Спасо-Влахернский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Деденево. Спасо-Влахернский монастырь.

Храмы и часовни монастыря:

Другие постройки монастыря:

4. Святые врата
5. Краеведческий музей (бывш. сторожка)
6. Трапезный корпус
7. Игуменский корпус
8. Настоятельский корпус
9. Просфорная
10. Келейный корпус (XIX в.)
11. Иконописная мастерская
12. Монастырский пруд
13. Бывшая гостиница (начало XX в.)
14. Бывший больничный корпус(начало XX в.)
15. Стены и башни ограды
16. Памятный крест роду Головиных

Подворья монастыря:

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

МОНАСТЫРЬ СПАСО-ВЛАХЕРНСКИЙ организован в 1861 г. на основе женского общежития, учрежденного в 1854 г. по инициативе А.Г. Головиной. Комплекс, сложившийся во второй половине XIX – начале XX в. на месте усадьбы Головиных, занимает квадратный, застроенный по периметру участок на вершине холма. Исторические и топографические условия формирования определили его своеобразную внутреннюю организацию. Монастырская площадь отсутствует. Искусственный холм на ее месте разделяет территорию на жилую северную часть с плотной деревянной и каменной периметральной застройкой и южную с массивным объемом доминирующей в комплексе Спассской церкви. Часть домов и деревянная Дмитровская церковь 1864 г. разобраны. За пределами монастыря находятся принадлежавшие ему конный двор, гостиница, больница и приходская церковь. В ансамбле наибольшей художественной значимостью и выразительностью облика обладает грандиозная Спасская церковь. Кирпичная, с осевой трехчастной схемой, она сложилась в результате постепенного расширения усадебного храма, выстроенного В.В. и П.В. Головиными в 1798-1811 гг. Прежний крестчатый двусветный храм с центральным восьмериком от основания, с боковыми портиками и хорами в западной части был реконструирован в 1843-1850 гг. по заказу Г.П. Головина. Он превратился в массивное пятиглавое кубическое сооружение соборного типа с подвалом-усыпальницей и двухэтажными угловыми ячейками для приделов. Оригинальная структура позволила разместить в нем десять капелл. Центрическое здание получило строгую обработку стиля ампир и крупные, увенчанные фронтонами портики, западные барабаны служили звонницами. В конструкциях и декоре храма широко применен белый камень. В 1886 г. по проекту Н.В. Никитина перед церковью была сооружена монументальная колокольня романского типа с трехэтажным основанием и квадратной центральной башней. Формирование памятника завершилось в 1890 г. постройкой между храмом и колокольней двусветной трапезной с прекрасно организованным внутренним пространством. Высокое центральное помещение с парусным сводом ограничивают эффектные аркады боковых двухэтажных галерей, объединявшихся между собой западным балконом на чугунных стойках. Верхняя галерея имела парапет из бронзы.

Памятник сильно пострадал от обстрела в годы Великой Отечественной войны: утрачены его завершения, нарядное убранство украшенного колоннами интерьера и живопись 1910 г., выполненная по эскизам В. Васнецова. Преимущественно деревянные жилые и хозяйственные монастырские здания в один и два этажа, в том числе просфорный дом, трапезная, иконописная мастерская, представляют образцы рядовой массовой застройки своего времени и в этом отношении очень характерны. В наружной обработке одних живы традиционные ампирные мотивы, другие тяготеют к псевдорусским формам.

Статья из “Памятники архитектуры Московской области”, Москва, Стройиздат, 1999. Е.Н. Подъяпольская.

В августе 2002 года монастырь представлял из себя одну большую стройплощадку. Ремонтировалось все одновременно, что видно на фотографиях.

Спасо-Влахернский монастырь, 2 класса, общежительный, в 13 верстах от города Дмитрова, при селе Новоспасском. Учрежден в 1861 году из основанной в 1852 году вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, — список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы ( и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном святой царицей Пульхерией (см. 10 сентября) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 году) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 году великий князь Василий Дмитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При монастыре больница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Своим возникновением Спасо-Вларенский женский монастырь, расположенный в селе Деденево, обязан прославленному роду Головиных. Деденево, ранее называвшееся Ново-Спасское, принадлежало этому роду с 1687 года, когда его купил Василий Петрович Головин. Его сын в 1798 году заложил в своем родовом имении храм во имя Спаса Нерукотворного. Строительство этого обширного и величественного здания продолжалось почти сто лет, и было завершено в 1890 году.

Спасский собор был освящен в 1858 году в честь Спаса Нерукотворного – родовой иконы Головиных, написанной Андреем Рублевым. В этом храме хранились все родовые святыни Головиных, множество древних икон, более трехсот частиц святых мощей и богатейшая церковная утварь.

В соборе было десять престолов: в честь Влахернской иконы Божией Матери, освящен в 1832 году; в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1840 году; в честь Бесплотных Сил Небесных, освящен в 1852 году; Всех Святых, освящен в 1853 году; в честь Страстей Христовых, освящен в 1853 году; в честь священномучеников Кирика и Иулиты, освящен в 1855 году; в честь Спаса Нерукотворного, освящен в 1858 г; в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, освящен в 1860 году вместо бывшего здесь придела преподобного Сергия; в честь Святителя Николая Чудотворца, освящен в 1867 году; в честь преподобного Сергия Радонежского, освящен в 1869 году.

Читайте также:
Рождественская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1854 году владелица села Анна Гавриловна, урожденная княжна Гагарина, движимая чувством сострадания к бедным, изъявила желание устроить женское общежитие, чтобы впоследствии его можно было преобразовать в монастырь. С 1862 года, после получения разрешения Святейшего Синода, началась полноценная жизнь обители. К концу XIX века в обители было три храма. Наряду с главным десятипристольным Спасским собором, в 1864 году был освящен храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского, который устроила игуменья Серафима из пожертвованной помещицей Т.А.Поповой деревянной церкви по имя Пресвятой Богородицы. Третий каменный кладбищенский храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» перестроен из часовни Смоленской иконы Божией Матери в 1910-1911 годах по проекту М.Д. Холмогорова.

В монастыре было обширное хозяйство. Сестры несли различные послушания: писали иконы, шили золотом церковные облачения, изготавливали одежды для сестер, выращивали овощи (особенно славилась монастырская квашенная капуста), работали в саду и разводили цветы, ловили рыбу в монастырском пруду. В 1914 году в обители насчитывалось около 300 насельниц.

В 1922 году монастырь был закрыт советской властью. Сестры организовали трудовую сельхозартель «Влахернскую». В 1924 году артель была упразднена ввиду «сохранения монастырского уклада жизни». В 1928 году на территории монастыря был размещен дом инвалидов (впоследствии ставший санаторием для участников Великой Отечественной Войны) Но службы в Спасском храме продолжались, и монахини жили в оставшихся незанятых монастырских постройках. Окончательное закрытие обители произошло около 1931 года. В это время были арестованы 42 монахини.

Храм Димитрия Солунского сгорел в 1939 году. Церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в 1929 году была приспособлена под электростанцию, потом в ней находились гараж и склад. Здание Спасского собора сильно пострадало от обстрела в годы Великой Отечественной войны. Были утрачены интерьеры храма, выполненные по эскизам В.М.Васнецова, и нарядное убранство.

О судьбе богатейшего имущества монастыря мало что известно. Часть его хранится в московских музеях. Чудотворная Влахернская икона Божией Матери находиться в центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева. Икона получила своей название от Константинопольского храма, названного по имени скифского воеводы Влахерна, убитого на этом месте. После взятия турками Константинополя икону некоторое время скрывали в Патриархии, откуда для безопасности она была отправлена на Афон. Здесь иноки, благоговея к иконе Багоматери, сняли с нее форму и отлили еще три подобные иконы из воскомастики и пепла святых мучеников, сожженных в Ниокамии. Все четыре иконы в 1654 году отправили в Россию в дар царю Алексею Михайловичу. К Головиным одна из икон попала в 1713 году. Судьба трех других икон, написанных Рублевым: Спаса-Нерукотворного, Владимирской иконы Божией матери и Одигитрии, Смоленской иконы – неизвестны.

В 1993 году восстановлена и возвращена верующим церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Вновь отстроен деревянный храм Димитрия Солунского. Отреставрированы часть ограды и главный Собор. Второе открытие монастыря состоялось в 2001 году.

Из книги: Святыни земли Дмитровской, М., 2005

Спасо-Влахернскій 2-го класса общежительный женскій монастырь въ 100 саж. отъ платформы Савеловской жел. дор. „Влахерна”, въ 7 вер. отъ станціи той же дор. „Икша” и въ 11 вер. отъ уезд. гор. Дмитрова, при селе Новоспасскомъ-Деденев?, близъ реки Икши. Основанъ въ 1852 г., по определенію св. Синода отъ 18—31 марта того же года, вдовою маіора Анной Гавріиловной Головиной, урожденной княжной Гагариной, и сыномъ ея Гавріиломъ Павловичемъ Головинымъ; открыть въ 1854 г. въ виде женской общины, которая въ 1861 г. была переименована въ общежительный мон – рь.

1) каменный, во имя Нерукотвореннаго образа Спаса (построенъ въ 1811г.), съ 9 приделами: въ честь Влахернской иконы Б. M., въ честь Іерусалимской иконы Б. M., въ память Страстей Христовыхъ, во имя св. Кирика и Іулитты, въ честь Покрова Б. M., во имя Безплотныхъ Силъ, во имя Всехъ Святыхъ, во имя Св. Николая Чудотворца, во имя пр.Сергія Радонежскаго;
2) деревянный во имя св. Димитрія Солунскаго (построенъ въ 1864 г.).

Въ соборномъ храме хранятся следующія замечательныя иконы: Нерукотвореннаго Спаса, по преданію письма Андрея Рублева, которою въ 1391 г. вел. кн. Василій Димитріевичъ благословилъ Мангупскаго князя Стефана Васильевича Комнина, предка Головиныхъ; 2) икона Знаменія Б. M.,которую кн. Михаилъ Васильевичъ Скопинъ-Шуйскій далъ въ 1610 г. своему сподвижнику Семену Васильевичу Головину; 3) Влахернская икона Б. M. Изъ воскомастики, списокъ съ находящейся въ Московскомъ Успенскомъ соборе; 4) икона Нерукотвореннаго Спаса, письма Феодота Ухтомскаго; 5) Іерусалимская икона Б. M., строгановскаго письма, особо чтимая; 6) икона Вседержителя, письма Феодора Уланова1507 г. Въ деревянномъ храме имеется древняя икона Нерукотвореннаго Спаса, которая, какъ видно изъ надписи на ней въ 1574 г., была въ покояхъ царя Іоанна Грознаго. Больница для сестеръ обители. Гостинница для богомольцевъ (съ 1878 г.).М – рь владеетъ 238 дес. земли. Игуменія, монахинь 38, послушницъ 200.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, изд.А.Д. Ступина, стр.517-518.

Спасо-Влахернский монастырь, 2 класса, общежительный, в 13 верстах от города Дмитрова, при селе Новоспасском. Учрежден в 1861 году из основанной в 1852 году вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, — список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы ( и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном святой царицей Пульхерией (см. 10 сентября) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 году) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 году великий князь Василий Дмитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При монастыре больница.

Читайте также:
Храм Троицы в Хохлах: описание и адрес храма, история, иконы, расписание богослужений, как добраться

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

При приближении к посёлку Деденево уже издалека виден вознёсшийся над деревьями и крышами жилых домов величественный, голубой в золотую звёздочку, купол с изящным барабанчиком-беседкой на нём. Это собор Спаса Нерукотворного Образа, главный храм Спасо-Влахернского женского монастыря. Монастырь – относительно молодой, середины ХIХ века, само село (ныне – посёлок) значительно древнее. По некоторым свдениям, в 1295 году здесь был убит разорявший русскую землю ордынский царевич Тудан, он же, в русской транскрипции, Дюдень. Вспомним “Дюденеву рать”. Вот это как раз о нём. И название населённого пункта тоже, как иногда утвержается, оттуда. Правда, в духовных грамотах Деденево упоминается только в 1504 году, но не запретишь ведь посёлку иметь красивую легенду о своём происхождении?

В ХVIII веке Деденево принадлежало семье Головиных, фамильной святыней которой являлся список Влахернской иконы Божией Матери. В 1713 году для неё построили деревянный Спасский храм. В 1798 году обветшавшую церковь начали перестраивать в камне. А в 1854 году при ней сформировалась женская община, семь лет спустя преобразованная в полноценный монастырь. Спасским он называется – по главному храму, Влахернским – по главной святыне. Интересно, что для того, чтобы устроить обитель, Головины даже перенесли на другое место свой родовой дом. Отметим, что перестройка Спасского храма, начатая в конце ХVIII века, затянулась – лишь к 1818 году закончили трёхкупольный храм, а в середине столетия его расширили, сделав пятиглавым. В 1886 году собор обзавёлся новой колокольней, изначально стоявшей отдельно. К 1890 году построили обширную трапезную, объединив в один ансамбль ампирный собор и эклектичную колокольню. Собор – безусловно, главный и самый выразительный храм обители, но обратим внимание и на скромную деревянную церковь рядом – это храм Димитрия Солунского, перевезённый сюда из села Горбунова ещё до революции, точнее – его реплика. Оригинальная церковь сгорела в 1930-е годы. Кстати, и собор в советское время сильно пострадал. Да что там, едва не был снесён – в 1937 году его пытались взорвать, но не смогли: купола и своды обрушить богоборцам удалось, но тело храма устояло, что дало возможность пусть не в скором времени, но восстановить его.

Возвращаясь к деревянной церви: рядом с ней находятся две скромные могилки. Под простыми деревянными крестами погребены – деденевские матушки: схимонахини Серафима (Кочеткова; 1858-1928) и Мария (Буторова; год рождения неизвестен, умерла в 1939 году). Обе очень почитаемы в этих краях. Серафима (до пострига Мавра) памятна в обители как “неусыпная молитвенница и великая постница”. После того как она в молодые годы решила посвятить себя Богу, её стали одолевать всевозможные искушения, – и тогда Мавра в молитве обратилась за помощью к Господу. Мы не знаем в точности, что произошло тогда, но она получила ответ и узнала, что ради избавления от бесовской напасти должна перенести тяжкую болезнь. Вскоре её разбил паралич, и до конца жизни матушка Серафима была прикована к постели, но при этом у неё открылся дар предвидения, к ней потянулись жаждущие поддержки. Матушка Мария происходила из крестьян, в раннем детстве ослепла. Родители отдали её на воспитание в Спасо-Влахернскую обитель, где она покорила и насельниц, и визитёров своим редким умением никогда не унывать, а главное – дарить радость всем, кого застала печаль. Обе матушки умерли после революции, когда монастырь уже был закрыт. Их похоронили на обычном сельском кладбище. Когда его сносили, местные жители долго хлопотали о перенесении останков из двух “бесхозных” могилок в обитель. И добились своего. По рассказам местных жителей, матушки Серафима и Мария и после смерти творят чудеса: избавляют от скорбей, помогают в осуществлении заветных желаний.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №100, 2014 г.

Спасо-Влахернский женский монастырь (Деденево)

В Подмосковье много живописных мест. Одно из них находится на севере области, в двенадцати километрах к югу от Дмитрова, в старинном поселке Деденево. По преданию на этих землях в конце 13 века во время сражения был убит ордынский полководец хан Дедень. А село, которое выросло тут позже, получило имя Деденево. С конца 17 столетия село принадлежало старинному дворянскому роду Головиных. Здесь расположилась их усадьба. В 1852 году Анна Гаврииловна Головина с сыном Гавриилом Павловичем решили основать в своем имении монастырь. На тот момент в Деденево уже стоял грандиозный храм Спаса Нерукотворного, в котором были собраны фамильные святыни Головиных, в том числе Влахернская икона Богоматери. Вокруг Спасской церкви и выросла одноименная обитель. Анна Гаврииловна приняла в ней монашеский постриг, а затем схиму. После ее смерти земли усадьбы закрепились за монастырем. А сын графини, Гавриил Павлович до конца своей жизни заботился о монастыре и следил, чтобы его насельницы ни в чем не нуждались.

Читайте также:
Архангельский собор в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Обитель росла год от года, и стала называлась Спасо-Влахернской, в честь чудотворного Влахернского образа Богоматери. Сестры занимались иконописью, трудились в швейной мастерской, ловили рыбу в монастырском пруду и даже подковывали лошадей. К началу 20 века обитель в Деденево была одной из самых благоустроенных в Московской епархии. В то время в монастыре подвизалось около трехсот сестер. В обители находились иконы, по преданию написанные Андреем Рублевым: образ Спаса-Нерукотворного, Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» и образ Владимирской Богоматери. Также сюда приходили богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу Спасителя в терновом венце, в простонародье его называли «Спас Беленький». Икона представляла собой барельеф, в центре которого в углублении располагалась глава Иисуса Христа в терновом венце. По легенде перед этой иконой исцелились две слепые от рождения девочки.

В конце 19-го – начале 20 века в монастыре шло активное строительство. Рядом со Спасским храмом выросла отдельно стоящая высокая колокольня. Позже ее соединили с церковью. В 1910 году на месте ветхой деревянной часовни в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской, построили новую каменную часовню. Спустя годы ее переделали в приходскую церковь в честь иконы Богоматери Нечаянная Радость. Она сильно пострадала в советское время и требует ремонта.

Участь третьего храма обители еще более печальна. Красивая деревянная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского сгорела перед Великой Отечественной войной. Ныне вблизи Спасского собора стоит современный храм Димитрия Солунского. В 2001 году в нем провели первое богослужение, а еще через год здесь поместили мощи небесной покровительницы Деденева, преподобноисповедницы Параскевы. Параскева Матиешина родилась в Подольской губернии и ступила на монашеский путь в 19 лет. Через некоторое время она оказалась в Деденево. Параскева была высоко образована и крестьяне попросили, чтобы она обучала их дочерей церковному пению и чтению книг на церковно-славянском языке. Параскева показала себя как талантливый педагог, и скоро это заметил Дмитровский епископ Серафим. Он вызвал ее из монастыря и определил заниматься миссионерской деятельностью. С тех пор Параскева служила диаконисой в Казанском храме Дмитрова и обучала детский хор. В 1930 году за церковную деятельность ее выслали в Казахстан. Ссыльные называли ее “сестрой” и приходили за советом и утешением. После Казахстана бывшая монахиня жила в Астрахани, а затем вернулась в Дмитров. В последние годы жизни она тяжело болела. Матушка Параскева Матиешина скончалась в возрасте 64 лет и была прославлена в лике преподобноисповедницы. Ныне ее святые мощи почивают в Спасо-Влахернской обители.

Сейчас, глядя на монастырь, с трудом верится, что в середине прошлого века он был до основания разрушен. Хотя, безусловно, еще многие здания предстоит восстановить.

Совсем недавно случилось очень важное для обители событие – сюда вернулась чудотворная икона Божией Матери «Влахернская». В годы, когда монастырь был закрыт, святыня хранилась в музее и теперь снова стала доступна для поклонения.

Напомним адрес Спасо-Влахернского женского монастыря: Московская область, Дмитровский район, поселок Деденово.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Храм Троицы Живоначальной в Хохлах

Район Москвы Хохлы носит такое название, потому что здесь после воссоединения России и Украины начали селиться выходцы из Малороссии. А одно время в Хохлах располагался двор гетмана Мазепы. Но еще до появления в этих местах украинцев, существовала небольшая деревянная церквушка, построенная в 1610 году.

История храма

Деревянный храм Троицы в Хохлах сильно обветшал и был разобран, а на его месте в 1657 году построен каменный. Как он выглядел, мы не знаем, потому что спустя несколько десятков лет в 1696 году был выстроен новый каменный храм на деньги Евдокии Чириковой в девичестве Лопухиной.

Дальнейшая судьба храма складывалась следующим образом:

  • в XVIII веке пристроена колокольня, но абсолютно в том же стиле, что и сам храм, а стиль этот назывался «московское барокко»;
  • в 1737 году во время пожара церковь сильно пострадала и очень долго не находилось денег на ремонт, только в 1826 году он был произведен, именно с этого времени храм приобрел тот вид который сохранился до современности.

В 1890 году был проведен последний перед революцией капитальный ремонт храма. Когда был закрыт храм Святой Троицы в Хохлах сказать сложно. В 1923 году патриарх Тихон наградил палицей настоятеля храма. А значит в 1920-х годах, храм еще действовал. Но местные предания утверждают, что церковь пустовала долгое время и была обезглавлена и, таким образом, скорее всего, закрыта в конце 1920-х годов. Дальнейшая судьба его складывалась так:

  • в 1935 году храм становится лабораторией музея антропологии;
  • так как храм Троицы Живоначальной в Хохлах был поставлен на учет как памятник архитектуры, его реставрация началась в 1970-х годах и завершилась в 1983 году, восстановлен полный объем храма, установлен крест на куполе.

Но во время реставрации храма в нем все же продолжали оставаться чуждые для него организации. В 1980 году здесь располагались подразделения Института геофизики, в 1990 году здесь были лаборатории ВНИИПК техоргнефтегазстроя. Наконец, в 1992 году храм был передан Церкви, и началось его возрождение. Стали совершаться регулярные богослужения, но чин великого освящения храма совершил патриарх Кирилл только в 2010 году.

Читайте также:
Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле: история и адрес, описание, архитектура

Современное состояние

Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах в архитектурном плане, относится к стилю «московское барокко». Особенности данного храма состоят в следующих моментах:

  • пучками полуколонн оформлены углы храма;
  • на восьмерике полуколонны имеют шары с крестами;
  • двери и окна обрамлены также колоннами.

Колокольня храма была построена позже, но и она выдержана в барочном стиле.

Интересный факт! Апсиду храма перестроили в начале XIX века, но теперь уже в стиле ампир. Таким образом, в архитектурном образе Троицкого храма сочетаются стилевые направления разных эпох.

Деятельность прихода

Церковь Святой Троицы в Хохлах стала центром формирования устойчивого прихода, который возглавляет протоиерей Алексей Уминский, известный в стране проповедник, православный педагог и духовник. Здесь также служит протодиакон Андрей Горбунов, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета, шекспировед и один из ведущих отечественных знатоков английской литературы.

По воскресеньям и праздничным дням в качестве чтеца в храме трудится известный миссионер, борец с тоталитарными сектами Александр Дворкин. Не удивительно, что при таких интеллектуальных силах община храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах активно занимается просветительской, социальной и благотворительной деятельностью:

  1. При храме действует воскресная школа, состоящая из четырех групп, учатся в ней дети в возрасте от 6 до 17 лет.
  2. «Родные люди» — клуб приемных родителей.
  3. Театр прихода «Миф».
  4. Киноклуб.
  5. Кружок рисования, в котором могут заниматься дети от пяти лет.
  6. Экскурсионная группа для всех желающих прихожан.

Также при храме действует клуб семейного общения «Иван-да-Марья», а те, кто желает принять Крещение может ежедневно в 19.30 посещать огласительные беседы.

Святыни

В церкви Троицы в Хохлах расположенной в Москве особо чтятся две иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Взыскание погибших». Также здесь находятся иконы с частицами св. мощей следующих святых:

  • преподобномучеников Давидо-Гареджийских;
  • новомучеников Тихона, патриарха Московсковского, Владимира, митрополита Киевского, Фаддея, архиепископа Тверского;
  • св. апостола Матфея;
  • мученика Федора Тирона;
  • св. пророка Иоанна Крестителя.

Кроме того с храмом связано имя священномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Для нее в доме причта были отведены специальные комнаты на тот случай, когда она посещала храм. Святитель Филарет Московский освящал антиминс для одного из приделов, а святитель Иннокентий (Вениаминов) оставил при храме один штат вместо двух, чем улучшил материальное положение местного причта.

Расписание богослужений

Служат в храме каждый день. По будням начало литургии в 8.00, под большие праздники накануне вечером начало всенощного бдения в 17.00. По воскресным и праздничным дням служат раннюю литургию в 7.30, позднюю в 9.30.

По четвергам читается акафист Божией Матери «Взыскание погибших» перед Её иконой в 18.00.

Как добраться

Адрес храма Троицы в Хохлах: г. Москва, Хохловский переулок, д. 14, с5. На метро надо доехать до ст. «Чистые Пруды», а отсюда на трамвае № 39 или № 3 до остановки «Покровские ворота». Здесь уже пешком по Хохловской площади до 1-го Хохловского переулка.

Если добираться на личном транспорте, необходимо съехать с Садового кольца свернуть на Мясницкую улицу, потом свернуть на Чистопрудный бульвар, добраться до Хохловской площади, ну а отсюда достигнуть Хохловского переулка.

История храма Святой Троицы в Хохлах

Мiръ Россия Москва Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах (Москва)

Идёт загрузка карты…

Церковь Живонача́льной Тро́ицы в Хохлах

(в Хохловке, в Старых Садех), в Хохловском переулке — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии в восточной части Белого города. Упоминается в исторических документах с первой половины XVII столетия. Объект культурного наследия РФ.

История

Церковь Святой Троицы в Хохлах (в Хохловке, на Хохловке) упоминается в исторических документах с первой половины XVII столетия. Первые сведения об этом храме и его приходе содержатся в Переписной книге 1638 года, где перечислены дворы причетников — попа Федора Евсевьева, дьячка Насонки Иванова и просвирни Дарьи Григорьевой, а также некоторых обитателей прихода — Ивана Шапилова, князя Василия Федоровича Морткина, дьяка Новой чети Василия Конина и Ивана Степановича Киселева1. Какой была в это время церковь, деревянной или каменной, неизвестно.

Каменным храм Живоначальной Троицы, что на Хохловке, впервые назван в Строельной книге 1657 года. В это время при нем состоял двор священника Федора Анфимова, а также дьячковский двор, в котором жил пономарь Митка Авдеев.

В 1670-е годы каменный Троицкий храм был частично перестроен. Ружная книга 1681 года сообщает, что каменная церковь Троицы Живоначальной, что в Садех, имела приделы Сошествия Святого Духа на апостолов и преподобного Сергия Радонежского.

Во время опустошительной московской чумы 1771 года Троицкий приход, в отличие от соседних, почти не пострадал.

В 1784 году в приходе церкви Святой Троицы в Хохловке числилось 9 дворов с населением более 200 человек. В 1890 году церковь обновлялась.

В середине XVIII века в храме был устроен необычный, покрытый серебром иконостас с резьбой изображающий складки тканей, спускающихся книзу. К тому же времени относились иконы и паникадило. В начале XIX века была заново выстроена апсида.

После октябрьского переворота 1917 года и декретов новых «безбожных властей» в Троицком храме, как и в прочих московских приходах, произошли значительные изменения: был отобран построенный в 1915 году церковный доходный дом, конфискованы причтовая земля и церковный капитал в Государственном банке. В муниципализированном церковном доме образовался домовый комитет, которому, как было сказано в описи храма, принадлежала теперь «ограда и 2-е ворот с калиткой»85. Таким образом, все источники церковного дохода были ликвидированы — содержание храма и священнослужителей ограничивалось теперь лишь подаянием прихожан. В ноябре 1918 года причт и прихожане Троицкого храма подписали договор с Московским городским советом о бесплатной передаче здания храма с колокольней и части построек в церковной ограде, а также составили опись церковного имущества. В 1920 году была составлена еще одна, дополнительная опись, включавшая вновь поступившие иконы и ризы86. Со времени составления последней описи здесь, как и во многих храмах Москвы, появились образы прославленных в 1910-е годы святых и чудотворных икон, в том числе священномученика Гермогена, канонизированного в 1913 году, и явленной в 1918 году иконы Божией Матери «Державной»87. Колокольня Троицкой церкви имела 6 колоколов, из которых большой весил 119 пудов, а полиелейный — 19 пудов; остальные были без обозначения веса. Сохранилась даже расписка в получении городским Советом депутатов описи имущества московской Троицкой церкви в Хохловском переулке в 3х экземплярах.

Читайте также:
Севастопольский Паисевский мужский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

В январе 1921 года Патриарх Тихон наградил настоятеля храма, отца Николая Успенского, наперсным крестом.

В конце мая 1935 года Комиссия по делам религиозных культов ВЦИК утвердила постановление МОИКа о ликвидации церкви Троицы в Хохловском переулке с использованием здания под лаборатории и хранилище Государственного Музея антропологии. Жалобу верующих признали безосновательной.

Община верующих Троицкого храма перешла в церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, настоятелем которой в это время был протоиерей Аркадий Пономарев. Однако этот замечательный памятник русской архитектуры конца XVII столетия (он был построен лишь на год позже Троицкой Хохловской церкви), находившийся на оживленной улице в центре Москвы, не избежал участи большинства московских церквей. 28 ноября 1935 года Успенский храм был закрыт, а через год варварски снесен, якобы для «расширения проезда по улице Покровке» (этот проезд так никогда и не был расширен).

Здание церкви Святой Живоначальной Троицы в Хохловке, на протяжении долгих лет занимаемое различными арендаторами, постепенно ветшало и разрушалось. Едва ли не чудом на его стенах сохранялись надгробные белокаменные закладные доски рубежа XVII–XVIII веков с именами почивших прихожан. Троицкая церковь была включена в реестр московских памятников, подлежавших государственной охране. С 1970-х годов начались архивные и натурные изыскания, позволившие приступить к реставрации храма, целью которой было воссоздание его первоначального внешнего облика. Авторами проекта реставрации были известные московские архитекторы И.И. Казакевич и Е.П. Жаворонкова. Однако внутренняя планировка здания оставалась приспособленной для нужд советских учреждений. В 1970-х годах здесь располагался отдел Института геофизики АН СССР, который сменила контора Нефтегазтреста.

В 1992 году церковь была возвращена Русской Православной церкви и передана Братству святого Владимира. Устроен новый иконостас, идут постоянные Богослужения.

В 2010 году праздновалось четырехсотлетие храма. В честь этого события была организована фотовыставка и другие памятные мероприятия.

31 октября 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма.

История[править | править код]

История местности[править | править код]

Храм находится в старинном урочище «Хохловка», где первоначально (с XVII века) селились днепровские казаки после вступления Войска Запорожского в русское подданство в 1654 году. Здесь в XVIII веке стоял двор гетмана Войска Запорожского обеих сторон Днепра — Ивана Мазепы[1].

Местность здесь была очень живописная. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями (отсюда второе прозвище храма — «в Старых Садех»). Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе был построен деревянный храм во имя святых мучеников Флора и Лавра. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома митрополита Московского (в Трёхсвятительском переулке) к храму Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трёх Святителей Вселенских, известный в настоящее время как храм Трёх Святителей на Кулишках[2][3].

Строительство храма[править | править код]

Храм в 1882 году. Фотография Николая Найдёнова

Внешние изображения

Первое упоминание — в «Сигизмундовом плане» в 1610 году. Храм известен с 1625 года. Каменный храм значится в 1657 году.

В 1696 году жена окольничего Евдокия Чирикова (дочь Абрама Лопухина) построила существующий храм — по обету в память дочери Неонилы. В середине XVIII века в храме был устроен необычный, покрытый серебром иконостас с резьбой, изображающей складки тканей, спускающихся книзу. К тому же времени относились иконы и паникадило.

В 1890 году храм был обновлён. В начале XIX века была заново выстроена апсида.

Советский период[править | править код]

После закрытия храм долго стоял разорённый и обезглавленный.

В середине 1970-х годов началась реставрация. Основной объём здания, наличники и ажурный крест были восстановлены в 1983 году.

В 1980 году перестроенные помещения храма были заняты Институтом геофизики, в 1990 году — Инженерно-информационный центр ВНИИПК техоргнефтегазстроя.

Возрождение храма[править | править код]

Икона Святой Троицы на стене храма у ворот
В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви и передан Братству святого Владимира. Устроен новый иконостас, идут постоянные богослужения.

Читайте также:
Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В течение нескольких недель в храме пребывала мироточивая икона страстотерпца Николая II[4].

В 2010 году праздновалось четырехсотлетие храма. В честь этого события была организована фотовыставка и другие памятные мероприятия.

31 октября 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма[5].

Святые

  • Великая княгиня Елизавета Фёдоровна — на первом этаже двухэтажного дома причта по плану 1910 г. 5 светлых комнат отводились для «денного приюта Ея имп. выс. Елизаветы Федоровны».
  • Святитель Филарет Московский — лично освятил антиминс Троицкого предела дореволюционного храма, благословил отца-настоятеля Алексия Беляева преподавать Закон Божий в доме Межевой канцелярии в Константиновском межевом училище и дал разрешение отремонтировать алтарь и купол храма в 1824 г.
  • Mитрополит Иннокентий (Вениаминов) — по его указу с 1873 г. при храме за малоприходством вновь утвердили двухштатный причт, состоящий из священника и псаломщика.
  • Патриарх Тихон — в январе 1921 г. наградил настоятеля храма, отца Николая Успенского, наперсным крестом, а в 1923 г. распорядился наградить палицей уже другого настоятеля, протоиерея Димитрия Муравейского.

Приход[править | править код]

В 2000-х годах приход храма насчитывает около двухсот человек. Значительную часть прихожан составляют лица, принявшие крещение в Грузинской Православной Церкви.

В храме служат трое священников и один диакон:

  • протоиерей Алексий Уминский — настоятель;
  • протоиерей Николай Лызлов;
  • иерей Александр Гумеров, сын иеромонаха Иова (Гумерова);
  • протодиакон Андрей Горбунов.

Кроме того, по праздничным и воскресным дням служение в храме несёт иподиакон-чтец Александр Дворкин.

Проводятся собрания прихожан. Традиционно после воскресных и праздничных литургий проходят общие трапезы, а после них беседы на актуальные темы и концерты. Организуются творческие вечера и ярмарки. После субботних всенощных бдений собирается евангельский кружок.

Клир и прихожане храма помогают заключённым, передавая им одежду и книги.

Действует регулярно обновляемый интернет-сайт храма, на котором публикуются научные, богословские и творческие работы клириков и прихожан храма.

Примечания[править | править код]

  1. Сытин В. П.
    Откуда произошли названия улиц Москвы. — М., 1980. — С. 33.
  2. История храма Святого Владимира Архивная копия от 5 апреля 2010 на Wayback Machine. pravoslavie.ru.
  3. История храма Трёх Святителей на Кулишках.
  4. Персонально ваш. Радио «Эхо Москвы», 10.3.2017.
  5. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин Великого освящения храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах. patriarchia.ru.
  6. Святыни
  7. 12
    История храма
  8. 123
    На Скрижалях истории (недоступная ссылка)

на сентябрь 2020 года

19 сб

Всенощное бдение. Исповедь

Запись на богослужение

20 вс

Неделя 15-я по Пятидесятнице

Часы. Ранняя Божественная литургия

Запись на богослужение

Часы. Поздняя Божественная литургия

Запись на богослужение

20 вс

Всенощное бдение. Исповедь

Запись на богослужение

21 пн

Рождество Пресвятой Богородицы

Божественная литургия

Запись на богослужение

24 чт

Прп. Силуана Афонского

Утреня. Часы. Божественная литургия

Запись на богослужение

24 чт

Акафист перед иконой Божией Матери “Взыскание погибших”

Запись на богослужение

26 сб

Всенощное бдение. Исповедь

Запись на богослужение

27 вс

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Часы. Ранняя Божественная литургия

Запись на богослужение

Часы. Поздняя Божественная литургия

Запись на богослужение

30 ср

Мцц.Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Утреня. Часы. Божественная литургия

Запись на богослужение

Ссылки[править | править код]

  • История храма Святой Троицы в Хохлах. Официальный сайт храма
  • Изразец XVII века неожиданно вернулся в храм Святой Троицы в Хохлах
  • Община храма Троицы в Хохлах провела очередную ярмарку в помощь заключенным
  • Ярмарка в Храме Святой Живоначальной Троицы в Хохлах
  • У стен московской церкви Святой Троицы в Хохлах прошла благотворительная ярмарка «Осенний дар»
  • В Храме святой Троицы в Хохлах состоялась благотворительная ярмарка в поддержку заключенных
  • 760 тысяч рублей собрали в храме Святой Троицы в Хохлах на лечение молодых матерей с муковисцидозом
  • Более 600 тысяч рублей собрано на благотворительном аукционе Троицкого храма в Хохлах

Храм Троицы Живоначальной в Хохлах в социальных сетях

  • Официальная страница Храм Троицы Живоначальной в Хохлах в социальной сети «ВКонтакте»
  • Официальная страница Храм Троицы Живоначальной в Хохлах в социальной сети Facebook
  • Официальная страница Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах в социальной сети «Елицы»

История храма Святой Троицы в Хохлах

Московский храм в честь Живоначальной Троицы в Хохлах

Московский храм в честь Живоначальной Троицы в Хохлах, в Садех
(Богоявленское благочиние Московской епархии)

  • Престолы: Живоначальной Троицы (центральный), Владимирской иконы Божией Матери (северный)
  • Адрес: Россия, Москва, Хохловский переулок, 12
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первые сведения об этом храме и его приходе содержатся в Переписной книге 1638 года. Какой была в это время церковь, деревянной или каменной, неизвестно. Каменным храм Живоначальной Троицы, что на Хохловке, впервые назван в Строельной книге 1657 года. Архитектор неизвестен.
В 1670-е годы каменный Троицкий храм был частично перестроен.

Ружная книга 1681 года сообщает, что каменная церковь Троицы Живоначальной, что в Садех, имела приделы Сошествия Святого Духа на апостолов и преподобного Сергия Радонежского

В самом конце XVII века Троицкая церковь была перестроена на средства одной из дочерей Авраама Лопухина.

В московский пожар 1737 года в Троицком храме все «снаружи и внутри кроме престолов погорело».

В 1748 году при пожаре выгорела церковная деревянная кровля.

На рубеже 1750-х — 1760-х годов в трапезной храма был обустроен Димитриевский придел. Возможно, одновременно с ним была выстроена небольшая двухъярусная колокольня.

Читайте также:
Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Настоятель Троицкой церкви отец Михаил докладывал митрополиту Московскому и Севскому Тимофею (Щербатскому):

«Сего 1761 года июля 6 дня после святой литургии во время великого и страшного тогда грома расшибло на оной святой церкви под главою крытую лещадью крышку и в настоящей соборной церкви от молнии попалило иконостас и царские двери, над святым алтарем и над трапезною во многих местах пробило деревянные крышки, так же от великой бури около той церкви ограду деревянную всю без остатку повалило».

В войну 1812 года церковь в целом не пострадала, сгорели лишь дома причта.

В 1824-1826 годах производился ремонт храма, 4 июля 1826 года был освящен престол.

В мае 1935 года храм был закрыт, здание планировалось использовать под лаборатории и хранилище Государственного Музея антропологии. Жалобу верующих признали безосновательной. Община перешла в церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке.

Здание церкви, на протяжении долгих лет занимаемое различными арендаторами, постепенно ветшало и разрушалось. На его стенах сохранялись надгробные белокаменные закладные доски рубежа XVII–XVIII веков с именами почивших прихожан. Троицкая церковь была включена в реестр московских памятников, подлежавших государственной охране. С 1970-х годов начались архивные и натурные изыскания, позволившие приступить к реставрации храма, целью которой было воссоздание его первоначального внешнего облика. Авторами проекта реставрации были известные московские архитекторы И.И. Казакевич и Е.П. Жаворонкова. Однако внутренняя планировка здания оставалась приспособленной для нужд советских учреждений. В 1970-х годах здесь располагался отдел Института геофизики АН СССР, который сменила контора Нефтегазтреста.

В 1992 году возрождённый приход получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано здание храма.

31 октября 2010 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма.

История храма

Деревянный храм Троицы в Хохлах сильно обветшал и был разобран, а на его месте в 1657 году построен каменный. Как он выглядел, мы не знаем, потому что спустя несколько десятков лет в 1696 году был выстроен новый каменный храм на деньги Евдокии Чириковой в девичестве Лопухиной.


Храм Живоначальной Троицы в Хохлах, Москва

Дальнейшая судьба храма складывалась следующим образом:

  • в XVIII веке пристроена колокольня, но абсолютно в том же стиле, что и сам храм, а стиль этот назывался «московское барокко»;
  • в 1737 году во время пожара церковь сильно пострадала и очень долго не находилось денег на ремонт, только в 1826 году он был произведен, именно с этого времени храм приобрел тот вид который сохранился до современности.

В 1890 году был проведен последний перед революцией капитальный ремонт храма. Когда был закрыт храм Святой Троицы в Хохлах сказать сложно. В 1923 году патриарх Тихон наградил палицей настоятеля храма. А значит в 1920-х годах, храм еще действовал. Но местные предания утверждают, что церковь пустовала долгое время и была обезглавлена и, таким образом, скорее всего, закрыта в конце 1920-х годов. Дальнейшая судьба его складывалась так:

  • в 1935 году храм становится лабораторией музея антропологии;
  • так как храм Троицы Живоначальной в Хохлах был поставлен на учет как памятник архитектуры, его реставрация началась в 1970-х годах и завершилась в 1983 году, восстановлен полный объем храма, установлен крест на куполе.


Икона Святой Троицы на стене храма

Но во время реставрации храма в нем все же продолжали оставаться чуждые для него организации. В 1980 году здесь располагались подразделения Института геофизики, в 1990 году здесь были лаборатории ВНИИПК техоргнефтегазстроя. Наконец, в 1992 году храм был передан Церкви, и началось его возрождение. Стали совершаться регулярные богослужения, но чин великого освящения храма совершил патриарх Кирилл только в 2010 году.

Настоятели

  • Феодор Евсевьев (упом. 1638)
  • Феодор Анфимов (упом. 1657)
  • Феодора Карпов (упом. 1681)

Иоанн Романов (упом. 1732 — 22 марта 1749)

  • Иоанн Федоров (1749 — ?)
  • Михаил Иванов (упом. 1753 — декабрь 1781)
  • Петр Иванов (упомин. 1784 — 1820)
  • Алексий Беляев (1820 — ?)
  • Павел Соколов (упом. 1851 — ?)
  • Василий Поспелов (февраль 1856 — ?)
  • Павел Фивейский (1863 — 1902)
  • Сергий Страхов (1902 — ?)
  • Николай Успенский (июнь 1912 — ?)
  • Димитрий Муравейский

    C мая 1935 по 1992 год храм был закрыт

  • Алексий Уминский (с 1994)
  • Современное состояние

    Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах в архитектурном плане, относится к стилю «московское барокко». Особенности данного храма состоят в следующих моментах:

    • пучками полуколонн оформлены углы храма;
    • на восьмерике полуколонны имеют шары с крестами;
    • двери и окна обрамлены также колоннами.

    Колокольня храма была построена позже, но и она выдержана в барочном стиле.

    Интересный факт! Апсиду храма перестроили в начале XIX века, но теперь уже в стиле ампир. Таким образом, в архитектурном образе Троицкого храма сочетаются стилевые направления разных эпох.

    Финансовые проблемы и помощь жертвователей

    Более поздний, датируемый 1673 годом документ свидетельствует о реконструкции храма Святой Троицы в Хохлах, необходимость которой возникла из-за обрушения престола и алтаря. В своём письме настоятель обращается к неизвестному нам жертвователю с просьбой о денежной помощи. Он подробно описывает все обременительные расходы и жалуется на то, что не может выплатить долг, взятый на их погашение. По его словам, государь лично велел проявить усердие в строительстве, а средств к тому отпустил лишь на треть.

    Читайте также:
    Храм Покрова на Нерли: где находится, как добраться, история и описание

    Значительные работы по перестройке храма Святой Троицы в Хохлах проводились также в 1696 году. В этом случае денежных затруднений не было. Расходы взяла на себя родная тётка первой жены Петра I Евдокии Лопухиной ― Евдокия Чирикова (урождённая Лопухина). Столь щедрая жертва была направлена ей в поминовение собственной дочери, скончавшейся за год до этого.

    Вообще этому храму Господь часто посылал щедрых жертвователей. Одним из них был Е. И. Украинцев, занимавший весьма видную должность в Посольском приказе. Его дом помещался рядом с церковью и соединялся с ней крытым деревянным переходом. Благодаря вкладу Украинцева, в начале XVIII века храм, построенный в стиле московского барокко, приобрёл обновлённый и праздничный вид.

    Кирпичные стены храма Святой Троицы в Хохлах украсил декоративный резной орнамент, весьма гармонировавший с архитектурной композицией, характерной для храмового зодчества той эпохи. Кстати, и крытая галерея, ведущая в дом главного жертвователя, не была чем-то новым для Москвы XVIII века. Подобные переходы, выполненные из камня, строились прежде и были достаточно традиционны.

    Деятельность прихода

    Церковь Святой Троицы в Хохлах стала центром формирования устойчивого прихода, который возглавляет протоиерей Алексей Уминский, известный в стране проповедник, православный педагог и духовник. Здесь также служит протодиакон Андрей Горбунов, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета, шекспировед и один из ведущих отечественных знатоков английской литературы.

    По воскресеньям и праздничным дням в качестве чтеца в храме трудится известный миссионер, борец с тоталитарными сектами Александр Дворкин. Не удивительно, что при таких интеллектуальных силах община храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах активно занимается просветительской, социальной и благотворительной деятельностью:

    1. При храме действует воскресная школа, состоящая из четырех групп, учатся в ней дети в возрасте от 6 до 17 лет.
    2. «Родные люди» — клуб приемных родителей.
    3. Театр прихода «Миф».
    4. Киноклуб.
    5. Кружок рисования, в котором могут заниматься дети от пяти лет.
    6. Экскурсионная группа для всех желающих прихожан.


    Иконостас Троицкой церкви

    Также при храме действует клуб семейного общения «Иван-да-Марья», а те, кто желает принять Крещение может ежедневно в 19.30 посещать огласительные беседы.

    Первые упоминания о храме

    Точная дата его постройки неизвестна, но документы, в которых упоминается о нём, хранятся в фондах исторического архива. Наиболее ранний из них ― Переписная книга, датируемая 1638 годом. В ней подробно указываются имена клириков храма и наиболее важных прихожан, но вот сведений о том, каменной была постройка или деревянной, там нет.

    В следующем же документе, известном как Строельная книга (1657 год), уже имеется упоминание о кирпичном храме Святой Троицы. В нём, как и в предыдущем, приводится список священнослужителей и прихожан. При этом их имена перечисляются в строгом соответствии с социальным положением, или, как говорили в старину, «по чинам».

    Святыни

    В церкви Троицы в Хохлах расположенной в Москве особо чтятся две иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и «Взыскание погибших». Также здесь находятся иконы с частицами св. мощей следующих святых:

    • преподобномучеников Давидо-Гареджийских;
    • новомучеников Тихона, патриарха Московсковского, Владимира, митрополита Киевского, Фаддея, архиепископа Тверского;
    • св. апостола Матфея;
    • мученика Федора Тирона;
    • св. пророка Иоанна Крестителя.

    Кроме того с храмом связано имя священномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Для нее в доме причта были отведены специальные комнаты на тот случай, когда она посещала храм. Святитель Филарет Московский освящал антиминс для одного из приделов, а святитель Иннокентий (Вениаминов) оставил при храме один штат вместо двух, чем улучшил материальное положение местного причта.

    Главная » Расписание богослужений

    Дорогие прихожане, друзья прихода и все остальные добрые люди!

    С 10 мая 2021 г. ЗАПИСЬ на богослужения ОТМЕНЕНА

    . Вы можете свободно приходить в наш храм. Мы по прежнему сохраняем требования социальной дистанции и нахождения в храме в маске, но из-за сокращения числа участвующих в богослужениях можем принять всех пришедших.

    Если у вас возникли какие-либо вопросы, вы по прежнему можете связаться с Ликой Данюшиной по телефону +7 926 87 87 697 или по приходскому номеру и всё прояснить.

    Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

    Храм Живоначальной Троицы расположен в одном из районов столицы, в Хорошево-Мневниках. Построили его по приказу Бориса Годунова, имеющего здесь вотчину, а архитектором церкви считают Федора Коня. В советские времена храм был закрыт, но сегодня он отреставрирован – строению вернули его первоначальную строгую красоту. Побывать здесь стоит не только верующим, но и тем, кто интересуется русским церковным зодчеством.

    Где находится храм

    • Расположена эта церковь в Москве, в районе Хорошево-Мневники, на Карамышевской набережной, строение 15.
    • Связаться с храмом можно по телефонам: 19-99-605, 12-73-029, код – 499, а также 15-84-062, код мобильного оператора – 916.

    Как добраться до церкви Живоначальной Троицы

    Сделать это можно как на такси или собственном авто, так и при помощи общественного транспорта.

    • Удобнее всего доехать до метро Щукинская, после чего сесть на трамвай №30 или 28. Выходить следует на конечной трамвайной остановке.
    • Троллейбусом № 59, сесть на который можно на станциях метро Сокол или Октябрьское поле, тоже нужно доехать до конечной.
    • Если вам удобнее добираться от метро Полежаевская, тогда садитесь на троллейбусы №86, 20, 65, 21, 35 или автобусы №155, 48. Выходить из них нужно на остановке улица Живописная, после чего перейти по подземному переходу на другую сторону шоссе.
    Читайте также:
    Орловская митрополия: история и описание, наследие, состав и отделы

    Посещение храма, режим его работы

    Побывать в этой церкви можно ежедневно, поскольку богослужения проводятся здесь каждый день. Обратите внимание, что храм является действующим, поэтому здесь следует соблюдать тишину, отключать мобильные телефоны во время пребывания внутри.

    Расписание богослужений в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве

    День недели Богослужение Время начала
    Понедельник-четверг Утреня, Часы, Литургия
    Молебен о здравии
    8.30
    10.30
    Пятница Утреня, Часы, Литургия
    Молебен о здравии
    Вечерня
    8.30
    10.30
    17.00
    Суббота Литургия
    Молебен о здравии
    Всенощное бдение
    8.40
    10.30
    17.00
    Воскресенье Ранняя Литургия
    Поздняя Литургия, молебен о здравии
    Вечерня, акафист
    6.40
    8.4017.00

    Если вы решили посетить храм Живоначальной Троицы в Хорошево-Мневниках в период Великого поста, обратите внимание, что расписание богослужений сдвигается – утренняя служба начинается не в 8.30, а в 8.00 (по будням).

    История церкви Живоначальной Троицы

    1. История храма Живоначальной Троицы началась в конце XVI века, когда в селе Хорошево (ранее эта местность называлась Ходынским лугом), которое было подарено Борису Годунову его братом, Федором Иоанновичем, начали строить каменный собор. Архитектором его считается Федор Конь (мастер, известный строительством Белой стены в Москве, крепости в Смоленске), однако нет точных документальных данных, подтверждающих этот факт. Примечательно, что храм очень похож на малый («старый») собор Донского монастыря, авторство которого тоже приписывают Коню.
    2. Само село привлекало многих российских правителей – кроме храма, здесь возвели в XVIII веке дворец и конный завод. Однако на сегодняшний день именно церковь является одной из достопримечательностей этого района (позже Хорошево слилось со столицей). Поставили ее на берегу реки, на высоком склоне – считается, что предыдущий храм, который был деревянным, находился на том же месте.
    3. Изначально здание было кирпичным, имело два придела, а галереи к нему пристроили потом. Глава храма установлена на пятирядной пирамиде кокошников (такие строения называли «огненными»), причем два нижних ряда были украшены круглыми вставками – исследователи считают, что это были блюда, которые Борису Годунову дарили послы и иностранные купцы. В советское время эти блюда передали столичному Историческому музею.
    4. Как и многие другие церкви, Троицкий храм был закрыт с приходом советской власти – здесь были фабричные цеха, детская консультация, клуб, что не могло не сказаться на внешнем облике строения. Частично отреставрировали его лишь в шестидесятых, а через три десятилетия вернули верующим.

    Фото храма Живоначальной Троицы

    • Церковь выглядит очень уютно и живописно.
    • С высоты особенно хорошо видны пять рядов кокошников, на которых установлена глава.
    • В ходе реставрационных работ храму вернули его исторический облик.
    • Восстановили и колокольню рядом с церковью.
    • В ночное время храм выглядит таинственным и величественным.
    • Сегодня в обновленном храме ежедневно ведутся богослужения.
    • Многие жители Хорошево стали прихожанами этой церкви.

    Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве в интересном видео сюжете

    Храм Живоначальной Троицы, который был построен по велению Бориса Годунова, пережил немало смутных лет, разграблений, пожаров, но сегодня ему вернули красоту, восстановив исторический облик. Приятного просмотра!

    Храм Живоначальной Троицы на Грязех

    Храм Живоначальной Троицы на Грязех — православный храм, находящийся в московском историческом районе Белого города, в Центральном административном округе столицы. Обладает статусом объекта культурного наследия. Современный храм был построен в 1861 году, по проекту архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского, в стилях неоренессанс и историзм. Финансировал строительство известный московский промышленник Евграф Владимирович Молчанов, статский советник и купец 1-й гильдии.

    Храм Живоначальной Троицы на Грязех — панорама Яндекс. Карты

    Здание храма Живоначальной Троицы на Грязех смотрится величественно, но в нем отсутствуют некоторые классические атрибуты культового сооружения. Колокольни и купола его были снесены во времена советского правления. Со стороны улицы Покровка храм украшен большим пилястровым портиком. Крыльцо здания выполнено в необычном стиле, визуально напоминая триумфальную арку. Здание украшено массивным лепным фризом, с использованием растительного орнамента.

    Расписание

    Службы в храме Живоначальной Троицы на Грязех совершаются в праздники, а также по субботам и воскресеньям. По понедельникам совершаются молебны в честь преподобного Давида Гареджийского. По средам проходят молебны у иконы Божией Матери «Три Радости», а по четвергам — акафист в честь святого Николая Чудотворца.

    Литургии проводятся ежедневно, начиная с 8:00. В воскресенье — в 8:30. В будние дни богослужения начинаются в 18:00, в субботу и воскресенье проводятся в 17:00.

    Святыни храма

    Главной святыней церкви является икона Божией Матери «Трех Радостей». В каждую среду икону выносят для поклонения из алтаря и проводится молебен. На эту службу приезжают люди со всего города и окрестностей, чтобы помолиться и попросить помощи у чудодейственной иконы Божией Матери.

    Еще одной святыней храма является икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей. Каждый понедельник совершаются у нее молебны, на которые приезжают люди, чтобы попросить исцеления от болезней, попросить о даровании ребенка и удачных родах. Давид Гареджийский — великий восточно-христианский монах, который помогал женщинам в исцелении их болезней и даровал чудо рождения детей.

    Храму пожертвовали старинную икону в очень плохом состоянии, на которой сохранились только очертания изображений двух святых. Было решено изобразить почитаемых в этом храме святых Петра и Февронию. Эти русские православные святые помогают молящимся им супругам, нуждающимся в решении семейных проблем. В 2004 году из города Мурома были доставлены частицы мощей святых Петра и Февронии, которые прикрепили к их иконе.

    Читайте также:
    Свято-Георгиевский мужской монастырь в Балаклаве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

    В храме также есть икона архиепископа Симферопольского и Крымского, святителя Луки, с тремя укрепленными на ней капсулами. В них хранится частичка его гроба, земля с могилы и частица мощей. Еще в этом храме верующие могут поклониться иконе святого праведника Иоанна Кормянского с частицей его мощей. Здесь же хранится антиминс с частицей мощей священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) Рижского и Латвийского, епископа Русской православной церкви.

    История

    Первые деревянные постройки на этом месте появились в XVI веке. Тогда же была построена и первая церковь, предшественница нынешнего храма. Церковь была документирована 1547 годом и освящена в честь святого архиепископа Василия Великого.

    Название «на Грязех» храм получил из-за своего месторасположения у реки Рачки, которая склонна к большим разливам. Часто в церковном дворе образовывалась большая лужа и была непролазная грязь. Сам поток шел из Поганых, которые сейчас называют Чистыми прудами. В 1759 году Рачку заключили в трубу, проблема грязи решилась, но название храма так и осталось с ним на века.

    Недалеко от церкви в конце XVI века возвели знаменитые Покровские ворота. В 1619 году был построен придел с алтарем и престолом для богослужений во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Еще через 6 лет возвели второй придел Святой Троицы. Когда был построен первый каменный храм, точно неизвестно. Существуют лишь документальные свидетельства того, что в 1701 году здесь происходило строительство новой церкви.

    Неустойчивый грунт приводит к разрушению в 1741 году колокольни и двух трапезных. В 1745 году было решено построить новый храм, но без Васильевского придела. По некоторым известным данным, автором того здания был Иван Федорович Мичурин, известный архитектор, автор «Плана императорского столичного города Москвы». В течение нескольких последующих лет освятили приделы Святой Троицы и Введения Пресвятой Богородицы.

    Разрушения Отечественной войны 1812 года не коснулись храма Живоначальной Троицы на Грязех. Не осталось никаких документальных свидетельств и об утрате церковного имущества. Но в результате полной перестройки Москвы после пожара и военных разрушений, в 1819 году все же началась постройка нового здания церкви. Она была освящена и открылась для прихожан в 1826 году. Нынешний храм построен и освящен в 1861 году. Во время его строительства были использованы фрагменты стен старого здания. В западной части раньше располагалась многоярусная высокая колокольня, которая не сохранилась до наших дней.

    Капитальному ремонту здание подверглось в 1899 году. Стены церкви были заново расписаны, восстановили полностью мраморный иконостас и всю позолоту, совершили закупку необходимой утвари. В 1930 году церковь была закрыта большевиками, ее начали использовать в качестве зернохранилища.

    С середины 1950-х годов церковь начинают использовать в качестве Дома культуры. Для этих целей проводится масштабная перепланировка внутренних стен храма. К северному приделу церкви достраивают третий этаж. Концертный зал расположили в центральном приделе, а на месте алтаря возвели сцену. Зыбкая почва этого места опять дала о себе знать, когда в 1979 году потолок здания покрылся трещинами. Капитальный ремонт производили до 1981 года. После этого, вплоть до 1990-х годов в здании размещался досуговый центр московского областного комитета профсоюзов.

    В 1992 году церковь вернули в лоно Православной церкви. Троицкий придел храма был освящен 14 июня 1992 года, тогда же провели и первую Литургию. Службы проводились только в этой части церкви, актовый зал из центрального придела закончили демонтировать в 2001 году. Центральный придел освятили в январе 2002 года. Полы находились в аварийном состоянии, поэтому понадобился очередной ремонт здания. Во время ремонтных работ была построена современная система отопления. В день Входа Господнего во Иерусалим, который отмечается 4 апреля, в 2004 году было проведено первое богослужение в обновленном храме Живоначальной Троицы на Грязех.

    Как добраться

    Храм Живоначальной Троицы на Грязех расположен на улице Покровка, 13. Рядом находятся три станции метро:

    • «Чистые пруды», «Тургеневская» и «Сретенский бульвар» — отсюда до храма можно пройти пешком, расстояние составляет от 850 до 980 метров. Также есть возможность проехать на автобусе № 3Н или на трамваях 3, 39 и, А до остановки «Покровские Ворота».
    • «Китай-город» — пешком идти до храма от 6 входа около 10 минут (расстояние 840 метров). Можно доехать на автобусах № м3, н3, т25 или 122 до остановки «Покровские Ворота».

    На общественном транспорте до храма Живоначальной Троицы на Грязех можно доехать на трамвае или автобусе. Ближайшие остановки:

    • «Покровские Ворота»: трамваи № 3, 39, А, автобус № 3Н. Пройтись пешком около 110 метров.
    • «Армянский переулок»: автобусы 122, н3, м3, т25. Идти пешком 3 минуты, расстояние 280 метров.
    • «Кинотеатр Звезда»: автобусы № 40 и Б. Пешком идти около 890 метров.
    • «Метро Китай-город»: автобусы № 38, 158, К, м27, м5, м8, н2, н3. До храма нужно пройтись пешком 1,1 километра.

    Чтобы доехать на такси, удобнее всего воспользоваться мобильными приложениями следующих операторов: Maxim, Яндекс. Taxi, Uber, Везёт, Gett, Ситимобил.

    Видео о храме Живоначальной Троицы на Грязех

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: