Спасо-Вифанский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Спасо-Вифанский монастырь в Сергиевом Посаде

Спасо-Вифанский монастырь — бывший мужской православный монастырь в Сергиевом Посаде (в 1783—1797 годах — скит Троице-Сергиевой лавры). В 2002 года на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры.

История

Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин). Строительство велось в 1783—1788 годах. Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.

В 1797 году Павел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря.

Император пожаловал монастырю 533 десятин и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земли, принадлежавшей Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с 3 мельниц, которые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митрополит Платон устроил у входа в свои покои обелиск.

Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века; переделки коснулись и интерьера. В XIX веке появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором.

После кончины основателя стал небольшой обителью, существование которой в 1-й пол. XIX в. было связано прежде всего с Вифанской семинарией; в документах монастырь именовался «училищным». В монастыре в 1824 году жили 8 иноков, в 1828 году — 11, в 1839 — 14, в 1860 — 37 насельников. В 30-х гг. XIX в. была перестроена Лазаревская ц., в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили вифанскую церковь», — писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову)); в 1832 г. завершилось строительство неудачного в архитектурном отношении казначейского корпуса. В 1860—1863 гг. на средства свт. Филарета, купца Г. А. Красногорова и др. жертвователей шло сооружение нового 2-этажного собора. В нижнем храме в 1863 г. были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. г. свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская ц. митрополита Платона к середине XIX века была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митрополита Платона, в 1867 году была восстановлена домовая церковь, освящённая в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А. А. Латкова построили трёхэтажную гостиницу, в 1903—1905 гг.- новую каменную ограду. Обитель владела 37 десятинами земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, которые продавала или сдавала в аренду. В нач. XX в. в В. м. жили 23 насельника.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 1892 году сообщал:

Церковь монастыря представляет внутри вид горы, на которой находится престол во имя Преображения Господня, а внизу, как бы в пещере, церковь воскресшего праведного Лазаря. Здесь сохраняется деревянный гроб, в коем был первоначально похоронен преп. Сергий. Богомольцы грызут гроб, так как по поверью это исцеляет зубную боль.

При монастыре была открыта Вифанская духовная семинария.

В советское время монастырь был закрыт, многие сооружения снесены и перестроены (в перестроенном Тихвинском соборе располагался Дом культуры). Ныне восстановлен как действующий мужской монастырь. Сохранившиеся строения восстанавливаются. Часть помещений открыта для посещения.

Вифанская семинария

Указы о создании Вифанского монастыря и, созданной при нем Вифанской семинарии, подписал Павел Первый, посетивший пустынь в конце 90-х гг. А уже в начале 19 столетия на территории обители строится специальный учебный семинарский корпус. Он был двухэтажным, П-образным (ведь императора звали Павел!), имел 4 башенки и находился на берегу прекрасного Вифанского пруда.

Вифанская семинария на берегу Вифанского пруда. 19 век

Юные семинаристы, поступающие во вновь открытую семинарию, могли обучаться, как бы сейчас сказали, на любом из трех имеющихся «факультетов», которые были довольно классическими: богословский, грамматико-риторический и философский. Основатель семинарии держал под личным контролем и жилищные условия семинаристов, и систему их обучения.

Какие же предметы изучались в этом учебном заведении в тот период? У семинаристов было основательно поставлено обучение словесности, всеобщей истории и археологии, философии и богословия, математики и физики. Конечно же, студенты изучали и языки – из древних греческий и латынь, из современных – немецкий с французским. Причем, все философско-богословские диспуты, в которых студенты обязаны были участвовать, проходили на латинском языке.

Графиня А.Орлова-Чесменская преподнесла в подарок новой семинарии замечательный орган, что обеспечило студентам получение и определенного музыкального образования. Из числа семинаристов создавались оркестры, для руководства которыми нанимались профессиональные капельмейстеры. Многие студенты занимались пением и декламацией стихов.

Читайте также:
Святая гора Афон: где находится и как добраться, история и значение, старцы и монастыри

Главный семинарский корпус. 19 век

Надо иметь в виду, что учащиеся Вифанской семинарии находились на полном пансионе, т.е. их содержание финансировалось из государственной казны. Это накладывало определенный отпечаток на состав студенчества – принимались и оставались в обучении только старательные и одаренные ученики. Неуспевающие в учебе переводились в другие семинарские училища. Набор новых семинаристов происходил каждый второй год.

В конце трагичного для России 1812 года в любимой им Русской Вифании Платон скончался. Отпевание митрополита проходило в созданном им Преображенском соборе.

Место захоронения Митрополита Платона

После Платона монастырь существовал, в основном, как ученическая Вифанская семинарская обитель, в которой к середине 19 века обучалось около 400 студентов. С середины 19 века среди студентов были даже сербские, черногорские и болгарские семинаристы. Количество же непосредственно монастырских иноков было очень небольшим — от 8 до 40 человек.

Все возрастающее число обучающихся приводило к необходимости создания новых строений и расширения старых. В первой половине 19 века перестраивается Преображенский храм и строится новая пятиглавая Тихвинская церковь, возводятся казначейский и новые братские корпуса, восстанавливается домовая церковь и покои Платона.

Тихвинская церковь обители. Нач.20 в.

Ученический корпус расширяется, перестраиваясь в традициях классицизма. Возводятся столовый и больничный корпуса, баня и отдельный блок для преподавателей, имеющих семьи. К концу 19 века при набиравшем популярность монастыре уже имелась трехэтажная гостиница, кирпичный завод и около 40 десятин земли.

Здание Вифанской семинарии в конце 19 века

Однако, введенное при Платоне казенное финансирование постепенно было вытеснено все возрастающим количеством пансионеров – учащихся с платным содержанием. Постепенно шло ухудшение материального положения училища, ставшего во второй половине 19 века духовной школой для малообеспеченных семинаристов. Этим выпускникам дорога была только в сельские глубинные приходы.

Молодые семинаристы Вифании участвовали в революционных событиях первой русской революции, присутствовали на нелегальном общесеминарском российском съезде 1906 года. После этого съезда несколько учащихся было отчислено, что вызвало новую волну протеста, приведшую уже к массовому увольнению наиболее деятельных семинаристов.

Последний набор в Вифанскую семинарию проходил в 1917 году. Из-за революционных октябрьских событий занятия отменили до февраля 1918 г., но им уже не суждено было начаться.

История монастыря с XX века по настоящее время

С приходом советской власти жизнь монастыря круто изменилась. С 1918 года монахам разрешили остаться в обители только в статусе трудовой сельскохозяйственной артели. Но спустя 7 лет, монастырь все же закрыли, хотя в части помещений монахи проживали до 1929 года. Большинство же монастырских строений отдали детскому дому, а здание, принадлежавшее митрополиту Платону, передали под часть экспозиции, которой владел городской историко-художественный музей.

В начале 30-х годов прошлого века территорию Вифании отдали под вновь созданный птицекомбинат, и она стала именоваться Птицеградом. Старые строения особо не щадили. Часть из них разбирали по причине ветхости, а другие – из-за прочного кирпича. Так были уничтожены Спасо-Преображенский храм, дом, принадлежавший митрополиту Платону, монастырская ограда, Святые врата, надвратная каменная колокольня и братский некрополь.

Тихвинский храм был обезглавлен и отдан в распоряжение местному дому культуры Его использовали как инкубатор, танцплощадку и кинозал. В корпусе семинарии работал кожно-венерологический диспансер. О лучших днях монастыря в те времена напоминали только редкие уцелевшие строения.

В 1998 году часть зданий обители передали в управление Троицко-Сергиевской Лавре. И началось непростое возрождение монастыря. Уцелевшие здания ремонтировали, а утраченные – отстраивали вновь. Реставрационные работы в обители продолжаются и в наши дни. Для их проведения используются старые фотографии, немногие сохранившиеся чертежи, описания и эскизы.

Что посмотреть в Спасо-Вифанском монастыре сегодня

Попасть на территорию монастыря, вновь обнесенную каменной оградой, сегодня можно через заново построенные Святые ворота, также как в 19 веке увенчанные прекрасной Колокольней. Выполненная в старорусском стиле Колокольня и сегодня – истинное украшение архитектурного монастырского комплекса.

Колокольня над Святыми вратами

Не забудьте обратить внимание на Памятник основателю Спасо-Вифанского монастыря митрополиту Платону, который с 2012 года находится около Святых ворот перед монастырской оградой.

Памятник Митрополиту Платону у входа в монастырь

По центру монастырской территории можно увидеть вновь построенный овальный Спасо-Преображенский храм. Это небольшое сооружение повторяет храм, построенный при митрополите Платоне, и также состоит из двух престолов – верхнего и нижнего.

Спасо-Преображенский храм — русская Вифания

Нижний престол – это как бы пещера, образованная в горе Фавор (сооруженная в алтарной части), в которой и состоялось чудодейственное Воскрешение Лазаря в четвертый день от его смерти. Именно так престол и называется.

Нижний престол Спасо-Преображенского храма

Верхний же престол назван в честь Преображения Господня. Символичность данной очень неординарной архитектуры в единстве праведного воскресения и последующего за ним преображения.

Верхний престол Преображения Господня

Все задуманное и осуществленное Платоном в конце 18 века вновь воссоздано. Престолы соединены мраморной стеной, имитирующей гору и поэтому декорированную изображением цветов, растений и животных. Такое необычное решение престольно-алтарного сооружения, пожалуй, единственное в своем роде.

Читайте также:
Церковь "Отрада и Утешение" на Ходынском поле: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В Спасо-Преображенском храме во второй половине 19 столетия (литография)

По большей части восстановлена и домовая Духовская церковь и в ней уже идут службы. Полным ходом идут работы и по восстановлению дома Митрополита Платона.

Покои Митрополита Платона в 19 веке

Намереваясь посетить эту обитель, не забывайте, что это не музей, а действующий монастырь, жизнь которого подчинена своим правилам. Поэтому одежда и поведение посещающих подобные места должна соответствовать случаю.

А вход на монастырскую территорию возможен в любой день с раннего утра до позднего вечера. При желании можно попасть на утреннюю или вечернюю службу, которые проводятся в 5.30, в 6.30 и в 16.40.

Праздничное богослужение в Спасо-Преображенском храме

По воскресеньям работает воскресная школа. А еще здесь можно угоститься монастырской выпечкой и вином собственного производства.

СПАСО-ВИФАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Вифанский монастырь. Фото 2010-х

Мужской Спасо-Вифанский монастырь, приписной к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, ставропигии Русской Православной Церкви, в черте Сергиево-Посадской епархии

Проезд к монастырю от от железнодорожной станции “Сергиев Посад” маршрутным такси № 74 до остановки “Птицеград” (в сторону поселения Лоза).

Спасо­-Вифанский монастырь. Рис. из альбома 1745 г.

Основание и устройство

Спасо-Вифанская обитель была основана архиепископом Московским Планотом (Левшиным) в 1783 году. Новая пустынь устраивалась как кладбищенское отделение Троице-Сергиевой Лавры для погребения братии, ввиду того что, в силу особой знаменитости Лавры и частых посещений её особами царской фамилии, хоронить на ее территории людей всякого чина и состояния признавалось “не пристойно”. Тихой обители было также предопределено стать тихим прибежищем для самого владыки Платона, который намеревался уединиться там и “окончить свои последние годы в тишине”. Избранное владыкой место, “яко на красивом положении и при изобилии вод, но впусте оставленное” находилось недалеко от Ершовского или Вяльковского пруда и было названо им Вифанией, в память о Палестинском селении, с которым связано евангельское повествование о воскресении Лазаря. Соответственно, и пустынь стала называться Вифанией “по причине погребаемой братии в надежде воскресения по примеру Лазаря воскресшего”.

Средоточием Спасо-Вифанского монастыря стал небольшой по размерам двухъярусный собор с престолами в честь Преображения Господня в верхнем, и воскрешения праведного Лазаря в нижнем ярусах. Сам владыка Платон объяснял идею собора так:

“Союз таинственный” воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в архитектурных формах, а особенно – в необычном внутреннем убранстве Преображенского собора, созданного по замыслу владыки Платона. Небольшой по размерам собор был построен “овальной фигурой”, которая усиливала цельность его облика. Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры, так-как именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над искусственной пещерой возвышался алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня, имевший вид евангельской горы Фавор. Для бо́льшего правдоподобия храм был устлан мхом, украшен цветами и кустарниками.

В 1786 году в Вифанскую обитель из Лавры был торжественно перенесен гроб преподобного Сергия Радонежского – главная святыня новой обители. В том гробу мощи святого находились до переложения их в устроенную благоверным царём Феодором Иоанновичем раку. Для гроба устроили медный футляр с посеребрённой передней стенкой, на которой размещались чеканные изображения: явления Божией Матери преподобному Сергию, Распятие Господне с двумя предстоящими ангелами, и моление преподобного Сергия с учениками. В футляре была устроена дверца, которая позволяла прикладываться непосредственно к святыне. Гроб поместили в нижнем Лазаревском храме, для чего возле алтаря устроили как бы небольшую пещеру.

В целом пустынь имела план прямоугольника в центре которого расположился Спасо-Преображенский собор. Окружала пустынь невысокая кирпичная стена с башнями по углам. К святым вратам примыкали два небольших братских корпуса; два других стояли по сторонам собора: с юга покои владыки Платона с домовой церковью, с севера – гостиные кельи. Были также устроены братское кладбище и конный двор.

Строительство Вифанской пустыни завершилось в 1787 году. Пять лет спустя, ссылаясь на слабость здоровья, владыка Платон добился освобождения от управления Московской епархией и получил, наконец, возможность поселиться в любимой Вифании.

В 1796 году на императорский престол вступил Павел I, у которого митрополит Платон был некогда законоучителем. 23 апреля 1797 года император, вскоре по венчании на царство, прибыл в Троице­-Сергиеву Лавру и неожиданно заявил о своем намерении посетить Вифанию. На следующий день государь приехал в пустынь и отобедал в ней; он был весел, и всё виденное хвалил. Приезд государя имел большое значение: уже 1 мая того же года был обнародован императорский указ об обители. “Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено преосвященным митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании,” – говорилось в указе, – “и, отдавая справедливость трудам его во славу Богу и на пользу Церкви подъемлемым”, самодержец повелевал возвести Вифанскую пустынь в степень второклассного монастыря и учредить при ней семинарию. Также в указе говорилось об утверждении наместников Троице-Сергиевой Лавры настоятелями Вифанской обители. Митрополит Платон увековечил события 1797 года возведением обелиска под окном кабинета митрополичьих покоев.

Необычное устройство Спасо-Преображенского собора и его святыни быстро превратили уединенную Вифанскую обитель в место паломничества: после Лавры многие богомольцы считали своим долгом побывать в ней. Также, Вифания вскоре стала играть роль важного “училищного” монастыря благодаря высокому уровню открывшейся в 1800 году близ обители духовной семинарии.

Спасо-Вифанский монастырь. Открытка кон. XIX в.

Развитие

В 1812 году, когда основатель обители и семинарии митрополит Платон (Левшин) скончался, согласно своему желанию он был погребён рядом с гробом преподобного Сергия, в нижнем Лазаревском храме Преображенского собора. С того времени Спасо-Вифанский монастырь стал местом особого почитания приснопамятного митрополита.

На протяжении последующей вековой истории монастыря его здания и постройки многократно перестраивались. Появлялись и новые строения. Так, в 1860-х годах был возведён храм в честь Сошествия Святого Духа, а в 1893 году рядом с семинарией была выстроена монастырская гостиница.

К концу XIX века монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного богатого рыбой пруда. С севера перед монастырём стояли большие красивые учебные и жилые корпуса духовной семинарии. Монастырь окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды Гефсиманского скита. Над зданиями “городка” возвышалась колокольня со святыми вратами. За колокольней, в глубине монастыря, виднелись шпиль Спасо-Преображенского собора и пять глав Духосошественской церкви. Постепенно разрослось и кладбище обители: в течении всего синодального периода в монастыре продолжали хоронить лаврскую братию.

Закрытие

В 1918 году была закрыта Вифанская духовная семинария, а монастырь был преобразован в сельхозартель и просуществовал так до 1925 года. В 1925 году имущество и здания бывшей обители были переданы детскому дому. В ведении братии Вифанской сельхозартели остались лишь два храма, которые действовали до 1928-1929 годов, но вскоре также перешли к детскому дому. После передачи церковь Сошествия Святого Духа была обращена в мастерскую.

Детский дом просуществовал на территории упразднённой обители до 1932 года, после чего монастырские здания перешли в ведение нового учреждения – Всесоюзного НИИ птицеводства. В этой связи бывшая Вифания стала именоваться Птицеградом. Находясь в ведении НИИ птицеводства, здания монастыря и семинарии приспосабливались под хозяйственные, административные и иные нужды НИИ. Со временем большинство построек монастыря были утрачены, главный Преображенский собор был разрушен в 1950-е годы, когда возобновились гонения на Церковь. Надгробия с могил монахов были использованы в качестве фундамента для птичников на окраине города, а также в постройке моста через пруд. На месте самого кладбища была устроена детская площадка и футбольное поле.

Вплоть до 1990-х годов в частично сохранившемся здании храма Сошествия Святого Духа действовали инкубатор, кинозал и танцплощадка, а в семинарском корпусе – кожвендиспансер. Сохранилось также здание бывшей монастырской гостиницы – трёхэтажная постройка из красного кирпича с торжественным крыльцом.

Восстановление

Возрождение обители началось в 1991 году, когда в “Новом” семинарском корпусе был восстановлен храм во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Но в 1993 году, во время пожара, случившегося во вторник Светлой седмицы, корпус сгорел, после чего остались только стены.

С 1998 года здания Вифанской обители стали постепенно возвращать Троице-Сергиевой Лавре. В 2002 году в ведении Лавры открылось Спасо-Вифанское подворье. В первое время немногочисленная братия обители совершала богослужения в Никольском приделе (на верхнем ярусе) частично сохранившегося Духосошественского храма. В октябре 2007 году была совершена торжественная закладка Преображенского собора на историческом месте. Чин освящения закладки совершил лаврский наместник епископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков).

6 октября 2008 года синодальным решением Спасо-Вифанское подворье было преобразовано в Спасо-Вифанский мужской монастырь, приписной к Троице-Сергиевой Лавре [1]. К 2012 году была завершена постройка нового Преображенского собора, колокольни и келейных корпусов восстанавливаемой обители.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, Москва

Одним из уникальных и красивейших мест Москвы является парк «Коломенское», на территории которого находится белокаменная церковь, построенная еще во времена царя Алексея Михайловича.

Из истории

По легенде, о строительстве храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Москве задумывался еще Михаил Федорович Романов. Тогда в селе Коломенском была возведена деревянная церковь.

В середине XVII века возвели уже каменное здание с шатровой колокольней и семью куполами, два из которых венчают боковые приделы.

Интересно! Именно Казанскую икону широко почитают как заступницу земли Русской. Этим образом благословляют жениха и невесту на брак, ее же часто вешают у детской кроватки.

Версии историков относительно причин строительства этого храма различны:

  • одни считают, что царь Михаил Федорович сделал это в благодарность Богородице за избавление от польского нашествия;
  • другие утверждают, что царь Алексей Михайлович приурочил строительство каменной церкви к столетнему юбилею взятия Казани;
  • третьи говорят о том, что возведение здания из камня началось после рождения наследника (поскольку этот образ Божией Матери царь Алексей Михайлович почитал как охраняющий весь род Романовых).

Построенный в резиденции царя храм долгое время был домовым для семьи Алексея Михайловича. С основным ансамблем царских покоев его соединял переход длиной 50 метров. К XIX веку он обветшал настолько, что его пришлось разобрать.

В эпоху гонений

В пору массового разрушения церквей храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском почти не прекращал свою работу: он был закрыт только два года в начале Великой Отечественной войны. Но с тех пор службы проводятся регулярно.

Прославлены как новомученики и двое клириков:

  • священномученик Сергий Воскресенский служил здесь иереем девять лет до самого ареста;
  • священномученик Леонтий Строцюк почти двадцать лет нес служение диакона в этом храме.

Примечательно, что в начале XX века в Коломенском была и еще одна церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. Однако, в 1929 году она была закрыта. Казанскую верующие смогли отстоять.

Настоятель

С 2015 года служение настоятеля несет епископ Гурий (Шалимов), бывший ранее епископом Корсунским (1993-1999), Магаданским (2003-2011) и Петропавловско-Булаевским (2011-2014).

Другие православные храмы Москвы:

История сохранила мало сведений о клириках храма, служивших до революции. Достоверно известны имена настоятелей после 1941 года.

Всего шесть церквей посвящены образу Казанской Божией Матери в Москве, среди них также:

  • собор на Красной площади, снесенный в 1936 году как мешающий проведению демонстраций. Сегодня он восстановлен в первозданном виде;
  • церковь в Орлове, полностью восстановленная по программе «200 храмов»;
  • церковь в Узком, с колокольни которой, по легенде, Наполеон Бонапарт наблюдал отступление своих войск из Москвы;
  • храм в Теплом стане;
  • часовня на Казанском вокзале также посвящен этой иконе.

Державная икона

В Коломенском особенно почитают чудотворную икону Божией Матери «Державная», которая Исторический музей вернул в 1990 году. Явление этого образа произошло именно здесь, в этом селе, 2 марта 1917 года в день отречения императора. Верующие считают, что тем самым Богородица приняла на себя заботу об осиротевшей России.

Хранится здесь также чтимый образ иконы Богородицы «Казанской».

Престольные праздники

Церковь в Коломенском трехпрестольная: главный ее придел посвящен Казанской иконе Божией Матери, два других — святому Аверкию Иерапольскому и великомученику Димитрию Солунскому.

Храмовый праздник отмечается в Коломенском дважды в год: 21 июля и 4 ноября.

8 ноября отмечается праздник престола в честь великомученика Димитрия Солунского.

Интересно! Один из престольных праздников совпадает с храмовым: 4 ноября верующие не только чтят Казанский образ Богородицы, но и вспоминают равноапостольного Аверкия Иерапольского, обратившего в христианство многих жителей Сирии и Месопотамии.

Как добраться

Даже впервые оказавшись в Москве, найти дорогу к Церкви Казанской иконы Божьей Матери в Коломенском парке, несложно.

  • доехать до станции метро «Коломенская» и найти ближайший вход в парк;
  • идти вдоль по улице Большая, которая постепенно перейдет в улицу Штатная;
  • войти в ансамбль Государева двора, жемчужиной которого и является белокаменная Казанская церковь.

Расписание богослужений

В будние дни литургия в храме начинается с 8 часов утра. Воскресное богослужение начинается в девять. Вечером также проходят службы, как правило, с 17 часов.

По пятницам поочередно читаются акафисты Казанской и Державной иконам.

Для сведения! В Казанском храме в Коломенском в целом стабильное расписание богослужений, однако, по понедельникам и средам службы проводятся не всегда. Прийти помолиться можно с 8 часов утра.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском (Москва)

Храм Казанской иконы Божией Матери — бесстолпная пятиглавая церковь середины XVII века, расположенная на территории государственного историко-архитектурного музея-заповедника Коломенское, в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Деятельность прихода
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Строительство церкви Казанской иконы Богоматери было задумано еще первым царем династии Романовых – Михаилом Федоровичем в память избавления от польско-литовской интервенции в 1612 году. Однако храм был построен уже при царствовании Алексея Михайловича и приурочен к рождению сына и наследника – царевича Дмитрия.

Кирпичное двухэтажное здание расположено на высоком подклете, в плане прямоугольное с двумя далеко выступающими с севера и юга лестничными всходами с крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной, квадратной в плане, шатровой колокольней – единичный пример в архитектуре XVII века.

Церковь, исполняя функции домового храма, была соединена на уровне галереи второго яруса южного фасада крытым переходом с хоромами царицы нового деревянного дворца Алексея Михайловича. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 г. – «в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения». Длина переходов была около 50 м ширина около 3 м.

После строительства Казанская церковь была расписана, богато убрана, разнообразными тканями, коврами. Металлический пол центральной части, и лещадный пол приделов для тепла выстилались войлоком. Иконы на стенах оформлялись пеленами, полотенцами, многие иконы хранились в резных киотах.

С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.

В советское время в 1941-1942 г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались.

Освящение нижнего храма в честь иконы Божией Матери “Державная” 27 июля 2012.

Современное состояние [ править ]

Художественное значение Казанской церкви, прежде непосредственно входившей в состав государева дворца, с которым она соединялась крытыми переходами, невелико. За то она рисует нам самую типичную, разработанную церковную постройку второй половины XVII в., примеров которой находим довольно большое количество как в Москве, так и в провинции. Здание представляет немного вытянутый куб, поставленный на высоком подклете с откинутыми на юг и север крыльцами. Решение стенной плоскости, сведенное к двум принципиальным приемам, проводится согласно выработавшемуся канону. Четыре, тесно соприкасающихся, окна с каждой стороны, исключая глухой восточной, занимают середину пространства стены, заключенной с углов обычными двойными пилястрами, несущими карниз.

Широкий пояс верхней части состоит из трех карнизов один над другим. Выше – линия кокошников, утерявших всякий конструктивный смысл при четырехскатном покрытии, перебиваемых двумя небольшими оконцами. Маленькие худосочные кокошники сверху покрыты еще карнизом так, что оказываются в зажиме. Наличники окон с тяжелыми колонками завершаются также кокошниками. Пятиглавие на тонких шейках есть декоративная надстройка, выражающая храмовую идею и не имеющая решительно никакого практического значения, благодаря глухим главам не освещающим внутренности. С двух сторон – северной и южной примыкают небольшие кубы двух приделов, увенчанные главками, схожими с боковыми главами центрального куба. На подклете из массивных столбов с перекинутыми арками устроена круговая галерея, охватывающая церковь со всех сторон. Она также имеет столбы и арочные соединения, отвечающие подклети.

Живописно раскинувшиеся крыльца с кувшинками, поддерживающими арки и несколькими рундуками сами по себе довольно обычны; но решение северного, в силу принципиального приема, пожалуй, единственно в древнерусском зодчестве. На это крыльцо воздвигнута колокольня, которая оказывается, кроме всего, и на неузаконенной стороне. Взятая в отдельности, колокольня опять-таки походит на хорошо известный и сохранившийся тип. На два простых четверика, из коих верхний прорезается окном в скромной рамке с сандриком, водружен восьмерик с арочными пролетами, подвышенными в центре, увенчанный восьмигранным шатром с маленькой главкой на тонкой шейке; один ряд слухов опоясывает нижнюю часть шатра. Несмотря на сравнительно позднее время, колокольня производит несколько архаичное впечатление своим сдержанным решением.

Внутреннее помещение церкви с двумя круглыми столбами совсем не сохранило древнего облика. Нынешняя роспись, возникшая лет пятнадцать назад, совсем изменила воздействие стен, лишенных первоначально какой бы то ни было живописи.

Пятиярусный иконостас также недавнего происхождения; в нем остались некоторые иконы XVII в., впрочем, записанные.

Деятельность прихода [ править ]

  • Воскресная школа

Святыни [ править ]

  • Чудотворная икона Божией Матери «Державная»
  • Чтимый список с Казанской иконы Божией матери (XVII в).
  • В северном приделе находится деревянная скульптура Иисуса Христа. В 1920-х гг. скульптура находилась в главном храме.
  • Частица мощей священномученика Иоанна Рижского (находится в антиминсе на престоле)

Престольные праздники [ править ]

  • Икона Пресвятой Богородицы “Казанская” – 21 июля, 4 ноября
  • Димитрий Солунский, великомученик – 8 ноября
  • Аверкий Иерапольский, равноапостольный, епископ – 4 ноября
  • Икона Пресвятой Богородицы “Державная” – 15 марта

Как добраться [ править ]

Адрес: 115487, г. Москва, Просп. Андропова, 39, стр. 9

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Прогуливаясь по Коломенскому парку, обязательно посетите Храм Казанской иконы Божией Матери. Эта уникальная церковь, возведенная еще первыми царями из Романовых, помнит много исторических событий. До наших дней она дошла в первозданном виде, все это время продолжая службу на благо своей общины. Кроме того, храм оберегает святыню, имеющую огромное значение как для Российского государства, так и для Православной Церкви. Довелось побывать и мне в этом удивительном месте. О том, что это за святыня, а также об истории и современности Храма Казанской иконы Божией матери и будет этот рассказ.

Где находится

  • Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском расположен по адресу: город Москва, проспект Андропова 39, строение 9.
  • Телефон +74996152390.

Как лучше добираться

  1. Если вы добираетесь общественным транспортом, вам нужно сесть на один из маршрутов городского автобуса –219, 608, 820, 263, 299, 291, 701 –и проехать до остановки «Музей Коломенское». Войти на территорию музея, проследовать около трехсот метров и повернуть направо в ворота.
  2. Ближайшая к храму станция метрополитена – «Коломенская». От нее вам нужно будет доехать на автобусах №№ 219, 608, 820.
  3. Если вы путешествуете на личном автомобиле, с МКАДа сверните на Варшавское шоссе, затем сверните направо на Коломенский проезд и, в конечном итоге, вы окажетесь у цели.

Режим работы Храма Казанской иконы Божией Матери

Открыт храм ежедневно.

  • Со вторника по четверг с 8 до 16 часов.
  • С пятницы по воскресенье с 8 до 19 часов.
  • В понедельник с 8 до 12 часов.

Расписание богослужений в Казанской церкви в Коломенском

Службы в храме проводятся на регулярной основе.

  • С понедельника по четверг: в 8 часов – утренняя литургия.
  • В пятницу и субботу: в 8 часов – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В воскресенье: в 8:30 – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В двунадесятые праздники: в 7 часов – ранняя литургия, в 9:40 – поздняя литургия, в 17 часов – вечерняя служба.

Интересные факты из истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

  1. Издавна Коломенское являлось царским владением. Поэтому первая деревянная церковь была здесь построена при первом правителе из Романовых, Михаиле, в 30-х годах XVII века.
  2. В 1649 году у следующего царя, Алексея Михайловича, появился на свет наследник Дмитрий. Случилось это в праздничный день иконы Божией Матери Казанской чудотворной. В связи с этим царь приказал устроить всенародные празднования, а также возвести в честь образа храмы, в число которых попал храм в Коломенском, заложенный на месте старой, деревянной, церкви. На возведение храма понадобилось четыре года. Он стал домашней церковью царской семьи и даже был соединен с государевыми покоями переходом.
  3. В конце XVIII века Коломенское перестало быть царской резиденцией. Дворец утратил свое значение, и его разобрали, а храм стал центром прихода села.
  4. Интересно, что длительный период, до начала XX века, храм не имел внутренней росписи. Ее нанесли лишь в 1910-х годах.
  5. Храм не прекращал богослужения ни во время революции и Гражданской войны, ни в начальный период Советской власти, когда массово закрывались церкви, а священники подвергались гонениям. Лишь в первые, самые тревожные годы нашествия фашистских захватчиков храм был закрыт. Но вскоре вновь возобновил свою деятельность, которую не прекращает до сих пор.
  6. Сооружена Казанская церковь в Коломенском в типичном для зодчества XVII века стиле. Возведена на высоком цоколе, имеет окружную галерею вокруг здания. Купол колокольни выполнен в виде шатра.
  7. Венчают здание пять глав.
  8. Главная святыня храма – икона Божией Матери «Державная», столетие чудесного обретения которой недавно было торжественно отпраздновано.
  9. Также посетители в одном из приделов храма могут наблюдать выполненную из дерева скульптуру Иисуса Христа. Это уникальная святыня, учитывая то, что для православных храмов нетипично скульптурное изображение Спасителя.

Фото храма


Своим интерьером Казанская церковь в Коломенском напоминает терем.

А так, совершенно иным образом, выглядит храм под другим ракурсом.

Торжественное богослужение в честь столетия главной святыни храма – иконы Божией Матери «Державная».
Вот так выглядел храм в старину.
А вот и чудотворная Икона Божьей Матери «Державная».
Храм Казанской Иконы Божией Матери в Коломенском внутри выглядит сейчас очень красиво.

Видео — Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Первое, на что обращает внимание путешественник, знакомящийся с новым местом, это интерьер. В этом плане Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит увлекательно. Сразу отмечаешь для себя старинную, даже, можно сказать, летописную архитектуру. Внутри храма очень приятно находиться. Все тихо, размеренно и без излишеств.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском — памятник русской веры и духа

Прогуливаясь по Коломенскому парку, обязательно посетите Храм Казанской иконы Божией Матери. Эта уникальная церковь, возведенная еще первыми царями из Романовых, помнит много исторических событий. До наших дней она дошла в первозданном виде, все это время продолжая службу на благо своей общины. Кроме того, храм оберегает святыню, имеющую огромное значение как для Российского государства, так и для Православной Церкви. Довелось побывать и мне в этом удивительном месте. О том, что это за святыня, а также об истории и современности Храма Казанской иконы Божией матери и будет этот рассказ.

Как лучше добираться

  1. Если вы добираетесь общественным транспортом, вам нужно сесть на один из маршрутов городского автобуса –219, 608, 820, 263, 299, 291, 701 –и проехать до остановки «Музей Коломенское». Войти на территорию музея, проследовать около трехсот метров и повернуть направо в ворота.
  2. Ближайшая к храму станция метрополитена – «Коломенская». От нее вам нужно будет доехать на автобусах №№ 219, 608, 820.
  3. Если вы путешествуете на личном автомобиле, с МКАДа сверните на Варшавское шоссе, затем сверните направо на Коломенский проезд и, в конечном итоге, вы окажетесь у цели.



Державная икона

В Коломенском особенно почитают чудотворную икону Божией Матери «Державная», которая Исторический музей вернул в 1990 году. Явление этого образа произошло именно здесь, в этом селе, 2 марта 1917 года в день отречения императора. Верующие считают, что тем самым Богородица приняла на себя заботу об осиротевшей России.

Хранится здесь также чтимый образ иконы Богородицы «Казанской».



Расписание богослужений в Казанской церкви в Коломенском

Службы в храме проводятся на регулярной основе.

  • С понедельника по четверг: в 8 часов – утренняя литургия.
  • В пятницу и субботу: в 8 часов – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В воскресенье: в 8:30 – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В двунадесятые праздники: в 7 часов – ранняя литургия, в 9:40 – поздняя литургия, в 17 часов – вечерняя служба.

Интересные факты про храм, легенды

В Коломенском храм усекновения главы Иоанна Предтечи– один из самых загадочных в России.

Точных сведений о нем мало, зато интересных фактов, загадок и легенд предостаточно:

  • К примеру, храм огибает незамерзающий ручей. Его температура в любую погоду равна 4 °С. Такое удивительное природное явление объясняется тем, что вблизи Москва-реки бьют ключи, образовавшиеся во времена Юрского периода. Они пробиваются с большой глубины, поэтому не замерзают даже тогда, когда реку сковывает лед.
  • Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском располагается вблизи Голосового оврага, где происходят различные аномалии. Это тоже можно объяснить с научной точки зрения: в данном районе образовался геологический разлом, вследствие чего наблюдается мощное магнитное поле.
  • Существует легенда, что под Москвой-рекой находится широкий тоннель, по которому даже на колеснице можно добраться из Дьяково до Николо-Перервинского монастыря, расположенного на другом берегу реки.

Храм усекновения главы Иоанна Предтечи уникальный и загадочный. По мнению многих специалистов, он может стать разгадкой еще большей тайны. Холм в Коломенском, на котором распложено храмовое здание, испещрен пустотами. Возможно, там будет найдена библиотека Ивана Грозного, разыскиваемая уже не одно десятилетие.

Автор: Ирина Журавка

Интересные факты из истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

  1. Издавна Коломенское являлось царским владением. Поэтому первая деревянная церковь была здесь построена при первом правителе из Романовых, Михаиле, в 30-х годах XVII века.
  2. В 1649 году у следующего царя, Алексея Михайловича, появился на свет наследник Дмитрий. Случилось это в праздничный день иконы Божией Матери Казанской чудотворной. В связи с этим царь приказал устроить всенародные празднования, а также возвести в честь образа храмы, в число которых попал храм в Коломенском, заложенный на месте старой, деревянной, церкви. На возведение храма понадобилось четыре года. Он стал домашней церковью царской семьи и даже был соединен с государевыми покоями переходом.
  3. В конце XVIII века Коломенское перестало быть царской резиденцией. Дворец утратил свое значение, и его разобрали, а храм стал центром прихода села.
  4. Интересно, что длительный период, до начала XX века, храм не имел внутренней росписи. Ее нанесли лишь в 1910-х годах.
  5. Храм не прекращал богослужения ни во время революции и Гражданской войны, ни в начальный период Советской власти, когда массово закрывались церкви, а священники подвергались гонениям. Лишь в первые, самые тревожные годы нашествия фашистских захватчиков храм был закрыт. Но вскоре вновь возобновил свою деятельность, которую не прекращает до сих пор.
  6. Сооружена Казанская церковь в Коломенском в типичном для зодчества XVII века стиле. Возведена на высоком цоколе, имеет окружную галерею вокруг здания. Купол колокольни выполнен в виде шатра.
  7. Венчают здание пять глав.
  8. Главная святыня храма – икона Божией Матери «Державная», столетие чудесного обретения которой недавно было торжественно отпраздновано.
  9. Также посетители в одном из приделов храма могут наблюдать выполненную из дерева скульптуру Иисуса Христа. Это уникальная святыня, учитывая то, что для православных храмов нетипично скульптурное изображение Спасителя.

Истории христианских раритетов

Икона “Державная” — история обретения

В церкви хранится и почитается список Казанской иконы Божьей Матери, обретённой на пепелище в городе Казань.

А также образ Богородицы — икона «Державная», чудесным образом найденная в подвале близлежащего Вознесенского храма. Эта история достаточно известна. В феврале 1917 года жительница соседнего с Коломенским села чётко увидела 2 удивительных сна. В первом она услышала голос, который говорил, что в селе Коломенском есть большая чёрная икона. Нужно найти её и сделать красной. Потом ей молиться.

Конечно, женщина ничего не поняла и попросила как-то ей объяснить это сновидение. Вскоре ей приснился следующий сон: она вошла в белоснежную церковь и увидела там Богородицу. Наутро, вспомнив свой первый сон, крестьянка пошла в соседнее Коломенское и там увидела белую церковь из своего сна.

Войдя внутрь, она обратилась к священнику и рассказала ему о своих снах. Вместе они отправились на поиски нужной иконы. Искали долго и, наконец, нашли в подвале храма чёрную, то есть, старую, почерневшую от слоя покрывавшей её пыли икону, которую следовало «сделать красной», то есть, восстановить. Когда Образ потихоньку протёрли, увидели Богородицу с сидящим у неё на коленях Христом. В руках у Неё — скипетр и держава.

Весть о явленной чудесным образом иконе разлетелась на много вёрст вокруг. Тысячи людей со всех уголков России приходили, чтобы помолиться иконе, рассказать Богоматери о своих бедах и просьбах. Икону возили и в другие церкви, чтобы все желающие могли помолиться перед ней.

Высказывают версию о том, что эта икона раньше хранилась в Стародевичьем женском монастыре. Когда шла война с Наполеоном, и он подходил всё ближе к Москве, все наиболее ценные вещи, реликвии, чтобы спасти от уничтожения или осквернения, стали эвакуировать, развозить по разным городам. Так икона «Державная» и оказалась в Коломенском, где и пролежала до 1917 года.

Сегодня это одна из наиболее почитаемых в России икон Богородицы и одна из главных святынь Казанской церкви.

Скульптура Спасителя

Необычна и находящаяся в храме скульптура «Христос в темнице». Выполненная из дерева она очень выразительна. С большим мастерством неизвестный мастер передал Образ Иисуса, особенно его лицо, выражающее скорбь и боль, а также израненные руки. В этой композиции Спаситель изображён с терновым венцом на голове и прижатой к щеке рукой, перед восхождением на Голгофу.

Иногда такую статую Христа ставили в специально приготовленную для этого нишу или какое-то плохо освещаемое помещение. Перед ней ставили зажжённую лампаду, небольшой огонёк от которой освещал сидящую, выполненную в реальный человеческий рост фигуру.

У прихожан создавалось впечатление, что перед ними живой человек, живой Иисус. Деревянная скульптура раненого Христа и так вызывает очень сильные эмоции у верующих, а при создании соответствующей обстановки всё это оказывает очень сильное воздействие.

Даже одеяние на статуе меняли в соответствии с определённым периодом. Так, по традиции, в обычное время фигура Христа была облачена в золотистое облачение из парчи. А в Страстную неделю одежда менялась на трагическую чёрную из бархата. На Пасху же, наоборот, статую облачали в светлые, праздничные одежды из серебристой парчи. Вот такие интересные подробности.

Фото храма

Своим интерьером Казанская церковь в Коломенском напоминает терем.

А так, совершенно иным образом, выглядит храм под другим ракурсом.

Торжественное богослужение в честь столетия главной святыни храма – иконы Божией Матери «Державная».

Вот так выглядел храм в старину.

А вот и чудотворная Икона Божьей Матери «Державная».

Храм Казанской Иконы Божией Матери в Коломенском внутри выглядит сейчас очень красиво.

Местные святыни

Самой почитаемой храмовой святыней является чудодейственная икона Богородицы «Державная». Помимо этого в его стенах находится чтимый список Казанского образа Божией Матери. А в северной части здания можно увидеть уникальную скульптуру из дерева, которая изображает Иисуса Христа и располагавшаяся ранее в центральной части церкви.

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы: Рукописная Казанская икона с резьбой 27 (Размер 17*21 см)

Подробнее Икона из бисера Казанская 5

Подробнее Икона из финифти Казанская

Цена от: 7 500
Подробнее

Древние и чудотворные святыни коломенской земли (описание, фото).

Однажды, я как экскурсовод сопровождал группу из города Малоярославец. После осмотра достопримечательностей в Коломне мы отправились на автобусе в загородные мужские монастыри. В Бобреневе монастыре я подвел группу к чудотворной иконе Феодоровской и рассказал о ее чудесных проявлениях и помощи людям. Затем мы поехали в Старо-Голутвин монастырь.

Каково же было мое удивление, когда одна из женщин этой группы позвонила мне на следующий день и со слезами рассказала, что ее семейная проблема решилась в этот же вечер после приезда из Коломны домой. Теперь эта женщина часто приезжает в Коломну и каждый раз посещает Бобренев монастырь. И это всего лишь одна из многих историй.

Православная вера много веков объединяла русский народ, давала ему силу, веру и надежду. Храмы, а особенно монастыри, были важными центрами, в которых происходило образование и воспитание русского народа, которые давали мощный толчок развитию культуры и искусства.

Итак, сначала о монастырях.

Архитектор и внешняя отделка собора

Имя архитектора, создавшего храм Вознесения, доподлинно неизвестно. С наибольшей вероятностью можно сказать, что это был итальянец Петрока Малый. Храм Вознесения в Коломенском по форме напоминает башню. Конструкция храма включает несколько ярусов.

Они расположены в следующем порядке снизу вверх:

  1. подклет;
  2. четверик, стены которого украшают треугольные арки;
  3. три ряда кокошников;
  4. восьмерик с восьмигранным шатром;
  5. восьмигранный барабан с маленьким куполом и крестом.

Стена храма, выходящая на восток, ровная, хотя православные церкви традиционно украшают полукруглыми апсидами со стороны восходящего солнца. Наличие галереи, полностью опоясывающей храм, также выделяет его из числа других подобных строений.

Попасть в галерею можно по одной из трех лестниц, каждая из которых ведет на крыльцо с аркой. Основным архитектурным нововведением храма стала крыша в виде восьмигранного шатра высотой 20 м, в то время как высота всего здания составляет 62 м.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, Москва — разъясняем вопрос

Одним из уникальных и красивейших мест Москвы является парк «Коломенское», на территории которого находится белокаменная церковь, построенная еще во времена царя Алексея Михайловича.

Как и почему была построена Казанская церковь

Коломенское — край тайн и загадок. Особенно это касается церквей, расположенных на его необъятной площади. Вот и церковь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском до сих пор вызывает споры специалистов-историков.

По одной из версий, в Коломенском стоял лагерь тушинского самозванца — Лжедмитрия 2, ставленника поляков. После его изгнания и в память избавления Москвы от иноземцев Михаил Фёдорович решил поставить в Коломенском каменную церковь Казанской иконы. Ведь именно перед этой чудотворной иконой молились русские воины перед решающей битвой с захватчиками-чужестранцами. И, благодаря заступничеству Божьей Матери, одержали победу.

Но осуществилась эта задумка только в годы правления его сына. В 1649 году у него, в свою очередь, родился наследник — Дмитрий. И счастливый отец приказал установить общегосударственный праздник — день почитания Казанской иконы Богородицы, так как младенец родился во время всенощного пения в день чудотворной иконы.

К тому же, Казанская икона считалась небесной заступницей царского рода Романовых. Вот тогда и была заложена в селе Коломенское Казанская церковь из камня.

Это была домовая церковь при деревянном дворце Алексея Михайловича. Изначально она соединялась с дворцом крытым переходом длиной примерно 50 и шириной 3 метра.

Есть и другой вариант развития событий тех давно минувших дней, по которому церковь воздвигнута на месте разрушившейся деревянной по случаю празднования столетия взятия Казани.

Истории христианских раритетов

Икона “Державная” — история обретения

В церкви хранится и почитается список Казанской иконы Божьей Матери, обретённой на пепелище в городе Казань.

А также образ Богородицы — икона «Державная», чудесным образом найденная в подвале близлежащего Вознесенского храма. Эта история достаточно известна. В феврале 1917 года жительница соседнего с Коломенским села чётко увидела 2 удивительных сна. В первом она услышала голос, который говорил, что в селе Коломенском есть большая чёрная икона. Нужно найти её и сделать красной. Потом ей молиться.

Конечно, женщина ничего не поняла и попросила как-то ей объяснить это сновидение. Вскоре ей приснился следующий сон: она вошла в белоснежную церковь и увидела там Богородицу. Наутро, вспомнив свой первый сон, крестьянка пошла в соседнее Коломенское и там увидела белую церковь из своего сна.

Войдя внутрь, она обратилась к священнику и рассказала ему о своих снах. Вместе они отправились на поиски нужной иконы. Искали долго и, наконец, нашли в подвале храма чёрную, то есть, старую, почерневшую от слоя покрывавшей её пыли икону, которую следовало «сделать красной», то есть, восстановить. Когда Образ потихоньку протёрли, увидели Богородицу с сидящим у неё на коленях Христом. В руках у Неё — скипетр и держава.

Весть о явленной чудесным образом иконе разлетелась на много вёрст вокруг. Тысячи людей со всех уголков России приходили, чтобы помолиться иконе, рассказать Богоматери о своих бедах и просьбах. Икону возили и в другие церкви, чтобы все желающие могли помолиться перед ней.

Высказывают версию о том, что эта икона раньше хранилась в Стародевичьем женском монастыре. Когда шла война с Наполеоном, и он подходил всё ближе к Москве, все наиболее ценные вещи, реликвии, чтобы спасти от уничтожения или осквернения, стали эвакуировать, развозить по разным городам. Так икона «Державная» и оказалась в Коломенском, где и пролежала до 1917 года.

Сегодня это одна из наиболее почитаемых в России икон Богородицы и одна из главных святынь Казанской церкви.

Скульптура Спасителя

Необычна и находящаяся в храме скульптура «Христос в темнице». Выполненная из дерева она очень выразительна. С большим мастерством неизвестный мастер передал Образ Иисуса, особенно его лицо, выражающее скорбь и боль, а также израненные руки. В этой композиции Спаситель изображён с терновым венцом на голове и прижатой к щеке рукой, перед восхождением на Голгофу.

Иногда такую статую Христа ставили в специально приготовленную для этого нишу или какое-то плохо освещаемое помещение. Перед ней ставили зажжённую лампаду, небольшой огонёк от которой освещал сидящую, выполненную в реальный человеческий рост фигуру.

У прихожан создавалось впечатление, что перед ними живой человек, живой Иисус. Деревянная скульптура раненого Христа и так вызывает очень сильные эмоции у верующих, а при создании соответствующей обстановки всё это оказывает очень сильное воздействие.

Даже одеяние на статуе меняли в соответствии с определённым периодом. Так, по традиции, в обычное время фигура Христа была облачена в золотистое облачение из парчи. А в Страстную неделю одежда менялась на трагическую чёрную из бархата. На Пасху же, наоборот, статую облачали в светлые, праздничные одежды из серебристой парчи. Вот такие интересные подробности.

Архитектура

Первоначально храм был домовым и соединялся переходом длиной около 50 м и шириной около 3 м с деревянным царским дворцом. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 году.

Северное крыльцо одновременно служит основанием колокольни и переходом в неё.

В эпоху гонений

В пору массового разрушения церквей храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском почти не прекращал свою работу: он был закрыт только два года в начале Великой Отечественной войны. Но с тех пор службы проводятся регулярно.

Интерьер Казанской церкви в Коломенском

Прославлены как новомученики и двое клириков:

  • священномученик Сергий Воскресенский служил здесь иереем девять лет до самого ареста;
  • священномученик Леонтий Строцюк почти двадцать лет нес служение диакона в этом храме.

Примечательно, что в начале XX века в Коломенском была и еще одна церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. Однако, в 1929 году она была закрыта. Казанскую верующие смогли отстоять.

Святыни храма

В северном приделе находится деревянная скульптура Иисуса Христа. В 1920-х годах скульптура находилась в главном храме.

Настоятель

С 2015 года служение настоятеля несет епископ Гурий (Шалимов), бывший ранее епископом Корсунским (1993-1999), Магаданским (2003-2011) и Петропавловско-Булаевским (2011-2014).

История сохранила мало сведений о клириках храма, служивших до революции. Достоверно известны имена настоятелей после 1941 года.

Всего шесть церквей посвящены образу Казанской Божией Матери в Москве, среди них также:

  • собор на Красной площади, снесенный в 1936 году как мешающий проведению демонстраций. Сегодня он восстановлен в первозданном виде;
  • церковь в Орлове, полностью восстановленная по программе «200 храмов»;
  • церковь в Узком, с колокольни которой, по легенде, Наполеон Бонапарт наблюдал отступление своих войск из Москвы;
  • храм в Теплом стане;
  • часовня на Казанском вокзале также посвящен этой иконе.

Храм, двери которого всегда открыты для всех

За почти 4 века существования храма его двери всегда были открыты для прихожан, он никогда не закрывался. Ни революция, ни война не могли этому помешать. Только в тяжёлый 1941 год Богослужения в храме временно прекратились, но ненадолго. В 1942 году они были возобновлены, и, по сегодняшний день, никогда не прекращались.

При храме открыта воскресная школа, работает библиотека. Церковный хор участвует во многих мероприятиях, с успехом выступает и даёт концерты.

Казанский храм расположен на территории московского музея-заповедника «Коломенское», в той части, что находится ближе к станции метро «Коломенское». Кроме метро, добраться до него можно автобусами 287, 291 и троллейбусом под номером 67.

На карте Вы можете определить точное местонахождение (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение.

Во время этого моего путешествия по Москве я бронировала жилье недалеко от Коломенского парка. Это была гостиница «Интурист-Коломенское», очень комфортный отель с приятным обслуживанием. Кроме этого, в Москве легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом другом удобном месте.

Моя прогулка по парку Коломенское в Москве и посещение уникальной Казанской церкви Божьей Матери состоялась 8 апреля 2018 года.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Державная икона

В Коломенском особенно почитают чудотворную икону Божией Матери «Державная», которая Исторический музей вернул в 1990 году. Явление этого образа произошло именно здесь, в этом селе, 2 марта 1917 года в день отречения императора. Верующие считают, что тем самым Богородица приняла на себя заботу об осиротевшей России.

Хранится здесь также чтимый образ иконы Богородицы «Казанской».

Престольные праздники

Церковь в Коломенском трехпрестольная: главный ее придел посвящен Казанской иконе Божией Матери, два других — святому Аверкию Иерапольскому и великомученику Димитрию Солунскому.

Казанская икона Пресвятой Богородицы

Храмовый праздник отмечается в Коломенском дважды в год: 21 июля и 4 ноября.

8 ноября отмечается праздник престола в честь великомученика Димитрия Солунского.

Интересно! Один из престольных праздников совпадает с храмовым: 4 ноября верующие не только чтят Казанский образ Богородицы, но и вспоминают равноапостольного Аверкия Иерапольского, обратившего в христианство многих жителей Сирии и Месопотамии.

Как добраться

Даже впервые оказавшись в Москве, найти дорогу к Церкви Казанской иконы Божьей Матери в Коломенском парке, несложно.

  • доехать до станции метро «Коломенская» и найти ближайший вход в парк;
  • идти вдоль по улице Большая, которая постепенно перейдет в улицу Штатная;
  • войти в ансамбль Государева двора, жемчужиной которого и является белокаменная Казанская церковь.

Расписание богослужений

В будние дни литургия в храме начинается с 8 часов утра. Воскресное богослужение начинается в девять. Вечером также проходят службы, как правило, с 17 часов.

По пятницам поочередно читаются акафисты Казанской и Державной иконам.

Для сведения! В Казанском храме в Коломенском в целом стабильное расписание богослужений, однако, по понедельникам и средам службы проводятся не всегда. Прийти помолиться можно с 8 часов утра.

Церковь Казанской иконы Божией матери в Коломенском

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: