Спасо-Яковлевский монастырь: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом – величественные храмы над озером Неро

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, д. 44
Дата основания: 1389 год
Основные достопримечательности: собор Димитрия Ростовского, церковь Зачатия Анны, церковь Иакова Ростовского, часовня Иакова Ростовского, колокольня
Святыни: мощи святого Иакова Ростовского, мощи святого Димитрия Ростовского, келейный образ святителя Димитрия – чудотворная Ватопедская икона Богородицы «Отрада» или «Утешение», частицы мощей преподобного Авраамия Ростовского, частицы мощей преподобных Киево-Печерских угодников и других святых, изображение праведных Богоотец Иоакима и Анны, иконы Божией Матери «Умиление-Ростовская» и Шестоковская
Координаты: 57°10’28.4″N 39°23’31.7″E

Древняя история Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает свыше шести сотен веков. После его возвращения верующим в начале 90-х годов прошлого века были проведены большие реставрационные работы на территории и отремонтированы храмы. Монастырь стал первым среди восстановленных в городе. И сегодня он – место паломничества и примечательный туристический объект для многочисленных гостей Ростова Великого.

Общий вид Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Жизнь святителя Дмитрия

Дмитрий родился в 1651 году, в 16 лет постригся в монахи и до 23 лет жил в киевском Кирилловом монастыре. Позже он стал священнослужителем и обрел славу духовного проповедника, посвятив несколько десятков лет составлению жизнеописания святых православной церкви – четырех книг Четьи-Минеи, написанию духовного алфавита, множества драм и стихов.

Последние 7 лет своей жизни (до 1709 года) Дмитрий провел в Ростове. Он очень почитаем верующими России за вклад, внесенный в развитие образования, борьбу с невежеством и пьянством, а также за полемику с приверженцами старообрядческой веры и католицизма. Спустя 48 лет после погребения Дмитрий был причислен к лику святых. Сегодня рака с мощами святителя Дмитрия находится в монастырском Зачатьевском храме.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро

История Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

На берегу озера, где возвышается комплекс современного монастыря, с середины XIII века стояли храмы женской обители. Ее основательницей считается Мария, приходившаяся дочерью князю Михаилу. Она была замужем за ростовским князем Васильком Константиновичем. В 1238 году страшная трагедия вошла в жизнь Марии. Княгиня потеряла супруга, который погиб во время битвы с татарами на реке Сить. Став вдовой, Мария жила в новой Спасо-Песоцкой обители до своей кончины, а незадолго до смерти постриглась в монахини. В честь нее монастырь долгое время называли Княгининым. Сегодня напоминанием о древней женской обители служит сохранившаяся церковь Спаса на Песках.

История мужского монастыря начинается на 150 лет позже женского – в 1389 году. Его стали строить рядом с Княгининой обителью, благодаря решению епископа Ростовской епархии святителя Иакова. Первоначально новый монастырь именовали Зачатьевским, а после кончины Иакова обитель стали называть его именем.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро зимой

Со временем храмы на обеих монастырских территориях ветшали. В 60-х годах XVIII века более богатый женский монастырь был упразднен указом императрицы Екатерины II, а его земли и здания отданы мужской обители. Свежее дыхание монастырской жизни пришло вместе с митрополитом Ионой, который прославился возведением каменного Ростовского кремля. В конце 80-х – начале 90-х годов XVII века митрополит вложил средства в строительство кирпичной церкви над местом погребения святителя Иакова и построил в камне старый Зачатьевский храм. Саму обитель в это время стали числить за Архирейским домом в Ростове, и это спасло мужской монастырь от разорения.

В начале 1700-х годов в монастырских стенах поселился святитель Димитрий, выполнявший в Ростовской епархии обязанности митрополита. Он прожил здесь семь последних лет своей жизни и был похоронен в Зачатьевском храме. Для хранения его мощей императрица Елизавета Петровна заказала красивую сделанную из колывановского серебра раку. Но смерть государыни помешала передать дары в обитель. Поэтому в 1763 году на торжествах, посвященных возложению мощей святителя Димитрия в раку, присутствовала уже новая царица – Екатерина II.

Слева направо: Димитриевский собор, Яковлевская церковь, Зачатиевский собор

Во второй половине XVIII века на монастырской территории выросло много каменных строений, которые заменили обветшавшие деревянные постройки, – ограда с угловыми и надвратными башнями, новые храм и колокольня, а также различные здания для братии и хозяйственных нужд. Чуть позже в монастыре построили огромный храм, освященный в честь Дмитрия Ростовского.

После того, как в 30-е годы XIX века на территории обители возвели заново каменную церковь Иакова, монастырь принял облик, известный нам сегодня. Он вырос в законченный архитектурный ансамбль, восхищавший всех, кто бывал в старинном русском городе, своей массивностью и величием.

Слева направо: Северные ворота, Димитриевский собор

С наступлением нового советского периода в истории России в 1923 году обитель закрыли. А спустя 5 лет запретили проводить богослужения во всех ее храмах. Помещения братских келий передали детскому саду, под квартиры, военную базу и склады. В эти годы монастырь лишился практически всей своей ценной утвари. Лишь в 1991 году обитель вернули верующим, и несколько лет понадобилось для ее восстановления и реставрации.

Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.

Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.

Читайте также:
Толгский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.

Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым. Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.

С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.

Современное состояние и режим посещения Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Сегодня на территории монастыря живет братия из 15 человек. В обители уделяют много времени и сил научно-исследовательской и издательской деятельности – проводят международные конференции и семинары, издают книги по истории Ростова, монастыря и жизни святителя Дмитрия. Здесь есть собственные библиотека, ризничная, иконописная и производственные мастерские, Школа искусств и музыки, а также воскресная школа. Кроме того, на территории постоянно проводятся локальные работы по реставрации и ремонту зданий.

Для обеспечения монастырского хозяйства существуют пекарня, прачечная, просфорная, баня, а также ведутся работы на собственных огородах, сенокосных лугах и скотном дворе. Для всех желающих монастырь продает вкусный хлеб собственной выпечки, который внешне похож на высокий пасхальный кулич.

Слева направо: Южные (Водяные) ворота, Юго-восточная башня

Попасть на территорию монастыря можно в любой день свободно, всем желающим – и паломникам, и туристам. Здесь разрешено бесплатно вести любительскую фото- и видеосъемку. А для организованных групп проводятся экскурсии. Туристы могут побывать на одной из башен монастырских стен, с которой открываются великолепные виды на озеро, храмы и весь монастырский комплекс.

Прогулка по обители очень приятна. Ее территория вымощена аккуратными дорожками. Внутри монастырских стен есть собственный молодой яблоневый сад, а также красиво оформленные цветники, газоны и аллеи ягодных и декоративных кустарников. В центре, над источником построена деревянная часовня.

Часовня Иакова Ростовского над Святым источником

Утренние службы в храмах монастыря проходят по будним дням в 7.30, а по выходным и праздникам – в 9.00. Вечерние службы – ежедневно в 17.30.

Как добраться до Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

Монастырь расположен в Ростове Великом на берегу озеро Неро по адресу: улица Энгельса, 44.

На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города – 220 км, а от Ярославля – 55 км. Доехав до ж/д вокзала, нужно свернуть к городскому центру. Отсюда, следуя по улице Луначарского, выехать к Ростовскому кремлю. А от кремля – двигаться по ул. Ленина до перекрестка с ул. Московской, где повернуть влево к озеру Неро. Вскоре открывается панорама монастырских стен.

Слева направо: Настоятельский корпус, Трапезный корпус, Келейный корпус

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. Из центра Ростова к обители можно подъехать на рейсовых автобусах или маршрутках.

Ростов Великий – мужской Спасо-Яковлевский монастырь и Четыре женских судьбы

Миллион людей подъезжал к Ростову со стороны Москвы. И миллион сердец замирал на мгновенье, когда за гладью озера Неро видел стройные колокольни и зеленые купола. Мы ехали по Московской дороге зимой, по правую сторону, там, где полагалось быть озеру, расстилалась белая гладь, за ней открывалось величественное виденье храмов. «Это ростовский кремль», – ахнула я и впилась глазами, стараясь различить подробности. Но дорога сворачивает, и это еще не кремль. А виден был удивительно красивый Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом, знаменитый своими святынями. И еще необычным расположением и очень длинным названием.

О расположении и названии

Полное наименование монастыря звучит так – Спасо-Яковлевский Димитриев мужской. Что означает длинный набор слов? И еще вопрос – почему один из его храмов находится за пределами монастырских стен? Начнем с названия. Точнее, с конца названия.

Многие улыбнутся: «Ну, то что мужской – понятно, раз там живут только мужчины».

А вот сами монахи так никогда не скажут. Во-первых, они приходят в монастырь НЕ жить, но – спасаться. А во-вторых, неверно утверждать, что там находятся одни мужчины. Нет обителей только с монахами-мужчинами или исключительно с женщинами-монахинями.

Дело тут вот в чем: любое церковное таинство проводится только священником-мужчиной. Поэтому для совершения обрядов мужское присутствие обязательно в женском монастыре, с другой стороны, в мужских монастырях всегда есть мирские женщины, выполняющие те или иные работы, к примеру, на кухне или в пекарне.

Недавно узнала вовсе удивительное: оказывается, на Житомирщине вот уже полвека существует – и не католический, а православный! – Мужской, и, одновременно, женский монастырь. В тихом пристанище Свято-Георгиевской обители поселка Городница вместе молятся и трудятся 46 сестер и 40 братьев …

Читайте также:
Протоиерей Александр Шаргунов: биография священника, книги и проповеди, труды

Идем дальше. Благодаря обретенным в 1757г. мощам митрополита города Ростова Димитрия, в знак уважения к этому святому, к названию добавилось Димитриев.

А ранее, в 1389 году в Ростове занимал епископскую кафедру Иаков. Любопытный момент: Был он НЕ только современником заступника и молитвенника земли русской преподобного Сергия , но и его земляком.

Высоко взлетел Иаков, выходец из простых крестьян, за благочестивую жизнь свою удостоился быть поставленным епископом. Но судьба предназначила ему неожиданно отложить все апостольские дела и основать маленькую обитель, которая потом пышно разрастется в Спасо-Яковлевский монастырь Ростова Великого.

Случилось так, что в эту пору была осуждена на казнь некая ростовская женщина. За какие провинности последовало столь строгое наказание, летопись умалчивает, туманно называя их «беззакониями». Но несчастная бросилась к ногам Иакова, умоляя о снисхождении. Глава епархии проявил милосердие и «не выдал ее на смерть», избрав карой преступнице покаяние.

Это так возмутило ростовского князя и граждан города, что они изгнали сразу ставшего неугодным епископа.

Изгнанный Иаков вышел к озеру, снял свою святительскую мантию, расстелил ее на воде, встал на нее и поплыл. Люди бежали по берегу вслед за чудом и умоляли простить их. Плащ пристал к берегу, святой простил раскаявшихся ростовчан, забыл нанесенную ему обиду, но назад в город не вернулся. Так на этом месте возникла святая обитель, в которой соорудили братские кельи с деревянной церковью в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Здесь же в Яковлевском монастыре и закончил Иаков свои дни.

Но, надо заметить, вблизи незапланированно возникшей обители, вот уже больше века существовал еще один монастырь – Спасо-Песоцкий. Его, в самый разгар монгольского нашествия, основала необыкновенная женщина – ростовская княгиня Марья Черниговская. Из всего монастырского ансамбля до нас дошло единственное сооружение – Спасо-Преображенский собор, перестроенный в камне в XVII веке.

В 1765 году императрица Екатерина Великая упразднила древнюю обитель Спаса на Песках. Земли отошли государству, а все храмы и здания, ему принадлежавшие, были приписаны к Спасо-Яковлевскому Дмитриеву мужскому монастырю. Принадлежать-то они стали, но физически так и остались на прежнем месте. Вот почему так оказалось, что Церковь Спаса Преображения находится вне каменной стены с башнями, ограждающей существующую обитель.

Мария Черниговская

Основательница Спасо-Песоцкого или как его называли в народе, Княгининого монастыря, заслуживает хотя бы небольшого рассказа. Кто она и какой она была?

Умная и деятельная женщина. Почтительная дочь князя Михаила Всеволодовича, вошедшего в историю как Михаил Черниговский. Любящая жена князя из Ростова Василько Константиновича. Хорошая мать, вырастившая двух прекрасных сыновей. Дальновидный политик и миротворец. Родственница Александра Ярославовича, того, который станет Невским. Составительница летописей с включенными туда прочувствованными повествованиями о подвигах и доблести людей русских.

Княгиня Марья и князь Василько обвенчались в 1227 году. Как спустя почти восемь веков узнать, что чувствовали друг к другу молодые? Хроники об этом не пишут … Но многое говорит за то, что чета в своей семейной жизни была счастлива. У молодых супругов появился сначала сын Борис, а потом родился второй – Глеб …

Русским князьям в этом веке катастрофически не хватало единства, амбиции и гордыня мешали им действовать сообща. Поэтому имена, данные княжеским детям – Борис, Глеб – имели глубочайший смысл, очевидный людям того времени.

Но пришел 1237 год и на русскую землю обрушилось несчастье – нахлынули орды Батыя. В битве на реке Сить погибает мученической смертью князь Василько Ростовский. Мария Черниговская становится вдовой в 25 лет, детям ее в это время было – старшему 7 лет, младшему не было и двух. Она берет в свои руки управление княжеством и до совершеннолетия сыновей разумно правит им.

Ростовские летописи середины XIII века – необычны, они содержат много поэтичных сведений, касающихся личности князя Василька, подробностей о героической и мученической смерти от рук татар Михаила Черниговского. Мария получила их из первых рук, от сына своего Бориса, бывшего очевидцем гибели деда в орде. Написанные любящей и талантливой рукой, ее летописи имеют прямое отношение к канонизации дорогих ей людей и к почитанию их между прочими общерусскими святыми.

Снова митрополит Иона Сысоевич

Вторая половина XVII века – сложное время церковного раскола. Царь и патриарх сделали трудный выбор – отказаться от некоторых устоявшихся традиций и подчиниться канонам, существующим в остальном православном мире.

Церковные реформы самих основ православной веры не затрагивали, лишь касались унификации обрядов, служб и богослужебных книг. Например, среди большей части православных народов было приято креститься тремя перстами, а в московских традициях было использовать двуперстие.

Нововведения не всеми принимались мирно, была масса недовольных, которых жестоко преследовали.

Иона Сысоевич, как архипастырь, старался удержать паству от возможного падения в ересь, укрепить доверие ее к Русской Церкви, для этого сооружал новые храмы и заботился о проведении в них богослужений, соответствующим установленным канонам. Его зодчие в разных местах епархии возвели и восстановили более пятидесяти храмов.

В ростовском Спасо-Яковлевском монастыре Иона Сысоевич распорядился перестроить деревянный Зачатьевский собор, сделав его каменным, и расписать его стены замечательными фресками. Его стараниями над могилой святого Иакова поднялся каменный придел к церкви.

Димитрий Ростовский

Ростов Великий и, в частности, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, привлекает множество туристов и паломников.

Для паломников особый интерес представляют жившие здесь подвижники Русской православной церкви. Именно в этом городе жил особо почитаемый среди них Дмитрий Ростовский – единственный русский святой живший и канонизированный в XVIII веке. Именно в этой обители по сей день хранятся его чудодейственные мощи.

Читайте также:
Георгиевский собор Юрьева монастыря: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Дмитрий Ростовский появился на свет недалеко от Киева в 1651 году в семье казацкого сотника. Мальчика в одиннадцать лет определили в учебное заведение – Киево-Могилянскую коллегию, получившую к этому времени признание. Многие молодые люди предпочитали учиться в ней, нежели получать образование в Польше. Коллегия прославилась своими выпускниками – проповедниками, учеными, государственными деятелями.

В неполные 17 лет юноша стал монахом. Пошли годы самообразования: чтения, переписывания священных книг, сочинений на заданные темы, опытов проповедничества. Оказалось, что у Дмитрия, кроме глубоких познаний, есть дар живого слова – проповеди его хотели слышать жители всех окрестных мест. Для православия того времени на территории Малороссии это было важно – католическая церковь активно теснила нашу религию.

Образованный и талантливый молодой человек обратил на себя внимание, и вот уже император Петр I вызывает его в Москву. А оттуда Дмитрий Ростовский направляется в качестве митрополита в Ростов Великий. В то время идет 1702 год.

В ростовской епархии сказаны им известные, самые лучшие и прочувствованные проповеди. Здесь он много ездит и ходит пешком, просвещая и обучая основам православной веры и нравственности, открывает свою знаменитую школу для детей всех сословий, помогает бедным и обездоленным.

Тут он пишет свои богословские трактаты, заканчивает свой двадцатилетний труд по написанию Жития святых – «Четьи Минеи», сборник из 12 томов для ежедневного чтения в каждый месяца года. Гоголь назвал его «любимейшим чтением русского народа», а великий Пушкин – «чтением вечно живым».

Святитель Димитрий преставился в 1709 году и был похоронен в Спасо Яковлевском монастыре Ростова Великого. Через полвека были обретены его мощи, при этом были зафиксированы многочисленные исцеления, а обитель стала известна всей России …

Великая княгиня Елизавета Федоровна

Приходили сюда простые люди, приезжала на обретение мощей святителя Димитрия всероссийская императрица Екатерина II. На трехсотлетие Дома Романовых здесь побывали император Николай II, его дочери и цесаревич.

Из последних Романовых в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре еще была Великая княгиня Елизавета Федоровна, ныне причисленная к лику святых новомучеников. Два раза приезжала она сюда со своим супругом, потом побывала еще раз, уже будучи настоятельницей Марфо-Мариинской обители. В последний раз она увидит Ростов и поклонится его святыням из арестантского вагона, на пути в Сибирь, к месту своей гибели.

Гордость русской архитектуры Яковлевский монастырь Ростов Великий

На юго-западе города Ростов Великий за каменными стенами с башнями находится Спасо-Яковлевский монастырь. Удивительное впечатление производит он: белоснежный, с зелеными крышами, со стилизованным под готику декором башен, с завершениями храмов в стиле барокко и в традиционном многоглавии.

Древнее озеро Неро добавляет ему очарования и долю таинственности. Никто не останется равнодушным, глядя с крепостной стены на расстилающиеся внизу изумительные виды. Внутри монастыря бросается в глаза, что все здесь обустроено с тщанием и любовью. Замечу, кстати, люди здесь необычайно приветливы …

Важные постройки монастыря:

  1. Церкви:
  • Зачатия Анны
  • Иакова Ростовского
  • Спаса Преображения
  • Собор Димитрия Ростовского
  1. На стенах:
  • Северные ворота
  • Южные ворота (Водяные)
  • Юго-западная (смотровая) башня
  • Колокольня
  1. Другие строения:
  • Часовня с источником Иакова Ростовского
  • Настоятельский корпус
  • Трапезный корпус
  • Келейный корпус

Три храма выстроились в один ряд вдоль восточной стороны Спасо-Яковлевский монастыря Ростова. Это пятиглавый Зачатьевский, вплотную стоящий к нему Иаковлевский и Димитриевский. Наиболее интересными являются храм во имя Зачатия св. Анны и Дмитровская церковь.

Самая старая монастырская постройка – сделанная по заказу митрополита Ионы Зачатьевская церковь. Вид ее с того времени изменился, ее существенно перестраивали в XVIII и XIX веках, но росписи внутри сохранились со времен Ионы III. Она сияет центральным золотым куполом и еще четырьмя малыми – синими со звездами. Что означает эта символика можно Посмотреть в Этой стать е.

Прасковья Жемчугова

Дмитриевский собор – портик со ступенями из белого камня, колонны с капителями, скульптуры мучеников в нишах, лепные барельефы – построен на средства беспримерно богатого графа Шереметьева. Поэтому его иногда называют Шереметьевским.

Считается, что он построен по обету, связанному с трогательной и грешной любовью Николая Петровича к ярославской Золушке – талантливой крепостной актрисе и певице Параше Жемчуговой.

Ярославская она постольку, поскольку все три существующие версии о месте ее рождения ведут к поселку Борисоглебскому, что под Ростовом.

Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская

В 1824 году разобрали каменный придел у Зачатьевского собора и построили Яковлевский храм. Образцом для него послужил Дмитриевский собор. В этом был заложен определенный подтекст – каждый из них посвящен великому святому, которых разделяют века, но объединяет та помощь страждущим, которую оказывают они припадающим с надеждой к их святым мощам.

Строили этот храм на деньги молодой графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, единственной дочери знаменитого сподвижника Екатерины II – Алехана Орлова, вероятного убийцы ее супруга Петра III и похитителя несчастной княжны Таракановой.

Второй такой невесты не было в России. Рядом с ней всегда было много претендентов на ее девичье сердце, и, будем говорить прямо, на то многомиллионное приданое, что шло в комплекте с сердцем. Но отец не торопил ее с замужеством.

А потом Алексей Григорьевич неожиданно быстро умер. Анне в это время было 22 года. С его смертью привычный мир девушки рухнул и все вокруг для нее опустело – так много значил в ее жизни отец, укрывавший ее ото всех жизненных невзгод, словно могучий дуб под своей кроной.

Нет слов, чтобы выразить масштаб того богатства, что стало принадлежать этой девушке. Но она унаследовала от отца не только огромное состояние, но выдержку и твердость характера. Толпа воздыхателей продолжала расти, но сердце ее затрепетало только один раз – тогда, когда она встретила графа Николая Каменского. Но что-то не сложилось в их отношениях …

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Йошкар-Оле: описание и адрес храма, история, как добраться

Тогда графиня, отвергнув всех женихов, решает посвятить себя делам благотворительности и религии. Она отправляется по монастырям на богомолье – сначала в Киев, а потом в Ростов в Спасо-Яковлевский монастырь. Сюда она будет регулярно ездить до 1820 года.

Пока в ее жизни не произойдет знакомство с одиозным Петром Никитичем Спасским, известным как архимандрит Фотий. Он будет оказывать на графиню мощнейшее влияние, подчинит ее волю, поработит душу, получит в свои руки ее состояние.

Их отношения станут неразрешимой загадкой, объектом пристального интереса и сплетен для современников. Но это уже другая тема и монастырь другой …

Другие достопримечательности

Существующая ныне каменная стена с четырьмя восьмигранниками башен сооружена в XVIII веке. Для входа в монастырь предусмотрены двое ворот. В стену ограды встроена высотная доминанта обители – трехъярусная колокольня со шпилем. Между нею и храмами расположен древний монастырский погост. У противоположной монастырской стены разместились братские кельи и покои наместника. За стеной находятся хозяйственные постройки и Спасо-Преображенский храм.

В центре двора стоит небольшая часовенка, в которой бьет святой источник. Водичку можно набрать бесплатно, на вкус она своеобразная, говорят в ней большое количество железа.

История обители насчитывает немало перенесенных бед: ее грабили и жгли татары, во времена смуты – польские интервенты, после революции закрыли и запретили здесь богослужения. Долгое время в ее зданиях были склады, жилые помещения, учреждения.

С 1991 года здесь снова живут монахи. Их 18 человек, они ведут службы, занимаются хозяйством, пишут иконы.

Ростов Великий Спасо-Яковлевский монастырь и его святыни

Главными святынями, хранящимися здесь, считаются:

  • Митрополита Ростовского Димитрия святые мощи.
  • Епископа Ростовского Иакова мощи, покоящиеся под спудом.
  • Архимандрита Ростовского преподобного Авраамия, сокрушившего идола Велеса и основавшего Богоявленский монастырь, перенесенные сюда мощи.
  • Особенно чтимый список с чудотворной иконы Божьей матери из Ватопедского монастыря, что на Афоне.

Ничего не поделаешь: проходит время, тускнеют и уходят из памяти какие-то детали поездки в Ростов Великий, но вот в чем я уверена – то общее радостное и светлое впечатление, полученное от посещения Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, еще долго будет греть душу. ..

Спасо-Преображенский собор
в Переславле

Спасо-Преображенский собор Переславля не удивит путешественников помпезным и нарядным видом. Скорее наоборот: туристам, не знакомым с исторической значимостью достопримечательности, религиозная постройка может показаться весьма скромной, а то и даже суровой. На просторах сети её даже сравнивают с немногословным и могучим стражем, охраняющим город.

Но не подумайте, приземистость и лаконичность продиктована отнюдь не бедностью архитектурной мысли. Просто такой облик полностью соответствовал суровому духу своего времени. Мощные стены из белокаменных блоков, луковичная глава, венчающая барабан с прорезанными арочными окнами, и четырёхстолпная конструкция — основные архитектурные черты, характерные для православных храмов Древней Руси, нашли своё отражение и здесь. Но важное историческое значение заключается в другом.

А с недавних пор переславская достопримечательность претендует и на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Спасо-Преображенского собора в Переславле

Только представьте: возраст религиозной постройки уже давно перевалил за 850 лет. Заложенная в 1152 году ещё при князе Юрии Долгоруком, она была полностью достроена спустя пять лет, в 1157-м, но уже при Андрее Боголюбском.

Белокаменный храм был свидетелем и участником важных исторических событий: в его стенах напутствовали воинов, крестили переславских правителей, в том числе и князя Александра Невского, здесь же они впоследствии нашли и последнее пристанище.

Такие выводы учёным позволили сделать обнаруженные в соборе надгробия и саркофаги. Помнит постройка и Сергия Радонежского, принявшего здесь сан игумена, и многочисленных захватчиков — была разграблена татарами шесть раз. А в XVII веке сильно пострадала от рук польских панов-интервентов.

После каждого нападения будущая переславская достопримечательность, скорее всего, ремонтировалась и возобновлялась. Скорее всего, потому что скупая хроника постройки хранит не так много сведений.

Но доподлинно известно, что Спасо-Преображенский собор был настоящим кладезем древнерусской культуры. Вот только до наших дней дошли далеко не все артефакты. Часть сохранившихся ценностей передана в Третьяковскую галерею и Оружейную палату в Москве, а также Отдел рукописей в Санкт-Петербурге, вторая — хранится в Переславском музее-заповеднике, филиалом которого сейчас и считается храм.

Внутри Спасо-Преображенского храма

Среди всей этой аскетичности выделяется мраморная алтарная преграда с иконами нового письма, выполненная в псевдовизантийском стиле. Вот только такое художественное оформление изначально не было присуще постройке — появилось вместо деревянного иконостаса после реставрации в 1891–1894 годах.

В то же время религиозная святыня лишилась и фресок XII столетия. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» признали не представляющими никакой художественной ценности и уничтожили. Их место заняли масляные росписи.

Интересующиеся древнерусской архитектурой могут увидеть скрытые конструкции. Это возможно только во время проведения реставрационных работ. Чтобы было проще ориентироваться, в соборе установлен планшет с планом основных объектов. Правда, попасть в Спасо-Преображенский собор в Переславле не так просто — работает только в летний период.

Граффити и надписи

В отличие от интерьера, который можно оценить только в летний период, надписи и граффити доступны в любое время года — находятся с внешней стороны строения.

Так, в 2015 году при снятии штукатурки с южной апсиды специалисты обнаружили уникальное послание. Оно касается событий 800-летней давности — убийства владимирского правителя Андрея Боголюбского. Сообщение содержит имена преступников. 3D-модель помогла исследователям расшифровать сильно повреждённые буквы. Учёные назвали этот обвинительный текст древнейшим письменным памятником Северо-Восточной Руси.

Читайте также:
Александро-Невский собор в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Интерес вызвали и граффити, изображающие бегущего человека, над головой которого высится фантастическое существо. Рисунок сопровождает последовательность из пяти букв и надпись: «Но не всем ладно. Игнат писал». По мнению специалистов, похожие граффити не были распространены на Руси, в отличие от западноевропейских стран.

Большая часть текстов вырезана на стенах здания на высоте до двух метров от фундамента. Сейчас их расшифровкой занимаются лингвисты и архитекторы.

Как добраться

Собор находится на территории местного кремля. Точный адрес: Красная площадь, 1а. Координаты на карте: 56.736623, 38.852064. Место часто посещают с экскурсионной программой, которая входит в маршрут Золотого кольца. Но добраться можно и самостоятельно, например, на автобусах, автомобиле или такси.

На автобусах из Москвы: до родины Александра Невского транспорт отправляется практически каждый час. Подходят автобусы, следующие как до Переславля-Залесского, так и до Ярославля и Костромы. Время в пути составляет примерно два часа.

На автобусах: расстояние от автовокзала до достопримечательности составляет меньше пяти километров. Его можно пройти пешком, а можно доехать на № 7, 6, 1, 5. Выходите на остановке «Завод ЛИТ».

На автомобиле: из Москвы поезжайте на северо-восток по Е115. Дорога займёт два часа. Из Ярославля — чуть меньше двух часов. Двигайтесь по той же трассе «Е115». Заезжать к пункту назначения можно по Валовому Кольцу, но здесь стоянка запрещена, или по Садовой улице.

Из Ярославля:

Из Москвы:

На такси: доступны сервисы «Яндекс. Go», «Зеленоглазое», «Новое».

Спасо-Преображенский собор на панораме Yandex: вид снаружи

Преображенский собор Переславля на видео (с 07:26):

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Спасо-Преображенский собор — самая древняя постройка в Переславле-Залесском, одном из городов Золотого кольца России. Второе название — Старый собор. Располагается на главной, Красной площади города.

Возведенный в середине XII века, Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского является древнейшим зданием не только этого города, но и всей округи. Он возведен в середине XII века. Ближайший его ровесник — белокаменный храм свв. Бориса и Глеба — находится в Кидекше под Суздалем

Спасо-Преображенский собор — ровесник Переславля-Залесского, под 1152 годом летописи говорят об основании Переславаля, а в нем — Спасо-Преображенского собора.

Преображенский собор в Переславль-Залесском сложен из белого камня, причем техника кладки очень высока: тщательно отесанные белокаменные блоки клали поч ти насухо, в два ряда, а промежуток между ними заполняли раствором с обломками камня (полубуговая техника, характерная для многих средневековых построек).

Преображенский собор в полной мере разделил с Переславлем-Залесским его непростую судьбу.

Все более или менее важные исторические — гражданские и церковные — события, происходившие здесь, все бедствия, постигавшие город, отражались и на этом храме или в нем самом происходили. Так, по смерти Андрея Боголюбского, Ярополк Ростиславич в Спасском соборе берет с жителей Переславля клятву на верность; здесь же затем в 1201 году принимает Переславское княжение Ярослав Всеволодович; здесь была усыпальница Переславских князей, гробницы коих отчасти сохранились и доселе. В 1354 году здесь принял священническое рукоположение преп. Сергий Радонежский. При неоднократном разорении города врагами страдала и главная святыня его — Спасский собор.

Одно время Переславль фактически являлся главным городом северо-восточной Руси: здесь имел пребывание князь Дмитрий Александрович (1250—1294), с 1276 года занимавший великокняжеский стол. Это, конечно, очень возвышало статус Спасского собора. В Преображенском соборе Дмитрия Александровича и похоронили.

Александр Невский, также имел непосредственное отношение к Преображенскому храму: рожденный в Переславле, он был в соборе крещен, не раз приезжал сюда с богомольными целями Иван Грозный.

Любил Переславль и Петр I — главным образом, за его обширное озеро, где на заре своего царствования он затеял сооружение «потешной» флотилии.

А потом Преображенский собор жил ни чем не примечательной жизнью обычного приходского храма.

В 1920-е годы Спасский собор «изъяли» у верующих. О разрушении его, конечно, никто разговоров не заводил, но больше десяти лет он стоял в запустении, что самым гибельным образом сказывалось на нем.

года, в нем открылась выставка, посвященная Александру Невскому, вскоре, «по многочисленным просьбам трудящихся», превращенная в постоянно действующий музей.

Во второй половине XX столетия в соборе проводились очередные реставрационные мероприятия — именно в это время со стен удалили масляную роспись 1890-х годов. Мраморный иконостас решили не трогать, оставили. А фрески, между прочем, так и «не восстановились».

Православные храмы Переславль-Залесского.

Собор — ровесник города, в котором стоит

Его строительство началось в тот же год, когда был заложен Переславь-Залесский, — в 1152. Строили его мастера из Юго-Западной Руси, привезенные Юрием Долгоруким. Завершен собор был в 1157 году, при сыне Долгорукова — Андрее Боголюбском.

Это одноглавый крестовокупольный храм с тремя апсидами, сложенный из белого камня. Достаточно простой по форме, имеет аскетичный вид и небольшой размер. Высота стен — 21 м. Скромные окна-глазницы расположены по всему периметру здания. Был предназначен для нужд гарнизона города и княжеского двора.

Апсида — выступ здания, по высоте ниже его основной части, имеющий собственное верхнее покрытие в форме полукупола или полусвода.

Храм был освящен в честь православного праздника Преображения Спаса, поэтому и получил такое название. Спас на Руси олицетворял могущество бога и княжеской власти, особо почитался в северо-восточной части страны.

Подвергался многочисленным татарским набегам, в ходе которых постоянно разорялся. Среди уцелевших ценностей — серебряный сосуд — дар Юрия Долгорукова, который находится сейчас в Оружейной палате в Москве, а также икона кисти Феофана Грека «Преображение», ныне переданная в Третьяковскую галерею.

Ранее внутри был украшен фресками, но они были признаны не представляющими художественной ценности и счищены. Сейчас внутри собора белые стены.

Читайте также:
Пестов Николай Евграфович: биография, творчества и книги, труды

Храм не действующий, является филиалом городского музея и частью ансамбля Красной площади.

Архитектура и убранство сооружения

Современный храм представляет собой сооружение около 21 м высотой (пятиэтажный дом размером 20 метров). Это здание относится к одноглавым церквям и имеет 4 столпа.

Внешний вид

Как внешне, так и внутренне храм довольно прост и строг. Основание купола – барабан, украшен кирпичной кладкой под углом – поребриком, а также городчатым поясом – полоска орнамента со ступенчатыми висячими зубцами. Старый земляной вал, окружающий это величественное здание, сохранился в отличном состоянии.

Настенные граффити

Когда проводились реставрационные работы в 2000-х гг., на стенах были обнаружены настенные граффити. Правление и неудачи Андрея Боголюбского не устраивали жителей города. Случился заговор, и князь был убит. Об этом событии рассказывает граффити (надпись). Причем на ней указаны имена тех, кто был причастен к заговору и непосредственно к убийству.

Внутреннее оформление

Раньше в храме находился деревянный иконостас, но его пришлось заменить во время реставрации в 19 веке. Теперь здесь расположилась алтарная преграда из мрамора. Ее выполнили в псевдо-византийском стиле и украсили росписями.

Эта преграда в старину освещалась факелами Хореса. Это такая лампа, которая состояла из двух чаш. На нижнюю крепились подсвечники. Две чаши были скреплены тонкими металлическими цепочками, а сама лампа крепилась к своду специальными крюками.

Святыни храма

К святыням храма относятся:

  1. Икона «Преображение». Создана в 15 веке. По некоторым данным написана Феофаном Греком. Ее можно увидеть в Третьяковской галерее.
  2. Фрагмент росписи фрески – изображение апостола Симона.
  3. Церковная серебряная чаша (потир), датированная 12 веком. Ее можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.
  4. Печать архимандрида, датированная 13-14 веком.

Фрески и иконы

Во второй половине XII века собор был расписан фресками. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» обнаружил в 1862 году краевед и архитектор Н. А. Артлебен.

Во время реставрации собора в 1893—94 годах древние фрески были сняты мелкими кусками, уложены в ящики и укрыты в холодном сарае в беспорядке. В 1895 году Археологическая комиссия признала фрески не заслуживающими дальнейшего сохранения.

Сохранившийся фрагмент росписей (поясное изображение апостола Симона) сейчас находится в Историческом музее Москвы.

Не представлявшие значительной художественной ценности фрески XIX века счищены. Сейчас внутри собора белые стены.

Из переславского собора происходит исключительная по своим художественным достоинствам храмовая икона «Преображение» начала XV века, приписываемая кисти Феофана Грека (ныне — в Третьяковской галерее).

Граффити Спасо-Преображенского собора

При реставрации Спасо-Преображенского собора на его стенах было обнаружено несколько древнерусских граффити. Среди граффити была найдена уникальная надпись-сообщение XII века об убийстве князя Андрея Боголюбского и список имён его убийц:

Следы большого текста, процарапанного на южной апсиде, были найдены уже осенью Надпись была покрыта слоями грязи и краски и нуждалась в реставрации. был найден уникальный текст, касающийся событий 800-летней давности — убийства владимирского князя Андрея Боголюбского.

Учёные сообщают, что это документ является древнейшим датированным письменным памятником Северо-Восточной Руси.

Внутренняя роспись, убранство и иконы

Интерьер храма также прост, как и его внешняя отделка. Во второй половине XII века внутренние стены собора расписали фресками. К большому сожалению, они были утрачены во время реставрации храма в 1893 году. Только два небольших фрагмента росписей удалось сохранить. И теперь они экспонируются в государственном Историческом музее. Более поздние фрески, выполненные в XIX веке, не представляли особой художественной ценности, поэтому при современной реставрации были зачищены. И сейчас на стенах Спасо-Преображенского собора никаких росписей нет. В XIX веке в соборе установили новый иконостас из мрамора в псевдовизантийском стиле, который сохранился до наших дней.

В 30-е годы прошлого века здесь также проводились большие реставрационные работы. Во время них были найдены желтые, зеленые и коричневые напольные плитки, выполненные из майолики. Такие же плитки белого цвета с голубым орнаментом, по мнению реставраторов, скорее всего, украшали церковные хоры.

Вид на собор с крепостного вала

Одной из чудом сохранившихся реликвий стал серебряный портир XII века (церковная чаша), которую передал в дар собору Юрий Долгорукий. Хотя часть исследователей считает, что этот портир сделан владимиро-суздальскими серебряниками позднее – в XIII веке, и был подарен храму внуком Юрия Долгорукого – Юрием Всеволодовичем. Гладкая чаша имеет простую форму и украшена искусно вырезанными на серебре медальонами, на которых изображены христианские святые. А по ее венцу проходит надпись. Сейчас этот драгоценный портир хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

А Третьяковская галерея экспонирует одну из самых известных храмовых икон собора – «Преображение Господня», написанную знаменитым иконописцем Феофаном Греком в 1403 году. Во всем мире она признана шедевром русского иконописного искусства. В Москву эта икона попала для реставрации в 20-е годы прошлого века, да так и не была возвращена в Переславль. И сегодня в Спасо-Преображенском соборе выставлена ее точная копия.

Этот древний храм продолжает удивлять исследователей и историков и сегодня. В 2014 году в нем проводились работы по укреплению фундамента, и в ходе них была обнаружена печать архимандрита XIII-XIV века.

Только цифры

5 — всего пять первых белокаменных храмов было в Северо-Восточной Руси, и этот — единственный сохранившийся в первоначальном виде.

1220 г. — в палатах рядом с собором родился Александр Невский. Позже его здесь крестили, а затем венчали. Перед собором в 1958 году был установлен памятник этому великому полководцу.

1352 г. — здесь был благословлен на игуменство преподобный Сергий Радонежский.

13 — 14 вв. — это место стало усыпальницей русских князей: Великого князя Владимирского и Переславского Дмитрия Александровича (сына Александра Невского) и Ивана Дмитриевича (внука Александра Невского).

Читайте также:
Священник Валерий Духанин: биография протоиерея, здоровье, служба в церкви и труды

Галерея

В 2003 году чёрная глава собора была окрашена в зелёный цвет

Надпись с сообщением об убийстве Андрея Боголюбского

Другие церкви и храмы Переславля-Залесского

В Залесском можно увидеть множество церквей и храмов. Если вы решили ехать в этот город, то обязательно посетите и другие храмы.

Покровская церковь

Посещение возможно ежедневно с 8-00 до 12-00. Церковь интересна как внешним, так и внутренним интерьером. Выполнена в стиле барокко. Обязательно обратите внимание на евангелие 1701 года и напрестольный крест, на котором есть надпись 1758 года.

Знаменская церковь

Построена в память о княгине Евдокии, жене Дмитрия Донского. Посещать церковь можно по выходным дням с 8-00 до 14-00.

Святыня интересна тем, что была полностью разрушена советской властью. Через какое-то время на этой земле был открыт магазин винных напитков. Позднее молельня была заново отстроена. Стройка длилась около 10 лет и началась в 1999 году.

Церковь Сорока мучеников Севастийских

Открыта для посетителей по субботам и воскресеньям с 7-30 до 23-00. Церковь следует посетить из-за красивых росписей, расположенных в главном и теплом пределах храма. Главный был полностью расписан в 2016 году. Теплый предел расписали в 2013 году.

Никольский монастырь

Был создан в середине 14 века. Принимает посетителей ежедневно с 8-00 до 20-00.

Что интересного хранится в монастыре:

  • икона папы Римского с частицей мощей;
  • крест Корсунский;
  • рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых.

Литература

  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. М., 1961—1962. Т. 1, с. 77-90.
  • Ермакова Н. Храмы Переславля: существующие и утраченные. М.: Славпринт, 2004.
  • Тихонравов К. Н. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском / Тихонравов К. Н. // Владимирские губернские ведомости (часть неофициальная). — 1853. — № 50 (12 декабря). — С. 311—312.
  • Надгробные плиты, открытые у Преображенского собора в г. Переславле-Залесском // Владимирские губернские ведомости. — 1854. — № 34 (21 августа). — С. 267—268.
  • Васильев, С. Д.Памятники зодчества XII века в Переславле-Залесском / С. Д. Васильев, К. И. Иванов. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1966.
  • Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) — статья из Большой советской энциклопедии.
  • Сукина Л. Б. НЕКОТОРЫЕ ДЕТАЛИ ВНУТРЕННЕГО УБРАНСТВА СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА В ПЕРЕСЛАВЛЕ-ЗАЛЕССКОМ ДОМОНГОЛЬСКОГО ВРЕМЕНИ // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 2(40). С. 16-27.

Видео

Из этого видео можно узнать историю Спасо-Преображенского собора.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Спасо-Преображенский собор играет важную роль для России и христианского народа. Церковь построили в древние века, тогда Русь еще не испытала на себе влияния татаро-монгольского ига. Собор считался одним из самых ранних белокаменных храмов и сохранил свой вид, близкий к первоначальному. Ровесниками храма являются высокие земляные валы, которые также дошли до современности, но стали ниже..

История появления храма

Изначально храм воздвигали для небольшого количества прихожан, по территории он был небольшим. Его построили для воинов, князей, знати, дворян. Территорию обнесли валами, в сравнении с древними городами она считалась большой. Помимо Спасо-Преображенского собора, здесь располагались другие церкви для простого народа.

Строительство собора началось при жизни Юрия Долгорукого, но сведения о завершении работ были противоречивыми. В некоторых источниках указано, что при нем воздвижение было закончено, в других — что он не успел дождаться, а строительство завершено при сыне князя Андрея Боголюбского, в 1160 г. В храме никогда не переставали появляться русские цари и князья — Ярослав, отец Александра Невского, Юрий — сын Дмитрия Донского, Иван Грозный.

В 13-14 веках в храме хоронили переславских князей, их семьи. Это стало известно в 1930-е гг., когда российские археологи проводили раскопки и обнаружили при вскрытии захоронений резные саркофаги. Точно выяснили, что в западной части храма похоронены князь Димитрий Александрович и Иван Димитриевич.

Современное состояние

Сейчас храм принадлежит к филиалу Переславль-Залесского музея-заповедника. Собор работает в качестве музея только в теплый сезон — с 1 мая до 1 октября. Ранее высота храма составляла 22 метра, сейчас он врос примерно на один метр в землю.

Другие храмы в Переславле-Залесском:

В наши дни Спасо-Преображенский собор совместно с земляными валами стал частью исторического комплекса. Музей ценен, он выступает объектом всестороннего изучения культуры и архитектуры 12 века.

Описание архитектуры и внутреннего убранства

Храм выстроен из белокаменных блоков. Между внешними и внутренними стенами засыпан слой щебня и строительного мусора, который залили раствором. Такой метод позволил собору дойти до нашего времени и максимально сохранить свой вид.

Построение выглядит как четырехстолпный высокий одноглавый собор с тремя апсидами, с хорами, в которых сидели князь и его семейство. Снаружи стены церкви простые, без декорирования. Только сохранились фрагменты фризов.

Предположительно, в древние века к собору примыкали постройки и деревянные лестницы, но до нынешних времен они не сохранились. Археологические раскопки показали, что в сооружении здания и хоры украшались майоликовыми плитками разных оттенков.

Святыни и иконы

На территории храма находится историческая ценность — богослужебная чаша 12 века, выполненная из позолота. Ее подарили Юрию Долгорукому. Чаша украшена красивым орнаментом, сверху по краю выгравировано имя Георгия Победоносца. До 1930 года она хранилась в музее, впоследствии ее передали в Оружейную палату.

Также в музее находится икона Преображения, написанная Феофаном Греком. Церковная утварь тоже выставлена в соборе. Икона теперь хранится в Третьяковской галерее.

На заметку! С 1925 года в музей завезли огромную икону «Распятие» или «Седмь Таинств». Образ написал переславский живописец Стефан Казаринов в 1682 году.

Читайте также:
Храм Георгия Победоносца в Челябинске: описание и адрес храма, праздники и святыни, певчие, как добраться

Деятельность храма

Двери собора открыты для всех гостей с 1 мая до 1 октября. Божественные Литургии проходят трижды в год — по большим праздникам и только в теплое время. В понедельник выходной день. В последний вторник каждого месяца санитарный день.

Музей открыт для всех посетителей с 10 утра до 17.00 с октября до апреля, и с 10 утра до 18.00 с мая до сентября. Касса закрывается на 15 минут раньше. Экскурсию рекомендуется заказывать заранее. Цена на билет в 2018 году составила:

  • детский тариф — 50 руб.;
  • взрослый билет — 80 руб.;
  • 45-минутная экскурсия стоит 500 руб.

Значение Собора в истории

В этом храме принимали постриг в монахи многие послушники. По завершении Великой Отечественной войны в церкви открыли музей, который посвящен Александру Невскому. Это случилось 2 сентября 1945 года.

Как добраться

Спасо-Преображенский храм находится в городе Переславль-Залесский на улице Красная площадь, дом 1а. Это центр города. Автобус из столицы приезжает на автостанцию, расположенную в южной части, в трех километрах от храма. Далее можно отправиться пешком, вызвать такси или добраться на общественном транспорте.

Сейчас собор представляет собой уникальный исторический и культурный комплекс. В музее отражена домонгольская эпоха. Здание нуждается в особой охране и эксплуатации.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском – место крещения Александра Невского

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Красная, д. 3
Начало строительства: 1152 год
Окончание строительства: 1157 год
Координаты: 56°44’11.9″N 38°51’08.4″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Древнейший собор Переславля-Залессокого возвышается над городской Красной площадью и обнесен старым земляным валом. Этот величественный храм – настоящее украшение исторического центра старого русского города. Считается, что он был заложен одновременно с основанием Переславля в 1152 году Московский князем Юрием Долгоруким, а завершен через 5 лет уже при Андрее Боголюбском.

Архитектура Спасо-Преображенского собора

Стены собора выполнены в полубутовой технике. В процессе строительства вначале были сделаны две параллельные стенки из хорошо обтесанного известняка, сложенного почти насухо. Потом пространство между ними заполнили обломками камня и щебнем, и залили раствором. Общая толщина стен при этом достигает от 1 м до 1,3 м. По такой же технологии сделаны стены знаменитой церкви Покрова на Нерли.

Вид на собор со стороны ул. Советская

Первоначально Спасо-Преображенский собор имел высоту 22 м. Но за много веков храм почти на 90 см врос в землю.

Для фундамента применили уже устаревшую к тому времени технологию, и сложили его из крупного булыжника, скрепленного известковым раствором. Строители храма довели фундамент до плотной глины на глубине 1,2 м. А для того, чтобы такое основание смогло выдержать вес каменного строения, его сделали на 1-1,5 м шире стен.

Внешний декор собора строг и прост. Барабан, поддерживающий главу, украшают поребрик и городчатый пояс из кирпичной кладки. А верх трех абсид декорирован аркатурным поясом, поребриком и резным полувалом.

Археологи не нашли никаких свидетельств, что когда-либо возле храма существовали пристройки или приделы. Это дает основания полагать, что Спасо-преображенский собор дошел до наших дней практически без изменений. Учитывая, что этому храму уже более восьми с половиной веков, это большая редкость. Спасо-Преображенский собор и церковь Бориса и Глеба в Кидекше – два сохранившихся белокаменных храма, из всех, построенных в Северо-Восточной Руси в домонгольский период.

Значение Спасо-Преображенского собора в истории

Собор одновременно был княжеской церковью и гарнизоном крепости. В нем крестились многие удельные и переславские князья, в том числе Ярослав Всеволодович (1191 г.) и его сын Александр Невский (1220 г.). Когда Александру было 5 лет, он вместе со своим шестилетним старшим братом Федором прошел в соборе обряд посвящения в воины, так называемый «княжеский постриг».

Вид на южный фасад собора

Проводил Обряд «княжеского пострига» очень уважаемый в те времена священник – епископ Суздальский Симон. В соборе были похоронены последние переславские князья Дмитрий Александрович (умер в 1294 году) и его сын Иван Дмитриевич (умер в 1302 году).

Во время татаро-монгольского нашествия на Русь, Спасо-Преображенский собор много раз разоряли, в результате чего он потерял большую часть из своих накопленных ценностей. И после каждого испытания эту церковь вновь восстанавливали.

В церковной жизни храм известен как место проведения собора святителей Русской православной церкви (1310 г.). Спустя 44 года здесь принял сан священника Сергий Радонежский. Кроме того, в Спасо-Преображенский собор несколько раз приезжал на богомолье царь Иван Грозный.

В годы советской власти храм работал с перебоями, и в конце концов был закрыт. Из собора вывезли многие ценные артефакты, предметы церковной утвари, ювелирные изделия и дорогие дары, в том числе, сделанную из дерева дарохранительницу, серебряную звездницу, символизирующую Вифлеемскую звезду, и ковш XVI века.

В 1958 году на Красной площади перед храмом установили памятник (традиционный бюст) князю Александру Невскому работы скульптора С. Орлова и архитектора Л. Капицы. Князь изображен на этом памятнике в шлеме и кольчуге.

Памятник князю Александру Невскому на фоне Спасо-Преображенского собора

За много лет, пока собор стоял опустевшим, его крыша протекла, и из-за влаги стали портиться пол храма и его стены. Восстановительные работы проходили во второй половине прошлого века и в начале 2000-х годов. Во время них укрепили стены здания, заменили кровлю, позолотили крест и покрасили главу собора. Реставрационные работы внутри здания проходят и сейчас.

Внутренняя роспись, убранство и иконы

Интерьер храма также прост, как и его внешняя отделка. Во второй половине XII века внутренние стены собора расписали фресками. К большому сожалению, они были утрачены во время реставрации храма в 1893 году. Только два небольших фрагмента росписей удалось сохранить. И теперь они экспонируются в государственном Историческом музее. Более поздние фрески, выполненные в XIX веке, не представляли особой художественной ценности, поэтому при современной реставрации были зачищены. И сейчас на стенах Спасо-Преображенского собора никаких росписей нет. В XIX веке в соборе установили новый иконостас из мрамора в псевдовизантийском стиле, который сохранился до наших дней.

Читайте также:
Колокольня Ивана Великого: история и архитектор, высота и архитектура, как выглядит и где находится

В 30-е годы прошлого века здесь также проводились большие реставрационные работы. Во время них были найдены желтые, зеленые и коричневые напольные плитки, выполненные из майолики. Такие же плитки белого цвета с голубым орнаментом, по мнению реставраторов, скорее всего, украшали церковные хоры.

Вид на собор с крепостного вала

Одной из чудом сохранившихся реликвий стал серебряный портир XII века (церковная чаша), которую передал в дар собору Юрий Долгорукий. Хотя часть исследователей считает, что этот портир сделан владимиро-суздальскими серебряниками позднее – в XIII веке, и был подарен храму внуком Юрия Долгорукого – Юрием Всеволодовичем. Гладкая чаша имеет простую форму и украшена искусно вырезанными на серебре медальонами, на которых изображены христианские святые. А по ее венцу проходит надпись. Сейчас этот драгоценный портир хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

А Третьяковская галерея экспонирует одну из самых известных храмовых икон собора – «Преображение Господня», написанную знаменитым иконописцем Феофаном Греком в 1403 году. Во всем мире она признана шедевром русского иконописного искусства. В Москву эта икона попала для реставрации в 20-е годы прошлого века, да так и не была возвращена в Переславль. И сегодня в Спасо-Преображенском соборе выставлена ее точная копия.

Этот древний храм продолжает удивлять исследователей и историков и сегодня. В 2014 году в нем проводились работы по укреплению фундамента, и в ходе них была обнаружена печать архимандрита XIII-XIV века.

Время работы и стоимость билетов

Внутрь собора можно попасть с 1 мая по 1 октября. Он открыт с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме вторника. Сейчас вход в собор временно приостановлен до завершения реставрационных работ (по плану – в конце 2015 года).

Вид на собор с Красной площади

Входные билеты для взрослых стоят 50 руб., а для студентов и пенсионеров – 30 руб. Билет на 20-25 мин. экскурсию по собору стоит 250 руб.

Церковные службы в храме проходят трижды в году: в день празднования Преображения, а также 12 июня и 12 сентября – в дни памяти князя Александра Невского.

Как добраться до Спасо-Преображенского собора

Спасо-Преображенский собор расположен по адресу: Красная площадь, д. 1а. Это самый центр города. Московский автобус приезжает в Переславль на автостанцию, которая расположена в южной части города, примерно в 3 км от Спасо-Преображенского собора. От автостанции в центр можно прийти пешком, приехать на такси или на городском автобусе.

История церкви: Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Спасо-Преображенский собор в Переславле Залесском был возведен в 1152 году, тогда же строился и сам город. Собор хорошо сохранился до наших дней и сегодня является музеем-заповедником, который можно посещать в определенные часы. Сегодня это одно из главных градообразующих сооружений в Ярославской области. Перед храмом на Красной площади в 1958 году установили памятник Александру Невскому.

  1. История собора
  2. Возведение и основание
  3. Историческая судьба
  4. История фресок
  5. Современное положение
  6. Архитектура и убранство сооружения
  7. Внешний вид
  8. Настенные граффити
  9. Внутреннее оформление
  10. Святыни храма
  11. Богослужение и другие возможности посещения
  12. Значение собора
  13. Как добраться до церкви
  14. Другие церкви и храмы Переславля-Залесского
  15. Покровская церковь
  16. Знаменская церковь
  17. Церковь Сорока мучеников Севастийских
  18. Никольский монастырь
  19. Видео

История собора

Храмовое сооружение имеет богатую историю. Старинная постройка на сегодняшний день ушла под землю на 90 см. Толщина стен составляет более метра.

Возведение и основание

Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, основал собор в 12 веке. Стены сооружения выложены из хорошо обтесанных блок ов белого камня по полубутовой технике. Каменные блоки укладывались почти без связующих материалов и подгонялись друг к другу с большой точностью. Затем щели между булыжниками засыпали обломками камня, щебня и кирпича. Получалась стена, которая заливалась раствором извести. Подобная техника укладки испол ьзовалась, в основном, в Риме.

Ленточный фундамент храма сделан из булыжника и извести. Основание уходит на глубину, примерно, на 1,2 метра и доходит до плотного слоя глины.

Историческая судьба

Смерть Владимира Мономаха приостановила строительство святыни. Андрей Боголюбский, сын Долгорукого, завершил работы по возведению через 5 лет, в 1157 году.

В этом храме был крещен Александр Невский. Собор стал местом захоронения для русских князей. В его стенах обрели свой покой сын Александра Невского – Дмитрий Александрович и внук Александра Невского — Иван Дмитриевич.

Молельню разоряли много раз. Происходило это во времена татаро-монгольских набегов. Много ценностей было украдено. Собор восстанавливали после каждого набега.

В храме проводились собрания Русской православной церкви с 1310 года. Сергий Радонежский здесь был принят в сан священника. Сам Иван Грозный несколько раз приезжал на богомолье.

При советской власти храм работал, но с перебоями, и в конце концов был закрыт. Пока собор пустовал произошло разрушение здания и крыша протекла.

  • святые реликвии;
  • церковную утварь;
  • дорогие дары, принадлежащие святой земле.

Реставрировали здание в 2000-х годах.

  • выполнено восстановление и укрепление стен;
  • крест позолочен;
  • заменена кровля.

История фресок

Храм пострадал не только от вредного воздействия влаги и времени. Наибольший урон ему нанесли реставраторы.

«Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» — это фрески, которые нашел в 1862 году Н.А. Артлебен, знаменитый зодчий (архитектор) и краевед. В 1893-94 гг. проводили реставрацию, и святыни были аккуратно сняты с тонким слоем стен. Их уложили в ящики — реставрацию хотели проводить в Москве, так как не имели возможности провести ее на месте. Деньги на перевозку выделены не были.

Читайте также:
Храм Державной Божией Матери в Чертанове: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

На собрании Археологов в 1895 году было принято решение о том, что фрески не заслуживают дальнейшего хранения. Их беспорядочно сложили в холодном подвале. Хорошо сохранился только один небольшой кусок. На него можно полюбоваться в Московском Историческом музее. Фрагмент носит такое название – поясное изображение апостола Симона.

Все фрески, которые когда-то давно являлись украшением святыни, в 19 веке (в процессе реставрационных работ) были счищены. Посчитали, что они не представляют никакой ценности. И теперь в соборе просто пустые стены.

Современное положение

Сейчас храм является памятником старины и принадлежит Никольскому монастырю. Службы в нем проводятся редко, всего 3 раза в год. Собор носит статус музея-заповедника и является главным экспонатом.

В течение года туристы тысячами посещают Переславль Залесский. Многие паломники приезжают сюда для того, чтобы попасть внутрь храма и насладиться духом давно ушедших времен. На сегодняшний день музей принял более 70 000 человек.

Архитектура и убранство сооружения

Современный храм представляет собой сооружение около 21 м высотой (пятиэтажный дом размером 20 метров). Это здание относится к одноглавым церквям и имеет 4 столпа.

Внешний вид

Как внешне, так и внутренне храм довольно прост и строг. Основание купола – барабан, украшен кирпичной кладкой под углом – поребриком, а также городчатым поясом – полоска орнамента со ступенчатыми висячими зубцами. Старый земляной вал, окружающий это величественное здание, сохранился в отличном состоянии.

Настенные граффити

Когда проводились реставрационные работы в 2000-х гг., на стенах были обнаружены настенные граффити. Правление и неудачи Андрея Боголюбского не устраивали жителей города. Случился заговор, и князь был убит. Об этом событии рассказывает граффити (надпись). Причем на ней указаны имена тех, кто был причастен к заговору и непосредственно к убийству.

Внутреннее оформление

Раньше в храме находился деревянный иконостас, но его пришлось заменить во время реставрации в 19 веке. Теперь здесь расположилась алтарная преграда из мрамора. Ее выполнили в псевдо-византийском стиле и украсили росписями.

Эта преграда в старину освещалась факелами Хореса. Это такая лампа, которая состояла из двух чаш. На нижнюю крепились подсвечники. Две чаши были скреплены тонкими металлическими цепочками, а сама лампа крепилась к своду специальными крюками.

Святыни храма

К святыням храма относятся:

  1. Икона «Преображение». Создана в 15 веке. По некоторым данным написана Феофаном Греком. Ее можно увидеть в Третьяковской галерее.
  2. Фрагмент росписи фрески – изображение апостола Симона.
  3. Церковная серебряная чаша (потир), датированная 12 веком. Ее можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.
  4. Печать архимандрида, датированная 13-14 веком.

Богослужение и другие возможности посещения

Православный храм принимает всех желающих с первого мая по первое октября. Богослужения проводятся 3 раза в год по великим церковным праздникам и только в теплое время года.

По понедельникам – выходной. Так же в последний вторник каждого месяца – проводятся санитарные дни.

Музей готов принять всех желающих с 10-00 до 17-00 с октября по апрель, и с 10-00 до 18-00 с мая по сентябрь. Касса закрывается на 15 минут раньше. Экскурсии нужно заказывать заранее.

Стоимость экскурсий в 2018 году:

  • 50 рублей — детский билет;
  • 80 рублей — взрослый;
  • 500 рублей — экскурсия (45 минут).

Значение собора

Многие священники принимали постриг в этом здании. После окончания Великой Отечественной войны в молельне открыли музей, посвященный Александру Невскому. Произошло это 2 сентября 1945 года, но затем учреждение было закрыто.

Как добраться до церкви

До церкви можно добраться одним из следующих способов:

  • маршрутка №1, 3, 6 (идет от автовокзала);
  • автобус (Щелковский вокзал) – билеты нужно покупать заранее;
  • свой автомобиль – ориентируйтесь по навигатору;
  • прогулка пешком от автовокзала, в общей сложности 4 км.

Другие церкви и храмы Переславля-Залесского

В Залесском можно увидеть множество церквей и храмов. Если вы решили ехать в этот город, то обязательно посетите и другие храмы.

Покровская церковь

Посещение возможно ежедневно с 8-00 до 12-00. Церковь интересна как внешним, так и внутренним интерьером. Выполнена в стиле барокко. Обязательно обратите внимание на евангелие 1701 года и напрестольный крест, на котором есть надпись 1758 года.

Знаменская церковь

Построена в память о княгине Евдокии, жене Дмитрия Донского. Посещать церковь можно по выходным дням с 8-00 до 14-00.

Святыня интересна тем, что была полностью разрушена советской властью. Через какое-то время на этой земле был открыт магазин винных напитков. Позднее молельня была заново отстроена. Стройка длилась около 10 лет и началась в 1999 году.

Церковь Сорока мучеников Севастийских

Открыта для посетителей по субботам и воскресеньям с 7-30 до 23-00. Церковь следует посетить из-за красивых росписей, расположенных в главном и теплом пределах храма. Главный был полностью расписан в 2016 году. Теплый предел расписали в 2013 году.

Никольский монастырь

Был создан в середине 14 века. Принимает посетителей ежедневно с 8-00 до 20-00.

Что интересного хранится в монастыре:

  • икона папы Римского с частицей мощей;
  • крест Корсунский;
  • рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых.

Видео

Из этого видео можно узнать историю Спасо-Преображенского собора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: