Спасо-Преображенский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Спасо-Преображенский монастырь, Рязань. Расписание богослужений, святыни, иконы, адрес

Спасо-Преображенский монастырь в Рязани – одна из старейших обителей России. По нению историков, впервые он принял иноков в конце XIII века, под охраной стен кремля старого города. После революции долгое время не функционировал. Возобновлена работа была только в 1996. Сейчас это небольшая обитель, где, вместе с настоятелем, служат всего 5 человек.

Адрес Спасо-Преображенского монастыря в Рязани

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) расположен в сердце исторической части областного центра, на территории историко-архитектурного заповедника «Рязанский Кремль», в окружении парковой зоны. Точное местонахождение: ул. Кремль, д.1.

Как добраться на машине

Спасо-Преображенский монастырь находится вблизи от Москвы. При путешествии на машине автомобилисту требуется ехатьот столицы по федеральной трассе М-5 «Урал». Расстояние до места назначения составит 180 км. Припарковать автомобиль можно на стоянке, расположенной слева от аллеи, ведущей к музею.

Как доехать на общественном транспорте

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) расположен в пешей доступности от Приокского автовокзала. От центрального автовокзала, на который приходят автобусы из Москвы, и одного из 2-х железнодорожных вокзалов Рязани необходимо ехать на троллейбусе №1,10, 17, автобусе или маршрутном такси №41 или 75, следующим до остановок «Площадь Ленина» или «Соборная».

Там уже можно увидеть колокольню и купола Успенского собора. Прогуливаясь по старинной Соборной улице, путешественник увидит памятник князю Олегу Рязанскому. За ним расположена арка, пройдя через которую он вступит на аллею, ведущую к мосту через рвы Кремля.

Далее потребуется обогнуть колокольню с правой стороны. Откроется часть стены с деревянными воротами. Рядом с ними посетитель найдет табличку с названием монастыря. Войдя на территорию, справа гость увидит Братский корпус, слева от дорожки расположены 2 основных храма обители.

История монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) создавался вместе с новым местом жительства горожан, бежавших из сожженной войсками Батыя прежней столицы В письменных источниках той эпохи уже упоминается монастырь, построенный в стенах крепости.

Важная веха развития обители связывается с именем князя Олега, памятник которому работы скульптора Зураба Церетели, стоит перед Кремлем. Во время правления князя город посещал Сергий Радонежский. Наибольший вклад в экономическое благосостояние иноков внес правивший в конце пятнадцатого века князь Иван Васильевич, он жаловал многочисленные земельные наделы.

Спасо-Преображенский монастырь, Рязань — история создания.

Обитель вскоре стала неотъемлемой частью жизни резанцев. По сложившемуся обычаю утренний призыв на молитву всегда начинался с колокольни Спасского собора. Тогда настоятели были архимандритами, этот чин дается руководителям наиболее крупных монастырей, что подчеркивало значимость обители для князя и горожан.

Со времен Ивана Грозного они призывались на проходившие в Москве соборы, первым из них стал проходивший в 1589 году, где был поставлен вопрос о возможности четвертого брака государя. 1653 год ознаменовался решением патриарха, которое сопровождалось указом царя Алексея Михайловича.

Грамотой настоятелям обители, а им тогда был Боголеп и Солотчинский Сергий, даровано право ношения белой шапки при проведении богослужений.

Чуть позже к этому праву добавилось и разрешение использовать в процессе службы ковер, так, как принят у архиереев. Уже во времена империи, в 1742 г. настоятелям была дарована еще одна привилегия. Они получили право ношения наперсного креста в повседневной жизни, что также выделяло их и подчеркивало значимость.

В 1757 году правящий архиепископ Рязанский издал указ, согласно которому обитель была причислена к первостепенным. Это привело к появлению здесь наместников. В этот же период настоятели по должности стали руководить епархиальной семинарией, что одновременно и подчеркивало статус монастыря, и повышало значение духовного училища.

С 1868 года обитель возглавляли викарные епископы. Штатная численность насельников всегда было невелико, перед революцией она составляла 16 человек. По решению советской власти в 20-х годах ХХ века обитель была уничтожена. В 1996 году началось ее возрождение, начало которому положило благословение архиепископа Павла.

Несколько зданий музея-заповедника были переданы братии. Сейчас он является действующим. Его территория не отделена от территории музея-заповедника.

Архитектор и внешняя отделка монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) является составной частью Рязанского Кремля. Единые стены опоясывают как здания, в которых расположены музейные экспозиции, так и корпуса обители. От былой архитектуры комплекса сохранилось немногое. В XIX веке территория с 3-х сторон была защищена каменной стеной.

С восточной стороны она была ограждена зданием Архиерейского Дома (сейчас он входит в состав музея как дворец князя Олега). В стенах было двое ворот, одни из них — северные, через которые и поныне входят в монастырь, сохранились полностью. Западные, выходящие к валам Кремля, позволяют полюбоваться на изящные башни, к которым крепились створки.

Их архитектура повторяет контуры защитных сооружений стен Кремля. После входа в Северные ворота справа можно было видеть братскую трапезную, за ней располагалась круглая башня и житница. Сейчас в это ряду построек сохранился только братский корпус и дом настоятеля, надстроенная над ним стеклянная галерея утрачена. На востоке от застроенной территории располагалось кладбище.

Архитектурный ансамбль монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) сегодня включает в себя несколько церквей и зданий хозяйственного назначения.

К его ведению относятся 3 храма:

  • Собор Спаса Преображения (передан в 2003 году). Возле него сохранилось несколько надгробий кладбища. В одной из могил похоронен русский поэт Плещеев;
  • Церковь Богоявления Господня. Первая постройка обители, сооруженная не из дерева. Сейчас реставрация ее окончательно не завершена. Она сооружена с 2 приделами — во имя Покрова Божией Матери и Иоанна Богослова, а также колокольней, на которой звонят 6 колоколов;
  • Церковь Иоанна Богослова в Гостинице Знати, относящейся к территории музея, не действует.

Также в одной из башен кремлевской стены, обращенной к сохранившимся защитным валам, расположена часовня Пантелеймона Целителя, сооруженная в 1904. Частично сохранилась северная стена, плавно переходящая в защитные сооружения Кремля.

Внутреннее убранство

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) позволяет оценить в полной мере внутреннее убранство действующего и открытого для прихожан Спасо-Преображенского собора. Братские корпуса закрыты для посещения, церковь Иоанна Богослова пока полностью не реконструирована. Храм возведен на рубеже XVII – XVIII веков, освящен в первые годы восемнадцатого столетия.

Читайте также:
Путивльский Молченский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Средства на сооружение предоставил рязанский купец М.Немчинов. Здание возведено как бесстолпный четверик, дополненный на восточной стороне трехчастной апсидой, венчает его одна небольшая глава с голубым куполом. Убранство собора очень скромное, это карниз с поясом ложных абсид и тройные колонны по углам четверика.

То, что здание относится к стилю нарышкинского барокко, подчеркивается резными наличниками и многоцветными изразцами на окнах. Скромный изразцовый пояс украшает и апсиду. Воссоздан высокий иконостас, возобновлены старинные росписи.

Святыни и мощи монастыря

Спасо-Преображенский монастырь (Рязань) гордится тем, что в его стенах находится икона Матери Божией «Нечаянная радость», признанная чудотворной. С ней связана таинственная история обретения. Передана в дар храму она несколько лет назад москвичом Георгием. Однажды, столичный коммерсант зашел в случайный частный магазин и увидел лежащий рядом с мусором образ.

Желая спасти от поругания, коммерсант приобрел икону. Она была изуродована, лики были покрыты царапинами, у Матери Божией не было руки. После находки москвич получил травму во время занятий спортом, оказался почти полностью парализован. Он долгое время молился перед найдены образом и выздоровел, снова смог активно двигаться.

Образ был привезен игумену Евфимию для реставрации.

После Георгий не расставался с ней, возил ее с собой в паломничества в Иоанно-Богословский монастырь. На рождественские праздники в 2016 году икона замироточила, после чего была покрыта лаком, что повредило красочный слой. Вскоре ей снова понадобилась реставрация.

Тогда она заняла свое место в монастыре. После второй реставрации она начала мироточить еще более активно. В храме сделали для образа деревянный киот и завели тетрадь, в которую получившие помощь делают записи. Моление с акафистом проводится каждое воскресенье, в 7-45.

Также прихожане храма приходят сюда к таким образам, как:

  • Спас Нерукотворный. Он также иногда мироточит;
  • Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», у нее часто можно увидеть прихожанок, читающих акафист
  • Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского, в киоте которой находится часть рясы подвижника.

О каждом из них рассказывают истории о помощи в беде, здоровье, семейных делах. Есть в монастыре и чудотворные мощи.

Это:

Святыня Описание
святителя Феофана, Затворника Вышенского Епископ Православной российской церкви, богослов. Родился в Орловской губернии. Канонизирован в 1988, как подвижник веры и благочестия.
святителя Луки Крымского Знаменитый врач В.Войно-Ясенецкий. Родился в Керчи. Архиепископ Крымский. Целитель. Мощи хранятся в соборе во имя Святой Троицы в Симферополе.
святого праведного Иоанна Кормянского Родился в Могилевской губернии в 1837 год. Служил в д. Огородня Гомельского уезда, где открылись его духовные способности. Не дожил до революции, но предсказал ее приход. Мощи покоятся в Свято-Иоанно-Кормянской обители в Гомельской области.
святой блаженной старицы Матроны Московской Родилась в Тульской губернии в 1881 году. Слепая девушка могла исцелять больных и предсказывать. Мощи хранятся в Покровском женском монастыре в Москве.
святой преподобной благоверной княгини Евфросинии Полоцкой Евфросиния Полоцкая, до пострига звавшаяся Предслава, праправнучка святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Основала монастыри и многие храмы, учила грамоте. Мощи покоятся в Полоцком Спасо—Евфросиниевском соборе.
святой преподобной Манефы Гомельской Родилась в 1918 году в деревне Севруки под Гомелем. Схимомонахиня несла подвиг в миру, утешая страждущих во время ВОВ. Нетленные мощи хранятся в Свято-Петропавловском соборе г. Гомеля.

Ранее митрополит Рязанский и Михайловский Павел был направлен на служение в соседнюю страну, и стал митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси, благодаря чему в храме появились мощи белорусских святых.

Наставники

Спасо-Преображенский монастырь с 21.10.2015 возглавляет игумен Евфимий (Шапкин). Духовное образование он получил в Рязанской семинарии, светское ранее было получено в художественном училище. До перехода в обитель он был иноком в Иоанно-Богословском монастыре.

Хиротонисан во диакона — 13 апреля 1997 года, и, сразу после этого, во иерея — 24 апреля 1997 года. По своему послушанию он реставрирует иконы, используя навыки, полученные в художественном училище.

Расписание служб, режим работы

Спасо-Преображенский монастырь приглашает верующих на богослужения.

Они проводятся в обычные дни:

  • в будни (с понедельника по пятницу) вечерняя служба происходит в 16.45, утренняя начинается — в 6.40;
  • в субботу утреннее богослужение начинается в 8.00;
  • всенощное бдение проводится в праздничные дни в 17.00.

Также по воскресеньям, в Двунадесятые праздники и на чтимый прихожанами Покров Богородицы, а также в день памяти апостолов Петра и Павла монастырь проводит две литургии: в 6.15 – в реставрируемом Иоанно-Богословском храме и в 8.30 – в Преображенском соборе.

Обычно в эти дни на службе присутствует множество прихожан. Также каждое воскресенье после поздней литургии проводится молебен с освящением воды. Территория монастыря открыта для посещения круглосуточно.

Правила посещения монастыря

Спасо-Преображенский монастырь неотделим от территории музея, поэтому среди зданий обители можно ходить в том виде, который удобен паломнику и туристу. Общие правила посещения территории заповедника расположены у входа в него. Они стандартны, включают в себя традиционные нормы поведения в музее и в общественных местах.

При входе в храм требуется выключить мобильный телефон. Женщинам, если они пришли в брюках и с непокрытой головой, в храме предложат юбки и платки. Мужчинам придется обнажить голову.

Престольные праздники

Спасо-Преображенский монастырь призывает прихожан прийти на службу на основные престольные праздники, в честь которых освящены его церкви или приделы к ним.

Это:

  • Преображение Господне — 19 августа. Основной собор обители в этот день особенно многолюден;
  • Богоявление (Крещение Господне) — 19 января, на водосвятный молебен собирается несколько сот прихожан;
  • Иоанн Богослов, апостол — 9 декабря, службы происходят в реставрируемой церкви.
Читайте также:
Храм Александра Невского в Зеленограде: описание и адрес храма, история, расписание богослужений

Посещение обители в эти дни позволит понять, насколько рязанцы почитают старейший из своих монастырей.

Интересные факты про монастырь

Спасо-Преображенский монастырь относился к числу монастырей второй категории. Насельники его жили скромно. В 1911 веке одну из келий описывают как 3 комнаты, к которым примыкает небольшая кладовая, где из вещей можно видеть только 2 кастрюли и 2 сковороды, все медные, керосиновую лампу, простой жестяной, без каких-либо излишеств, самовар.

200-300 лет жизни все здания комплекса были деревянными, и только после сожжения их войсками польского короля Владислава в 1647 году был возведен первый каменный храм. Сейчас при обители по традиции работает духовная семинария, ее возглавляет игумен монастыря.

Информация для паломников

Спасо-Преображенский монастырь расположен на территории Кремля в Рязани. Паломники могут встретить здесь многочисленные экскурсии, часто на территории музея проводятся городские праздники и концерты под открытым небом. Это не даст возможности ощутить монастырское уединение. Приобщиться к святыням можно в храмах.

Источника со святой водой на территории монастыря нет, как и общественной трапезной. Рядом с принадлежащим епархии и расположенным рядом с комплексом зданий обители Христовоздвиженским собором можно купить продукцию Иоанно-Богословского мужского монастыря, расположенного в селе Пощупово. Это хлеб, пирожки, пряники.

Утром выходного дня там же Рязанская епархия угощает прихожан и паломников горячим чаем.

Монастырь предлагает паломникам различные формы социального служения. О них и об экскурсиях по святым места, организованным епархией, можно узнать на стенде, расположенном у входа собор.

Посещение Спасо-Преображенского монастыря позволит приобщиться к святыням и ранним страницам истории Рязани. Обитель развивается, здания реставрируются, и участие в ее жизни станет важным делом для каждого христианина.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Спасо-Преображенском монастыре, Рязань

Внешний вид и обзор Спасо-Преображенского монастыря:

Рязань. Спасо–Преображенский монастырь.

Храмы монастыря:

Другие постройки и сооружения монастыря:

5. Башня ограды (XVIII в.)
6. Западные ворота
7. Южные ворота
8. Стены ограды (XVIII в.)
9. Монастырские постройки
10. Некрополь
11. Хозяйственная постройка (общественные туалеты)

Другие храмы, постройки и сооружения:

12. Собор Успения Пресвятой Богородицы
13. Консисторский корпус (XVII в.)
14. Хозяйственная постройка (кузница и др.) (XVII в.)
15. Конюшня и каретный сарай (XVII-XIX вв.)
16. Земляной вал Рязанского кремля

Подворья:

Монастырь находится на территории Кремля

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Спасский Преображенский монастырь, 2 класса, в Рязани. Основан в XVIII — XIV веке.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в черте Рязанского Кремля к северо-востоку от кремлевского вала и к югу от Успенского собора. Монастырь с трех сторон окружен оградой, а с четвертой стороны к нему примыкает дом духовной консистории. По углам ограды устроены две башни. Так же у монастыря был свой сад и кладбище, на котором хоронили не только монахов, но и знатных рязанцев. В советский период кладбище было разорено. Точной даты основания монастыря нет, но во второй половине XV века он уже существовал. В 1467 году ему дана была грамота от великого князя Ивана Васильевича на вотчины.

На протяжении всего времени настоятели монастыря имели сан архимандритов, а не игуменов, чем подчеркивалась важность обители. Были и другие почетные преимущества. Так с 1522 года утренний благовест начинался именно с колокола Спасо-Преображенского монастыря, который подхватывался всеми храмами Рязани. С 1653 года настоятелям дано право в священнослужении носить белую шапку, а по указу епископа Димитрия (Сеченова) от 16 января 1757 года монастырь стал называться первостепенным. С этого времени у настоятелей появляются наместники. Со второй половины XVIII века настоятели Спасо-Преображенского монастыря становились одновременно и ректорами Духовной семинарии, оставаясь в сане архимандритов. Это повышало авторитет и обители, и семинарии, так как лучше просматривались будущие кадры духовенства. В 1868 году в Рязани утверждается должность викарного епископа, и монастырь передается под его руководство. С конца XIX века и до закрытия обителью управляли епархиальные архиереи.

В 1920 году монастырь был закрыт и отдан под бараки острозаразных больных. В зданиях обители располагались: лазарет, горисполком, были расквартированы военные части. С 1935 года монастырь передается в ведение музея, но долгое время в различных зданиях не только находились учреждения, но и проживали люди.

Передача монастырских зданий началась в 1996 году. В начале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 года, решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Были переданы храмы монастыря.

Храмы: Преображенский собор, Богоявления Господня, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святого пророка Илии. Святыни: икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», частица мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого, частица мощей святителя Гавриила Рязанского.

Спасский мужской монастырь, именуемый в старинных письменных памятниках «Преображенским, что внутри города», находится на северо-восточной окраине г. Рязани. Время основания его не известно, но существование его в XV ст. не подлежит сомнению. В 1467 г. на имя Спасова монастыря дана грамота на вотчины вел. князем Иваном Васильевичем, а в 1501 г. князь Федор Васильевич дал в дом «Преображению Спасову игумену с братией село Гавриловское со всем тем, что было к тому селу исстари». Монастырь с трех сторон окружен каменною оградою на протяжении 189 саж., а с четвертой к нему примыкает дом духовной консистории, по углам ограды устроены 2 невысокие башни.

Внутри ограды находятся два каменных храма: соборный храм Преображения Господня, построенный в 1702 г. гостинным сотни Михаилом Федоровичем Немчиновым, длиною на 9,5, шириною 8,5 сажень, с тремя каменными папертями. Находящийся в нем о пяти ярусах резной иконостас современен построению храма… Хотя в 1800 г. иконостас этот был возобновлен, но нельзя не видеть, что образцом для него служил величественный иконостас Успенского собора.

Читайте также:
Ставропольская и Невинномысская Епархия: история и положение, описание и современное положение

Богоявленский храм о пяти главах, в связи с колокольнею; судя по архитектуре, построение его может быть отнесено к XVII ст. При нем придел Покровский устроен в 1647 г. и освящен преосвященным Моисеем 4 июля, а в 1848 г. возобновлен иждивением рязанского купца Ивана Васильевича Осминина. Придел в честь апост. Иоанна Богослова устроен в 1779 г. статским советником Михаилом Кирилловичем Васильевым, но в 1853 г. также возобновлен Аполлонией Осиповной Почтейновой. В 1763 г. в Богоявленской церкви от случайного пожара сгорел иконостас, на место коего устроен был новый резной, за резьбу которого «дано 170 руб. 75 коп., от иконного живописного писания 600 руб. …». В 1848 г. иконостас был возобновлен рязанским купцом Федором Прокопьевичем Филатовым.

Кроме того, над святыми воротами устроена была в XVII ст. церковь в честь Варлаама Хутынского, которая в 1679 г. июля 17 была освящена, а в 1692 г. апреля 17 разрушена обвалившеюся Успенскою соборною церковью, вместо которой устроен был придел, ныне не существующий, при Преображенском соборе.

Кроме церквей, внутри ограды монастырской из существующих зданий упоминаются: архимандритские кельи каменного строения, в них 6 покоев, одна келья была возобновлена в 1848 г., но с кельями казначейскими; братские кельи каменные, в них 4 покоя. В 1825 г. братские кельи были перестроены архимандритом Иеронимом.

В 1724 г. по указу государеву приписаны к Спасскому монастырю Данковский Покровский монастырь и Пронская Спасская пустынь. В 1753 г. к Спасскому монастырю приписана была Николаевская пустынь в Старой Рязани, находившаяся прежде в ведении Радовицкого монастыря. В 1756 г. по указу духовной консистории приписана Благовещенская в Старой Рязани, а в 1761 г. Оболочинская пустыни, в которые для отправления богослужения посылаемы были из Спасского монастыря по очереди иеромонахи и иеродиаконы, так как в означенных пустынях из монашествующей братии никого в наличности не имелось.

… Спасскому монастырю принадлежит: мельницы на реке Плетеной близ села Мервино, луговой земли в разных уездах около 43 десятин и пахотной близ села Подлесной слободы в Зарайском уезде 31 десятина 2 337 кв. саж.

Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…». т. 1, Зарайск. Типография А.Н. Титовой, 1884 г.

В черте Рязанскoгo Кремля к северo-вoстoку oт кремлевскoгo вала и к югу oт Успенскoгo сoбoра распoлoжен Спасo-Преoбраженский мужскoй мoнастырь. Первoе упoминание o мoнастыре встречается вo втoрoй пoлoвине XV века: в 1467 гoду oбители дана грамoта oт великoгo князя Ивана Васильевича на вoтчины. 16 января 1757 гoда мoнастырь oбрел статус первoстепеннoгo. Сo втoрoй пoлoвины XVIII века настoятели Спасo-Преoбраженскoгo мoнастыря станoвились oднoвременнo и ректoрами Духoвнoй семинарии. В 1868 гoду в Рязани утверждена дoлжнoсть викарнoгo епискoпа, и мoнастырь передан пoд егo рукoвoдствo. Мoнастырь с трех стoрoн oкружен oградoй, с четвертoй стoрoны к нему примыкает здание духoвнoй кoнсистoрии. Пo углам oграды устрoены две башни. Дo 1917 гoда на территoрии мoнастыря распoлагались сад и кладбище.

С прихoдoм сoветскoй власти мoнастырь закрыт, кладбище, на кoтoрoм хoрoнили мoнахoв и знатных рязанцев, разoренo. В 1996 гoду мoнастырские здания переданы Русскoй Правoславнoй Церкви. 6 oктября 2005 гoда Священный Синoд принял решение o вoзoбнoвлении в oбители мoнашескoй жизни. 12 апреля 2009 гoда архиепискoп Рязанский Касимoвский Павел сoвершил Великoе oсвящение Спасo-Преoбраженскoгo сoбoра.

Мужской монастырь, образованный не позже XVI в. Был немноголюден, с 1868 г. – резиденция викарного епископа. Закрыт в 1920 г., постройки заняты под жилье, затем переданы музею. С 1996 г. в части построек действует Рязанская духовная семинария. Вновь открыт в 2005, все постройки переданы епархии в 2007-2008 г.г.

Не подлежит сомнению, что к XV веку Спасо-Преображенский монастырь уже существовал, поддерживаемый благочестивыми стараниями великого князя Рязанского Ивана Васильевича.

Несколько веков монастырь стоял деревянным. Он перенес несколько пожаров и разрушений, одно из которых пришлось на время нападения отрядов гетмана Петра Сагайдачного и войск королевича Владислава на Переяславль Рязанский. В 1647 г. сильный пожар уничтожил все деревянные постройки кремля и весь монастырь. В 1640-х г.г. была возведена первая каменная церковь Богоявления Господня, у которой было два придела – во имя Покрова Божией Матери и во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Вместе с ней была возведена колокольня на шесть колоколов.

О древних временах существования этого монастыря сохранилось не так много свидетельств. Известно, что настоятельская власть в первые столетия существования монастырей была очень большой. В «Дополнительных о Рязанской епархии сведениях» архимандрит Иероним, говоря о Спасском монастыре г. Рязани, пишет, что «настоятели издревле архимандриты», хотя «сей монастырь был не знаменит», из них 1653 г. сентября Боголеп и Солотчинский Сергий по указу государеву и патриаршей грамоте благословлены от Преосвященного Мисаила служить в белой шапке; а от преосвященного Димитрия позволено употреблять Спасским при служении ковер».

О размерах настоятельской власти, а значит и о значимости монастыря, говорит и тот факт, приглашались ли они на Соборы в стольный град Москву. Так, на Соборе 1589 г., на котором решался вопрос о четвертом браке царя Иоанна Васильевича, представлены были архимандриты и игумены многих монастырей, в том числе архимандрит Солотчинского из Рязани. Через три года уже среди прочих упомянут Спасский архимандрит из Рязани.

С 25 декабря 1742 г. по указу Св. Синода от преосвященного Алексия, «для отличия от игуменов, возложены на архимандритов наперсные для ношения кресты – на здешнего Спасского Давида и Духовского Ефрема, а генв. 1743 г. на Солотчинского Алимпия, Богословского Аарона и Радовицкого Иосафа». С 1868 г. Рязанский Спасский мужской монастырь стал управляться викарием, что продолжалось до 1902 г. А в 1902 г. кафедра викарных епископов Михайловских была переведена в Троицкий монастырь. 21 мая 1907 г. кафедра викарных епископов была вновь перенесена в Спасский монастырь. Среди Викарных епископов следует упомянуть епископа Исидора (Колоколова), бывшего на епископской Михайловской кафедре с 1906 по 1911 г., замученного в Самаре в 1918 г.

Читайте также:
Храм преподобного Серафима Саровского в Курске: адрес и телефон, история, отец Георгий и другие настоятели

Штатная численность Спасского монастыря хотя и менялась на протяжении всего времени его существования, но незначительно. Так по рапортам настоятелей монастырей за 1746 г., по Спасскому монастырю «определено быти архимандриту и братии двадцати человек, им жалования положено в год денег по пети рублев, хлеба по пети четвертей, и того денег сто рублев и хлеба сто четвертей». Там, где при монастырях были кладбища, обитель получала средства «за места для могил, за катафалк», как например при Спасском. К 1917 г. в Спасском второклассном монастыре числилось 16 монахов, что практически равно 1746 г.

В 1757 г. епископ Рязанский своим указом определил монастырь в первостепенные, и с этого времени в монастыре появились наместники. Со второй половины XVIII в. архимандриты Спасского монастыря стали возглавлять Епаршую семинарию, что повышало престиж как монастыря, так и духовного учебного заведения.

Среди настоятелей обители следует упомянуть архимандрита Иеронима Алякринского (в бельцах Иоанна Стефанова) из протоиереев Рязанского Кафедрального собора. Он был присутствующим в Рязанской духовной консистории и ректором Рязанской духовной семинарии. По представлению Амвросия, архиепископа Рязанского, он был пострижен в монашество в Спасском монастыре 12 апреля 1808 г., 19 апреля произведен в архимандрита. Долгое время он управлял Солотчинским монастырем, а с 1813 г. переведен настоятелем в Рязанский Спасский монастырь. Ученый муж, прекрасный педагог, устроитель обители и. монах-наставник. Он навсегда остался в этом монастыре: захоронен на его кладбище.

Все насельники монастыря обитали на небольшой территории там, где некогда рождался город. До нашего времени сохранился монастырский комплекс XVI-начала XX века. С трех сторон монастырь был обнесен каменной стеной, а с восточной огражден каменными зданиями бывшей Духовной консисторией и Архиерейским домом. Двое ворот на каменных столбах: Святые с северной стороны, через которые обычно входили в монастырь, и западные для выхода были украшением монастыря.

При входе северными Святыми вратами в монастыре по правую сторону находилось каменное одноэтажное здание – братская трапезная с кухней, баня. Далее к западу в углу – круглая башня, рядом с ней – с западной стороны ледник, а за ним деревянная житница, конюшня, навес, за которым западные ворота и ограда до самого угла с круглой каменной башней. Вдоль всего монастырского двора по правой стороне неподалеку от западной каменной ограды и служебных зданий расположились два двухэтажных корпуса: один с каменным низом и деревянным верхом. Он был облицован кирпичом и отштукатурен. В нем жили настоятели. Другой, к северу от первого, каменный, для жительства братии. Он был построен в 1825 г. и надстроен в 1894 г. со стеклянной галереей на каменных столбах. Между этими корпусами в связи с ними построена в 1901-1904 г.г. на средства преосвященного Иосифа, епископа Михайловского, Викария Рязанского, Иоанно-Иосифовская церковь, в нижем этаже которой устроено было жилое помещение. По левую сторону северных ворот находилась каменная келия с пристроенной к ней деревянной келией. Подле этой келий к югу стоял и сейчас стоит каменный с таковою же колокольней храм Богоявления Господня. В центре монастыря возвышается храм без колокольни в честь Преображения Господня. К востоку от двора между храмами и за ними расположено было кладбище для погребения монашествующих и граждан.

Архивные документы сохранили до нас описание келий Спасского монастыря г. Рязани за 1911 г.; 1. «Келия из трех комнат и прихожей, находятся в ней два стола, четыре койки из них три железных и одна деревянная (худая), медный самовар, ведро и два табурета; 2. Келия из двух комнат и прихожей, находится в ней два стола, железная койка, трое венских стульев, скамья, простой буфет, один дубовый табурет; 3. Келия из 3 комнат с прихожей находится при ней, два стола, три койки, одна из них железная, а две деревянные (одна из них худая), раскладное железное стул о. ; 4. Келия из трех комнат. При ней находится чулан, в котором находятся следующие вещи: две медных каструли с ручками, две медных сковороды и одна эмалированная, самовар жестяной, лампа. ».

В 1920 г. монастырь был закрыт.

Передача монастырских зданий началась в 1996 г. Вначале был возвращен настоятельский и братский корпус, но в нем было размещено Духовное училище. 6 октября 2005 г. решением Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II было принято решение об открытии Спасо-Преображенского мужского монастыря в городе Рязани и возобновлении в нем монашеской жизни. Наместником вновь открытого монастыря был назначен иеромонах Игнатий (Депутатов). В настоящий момент монастырская жизнь протекает в историческом здании настоятельского и братского корпуса совместно с Духовной семинарией. Были переданы храмы монастыря.

Ставропольская митрополия

На территории Кубани с начала 90-х годов были восстановлены многие приходы, их количество резко возросло и Священный Синод принял решение о разделении уже имеющихся митрополий и епархий. Так появилась Ставропольская митрополия, которая сегодня одна из самых быстрорастущих на территории Российской Федерации.

История

Южные территории Российской Федерации, а именно Кубань, заселялись изначально кубанскими казаками, которые и принесли в те края христианство. Каждое поселение имело свой храм и со временем тут была создана первая митрополия.

Ставропольский край впервые получил собственную кафедру архиерея в 1842 году — она была выделена из состава Астраханской епархии и называлась изначально Черноморской и Кавказской. За 10 лет существования количество храмов выросло до 180, а духовенство активно занималось строительством монастырей и духовной семинарии. Велась миссионерская деятельность по распространению христианства на территории Северного Кавказа.

Читайте также:
Храм Параскевы Пятницы в Бутово: история и описание церкви, адрес, святыни и праздники, как доехать

После Октябрьской революции большевики начали кампанию по уничтожению православия в России. На Кубани были разрушены и отобраны многие храмы: если в Ставрополе до 1930 года было около 20 церквей, то после осталась лишь одна Успенская.

Епархию полностью упразднили на долгих 7 лет (1936-1943). В 1943 году кафедру митрополита Кавказского и Ставропольского занял Антоний, который начал возрождение православия по всей территории.

С начала 90-х годов РПЦ активно восстанавливала все уничтоженные коммунистами приходы, которые активно росли в свободе вероисповедания. Люди без страха начали ходить в храмы и исповедовать православие, поэтому Священный Синод решением от 7 июня 2012 года была создана Ставропольская митрополия, которая включила в себя приходы на территории всего края.

Деятельность митрополии

Ставропольская митрополия сегодня возглавляется митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом (Покровский Леонид). Под его руководством находятся приходы 15 благочиний Георгиевской и Ставропольской епархий, на территории районов:

  • Ставропольского;
  • Георгиевского;
  • Предгорного;
  • Кировского.

Последние два района относятся к Пятигорской епархии. Деятельность приходов контролируется работой специализированных отделов митрополии:

  • Взаимоотношений Церкви и общества;
  • Церковной благотворительности и социальному служению;
  • Миссионерского;
  • Религиозного образования и катехизации;
  • Строительного и информационного.

Работает на территории края православный благотворительный фонд «Воскресение», а также специализированный центр помощи матери и ребенка «Мое солнышко». Были открыты православные садики для малышей:

  • «Вера, Надежда, Любовь» в г. Невинномысске;
  • «Свято-Никольский» в г. Михайловске.

Функционируют и образовательные учреждения:

  1. Классическая православная гимназии святых Кирилла и Мефодия (Невинномысск).
  2. Свято-Успенская гимназия (Ставрополь).
  3. Православная духовная семинария (Ставрополь).
  4. Регентская школа при семинарии (Ставрополь).

Информационная деятельность ведется посредством газеты «Ставропольский благовест» и музея церковной истории и искусства в Ставрополе. Анонсы предстоящих событий и полезная информация о деятельности митрополии публикуется на официальном сайте. Там же можно найти контакты паломнического центра, который помогает планировать и составлять экскурсионные и образовательные поездки по территории митрополии и всему миру.

Храмы и монастыри

Строительство храмов и монастырей в крае было возобновлено в 90-х годах прошлого века. Сегодня в митрополии два кафедральных собора:

  1. Казанский собор в Ставрополе — восстановленный и заново отстроенный храм на месте разрушенного. Первоначальное здание было возведено в 1843 году, но полностью уничтожено в 30-х гг. Первая служба прошла в соборе в апреле 2010 г., а кафедральным он был титулован в 2012 г.
  2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Невинномысске — самый большой храм Ставропольской епархии, вмещающий до 1500 прихожан одновременно. Был освящен в 1992 г., а в 1999 получил статус кафедрального.

Монастырей, которые подчиняют митрополиту, всего три:

  1. Иоанно-Мариинская женская обитель — существует в Ставрополе на протяжении 176 лет (основана в 1843 г.). Была закрыта несколько раз на протяжении всей своей истории, но сегодня успешно функционирует под руководительством игумении Иоанны (Лихомановой).
  2. Мужская обитель в честь образа Богородицы «Всех скорбящих Радость»- находится в с. Татарка и был построен в 2004 году. На территории действует одноименный святой источник и находится ковчег с мощами 33 святых. Настоятель — игумен Афанасий (Гриценко).
  3. Мужская обитель апостолов Петра и Павла — с 2011 года в Светлограде при одноименном храме архиерейского подворья действовала мужская община под управлением игумена Кирилла (Никитина). В 2019 году Синодом было принято решение в 2019 году создать здесь полноценный монастырь.

Посетить эти храмы и монастыри можно в любое время — они открыты для паломников и туристов. Организовать групповую поездку по всей митрополии и познакомится с ее историей можно с помощью паломнического центра.

Ставропольский край

Ставропо́льский край (Ставропо́лье) — субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также Северо-Кавказского экономического района. Административный центр — город Ставрополь.

Содержание

  • 1 Православие в Ставропольском крае
  • 2 Населённые пункты
  • 3 Святыни Ставропольского края
  • 4 Монастыри Ставропольского края
    • 4.1 Иоанно-Мариинский женский монастырь (Ставрополь)
    • 4.2 Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь
    • 4.3 Свято-Георгиевский женский монастырь (Ессентукская)
  • 5 Храмы Ставропольского края
    • 5.1 Свято-Никольский собор (Кисловодск)
    • 5.2 Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Невинномысск)
    • 5.3 Кафедральный собор Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного у Овчей купели (Пятигорск)
  • 6 Где остановиться
    • 6.1 Епархиальный летний лагерь ст. Незлобная
    • 6.2 Православный детский лагерь при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пос. Неженского
  • 7 Фото
  • 8 Ссылки

Православие в Ставропольском крае [ править ]

История Православной Церкви на Северном Кавказе уходит к апостольским временам. Есть свидетельства что здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Варфоломей, о раннем укоренении Христианства говорят многочисленные материальные памятники. Впоследствии ослабление Восточной Римской империи, распространение ислама и монголо-татарское нашествие привело к угасанию Христианства на Северном Кавказе после XII-XIII веков.

Возрождение его началось со времен царя Иоанна IV Васильевича, когда, после взятия Астрахани, русское казачество поставило тут свои форпосты, а за ними пришли переселенцы, воздвигавшие православные храмы. В 1602 году была основана Астраханская епархия, в состав которой впоследствии вошла и Терская область.

По территории епархия была огромна и, при отсутствии безопасных и удобных путей сообщения, связь Терского края с кафедрой была слаба, вероятно, не простираясь далее хиротонии Астраханским архиереем священнослужителей для казачьих поселений. Для более успешного окормления края в 1829 году была учреждена Новочеркасская епархия, а уже из неё в 1842 или 1843 году была выделена Кавказская епархия с кафедрой в Ставрополе.

Первый епископ Кавказский Иеремия (Соловьев) нашел свою паству в недобром и колеблющемся состоянии, но за менее чем десятилетний срок епископства он устроил духовную семинарию (в 1846 году) и развернул строительство храмов. Среди его преемников особо выделяются святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофилакт (Губин), правившие епархией с 1857 по 1872 год.

С развитием церковной жизни возникла нужда разделения епархии для лучшего управления. 23 апреля 1885 года Терская область была выделена из состава епархии и присоединена к Владикавказской. Вскоре другая часть Кавказской епархии была присоединена к Сухумской, а сама кафедра переименована в Ставропольскую.

Читайте также:
Уфимская епархия: храмы и монастыри, духовенство, святые и священники

При последнем дореволюционном Ставропольском архиерее митрополите Агафодоре (Преображенском) особенно развернулась миссионерская работа среди народов Северного Кавказа. 12 октября 1916 года Кубанская викарная епархия стала полусамостоятельной.

19-24 мая 1919 года в Ставрополе состоялся Южно-Русский Собор епископов отрезанных гражданской войной от патриарха Тихона, на котором решались вопросы устройства Церкви на свободных от большевиков территориях. На этом же Соборе была признана необходимость выделения Кубанского викариатства Ставропольской кафедры в самостоятельную епархию, что и последовало в том же году.

С 1923 по 1945 год существовала одноименная обновленческая епархия.

Гонения на Православную Церковь в первые десятилетия советского периода свели епархию на нет к 1936 году – архиереи занимали кафедру в среднем всего около года прежде чем их арестовывало ОГПУ, были разрушены или отобраны большинство храмов. В Ставрополе, например, действовала лишь одна Успенская церковь, в то время как до 1917 года православных церквей в городе было более двадцати. К 1936 году епархия пресеклась, но в 1943 году, с поворотом государственной политики по отношению к Церкви, была возрождена. Часть храмов была открыта, воссоздана Ставропольская духовная семинария. В состав восстановленой епархии вошли земли бывшей Владикавказской епархии а также приходы в Азербайджане. Однако в 1958 году начался новый виток борьбы коммунистического режима с Церковью, снова закрывались и разрушались храмы, была закрыта семинария.

Год тысячелетия Крещения Руси ознаменовался переменами к лучшему в церковной жизни и после падения атеистического строя церковная жизнь стала восстанавливаться. За последующие двадцать лет количество приходов в епархии увеличилось в четыре раза, была возрождена Ставропольская духовная семинария, открыты православные общеобразовательные гимназии и школы, детские сады. 26 февраля 1994 года была учреждена викарная Бакинская кафедра. 6 октября 1995 года из состава Ставропольской епархии была выделена самостоятельная Элистинская епархия в пределах Калмыкии. 28 декабря 1998 года из Ставропольской была также выделена самостоятельная Бакинская епархия вобравшая террриторию Азербайджана, Дагестана и Чечни. 26 декабря 2003 года приходы на территории Чеченской Республики были возвращены в ведение Ставропольской епархии.

В связи с увеличением в епархии действующих храмов и монастырей, а также из-за трагических событий на Северном Кавказе требующих неотлагательного внимания, по ходатайству архиепископа Ставропольского Феофана решением Священного Синода от 6 октября 2008 года в помощь правящему архиерею был назначен викарий с титулом Михайловский, однако рукоположение избранного на эту кафедру Романа (Лукина) не состоялось, а другого викария не было назначено.

22 марта 2011 года из состава Ставропольской епархии были выделены Минераловодский, Предгорный и Кировский районы на юге Ставропольского края, республики Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия (к возрожденной Пятигорской епархии); республики Северная Осетия-Алания, Ингушетия и Чечня (к возрожденной Владикавказской епархии). Таким образом в ведении Ставропольской кафедры была оставлена бо́льшая часть Ставрпольского края.

7 июня 2012 года из Ставропольской епархии была также выделена Георгиевская епархия, после чего в пределах епархии остались Андроповский, Апанасенковский, Грачёвский, Изобильненский, Ипатовский, Кочубеевский, Красногвардейский, Новоалександровский, Петровский, Труновский, Туркменский и Шпаковский районы, а также прилегающие города на северо-западе Ставропольской области. Тогда же кафедра была определена центром Ставропольской митрополии.

Населённые пункты [ править ]

  • Ставрополь
  • Кисловодск

Святыни Ставропольского края [ править ]

СТАВРОПОЛЬ. Кафедральный Андреевский собор: оригинал иконы Божией Матери «Неугасимая Лампада».

БУДЕННОВСК. Казанский храм: оригинал «Свято-Крестовской» иконы Божией Матери.

Едем по святым местам Ставрополья!

14 января 2011 13:35

На Северном Кавказе христианские церкви появились много столетий назад. Здесь, в одном из самых древних уголков цивилизации, проповедовал когда-то один из любимых учеников Иисуса Христа апостол Андрей Первозванный. В отдаленных местах пока еще можно полюбоваться каменными храмами, построенными в IX – XI вв. Правда, большинство из них – разрушены. Как и первые величественные православные соборы XVIII – XIX вв., порушенные в первые годы советской власти. Многие из них сейчас восстановлены и составляют бесценный фонд архитектурного богатства не только Ставропольской и Владикавказской епархии, но и всей России. Каждый год храмы посещает множество паломников. Причем поклониться святыням стремятся не только православные, но и верующие других религий. Многие из них считают, что православные святые – одни из самых сильных. А легенды об исцелении от святых мощей или чудотворных икон передаются из поколения в поколение.

«Комсомолка» составила список, в котором лишь малая часть святых мест Северного Кавказа. Очертить весь круг, где происходят чудесные исцеления, довольно трудно. Даже в тех церквах, что построены недавно, могут мироточить иконы и исполняться просьбы прихожан, произнесенные во время молитвы. Главное – не растерять веру в Бога и надежду на спасение.

Святой образ Феодосия Кавказского

Рядом с городом Минеральные Воды на кладбище поселка Ленинский был погребен старец Феодосий. Родившийся в Пермской губернии, он долгое время был послушником в монастыре на Афоне. Затем служил в Иерусалиме. В Россию вернулся до революции. Был репрессирован. В 30-е годы прошлого века вернулся из ссылки и стал жить в Минеральных Водах. Старец скрывал свою святость, приняв на себя подвиг юродства. До самой своей смерти в 1948 году преподобный помогал и верующим, и неверующим. Советовал, как поступить в трудных ситуациях, исцелял, спасал. Сельское кладбище, где он похоронен, стало местом паломничества. В 1996 году мощи преподобного были перенесены в храм Архангела Михаила в поселке Ленинский. А в 1998-м – во вновь отстроенный храм Покрова Божией Матери в Минводах. Здесь же есть и икона с ликом преподобного. Помолиться и попросить помощи у святого старца приезжают верующие со всей России.

Икона Владимирской Божией Матери в Железноводске

В городе-курорте до революции работали две церкви. Обе разрушили в 30 – 40-х годах прошлого столетия. И только в 1996 году в старинном здании бывших ванн обустроили храм Покрова Божией Матери. В примыкающей к нему часовне Священномученика Пантелеймона находится икона Святителя Игнатия Брянчанинова с частицами мощей. Ее привезли в январе 2005 года из Толгского монастыря. Святитель Игнатий, служивший епископом Ставропольским и Кавказским в 1858 – 1861 гг., был канонизирован за праведную жизнь, а также за большое количество написанных им богословских трудов. Книги Игнатия Брянчанинова считаются азбукой, которую обязательно должен прочитать каждый начинающий православный христианин. Они помогут бороться со страстями, сориентируют в жизни.

Читайте также:
Дмитрий Авдеев: биография православного психотерапевта, труды и книги

В самом храме Покрова Божией Матери можно помолиться и иконе Владимирской Божией Матери из дореволюционного храма. Образ сохранила одна из прихожанок. После ее смерти икона долго лежала на чердаке. Затем ее нашли и поставили в святой угол, где заметили сияние возле образа. И сразу же передали в храм. Этой иконе обычно молятся во время нашествия врагов, просят защиты от насилия иноверцев, об избавлении от междоусобной брани, о сохранении России, о наставлении в православной вере.

Кстати, при храме работает православная гостиница на 35 мест.

Русский Афон на Бештау

Второ-Афонский Свято-Успенский Бештаугорский мужской монастырь был заложен еще в начале XX века. Построенная в труднодоступном месте между двух вершин Бештау обитель стала одной из самых известных в России.

В нее входили каменный Успенский храм, большое здание для келий, гостиница для паломников, дом настоятеля, трапезная. Все это было разрушено после революции. Восстановление монастыря началось в 1997 году. Одним из первых воссоздали храм Георгия Победоносца. Сейчас в нем можно помолиться святыням, привезенным с Афона. Например, иконе Иверской Божией Матери. Считается, что она избавляет от разных жизненных напастей и утешает в бедах, спасает от пожаров. Здесь есть образ апостола Иоанна Богослова, пророчицы Анны и Параскевы Пятницы. А также ковчег с мощами Киево-Печерских святых.

Чудотворная икона Николая Угодника в Кисловодске

Кисловодский Крестовоздвиженский храм – одно из самых посещаемых верующими мест. Он был построен еще в Советском Союзе к знаменательной дате – тысячелетию крещения Руси. Его святыни – чудотворные иконы Божией Матери «Скоропослушница» и Николая Угодника. Образу Божией Матери молятся с просьбой о духовном прозрении, в растерянности и недоумении, когда не знают, как лучше поступить, при возможных тяжелых родах, с просьбой об исцелении от тяжелых болезней. А к чудотворной иконе особо почитаемого в России Николая Угодника обращаются за помощью в самых неразрешимых делах – как духовных, так и житейских. Святой помогает всем, кто терпит лишения и бедствия, защищает от врагов. В храме хранится чудотворная икона Святого великомученика и целителя Пантелеймона с вмонтированной капсулой со святыми мощами. Врачеватель помогает излечиться от тяжелых недугов.

Собор Святого Апостола Андрея Первозванного

Сначала главный храм Ставропольской и Владикавказской епархии возвели в краевом центре из дерева. Было это в 1847 году. Затем его разобрали и на том же месте в 1897 году поставили каменный собор. В годы советской власти в храме разместили архив. Примечательно, что во время Великой Отечественной войны в храме проходили службы.

Главная святыня Андреевского храма – малая частица Животворящего древа Креста Господня, вложенная в крест и запаянная в особую прозрачную капсулу. Есть частица нетленных мощей святого апостола Андрея Первозванного, считающегося небесным покровителем нашего края. Она вложена в икону апостола. Почитают прихожане и созданную в женском Иоанно-Мариинском монастыре Ставрополя икону Святой Троицы. Недавно эта икона пережила чудесное обновление. Есть здесь мощи святого преподобного Сергия Радонежского, святые мощи Александра Невского, ковчежец с частицами мощей святителя Игнатия Кавказского (Брянчанинова).

КСТАТИ

Знакомство с православными святынями Кавказа можно начать под руководством профессионалов из паломнической службы Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной Церкви. Здесь организуют как длинные, так и однодневные экскурсии. Можно съездить к Святыням Нижнего Архыза и полюбоваться на Лик Христа Спасителя (наскальный образ относят к VIII – X векам и считают наиболее древним архетипом иконы «Спаса Нерукотворного» на территории России). А также побывать в древних храмах Зеленчукского монастыря. Или, например, отправиться в поездку по святым источникам, куда входит посещение источника при храме Преподобного Серафима Саровского, а также источника Иверской иконы Божией Матери возле села Татарка.

Телефон паломнической службы епархии 89187799439. Правда, ближайшие туры начнутся только с марта. Одно- и двухдневные поездки обойдутся вам в сумму от 750 до 1000 рублей с человека (в эту стоимость входит одноразовое питание).

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ : АО ИД “Комсомольская правда” г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23, стр. 1 Ставропольский филиал АО ИД “Комсомольская правда” г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 30б Ставрополь. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС 355000. Контактный тел. +7 (8652) 95-11-95.

Христианские лики Архыза

Сидя в Москве, удивительно бывает слышать, когда кто-то называет Северный Кавказ раннехристианским центром. Еще меньше вериться в возможность православным совершить паломническую поездку по святым местам, ну скажем Карачаево-Черкесии. Экскурсию по ущельям с водопадами – вероятно. А поклониться лику Христа на скале, затерянной среди горных перевалов? Это уже на грани фантастики.

Сезон отпусков закончился, и убедиться в правоте ученых, утверждающих, что Архыз – древний центр христианства, теперь можно, только придя на выставку в музей Храма Христа Спасителя.

Придется оговориться, чтобы не вводить в заблуждение будущих посетителей экспозиции. Это скорее выставка фотографий, нежели археологических находок и памятников письменности, хотя и они имеют место быть. Но без сомнения, многие будут до глубины души потрясены красотами Карачаево-Черкесии и поражены гармоничностью, с которой христианские храмы вписываются в величественную панораму горных вершин.

Читайте также:
Кирилло-Белозерский монастырь в Кириллове: история и адрес монастыря, храмы и постройки

В IX-XIII вв. от Р.Х. на территории современных Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, а также некоторых районов Чечни и Ингушетии располагалось государство Алания. По горным перевалам и хребтам Алании тянулись караваны Великого Шелкового пути. На его маршрутах возникали небольшие поселения и крупные города. Одно из таких городищ сложилось на территории Карачаево-Черкесии предположительно в IX-XIII вв. в долине реки Большой Зеленчук – Архызе. Историки убеждены, что именно здесь находился культурный и религиозный центр Алании. По одной из версий, Архыз являлся тем самым Магасом (Ма-асом) – столицей Алании, о которой пишет арабский автор Масуди.

Именно этими шелковыми маршрутами в Аланию из Византии пришло христианство, причем значительно раньше, чем в Киевскую Русь. Cвидетелями тому являются христианские храмы византийской постройки, сохранившиеся в Архызе и его окрестностях. Впрочем, доступными их осталось не так много, всего около десятка. И множество развалин и руин от некогда бывших здесь соборов, храмов и церквушек. Но достаточно взглянуть на выставочные экспонаты, чтобы убедиться, Архыз – христианский центр.

Самыми известными аланскими храмами, их еще называют зеленьчукскими, являются северный, средний и южный.

Северный храм, или Георгиевский кафедральный собор, учеными назван старейшим христианским храмом на территории России. Он был построен задолго до разделения Церквей, старше Софии Киевской (датируется X в.). Храм был богато украшен фресками, написанными византийскими мастерами. Впрочем, сейчас судить об этом можно лишь по архивным зарисовкам фресок. Они были сделаны художником-археологом Д. М. Струковым еще в 80-е годы XIX века, когда он принял участие в одной из аланских экспедиций. С большой степенью вероятности можно утверждать, что храм являлся кафедральным собором Аланской епархии, подведомственной Константинополю, которая уже в XX веке получила статус митрополии.

Аналогичным по типу своей постройки, а именно крестовокупольным, является средний храм, расположенный на северной окраине города. В отличие от кафедрального собора, он, скорее всего, был городским храмом и посещался простым населением Архыза. Храм был восстановлен в 90 гг. XIX века монахами Александро-Афонского монастыря, образованного здесь тогда же (существовал с 1889-го по 1924 г.).

Наконец, южный храм (Ильинский) является самым маленьким и древнейшим действующим христианским храмом на территории России. Определить, в честь какого святого был освящен храм, удалось астрономам. Они взяли направление оси храма и нашли точку пересечения этой воображаемой линии с горизонтом. С определенной поправкой (на тысячелетние нутации планеты) точка пересечения с горизонтом совпала с восходом солнца 2 августа по новому стилю, что соответствует в церковном календаре дню Ильи Пророка. Напрашивается вывод, что храм, некогда бывший домовой церковью аланских царей, освящен в честь этого святого. Вместе со св. Георгием Победоносцем, Илья Пророк являлся здесь особо чтимым святым. Переименовывать церковь не стали, и при последнем освящении в 1991 году его имя – Ильинский – было сохранено.

Участие астрономов в археологических исследованиях не только не случайно, скорее даже закономерно. Во-первых, согласно данным специалистов, издревле храмы возводились в строгом соответствии с астрономическими показателями, если быть точнее, при закладке ориентировались на восход солнца. А кто как не астрономы скорее и правильнее сумеют вычислить подобные показатели. Во-вторых, Архыз – городок астрономов. Здесь находиться крупнейшая в стране Астрофизическая обсерватория Академии Наук России. Вот почему посетителям выставки не стоит удивляться фотоснимкам обсерватории. Наконец, именно благодаря творческому тандему астрономов и археологов, удалось приблизиться к ответу на вопрос, что за храмы были построены в архызском городище на рубеже I-II тысячелетий.

На представленных на выставке фотографиях – потрясающей красоты природа и дело человеческих рук: зеленчукские храмы, запечатленные в разную пору – зимой, весной, летом; не менее известные Сентинский и Шоанинский храмы. Кстати, виды последних сохранились на фотографиях более чем столетней давности. Георгиевский (Шоанский) храм X века стоит на горе Шоан у села Коста-Хетагуров и выглядит ласточкиным гнездом, недосягаемым, неприступным для посторонних. Отчасти именно поэтому в конце XIX века здесь появился георгиевский скит. Но сегодня, как следует из фотографий, в шоанинском храме возобновляются богослужения.

Зругский храм и нузальская часовная, стоящие в горной долине реки Ардон, прославились уцелевшими фресками. Фрагменты настенной росписи удалось привести в Москву, хотя в основном зрителю приходиться довольствоваться фотографиями последней в натуральную величину. Впрочем, идея масштабного воспроизведения памятников вполне себя оправдала. Именно благодаря фотомакетам и детальной фотосессии москвичи имеют возможность познакомиться с легендарной наскальной живописью Архыза.

Наскальный образ Господа нашего Иисуса Христа

Фото первое – гора, густо проросшая кустарником и деревьями с небольшой белеющей лысиной скалы. Она выделена на фотографии желтым квадратным контуром. Фото второе – зритель вместе с фотографом почти вплотную приближается к скальному выступу и замечает маленькое цветовое пятно. Третье фото, крупным планом – лик Спасителя. И, наконец, огромное фотопанно в натуральную величину. Это та самая потаенная икона на склоне хребта Мацешта, о которой в Архызе уже много веков ходят легенды. Местные жители утверждают, что образ был открыт еще до основания Александро-Афонского монастыря, позднее утрачен. Впрочем, как говорят, видели икону и в годы Великой отечественной войны. Но настоящее обретение состоялось накануне 2000-летия рождества Христова, в мае 1999 года. Образ Спаса Нерукотворного практически случайно был обнаружен охотниками, если учесть, что икона написана на отвесной скале, на высоте более 150 метров от земли. Великолепную сохранность лика ученые объясняют скальным козырьком, защищающим образ от ветра и дождя, а также спецификой местного климата.

Написан образ возможно одновременно с постройкой среднего храма, на который икона буквально направлена. Есть вероятность, что написание совпадает с появлением аланской епархии. Согласно другой версии, образ был создан в XIV в., с целью защитить город от эпидемии чумы. Окончательно ученые не сошлись еще во мнении об авторстве и времени создания лика, но в Архызе за эти шесть лет икона стала местночтимой святыней, поклониться которой стекаются многие и многие православные.

Читайте также:
Пюхтицкий монастырь: история и адрес, как добраться и доехать, праздники

Нательные, нагрудные кресты-энколпионы, каменные надгробные, резные на колоннах, на могильниках и дольнообразных склепах, храмовые железные, сирийские, византийские, грузинские и древнерусские – им несть числа. Многие из них привезены в Москву, часть представлена на выставке фотографиями. Для историков-археологов это лучшее доказательство широких торговых и культурных связей. Для верующих – неоспоримое свидетельство принадлежности к христианскому миру. Кресты-энколпионы, обнаруженные при раскопках, ни что иное, как предметы личного благочестия, нательные кресты, подтверждающие причастность верующих христианской церкви. Стоит добавить, что бронзовые энколпионы древнерусского происхождения свидетельствует для ученых об участии Русской Церкви в распространении христианства на северном Кавказе.

На выставке представлены уникальные материалы по культуре древней Алании, которые удалось собрать, сохранить и представить зрителю. Проект исключительно интересен своей проблематикой: повторюсь, немногие знают о христианизации северокавказского региона. Наконец, нынешняя выставка – своего рода призыв обществу, которое забывает о памятниках национальной культуры, отдавая предпочтение заграничным диковинкам. На открытии выставки в своем выступлении епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков), сказал: «Мы едем в Египет или в Грецию, знакомимся с наследием христианства и восхищаемся от одного только сознания, что видим храм IX или Х века. Но мы совсем забыли, что такое богатство есть у нас на Кавказе». Стоит только добавить, что судя по выставочным экспонатам ситуация с архызскими памятниками плачевная, если не сказать катастрофическая. Вот почему у зрителя чувство восхищения сменяется чувством стыда за национальные памятники культуры, которые мы утрачиваем.

Выставка подготовлена Музеем истории Москвы совместно со Ставропольским государственным краеведческим музеем, проходит в музее Храма Христа спасителя и продлиться до октября. Вход свободный.

Испытание души: как становятся паломниками

Традиция паломничества – путешествия к святыням – зародилась во времена древних христиан. Пешком или на перекладных люди устремлялись в Иерусалим, чтобы поклониться на святой земле. Среди них были и жители Северного Кавказа.

Глаза светятся

К путешествию подчас готовились полжизни. Не все доходили, не все возвращались. Сегодня мы живём в другом темпе, всё время бежим, торопимся куда-то. Но желание совершить духовный подвиг живёт во многих людях.

При Ставропольской епархии работает паломническая служба «Град Креста», сотрудники которой организовывают поездки к святыням на Кавказе, в России и за рубежом. Александра АНДРОСОВА, руководитель службы, рассказала, как проходят поездки, кто и для чего становится паломником и куда сегодня стремятся верующие.

– Когда появилась паломническая служба?

– Мы начали работать в 2011 году весной, и уже в июне организовали первую поездку в Архыз: побывали в древнейших христианских храмах аланов и прикоснулись к наскальному лику Христа. Выехали утром, вернулись вечером. Этот маршрут и сейчас очень популярен у наших паломников, мы часто бываем в Архызе. Однодневные поездки организуем и в соседние епархии: на Кавминводы, например. Посещаем Покровский собор, где хранятся мощи Феодосия Кавказского – очень почитаемого местного святого. В Ессентуках – древние казачьи храмы, монастыри: женский, мужской. Есть двухдневные поездки – в Северную Осетию, Адыгею, Ростовскую епархию. В феврале 2012 года вместе с владыкой Кириллом и по его благословению мы отправились на святую землю. Он сделал первый шаг, освятил этот путь. Поездка в Иерусалим, которую готовим ныне, станет уже девятой.

Ездили мы и в Грецию с большой группой духовенства и мирян. И после благословения владыки смогли предложить нашим паломникам ещё и этот маршрут.

–Задача службы – только организовать поездку? Или духовная поддержка людей тоже на вас?

– На самом деле, кроме нашего сотрудника, каждую группу сопровождает либо студент семинарии (если мы едем на один день), либо священник. У паломников возникает немало вопросов. Батюшку часто просят рассказывать о тех местах, которые мы посещаем, обращаются к нему за советом…

– Как получилось, что вы занялись этим делом?

– Была прихожанкой храма, несколько лет трудилась в воскресной школе старостой. Иногда мы там организовывали короткие поездки (в Архыз, Северную Осетию). И когда мне предложили трудиться в паломнической службе, с радостью согласилась. Труд этот очень благодатный. Представьте, как приятно слышать и видеть наших паломников, когда они возвращаются из поездок. Особенно тех, у кого ещё мало опыта. Если человек настроен духовно, то из поездки он приезжает с плодами. У него светятся глаза, он меняется.

Незнание – не грех

– Любой человек может стать паломником?

– Требований и ограничений нет. И мы никому не отказываем. Конечно, к паломничеству надо готовиться – это не турпоездка, не экскурсия. Это духовный подвиг, и в первую очередь важно, чтобы было великое желание этот подвиг совершить. Группы собираются очень разные: и по возрасту, и по опыту, в среднем 20-25 человек. На однодневные поездки берём и больше. Если приходят и спрашивают: с чего нам начать, конечно, рекомендуем сначала съездить на один день. Были две девушки, они очень стремились к Матроне Московской. Спрашивают меня: «А что если мы молитв не знаем?». Отвечаю: «Ничего, будем молиться вместе, всё узнаете».

В путешествии вас никто не упрекнёт, если вы задаёте вопросы. Наоборот, мы стараемся дать как можно больше информации о том месте, куда направляемся. В пути показываем учебные или художественные фильмы. Мне кажется, что в наше время паломничество – это ещё и миссионерская работа. Многие, может быть, не до конца понимают, что такое храм, для чего нужна молитва или церковные таинства, но они стремятся к этому.

Читайте также:
Свято-Николаевский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

– Что главное для паломника – сам путь или святыни, к которым он стремится?

– Важно всё. Цель наша – посетить святыни, но и в пути мы должны что-то претерпеть. Конечно, мы уже не ходим пешком, но дорога, даже на автобусе или самолёте, – это труд. Даже оторваться от своей привычной жизни – важный шаг. Находясь в святых местах (это замечают и убеждённые материалисты), человек чувствует себя иначе. Там самая благоприятная обстановка для духовной работы. И не только. Однажды в монастыре в Адыгее мы помогали на кухне. После вечерней службы все вместе почистили овощи, помыли посуду. Довольные и счастливые легли спать.Помогать монастырю – дело благое, в этом тоже раскрывается смысл паломничества.

«Только ради жены»

– Были истории, когда жизнь человека менялась после поездки?

– Конечно. Одна история мне очень запомнилась. В паломничество на святую землю с нами поехала пара: муж и жена. Супруга занималась всеми организационными вопросами. А супруг сказал: «Не обижайтесь, но я поехал сюда только ради жены, у меня своё отношение, оно глубоко внутри, я ни в чём не хочу участвовать». Конечно, мы выполнили его просьбу. Никто не пытался влиять на него или переубедить. К концу поездки, когда мы собрались все вместе, чтобы обменяться впечатлениями, он со слезами на глазах сказал, что впервые в жизни перекрестился. И не только. Он исповедался и причастился – настолько было тронуто его сердце.

Интересных случаев много. Одна девушка очень хотела ребёнка, съездила с нами к Матроне Московской – и через год пришла на позднем сроке, вот-вот должна была родить. Уверена, что ей Матрона помогла. Кто-то едет поклониться святыням, другие исполняют обет, данный Господу, третьи молятся о чадах, четвёртые – об исцелении. Одна женщина, которая ездила с нами в Архыз, вернулась спустя полгода и попросила взять её с собой ещё раз. Сказала, что была в очень тяжёлом состоянии, а после поездки анализы улучшились. Она говорила об этом очень скромно, и, конечно, неудобно было спрашивать её о болезни. Но человек изменился, и я видела это своими глазами.

КАЛЕНДАРЬ ПОЕЗДОК

По благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Ставропольского и Невинномысского

Паломническая служба «Град Креста» организует следующие поездки:

8 МАРТА – К СВЯТЫНЯМ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД

Соборы, храмы и монастыри г. Минеральные Воды, г. Ессентуки, г. Кисловодска.

9 МАРТА – ПО ХРАМАМ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

Андреевский собор, Ставропольская Духовная Семинария, Иоанно-Мариинский женский монастырь, источник при храме прп. Серафима Саровского, Казанский кафедральный собор, Успенский, Крестовоздвиженский и Спасо-Преображенский храмы, с. Татарка. Храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Святой источник.

15 МАРТА – К СВЯТЫНЯМ СТАВРОПОЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

Храмы и соборы с. Александровское, с. Новоселицкое, г. Георгиевска, г. Минеральные Воды, г. Невинномысска

16 МАРТА – К СВЯТЫНЯМ ПЯТИГОРСКОЙ И ЧЕРКЕССКОЙ ЕПАРХИИ

пос. Нижний Архыз. Храм в честь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Древние храмы IX в.: храм Святой Троицы, собор Св. вмч. Георгия Победоносца, храм Пророка Божия Илии. Ковчег с частицами святых мощей Оптинских старцев. Источник св. блгв. вел. кн. Александра Невского. Наскальный Лик Господа нашего Иисуса Христа.

С 22 ПО 23 МАРТА – К СВЯТЫНЯМ МАЙКОПСКОЙ И АДЫГЕЙСКОЙ ЕПАРХИИ

г. Лабинск. Свято-Никольский хра. г. Майкоп. Кафедральный Собор Троицы Живоначальной. Храм св. Георгия Победоносца, п. Победа. Свято-Михайлова Закубанская мужская афонская пустынь, Источник св. вмч. Пантелеимона.

С 27 ПО 30 МАРТА – К СВЯТЫНЯМ МОСКОВСКОЙ И ЕЛЕЦКОЙ ЕПАРХИИ. В честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

г. Москва. Покровский женский монастырь. Мощи Матроны Московской, икона Божией Матери «Взыскание погибших». Новоспасский мужской монастырь. Икона Божией Матери «Всецарица». Донской мужской монастырь. Мощи Тихона Патриарха Всероссийского, Донская икона Божией Матери.

г. Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра, г. Хотьково. Покровский женский монастырь, г. Задонск. Рождество-Богородицкий мужской монастырь

29 МАРТА – К СВЯТЫНЯМ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД

г. Минеральные Воды. Покровский кафедральный собор. Мощи прп. Феодосия Кавказского.

г. Пятигорск. Свято-Успенский Второ-Афонский Бештаугорский монастырь. Спасский собор. Храм в честь Господа Иисуса Христа, воскрешающего Лазаря Четверодневного из мертвых

г. Железноводск. Храм Св. равноап. кн. Ольги.

С 8 ПО 15 МАЯ СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ

Иерусалим. Храм Воскресения Христова. Крестный путь. Литургия у Гроба Господня. Гефсимания. Гробница Божией Матери. Гефсиманский сад. Русская обитель. Гора Сион. Горница Тайной вечери.

Вифлеем. Храм Рождества Христова. Поле Пастухов. Монастырь прп. Феодосия.

Хеврон. Мамврийский дуб. Храм Святых Праотцев. Иерихон. Гора Искушения.

Иордан. Монастырь Св. Герасима Иорданского.

Назарет. Храм Св. Архангела Гавриила над источником Божией Матери.

Галилея. Кана Галилейская. Галилейское озеро. Монастырь Двенадцати Апостолов. Гора Фавор.

С 16 ПО 23 МАЯ – ПАЛОМНИЧЕСТВО НА СВЯТОЙ АФОН

Русский монастырь св. вмч. Пантелеимона.

Для тех, кто хочет по-настоящему прочувствовать духовное бытие Святой Горы и стать на несколько дней насельниками русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Святая Гора Афон – монашеская республика, подобной которой нет нигде на земле: отдельное государство, управляемое монашеским правительством. На Святой Горе 20 мужских монастырей (женщинам вход на Афон не разрешён).

В этом году мы планируем поездки:

Монастыри Москвы и Троице-Сергиева Лавра, Муром и Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Оптина пустынь, Санкт-Петербург и Свято-Успенский Псково-Печерский монатырь, Святыни Украины и Крыма, остров Валаам, Соловецкие острова, Грузия, Абхазия, Израиль, Италия, Греция и Святая Гора Афон.

Подробности вы можете узнать по адресу:

ул. Дзержинского, 157 (Андреевский собор)

Телефоны для справок: 8 (8652) 35-80-51; 598-063; 8-918-747-43-56

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: