Соловецкий мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь расположен у одноименного поселка, в юго-западной части Большого Соловецкого острова. Основные постройки обители сгруппированы внутри Соловецкой крепости, служившей когда-то инокам надежным убежищем. За ее пределами, в том числе на других островах архипелага, находятся многочисленные скиты и пустыни. Подворья имеются в нескольких областях России.

Монастырский комплекс в составе музея-заповедника на Соловках с 1992 г. присутствует в охранных списках ЮНЕСКО. Через три года его включили в госреестр РФ как ценный объект культурного наследия федерального уровня. В иерархии православной Церкви Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь имеет самый высокий статус — ставропигиальный, означающий его независимость по отношению к местной епархиальной власти. Иными словами, он напрямую подчиняется лишь Синоду и Патриарху.

Монастырь на Соловках сегодня

Монашеская обитель всегда притягивала паломников. Здесь по-особому звучат песнопения и молитвы, а советы старцев и духовные беседы дают поддержку в сложных ситуациях и подвигают к праведной жизни. К святыням стремятся попасть верующие и путешественники, мечтающие соприкоснуться с особым миром, имеющим существенные различия с мирским пониманием человеческого существования. Они находят здесь новые знания и впечатления, задумываются над высокой степенью духовности и переживают светлые чувства. Мало кого посещение Соловецкого монастыря оставляет равнодушным.

Парадным входом в Град монашеский считаются Святые ворота с одноглавой надвратной церковью Благовещения Пресвятой Богородицы и образом Спаса Нерукотворного. Напротив входа, уже на территории обители, верующих встречает главный монастырский храм — Спасо-Преображенский собор. Слева от него расположены церкви — Германа Соловецкого, Никольская с ризницей, Успения Пресвятой Богородицы с Келарской палатой и Трапезной, а также монастырская колокольня, за ним — собор Троицы Живоначальной с часовней Иринарха, а справа — церковь Филиппа.

В монастыре есть еще несколько церквушек и часовен, а также Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. Он появился в результате неоднократных перестроек одноименного придела, относящегося к Спасо-Преображенскому храму. Предполагается, что после реставрации Зосимо-Савватиевский станет главным собором комплекса.

Центральный двор окружен несколькими корпусами с кельями и мастерскими:

  • с западной стороны — Благовещенским, Настоятельским, Келейным, Казначейским;
  • с северной стороны — Наместническим и Рухлядным;
  • с восточной стороны — Поваренным, Просфорным, Новобратским;
  • с южной стороны — Святительским.

В северном дворике располагаются:

  • Иконописная палата;
  • Кожевенная кладовая;
  • Портная, или Чоботная палата;
  • Никольский корпус с домовой церковью и покоями наместника;
  • Монастырская больница с операционной, палатами и комнатами для врачей.

В южном дворике находятся: мельница, бани, прачечная и вход в Сушило, пристроенное с наружной стороны крепостной стены. На территории мужского монастыря есть некрополь с захоронениями нескольких десятков насельников, датируемыми до XVII в.

Вне крепостных стен установлены часовни Петра и Павла, Константина и Елены, Александра Невского, митрополита Филиппа, усекновения главы Иоанна Предтечи. У Святого озера находится здание кузницы, Луковый и Никольский корпуса, далее — скотные дворы, мясные погреба, монастырское училище и монастырская булочная. К северу от крепости — бани для паломников, бывшие смолокурни и кожевенный завод, а на юго-западе — корпуса гидроэлектростанции и радиостанции.

Вблизи монастыря есть три гостиницы — Архангельская, Преображенская и Петербургская. Они были построены в середине XIX века.

Скиты

Они представляют собой небольшие поселения, расположенные отдельно от Соловецкого монастыря. В каждом из них ведется свое хозяйство.

  • На Заяцком острове — Андреевский скит.
  • На Большом Соловецком острове — Савватиевский и Вознесенский скиты.
  • На Анзерском острове — Голгофо-Распятский и Троицкий скиты.
  • На Большой Муксалме — Сергиевский скит.

Пустыни

К Соловецкому монастырю относится несколько уединенных селений, где монахи несут послушание. Это — Филиппова, Макариевская, Исааковская, Старая Сосновская пустыни на Большом Соловецком острове, а также Елеазарова пустынь на Анзерском острове.

Поклонные кресты

После возрождения монастыря в конце прошлого века, насельниками было установлено примерно два десятка крестов. Они напоминают об утраченных храмах и часовнях, знаменательных местах и трагических событиях.

С достопримечательностями Соловецких островов можно ознакомиться в подборке материалов на нашем сайте. Отзывы туристов представлены здесь.

Подворья Соловецкого монастыря

В ведении монастыря находится несколько удаленных от Соловков подворий:

  • Московское;
  • Кемское (пос. Рабочеостровск);
  • Архангельское;
  • Петербургское (пос. Красная горка);
  • Фаустовское (Московская область);
  • Покровское (урочище Радово в 20 км от Архангельска) — сестринская община.

История Соловецкого Преображенского монастыря

Первыми поселенцами безлюдного острова стали монахи Герман и Савватий, перебравшиеся в здешние края в 1429 г. В северной части Большого Соловецкого острова они соорудили келью и водрузили крест, а по прошествии шести лет покинули свое жилище по веским причинам. Первый отлучился по хозяйственным нуждам, а второй почувствовал приближение смерти, поэтому решил исповедаться и причаститься. Первое поселение позже назвали Савватиевской пустынью.

Через год Герман вернулся на остров с другим монахом — Зоси́мой, так как Савватия уже не было в живых. При выборе места для основания обители они руководствовались удобным расположением и успокаивающим взор природным уединением. Монахам помогло видение Зосима. В восточной части острова он усмотрел божественный свет и образ парящей церкви. Лучшего места нельзя было и представить — с одной стороны тихий морской залив, а с другой — озеро с пресной водой.

Первые постройки

Соловецкий град начал возводиться в середине XV в. по типичной для православных монастырей форме четырехугольника. Первый деревянный комплекс включал Преображенскую церковь с приделом во имя св. Николая, звонницу с каменными куполами, трапезную, кельи и несколько хозяйственных помещений. Территорию обнесли оградой.

Значительная перестройка произошла лет через 15–20, когда мест для прибывающих иноков перестало хватать. Понадобились дополнительные кельи и подсобные здания. Заодно расширили Преображенский собор, возвели Успенский храм во имя Пресвятой Богородицы, а придел св. Николая превратили в церковь. Все деревянные строения XV в. сгорели во время пожара 1538 г.

Читайте также:
Ферапонтов монастырь: история и адрес монастыря, фрески

Каменный град

Как и в первом случае, новая каменная застройка середины XVI ст. расположилась в границах четырехугольника. Форму удлиненного пятиугольника монастырь получил после возведения окружающей его крепости. Последняя строилась на рубеже XVI—XVII вв. с учетом возможности автономного проживания монахов в случае длительной осады.

Именно тогда на территории обители появились такие объекты как мельница и выступающее за пределы крепостной стены Сушило, служившее для хранения запасов продовольствия. Большой вклад в благоустройство обители внес игумен Филипп (в миру — Колычев), будущий митрополит Московский и всея Руси. Ему удавалось находить спонсоров, получать от государя огромные суммы денег и преференции, к примеру — право на беспошлинную торговлю солью. При Филиппе монастырь приобрел экономическую стабильность, были построены два главных каменных храма — Успенский и Преображенский, перевезены мощи основателей обители — иноков Савватия и Зосимы. В структуре Соловецкого монастыря появился даже оружейный завод (Железная пустынь), работавший до начала XVIII в.

Осада монастыря

Соловецкое восстание XVII в. связано с расколом в Русской православной церкви. Толчком послужила реформа патриарха Никона, затрагивающая ключевые вопросы богослужений и обрядов. Несогласных стали именовать старообрядцами и предавать анафеме.

В числе противников Никоновской реформы оказались и соловецкие монахи, не пожелавшие принять нововведения и продолжавшие совершать службы по старым книгам. Назначенного настоятелем монастыря отца Иосифа насельники на общем соборе принять отказались и изгнали за пределы обители. На усмирение восставших, для конфискации монастырских земель и всего скарба на остров были посланы царские полки, но монахи успели спрятаться в крепости.

«Соловецкое сиде́ние» длилось с 1667–68 по 1676 гг. Монахам удалось выдержать многолетнюю осаду, регулярно отражая атаки различной интенсивности, но предательство одного из иноков сделало свое дело — перебежчик показал царским стрельцам тайный ход в крепость, после чего монастырь пал. В итоге — часть насельников казнили, кому-то удалось бежать, а остальные были разосланы по другим лояльным к реформе обителям.

Тюрьма

В монастырские застенки неугодных отправляли еще в XVI столетия, при царе Иване Грозном. Камеры представляли собой невысокие кельи длиной около 3-х и шириной около 2 м. Особо провинившихся сажали в усеченные по размеру камеры, где спать можно было лишь в согнутом состоянии. Официально тюрьма в монастыре прекратила свое существование в 1883 г., но еще три года (по другим данным — до 1903 г.) некоторые камеры продолжали использоваться «по назначению». За весь период в местных застенках побывало около 500–550 узников. Позднее в Соловецкий монастырь ссылали нарушивших церковные устои священнослужителей.

Советское время

Как и многие другие религиозные объекты, монастырь закрыли в первые же годы после Октябрьской революции. Ценности, скарб и огромные запасы продовольствия вывезли. На Соловецком острове учредили лагерь особого назначения, затем тюрьму. В годы ВОВ в монастыре проживали и обучались юнги Северного флота, в конце 1960-х комплекс вошел в состав музея-заповедника.

Возрождение монастыря

Церковный приход был воссоздан в конце 1988 г. Спустя полгода заново освятили часовню во имя св. Филиппа. В 1990-м Синодом было дано благословение на открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря. Через два года он вновь обрел мощи своих основателей. Святыни доставили из Санкт-Петербурга.

Где находится Соловецкий мужской монастырь

Монастырский комплекс расположен в Архангельской области, на Соловецких островах, находящихся в акватории Белого моря. Они считаются своеобразными морскими воротами, символично открывающими путь к Онежской губе.

Центральная усадьба Соловецкого мужского монастыря размещена на юго-западе самого крупного острова архипелага — Большого Соловецкого, в границах древней одноименной крепости. Ее восточные стены обращены к Святому озеру, а западные — к бухте Благополучия. Часть приписанных к монастырю объектов находится вне крепостных стен и на ближайших островах — Анзерском, Заяцком, Большой Муксалме. Остальные — за пределами Соловецкого архипелага.

Расстояние от Архангельска до Центральной усадьбы обители составляет около 300 км, от Карельского побережья — 50 км, от Санкт-Петербурга — более 600 км, от Москвы — 1000 км.

Богослужения

В будние дни утренние молебны совершаются в 05:30, вечерние службы начинаются в 19:00. По праздникам и в воскресенье богослужения проходят в 09:00 и заканчиваются крестным ходом. Более подробная информация — на официальном сайте Соловецкого монастыря.

Современные возможности позволяют оформить разные виды поминовений через интернет. Их виды, рекомендуемый размер пожертвований и способы перечисления денежных сумм можно посмотреть на сайте Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.

Как добраться до Соловецкого монастыря

На Соловецкий остров можно попасть воздушным путем и водными видами транспорта. В первом случае — круглый год, во втором — в период навигации.

Самолетом

Аэропорт «Соловки» находится на Большом Соловецком острове. Здесь приземляются небольшие самолеты, направляющиеся из аэропорта «Васьково» по расписанию. Обратные рейсы можно посмотреть здесь.

При путешествии из других городов, сначала нужно долететь до архангельского аэропорта «Талаги», затем — до «Васьково» и далее — до Большого Соловецкого острова.

При планировании поездки самолетом, следует учитывать переменчивость погоды на Соловецких островах, так как полеты могут быть отменены.

Теплоходом

Между монастырской пристанью и поселком Рабочеостровск (г. Кемь) летом курсируют теплоходы, скоростные катера и морские катамараны. Точное расписание указано на местах.

До железнодорожной станции Кемь можно добраться поездами:

Попасть на Большой Соловецкий остров можно в составе экскурсионных и паломнических групп.

Соловецкий монастырь: видео

Соловецкий монастырь

В рабочие дни богослужения начинаются утром в 6 часов, а вечером в 17 часов.

Читайте также:
Церковь Ильи Пророка в Ярославле: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений, святыни и праздники

По воскресеньям, в дни великих и двунадесятых праздников служение происходит с 8:00. По окончании, если не препятствует погода, совершается крестный ход.

Попасть на остров можно двумя способами — по воздуху или наземным и морским транспортом. В первом случае сокращается время на дорогу, второй вариант экономнее.

Из Москвы или Санкт-Петербурга летят на самолёте в Архангельск. Отсюда из аэропорта «Васьково» на Соловки ежедневно, кроме четверга, следует один рейс в 13:20. Время полёта на Л-410 — 50 минут, стоимость — 7500 руб. Вылет обратного рейса в 14:40.

Путешествуя по земле, нужно садиться на поезд, который следует в Мурманск, но билет оформлять до станции Кемь. В городе туристы отправляются на пристань, где фрахтуется катер, переправляющий визитёров на остров. Цена железнодорожного билета из Москвы от 3 до 11 тыс. руб. Стоимость морского плавания — от 1 800 рублей, время в пути — 2 часа.

Тяжела жизнь инока, если вести её по монашескому уставу. Суров климат северных широт российского государства. Место, где эти невзгоды накладываются друг на друга, называется Соловецкий монастырь. Постоянный труд и вечная молитва, долгая зима и короткое лето — это реалии обители в Белом море.

Пять столетий истории Соловецкого монастыря

История обители насыщена событиями. Это эпоха созиданий, время жаркой молитвы, годы мученичества за веру Христову. Участниками летописной хроники стали великие подвижники православия.

Основатели Соловецкого монастыря

Первыми на необитаемых Соловецких островах поселились монахи Савватий и Герман в 1429 году. Иноки водрузили крест, построили келью и проводили время в молитвах. Не испугались они холодной зимы, неурожайной почвы и диких зверей. Бог согревал и питал пустынножителей.

После мирной кончины Савватия к Герману присоединился Зосима, бежавший от мирской суеты. В видении Господь указал пустынникам место возведения храма.

Между тем, подвиги чернецов становятся известны. На остров приплывает рыбак по имени Марк, желавший принять постриг. Начинается постройка келий и церкви. Так к 1436 году образовался славянский монастырь.

Разрушение Соловецкого монастыря

В феврале 1920 года Красная Армия очистила Архангельск от белогвардейских войск. Через 2 месяца на Соловецкие острова высадились большевики. Целью десанта являлось выполнение ленинского декрета о свободе совести.

Из монастыря началось изъятие продовольствия и ценной церковной утвари. Действия проводились без составления протоколов и описей. Следующим шагом стало формирование исправительных учреждений ОГПУ.

В монастыре создаётся отделение северных лагерей принудительных работ. Руками заключённых архангельские чекисты переоборудуют кельи в камеры и бараки. Внутреннее убранство храмов разрушают, фрески соскабливают или закрашивают. Даже кладбищенские кресты используют как дрова.

Восстановление Соловецкого монастыря

Завершение эпохи социализма сняло запрет на православную жизнь мирян. Возрождение обители на Соловках началось в 1988 году образованием приходской общины. В октябре 1990 года по благословению Священного Синода возобновляется деятельность мужского монастыря, получившего через 5 лет статус ставропигиального. Возвращение мощей прп. Савватия, Зосимы и Германа произошло в 1992 г.

Святыни

В монастыре на Соловках сохраняются реликвии, почитаемые православным миром, — иконы, кресты, мощи святых. Здесь нашли последний приют преподобные отцы, чья жизнь связана с обителью.

Таблица 1. Сведения о святых

Святые Дата упокоения Год канонизации Время перенесения в обитель
Прп. Савватий 1435 1547 1566
Прп. Зосима 1478 1547 1566
Прп. Герман 1479 1692 1484
Свт. Филипп 1569 1636 1591
Свт. Маркелл 1663 2004 2003
Свмч. Пётр 1929 2000 1999

Спасо-Преображенский монастырь сохраняет святые иконы:

  • копию образа Богородицы Одигитрия, с которым прп. Савватий пришёл на остров;
  • список иконы Божьей Матери Тихвинская именуется «Запечная» или «Хлебенная», так как явилась св. Филиппу во время послушания в пекарне;
  • чудотворный Корсунский образ Пресвятой богородицы «Сосновский» обретён на сосне в 1627 году;
  • икону XVII века с изображение прп. Савватия и Зосимы.

К святыням относится молельный крест из белого камня, принадлежавший прп. Савватию. На это указывает надпись на нижней лопасти реликвии. Предмет обрёл игумен Филипп в 1556 году. После закрытия обители большевиками крест находился в музее и вернулся на Соловки 1993 году.

Престольные праздники

Престольные праздники отмечаются в честь памятного события в истории Церкви. Другой причиной празднования может стать святой, чья жизнь связана с храмом или монастырём. В Спасо-Преображенском монастыре таких дат пять.

Престольные праздники Соловецкой обители:

  1. Преображение Господне — 19 августа.
  2. Преставление прп. Зосимы — 30 апреля.
  3. Перенесение мощей прп. Зосимы — 21 августа.
  4. Перенесение мощей прп. Савватия, Зосимы и Германа — 21 августа.
  5. Поминовение Соловецких святых — 22 августа.

Архитектурно-художественные памятники

Почти три десятка строений насчитывается в Соловецкой обители. Некоторые построены недавно. Но отдельные здания представляют историческую ценность.

Таблица 2. Памятники архитектуры Спасо-Преображенского монастыря

Сооружение Время возведения
Успенский собор 1552 -1557 гг.
Преображенский собор 1558 – 1566 гг.
Благовещенская церковь 1596 – 1601 гг.
Колокольня 1777 г.
Водяная мельница XVII век
Свято-Троицкий собор 1856 – 1859 гг.
Храм свт. Николая Угодника 1834 г.
Церковь прп. Германа 1860 г.

Поклонные кресты

По традиции поклонные кресты возводятся в местах мученичества христиан или в благодарность Богу от избавления от бедствий. Также отмечалось расположение уничтоженного храма или будущей церкви. Кресты достигают высоты 12 метров. На сооружении, покрытом «крышей», закрепляют иконы и пишут молитвы.

На территории обители находится 21 поклонный крест: 14 на Большом Соловецком острове и 7 на острове Анзер. Один из них — это береза, принявшая форму христианского символа. Старейший крест, датируемый 1812 годом, установлен около Старой Сосновой пустыни на берегу озера Бучейного.

Мученики

Летом 1923 года на Соловецких островах создаётся концентрационный лагерь ОГПУ. Со временем учреждение разрослось, его отделения открывались и на материке. В системе ГУЛАГ спецтюрьма играла видную роль.

Читайте также:
Николо-Берлюковская пустынь в Московской области: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Особое назначение лагеря заключалось в истреблении служителей церкви. Более 500 монахов, священников, епископов и митрополитов обрели вечный покой в здешних застенках. На Соборе в 2000 году к лику новомученников российских причислено 60 православных подвижников.

Информация паломникам и путешествующим о Соловках

Планируя вояж в монастырь, паломнику необходимо выяснить, как добраться до конечной точки маршрута, и выбрать место будущего проживания. Нелишней станет информация об особенностях путешествия.

Дорога на Соловки

Попасть на остров можно двумя способами — по воздуху или наземным и морским транспортом. В первом случае сокращается время на дорогу, второй вариант экономнее.

Из Москвы или Санкт-Петербурга летят на самолёте в Архангельск. Отсюда из аэропорта «Васьково» на Соловки ежедневно, кроме четверга, следует один рейс в 13:20. Время полёта на Л-410 — 50 минут, стоимость — 7500 руб. Вылет обратного рейса в 14:40.

Путешествуя по земле, нужно садиться на поезд, который следует в Мурманск, но билет оформлять до станции Кемь. В городе туристы отправляются на пристань, где фрахтуется катер, переправляющий визитёров на остров. Цена железнодорожного билета из Москвы от 3 до 11 тыс. руб. Стоимость морского плавания — от 1 800 рублей, время в пути — 2 часа.

Где поселиться на Соловках

Устроиться на проживание можно в гостинице, частном секторе или поставить палатку в кемпинге. Адреса квартир узнаются в паломнической службе монастыря. О цене рассказывает хозяин домовладения. Палаточный лагерь, где суточное пребывание стоит 300 руб. с человека, расположен в 10 минутах ходьбы от монастыря.

Таблица 3. Перечень гостиниц на острове

Название Расстояние от монастыря пешком, мин. Вместимость номеров, человек Минимальная цена в сутки, руб.
«Компания Соловки» 25 1; 2; люкс 1000
«Приют» 3 1; 2; 3 3000
«Соло-Норд» 3 1; 2; 3 2000
«Соловецкая слобода» 7 2; 3 4500
«Соловки-отель» 15 1; 2; полулюкс; люкс 2500
Общежитие музея 1 Многоместный 800

Некоторые местные правила

На острове нет банкоматов, поэтому следует запастись наличностью. Деньги понадобятся для оплаты экскурсий и покупок. Необходимы зарядные устройства и флешки для гаджетов. В путешествии походная аптечка может оказаться не лишней.

Важно! Находясь на Соловках, следует не забывать о возможной стремительной смене погоды. За несколько минут яркое солнце могут закрыть дождевые тучи, и подует порывистый ветер. Учитывая местный климат, рекомендуется взять непромокаемую одежду и пару спортивной сменной обуви.

Расписание служб

В рабочие дни богослужения начинаются утром в 6 часов, а вечером в 17 часов. В расписание среды добавляется молебен с чтением акафиста прп. Савватию, Зосиме и Герману. По воскресеньям, в дни великих и двунадесятых праздников служение происходит с 8:00. По окончании, если не препятствует погода, совершается крестный ход.

Богатства островов в Белом море привлекали многих людей. Но стяжатели наживы не выдерживали выпавших на их долю испытаний. Только сильные духом и с глубокой верой православные подвижники смогли закрепиться на Соловецкой земле.

Благовещенский собор

Благовещенский собор – самое древнее сооружение на территории Казанского Кремля, и один из основных памятников, сооруженных в честь ознаменования взятия города Иваном Грозным на казанской земле. Сегодня Благовещенский собор – действующий храм Кремля, являющийся, к тому же, частью музейного комплекса Казанский Кремль в качестве его древнейшей и значительной достопримечательности.

Благовещенский собор – самое старинное сооружение на территории Казанского кремля

Этот главный кафедральный собор города помнит многих знаменитых гостей Казани. Были в нем и известные литераторы – А. С. Пушкин; А. Н. Радищев, В. Г. Короленко; молились в нем и посещающие Казань царственные особы – Петр Первый, Павел Первый, Екатерина Вторая, Николай Первый, Александр Второй и Александр Третий. В церковном хоре храма звучал голос Федора Шаляпина. А сам Иоанн Кронштадтский проводил здесь божественную литургию.

История создания Благовещенского собора

4 октября 1552 г., торжественно въехавший в покоренную Казань Иван Грозный в связи с радостным событием – окончанием многолетней борьбы между Русским государством и Казанским ханством – велел соорудить несколько храмов на территории бывшей ханской резиденции. Так, практически в один день, были основаны Спасская церковь, Церковь св. Киприана и Устиньи и Благовещенский храм.

После взятия Казани мусульманская архитектура кремля была заменена на православную

Место для будущего кафедрального собора Иван Грозный выбирал лично. Главный храм должен был находиться в северной части Казанского Кремля, напротив дворца татарских ханов и намеченных к снесению мусульманских мечетей. Русский царь собственными руками установил крест там, где должен был находиться алтарь собора. Всего три дня ушло на строительство первого деревянного храма Благовещения Пресвятой Богородицы, после чего в присутствии царя его и освятили.

Спустя 9 лет, взамен деревянного храмового строения, началось сооружение каменного собора, существующего и поныне. На его строительство прибыло в Казань множество псковских каменных дел мастеров. Приехали сюда и известные Иван Ширяев и Постник Яковлев, построившие знаменитый храм Василия Блаженного. Новый каменный православный собор строился по образцу Успенского собора, сооруженного в московском Кремле. Строительство шло быстрыми темпами, и уже в августе 1562 года состоялось его освящение первым Свияжским и Казанским архиепископом Гурием. Впоследствии мощи Св.Гурия, помещенные в серебряную раку, стали главной святыней храма с 1630 по 1918 гг.

Сегодня мощи Св.Гурия вновь находятся в Благовещенском соборе

Архитектурный облик собора

Монументальный белокаменный Благовещенский собор изначально создавался в виде пятиглавого, трёхапсидного, шестистопного храма. Строился он из волжского известняка, добываемого на другом берегу реки Волги. Купола храма сначала были шлемовидной формы, а стены оформлены закомарами (полукруглыми завершениями участков стен). Размеры храма были меньше сегодняшних в два раза.

Читайте также:
Храм Григория Неокесарийского: история и адрес, описание, святыни

Изображение Благовещенского собора присутствует на всех старинных гравюрах

Однако, в течение всего времени своего существования собор подвергался многочисленным строительным изменениям. Связано это было и с расширением территории храма, и с многочисленными пожарами в Кремле, бушевавшими в те времена довольно часто, нанося существенные повреждения древнему сооружению. Все многочисленные перестройки и переделки храма, реставрационные послепожарные работы, значительно изменили внешний вид и размеры Благовещенского собора относительно его первоначального образа.

К концу 17 века узкие окна были заменены на более широкие. В середине 18 века маковки его боковых глав из шлемовидных стали луковичными. Центральную же главу оформили в виде «украинского барокко» в грушевидной форме. А в начале 19 века к собору был присоединен Архиерейский дом посредством сооруженной закрытой галереи, а середина того же века ознаменовалась пристройкой мощной трапезной (арх. Петонди), которая значительно расширила площадь сооружения.

Массивная трапезная значительно увеличила площадь старинного храма

Дело в том, что первоначально с западной стороны Благовещенского собора еще с конца 17 века стояла Рождественская церковь.

К середине 18 века она была признана ветхой и подлежала разборке, а на ее месте предполагалось строительство новой церкви Рождества Христова. Но по предложению Николая Первого, посетившего в тот период Казань и, в частности, Благовещенский собор, решили вместо новой церкви пристроить к кафедральному собору большую трапезную, что и было сделано. При строительстве трапезной в расширенном помещении храма возникло также два придела, имеющих отдельные входы. Один из них освятили в память стоявшей здесь ранее Рождественской церкви, а другой – в честь Бориса и Глеба.

Так выглядит собор на рисунке знаменитого Турнерелли в середине 19 века

При создании придела Бориса и Глеба обнаружилась старинная келья, где Св.Гурий любил когда-то молиться в полном уединении. Стену коморки украшал Образ Спасителя, написанный минеральными красками. Позже вход в келью был оборудован снаружи, а затем сооружена часовня, которая стоит до сегодняшнего времени.

Вход в бывшую келью Св.Гурия

Это была последняя существенная переделка храма. Практически в том состоянии Благовещенский собор дошел до нас. А псковское авторство 16 века сохранили только аркатурные пояса, которые и сегодня можно видеть на барабанах глав и апсидах собора, да сохранившийся ярко выраженный орнамент псковских строений 16 века.

Несмотря на изменения, увидеть следы архитектуры 16 столетия вполне возможно

В начале 20 века проводится капитальная реконструкция храма, которой руководил архитектор Ф.Н.Малиновский. Частично отреставрирована была стеновая роспись, керамическая узорчатая плитка, не утраченная до сегодняшних дней, покрыла пол, в собор в духе времени провели отопление и электричество.

Внутреннее убранство храма периодически подновлялось или менялось

Внутри соборные стены вначале были покрыты фресками, но после каждого пожара они подновлялись и переписывались, а во второй половине 18 века были полностью заштукатурены. Со второй половины 19 века на стенах появилась масляная живопись.

Судьба собора после революции

Разрушения культовых строений Казанского Кремля и, в частности, кафедрального храма начались в Гражданскую войну, еще до полного установления в городе Советской власти. В сентябре 1918 года, захваченную белогвардейским Чешским корпусом, Казань осадили отряды Красной Армии. Обстрел Кремля велся из крупнокалиберных орудий со стороны Порохового завода. Благовещенскому храму досталось тогда по полной программе – прямыми попаданиями снарядов были уничтожили все соборные купола.

В советский период Благовещенский собор находился в плачевном состоянии

Так обезглавленный и расстрелянный собор встретил установившуюся вскоре советскую власть, которая в ближайшее же время закрыла все кремлевские церкви. Резиденция главы епархии Анатолия была переведена в Иоанно-Предтеченский монастырь. На храм Богородицкого монастыря были возложены обязанности кафедрального собора. Из святынь храма верующим отдали только раку с мощами Св.Гурия и некоторое количество икон. Значительное богатство Благовещенского собора, включая иконы, их оклады, вклады богатых горожан, серебряные и золотые произведения искусства, шитье золотом и прочее-прочее, было уничтожено или разграблено.

Пострадала и ценнейшая библиотека собора – чудом сохранившиеся книги находятся теперь в фонде библиотеки Университета. Среди уцелевших старопечатных книг есть очень ценный экземпляр Евангелие 1606 года, с расписными темперными миниатюрами. Эта замечательная книга была подарком собору от митрополита Казанского Ефрема, в 1613 году венчавшего на царствование первого Романова – Михаила Федоровича.

Евангелие 1606 года чудом уцелело во всех исторических катаклизмах

Все ценное, что чудом сохранилось, на основании январского постановления 1922 г. “О ликвидации церковного имущества” перешло на баланс Национального музея. Три сохранившиеся иконы стали достоянием Музея Изобразительных искусств. Вскоре соборного настоятеля Питирима сослали на Соловки. А в 1929 году катастрофическая нехватка материалов для строительства привела к решению городских властей разобрать все закрытые церкви. Такая же судьба ждала и бывший кафедральный храм. В 1932 разобрали высокое крыльцо храма и остатки ранее уничтоженной колокольни. Собор по чистой случайности остался невредимым. Без куполов, без крыльца и без колокольни стоял Благовещенский собор в административном центре Кремля почти полвека.

Здание храма без куполов даже не сразу можно разглядеть на фото 30-х годов

Вскоре здание собора занял Госархив, что в общем то и спасло храм от полного уничтожения. Помещения подвалов, являющиеся некрополем для священнослужителей на протяжении долгого времени, превратились в овощехранилище. Келья Св.Гурия сгодилась под сторожку. В таком плачевном состоянии дожил собор до середины 70-х годов, до начала реставрационно-восстановительных работ, которые вернули храму его внешний облик середины 19 века.

Читайте также:
Свято-Никольская церковь в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

А в конце 90-х годов, Госархив переехал в другое помещение. Благовещенский храм был возвращен верующим и одновременно стал частью музейного комплекса «Казанский Кремль». Все эти новшества по пути возрождения храма позволили провести очередные качественные реставрационные работы по восстановлению иконостаса, стен и внутренних помещений.

Реставрация собора была проведена и снаружи и внутри

Новое освящение славного историко-архитектурного памятника и действующего храма состоялось 19 июля 2005. Сегодня при соборе находится Музей его истории, посещение которого платное. А работает он ежедневно с 8 утра до 19 часов вечера.

А вот на месте бывшей храмовой колокольни сегодня расположен сквер, где в 2003 году установлен Памятник «Зодчим Казанского Кремля», разработанный группой скульпторов Казани.

На месте бывшей Колокольни сегодня находится Памятник зодчим Кремля

В этих фигурах увековечены русские и татарские строители, рука об руку трудившиеся над созданием архитектурного кремлевского комплекса с середины 16 века.

История храмовой Колокольни

После постройки храма первоначально около него была сооружена деревянная колокольня – так называемая звонница. В первую половину 17 века вместо нее воздвигли 50-ти метровую пятиярусную колокольню из белого кирпича, очень напоминающую колокольню Ивана Великого в Москве и немного уступающую по высоте Башне Сююмбике.

Колокольня Благовещенского собора была красива и высока

Первый ярус сооружения был оснащен полуторапудовым колоколом – самым большим в Казани. Между четвертым и пятым ярусами были расположены три ряда ступенчатых кокошников, заменяющих собой крышу. Высокая позолоченная глава колокольни своей формой напоминала русский шлем Московского царства, и это было основное отличие казанской колокольни от московской. В 18 веке на колокольне находились часы с боем. Считается, что в ее архитектурном стиле сочетались элементы Башни Сююмбике в качестве татарских мотивов, и русского зодчества в виде кокошников и шлема.

Колокольня находилась около трапезной храма, примыкая к ее крыльцу. Еще в путеводителе по Казани, датируемым 1927 годом, колокольню Благовещенского собора описывают как хорошо сохранившееся архитектурное сооружение 17 века. А вот уже в 1928 году ее уничтожают по идеологическим соображениям. До нас ее облик сохранили только немногочисленные старинные гравюры, литографии и фотографии.

Но и без Колокольни древний собор является старинной жемчужиной Казанского Кремля

Увидеть Благовещенский собор, посетить его, а также заглянуть в Музеи истории храма надо обязательно. А узнать о других достопримечательностях Казанского Кремля можно здесь.

Благовещенский собор Казанского кремля

Благовещенский собор Казанского кремля — выдающийся памятник русской архитектуры XVI века. С 1552 года по 1918 Благовещенский собор был кафедральным храмом Казанской епархии (в настоящее время кафедральным является Никольский собор на ул. Баумана), здесь веками совершались рукоположения священников, а с конца XIX в. и хиротонии епископов (здесь были посвящены в епископский сан Антоний (Храповицкий), Андрей (Ухтомский)).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшая из сохранившихся каменных построек города Казани.

Построен он был в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей в 1562 году.

На протяжении четырёх с лишним веков своего существования Благовещенский собор подвергался многочисленным ремонтам и трём реконструкциям после разрушительных пожаров 1596, 1672, 1694, 1742, 1757, 1815 годов.

Наиболее полные сведения о ремонтах и перестройках собора даны в трудах А. Яблокова и Н. Разумова.

После пожара 1672 года при Казанском митрополите Иоасафе (1675-1686) были отреставрированы наружные стены, купола и главы покрыты железом. Пострадал собор и в пожаре 1694 года, митрополитом Маркеллом (1694-1699) произведена первая реконструкция Благовещенского собора. С северной стороны на месте деревянной древней церкви Богословия был построен небольшой тёплый храм во имя Рождества Христова с одной главкой, соединявшийся коридором с холодным Благовещенским собором. Узкие окна собора были расширены, храм украшен стенным письмом, устроен новый позолочённый с резьбой иконостас.

В Благовещенском соборе проявилась одна примечательная особенность древнерусской архитектуры – главенствующее значение внешнего облика в сравнении с его интерьером. Развитая объёмно-пространственная композиция крестово-купольного храма, затейливая форма купольных глав придавали собору сложный силуэт, а продуманная система декорировки — ритм узких щелевидных окон, позолота глав, орнаментальная обработка апсид и барабанов декоративными поясками — создавали впечатление художественной цельности и завершённости облика древнего собора.

В тот же строительный период, несколькими годами ранее, с юго-западной стороны паперти собора была возведена пятиярусная колокольня в формах русской узорчатой архитектуры второй половины XVII — начала XVIII веков. О строительстве колокольни в XVII веке свидетельствуют два рисунка Н. Витзена, приведённых в его книге, вышедшей в 1692 году. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой и мощный колокол древнего города, вес его составлял 1500 пудов (около 24570 килограммов). Под звонницей первоначально помещался храм в честь святой мученицы Ирины, который в XVIII веке по ветхости был закрыт и возобновлён только в 1832 году на средства казанского купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского.

Значительная реконструкция собора, вторая по времени, производилась в 1736 году. Шлемовидные главы приобрели новые формы: центральная глава — барочную двухъярусную грушевидную, а боковые — более выпуклые луковичные формы. Центральная глава была покрыта медью и позолочена. С западной стороны к четверику собора была пристроена трапезная с подвалом, двумя главками и крытым крыльцом.

Во время больших пожаров в Казани 1742 и 1749 годов оба соборные храма обгорели. При архиепископе Луке Конашевиче в период 1736-1755 годов они вновь были восстановлены: обновлено стенное письмо и иконы, все главы Благовещенского собора позолочены.

Читайте также:
Сретенская духовная семинария: описание, учебный процесс, курсы и лекции

После пожара 1757 года собор был восстановлен старанием митрополита Гавриила (1755-1762). При митрополите Вениамине (1762-1782) главы собора были вновь позолочены, покрыты «чистым листовым железом», внутри собор был оштукатурен, украшен внутри и снаружи архитектурными лепными фигурками, возобновлена стенная роспись, увеличилась паперть.

Несмотря на частые ремонты, к концу XVIII века собор пришёл в ветхость, и при архиепископе Амвросии (Подобедове) (1785-1799) был произведён капитальный ремонт: укреплены стены собора и колокольни, исправлены крыши, обновлены иконы и стенная живопись. Во время этого ремонта бывшая близ колокольни над вратами в архиерейский двор ветхая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы была разобрана, а материалы употреблены на починку собора.

Опустошительный пожар в Казани 3 сентября 1815 года, жертвою которого сделались 1500 домов, 19 церквей, сильно повредил и Благовещенский собор; пламя уничтожило его интерьер: иконостас, утварь, хоры, окна и двери, вместе со штукатуркой погибла и древняя настенная роспись (остатки которой обнаружены и отреставрированы в начале XXI века), даже чугунный пол был поврежден огнём. Тёплый же храм остался неповреждённым. Этот пожар заставил основательно заняться реконструкцией храма. С 1817 по 1821 год полуразрушенная трапезная была реконструирована, появилась крытая галерея, соединившая собор с архиерейским домом.

В связи с ростом населения города в 1830-х годах возникла необходимость на месте Благовещенского собора построить новый, для чего потребовалось бы снести старый собор и колокольню. В 1835 году губернский архитектор Ф. И. Петонди и академик архитектуры М. П. Коринфский сделали несколько вариантов проектов.

Император Николай I, посетивший Казань 20 августа 1836 года, не одобрил эти проекты, а «Высочайше повелел обратить холодный Благовещенский собор в тёплый и расширить его».

В 1841 году по проекту Петонди началась третья крупная реконструкция собора. В 1841 году был разобран Рождественский собор. На месте южного придела во имя Бориса и Глеба была заложена придельная церковь во имя Рождества Христова в память о разобранном Христорождественском соборе, а с северной стороны заложена новая придельная церковь во имя Бориса и Глеба, так же, как и южный придел, на прежнем фундаменте. Освящение вновь отстроенных приделов было совершено в июне 1846 года. С западной стороны в 1842-1843 годах к собору были пристроены новая большая двухсветная трапезная, дошедшая до наших дней, и высокое открытое крыльцо, которое в 1863 году по проекту Бессонова было обращено в крытую со всех сторон паперть.

Пол в соборе в 1842 году был поднят на одну сажень.

В этот период в соборе было устроено печное отопление. В разных его местах были расставлены несколько огромных голландских изразцовых, а частью так называемых унтермаркских круглых печей. Перестройка Благовещенского собора была произведена с большими отступлениями от проекта, о чём свидетельствуют архивные документы.

Следующий крупный ремонт собора производился в 1855 году. Губернский архитектор Бессонов сделал проект обновления иконостаса по древним образцам в православных церквах. Иконописные работы были выполнены Гагаевым, устройство иконостаса, его позолота и окраска стен — мастеровыми купчихи Ильиной и мастером Бичуровым.

В 1869-1870 годах известным иконописцем России из села Палеха Владимирской губернии Н. Л. Сафоновым была выполнена работа по росписи стен и сводов собора. Поновление иконостаса и киотов исполнил мастер Агеев.

В 1875 году московским мастером Бычковым печное отопление было заменено двумя пневматическими печами, которые были сделаны из белого огнеупорного кирпича в нижнем этаже собора, от них нагретый воздух, по выведенным из-под пола трубам, выходил в помещение храма через отдушины, сделанные в лёгких и красивых тумбах, поставленных в нескольких местах у стен храма. Отдушины по необходимости открывались и закрывались. На местах разобранных изразцовых печей на стене, отделяющей главный храм от трапезной, рукой Н. Л. Сафонова были написаны священные изображения. В это же время на четырёх столбах в храме громоздкие иконы заменили росписями, как это было сделано раннее в верхних частях колонн. На западной стене собора в простенках между входными арками написаны две картины, изображающие Иисуса Христа и апостолов. Западная стена трапезной у входных дверей храма на месте печей тоже была расписана. Деревянные алтарные двери заменены бронзовыми и позолочены, с написанными на них иконами святых евангелистов.

Через двадцать лет, в период 1889-1890 годов, Благовещенский собор вновь ремонтировался: была промыта стенная роспись, исправлена и окрашена кровля, позолочены главы.

В 1904 году архитектором Ф. Н. Малиновским были изготовлены проект и смета на ремонтные работы по собору и перестройку колокольни, которые начались летом 1906 года. Произведено обновление наружных стен собора и колокольни, вместо ветхого пристроя к келье святого Гурия сооружена красивая каменная часовня. В 1907 году были окрашены крыши и главы, позолочены кресты и звёзды на главах, устроены калориферное отопление и вентиляция. В 1908 году обновлены приделы собора. После ремонта, при освящении 1 февраля 1909 года, южный придел был переименован во имя святых Бориса и Глеба, северный придел — во имя святого Гурия. Кроме двух приделов, при соборе имелись ещё два придельных храма. Один во имя святого Германа — казанского чудотворца, в колокольне под звонницей, он первоначально назывался в честь святой мученицы Ирины и по ветхости в конце XVIII века был закрыт. В 1832 году на средства купца Чижова был отремонтирован и освящён во имя святого Германа.

Читайте также:
Среднеуральский женский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Другой придельный храм, во имя Всех Святых, находился в подвальном этаже под алтарём собора в усыпальнице Святителей Казанских, освящён в 1896 году.

Последний ремонт Благовещенского собора дореволюционного периода производился в 1913-1914 годах, когда в ознаменование 300-летия Дома Романовых ожидался приезд в Казань императора Николая Александровича. Известными в России иконописцами — братьями М. Н. и Н. Н. Сафоновыми (сыновья Н. Л. Сафонова) были поновлены стенная живопись, иконы и утварь.

Кафедральный Благовещенский собор часто подвергался пожарам, разрушениям и реконструкциям и в советский период.

В 1930-х годах колокольня Благовещенского собора, крыльцо с западной стороной, часовня святого Гурия, главы собора были снесены, остался лишь центральный барабан. В таком виде собор просуществовал до второй половины XX века.

В 1950-х годах, с созданием в Казани Специальной научно-реставрационной мастерской, начались работы по изучению здания Благовещенского собора. Первые исследования этого древнейшего сооружения как памятника архитектуры города Казани и предложения по его реставрации были сделаны доктором архитектуры, заслуженным архитектором России профессором С. С. Айдаровым.

28 ноября 1978 года Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры был согласован эскизный проект реставрации Благовещенского собора, предусматривающий фрагментарную реставрацию памятника по оптимальному облику с восстановлением утраченных главок XVIII века. Годом позже Казанской специальной научно-реставрационной мастерской были восстановлены утраченные главки и кресты собора.

К началу XXI века, в связи с 450-летием Казанской епархии, проведены реставрационные работы, восстановлены утраченные элементы внешнего облика здания, в интерьерах отреставрированы настенная живопись, воссозданы иконостас, пристенные киоты, паникадила и другие атрибуты внутреннего церковного убранства. Комплексные научные исследования и проектные и восстановительные работы осуществлены реставраторами Татарского специального научно-реставрационного управления совместно со специалистами государственного унитарного предприятия «Татинвестгражданпроект» и Межобластного научно-реставрационного художественного управления.

Описание [ править ]

Благовещенский собор Казанского Кремля — самый удаленный образец псковской архитектурной школы и самый древний из сохранившихся памятников истории и архитектуры в ансамбле Кремля и города. Крестовокупольный, с пятью главами, покоящимися на шести столпах и тремя алтарным апсидами собор изначально воссоздавал планировку и облик Успенского собора Московского кремля, подчеркивая новый статус Казанского царства. В подклете собора нашли упокоение многие казанские архипастыри, таким образом Благовещенский собор для Казанского края имел то же значение, что и Ризоположенский собор для Московского кремля.

Несмотря на позднейшие реконструкции, исконный псковский стиль собора прочитывается в полосе типично псковского орнамента, опоясывающей основание центральной главы, и аркатурном поясе, украшающем апсиды.

Святыни [ править ]

В ходе реконструкции собора в 1841 году под Борисоглебским приделом была открыта келья святителя Гурия — небольшая каморка, сложенная из того же волжского камня, что и собор, в которой святитель уединенно молился, как написано в Житии «обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба» .

На стене был обнаружен написанный, вероятно самим святителем, минеральными красками Нерукотворенный Образ Спасителя, краски которого становятся ярче год от года. Келья сразу стала объектом паломничества казанцев, вскоре для фрески был устроен киот, стены оштукатурили, с запада прорезали дверь. Несколько позднее на средства старосты собора В. Ф. Булыгина к келии была пристроена часовня, сохранившаяся до наших дней.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 420014, г. Казань, Кремль, а/я 25

Благовещенский собор в Казани

Во многих уголках нашей огромной страны можно найти настоящие духовные сокровища. Сегодня познакомимся с Благовещенским собором города Казань, республика Татарстан. Это величественное строение не только прекрасный образец архитектурного зодчества, но и настоящая духовная лечебница для человеческих душ.

История собора

Прекрасный памятник истории и архитектуры, которым сегодня является Благовещенский собор в Казани, вырос из небольшой деревянной церквушки. Ее по личному приказу самого царя Иоанна Грозного за три дня возвели на пустыре и освятили в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Это произошло осенью 1552 года, а уже в 1556 году началась постройка большого и красивого каменного строения.

Возводился храм Постником Яковлевым, известным мастером из Пскова. В команде с ним работало около 80 каменщиков и рабочих.

Интересно! Благовещенский собор был возведен недалеко от старых, разрушенных мечети и дворца хана, что символично означало победу христианства на татарской земле.

С освящением Благовещенского храма начинается история всей Казанской епархии, первой главой которой стал архиепископ Гурий, который после своей смерти будет прославлен в лике святых.

Другие православные храмы в Казани:

Первоначальная постройка, которая не сохранилась до нашего времени из-за большого количества реконструкций после пожаров, представляла собой каменный храм с пятью главами. Несколько позже постройки основного здания к нему присоединили и боковые пределы, освященные в честь чудотворцев Мурома, а также святых Бориса и Глеба.

Изначально храм был расписан уникальными фресками, отдельные фрагменты которых сохранились и до наших времен, несмотря на многочисленные пожары. Так, во время проведения одной из последних реконструкций храма, на стенах была найдена аутентичная фреска, датируемая XVII в. Это изображение Казанской иконы Божьей Матери, перенесенное на стену храма с явленной иконы.

Уникальной была и колокольня, возведенная в казанском Кремле, и поражавшая каждого, кто там побывал. Именно там находился самый большой колокол во всей Казани, его вес был примерно равен 24,5 тоннам. В колокольне располагалась церковь в честь еще одного архиепископа Казани, святителя Германа, а также храм, освященный в память мученицы Ирины. К сожалению, все сооружение звонницы с колоколами не сохранилось и было утрачено в 1928 году. Ее разобрали за ненадобностью большевики.

Пожары и реконструкции

К середине XVIII века церковь была значительно отремонтирована, купола поменяли свою форму, появился центральный купол. Также к зданию была пристроена трапезная. Но в скором времени, в самом начале XIX века, в Казани случился страшнейший пожар, который уничтожил большую часть на только кафедрального собора, но и всего казанского Кремля. Пришлось заново реконструировать древнюю церковь.

Читайте также:
Собор Рождества Богородицы в Батуми: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Мастером Ф. И. Петонди был разработан проект реконструкции, который сильно изменил внешний вид всего ансамбля. Была полностью переделана сгоревшая трапезная — теперь она была очень высокой и имела лестницу на хоры.

Важно! Поскольку здание очень сильно пострадало после пожара, выдвигалось предложение снести его вовсе и построить на его месте новое. Но царь Николай І не поддержал такое решение.

Именно по указу царя проводилась обширная реконструкция храма. Он стал просторнее, больше, и — что самое важное — в нем стало тепло.

Ещё интересные статьи о православии:

Появились и многие дополнительные элементы и детали: крыльцо, которое позже стало большим крытым входом; часть новой трапезной была отделена для создания церковной ризницы, которая в те годы была очень богата.

В 1750-х годах в казанском Кремле произошло сразу два довольно сильных пожара, после которых приходилось восстанавливать значительную часть храма. Купола были позолочены, фрески на стенах отреставрированы. И снова эти старания были уничтожены огнем — в 1757 году пришлось заново золотить купола и расписывать стены храма. Все работы были выполнены стараниями митрополита Гавриила.

Несмотря на то что из-за постоянных пожаров церковь много ремонтировалась, к началу XIX века она была в довольно обветшалом состоянии. Архиепископ Амвросий выполнил обширное капитальное восстановление всех зданий и сооружений храмового комплекса. Собор был украшен новыми фресками, росписями, художественной лепкой и приобрел самый красивый и величественный вид.

Но испытания на этом не закончились. Уже в 1815 году Казань накрыло невиданным пожаром, в котором выгорело более 1.5 тыс домов и несколько десятков маленьких церквей. Не обошла стихия и Благовещенский собор — его внутреннее богатое убранство и оформление практически полностью было уничтожено. Сгорели уникальные стенные росписи и фрески, утварь, резные деревянные элементы. Даже пол, вылитый из толстого чугуна, подвергся деформации. Восстанавливали храм долго — аж до 1821 года.

Интересно! Перед началом революции последние восстановительные работы были в 1914 году, перед приездом в Казань императора Николая.

Революция и начало гонений на церковь

С началом революции и приходом к власти большевиков, большинство храмов ожидала незавидная участь. Не стал исключением и Благовещенский Казанский собор — он был закрыт, а в его помещениях был организован архив. Это и позволило сохранить до наших дней многие уникальные фрески и часть интерьерного оформления — ведь в архиве поддерживалась оптимальная температура и влажность воздуха.

Первое, на что обратили внимание большевики — это богатейшая ризница храма. Представители власти попытались было изъять содержимое, как не имеющее исторической ценности, но ризницу удалось передать в музейное ведомство. Однако, это не сильно спасло положение — через несколько лет все ее содержимое бесследно исчезло. В начале ХХ века в ней были собраны такие сокровища:

  • тонкой работы архиерейские облачения, инкрустированные драгоценными камнями и расшитые золотом;
  • редкие средневековые книги, многие из которых были рукописными;
  • церковная утварь с позолотой;
  • древние иконы в дорогих окладах;
  • множество других ценных предметов, использовавшихся в церковных богослужениях.

Самыми большими потерями с началом советского правления можно считать утрату большого количества уникальных икон. Со времени основания храма и до наших дней сохранились всего лишь несколько штук небольших аналойных образов. Все настенные и алтарные иконы утеряны безвозвратно.

Не обошлось и без разрушений. За ненадобностью была снесена колокольня, которая до того времени была настоящим украшением всего архитектурного комплекса. Колокольня так и не была восстановлена даже в последующие годы, когда собор вернулся под юрисдикцию православной Церкви.

Восстановление и начало служб

Литургии не совершались в храме очень продолжительное время — впредь до 2005 года. Начало восстановления комплекса было положено в 1995 году, когда президент Республики Татарстан выдал соответствующий указ, согласно которому все здания собора передавались в ведомство исторического музея «Казанский Кремль». Тогда же был создан специальный восстановительный фонд, а Казанская епархия оказывала значительную помощь в деле реконструкции собора.

Длительные и сложные ремонтные и строительные работы, направленные на приведение церкви в должный вид, увенчались успехом, и в июле 2005 года новый красивый собор был с большим торжеством освящен Анастасием, архиепископом Казанским и Татарстанским.

Первые службы, после многих десятилетий забвения, носили особый характер. Их служил сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Увидеть Его Святейшество и поучаствовать в торжествах стекалось огромное количество православных прихожан со всей России.

На сегодняшний день Благовещенский собор Казанского Кремля — величественный соборный архитектурный комплекс, где на литургии может помолиться любой православный человек. Двери храма ежедневно открыты для паломников, службы служатся по воскресным и праздничным дням.

Святыни

Много веков подряд главной святыней храма считалась рака с мощами основателя собора — Гурия, первосвятителя Казанского. После его смерти, гроб был захоронен за алтарем построенного им храма, а спустя три десятилетия его мощи обрели нетленными при очередной реконструкции.

Мощи были перенесены в новую, богато украшенную раку, на обустройство которой часто жертвовали местные купцы. Рядом с ракой находились личные вещи святого — его фелонь и деревянная палица, на которую святитель опирался во время многочасовых молитвенных воздыханий.

Почитание первосвятителя в Казани было столь велико, что праздничные богослужения в его честь совершались трижды в год. День обретения его святых мощей был особым праздничным — помимо обычной литургии совершался торжественный крестный ход, а сам император издал указ, объявляющий этот день в Казани выходным.

Читайте также:
Храм Троицы в Листах: описание и адрес храма, история, святыни, расписание богослужений

В середине XIX века, при проведении очередной реконструкции, была найдена и келия святого. Она представляет собой совсем крошечное помещение, сложенное из камня, в котором святитель проводил время в уединенной сердечной молитве.

На каменной стене келии был обнаружен эскиз Спаса Нерукотворного, который, по всей видимости, принадлежал кисти самого святителя Гурия. Интересно, что после обретения келии, потускневшие от веков краски становятся все отчетливее и ярче.

Очень скоро молва об обретении келии распространилась по всей Казани, и в храм стали стекаться паломники. Келию сделали для них доступной, прорубили дополнительную дверь, а для настенной фрески создали специальный киот. Позже к самой келии была достроена отдельная часовня, которая сохранилась и до наших дней.

Собор сегодня

К счастью, мы сейчас живем в то благословенное время, когда официально вера не гонима и любой православный христианин может позволить себе молиться в прекрасных храмах по всей территории нашей страны.

На сегодняшний день Благовещенский собор является памятником истории и архитектуры Казанской земли, входит в музейно-исторический комплекс «Казанский Кремль». Рядом находятся Архиерейский дом, башня Сююмбике и памятник Зодчим. Именно этот собор считается самым древним и большим элементом всего заповедника, хотя его высота несколько уступает мусульманской мечети.

Помимо посещения самого храма, который открыт ежедневно с 9.00 и до 19.30, все паломники и гости Казани могут посетить Музей истории, где узнают много интересных фактов как о Казанском Кремле, так и обо всей Казани в целом.

Богослужения ежедневно не служатся, точное расписание служб желательно узнавать заранее на официальном сайте или же позвонив в церковь. Как правило, Божественные литургии проходят тут во все воскресные и праздничные. Предваряет утреннюю литургию вечерняя служба накануне.

Добраться до комплекса можно от станции метро «Кремлевская» на маршрутах № 83, 89, 28а, 22 и 522.

Благовещенский собор

Информация для посетителей

Во время посещения собора необходимо надеть платок (для женщины), снять головной убор (для мужчин) закрыть оголенные части тела (плечи, колени), перевести телефон в беззвучный режим. Запрещено фотографировать молящихся, чтецов, лиц, ответственных за проведения религиозных мероприятий. При проведении религиозных мероприятий доступ туристов может быть ограничен.

Режим работы

Благовещенский собор работает ежедневно
с 9:00 – 19:00

В 1996-2005 годах под руководством архитекторов Татарского специального научно-реставрационного управления Р.Р. Раимовой и И.Б. Харисовой велись работы по реставрации Благовещенского собора. 19 июля 2005 года собор вновь был освящён архиепископом Казанским Анастасием. 21 июля 2005 года Первую литургию в возрожденном соборе отслужил Патриарх Алексий II.

Описание объекта

Благовещенский собор построен в 1561-1562 годах в северо-восточной части Казанского Кремля псковскими мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем на месте небольшой деревянной церкви, созданной по указу Ивана Грозного в 1552 году.

Собор на протяжении своей истории многократно перестраивался, горел в пожарах, реставрировался, а в советский период храм был закрыт, часть архитектурных объектов было разрушено, здание собора использовалось для бытовых нужд. Реставрация собора прошла в 1977-1982 и в 1996-2005 годах.

Благовещенский собор представляет собой строение с 5 главами, 5 апсидами (полукруглый выступ здания, примыкающий к основному объёму) и 2 приделами (часть храма, выделенная для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений).

Центральный объём сложен из белого камня, опирается на 6 столпов, имеет 4 боковых барабана (цилиндрическая верхняя часть здания, которая венчается куполом) с луковичными завершением и 1 центральный барабан, выполненный в стиле украинского барокко, 3 апсиды и боковые приделы с апсидами. Внутренние столбы в храме круглые, переход к главному куполу оформлен в виде сводчатой конструкции в форме части конуса (тромп), что визуально позволяет перейти от купола к кубическому объёму помещения.

В основном объёме имеется цокольный этаж, стены и крестовые своды которого выложены из тесанных блоков известняка. Цокольный этаж XVI века использовался как отдельный храм Всех Святых.

Фасад здания украшен узорчатыми поясками, соединенными аркатурами (ложные арки). Стены имеют килевидные завершения (полуовал с внешним заострением) и позакомарные (полукруглое завершение стены) покрытия. Боковые луковичные главы голубого цвета украшены позолоченными звёздами, позолоченная центральная глава имеет барочную грушевидную форму.

С южной и северной сторон к центральному объему собора примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада – обширная двухсветная трапезная. Трапезная построена из кирпича, оштукатурена, имеет позакомарное покрытие, фасады декорированы плоскими пилястрами (вертикальный выступ). Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры (верхняя открытая галерея) с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX века).

В 1996-2005 годах под руководством архитекторов Татарского специального научно-реставрационного управления Р.Р. Раимовой и И.Б. Харисовой велись работы по реставрации Благовещенского собора. 19 июля 2005 года собор вновь был освящён архиепископом Казанским Анастасием. 21 июля 2005 года Первую литургию в возрожденном соборе отслужил Патриарх Алексий II.

В настоящее время Благовещенский собор является действующим православным храмом, открытым для посещения. В подклети храма находится Музей истории Благовещенского собора, открытый для посещения.

До настоящего времени не сохранилась колокольня Благовещенского собора, которая была построена в XVII веке по благословению казанского митрополита Матфея. Пятиярусная 50-метровая белокаменная колокольня была видна каждому, кто въезжал на территорию Казанского Кремля. На нижнем ярусе колокольни находился огромный колокол весом 2,5 тонны – самый большой в древней Казани. В XVIII веке на колокольне были часы с боем, а купол изначально имел шлемовидную форму. Колокольня примыкала к крыльцу трапезной части Благовещенского собора. Под колокольней находился храм, первоначально освященный в честь святой мученицы Ирины, но конце XVIII века из-за ветхости он был закрыт. По инициативе архиепископа Казанского Филарета этот храм в 1832 году был восстановлен и освящен во имя казанского чудотворца святого Германа. В советский период колокольня была разрушена. Сейчас на её месте находится сквер.

Читайте также:
Уваровская епархия: храмы и монастыри, священники и настоятели, святыни

Благовещенский собор Казани

Метро станция «Кремлевская»
Автобус Ост. «Батурина», № 22, 28а, 89.
Автобус Ост. «Центральный Стадион», № 6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75.
Троллейбус Ост. «Центральный Стадион», № 2.

Благовещенский собор — это древнейшая, сохранившаяся до наших дней, каменная постройка в Казани. Он находится на территории городского Кремля и является самым крупным зданием всего комплекса. Благовещенский собор со дня своего основания и до революции был кафедральным.

Комплекс Благовещенского собора также включает также здания Архиерейский дома, Консистории и ряд археологических памятников. В частности, фрагменты каменных построек XV — XVIII веков, остатки средневековых деревянных и каменных мостовых.

История храма

Храм строился в 1561 — 1562 годах, в 1562 был освящён. История сохранила и имена зодчих: Благовещенский собор возвели псковские мастера, во главе с Иваном Ширяем и Постником Яковлевым. За десять лет до появления каменного собора (в 1552) на месте будущего храма по приказу Ивана Грозного за три дня возвели деревянную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенский собор представлял собой пяти-главый, трёх-апсидный храм с двумя приделами. В конце ХVI, XVIII и XIX веках собор несколько раз перестраивали и реставрировали после пожаров.

Благовещенский собор внутри: панорамы Google. Maps

Во времена «воинственного атеизма» собор сильно пострадал: в 30-е годы ХХ века снесли колокольню и главы собора. Богатейшее собрание соборной ризницы (драгоценная утварь, рукописные книги, образцы золотного и лицевого шитья) после революции было спасено благодаря искусствоведу Петру Дульскому и профессору Казанского университета Иринарху Стратонову. Уцелевшие от произвола чекистов вещи передали в Губернский музей (сейчас это Музей Республики Татарстан).

После реставрации, проведённой в 70-х — 80-х годах главы восстановили, также реконструировали древнейшую часть храма. В интерьере собора очень интересны сохранившиеся фрагменты фресковой росписи, а также масляная живопись ХIХ века. В 1996 — 2005 году реставрацией занимались московские специалисты. Была обнаружена самая древняя известная на сегодня фреска с изображением Казанской иконы Божьей Матери XVII века. Также очень интересной деталью является старинное татарское надгробие, датируемое XVI веком. Оно вмонтировано в кладку.

Долгое время главной святыней Благовещенского собора были мощи Казанского первосвятителя Гурия. После революции верующим позволили вынести раку с останками святого. Сейчас они в церкви Ярославских чудотворцев. Частичка мощей вновь вернулась в Благовещенский храм. С 2005 года он является действующим, здесь регулярно проходят богослужения.

Экскурсии в музей при Благовещенском соборе Казани

Собор принимает прихожан и туристов ежедневно с 9:00 до 19:30. Вход в собор бесплатный. Службы в Благовещенском соборе проходят по выходным дням и по праздникам.

Музей при соборе работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00 (билетные кассы закрываются в 17:30), в пятницу с 11:00 до 20:00. Экспозиция музея при Благовещенском соборе включает в себя более сотни экспонатов, среди которых документы и предметы искусства, повествующие об истории храма. Самые ценные экспонаты: древние православные книги XVI века; иконы, выполненные в разных техниках и стилях; посох первого Архиепископа Казанского и Свияжского Гурия.

Стоимость посещения зависит от возраста и численности посетителей:

  • Индивидуальный взрослый билет — 150 рублей.
  • Индивидуальный билет для школьников, студентов и пенсионеров — 100 рублей.
  • Экскурсия по экспозиции в сопровождении экскурсовода от собора (для групп численностью до 20 человек) — 300 рублей. Экскурсия на иностранном языке — 750 рублей.
  • Экскурсия по экспозиции и экскурсия внутри Благовещенского собора — 500 рублей. Экскурсия на иностранном языке — 1000 рублей.

Заказать экскурсионное сопровождение по музею и собору можно по телефонам 8 (843) 567-81-42, (843) 567-81-62 .

При музее проходят творческие занятия и мастер-классы. В постоянной программе:

  • Древнерусская каллиграфия — 150 рублей за человека независимо от возраста.
  • Творческое занятие «Доброе семя» — 150 рублей.
  • Квест « По следам императрицы » — 150 рублей.
  • Творческое занятие « Скетч-открытка » — 50 рублей.

Как добраться до Благовещенского собора Казани

Благовещенский собор находится внутри кремлевских стен, в самом центре Казани. От других знаковых достопримечательностей города (Пешеходная улица Баумана, Парк Тысячелетия Казани, Черное озеро) можно дойти пешком. Станция метро «Кремлевская» расположена у главного входа в Кремль.

Карта пешего маршрута по территории казанского Кремля от станции метро «Кремлевская» до Благовещенского собора

В пешей доступности находится несколько остановок общественного транспорта:

  • «Центральный Стадион» на Право-Булачной улице: автобусы № 6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75; троллейбус № 2.
  • «Батурина» на одноименной улице: автобусы № 22, 28, 28а, 89.

На такси

В пределах центра города в Казани можно недорого передвигаться на такси. В столице Татарстана функционируют приложения для вызова автомобиля с частным водителем: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Такси Везёт и Maxim.

Панорамный вид на Благовещенский собор Казани

Видео Благовещенского собора Казани

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: