Спасо-Преображенский монастырь в Муроме: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Спасо-Преображенский собор – Муромский символ Русского православия.

Монастыри Мурома: Спасо-Преображенский монастырь Муром

«Спаси, Господи!» Спасибо что зашли на наш сайт, у нас Вы найдете много интересной и полезной информации. «Пусть Господь хранит Вас!»

Одним из самых древних памятников православия можно смело назвать Спасо-Преображенский монастырь в Муроме. Становление Спасо-Преображенского собора берет свое начало еще со времен Киевской Руси, а сегодня это величественный символ мирового значения культуры Русского православия, который чтит каждый верующий человек.

  1. САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЗВЕНИГОРОДЕ
  2. СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
  3. СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ АФОН

Немного истории

Впервые Спасо-Преображенский монастырь в Муроме был упомянут еще в 1015 году, при правлении Глеба Владимировича, князя Муромского. Самый древний летописный источник с упоминанием этого строения – «Повести временных лет».

По приказу царя Ивана Грозного в XVI было построено несколько каменных соборов, одним из которых и был Спасо-Преображенский монастырь в Муроме.

За время своего существования обитель часто перестраивали, но, невзирая на это, она сохранила свой первозданный внешний вид. Отличительная черта собора – он соответствует традициям пятиглавых церквей. Сам монастырь выглядит достаточно скромно, строгие пропорции и минимум орнаментации, что придает постройке характер строгой простоты характерный для большинства православных типичных строений.

В 1616 г. Храм сильно пострадал от атаки литовских вооруженных отрядов. Как таково сам храм интереса для литовцев не представлял, просто попался на пути когда они за драгоценными камнями и серебряными ризами в собор.

В XVII веке, когда по всей Руси происходили церковные реформы, Муромский Спасо-Преображенский монастырь стал символом старообрядчества. Храм был реконструирован, построили новые корпуса, открыли первую школу в Муроме, где учились детки священнослужителей.

Впереди монастырь ждало еще много изменений:

• 1917 – с приходом революции храм закрыли;

• 1918 – Спасо-Преображенский собор работает как приходской храм;

• 1990 – возрождение монастыря;

• 2000 – капитальная реставрация

• 2003 – вновь было открыто Духовное училище, которое ранее было еще в 1725 году.

Преображенский монастырь и его строения сегодня

В наши дни Спасо-Преображенский монастырь Муром ухоженный и удивительно красивый, на территории расположены такие строения:

• Два красивых больших храма;

• Гостиница для паломников;

Со стороны собор похож на зарисовку из сказки: большая чистая территория с небольшими красивыми часовнями, пруд с цветами лотосов, тонкий аромат свежеиспеченного хлеба который доносится из местной пекарни.

Спасо-Преображенский собор – главные святыни

В обители собора находятся святые мощи 30 чудотворцев и угодников, самые известные из них:

• Мощи великомученицы Варвары, частицы мощей и деревянная глава, где прихожане и паломники молятся об избавлении от внезапной смерти.

• Святой лик, икона святителя Спиридона, куда приходят страждущие за помощью Господа Бога, чтоб обрести моральный дух и поддержку.

• В 2006 году монастырь обрел еще одну святую реликвию – раку с частицами мощей преподобного Илии Муромца.

Музыка для сердца – колокольный перезвон

Колокольный перезвон Спасо-Преображенского монастыря завораживает и затрагивает сердце каждого кто пришел послушать слово Божье, эта музыка преображает каждого и дает силы, избавляет от душевных и физических болей, а самое главное – дарит прихожанам неиссякаемую веру.

Свято-Преображенский монастырь в Муроме поистине великое строение, красота которого символизирует вечную благодать Господа и праведность христиан.

Памятники архитектуры:

• Спасо-Преображенский храм XVI в.;

• Настоятельский корпус 1687 года;

• Церковь Покровская 1691 года.

Адрес обители

Город Муром, улица Лакина 1а.

На сегодняшний день здесь располагается действующий Свято-Преображенский мужской монастырь.

«Пусть Господь хранит Вас и Ваших близких!»

Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муроме Епархиальные монастыри РПЦ

История

Несмотря на оживлённость и близость к реке,местность,где впоследствии был возведён монастырь,представляла собой удалённую от центра города лесную опушку,вокруг которой возвышались остатки древнего бора. В связи с этим,раньше он так и назывался, «Спасский,что на бору».

Древнейшая иноческая обитель Руси Муромский Спасский монастырь, согласно преданию был основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, рядом с которым впоследствии образовалась монашеская обитель для христианского просвещения Муромской земли.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII – XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.

Еще одна яркая страница в истории связана с Иваном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром.

Молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались поварня, пекарня, «да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.

Читайте также:
Тобольская епархия: церкви и монастыри, приходы и духовенство

В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.

Монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию обители занимало военное ведомство, в монастырских зданиях размещался учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.

В 1990 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.

Молодому монаху Кириллу (Епифанову), назначенному в будущем настоятелем, тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.

Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».

В период активных восстановительных работ были восстановлены Спасо-Преображенский собор, Покровский и Всехсвятский храмы полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь прп. Кирилла Белозерского. Полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня блж. Ксении Петербургской (2006),часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спорительница Хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница, где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.

На территории обители с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто Муромское Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена. По инициативе игумена Кирилла в 2006 году также была открыта Муромская православная гимназия прп. Илии Муромца. Первоначально и она находилась на территории монастыря. В 2013 году отдельное здание для гимназистов построено в городе Муроме на ул. Московская.

В 2013 году была образована Муромская и Вязниковская епархия, выделенная из состава Владимирской епархии. С этого времени обитель стала и административным центром новообразованной епархии. Настоятелем монастыря является в настоящее время епископ Муромский и Вязниковский Нил.

Но монастырь не мыслится без людей, которые его населяют. Центром монашеской жизни является молитва. За молитвой в храме или келье братия проводят большую часть времени. Молитва за богослужением традиционно почитается выше молитвы келейной (кроме особенных случаев Божия избранничества).

В жизни насельника обители труд неотделим от молитвы. Труд монашеский освящен молитвой. Сегодня братия занята на самых разных послушаниях.

В монастыре существует просфорня, на которой трудятся насельники обители. Просфоры пекутся как для самого монастыря, так и для приходских храмов Мурома.

Занимаются братия обители и сельскохозяйственной деятельностью. Небольшой огород находится прямо на территории монастыря. На нем выращиваются овощи

ПУТИВЛЬСКИЙ МОЛЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Путивльский Молченский монастырь. Фотография 2009 года с сайта sobory.ru

Молченский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Путивля, женский монастырь Конотопской епархии

Мужской монастырь-крепость

По преданию, название монастыря произошло от иконы, которая явилась на болоте Молче. Сам же Путивльский монастырь возник как подворье Софрониево-Молченской мужской обители. Есть сведения, что уже в 1519 году в черте Путивльской крепости находился двухэтажный храм, принадлежавший древней Софрониево-Молченской пустыни и был ее подворьем.

B конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной. Относительно невысокие стены имели три яруса бойниц. Французский путешественник Жак Маржерет, побыв в Путивле, писал: “В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля…”

В 1591-1593 г.г. монастырское подворье в Путивле обращается в самостоятельный мужской монастырь, став оборонным и религиозным центром города Путивля.

Благодаря мощным укреплениям Путивльской крепости монастырь не подвергался разорению во время опустошительного набега крымских татар на северные земли в 1592 году.

Грамота, находившаяся в монастырском архиве, свидетельствует что в 1597 году Путивльский Молченский монастырь имел в разных местах вотчины, угодья, приписной храм во имя святых Флора и Лавра.

Осенью 1604 года Путивль сдался Лжедмитрию I, который вошел в город после поражения от войск Бориса Годунова в битве под Добрыничами.

Резиденцией Лжедмитрия в Путивле стала каменная крепость, а точнее – собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря. Комната самозванца, “потаенная восьмигранная палата”, располагалась в верхнем ярусе главной башни собора.

Четыре месяца, находясь в Молченском монастыре, он рассылал прелестные письма”, в которых извещал народ о своем “чудесном спасении” и призывал на борьбу с Борисом Годуновым. Собрав в Путивле и его окрестностях новое войско (40 тысяч человек), самозванец в 1605 году двинулся на Москву.

Когда Софрониева пустынь была разграблена польской шляхтой во главе с самозванцем, тогда игумен Пафнутий с оставшейся малочисленной братией переходит в Путивльский монастырь, как в место совершенно безопасное от разных неприятельских разорений. Вся оставшаяся святыня как – то: иконы, церковная утварь, и прочее были перенесены в Путивльский монастырь. Само место на котором стояла раньше Пустынь и все угодья, которыми она владела, приписаны были теперь к Путивльскому монастырю. Но самое дорогое сокровище из принесенных игуменом Пафнутием была Молченская икона Божией Матери. С тех пор Путивльский монастырь стал называться Большим Молченским и слил еще монастырем «Белой Богородицы» от каменной церкви, выбеленной и построенной по преданию «растрыгой, который назвался царевичем Димитрием». Другие утверждают, что церковь эту построил некий грек Илья.

В “смутное время”, между 1606 и 1612 годами, Молченский монастырь неоднократно горел, отстраивался и был заново освящен в 1630 году. На рубеже XVII-XVIII веков его сильно реконструировали. Сооружение приобрело черты украинского барокко.

В конце XVII века, потеряв значение порубежной крепости, Путивль пришел в упадок, город-крепость превращался в захолустный, провинциальный уездный городок. Вместе с городом приходил в упадок и Молченский монастырь. В период царствования Екатерины II, он лишился своих вотчин, земель и крестьян. И был переведен в статус “монастыря 3-го класса”. Это давало право содержать в монастыре лишь небольшой штат: игумен и 12 монашествующих.

Со временем в монастыре появляется новые сооружения. Была возведена двухярусная колокольня, дополнившая архитектурный комплекс высотных силуэтов.

В 1720–е годы были построены настоятельские покои и братский корпус. В конце XVIII-начале XIX века в обители действовало духовное училище. В 1860–е годы началось строительство теплой церкви, трапезной, корпуса келий.

Один из последних настоятелей монастыря Сосфен писал:

В начале 1920-х годов монастырь был разорен и разграблен, в огне пожара погибла обширная библиотека и иконостас. Монастырь был упразднен. Братские корпуса, храмы, хозяйственные здания использовались под ремеслянное училище, детский дом, склады, затем был завод радиодеталей военно-промышленного комплекса.

Возрождение монастыря

В 1987 году Молченский монастырь (вернее его останки) стал одним из ключевых объектов Путивльского историко-культурного заповедника.

В 1992 году монастырь был возвращён Церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.

28 октября 1997 года по решению Синода Украинской Православной церкви был изменён статус монастыря, он стал женским [2].

Ведутся восстановительные работы сестрического корпуса, храма, подсобных помещений. В храме монастыря ведутся ежедневные богослужения.

Настоятели

Наместники

  • Геронтий (Хованский) (1992 – 1993/август 1994) [3])
  • Алипий (Светличный) ((1994) 30 марта 1995 – 1996)
  • Антоний (Хижняков) (?1996 – ?1997) [4]

Рождества Пресвятой Богородицы Молченский женский монастырь

Мiръ Украина Сумская область Путивль Рождества Пресвятой Богородицы Молченский женский монастырь

Рождества Богородицы Молченский Печерский монастырь — женский монастырь Конотопской епархии Украинской Православной Церкви. Находится в городе Путивль.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святыни
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Местонахождение
  • 5 Где остановиться
    • 5.1 Гостиница “Монастырская” (Путивль)
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

В конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной.

Относительно невысокие стены имели три яруса бойниц. Французский путешественник Жак Маржерет, побыв в Путивле, писал: “В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля. “

Зная о надежности путивльской крепости, здесь, как известно, в 1592 году обосновались монахи загородной Молченской пустыни (ныне Софрониевский монастырь). Они возвели посреди крепостного двора каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, а вскоре прибрали к рукам всю крепость, превратив ее в монастырь. В случае нападения неприятеля монахи были обязаны защищать монастырь-крепость.

История Молченского монастыря тесно связана с таким известным периодом в отечественной истории как “смутное время”.

В 1598 году после кончины царя Федора Ивановича прекратилась династия Рюриковичей; на престол взошел Борис Годунов. В народе ходили упорные слухи, будто бы законного наследника – царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного) – в 1591 году убили в Угличе по приказу Годунова.

Воспользовавшись острой политической ситуацией, монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев бежал в Польшу, где стал выдавать себя за царевича Дмитрия, якобы чудесно спасшегося от расправы. Польские феодалы решили использовать “Лжедмитрия” в своих целях. Они снарядили большое войско для похода на Москву, надеясь присоединить к своим владениям русские и украинские земли. В частности, Путивльские земли самозванец обещал отдать своему покровителю и тестю – сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку.

В битве под Добрыничами (1604 г.) войско Бориса Годунова нанесло поражение Лжедмитрию, и тот вынужден был отойти к Путивлю и укрепиться там. Путивль и многие города Северской земли перешли на сторону самозванца. Причину такого успеха “расстриги” историк Н.М.Карамзин объясняет тем, что здесь еще “жил старый дух литовский. Там было скопище злодеев, беглецов, слуг опалых, они, естественно, ожидали мятежа, как счастья”. Эта мысль подтверждается и высказыванием голландского купца Исаака Массы, который называл Путивль” главой и зачинщиком всех мятежных городов”.

Резиденцией Лжедмитрия в Путивле стала каменная крепость, а точнее -собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря. Комната самозванца, “потаенная восьмигранная палата”, располагалась в верхнем ярусе главной башни собора.

Четыре месяца, находясь в Молченском монастыре, он рассылал “прелестные письма”, в которых извещал народ о своем “чудесном спасении” и призывал на борьбу с Борисом Годуновым.

Собрав в Путивле и его окрестностях новое войско (40 тысяч человек), самозванец в 1605 году двинулся на Москву. В это время неожиданно скончался царь Борис Годунов, и Лжедмитрию легко удалось занять московский престол. Однако, процарствовав всего лишь около года, самозванец был убит.

В “смутное время”, между 1606 и 1612 годами, Молченский монастырь неоднократно горел, отстраивался и был заново освящен в 1630 году. На рубеже ХУП-ХУШ веков его сильно реконструировали. Сооружение приобрело черты украинского барокко.

В конце XVII века, потеряв значение порубежной крепости, Путивль пришел в упадок. Если раньше, по словам того же Лжедмитрия I: “здесь кипел мед и молоко, вели торг самые знатные купцы-гречане золотом, серебром, узорочными каменьями и дорогими локотными товарами”, то теперь город-крепость превращался в захолустный, провинциальный уездный городок.

Вместе с городом приходил в упадок и Молченский монастырь. В период царствования Екатерины II, он лишился своих вотчин, земель и крестьян. И был переведен в статус “монастыря 3-го класса”. Это давало право содержать в монастыре лишь небольшой штат: игумен и 12 монашествующих. Размеренная, богоугодная жизнь монастыря была прервана “новой смутой”, которая обрушилась на всех в 1917 году. Так называемый “октябрьский переворот” перевернул все, разрушил прежние устои.

В начале 20-х годов XX века, в результате варварской антирелигиозной кампании, монастырь был разорен и разграблен. А после умышленного поджога был упразднен и повергнут в забвение на долгие годы. В конце 40-х о нем, правда, вспомнили и, разрушив великолепный храм Иоанна Предтечи, переоборудовали его в ремесленное училище. В 50-е годы в монастыре разместился завод радиодеталей военно-промышленного комплекса. И в бывших храмах заработали мощные пресса, разрушая древние стены. Все вокруг загадили ртутью.

Менялись люди и названия, но намоленные стены продолжали жить своей жизнью. Об этом говорили кресты на соборном храме, которые так и не осмелились снять.

Надежда на спасение появилась в 1987 году, когда Молченский монастырь (вернее его останки) стал одним из ключевых объектов Путивльского историко-культурного заповедника. И, наконец, в 1992 году после семи десятилетий уничтожения, монастырь был возвращен в лоно церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.

С 1997 года по решению Синода Украинской Православной церкви был изменен статус монастыря, он стал женским. С этого момента и начала возрождаться святая обитель. С Божьей помощью, с помощью неравнодушных людей, прихожан обители и силами самих монашествующих ведется реставрация древнего монастыря, этого уникального памятника архитектуры 17 ст.

Дорогие прихожане, паломники, гости города, и все неравнодушные к духовным святыням, верим и надеемся, что с вашей помощью, к проблеме нашего общего духовного очищения и покаяния эта древняя святая обитель не перестанет преображаться.

Просим всех, кто имеет возможность, внести посильную лепту в возрождении этой духовной твердыни, чтобы с обновлением архитектурного наследия силились и укреплялись молитвы, возносимые за всех вас в веках. И Матерь Божья, покровительница рода христианского, умолит Своего Сына, богатого всякими дарами и благами, о воздаянии вам сторицей в этой временной, а паче всего в будущей, вечной жизни. Аминь.

Святыни [ править ]

* Молченская чудотворная икона Божией Матери.

Празднование чудотворного образа Молченской иконы Божией Матери совершается 7 мая (перенесение иконы) и 1 октября (явление иконы).

Молченская чудотворная икона Божией Матери является большой Святыней Рождества Пресвятой Богородицы Молченского Печерского женского монастыря г.Путивля, который расположен в северной части Сумской области в Конотопско-Глуховской епархии.

Пресвятая Богородица покрыла святым омофором Путивльскую землю, явившись чудестным образом на болоте Молче 1 октября (по н.ст.) 1405 года.

Местность та была нелюдима. И забыли люди, что в XII-XIII веках жили там и умерли подвижники-монахи из Киево-Печерской Лавры. Но Господь и Пресвятая Богородица не забыли это место подвигов. По молитвам святых старцев, возсиял неизреченным светом образ Божией Матери на дереве у Молченского болота. Бортник, нашедший икону, был поражен увиденным и в благоговении упал на колени. Внезапно громкий неведомый голос возвестил: “Да созиждется на месте сем церковь Пресвятой Богородицы”. Он поспешил в Путивль с вестью о чуде и о велении Божией Матери посвятить Ей храм.

Под колокольный звон духовенство и множество народа тотчас отправилось к указанному месту и тогда все увидели окруженную небесным светом икону. Здесь же совершилось молебное пение и люди получили множество исцелений.

На этом месте была воздвигнута часовня, а в последствии – церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь – Молченская пустынь.

В смутное время обитель подвергалась разорению, и монахи загородной пустыни вынуждены были в 1605 году перейти в новопостроенный монастырь на территории Путивльской крепости, получивший название Большой Молченский. Вместе с собой иноки перенесли и Святую Молченскую икону.

Как известно из донесения игумена Мануила Святейшему Синоду, которое хранилось в краеведческом музее, первообраз погиб в пожаре. Но милостью Божией сохранился первый список Молченской иконы Божией Матери, написанный в 1724 году при игумене Моисее, который прославился многими чудесами и является чудотворным.

Этот список был особо почитаемым на Северской земле. Ни одно дело, ни одно решение путивляне не принимали без молитвы перед чудотворным образом. По молитвам Божией Матери многие люди получали исцеления, утешение в скорбях, бедах.

После закрытия монастыря в 1923 году Молченская икона Божией Матери исчезла. Осиротевшие путивляне долгие годы безнадежно разыскивали свою Святыню.

В 60-х годах благочинным Путивльского и Бурынского районов и настоятелем Спасо-Преображенского собора был назначен о. Георгий (Козаченко). Его особенно интересовала история Молченской иконы, и он усердно молился, чтобы Царица Небестная открыла местонахождение Своего чудотворного образа. Но сведений никаких не было. И лишь в 1969 году к о. Георгию пришла госпожа Секерина (о чем свидетельствует исторический акт) и передала батюшке завещанную ей покойным мужем-старостой Никольского храма икону, представляющую собой Великую Святыню для Путивля. Сердце батюшки затрепетало, он ожидал увидеть Молченскую икону Божией Матери. Но женщина принесла Владимирскую икону XIX века письма в большом деревянном киоте. Батюшка с трудом сдержал слезы разочарования, но для утешения госпожи Секериной принял икону. О. Георгий зажег перед ней лампадку, стал молиться, но неведомая сила влекла вскрыть киот. Как оказалось, под Владимирским образом Богоматери хранилась чудотворная древняя икона Молченская.

В трудные годы атеизма икона тайно хранилась в доме священника. После открытия Путивльского монастыря, 7 мая (по н.ст.) 1995 года крестным ходом икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор, где была совершена Божественная Литургия и отслужен молебен пред чудотворным образом Молченской Богородицы. После завершения молебного пения очень торжественно икона была перенесена в свою родную Молченско – Путивльскую обитель.

И снова потекли страждущие к целебному источнику Божией Матери, которая стала согревать оледеневшие сердца, наполняя их благодатью. Царица Небесная являет множество чудес и исцелений молящимся с верою пред чудотворным ее образом. И как замечено, особую благодать икона имеет помогать больным онкологическими заболеваниями. Имеются свидетельства исцелений. Молченская Богородица именуется Целительницей. Также икона помогает учащимся.

Престольные праздники [ править ]

Молченской иконы Богородицы – 7 мая (перенесение иконы) и 1 октября (явление иконы).

Местонахождение [ править ]

Адрес: 41500, Украина, Сумская обл. г. Путивль, ул. Сеймская 1/1

Где остановиться [ править ]

Гостиница “Монастырская” (Путивль) [ править ]

Небольшая гостиница “Монастырская” расположена в старинном двухэтажном особняке на склоне холма в исторической части Путивля с видом на реку Сейм. Паркинг во внутреннем дворе гостиницы.

Номера: 8 комфортабельных одно-, двух- и трехместных номеров со всеми удобствами: санузел (душ и туалет), телевизор, спутниковое ТВ. Горячая и холодная вода подается круглосуточно.

Адрес гостиницы: г. Путивль, ул. Калинина 2

Паломнику [ править ]

Для организованных групп:

  • Если Вы приезжаете организованной группой на короткое время /без ночлега и трапезы/ и Вам не требуется проведение экскурсии, можно заранее не сообщать. Монастырь открыт с 7.00 до 19.00. Вы можете самостоятельно посмотреть территорию монастыря и здания, зайти в храм и церковную лавку. Фотосъемка на территории разрешена. Внутри храма фотографировать запрещено.
  • Если Вы приезжаете организованной группой на короткое время, и Вам требуется проведение экскурсии, заранее сообщите день и предположительное время Вашего приезда (тел. 095 141 39 59 ).
  • Если Вы едете, с расчетом остаться на ночь, – заранее сообщите день и предположительное время Вашего приезда, а также количество человек.

Руководителям детских групп: заранее побеседуйте с детьми о поездке в монастырь, чтобы ребенок понимал святость места и вел себя соответственно. Также, желательно, заранее сообщить в какой одежде надо ехать: девочки – в юбках, с собой платочек; мальчики в длинных штанах, даже летом.

Для самостоятельных паломников, приезжающих на несколько дней:

  • Принимаются на послушание только лица женского пола.
  • Возьмите с собой две смены одежды: в одной Вы будете ходить в храм, другая понадобится для работы на послушании. Также возьмите средства личной гигиены (зубная щетка, паста, мыло и т. п.).
  • При себе обязательно иметь паспорт или другой удостоверяющий личность документ. Лица без паспорта и постоянной прописки не принимаются даже на одну ночь!
  • Желательно заранее предупредить о приезде.
  • По приезде, для того чтобы Вас разместили, обратитесь в церковную лавку, или позвоните по тел. 095 141 39 59.
  • Если Вас определили на послушание, которое Вам трудно выполнять, в связи с имеющимися заболеваниями, скажите об этом благочинной – Вам дадут послушание по силам.
  • Если Вы хотите причаститься, заранее согласуйте день причастия с благочинной.

Правила поведения паломников в монастыре:

  • Придя в монастырь паломником или трудником, следует помнить, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
  • Из монастыря без благословения выходить нельзя. Если Вам нужно отлучиться за территорию монастыря, предупредите гостиничную сестру.
  • Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).
  • Без ропота довольствоваться пищей, одеждой, условиями сна.
  • Нельзя ходить в чужие келии, кроме случаев, когда бываете посланы. При входе в келию читается молитва: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную», и не входят, пока не услышат из-за двери : «Аминь».
  • Следует избегать вольного обращения, смеха, шуток.
  • Бережно относиться к любым монастырским вещам.
  • Уходя из келии, выключать свет.
  • Не хлопать дверьми.
  • Громко не разговаривать, не смеяться.
  • Проводить влажную уборку в келии 1-2 раза в неделю.

Фото [ править ]

Рождества Пресвятой Богородицы Молченский женский монастырь

Молченский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы — это полезно знать

Молченский Рождество-Богородицкий монастырь — женский монастырь Конотопской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в Путивле. Содержит памятники архитектуры XVII—XIX веков. Главная святыня — Молченская икона Божией Матери.

История

История основания Молченского монастыря тесно связана с близлежащей Софрониевской пустынью. В 1405 году в 20 верстах к востоку от Путивля, вблизи нынешнего села Новая Слобода над болотом Молча, на месте, где появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы возник небольшой монастырь, который назывался Молченской (Молчанской) Рождества Богородицы пустынью.

В 1592 году Молченская пустынь была сожжена татарами, а в 1593 году все монахи переселились в Путивль, где внутри каменной Путивльской крепости было несколько «осадочных дворов» и превратили монастырский двор в новый Молченский монастырь. В 1603 году русский царь Борис Годунов предоставил монастырю новые владения и подарил драгоценную панагию.

С по года Лжедмитрий I использовал монастырь как свою резиденцию. Незадолго до этого был построен собор Рождества Богородицы и другие сооружения. Во время гражданской войны Смутного времени в монастыре возник пожар, в результате которого здание сильно пострадало.

Молченский монастырь до революции

В 1653 году разрушенный монастырь был восстановлен. Чтобы избежать путаницы, монастырь в Путивле стал именоваться Большим Молченским, а восстановленный над болотом Молча, — Малой Молченской пустынью. Последний с конца XVII века стали называть Софрониева пустынь, или Софронтьевский монастырь.

С конца XVII века монастырь, как и сам город Путивль начал постепенно приходить в упадок. В течение нескольких веков в монастыре находился состав с порохом и арсенал. Только с XIX века монастырь начал выполнять только церковную функцию.

Во второй половине XIX века на основе разрушенных крепостных стен и башен строят церковь Иоанна Предтечи в русско-византийском стиле. Впоследствии церковь надстроили, в результате этого был потерян первоначальный вид собора.

В послереволюционный период обитель закрыли, а монахов разогнали. С 1930-х годы территорию и сооружения монастыря занимали детский дом, профтехучилище, военный завод. Деятельность этих заведений довела замечательную достопримечательность архитектуры до катастрофического состояния.

С 1960 года в монастыре ведутся реставрационные работы, а уже через 17 лет здесь был создан Государственный историко-культурный заповедник. Хотя в советское время на реставрацию было потрачено много бюджетных средств, ни одна из достопримечательностей не была выведена из аварийного состояния.

В 1991 году монастырь был передан Украинской православной церкви. Сначала здесь действовал мужской монастырь, ныне — женский.

Литература

  • Зруйновані храми Сумщини. Мартиролог знищених святинь / О. М. Корнієнко. — Суми: ПП. «Ніконоров В.І.», 2009.- с. 251—252
  • Монастирі та храми Путивльщини / В. В. Вечерський.- К.:Техніка, 2007.- с.46-83

Святые

14 апр. 2009 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение о канонизации прпп. Софрония (Батоврина), иеромонаха Серапиона, Феодосия (Маслова), послушника Сергия Тихонова. г. в пустыни состоялся чин прославления этих подвижников в лике святых.

* Прп. Софроний (Батоврин)

Из уцелевших текстов грамот известно, что во 2-й пол. XVII в. в пустынь были переселены отшельники Ширяевского леса под Путивлем – Александр и Софроний с их сподвижниками. Иеромонах Александр, по преданию, явился в Ширяевский лес «от пределов киевских». Об о. Софронии историографы пустыни XIX в. пишут, что он – уроженец Путивля, в миру Стефан Батоврин, «знатный купеческий человек», решил стать монахом, оставил жену с детьми, пришел к о. Александру и принял от него постриг. Как сообщают грамоты, Хилков перевел ширяевских иноков, против их воли, в Молчанскую пустынь, но после этого Путивльский монастырь не только не выделял им необходимых средств на проживание, но полностью изымал у них даже те пожертвования, которые оставляли пустынникам приезжие богомольцы. Пустынники пожаловались патриарху Московскому Никону, и тот своей грамотой от г. сделал строгое внушение путивльскому игумену Иосифу. г. патриарх Никон известил путивльского воеводу, что, по просьбе старца Софрония и других молчанских пустынников, дарует их обители самостоятельность; в том же документе указан новый игумен Путивльского монастыря – Александр, вероятно, бывший начальник пустыни. Со временем притязания Путивльской обители на пустынь возобновились, но о. Софроний обратился к царю, и грамотой от г. Алексий Михайлович подтвердил самостоятельность пустынников. В документе старец Софроний назван строителем пустыни (о сане о. Софрония грамоты умалчивают, а предание гласит, что по своему смирению старец не дерзнул принимать священство). Трудами о. Софрония обитель достигла процветания. Показательна фраза из царской грамоты от 13 февр. 1671 г.: о старце Софронии здесь говорится, чтобы «давали ему подводу до Москвы на привоз разного овощия и садового деревья на царский обиход».

В дек. 1692 г. о. Софроний почил. В память о нем Молчанскую пустынь стали называть также Софрониевой. Невзирая на уважение, каким пользовался о. Софроний при царском дворе, его однажды оклеветал перед патриархом игумен пустыни Роман (так как, согласно преданию, смиренный строитель не принял священство, игумен формально был старше его); подвижника отправили в ссылку в московский Чудов монастырь, но братия добилась его возвращения (за содействие в этом она в апреле 1672 г. благодарила письмом игумена Чудовского монастыря Иоакима – будущего патриарха). В 1677 г. последовала новая ссылка: о. Софроний «воспринял временное наказание от своея великия прямыя простоты, а не от злобы в словесех име дерзновение»; на сей раз за старца заступился о. Сильвестр (Медведев), — бывший сотрудник царской канцелярии, временно обитавший в Софрониевой пустыни и принявший там постриг: он написал князьям Ромодановским, чтобы они обратились к гетману Украины Ивану Самойловичу с просьбой ходатайствовать об о. Софронии (в своем письме проситель отмечал, что «без него (о. Софрония), конечно, Путивльская пустынь, за неимением добраго строителя, разорится».

* Прп. Серапион

Достойным преемником о. Софрония в управлении обителью стал иеромонах Серапион, почивший г. в возрасте 81 года. Монастырское предание указывает следующий чудесный случай: однажды о. Серапион отправился в Сумы покупать железо для возводимой им Успенской церкви, и в пути на него напали разбойники; оказавшись между преследователями и рекой Сеймом, строитель велел растерянному кучеру: «Поезжай, чадо, разве не видишь моста перед собой?»; кучер глянул вперед и увидел мост, которого на самом деле не было, – и повозка помчалась по водам Сейма; наблюдая это, разбойники принесли раскаяние перед о. Серапионом, а позже, вопреки запрету строителя что-либо разглашать, поведали о чуде окрестным жителям.

* Прп. Феодосий (Маслов)

С 1779 г. до самой своей кончины 9 дек. 1802 г. обителью управлял старец Феодосий (Маслов), в миру Феодор. Уроженец Глухова, он юным ушел в Брянский Свенский монастырь, а оттуда – в молдавскую Березунскую обитель прп. Василия Поляномерульского (†1767), учеником, постриженником и преемником которого стал. Позднее, сделавшись настоятелем Тисманского монастыря в Валахии, о. Феодосий оказал продовольственную помощь российской армии, воевавшей с турками; этим он навлек на себя гнев турецких властей, и вынужден был искать убежища в Российской империи, где получил в управление Софрониеву пустынь. В год своего назначения настоятелем пустыни, старец ввел в ней устав афонских монастырей, употреблявшийся и в Молдавии. Отец Феодосий был другом прп. Паисия Величковского – уроженца Полтавы (1720), известного старца молдавских монастырей (†1794): сохранилось письмо, в котором прп. Паисий рассказывает о. Феодосию о своих трудах по переводу сочинений древних святых отцов на церковнославянский язык. В 1787 г. старца Феодосия возвели в сан архимандрита. Былые заслуги о. Феодосия перед российским войском помогли старцу отстоять права обители на ее угодья в то время, когда вокруг продолжалось начатое в 1764 г. изъятие земель монастырей Российской империи в фонд государства.

* Прп. Сергий (Тихонов)

В 1829 г. из Киево-Печерской Лавры в Софрониеву обитель пришел послушник Сергий Тихонов, уроженец г. Ельца; прожив в пустыни полвека (†30 нояб. 1879 г. в возрасте 75-ти лет), он исполнял послушания на кухне и пекарне, был усердным молитвенником, нес подвиг юродства во Христе, имел дар прозорливости и исцелений.

* Подвижники из числа святых Глинской пустыни

В нач. XIX в. в Софрониевой пустыни жили будущие известные подвижники соседней Глинской пустыни: игумен Филарет (†1841) и старец схиархимандрит Илиодор (†1879).

Будущий игумен Филарет, в миру Фома Данилевский, проживавший сначала в Киево-Печерской Лавре, познакомился с зашедшими сюда иноками Софрониевой пустыни и был глубоко впечатлен рассказом гостей об их обители. После этого ночью Фома увидел во сне о. Феодосия, который звал юношу в пустынь. В 1802 г. Фома прибыл туда, и о. Феодосий сказал при встрече: «Сей брат упокоит душу мою. Душа моя благоволит о нем». Тогда же Фома принял в пустыни постриг с именем Филарет, в 1803 г. стал иеродиаконом, в 1806 г. – иеромонахом и благочинным обители. В 1815 г. о. Филарету предложили быть настоятелем пустыни, но он, по смирению, отказался. По просьбе иноков Глинской пустыни в 1817 г. о. Филарета назначили их настоятелем, каковым он и оставался до самой кончины.

Будущий глинский старец схиархимандрит Илиодор, в миру Иоанн Голованицкий, также вначале был послушником Лавры, куда пришел после Отечественной войны 1812 г. Затем жил в Софрониевой пустыни и оттуда переселился в Глинскую, где в 1824 г. принял монашество с именем Иоанникий, а позже схиму с именем Илиодор.

Святыни и престольные праздники Молченской обители

На сегодняшний день Молченская обитель известна, как место мирового паломничества. Этот уникальный памятник православия и мировой культуры, в котором в настоящее время разместился женский монастырь, продолжается реставрироваться.

Важно! Список Жировицкой иконы Богоматери, переданный в музей Путивля, как и Смоленский образ Божьей Матери, находятся пока в неизвестном месте, их следы утеряны, однако Божья благодать никогда не покидала это намоленное место.

Архитектурную и историческую ценность представляют:

  • колокольня, памятник XVI-XVII столетия;
  • трапезный корпус, строительство которого относится XVI-XIX векам:
  • теплый храм и дом митрополита.

Во второй половине XIX столетия был возведен теплый храм Рождества Иоанна Предтечи.

Святыней обители, привлекающей паломников своими чудотворными качествами, является Молченская икона Пресвятой Божьей Матери, оберегающая этот края с 1405 года.

Ежегодно тысячи прихожан собираются 7 мая на празднование престольного праздника в честь перенесения этого чудотворного лика и 1 октября, дня явления иконы в Молченской пустыне.

Молченская чудотворная икона Божией Матери

7 июля в обители проводится торжественная литургия в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Святыни

Молченская икона Богородицы

В числе святынь обители – список Молченской иконы Божией Матери.

Описания XIX в. гласят, что при разорении пустыни в 1605 г. иноки перенесли чтимый образ Пресвятой Богородицы в Путивльский Молченский монастырь. О дальнейшей судьбе святыни авторы пишут по-разному. Описание 1845 г. сообщает, что икона погибла впоследствии при пожаре Путивльского монастыря, а в пустыни после прихода туда новых иноков хранился лишь список образа. Описание 1895 г. утверждает, что в пустынь после ее возрождения вернули явленную в 1405 г. икону, а монастырь в Путивле имел свой чудотворный образ Божией Матери, явленный, «как сказано об этом в московских описных реестрах», 24 апр. 1635 г. вблизи Молчи, в Линевском лесу, у колодца «Кобозева криница», и именно этот образ автор описания называет утраченным при пожаре Путивльского монастыря 1752 г. Какая бы из версий не была верна, ни одна из явленных в 1405 и 1635 гг. Молченских икон до нас не дошла. Список Молченской иконы, хранящийся ныне в пустыни, написан в более поздние времена.

Местонахождение

Южнее села Новая Слобода находится возвышенность с многочисленными выступами по краям. На одном из таких выступов, протянувшемся в виде мыса с севера на юг, имеющем пологие склоны и именуемом Чудной горой, расположена обитель. Юго-восточнее Чудной горы издавна простиралось болото Молче, от которого произошла часть названия монастыря (в «Историко-статистическом описании» обители 1895 г. отмечалось: «Несмотря на присутствие болота, воздух в пустыни легкий и здоровый, что объясняется возвышенным ее положением и тем еще, что слой болота здесь чисто торфяной»).

Адрес: 41500, Украина, Сумская область, Путивльский район, с. Новая Слобода

Телефон: (05442) 6–12–17, (097) 864–62–14

Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь

Рождества Пресвятой Богородицы Софрониева Молчанская Печерская мужская пустынь

Видео

Православная Жизнь

Название города Путивль происходит от слова путь, а сам город находился на распутье великих дорог, которые издавна вели на северо-восток во Владимиро-Суздальскую землю, на востоке в половецкие земли, а на юго-востоке – в Тьмутаракань и Кавказ.

В XVII веке Путивль был одним из крупнейших городов, по размерам территории и численности населения он превосходил такие крупные города того времени, как Псков, Смоленск и Чернигов. В Путивле на то время было 24 церкви и 4 монастыря на углах его. Один из них был монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, называемый также Молченским, сохранился он и доныне.

В 1654 г. монастырь посетил на пути в Москву Патриарх Антиохийский Макарий с сыном, архидиаконом Павлом Алеппским, упомянувшим обитель в своем знаменитом труде «Путешествие Патриарха Макария». Интересно, что в г. Путивль они попали ровно через два года, как вышли из родного сирийского города. Повествователь также пишет о том, что это была граница земли казаков и земли московской, через Путивль шла дорога в землю московскую из всех стран, и другого пути не было. Западнее Путивля были земли Речи Посполитой, южнее его казацкие земли, а сам город был южным форпостом русского государства с очень строгими порядками.

История основания Молченского монастыря тесно связана с близлежащей Софрониевской пустынью, о которой недавно рассказывал наш портал. В 1405 году в 20 верстах к востоку от Путивля, вблизи нынешнего села Новая Слобода над болотом Молча, на месте, где появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы, возник небольшой монастырь, который назывался Молченской Рождества Богородицы пустынью. В 1653 году разрушенный монастырь был восстановлен, и, чтобы избежать путаницы, монастырь в Путивле стал именоваться Большим Молченским, а восстановленный над болотом Молча – Малой Молченской пустынью (позже Софрониевской).

Стоит заметить, что монастырь в Путивле изначально использовался как цитадель и, в отличие от многих других городов, она была каменная. Построена в конце XVI века на месте древнерусского деревянного острога, она называлась Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и бойницами. Об уровне этой крепости можно судить из исторического события, когда 40000 поляков 14 месяцев безуспешно ее осаждали. Французский путешественник Жак Маржерет, побывавший в Путивле, писал: «В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля. » Зная о надежности путивльской крепости, здесь в 1592 году обосновались монахи загородной Молченской пустыни (ныне Софрониевский монастырь) после того, как она была сожжена татарами. Братия возвела посреди крепостного двора каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, затем превратили крепость в монастырь. По правилам того времени в случае нападения неприятеля монахи были обязаны защищать монастырь-крепость. История Молченского монастыря тесно связана с таким известным периодом в отечественной истории, как «смутное время». Некий Григорий Отрепьев, беглый монах Чудова монастыря, известный в истории как Лжедмитрий I, использовал Молченский монастырь как свою резиденцию во время восстания против московского царя Бориса Годунова. Путивль и многие города Северской земли перешли на сторону самозванца, а польские феодалы использовали бунтовщика в своих целях, снарядили большое войско для похода на Москву, надеясь присоединить к своим владениям русские и козацкие земли. Однако кампания потерпела неудачу, пробыл он здесь недолго, и дело его быстро закончилось.

В период царствования Екатерины II Молченский монастырь лишился своих вотчин, земель и крестьян. Был переведен в статус «монастыря 3-го класса» и по регламенту имел право содержать лишь небольшой штат: игумена и 12 монашествующих. Соответственно, обитель перестала играть значительную роль в истории и стала терять былую славу. Вместе с монастырем приходил в упадок и город Путивль.

Из старой литературы и архивных источников известно, что монастырскую гору пронизывают пещеры и подземные ходы, некоторые из них прорыты одновременно с построением оборонного монастыря, их своды выложены из кирпича. В XIX веке в этих пещерах находили польские монеты начала XVII века с именем короля Сигизмунда. В советский период эти подземные пустоты не исследовали, и, наверное, они прячут еще немало тайн. О том, что там могут быть подземные ходы и пещеры, может говорить и тот факт, что таковые есть и в соседней Софрониевской пустыни, и в монастыре Новгород-Северского.

Монастырь-крепость расположен на окраине города и находится на высоком холме, возвышающемся над окружающими землями, а перед ним внизу течет река Сейм. По старым фотографиям можно судить о благолепии обители, но и сейчас монастырь выглядит сказочным. В старину он слыл еще монастырем «Белой Богородицы» от каменной побеленной церкви, которую, по преданию, построил некий грек Илья. Собор Рождества Пресвятой Богородицы возведён в 1602–1604 годах как подворье загородной Софрониевской пустыни, и, кроме церковной функции, он выполнял ещё и оборонительную функцию. Именно здесь служил Литургию вышеупомянутый Антиохийский Патриарх Макарий. Этот собор – явление в украинской архитектуре совершенно уникальное, ни на что не похожее. Старые интерьеры собора не сохранились, после революции был сожжен великолепный резной позолоченный иконостас. Архитектурную и историческую ценность представляют также: колокольня, памятник XVI–XVII столетия; трапезный корпус, строительство которого относится к XVI–XIX векам, теплый храм и дом митрополита. Во второй половине XIX столетия был возведен теплый храм Рождества Иоанна Предтечи, который сейчас восстанавливается.

Размеренная богоугодная жизнь монастыря была прервана «новой смутой», которая обрушилась на всех в 1917 году. Так называемый октябрьский переворот перевернул все, разрушил прежние устои. В послереволюционный период обитель закрыли, а монахов разогнали. В начале 20-х годов XX века, в результате варварской антирелигиозной кампании, монастырь был разорен и разграблен. Далее был умышленный поджог, после чего он был упразднен и повергнут в забвение на долгие годы. В 1930-е годы территорию и сооружения монастыря занимали детский дом, профтехучилище, военный завод, в связи с этим великолепный храм Иоанна Предтечи подвергся разрушению. Киевский краевой инспектор охраны памятников Федор Эрнст сделал отчаянную попытку спасти художественные памятники монастыря. Он предлагал передать монастырские сооружения религиозной общине, и, на удивление, это предложение было одобрено – монастырь на несколько лет получил заботливого хозяина, но для самого Эрнста это не прошло безнаказанно: в 1934 году его репрессировали, вспомнив и дело о Молченском монастыре. После войны в монастыре разместился завод радиодеталей военно-промышленного комплекса, и в бывших храмах заработали мощные пресса, разрушая древние стены. Все вокруг было залито ртутью. Менялись люди и названия, но намоленные стены продолжали жить своей жизнью. Об этом говорили кресты на соборном храме, которые так и не осмелились снять. Деятельность этих заведений довела замечательную достопримечательность архитектуры до катастрофического состояния. Еще в начале 90-х годов прошлого века здесь были практически руины, а сейчас усилиями сестер, благодетелей и государства многие строения реконструированы, а некоторые возведены заново. Сейчас это женский монастырь Сумской области и относится к Конотопской епархии Украинской Православной Церкви.

В дни поста, в период особого воздержания и усердной молитвы, православные совершают паломничества к святым местам. Украина богата не только тремя известными Успенскими лаврами (Почаевская, Киево-Печерская, Святогорская), куда приезжают верующие тысячами, но и многими другими старинными монастырями, чья история составляет многие века. Немногие знают о наличии таких прекрасных мест, как Молченский монастырь в Путивле, именно в такие места нужно приезжать за умиротворением, сосредоточением в молитве и погружением в историю.

Андрей Герман
Фото автора

Путивльский Молченский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Официальный сайт Молченского женского монастыря.

С 1997 года по решению Синода Украинской Православной церкви был изменен статус монастыря, он стал женским. С этого момента и начала возрождаться святая обитель. С Божьей помощью, с помощью неравнодушных людей, прихожан обители и силами самих монашествующих ведется реставрация древнего монастыря, этого уникального памятника архитектуры 17 ст.

Дорогие прихожане, паломники, гости города, и все неравнодушные к духовным святыням, верим и надеемся, что с вашей помощью, к проблеме нашего общего духовного очищения и покаяния эта древняя святая обитель не перестанет преображаться.

Просим всех, кто имеет возможность, внести посильную лепту в возрождении этой духовной твердыни, чтобы с обновлением архитектурного наследия силились и укреплялись молитвы, возносимые за всех вас в веках.

И Матерь Божья, покровительница рода христианского, умолит Своего Сына, богатого всякими дарами и благами, о воздаянии вам сторицей в этой временной, а паче всего в будущей, вечной жизни. Аминь.

История
Основание.
23 марта 1593 г. правительство подписало грамоту о правах стоящего близ Путивля древнего монастыря, известного как Молченская пустынь, и направило документ властям города. В грамоте процитированы писцовые книги Путивля за 1591 г.: «В Путивльском уезде, от города двадцать верст, монастырь Молчинской Рождества Пречистыя Богородицы, да того ж монастыря на посаде, в остроге, теплой храм Софии, Премудрости Божии, да собор Пресвятыя Богородицы». В 1884 г. исследователь П. Преображенский предположил, что указанное владение пустыни в городе было ее подворьем, а в 1591-1593 гг. стало самостоятельным монастырем. Тот же автор пересказал сообщение рукописи настоятеля архимандрита Сосфена (1855) о том, что выпись 1591 г. подразумевала единый храм с престолами на 2-х этажах. 5 сент. 1597 г. свт. Иов, патриарх Московский, писал о Путивльском Молченском монастыре: «Игумена Илью с братьею. пожаловал, дани своей церковные и казенных пошлин имати не велел, для того что тот монастырь стал вновь».


Продолжение истории.
■ В 1602 г. игумен Илия писал в Москву: «Строится де у Путивле Государева богомолья Рождества Пречистой Богородицы общий монастырь вновь, за посадом»; к 1602-1604 гг. исследователь Виктор Вечерский относит сооружение на месте острога каменной крепости и монастырского каменного собора Рождества Пресвятой Богородицы внутри кольца новых укреплений (Монастирі та храми Путивльщини, 2007).
■ По местным преданиям, упоминаемым П. Преображенским, в 1605 г. монастырь послужил резиденцией Лжедмитрию I. В 1654 г. монастырь посетил на пути в Москву патриарх Антиохийский Макарий с сыном, архидиаконом Павлом Алеппским, упомянувшим обитель в своем знаменитом труде «Путешествие Патриарха Макария».
■ В сер. 1920-х гг. монастырь закрыли; некоторое время здесь располагалось ремесленное училище, с 1950-х гг. – завод радиодеталей военно-промышленного комплекса. В 1992 г. началось возрождение обители, в 1997 г. она была преобразована в женскую.
Архитектура
■ Занимаемый обителью мыс вытянут с северо-запада на юго-восток; на северо-западе он соединен с господствующим над рекой плато, на середине своей длины имеет сужение. Это сужение условно делит обитель на 2 половины: основную – юго-восточную, и придаточную – северо-западную. Юго-восточная часть представляет собой вытянутый по оси мыса двор, в плане – овал со срезанными концами. В центре двора стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы. К северо-западу от него, на боковых сторонах и торце того же двора, расставлены полукольцом остальные сооружения, создающие, вместе с храмом, ядро архитектурного ансамбля. Придаточная часть обители представляет собой еще один двор, с хозяйственными и жилыми постройками.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы.
■ Храм необычен в планировке и внешнем оформлении, в котором ярко выражены и гармонично сплетены черты российского зодчества XVI-XVII вв. и украинского барокко XVII-XVIII вв. Здание состоит из 3-х башен, поставленных буквой «Г». Каждая башня разделена на квадратную в сечении нижнюю часть и 8-гранную верхнюю, увенчана барочным куполом с маковкой. К главной башне 2 другие примыкают с востока и севера. Квадратная часть северной башни имеет с восточной стороны равный по ширине и вдвое меньший по длине прямоугольный выступ. Размеры башен уменьшаются в последовательности: главная, восточная, северная. К собору примыкает Г-образная в плане галерея в виде 1-ярусной аркады, по верху которой проходит открытая площадка. Одно звено галереи примыкает к западному фасаду главной и северной башен, другое – к южному фасаду главной башни. Против середины западного фасада главной башни, перпендикулярно ему, на площадку поднимается лестница, опирающаяся на систему арок. На уровне площадки квадратная часть башен разделена на 2 этажа. На площадке устроены входы во 2-й этаж главной и северной башен – соответственно центральную часть храма Рождества Пресвятой Богородицы и придел прпп. Зосимы и Савватия Соловецких. 2-й этаж восточной башни служит алтарем храма Рождества Пресвятой Богородицы.
■ П. Преображенский полагал, что башни появились в разное время: в XVI в. возвели восточную, поначалу крепостную, в 1630-1636 гг. превратили ее в алтарь и пристроили главную в качестве основной части храма, а позже соорудили северную как придел. На основе исследований 2-й пол. ХХ в. ученые сделали вывод, что башни построены одновременно на стыке XVI-XVII вв.: их необычная расстановка вызвана экономией площади в крепости, которая тогда не полностью принадлежала обители. В 1630-1636 гг. храм был отремонтирован; в кон. XVII в. северную и главную башни надстроили 8-гранниками, а на восточной лишь нарастили в 2 раза уже имеющийся 8-гранник, при этом все 3 надстройки увенчали барочным верхом.
■ 8-гранник восточной башни представляет собой отдельный 3-й этаж, где, по преданию, укрывался Лжедмитрий. До революции в монастыре показывали 3 реликвии, считая их привезенными Лжедмитрием: деревянное кресло, в котором он восседал; деревянную скульптуру Христа, на которую молился; список Жировицкой иконы Божией Матери на холсте, данный мнимому царевичу названным тестем Мнишеком перед походом в Россию. Скульптура и кресло долго хранились на 3-м этаже восточной башни. Ныне они – в Краеведческом музее Путивля. По мнению искусствоведов, скульптура выполнена в традициях Западной Украины, бывшей во времена Лжедмитрия в частью Польши. На списке Жировицкой иконы, послереволюционная судьба которого неведома, читалось по-польски: «Честнейшая Херувим, славнейшая без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшая» и «Чудотворный образ Божией Матери в Жировицах в области Литовской».
■ Старые интерьеры собора не сохранились, храм Рождества Пресвятой Богородицы имеет новый иконостас. В 1-м этаже собора находится нижний придел, освященный в нач. 1990-х гг. в честь Смоленской иконы Божией Матери. До революции он был посвящен празднику Собора Пресвятой Богородицы. Нынешнее название дано приделу в память об иконе Божией Матери, явленной в 1635 г. на Передних Никольских воротах Путивля: она была подобна образу Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы), известному также под именем Смоленского; с места явления в Путивле икона была принесена в монастырь, но после революции утрачена.


Колокольня.

■ На одной оси с собором, на середине северо-западной грани основного двора обители, стоит колокольня. Ее нижний ярус – квадратный в плане, с нацеленным на собор сквозным арочным проездом, а верхний – 8-гранный, с арочным проемом в каждой грани. Колокольню венчают кровля-шатер и маковка с «фонариком». Исследования 2-й пол. ХХ в. показали, что нижний ярус построен в кон. XVI в. как воротная башня каменного кремля. Скромный декор делит стены этого яруса на 2 уровня, и проезд расположен в 1-м из них. Верхний ярус, для колоколов, надстроен в 1700 г.
Трапезный корпус
■ Близ колокольни, на северном углу основного двора, расположен трапезный корпус. 1-этажный, с цокольным этажом, прямоугольный в плане, он вытянут вдоль двора. Из северного угла здания выступает башня. До уровня карниза корпуса она круглая в сечении, а выше имеет 8-гранный ярус со сводчатыми окнами, увенчанный куполом в виде луковицы. На высоту цоколя северо-восточную грань корпуса образует сохранившийся участок крепостной стены с 2-мя рядами бойниц. Крепостная стена и круглая часть башни относятся к рубежу XVI-XVII вв.; корпус пристроен в XVIII-XIX вв.; надстройка башни осуществлена во 2-й пол. XIX в.


Бывший теплый храм и дом настоятеля.
■ Восточнее трапезной, на одной с ней линии, и севернее собора стоит бывший теплый храм Рождества св. прор. Иоанна Предтечи. Храм возвели в 1866-1869 гг. в стиле подражания зодчеству древней Византии. В 1940-х гг. шлемовидный купол снесли, верхнюю половину здания расширили до размеров площади нижней половины, чтобы использовать корпус для нужд ремесленного училища. Юго-восточнее колокольни и западнее собора стоит вытянутый по юго-западной грани двора 2-этажный настоятельский дом нач. XVIII в.
Подземелья
■ П. Преображенский писал: «Под монастырем были подземные ходы, в виде пещер, обложенные кирпичом. Эти ходы имели направление к реке Сейму. Теперь они частию засыпаны, частию закрыты». В путеводителе «Путивль» (1992) В. Вечерский, И. Гильбо и А. Луговской сообщают: «Из старой литературы и архивных источников известно, что монастырская гора прорезана множеством пещер и подземных ходов, из которых некоторые прорыты одновременно с постройкой Кремля (в XIX веке в этих ходах находили польские монеты времен Лжедмитрия I). Часть ходов обложена кирпичом». В поисках объяснения, почему обитель слывет Молченской Печерской, П. Преображенский предположил, что имя Печерской заимствовано у Молченской пустыни (где есть настоящие древние иноческие пещеры), или связано с подземельями самого Путивльского монастыря. Подземелья эти еще не исследованы, и господствующей остается 1-я версия.

Достопримечательности .
Нижняя крепостная стена.

С северо-востока и востока монастырский мыс огибает ложбина, открытая устьем в долину Сейма. По дну ложбины проходит улица. По юго-западной стороне улицы, на линии нижнего края северо-восточного склона мыса, тянется уцелевший отрезок каменной крепостной стены 1620 г. Ее возвел известный российский фортификатор Анисим Радишевский для усиления укреплений Путивля. Стена подпирала склон мыса и защищала вышеописанную улицу, служившую одним из главных входов в город.
Место расположения
■ Древний город Путивль раскинулся на правом, северном берегу реки Сейм. В районе Путивля этот берег возвышенный, изрезан глубокими оврагами. Монастырь расположен на юго-восточной окраине города, у самой реки, на одном из образуемых оврагами мысов. Из немногих уцелевших в Путивле древних храмов и монастырей Молченская обитель единственная стоит возле Сейма и обладает самым большим по числу построек архитектурным ансамблем. Поскольку в Путивле прибрежная полоса – лесистая, без высоких домов и плотной застройки, а левый низменный берег реки сплошь покрыт лугами и перелесками, – Молченский монастырь предстает взору паломника как венец пейзажа и образ всего древнего города.
■ Археологические раскопки показывают, что Путивль основан в 988 г.: тогда, по словам летописной «Повести временных лет», св. равноап. князь Владимир провозгласил Русь христианской державой «и начал ставить города по Десне» («Повесть временных лет»), притоком которой является Сейм. 1-е упоминание о Путивле находим в Ипатьевской летописи под 1146 г. в связи с усобицами между удельными древнерусскими князьями, потомками св. Владимира. Название города производят от слова «путь». Когда в 1185 г. Новгород-Северский князь Игорь, ради личной славы, не согласуя свои действия с более опытными князьями, совершил неудачный поход на половцев, тревоживших Русь набегами, в Путивле находилась жена Игоря – Евфросиния Ярославна. Раненый Игорь попал в плен, но сумел бежать. Поход стал сюжетом «Слова о полку Игореве», где одним из эпизодов является «плач Ярославны» в Путивле.
■ В 1239 г. Путивль разорили монголы. К XIII в. предположительно относят кончину упоминаемого в «Любечском синодике» «князя Иоанна Путимлскаго, страстотерпца и чудотворца, убитого от татар за христианы» (25 марта 2009 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возобновить его почитание и праздновать память подвижника 3 окт. н. ст.). С сер. XIV в. город находился в составе Великого княжества Литовского, в кон. XV в. отошел к Московскому государству и в XVI-XVII вв. стал главной крепостью на его юго-западных рубежах.
■ В XVI в. территория Путивля представляла собой полукруг, примыкающий срезом к реке. В центре города, на прибрежном мысу стояла мощная деревянная цитадель. По границе города полукольцом шла 2-я линия деревянных стен. Пространство между указанной линией и цитаделью именовалось посадом. На юго-востоке 2-ю линию стен завершал небольшой деревянный острог, возведенный, как и цитадель, на мысу у реки. На рубеже XVI-XVII вв. острог переделали, превратив в каменный кремль.
■ В 1605 г. Путивль добровольно открыл ворота польскому войску Лжедмитрия I, шедшему на Москву (Лжедмитрий выдавал себя за царевича Димитрия, умершего в 1591 г. при не вполне ясных обстоятельствах). В 1606 г. в Путивле началось антиправительственное восстание. Оно объединило силы, недовольные царем Василием Шуйским, которого знать возвела на трон после убийства Лжедмитрия I. Предводителем повстанцев стал Иван Болотников. Проживавший в Москве в нач. XVII в. голландский купец Исаак Масса назвал Болотникова «отважным витязем», а Путивль – «главой и зачинщиком всех мятежных русских городов». Повстанцы дошли до Москвы и держали ее в осаде, однако позже отступили в Тулу и в 1607 г. сложили оружие. После установления протектората Москвы над Украиной на рубеже XVII-XVIII вв. крепость Путивля утратила прежнее значение, и в XVIII в. ее разобрали. С 1926 г. город находится в составе Украины.


Подворье.
Находится в западной части г. Путивля, при «Казацком» храме свт. Николая Мирликийского на ул. Первомайской. Храм возведен в 1735-1737 гг. по заказу переселившихся из Украины в Путивль казаков. В 1770 г. с запада к храму пристроена колокольня. Храм оформлен в стиле украинского барокко, но имеет характерное для России деление на 2 церкви: нижнюю теплую (зимнюю) и верхнюю холодную (летнюю).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: