Сретенская духовная семинария: описание, учебный процесс, курсы и лекции

Сретенская духовная семинария

Московская Сретенская Духовная семинария — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее православных священнослужителей. Открыта в 1999 году. Располагается на территории московского Сретенского монастыря.

Ректор семинарии — наместник Сретенского монастыря, действительный член РАЕН, архимандрит Тихон (Шевкунов).

Главной отличительной особенностью Сретенской духовной семинарии является непосредственное участие студентов в жизни монастыря.

Содержание

История

В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа — Сретенское высшее православное монастырское училище, преобразованное в 2002 году в духовную семинарию. Самые первые занятия начались в одном из зданиий, прилегающих к монастырю. Позднее был сделан ремонт в братских монастырских корпусах, и здесь же были выделены помещения для семинарии.

— архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря [1]

В 2004 году состоялся первый выпуск Сретенской Духовной семинарии, большую часть которого составила братия монастыря.

В 2010 году Сретенскому монастырю было передано здание школы № 1216, расположенное на его исторической территории. [2] После окончания ремонтных работ семинария пеередет в новое здание.

Современность

В настоящий момент в Сретенской семинарии обучается около 150 воспитанников. С сентября 2011 года семинария перешла на Болонскую систему образования (Болонская система).Срок обучения — 4 года. Учебный курс состоит из:

  • обычных церковных дисциплин: Священное Писание Нового и Ветхого Завета, богословие (догматическое, сравнительное, основное, нравственное и пастырское), литургика, патрология, аскетика, история Русской Церкви, общецерковная история, история Поместных Православных Церквей);
  • исторических дисциплин: история России, Всемирная история, история Древнего Востока и Античная история, история Средневековой Европы, Новая и Новейшая история;
  • гуманитарных предметов (древнерусская, русская и зарубежная литература, история философии, риторика, стилистика русского языка, церковнославянский язык, психология, английский язык);
  • факультативов: древние и новые языки, кампанология, иконопись, церковное пение.

Особое внимание уделяется духовной жизни студентов, которая тесно связана с жизнью насельников монастыря. Студенты посещают братские полунощницы, принимают участие в чтении неусыпаемой Псалтири. Еженедельно все семинаристы проходят исповедь у духовников курсов, регулярно причащаются Святых Христовых Таин. Раз в месяц совершается общая ночная литургия. С сентября 2012 года действует магистерское отделение, которое делится на 2 профиля: пастырского богословия и церковной истории. Срок обучения – 2 года.

Научная работа

В семинарии имеется обширная библиотека (более 40 тысяч наименований), включающая в себя книги XVI—XIX вв.; небольшой археологический музей (около 30 экспонатов), в который вошли археологические находки со Святой Земли, привезённые преподавателями. Работают факультативы по углубленному изучению древних языков (древнегреческий, древнееврейский). Некоторые монографии преподавателей семинарии стали общепринятыми в качестве учебных пособий для духовных школ. [3] Работы преподавателей и студентов публикуются на сайте «Православие.Ru»; издается «Сретенский сборник».

Миссионерская деятельность

Семинаристы принимают участие в разнообразных миссионерских проектах, многие из которых проводятся при поддержке Сретенского монастыря. В 2008 году по благословению Патриарха Алексия II сретенские семинаристы участвовали в акции «Подарок на Пасху». [4] [5] [6] В течение первых трех дней Страстной Седмицы в московском метро людям дарили иллюстрированное Евангелие от Марка (всего было роздано 400 тыс. экземпляров).

Студенты посещают школу-интернат в городе Михайлов Рязанской области, директором и духовником которой является выпускник Сретенской семинарии, священник Владимир Щетинин; проводят миссионерские беседы в Технологическом колледже № 14 и госпитале им. Н. Н. Бурденко; [7] Ежегодно, два-три раза в семестр, студенты Сретенской духовной семинарии осуществляют миссионерскую деятельность в колониях Тульской области и Брянска. [8] В соборе Сретенского монастыря семинаристы отвечают на вопросы прихожан, которые недавно пришли к вере и нуждаются в помощи.

Хор Сретенской семинарии

Семинарский хор поет на богослужениях в Сретенском монастыре и участвует в концертах и фестивалях. В хоре Сретенской семинарии состоит около 30 студентов, руководитель — А. В. Амерханов, выпускник АХИ им. Попова.

Особые даты и праздники

Храмом для семинарии является соборный монастырский храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Особенные праздники:

  • Дни памяти священномученика Илариона (Троицкого), небесного покровителя обители: 27 декабря (окончание первого семестра; накануне студенты первого курса получают благословение на ношение подрясника), 10 мая;
  • Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября) и другие праздники Владимирской иконы Божией Матери (3 июня, 6 июля).

Первая седмица Великого Поста и Страстная Седмица — неучебные. Семинаристы участвуют во всех богослужениях, совершаемых по уставу в обители. Светлая Седмица — Пасхальные каникулы. Окончание учебного года и выпуск совершаются 3 июня, на праздник Владимирской иконы Божией Матери.

Персоналии семинарии

Руководство

Ректором Сретенской Духовной школы с момента ее создания является архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря. С 2000 по 2004 годы проректором являлся иеромонах (позже — игумен) Амвросий (Ермаков), ныне — епископ Гатчинский, ректор Санкт-Петербургских духовных школ. С 2004 года проректором является иеромонах Иоанн (Лудищев). [9]

Преподаватели

Преподавательская корпорация Сретенской семинарии состоит из ученых различных профилей. Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской духовной академии, Московского государственного университета, Государственной академии славянской культуры и других ведущих московских вузов, а также столичное духовенство и насельники Сретенского монастыря. В числе преподавателей:

  • Протоиерей Вадим Леонов
  • Протоиерей Владислав Цыпин
  • Протоиерей Максим Козлов
  • Диакон Дмитрий Сафонов
  • Васильева, Ольга Юрьевна
  • Доброцветов, Павел Кириллович
  • Конь, Роман Михайлович
  • Кузенков, Павел Владимирович
  • Малинаускене, Надежда Касимовна
  • Маршева, Лариса Ивановна
  • Светозарский, Алексей Константинович
  • Сидоров, Алексей Иванович
  • Трухина, Наталья Николаевна
  • Ужанков, Александр Николаевич

Гости

В Сретенской семинарии регулярно проводятся встречи и беседы студентов с известными людьми. Семинарию посещали: Патриарх Алексий II, Патриарх Кирилл [10] , митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро) [11] , митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) [12] , архиепископ Берлинский Марк (Арндт) [13] , протоиерей Димитрий Смирнов [14] , профессор А. И. Осипов [15] , известный греческий богослов Христос Яннарас [16] , генерал-лейтенант разведки Н. С. Леонов [17] , кинорежиссер Н. С. Михалков [18] и др.

Выпускники

Выпускники Сретенской семинарии несут свое служение в разных епархиях Русской Церкви. Среди них можно назвать Московскую, Санкт-Петербургскую, Псковскую, Иркутскую, Чукотскую; епархии Белоруссии и Украины. Большинство насельников Сретенского монастыря также являются выпускниками Сретенской семинарии.

Интересные факты

В 2003/2004 учебном году в Русской Православной Церкви существовала программа дистанционного обучения студентов духовных школ. Трансляция лекций в режиме реального времени велась из Сретенской семинарии. Принимающая аппаратура была установлена в 18 семинариях и двух монастырях: Валаамском и Саввино-Сторожевском. [19] [20]

Читайте также:
Храм Воскресения Христова в Форосе: история и адрес церкви, как добраться и доехать, график работы и расписание богослужений

Сретенская духовная семинария: описание, учебный процесс, курсы и лекции

Московский Сретенский монастырь и Сретенская духовная семинария продолжают обучение на просветительских курсах для мирян «ПРАВОСЛАВИЕ», в основу которых положен учебный план высшей духовной школы Русской Православной Церкви по основным богословским и историческим дисциплинам.

Программа.
1-й год обучения:
Курс «Библейская история» и «Догматическое богословие»

2-й год обучения:
Курс «История Церкви: Между Небом и землей»

  • 1-е полугодие. Общецерковная история
  • 2-е полугодие. История Русской Церкви

1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ.
КУРС «БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ» И «ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ»

Первый курс 2014–2015 учебного года: «Библейская история» и «Догматическое богословие». Лекции проводят преподаватели Сретенской духовной семинарии, Московской духовной академии, Московского государственного университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и других вузов.

1-е полугодие

Со вступительным словом к собравшимся обратился ректор Сретенской духовной семинарии, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов). Он рассказал о том, что в рамках двухгодичной программы планируется изучение курсов Библейской истории, догматического богословия, литургики, истории Церкви, а также практических аспектов современной миссии и апологетики. Итоговая проверка знаний после окончания обучения будет производиться в виде экзаменационного теста. Успешно закончившим обучение выдается соответствующее свидетельство.

Первую лекцию по предмету «Библейская история» преподаватель Ветхого Завета Сретенской семинарии, кандидат наук, доцент Федор Алексеевич Куприянов посвятил Библейскому описанию творения неба и земли, грехопадению Адама и Евы, жизни первых людей в Раю и по грехопадении, пребыванию Ноя в ковчеге во время Всемирного потопа и последующему расселению людей по земле. Лекция длилась час и пятнадцать минут. Еще час слушатели задавали вопросы: для чего созданы звезды? есть ли жизнь на других планетах? как змей попал в рай? откуда Адам узнал о жертвоприношениях и сколько лет он жил на земле? откуда у Каина и Сифа взялись жены? чем питался Ной в ковчеге? где находился Рай?.

Лекция 1. Библейская история. Появление мира и человека. Заветы Бога с Адамом и Ноем.
  • Сотворение неба и земли. Грех Адама и Евы.
  • О богодухновенности Библии
  • События до Всемирного потопа, жизнь Ноя
  • Вавилонское столпотворение, смешение языков и рассеяние народов

Лекция Федора Алексеевича Куприянова

Ответы на вопросы слушателей.

Лекция 2. Библейская история. От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет.
  • Призвание Авраама, заветы Бога с Авраамом и Обетование о сыне
  • Мелхиседек, царь Салимский
  • Рождение Исаака, его женитьба
  • Иаков: бегство от Исава, видение таинственной лествицы, Иаков и Лаван
  • История Иосифа и одиннадцати братьев
  • Жизнь евреев в Египте до смерти Иосифа
  • Характеристика Патриархальной эпохи, Книга Иова

Вторую лекцию по предмету «Библейская история» преподаватель Ветхого Завета Сретенской семинарии, кандидат наук, доцент Федор Алексеевич Куприянов посвятил тем событиям в послепотопной истории человечества, которые были описаны в Книге Бытия. После лекции Ф.А. Куприянов отвечал на вопросы собравшихся.

Лекция Федора Алексеевича Куприянова.

Ответы на вопросы слушателей.

Лекция 3. Догматическое богословие . Что такое богословие?

Третья лекция «О Богословии» в рамках Православных просветительских курсов «17 кафизма», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, кандидатом богословия, доцентом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии. После лекции отец Вадим ответил на вопросы собравшихся.

Лекция протоиерея Вадима Леонова

Ответы на вопросы слушателей.

Лекция 4. Библейская история.Исход из Египта.
  • Призвание Моисея. Неопалимая купина
  • Десять казней Египетских
  • Исход из Египта
  • Синайское законодательство
  • Сооружение скинии и учреждение священства
  • События сорокалетнего странствования.

4-ю лекцию по предмету «Библейская история» преподаватель Ветхого Завета Сретенской семинарии, кандидат наук, доцент Федор Алексеевич Куприянов посвятил оставшимся 4 книгам Пятикнижия Моисеева: Исход, Левит, Числа и Второзаконие. После лекции Ф.А. Куприянов отвечал на вопросы собравшихся.

Лекция Федора Алексеевича Куприянова

Ответы на вопросы слушателей

Лекция 5. Библейская история. От вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти.
  • Взятие Иерихона и покорение языческих народов
  • Население, язык, религия и гражданское состояние Палестины во времена судей
  • Книга Руфи
  • Первосвященник Илий и его дети
  • Пророческая песнь Анны и предсказание о Мессии
  • Самуил – последний пророк и судия

5-ю лекцию по предмету «Библейская история» прочитал протоиерей Александр Тимофеев, заведующий кафедрой библеистики Московской духовной академии, преподаватель и участник многочисленных экспедиций по библейской археологии. Тема лекции: книга Судей, ее толкование и связанные с ней археологические находки на Святой Земле.

Лекция протоиерея Александра Тимофеева.

Ответы на вопросы слушателей.

Лекция 6. Догматическое богословие .Поиски Бога.
  • Способы познания
  • Естественное и сверхъестественное богопознание
  • Катафатическое и апофатическое богословие
  • Свойства Божии

6 лекция «Поиск Бога» в рамках Православных просветительских курсов «17 кафизма», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, кандидатом богословия, доцентом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии. После лекции, посвященной естественному и сверхъестественному путям Богопознания и откровению Бога о Себе, отец Вадим ответил на вопросы собравшихся.

Лекция протоиерея Вадима Леонова

Ответы на вопросы слушателей

Лекция 7. Библейская история. От Саула до Давида.
  • Царь Саул: начало царствования и падение
  • Войны и царствование Давида
  • Псалмы Давида: литургическое исполнение
  • Мессианские чаяния в потомке от Давида

7 лекция «От Саула до Давида» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана священником Михаилом Желтовым, кандидатом богословия, доцентом Московской духовной академии, заведующим кафедрой Церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, секретарем Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. После лекции, посвященной царствованию и падению Саула, войнам и царствованию Давида, его псалмами мессианским чаяниям о потомке Давида, отец Михаил ответил на вопросы собравшихся.

Лекция священника Михаила Желтова

Ответы на вопросы слушателей

Лекция 8. Библейская история. От Давида до Соломона.
  • Соломон как мудрец и строитель Храма
  • Книги Песнь Песней, Притч и Екклесиаст
  • Причины отвержения Богом Соломона

8 лекция «От Давида до Соломона» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана Михаилом Анатольевичем Скобелевым, преподавателем Ветхого Завета Сретенской духовной семинарии. После лекции, посвященной Соломону как мудрецу и строителю Храма, его книгам – Песни Песней, Притчам и Екклесиасту, а также причинам отвержения Богом Соломона, Михаил Анатольевич ответил на вопросы собравшихся.

Читайте также:
Преображенский собор в Хабаровске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Лекция М.А. Скобелева

Ответы на вопросы слушателей

Лекция 9. Догматическое богословие.Откровение Бога о Самом Себе.
  • Монотеизм и политеизм
  • Откровение о Боге-Троице
  • История триадологии

9 лекция «Откровение Бога о Самом Себе» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, кандидатом богословия, доцентом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии. После лекции отец Вадим ответил на вопросы собравшихся.

Лекция протоиерея Вадима Леонова

Ответы на вопросы

Лекция 10. Библейская история. От разделения царства до разрушения храма Вавилонянами.
  • Иеровоам и произведенный им раскол
  • Израильское и Иудейское царства и их правители
  • Пророки Илия и Елисей
  • Правление царей Езекии, Манассии, Иосии

10 лекция «От разделения царства до разрушения храма Вавилонянами» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана священником Андреем Выдриным, преподавателем Ветхого Завета Московской православной духовной семинарии и академии. После лекции, посвященной Иеровоаму и произведенному им расколу, Израильскому и Иудейскому царствам и их правителям, пророкам Илии и Елисею, а также правлению царей Езекии, Манассии и Иосии отец Андрей ответил на вопросы собравшихся.

Лекция священника Андрея Выдрина

Ответы на вопросы слушателей

Лекция 11. Библейская история. Двенадцать «малых» пророков.
  • Формирование сборника «Двенадцати пророков»
  • Пророки Осия, Иоиль, Амос, Авдия, Михей, Наум, Аввакум, Софония
  • Иона во чреве кита и пророчество о гибели Ниневии

11 лекция «Двенадцать “малых” пророков» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана диаконом Владимиром Василиком, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия и филологических наук, доцентом исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. После лекции, посвященной формированию сборника «Двенадцати малых пророков», отец Владимир остановился подробнее на личности и писаниях пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Наума, Аввакума и Софонии. После перерыва отец Владимир ответил на вопросы собравшихся.

Лекция диакона Владимира Василика

Ответы на вопросы слушателей

Лекция 12. Догматическое богословие.Творение мира.
  • Нехристианские космогонии
  • Православное учение о творении мира
  • Мир невидимый
  • Мир видимый

12 лекция «Творение мира» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.

Лекция посвящена православному учению о творении мира, нехристианским космогониям, а также видимимому и невидимому мирам. После перерыва отец Вадим ответил на вопросы собравшихся.

Лекция протоиерея Вадима Леонова

Ответы на вопросы слушателей

Лекция 13. Библейская история. Пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль.
  • Политические события во времена Исайи и связь их с пророчествами об иудеях, египтянах и вавилонянах
  • Видение Исайей Господа Славы и шестокрылых серафимов, слова о «Рожденном от Девы» и страдающем «рабе Иеговы»
  • Плач Иеремии над гибелью Иерусалима
  • Иезекииль и его таинственные видения небесного храма

Лекция посвящена политическим событиям времен прор. Исайи и их связи с пророчествами об иудеях, египтянах и вавилонянах, видению прор. Исайей Господа Славы и шестокрылых серафимов, словам о «Рожденном от Девы» и Страдающем «Рабе Иеговы», плачу прор. Иеремии над гибелью Иерусалима, таинственным видениям небесного храма прор. Иезекиилем. После перерыва отец Андрей ответил на вопросы собравшихся.

Лекция протоиерея Андрея Ткачева

Ответы на вопросы слушателей

Лекция 14. Библейская история. В плену Вавилонском. Возвращение из плена.
  • Книга Даниила и ее исторический контекст
  • Три чуда с Навуходоносором
  • Даниил во рву со львами, три благочестивых отрока в огненной печи
  • Рождение иудейской апокрифической апокалиптики
  • Манифест Кира об освобождении пленников
  • Возвращение Иудеев из плена и строительство Второго храма
  • Последние пророки – Аггей, Захария и Малахия

14 лекция «В плену Вавилонском. Возвращение из плена» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана Олегом Викторовичем Стародубцевым, доцентом Московской духовной академии, преподавателем Сретенской духовной семинарии.

Лекция посвящена Книге Даниила и ее историческому контексту; трем чудам с Навуходоносором; Даниилу во рву со львами, трем благочестивым отрокам в огненной печи; рождению иудейской апокрифической апокалиптики; Манифесту Кира об освобождении пленников; возвращению Иудеев из плена и строительству Второго храма; а также последним пророкам – Аггею, Захарии и Малахии. После перерыва лектор ответил на вопросы собравшихся.

Лекция Олега Стародубцева

Ответы на вопросы слушателей

Лекция 15. Догматическое богословие.Человек первозданный.

Создание и предназначение человека

  • Тело
  • Душа
  • Дух

15 лекция «Человек первозданный» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.

Лекция посвящена православному учению о создании и предназначении человека, о человеческом духе, душе и теле. После перерыва отец Вадим ответил на вопросы собравшихся.

Лекция протоиерея Вадима Леонова

Ответы на вопросы слушателей

Деревянные храмы

Испокон веков на Руси идеалом красоты и величия духа служили храмы и часовни. И все строилось из дерева самими крестьянами. Это красота, созданная народом, их трудом и гением. Здесь нашла отражение художественная и строительная культура многих поколений наших предков.

Деревянное зодчество в России

Достигает наибольшего своего расцвета в 15-18 вв. Деревянное храмостроение преобладало в северных регионах страны. Это объясняется:

  • удаленностью от центра и больших промышленных районов, в которых преобладало каменное строительство;
  • недосягаемостью для монголо-татар;
  • отсутствием крепостного права в 18-19 вв.;
  • наличием обширных лесных массивов.

До середины 19-го века дерево остается самым распространенным строительным материалом в России. Мастерство в этой области достигало невероятных высот. Было распространено несколько основных видов (или типов) деревянных культовых сооружений.

Клетская церковь

Наиболее по внешнему виду приближена к жилым постройкам, избам. Имеет прямоугольный сруб, чаще всего, двухскатную крышу. Хотя встречаются и четырех-, восьмискатные завершения. Представители этой группы:

  • церковь Дмитрия Солунского, Старая Ладога, Ленинградская обл.;
  • Спасская церковь из села Фоминское, музей в Костроме;
  • Введенская церковь, Осиново, Архангельская обл.;
  • церковь Георгия Победоносца (1493 г.), Родионово (Юксовичи), Ленинградская обл.;
  • Казанская церковь, Тальцы, Иркутская обл.;
  • Воскресенская церковь, Неклюдово (Бор), Нижегородская обл.;
  • церковь Андрея Первозванного, Соловки, Архангельская обл.
Читайте также:
Рождественская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Клетский тип преобладал в русском деревянном зодчестве. Хотя он и был схож с бытовыми постройками, но при этом принципиально от них отличался своей вертикальной ориентацией, островерхостью, выразительными формами.

Шатровая церковь

Храмы, центральная часть которых вместо купола покрыта архитектурным сооружением в виде многогранной пирамиды, относятся к шатровому зодчеству. Такая форма возникла, по-видимому, из-за того, что из дерева сложно соорудить купола. Конструкция шатра в этом случае намного проще.

Наиболее распространенный вариант — каркас из 6-8-ми вертикально сложенных бревен, верхними концами сходящиеся кверху. До нашего времени сохранились:

  • церковь Николая Чудотворца, село Новинки, Вологодская обл.;
  • Георгиевская церковь, из деревни Вершина, Малые Корелы, Архангельская обл.;
  • Рождественская церковь, деревня Яковлевская, Заостровье, Архангельская обл.;
  • Успенская церковь, Варзуга, Мурманская обл.;
  • Воскресенская церковь из села Потакино, музей в Суздале, Владимирская обл.;
  • церковь архистратига Михаила, Юрома, Архангельская обл.

Шатровые храмы во многом определяли облик древнерусских городов, сел. Вытянутые, столпообразные силуэты церквей контрастно смотрелись на фоне бытовых построек. Деревянные шатровые храмы любят строить и в современной России, где они пользуются особой популярностью.

Ярусная церковь

Храмы этого типа стали возводить с конца 17 века. Их конструкция представляет собой поставленные друг на друга уменьшающиеся кверху срубы, четверики или восьмерики. Как правило, такие храмы венчаются одной главой. Их можно рассмотреть на примере:

  • храм Иоанна Богослова 17 века, село Богослово на реке Ишне, Ярославская обл.;
  • Тихвинская церковь в Торжке;
  • Никольская церковь, село Высокий Остров, Новгородская обл., музей «Витославлицы»;
  • Преображенский храм (1756 г.), село Козлятьево, Владимирская обл.;
  • церковь Собора Богородицы (1552 г.), село Холм, Костромская обл.;
  • храм Иоанна Предтечи (1694 г.), Ширков погост.

Деревянные ярусные церкви встречаются преимущественно в центральной части России.

Кубоватая церковь

Время и место распространения таких храмов — середина 17- конец 18 веков, побережье Белого моря и Поонежье. В основе конструкции — наос, сверху покрыт кубом, как правило, заканчивается 5 или 9 главами. Наиболее известные из кубовых храмов, дошедших до наших дней:

  • церковь св. Параскевы (1666 г.), село Шуя, Архангельской области;
  • Никольская церковь в селе Зачатьи под Холмогорами;
  • Вознесенская церковь (1669 г.), село Кушерека, Архангельская обл.

Иногда к архитектурному типу относятся храмы, завершение которых сооружено в кубической форме.

Купольная церковь

Для культовых сооружений этого типа характерны кровли, образованные шести- или восьмигранниками, вытянутыми вверх наподобие луковицы. Вот некоторые из них:

  • церковь Рождества Богородицы (1808 г.), село Заячеричье, Вологодская обл.;
  • храм св. Николая (19 в.), село Заячеричье, Вологодской обл.;
  • Введенская церковь, село Борисково, Рязанская обл.

Церкви с купольным покрытием были распространены в 18-19 вв. в Поважье, на брегах реки Ваги в Архангельской, Вологодской области, а также в Сибири, Украине.

Многоглавая церковь

Храмы с числом глав более пяти стали ярким событием в русском зодчестве. Это был последний, завершающий этап деревянного храмостроения. В его основе — многоярусная композиция и восьмерик с 4-мя прирубами.

  • Покровская церковь, Кижский погост;
  • церковь Василия Блаженного (1657 г.), село Чухчерьма, Архангельская обл.;;
  • Преображенский храм, Кижи;
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708-1963 гг.), воссоздана в Невском лесопарке.

Древнерусские храмы, несмотря на свои небольшие размеры, создавали впечатление монументальности, величия, представительности.

Деревянные храмы Руси

Дерево — недолговечный строительный материал, к тому же легко воспламеняющийся. Поэтому до наших дней дошло очень мало древних памятников деревянного зодчества. О существовании некоторых храмов нам известно исключительно из летописей: Успенский собор в Ростове (992 г.), Софийский собор в Новгороде (989 г.), другие. Но есть и такие, которые дошли до наших дней.

Самая старая деревянная церковь в России

Один из древнейших образцов русского деревянного зодчества, сохранившихся и поныне — небольшой деревянный храм, поставленный в селе Бородава в 1485 г., близ Ферапонтова монастыря (23 км), и наименованный в честь праздника Положение честной ризы Богоматери во Влахерне.

В 1957-58 гг. был перенесен в город Кириллов в период строения Волго-Балтийского водного пути (попадал в зону затопления), и ныне находится в Кирилло-Белозерском монастыре.

Деревянный храм без единого гвоздя

Как гласит древняя легенда, церковь Преображения Господня (1714 г.) на острове Кижи была выстроена мастером по имени Нестор одним только топором, без единого гвоздя. Храм в основе имеет восьмигранный сруб, увенчан 22-мя главами.

В 1990 году был занесен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, а несколькими годами позже — в список наиболее ценного культурного наследия народов России.

Деревянный суздальский храм

Церковь св. Николая (1766 г.) в Суздале — еще один пример плотницкого мастерства, была выстроена без применения гвоздей. Перевезена в 1960 г. в город из села Глотово Владимирской области и реставрирована архитектором М. М. Шароновым. Переезд был мотивирован сохранением памятника и развития Суздаля как туристического центра.

Деревянные церкви в Москве

Первые церкви столицы государства Российского были деревянными и недолговечными. Поэтому почти не сохранились до наших дней. В дальнейшем Москва продолжала возводить преимущественно каменные постройки. В конце 20 века церковная жизнь столицы оживилась, город продолжает застраиваться церквями. Среди них много деревянных храмов:

  • храм свт. Тихона Задонского (1863 г.), метро Сокольники;
  • Преображенская церковь (19 в.), район богородский, ул. Краснобогатырская 17;
  • храм в честь Державной иконы Божьей Матери (1995 г.), возле ст. метро Кропоткинская;
  • церковь великомученика Георгия Победоносца (1997 г.) в Коптево, метро Войковская;

Это далеко не полный перечень всех деревянных храмов в Москве. В таких церквях особенно легко дышится и молится, внутреннее убранство — очень светлое и уютное, спокойное место для прихожан.

Деревянные храмы в Ленинградской области

В селе Родионово, в Подпорожском районе Ленинградской области, на берегу озера, расположилось подворье Александро-Свирского монастыря. Здесь круглый год живут монахи, летом работает детский православный лагерь.

Неподалеку, на том же берегу стоит Георгиевский храм, построенный почти 500 лет назад. Это одна из самых древних в России действующих деревянных церквей. Здание имеет минимум украшений, но оно изящно, — его мастера обладали тонким чувством красоты.

Воскресенская церковь в поселке Важины Подпорожского района. Она построена в 1630 году. Изначально шатровая, десятигранная, в 19 веке была перестроена. Поэтому в ее облике соединились формы старинного деревянного храма с чертами современной архитектуры. Единственный деревянный храм, дошедший до сегодняшнего времени и имеющий в основе десятигранник.

Среди новых, современных проектов деревянная церковь, построенная Михаилом Красовским в дачном селе Вырицы. Сегодня — это один из наиболее посещаемых храмов Ленинградской области. Столь большой поток приходящих сюда людей связан с одной из главных святынь, могилой, место упокоения преп. Серафима Вырицкого.

Деревянные храмы русского севера

На русском Севере можно увидеть много красивых, деревянных церквей. Древние зодчие, не имея ни гвоздей, ни молотков, возводили невероятной красоты сооружения. Большинство древних церквей не сохранилось. Но некоторые из них, датированные началом 18 века, сумели чудом сохраниться.

Кижский погост

Архитектурный ансамбль расположен на одном из островов Онежского озера в Карелии. Включает в себя жемчужину русского деревянного зодчества — 22-главую Преображенскую церковь. Ее необычная конструкция обеспечила эффективную систему вентиляции, что в итоге помогло сохраниться зданию от разрушения. Церковь полностью сделана из дерева, без гвоздей.

Во второй половине 19 века на остров были перенесены и другие деревянные церкви с разных мест Карелии, чтобы сохранить их. Так образовался музей под открытым небом.

Церковь Всех Святых в Сургуте

Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших был восстановлен без единого гвоздя, по всем правилам церковного деревянного зодчества в 2002 году на том самом месте, где был расположен первый храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный казаками.

Соединяет в архитектуре древние и современные традиции, технические приемы. Присутствуют черты клетского и шатрового зодчества. Конструкцию храма можно охарактеризовать как «восьмерик на четверике». Венчает сруб шатровая колокольня.

Храм иконы Божьей Матери «Скоропослушницы» в Верхней Санарке

В небольшом селе Верхняя Санарка Челябинской области когда-то жили казаки. Теперь сюда стремятся попасть многие туристы, чтобы увидеть уникальную деревянную церковь. Ее строили без единого гвоздя, по древнерусской технологии деревянного зодчества, несколько лет, с 2002 по 2005 года. Современные мастера ездили в Кижи, чтобы научиться плотницким приемам своих предшественников.

Уходящая красота: Деревянное зодчество русского Севера

Деревянные строения являются отличительной частью архитектурного наследия России, особенно в традиционных деревнях на севере страны. На протяжении более тысячи лет, до XVIII века, буквально все строения возводили из дерева, в том числе дома, амбары, мельницы, княжеские дворцы и храмы.

Начиналось это все с простых деревянных куполов, но в течение веков деревянная архитектура в России достигла такой степени изящества, что красотой некоторых из этих религиозных комплексов восторгаются до сих пор. Особенно интересными являются традиционные деревянные церкви севера России.

На русском Севере можно увидеть невероятной красоты церкви.

Работая без молотков и гвоздей, русские зодчие возводили такие невероятные строения, как 24-купольная Покровская церковь в Вытегре (построена в 1708 году и сгорела в 1963 году) и 22-купольная Преображенская церковь на острове Кижи (построена в 1714 году).

Деревня Ильинский остров (Моша). Храм пророка Илии (XIX в.) до восстановительных работ

Ни одна из первых деревянных церквей не сохранилась, но некоторые соборы, построенные в начале XVIII века сумели пережить как множество суровых зим и преследование церкви коммунистами, когда в течение почти ста лет великолепные церкви сжигали или оскверняли. Большинство чудом сохранившихся церквей ныне пребывают в состоянии ветхости и запустения.

Сегодня многим деревянным церквям необходима реставрация.

Когда в конце XIX века известный художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин побывал в северной части России, он своими глазами увидел эти уникальные деревянные церкви и буквально влюбился в них. Своими фотографиями, сделанными во время путешествия по северу, Билибин сумел обратил внимание людей на плачевное состояние деревянных церквей. Именно благодаря его усилиям и продаже открыток, были собраны деньги на восстановление 300-летних церквей. Но с тех пор прошло уже почти полтора столетия, и многим деревянным церквям русского Севера снова нужна реставрация.

1. Кижский погост

Кижский погост а Карелии.

Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.

Купола Преображенской церкви.

Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.

Одно из самых высоких деревянных строений в мире.

Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.

Архитектурный ансамбль Кижи.

В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

2. Церковь в Суздали

В Суздали (Владимирская область) можно найти, по крайней мере, 4 интереснейших деревянных храма, построенных между XIII и XVIII веками.

Один из куполов Суздальского храма.

Некоторые из них являются экспонатами Музея деревянного зодчества, созданного в Суздали.

г. Суздаль Музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Преображения из с. Козлятьево.

3. Церковь Всех Святых в Сургуте

Историко-культурный центр «Старый Сургут». Церковь Всех Святых.

Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших, построенный в Сургуте, был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры – деревянная конструкция без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построили первую церковь.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, с. Передки

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1531 году в селе Передки. Впоследствии ее перенесли в музей под открытым небом Витославлицы.

4. Церковь Елисея Угодника на Сидозере

Разрушенная церковь Святого Елисея.

Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось – только на другом берегу.

Церковь Елисея пророка – Сидозеро (Яковлевское) – Подпорожский район – Ленинградская область

Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.

Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями – храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.

Вид на Церковь Пророка Елисея с западной стороны.

Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, – видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние – ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину. Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, – стильная красота церкви – спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством

5. Церковь Воскресения Христова, Суздаль

Церковь Воскресения Христова из села Потакино.

Воскресенская церковь из села Потакино была перевезена в Суздаль. Эта церковь была создана в 1776 году. Особо в ней выделяется колокольня, которая встроена в саму церковь.

6. Церковь Святого Георгия Победоносца в Малых Корелах

Церковь Святого Георгия Победоносца.

Изначально Церковь во имя святого Георгия Победоносца была построена в селе Вершины в 1672 году. Во время реконструкции она была перевезена в Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы».

7. Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.

Ни единого гвоздя!

Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.

Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.

В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

8. Церковь Святого Николы в Великом Новгороде

Церковь Святого Николы в Великом Новгороде.

9. Церковь Преображения Господня в Пермском крае

Церковь Преображения Господня в Пермском крае.

10. Церковь Воскресения Христова из Патакино

Церковь Воскресения Христова

11. Храм в Чухчерьме

Храм в Чухчерьме

12. Храм Владимирской иконы Божией , деревня Подпорожье

Храм Владимирской иконы Божией

Храм Владимирской иконы Божией, построенный в 1757 году, сегодня является памятником федерального значения. Храм стоит на высоком берегу реки Онеги. Внешне храм достаточно крепок, от интерьера сохранилось «небо». В некоторых местах разрушена крыша. Центральная часть храма проседает вниз и тянет за собой примыкающие к ней пределы. Нужны серьезные реставрационные работы.

13. Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье

Храм великомученика Георгия Победоносца, cело Пермогорье, 1665 г

Памятник федерального значения. Храм расположен на берегу Северной Двины и уникален тремя главками на крещатой бочке. В 2011 году был заменен тес на крыше трапезной, частично отремонтирована крыша по периметру, а также выкопан дренажный ров вокруг храма.

14. Храм Преображения Господня, деревня Нименьга.

Храм Преображения Господня, деревня Нименьга, 1878 г.

Деревня находится на берегу Белого моря. Река Нименьга живописно огибает храм с трех сторон. Фотографии сделаны в июне в два часа ночи. Храм очень большой по размеру. В настоящее время требуется реставрация.

15. Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, деревня Семеновская

Часовня преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

  • 871 просмотр

Материалы по теме

А вот ещё:

Кого на Руси называли “Столбовые дворяне”?

Помните, как в «Сказке о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина антагонист произведения – жадная старуха не хотела больше быть «черной крестьянкой», а желала стать «столбовою дворянкой»? Совершенно очевидно, что слово «столбовой» добавлено не просто так.

Образуемое с ним словосочетание означает совершенно конкретную категорию людей. А значит, стоит разобраться в том, кто же такие были эти «столбовые дворяне».

Между знатью постоянно были конфликты. |Фото: fox-calculator.ru.

К XV веку в России окончательно оформилась так называемая система местничества. Местничество – это способ распределения государственных должностей между представителями аристократии исходя из принципа древности и знатности той или иной дворянской семьи.

Система была нужна для того, чтобы сократить количество споров и разногласий между представителями знатных родов. Проблема местничества была в том, что очень часто важные должности доставались не тем, кто действительно этого достоин по своим способностям, а тем, кто обладал большей «знатностью». Знатность семейства определялась его родовой репутацией и древностью.

Сначала углы сглаживала система местничества. |Фото: alternathistory.com.

К XVI веку данная система изжила себя окончательно, превратившись в откровенную обузу для государства. Однако, просто избавиться от нее было нельзя, так как любые попытки победить местничество приводили к жесткой реакции со стороны богатейших и знатнейших семей, опасавшихся потери своей власти и богатства.

В это же время русское государство начинает в очередной раз централизоваться. Москва постепенно собирает вокруг себя земли. Знати становится все больше. Для ее учета начинают применять так называемые «столбцы» – специальные регистрационные списки фамилий и их земельных наделов.

Со временам дворянство стали раздавать за службу. |Фото: dompredkov.ru.

В 1687 году систему местничества отменяют на государственном уровне. От используемых ранее столбцов также отказываются. Им на смену приходит новая система регистрации и учета знатных семей и их земельных наделов – «Бархатная книга». В итоге русское дворянство, начиная еще с XVI века, продолжает активный процесс дробления на две категории: старые родовые дворяне и пожалованные дворяне.

Старые родовые дворяне – это наиболее древние семейства, многие из которых вели свою историю еще от времен, предшествовавших Киевской Руси. Пожалованные дворяне – это молодые семьи, получившие звание и землю за службу. Впервые «пожалованные» начинают активно появляться во времена Ивана Грозного. Но больше всего таких аристократов в России стало во времена Петра I.

Активнее всего процесс выдвижения пошел при Петре Великом. ¦Фото: wikimedia.org.

Хотя к XVIII веку для государства и царя (императора) уже не было никакой разницы между родовыми и пожалованными, древние и молодые аристократические семьи сохраняли между собой определенный антагонизм. Принадлежность к древней семье позволяло считать себя выше других несмотря на то, что реальных бонусов такая «принадлежность» чаще всего уже не давала. Особенно, если древний род в какой-то момент обеднел.

Тем не менее, авторитет таких семей сохранялся. Из-за чего в их отношении стали применять термин «столбовое дворянство» в честь тех самых «столбцов» во времена местничества. Иными словами, столбовой дворянин – это представителей аристократического семейства, которое владело титулом и знатностью еще в допетровские времена и могло это подтвердить по государственным документам.

Деревянные храмы Русского Севера: 11 фактов об архитектуре и истории, помогающие лучше понять северное зодчество

Почему северную храмовую архитектуру выделяют из всей прочей? Конечно, она необыкновенно красива особенной северной красотой. Но, рассматривая эти храмы и часовни, стоит обратить внимание на их архитектуру и историю — тогда перед нами по-новому раскроются замысел и мастерство создававших их зодчих.

Из-за северного климата основным материалом при строительстве стала сырая древесина, а инструментом — топор

Из-за сырости и холода все деревянные конструкции на Севере возводились из плохо просушенного леса. Опыт показал, что лучше всего при строительстве из такого дерева класть бревна горизонтально — тогда, высыхая и ссыхаясь, они не дают трещин. При таком строительстве на углах сруба остаются выступающие концы бревен. Так появился тип сруба, названный «в обло», то есть «по-округлому».

Кстати, термин «строить» по отношению к дому или к храму стали использовать не так давно. Раньше дома и храмы «рубили» топором — потому что именно с его помощью проще всего работать с влажным деревом.

Легенда о северных храмах без единого гвоздя — не совсем легенда

Еще до того, как появился сруб «в обло», существовал способ рубки храмов «в лапу» — то есть без выступающих концов бревен. При такой рубке концы каждого бревна должны быть так вырублены, чтобы сойтись друг с другом как паззл. В каждом венце делаются пазы, вырубки или потайные зубья — за счет этого они соединяются между собой и необходимость дополнительных скрепляющих элементов (например, гвоздей) практически отпадает (см. рис. 1).

В основе любого северного храма лежит четырехгранный, восьмигранный или крещатый в плане сруб. А иногда сразу несколько

Многообразие и внешняя сложность северных храмов наводят на мысль, что разобраться в их архитектуре под силу только профессионалам. Но на самом деле, на базовом уровне принципы их строительства понять не так сложно.

Во-первых, в основании любой деревянной церкви лежит сруб. На Севере встречаются квадратные, восьмигранные и крещатые срубы. Самый распространенный тип храмов на Севере — имеющий в основе четверик (четырехгранный или, как его еще называют, четырехстенный сруб), на который сверху поставлен восьмерик (то есть восьмигранный сруб) — обыкновенно более высокий. Эта конструкция называется «восьмерик на четверике».

Во-вторых, бывают случаи, когда в основании храма лежат два или три разных по размеру восьмигранных сруба — тогда они ставятся один на другой, что придает храму сужающуюся кверху форму. Обычно каждый последующий восьмерик меньше предыдущего — за счет чего и достигается сужение кверху (как например, в храме Преображения Господня в Кижах).

И наконец, есть еще один вариант расположения восьмериков. Он называется «восьмерики с повалом» и распростанен в Прионежье. В этом случае каждый следующий восьмерик чуть шире предыдущего, за счет чего зодчие добивались сильного зрительного эффекта. Так была построена, например, Успенская церковь в Кондопоге.

Основные внешние элементы храма: прирубы, бочки и главки

После возведения сруба к нему пристраиваются основные архитектурные элементы храма — в зависимости от идеи мастеров и от типа самого сруба.

Один из таких элементов в северных храмах — прúруб. Прúрубами называют пристройки к основному срубу, которые не являются с ним одним целым, но увеличивают его объем. Прирубы увеличивают не только внутренний объем храма, но и поверхность крыши, где можно разместить дополнительные главки.

На прирубы устанавливается бочка — крыша в виде кокошника, а на бочку крепится барабан — цилиндр, венчает же всю эту конструкцию главка.

Сложно сказать, когда точно в храмовой архитектуре появились бочки. Но наиболее широкое распространение они получили с XVII–XVIII веков. Потом они вновь исчезли и появились только на рубеже XIX и XX веков — как характерная черта уже неорусского стиля.

Кроме тех главок, которые стоят на прирубах, основная их часть стоит на крыше восьмериков, которая называется пόлица.

Устремленность ввысь, многоярусность и большое количество главок — самые характерные черты северного деревянного зодчества

Именно такими — со множеством ярусов, пристроек и главок мы видим северные храмы. Причем эти особенности характерны для всех типов деревянных храмов на Севере. Именно за счет размеров и многоглавия северные храмы соревнуются между собой. Многие из них и сегодня — самые высокие сооружения в своей округе, а на момент постройки они выглядели действительно колоссально. Стоящие по берегам рек, храмы казались огромными маяками. При этом удивительно, что их размеры не вызывают диссонанса: храмы воспринимаются как одно целое с окружающей природой.

6

Многоглавие в северной храмовой архитектуре существовало издревле: сведения о первом многоглавом храме датируются X веком

Например, известно о тринадцатиглавой Софии Новгородской, срубленной из дуба во второй половине X века. Но самые известные многоглавые храмы — это, конечно, Преображенский храм в Кижах и его предшественница, двадцатичетырехглавая Покровская церковь близ Вытегры в Вологодской области (сгорела в 1963 году). По своей архитектуре она была чрезвычайно похожа на храм Кижского погоста. Есть даже мнение, что два эти храма были построены одним мастером. Только Покровская церковь близ Вытегры стояла, в отличие от Преображенской, не на трех, а на двух восьмериках — поэтому ее и считают предшественницей храма в Кижах.

Другая основная форма деревянных храмов — шатровое перекрытие (или крыша) — была заимствована из архитектуры оборонительных сооружений

Изначально у деревянных храмов не было шатрового завершения. Распространение на Руси шатрового зодчества связано с военно-оборонительными нуждами. По такому типу строились, например, сторожевые башни-вежи. Отсюда шатровое перекрытие и было заимствовано храмовыми зодчими. Только на храмах шатры «кожушились» — то есть покрывались лемехом, или «чешуей», как его называли (рис. 4).

Одним из самых известных примеров шатрового деревянного зодчества была сгоревшая церковь в Кондопоге на Онеге.

В XVII, XVIII и XIX веках архитектурные формы менялись: один храм мог достраиваться каждый век. Так старое здание обрастало новыми элементами

Если в XVII веке появляются классические храмы «восьмерик на четверике», то в XVIII веке к ним повсеместно начинают добавляться колокольни, а в первой половине XIX века первоначальные крыльцо и сени храмов заменяют крытые переходы на колокольню. Тогда же появляется парадное крыльцо-галерея вместо классических, рубленных в XVII веке.

Вторая половина XIX века — это время, когда архитектура Севера меняется под влиянием заимствований из других стилей.

Позже, уже в XX веке, многое из того, что было привнесено столетием раньше, будет признано искажениями, и реставраторы постараются от этого избавиться. Например, во многих храмах будут сняты металлические покрытия луковиц и наружная обшивка, которые появились в XIX веке и не были родными элементами в русском зодчестве.

На деревянное зодчество оказала влияние каменная архитектура: в XVIII веке некоторые элементы стиля барокко появились на Русском Севере

В 60–70-х годах XVIII века в северном народном зодчестве явно было заметно влияние основных архитектурных стилей того времени: барокко и классицизма. Это видно и в том, что облик храмов в целом меняется, и в частностях — например, в появлении барочных круглых окон в храмах.

Как раз в это время строилась церковь Успения в Кондопоге (Карелия), сейчас утраченная из-за пожара 2018 года. В ней сохранялся иконостас в стиле барокко.

Почему это влияние отразилось именно на архитектуре Кондопоги? Дело в том, что здесь грузили на суда гранит и мрамор, которые потом доставлялись в Петербург и использовались для постройки Исаакиевского и Казанского соборов. Поэтому местные мастера, работавшие в Петербурге, привнесли в деревянное зодчество Олонецкого края и самой Кондопоги новые барочные мотивы.

Несмотря на основные общие черты северных храмов, в каждом регионе существуют свои особенности

Не секрет, что Русский Север — это не единая территория. В разных его регионах можно найти более или менее характерные для каждой местности архитектурные формы. Например, особенностью храмов Поонежья (областей по берегам реки Онеги) являются кубоватые покрытия (по форме напоминают луковицу, только с выраженными сторонами) и покрытия бочкой. А выделяющейся чертой храмов Прионежья стали так называемые фронтонные пояса.

Многие исследователи признавали их чисто декоративными элементами, но на сегодняшний день принято считать, что с их помощью от сруба отводили воду. Такие особенности есть практически в каждом регионе.

Многие современные северные часовни — это перестроенные жилые дома

Не все храмовые сооружения на Севере высотой с десятиэтажные дома. Известен и другой тип зданий, например, так называемые часовни-амбары. В них редко можно найти что-то похожее на пирамидальную форму северных храмов. Они быстро строились и лучше сохраняли тепло зимой. От обычных амбаров они отличаются только тем, что их венчает главка с крестом. Часовни такого типа, а иногда и просто дома, переделанные в часовни, можно встретить в большом количестве по деревням Русского Севера. Например, есть такая часовня Иоанна Предтечи в деревне Нижний Падун Архангельской области.

Несмотря на разницу в размерах и формах, нельзя не отметить, что северные храмы, часовни и колокольни строились исходя из принципа соразмерности архитектуры и ландшафта: храмовые комплексы и пейзажи не доминируют один над другим, а органично сочетаются друг с другом.

Русское деревянное зодчество. Памятники архитектуры русского севера.

Древние греческие, арабские и скандинавские письменные источники сообщают о существовании на территории славянских земель многочисленных укреплённых городов и сложных деревянных сооружений. По свидетельству Геродота (5 век до н.э.) на обширных землях восточной Европы, покрытых густым разнородным лесом, в краях с суровым климатом жили народы, умевшие возводить из дерева большие города с высокими крепостными стенами, жилыми домами и храмами (Геродот. “История в 9 книгах”, том 4, М., 1888) .

В современных российских школах детей почему-то учат отечественной истории, начиная с 8-9 века н.э. И преподносится она так, будто предки наши были чуть ли ни дикими, “жили в лесу и молились колесу”, а вся культура у них начала появляться лишь с приходом христианства в 10 веке . Но эта статья не о том, кому и зачем нужно искажать нашу историю. Я хочу рассказать о тех памятниках архитектуры нашей страны, которые смогли сохраниться до наших дней. И я считаю необходимым сохранять их, изучать их, посещать их (у кого есть желание и возможность), поскольку не зная своей истории, мы не можем знать самих себя.

Лесов в те далёкие времена было много (не то, что сейчас). И естественным образом дерево было самым доступным и распространённым строительным материалом. Наши предки знали секреты правильного заготовления и применения различных пород древесины. Поэтому их деревянные строения способны были стоять веками. Но всё же российский климат очень суров и неблагоприятен для деревянных построек. Поэтому до нас не сохранились постройки тысячелетней давности и более ранние.

В настоящее время некоторые из наиболее ценных сохранившихся памятников деревянного зодчества в России перевезены со своих изначальных мест и собраны в музеях-заповедниках, таких как Витославицы, Кирилло-Белозерский, Василёво , Семёнково , а другие стоят на своих изначальных местах, таких как Кенозёрский национальный парк и Кижи .

Самой старой деревянной постройкой в России считается Церковь Ризоположения из села Бородава (дата ее освящения – 1 (14) октября 1485 г). За свою историю церковь эта, конечно, много раз реставрировалась и изменялась. В середине 19 века была убрана открытая галерея на столбах – гульбище, окружавшая трапезную церкви, неоднократно подтесывались стены и частично менялись небольшие детали. В 1957 году она была перевезена на территорию Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Другой из наиболее старых деревянных построек в России является Церковь Рождества Богородицы из села Перёдки (время ее создания – 1531 год), в настоящее время стоящая в музее Витославицы возле Великого Новгорода.

Здесь же в Витославицах расположена ещё одна красивейшая деревянная Церковь Николы 1757 года из д. высокий остров Окуловского района. По своей конструкции церковь является ярусной. Церковная Никоновкая реформа середины 17 века запрещала возведение шатровых церквей. Вето было наложено на одну из так любимых в народе архитектурных форм – шатер, шатровые церкви, символизирующие стремление ввысь, в небеса.

Так появился новый тип культового сооружения – церкви кораблем, ярусные , где также проявилось отражение высотности, устремленности вверх, как и в шатровых. Ярусность выразилась в установке друг над другом восьмигранных срубов (обычно трех), уменьшающихся по высоте и особенно по ширине по мере устремления вверх. Такой же прием использовался и при рубке колокольни, венчавшейся шатром. Ярусные церкви, в которых почти всегда основные срубы – алтарь, ярусная церковь, трапезная, паперть с ярусной колокольней, крыльцо – располагались строго по продольной оси – восток-запад.

Музей-заповедник Витославицы :

Не самым старым, но, без сомнения, самым известным из памятников русского деревянного зодчества является ансамбль на острове Кижи (музей-заповедник) на Онежском озере. В тёплое время года этот музей ежедневно посещают сотни туристов из России и других стран.

Главная достопримечательность музея Кижи – это архитектурный ансамбль ” Кижский погост “, состоящий из 2х церквей и колокольки 18-19 веков, окружённых каменной стеной. Это церкви Преображения господня и Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь Преображения Господня (1714) — наиболее известное сооружение ансамбля Кижского погоста. Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 год постройки) в Вологодской области. Но до наших дней, к сожалению, не сохранилась. Вот её фото:

В 2008 году эта церковь была воссозданна на территории паркового комплекса – церковь Покрова Пресвятой Богородицы («Усадьба Богословка» в Невском лесопарке Всеволожского района Ленинградской области):

Но вернёмся на Кижи: церковь Преображения Господня. Высота церкви — 37 м. Сруб рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной. На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров. Храм имеет простой крестовый план. Церковь увенчана 23 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тёсом в начале XIX века, главки покрыты лужёным железом.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы представляет вытянутый прямоугольник с пятигранной алтарной частью на востоке. Построена в 1694 году, сгорела и была перестроена в 1764 году. Высота церкви — 26 м, общая длина — 32 м, ширина — 8 м, материал — сосна, осина.

Шатровая колокольня Кижского погоста Колокольня построена в 1863 году. Ограда Кижского погоста была воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере бревенчатых оград погостов по проекту А. В. Ополовникова. Длина её около 300 м, представляет собой бревенчатый сруб с двускатной крышей на высоком фундаменте из валунов.

! Материалы из статьи могут быть использованы только с активной ссылкой на сайт-источник !

Деревянные церкви Руси в Подмосковье

Церкви в поселке Шувое и деревне Рыжево, Егорьевский округ

В XVIII-XIX веках Шувое было известно как центр старообрядческой культуры, прежде всего книгописания. Старообрядческая Троицкая церковь поселка Шувое возведена в начале ХХ века по проекту архитектора Н.Г. Мартьянова (по некоторым данным, переделана из старообрядческой моленной 1860-х годов). В 1920 году к храму пристроена крытая паперть. Церковь никогда не закрывалась, в 1990 году был проведен ее капитальный ремонт.

Церковь деревянная, с вертикальной тесовой обшивкой, в традиционном типе одноглавых старообрядческих храмов. Внешняя и внутренняя отделка предельно скупа. Восточную стену храма занимает иконостас в четыре яруса.

Деревянная Введенская церковь в деревне Рыжево – объект культурного наследия регионального значения. История этого храма начинается с 1872 года, с первой Московской политехнической выставки, на которой демонстрировали не только технические новинки, но и усадебный дом, сельскую школу, больницу и деревянную сельскую церковь в натуральную величину.

Церкви в Шувое и Рыжево

Осуществлял проект старший архитектор дворцового ведомства Николай Александрович Шохин. По его задумке, изящный храм в русском стиле можно было разбирать, перевозить на различные расстояния, а затем легко собирать.

Идея понравилась, и после выставки храм купили господа Голофтеев и Рахманин для своего подмосковного села Люблина. В 1927 году по решению Мосгубисполкома Петропавловский храм передали в село Рыжево Егорьевского уезда для возведения на месте сгоревшей там церкви. На новом месте церковь освятили идентично предшественнице, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сейчас храм закрыт. Службы в нем не проводятся.

Часовня в Таксине, Клинский округ

В 1894 году на средства жителей деревни Таксино была построена Ильинская часовня. Она очень простая – квадратный брусовый сруб, рубленый в лапу под шатровой кровлей, и открытая паперть с навесом на столбах. Стены с южной и северной сторон обшиты тесом. Скатный подшивной потолок устроен «небом». В 1970-годах под сруб был подведен кирпичный цоколь. Часовня, как и приходской храм, в XX веке не закрывалась.

Часовня в Таксине

Казанская церковь в Сушкове, Луховицы

Церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы была построена в бывшем селе Сушково (сейчас входит в состав города) здешним помещиком И.В. Свечиным в 1754 году. Это барочный, рубленый в лапу и обшитый досками (до второй половины XIX века обшивки не было) храм типа «восьмерик на четверике». Здание, стоящее на невысоком белокаменном цоколе, сохранило первоначальный вид: основной объем, небольшой Никольский придел, одноэтажную трапезную и восьмигранную, увенчанную шпилем колокольню на квадратном основании. По свидетельству искусствоведов, по композиции этот храм типичен для начала XVIII века, даже для конца XVII. Они же называют странным тот факт, что помещик Свечин построил храм не в камне, а в дереве (но на каменном фундаменте).

По легенде, в росписи храма в XIX веке принимали участие ученики школы Репина, не случайно одна из сюжетных росписей является точной копией репинской картины «Воскрешение дочери Иаира».

В истории храма имеются свои легенды. Одна из них гласит, что он изначально был построен в другом месте, на берегу речки Вобли (примерно в двух-трех километрах от нынешнего месторасположения). Но дочери (в другой интерпретации – жене) помещика во сне явилась Богородица и указала место, где должен быть «дом Ее». Храм разобрали и перенесли на нынешнее место. У легенды имеются исторические корни. На берегу Вобли действительно стоял деревянный храм, который к середине XVIII века пришел в ветхость и был в 1760 году упразднен и разобран.

Никольская церковь в Федоскине, Мытищи

Первое упоминание о храме во имя святителя Николая Чудотворца в селе Федоскино (Федосьино) относится к XVI веку. Построен он был вотчинниками Вельяминовыми. В начале XVII века Никольский храм запустел, обветшал и стоял без служения. В 1680 году на его месте возвели новую однопрестольную деревянную церковь на каменном фундаменте с колокольней. Во время пожара в 1875 году старая деревянная Никольская церковь сгорела. В этот же год начали строить новый храм на средства почетного гражданина купца П.А. Лукутина, владельца фабрики художественного промысла по изготовлению лаковых миниатюр в Федоскино, и жены статского советника М.Н. Мансуровой. В 1877 году деревянная, на каменном фундаменте, оштукатуренная изнутри, Никольская церковь была освящена.

В 1928 году советская власть отобрала здание храма у церкви, с 1936 до 1960 год в нем располагалось зернохранилище, а затем в течение 16 лет он был в полном разорении, устояли лишь стены на фундаменте. С 1976 по 1992 годы храм числился на балансе Федоскинской фабрики лаковой миниатюры и живописи. После реставрации в его помещении располагался выставочный зал картин и шкатулок. В настоящее время церковь Николы Чудотворца в селе Федоскино – памятник архитектуры и действующий храм, где совершаются богослужения.

Никольская церковь в Федоскине

В Никольском храме хранятся частицы мощей святителя Николая и святителя Филарета, два списка с прославленных чудотворных икон Матери Божией – «Всецарица» и «Геронтисса».

Вознесенская церковь, Богородский округ

Когда-то стояла в селе Воскресенском деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, но она сгорела 22 октября 1705 года. В том же году было получено благословение на строительство нового храма, который простоял до середины XIX века и был предназначен к снесению после постройки в селе новой каменной церкви. Однако в 1846 году богородский мещанин Александр Федорович Шашенков взялся за ремонт храма. В 1865 году церковь переосвятили в Вознесенскую, и она стала кладбищенской. В 1858 году вокруг нее поставили каменную ограду. Такой она дошла до нашего времени.

Некогда храм был очень красивым. Рубленый в обло, он состоял из клети-четверика, трапезной с галереей, которая на западе заканчивалась красивым крыльцом с рундуком. С востока примыкал граненый алтарь.

Храм стоял на высоком подклете. В его интерьере имелось так называемое небо – живописное изображение Спасителя в квадрате свода. Лавки, киоты, клиросы были резными.

В советское время храм был закрыт и постепенно пришел в упадок. Доступа внутрь сейчас нет. Тем не менее, это уникальный памятник петровского деревянного зодчества, нуждающийся в восстановлении.

Церковь Сретения Господня, Пушкинский район

В 1874 году около железнодорожной станции Пушкино по благословению митрополита Московского Иннокентия была построена деревянная церковь Боголюбской иконы Божией Матери. Зимой в ней было холодно, и богомольцы попросили: «На достаточном расстоянии от существующей на этой же церковной земле построить новую небольшую теплую деревянную церковь в честь и славу Пресвятого и Животворящего Духа Божия». В 1875 году им на радость открылась теплая деревянная церковь во имя Святого Духа.

Церковь Сретения Господня

Сейчас она известна как церковь Сретения Господня в Новой Деревне. Храм был перевезен сюда в 1922 году, о чем свидетельствует памятная доска на фасаде. В 1981-м тут был освящен приставной престол во имя Святого Духа.

Церковь Сретения Господня в Песках, Шаховская

Деревня Пески, которая тогда называлось сельцом Высоцким, впервые упоминается в 1506 году в духовной грамоте волоцкого князя Федора Борисовича. В 1707 году тут построили церковь, и сельцо стало селом Высоким на Песках. 25 июня 1758 года деревянная церковь сгорела от грозы. Иконы вместе с иконостасом удалось спасти, а через год отстроили и церковь. Во второй раз она сгорела 29 марта 1857 года: дотла и опять во время грозы. Вместо нее в том же году построили небольшой храм во имя пророка Илии, небесного покровителя грома и молний.

А в 1858 году прихожане купили в соседнем селе Середа (Стратилацкое) на свои средства двухпрестольный деревянный храм во Имя Живоначальной Троицы, построенный в 1774-1776 годах, перевезли в Пески и пристроили к вновь выстроенной трапезной. Этот храм более не горел, он действует и сейчас.

Церковь Сретения Господня в Песках

Иконостас начала XX века и картины на библейские сюжеты, иконы XVII века из московской Троицкой единоверческой церкви, деревянная скульптура Нила Столбенского конца ХVIII-начала XIX веков – местные святыни.

Свято-Никольский храм в селе Малышево, Бронницы

Церковь в селе Малышево недалеко от станции Бронницы была построена в 1912 году. Метрическая книга свидетельствует: крещение впервые совершилось 8 июня, а венчание и отпевание – 15 июля. В кладовой ведомости 1916 года указано, что «церковь зданием деревянная, на колонном фундаменте, с колокольней при ней, также престол один во имя Святителя Николая, утварью достаточно». Позднее в храме еще было устроено два престола во имя Архангела Михаила и в честь святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Домиана.

Свято-Никольский храм в селе Малышево

В 1931 году настоятелем Никольской церкви стал Иоанн Алешковский. В 1938 году он был арестован, обвинен в контрреволюционной агитации и расстрелян на Бутовском полигоне. В 2000 году Иоанн Алешковский канонизирован как священномученик, сейчас в Малышевской церкви есть его икона.

С 1933 до середины 1940 года священников в Малышево не было, но церковь принимала прихожан. К 1980 году она оказалась в аварийном состоянии, и власти намеревались ее закрыть. Отцу Анатолию, тогдашнему настоятелю, удалось отремонтировать и спасти храм. Были заменены потрескавшаяся крыша и отопление, восстановлена стенная живопись.

Ныне при храме действует воскресная школа и библиотека, в хоре поют молодые прихожане, а на богослужениях можно увидеть и тех, кто ходит в этот храм уже не одно десятилетие, их внуков и даже правнуков.

Храм Великомученика и Победоносца Георгия, Ивантеевка

В первой половине XVI века в сельце Новоселки Бохова стана на берегу речки Песочни появился первый деревянный храм, посвященный страстотерпцу Георгию. В 1674 году братья Иван и Киприан Бирдюкины-Зайцевы построили на этом месте новую церковь, и сельцо стало селом Георгиевским. Тогдашний Георгиевский храм имел скромные размеры; колокольни у него не было — два колокола были подвешены на березе, а третий, небольшой, «без языка», лежал в церкви.

Храм Великомученика и Победоносца Георгия

В 1729 году имение в Новоселках перешло к вдове племянника Ф.П. Шереметева Ирине Федоровне, которая возвела тут новую церковь взамен обветшавшей. Деревянный купольный храм с одним престолом имел колокольню и был покрыт железом.

К концу XIX века храм княгини Шереметевой начал нуждаться в капитальном ремонте. Перестройка Георгиевской церкви стартовала в 1886-1887 годах на пожертвования богатого Щелковского купца. Именно этот храм в псевдорусском стиле дошел до нашего времени. До наших дней на его куполе сохранились кресты конца XVII века, а на окнах – фигурные решетки конца XVIII столетия.

Церковь в советское время не только была открыта, но и расширялась. За самовольное возведение пристройки с северной стороны в 1959 году протоиерей Василий Решетин пострадал от властей и лишился прихода. Батюшка ушел красиво. Узнав, что в Ивантеевку едет уполномоченный по делам церкви Трушин, он решил инсценировать народный бунт, подговорив девиц с клироса понарошку поколотить его, когда он пойдет разбирать пристройку. Неосведомленные прихожане подумали, что священника атаковали на самом деле, и случилась массовая драка. После народной смуты речь о ликвидации пристройки уже не заходила.

Часовня Илии Пророка в Бекетово, Ступино

Маленькая деревянная надкладезная часовня с четырехскатной крышей срублена в XIX веке. Невысокий кубический сруб с крыльцом. В Подмосковье она одна такая, это чрезвычайно редкий для области образец деревянной надкладезной часовни. В 2016 году она была отремонтирована с заменой отдельных бревен сруба. Статус – действующая.

Часовня Илии Пророка в Бекетово

Главные святыни Георгиевской церкви – чудотворный образ Черниговской иконы Божией Матери и икона с частичкой мощей Святого Георгия.

Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, Дзержинский

В Николо-Угрешском монастыре есть старинный деревянный храм 1860 года постройки, который находится на берегу пруда в стороне от монастырских зданий. Название храма в честь апостолов Петра и Павла связано с именем Петра Ивановича Куманина, который пожертвовал средства на его строительство. Когда в 1918 году монастырь отдали под трудовую коммуну, богослужения тут прекратились. В 1928 году закрыли Петропавловскую церковь, после войны там располагалось управление тепличным хозяйством НПО «Союз».

Церковь во имя святых апостолов Петра и Павла

Церковь, которой больше 150 лет, прошла последнюю реставрацию в 1990 году. В 1995 году патриарх Алексий заново освятил ее, и храм вернулся к жизни.

Храмовый комплекс Рудня-Никитское, Ликино-Дулево

На погосте находится две действующие старинные деревянные церкви – Рождества Христова и Рождества Богородицы на погосте Рудня-Никитское. По преданию, неотапливаемую церковь Рождества Божией Матери у Рудни в XV веке выстроил митрополит московский Фотий, он же оставил тут чудотворную икону Божией матери. Местные жители утверждают, что с той поры в церкви сохранились некоторые элементы, однако официально датой постройки считается 1782 год.

Храмовый комплекс Рудня-Никитское

Колокольня возведена в XIX веке, на куполе сохранилась роспись того периода. Раньше она стояла отдельно, потом сооружения объединили и обнесли притвором, чтобы можно было совершать крестные ходы в любое время года.

Теплая же ярусная церковь Рождества Христова датирована 1713 годом, тут есть иконостас 1806 года и древние иконы. Особенно примечателен лик Святого Николая, который будто следит глазами за прихожанином, где бы тот ни находился. Примечателен фундамент церкви, он состоит из огромных валунов ледникового периода, которые поставлены и выровнены без намека на скрепляющий ингредиент. Такие же валуны лежат и на погосте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: