Свято-Духов монастырь: история и адрес, описание, мощи и иконы, святыни и достопримечательности

На майские к святыням: Топ-5 паломнических маршрутов Москвы и Подмосковья

Святыни Третьего Рима и его окрестностей важно посетить каждому православному человеку, поскольку именно здесь находится сердце нашей Церкви

Майские “длинные выходные” – всегда повод для серьезного выбора и размышления. Дача или диван? Диван или дача? Конечно, есть и те, для кого не представляет серьезной проблемы “рвануть на уик-энд” на какое-нибудь лазурное (или не очень лазурное) побережье, однако для абсолютного большинства моих соотечественников этого нет и в мечтах. И тем не менее, смена обстановки очень важна для каждого из нас, ведь полноценный отдых без этого просто невозможен.

Разумеется, есть и принципиальные домоседы, и те, для кого дела дачные столь долгожданны, что на них нельзя ничего променять. Здесь же я хочу обратиться к людям, желающим не только совершить небольшую туристическую поездку, но совместить ее с пользой для души. Нет, речь пойдет не о паломничестве в его традиционном виде: этаком древнерусском богомолье, когда человек очень долго молитвенно готовился к путешествию к святыне, а потом зачастую путешествовал к ней пешком с котомкой за плечами. И здесь нет ни капли иронии: в таком путешествии, безусловно, куда больше духовной пользы, чем в поездке на машине, поезде или самолете.

Однако для человека современного, отягощенного заботами века сего, подобное паломничество невозможно. А потому мы обычно предпочитаем ему “религиозный туризм”, зачастую даже без подготовки к Таинствам Исповеди и Причастия, чтобы, поклонившись той или иной святыне, также принять участие в богослужении и причаститься Святых Христовых Таин. Большинство из нас, приезжая в далекий монастырь, успевают лишь быстро приложиться к ее почитаемой святыне (мощам и/или иконам), сделать несколько снимков на мобильный фотоаппарат, выложить их в блоги и соцсети, после чего уехать домой.

Упаси Бог, в моих словах нет ни доли осуждения, хотя бы потому, что от этих людей “первый есмь аз”. И понимая неполноценность подобного богомолья, уверен, что и оно оставляет в душе очень важный след. А для кого-то, уверен, оно вполне может стать первым шагом на пути к воцерковлению. Ведь любое прикосновение к святыне, лишенное кощунства, не может не принести духовной пользы. Пусть не здесь и сейчас, но хотя бы со временем.

В ближайших двух материалах я предложу читателям “Царьграда” 10 паломнических маршрутов, наиболее удобных для жителей Москвы и Подмосковья, а также нашей Северной, Имперской столицы – Санкт-Петербурга и области, до сих пор именующейся “Ленинградской”. Более сложных и многодневных путешествий здесь не будет, ведь даже “длинные” выходные – не многодневный отпуск.

Итак, первая часть – “TOP-5 паломнических маршрутов Москвы и Подмосковья”:

1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Этот главный монастырь России, основанный в XIV веке одним из самых почитаемых русских святых – преподобным Сергием Радонежским. Вот уже семь столетий Лавра является одним из ключевых символов Русского Православия. Местом, куда со всех концов Православного мира устремляются тысячи паломников, чтобы поклониться многочисленным лаврским святыням, и в первую очередь, честным мощам преподобного Сергия – аскета и молитвенника, учителя сонма русских святых и наставника князей, неслучайно именуемого “Игуменом Земли Русской”.

Вид на Троице-Сергиеву Лавру. Фото: www.globallookpress.com

Так, именно Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, ставшую узловой точкой всей русской истории. Своими молитвами и наставлениями преподобный Сергий Радонежский сделал все, чтобы наша страна обрела политический суверенитет. Основанный на византийских государственных традициях и немеркнущем духовном идеале Святой Руси.

Далеко не всем паломником известно, сколько святынь содержит Лавра преподобного Сергия. Некоторым из них любой верующий может поклониться в лаврской Серапионовой палате, месте упокоения другого великого угодника Божия – святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. Каждому верующему, побывавшему в Троице-Сергиевой лавре, стоит попасть и в Серапионову палату, где помимо места погребения святителя Серапиона Новгородского также хранятся многие величайшие христианские святыни. В том числе – частицы Ризы Пресвятой Богородицы и мощей святого апостола Андрея Первозванного.

Также каждому, кто интересуется историей Русской Православной Церкви, настоятельно рекомендуется посетить Церковно-археологический кабинет (ЦАК) Московской духовной академии, которая также находится в лаврских стенах. Относительно недавно это музейное собрание было реконструировано и теперь представляет современную экспозицию, наглядно рассказывающую о различных страницах русской церковной истории.

Добраться до Троице-Сергиевой Лавры можно:

  • Электричкой с Ярославского вокзала Москвы (ст. метро “Комсомольская”) до ст. Сергиев Посад или электропоездами до ст. Александров или Балакирево, которые также останавливаются в Сергиевом Посаде. Время в пути – полтора часа.
  • Автобусом №388 от метро “ВДНХ” до города Сергиев Посад, в самом центре которого находится Лавра. Автобусы отправляются с интервалом 10-15 минут. Время в пути без пробок немногим более часа.
  • Личным автотранспортом: Ярославское шоссе (трасса М8), на 46 километре поворот на Сергиев Посад. Центральная улица – Проспект Красной Армии – приведет вас к Лавре.
Читайте также:
Храм Александра Невского: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

2. Высоко-Петровский мужской монастырь

Один из самых известных и благолепных русских монастырей, чья история насчитывает уже более семи столетий. А самое главное – место, откуда есть пошла новая историческая реальность Святой Руси: роль Москвы как наследницы Царьграда. Первопрестольного града, который примет на себя великую миссию “Третьего Рима”, удерживающего мир от воцарения антихриста.

Напомним, согласно многим церковным пророчествам, антихрист воцарится только тогда, когда не останется Удерживающего мир от беззаконий, по-гречески – “Катехона”. Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что в его времена “Удерживающим” была Римская Империя, которая еще в дохристианские времена препятствовала мировому злу и анархии силой государственного закона. Наследницей Второго Рима – Царьграда и всей Восточной Римской империи – Византии стала Россия. Так, еще в начале XVI века старец Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей писал:

Два убо Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти. “

Промыслительным образом один из истоков Москвы как Третьего Рима берет начало в Западной Руси – на Волыни. Именно здесь в середине XIII века в благочестивой православной семье родился младенец, которому полвека спустя было суждено стать первым Московским Первосвятителем – митрополитом Петром. Духовным отцом зарождающегося Третьего Рима. В 1308 году игумен Петр стал митрополитом Киевским и всея Руси. В те годы в Русских землях шла борьба за великокняжеский престол, и святитель выступал в ней примирителем, но в итоге встал на сторону князя Юрия Московского. В 1315 году митрополит Петр впервые прибыл в Москву, где основал Высоко-Петровский монастырь и куда в итоге переехал окончательно.

На территории Высоко-Петровского монастыря. Фото: www.globallookpress.com

Словом, именно здесь, в Высоко-Петровском монастыре, Москва родилась духовно, и именно отсюда в XIV веке началось объединение Руси, ее избавление от междоусобиц и освобождение от ордынского ига. И роль святителя Петра в этом великом деле была основополагающей, что не потеряло актуальности и в наши дни. Сегодня честные мощи святителя Петра почивают в самом сердце Третьего Рима – в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Но каждый православный христианин может поклониться ему как в Кремле, так и в основанном этим великим русским святым Высоко-Петровском монастыре. Поклониться и испросить его молитв о единстве Земли Русской и всего Православного мира.

Добраться до Высоко-Петровского монастыря очень просто, он находится в центре Москвы, по адресу: улица Петровка, дом 28/2. Ближайшие станции метро: “Трубная”, “Чеховская”, “Пушкинская” и “Тверская”.

3. Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь

Величайшая святыня Западного Подмосковья. История этой обители насчитывает более половины тысячелетия: монастырь был основан в 1479 году от Рождества Христова преподобным Иосифом Волоцким. Подвижником и просветителем, на века определившим будущее России и Русской Церкви. Святым, чьи честные мощи и сегодня почивают в созданной им обители.

Аскетичная строгость в сочетании с милосердием к окружающим стала основой учения преподобного Иосифа, чьи молитвы и поучения позволили Московскому царству одолеть смуту, связанную с распространением на Руси ереси жидовствующих, которая в своей сущности была попыткой совместить Православие, иудаизм и протестантизм. Это было крайне выгодно Западу в его деле ослабления стремительно укреплявшейся Московской Руси. В своем трактате “Просветитель” преподобный Иосиф Волоцкий жестко бичевал вероотступников. Но вместе с тем, находил самые теплые слова для утешения кающихся грешников. И сегодня его заветы лучше всего показывают, что настоящее христианство – это не либеральный гуманизм. А подлинная любовь к ближним не исключает борьбы с врагами России и Православия.

Иосифо-Волоцкая обитель также прославилась многими святынями. В их числе – Волоколамский образ Пресвятой Богородицы, который был доставлена в монастырь преподобного Иосифа Волоцкого из Звенигорода в марте 1572 года, на 2-й неделе Великого поста. Полтора десятилетия спустя Волоколамскому образу была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря. С тех пор икона считается чудотворной, по молитвам перед ней произошло немало чудес и исцелений. Но особенно Пресвятой Владычице молились о заступничестве за Землю Русскую.

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Фото: www.globallookpress.com

Древний список этой иконы ныне пребывает в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве, но относительно недавно он был воссоздан в былом великолепии и для монастыря, уже проявив себя как чудотворный. И сейчас в Иосифо-Волоцкой обители каждый православный христианин может поклониться не только святым мощам ее великого основателя, но и этой чудотворной иконе, почитают которую ничуть не меньше, чем ее древний список.

Читайте также:
Андреевский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Добраться до монастыря из Москвы несколько сложнее, чем до других святынь Москвы и Подмосковья, а потому столь значимая обитель находится несколько в стороне от популярных паломнических маршрутов.

  • На автомобиле: по Ново-Рижскому шоссе, на 98-м километре которого нужно свернуть направо в сторону станции Чисмена. Далее через железнодорожный переезд 22 км до перекрестка. На нем налево еще 2,3 км до перекрестка в Теряево. Здесь направо и еще около 1 км до монастыря, поворот на село Спирово на парковку. Начиная от Ново-Рижского шоссе, на каждом перекрестке стоят указатели на “Иосифо-Волоцкий монастырь”.
  • Общественным транспортом: от Рижского вокзала Москвы электричкой до ст. Чисмена и ст. Волоколамск. От станции метро Тушинская, автобусом до города Волоколамска, далее автобусом до села Теряево. Далее около километра пешком.

4. Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Главная святыня древнего Звенигорода, ровесника российской столицы, Саввино-Сторожевская обитель была основана в 1398 году от Рождества Христова преподобным Саввой Сторожевским, одним из любимых учеников Сергия Радонежского и духовником князя Юрия Звенигородского. С момента своего основания этот монастырь стал придворной обителью звенигородских князей, а затем и излюбленным местом русских царей. Савва Сторожевский неоднократно являлся в своей обители и ее окрестностях. Так, в XVII столетии преподобный спас царя Алексея Михайловича на охоте от медведя, а в 1812 году – избавил монастырь от разорения наполеоновскими войсками, явившись французскому полководцу Эжену Богарне, пасынку Наполеона.

Преподобный Савва не оставил свою обитель даже в годы богоборческих гонений, сохранив ее от полного разорения. А в последние десятилетия Саввино-Сторожевский монастырь удалось возродить практически в первозданном великолепии. Однако не менее сложной задачей, чем возрождение монашеской жизни в стенах обители, стало возвращение верующим памяти о ее святом основателе.

В Саввино-Сторожевском монастыре. Фото: www.globallookpress.com

Поистине титаническими усилиями настоятеля и братии Саввино-Сторожевской обители после возвращения в 1998 году в эти святые стены ее главной святыни – честных мощей преподобного Саввы, его почитание возродилось. И сегодня каждый верующий может приехать в обитель преподобного Саввы, чтобы помолиться в его святых стенах и поклониться мощам основателя этой дивной святыни.

Проезд:

1) Электропоездом: от Белорусского вокзала до станции “Звенигород”, далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;

2) Автобусом: от станции метро “Кунцевская” до города Звенигорода, далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;

3) Автомобильным транспортом: по Новорижскому шоссе около 30 километров от МКАД до развязки на Звенигород. Далее, по “бетонному кольцу” еще 10 километров до Звенигорода. В Звенигороде, напротив спортивного комплекса “Звезда”, свернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца (Т-образный перекресток), повернуть направо и далее вдоль Москвы-реки еще около 5 километров до первого светофора и указателя “Саввино-Сторожевский монастырь”.

5. Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Одна из самых необычных русских монашеских обителей. Место, наиболее ярко отражающее Вселенский характер Русского Православия. Собственно, когда в 1656 году Предстоятель Русской Церкви Московский Патриарх Никон основал этот монастырь, он поставил именно такую задачу – создать в Подмосковье точное воспроизведение Иерусалимского храма Воскресения Господня (Храма Гроба Господня).

Ново-Иерусалимский монастырь. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

С одной стороны, Патриарх хотел, чтобы русские богомольцы могли, не удаляясь из родных мест, созерцать места Страстей Господних, Распятия и Воскресения Христова. А с другой – показать, что Русская Церковь – это Церковь Вселенская, и в нашем Новом Иерусалиме впоследствии будут места для Предстоятелей всех Поместных Церквей, а соответственно Московский Патриархат станет первым среди равных. В те далекие годы, когда практически все православные народы находились под мусульманским владычеством, ожидалось, что Русский Царь возглавит их освобождение. Последнему в те годы не было суждено осуществиться, но монастырь был возведен, действительно явив всему миру державную мощь Государства Российского и духовное величие Русской Церкви.

В советские годы Ново-Иерусалимский мужской монастырь серьезно пострадал, но в последние годы, благодаря совместному соработничеству государства и Церкви, эта подмосковная святыня была восстановлена в былом великолепии. И сегодня снова принимает множество паломников со всем концов Православного мира.

Адрес монастыря: Московская область, г. Истра, ул.Советская, д.2.

Доехать можно на автомобиле по Волоколамскому или Новорижскому шоссе (около 45 км от МКАД), через город Истру. На общественном транспорте – электропоездами Рижского направления до станции “Истра” или “Ново-Иерусалимская”, далее автобусом до остановки “Монастырь” или пешком около 20 мин. Автобусом из Москвы № 372 от метро “Тушинская” до остановки “Почта”, далее пересадка на автобус до остановки “Монастырь”.

Читайте также:
Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

И в заключение традиционно хочется пожелать всем, кто решится на это маленькое путешествие Ангела-Хранителя в дорогу! Надеюсь, эта поездка станет для вас запоминающейся, а главное – душеполезной.

Мощи каких святых есть в Москве

Наверное, нет такой точки на карте нашей Родины, которая не прославилась бы святыми, монастырями, целебными источниками или чтимой иконой. К сожалению, в наши дни даже благочестивые православные могут жить долгие годы в родном городе, но не знать всех святынь этого места, предпочитая посещать только свой приход.

Этой статьей мы открываем цикл, посвящённый святыням разных городов. Начнем с нашего любимого города, сердца нашей страны, – Москвы.

Мощи святых в Москве

В православии «святые мощи» – это останки христиан, которые были причислены к лику святых, праведных, блаженных и т.д.

«Церковь почитает мощи святых как храмы Святого Духа, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого» – преподобный Иустин.

Митрополит Макарий (Булгаков) писал, что нетление мощей – это «изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел».

1. Покровский женский монастырь, мощи блаженной Матроны Московской

Наверное, можно сказать, что Матрона Московская – одна из самых почитаемых московских святых, к которой не уменьшается людской поток. К мощам Матроны Московской лучше идти в будни и не в дни больших церковных праздников. Монастырь открывается в 7 утра, но даже если вы придете к открытию, будьте готовы простоять 1,5-2 часа. В выходные и в праздники время в очереди может увеличиться до 4-5 часов. Придя в монастырь, вы увидите две очереди – одна к мощам блаженной Матроны, вторая – к чтимой иконе. Очередь к мощам движется быстрее. Очень часто верующие приходят семьями и занимают места сразу в двух очередях, обычно сначала поклоняются мощам, а потом идут к иконе, так можно сократить время ожидания в очереди. В монастыре вы увидите много людей с цветами, это потому, что при жизни Матрона Московская очень любила цветы и к ней часто приходили люди с цветами. Принято покупать нечетное количество цветов, так как Матрона говорила перед своей смертью: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Цветы отдают монахине, перед мощами Матроны, их освящают на мощах и раздают по цветочку желающим. Сложился благочестивый обычай заваривать лепестки цветов и пить как чай при различных недугах. Перед чтимой иконой блаженной Матроны вы можете увидеть, справа и слева на ограждениях пакеты, в которые верующие вкладывают записки со своими нуждами. Потом монахини помолятся перед мощами святой блаженной Матроны о помощи в разрешении нужд и скорбей.

Небольшой совет всем верующим, которые идут к мощам: используйте время в очереди для молитв, купите Акафист блаженной Матроне Московской, прочитайте его несколько раз и время пролетит незаметно. Не болтайте! Подумайте, что вы в святом месте, куда люди идут с молитвой и часто с великими скорбями, не провоцируйте их на раздражение своими мирскими разговорами. Используйте это время для молитвы и размышлений о духовном.

2. Данилов монастырь, мощи святого Даниила Московского

Адрес: ул. Даниловский вал, 22

Мощи обретены в 1652 году, в настоящее время рака находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, на втором этаже. Доступ к ним открыт с 7 утра до 8 вечера. Очереди к ним, как правило, не бывает, разве что в выходные дни во время посещения организованных паломников.

3. Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово (Елоховский Собор), мощи святого Алексия Московского

Адрес: ул. Спартаковская, 15

Рака с мощами святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, находится справа от Царских врат. Во время богослужения доступ к ним закрыт, после него вы можете приложиться к святыни. Очереди могут быть, но небольшие. Слева от царских врат – чтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Кроме того, в храме находится место погребения патриарха Алексия II .

По воскресным дням вечером читается акафист святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси чудотворцу, перед ракой с его мощами.

4. Храм Святителя Николая в Кленниках, мощи праведного старца Алексия, пресвитера Московского (Алексей Мечев)

Праведный старец Алексий служил в этом же храме, пострадал во время гонений в начале 20 века, умер в в 1923 году. Известен своей любовью, глубокой верой и непрестанной молитвой, которая помогала и продолжает помогать всем верующим.

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Старом Осколе: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Мощи старца Алексия находятся в нижнем храме, доступ к ним открыт в течение дня.

Ежедневно дважды в день у раки с мощами служится молебен святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому:
– утром в будни – начало молебна в 7:45.
– в воскресные дни и в дни праздников, когда совершаются две Божественные литургии, молебен служится после ранней литургии.
– вечером – молебен по окончании вечернего богослужения.
Еженедельно (по вторникам, после вечерни) – молебен с акафистом.

5. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного)

Режим работы: с ноября по апрель – с 11:00 до 16:00, с мая по октябрь – с 10:00 до 17:00, кроме вторника и первого понедельника месяца.

Обратите внимание, что богослужения совершаются регулярно по воскресеньям, в 10 утра, после чего читается акафист Василию Блаженному.

В Соборе находятся мощи двух московских блаженных, Василия и Иоанна, которым еще при жизни был дан дар исцелений, прозорливости и чудотворений. До сих пор верующие получают исцеления по молитвам у мощей этих святых. Оба считаются покровителями Москвы.

Блаженный Василий, Московский чудотворец, Христа Ради Юродивый

Известный московский блаженный, Христа ради юродивый, живший во времена Ивана Грозного, прославился многими чудесами и исцелениями.

Блаженный Иоанн Московский (Иоанн Большой Колпак), Христа Ради Юродивый, московский чудотворец.

Мощи находятся в пределе во имя блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, в Соборе Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.

6. Архангельский собор Московского Кремля

В храме находятся мощи благоверного князя Димитрия Донского, благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского и мучеников князя Михаила и боярина Феодора Черниговских.

Обратите внимание, что собор является музеем, богослужения совершаются нерегулярно (в престольные праздники и на Радоницу). В летний период открыт для посещения с 9.30 до 18, в остальное время – с 10 до 17. В четверг – выходной день

Святой царевич Димитрий и благоверных князь Димитрий Донской почитаются как защитники и покровители всего Русского государства.

7. Успенский собор Московского Кремля

Храм является усыпальницей патриархов и митрополитов, всего там находится 19 гробниц. Из них мощи святых Московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в раках, остальные под спудом.

Собор является музеем, богослужения совершаются нерегулярно. Поклониться мощам святых можно только в дни богослужений.

8. Донской ставропигиальный монастырь, святитель Тихон, патриарх Московский и Всея Руси

Был первым Патриархом Московским и Всея России после восстановления патриаршества в 1917 году. Пострадал от большевиком во время гонений на веру. Мощи обретены в 1992 году.

9. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Видный церковный деятель, пострадавший за веру во время гонений от советской власти.

10. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове

Под спудом находятся мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, иноков, которые по благословлению преподобного Сергия Радонежского, участвовали в Куликовской битве.

Пока наш народ знает, почитает и любит своих святых, они будут молиться о нас и Богохранимой стране нашей.

Все Московские Святые, молите Бога о нас!

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

Недалеко от стен Кремля находится Заиконоспасский мужской монастырь, который не сыграл значительной роли в духовной жизни страны, но оставил значительный след в развитии системы российского высшего образования.

История обители

За четырёхсотлетнюю историю Заиконоспасская обитель пережила множество событий. Они оказали большое влияние не только на жизнь монашеской общины, но и на российское общество в целом.

Становление монастыря

Первое упоминание о Спасском монастыре, расположенном за иконными рядами на Никольской улице, относится к 1635 году. Историки считают, что он был выделен из старого Никольского монастыря, расположенного в этой местности с XIV века. На старинных картах, относящихся к 1610 году, Спасский монастырь уже обозначен. Поэтому исследователи полагают, что его в 1600 году основал Борис Годунов. Первый соборный храм, возведенный из дерева, вскоре сгорел. На его месте по приказу царя Алексея Михайловича возвели каменную культовую постройку. Двухпредельный храм освятили в 1661 году.

Другие монастыри в Москве:

Монастырские здания несколько раз отстраивали после пожаров. Последний раз это происходило во времена императрицы Елизаветы Петровны, которая в 1742 году лично присутствовала на освящении нового здания. Через год над Святыми вратами воздвигли колокольню.

Во время войны с Наполеоном монастырь был разграблен и осквернен. Здесь организовали конюшню, торговлю спиртным и швейный цех. В последующие годы монастырь постепенно отстраивался, но былого влияния уже не имел. Это было связано с переносом духовной академии на территорию Троице-Сергиевой лавры. В 1851 году соборный храм украсила маленький луковичная глава, установленная на тонкую ажурную ротонду.

Читайте также:
Храм Георгия Победоносца в Сургуте: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Монастырь прекратил работать сразу после прихода к власти большевиков. В течение 70 лет в монастырских зданиях располагались различные учреждения. Спасский собор, как архитектурный памятник, один раз за это время реставрировался.

Ученическая обитель

Часто Заиконоспасский мужской монастырь называют ученической обителью и первым высшим учебным заведением на территории России.

Первое учебное заведение было учреждено при монастыре во время управления Симеона Полоцкого. В школе готовили мелких чиновников для Тайного приказа. В 1680 году при его преемнике игумене Симеоне Медведеве впервые было предложено создать при монашеской общине славяно-греко-латинскую академию. Но проект был осуществлён лишь через 7 лет с переносом в обитель на Никольской улице школы, основанной братьями Лихудами. С 1700 года настоятели обители являлись и ректорами академии. 50 лет академия являлась единственным высшим учебным заведением, в котором помимо церковных дисциплин преподавались светские предметы.

Об иконах Спасителя:

После основания Московского университета престиж академии снижается, а в начале XIX столетия её из Заиконоспасского монастыря переносят в Троице-Сергиеву лавру. В 1834 году в московском монастыре организуется духовное училище, в котором учились многие русские праведники и подвижники.

Восстановление

В 1992 году собор Спасский собор и некоторые монастырские здания перешли в распоряжение церкви. Через год в старых учебных корпусах пытались открыть национальный православный университет, но проводить занятия в ветхих помещениях было небезопасно, и образовательное учреждение перенесли в другую столичную обитель. Монашеская жизнь возродилась в Заиконоспасском монастыре в 2010 году по решению Святейшего Синода. Его возвели в статус ставропигии.

Интересно: сегодня монашеская община занимает только часть бывших монастырских помещений, так как другие здания арендуют гражданские организации.

Архитектура

В архитектурный ансамбль монастыря входят следующие здания:

  • собор во имя образа Спаса Нерукотворного;
  • колокольня и торговые ряды, выходящие на Никольскую улицу;
  • учительский корпус;
  • здание духовного училища.

Спасский собор — классический крестообразный в плане храм, который состоит из четверика, стоящего в основании конструкции, и двух поставленных друг на друга восьмериков. Два нижних яруса окружены гульбищами с балюстрадами. Храм имеет два престола. Нижний храм, расположенный в высоком подклете, освящен во имя Образа Спаса Нерукотворного. Верхний храм посвящен иконе Богородицы «Всех скорбящих Радость». Снаружи постройка украшена характерными для барочного стиля архитектурными элементами. Внутренние стены, покрытые росписями, украшены иконами в богатых окладах.

Барочная колокольня представляет собой конструкцию из двух восьмериков, которую украшают восемь декоративных маленьких главок с крестами.

Учительский корпус и здание училища примыкают к северному фасаду соборного храма. Они выполнены в виде вытянутых прямоугольных зданий, состоящих из двух и трёх этажей соответственно.

Современная деятельность обители

Сегодня Заиконоспасский монастырь проводит богослужебную, социальную и общественную деятельность.

Расписание богослужений

Богослужения в соборном храме проводится ежедневно. По будним дням и в субботу проводятся две службы в 8.00 и 17.00. В субботу и в предпраздничные дни вечерняя служба заменяется всенощным бдением. В воскресенье, а также по общецерковным и престольным праздникам совершаются две утренние службы 7 и 9 часов утра.

Престольными праздниками Заиконоспасского монастыря являются:

  • перенесение в Константинополь Нерукотворного Образа Спасителя, отмечаемое 29 августа;
  • 6 ноября — почитание иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Социальное служение

Насельники монастыря проводят социальную и просветительскую работу с прихожанами.

  1. При общине работает Воскресная школа, которую безвозмездно посещают дети 5-16 лет. Они изучают основы христианской религии и православной культуры, занимаются в церковном хоре и обучаются русскому танцу.
  2. Насельники служат преподавателями на высших богословских курсах, которые подготавливают учителей воскресных школ и основ православия в светских школах.
  3. При Спасской монашеской общине действует молодежный центр, главная задача которого работа с молодежью, направленная на её духовное и нравственное развитие, а также улучшение знаний об истории своей страны и православия.
  4. С 1997 года при монастыре организован мужской православный хор, который за 20 лет существования отмечен наградами и премиями. Выступления хора состоят и из церковных произведений, и из лучших образцов светских песен.
  5. Для участников социальных монастырских программ организуются паломнические экскурсии и поездки, отдых в православных летних лагерях и трудовые каникулы в сельских подворьях обители.

Интересно: экскурсоводы миссионерской службы монастыря проводят познавательные экскурсии по православным местам центра столицы. Группа, состоящая минимум из 4 человек, выбирает маршрут из нескольких вариантов.

Как добраться

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь расположен в центре столицы по адресу ул. Никольская 7-9. Он расположен в шаговой доступности от следующих станций метро:

  • Театральная (салатовая линия);
  • Охотный ряд (красная линия);
  • Площадь Революции (сияния линия).

Заиконоспасская обитель, прославившаяся в прошлом как центр просвещения и образования Российской империи, сегодня является одним из островов развития православной культуры и начального церковного образования. Здания, в которых размещается монашеская община — частью архитектурного наследия России, притягивающая туристов и паломников.

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

История

Заиконоспасский монастырь расположен в центре Москвы на Никольской улице. В старину ее именовали «Священной» из-за обилия церквей и монастырей и существовавшего там же особого Иконного торгового ряда. Никольской улица была названа благодаря древнему Никольскому монастырю, основанному в XIV cтолетии. В XVI веке в нем, по указу царя Иоанна Грозного, обосновались афонские монахи. Предполагают, что на территории монастыря существовала Спасская церковь, которая в 1600 году стала самостоятельной обителью – ее основателем считается Борис Годунов. Поскольку часть монастырской земли оказалась за Иконным рядом, появилось название Заиконоспасский.

Первоначально в монастыре было два храма – каменный и деревянный. В 1660 году по высочайшему повелению в обители был заложен новый каменный собор, средства на который дал по обету боярин Федор Волконский. Собор был освящен в ноябре 1661 года.

Новый этап истории монастыря начался в 30-е годы XVII века. К этому времени столица уже остро ощущала потребность в грамотных специалистах для нужд Печатного двора, исправления и переводов церковных книг, для подготовки чиновников государственных приказов; также необходимо было повышать образовательный уровень русского духовенства.

При первом игумене Заиконоспасской обители Макарии (1630-е годы) здесь была открыта Общенародная школа. В ней под руководством Арсения Грека впервые в России стали изучать латинский и греческие языки. К середине XVII столетия в обители строится особое здание «школы для грамматического учения», к названию же монастыря добавляется эпитет «учительный». Из московского Андреевского монастыря сюда переходят специально приглашенные образованные киевские монахи, составлявшие ученое братство.

С 1665 года в Заиконоспасском монастыре действовала школа (возглавляемая Симеоном Полоцким), которая готовила чиновников для правительственных учреждений. Наконец, в 1687 году в обитель вселилось первое российское всесословное высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, во главе которой стояли греческие ученые-монахи, братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Академия просуществовала в стенах монастыря до 1814 года. Среди ее выпускников много выдающихся деятелей Церкви, ученые и литераторы. Готовила академия и образованных священников.

В 1701 году в обители был выстроен новый двухпрестольный собор, ставший одним из лучших памятников петровского барокко. Возводил его талантливый архитектор Иван Зарудный, строивший в Москве Меншикову башню и храм Иоанна Воина на Большой Якиманке. Тогда Спасский собор приобрел свой современный вид: высокий восьмерик на четверике, гульбища со смотровыми площадками, строгие ордерные элементы декора.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался вплоть до начала ХХ века. Спасский собор сильно пострадал во время пожара 1737 года и был, по личному повелению императрицы Елизаветы Петровны, восстановлен И.Ф. Мичуриным. Верхний храм освятили в 1742 году в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». На следующий год над Святыми вратами появилась колокольня. Спустя столетие, в 1851 году, купол собора увенчала изящная луковичная главка-ротонда.

В соборе хранился список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе, подаренный графом Н.П. Шереметевым. В праздник Владимирской иконы 21 мая/3 июня сюда совершался крестный ход из Успенского собора Крем-ля в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Из стен Заиконоспасской обители вышли выдающиеся церковные деятели. Один из них – Августин (Виноградский), архиепископ Московский и Коломенский – ректор академии и настоятель обители в 1801–1804 годах. Его звали «Златоустом двенадцатого года» за патриотические проповеди во время нашествия Наполеона. Он также составил особую молитву «в нашествии супостат», которая звучала в храмах на Литургии и на молебне на Бородинском поле перед битвой; владыка руководил вывозом московских святынь в Вологду, в час Бородинской битвы с чудотворными иконами обошел крестным ходом вокруг стен Москвы.

В войну 1812 года обитель оказалась сильно разрушена. Вскоре было принято решение преобразовать первый русский вуз в Московскую духовную академию и перевести ее в Троице-Сергиеву Лавру.

В Заиконоспасском монастыре некоторое время находилась Московская духовная семинария, а с 1834 года – Московское духовное Заиконоспасское училище, в котором обучался святой праведный Алексий Московский (протоиерей Алексий Мечёв). Немалое число выпускников училища ныне причислено к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

С приходом советской власти монастырский собор на несколько лет захватили обновленцы. В 1929 году обитель была закрыта, в ней размещались различные государственные учреждения. В 1960-х годах здание собора было отреставрировано.

Собор Спаса Нерукотворного был возвращен Церкви в 1992 году и получил статус Патриаршего подворья. В феврале 1993 года в монастыре открылся Российский православный университет, но из-за аварийного состояния собора и отсутствия помещений он был перемещен в Высоко-Петровский монастырь.

5 марта 2010 года на заседании Священного Синода было принято решение: «Благословить открытие Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе». Наместником обители был назначен игумен Петр (Афанасьев). Талантливый музыкант, регент, основатель мужского камерного хора «Благозвонница», игумен Петр, приняв монашеский постриг, окормлял, помимо своего монастыря, две сестринские общины, из которых впоследствии выросли ставропигиальные женские монастыри в Акатове и Шостье.

Заиконоспасский монастырь — от школы подьячих до академии

Заиконоспасский московский мужской монастырь является сегодня не просто действующим, ему дарован статус Патриаршего подворья. Расположен он в Китай-городе на улице Никольской и насчитывает уже более четырех веков. Почти все монастырские постройки, существовавшие к началу прошлого века, были сохранены и сегодня признаны памятниками истории и архитектуры.

История монастыря

Обитель была основана в 1600 году по воле царя Бориса Годунова.

Об этом свидетельствует подробная карта древней Москвы, названная Сигизмундовым планом. Некоторые исследователи считают, что монастырь построили на месте древней обители Николы Старого, который вел свою историю с XIV века.

Документальные свидетельства о монастырских храмах и укладе Заиконоспасской обители появились позднее. Первые записи встречаются в документах, составленных Патриаршим приказом в 1635 году. Название монастыря возникло потому, что на соседней улице в старину располагался иконный ряд. Это были лавки, где москвичи могли купить иконы, киоты, ладан и масло для лампад, и о новом монастыре говорили по месту расположения — «Спасов за иконным рядом».

Поначалу мужская обитель была деревянной и выглядела весьма скромно. Во время царствования Алексея Михайловича на деньги известного воеводы и дипломата Федора Федоровича Волконского в монастыре возвели большой каменный Спасский собор. Престол его нижнего этажа посвятили почитаемой иконе Спаса Нерукотворного, а верхнюю часть храма — иконе Богородицы.

В 1764 году, во время церковной реформы, которую провела российская императрица Екатерина II, многие монастыри Москвы лишились части своих владений. После секуляризации Заиконоспасский получил статус второклассного монастыря.

Война с французами не пощадила монастырские постройки. В 1812 году в монастырском храме были устроены конюшни, а кельи заняли французские портные, которые ремонтировали мундиры для офицеров Наполеона.

Из-за сильных пожаров и разрушений обитель несколько раз перестраивали. Неоценимый вклад в обновление архитектурного ансамбля монастыря внесли известные зодчие Иван Петрович Запрудный, Иван Федорович Мичурин, Михаил Тимофеевич Преображенский и Зиновий Иванович Иванов.

С приходом новой власти по всей стране начались гонения на церковь, и монастырский собор закрыли. В 1922 году обитель стала одним из центров обновленческого движения в православии. Однако, антирелигиозная кампания набирала обороты. В 1929 году старинный монастырь был окончательно ликвидирован, а надвратную колокольню разобрали. Добротные постройки не пустовали — несколько десятилетий внутри монастырских зданий размещались различные учреждения.

Вид Заиконоспасского монастыря с Никольской улицы

Первые церковные службы в старинном соборном храме возобновили в начале 1990-х годов. В здании открыли православный университет, но оно было аварийным, поэтому вскоре студенты вынуждены были перебраться в Высоко-Петровскую обитель. Долгое время возрождающийся монастырь считался патриаршим подворьем, но в 2010 году было принято решение об образовании здесь самостоятельной монашеской общины.

Примечания

  1. 12
    Журналы заседания Священного Синода от 5 марта 2010 года. Московская патриархия.
  2. Забелин И. Е.
    Материалы для истории, археологии и статистики Москвы. — Ч. 1. — М., 1884. — С. 392—395.
  3. Ковалев, 1887, с. 6.
  4. Росимущество вмешалось в спор вокруг здания РГГУ в Москве (недоступная ссылка). РИА Новости, 14 мая 2008.
  5. Власти Москвы решат вопрос о зданиях РГГУ (недоступная ссылка). РИА Новости, 15 мая 2008.
  6. В канун праздника Торжества Православия Святейший Кирилл совершил всенощное бдение в храме б. Заиконоспасского монастыря. Патриархия.ru.

Колыбель отечественного просвещения

В 1665 году скончался игумен монастыря архимандрит Дионисий, и его сменил приехавший в Москву выпускник Киевско-Могилянской академии и образованный богослов Симеон Полоцкой. Под его руководством в монастыре организовали школу для мелких чиновников — молодых подьячих, которым предстояло служить в российском Приказе тайных дел.

Через 15 лет вместо Полоцкого настоятелем монастыря стал его ученик — поэт и философ Сильвестр Медведев. Он подготовил и передал российскому царю Федору Алексеевичу проект нового для страны учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии. Однако, из-за кончины государя этот проект удалось воплотить не сразу.

Первое в России высшее учебное заведение было основано в 1687 году, когда в Москву переехали известные греческие богословы — братья Лихуды. Поначалу его называли греческими или Спасскими школами, а позже — Славяно-греко-латинской академией. Здесь преподавали риторику, пиитику, грамматику, логику, физику, латинский и греческий языки. Обучение было рассчитано на 12 лет.

В стенах монастыря училось много видных церковных деятелей, отечественных литераторов и ученых. Достаточно сказать, что знаменитую академию закончили Михаил Васильевич Ломоносов, географ и исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенинников, архитектор Василий Иванович Баженов, основатель русского профессионального театра Федор Григорьевич Волков и поэт Василий Кириллович Тредиаковский.

Примечательно, что настоятели Заиконоспасского монастыря выполняли обязанности ректора учебного заведения, а монастырские храмы использовались академией. Они служили домовой церковью для студентов и были местом, где будущие подьячие тренировались в богословской риторике.

Монастырь занимал особое место в образовании России, и его роль снизилась только после создания Московского университета. В начале XIX века академия переехала в Троице-Сергиевскую лавру, а на прежнем месте продолжило работу духовное училище. Постепенно учебный процесс в обители изменили, и студенты стали получать только богословское образование.

Ссылки

Афанасьевский • Богоявленский Троицкий • Вознесенский • Спас на Бору • Чудов
Прочее:
Алексеевский (старый) • Варсонофьевский • Крестовоздвиженский • Моисеевский • Новинский • Страстной

Архитектурные памятники

От старинного ансамбля монастыря до наших сохранились собор, доходный дом с колокольней и торговые ряды. Кроме того, на территории обители можно увидеть братский корпус и здание, в котором раньше располагалось духовное училище.

Соборный храм стоит посреди монастырского двора и является главным украшением обители. Живописная барочная церковь несколько раз перестраивалась, сохранив до наших дней части старого собора 1661 года. Свой современный вид она приобрела в 20-е годы XVIII века.

Собор представляет ярусный четырехстолпный храм — восьмерик на четверике, который венчает вытянутый восьмерик с аккуратной декоративной главкой. Здание окружено двухэтажными кельями. Над входом в церковь можно увидеть отливающий золотом мозаичный образ Спасителя, а внутри — красивые росписи и богато украшенные иконы.

Напротив ворот возвышается братский или учительский корпус. Двухэтажное кирпичное здание было построено в 1686 году, а спустя 200 лет архитектор Владимир Дмитриевич Шер возвел над ним еще один этаж и оформил фасады. Рядом стоит двухэтажный корпус, построенный в 20-е годы XVIII века.

Здание духовного училища еще моложе — оно появилось в монастыре в 1822 году. На кирпичной постройке закреплена мемориальная доска, посвященная одному их выдающихся учеников академии — М. В. Ломоносову, которому довелось осваивать здесь азы различных наук.

Монастырь сегодня

В наши дни Заиконоспасская обитель является действующим мужским монастырем. Она не единовластно владеет территорией, а делит ее с другими арендаторами. В бывшим монастырским зданиях находятся почтамт, ресторан, историко-архивный институт и другие организации. Последняя реставрация здесь проводилась в 2010-2014 годах под руководством архитектора Надежды Ивановны Даниленко.

Церковные службы в монастыре проходят ежедневно в 7.30 и 17.00. При обители открыта воскресная школа, богословские курсы и молодежный центр. Здесь также работает Славяно-корейский центр, который объединяет корейцев России и стран СНГ, и создан мужской хор.

Собор Спаса Нерукотворного Образа

Желающие могут поучаствовать в образовательных экскурсиях по монастырю и его окрестностям. Во время них туристов знакомят историей обители и академии, показывают места археологических раскопок и достопримечательности Китай-города и Белого Города. Участники экскурсий поднимаются на монастырскую колокольню и осматривают с него прилегающие кварталы старой Москвы.

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Мiръ Россия Москва Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Дата основания: 1600 г.

Статус: действующий.

Заиконоспа́сский монастырь основан царем Борисом Годуновым в Москве в 1600 г. Первое упоминание о нём в исторических документах относится к 1635 г. Известно, что располагался Спасский монастырь на Никольской улице за иконным рядом, где можно было выменять икону – отсюда название “Заиконоспасский”.

Позднее монастырь стал известен как «учительский» благодаря созданной в его стенах просветительской школе, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение в России, давшее начало Московской духовной академии.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Просветительская роль обители
    • 1.2 Закрытие монастыря и возрождение
  • 2 Храмы
    • 2.1 Подворья
    • 2.2 Престольные праздники
    • 2.3 Особо почитаемые святыни
  • 3 Фото
  • 4 Видео
  • 5 Как добраться. Контакты
  • 6 Паломнику
    • 6.1 Богослужения
    • 6.2 Экскурсии
  • 7 Ссылки

История [ править ]

Заиконоспасский монастырь (Спасский за иконным рядом) был основан Борисом Годуновым в 1600 году. Менее чем через тридцать лет на Никольской улице случился большой пожар, от которого пострадала и обитель. В результате часть земли под сгоревшими монастырскими постройками была отписана земскому приказу.

Новый, на этот раз каменный двухэтажный, Спасский собор заложили в 1660 г. по повелению царя Алексея Михайловича. Нижний этаж — во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа, верхний — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости. Средства на строительство дал боярин Ф.Ф. Волконский. Храм вскоре был построен и освящён осенью 1661г.

Но не прошло и ста лет, снова случился пожар. И снова нашлись силы и деньги на восстановление собора. Храм был восстановлен И.Ф. Мичуриным и освящен летом 1742 г. А на следующий год, ворота, выходящие на Никольскую, увенчались колокольней.

Однако не за горами было очередное разорение, теперь от нашествия Наполеона.

Обитель восстанавливалась и поновлялась, и каждый раз в результате только хорошела. Так в 1851 г. появилась луковичная главка ротонда на куполе собора. К началу XX в. храм принял свой окончательный облик.

Судьба этой обители пусть будет в пример нашей собственной жизни. Когда нас охватывает пожар неуёмного ритма, душевной усталости от отсутствия вокруг доброты и милосердия, безысходности от осознания невозможности спастись, жить по законам Божьим, а не по хотению этого мира, надо помнить: пока есть человек, пока он жив – всё возможно. Нужно верить. С Божьей помощью возможно восстать из любых руин, обновиться, и тем самым обновить свою жизнь, выпрямить путь, обрести человеческое счастье. Из доброты, любви, заботы о ближних, из всего того доброго, что есть в каждом от рождения воздвигнуть храм души и расточать, как нам расточает Господь. Тогда главка на нашем соборе будет сиять, подобно золотой в солнечный день. Тогда и мы обретём свой окончательный облик.

Просветительская роль обители [ править ]

История просветительства в Заиконоспасском монастыре ведёт отсчёт с 1665 года. Тогда в его стенах была устроена первая школа. Поначалу она готовила чиновников для правительственных учреждений. Благодаря этому, её руководитель, Симеон Полоцкий, имел исключительное положение при дворе, что позволило добиться ему оживления церковной жизни в Москве. Он возобновил в столице традицию церковной живой проповеди, которая в то время была заменена обычным чтением из книг. После смерти, проповеди Симеона Полоцкого издали в двух томах: «Обед душевный» и «Вечеря душевная». (Сам он погребён в нижнем храме монастырского собора.)

В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, возглавили которую братья Иоанникий и Софроний Лихуды (памятник им установлен в Богоявленском переулке, левее выхода из метро “Площадь революции”). Братья Лихуды были носителями одновременно европейской образованности и греческой святоотеческой традиции. Славяно-греко-латинская академия, устроенная ими по образцу Киево-Могилянской академии, стала первым высшим учебным заведением в Великороссии.

Академия, за годы жизни в стенах Заиконоспасского монастыря, выпустила многих видных деятелей Церкви, ученых, литераторов.

В 1814 г. Академию преобразовали в Московскую духовную академию и перевели в Троице-Сергиеву лавру, дав наименование Московской духовной академии. А в корпусах Славяно-Греко-Латинской Академии разместилось Заиконоспасское духовное училище.

Закрытие монастыря и возрождение [ править ]

В 1929 г. обитель закрыли. В храме разместили различные государственные учреждения.

В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано.

Собор Спаса Нерукотворного возвратили Церкви только в 1992 году, и тогда же он получил статус Патриаршего подворья. Уже летом в нём возобновились богослужения.

В феврале 1993 года в монастыре открылся Российский православный университет, и собор едва не стал снова «училищным» храмом, но от этой идеи отказались из-за аварийного состояния собора и отсутствия помещений (многие помещения – несколько тысяч квадратных метров, принадлежавшие ранее обители, заняты светскими организациями и сегодня: университет, почта, телевидение и др.)

В 2010 г. Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь, выделив его из Патриаршего подворья. Наместником монастыря стал игумен Петр (Афанасьев).

Р.Б. Ирина, март 2016,

Храмы [ править ]

  • Собор Спаса Нерукотворного Образа (нижний и верхний храмы)

Нижний храм освящён во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа.

Верхний — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости.

  • Колокольня

Подворья [ править ]

  • В Китай-Городе – бывший Никольский Греческий монастырь (Москва, ул. Никольская, д.11-13, стр.1)
  • Храм Трех Святителей в с. Волынщино (МО, Рузский район)

Престольные праздники [ править ]

29 августа – Перенесение Нерукотворенного Образа (нижний храм),

6 ноября – Всех скорбящих Радость.

Примечание: даты указаны по новому стилю (современному календарю).

Особо почитаемые святыни [ править ]

Крест-мощевик в верхнем храме.

Примечание: Попасть в верхний храм можно только во время богослужения. Расписание можно уточнить на официальном сайте монастыря (http://zspm.ru).

Фото [ править ]

Заиконоспасский монастырь, Собор Спаса Нерукотворного Образа (Спасский собор)

Спасский собор, Свод верхнего храма

Заиконоспасский монастырь, Колокольня

Спасский собор, Основной восьмерик и балкон

Спасский собор, Врата

Заиконоспасский монастырь, Внутренний дворик

Заиконоспасский монастырь

Первый российский ВУЗ

Эта обитель прославилась не подвигами во имя Господа, а светскими событиями. Памятная доска на доме №9 сообщает, что здесь размещалась Славяно-Греко-Латинская академия — первое в России высшее учебное заведение.

Заиконоспасский монастырь основал в 1600 году Борис Годунов.

Полное название обители: «Заиконоспасский мужской монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском крестце что за Иконным рядом». Этим именем монастырь обязан своему расположению за иконными рядами на Никольской улице, где «обменивали иконы». За этим скрывалась бытовая хитрость: нельзя продать святой образ, но можно обменять на деньги.

До нашего времени в Заиконоспасском монастыре сохранился Спасский собор. Его построили в 1660 году и перестроили в 1701 по проекту Ивана Зарудного. Сохранились также палаты XVII века (так называемый «Учительский корпус»).

В 1664 году Алексей Михайлович задумал создать систему полноценного университетского образования.

По его приглашению в Москву из Белоруссии приехал просветитель Симеон Полоцкий. Он поселился на территории Заиконоспасского монастыря и открыл там латинскую школу для подьячих Тайного приказа.

Взошедшая на престол царевна Софья также была ученицей Симеона Полоцкого. Поэтому не удивительно, что в 1687 году она позволила открыть Славяно-Греко-Латинскую академию.

Этот первый ВУЗ был исключительно религиозным. Педагогами академии стали прибывшие из Греции братья Иоаникий и Сафроний Лихуды. Они начали обучать в Заиконоспасском монастыре 30 студентов типографскому искусству (на Руси как раз начали печатать книги), диалектике, грамматике, риторике, логике, пиитике, латинскому и греческому письму и физике. Само учебное заведение называлось греко-латинской школой или — по месту нахождения — «Спасскими школами».

Братья Лихуды преподавали здесь до последнего своего дня. Их даже похоронили в Заиконоспасском монастыре. Сменили Лихудов подготовленные ими же русские педагоги Поликарпов-Орлов и Семенов.

К тому времени, как Петр I присвоил школе статус академии, в ней училось уже более 200 студентов. Ректором в то время был иеромонах Палладий. Он пригласил из Львова и Киева выпускников духовных заведений, знакомых с западноевропейской системой образования, и преподавание перевели на латынь. Академия стала славяно-латинской, а обучение разделили на две ступени — начальную и высшую. На начальной ступени изучали древние языки, христианскую догматику, арифметику, географию, историю. На заключительной стадии изучали пиитику, риторику, философию, богословие. Обучение длилось 12-15 лет. Неспособных к наукам, но имеющих добрый нрав и хорошее поведение, из академии не выгоняли. Их держали, надеясь, что у студентов откроется способность к учебе.

Экзамены Академии собирали много зрителей, так как проходили в форме диспутов нескольких учеников о каком-нибудь предмете. А по уровню образования Славяно-Греко-Латинская академия в Заиконоспасском монастыре соответствовала лучшим западноевропейским университетам. Среди ее выпускников были создатель учебника «Арифметика» Леонтий Магницкий, писатель, поэт и переводчик Василий Тредиаковский, архитектор Василий Баженов.

Выпускники Академии участвовали и в создании университета при Академии наук в Петербурге. Да и основатель Московского университета Михайло Ломоносов в 1731 году с рыбным обозом пришел именно в эти «классы» на Никольской. Получая стипендию 3 копейки в день, будущий ученый постигал здесь науки в течение пяти лет.

В 1812 году Заиконоспасский монастырь сильно пострадал от нашествия Наполеона.

В Спасском соборе устроили конюшню, в книжных лавках торговали спиртным, а в казначейской келье — шили мундиры. Все ценное разгромили и растащили. Монахов и учащихся Академии превратили в прислугу. Так как в Москве уже работал полноценный университет, Славяно-Греко-Латинскую академию не восстанавливали, а преобразовали в духовную академию. В 1814 году ее перевели в Троице-Сергиеву лавру. Там она объединилась с семинарией.

После этого Заиконоспасский монастырь переживал не лучшие годы. Спасла его только близость к Кремлю. Например, во время коронаций, когда по Никольской шли праздничные и нарядные процессии, монахи сдавали свои кельи внаем желающим зевакам.

В 1884 году на территории монастыря открыли духовное училище для детей московского духовенства. Но это не помогло обители поправить дела.

В 1929 году Спасский собор закрыли, колокольню сломали, а на месте надвратной иконы пробили окно. В здании собора разместились госучреждения. В доме №7 открылась телестудия «Радиопередача»: она транслировала первые телепрограммы. А в 1991 году тут открылась радиостанция «Эхо Москвы». В 1992 обитель вернули церкви.

Сейчас Заиконоспасский монастырь действует, но многие его площади занимают нецерковные организации (Историко-архивный институт РГГУ, ресторан «Годунов», почтамт).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: