Ставропигиальный монастырь: определение и история ставропигии, значение и смысл в православии

Ставропигиальный монастырь: что это значит в православии

Слово «cтавропигиальный» относится не ко всем православным монастырям, но его присутствие в названии нередко вызывает массу вопросов у прихожан. Термин происходит от греческих слов и относится к определению власти над обителью. Что такое ставропигиальный женский или мужской монастырь? Какие московские обители носят этот статус?

Слово «ставропигия» произошло от слов «крест» и «водружать», буквальный перевод звучит как «водружение креста». Это означает, ставропигиальный монастырь подчиняется непосредственно патриарху или синоду — органу управления РПЦ между Архиерейскими соборами. Ставропигиальный титул монастыря считается самым высоким, поскольку не подчиняется местной епархиальной власти, управление осуществляет наместник патриарха в чине игумена или архимандрита.

Ставропигиями могут быть:

  • Монастыри, лавры и братства.
  • Соборы и церкви.
  • Духовные школы.

История появления в России

Ставропигии существовали в России практически всегда, менялись только их «владельцы»:

  • Пока Русская церковь не имела ни фактической, ни юридической автокефалии (независимости), все ставропигии подчинялись Константинопольскому патриарху, который являлся представителем РПЦ. Таким монастырем был, например, Симонов монастырь, расположенный возле Москвы. Это происходило примерно до середины XV конца XVI веков.
  • В период патриаршества (с конца XVI по начало XVIII веков) монастыри подчинялись непосредственно патриарху. Всего таких монастырей было 55.
  • В Синодальный период (с начала XVIII до Революции 1917 года) подчинение перешло к Святейшему синоду. При этом начался активный переход власти в обителях к местным епархиальным властям. К концу XIX века осталось всего 6 ставропигиальных монастырей, некоторое время этот статус носил еще один монастырь — ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев.

Современный период ставропигий начался в 1984 году, когда Патриарх Пимен предоставил этот статус женскому Корецкому монастырю (Ровенская область УССР). Это произошло из-за конфликта настоятельницы с украинским митрополитом Филаретом. Подчиняясь непосредственно Московскому и Российскому патриарху, монастырь освобождался от давления со стороны митрополита.

В 1990-х годах началась массовая передача монастырей Московскому патриархату, наиболее значимые из них были объявлены ставропигиями. Это привело к размытию самого понятия, поскольку правящим архиереем Московской епархии является сам Российский патриарх.

Сегодня ставропигиальными монастырями являются 14 мужских и 14 женских российских монастырей, из них 6 мужских и 5 женских являются московскими. На территориях Украины и Беларуси также имеются несколько ставропигий, но они управляются митрополитами Украины и Беларуси соответственно.

Несколько ставропигий расположены вне территории России, но они продолжают находиться непосредственно в подчинении Патриарха Московского и всея Руси. В 2009 году для управления ими был создан Секретариат по зарубежным учреждениям, который в 2010 году преобразовали в Управление по зарубежным делам. Его возглавил один из викариев патриарха.

Вне территории России ставропигии расположены в:

  • Эстонии: собор Александра Невского в Таллине.
  • Италии: храм святителя Николая Чудотворца и приход храма великомученицы Екатерины, оба в Риме.
  • Германии: храм Покрова в Дюссельдорфе.
  • Франции: приход Всех Святых, город Страсбург.
  • Англии: приход храма Покрова Пресвятой Богородицы в городе Манчестер.
  • США: в Джексоне расположен Свято-Владимирский храм-памятник.

Мужские обители Москвы

Ниже указаны действующие ставропигиальные мужские монастыри, расположенные в пределах города.

Андреевский

Считается, что монастырь был основан в XIII веке как мужская обитель «у Воробьевых круч», но в письменных свидетельствах он упоминается только в середине XVII века. В разное время в нем по очереди создавались приют, тюрьма, больница для душевнобольных, кладбище и богадельня с жилыми зданиями. При Советской власти храм был закрыт, а в других зданиях разместили коммуну 1-й московской фабрики Гознак. В 1991 году на территории монастыря было открыто патриаршее подворье, через 5 лет монастырь был полностью передан патриаршеству. С 2013 года обитель является ставропигиальной.

Адрес: Андреевская набережная, д. 2.

Высоко-Петровский

Считается, что на месте монастыря в начале XIV века при Иване Калите была основана деревянная церковь, которая после выросла до монастыря. Ставропигия пережила много на своем веку: будучи еще деревянным, монастырь несколько раз горел, его опустошали поляки в 1611 году и французы в 1812 году, был закрыт при СССР. После изгнания польских интервентов обитель получила статус ставропигиального. Монашеская жизнь возобновилась в нем в 2009 году.

Адрес: ул. Петровка, 28с2.

Донской

Был основан в конце XVI века царем Федором Михайловичем после победы над крымским ханом Казы-Гирея: тот отступил с огромными потерями, что было расценено как чудо. Первое время там стоял небольшой одноглавый собор Донской Богоматери, названный так в честь одноименной иконы. По легенде, эта икона принесла князю Дмитрию Донскому победу при Куликовом поле и была перенесена в походную церковь на время боев с крымскими татарами.

При СССР все храмы были закрыты, в них устраивали антирелигиозные выставки и некоторое время действовал аналогичный музей, затем здание отдали музею архитектуры при одноименной Академии. Монастырь передали патриаршеству в 1991 году.

Адрес: Донская площадь, 1с3.

Заиконоспасский

Название означает «Спасский за иконным рядом». Считается, что он был основан царем Борисом Годуновым в 1600 году на месте монастыря Николы Старого. Первые письменные упоминания относятся к 1635 году. В первую очередь, обитель известна своей просветительской школой, которая «выросла» в Славяно-греко-латинскую академию. При Советском Союзе он был закрыт, работа возобновилась только в 1992 году. При этом процесс передачи имущества сопровождался конфликтом с РГГУ (Российским государственным гуманитарным университетом). Сегодня многие помещения обители арендуют нецерковные организации: почта, ресторан, Историко-архивный институт РГГУ.

Адрес: Никольская улица, дом 7−9, стр. 3.

Новоспасский

Был основан при Иване III, который переселил сюда монахов из кремлевской обители Спаса на Бору. Популярность к монастырю пришла после прихода к власти Романовых. При СССР обитель закрыли, на ее территории был открыт концентрационный лагерь, затем — хозяйственное управление НКВД. Некоторые памятники переданы музею при Симоновском монастыре. В 1960 году обитель начали реставрировать, чтобы сделать музей реставрационного дела. В 1991 году территорию вернули РПЦ.

Адрес: Крестьянская площадь, 10с12.

Сретенский

Был основан в конце XIV века князем Василием I на Кучковом поле после чудесной победы над Тамерланом. В XVII столетии обитель переместили на современное место. Первоначально обитель являлась заштатной (содержала сама себя), сегодня же она ставропигиальная.

Адрес: улица Большая Лубянка, 19с1.

Ставропигии в Московской области

Некоторые обители расположены неподалеку от столицы. Это старопигии:

  • Воскресенский Новоиерусалимский в Истре. Основан патриархом Никоном в середине XVII века как комплекс святых мест Палестины.
  • Иосифово-Волоцкий в селе Теряево (16 км от Волоколамска). Основан во второй половине XV века.
  • Николо-Угрешский в Дзержинском. Основан в конце XIV века Дмитрием Донским.
  • Саввино-Сторожевский в 2 км от Звенигорода. Основан в конце XIV века учеником Сергия Радонежского, монахом Саввой.
  • Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде. Крупнейший мужской монастырь, основанный Сергием Радонежским в 30-х годах XIV столетия.
Читайте также:
Иркутская епархия: храмы, церкви и монастыри, священники, история

Московские женские монастыри

Богородице-Рождественский

Один из древнейших монастырей Москвы, основанный в конце XIV века супругой князя Андрея Серпуховского. Он пережил несколько пожаров и перестроек, был закрыт в 1922 году. При СССР тут разместили конторы и учебные заведения, кельи перестроили под коммуналки. Серебро и ризы забрали в казну, часть икон перевезли в храм Николы в Звонарях. В 1974 году было решено устроить тут музей-заповедник древнерусского искусства, после чего началась реставрация.

В 1992 году главный собор возвратили РПЦ, на следующий год возродился сам монастырь. Ему присвоен статус ставропигии.

Адрес: улица Рождественская, дом 20/8, стр. 1.

Зачатьевский

Обитель была основана в 60-х годах XIV столетия. Она носила сразу 2 имени: Зачатьевская (по имени церкви Зачатия святой Анны) и Алексеевская (по имени престола церкви). После пожара в середине XVI века Алексеевская обитель была уничтожена и перенесена ближе к центру Москвы, затем перенесена еще раз на место современного Ново-Алексеевского монастыря. Оставшаяся община вновь стала монастырем в 1584 году при царе Федоре Иоанновиче. Она стойко пережила все напасти, но при СССР была закрыта: на этой территории разместили тюрьму и детскую колонию. Многие строения были снесены, на их месте возвели школу.

Обитель вернула свой статус только в 1995 году, хотя здание было передано РПЦ четырьмя годами ранее.

Адрес: 2-й Зачатьевский переулок, 2с8.

Иоанно-Предтеченский

Его история началась с XV столетия и постройки великокняжеской усадьбы с собственной Владимирской церковью. К концу века усадьба опустела, а к югу от церкви появился женский монастырь. Последний полностью выгорел при пожаре 1812 года и был отстроен заново только во второй половине того же столетия. В 1918 году обитель закрыли: на этой земле устроили концентрационный лагерь, который в итоге вошел в состав трудовой колонии при ГУМЗ.

Статус ставропигиального монастыря получил в 2002 году, но часть строений все еще принадлежит МВД.

Адрес: Малый Ивановский переулок, дом 2А, стр. 1.

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Ее основательницей является великая княгиня Елизавета Федоровна, супруга великого князя Сергея Александровича (брата императора Александра III). Обитель была основана в 1909 году, вскоре после гибели Сергея Александровича. Стройка началась на деньги от продажи собственных украшений княгини. Обитель была не просто монастырем: в ней оказывали духовную и медицинскую помощь нуждающимся, проводили просветительские мероприятия, бесплатно давали лекарства и еду.

С приходом Советского Союза монастырь закрыли, монахинь выслали. РПЦ его вернули в 1992 году. Сегодня тут расположены приют для девочек, благотворительная столовая, патронажная служба. Позднее были открыты медцентр для реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП и выездная служба обучения родителей с неизлечимо больными детьми. Статус ставропигии был получен только в 2014 году.

Адрес: улица Большая Ордынка, 34с3.

Ново-Алексеевский

Он появился после разделения Зачатьевской обители после пожара. В нем располагалось большое количество мастерских и женское училище для выходцев из южнославянских стран. Но в 1926 году обитель уничтожили, проложив на ее месте автодорогу. Возрождение началось в 1991 году: при сохранившемся храме Всех Святых был учрежден приход. В 2010 году появилось сестричество во имя Алексия, человека Божия, через 2 года оно стало монашеской общиной.

Адрес: 2-й Красносельский переулок, 7с8.

Покровский

Изначально это была мужская обитель, основанная царем Михаилом Федоровичем в память о своем отце в середине XVII столетия. Монастырь легко пережил многие нашествия и беды, но в 1929 году был закрыт. На его территории разместили парк культуры и отдыха. РПЦ получила землю обратно в 1994 году, в том же году было принято решение возродить обитель в виде женского монастыря. Сегодня обитель известна благодаря перенесенным в конце ХХ столетия мощам святой Матроны Московской.

Адрес: улица Таганская, д. 58.

Женские обители Московской области

В Московской области тоже сохранились женские обители. К ним относятся следующие ставропигии:

  • Борисоглебский в деревне Аносино (Истринский район). Основан теткой Федора Тютчева в начале XIX столетия.
  • Кресто-Воздвиженский в селе Лукино (Домодедово). Основан в 60-х годах XIX века.
  • Покровский в Хотькове (Сергиево-Посадский район). Первое упоминание о нем относится к началу XIV столетия.
  • Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь в поселке Зосимова пустынь («Новая Москва»). Основана в первой половине XIX века.

Итак, ставропигиальный монастырь — это обитель, которая подчиняется непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси. Это позволяет ей избежать вмешательства в дела местной епархиальной власти. Статус ставропигии является самым высоким.

Ставропигиальный монастырь или приход в православии

19.07.2020 Евфросин Псковский Религия

Существенным достоянием славянской культуры являются православные храмы и монастыри. Они привлекают к себе не только паломников, которые истинно веруют, но и туристов. Последним интересна архитектура, внутреннее убранство храмов, история их существования.

Общее понятие и значение

Понятие «монастырь» пришло вместе с христианством в Киевскую Русь из Византии. Это государство возникло на основе греческой культуры. С греческого «монастырь» – это «уединенное жилище».

В нем монахи соблюдают единый устав. Однако не каждый, кто пришел в монастырь, становится монахом. Для начала он проходит испытание. Если оно закончилось успешно, человек удостаивается пострига. По правилам, установленным на Вселенском Соборе, независимо от прежнего морального образа жизни, человек может вступить в монашество для исправления (спасения) души.

Значение слова «монастырь» для многих сегодня означает непосредственно общину монашествующих.

Первые христианские монастыри

Монастырь – это определенное место со своим укладом. Первые монастыри возникли в Египте и Палестине (4-5 века нашей эры). Со временем монашеские жилища начали появляться и в Константинополе (столица Византии), который в русских летописях упоминается как Царьград.

Первыми основателями монашества на Руси считаются Антоний и Феодосий, создавшие Киево-Печерский монастырь.

Использованные материалы

  • «Приходы», страница официального сайта благочиния:
  • «Годовое собрание благочиния Ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области», официальный сайт Московского Новоспасского монастыря:
  • «Благочиние Ставропигиальных приходов и Патриарших подворий Московской области», сайт благочиния в портале Церковь.ру
    :

[1] «Благочинный ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы прот. Виктор Сандар посетил храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»», официальный сайт благочиния ставропигиальных приходов и патриарших подворий вне города Москвы, 4 апреля 2021,

Читайте также:
Храм Иоанна Кронштадтского в Казани: описание и адрес храма, расписание богослужений, престольные праздники и мощи

[2] «Благочиние Ставропигиальных приходов и Патриарших подворий Московской области», сайт благочиния в портале Церковь.ру

[3] «Годовое собрание благочиния Ставропигиальных приходов и Патриарших подворий в Московской области», официальный сайт Московского Новоспасского монастыря,

Типы христианских монастырей

В христианстве идет разделение на женский и мужской монастырь. Что это означает — понять несложно. Название зависит от того, женская или мужская община живет и осуществляет деятельность при церковном храме. Смешанных монастырей в христианстве не существует.

Различные типы монашеских жилищ:

Аббатство. Встречается в католическом (западном) направлении. Управляется аббатом в мужской общине и аббатисой в женской. Подчиняется епископу, а иногда Папе римскому лично.

Лавра. Это крупнейшее монашеское жилище православного (восточного) направления. Такая разновидность монашеского жилища подходит исключительно для мужских общин.

Киновия. Общежительный монастырь. Это значит, что организация имеет общежитский устав, которому подчиняются все ее члены.

Подворье. Это удаленное от монастыря жилище, которое располагается в городе или деревне. Его используют для сбора пожертвований, приема паломников, ведения хозяйства.

Пустынь. Жилище, созданное в традициях русского православия, его сооружают в уединенном месте в удалении от самого монастыря.

Скит. Это место для жизни монаха, пожелавшего стать отшельником.

Большая часть монашеских жилищ находится под управлением епархиальных архиереев. Такие монастыри называются епархиальными. Определенные православные монастыри могут иметь статус ставропигиальных.

Ставропигиальный монастырь

Что это значит, поможет узнать возвращение к греческому языку. При буквальном переводе «ставропигия» означает «водружение креста». Он присваивается не только монастырям, но и соборам, духовным школам.

Этот статус означает, что монастырь находится в непосредственном подчинении у патриарха или синода. Ставропигиальный монастырь – это святыня, в которой крест водружался собственноручно патриархом. Это самый высокий статус.

Из-за того, что епархия православной церкви разделилась на несколько ветвей, существуют разные списки ставропигиальных храмов. В зависимости от подчинения, они могут относиться к православной церкви России, Украины, Белоруссии и так далее. Существуют такие святыни и в других странах, таких как Эстония, Италия, США, Германия.

Примеры ставропигиальных монастырей РПЦ

Ставропигиальным монастырём является, например, Свято-Троицкая Сергиева лавра. Лаврами в Православии называют особо значимые крупные монастыри. Троице-Сергиева мужская обитель является крупнейшей в РПЦ. Также это главный образовательный и издательский центр Русского Православия. Лавра расположена в городе Сергиев Посад Московской области. Монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. Мощи основателя хранятся в Свято-Троицком соборе лавры. Статус ставропигиального был присвоен монастырю в 1688 году. Спустя ещё полвека он стал лаврой.

В Москве находится 7 ставропигиальных обителей, среди которых Донской мужской монастырь. Он был основан царём Федором Иоанновичем в 1591 году. Статус ставропигии присвоен спустя полтора столетия после основания. Накануне Революции 1917 года в Российской империи существовало лишь 6 обителей с этим статусом. Донской монастырь был одним из них. Он перестал действовать в конце 20-х годов 20 века и возродился только в 1991 году.

Расположенная в Калужской области Введенская Оптина пустынь – это тоже ставропигиальный монастырь. Согласно преданию, мужская обитель была основана в 15 веке покаявшимся разбойником Оптием, который стал иноком Макарием. В Оптину пустынь в своих духовных нуждах приезжали Гоголь, Достоевский, Толстой и многие другие выдающиеся люди. Известными насельниками монастыря являются Оптинские старцы. Ставропигиальным он стал в конце 1980-х.

Примером женской ставропигиальной обители является Николо-Вяжищский монастырь, находящийся в Новгородской области. Он был основан в конце 14 века и оставалась мужским на протяжении 500 лет. Женской обитель стала лишь 30 лет назад. В подчинение Патриарху монастырь перешёл в 1995 году.

Современные ставропигиальные монастыри

Наибольшее количество подобных монашеских жилищ представлено в Москве и Московской области.

Список мужских жилищ в Москве:

  • Андреевский;
  • Высоко-Петровский;
  • Данилов;
  • Донской;
  • Заиконоспасский;
  • Новоспасский;
  • Сретенский.

Список женских жилищ в Москве:

  • Алексеевский;
  • Богородице-Рождественский;
  • Зачатьевский;
  • Иоанно-Предтеченский;
  • Покровский;
  • Троицке-Одигитриевская пустынь.

    Когда и где нужно открыть новый ставропигиальный монастырь? Что это значит? Решение по такому вопросу принимает Патриарх Московский и всея Руси единолично.

    Ставропигиальный монастырь — что это значит

    Институт ставропигии существует в Православной Церкви на протяжении многих веков. Ставропигиальный монастырь – что это значит? Согласно «Положению о монастырях и монашествующих», принятому на Архиерейском Соборе РПЦ в 2021 году, статус ставропигии делает монастырь независимым от местной епархии и подчиняет его непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси. Руководство осуществляется через наместника (в мужских монастырях) или игуменью (в женских общинах), которые назначаются Патриархом или Священным Синодом (высший орган управления РПЦ) без участия местного епархиального архиерея.

    Название статуса обусловлено тем, что крест в алтаре главного храма ставропигиального монастыря устанавливается лично патриархом. Крест водружается позади престола – самого священного места в храме, находящегося посреди алтаря. В России существует 28 ставропигиальных монастырей. Мужских из них – ровно половина.

    Первым русским ставропигиальным монастырём ещё в 14 веке стала Симонова обитель, находящаяся возле Москвы. Однако в те времена Русская Православная церковь ещё не являлась автокефальной (независимой). Поэтому до конца 16 века русские ставропигиальные монастыри подчинялись Константинопольскому Патриарху. После обретения автокефалии институт ставропигии был введён патриархом Никоном. В Синодальный период (когда в России не было патриарха), ставропигиальные монастыри подчинялись Святейшему Синоду.

    Православным христианам важно понимать, что ставропигиальный статус не даёт монастырю какого-то духовного преимущества перед другими обителями, особой благодати и “силы молитвы”. Ставропигия является всего лишь организационно-управленческим статусом. Это результат признания культурно-исторической роли конкретного монастыря.

    Формы организации монашества

    Монастырь – это место жизни монахов. В зависимости от того, какую форму организации они выбрали, монастырь может быть с общежитским уставом или в виде отшельничества.

    У христиан отшельничество — довольно развитая форма монашества. Даже сам Иисус Христос провел в пустыне 40 дней.

    Первые отшельники уходили в пустыни, гонимые римской властью еще в 3 веке. Позднее такая форма распространилась из Египта в Палестину, Армению, Галлию и по Европе. В западном христианстве отшельничество исчезло, оно сохранилось лишь в православном направлении. Среди отшельников, которые посвятили себя аскетизму и усиленным молитвам, есть и мужчины, и женщины. Наиболее известной отшельницей является Мария Египетская из Палестины, жившая в 6 веке.

    Другая форма организации монашества называется Киновия.

    Устав Киновии

    С греческого языка слово означает «совместная жизнь», то есть общежитие.

    Основателем первой киновии считается святой Пахомий, который создал ее в 318 году в Южном Египте. Что касается Русской Православной Церкви, то первый общежитный храм был создан Феодосием Печерским.

    По всеобщему уставу монахи принимают от киновии все необходимое для их существования. Например, пищу, одежду, обувь. Трудятся они безвозмездно, а все результаты их работы принадлежат киновии. Монах, в том числе, и настоятель, не имеют права на наличие личного имущества, они не могут совершить акты дарения или унаследовать что-либо. У них нет права собственности.

    «И ни крапа золота»: священники не против современных храмов, но русско-византийское уныние сильнее

    Где будут построены новые храмы

    Центральный Автономный округ столицы эта программа не затрагивает, так как там достаточно приходов и монастырей, чтобы обеспечить духовные потребности населения. Карту с адресами всех новых церквей можно посмотреть на официальном сайте фонда.


    Храм Кирилла и Мефодия стал первой церковью по Программе-200

    Большинство церковных построек возводится в спальных районах столицы, в местах, где ранее стояли храмы. В годы советской власти, в рамках программы по борьбе с религиозными предрассудками, было снесено много церквей.

    Многие храмы были настоящими произведениями зодческого искусства, памятниками архитектуры. Все они были варварски взорваны, разрушены. В каком-то смысле, мы сейчас не строим новые церкви, а восстанавливаем то, что разрушили наши предки, тем самым искупая исторические грехи прошлого.

    Важно! Первым храмом, построенным по этой программе, был храм Святых Кирилла и Мефодия. Возведен он был на Дубровке, в память о жертвах теракта, унесшего жизни более ста человек. Он соседствует с временным деревянным храмом, названным в честь Иверской иконы Божьей Матери. Церковь была построена на месте теракта сразу после трагедии.

    При проектировке будущего храма мнение местных жителей городские власти обязательно учитывают. Предполагаемое место постройки обсуждают на публичном слушании, после этого утверждают строительство, или отправляют проект на доработку.

    Бизнесмены не хотят выделять земли под храмы и требуют от РПЦ рассчитаться за строительство

    Если верить соцсетям и СМИ, столичные власти, бизнесмены и Русская православная церквь (РПЦ) с 2010 года единым фронтом реализуют в Москве программу «200 храмов», предполагающую строительство типовых церквей шаговой доступности. Однако, как выясняется, между «бойцами» согласия нет. В московские суды периодически поступают иски — то бизнесмены требуют рассчитаться за работы по возведению храма, то РПЦ пытается откусить у предпринимателей кусочек московской земли под храм.

    Бизнесмены против святого Алексия

    17 сентября 2015 года в Московском арбитражном суде будет рассмотрена кассационная жалоба ООО «Автокомбинат №3» к финансово-хозяйственному управлению РПЦ Московского патриархата. Компания с лета 2014 года пытается оспорить выделение земельного участка под строительства храма в рамках «Программы-200».

    Храм, который построил мэр

    В районах Москвы продолжаются протесты в связи с масштабным проектом строительства православных храмов под…

    06 августа 13:53

    Как следует из материалов этого дела, земельный участок по адресу: 3-й Нижнелихоборский проезд, владение 1 был передан РПЦ для строительства храма в 2013 году. Основанием для передачи стало распоряжение правительства Москвы о выборе земельных участков для проектирования и строительства православных храмовых комплексов на территории города.

    Официальный сайт Фонда поддержки строительства храмов города Москвы, через который ведется финансирование программы «200 храмов», сообщает, что в 3-м Нижнелихоборском проезде будет возведен храм в честь святого праведного Алексия, пресвитера Московского (Алексея Мечева). К лику святых священник был причислен на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. Однако «почитание как утешителя, молитвенника, помощника в скорбях и бедах он стяжал еще при жизни (1859–1923). К нему, настоятелю храма Святителя Николая в Кленниках, старцу в миру, приходили за молитвенной помощью и за житейским советом обремененные горем и заботами люди», говорится на сайте.

    Помимо описаний чудес, которые творил старец, на странице есть предложение вносить пожертвования на храм.

    Однако в ООО «Автокомбинат №3» считают, что место для почитаний святого было выделено с нарушением закона: компанию не уведомили о новом размежевании земли. При этом еще летом 2012 года между предприятием и департаментом земельных ресурсов Москвы был заключен договор аренды земельного участка как с правообладателем всех зданий, строений и сооружений, расположенных на этой территории. Согласно договору, автокомбинат должен заниматься благоустройством и озеленением этой площади вплоть до 2021 года. Поэтому представители предприятия требуют о передачу земли РПЦ.

    По данным базы Kartoteka.ru, учредителем ООО «Автокомбинат №3», который сейчас находится в состоянии банкротства, является ООО «Вектор», зарегистрированное в 3-м Нижнелихоборском проезде. Последнее ООО, в свою очередь, принадлежит кипрской и «Агростройсервис». При этом «Агростройсервис» — соучредитель фонда «Возрождения столицы». Вторым участником фонда, по данным Kartoteka.ru, является Иван Дзюба, возглавляющий ООО «Эталон-Девелопмент». Также Иван Дзюба владеет другим ООО «Автокомбинат №3», которое было зарегистрировано в том же 3-м Нижнелихоборском проезде в 2013 году.

    В июне 2015 года газета «Коммерсантъ» сообщила, что градостроительно-земельная комиссия

    согласовала строительство в 3-м Нижнелихоборском проезде более 140 тыс. кв. м

    за счет средств инвестора, из которых 50 тыс. кв. м придется на жилье. Проектом будет заниматься ООО «Автокомбинат №3». При этом газета отмечала, что у ООО «Эталон-Девелопмент», которым руководит Иван Дзюба, в числе собственников значится кипрская . «Офшор с аналогичным названием встречается в проектной декларации ЖК «Гусарская баллада», которую строила (ранее напрямую принадлежала, в частности, Вадиму Жуку, Игорю Чекалину; сейчас принадлежит Антону Вовку)», — резюмировало издание.

    «Газета.Ru» попыталась связаться с представителями «Автокомбината №3», однако телефоны предприятия были недоступны. В ООО «Эталон-Девелопмент» заявили, что Ивана Дзюбы нет на месте, но пообещали передать ему вопросы. В на запрос не ответили. Пресс-секретарь Фонда поддержки строительства храмов города Москвы также была недоступна.

    Расплата за благотворительность

    Между тем, как выяснила «Газета.Ru», спор из-за земельного участка не единственная судебная тяжба, связанная с программой «200 храмов». Иногда

    споры возникают из-за того, что церковь не очень охотно расплачивается за уже выполненные по ее заказу работы.

    Так, взыскала с финансово-хозяйственного управления РПЦ Московского патриархата 7,9 млн руб. за работы при возведении одного из типовых храмов. В решении о взыскании, опубликованном на сайте Московского арбитражного суда, адрес и название церкви не уточняется.

    Как следует из материалов данного дела, работы на строительстве храма выполняло ООО «СУ-212». «1 ноября 2011 года между ответчиком (инвестор), ГУП города Москвы «Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов» (технический заказчик), и ООО «СУ-212» (генеральный подрядчик) был заключен договор строительного подряда №06/11-П на выполнение строительных работ на объекте «Храмовый комплекс» на 330 прихожан», — говорится в материалах суда. Стоимость работ составляла 9,9 млн руб. По договору технический заказчик должен был принять работы, а инвестор — финансово-хозяйственное управление РПЦ — их оплатить. Однако строители получили на руки только 2 млн руб. Впрочем, самостоятельно СУ-212 судиться с церковью не стало, а переуступило свой долг ООО «Легат-Строй».

    По данным Kartoteka.ru, ООО «СУ-212» было зарегистрировано 1996 году. Руководит и владеет компанией Максим Поцелуев, который является учредителем и директором еще 21 предприятия. В 2011 году СУ-212 заключило 12 госконтрактов с департаментом строительства Москвы на общую сумму 1,2 млрд руб. Однако

    успешной компанию назвать сложно. С 2013 по 2015 год судебные приставы возбудили 162 исполнительных производства

    о взыскании с фирмы более 200 млн руб.

    Между тем на сайте Фонда поддержки строительства храмов города Москвы, где обычно перечисляются фирмы, участвующие в реализации программы «200 храмов», СУ-212 сейчас не упоминается. Однако на других православных сайтах сохранились благодарности в адрес компании за оказание благотворительной помощи РПЦ на строительстве храма в честь святой мученицы Татианы Римской в Люблине. Компания делала фундамент. Рассказать о том, как и почему благотворительность обернулась для РПЦ судебным иском, в СУ-212 отказались.

    Лужковское наследство

    Строительство 200 храмов шаговой доступности было задумано еще при Юрии Лужкове. Церковь собиралась строить модульные храмы в московских спальных районах из расчета один храм на 20 тыс. человек. Инициатором программы считается патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель в 2009 году обратил внимание, что в столице хронически не хватает храмов: среди всех регионов России Москва находится на последнем месте по соотношению числа церквей и православного населения. После чего и был дан старт этой программе.

    «Основная цель — не помощь верующим, а уплотнительная застройка»

    Реализация программы строительства 200 православных храмов в Москве сопровождается конфликтами на религиозной…

    По данным РБК, самым крупным жертвователем является благотворительный Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря, перечисливший на строительство храмов 165,7 млн руб. Председатель совета фонда Виктор Христенко — в прошлом министр промышленности и торговли, сейчас председатель коллегии Евразийской экономической комиссии. Среди учредителей — супруга Христенко глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Помимо них учредителями фонда являются давние соратники экс-министра: его бывший заместитель, а ныне инвестбанкир Андрей Дементьев, экс-глава «Оборонпрома» Андрей Реус, а также нынешний председатель совета директоров ОАО «Ульяновский автомобильный завод» Сергей Преображенский (по данным СПАРК). Среди других крупных жертвователей Фонда поддержки строительства храмов — фонд «Ютис», аффилированный с группой компаний Coalco Василия Анисимова, АФК «Система» и другие компании.

    В марте 2013 года, когда появилась информация, что программу «200 храмов» могут свернуть, было опубликовано открытое письмо на имя мэра, подписанное дюжиной общественных организаций, включая федерацию «Боевое самбо православных граждан», Совет казачьих общин Москвы и мотоклуб «Ночные волки». Подписанты

    обвиняли в срыве строительства и скандалах вокруг строительства муниципальных депутатов, «болотное движение» в целом

    и призвали ускорить темпы реализации программы. Тогда же на сайте 200khramov.ru появился гимн в поддержку строительства в исполнении Льва Лещенко и других артистов.

    По информации председателя Фонда поддержки строительства храмов Москвы архиепископа Егорьевского Марка, в рамках реализации программы в городе построено уже 17 храмов, еще около 30 находится в стадии строительства.

    Между тем массовое строительство храмов вызывает множество нареканий среди горожан. За последние годы против точечной церковной застройки выступали жители Печатников, Хорошево-Мневников, Царицыно, Зеленограда, Марьино, Гольяново, Зябликово, Восточное Дегунине, Гагаринского района, Строгино, Измайлово и Куркино. При этом считается, что московские власти всегда идут навстречу РПЦ.

    Однако судебная практика показывает, что

    разногласия между чиновниками и духовенством все-таки есть.

    Например, департамент городского имущества наотрез отказывается признавать за РПЦ права собственности на пристройку к храму-часовне в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» в природно-историческом парке «Косинский». Поводом для отказа стало то, что часовня была возведена самовольно в природоохранной зоне. Следующее судебное заседание предстоит в октябре.

    Финансирование строительства

    Годовой бюджет выделяет на строительство и реставрацию духовных объектов столицы около одного миллиарда рублей в год. Стоимость постройки одного храма колеблется от 90 до 250 миллионов рублей. В рамках программы «200 храмов» церкви строятся на благотворительные пожертвования и личные инвестиции прихожан. Для этого был создан специальный фонд, сопредседателями которого являются действующий мэр столицы Сергей Собянин и Патриарх Кирилл.

    Выделение бюджетных средств на постройку новых церквей не подразумевается, за свой счет город лишь подключает новые здания к коммуникациям. Так же городские власти содействуют фонду, помогая осуществлять проектные и экспертные работы.


    Источник денег на строительства храмов – благотворительный Фонд

    Внутренняя отделка храмов осуществляется по инициативе и за счет прихожан, по программе строятся лишь церковные здания. Представители духовенства утверждают, что таким образом исключается иждивенческий подход к строительству храма. Да и самим прихожанам приятно делать посильный вклад в строительство и благоустройство церкви, в которую они потом будут ходить.

    До проекта в Москве было соотношение 1 храм на 15 000 жителей

    Земельные участки подбирает Москомархитектура и РПЦ. По каждому участку проходят публичные слушания. Если жители согласны, земля переходит в безвозмездное срочное пользование. На 2021 год статистика такова:

    • 170 одобрили;
    • 27 отменили.

    Зачастую город выделяет участки на территории парков и лесов, чтобы сэкономить на благоустройстве прицерковной территории. Порой – на дворовых территориях и детских площадках. Это не нравится местным жителям и нецелесообразно. Такие дела отправляют на перерассмотрение.

    До проекта в Москве было самое низкое соотношение храмов и жителей (1 к 15 000), чем где-либо в России. Однако проект задумали не чтобы улучшить статистику. «Программа-200» — это не просто храмы, а целые комплексы с воскресной школой, кружками детского творчества и молодежными клубами. Это социальное служение, духовная работа с населением.

    Официальная карта «200 храмов». Значки храма обозначают храм, который построен или планируется. Карта интерактивная — когда щелкаете на значок появляется описание храма.

    На художественную ценность проект тоже не претендует. Конструктивно храмы отличаются по вместимости (на 200, 250, 300 и 500 прихожан), а вариантов внешнего оформления в общей сложности всего 30.

    Официальные модели храмов на 300 прихожан. Найдите отличия

    Техзаказ выдавало Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов.

    Три московские конторы делают внешний вид храмов не однообразным:

    • НИИ типологии и экспериментального проектирования;
    • НИИ гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна «Моспроект-3»;
    • Архитектурно-строительное бюро «Моспроект-2».


    Строящиеся храмы Москвы имеют 30 комбинаций внешнего вида. Цвета – белый, красный, бежевый.
    Строящиеся храмы Москвы имеют 30 комбинаций внешнего вида. Цвета — белый, красный, бежевый.Храмы по индивидуальным проектам в рамках «Программы-200» проектировали «Мастерские Андрея Анисимова». Византийский стиль храмов на Некрасовке и в Очаково-Матвеевском выделяет их на фоне конвейерных собратьев.


    Первая служба в храме иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке символично прошла в канун Рождества


    Храм Иверской иконы Божией Матери построен по инициативе академии ФСБ и стоит перед ней

    Первая служба в храме иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке символично прошла в канун Рождества.

    Храм Иверской иконы Божией Матери построен по инициативе академии ФСБ и стоит перед ней.Возводят храмы различные строительные компании (1-3 храма на каждую компанию), иногда – частично на собственные средства (по собственному желанию).

    Число открытых церквей

    К 2015 году было полностью построено 25 новых церквей, в стадии строительства находились 28 новых храмов. Было возведено 90 временных церковных построек, в восьмидесяти из них ежедневно велись богослужения. В 2021 году в столице будет торжественно открыт сотый новый храм.

    Сотым храмом, построенным по этой программе, будет новая церковь в районе Новокосино. Она уже практически готова к вводу в эксплуатацию: закончены все строительные работы, расписаны стены и своды, благоустроена прихрамовая территория, высажены декоративные растения.

    Интересный факт! Быстрее всех был построен храм великомученика Федора Тирона на улице Берзарина — настоятель храма с пятью помощниками построили временное церковное здание за 2 месяца.

    Еще один храм, который откроет свои двери прихожанам к 2021 году — церковь Казанской иконы Божьей Матери в Измайлово. Всего на востоке Москвы под строительство новых храмов выделено 19 участков. На семи из них уже были открыты новые церкви, на остальных участках идут активные строительные работы.

    Церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери была построена и в Теплом Стане. В апреле 2021 года она была освящена и открыта для прихожан.


    Казанский храм в Теплом Стане

    Казанский образ Богородицы издревле почитается на Руси. Этот образ помог ополчению Минина и Пожарского бороться с иностранной интервенцией. Это напоминание о милости Богородицы к нашему народу, о ее заступничестве. Именно поэтому в России так много новых храмов называют в ее честь.

    В итоге количество новых построек превысит цифру в 200 храмов, но это будет сделано за счет церквей, построенных на территории Новой Москвы.

    Интересно знать! В 90-х годах прошлого века в столице насчитывалось около 250 церквей и часовен. К нынешнему дню количество храмов на территории Москвы увеличилось в четыре раза.

    Программа «200 храмов»

    Программа «200 храмов» предполагает постройку новых церквей в густонаселенных районах Москвы, чтобы жители этих районов могли свободно посещать церковь, не тратя много времени на дорогу к ней. Фонд в поддержку этой инициативы был создан в 2010 году. Тогда же было подписано распоряжение, регулирующее выдачу земельных участков для застройки. Официальной датой принятия этой программы считается 29.04.2011г.

    Где будут построены новые храмы

    Центральный Автономный округ столицы эта программа не затрагивает, так как там достаточно приходов и монастырей, чтобы обеспечить духовные потребности населения. Карту с адресами всех новых церквей можно посмотреть на официальном сайте фонда.

    Большинство церковных построек возводится в спальных районах столицы, в местах, где ранее стояли храмы. В годы советской власти, в рамках программы по борьбе с религиозными предрассудками, было снесено много церквей.

    Многие храмы были настоящими произведениями зодческого искусства, памятниками архитектуры. Все они были варварски взорваны, разрушены. В каком-то смысле, мы сейчас не строим новые церкви, а восстанавливаем то, что разрушили наши предки, тем самым искупая исторические грехи прошлого.

    Важно! Первым храмом, построенным по этой программе, был храм Святых Кирилла и Мефодия. Возведен он был на Дубровке, в память о жертвах теракта, унесшего жизни более ста человек. Он соседствует с временным деревянным храмом, названным в честь Иверской иконы Божьей Матери. Церковь была построена на месте теракта сразу после трагедии.

    При проектировке будущего храма мнение местных жителей городские власти обязательно учитывают. Предполагаемое место постройки обсуждают на публичном слушании, после этого утверждают строительство, или отправляют проект на доработку.

    Финансирование строительства

    Годовой бюджет выделяет на строительство и реставрацию духовных объектов столицы около одного миллиарда рублей в год. Стоимость постройки одного храма колеблется от 90 до 250 миллионов рублей. В рамках программы «200 храмов» церкви строятся на благотворительные пожертвования и личные инвестиции прихожан. Для этого был создан специальный фонд, сопредседателями которого являются действующий мэр столицы Сергей Собянин и Патриарх Кирилл.

    Выделение бюджетных средств на постройку новых церквей не подразумевается, за свой счет город лишь подключает новые здания к коммуникациям. Так же городские власти содействуют фонду, помогая осуществлять проектные и экспертные работы.

    Внутренняя отделка храмов осуществляется по инициативе и за счет прихожан, по программе строятся лишь церковные здания. Представители духовенства утверждают, что таким образом исключается иждивенческий подход к строительству храма. Да и самим прихожанам приятно делать посильный вклад в строительство и благоустройство церкви, в которую они потом будут ходить.

    Число открытых церквей

    К 2015 году было полностью построено 25 новых церквей, в стадии строительства находились 28 новых храмов. Было возведено 90 временных церковных построек, в восьмидесяти из них ежедневно велись богослужения. В 2019 году в столице будет торжественно открыт сотый новый храм.

    Сотым храмом, построенным по этой программе, будет новая церковь в районе Новокосино. Она уже практически готова к вводу в эксплуатацию: закончены все строительные работы, расписаны стены и своды, благоустроена прихрамовая территория, высажены декоративные растения.

    Интересный факт! Быстрее всех был построен храм великомученика Федора Тирона на улице Берзарина — настоятель храма с пятью помощниками построили временное церковное здание за 2 месяца.

    Еще один храм, который откроет свои двери прихожанам к 2020 году — церковь Казанской иконы Божьей Матери в Измайлово. Всего на востоке Москвы под строительство новых храмов выделено 19 участков. На семи из них уже были открыты новые церкви, на остальных участках идут активные строительные работы.

    Церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери была построена и в Теплом Стане. В апреле 2019 года она была освящена и открыта для прихожан.

    Казанский образ Богородицы издревле почитается на Руси. Этот образ помог ополчению Минина и Пожарского бороться с иностранной интервенцией. Это напоминание о милости Богородицы к нашему народу, о ее заступничестве. Именно поэтому в России так много новых храмов называют в ее честь.

    В итоге количество новых построек превысит цифру в 200 храмов, но это будет сделано за счет церквей, построенных на территории Новой Москвы.

    Интересно знать! В 90-х годах прошлого века в столице насчитывалось около 250 церквей и часовен. К нынешнему дню количество храмов на территории Москвы увеличилось в четыре раза.

    Мнения противников программы

    Противники этой программы говорят о том, что в столице и так много церквей. Но стоит заметить, что в праздничные дни приходы, работающие на территории Москвы, не вмещают всех верующих. Если человек не может попасть на богослужение, он ущемлен в своем праве на свободу вероисповедания.

    В небольших городах и региональных центрах один храм приходится на население в 10-15 тысяч человек. В то же время, в Москве раньше были районы, где на 150 тысяч человек было всего два православных прихода. К тому же, большинство сохранившихся церквей находится в центральной части столицы, так как во время проектировки и застройки спальных районов о храмах никто не думал.

    Некоторые противники этой инициативы говорят, что храмы нужны только православным. В противном случае, почему нет подобных программ для представителей других вероисповеданий? Но верующим других конфессий и религий никто не запрещает обратиться в городской совет с похожим предложением и разработать свою программу.

    Что же касается того, кому на самом деле необходимы эти храмы — эта программа не просто ответ на просьбы православной общины. Она направлена на укрепление морали и нравственных ценностей всего общества.

    Главная цель проекта состоит в том, чтобы посещение богослужений стало доступным для каждого жителя столицы. 200 храмов — это их минимальное количество, необходимое для того, чтобы исправить положение с нехваткой церквей.

    Окончательный смысл программы не в самой этой цифре, а в стремлении сделать жизнь людей лучше, объединить их для достижения высокой цели.

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    • Патриарх
    • Новости
    • Документы
    • Межсоборное присутствие
    • Публикации
    • Организации
    • Персоналии
    • Фото
    • Видео
    • Аудио
    • Анонсы
    • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

    • Архиерейский Собор-2021
    • Архиерейский Собор-2017
    • Архиерейский Собор-2016
    • Архиерейский Собор-2013
    • Архиерейский Собор-2011
    • Поместный Собор-2009
    • Архиерейский Собор-2009
    • Патриарх
    • Высший Церковный Совет
    • Межсоборное присутствие
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Епархии и Экзархаты
    • Поместные Церкви
    • Церковь и государство
    • Церковь и общество
      • Церковь и культура
      • Светские СМИ о Церкви
      • Конкурс «Православная инициатива»
    • Наука и образование
    • Издательства и СМИ
    • Памятные даты
    • Межрелигиозные отношения
    • Гонения на христиан
    • Инославие
    • Старообрядчество

    Главные новости

    Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
    Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
    Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
    Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
    В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

    Архив

    • PDA-версия сайта
    • Наши баннеры
    • Экспорт новостей
    • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

    В.И. Ресин о «Программе-200»: Участвуйте лично, это ваши храмы!

    Интервью куратора «Программы-200» от Правительства города Москвы, советника Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресина порталу «Православие и мир».

    — Назвать точную дату, когда возникала эта идея, мне трудно — это было очень давно. Еще в 90-х годах, когда мы начали воссоздание Храма Христа Спасителя и других знаковых святынь, которые в разоренном состоянии вернули Церкви в начале перестройки. Всем стало очевидно, что мы не возмещаем пока тот пробел, который возник из-за массового сноса храмов в советский период, да и Москва разрослась в десятки раз по сравнению со златоглавой столицей начала ХХ века. С тех пор представители Церкви, префектуры, районные управы, органы территориальной власти начали понемногу прорабатывать вопрос, собирать информацию для выявления мест под размещение новых храмов, направлять ее в Москомархитектуру и институт Генплана.

    — Но реально Программа заработала только при нынешнем мэре?

    — Да, безусловно. Она обрела реальные черты по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, поддержанной Сергеем Семеновичем Собяниным. Они стали сопредседателями Попечительского совета специально созданного для реализации проекта Фонда «Поддержки строительства храмов г. Москвы». Масштабная работа по подбору и выделению участков началась в 2010 году, а в апреле 2011-го уже заложили первый храм в честь святых Мефодия и Кирилла на Дубровке — и из области подготовительных исследований Программа шагнула на реальные строительные площадки во все округа столицы.

    — 200 участков, 200 проектов, 200 храмов — это большая повседневная работа. Чиновникам — понять священников, духовенству — научиться действовать в рамках правил десятков регулирующих инстанций. Как складывается сотрудничество?

    — Нормально складывается. Сотрудничество с Церковью у нас сложилось давно, еще со времен Патриарха Алексия, когда строили Храм Христа Спасителя. Я, когда приезжал на стройку, думал про себя, что Патриарх — старший прораб, Лужков — начальник участка, а я простой прораб у них. Вот так и было. Святейший лично и на подъемнике, и пешком обходил все точки, смотрел все детально. Без него и художественной комиссии невозможно было бы ничего сделать.

    Здесь, на проекте «200 храмов», мэр и Патриарх не могут лично так много объектов отслеживать. Есть владыка Тихон, Патриарший куратор — он для нас не просто священнослужитель, он градостроитель, а мы исполнители. По поручению Патриарха он определяет основные решения, а мы никогда не спорим, потому что представитель Церкви лучше знает, какими должны быть храмы.

    Очень важно участие настоятелей храмов. Там, где настоятель подвижник, душу отдает приходу, там совершенно по-другому дело идет. Примеров много.

    — Приведете примеры?

    — Из последних объездов вспомнился случай на улице Барклая. Там один видный человек, не буду называть фамилию, вызвался быть благодетелем, а потом пропал: на звонки не отвечает, на совещания не приезжает. Мы когда с владыкой Тихоном и другими членами штаба выехали на эту площадку, я был потрясен: на пустом месте человек 150 и настоятель. Они беседовали, обсуждали уже устройство прихода, а день был очень жаркий, градусов 30.

    Люди разного возраста собрались: и старшее поколение, и молодые совсем, семьями целыми с детьми пришли. Еще ничего нет, люди только узнали, что будет храм — и уже пришли, и настоятель уже беседует с ними, организовывает. Это урок для тех, кто обещает и не делает. Подводить нельзя в святом деле. Там, где есть активные общины верующих, они и сами деньги собирают по чуть-чуть, и крупных благодетелей ищут. Где работа идет, там и результат будет. На 99,9% все зависит от труда священника.

    — В московских округах за продвижение программы отвечают и светские префекты, и «духовные префекты» — викарии Святейшего Патриарха. Как идет это взаимодействие?

    — У нас система такая. По программе этого года мы вместе с владыкой Тихоном провели совещания во всех префектурах с обязательным их участием, а также с участием всех глав управ, муниципальных депутатов и настоятелей. Рассмотрели каждый храм: хорошо ли участки подобраны, когда будем градостроительную документацию готовить, когда будем начинать строительство, когда закончим, когда откроем финансирование.

    В таком формате эффективно решаются многие вопросы, когда все вместе, когда слышишь все проблемы. Вся система у нас построена серьезно и профессионально, как и должно быть на общегородской программе. С той только разницей, что бюджетного финансирования нет, строим на пожертвования, и это добавляет ответственности.

    Ежеквартально весь ход строительства детально докладывается Святейшему Патриарху. Мэру докладываем чаще, так как оперативные вопросы чаще возникают по линии Правительства Москвы. Перед москвичами ведь Правительство за все отвечает, у мэра всегда должна быть объективная и полная картина происходящего.

    — Какое количество профессионалов, специалистов задействовано в проекте?

    — Я думаю, что весь стройкомплекс Москвы в той или иной мере занят этой проблемой. Это миллион человек. Действительно, не шучу.

    — И все-таки порой возникают противоречия?

    — Нахождение компромисса — дело непростое и при строительстве храма, и театра, и стадиона, и магазина, и даже туалета. Москва — живой организм, и очень переуплотненный. Проще все строить параллельно: и жилье, и инфраструктуру, к которой в сегодняшней жизни относятся и храмы. Но там, где уже все построено, непросто найти оптимальный, устраивающий всех вариант размещения чего бы то ни было.

    — Когда проекты размещения храмовых комплексов не находят поддержки на публичных слушаниях, это проблема?

    — Это нормальная работа. Всегда и во всем есть аргументы «за» и «против». Значит, участок подобран неверно. Обижаться никому не надо. Москва — сложный для строительства город, очень много факторов приходится взвешивать и учитывать. Подход один — жители всегда правы. Когда их реальное большинство, разумеется, а не кучка крикунов, которые всегда против всего.

    Строить храмы надо там, где они нужны, и не надо ничего навязывать там, где люди не хотят. Надо работать спокойно и взвешенно, не устраивать скандалов, противопоставлений верующие-неверующие. Все москвичи. На 80% крещеные люди. Где люди согласны, там и надо строить. Люди свои районы лучше знают.

    — Есть случаи, когда общины верующих настойчиво требуют построить храм в определенном месте, а у города нет там участка, чтобы выделить под строительство. Как быть?

    — Все должно быть конструктивно. Невыполнимые требования останутся таковыми, сколько ни шуми. В сложившемся мегаполисе нельзя строить где и как попало. Есть генплан развития города, есть проекты планировок отдельных территорий. Из этого надо исходить. Я, например, читал, что некие активисты срочно требуют какие-то 200 храмов из бытовок к Пасхе. Это глупость.

    А бывает еще и так: мы «за», мы хотим, а как доходит до дела, надо принимать реальное участие, средства собирать, — так их и след простыл. Каждый, кто хочет построить храм, должен чувствовать свою личную ответственность, сделать реальный вклад, пусть небольшой, сколько может. Деятельно надо помогать. Только так можно строить «всем миром».

    — Новые храмы всё еще иногда называют модульными…

    — Тоже сталкивался. Это абсолютно профессионально неверный термин, неудачный журналистский штамп. Когда-то очень давно обсуждался вариант использования модульных конструкций, но он быстро отпал, а это нелепое слово осталось. Сейчас в качестве основы используются либо монолитные технологии, либо традиционная кирпичная кладка. Какие-то отдельные детали делаются на заводе индустриальным методом. Главное — строить качественно, быстро и недорого.

    — Кто принимает решение, по какому проекту будет строиться тот или иной храм?

    — Сначала проект утверждает Святейший Патриарх. Но последнее слово за Градостроительным советом города Москвы.

    — Некоторые хорошие, но очень дорогие архитекторы сетуют, что их потенциал мало задействован в Программе. Что Вы можете им посоветовать, как им реализовать себя?

    — Им надо просто по-мужицки сказать: жлобство здесь не проходит! Хотите участвовать в благом деле, думайте не о своих личных амбициях, а о пользе общего дела. Надо делать и красиво, и быстро, и думать бережливо о народных деньгах, не гнаться за сверхприбылями и славой. Хочешь, чтобы твой проект был востребован, трудись вместе со всеми, ищи инвесторов, готовых на большие расходы. Надо реально и честно на вещи смотреть. Мы не можем навязывать людям чрезмерно дорогие проекты.

    — Как выбирают подрядчиков для строительства?

    — Они должны строить в соответствии с документацией, прошедшей экспертизу, стараться строить экономно, бережливо, не злоупотреблять доверием и не искать здесь сверхплановой прибыли. Компания должна быть надежной и достаточно мощной, чтобы пережить возможные задержки финансирования, связанные со сбором пожертвований, и не останавливать хода работ.

    — Сбор средств успевает за строительством?

    — Сейчас уже не успевает. Финансирование — сейчас наша главная задача. Надо усилить сбор средств.

    — Несколько крупных строительных компаний, сделавших серьезные пожертвования на строительство, возглавляют люди неправославные. Что ими движет?

    — Действительно, среди меценатов есть и мусульмане, и иудеи. О мотивах надо спросить их самих. Но я думаю, что Бог един. Строительство любого храма — это благое дело. И я принимал участие не только в строительстве православных храмов. И синагоги, и мечети строили. Москва — многонациональный город. Здесь нельзя по вере людей делить. У многих смешанные семьи. Православные, иудеи, мусульмане — мы все россияне, москвичи.

    — Вы работали с тремя Патриархами, правда?

    — Да. В 1987 году я участвовал в восстановлении келий в Троице-Сергиевой лавре после страшного пожара. Я недавно был там на празднике, многие помнят эту работу — ведь это было во время советской власти, и я не имел права на такое. Подходили, благодарили. А ведь больше 25 лет прошло. Патриарх Пимен мне тогда Библию подарил за труды. Это очень дорогой для меня подарок. До сих пор храню ее.

    — Вы посвящаете очень много сил Программе «200 храмов». Совершенно очевидно, что не ради славы или выгоды. У Вас все есть. А почему? Что Вами движет?

    — Люблю это дело. Я очень близок был и с Патриархом Алексием, и с Патриархом Кириллом еще с тех пор, когда он был просто архиереем, со многими другими владыками. Меня поражала трагическая судьба многих священнослужителей. Я чувствую вину и своего отца за то, что было в советские годы сделано, за разрушение русских святынь. Мы все несем полную моральную ответственность за родителей, дедов и самих себя. Просветление пришло ко мне только в конце 80-х, когда перестройка началась.

    — А раньше в Бога не верили?

    — Я просто, честно говоря, не думал на эту тему. Сейчас я другой человек. А не думал не потому, что я был коммунист. Не поэтому. Просто и семья такая была. Родители не были религиозными людьми. Мы из маленького местечка родом, из Речицы. Мама была беспартийная, казалась бы, должна была быть религиозная, но нет, не была. В семье не было никаких религиозных традиций. Правда, Пасху отмечали. И еврейскую, и русскую. И кулич мама пекла, и мацу делала. Ее купить нельзя было, сама делала. Яйца красила, бульон варила, рыбу фаршированную делала. Так делала, что я больше нигде такой за всю мою жизнь не ел.

    — Что для Вас строительство храмов?

    — Я благодарю Бога, что могу приносить пользу в этом хорошем деле. Все, что мне довелось построить в жизни, все проекты — это как дети, которые для родителей все хорошие, но все-таки, когда меня спрашивают, чем я горжусь в жизни большего всего, я всегда говорю — это Храм Христа Спасителя, теперь появился второй любимец — Кронштадтский Морской собор.

    Программа «200 храмов» — это, наверное, самый трудный в моей жизни проект, и он очень мне дорог. Я вижу, с какой надеждой люди на нас смотрят. Удивительные люди, из них веру каленым железом выжигали, а они все равно ее сохранили.

    — А есть в жизни проекты, которые не удалось довести до конца?

    — Пока нет, слава Богу. Я привык все до конца доводить. Я знаю точно: все возможно сделать в жизни. Надо только работать, а не болтать. Кто хочет сделать — ищет средства, кто не хочет — ищет причины. Программа строительства храмов, наверное, и после меня еще останется. Я прагматик по натуре, реалии возраста понимаю. Но мне бы хотелось, конечно, при жизни все 200 построить!

    — Аудитория у Правмира, в основном, люди верующие. Большинство из них на себе испытывает тесноту в храмах по воскресеньям и праздникам. Это те, ради кого Вы много работаете сейчас. Дайте им главный призыв — чем помочь проекту?

    — Кто сколько может, внесите свою лепту и привлеките всех своих родственников, друзей — это будет самая большая помощь. Не надо рассчитывать на других, ждать, что кто-то для вас что-то сделает. Участвуйте лично, это ваши храмы!

    Программа «200 храмов»: как реализуется массовое строительство церквей в Москве

    Не так давно мы выпустили материал про технологии и инновации в храмовой архитектуре, где можно было увидеть удивительные, уходящие далеко от канонов новые храмы и церкви. Сам факт появления многочисленных решений говорит о том, что эта область архитектуры развивается, причём весьма стремительно. Мы и сами можем это наблюдать: на горизонте столицы появляются всё новые и новые купола, а звук колоколов может не утихать иногда от перекрёстка к перекрёстку. Храмовое строительство – специфическая область архитектуры, и интересно посмотреть, как она реализуется в столичном регионе.

    История строительства новых храмов в Москве началась ещё в 2009 году, практически сразу после интронизации патриарха Кирилла. В одной из встреч с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым глава РПЦ посетовал, что московские храмы часто находятся вне шаговой доступности прихожан, а в некоторых районах и вовсе отсутствуют. Говорилось, что Москве не хватает как минимум 200 новых храмов для нормального функционирования храмовой архитектуры. Лужков с владыкой согласился и пообещал исправить ситуацию. Как известно, мэр столицы вскоре сменился, но обещание осталось: так, благодаря решению московских властей выделить земельные участки под строительство православных храмов и возникла программа «200 храмов».

    Если с технической стороны программа выполняется успешно и храмы в Москве строятся регулярно (за 5 лет её официального действия построено уже 30 храмов), то с точки зрения архитектуры не всё так однозначно. Попробуем разобраться с архитектурными тенденциями программы «200 храмов» на примере Церкви Александра Невского при МГИМО.

    Хотя идея строительства храма родилась у студентов и преподавателей вуза ещё в 1999 году, её реализация стала возможной только благодаря программе «200 храмов». Строительство началось лишь в 2013 году по проекту современного архитектора Анисимова Андрея Альбертовича, заслуженного архитектора России, учредителя и главного архитектора ООО «Товарищества реставраторов», члена Академии Архитектурного Наследия, Председателя Гильдии храмоздателей. По проекту, однокупольный храм высотой в 36 метров рассчитан на 500 прихожан. Также в храмовый комплекс входят галерея, звонница и дом причта с трапезной. Архитектура церкви ориентирована на традиции северного псковского зодчества. Для максимального приближения к образцам древних храмов Руси главный купол облицован керамическими лемехами.

    Однако всё чаще встаёт вопрос: нужно ли современным храмам непременно повторять образцы прошлых веков? Как оказалось, на эту тему дискутируют не только урбанисты, но и представители православной общественности, а предметом дискуссий как раз становятся проекты Анисимова. Проблему отсутствия современной храмовой архитектуры поднял ещё в 2012 году протоиерей и практикующий архитектор Андрей Юревич. «Чаще удачно, вкусно, как-то хорошо. Как угодно это называйте — цитаты, реплики, реминисценции, стилизация, эклектика, но это всё-таки панорама не вполне современной жизни», – прокомментировал работы Анисимова Юревич. И действительно, посмотрев другие проекты церквей на сайте программы «200 храмов», можно заметить, что все они повторяют архитектуру XV–XVII веков.

    Храм на 200 человек в стиле русской архитектуры XVII века. Автор идеи и главный архитектор проекта: Пушина А.Б.

    Собирательный образ старорусской архитектуры II: однокупольный храм с тремя алтарными апсидами на 300 человек

    Соборный храм на 600 человек в стилистике больших соборов XVIXVII вв.

    Русская храмовая архитектура будто бы продолжает жить в прошлом, а нарушить эту традицию, чтобы создать храм XXI века, никто не решается. Вопрос встаёт тем острее, чем больше среди прихожан московских храмов становится молодых людей. Для поколения миллениум не так важно, повторяют ли купола образцы XVII века. Многие из них, практически цитируя Мартина Лютера, говорят, что Бог не в куполах и они рады были бы прийти в любое здание, выполняющее функции церкви.

    Для большинства прихожан основной проблемой остаётся непродуманное месторасположение храмов. Церкви вырастают либо на пустырях, либо в парковых зонах. В первом случае недовольны инфраструктурой прихожане, во втором – зелёные активисты, которые стараются оградить территории парков от застроек.

    Как бы то ни было, программа «200 храмов» будет развиваться ещё очень долгое время, поскольку единственным источником её осуществления являются пожертвования. Остаётся надеться, что за это время архитекторы, урбанисты и православная общественность найдут оптимальное решение церковной архитектуры и, быть может, вместе придут к тому, каким должен быть храм в XXI веке.

    «На моей памяти подобного проекта не было»

    Советник мэра Москвы депутат Госдумы РФ Владимир Ресин о ходе реализации программы «200 храмов»

    О ходе реализации программы «200 храмов» в интервью корреспондентам «Власти» Павлу Коробову и Григорию Туманову рассказал советник мэра Москвы депутат Госдумы РФ Владимир Ресин.

    Советник мэра Москвы депутат Госдумы РФ Владимир Ресин

    Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

    «Конфликт раздувается из ничего рядом активистов»

    Какое количество храмов удалось возвести на данный момент?

    Общестроительные работы завершены на 18 храмах. В них во всех уже ведутся службы, хотя в некоторых продолжаются отделочные работы. 22 храма строятся, из них 15 будут сданы уже в этом году. Кроме того, рядом со стройплощадками и даже там, где строительство еще не начиналось, строятся небольшие временные часовни. Где-то это бревенчатый сруб, где-то просто строительный вагончик, но главное, что открытие часовни дает возможность начать регулярные богослужения, сформировать общину. Ведь построить храм — это еще полдела, важно наладить приходскую жизнь, а на это требуется время. И надо сказать, что потребность в храме рядом с домом очень высокая. Я знаю приходы, например на Ходынке или на улице Барклая, где люди без всякого храма собирались на молебен под открытым небом и зимой, и в летнюю жару. Поэтому было принято решение в первую очередь ускорить строительство именно временных часовен — такую часовню можно возвести за два месяца, в то время как на строительство капитального храма может уйти пара лет. В этом году к Пасхе открыли семь новых часовен. А сегодня временных храмов-часовен 71, на Ходынке установка временного деревянного храма-часовни идет сегодня вовсю. Подошли под крышу, прихожане хотят, чтобы первая литургия была в день города.

    Где удалось заложить фундамент или же получить землю под строительство?

    На сегодня оформлено 109 договоров безвозмездного срочного пользования. Это значит, что 109 земельных участков переданы РПЦ с правом застройки для возведения храмовых комплексов. И до конца года предстоит оформить еще около 40 договоров. На оформленных участках РПЦ имеет право до утверждения документации и получения разрешения на капитальное строительство возвести временную часовню, установить ограждение, завезти технику или бытовки, при необходимости начать перекладку сетей и т. д. Что касается именно капитальных работ, то, как я уже сказал, в настоящее время ведется строительство 22 храмов — 15 из них планируется завершить в этом году. И еще на 19 площадках в ближайшее время планируется начать работы, с тем чтобы завершить их в 2015–2016 годах.

    Можно ли обозначить наиболее проблемные точки? Где местные жители не идут на диалог?

    Практика трех лет показала, что конфликты, которые возникают вокруг строительства храмов, можно поделить на две части. Первый случай — когда жители недовольны выбором участка под строительство храма: например, он расположен близко к домам, или находится на территории, где люди привыкли гулять и отдыхать. Такое объективное недовольство местных жителей — это свидетельство недоработки тех, кто выбирал участок: префектур административных округов, Москомархитектуры, муниципальных властей. В таких случаях всегда стараемся идти навстречу, принимать сторону большинства, находить более удобные площадки. Например, отменили строительство на улице Чоботовской, где большинство жителей были против, потому что площадка была подобрана слишком близко от жилых домов. Взамен было решено построить храмовый комплекс с домом причта на улице Лукинской, рядом с небольшим храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который существует с XVI века и давно не вмещает всех желающих. Другой пример — Куркино, где строители уже начали выходить на площадку на окраине парка «Дубрава», однако жители решили, что на этом месте им храм не нужен. В итоге нашли другую площадку. Но бывают и такие ситуации, когда конфликт раздувается из ничего рядом активистов, которые даже не являются жителями района. И это — на совести тех, кто использует религию для самопиара. Я обращал внимание, что такие всплески часто возникают тогда, когда различные кандидаты бьются за голоса, за свой электорат. Тема вероисповедания — очень тонкая материя, и уж точно ее не стоит делать средством политической борьбы.

    Существует такое движение «За парк» в САО, как с ним удается общаться?

    Я слышал, что такое движение существует, но лично с ними не общался, ко мне они не обращались.

    «Регулируют процесс в первую очередь сами верующие»

    Расскажите о структуре попечительского фонда: как привлекались инвесторы, строительные компании? На каких условиях они строят и участвуют в деятельности?

    Единого механизма нет. Бывает, что строительные компании выражают желание самостоятельно построить храм с нуля. Например, компания ЗАО «Доринж-39», руководителем которой, кстати, является мусульманин, построила храм Дмитрия Донского на Полярной улице. Или ЗАО МСМ-5, силами которого возведен храм Казанской Божией Матери в Солнцево. Или концерн КРОСТ: они возводят один из самых больших храмов в рамках программы, на тысячу прихожан, и все делают сами, своими силами, от проекта до отделки.

    Бывает, что инвестор выражает желание построить какой-то уникальный храм по индивидуальному проекту, или храм в определенном районе, или посвященный определенному святому. Бывает, что строительные компании жертвуют храмам стройматериалы, безвозмездно предоставляют в аренду технику или выполняют какой-то участок работ, пусть даже совсем небольшой. Но в основном церковь как заказчик привлекает подрядчика на собранные пожертвования. И надо сказать, что строительные компании с пониманием относятся к особенностям программы. Ведь работы ведутся на добровольные пожертвования, это не плановые поступления: они сегодня есть, завтра нет. А останавливать стройку — это всегда потеря и времени, и денег. Подрядчики нередко выручают нас.

    Какая фирма является основным исполнителем работ по постройке храмов?

    Нет какого-то одного исполнителя. Над программой работают десятки компаний. Есть случаи, когда одна компания берет на себя попечение о строительстве всего объекта, а бывает, что на стойке трудится несколько отдельных бригад. А вот в качестве технического заказчика большинство объектов ведет управление по реконструкции и развитию уникальных объектов (УРиРО), которое координирует и контролирует получение всей необходимой документации в рамках программы. Кроме УРиРО в качестве технических заказчиков выступают ООО «Оргстройпроект», ООО «Сэвен Девелопмент» и ОАО «Авеста-Строй». А 13 приходов выполняют функции технического заказчика самостоятельно — в основном это храмы, приходы которых существовали еще до старта программы-200, например приход храма Серафима Саровского в Раево или храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино.

    Существует убеждение, что вопреки названию программы «200 храмов» запланировано на деле гораздо больше. Так ли это?

    Пока программа рассчитана именно на 200 храмов в границах «старой» Москвы. И дай Бог лет за пятнадцать их построить. А там видно будет. Ведь регулируют этот процесс в первую очередь сами верующие: чем выше потребность, чем больше будет собрано средств, тем больше храмов может быть построено. Отдельно хочу напомнить, что уже после того, как была запущена программа-200, площадь Москвы увеличилась в 2,5 раза. Освоение этих территорий еще только начинается, и тут мы имеем уникальную возможность включить храмы в проект застройки на стадии разработки градостроительной документации. По просьбе святейшего патриарха правительством Москвы дано поручение ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» зарезервировать на новых территориях не менее 150 участков для строительства храмов. Такая работа ведется.

    При этом сами люди активно выражают свою позицию. Приведу интересный пример: в Новой Москве храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» стал первым на территории ТиНАО, официально включенным в программу-200. Приход захотел войти в программу. Смотрите, в Щербинке проживает почти 35 тыс. жителей, а храм у них всего один, и тот небольшой, человек на сто. Он был построен в 2000 году, в честь преподобномученицы Елизаветы, основавшей знаменитую Марфо-Мариинскую обитель. И всех желающих храм просто не вмещает. Здесь очень дружная община, она существует уже больше 20 лет. Построить рядом новую большую церковь — инициатива общины, прихода. Разрешение на строительство получено еще два года назад, но самому приходу сложно поднимать такое большое дело. При этом программой-200 сформирована система, работающий механизм, позволяющий значительно ускорить работы, проконтролировать выпуск нужных документов и гарантировать их качество. Поэтому приход обратился к нам с просьбой включить этот храм в программу-200. Сегодня работы идут полным ходом, тем более что и инвестор нашелся, и начинали строители не с чистого листа — земля оформлена, дом причта уже стоит, да и стены строящегося храма наполовину подняты. Хотят завершить основные строительно-монтажные работы к Дню города.

    Самое сложное в программе-200 — это выбор участка, ведь пока строить приходится в основном в сложившейся застройке. На будущее и на территории Новой Москвы, и на территории реорганизуемых промзон нужно закладывать место под храм еще на стадии разработки генплана и проектов планировки, тогда не будет проблем ни с подбором участка, ни с жителями, по той или иной причине недовольными развернувшейся по соседству с их домами стройкой. Новая Москва изначально должна развиваться гармонично, одновременно с жилыми кварталами обрастая всей необходимой инфраструктурой: детскими садами, школами, поликлиниками и храмами.

    Как вы относитесь к православной общественности, которая устраивает митинги в защиту программы-200, протестует против решения жителей не строить храм, например, на детской площадке?

    Я хорошо отношусь к любой активной позиции, когда она выражается легальными способами и находится в рамках закона. А вопросы религии тем более не решаются митингами, уличными столкновениями или протестными акциями. Считаю, что любой спор можно решить путем компромисса, за столом переговоров.

    Как происходит финансирование программы-200, за чей счет строятся храмы?

    Программа финансируется только за счет добровольных пожертвований, ни копейки бюджетных денег не тратится. Прежде всего жертвуют сами прихожане, а также просто неравнодушные к программе москвичи, не обязательно верующие. Также жертвуют и крупные меценаты, коммерческие организации, и различные благотворительные фонды и программы. Я полвека работаю в строительной отрасли и могу сказать, что на моей памяти подобного проекта не было. Программа-200 — это крупнейший инфраструктурный проект, который реализуется на благотворительные средства. Возможно, что не только в России, но и в мире.

    Как муниципальные власти относятся к программе-200, помогают вам или мешают?

    Муниципальным властям отводится особая роль: в идеале они и должны быть тем «голосом народа», который может стать связующим звеном между городскими властями и жителями. Это как раз дело муниципальных депутатов — понимать и доносить реальное мнение жителей по тому или иному вопросу, активнее участвовать в предварительном рассмотрении и подборе мест размещения храмовых комплексов. Отношения с ними строятся в конструктивном ключе, программу-200 они поддерживают.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: