Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле: история и адрес, описание, архитектура

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь, иногда называют Ярославским кремлем, хотя это не совсем точно. В его стенах сейчас располагается Ярославский историко-культурный музей-заповедник. Монастырь был основан в XII веке. На его территории расположены Спасо-Преображенский собор (1216-1224), церковь Ярославских Чудотворцев (30-е гг XIX века), звонница (построена в XVII и реконструированная в XIX вв), с которой открываются потрясающие виды на Ярославль, Трапезная палата (XVI век), Келейный корпус и др.

Вход в Ярославский музей-заповедник

Купили входные билеты. В музеи на территории монастыря решили не заходить — погода была хорошая, поэтому хотелось побольше походить по городу. Билеты на все экспозиции, кстати, надо покупать сразу в кассе.

План Спасо-Преображенского монастыря (Ярославский историко-культурный музей-заповедник) Келейный корпус

А вот на смотровую площадку, расположенную в Звоннице, я не могла не залезть. Мои спутники остались ждать меня внизу. Погода была превосходная: показалось голубое небо, солнце эффектно подсвечивало здания. Словно по заказу!

Высота звонницы Спасо-Преображенского монастыря — 32 метра. Отсюда открывается великолепный вид на Ярославль, Волгу и Которосль. Её нижняя часть была построена во второй половине XVI века и представляет собой мощную стену с двумя приземистыми арками звона на втором ярусе и двумя широко поставленными каменными шатрами. В нижнем ярусе располагалась церковь во имя Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня, в 1860 году переосвященной во имя Печерской Богоматери. В южной части в конце XVII века был устроен придел Александра Свирского. В 1808-1809 годах шатры разобрали и надстроили новый ярус звона в виде трехпролетной аркады, перекрытой сводами. В 1824 году звонницу надстроили классической беседкой-ротондой с восемью столбами-опорами и круглым куполом (проект губернского архитектора П.Я. Панькова), на которую установили часы, перенесенные со Святых ворот.

Звонница сильно пострадала во время белогвардейского восстания в июле 1918 года. После реставрационных работ 1920-х и 1950-х годов она была открыта для посещения. В 1991 году на Звонницу вновь подняли колокола. Сейчас на ярусе звона находятся 18 старинных колоколов (XVI – начало XX веков) ярославского, псковского, петербургского и голландского литья. Самый большой колокол–благовестник весит 113 пудов.

Звонница

Наверх ведет весьма крутая и узкая лестница. Да, разойтись на ней двум людям будет непросто.

Лестница в Звоннице

Выхожу на первую открытую площадку. Наверх ведет деревянная лестница.

Лестница на следующий ярус Звонницы Святые ворота с Введенской церковью Ярус Звонницы

По мере того, как я поднимаюсь наверх, передо мной открываются все новые и новые панорамы города.

Купола Колокола в Звоннице

Далее мне вновь предстояло подняться по узкой каменной лестнице. Мысль была одна: лишь бы никто не спускался сверху!

Ступени в Звоннице Двери Вид из окна на Святые ворота и Которосль Колокола Звонницы в верхнем ярусе

И вот, я наверху. Отсюда открываются фантастические панорамы города. Без сомнения, сюда стоило лезть, чтобы увидеть эту картину.

Панорама Ярославля — вид на Которосль Панорама Ярославля — вид на Которосль Церковь Воскресения Христова и Настоятельские покои Панорама Ярославля — Церковь Ильи Пророка Панорама Ярославля — Успенский кафедральный собор

Неподалеку от Спасо-Преображенского монастыря находится храм Архангела Михаила. Нынешнее здание было построено в XVII веке, строительство продолжалось почти 25 лет. А первый храм на этом месте был построен в 1216 году по приказу ростовского князя Константина Всеволодовича.

Храм Архангела Михаила Церковь Ярославских Чудотворцев и Спасо-Преображенский собор Панорама Ярославля — храм Сретения Господня, Казанский собор

Ярким пятном выделяется церковь Богоявления Господня, построенная в 1684-1693 годах на средства купца А.А.Зубчанинова. Она — прекрасный образец ярославского зодчества конца XVII века. Внутри сохранились росписи 1692-1693 годов, выполненные ярославскими мастерами под руководством Дмитрия Плеханова и Федора Игнатьева. По мнению некоторых исследователей, роспись сводов храма проводилась под руководством известного костромского мастера Гурия Никитина. Во время белогвардейского восстания 1918 года она была сильно повреждена от обстрела и позже отремонтирована. В 1926 году храм был передан ярославскому музею, с 2000 года он находится в совместном владении РПЦ и музея.

Панорама Ярославля — Церковь Богоявления Господня Панорама Ярославля — храм Архангела Михаила и Успенский кафедральный собор

Уходить сверху не хотелось. Но меня заждались мои спутники, поэтому надо было поторапливаться.

Спуск вниз Лестница в Звоннице Лестница в Звоннице Лестница в Звоннице Колокола Звонница Храм Архангела Михаила Семинарский корпус и Святые ворота Церковь Ярославских Чудотворцев Перекрытия в Звоннице Лестница в Звоннице Лестница в Звоннице Лестница в Звоннице

И вот, я внизу. Идем гулять по территории музея.

Святые ворота с Введенской церковью

Около церкви Воскресения Христова первой половины XVI века постройки — красивый цветник.

Цветник Звонница Звонница Церковь Воскресения Христова и Настоятельские покои Церковь Ярославских Чудотворцев и звонница

Полное название церкви Ярославских Чудотворцев — церковь Феодора, Давида и Константина Ярославских в Спасо-Преображенском монастыре. Другое название, напоминающее о храме, прежде стоящем на этом месте — церковь Входа Господня в Иерусалим. Нынешний храм в стиле классицизма был построен в 1827-1831 годах по проекту губернского архитектора П.Я.Панькова. В прежней, Входоиерусалимской церкви, в 1463 году были обретены мощи Ярославских Чудотворцев − Святого Благоверного князя Федора и сыновей его Давида и Константина. Фрагменты второго храма Входа Господня в Иерусалим, построенного в 1617-1619 году, находятся в кладке существующей ныне церкви.

Церковь Ярославских Чудотворцев Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы

Обелиск «Клятва князя Пожарского» подарен городу на 1000-летие со дня основания. Архитектор В.Нестеренко. Напомню, что здесь, в ярославском Успенском соборе в 1612 году митрополит Кирилл благословил князя Дмитрия Пожарского идти с ополчением освобождать Москву.

Читайте также:
Храм Алексия Московского: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться и где находится

Обелиск «Клятва князя Пожарского»

Настоятельские покои, примыкающие к церкви Воскресения Христова, были построены не ранее 1520 года. Сейчас здесь размещается естественно-исторический отдел музея.

Настоятельские покои Парк Хозяйственная постройка Территория монастыря

Собор Преображения Господня был возведен в 1505-1516 гг. на фундаментах храма 1216-1224 годов. Работы проводили столичные мастера великого князя Василия III . В XVIII-XIX веках собор был перестроен. В ходе реставрационных работ 1920-х и 1950-х годов храму был возвращен облик XVI века. Внутри сохранились росписи 1563-1564 годов. По большим церковным праздникам в храме, приписанному к Федоровскому собору, проводятся богослужения. В книгохранилище Спасо-Преображенского монастыря, которая находилась в северной паперти собора, в XVIII веке была обнаружена рукопись «Слова о полку Игореве».

Спасо-Преображенский собор Дом ризничего и Келейный корпус

Памятник копейке 1612 года был поставлен в 2013 году в память о копейке, выпускавшейся в Ярославле народным ополчением Минина и Пожарского. Копейка опирается на два зубца — Спасо-Преображенского монастыря и Московского Кремля.

Памятник копейке 1612 года Кузнец Колодец Северная стена и Михайловская башня Спасо-Преображенского монастыря Вход в храм

Как я уже писала в начале, на территории Спасо-Преображенского монастыря расположено немало музеев. Но мы торопились дальше. А вот в вольер к медведице Маше даже и не было мысли идти.

Стрелы

Выйдя через Святые ворота Спасо-Преображенского монастыря, мы отправились к набережной Которосли.

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”

Да, у нас красота неописуемая! Люблю свой город!

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Ярославле: разбираемся в общих чертах

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь (Спасо-Ярославский монастырь) — древний мужской упразднённый монастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории. Располагается на Богоявленской площади, около Московского моста через Которосль в Кировском районе города. На его территории находятся памятники архитектуры XVI—XIX веков. Здесь был найден т.н. «список» (рукописная копия) «Слова о полку Игореве» — памятника древнерусской литературы.

Видео: Спасо-Преображенский монастырь

Содержание

Основные моменты

Святая обитель, издавна представлявшая собой крупнейший духовный центр и сильнейшую крепость Замосковья, входит сегодня в состав Ярославского историко-архитектурного заповедника, а его старинные архитектурные ансамбли внесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знакомство с достопримечательностями Спасо-Преображенского монастыря включено в программу туристического маршрута «Золотое кольцо» и в программу экскурсий пассажиров лайнеров Волжского теплоходного круиза.

Мощные белоснежные стены монастыря надежно охраняют его просторную территорию от городской суеты. Кажется, в этом тихом, уютном, ухоженном уголке остановилось время, и даже многочисленные экскурсанты не властны изменить царящую тут атмосферу. Переступая незримый порог времен, посетители, не сговариваясь, понижают голос. Красотой древней русской архитектуры здесь можно любоваться в любое время года: весной и летом, когда монастырская территория утопает в изумрудной зелени, золотой осенью, когда на яблонях старого сада дозревают плоды, а клумбы все еще украшают последние цветы, и в снежную зиму – пору, когда монастырь выглядит особенно романтично и таинственно.

Сокровища Спасо-Преображенского монастыря представлены не только архитектурными памятниками. Здесь работает несколько музеев, располагающих богатейшими коллекциями икон, книг, церковных реликвий, предметов декоративно-прикладного искусства. На территории монастыря постоянно проходят передвижные выставки, в летнюю пору проводятся концерты, праздники и фестивали.

«Исток, затерянный во времени…»

Дата основания мужского ныне упразднённого Спасского монастыря достоверно не известна. Первое упоминание о нём исследователи обнаружили в летописи «под годом 1186». Есть и ещё источники — Никоновская летопись, что указывает временем основания 1216 – 1224 годы. Последнее вызывает большое сомнение учёных, так как документы говорят уже о каменном монастыре, хотя точно установлено, что первые стены были из дерева.

Причина основания обители рядом с кремлём Ярославля, у переправы по левому берегу Которосли, была сугубо практической. Монахи в те неспокойные годы были слугами и Господу, и народу, потому сражались за родину наравне с дружинниками, не имея воинской повинности. Спасский монастырь стал фланговой защитой ярославского кремля с запада, в связи с чем и получил сразу же покровительство князей города, в первую очередь — князя Константина.

По его указу в 1216 – 1224 годах в монастыре возводят в камне Спасо-Преображенский собор. Стараниями же Константина возникает духовное училище, которое в 1218 году по своим причинам переведут в Ростов, собирается обширная библиотека, охватывающая не только духовные аспекты, но все современные в те поры области знания и жизни. Спасо-Преображенский ярославский монастырь становится тем, чем были монастыри в Европе после падения Рима, — хранителем знания и культуры.

О тесной связи монастыря с историей города говорит тот факт, что в подклети его нашли успокоение ярославские удельные князья — Фёдор Чёрный с сыновьями Константином и Давидом, Василий Грозные Очи и так до последнего — Александра, которого погребли в 1471 году, уже после того, как Ярославль был присоединён к Москве.

Фёдор Чёрный с сыновьями были в 1463 году объявлены святыми и вошли в только создающийся пантеон русских святых, став одновременно главными святыми покровителями Ярославля.

История Спасо-Преображенского монастыря с XII по XVII века

Точная дата основания обители не известна. Но предполагают, что это произошло в конце XII века. Монастырские стены стали частью хорошо спланированной оборонительной линии вокруг Ярославля, защищая его западные рубежи. Это была едва ли самая укрепленная часть города, поскольку ярославский кремль никогда не был окружен собственными каменными стенами.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Новосибирске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Новый монастырь рос и развивался стремительно. В самом начале XIII века в нем открыли духовное училище, где готовили православных священнослужителей – Григорьевский притвор. Он был первым учебным религиозным заведением в Северо-Западной Руси. Спустя время, его перевели ближе к митрополиту — в Ростов.

Слева направо: Церковь Ярославских Чудотворцев, звонница

Почти сразу же в обители стали собирать библиотеку и занимались перепиской книг. В честь важного события — создания Ярославского княжества, в монастыре во времена царствования Василия III возвели из камня Спасо-Преображенский собор.

Обитель пользовалась благоволением не только ярославских, но и московских князей. Здесь любил бывать Иоанн Грозный. Каждый раз, приезжая в Ярославль, царь оставлял обители жалованные грамоты. Монастырские владения ширились, и богатства росли. Обитель превратилась в крупного феодала и владела 6 селами и 239 деревнями. Ей принадлежали места для ловли рыбы и доходные соляные варницы. Кроме того, монастырь был освобожден от денежных и хозяйственных повинностей, принятых в Ярославле, имел судебный иммунитет, а на его территории издавна хоронили представителей правящей элиты Ярославских земель.

Слева направо: Звонница, церковь Ярославских Чудотворцев, Спасо-Преображенский собор

Такие привилегии он получил от государя за то, что здесь супруга Иоанна Грозного вылечилась от тяжелой болезни. Постоянную поддержку оказывал монастырю и Федор — сын Иоанна IV.

Когда пришли непростые для России Смутные времена, Ярославль был разорен польско-литовскими войсками. Только Спасо-Преображенской обители, выдержавшей месячную осаду, удалось не покориться. И отрядам неприятеля пришлось уйти ни с чем. Примечательно, что именно от стен этой обители направилось на Москву второе земское ополчение, возглавляемое К. Мининым и Д. Пожарским, которое и спасло Россию от вторжения. А весной 1613 года в монастыре гостил Михаил Романов, который подписал здесь грамоту, где обозначил свое согласие на престол. Позже первый государь из династии Романовых также отправлял в монастырь богатые дары.

После Смутных времен монастырь значительно укрепили. Периметр его мощных трехметровых стен превышал 800 м, а их высота достигала десяти с половиной. Для обороны на каменных стенах и башнях разместили пищали, карабины и бочки с порохом. В Ярославле, вдоль дороги, ведущей к Угличу, выросло несколько принадлежащих монастырю слобод. Экономическое и политическое влияние обители в те времена не уступало Ярославскому посаду.

Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы

Основание Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле

Ярославль, основанный в XI веке Ярославом Мудрым как небольшой острог на стрелке Волги и Которосли, успел до монгольского разорения и разрастись, и расцвести. Во второй половине XII века близ важнейшей переправы через Которосль возник Спасский монастырь, который в течение ближайшего столетия был одновременно и обителью, и крепостью, и школой (в нем функционировало первое в Северо-Восточной Руси училище, в 1214 году переведенное в Ростов; существовала и богатейшая библиотека с русскими и греческими рукописями). Кроме того, здесь находили последнее пристанище ярославские князья. В частности, именно в Спасском монастыре были погребены князья Федор, Давид и Константин, канонизированные в XV веке.

В 1216—1224 годах, при князьях Константине и его сыне Всеволоде, в монастыре вырос первый каменный храм — Спасо-Преображенский. Он до наших дней не дошел, «рассыпавшись» после пожара 1501 года, и судить о его облике можно лишь по археологическим находкам, которые предлагают представлять храм как трехапсидный крестово-купольный. Строительным материалом служила плинфа, украшением — белокаменные барельефы.

В 1218 году близ строящегося Спасского собора возвели небольшую Входоиерусалимскую церковь, она также не дошла до нас. На ее месте теперь стоит церковь Ярославских чудотворцев Феодора и чад его Давида и Константина, построенная в 1827—1831 годах.

Существующий ныне Спасский собор сооружен в 1506—1514 годах мастерами великого князя Василия III на фундаментах XIII века. Образцом для него послужил Архангельский собор Московского Кремля. Несколькими десятилетиями позднее были возведены трапезная палата с Рождественской церковью, звонница (в XIX веке ее увенчала надстройка в ложноготическом стиле) и каменная ограда, превратившая монастырь в самый укрепленный участок города.

Житие и время

Спасо-Преображенский монастырь достойно исполнял возложенную на него от основания духовную и обережную миссию. В Смутное время, в 1609 году, братия и Ярославский кремль выстояли месячную осаду отрядов, возглавляемых воеводой Наумовым и паном Будзило, тогда как прочие районы Ярославля были захвачены. От монастырских стен двинулось в столицу народное ополчение под началом Минина и Пожарского.

Осада сказалась на этих самых стенах: в 1621 – 1646 годах их перестраивали, значительно укрупнив и упрочив — в расчёте на новые покушения. Тогда же возводят Богородицкую, Глухую, Угличскую, Михайловскую каменные башни, Водяные ворота. К завершению XVII века общая длина монастырских стен составляет 820 метров при высоте в 10,5 метра и толщине до 3 метров! Кроме того, стены хорошо вооружены: 15 крупными и 17 малыми пищалями, 97 карабинами, 14 бочками с порохом.

В эту пору монастырь — один из крупнейших землевладельцев Ярославля. По дороге в Углич вырастают его слободы — Богоявленская, Спасская и прочие, общим числом более 300 дворов.

В 1747 году в нём в числе первых в государстве открывается славяно-латинская семинария. По прошествии только 30 лет в ней обучаются уже 300 воспитанников. Сегодня это корпус естественно-географического факультета ЯГПУ.

Читайте также:
Псково-Печерский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

В конце XVIII века монастырь преобразуют в Ярославский архиерейский дом, что немедленно отзывается новым строительством и расширением: монастырь прирастает Семинарским корпусом, Церковью ярославских чудотворцев Фёдора (Чёрного), Константина и Давида, Смоленской часовней, ризницей.

При советской власти монастырь как явление уникальное по разным мерилам сносить даже не планировали, напротив. Первая реставрация памятника проходит в 1918 – 1923 годах, вторая — в 1957—1958.

Сегодня монастырский комплекс включает Собор Спаса Преображения; церкви — Воскресения Христова, Печёрской иконы Богородицы, ярославских чудотворцев Фёдора, Давида, Константина; корпуса — Келейный постройки XVII века, постройки XVII – XIX веков Семинарский и хозяйственные; монастырскую звонницу; Святые и Водяные ворота; Трапезную; часовню Трофима; башни — Богородскую, Угличскую, Михайловскую, Юго-западную; покои настоятелей и другие строения.

Адрес: г. Ярославль, Богоявленская площадь, 25.

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Семинария Спасо-Преображенского монастыря

В 1747 году митрополит Ростовский Арсений (Мациевич) открыл в монастыре славяно-латинскую семинарию. Преподавались здесь преимущественно богословские дисциплины, а также языки — латинский, древнегреческий, немецкий, английский и французский (преподавание новых языков введено в XIX веке). Первоначально в семинарию принимали только мальчиков из духовного сословия, но так как она являлась чуть ли не единственным учебным заведением в городе, то скоро поповичам пришлось потесниться на своих лавках: в классы пришло юношество из других чинов и званий.

Семинария располагалась в Спасском монастыре (с 1787 года являвшемся архиерейским домом) до 1875 года, когда переехала в особое здание. В 1918 году учебное заведение, естественно, закрыли.

Казанский Тамбовский мужской монастырь

Мiръ Россия Тамбовская область Тамбов Казанский Тамбовский мужской монастырь

Казанский Богородичный монастырь — мужской монастырь Тамбовской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Тамбове.

Основан около 1670 года старцем Иосифом с южной стороны города Тамбова. В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
    • 3.1 Собор Казанской иконы Божией Матери
    • 3.2 Церковь Иоанна Предтечи
    • 3.3 Домовая церковь Кирилла и Мефодия
    • 3.4 Часовня в память о всех погребенных на монастырской территории
    • 3.5 Часовня над могилой архиепископа Евгения (Ждана)
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Казанский Богородичный мужской монастырь был основан и построен в XVII веке с южной стороны города Тамбова старцем Иосифом. В 1679 году братии монастыря были пожалованы в дар мельницы на реках Студенец и Цна в районе села Донское. В монастырской собственности находились земли Троицкой Дубравы, Троицкого Караула, хутор Трёх Лощин, берег реки Кариан и земли близ села Татаново.

Из-за пожаров, которые часто возникали в городе Тамбове, архитектурный облик монастыря неоднократно менялся. Значительное его переустройство произошло в середине XVIII века.

По благословению епископа Тамбовского Пахомия (1758-1766 гг.) на территории Казанской обители стала располагаться архиерейская резиденция. Новый деревянный архиерейский дом, консистория, баня, конюшенный двор, хозяйственные службы были выстроены рядом с братским корпусом и храмом.

Каменное строительство зданий и храмов Казанского мужского монастыря датируется последним десятилетием XVIII века.

Много трудов по строительству и благоустройству Казанской обители положили епископ Феофил (Раев), управлявший Тамбовской епархией в 1788-1811 гг. По его поручению были возведены два каменных храма, сохранившиеся до наших дней, — Казанский и Иоанно-Предтеченский. Возводил храмы бывший Саровский послушник Нафанаил. В историю строительства монастыря вошли имена протоиерея С. А. Березнеговского, архитектора по образованию, и инженера-архитектора А. С. Четверикова. Здания монастыря выстроены в духе классицизма, господствовавшего в то время в русской архитектуре.

Летняя соборная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была заложена в 1791 году. Освящена в 1796 году епископом Тамбовским и Шацким Феофилом (Раевым). Архитектурный облик этого храма полностью повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни, которая в то время относилась к Тамбовской епархии. Знаменательным является то, что в 1793 году в Казанском монастыре Преосвященным Феофилом во иеромонахи был рукоположен преподобный Серафим Саровский. Преставившийся о Бозе епископ Феофил (Раев) был погребен у южной стены внутри Казанского собора.

С конца XVIII века на территории монастыря стал складываться некрополь. Здесь, под сенью монастырских храмов, нашли свое упокоение многие известные представители Тамбовского края: духовенство, военачальники, меценаты, ученые.

Читайте также:
Храм Евфросинии Московской: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться и где находится

Вторая монастырская церковь во имя Иоанна Предтечи — зимняя — заложена в 1794 году, но строительство ее протянулось до 1821 года. Многоярусная колокольня монастыря, отстроенная в 1848 году, до наших дней не сохранилась.

Уже в конце XVIII века монастырь был окружен каменной стеной с металлическими решетками. Строительство стены полностью завершилось к началу XIX века. В начале XX столетия в юго-западную часть монастырской стены включалось двухэтажное здание консистории, а также архиерейский дом, братский корпус, здание архива.

Казанский мужской монастырь был закрыт 19 октября 1918 года «в связи с фактом выступлений против советской власти при вспышке контрреволюционного мятежа в Тамбове». Во время гражданской войны после Антоновского крестьянского восстания в Казанском монастыре советской властью был устроен лагерь, в котором велись допросы и расстрелы участников восстания. В это же время под предлогом обветшания сооружения была разрушена величественная колокольня. Кирпичи и щебень были использованы на строительство клуба в пригороде (ныне город Котовск), а колокола как памятники истории и культуры переданы Главнауке. Более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии.

Возрождение Казанского мужского монастыря началось 22 декабря 1992 года при архиепископе Евгении (Ждане). В 1993 году в Казанском монастыре города Тамбова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил часовню, воздвигнутую в память погибших в годы гражданской войны.

Современное состояние [ править ]

В 2003 году в монастыре епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием была освящена часовня, воздвигнутая над могилой архиепископа Нижегородского и Арзамасского Евгения (Ждана) (+ 11 октября 2002 года), много потрудившегося на ниве духовного возрождения Тамбовской епархии.

С 2002 года священно-архимандритом монастыря является Преосвященнейший Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский. 28 марта 2004 года впервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосием был совершен постриг трех насельников монастыря. Монастырь имеет свое небольшое подсобное хозяйство в селе Воронцовка.

В августе 2014 года в ходе двухдневного визита в Тамбов Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятник епископу Питириму, основателю Вознесенского монастыря, колокольню Казанского монастыря.

В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, где обучается более 150 человек.

Колокольня Казанского собора – третья по высоте в России. Пятиярусная красно-белая колокольня достигает в высоту 99,6 метров.

Храмы [ править ]

Собор Казанской иконы Божией Матери [ править ]

Была заложена как летняя церковь в 1791 году, освящена в 1796 году епископом Феофилом (Раевым). Построена по образцу Успенского собора Саровского монастыря. В этой церкви в 1811 году епископ Феофил и был погребён. На южной стене сохранилась плита с эпитафией над его могилой.

По преданию, здесь же был рукоположён в иеромонахи прп. Серафим Саровский (1793 г.).

Реставрация храма была завершена к празднованию 325-летия Тамбовской епархии – к августу 2007 г.

5 августа 2007 г. епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совершил его великое освящение.

Церковь Иоанна Предтечи [ править ]

Зимний каменный храм, построенный в 1821 г., освящен в честь святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этом храме богослужения совершаются в течение всего года, т. к. он отапливаемый.

Домовая церковь Кирилла и Мефодия [ править ]

Семинарский домовый храм. Освящен в 2005 году.

Часовня в память о всех погребенных на монастырской территории [ править ]

Построена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в первый приезд на Тамбовщину в 1993 году и находится на месте монастырского некрополя между храмами, в память о всех погребенных на монастырской территории.

Часовня над могилой архиепископа Евгения (Ждана) [ править ]

Построена по благословению епископа Феодосия в 2003 году над могилой архиепископа Евгения (Ждана).

Святыни [ править ]

На территории монастыря располагается памятник архитектуры — летний Казанский собор (1791г.), строился мастерами Саровского монастыря. Архитектурный облик собора повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни. Внутри собора сохранилось захоронение современника Г.Р. Державина – епископа Феофила (Раева, 1737-1811), который в этом монастыре 2 сентября 1793 г. рукоположил в сан иеромонаха преподобного Серафима Саровского.

Казанский мужской монастырь города Тамбова Епархиальные монастыри РПЦ

История

Казанский Богородичный мужской монастырь был основан и построен в XVII веке с южной стороны города Тамбова старцем Иосифом. В 1679 году братии монастыря были пожалованы в дар мельницы на реках Студенец и Цна в районе села Донское. В монастырской собственности находились земли Троицкой Дубравы, Троицкого Караула, хутор Трёх Лощин, берег реки Кариан и земли близ села Татаново.

Из-за пожаров, которые часто возникали в городе Тамбове, архитектурный облик монастыря неоднократно менялся. Значительное его переустройство произошло в середине XVIII века.

По благословению епископа Тамбовского Пахомия (1758-1766 гг.) на территории Казанской обители стала располагаться архиерейская резиденция. Новый деревянный архиерейский дом, консистория, баня, конюшенный двор, хозяйственные службы были выстроены рядом с братским корпусом и храмом.

Каменное строительство зданий и храмов Казанского мужского монастыря датируется последним десятилетием XVIII века.

Много трудов по строительству и благоустройству Казанской обители положили епископ Феофил (Раев), управлявший Тамбовской епархией в 1788-1811 гг. По его поручению были возведены два каменных храма, сохранившиеся до наших дней, — Казанский и Иоанно-Предтеченский. Возводил храмы бывший Саровский послушник Нафанаил. В историю строительства монастыря вошли имена протоиерея С. А. Березнеговского, архитектора по образованию, и инженера-архитектора А. С. Четверикова. Здания монастыря выстроены в духе классицизма, господствовавшего в то время в русской архитектуре.

Летняя соборная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была заложена в 1791 году. Освящена в 1796 году епископом Тамбовским и Шацким Феофилом (Раевым). Архитектурный облик этого храма полностью повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни, которая в то время относилась к Тамбовской епархии. Знаменательным является то, что в 1793 году в Казанском монастыре Преосвященным Феофилом во иеромонахи был рукоположен преподобный Серафим Саровский. Преставившийся о Бозе епископ Феофил (Раев) был погребен у южной стены внутри Казанского собора.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

С конца XVIII века на территории монастыря стал складываться некрополь. Здесь, под сенью монастырских храмов, нашли свое упокоение многие известные представители Тамбовского края: духовенство, военачальники, меценаты, ученые.

Вторая монастырская церковь во имя Иоанна Предтечи — зимняя — заложена в 1794 году, но строительство ее протянулось до 1821 года. Многоярусная колокольня монастыря, отстроенная в 1848 году, была разрушена в советские годы.

Уже в конце XVIII века монастырь был окружен каменной стеной с металлическими решетками. Строительство стены полностью завершилось к началу XIX века. В начале XX столетия в юго-западную часть монастырской стены включалось двухэтажное здание консистории, а также архиерейский дом, братский корпус, здание архива.

Казанский мужской монастырь был закрыт 19 октября 1918 года «в связи с фактом выступлений против советской власти при вспышке контрреволюционного мятежа в Тамбове». Во время гражданской войны после Антоновского крестьянского восстания в Казанском монастыре советской властью был устроен лагерь, в котором велись допросы и расстрелы участников восстания. В это же время под предлогом обветшания сооружения была разрушена величественная колокольня. Кирпичи и щебень были использованы на строительство клуба в пригороде (ныне город Котовск), а колокола как памятники истории и культуры переданы Главнауке. Более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии.

Возрождение Казанского мужского монастыря началось 22 декабря 1992 года при архиепископе Евгении (Ждане). В 1993 году в Казанском монастыре города Тамбова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил часовню, воздвигнутую в память погибших в годы гражданской войны.

В 2003 году в монастыре епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием была освящена часовня, воздвигнутая над могилой архиепископа Нижегородского и Арзамасского Евгения (Ждана) (+ 11 октября 2002 года), много потрудившегося на ниве духовного возрождения Тамбовской епархии.

С 2002 года священно-архимандритом монастыря является Преосвященнейший Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский. 28 марта 2004 года впервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосием был совершен постриг трех насельников монастыря.

В 2014 году, во время своего первосвятительского визита в Тамбов, Святейший Патриарх Кирилл освятил новопостроенную колокольню.

Монастырь имеет свое небольшое подсобное хозяйство в селе Воронцовка.

Вознесенский женский монастырь города Тамбова Епархиальные монастыри РПЦ

Мiръ Россия Тамбовская область Тамбов Казанский Тамбовский мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

Казанский Богородичный монастырь

— мужской монастырь Тамбовской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Тамбове.

Основан около 1670 года старцем Иосифом с южной стороны города Тамбова. В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы 3.1 Собор Казанской иконы Божией Матери
  • 3.2 Церковь Иоанна Предтечи
  • 3.3 Домовая церковь Кирилла и Мефодия
  • 3.4 Часовня в память о всех погребенных на монастырской территории
  • 3.5 Часовня над могилой архиепископа Евгения (Ждана)
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

    Настоятельницы

    • Екатерина, сестра свт. Питирима (ок. 1690 — ?) игум.
  • Александра (? — 3 сентября 1759)
  • Екатерина (1759 — 1764) мон.
  • Анна (1764 — 1767) игум.
  • Палладия (Дурова) (1767 — 4 февраля 1772)
  • Митрополия (1772 — 17 февраля 1785) игум.
  • Евпраксия (Микулина) (1785 — ноябрь 1789)
  • Павла (Смирнова) (ноябрь 1789 — 1800) игум.
  • Смарагда (Норова) (1800 — 1804) игум.
  • Маргарита (1804 — 1827) игум.
  • Афанасия (Сазонова) (1827 — 1844)
  • Евгения (1844 — 1869) игум.
  • Дорофея (1869 — 1885) игум.
  • Антония (Аносова) (1885 — 1910) игум.
    • Тавифа (Ковылова) (с 2006 года)

    История

    Казанский Богородичный мужской монастырь был основан и построен в XVII веке с южной стороны города Тамбова старцем Иосифом. В 1679 году братии монастыря были пожалованы в дар мельницы на реках Студенец и Цна в районе села Донское. В монастырской собственности находились земли Троицкой Дубравы, Троицкого Караула, хутор Трёх Лощин, берег реки Кариан и земли близ села Татаново.

    Из-за пожаров, которые часто возникали в городе Тамбове, архитектурный облик монастыря неоднократно менялся. Значительное его переустройство произошло в середине XVIII века.

    По благословению епископа Тамбовского Пахомия (1758-1766 гг.) на территории Казанской обители стала располагаться архиерейская резиденция. Новый деревянный архиерейский дом, консистория, баня, конюшенный двор, хозяйственные службы были выстроены рядом с братским корпусом и храмом.

    Каменное строительство зданий и храмов Казанского мужского монастыря датируется последним десятилетием XVIII века.

    Много трудов по строительству и благоустройству Казанской обители положили епископ Феофил (Раев), управлявший Тамбовской епархией в 1788-1811 гг. По его поручению были возведены два каменных храма, сохранившиеся до наших дней, — Казанский и Иоанно-Предтеченский. Возводил храмы бывший Саровский послушник Нафанаил. В историю строительства монастыря вошли имена протоиерея С. А. Березнеговского, архитектора по образованию, и инженера-архитектора А. С. Четверикова. Здания монастыря выстроены в духе классицизма, господствовавшего в то время в русской архитектуре.

    Летняя соборная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была заложена в 1791 году. Освящена в 1796 году епископом Тамбовским и Шацким Феофилом (Раевым). Архитектурный облик этого храма полностью повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни, которая в то время относилась к Тамбовской епархии. Знаменательным является то, что в 1793 году в Казанском монастыре Преосвященным Феофилом во иеромонахи был рукоположен преподобный Серафим Саровский. Преставившийся о Бозе епископ Феофил (Раев) был погребен у южной стены внутри Казанского собора.

    Читайте также:
    Валериан Кречетов: как попасть на прием к священнику, биография, исповеди и беседы

    С конца XVIII века на территории монастыря стал складываться некрополь. Здесь, под сенью монастырских храмов, нашли свое упокоение многие известные представители Тамбовского края: духовенство, военачальники, меценаты, ученые.

    Вторая монастырская церковь во имя Иоанна Предтечи — зимняя — заложена в 1794 году, но строительство ее протянулось до 1821 года. Многоярусная колокольня монастыря, отстроенная в 1848 году, до наших дней не сохранилась.

    Уже в конце XVIII века монастырь был окружен каменной стеной с металлическими решетками. Строительство стены полностью завершилось к началу XIX века. В начале XX столетия в юго-западную часть монастырской стены включалось двухэтажное здание консистории, а также архиерейский дом, братский корпус, здание архива.

    Казанский мужской монастырь был закрыт 19 октября 1918 года «в связи с фактом выступлений против советской власти при вспышке контрреволюционного мятежа в Тамбове». Во время гражданской войны после Антоновского крестьянского восстания в Казанском монастыре советской властью был устроен лагерь, в котором велись допросы и расстрелы участников восстания. В это же время под предлогом обветшания сооружения была разрушена величественная колокольня. Кирпичи и щебень были использованы на строительство клуба в пригороде (ныне город Котовск), а колокола как памятники истории и культуры переданы Главнауке. Более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии.

    Возрождение Казанского мужского монастыря началось 22 декабря 1992 года при архиепископе Евгении (Ждане). В 1993 году в Казанском монастыре города Тамбова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил часовню, воздвигнутую в память погибших в годы гражданской войны.

    Спасо-Преображенский кафедральный собор в Тамбове

    Спасо-Преображенский кафедральный собор — самый старый храм Тамбова, заложенный в 1694 году первым тамбовским епископом Св. Питиримом. До него на этом же месте было заложено два деревянных предшественника 1636 года и 1683 года, но до конца достроили лишь третий — каменный, который и сохранился до наших дней.

    В годы советской власти в соборе был размещен тамбовский краеведческий музей, а в главном куполе – планетарий. Подобная участь постигла многие русские храмы. В 1992 году кафедральный Спасо-Преображенский собор возвратили Церкви.

    До XIX века при соборе стояла деревянная колокольня. В 1812 году колокольня была перестроена в каменную, так как деревянная стала слишком ветхой. В 1930 году указом советской власти колокольня была разобрана. Новую колокольню отстроили совсем недавно, в 2011 году. Без сомнения, она является доминантой Соборной площади и всего архитектурного ансамбля.

    Справа от собора установлен памятник епископу Тамбовскому — Св. Питириму. Памятник был установлен в 2014 году к 100-летию канонизации святителя Питирима.

    Территория Спасо-Преображенского собора простирается практически до берегов реки Цны, где расположены часовня и источник Св. Питирима. Непонятно, что тут делает линия электропередач. Возможно ее построили ранее, чем облагородили и объединили территорию.

    В начале XX века император Николай II посещал Тамбов и Спасо-Преображенский собор, а также принимал непосредственное участи в канонизации святителя Питирима Тамбовского. Именно по этой аллее в 1914 году император прошествовал из кафедрального собора к Питиримовскому источнику, где испил воды. С 2020 тропу к источнику украшает бронзовый бюст императора Николая II, причисленного к лику святых.

    Первая водосвятная часовня над источником Св. Питирима была сооружена в 1914 году на пожертвование императрицы Марии Фёдоровны — вдовы российского императора Александра III и матери Николая II. В советское время часовню разобрали, а источник засыпали. Спустя время источник вновь пробился на поверхность. С 2007 года над питиримовским источником вновь возвышается водосвятная часовня, привлекающая всеобщее внимание.

    Современное состояние

    В 2003 году в монастыре епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием была освящена часовня, воздвигнутая над могилой архиепископа Нижегородского и Арзамасского Евгения (Ждана) (+ 11 октября 2002 года), много потрудившегося на ниве духовного возрождения Тамбовской епархии.

    С 2002 года священно-архимандритом монастыря является Преосвященнейший Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский. 28 марта 2004 года впервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосием был совершен постриг трех насельников монастыря. Монастырь имеет свое небольшое подсобное хозяйство в селе Воронцовка.

    В августе 2014 года в ходе двухдневного визита в Тамбов Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятник епископу Питириму, основателю Вознесенского монастыря, колокольню Казанского монастыря.

    В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, где обучается более 150 человек.

    Колокольня Казанского собора — третья по высоте в России. Пятиярусная красно-белая колокольня достигает в высоту 99,6 метров.

    Фотографии

    Представленные далее фото Вознесенского монастыря как нельзя лучше отображают его интересное внешнее и внутреннее архитектурное убранство:


    Территория Вознесенского женского монастыря в Тамбове


    Входные ворота Тамбовского Вознесенского женского монастыря


    Сестры и прихожане на крыльце Вознесенского храма


    Иконостас Вознесенского храма Тамбовского Вознесенского женского монастыря

    Храмы

    Собор Казанской иконы Божией Матери

    Была заложена как летняя церковь в 1791 году, освящена в 1796 году епископом Феофилом (Раевым). Построена по образцу Успенского собора Саровского монастыря. В этой церкви в 1811 году епископ Феофил и был погребён. На южной стене сохранилась плита с эпитафией над его могилой.

    По преданию, здесь же был рукоположён в иеромонахи прп. Серафим Саровский (1793 г.).

    Читайте также:
    Иверский монастырь в Самаре: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы

    Реставрация храма была завершена к празднованию 325-летия Тамбовской епархии — к августу 2007 г.

    5 августа 2007 г. епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий совершил его великое освящение.

    Церковь Иоанна Предтечи

    Зимний каменный храм, построенный в 1821 г., освящен в честь святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этом храме богослужения совершаются в течение всего года, т. к. он отапливаемый.

    Домовая церковь Кирилла и Мефодия

    Семинарский домовый храм. Освящен в 2005 году.

    Часовня в память о всех погребенных на монастырской территории

    Построена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в первый приезд на Тамбовщину в 1993 году и находится на месте монастырского некрополя между храмами, в память о всех погребенных на монастырской территории.

    Часовня над могилой архиепископа Евгения (Ждана)

    Построена по благословению епископа Феодосия в 2003 году над могилой архиепископа Евгения (Ждана).

    Вознесенский женский монастырь в Тамбове

    На пересечении улиц Московской и Бориса Васильевича расположен Вознесенский женский монастырь. Основан он был в 1690 году и находился в то время на окраине Тамбова. Кажется, что и сейчас не каждый турист знает сюда дорогу, из-за чего территория внутри монастыря выглядит несколько пустынной. Вид на монастырь с улицы Степана Разина с моста через реку Студенец. Вход в монастырь слева. На переднем плане Бывший корпус для престарелых монахинь, построенный в 1891 году.

    То же самое место в начале XX века.

    Во время пожара 1724 года все летописи об основании монастыря сгорели. Возродился монастырь только к 1744 году, тогда же была возведена монастырская стена.

    Заканчивается строительство кирпичной башни с ангелом.

    Строился монастырь очень медленно. В первое время на его территории стояло лишь 18 деревянных келий, не было даже собственного храма. Первая каменная церковь обители во имя Вознесения Господня была заложена в 1791 году в южной части монастыря. В 1907 году к храму пристроили два боковых придела. Сейчас Вознесенский собор является красочной доминантой монастырской обители и виднеется далеко за её пределами.

    Второй храм начали строить в 1816 году — Церковь иконы Скорбящей Божией Матери.

    Зеленое здание слева – сестринский корпус.

    В 1868 году при монастыре открылся приют для девочек-сирот — Ольгинская школа. В отчетах о деятельности церковно-приходских школ за 1914 год отмечалось, что Свято-Ольгинская школа являлась одной из лучших в епархии. В 1912 году была построена двухэтажная трапезная. В монастыре работали мастерские — здесь ткали сермяжные ткани и холсты, чернили сукно для мантий и ряс, изготавливали архиерейские митры, вышивали бисером, золотом и серебром. Сестры ухаживали за фруктовым садом и пчельником. Во время храмового праздника у стен монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка. После революции 1918 года Вознесенский храм закрыли и передали горсовету «для использования в культурно-просветительских целях», с колокольни сняли колокола, Скорбященский храм передали в ведение окружного архива.

    Второе возрождение монастыря началось с 1988 года. После восстановления храмов были построены воскресная школа, водосвятная часовня, келейный корпус, пекарня и монастырская лавка.

    Престольные праздники

    Икона Пресвятой Богородицы «Казанская»

    — 21 июля, 4 ноября

    Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель

    — 22 мая, 19 декабря

    Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

    Казанский мужской монастырь

    Казанский мужской монастырь г. Тамбова основан во второй половине XVII столетия. В настоящее время в комплекс зданий Казанского мужского монастыря входят: 3 храма, 2 часовни, Тамбовская духовная семинария, административное здание, хозяйственные постройки.

    Зимний каменный храм, построенный в 1821 г., освящен в честь святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этом храме богослужения совершаются в течение всего года, т. к. он отапливаемый.

    Летний каменный храм, построенный в 1796 г., освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

    Семинарский домовый храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Освящен в 2005 году епископом Феодосием.

    Одна часовня построена по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в первый приезд на Тамбовщину в 1993 году и находится на месте монастырского некрополя между храмами, в память о всех погребенных на монастырской территории.
    Вторая часовня построена по благословению епископа Феодосия в 2003 году над могилой архиепископа Евгения (Ждана).

    В монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, где обучается более 150 человек.

    Казанский мужской монастырь был основан на окраине Тамбова иеромонахом Иосифом. «Царю и Государю и великому князю Алексию Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу, бьет челом нищий твой богомолец Танбова города новой пустыни старец Иосиф» – так начиналась просительная челобитная, оставившая скудные свидетельства о начале Казанской обители. Первые упоминания о нем относятся к 1677 году. С 1758 года монастырь становится резиденцией Тамбовских епископов. Обитель неоднократно перестраивалась. Каменный однопрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, построен в 1796 году епископом Феофилом (Раевым).

    Закрытие монастыря произошло в октябре 1918 года. Всего к 1917 г в Казанском монастыре проживало 11 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 10 монахов и 20 послушников. Как и другие монастыри епархии официальное решение о закрытии монастыря было принято в 1918 г. в соответствии с общим декретом. В 1920 г весь монастырский комплекс был передан губЧК. Свидетельством недолгого владения монастырем ЧК стало разрушение в 1923 г. монастырского кладбища, на котором были погребены многие известные люди Тамбова (Воейковы, Вышеславцевы, Нарышкины, Бибиковы, Чичерины известный врач Э. Икавитц и многие другие).

    Читайте также:
    Вятская епархия: священники и приходы, монастыри и храмы

    Тяжело сложилась судьба монахов Казанского монастыря тех лет. Об одном из них иеромонахе Серафиме (Гагарине) сохранились сведения в Тамбовском облархиве. До 1917 г. он нес послушание на Хуторе трех лощин. Когда в 1917 г. хутор отобрали власти, о. Серафим вернулся в монастырь. Но и здесь прожил недолго, монастырь закрыли в 1918 г. Отец Серафим стал служить в Кафедральном соборе. Покидая монастырь взял с собой самое дорогое для верующего человека: крест и Евангелие, которые принадлежали ему лично. Во время изъятия церковных ценностей в 1922 г. иеромонах Серафим не стал отдавать крест и евангелие врагам церкви, и за это был обвинен в краже, в 1923 г. привлечен к суду. Как истинный монах он не стал оправдываться и признал возводимую на него вину.
    После 1945 в них размещались часть государственного архива и учебно-производственный комбинат. В результате произошли значительные утраты росписи стен, полностью утрачен иконостас, возведено межэтажное железобетонное перекрытие, устроена бетонная лестница, отопление отсутствовало, помещения подогревались «буржуйками».

    16 августа 1991 года Казанский храм был возвращен верующим, а в 2007 году храм был полностью отреставрирован.

    Разработан проект реставрации Казанского храма, в соответствии с которым проводились работы по реставрации внешнего архитектурно-художественного облика и внутреннего убранства храма. Несмотря на высокую сложность и краткие сроки, совместными усилиями профессиональных реставраторов запланированные восстановительные работы были выполнены качественно и в полном объеме. Демонтировано железобетонное перекрытие с лестничными маршами, удалены перегородки, стены очищены от сажи и копоти, открыты оконные проемы. Произведены обширные реставрационные работы.

    Так как церковь не отапливалась, возникла угроза утраты уникальной внутренней росписи. Подключение храма к городским тепловым сетям и выполнение работ по прокладке внешней теплотрассы к храму обеспечило соблюдение определенного температурно-влажностного режима, необходимого для сохранения росписи.Роспись Казанского храма уникальна, выполнена в технике фрески по известково-песчаной штукатурке. По своему стилю и применяемым живописным приемам она характерна для конца XVIII века. Данная монохромная техника называется «гризайль» от фр. gris – «серый». Это – живопись различными оттенками одного цвета, обычно серого ил коричневого.

    При раскрытии первоначального красочного слоя росписи Казанского храма установлено, изначально фрески имели терракотово-голубой цвет. В дальнейшем фрески подверглись более позднему обновлению, изменив цвет на серо-охристый. Со временем из-за химических изменений пигмента и загрязнений живопись приобрела легкий фиолетовый отлив.

    Возрождение Казанского мужского монастыря началось 22 декабря 1992 года при архиепископе Евгении (Ждане). В 1993 году в Казанском монастыре города Тамбова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил часовню, воздвигнутую в память погибших в годы гражданской войны.

    Возобновление монашеской жизни началось с 2002 года при священно-архимандрите монастыря епископе Тамбовском и Мичуринском Феодосии (Васневе). 28 марта 2004 года впервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосием был совершен постриг трех насельников монастыря. К сожалению, братия монастыря по-прежнему немногочисленна.

    К 2014 году восстановлен основной архитектурный облик Казанского мужского монастыря.

    30 августа 2014 года в рамках Первосвятительского визита в Тамбовскую митрополию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Его Святейшеством была освящена воссозданная колокольня Казанской обители.

    Святыни: в Казанском мужском монастыре находятся ковчег с частицей мощей праведного воина Феодора Ушакова, икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, икона с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского.

    Расписание богослужений: богослужения в Казанском мужском монастыре проводятся ежедневно.

    Начало Божественной литургии в будние дни 7:10, в воскресные и праздничные дни в 7:30.

    Начало вечернего богослужения в 17:00.

    Ежедневно совершается панихида по усопшим в 16:15.

    Каждую среду проводятся огласительные беседы перед совершением Церковных Таинств в 17:00.

    Казанский Богородичный мужской монастырь

    История основания обители

    Основан монастырь был старцем Иосифом в далеком 1670 году в городе Тамбове, на его южной окраине. Он был достаточно большой и власти пожаловали монахам несколько мельниц в округе, а также земли около четырех соседних деревень и берег реки Кариана. Уже в 1679 году количество братии выросло в два раза — монахи возделывали земли, ловили рыбу, продавали урожай и добытое мясо на рынке в Тамбове.


    Казанский мужской монастырь в Тамбове

    Изначально большинство зданий были деревянные, но из-за многочисленных пожаров неоднократно перестраивались и постоянно видоизменялись. Уже в середине XVIII веке монастырские постройки претерпели полное переустройство. С приходом к власти епископа Пахомия в 1758 году (он стал руководить всей Тамбовской епархией), тут размещалась его резиденция, которая начала постепенно видоизменяться. При архиерее тут выстроили новое здание для него, построили баню и конюшенный двор, завели несколько жеребцов, возвели духовную консисторию. Для монахов построили новые помещения для хозяйственных нужд.

    А вот каменные здания и храмы на территории обители стали строить только в последнее десятилетие XVIII века.

    В 1788-1811 годы епископ Феофил, который в то время управлял Тамбовской епархией, приложил много труда для обустройства Казанского монастыря. Именно он посодействовал строительству двух каменных храмов — Казанского и Иоанна-Предтеченского, которые стоят и по сей день.

    В строительстве монастырских зданий участвовал бывший монах из Саратова Нафанаил, а также бывший архитектор и протоиерей Березнеговский, а консультировал их инженер Четверикова. Благодаря их труду все корпуса и помещения Казанской обители построены в строгом соблюдении правил классического стиля, который в то время присутствовал повсеместно в архитектуре Российской империи.


    Историческое фото монастыря в начале ХХ века

    Несмотря на красоту и архитектурную ценность, с приходом коммунистов подворье было закрыто в октябре 1918 года. Поводом послужило сфабрикованное дело об участие монахов и их пособничестве в контрреволюционном мятеже, который происходил в Тамбове. Более того, имущество и здания не просто были отняты у церкви, но сам монастырь стал местом размещения штаб дивизии. Святые стены, ранее слышавшие только молитвы, теперь слышали тут вопли и стоны тех людей, которых пытали НКВД.

    Читайте также:
    Липецкая епархия: храмы и монастыри, святыни и священники

    Подозрительных людей или тех, кто открыто выступал против коммунистов тут не просто допрашивали и пытали, но расстреливали. Величественная колокольня, которая всегда была украшением обители под предлогом старости и угрозы разрушения была взорвана и уничтожена. Ее колокола отдали как памятник в управление Главнауки, а кирпичи и прочие материалы использовали для постройки клуба в городе Котовске. Был уничтожен и некрополь.

    Только летом 1960 года правительство РСФСР признало ценность монастыря и указом взяла его под охрану как памятник республиканского значения. Так он и просуществовал до 1992 года, когда решением правительства вновь стал частью Тамбовской епархии и начался его путь к исцелению.

    Казанский монастырь Тамбов

    Казанский монастырь Тамбова — это истинное украшение города. Два храма плюс высоченная колокольня, чей стремительный порыв ввысь не в силах сдержать даже кургузый «сундук» Росреестра. Вообще, все сооружения Казанского монастыря — подчеркнуто вертикально ориентированные, стройные — сочный акцент в застройке набережной, в целом развивающейся горизонтально.

    Казанский мужской монастырь в Тамбове был основан во второй половине XVII века старцем Иосифом, но нынешний архитектурный облик его сформировался столетием позже. Ведь изначально обитель была деревянной, подверженной пожарам… Но вот в середине XVIII века по благословению епископа Пахомия на территории монастыря обустроили архиерейскую резиденцию. Началось бурное строительство: сначала деревянное (архиерейский дом, консистория, конюшенный двор, службы и так далее), а затем и каменное.

    Главный Казанский храм, одноименный с монастырем, возведен в 1791 —1796 годах по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Феофила. Строил его уже известный нам Саровский послушник Нафанаил. Неудивительно, что храм практически точь-в-точь повторяет облик Успенского собора Саровской пустыни, разрушенного в советские годы: позднее, даже запоздавшее, барокко — провинциальное, но очень качественное, демонстрирующее хороший вкус зодчего.

    Интересно, что с Саровом Казанский собор связан не только через послушника Нафанаила: в 1793 году именно в Казанском монастыре епископ Феофил рукоположил во иеромонахи будущего преподобного Серафима Саровского. Феофил же давал благословение на строительство второго храма — Предтеченского, стилистически близкого к Казанскому и тоже исполненного Нафанаилом. Эту церковь возвели в 1821 году, в советское время она лишилась завершений, в наше время их восстановили, но эта «подмена» оказалась очень заметна: по какой-то непостижимой причине барабаны глав, особенно боковых, сделали утрированно вытянутыми по сравнению с теми, что были до революции.

    А вот колокольня Казанского монастыря (тоже новодел, оригинал 1848 года погиб в советское время) удалась. Она, конечно, ни разу не повторяет ту, что была прежде: современных архитекторов вдохновлял скорее иконографический образ, заданный Ухтомским в колокольне Троице-Сергиевой лавры. Но если сравнивать с сооружением XIX века, можно констатировать, что нынешнее выстроено с большим вкусом. Кроме того, колокольня стала существенно выше, а это тоже немаловажный момент, ведь современная застройка набережной тоже выше той, что была до революции. Таким образом, увеличившаяся в размерах башня-звонница не теряется среди «коробок» XX — XXI веков, по-прежнему сохраняет свою роль доминанты.

    Казанский монастырь Тамбова, безбедно существовавший на протяжении многих десятилетий, был закрыт в 1918 году, насельников обвинили в том, что они поддерживали контрреволюционный мятеж. Выступление 1918-го было не последним и не самым крупным крестьянским восстанием на Тамбовщине: в 1920—1921 годах вспыхнула так называемая антоновщина — мятеж, названный по фамилии одного из его руководителей, эсера Александра Антонова.

    Бунт Советы подавили с невероятной жестокостью, особенно отличился «военный гений всех времен и народов» М. Н. Тухачевский, отдавший приказ применить против повстанцев химическое оружие. Отдельные господа, из конъюнктурных соображений пытающиеся выставить Михаила Николаевича «безвинной жертвой репрессий», об этом факте в биографии маршала упорно забывают.

    Так или иначе, в Казанском монастыре был устроен лагерь для участников восстания. Тут их допрашивали, тут же расстреливали признанных особо опасными… Ну а потом более полувека обитель простояла заброшенной. Лишь в конце 1992 года началось возрождение. Сейчас в комплекс, помимо храмов, часовен и колокольни, входят также Тамбовская духовная семинария с домовым храмом в честь святых Мефодия и Кирилла и воскресная школа.

    Описание

    Главный собор монастыря — это церковь Казанской иконы Божией Матери. Фундамент ее был заложен в 1791 году, а полностью построенный храм был освящен уже в 1796 году. Для проекта церкви был взят на рассмотрение Успенский собор из Саровской обители. Именно тут по легенде рукоположили на служение иеромонахом Серафима Саровского. А в 1811 году здание стало последним прибежищем епископа Феофила, который и освятил храм.


    Собор Казанской иконы Божией Матери

    Полная реставрация здания была проведена в 2007 году, великое освящение после нее было приурочено к 325-летию Тамбовской епархии. Сегодня Казанский собор имеет 3 яруса и высокие купола с крестами на них. Отделан собор в бело-голубых тонах и смотрится крайне изящно. Крыша и все металлические детали храма покрыты яркой синей краской, за исключением главного купола — он украшен сусальным золотом и возвышается яркой луковичкой над храмом. Синие купола покрыты золотыми звездами.

    Еще один храм на территории носит имя Церкви Иоанна Предтечи. Заложен ее фундамент был в 1794 году, но строительство длилось невероятно долго и полное освящение провели в 1821 году. За время существования храм несколько раз ремонтировался, но полная реставрация была проведена только в 2010 году. Именно тогда было воссоздано пятиглавие храма, и он был выкрашен в красный цвет, ставший сегодня визитной карточкой всей обители.

    Читайте также:
    Храм Рождества Христова в Обнинске: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

    На заметку! Церковь является зимней, поскольку в ней есть отопление и богослужения можно проводить в холодное время года.

    Кроме этих двух величественных храмов, на территории Казанской обители есть также семинарский домой храм в честь Кирилла и Мефодия, а также две часовни:

    1. Часовня как памятник погибших людей во времена Гражданской войны.
    2. Часовня как памятник архиепископу Евгению (Ждана).

    Внимания заслуживает и колокольня Казанского монастыря, которая была возведена заново в 2009 году после полного разрушения в 1930 году.

    Казанский мужской монастырь города Тамбова Епархиальные монастыри РПЦ

    Каменное строительство зданий и храмов Казанского мужского монастыря датируется последним десятилетием XVIII века.

    Много трудов по строительству и благоустройству Казанской обители положили епископ Феофил (Раев), управлявший Тамбовской епархией в 1788-1811 гг. По его поручению были возведены два каменных храма, сохранившиеся до наших дней, — Казанский и Иоанно-Предтеченский. Возводил храмы бывший Саровский послушник Нафанаил. В историю строительства монастыря вошли имена протоиерея С. А. Березнеговского, архитектора по образованию, и инженера-архитектора А. С. Четверикова. Здания монастыря выстроены в духе классицизма, господствовавшего в то время в русской архитектуре.

    Летняя соборная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была заложена в 1791 году. Освящена в 1796 году епископом Тамбовским и Шацким Феофилом (Раевым). Архитектурный облик этого храма полностью повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни, которая в то время относилась к Тамбовской епархии. Знаменательным является то, что в 1793 году в Казанском монастыре Преосвященным Феофилом во иеромонахи был рукоположен преподобный Серафим Саровский. Преставившийся о Бозе епископ Феофил (Раев) был погребен у южной стены внутри Казанского собора.

    С конца XVIII века на территории монастыря стал складываться некрополь. Здесь, под сенью монастырских храмов, нашли свое упокоение многие известные представители Тамбовского края: духовенство, военачальники, меценаты, ученые.

    Вторая монастырская церковь во имя Иоанна Предтечи — зимняя — заложена в 1794 году, но строительство ее протянулось до 1821 года. Многоярусная колокольня монастыря, отстроенная в 1848 году, была разрушена в советские годы.

    Уже в конце XVIII века монастырь был окружен каменной стеной с металлическими решетками. Строительство стены полностью завершилось к началу XIX века. В начале XX столетия в юго-западную часть монастырской стены включалось двухэтажное здание консистории, а также архиерейский дом, братский корпус, здание архива.

    Казанский мужской монастырь был закрыт 19 октября 1918 года «в связи с фактом выступлений против советской власти при вспышке контрреволюционного мятежа в Тамбове». Во время гражданской войны после Антоновского крестьянского восстания в Казанском монастыре советской властью был устроен лагерь, в котором велись допросы и расстрелы участников восстания. В это же время под предлогом обветшания сооружения была разрушена величественная колокольня. Кирпичи и щебень были использованы на строительство клуба в пригороде (ныне город Котовск), а колокола как памятники истории и культуры переданы Главнауке. Более 50 лет монастырь находился в полуразрушенном состоянии.

    Возрождение Казанского мужского монастыря началось 22 декабря 1992 года при архиепископе Евгении (Ждане). В 1993 году в Казанском монастыре города Тамбова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил часовню, воздвигнутую в память погибших в годы гражданской войны.

    В 2003 году в монастыре епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием была освящена часовня, воздвигнутая над могилой архиепископа Нижегородского и Арзамасского Евгения (Ждана) (+ 11 октября 2002 года), много потрудившегося на ниве духовного возрождения Тамбовской епархии.

    С 2002 года священно-архимандритом монастыря является Преосвященнейший Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский. 28 марта 2004 года впервые за последние 85 лет в обители епископом Феодосием был совершен постриг трех насельников монастыря.

    В 2014 году, во время своего первосвятительского визита в Тамбов, Святейший Патриарх Кирилл освятил новопостроенную колокольню.

    Монастырь имеет свое небольшое подсобное хозяйство в селе Воронцовка.

    Деятельность прихода

    Сегодня Казанская обитель является действующей и на ее территории проживают не только монахи, но и студенты Тамбовской духовной семинарии. Работает в обители и воскресная школа для детей, а также для взрослых, которые хотят стать частью церкви.


    Богослужение в Иоанно-Предтеченском храме Казанского мужского монастыря

    Паломники приезжают в Тамбов для посещения обители с экскурсией или для посещения святых мест. Они могут принимать участие в богослужениях, которые проходят по расписанию:

    1. С понедельника по субботу в 7 часов утра Божественная литургия, молебен и заупокойная лития. В 16.15 проходит панихида и в 16.50 вечерняя служба и утреня.
    2. Во время субботних праздников проводится всенощное бдение в 17.00.
    3. Во время воскресных праздников Божественная литургия проходит в 7.30 утра.

    Особые праздничные богослужения проходят тут во время первопрестольных праздников — дней памяти:

    • иконы Богородицы «Казанская» — 21 июля и 4 ноября;
    • Николая Чудотворца — 22 мая и 19 декабря;
    • Иоанна Предтечи — 11 сентября;
    • Кирилла и Мефодия — 24 мая.

    Святыми подвижниками обители считаются основатель Иосиф, святитель Николай, а также братья Кирилл и Мефодий вместе с Иоанном Предтечей.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: