 9:30, которой предшествует ночное бдение.

Интересные факты о соборе

  • Своим отъездом из Вологды Иван Грозный оттянул окончание строительства на 17 лет.
  • Колокольня выше собора на 19,5 м. Правда, она может взять только ростом: собор ее старше. Нынешняя колокольня взамен деревянной возведена была в XIX в. Колокола на ней, кстати, не все русского отлива и почти все старше самой звонницы.
  • Фрески собора писались с середины XVII в., а в XIX в. даже были переписаны коллективом иконописцев из Ярославля. Пара мастеров не справилась бы, фрески занимают примерно 5000 кв. м.
  • С XVI в. собор стал приютом для останков архиереев. Несмотря на разрушения интерьера после 1924 г., склепы и таблички восстановили, и обновленный некрополь у стен собора можно опять изучать. Сегодня там лежат 11 архиереев, первый из которых умер в 1587 г, а последний – в 1802 г.
  • В соборе установлен деревянный иконостас в пять ярусов (начало XVIII в.), 45 икон для которого написал польский художник Максим Искрицкий. Иконы нижнего ряда – в основном, копии тех, что украшали два предыдущих иконостаса собора. Настоящие образа находятся в музее Вологодского кремля.
  • За 400 лет Вологодский собор не раз менял обличье: это были то купола, то покрытие, то иконостас, то колокольня, то крыльцо, то притворы, то окна, то цвет.
  • В 1929 г. в соборе выставлялся маятник Фуко.

Фото Софийского собора (Вологда)

  • Нынешний облик собора – результат многолетних реставрационных работ, которым предшествовали долгие часы исследований.
  • На звоннице могут даже дать «поколоколить». Обязательно попробуйте и расспросите, почему колокол зовут «Малая Лебедь».
  • Немудрено, что с таким обилием работы на стенах и на сводах фрески заказывали целым артелям художников!
  • В 11 склепах покоятся архиереи. Теперь захоронения одинаковые, а раньше были один пышнее другого.

Софийский собор в Вологде — видео

В этом видео вы сможете увидеть Софийский собор внутри и полюбоваться его красотой. Приятного просмотра!

ВОЛОГОДСКИЙ СОФИЙСКИЙ СОБОР

Вологодский Софийский собор

Вологодский собор во имя святой Софии, Премудрости Божией (Вологодская епархия)

Софийский собор наряду со Спасским собором Прилуцкого монастыря – древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды. С 1587 по 1923 год – кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы – вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев.

Собор возведен в 1568-1570 годах по распоряжению царя Ивана Грозного. В храме практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века.

Закладка Иваном Грозным Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного собора Воскресения на Ленивой площадке. Строительство каменного собора в центре кремля на берегу реки Вологды началось в 1568 году. В качестве архитектурного образца был выбран Успенский собор Московского Кремля. Именно его подобие Иван IV хотел иметь в своей северной опричной резиденции.

Строители были обеспечены всем необходимым материалом: им было разрешено пользоваться “каменным припасом”, заготовленным для постройки стен города и городских зданий. По сообщению местного летописца, кладку собора нередко вели под наблюдением самого царя Ивана Грозного, и она отличалась особой тщательностью, то, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода и дождя “лубьем и другими орудиями”.

В 1571 году в Вологде начало распространяться сильное моровое поветрие и это событие побудило Ивана Грозного покинуть Вологду и вернуться в столицу. С отъездом царя начатое при нем строительство в Вологде прекратилось. К тому времени Софийский собор был почти готов вчерне, но не имел ни отделки, ни внутреннего убранства.

Собор оставался неоконченным до 1587 года, когда при царе Федоре Иоанновиче приступили к его достройке. Однако, отделка была выполнена не полностью: окончен лишь южный придел, средняя же часть храма достраивалась позднее. В 1588 году преосвященным Антонием, епископом Вологодским и Великопермским был освящен престол придельного храма во имя усекновения главы Иоанна Предтечи в память о строителе собора Иоанне IV Грозном, крещеном в день памяти этого святого. Придел располагался в дьяконнике собора до капитального ремонта интерьера 1848-1850 годов.

Главный престол собора освящен в 1612 году в честь Софии Премудрости Божией. После освящения главного престола в конце XVI века вологодский Архиерейский дом по аналогии с новгородским стал именоваться “Домом святой Софеи”. Икона Софии Премудрости Слова Божия стала епархиальным символом.

Софийский собор за свою более чем четырех вековую историю подвергался многочисленным переделкам.

Со времени строительства до пожара, возникшего в сентябре 1612 года в результате разорения Вологды польскими отрядами, собор имел шлемовидные завершения и позакомарное покрытие. После пожара собор восстанавливали и украшали в течение всего XVII века. Был восстановлен иконостас. Богослужебные принадлежности временно взяли из Спасо-Каменного и Глушицкого монастырей. В 1612-1613 годах после ремонта собор освятили повторно.

В 1621-1622 годах в соборе поставили новый иконостас, увеличили главы, сделав их луковичными. В 1630-х годах к западному порталу пристроили деревянное крыльцо. В 1639 году Михаил Федорович пожертвовал в собор медное паникадило весом 28 пудов 30 фунтов. Через несколько лет для собора в Архангельске были куплены еще три паникадила заграничной работы.

После пожара 1698 года были сделаны новые главы прежней луковичной формы больших размеров. В результате к концу 1720-х годов центральная глава осела и повредила соседние. При последующей реконструкции были поставлены луковичные главы меньшего объема, дошедшие в неизменном виде до наших дней. В 1686-1700 годах к западному порталу пристроено каменное крыльцо, сохранившееся до настоящего времени. В 1737-1744 годах вместо сгоревшего в 1724 году старого установлен новый пятиярусный иконостас.

Вологодский собор

В 1740-х годах вместо позакомарного покрытия сделали четырехскатное. В 1765 году пол в соборе был выстлан плитами из болотного чугуна, отлитыми на Терменгском железоделательном заводе. В 1848-1851 годах проводился капитальный ремонт Софийского собора, в ходе которого ко всем входам в храм были построены каменные притворы, расширены оконные проемы, крыша покрашена в зеленый цвет. В 1860-х годах вокруг Софийского собора поставлена каменная ограда.

В 1922 году Софийский собор захватили обновленцы. Через два года под предлогом невыплаты налогов собор был закрыт и передан краеведческому музею под размещение антирелигиозного музея. В соборе разместилась экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году. В этом же году был снят чугунный и настлан деревянный пол.

В 1935 году Софийский собор взят под государственную охрану. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 и Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 собор и весь архитектурный комплекс Вологодского Архиерейского подворья отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения.

В 1950-1960-е годы специалистами Всесоюзных научно-реставрационных мастерских под руководством архитектора В.С. Баниге проведены реставрационные работы, в результате которых восстановлено позакомарное покрытие из оцинкованной стали, поновлены купола, восстановлены узкие окна в соборе. Тогда же были разобраны построенные в 1850 году каменные притворы у входов в собор, восстановлены порталы входов, сделан ремонт наружной штукатурки, побелены стены собора. Внутри храма под руководством художника-реставратора Н.В. Перцева проводились работы по расчистке поздних росписей, выполненных иконописцем Колчиным, и закреплению старинной фресковой живописи Плеханова.

С 1999 по 2007 год проводилась комплексная реставрация собора. Восстановлена разрушенная лицевая кладка, произведена обработка кирпичей цокольной части специальными влагонепроницаемыми составами. С целью поддержания необходимого для сохранения фресковой живописи температурно-влажностного режима устроен теплый пол с вентилируемым подпольным пространством. Выполнены работы по реставрации иконостаса.

В 2003 году возле юго-восточного столпа археологами была раскрыта белокаменная кладка. Предположительно, кладка является фундаментом Царского места, где во время богослужений должен был находиться царь. Аналогичные по расположению и качеству исполнения подтронные фундаменты присутствуют только в Московском Успенском соборе и в Софийском соборе Великого Новгорода. Тогда же под фреской редкого сюжета “Поминовение усопших” в углубленной арке на северной стене жертвенника было обнаружено донаторское место, где должен был быть погребен один из главных вкладчиков храма. Таковым был Иван Грозный.

Вологодские Воскресенский и Софийский соборы с колокольней

Софийский собор находится в ведении Вологодского музея-заповедника и открыт для посещения в летнее время. В некоторые церковные праздники в весенние и летние месяцы в соборе проводятся службы.

В июне 2007 года в Софийском соборе Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил божественную литургию.

6 ноября 2014 года указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия (Депутатова) образовано Архиерейское подворье Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора города Вологды. [1]

Архитектура

Собор имеет классический для русского зодчества крестово-купольный план и представляет собой прямоугольник с сильно выступающими полукружиями алтарных апсид. Размеры собора: длина стен 38,5 метров, ширина – 25,56 метра, общая высота – 59 метров. Материал стен – кирпич.

В собор ведут открытые порталы с севера и юга и большое сводчатое двух арочное крыльцо с белокаменной гирькой с запада. В последние годы в целях лучшего сохранения фресковой храмовой живописи крыльцо было остеклено. Два яруса узких окон почти одинаковой ширины. В нижнем ярусе – высокие, в верхнем – небольшие. Алтарные апсиды ориентированы на северо-восток, что расходится с каноническим расположением храмов, обращенных апсидами на восток.

Покрытие Софийского собора позакомарное, характерное для крестово-купольной системы строения храма. Собор перекрыт крестовыми сводами с подпружными арками и парусами. Венчают храм пять массивных световых барабанов с купольным перекрытием. Существующая форма луковичных куполов относится к XVII-XVIII векам. Кресты, поставленные в конце XVII века, выполнены московскими мастерами по образу крестов несуществующей сегодня церкви Николы Явленного в Москве. На среднем кресте посредине изображено Распятие, в трех верхних оконечностях каждого креста вязью изображены слова: Царь Славы (на вертикальной конечности), ИиС ХС (на горизонтальных).

Артель ярославских мастеров во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым приступила к росписи храма 20 июля 1686 года. Работы продолжались два года и завершились в конце июня 1688 года. Общая площадь росписей – пять тысяч квадратных метров.

В последующем роспись несколько раз поновлялась. В 1852 году ярославский иконописец А. Колчин с артелью подверг живопись Софийского собора капитальному поновлению. В ходе этих работ был искажен колорит живописи, пропала характерная моделировка светотени. Благодаря реставрационным работам, проводимым с 1963 года, роспись была освобождена от позднейших записей.

Система росписи собора подчинена определенной закономерности. Западная стена полностью посвящена Страшному суду. Композиция “Страшный суд” вологодского Софийского собора – самая большая фреска на этот сюжет в России, занимающая площадь около 400 квадратных метров. На столпах храма изображались мученики и благоверные князья. Северная и южная стены, разбитые на горизонтальные пояса, расписаны житийными темами.

По образу Успенского собора Московского Кремля и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры в центральном куполе представлены Христос Вседержитель, в боковых куполах – Иоанн Предтеча, Богоматерь Знамение, Отечество и Спас Эммануил. На стенах барабанов изображены праотцы, на подпружных арках – апостолы. На сводах написаны праздники Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Вознесение, Воскресение, Успение Богоматери, Благовещение, Рождество Богоматери и Преображение. На столпах, расписанных в четыре яруса, изображены мученики, воины, благоверные цари и князья. В алтарных изображениях акцентируется тема прославления Богоматери.

Существующий иконостас Софийского собора, третий по счету, был создан в 1737-1744 годах. Он выполнен в стиле барокко. Имеет пирамидальную форму с выступающими вперед тремя средними пряслами. Иконы размещены в пять ярусов (рядов). Ярусы разделены позолоченными резными карнизами и поясами, а иконы золочеными каннелированными пилястрами. Всего в иконостасе находится 64 иконы (включая “Распятие”), 54 из них, судя по сведениям консисторского архива, написаны Максимом Искрицким. Манера письма этого мастера уже близка к светской живописи.

Иконы Софийского собора претерпели многократные поновления, наиболее значительные – в 1766 и 1848 годах. Реставрацией 1960-1970 годов с икон были удалены позднейшие наслоения, скрывающие авторскую живопись, восстановлена лазурно-голубая окраска иконостаса.

Настоятели, ключари

  • Игнатий (Депутатов) (6 ноября 2014 – 3 августа 2015)
    • Сергий (Акимов) (19 февраля 2015 [2] – 3 августа 2015)
  • Сергий (Акимов) (3 августа 2015 [3] – 1 октября 2016 [4])
    • Алексий Булеков (3 августа 2015 [5] – 1 июня 2017)
  • Алексий Ольховников (с 22 августа 2016 [6])
    • Андрей Фомин (1 июня 2017 [7] – 26 декабря 2017)
    • Сергий Зяблицкий (с 26 декабря 2017 [8])

Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров)

Мiръ Россия Кировская область Киров Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров)

Успе́нский Три́фонов монастырь

(Вятский Во Имя Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь) — мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в российском городе Кирове (бывш. Хлынов, Вятка). Монастырь основан святым Трифоном Вятским

в 1580 году. Архитектурный ансамбль монастыря имеет статус федерального памятника архитектуры. Здесь расположен кафедральный собор Вятской и Слободской епархии — Успенский собор, построенный в 1684-89 гг. (старейшее здание Кирова).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Архитектурный ансамбль
  • 4 Святые
  • 5 Святыни
  • 6 Престольные праздники
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Основан в 1580 году (грамота царя Ивана Васильевича от 2 июня (11 июня) 1580 года) преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 г. — уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами.

Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.

Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII вв. на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856-57 гг. в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).

В 1918 г. монастырь был закрыт, Успенский собор ещё 11 лет продолжал действовать как приходской храм (под контролем обновленцев). Монахи (их было перед революцией 15 человек) отправлены в «кизеловский концлагерь», известный тяжёлыми условиями содержания [2] . В 1935 г. были снесены часть ограды и колокольня, к 1942 г. южная стена и угловые башни были разобраны на кирпич. В монастырских зданиях были устроены коммунальные квартиры и общежития, сюда же въехала швейная фабрика, было налажено производство хлебопродуктов. Для производственных нужд на территории монастыря была выстроена мазутная котельная. Дореволюционный иконостас сохранился только в Успенском соборе, который был приспособлен для размещения архива.

В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-е годы; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь [3] . Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.

Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-е годы. В конце XX в. на территорию монастыря стали свозиться старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.

Современное состояние [ править ]

В 1988 году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В 2004 году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.

Успенский Трифонов монастырь в Кирове

Мужская обитель основана в конце XVI столетия преподобным Трифоном Вятским. В 1918 г. её официально закрыли, восстановление монашеской жизни состоялось в 1991 г. Сегодня монастырский комплекс считается архитектурным памятником и охраняется государством. Обитель славна тем, что на её территории находится кафедральный Успенский собор Вятской епархии, являющийся древнейшим зданием города Киров. В составе комплекса около 20 церковных построек.

История обители

Основателем этой старинной обители является святой Трифон Вятский. Именно он предложил жителям близлежащих районов обратиться к царю Иоанну Грозному с просьбой о воздвижении монастырского комплекса. В 1580 г. правитель одобрил челобитную и выдал Трифону грамоту на постройку обители.

Местом основания сделали территорию заброшенного городского кладбища, на котором стояли две ветхие часовни. Иван Грозный даровал обители села, луга и озера, дело пожертвования продолжил и царь Феодор Иванович, который передал комплексу различную утварь, священные книги, иконы, а также земельные угодья.

По распоряжению правителя территории вокруг создающегося комплекса заселяли крестьян из близлежащих областей.

  • Благодаря богатым пожертвованиям, преподобный Трифон возвел в обители четыре церкви. Первым стал храм, освященный в честь Благовещения Девы Марии, вторым — Успенский. В первые годы XVII столетия здесь появились монашеские кельи, колокольня и необходимые хозяйственные строения. Монастырский комплекс обнесли деревянным забором, на северной стороне которого находилось два входа. За оградой располагались конюшня и скотный двор.
  • Святой Трифон организовал среди братии строгий устав общежития. У иноков была общие трапезная и имущество, им запрещалось пить вино, ходить в гости или приглашать кого-нибудь в свою келью. Ежедневно в главных соборах обители совершались литургии. Однако строгость пришлась не по вкусу некоторым старшим монахом, поэтому вскоре преподобного Трифона изгнали. Вернуться в свой родной монастырь он смог только в последние годы своей жизни, здесь он нашел вечный покой.

В XVII столетии значение Трифоновой обители возросло. Настоятелями становились архимандриты, в принадлежащие монастырю вотчины отправлялись святые старцы, миссия которых состояла в основании новых поселений и привлечении жителей. Община не только увеличивала территорию, но и вела активную просветительскую деятельность.

В это время вокруг Трифоновой обители воздвигли множество церквей и часовен. Комплекс приобрел статус культурного центра Вятских земель, в его стенах послушники изучали грамоту, создавали литературу. Богатая обитель могла быстро восстанавливать пострадавшие от огня постройки, а вскоре здесь началось возведение каменных зданий.

На заметку! Святой Трифон родился в богатой семье, воспитывался в набожной атмосфере, рано потерял отца. Постриг принял в 22 года от игумена Варлаама, стремился к уединению, поэтому удалился в места, где сегодня находится Пермь. Основал монастырь в городе Хлынов в 1580 г., получил сан архимандрита. Святитель являлся строгим подвижником, носил вериги и власяную одежду. Перед смертью оставил благословенное завещание братии, умер в 1612 г., в 1903 г. Церковь прославила его в лике святых.

Дальнейшая история

Во времена реформ Петра Первого обитель обложили налогами, доходы от её земель переходили в казну государства, что привело к запустению и обеднению. У общины не осталась средств на восстановление обветшалых зданий, это побуждало настоятелей обращаться за помощью к самому правителю.

В середине XVIII столетия крестьяне монастырских вотчин восстали против несправедливости. Секуляризационная реформа, утвержденная в 1764 г., постановила, что Трифонова обитель будет получать ежегодного жалованья только 800 р.

Императрица Екатерина II конфисковала многие земли, принадлежащие монастырскому комплексу, к тому же на его территории случались частые пожары.

  • Обитель настолько обнищала, что братии пришлось открыт перед входными вратами сбор для пожертвований. Для исправления материального положения настоятелям пришлось организовывать крестные шествия со святыми иконами. Помощь жителей и некоторых добродетельных помещиков позволила монастырю содержать свои строения в хорошем состоянии, а также оказывать поддержку нуждающимся прихожанам.
  • С середины до конца XVIII столетия на территории монастырского комплекса действовала русско-латинская школа, которая спустя время переквалифицировалась в духовную академию.
  • Лучшие земли Трифоновой обители вернул государь Павел Первый. В XIX столетии архимандрит Амвросий стал сдавать монастырские вотчины в аренду, что позволило значительно улучшить финансовое положение комплекса. В 1865 г. рядом с духовной академией построили пансион для её воспитанников. Вскоре здесь организовали школу для городских детей. В конце XIX столетия в обители проживал преподобный Стефан, который значительно возвысил уровень духовного состояния общины.

Перед революционными действиями монастырский комплекс считался благоустроенным, но малочисленным. Основные доходы община получала от сдачи в аренду квартир. Поэтому в начале XX столетия удалось провести ремонт главных соборов. В 1912 г. на территории провели водопровод, укрепили кровлю, воздвигли два дома для паломников.

Советский период и новое время

В сентябре 1918 г. советские власти официально закрыли Трифонов монастырь, иноков же выслали в Пермь. На территории обители разместили больницу, склад, партийную школу. Некоторые храмы продолжали богослужения благодаря деятельности некоторых активистов.

  • В 1921 г. в монастыре все еще проживала православная община, руководимая владыкой Виктором. Однако через два года обновленческая организация при помощи государства захватила центральный собор, другие строения перешли в управление различных структур.
  • В 1929 г. с Успенской церкви сняли колокола, отправив их на переплавку, церковную утварь продали или подарили музею. Здесь осквернили и уничтожили кладбище, а также иконостасы и колокольню. В зданиях храмов разместились различные предприятия. Большую часть территории заняли металлургические цеха.
  • В середине XX столетия прихожане стали обращаться к городскому совету с вопросом о возвращении обители. Верующие предлагали реставрацию за свой счет, но власти всегда отвечали отказом. Строения монастырского комплекса постепенно приходили к разрушению. До 1980 г. проводились только частичные восстановительные работы.
  • В 1988 г. в районе стали рассматривать вопрос о полноценной реставрации обители и её передачи общине. В поддержку открытия монастыря собрали более 12 000 подписей. Весной 1989 г. Успенский собор безвозмездно передали в управление Кировской епархии, а через год вышло постановление о полном даровании полноценного монастырского комплекса. Осенью 1991 г. Синод благословил официальное открытие Трифоновой обители.

Вскоре были отреставрированы настоятельские покои, братские корпуса, колокольня, построена надкладезная часовня. К 1994 г. проводилась повторная роспись центрального собора, восстановление иконостаса, куполов, прилегающие участки облагораживали.

Архитектура

Экстерьер основного Успенского храма прост и скромен, фасад делится на части с большими украшенными стенами. В интерьере находится живописная роспись на тему Евангелия, относительно новая живопись иллюстрирует деяния преподобного основателя Трифона. Главное украшение Успенской церкви — пятиярусный иконостас, являющийся блестящим образцом высочайшего профессионализма местных мастеров. Наместником с 2012 г. служит отец Феодор (Рулев).

Надвратная Никольская церковь имеет типичное композиционное решение. Кубическое основание поднято на высокий фундамент, с боковых сторон находится трапезная и апсида. Фасады строения выделяются художественным подходом к декорированию. Стройное и изящное строение дополняется братскими кельями и настоятельским корпусом. Это соседство придает дополнительной торжественности при въезде на территорию.

На юго-западе комплекса расположен Трехсвятительный собор. Его бесстолпный четверик дополняет алтарную часть, композиция завершена луковичной главой. Фасады украшены в стиле «узорочья» XVII столетия, пышности экстерьеру придают декоративные пассажи из кирпичей и оконные наличники. Сегодня община собирает пожертвования на восстановление интерьера Трехсвятительной церкви.

Благовещенский храм — самое первое строение на территории Трифоновы монастыря.

Здание выполнено в духе посадского зодчества, имеет пятигранный алтарь, массивный четверик и трапезную, по центральной оси находится притвор, напоминающий глухое крыльцо. В форме фасадов сочетаются элементы «узорочья» и петровского барокко. Сегодня здание нуждается в реконструкции.

Информация для паломников

Монастырь находится в городе Кирове, по адресу: улица Горбачева, строение № 4. Ближайшая остановка транспорта — «Трифонов монастырь», до места доезжают автобусы № 3 (№ 37, № 67) и троллейбус № 4.

Внимание! Богослужения в обители проходят каждый день: с 7:00 проводится братский молебен, вечерня начинается в 17:00. Огласительные беседы совершаются в Никольском храме с 10:30, в воскресенье — с 12:30.

Церковная лавка обители работает без выходных и открыта с 7:00 до 18:00.

В настоящее время паломники имеют возможность прикоснуться к великолепно украшенной раке с останками святого основателя Трифона, здесь же находится образ с изображением его лика. Внутри ковчега хранится Библия, переписанная самим старцем, кипарисовый крест и чудотворные железные вериги. Интерьер Успенского собора украшен резным иконостасом, состоящим из пяти ярусов.

Реликвия создана мастерами Строгановской школы, она декорирована барочной резьбой. В 90-е годы XX столетия мастера восстанавливали сохранившиеся после советского периода иконы.

История

Мужской Вятский Трифонов монастырь в честь Успения Божией Матери Вятской епархии

Становление и первый расцвет

Обитель стала одной из первых в Вятском крае. Ее основал выходец из архангельских крестьян преподобный Трифон Вятский. По его предложению жители 5 вятских городов написали царю Иоанну Васильевичу челобитную с просьбой о создании монастыря. В июне 1580 года царь дал преподобному грамоту на строительство обители и отвел для нее землю старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. Также царь пожаловал вятский монастырь «безданно и безоброчно» селами и деревнями с людьми, пашнями, лугами и озерами. Его сын благоверный царь Феодор Иоаннович в знак особого благоволения отправил в дар вятской обители двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Даровал он монастырю и богатые земельные владения, в частности, Вобловицкую волость и незаселенные земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли монастырь заселял крестьянами из Вобловицкой волости, способствуя освоению обширного малозаселенного края.

Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить в монастыре 4 храма. Первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был сплавлен по реке Вятке из города Слободского. Через некоторое время был построен второй, более вместительный, Успенский собор. Затем последовали Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский храмы. К началу XVII века были также построены 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки — погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня. Монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, один из которых назывался Святыми вратами. С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы.

Преподобный Трифон ввел строгий общежительный устав, по которому у всех монахов была общая трапеза, имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В монастыре ежедневно совершались службы. Такая строгость была не по нраву старшей братии и святого изгнали из обители — лишь в 1612 году, в конце жизни, он смог возвратиться и упокоиться в основанном им монастыре.

С 1600 года настоятели обители носили сан архимандритов. В XVII веке значение первого монастыря Вятской земли росло. Для управления вотчинами посылались старцы, которые основывали новые поселения, привлекали в них крестьян из соседних земель. Помимо хозяйственного освоения края, монастырь вел миссионерскую и просветительскую деятельность. На вотчинных землях строились храмы и часовни, монахи Трифоновой обители основывали новые обители в округе. Обитель стала также культурным и книжным центром Вятской земли — здесь послушники и монахи обучались грамоте, переписывали и составляли новые труды, уже в начале века сложилась богатая библиотека с более чем 140 книгами.

Значительные средства позволяли обители быстро восстанавливать постройки после пожаров и начать дорогостоящее каменное строительство. В 1684-1689 годах на месте деревянного был воздвигнут каменный Успенский собор. Главные работы по возведению каменного ансамбля пришлись на начало XVIII века — в камне были построены в 1692-1695 годах Святые ворота с надвратной Никольской церковью; в 1711-1717 годах Трехсвятительская церковь; в 1714 году колокольня; в 1717-1725 годах Братский корпус; в 1719 году Настоятельский корпус; в 1728 году Благовещенская церковь; в тот же период были возведены ограды с башнями.

Синодальный период

Обширная программа монастырского каменного строительства пришлась на переломный период реформ царя Петра I. Был резко ограничен доступ в монашество, обитель была обложена государственными повинностями (в частности, содержать за свой счет престарелых солдат и инвалидов), монастырь стал местом отбывания епитимии для мирян и духовного сословия. Доходы вотчин шли в государственную казну, монастырь пустел и беднел. В середине столетия по монастырским вотчинам прокатилась волна крестьянских восстаний. На исправление ветхостей часто не оставалось средств, что вынуждало монастырские власти не раз обращаться за помощью в правительство. При секуляризационной реформе в 1764 году монастырю была положена ежегодная выплата в 770 рублей за конфискованные государством земли, обитель была определена штатной второклассной [1]. Вдобавок монастырь сильно пострадал от частых пожаров.

Состояние обители во второй половине XVIII века ухудшилось настолько, что пришлось при входных вратах и в церквях во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата. Чтобы поправить материальное положение, монастырские власти утвердили крестные ходы с чудотворными иконами Успения Божьей Матери и Николая Можайского. Это, вместе с купеческими вкладами, позволило не только содержать в порядке монастырские здания, но и оказывать помощь другим. С 1744 по 1794 год в монастыре размещалась славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию. Затем, после переезда семинарии на Архиерейскую дачу, в стенах монастыря оставалось ее общежитие.

С воцарением императора Павла I монастырю были возвращены его лучшие земли, дарованы новые льготы. В середине XIX века архимандрит Амвросий (Красовский) ввел практику сдачи в аренду монастырских земель — это позволило ему улучшить материальное положение обители и построить в 1856 году пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. Около того же времени при монастыре была организована школа для городских детей. Указом 23 января 1868 года настоятелями монастыря были определены викарные епископы Сарапульские, а с 1889 года — викарии Глазовские. В 1880-х годах в обители жил преподобный Стефан Филейский, что способствовало оживлению духовной жизни.

К началу XX века монастырь был благоустроен но немногочислен и небогат земельными угодьями, основные доходы получал от сдачи квартирантам домов в городе. В 1894-1896 годах были отремонтирован Успенский собор, в начале XX века — также Никольский надвратный, Трехсвятительский и Благовещенский храмы. К 1912 году монастыре было повсеместно проведен водопровод, перекрыты крыши, построены два новых дома под квартиры, для богомольцев устроена под братским корпусом «странноприимница».

Закрытие в советские годы

21 сентября 1918 года по распоряжению советской власти монастырь был ликвидирован, причем иноки были высланы в Пермскую губернию еще в конце августа-начале сентября того года. В стенах обители разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советско-партийная школа. Под угрозой закрытия оказались все монастырские храмы. Только благодаря активной деятельности Юлии Лавровской в декабре 1918 года была организована община, в ведение которой перешло имущество монастыря. На 1921 год в обители еще держалась православная община под руководством исповедника владыки Виктора (Островидова). Но в 1923 году обновленцы при поддержке официальных властей захватили Успенский собор, а другие монастырские храмы были переданы различным организациям.

В 1929 году Успенский собор был окончательно отобран у верующих. Монастырские колокола были отданы на переплавку. Вещи и богослужебные предметы из храмов были проданы или переданы Губернскому музею и Архивбюро. Как «лом драгметаллов» была сдана государству серебряная рака святого Трифона. В церквях, за исключением Успенского собора, были уничтожены иконостасы. Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В 1935 году была разобрана колокольня и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В 1942 году были разобраны на кирпич угловые башни и южная стена.

В храмах и монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы здесь, кроме того, находились проектная контора, планетарий, курсы повышения квалификации работников культуры, отдел краеведческого музея, реставрационные мастерские. Значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха Электромеханического завода.

Начиная с 1940-х годов верующие начали обращаться к властям с просьбой вернуть им Успенский собор. Они предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы монастыря, а для архива купить другое здание и перенести в него все архивные дела. На все прошения верующих власти отвечали что «собор занят и о его передаче не может быть и речи

Монастырские постройки быстро разрушались. Восстановительные работы начались только в 1950-е годы, но до 1980-х годов эта работа велась фрагментарно. Так, здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, архивные дела и стены покрывались слоем влаги и плесени, а зимой — изморозью и льдом. В 1980-е годы силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трехсвятительская церковь, восстановлена Юго-восточная башня, воссозданы южный участок ограды с воротами, Северо-западная башня, поварня.

Возрождение

В 1988 году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.

После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В 2004 году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.

Статистика

  • 1711 — 128 монахов [2]
  • 1735 — 68 монахов [2]
  • 1764 — 32 человека братии [2]
  • нач. XX — 15–20 человек братии, в городе около 20-ти съёмных домов [2]

Источники:

Кустова, Елена, «История Вятского мужского Успенского Трифонова монастыря,» Вятка, 2009;

Трифонов монастырь

Трифонов монастырь. 2015 г.

Трифонов монастырь — один из символов Вятки, на протяжении многих веков он являлся ее духовным, культурным, образовательным центром. Мужской монастырь был основан в Вятке в 1580 г. иноком Пыскорского монастыря Трифоном Вятским (в миру — Трофим Дмитриевич Подвизаев). По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений в 1580 г. под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами.

Богатые пожертвования и доходы с земель, пожалованных монастырю царской властью, позволили Трифону построить в монастыре четыре храма — Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Благодаря усилиям Трифона монастырю были пожертвованы прилегающая к нему территория, а также земли по верхнему и нижнему течению р. Вятки. Монастырь стал крупным колонизатором вятских земель, вел активную миссионерскую, экономическую и просветительскую деятельность. Во многом этому способствовали храмы и часовни, возводимые в вотчинных землях. Более того, монахи Успенской обители в XVII в. стали основателями и строителями новых вятских монастырей.

Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля — Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 г. В 1690 г. в собор были торжественно перенесены мощи преподобного Трифона, а над могилой установлено надгробие — рака. Сегодня Успенский собор Трифонова монастыря — древнейший из сохранившихся вятских каменных храмов.

В 1690-е годы к северо-западу от Успенского собора был возведён Никольский надвратный храм. В начале XVIII в. были выстроены в камне колокольня (1714 г.), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711 – 1717 гг.), каменные настоятельские палаты (1719 г.), Благовещенский храм (1728 г.) и братский корпус (1742 г.). Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 г. и переделка настоятельских палат в начале ХIХ столетия завершили формирование монастырского комплекса.

XVIII век принес Трифонову монастырю, как и всему русскому монашеству, серьезные испытания. Политика Петра I и его преемников, направленная на ослабление церкви и подчинение ее государству, привела к тому, что численность братии Трифонова монастыря к концу XVIII столетия сократилась до минимума, вместе с тем упал и ее духовный уровень. В XVIII в. прерывается традиция старчества, которая питала монашество, создавала духовную преемственность. Ослабив монастыри духовно, государство постаралось переложить на их плечи множество обязанностей. Трифонов монастырь в это время содержал духовную школу (впоследствии —семинарию), солдат-инвалидов, а также епитимийцев и преступников, присылаемых на покаяние.

Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 г. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 г. новым пожаром, были окончены только к 1799 г. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 г., монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50–60-е гг. XVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы.

В XIX в. благодаря крестным ходам распространяется духовное влияние монастыря по Вятской епархии. Благодаря крестным ходам почитание преподобного Трифона стало активно развиваться, в Вятку приезжало все большее количество паломников, желавших поклониться мощам святого. Важную роль в этом сыграли и торжества, посвященные 300-летию со дня преставления преподобного Трифона Вятского, которые состоялись в 1912 г.

В начале ХХ в. Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, деревянная часовня над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта.

Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 г. в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа, которая стала оплотом развития просвещения и грамотности Вятки того периода.

После 1917 г. храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 г. общине было отказано в пользовании храмами, в монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена. Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 г., в данный момент он является действующим.

История Вятского мужского Успенского Трифонова монастыря

Трифонов монастырь – одна из древнейших обителей Вятского края. На протяжении нескольких веков он был духовным наставником, культурным и образовательным центром, колонизатором новых земель, богадельней и многим другим.

Его основателем стал выходец из архангельских крестьян, монах Пыскорского монастыря – преподобный Трифон (ок. 1546–1612) (в миру – Трофим Дмитриевич Подвизаев). По его предложению жители 5 вятских городов написали царю Ивану Грозному челобитную с просьбой о создании монастыря. В июне 1580 г. царь дал преп. Трифону грамоту на строительство обители и отвел для нее землю старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. Также Грозный царь пожаловал вятский монастырь «безданно и безоброчно» селами и деревнями с людьми, пашнями, лугами и озерами. Его сын царь Федор Иванович в знак особого благоволения отправил в дар вятской обители двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Даровал он монастырю и богатые земельные владения, в частности, Вобловицкую волость и незаселенные земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли монастырь заселял крестьянами из Вобловицкой волости, способствуя освоению обширного малозаселенного края.

Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить в монастыре 4 храма – Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Из них особой красотой отличался Успенский собор, имевший 6 шатров. Современник, глядя на него, писал, что церковь та «велия и пречудна», и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается». Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.


Преп. Трифон перед Богородицей. Икона А.П.Драченкова

Помимо храмов в монастыре уже к началу XVII в. были построены 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки – погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня. По периметру монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, один из которых назывался Святыми вратами. С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы.

Преп. Трифон занимался не толькохозяйственным устроением обители, но и заложил ее духовное основание. Он ввел строгий общежительный устав, по которому у всех монахов была общая трапеза, имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В монастыре ежедневно совершались службы. В молитве, посте и трудах преп. Трифон был примером для монахов и приходивших в обитель вятчан. Однако среди старшей братии, которая состояла в основном из людей богатых и знатных, возникло недовольство столь строгим уставом. Они изгнали своего настоятеля, сделав архимандритом ученика Трифона – бывшего московского дворянина Иону (Мамина). Лишь в 1612 г. после долгих лет скитаний преподобный Трифон Вятский смог вернуться в родной монастырь, где вскоре скончался. День его смерти – 8 (21) октября – стал днем его памяти.

В XVII в. значение первого монастыря Вятской земли начало возрастать. Монастырь быстро осваивал вновь приобретаемые земли. Для управления вотчинами посылались старцы, которые основывали новые поселения, привлекали в них крестьян из соседних земель. Помимо хозяйственного освоения края, монастырь вел миссионерскую и просветительскую деятельность. Во многом этому способствовали храмы и часовни, возводимые в вотчинных землях. Более того, монахи Трифоновой обители стали основателями и строителями новых вятских монастырей.


Трифонов монастырь. Соборная площадь

Обитель становится культурным и книжным центром Вятской земли. Послушники и монахи обучались здесь чтению и письму. Уже в начале XVII в. в монастыре складывается богатая библиотека (более 140 книг), которая содержала богослужебные, святоотеческие книги, поучения, жития святых и пр. В стенах монастыря велась работа по переписыванию книг и созданию оригинальных произведений. Так, среди иноков обители был автор Жития преп. Трифона.

Значительные средства, накопленные за счет обширного монастырского хозяйства и частных вкладов, позволяли монастырским властям не только в сравнительно короткие сроки восстанавливать постройки после пожаров, но и начать дорогостоящее каменное строительство.

В 1689 г. на месте деревянного храма был воздвигнут каменный Успенский собор. В 1690 г. туда были торжественно перенесены мощи преп. Трифона, а над могилой установлено надгробие – рака. Здесь же хранились рукописное евангелие, посох и вериги преподобного. Сегодня Успенский собор Трифонова монастыря – древнейший из сохранившихся вятских каменных храмов.


Успенский собор Трифонова монастыря

Сложные времена переживает монастырь в XVIII в., с воцарением Петра Первого. По мнению царя-реформатора, каждый его подданный должен был служить государству. Чтобы никто не смог скрыться за монастырскими стенами от государственной службы и налогов, царь запретил постригать в монашество. Исключение делалось только для вдовых священников и отставных солдат. В результате численность братии стала быстро сокращаться. Если в 1711 г. в монастыре было 128 монахов, в 1735 г. их стало 68, а в 1764 г. насчитывалось лишь 32 человека братии. Монастыри обязали выполнять государственные повинности, в частности, содержать за свой счет престарелых солдат и инвалидов. Также монастырь стал местом отбывания епитимии (церковного наказания) как для мирян, так и для духовенства и церковного причта.

Кроме того, Петр I решил воспользоваться в полной мере богатствами, накопленными церковью, в первую очередь ее землями. После неудачной попытки секуляризации земель, Петр I вернул вотчины монастырям, но доходы с них поступали отныне в государственную казну. Монахи подобно чиновникам стали получать от государства жалование. Из-за ограниченности средств многие монастырские постройки сгнили и обвалились. Тем не менее, несмотря на материальные затруднения и запрет Петра I строить каменные здания, в первой половине XVIII в. начинает активно возводиться каменный ансамбль монастыря.


Никольская надвратная церковь

Еще на рубеже XVII–XVIII вв. в камне были построены Святые ворота с надвратной Никольской церковью (1692-1695 г.), служившие парадным въездом в монастырь. Позднее были возведены Трехсвятительская (1711-1717 г.) и Благовещенская церкви (1728 г.). Завершилось оформление монастырского комплекса постройкой колокольни (1714 г.), Братского (1717-1725 г.) и Настоятельского (1719 г.) корпусов и ограды с башнями.

Вторая половина XVIII в. принесла монастырю новые испытания. В середине столетия по монастырским вотчинам прокатилась волна крестьянских восстаний, что замедлило поступление в казну налогов. На исправление ветхостей часто не оставалось денежных средств, что вынуждало монастырские власти не раз обращаться за помощью в правительственные органы.


Настоятельские палаты Трифонова монастыря

Большой урон монастырскому благосостоянию нанесли реформы Екатерины II. В 1764 г. правительство провело полную секуляризацию церковных земель. Большая часть монастырских вотчин была объявлена государственной собственностью. Монастырь был зачислен в 5-й штат второго класса с точно определенным числом служащих и угодий. За отчужденные земли государство ежегодно обязывалось выплачивать монастырю сравнительно небольшую сумму — 770 руб. В довершение всего монастырь сильно пострадал от частых пожаров. В результате материальное положение монастыря во второй половине XVIII столетия ухудшилось настолько, что пришлось при входных вратах и в церквях во время службы открыть сбор пожертвований на содержание штата.

Чтобы поправить материальное положение, монастырские власти утвердили крестные ходы с чудотворными иконами Успения Божьей Матери и Николая Можайского. Полученные от него доходы вместе с купеческими вкладами позволили не только содержать в порядке монастырские здания, но и оказывать помощь другим.


Братский корпус Трифонова монастыря

Так, полвека (1744–1794) в монастыре размещалась славяно-латинская школа, преобразованная впоследствии в духовную семинарию. Несколько учеников школы приняли в стенах Трифонова монастыря монашеский постриг. В свою очередь, некоторые монахи обители вели в школе учебные занятия. Но даже после переезда семинарии на Архиерейскую дачу в стенах монастыря оставалось ее общежитие.

В 1790-е гг. с воцарением Павла I монастырю были возвращены его лучшие земли, дарованы новые льготы. Особенно способствовал возрождению и процветанию монастыря деятельный и энергичный архимандрит Амвросий (Красовский), управлявший обителью в середине XIX в. Чтобы улучшить материальное состояние монастыря, он начал сдавать в аренду монастырские земли, пивоварню, восточную башню, несколько комнат Братского корпуса. В 1856 г. он построил пансион для воспитанников семинарии и духовного училища. Со времени настоятельства Амвросия сдача в аренду монастырских угодий и зданий под квартиры вошла в практику хозяйственной жизни монастыря. Получаемые доходы позволяли активно заниматься благоустройством территории и ремонтом монастырских построек.

Однако монастырь занимался не только хозяйственными вопросами. В середине XIX в. при монастыре была организована школа для городских ребятишек, где они учились письму, чтению, арифметике и закону Божию. Монастырских послушников, помимо этого, обучали церковному уставу и пению.

В конце XIX в. оживилась духовная жизнь обители. Во многом это было связано с тем, что в 1880-х гг. в Трифоновом монастыре жил известный подвижник Вятской земли – преп. Стефан Филейский. С любовью принимал он многих вятчан, приходивших к нему за советом. Он не только старался дать духовное наставление и утешение, но и дарил каждому книжку или иконку.

К началу ХХ в. монастырь представлял собой благоустроенную обитель с немногочисленной братией (15–20 человек) и небольшими земельными угодьями. Поскольку земель было немного, основные доходы монастырь получал от сдачи квартирантам домов, которых имел в городе около 20-ти.

Полученные доходы позволили привести в достойный вид все монастырские постройки. В 1894–1896 гг. под руководством губернского архитектора И. А. Чарушина были проведены работы по реконструкции и капитальному ремонту Успенского собора. Артель иконописцев из Палеха во главе с Л. И. Париловым расписала интерьеры собора. В начале ХХ в. также были отремонтированы Никольский надвратный, Трехсвятительский и Благовещенский храмы.


Часовня на источнике преп. Трифона

В результате в начале столетия внешнее благоустройство обители достигло цветущего состояния. Как писал в 1912 г. К.Селивановский, «кто бывал в Успенском монастыре при предшественниках преосвященного Павла, тот ныне приятно будет поражен теми благоустройством и порядком, какие ныне царствуют в обители пр. Трифона. Здания монастырские ремонтированы, перекрыты, а то и вновь покрыты железом, выстроены вновь два дома под квартиры… По всему монастырю и квартирам проведен водопровод. Для богомольцев устроена под братским корпусом «странноприимница»».

Более чем 300-летняя история монастыря была прервана революцией 1917 года. 8 (21) сентября 1918 г. по распоряжению советской власти Успенский мужской Трифонов монастырь был ликвидирован. Еще в конце августа – начале сентября 1918 г. иноки монастыря были высланы в Пермскую губернию. В стенах обители разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советско-партийная школа. Под угрозой закрытия оказались все монастырские храмы. Только благодаря активной деятельности Юлии Лавровской в декабре 1918 г. была организована община, в ведение которой перешло имущество монастыря. В 1923 г. представители обновленческой церкви при поддержке официальных властей захватили Успенский собор, изгнав оттуда сторонников патриарха Тихона. Другие монастырские храмы были переданы различным организациям.

В 1929 г. Успенский собор был окончательно отобран у верующих. Монастырские колокола были отданы на переплавку. Вещи и богослужебные предметы из храмов были проданы или переданы Губернскому музею и Архивбюро. Как «лом драгметаллов» была сдана государству серебряная рака. В церквях были уничтожены иконостасы (сохранился только в Успенском соборе). Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В 1935 г. была разобрана колокольня Трифонова монастыря и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В 1942 г. были разобраны на кирпич угловые башни и южная стена Успенского монастыря.

В храмах и монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы здесь, кроме того, находились проектная контора, планетарий, курсы повышения квалификации работников культуры, отдел краеведческого музея, реставрационные мастерские. Значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха Электромеханического завода.

Еще начиная с 1940-х гг. верующие начали обращаться к властям с просьбой передать им в пользование Успенский собор. Они предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы монастыря, а для архива купить другое здание и перенести в него все архивные дела. Но на все прошения верующих власти давали однотипный ответ, что «собор занят и о его передаче не может быть и речи».

В советское время уникальный ансамбль погибал на глазах. Восстановительные работы в монастыре начались только в 1950-е гг. Однако вплоть до 1980-х гг. эта работа велась фрагментарно. Так, здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, архивные дела и стены покрывались слоем влаги и плесени, а зимой – изморозью и льдом. Только в 1980-е г. силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трехсвятительская церковь, восстановлена Юго-восточная башня, воссозданы южный участок ограды с воротами, Северо-западная башня, поварня.


Успенский Трифонов монастырь сегодня

1988 год открыл новую страницу в истории монастыря. После провозглашения политики перестройки и гласности в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. Выдвигались самые разные предложения, вплоть до создания там гостиницы, предприятия общественного питания, религиозной библиотеки, концертного зала и пр. Однако основных мнений было два: передать ансамбль краеведческому музею или Кировской епархии. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей.

В апреле 1989 г. Успенский собор был возвращен епархии и передан в безвозмездное пользование. В августе 1991 г. Кировский облисполком принял историческое постановление о передаче всего ансамбля Успенского Трифонова монастыря Кировскому епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. А еще через месяц, 25 сентября 1991 г., Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря в городе Кирове. Настоятелем обители стал правящий архиерей – архиепископ (ныне митрополит) Хрисанф. Наместником обители был назначен игумен Иов (Муравьев).

После передачи монастырского ансамбля в ведение Вятской епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в нём находятся Епархиальное управление, Вятское Духовное училище), восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. Сегодня завершается реставрация Никольской церкви, на глазах преображается Успенский собор, благоустроена прилегающая к храму территория, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях.

Многое сделано, но предстоит сделать еще больше.

Читайте также:
Храм Покрова на Нерли: где находится, как добраться, история и описание
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: