Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде: история и адрес, описание, как добраться и где находится, расписание богослужений, святыни

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь г. Вологды Епархиальные монастыри РПЦ

История

Монастырь основан в 1371 году Димитрием, ближайшим последователем преподобного Сергия Радонежского. Димитрий принял монашеский постриг в Успенском Горицком монастыре, а вскоре, приняв сан священства, основал неподалёку Никольский монастырь «на Болоте» и стал его игуменом.

Постройка монастыря нашла поддержку у Дмитрия Донского. Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, в то время как Димитрий Прилуцкий был крёстным отцом его детей.

Первый деревянный храм будущего монастыря был освящён в честь праздника Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня, отмечаемого 1 (14) августа. Рядом были построены деревянные кельи для монахов.

Во время игуменства преподобного Димитрия монастырь именовался лаврой. Многие из учеников перешли из Переславля к любимому наставнику в Прилуки, и по примеру Троице-Сергиевой лавры в монастыре, впервые на Русском Севере, был введён общежительный устав. Преподобный Димитрий скончался 11 (24) февраля ок. 1406 года и был погребён в деревянном Спасском соборе, у южной стены рядом с правым клиросом.

Василий Тёмный и его сын Андрей устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины. Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов, Белозерск и важнейшие русские центры международной торговли XVI века — Холмогоры и Архангельск, а также соединявших Вологду с центрами наиболее доходных промыслов средневековья — солеварения (Сольвычегодск и Тотьма) и промысла рыбы и пушнины (весь Север). Связи монастыря с Москвой были важным политическим моментом, учитывая острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV века.

Монастырь использовался как место ссылки. В 1493 году сюда были заточены великим князем Иваном III княжичи углицкие Иван и Дмитрий — сыновья углицкого князя Андрея Горяя. Иван скончался здесь в оковах в 1523 году под именем Игнатия (позднее причислен к лику святых под именем Игнатия Прилуцкого), Дмитрию в 1540 году было разрешено снять «железа». Братья были похоронены в монастыре рядом. Иван III брал из монастыря в поход на Казань икону Дмитрия Прилуцкого, написанную Дионисием Глушицким. После похода он украсил икону золотом и серебром, вернув её 3 июня 1503 года монастырю.

В 1528 году в монастыре молились о даровании наследника Василий III и Елена Глинская. Впоследствии их сын Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537—1542 годах в монастыре Спасский собор был возведён в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря.

Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освящённой на праздничном молебне, и просфоры, из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома. Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» соборах для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Михаила Фёдоровича.

Монастырь существенно пострадал в годы Смуты. В 1612 году на него напали поляки-литовцы и казаки, была разграблена монастырская казна, сожжены архивы. В 1615 году монастырь был разорён сибирским царевичем Арасланом Алеевичем с дворянами, детьми боярскими и казаками, пришедшими на Вологду «для оберегания». В 1619 году монастырь вновь подвергнут разграблению со стороны литовцев и «русских воров». 18 (31) декабря 1619 года в монастыре была сожжена трапезная с находившимися в ней людьми. В этот день было сожжено 59 и убито 32 монаха, а всего погибли более 200 человек.
В конце XVII—XVIII веках монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере, одним из крупнейших землевладельцев и торговцев солью.

17 сентября 1811 года Спасский собор серьёзно пострадал от пожара (по преданию, от забытой «грошовой свечи»). Сгорело всё внутреннее убранство, обгорели некоторые главы. Перед вторжением французов в Москву в 1812 году в Спасо-Прилуцкий монастырь были эвакуированы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Николо-Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов и монастырей. Драгоценности хранились в сгоревшем Спасском соборе до освобождения Москвы. Спасский собор был реставрирован в 1813—1817 годах. Были заменены повреждённые пожаром главы, которым были приданы барочные кувшинообразные формы, устроен новый иконостас.

1918 год начался в монастыре обыском и описью имущества; часть зданий были заняты красноармейцами и складами. Однако еще нескольких лет после этого в Спасском соборе совершались богослужения, действовала часовня в селе Прилуки. Чтобы избежать осквернения национализированных храмов, расхищения богослужебной утвари, книг и святых икон, настоятель организовал при монастыре церковную общину из местных жителей. В 1919 году началось изъятие из монастырских храмов церковной утвари и убранства икон для сдачи в Госфонд, в помощь голодающим Поволжья, продолжавшееся до 1923 года. В один из дней вывезли более двух пудов серебра. Вскоре уездный исполком принимает решение о выселении из монастыря архимандрита Нифонта (Курсина), семи монахов и восьми послушников. Начавшееся закрытие монастыря вызвало протест прихожан, некоторые из них были арестованы и заключены в тюрьму. В августе 1924 года монастырь был закрыт, договор с общиной расторгнут, храмы и колокольни опечатаны. Церковное имущество передали в Вологодский музей, а все остальное – различным учреждениям. С середины 20-х гг. ХХ века все монастырские храмы пребывали в запустении, во Введенской церкви после разборки купола, в 1927–1928 годах, был устроен кино-клуб, буфет, разыгрывались спектакли. Жилые и хозяйственные здания занимали дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея.

За годы гонений на Православную Церковь не угасла вера вологжан в помощь преподобного Димитрия Прилуцкого. Предваряя открытие монастыря, жители Вологды 16 июня 1990 года, в день праздника Сретения иконы святого Димитрия, совершили Крестный ход по городу до Лазаревского кладбищенского храма – первый после долгого перерыва. Уже в августе 1990 года были переданы церковной общине надвратная Вознесенская церковь, в 1991 году открыт мужской епархиальный монастырь. В день памяти преподобного Димитрия, 24 февраля 1992 года, Русской Православной Церкви возвращен весь монастырь. В 1992 году отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого. 13–14 августа Прилуцкий монастырь посетил и возглавил торжество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На престольный праздник Всемилостивого Спаса Святейший совершил Всенощное Бдение и Божественную Литургию в нижнем храме Спасского собора, водосвятный молебен на реке Вологде, возглавил Крестный ход вокруг обители, после чего был освящен первый большой колокол на монастырской колокольне.

Читайте также:
Екатеринбургская епархия: паломнический центр, монастыри и церкви, отделы

В последнее десятилетие ХХ века молитвами преподобного Димитрия после проведенных ремонтов обитель начала благоукрашаться. В храмах устроены иконостасы, освящены надвратная церковь в честь Вознесения Господня, придел в честь преподобного Сергия Радонежского в нижнем храме, верхний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. На древних постройках монастыря и крепостных стенах и башнях сделали медные и железные кровли, началось восстановление и реставрация монастырского подворья в Вологде – храма преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ул. Набережная VI армии, 121).

Монастырская жизнь начала возрождаться братией под началом Высокопреосвященнейшего Максимилиана, архиепископа Вологодского и Великоустюжского, Священноархимандрита обители, ныне архиепископ Песоченский и Юхновский. С 2014 года Священноархимандритом обители стал епископ митрополит Игнатий (Депутатов), сменивший архиепископа Максимилиана на Вологодской кафедре. Здесь сохраняются многовековые традиции монастырских церковных служб: ежедневно совершается полный круг богослужения по древнему чину. С 1992 года в обители 24 февраля совершается празднование памяти преподобного Димитрия Прилуцкого и 1 июня – благоверного князя Иоанна Андреевича Угличского, в монашестве Игнатия Прилуцкого.

В обители располагаются ставленническое отделение Вологодской Духовной Семинарии, подготавливающее будущих священнослужителей Вологодской епархии. Ежегодно в стенах обители проходят Димитриевские образовательные чтения, которые собирают духовенство и работников просвещения для обсуждения возникающих в этой сфере проблем. В восстановлении монастыря большую помощь оказывает Правительство Вологодской области и Попечительский Совет, куда входят руководители ряда местных предприятий.

Архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря полностью сохранился. В 1950–1990 годах были проведены реставрационные работы, и обитель вновь обрела внешнее благообразие и известность одного из красивейших монастырских ансамблей Русского Севера. Мощные стены длиною около 950 метров с пятью башнями огромных размеров окружают территорию площадью около 3 гектаров, на которой расположены храмы, а также жилые и хозяйственнее здания, возведенные в XVII–XVIII веках. Центр обители – собор Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, построенный в 1537–1542 годах по благословению митрополита Московского Даниила на месте деревянной церкви. Монументальный пятиглавый собор с тремя апсидами, на высокой подклети с трех сторон окружен закрытыми двухэтажными папертями.

В 1642 году в подклети собора был устроен храм во имя святого основателя монастыря, в котором пребывают главные святыни монастыря – под спудом мощи преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких. В дни больших церковных праздников на гробницу преподобного Димитрия по обычаю вместо иконы возлагают вышитый покров. По сторонам гробницы находятся две чтимые иконы. Одна – копия-список чудотворного образа преподобного Димитрия с житием и с ней игуменский посох и часть вериг Святого. Другая – Пресвятой Богородицы «Страстная», написана иконописцами монастыря Кутлумуш на Афоне в память о несохранившейся келейной иконе преподобного Димитрия. Пречистая Богородица явила помощь афонским инокам в ХIII веке, во время нападения пиратов на монастырь. Благодаря вмешательству Божией Матери он стал невидим в тумане и избежал разорения, а икона Ее получила название «Фовера Простасиа» – «Страшная Защита». Близ гробницы преподобного Игнатия Прилуцкого пребывают вериги, по преданию носимые подвижником, а также ковчег с частицами Ризы Господней, мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, Сорока мучеников Севастийских, преподобного Иоанна Дамаскина. Особенно почитаема в обители икона Божией Матери «Скоропослушница» – список чудотворного афонского образа, который был создан иконописцами на Святой Горе и привезен в обитель в 1910 году. Каждую пятницу перед этой иконой братия совершает молебен Пресвятой Богородице. Местно почитаемая древняя Казанская икона Божией Матери в драгоценной ризе после закрытия монастыря оказалась в Вологодском музее, но неоскудевающая милость Божия даровала утешение братии и прихожанам другими Ее иконами.

В верхнем этаже (до устройства церкви в подклети) в алтарных апсидах находились, кроме главного, храмы во имя преподобного Димитрия Прилуцкого и св. апостола Иоанна Богослова, с 1782 года – Преображения Господа Иисуса Христа; в XVIII–XIX веках имелись храмы в папертях – св. благоверного князя Александра Невского и мучеников Платона и Романа. Древнее убранство собора погибло при пожаре 1811 года, а созданные после ремонта ампирный иконостас и стенная роспись XIX века – после закрытия монастыря. Высокое крыльцо и ризничная палатка, примыкающая к собору с северо-восточной стороны, дошли до нас в перестроенном виде. Близ алтаря собора находится колодец, по преданию ископанный преподобным Димитрием с часовней над ним. Из него берут воду для водосвятных молебнов, которую как цельбоносную святыню увозят прихожане и паломники.

Большая монастырская колокольня, стоящая на соборной площади, построена в середине XVII века. После разборки шатрового завершения она была надстроена и увенчана луковичной главкой (1720-е годы). При этом была утрачена большая часть первой соборной колокольни, примыкающей к северо-западному углу паперти. На обеих колокольнях под ярусами звона прежде были устроены церкви – во имя святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и св. Алексия, человека Божия.

На юго-западной стороне соборной площади расположен трапезный комплекс, состоящий из нескольких зданий на высоких подклетях. К одностолпной трапезной палате примыкает небольшая трапезная церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, келарские келлии и так называемая Белая палата (1675 г.). В подклетях располагались хозяйственные монастырские службы (хлебная, стороженная) и погреба. Трапезная палата соединена со Спасским собором каменным двухэтажным переходом.

Церковь св. великомученика Феодора Стратилата построена мастером Тимофеем над главным входом в монастырь – Святыми вратами (1588–1590). Она имеет необычную двухстолпную конструкцию; завершение надвратного, как и трапезного храма, ярусами килевидных кокошников и орнаментальные пояса повторяют мотивы архитектуры собора Всемилостивого Спаса. После пожара 1815 года и реставрации 1990-х годов надвратная церковь освящена в честь Вознесения Господня. Колокольня ее с шатровым завершением переделана в 1729–1730 годах из часовни, на которой имелись колесные часы и колокола (конец XVII в.).

Читайте также:
Симбирская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

На северной стороне от собора Всемилостивого Спаса находится так называемая больничная церковь, которая замыкает с востока двухэтажное здание братско-настоятельских келлий. Она была сооружена на месте больничных келлий в 1721 году и освящена в честь святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова; в конце XIX века перестроена и освящена в честь Всех Святых.

Деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (I половина XVI в.) перевезенная в 1962 г. из Свято-Успенского Александро-Куштского монастыря, сохраняется в Спасо-Прилуцком монастыре как один из самых древних памятников шатровой архитектуры Вологодского края.

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь в Вологде

Россия Вологодская область Вологда Спасо-Прилуцкий мужской монастырь Идёт загрузка карты…

Россия, Вологда, микрорайон Прилуки, Монастырская улица, 2

Телефон для заказа экскурсий

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь

— мужской православный монастырь в Вологодской области.

История[править]

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь в древности
Святые:

  • Димитрий Прилуцкий
  • Игнатий Прилуцкий

Монастырь основан в 1371 году Димитрием, ближайшим последователем преподобного Сергия Радонежского. Димитрий принял монашеский постриг в Успенском Горицком монастыре, а вскоре, приняв сан священства, основал неподалёку Никольский монастырь «на Болоте» и стал его игуменом.

Постройка монастыря нашла поддержку у Дмитрия Донского. Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, в то время как Димитрий Прилуцкий был крёстным отцом его детей.

Первый деревянный храм будущего монастыря был освящён в честь праздника Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня, отмечаемого 1 (14) августа. Рядом были построены деревянные кельи для монахов.

Во время игуменства преподобного Димитрия монастырь именовался лаврой. Многие из учеников перешли из Переславля к любимому наставнику в Прилуки, и по примеру Троице-Сергиевой лавры в монастыре, впервые на Русском Севере, был введён общежительный устав. Преподобный Димитрий скончался 11 (24) февраля ок. 1406 года и был погребён в деревянном Спасском соборе, у южной стены рядом с правым клиросом.

После преставления преподобного Димитрия ему приписывается множество чудес — в основном, изгнание бесов, а также несколько чудес, когда святой являлся, чтобы помочь монастырю или городу Вологде. Среди этих свидетельств покровительства и заступничества святого.

XV — начало XVII века.

Василий Тёмный и его сын Андрей устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины. Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов, Белозерск и важнейшие русские центры международной торговли XVI века — Холмогоры и Архангельск, а также соединявших Вологду с центрами наиболее доходных промыслов средневековья — солеварения (Сольвычегодск и Тотьма) и промысла рыбы и пушнины (весь Север). Связи монастыря с Москвой были важным политическим моментом, учитывая острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV века.

Монастырь использовался как место ссылки. В 1493 году сюда были заточены великим князем Иваном III княжичи углицкие Иван и Дмитрий — сыновья углицкого князя Андрея Горяя. Иван скончался здесь в оковах в 1523 году под именем Игнатия (позднее причислен к лику святых под именем Игнатия Прилуцкого), Дмитрию в 1540 году было разрешено снять «железа». Братья были похоронены в монастыре рядом. Иван III брал из монастыря в поход на Казань икону Дмитрия Прилуцкого, написанную Дионисием Глушицким. После похода он украсил икону золотом и серебром, вернув её 3 июня 1503 года монастырю.

В 1528 году в монастыре молились о даровании наследника Василий III и Елена Глинская. Впоследствии их сын Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537—1542 годах в монастыре Спасский собор был возведён в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря.

Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освящённой на праздничном молебне, и просфоры, из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома. Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» соборах для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Михаила Фёдоровича.

Монастырь существенно пострадал в годы Смуты. В 1612 году на него напали поляки-литовцы и казаки, была разграблена монастырская казна, сожжены архивы. В 1615 году монастырь был разорён сибирским царевичем Арасланом Алеевичем с дворянами, детьми боярскими и казаками, пришедшими на Вологду «для оберегания». В 1619 году монастырь вновь подвергнут разграблению со стороны литовцев и «русских воров». 18 (31) декабря 1619 года в монастыре была сожжена трапезная с находившимися в ней людьми. В этот день было сожжено 59 и убито 32 монаха, а всего погибли более 200 человек.

Конец XVII — начало XX века.

В конце XVII—XVIII веках монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере, одним из крупнейших землевладельцев и торговцев солью.

17 сентября 1811 года Спасский собор серьёзно пострадал от пожара (по преданию, от забытой «грошовой свечи»). Сгорело всё внутреннее убранство, обгорели некоторые главы. Перед вторжением французов в Москву в 1812 году в Спасо-Прилуцкий монастырь были эвакуированы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Николо-Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов и монастырей. Драгоценности хранились в сгоревшем Спасском соборе до освобождения Москвы. Спасский собор был реставрирован в 1813—1817 годах. Были заменены повреждённые пожаром главы, которым были приданы барочные кувшинообразные формы, устроен новый иконостас.

При Советской власти.

В 1918 году в монастыре были проведены обыск и опись имущества, часть зданий заняли красноармейцы. В башнях монастыря во время Гражданской войны были устроены склады взрывчатых веществ, и только благодаря своевременно принятым мерам начавшийся однажды пожар не привёл к уничтожению памятника. В монастыре была организована община из жителей Прилук. С 1919 по 1923 годы в монастыре проходили изъятия церковных ценностей, в том числе в помощь голодающим Поволжья. По решению уездного исполкома архимандрит Нифонт (Курсин), монахи и послушники были выселены из монастыря, протестовавшие прихожане репрессированы.

Читайте также:
Церковь Иоанна Кронштадтского в Жулебине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В августе 1924 года договор с общиной был расторгнут, а монастырь закрыт Произведения искусства были переданы в Вологодский музей, прочее имущество — различным учреждениям. В 1930-х годах в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага, в 1950-х — 1970-х годах он был занят под военные склады. В монастыре располагался кинотеатр, дом инвалидов. С 1950-х годов опустевшие и разрушавшиеся постройки монастыря реставрировали, при этом многим из них был возвращён предполагаемый облик XVI—XVII веков. В 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника.

Повторное открытие. Конец XX — начало XXI века.

В августе 1990 года церкви была передана надвратная Вознесенская церковь. В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви. Дважды, 13—14 августа 1992 года и 16—17 июня 2007 года монастырь посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В последующие годы в монастыре возродилась жизнь, был осуществлён ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне.

Архитектура обители

Первоначально все строения монастыря были деревянными. Многими десятилетиями позже, когда обитель привлекла особое расположение московских государей и обзавелась значительными материальными благами, постройки стали постепенно менять на каменные. В первой половине XVI века был возведен соборный храм с колокольней. На рубеже XVI-XVII веков монастырский комплекс обзаводится новыми каменными сооружениями – теплой церковью, трапезной и главными воротами.


Архитектурный комплекс монастыря. Фото: startour.ru

В начале VII века монастырь был частично разрушен и осквернен набегами польских и литовских интервентов и любителей легкой наживы. Однако, уже во второй половине того же столетия здесь развернулось масштабное каменное строительство – была возведена новая колокольня, а сам монастырь оградили неприступной стеной с башнями. На протяжении последующих двух столетий облик монастырь оставался практически неизменным – разве что в 1830 была построена новая церковь.

Архитектурное значение монастыря чрезвычайно велико: на просторной территории комплекса находятся образцы традиционного вологодского каменного зодчества за три столетия – с XVI по XVIII век включительно.

Современное состояние[править]

В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви.

В последующие годы в монастыре возродилась жизнь, был осуществлён ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне. Ежедневно совершается полный круг богослужений. Содержится подворье и монастырская воскресная школа. В обители располагается Вологодская духовная семинария. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения.

Советские власти разорили монастырь и выселили монахов

С приходом Советской власти монастырь постигла та же судьба, что тысячи обителей по всей стране. Монахов выселили, имущество изъяли, а в помещениях устроили склады. Местное население даже порывалось разобрать здание на кирпичи, но получить разрешение не смогло.

В разные годы в обители были:

  • пересылочная тюрьма;
  • военный склад;
  • кинотеатр;
  • дом инвалидов.

Повезло лишь в том, что в 50-е годы провели реставрацию обители с целью вернуть ей облик, близкий к историческому. А в 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. К слову, почти всё здешнее имущество тоже хранилось в музее.

Святыни[править]

В 1642 году в подклете собора был устроен престол во имя святого Димитрия, в котором пребывают главные святыни монастыря — под спудом мощи преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких.

В подклете также находятся чтимые иконы — список чудотворного образа преподобного Димитрия с житием (с ней игуменский посох и часть вериг святого) и Пресвятой Богородицы «Страстная», написанная иконописцами монастыря Кутлумуш на Афоне в память о несохранившейся келейной иконе преподобного Димитрия.

Близ гробницы преподобного Игнатия Прилуцкого пребывают вериги, по преданию носимые подвижником, а также ковчег с частицами Ризы Господней, мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, Сорока мучеников Севастийских, преподобного Иоанна Дамаскина.

Особенно почитаема в обители икона Божией Матери «Скоропослушница» — список чудотворного образа, созданного на Афоне и привезённого в обитель в 1910 году.

Местно почитаемая Казанская икона Божией Матери в драгоценной ризе после закрытия монастыря находится в Вологодском музее-заповеднике.

Колокольня

Особенно гордятся паломники и братия обители колокольней, которую имеет Спасо-Прилуцкий монастырь (Вологодская область). Первая подобная конструкция была построена вместе с собором. Он примыкала к северо-западному крылу. Но ее вскоре разобрали. Новую, существующую и сегодня, построили в 1654 году.

В 1736 году на ней было восемнадцать колоколов. Самый главный из них весил более 357 пудов. Кроме того, здесь же находился и вестовой колокол. Его вес превышал 55 пудов. На нем было изображение князей Иоанна и Димитрия Угличских. Колокола были отлиты в 1738 году посадским мастером Иоанном Коркуцким. В верхнем восьмерике установили колесные часы с боем. Помещения нижнего мощного четверика были приспособлены под церковь и кельи.

Престольные праздники[править]

  • Спасский собор Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице
    — 14 августа;
  • Надвратная церковь Вознесения Вознесение Господне
    — 40-й день после Пасхи;
  • Введенская церковь Введение во храм Пресвятой Богородицы
    — 4 декабря;
  • Церковь Екатерины Екатерина Александрийская, великомученица
    — 7 декабря;
  • Успенская церковь Успение Пресвятой Богородицы
    — 28 августа.

Введенская церковь

Крытые переходы связывают Спасский собор с комплексом построек. Одной из них является Введенская церковь. Это одноглавое двухэтажное сооружение с примыкающей к нему трапезой. Время его постройки, к сожалению, доподлинно не известно. В монастырских описях 1623 года она уже описывается как каменная.

Нижний этаж и сегодня занимает храм. В 1876 году в эту церковь был встроен придел, освященный во имя великомученицы Варвары. Следует отметить, что своим декором, который исполнен в виде кокошников, она великолепно сочетается со Спасским собором и надвратной Вознесенской церковью. Декоративные пояски из балясинок, поребрика и нишек придают храму очень нарядный вид.

Как добраться[править]

: г. Вологда, ул.Монастырска д.2 ( мкр. Прилуки)

До г. Вологды можно добраться на самолете, поезде и автобусе.

От авто- и ж/д-вокзалов в Вологде:

Автобусы №14 и №28 (отправляются с остановки городского транспорта у здания автовокзала)

Читайте также:
Деревянные церкви: деревянные храмы России, список, описание

Автобус №127 (отправляется от здания ж/д-вокзала, вблизи входа в кафе «Вокзальный дворик»)

Ехать следует до остановки «Прилуки». Время проезда от ж/д вокзала до монастыря составляет около 40 минут.

Из центра города:

Автобус №22 с остановки «Старый рынок». Все вышеуказанные маршруты также проходят в направлении села Прилуки через эту остановку.

Паломнику[править]

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь приглашает паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Паломникам предоставляется монастырская гостиница и питание. Для заселения в гостиницу необходимо иметь паспорт.

В монастыре проводятся экскурсии.

Пожертвования за экскурсию с одного человека:

— дети, студенты, пенсионеры — 50 руб.

— взрослые — 100 руб.

— иностранцы — 200 руб.

Пожертвования для групп от 1 до 10 человек — 1000 руб., для иностранцев – 2000 руб. (для иностранных групп более 10 человек – 200 руб. с человека).

Богослужения в будничные дни:

5.00 – Утреня. 7.00-7.30 – Литургия. (Исповедь начинается на часах, перед литургией, в левой половине храма). 17.00 – Вечерня. После вечерни — молебен прп. Димитрию Прилуцкому.

В воскресные и праздничные дни:

накануне 17.00 – Всенощное бдение. 9.00 – Литургия. (В воскресный день, после вечерни — молебен с акафистом прп. Димитрию Прилуцкому).

Вознесенский кафедральный собор в Ельце

Вознесенский собор города Ельца, один из самых красивых в России храмов. На его строительство ушло 44 года. Участие в сборе средств принимали все жители города. Храм давно передан верующим, но в настоящее время не до конца восстановлен.

История постройки

Старинный город Елец — ровесник Москве, первое упоминание о нем в летописях относится к 1146 г. Город купеческий, процветающий и славящийся благочестием своих жителей, в нём было 38 храмов и два монастыря. Но среди всех храмов своей красотой особенно выделялся в г. Ельце Вознесенский собор.

  1. В XVIII веке на месте собора был приходской храм в честь святителя Николая Чудотворца. К концу века он уже не вмещал всех прихожан и в 1800 году у ктитора возникла мысль построить большой и красивый собор.
  2. Было разработано два проекта архитекторами Даниловым и Брычковым, но оба они были по разным причинам отвергнуты. И тогда обратились к Константину Тону, он и разработал проект Вознесенского собора
  3. В 1845 году приступили к строительству собора, а освятили его только в 1889 году. Но и в этот год осталась недостроенной колокольня, а также так и не построили два крыльца с северной и южной стороны.
  4. Храм был действующим до 1934 года. После закрытия все, что было металлического в храме (оклады, паникадила, подсвечники) переплавлено, такая же участь постигла и колокола. Великолепный иконостас уничтожен.
  5. После закрытия храма в нем было устроено зернохранилище, прямо в собор въезжали грузовики и трактора, но чудом уникальный мозаичный пол уцелел.

В 1947 году Вознесенский собор передан елецкой православной общине.

Интересные факты! Собор прекрасно расписан академиками А. И. Корзухиным и К. В. Лебедевым. Пол выложен флорентийской мозаикой, в орнаменте вплетена цифра 1888 — год, когда мозаика сделана. Двери храма весили больше 8 тонн.

Описание архитектуры

Собор построен в самом центре Ельца и впечатляет своими размерами: его высота 74 м, а длина 84 м, ширина соответственно 34 м.

В архитектурном плане храм представляет собой:

  • кубовидный четверик;
  • на нем пять глав луковичной формы;
  • они размещены на барабанах восьмигранниках;
  • к четверику примыкает трапезная и колокольня;
  • в главной части храма помещено 220 росписей в трапезной их 150.

Собор расположен на высоком берегу реки Сосны и виден далеко при въезде в город. Сам собор представляет собой яркий образец русско-византийского стиля, зачинателем которого был К. Тон.

Престольные праздники

Огромный храм, рассчитанный на несколько тысяч прихожан, состоит на нескольких частей: зимней, летней и нижней. В каждой части освящены престолы, главный, расположенный в летней части, в честь Вознесения Господня, остальные распределены так:

  • в летней стороне собора еще два придела: правый в честь Казанской иконы Божией Матери, левый в честь св. блгв. князя Александра Невского;
  • в зимней части правый придел в честь свт. Николая Чудотворца, а левый в честь свт. Димитрия Ростовского;
  • в нижней части центральный придел в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый в честь свт. Тихона Задонского, а левый в честь святителя Митрофана Воронежского.

Понятно, что такое количество престолов, это большое количество праздников:

  • Вознесение Господне — 40-й день после Св. Пасхи;
  • Казанская икона Божией Матери — 21 июля и 4 ноября;
  • св. блгв. кн. Александр Невский — 12 сентября;
  • свт. Николай Чудотворец — 22 мая и 19 декабря;
  • свт. Димитрий Ростовский — 8 ноября;
  • Елецкая икона Божией Матери — 11 января;
  • свт. Тихон Задонский — 26 августа;
  • свт. Митрофан Воронежский — 6 декабря.

Важно! Вознесенский собор является доминантой города и важнейшим церковным памятником XIX века. Его мощь и совершенство не оставляют равнодушным ни одного человека.

Святыни

Несмотря на то что храм Вознесения Господня в г. Ельце стал уникальным памятником, его возраст сравнительно небольшой. После своего возведения он действовал 45 лет, почти столько, сколько строился, затем был большой перерыв на 13 лет и вновь в соборе возобновились службы.

В 2019 году храму исполнится 130 лет. За это время Вознесенский собор не обрел собственных значимых святынь, но имеет иконы с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского и свт. Тихона Задонского, а также часть Животворящего древа Креста Господня.

И это также значительные святыни, приобретенные в те годы, когда храм был открыт.

Как добраться

На сегодняшний день Елец центр епархии, а Вознесенский собор кафедральный храм и настоятель в нем правящий епископ Елецкий и Лебедянский. Духовенство Вознесенского храма опекает православную гимназию г. Ельца имени свт. Тихона Задонского, при соборе также есть своя воскресная школа.

Другие православные храмы:

Адрес Вознесенского собора г. Елец, ул. Красная площадь, 1. Город находится в Липецкой области, позвонить в храм можно по телефону: +7 (47467) 2-64-61. Добраться до собора можно несколькими способами:

  • на автомобиле по трассе М4 «Дон», Елец расположен в нескольких километрах от нее;
  • из Москвы от Павелецкого вокзала, станций метро «Кантемировская», «Красногвардейская» ездят автобусы до Воронежа и Липецка, на них можно добраться до Ельца;
Читайте также:
Церковь "Отрада и Утешение" на Ходынском поле: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Есть вариант доехать на поезде с Павелецкого, а летом Курского вокзалов. А уже в самом Ельце добраться до собора на автобусе маршрутов № 1 и 2.

Храм Спаса Нерукотворного Образа

У этого термина существуют и другие значения, см. Троицкий собор.

Православный собор
Собор Святой Троицы в Троицком мужском монастыре
blank300.png|1px]]

Собо́р Свято́й Тро́ицы

— бывший главный православный храм Троицкого монастыря в городе Ельце. Взорван в 1965 году.

История

Древний храм

Храм Святой Живоначальной Троицы мужского монастыря в Ельце впервые документально упоминается в 1657 году. В описании 1691 года в Троицком монастыре значится кроме всего прочего две деревянные церкви: Троицкая размером 19×7 саженей и Петропавловская размером 7×4 сажени. После закрытия обители и перевода братии в Лебедянь в 1776 году, все монастырские постройки были разобраны, в том числе и Троицкий храм.

Новое строительство

Идея возрождения мужской обители в Ельце началось с закладкой в 1820 году на западной окраине города нового кладбищенского храма. В феврале 1820 года городским головой И. В. Шапошниковым было подано прошение епископу Орловскому Ионе о переведении пришедшего в упадок и упраздняемого Брянского Петропавловского монастыря в Елец. Шапошников обещал достроить для обители каменный Троицкий храм. В этом же году к строительству соборного храма обители приступают орловские архитекторы. К концу 1830 года строительство Троицкого собора было завершено, в нём устроен иконостас и поставлены престолы во всех трёх приделах. Главный предел был посвящён Святой Троице, левый — святой Евдокии (в память супруги строителя храма Ивана Шапошникова — Евдокии Фёдоровны), правый — апостолов Петра и Павла (в память о Петропавловский обители). Торжественное освящение монастырского собора состоялось 5 сентября 1836 года орловским епископом Никодимом при большом стечении горожан и многочисленных гостей.

После образования Елецкой викарной епархии в 1906 году и назначения места пребывания епископа в Троицкой обители, Троицкий собор становится кафедральным.

Закрытие и разрушение

После закрытия и превращения монастыря в начале 1919 года в коммуну, Троицкий собор продолжал действовать. В день Святой Троицы 13 июня 1919 года в нём прошла одна из последних служб, после которой, поселившиеся в стенах обители коммунары единогласным решением постановили ходатайствовать о закрытии всех храмов монастыря. Однако Троицкий храм продолжал действовать как приходской до 1920 года, а затем был закрыт. В последующие годы шло планомерное разрушение здания бывшего собора. К началу 1960-х годов помещение церкви числится как склад. В 1965 году ввиду ветхости строения Троицкий собор был взорван.

Гостиница «Елец» расположена в старинном городе Ельце Липецкой области (на месте постоялого двора, в котором останавливался А.С. Пушкин) в непосредственной близости от лесопарковой зоны и реки Быстрая Сосна.

ЭКСКУРСИИ

«Летопись города XII-XIX вв.»

«Летопись города XX-XXI вв.»

«Перечень памятников архитектуры»

Елец, один из древнейших и красивейших русских городов, основан в 1146 году, является единственным городом области, внесённым ЮНЕСКО в перечень 115 городов Российской Федерации, имеющих ценные памятники истории и архитектуры.

Елец имеет богатые культурно-исторические традиции, является родиной известных людей: писателя М.М.Пришвина, композитора Т.Н.Хренникова. С Ельцом связано имя И.А. Бунина — трижды лауреата Пушкинских премий, академика русской словестности, лауреата Нобелевской премии (1933г.)

До сих пор Елец сохраняет особую атмосферу старинного русского города. Здесь современный турист возвращается в эпоху 19-го столетия. Неповторимый колорит в городе создают 13 храмов (10 из которых действующие) и два монастыря.

Липецкая область, а в частности город Елец, привлекательна для путешественников с различными интересами. Богатое историко – культурное наследие, приверженность духовным традициям привлекают в регион множество туристических и паломнических групп. На Липецкой земле родились или просияли своим служением Тихон Задонский, Иннокентий Херсонский, Феофан Затворник, Амвросий Оптинский и многие другие.

История Православия на территории современной Липецкой области традиционно связывается с первыми веками христианства. Все церкви были деревянными, а следовательно, недолговечными. Одним из каменных храмов, дошедшим до наших дней со второй половины XVI в. является Введенская церковь в г. Ельце.

Елец не раз становился на пути захватчиков Руси, разорявших его грабежами и убийствами, сжигавшими город дотла. Сохранилось предание, согласно которому разоренную елецкую землю в конце августа 1357г. посетил святитель Алексей, митрополит Московский. Садясь на берегу реки Сосны в ладью, он благословил ельчан и предрек Ельцу славу и богатство.

В 1395г. Елец подвергся нападению 400-тысячной армии грозного Тамерлана, но дальше Ельца захватчик не пошел, неожиданно развернул свои войска и покинул пределы Русской земли. Поводом для такого разворота событий называется сон, в котором грозный завоеватель увидел: «…высокую гору и с ея вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами. Над ними в сиянии лучезарном явилась Жена, благолепия и величия неописанного, окруженная тьмами молниеобразных воинов, которые все грозно устремились на Тамерлана. Он затрепетал, очнулся и, созвав вельмож своих…велел полкам своим идти обратно». В память чудесного спасения Руси от нашествия войск Тамерлана ельчанами позднее была написана икона Божией Матери, называемая «Елецкая» и ставшая одной из наиболее почитаемых святынь города, а в 1893г., к 500-летнему юбилею чудесного заступничества Царицы Небесной за православный народ, в Ельце был заложен храм во имя Елецкой иконы Божией Матери.

В начале XX века гостей города поражало обилие церквей, которых было в городе 33, кроме часовен, Знаменского женского и Троицкого мужского монастырей. До настоящего времени сохранились 13 храмов, 10 из которых действующие, (Соборный храм Вознесения Господня, храм Успения Пресвятой Богородицы, Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Преображения Господня, храм Елецкой иконы Божией Матери, Великокняжеский храм, храм Казанской иконы Божией Матери и другие) и оба монастыря.

Жемчужиной среди всех является Вознесенский Собор, построенный по проекту знаменитого архитектора Константина Тона в русско – византийском стиле. Вознесенский собор прекрасно «держит» застройку центральной части Ельца, собирает ее вместе с рассыпанными вертикалями храмов города в одно целое.

Вознесенский собор меньше только храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. Он был возведен в Ельце в середине XIX века под руководством Константина Андреевича Тона, по проектам которого были построены храм Христа Спасителя, железнодорожные вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге, Оружейная палата Кремля и великое множество церквей по всей России.

Собор в Ельце был заложен в 1845 году, планировалось, что он будет отстроен за 6-7 лет. Храм был готов только через 44 года. И то не все из задуманного архитектором было выполнено в полном объеме. Так, не была выстроена семиметровая колокольня, ажурные крыльца над северным и южным входами, не была закончена роспись стен. Но и в таком виде собор представлял собой выдающееся строение. Его высота с крестом – 74 метра, длина 84 метра, а ширина – 34.

В храмовой части собора насчитывается 220 стенных росписей, полотен, иконописных работ. В основном они выполнены двумя художниками – Алексеем Ивановичем Корзухиным и Клавдием Васильевичем Лебедевым. Корзухин работал над верхним куполом, расписывал пространство над иконостасом и верхний ряд икон в самом иконостасе, также он выполнил центральный образ иконостаса – «Распятие Христа». Лебедев украшал храм в течение шести лет. Из-под его кисти вышли иконы второго и третьего ряда в центральном иконостасе, все иконы правого и левого иконостасов, а также роспись стен и столбов. Вознесенский собор – младший брат храма Христа Спасителя, он, как и старший родственник, пострадал в 30-х годах. К счастью, его не разрушили до основания, но в 1934 году он был закрыт и разграблен. А позже там было устроено зернохранилище, грузовые машины въезжали прямо в храм. Новая жизнь этого архитектурного шедевра началась в 1947 году. Храм опять стал действующим.

Поражает гостей города комплекс Знаменского женского монастыря на Каменной горе, история которого уходит своими корнями в начало XVII столетия. В настоящее время ведется расчистка и благоустройство огромной территории монастыря, окончена реставрация Колокольни, монастырской ограды, построены новые трапезный и келейный корпуса, выкуплены и приведены в порядок несколько бывших келий.

Особую гордость испытывают липчане за свой «русский Иерусалим» — город Задонск и Задонский район, их святыни – три монастыря и десятки храмов. Возникнув как слободка Тешевка при основанном в начале XVII столетия Богородицком мужском монастыре, Задонск получил статус города в 1779 году благодаря деятельности святителя Тихона.

В настоящее время многочисленных паломников привлекают следующие святыни Задонска: Рождество — Богородицкий мужской монастырь, Богородице – Тихоновский Тюнинский женский монастырь, Свято – Тихоновский Преображенский женский монастырь, Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и другие.

Помимо вышеуказанных в области имеются и другие памятники православной культуры: Троекуровский Свято – Димитриевский Иларионовский женский монастырь в Лебедяни, Соборный храм Рождества Христова в Липецке и множество других.

Паломническим группам предлагается не только осмотр вышеперечисленных православных святынь, но и посещение служб, экскурсия внутри храмов священнослужителями, организация трапезы непосредственно в монастырях, посещение купелей и святых источников.

Для паломнических групп на выходные дни мы предлагаем скидки на размещение – 10% от базового прейскуранта цен на проживание!

Перейти к началу страницы

Архитектура и убранство

Троицкий монастырь на дореволюционной открытке. Одноглавый купол Троицкого собора на заднем плане в левой части фотографии.
Размеры Троицкого храма были следующими: высота с крестом — 48 метров, длина — 34,13 метра, ширина — 23,47 метра, до верха карниза — 19, 20 метра. Выстроенный соборный храм имел одну главу — восьмерик с 11 окнами, каждое в 2, 85 метра высотой и 1,42 метра шириной. С севера и юга фасады были украшены портиками. С западной стороны у паперти находились два притвора для ризницы, архива и библиотеки. Снаружи храм был поштукатурен и выкрашен в небесно-голубой цвет.

В Соборе было три иконостаса: главный пятиярусный — Святой Троицы, высотой — 12,8 метра, шириной — 8,5 метра. Придельные размещались в трапезной, каждый высотой — 3,55 метра, шириной — 4,26 метра. Все иконостасы были деревянные «изящной столярной работы».

Стены Троицкого храма были расписаны художником П. А. Соколовым. В куполе — Животворящая Троица с предстоящими и ангелами. Между окон — изображения 12 апостолов, ниже на парусах — евангелистов. В алтаре над престолом — Господь Саваоф, Святой Дух и сонм ангелов. На горнем месте — Иисус Христос, сидящий на престоле; над жертвенником — Иисус Христос. По стенам алтаря — Матерь Божия в молитвенной позе, сошествие Святого Духа на апостолов, три святителя — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Освещался храм трёхъярусным бронзовым паникадилом на 32 свечи.

Храмы Липецкой области

Церковь иконы Божией Матери «Знамение» (Вешаловка)

Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым (1725-1806). Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село называлось Знаменским.

Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). В период работы над проектом этой церкви он ещё не был членом масонской ложи в России, поэтому ошибочным считается мнение ряда исследователей о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов.

398505, Липецкая область, Липецкий район, с. Вешаловка

Примерно 30 минут на машине от г. Липецк.

Церковь Димитрия Солунского (Берёзовка)

В 1891 году в Березовке построен храм Димитрия Солунского — в память о русских воинах павших на Куликовом поле. Её возвел на свои средства крупный предприниматель и меценат Ю. С. Нечаев-Мальцев.

Проект церкви выполнил архитектор А. Н. Померанцев. Есть сведения, что расписывал храм В. М. Васнецов, а мозаики исполнял петербургский мастер В. А. Фролов. В церкви были созданы колонны в мавританском стиле. Металлическая конструкция кровли, хоры и лестницы сделаны по чертежам инженера В. Г. Шухова.

Сегодня живопись и мозаика не сохранилась, разрушена уникальная в области трехшатровая звонница храма. Дмитриевская церковь была до начала XXI века заброшена. В 2008 году началось её восстановление, в первую очередь намечено построить кровлю из патинированной меди.

Село Берёзовка Данковского района Липецкой обл.

От Данкова на северо-запад идет дорога на Куликово поле, проходящая через Березовку. Там на левой строне близ дороги стоит церковь Дмитрия Солунского

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Баловнево)

Построена в 1797-1823 годах. Автором проекта ряд исследователей считают В.И. Баженова (1738–1799). Храм представляет редкий тип объемно-пространственной композиции раннего классицизма – двухколоколенную церковь с двухъярусным световым барабаном. К подобному типу принадлежит, в частности, Троицкая церковь в подмосковном имении фельдмаршала П.А. Румянцева Троицкое-Кайнарджи, авторство проекта которой И.Э. Грабарь связывал с именем В.И. Баженова.

От Данкова около 20 км.

Как добраться до храма Архангела Михаила

На сегодняшний день церковь Архангела Михаила находится на частичной реставрации (полная реставрация невозможна из-за нехватки средств).

По воскресеньям здесь проводятся богослужения.

Доехать до храма можно на троллейбусе или автобусе. Необходимо выбирать транспорт, едущий в направлении Ленинской площади. Дойти до церкви можно пешком, гуляя по историческому центру Ельца. Архитектурный памятник находится в районе улиц Свердлова и Октябрьской. От Вознесенского кафедрального собора к храму Архангела Михаила расстояние всего 550 метров.

Контактные данные

Контактные данные храма Архангела Михаила в Ельце:

  • область – Липецкая;
  • адрес – ул. Октябрьская, 123.

Вознесенский собор в Ельце, заказать требу

Заказать молитву в Вознесенском соборе в Ельце

Главный православный храм города Ельца – Вознесенский собор. Возводился он вместо еще существовавшего соборного храма, но не отвечающего реалиям растущего города. С того момента, как созрела идея построить новое здание и до ее воплощения прошло немало времени.

Первый проект храма, представленный архитектором Даниловым, не получил одобрения Синода. Второй вариант, выполненный архитектором Брычковым, не понравился самим горожанам. И лишь проект К. А. Тона, знаменитого архитектора русского храмового зодчества, нашел одобрение и Синода, и местных жителей, заслужил похвалу Николая I.

С началом стройки начался и новый этап развития города. Для обеспечения стройки водой построили насосную станцию, двигающуюся при помощи конного привода. Для строительства требовалось огромное количество кирпича, около 10 миллионов штук, поэтому построили свой кирпичный завод.

В строительство внесли свой вклад и местные жители, идя на работу, каждый старался принести хотя бы один кирпич. Долгие 44 года создавался храм, отстраивая постепенно приделы, воздвигая главную честь храма, но так полностью и не был завершен.

Флорентийская мозаика украсила пол, а специально изготовленные из бронзы паникадила украсили храм. Для отделки применяли архитектурные детали, выполненные из белого веневского камня. Внутренне убранство поражает великолепием: здесь и настенные росписи, и иконописные работы, и живопись.

В тревожные времена 1917 года собор разграбили, колокола сняли и переплавили. В 1934 собор закрыли, осквернили святыни: стали уничтожать иконы, с золотых окладов смывали золото, деревянные части рубили и жгли.

В конце сороковых собор вновь открыли, но и по сей день не восстановлен он в полной мере, хотя работа проведена большая.

Приход не прекращает деятельности в столь непростых условиях, при храме действует воскресная школа для взрослых и детей, а также православная гимназия.

Храм нуждается в помощи, и помочь реставрации его – благое дело. Можно прийти, заказать молебен, помолиться, это и будет ваш вклад в восстановление этого великого храма.

Дополнительная информация о соборе

Известнейший храм Ельца – это Вознесенский собор. Его главная особенность состоит в том, что по размерам он занимает третье место в России, перед ним только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве.

С помощью соборных патронов и благодаря щедрости и великодушию прихожан, Вознесенский собор в начале XX века поражал величием и убранством всех, кто его видел не только снаружи, но и внутри, где восхитительная роспись стен и иконостасов известных мастеров располагались вблизи множественных старинных и уважаемых жителями Ельца церковных реликвий.

Внутри храма находится трехъярусный иконостас архитектора А. В. Каминского, который восхищает величием и убранством, а множество бронзовых люстр с позолотой, что освещают собор, заставляют затаить дыхание от восторга и блаженства.

В Вознесенском соборе хранится одна из величайших и старейших икон святынь города Ельца – Икона Казанской Божьей матери, которая была написана еще до нашествия Тамерлана. Больше всех икон православные верующие любят и почитают ее.

Елецкая икона Божией Матери была написана для придела, сооруженного в честь явления Божией Матери к храму за неимением достаточного количества средств для строительства храма Пресвятой Богородицы. Изображена Божия Матерь с возведенными руками, ладони ее обращены к прихожанам, а сама она стоит на облаке, будто бы перекрывая путь захватчикам. Хоть икона и известна своими чудесами, но ни записей о чудесах, ни самой Елецкой иконы Божией Матери, к сожалению, не осталось. С 1999 в Вознесенском соборе Ельца находится литографическое изображение Елецкой иконы Божией Матери на доске, ее похитили вместе с еще десятью иконами. И лишь по фотографии, которая была в храме, написали новую икону Божией Матери, которая и находится сейчас в Вознесенском соборе.

В соборе расположена еще одна святыня с очень интересной историей – Тихвинская икона Божией Матери, один из первых списков всемирно известного явленного образа. Когда монастырь был закрыт властями, икона попала в тюрьму и было приказано порубить ее для дров на отопление. Один из охранников, который должен был это выполнить, оказался человеком верующим и вместо уничтожения святыни смастерил из нее стол. И только в 1947 году икону-стол переместили в Вознесенский собор в Ельце, который снова был открыт. До сегодня эта икона расположена в приделе святителя Николая.

Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!

Храмовая Россия: Кафедральный Вознесенский собор в Ельце Липецкой области

Храм Вознесения Господня в г. Ельце входит в состав Липецкой митрополии, является соборным приходом православной церкви, относится к Елецкой епархии. Выстроен он в 1845—1889 годах по проекту и под руководством известного архитектора XIX века Константина Андреевича Тона.

Архитектурный стиль Вознесенского собора в Ельце — русско-византийский, приход является объектом культурного наследия федерального значения, занимает четвертое место в России по величине после Исаакиевского собора в Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве и Крестовоздвиженского собора в Верхотурье (Свердловская область).

  1. История собора
  2. Возведение и основание
  3. Историческая судьба
  4. Современное положение
  5. Архитектура и убранство сооружения
  6. Внешний вид
  7. Внутреннее оформление
  8. Святыни храма
  9. Как проходят богослужения
  10. Престольные праздники и крестные ходы
  11. Как добраться до церкви
  12. Видео о праздновании 125-летия собора

История собора

Елец — старинный русский город, дата основания которого восходит (по некоторым источникам) к началу X века. Он входит в состав Золотого кольца России. При подъезде к городу еще издали видны синие купола и величественное здание Вознесенского кафедрального собора, который стоит на крутом берегу реки Быстрая Сосна и является центральным объектом города.

От остальных церквей и соборов Ельца (их в городе насчитывается порядка семнадцати) по большей части остались только руины, что придает городу загадочный, таинственный вид и притягивает сюда множество туристов и паломников.

Возведение и основание

Храм Вознесения Господня — выдающийся памятник старины, был выстроен в конце девятнадцатого века на пожертвования горожан, сбор которых начался еще в 1815 году.

Строился приход целых 44 года, строительство было начато в 1845 году, пожертвования собирались 75 лет, однако колокольня тогда так и осталась недостроенной.

Изначально церковь было решено строить в классическом стиле. Для разработки проекта в 1824 году был приглашен харьковский епархиальный архитектор Федор Иванович Данилов, уроженец Орловской губернии.

Данилов подготовил чертежи будущего храма, но его проект был отклонен, и тогда горожане Ельца обратились с просьбой о проектировании храма к знаменитому архитектору своего времени Константину Андреевичу Тону, создателю русско-византийского стиля в архитектуре и автору проектов храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве.

По проекту К. А. Тона Елецкий Свято-Вознесенский собор составлял в длину 84 метра, 34 метра в ширину, а его высота вместе с крестом была 74 метра.

Над проектом внутреннего убранства храма, в том числе иконостаса, работал также очень известный архитектор Александр Степанович Каминский. Нижний ярус и балдахин перед царскими вратами прихода было решено выполнить из позолоченного резного дерева, а два верхних яруса сделать лепными из алебастра или цемента, а затем раскрасить и позолотить.

Закладка первого камня состоялась 22 августа 1845 г. — в годовщину коронования государя императора Николая Павловича. По этому поводу был отслужен торжественный молебен.

В 1872 г. были возведены своды храмовой части, а в следующем году закончены все пять куполов, бронзовые с позолотой «яблоки» и кресты. На главах установлены железные стропила общим весом 1600 пудов.

Строительство продолжалось до 1889 года. В связи с тем, что пожертвований не хватило, колокольня осталась недостроенной, не была закончена полностью роспись внутренних стен, не были выстроены ажурные крыльца над южным и северным входами. Наконец, 22 августа 1889 года храм освятил епископ Орловский и Севский Мисаил.

Историческая судьба

С августа 1889 года начались богослужения в новом Вознесенском соборе в Ельце. В 1890 году при церкви была основана церковно-приходская школа грамоты. Первоначально она была рассчитана на 30 детей и располагалась в подвальном помещении.

Однако вскоре возникла необходимость расширения приходской школы из-за большого количества желающих обучать в ней своих детей ельчан. Проблема состояла в отсутствии помещения. Прихожанка прихода А. Н. Стукалова пожертвовала под школу свой дом с усадебным местом.

10 сентября 1895 года было освящено новое здание приходской школы, которое находилось рядом с храмом и было двухэтажным. При Вознесенском приходе работала бесплатная столовая, где каждый нуждающийся мог получить пропитание.

В годы Первой мировой войны в здании храма расположился приют для беженцев, накануне революции 1917 года в нем числилось прихожанами 635 жителей города. Далеко за пределами Ельца был известен церковный хор Воскресенского собора.

События октября 1917 года наложили свой отпечаток и на деятельность Воскресенского Елецкого храма. Первые годы после революции службы в нем проходили регулярно. В 1922 году по стране прокатилась волна изъятия ценностей из церквей. Документов тех лет в архиве не сохранилось, но можно догадаться, что прихожане распрощались с огромным количеством церковной утвари и окладов икон.

В 1929 году была предпринята попытка прекратить работу Елецкого Воскресенского собора властями города в рамках проводимой по всей стране кампании по закрытию церквей. Однако уже к весне будущего года, уступая настойчивым просьбам горожан, власти вернули его верующим.

Под предлогом, что в церкви два больших колокола, один из них, весом более 11 тонн, был снят и изъят в госфонд. А в 1933 году с деревянной звонницы под лозунгом «перельем все колокола в трактора» были сняты и конфискованы все остальные.

Окончательно закрыт Вознесенский собор был в 1934 году, хотя, по другим источникам, это произошло не ранее 1937 года, так как в письмах ельчан своим родственникам в те годы говорилось, что «службы проходят в теплом храме. остальная часть не функционирует». После закрытия Вознесенской церкви в ее помещениях разместилось зернохранилище, а разграбление церковных ценностей продолжилось с удвоенной силой. Многие святыни погибли безвозвратно.

В период Великой отечественной войны (1941—1945 гг.) на крыше недостроенной когда-то колокольни Вознесенского собора был установлен зенитный пулемет, который обеспечивал противовоздушную оборону Ельца.

С 1943 г. ельчане, воодушевленные ослаблением государственного гнета на Русскую Православную Церковь, начали хлопотать о возвращении Свято-Вознесенской церкви. Однако Постановления о передаче ее верующим удалось добиться только к июлю 1947 года.

К августу была в установленном порядке зарегистрирована община верующих в количестве более 3500 человек, на их пожертвования началось постепенное восстановление прихода. С 06 мая 1948 года Свято-Вознесенский собор поставлен на государственную охрану как памятник культуры.

Современное положение

В 1978 году были окончательно завершены строительно-восстановительные работы в храме, а в 1979 г. в Ельце торжественно отмечался 90-летний юбилей освящения главного престола Вознесенского собора.

Изменение в лучшую сторону отношения государства к Русской Православной Церкви во второй половине 1980-х гг. позволило сделать многое для дальнейшего благоустройства собора. В 1988 году в центральной апсиде цокольной части был устроен престол и одноярусный иконостас нижнего храма, в правой апсиде — крестильня, в цокольной части собора расположилась просфорня.

Вернулась в храм и переданная из краеведческого музея Елецкая икона Божией Матери.

Архитектура и убранство сооружения

В настоящее время собор имеет три зала. В летнем и зимнем залах (название они получили по отсутствию и наличию отопления в прошлом) расположено пять приделов, три придела имеется в нижнем зале. Главный иконостас храма — труд архитектора А. С. Каминского — трехъярусный: нижний ярус из позолоченного резного дерева, а два верхних – лепные.

Внешний вид

Внешний вид Вознесенского собора сегодня создают основное здание кубовидной формы, увенчанное пятью главами, трапезная, недостроенная колокольня и часовня в виде древнерусского шлема, у восточной стены которой находятся несколько захоронений священнослужителей. Сам храм — одноэтажный, в его внешнем оформлении применены стилизованные формы русского и византийского зодчества.

Внутреннее оформление

Внутри Свято-Вознесенского собора находится трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева (проект А. В. Каминского). Стены покрывает роспись и живописные полотна (более 220) кисти известных художников-передвижников — А. И. Корзухина и К. В. Лебедева.

На сегодняшний день собор имеет три зала: летний, зимний и нижний.

Летний с тремя приделами:

  • главный — в честь Вознесения Господня;
  • правый — в честь Казанской иконы Божией Матери;
  • левый — в честь благоверного князя Александра Невского.

Зимний с двумя пределами:

  • правый — в честь святителя Николая чудотворца;
  • левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского.

Нижний с тремя приделами:

  • центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери;
  • правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского;
  • левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского.

Святыни храма

В кафедральном соборе Вознесения Господня г. Ельца хранятся величайшие святыни, которым приходят поклониться верующие и паломники.

  • частицы мощей святого Митрофана Воронежского, которого просят о здоровье, о помощи в житейских делах, о работе;
  • частицы мощей святого Тихона Задонского, к которому обращаются в минуты отчаяния и уныния;
  • частица Животворящего Креста Господня наделяет могущественной защитой даже в самых безнадежных случаях;
  • икона Божией Матери «Взыскание погибших», у которой родители молятся за своих детей;
  • икона Богоматери «Тихвинская», у которой просят исцеления для себя и близких;
  • Елецкая икона Божией Матери.

Как проходят богослужения

Настоятель — Преосвященнейший Максим, епископ Елецкий и Лебедянский.

Богослужения на церковнославянском языке в соборе проходят ежедневно: Божественная литургия начинается в 7.30, вечернее богослужение — в 17.00.

  • святому Спиридону Тримифунтскому;
  • священномученику Фаддею, архиепископу Тверскому;
  • святителю Николаю чудотворцу Мирликийскому;
  • Пресвятой Богородице в честь иконы «Тучная гора».

Престольные праздники и крестные ходы

Храм часто принимает в своих стенах Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. Служба, совершаемая Владыкой, всегда становится праздничным событием для ельчан.

В соборе особо отмечаются престольные праздники:

  • Вознесение Господне (на 40-й день Пасхи);
  • празднование Казанской иконы Божией Матери (21 июля и 4 ноября);
  • день памяти святителя Николая Чудотворца (22 мая, 11 августа, 19 декабря);
  • день памяти святителя Тихона Задонского (1 августа, 26 августа);
  • день памяти Александра Невского (6 сентября, 12 декабря);
  • день памяти Димитрия Ростовского (1 августа, 4 октября, 10 ноября).

Как добраться до церкви

Свято-Вознесенский кафедральный собор находится по адресу: 399770, Липецкая область, г. Елец, Красная площадь, д. № 1.

Добраться от железнодорожного вокзала города и от автостанции можно автобусами №№ 1, 2.

Видео о праздновании 125-летия собора

О праздновании 125-летия собора в Ельце и основные вехи его истории — в видео ниже.

Вознесенский собор Елец

Содержание:

Строительство нового Вознесенского собора в Ельце представляет собой торжественную эпопею, просящуюся на страницы романа. В нем нашлось бы место живописанию множества красивых человеческих судеб, напрямую связанных с грандиозным елецким храмом.

История собора довольно коротка, но очень насыщенна — в советские годы ельчане мужественно отстаивали свое право молиться в любимом ими соборном храме. И отстояли: «без пения» он оставался лишь около десяти лет.

Строительство Вознесенского собора в Ельце

Полное название – Кафедральный собор Вознесения Господня.

Первое документальное упоминание о Вознесенском соборе в Ельце на Красной площади относится к 1691—1693 годам. В Писцовой книге 1678 года сведений о нем еще нет, то есть следует предположить, что первый, деревянный, Вознесенский храм был построен в 1680-х годах.

В 1746 году на месте деревянной церкви возвели каменный Вознесенский храм, в 1772 году получивший, за теснотой старого Воскресенского собора, соборный статус. Но уже в начале XIX столетия и Вознесенский собор перестал удовлетворять нуждам ельчан.

В 1800 году заговорили о необходимости строить новый собор, в 1824 году был представлен первый проект, «итальянский», вскоре заброшенный; в 1841 году — второй проект, также отклоненный.

В 1845 году состоялась закладка Вознесенского собора. Присутствовавшие при сем высокоторжественном событии вряд ли предполагали, что многим из них не доведется увидеть храм освященным. Одних ктиторов за время строительства сменилось трое.

Не все шло гладко. Уже до закладки собора его чуть-чуть «передвинули» относительно первоначального плана. В первый же год строительства от работ отстранили подрядчика.

Хроника «проявления» громадного Вознесенского собора в городском пространстве Ельца такова: в 1853 году была «вчерне совершенно окончена» трапезная; в 1855 году освятили оба ее придела; к 1861 году до карниза поднялись стены главного храма; в 1872 году уже имелись купола над ним; в 1877 году началась его отделка.

В 1874 году известный архитектор А. С. Каминский спроектировал великолепный иконостас, который и ныне производит неизгладимое впечатление.

21 августа 1889 года освятили Вознесенский собор. Это был день великой радости ельчан — храм тогда не смог вместить всех желающих; те, кому не посчастливилось попасть в него, заполонили Красную площадь.

А колокольня так и осталась недостроенной.

История Вознесенского собора в Ельце

Вознесенский собор стоит в Ельце менее ста тридцати лет. Но сколь же «обильным» на события выдался этот век с небольшим, сколько вместил в себя.

Новопостроенный Вознесенский собор превратился в центр жизни города. Богослужения здесь отличались особой торжественностью, местные епископы храм очень любили и гордились им, горожане с охотой шли в богато украшенный собор, в котором дух захватывало от его простора, высоты, святынь, торжественного главного иконостаса. Впрочем, в храме не только молились, здесь и «образовывались», и приобщались к культуре, и занимались социальным служением. Немалую известность имел соборный хор.

После 1917 года

Беды начались после 1917 года. В 1922 году развернулась кампания по «изъятию церковных ценностей», не обошедшая стороной елецкий собор. Впрочем, пока это были цветочки. Главное — храм продолжал действовать в городе, быстро лишавшемся своих церквей: их закрывали, а то и уничтожали одну за другой.

В 1929—1930 годах его временно закрывали, но прихожане в своих просьбах вернуть им собор были столь настойчивы, что добились своего. Увы, ненадолго. Вероятнее всего, в 1933 или 1934 году главный храм Вознесенского собора перестал функционировать и стал использоваться как зернохранилище, богослужения с тех пор совершались в теплой трапезной. Тогда же, в 1933 году, соборная звонница лишилась всех колоколов, отправленных на переплавку.

В 1938 году Вознесенский собор был окончательно закрыт. Вот тут-то и началось настоящее «изъятие»: прямо в храме в установленных здесь четырех ваннах с кислотой работницы смывали золото с иконостасов и киотов, свезенных сюда из елецких храмов.

Между тем уже с 1943 года верующие возобновили хлопоты о возвращении собора к нормальной богослужебной деятельности. Они рассылали в вышестоящие инстанции письма, живописующие отсутствие провозглашенной Конституцией «свободы веры» в Ельце, где остался единственный действующий храм — тесная Казанская церковь на городском кладбище. И вновь они добились своего — в 1947 году их просьба была удовлетворена. Правда, получили они собор в ужасном состоянии. Тем не менее, радости горожан не было предела, всем миром они принялись за приведение храма в порядок.

Архитектура Елецкого Вознесенского собора

Архитектура Елецкого Вознесенского собора — образец «русско-византийского» стиля, занявшего господствующие позиции в 1840-х годах и, в различных вариациях, не сдававшего их до революции 1917 года.

Перед нами грандиозный четырехстолпный куб (высота — 74 метра, длина — 84 метра, ширина — 34 метра) с трехчастной апсидой с востока и одноэтажной трапезной с запада. К трапезной пристроены два яруса так и не оконченной колокольни; вход осуществляется через «пассеистическое» крыльцо с сенью. На четырехскатной крыше — традиционное пятиглавие с огромным центральным куполом и четырьмя, чуть поменьше, боковыми.

В оформлении — громкое эхо древнерусского и византийского храмового зодчества. В основании восьмигранных барабанов и по верху основного кубического объема идут пояса килевидных кокошников; барабаны увенчаны луковичными главами. По углам — пучки трехчетвертных колонн.

Интерьер Вознесенского собора Ельца

Торжественный интерьер Вознесенского собора настраивает на ответственное и серьезное предстояние перед Богом. Поначалу интерьер собора может поразить, даже несколько подавить, но это быстро проходит. Постепенному «вхождению» в красоту елецкого соборного храма помогает и то, что человек, пришедший в этот храм, попадает в главное помещение через уютную трапезную с ее низкими сводами, радостным тоном росписей и привычными иконостасами приделов.

В Вознесенском соборе восемь приделов — соответственно его огромным размерам и статусу главного храма епархии. В трапезной — два придела: левый освящен во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского, правый — во имя святителя Николая Чудотворца. В главном храме — три придела: центральный — Вознесенский, левый — Александро-Невский, правый — Казанский.

В храме цокольного этажа — тоже три придела, они имеют «местные» посвящения: центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери; левый — во имя святителя Митрофана Воронежского; правый — во имя святителя Тихона Задонского.

В нижнем храме богослужения совершаются крайне редко; основная богослужебная и молитвенная жизнь сосредоточена наверху, причем будничная ее часть — в трапезной, где собраны почитаемые иконы, работает церковная лавка и где всегда многолюдно. Здесь и росписи как бы попроще; вообще, трапезная оставалась нерасписанной довольно долго; оформляли ее в пору возрождения Вознесенского собора — в 1956—1957 годах.

Главный храм, конечно, является домом молитвы, но и в некотором роде художественным музеем тоже. Эта роль определяется хотя бы тем, что его украшением на последнем этапе строительства собора руководил выдающийся архитектор Александр Каминский, лично спроектировавший иконостас с великолепной сенью перед царскими вратами, а росписи выполняли прекрасные художники Алексей Корзухин и Клавдий Лебедев. Всего здесь насчитывается более 220 стенных росписей.

Вознесенский собор Ельц богослужения контакты как добраться расположение на карте

Расписание Богослужений в Вознесенском соборе Ельца

Богослужения в Вознесенском соборе совершаются ежедневно. Начало Божественной литургии — в 7:30; начало вечернего богослужения — в 17:00.

Престольные праздники: Вознесение Господне (40-й день по Пасхе); празднование Казанской иконы Божией Матери — 21 июля и 4 ноября; память святого благоверного князя Александра Невского — 12 сентября и 6 декабря; память святителя Николая Чудотворца — 22 мая, 11 августа и 19 декабря; память святителя Димитрия Ростовского — 1 августа, 4 октября и 10 ноября; память святителя Тихона Задонского — 1 августа и 26 августа.

Все даты даны по новому стилю.

Контакты

  • Адрес: 399770, Россия, Липецкая область, г. Елец, Красная площадь, д. 1
  • Телефон: +7 (47467) 2-64-61
  • Сайт: www.sobor-elec.cerkov.ru

Как добраться самостоятельно к храму

Для автомобилистов: Елец находится в трех километрах от федеральной дороги М4 «Дон» (частично — платной), одной из лучших в России. Расстояние от Москвы — 390 километров.

От Павелецкого вокзала Москвы, а также от станций метро «Красногвардейская» и «Кантемировская» в Елец ходят автобусы (на Липецк и Воронеж). Время в пути — четыре с половиной часа.

Есть в Ельце и железнодорожный вокзал. Поезда сюда отправляются с Павелецкого вокзала Москвы (летом — и с Курского). От железнодорожного вокзала и автостанции в центр города можно добраться на автобусах №№ 1 и 2.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: