Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

ТЮМЕНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Тюменский Троицкий мужской монастырь. Справа – Троицкий храм, слева – Петропавловский храм. Фото нач. 2010-х гг.

Мужской монастырь во имя Живоначальной Троицы в городе Тюмени Тобольской епархии

Преображенский монастырь

Тюменский мужской монастырь основан как Преображенский по указу царя Михаила Федоровича в 1616 году монахом Казанской Раифской пустыни [1] Нифонтом на краю Ямской слободы Тюмени, на крутом берегу реки Туры.

В 1622 году была освящена деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь, которая сгорела во время большого пожара.

Поначалу монастырь не имел угодий. Первые насельники обрабатывали жертвуемые монастырю земли и этим питались. Только в 1659 во владение обители поступили рыбные угодья по реке Туре, озеро Щучье, сенные покосы и пахотные земли, а в 1662 указом царя Алексея Михайловича все эти владения закреплены за монастырем.

Троицкий монастырь

Назначенный на Тобольскую кафедру в 1702 году митрополит Филофей (Лещинский) стал ходатайствовать перед Петром I о постройке каменного монастыря как центра миссионерства и борьбы с раскольниками. Разрешение было получено 14 декабря 1706 года. Указ царя предписывал тобольскому воеводе князю Черкасскому отпустить монастырю тысячу рублей из тобольских доходов, кирпич делать самим (ссыльными людьми), лес и дрова возить пригородным крестьянам, а верхотурским крестьянам сплавить четыре струга белого камня. Для контроля за обеспечением каменного строительства материалами прибыл из Тобольска приказной человек А.И. Иконников.

К началу каменного строительства монастырь был переименован в Троицкий. Через девять лет в основном было завершено возведение двух каменных церквей – собора Живоначальной Троицы и храма Зосимы и Савватия, переименованного позже в церковь Сорока мучеников. К 1741 году закончено строительство каменной монастырской ограды, настоятельского корпуса и колокольни церкви Петра и Павла.

В 1739 году были сооружены двухэтажные настоятельские покои в одной связи с оградой, с кладовыми под ними двумя палатами. Скромность архитектуры вполне соответствует назначению этого здания как жилого дома настоятеля монастыря. Также скромно решен интерьер дома. Окна открывали великолепные виды на Ямскую слободу с одной стороны и на монастырский двор с тремя громадными церквами в нем.

В 1842 году от пожара в монастыре пострадали Петропавловская церковь и колокольня. В 1851 – 62 при архимандрите Владимире на средства благотворителей Петропавловская церковь с колокольней была восстановлена, убранство Троицкого собора было значительно обновлено. Деятельное участие в исправлении и обновлении храмов обители принимал священник тюремной церкви Стефан Баженов.

При архимандрите Филарете (Кожевникове) на месте келии митрополита Филофея (Лещинского) была построена церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери; возобновлена совершенно запущенная, остававшаяся в таком состоянии более полувека, церковь во имя 40 мучеников; приведен в благолепие Троицкий собор; на могиле митрополита Филофея устроен надгробный памятник с соотвествующей надписью и изображением святителя, заведен обычай совершения в день его памяти торжественной панихиды. Для ограждения этого памятника от атмосферных влияний, с западной стороны во всю ширину летней и зимней церквей была устроена огромная паперть в виде галлереи со стеклами. [2]

При монастыре действовала церковно-приходская филофеевская школа (см. ст. Тюменское духовное училище).

По завещанию свт. Филофея в штате монастыря предусматривалось “священников четыре, пятый начальник, диаконов два, клирошан шесть и послушников – по чину”. Однако фактически насельников было всегда значительно меньше. По штату не позднее 1913 года при монастыре было положено 12 монашествующих [3].

В годы советской власти

Монастырь был закрыт в январе 1923 года на основании постановления Наркомюста от 24 августа 1918 года. В этом же году управляющий монастыря епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский) был привлечен к суду за “сокрытие ценностей Тюменского монастыря” и приговорён к 7 годам лишения свободы.

В декабре 1929 года монастырь был передан в ведение Горкомхоза для использования под культурные и общеполезные учреждения.

В сентябре 1941 года передан КЭЧ Тюменского гарнизона, в апреле этого же года было принято решение о постройке водоочистительной станции.

В феврале 1946 года было принято решение о разрушении монастыря, но в мае 1947 года Постановление СМ РСФСР № 389 он был включен в список памятников архитектуры и в 1950 году запланировано проведение капитального ремонта монастырского комплекса.

В апреле 1960 года вышло Распоряжение облисполкома № 116-р о передаче областному управлению культуры комплекса Свято-Троицкого монастыря.

С конца 1980-х годов в монастыре располагались реставрационные мастерские.

Современное состояние монастыря

22 февраля [1] 1995 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении монашеской жизни в Троицком монастыре. Поскольку сам монастырь еще не был передан епархии, к обители был приписан Тюменский Крестовоздвиженский храм, с которого, собственно, и началось восстановление самого монастыря и духовной школы при нем [4].

11 декабря 1996 года состоялась передача в аренду Тобольской епархии Троицкого собора, монастырского корпуса и здания Воскресной школы [5].

В 1997 году при монастыре открыто духовное училище (в 2006 году напротив монастыря выстроен новый учебный корпус училища), действует воскресная школа.

27 июля 2007 года в сквере монастыря был открыт памятник свт. Филофею (Лещинскому) [6].

На месте уничтоженых в советское время церкви Сорока мучеников и церкви в честь Боголюбской иконы Божьей Матери находится здание Горводоканала [5].

Статистика

  • 1890 – архимандрит, 3 иеромонаха, 1 иеродиакон, до 6 послушников [1]
  • 1894 – игумен, 3 иеромонаха, 13 послушников [7]
  • 1896 – архимандрит, 3 иеромонаха, 20 послушников [8]
  • 1900 – 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 1 монах, 9 указных послушников, на покое – архимандрит Мемнон [9]
  • 1903 – игумен, 4 иеромонаха, 1 иеродиакон, 1 монах, 1 указный послушник, на покое – архимандрит Мемнон, в схиме – Михаил [10]
  • ок. 1908 – игумен, 9 монахов, 8 послушников [11]
  • 2004 – 14 насельников [1]
  • 2015 – 19 человек братии (1 игумен, 6 иеромонахов, 1 иеродиакон, 3 инока и 4 послушника, а также 2 священника и 2 диакона из числа “белого” духовенства) [12]

Храмы

Троицкий монастырь вместил в себя основные типы церквей того времени: традиционный кубический (Троицкий собор), “трапезный” (церковь Сорока мучеников), крестообразный (Петропавловская церковь). Шатровые колокольня и надвратная колоколенка как дополнение к ним. Все три монастырских храма были поставлены по диагонали таким образом, что при взгляде из города они не перекрывали друг друга и компоновались в сложную композицию. В центре этой композиции оказывался самый статичный и массивный Троицкий собор – главная ось и центр тяжести всего ансамбля. Одноэтажная церковь Сорока мучеников была отодвинута в дальний правый угол территории, обогащая ансамбль своими главами, но в то же время, подчеркивая ведущую роль двух других храмов.

Высокая, почти крепостная ограда с массивными пилястрами и контрфорсами на внешних углах, сомасштабна мощным формам церквей и тесно с ними связана.

Перед революцией 1917 года в монастыре имелись 4 каменные и 1 деревянная церковь [3]

Троицкий собор

Возводился в 1708 – 1717 годах (освящен в 1715 году) по древнему образцу – в виде громадного куба увенчанного мощным пятиглавием. Но в отличие от требований древнего канона собор получил более живописную трактовку. “Избыточная” живописность Троицкого собора создана двухэтажным северным приделом, двумя одноэтажными пристройками к двухсветной апсиде, двумя одноэтажными “щипцовыми” стенками, венчающими торцы придела. Влияние украинского зодчества определило прорисовку глав собора и даже саму постановку их на четверике по сторонам света, а не по углам четверика. В интерьере храма отмечается хорошая освещенность.

В середине XIX века в соборе были расписаны стены и своды, настланы новые полы, в приделах устроены новые иконостасы.

В советское время в соборе стояли деревообрабатывающие станки, сварочные аппараты. В Успенском приделе находилась наковальня. [5]

15 июня 2003 года в возрожденном в соборе состоялось первое богослужение [4]. Реставрация собора продолжается.

Петропавловский храм

Храм Петра и Павла Тюменского Троицкого монастыря. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1912 г.

Единственная в Тюменской области церковь с крестообразным планом. Этот храм называют прототипом Георгиевской церкви Киевского Выдубицкого монастыря. Но это лишь предположение.

Петропавловскую церковь свт. Филофей (Лещинский) заложил в 1753 году, последней перед своей смертью. Церковь была освящена в 1755 году. Увенчанная невысоким шатром колокольня у восточного фасада церкви встала необычно и в 1760-х годах, уже после освещения храма, были объединены колокольня и храм корпусом ризницы и духовного правления. После пожара 1842 года сводчатые перекрытия апсид были заменены плоскими, а проемы святых ворот заложены. Церковь перестала быть надвратной. Окна в церкви расположены только на первом ярусе. Во втором ярусе – лишь “слепые” окна. Это зрительно делает его более устойчивым.

Храм был частично разрушен в годы советской власти. Продолжается его реставрация.

Храм Сорока мучеников

Первоначально – храм Зосимы и Савватия Соловецких. Освящен в 1717 году.

В 1880-х годах церковь была отремонтирована, в 1913 году перестроена.

Полностью уничтожена в годы советской власти [5].

Святыни

  • мощи свт. Филофея (Лещинского)
  • крест-мощевик с частицей Животворящего Креста Господня, дар обители Святейшего Патриарха Алексия II во время его визита в Тобольскую епархию в 1998 году
  • икона свт. Иоанна Тобольского с частицей св. мощей
  • икона сщмч. Гермогена Тобольского с частицей св. мощей
  • Иерусалимская икона Божией Матери, принесена в дар Тюмени Иерусалимской православной паломнической общиной Елеон-2000 (Иерусалимский патриархат) 19 июля 2012 года. [13]

Настоятели

  • Нифонт (1616 – ?) основатель
  • Сергий (упом. 1622 [1] – 1655) строитель
  • Сергий (1655 – 1657) [14]
  • Феоктист (1657 – 1663) строитель
  • Адриан (упом. 21 января 1669) игум.
  • Антоний (упом. 1680)
  • Герасим (упом. 1701)
  • Исаак (упом. 1704)
  • Геннадий (упом. 1719 – 1727 [15])
  • Даниил
  • Димитрий (упом. 1735) [16]
  • Зиновий (1737 – 1743)
  • Порфирий (? – не позднее 1748 [17])
  • ? Михаил (Миткевич) (1751 – кон. 1750-х)
  • Софроний (1765 – 1776)
  • Феодосий (1777 [18] – 1780)
  • Никодим (Арамильский) (1786 – 1789 [19])
  • Троадий (упом. 7 июня 1791) [20]
  • Маргарит (упом. 9 сентября 1801 года [21] – 1808)

С 1995 года настоятелями монастыря являются Тобольские архиереи.

Наместники

    • Тихон (Бобов) (22 февраля 1995 – 21 февраля 1996) и.о.
  • Тихон (Бобов) (21 февраля 1996 – 23 октября 2014)
    • Михей (Селяков) (30 октября 2014 – 13 июля 2015) и.о.
  • Михей (Селяков) (13 июля 2015 – 30 мая 2019)

Некрополь

В монастырской ограде погребены:

Литература

  • Описание монастырей в Российской Империи находящихся. – Изд. 4. – Москва, 1817, с. 121.
  • Подробное и верное описание монастырей, находящихся в Российской Империи. – Москва, 1829, с. 187.
  • Абрамов Н., Тюменский Троицкий монастырь. – Омск, 1882.
  • Зверинский В.В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. – С-Петербург, 1892, с. 374.
  • К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря, интервью с наместником монастыря архимандритом Тихоном (Бобовым) // “Сибирская православная газета”, № 9, 2005.
    • http://www.ihtus.ru/92005/hram1.shtml

Использованные материалы

  • Историческая справка на официальном сайте Тобольской епархии:
    • http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t05_2
  • Павлова О.А., Тюменский Свято-Троицкий монастырь // Энциклопедия Сибири:
    • http://russiasib.ru/tyumenskij-svyato-troickij-monastyr/
  • Историческая справка на официальном сайте монастыря:
    • http://monastroisa.ru/istoriya_svyato-troickogo_monastyry1
  • Строев П., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. – С.-Петербург, 1877, стб. 321-322.
  • Амвросий (Орнатский), архим., История Российской иерархии. Часть VI. – Москва, 1815, с. 461-462.

[1] Павлова О.А., Тюменский Свято-Троицкий монастырь // Энциклопедия Сибири – http://russiasib.ru/tyumenskij-svyato-troickij-monastyr/

[2] Пр. И[оанн]. Л[епехи]н, Памяти о. архимандрита Филарета, настоятеля Тюменского Троицкого монастыря // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 51.

[3] Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года. Часть первая. – Тобольск, 1913, с. 10.

[4] “Возрождение Филофеевской школы – Тюменского Духовного училища”, страница официального сайта Тобольско-Тюменской епархии – http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t02_2#b9

[5] К 10-летию восстановления Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря, интервью с наместником монастыря архимандритом Тихоном (Бобовым) // “Сибирская православная газета”, № 9, 2005. – http://www.ihtus.ru/92005/hram1.shtml

[6] “Сегодня в Тюмени откроют памятник митрополиту Филофею (Лещинскому), просветителю Сибири”, 27 июля 2007 г., новостное сообщение на официальном сайте Русской Православной Церкви – http://www.patriarchia.ru/db/text/274267.html

[7] Тобольский епархиальный адрес-календарь, изданный по распоряжению Тобольского епархиального начальства на 1895 г. Отдел первый. – Тобольск, с. 29.

[8] Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1897. – Тобольск, 1897, с. 230.

[9] Предположительно, Мемнон (Покровский). Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. – Тобольск, 1900-1901, с. 9.

[10] Тобольский епархиальный адрес-календарь. Отдел первый. – Тобольск, 1903, с. 7.

[11] Денисов Л.И., Православные монастыри Российской Империи. – М., 1908, с. 861.

[12] Страница официального сайта Тюменского Свято-Троицкого мужского монастыря – http://troica-tyumen.cerkov.ru/bratiya-monastyrya/

[13] “Святыни монастыря”, страница официального сайта монастыря – http://monastroisa.ru/svyatyni-monastyrya1

[14] Духовные деятели Тобольского края. / Сост. Головщиков К.Д. // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 3, отдел неофиц., с. 60.

[15] Зверинский В.В., Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. – С-Петербург, 1892, с. 374. Со ссылкой на: Опис. докум. и дел архива св. Синода, VII, 1727 г., 109 (архимандрит Геннадий перемещен в Тобольский Знаменский монастырь).

[16] Предан суду. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.

[17] Год кончины. См. Строев, Указ. сочин., стб. 321.

[19] У Строева – до 1888 года.

[20] Освящал Тюменский Михаило-Архангельский храм. См.: Курмачев В.А. Храм Михаила Архангела в Тюмени // “Сибирская православная газета” – http://www.ihtus.ru/ta15.shtml Здесь упомянут как Треадий.

[21] Освящал главный престол Тюменского Знаменского храма. См. Церковь Знамения Пресвятыя Богородицы в городе Тюмени // Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 19, отдел неофиц., с. 459. По Строеву – с 1802 г.

[22] Тобольский епархиальный адрес-календарь на 1901 год. Отдел второй. – Тобольск, 1900-1901, с. 9.

[23] Настоятель Тобольского Знаменского монастыря. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1902, № 17, отдел офиц., с. 303.

[24] Упоминается умершим в ноябре 1906 года. См. Тобольские епархиальные ведомости, 1906, № 23, отдел офиц., с. 202.

Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени

Свято-Троицкий монастырь в Тюмени (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские
    в Россию
  • Горящие туры
    в Россию

  • Свято-Троицкий монастырь в Тюмени Роман Платонов


    Свято-Троицкий монастырь зимой Роман Платонов

    Одна из старейших обителей Сибири, Свято-Троицкий монастырь располагается в Тюмени и ведет свою историю с 1616 г. Это не только чрезвычайно почитаемый в православии монастырь с массой реликвий и святынь, но и памятник архитектуры федерального значения. Его Троицкий собор — яркий пример так называемого «украинского барокко», аскетичный в архитектурном плане и пышный в отделке. Посетители монастыря могут полюбоваться монументальным обликом собора и оценить скромную простоту аккуратной церкви апостолов Петра и Павла, подняться на стены и посетить погост, где похоронен естествоиспытатель-лютеранин Георг Стеллер, а также поклониться мощам святых и Иерусалимской иконе Божией Матери.

    На территории монастыря можно увидеть храмы двух традиционных русских типов — кубического и крестообразного в плане.

    История

    Святитель Филофей митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец

    Монастырь был основан в 1616 году иноком казанской Раифской пустыни Нифонтом. Первоначально монастырь не имел даже церкви. В июле 1621 года игуменом монастыря был назначен Авраамий из Ростова Великого, монастырским строителем постриженик Кирилло-Белозёрского монастыря Иона Лихарёв, келарем постриженик Новгородского Антониева монастыря старец Онуфрий. Им поручалось возвести монастырскую церковь, срубить новые кельи и другие строения. В 1622 году под руководством мастера Корнелия Хорева была возведена тёплая деревянная шатровая церковь, освящённая как Спасо-Преображенская. Грамотой царя Михаила Фёдоровича от 25 января того же года монахам назначена «руга» (казённое жалование) и отведены в вотчину две рыбные «ловли».

    В 1622 году при воеводе Прокопии Хрисанфовиче Измайлове вообще производилось большое строительство, связанное с обновлением Тюменского острога, город чуть ли не был поставлен вновь. Согласно Дозорной книге 1624 года, помимо монастырской Спасо-Преображенской церкви, в городе в тот период располагались:

    на территории Кремля —

    • Соборная церковь Рождества Богородицы
    • Приходская Успенская церковь (во имя Николая Чудотворца и Фёдора Стратилата)

    на территории укреплённого посада (в составе острога) —

    • Церковь Всемилостивейшего Спаса (холодная)
    • Церковь Архангела Михаила и св. Михаила Малеина с приделом во имя Зосимы и Савватия (тёплая)
    • Церковь Ильи Пророка с приделом Бориса и Глеба, а также приделом Флора и Лавра

    В июле 1705 года в результате большого пожара сгорел почти весь город, кроме острога и первой каменной Благовещенской церкви. В том числе сгорела единственная монастырская Спасо-Преображенская церковь. Тюмень не входила в число городов, где предусматривалось каменное строительство, но в 1706 году митрополит Филофей Лещинский ходатайствовал перед Петром I о разрешении построить в тюменском Преображенском монастыре «небольшую каменную подаянием мирских людей церковь» и таковое получил.

    Каменная соборная церковь возводилась в 1708—1715 годах, из них последние 4 года под непосредственным наблюдением Ф. Лещинского, который оставил митрополичью кафедру, принял схиму и жил в монастыре. Наконец, 3 июня 1715 года церковь была освящена как Троицкая, по ней монастырь стал называться Троицким. Церковь стала третьим каменным строением Тюмени после каменных амбаров для казны (1702 год) и Благовещенской соборной церкви (1704 год).

    Несмотря на то, что указом от 9 декабря 1714 года каменное строительство было запрещено везде, кроме Санкт-Петербурга, вернувшийся в 1715 году на кафедру митрополит Филофей смог устроить строительство в 1717 году на территории монастыря небольшой двуглавой церкви Зосимы и Савватия (Сорока мучеников).

    Запрет на каменное строительство в России был снят в 1722 году, в связи с чем Ф. Лещинский добился разрешения на строительство церкви апостолов Петра и Павла. Возведение началось в 1726 году, но после смерти митрополита строительство затормозилось и продлилось до 1755 года. Строительство настоятельского корпуса и каменных стен осуществлялось так же неспешно, в 1724—1739 годах.

    В 1761 году при монастыре основана латинская школа. На плане 1766 года впервые обозначен Дунькин сад. По «Духовным штатам» от 26 февраля (8 марта) 1764 года монастырь отнесён к низшему, III-му классу. В 1842 году в городе произошёл сильный пожар, в котором Петропавловская церковь с колокольней «пострадали так, что кроме каменных стен ничего в них не осталось». Последовавший в 1851—1853 годах ремонт внёс некоторые изменения в облик церкви. В опубликованном в 1862 году «Описании Западной Сибири» отбывавший сибирскую ссылку Ипполит Завалишин назвал монастырь лучшим в Сибири после иркутского Вознесенского и Иннокентьевского монастыря.

    В январе 1923 года на основании постановления Наркомюста от 24 августа 1918 года монастырь был закрыт, чуть ранее улицу Большую Монастырскую переименовали в Коммунистическую. В 1922 году в доме настоятеля монастыря разместился губернский архив, позже переведённый в Спасскую церковь. В декабре 1929 года монастырь передан в ведение Горкомхоза для использования под культурные и общеполезные учреждения. Решением Тюменского горкома ВКП(б) в начале 1930 года могила Филофея Лещинского была уничтожена, его останки переданы в Тюменский антирелигиозный музей, размещавшийся в Благовещенском соборе (взорван в ночь с 13 на 14 июня 1932 года). В сентябре 1941 года монастырь передан КЭЧ Тюменского гарнизона.

    В 1946 году принято решение о строительстве на территории монастыря очистных сооружений, для чего снесены церковь Сорока мучеников (бывшая Зосимы и Савватия) и домовая церковь митрополита Филофея в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Полное разрушение монастыря предотвращено изданием в мае 1947 года постановления Совета министров РСФСР № 389 «Об охране памятников архитектуры», распространявшегося и на Троицкий монастырь. Охранный статус монастыря был повышен постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1948 года № 503. В 1949—1950 годах Тюменским облисполкомом принято решение о проведении капитального ремонта. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 монастырь объявлен памятником архитектуры республиканского значения, в апреле того же года он передан областному управлению культуры.

    В 1995 году впервые после закрытия монастыря был назначен настоятель архимандрит Тихон (Бобов), занимающий эту должность до сегодняшнего времени. 11 декабря 1996 года началась передача Троицкого собора, настоятельского корпуса и здания церковно-приходской (воскресной) школы в пользование Тобольской и Тюменской епархии. В день Святой Троицы 15 июня 2003 года совершено первое богослужение в отреставрированном Троицком соборе. В декабре 1997 года освящено Тюменское православное духовное училище, для которого в 2006 году возведено новое здание (арх. В. А. Силантьев) напротив монастыря. В том же году в ходе ремонта Вознесенско-Георгиевской церкви были обретены мощи Филофея Лещинского, которые торжественно перенесены в Троицкий собор.

    История Тюменского мужского монастыря

    В 1616 году монах Казанской Раифской обители Нифонт, неся евангельскую весть по сибирской земле, был очарован красотой, открываемой с вершины холма на берегу речки. Поселившись в живописном крае с двумя монахами, Нифонт к 1624 году положили начало мужской обители Преображения Господнего, возведя Спасо-Преображенский храм и кельи для служителей.


    Свято-Троицкий мужской монастырь в Тюмени

    Митрополит Тобольский и всея Сибири митрополит Филофей, названный Апостолом Сибири за дары пророчества и чудотворения, в 1702 году объезжал земли епархии и увидел находящуюся в опустошении обитель.

    Что посмотреть

    Сегодня ансамбль религиозной архитектуры Свято-Троицкого монастыря Тюмени ограничивается двумя храмами. Впрочем, такая немногочисленность где-то пошла на пользу обители: обе действительных церкви привечают посетителей особой атмосферой и могут похвастать пышным декором.

    Троицкий собор (тот самый кубический храм) был построен в 1715 г. Его стройный белоснежный силуэт увенчан 5 позолоченными главками, а в облике строгость русского стиля сочетается с пышным декором барокко — комбинация, давшая начало особому стилю «украинского барокко». Внутри еще продолжается реставрация, однако здесь уже можно полюбоваться некоторыми восстановленными настенными фресками.

    В числе соборных святынь — крест с частицей Животворящего креста Господня, иконы святых Иоанна и Гермогена Тобольских с частицами их мощей и Иерусалимская икона Божией Матери.

    Крестообразная в плане церковь Петра и Павла — уютный храм, построенный в 1755 г. с характерной шатровой колокольней допетровских времен. Его интерьеры также не могут похвастать пышным убранством, однако здесь стоит обратить внимание на аккуратный и торжественный двухъярусный иконостас.

    Духовное Православное училище

    До появления Филофеевской школы, лежащей у истоков современной духовной гимназии в Тюмени, на территории Западной Сибири не было учреждений с христианским образованием. Святитель Филофей обратил внимание на неграмотность населения. Одним из первых его мероприятий по распространению христианства в сибирском крае стало обращение к царю Петру Первому, в котором митрополит просит о разрешении открытия духовных школ.

    Основание в 1703 в Тобольске славяно-латинской школы дало толчок для открытия духовных заведений в сибирском крае, в 1761 году в Тюмени отмечают открытие латинской школы.

    Митрополит Павел приглашает для преподавания монахов из Киево-Печерской лавры. На основе латинской рождается славяно-русская школа, в 1783 году стала наименоваться церковно-приходской, которая то открывалась, то закрывалась.

    В 1803 году в сибирской епархии остро чувствовалась нехватка священнослужителей, юноши, имеющих намерение учиться в семинарии, не обладали нужными знаниями для постижения богословских наук из-за отсутствия первичного христианского образования.

    Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Амвросием была отправлена просьба в Священный синод об открытии в епархиях начальных духовных школ.

    В 1885 год звание просветительского центра снова возвращается в Троицкий монастырь в Тюмени после 40- летнего перерыва.

    Церковно-приходская школа в 1898 году была построена на личные средства архимандрита Филарета, которая выстояла сто лет и была снесена из-за ветхости.

    В годы советской власти все духовные учреждения в Сибири были закрыты.


    Тюменское православное духовное училище

    В 1995 году после возрождения монастырей и назначения настоятелем Тюменского монастыря иеромонаха Тихона, преподавателя Духовной семинарии из Тобольска, в Тюмени снова открылось духовное училище. В 1997 году семь человек стали первыми его учащимися, которые в 1999 году представляли первый выпуск Духовного училища.

    В этом же году по благословению владыки в храме Воздвижения Креста Господнего была подарена икона Иоанна Тобольского, который признан покровителем Сибирских Духовных школ.

    В 2000 году Духовное училище представляет собой поистине источник духовности в сибирском крае. В его стенах выпускается монастырская Сибирская православная газета, работает воскресная школа. Семинаристы с монастырской братией совершают миссионерские служения по всему краю, участвуют при открытии новых церквей и духовно-просветительских центров.

    Интересно! К 2003 году 22 выпускника Духовного училища поступили в духовные семинарии для получения богословского образования.

    В 2011 Свято-Троицкий монастырь отметил 250 лет со дня открытия Тюменского Православного Духовного училища.

    Храмы

    Троицкий монастырь вместил в себя основные типы церквей того времени: традиционный кубический (Троицкий собор), «трапезный» (церковь Сорока мучеников), крестообразный (Петропавловская церковь). Шатровые колокольня и надвратная колоколенка как дополнение к ним. Все три монастырских храма были поставлены по диагонали таким образом, что при взгляде из города они не перекрывали друг друга и компоновались в сложную композицию. В центре этой композиции оказывался самый статичный и массивный Троицкий собор — главная ось и центр тяжести всего ансамбля. Одноэтажная церковь Сорока мучеников была отодвинута в дальний правый угол территории, обогащая ансамбль своими главами, но в то же время, подчеркивая ведущую роль двух других храмов.

    Высокая, почти крепостная ограда с массивными пилястрами и контрфорсами на внешних углах, сомасштабна мощным формам церквей и тесно с ними связана.

    Перед революцией 1917 года в монастыре имелись 4 каменные и 1 деревянная церковь [3]

    Троицкий собор

    Возводился в 1708 — 1717 годах (освящен в 1715 году) по древнему образцу – в виде громадного куба увенчанного мощным пятиглавием. Но в отличие от требований древнего канона собор получил более живописную трактовку. «Избыточная» живописность Троицкого собора создана двухэтажным северным приделом, двумя одноэтажными пристройками к двухсветной апсиде, двумя одноэтажными «щипцовыми» стенками, венчающими торцы придела. Влияние украинского зодчества определило прорисовку глав собора и даже саму постановку их на четверике по сторонам света, а не по углам четверика. В интерьере храма отмечается хорошая освещенность.

    В середине XIX века в соборе были расписаны стены и своды, настланы новые полы, в приделах устроены новые иконостасы.

    В советское время в соборе стояли деревообрабатывающие станки, сварочные аппараты. В Успенском приделе находилась наковальня. [5]

    15 июня 2003 года в возрожденном в соборе состоялось первое богослужение [4]. Реставрация собора продолжается.

    Петропавловский храм

    Храм Петра и Павла Тюменского Троицкого монастыря. Фотография С.М. Прокудина-Горского, 1912 г.

    Единственная в Тюменской области церковь с крестообразным планом. Этот храм называют прототипом Георгиевской церкви Киевского Выдубицкого монастыря. Но это лишь предположение.
    Петропавловскую церковь свт. Филофей (Лещинский) заложил в 1753 году, последней перед своей смертью. Церковь была освящена в 1755 году. Увенчанная невысоким шатром колокольня у восточного фасада церкви встала необычно и в 1760-х годах, уже после освещения храма, были объединены колокольня и храм корпусом ризницы и духовного правления. После пожара 1842 года сводчатые перекрытия апсид были заменены плоскими, а проемы святых ворот заложены. Церковь перестала быть надвратной. Окна в церкви расположены только на первом ярусе. Во втором ярусе — лишь «слепые» окна. Это зрительно делает его более устойчивым.

    Храм был частично разрушен в годы советской власти. Продолжается его реставрация.

    Храм Сорока мучеников

    Первоначально — храм Зосимы и Савватия Соловецких. Освящен в 1717 году.

    В 1880-х годах церковь была отремонтирована, в 1913 году перестроена.

    Полностью уничтожена в годы советской власти [5].

    Благое деяние старца Нифонта

    Первое упоминание о Тюменском Свято-Троицком мужском монастыре содержится в грамоте, датированной 1621 годом и направленной из Казанского приказа, входившего тогда в число высших государственных органов России, сибирскому воеводе. В ней приказной дьяк сообщает о том, что, по его сведениям, пятью годами ранее некий старец Нифонт заложил в Тюмени монастырь, а местом для него избрал речной мыс неподалёку от Ямской слободы.

    Этим сообщение и ограничивается, но при всей своей скупости позволяет предельно точно установить год основания Свято-Троицкого монастыря, который в течение первого столетия своего существования именовался Спасо-Преображенской обителью. Это произошло потому, что первую, возведённую в 1622 году на территории монастыря деревянную церковь, освятили в честь одного из важнейших библейских событий, которым стало Преображение Господне. Её создателем был мастер Корнелий Хорев.

    Николо-Берлюковская пустынь

    Николо-Берлюковская пустынь – православный монастырь в Московской области. Основан в начале XVII века, закрыт в 1919. Ансамбль монастыря окончательно передан Церкви только в 2015 году.

    Содержание

    • 1 История
    • 2 Cовременное состояние
    • 3 Храмы
    • 4 Святыни
    • 5 Престольные праздники
    • 6 Фото
    • 7 Видео
    • 8 Как добраться
    • 9 Паломнику

    История [ править ]

    Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в.

    Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь.

    После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем – к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732 – 1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами – Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек.

    Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

    2 декабря 1779 года Николо-Берлюковская пустынь была утверждена как заштатный монастырь. К ней приписали две часовни, одна из которых находилась в деревне Псарьки, а другая – в Москве, возле Каменного моста, где чуть позже образовалось монастырское подворье. Через год обители вернули и три часовни, принадлежавшие ей ранее, а в 1787 году передали еще одну – на Елоховской улице в Москве.

    При настоятеле Иоасафе, управлявшем обителью пятнадцать лет, на месте старого храма выстроили новый, теплый, трехпрестольный – во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами святителя Николая и мученика Мины, а также братский и настоятельский корпуса. В 1794 году Иоасаф скончался. Над его могилой поместили металлическую доску со стихами, которые московский владыка посвятил почившему настоятелю. Место Иоасафа занял его родной брат – иеромонах Николай, подвизавшийся здесь до 1806 года. Его преемниками были сначала лаврский иеромонах Иаков, а затем инок Пахомий, особенно заботившийся о том, чтобы с ростом материального благополучия укреплялась и духовная мощь обители, – Берлюковская пустынь жила по строгому общежительному уставу.

    По распоряжению митрополита Платона на братское кладбище монастыря перенесли деревянную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери из села Топоркова (отсюда родом был дед митрополита).

    В 1829 году в обители обрели икону “Лобзание Христа Спасителя Иудою”, вскоре прославившуюся чудотворениями. Вот что пишет об этом Надежда Яковлева, чьи родители часто посещали пустынь: “В монастырь пришла женщина, которая, будучи тяжело больна, видела во сне, что облегчение ей принесет молитва перед редкой иконой, изображавшей предательство Иуды. Не обнаружив ее ни в одной из монастырских церквей, она обратилась к монахам. Иконы не было и в ризнице. Тогда монастырский пекарь вспомнил, что деревянный круг, которым он закрывает квашню, хранит на себе полустертые лики. Промыли его – и обнаружили икону”. По свидетельству Ивана Шевелкина, паломники, шедшие в монастырь, говорили, что идут к Спасителю, имея в виду чудотворную икону.

    Важной вехой в истории обители стало время настоятельства иеромонаха Венедикта (1829 – 1855). Через пешношских и оптинских иноков братия Николо-Берлюковского монастыря находилась под духовным влиянием и опекой учеников знаменитого старца Паисия Величковского. Венедикт продолжал эту благодатную традицию. Занимался он и храмостроительством. В 1840 году в обители освятили новопостроенную надвратную церковь во имя святителя Василия Великого. В 1848 году митрополит Филарет освятил пятиглавый соборный храм Христа Спасителя. Как и одноименный московский, он создавался в память о победе в Отечественной войне 1812 года.

    В 1853 году митрополит Филарет вновь посетил обитель и освятил каменный храм во имя Всех Святых, построенный на средства московского купца Набилкина. Стараниями настоятеля Венедикта в монастыре возвели двухъярусную колокольню для шестнадцатитонного колокола, каменную ограду, братский корпус, баню, гостиницу и странноприимный дом, а также различные хозяйственные постройки.

    В 1840 году Венедикт первым из настоятелей Николо-Берлюковского монастыря получил сан игумена, а в 1853 году стал архимандритом. Вот как о нем вспоминал архимандрит Пимен, в бытность свою благочинным московских монастырей неоднократно посещавший Берлюковскую пустынь: “Он был лет 60-ти, весьма благообразный, роста невысокого, бороду и волосы имел небольшие с проседью. К посторонним был весьма приветлив, для обители неусыпно старательный, в управлении взыскателен и строг”.

    Архимандрит Венедикт скончался в 1855 году, оставив обитель духовно и материально процветающей. Новым настоятелем стал афонский монах Парфений (Агеев), известный духовный писатель, автор популярного “Сказания о странствии по России, Молдавии, Турции и св. земле” и книг, посвященных полемике со старообрядцами. В 1860 году Парфений перешел настоятелем в новооткрытый Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по указу Александра II специально для обращенных раскольников.

    Парфения сменил лаврский инок Иоасаф, при котором над пещерой проживавшего в Берлюковской пустыни старца Макария возвели храм в честь собора святого Иоанна Предтечи. Иеросхимонах Макарий (Брюшков), почивший в 1841 году, был учеником известного валаамского подвижника Клеопы. Он, как и его последователь и сомолитвенник инок Феодорит, продолжил духовную традицию преподобного Серафима Саровского, великих оптинских и валаамских старцев. Сотни паломников шли в обитель. Один из них писал: “Берлюковскую пустынь знает вся Москва и усердно посещает ее , обитель отличается истинно патриархальным гостеприимством”.

    Росла и численность братии. В 1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году – 90. В 1870 году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного Николо-Угрешского монастыря, ученик архимандрита Пимена – Нил (Сафонов). В 1878 году он открыл при монастыре школу для крестьянских детей, ставшую вскоре образцовой. Нилу принадлежит первое описание Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году.

    В 1895 году по проекту зодчего А.С.Каминского началось строительство новой монастырской колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году вышло в свет третье издание “Исторического описания Николаевской Берлюковской пустыни”, составленного церковным историком, священником Леонидом Ивановичем Денисовым, позднее принявшим постриг с именем Арсений (он же – автор популярной книги “Православные монастыри Российской империи” и нескольких статей об иконах Берлюковского монастыря).

    После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница.

    В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти.

    Положительные перемены для обители наступили лишь в XXI веке. В 2004 году Церкви были переданы храм Христа Спасителя, монастырская колокольня и территория кладбища, где располагался пещерный скит. В стенах обители была возобновлена монашеская жизнь. В 2015 году все здания, ранее занимаемые психиатрической больницей, были переданы Николо-Берлюковской пустыни. В настоящее время ведутся ремонтно-восстановительные работы по возвращению монастырскому комплексу его первоначального облика.

    Cовременное состояние [ править ]

    В настоящее время монастырь действующий.

    В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

    Совершенствуются формы социального служения.

    Храмы [ править ]

    • Собор Христа Спасителя
    • Cобор Троицы Живоначальной
    • Надвратная церковь Василия Великого
    • Церковь Всех Святых (в старом настоятельском корпусе)
    • Церковь Собора Иоанна Предтечи (пещерная)

    Святыни [ править ]

    • Чудотворную икону Лобзание Иисуса Христа Иудою

    Престольные праздники [ править ]

    • Собор Христа Спасителя – 7 января
    • Cобор Троицы Живоначальной – 50-й день по В.Х.
    • Надвратная церковь Василия Великого – 14 января
    • Церковь Всех Святых (в старом настоятельском корпусе) – неделя по Пятидесятнице
    • Церковь Собора Иоанна Предтечи (пещерная) – 11 сентября

    Фото [ править ]

    Собор Христа СпасителяСобор Христа Спасителя

    Николо-Берлюковская пустынь и самая высокая колокольня Подмосковья


    Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
    Николо-Берлюковская пустынь – мужской монастырь в Ногинском районе Подмосковья, зародился в пещерах. В давние времена здесь жили племена вятичей. Язычников пришел просвещать известный миссионер Кукша из Киево-Печерской Лавры, где монахи жили в пещерах. Первые монахи поселились в Берлюках в XIV веке. Расцвет монастыря наступил, когда 24 мая 1829 года была обретена чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», исчезнувшая в годы советской власти. Возрождение монастыря началось совсем недавно, только в 2000-х годов.

    Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни

    Чудесное Исцеление

    Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
    «Как только я переступила порог монастыря, ощутила сильнейшую благодать», – поделилась одна паломница. Монахи говорят, что по-другому и быть не может, ведь здешние места с давних времен овеяны молитвою».
    Церковное предание рассказывает, что в селе Кудиново, которое находится недалеко от села Авдотьино, жила крестьянка Татьяна Кузнецова. У нее была страшная болезнь глаз. Она постоянно просила: «Господи, исцели!» И вот однажды во сне приходит к ней благообразный старец, показывает икону и говорит: «Помолись перед этим образом, Господь тебя исцелит». Утром больная рассказала родственникам, какой образ видела: «Иуда окаянный хочет Господа поцеловать. Сзади с веревками воины стоят, чтобы пречистые ручки связать». В ближайшем Николо-Берлюковском монастыре такой иконы не оказалось. Поехали по другим храмам, но ничего не нашли. Снова во сне приходит к женщине старец и спрашивает: «Что же ты молебен не служишь?». – «Так, отче, не нашли икону». Тогда старец подсказал, что искать образ надо в пекарне Николо-Берлюковского монастыря. Именно там и обнаружили потемневшую от времени икону. Изображения на ней не было видно. Решили отслужить водосвятный молебен. Дали больной попить святой воды после молебна – все струпья с ее глаз исчезли. Окропили святой водой икону, она засияла красками. И собравшиеся увидели, что икона точно такая, как рассказывала крестьянка.

    Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
    Летописец описывает, как Татьяна Ивановна падала то в ноги монахам, то лобзала икону и все показывала на глаза: «Вижу, вижу… Глаза у меня открылись». Слух об этом чудесном исцелении прошел по окрестным деревням. В монастырь хлынули паломники.
    Чудотворную икону поместили в храме Пресвятой Троицы. Через несколько лет он уже не мог вместить всех паломников. И тогда специально для этой иконы был построен большой храм Христа Спасителя (строительство шло с 1835 по 1842 годы). От иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудой» было много исцелений.
    Тем не менее, нередко верующие говорили с сожалением: «Вот прославилась такая икона. К ней прикладываешься, а там Иуда окаянный стоит».

    Монахи объясняли, что этот чудотворный образ – напоминание людям о том, что жить надо по Христовым заповедям, не предавать Господа даже в мелочах.

    Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
    После революции 1917 года наступили большие испытания для Русской Православной Церкви. Некоторые священнослужители считают, что явленная икона предзнаменовала эти страшные события. Как Иуда предал Христа, так и народ православный предал свою веру, царя и Отечество.
    После революции Николо-Берлюковский монастырь был закрыт, монахов сослали в лагеря. А чудотворная икона исчезла. О ее судьбе до сих пор ничего не известно. До нас дошли только списки.

    До революции в монастыре была иконная мастерская. Там было сделано множество копий с чудотворной иконы. Паломники покупали в церковной лавке этот образ и увозили с собой. Когда несколько лет назад обитель начала возрождаться, паломники привезли несколько таких списков в монастырь. Одна из этих икон находится в алтаре берлюковского Храма Христа Спасителя, который сейчас восстанавливается.

    По старым фотографиям и оттискам уже в наше время написана новая икона на этот библейский сюжет «Лобзание Иуды предателя».

    Аллея Романовых

    Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
    Кроме того, в обители собрано огромное количество материала о царской семье. Здесь издаются книги о Романовых, собраны 3 тысячи фотографий.
    А 1 марта 2013 года на единственной «Романовской Аллее Славы», заложенной на территории Николо-Берлюковского монастыря, состоялось торжественное открытие и освящение памятника Государю императору Всероссийскому Александру II Освободителю. Также на Аллее установлены памятники царям Александру I, Александру III и Николаю II.

    Самая высокая колокольня Подмосковья

    Фото: сайт Николо-Берлюковской пустыни
    В 2003 году, с приходом настоятеля отца Евмения (Лагутина) началось возрождение монастырского комплекса. Совсем недавно здесь размещалась психбольница. Теперь территорию древней обители разделяет длинный забор. Одна часть принадлежит Церкви, другая – больнице.
    Сейчас на территории монастыря восстанавливается колокольня, которая была возвращена Церкви в аварийном состоянии. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области – она достигает 90 метров, то есть даже выше колокольни

    Адрес:
    Московская область, Ногинский район, дер. Авдотьино. Телефон монастыря: 8(496)51–2-75-03
    Как доехать:
    – на автобусе №321 от автовокзала у станции метро «Щелковская» до деревни Авдотьино;
    – на электричке от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобусом №321.

    Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь. Собор Христа Спасителя.

    Карта и ближайшие объекты

    • Яндекс-карты
    • Google maps
    • OpenStreetMap
    • Wikimapia
    • 2Gis Карты
    • Bing maps
    • дороги
    • спутник
    • гибрид

    Статьи

    Соборный храм Берлюковской пустыни во имя Христа Спасителя был сооружен в 1842 году специально для чудотворной иконы “Лобзание Христа Иудою” при настоятеле Венедикте. Освящение собора состоялось в 1848 году. В 1860-1865 гг. был выполнен штукатурный декор фасадов.

    Храм выстроен в стиле позднего классицизма с более поздними деталями псевдорусского стиля. Кирпичное оштукатуренное здание покоится на белокаменном подклете. Кубический его объем не имеет апсидных выступов и тем самым ориентирован на все четыре части света; со стороны каждой к нему примыкают плоские притворы. Притворы по фасадам декорированы пилястрами и фронтоном, на котором когда-то было живописное изображение. В стенные проемы между плоскими пилястрами по всему периметру храма располагаются окна в два света: первый составляют окна с полукруглым завершением и килевидными тягами, над ними – второй свет – круглые окна.

    Венчается храм мощным пятиглавием. Высота основного центрального барабана с полусферическим куполом равна высоте четверика, что несколько утяжеляет храм. Над центральным куполом – еще один световой барабан, на котором уже установлена главка с крестом. Остальные четыре главы имеют основания в виде восьмериков, поставленных в два яруса.

    Некогда здание было выкрашено в голубой цвет, хорошо сочетавшийся с белыми деталями. Теперь оно имеет желтый колер стен. Несмотря на то, что храм долгое время стоит без ремонта (облупилась штукатурка, подтекают своды), он и сегодня впечатляет своими грандиозностью и величием. Основой для его построения послужил один из проектов, поданный на конкурс Исакиевского собора, проводившийся в России в середине прошлого века. Архитектурный облик Спасского собора многим напомнит другой, более известный храм – Богоявленский собор в Елохове, в Москве. Оба храма были построены в одно время.

    Храм Христа Спасителя всегда был летним собором обители. Его интерьеры были расписаны, до сих пор там сохранились фрагменты клеевой живописи: между окнами ротонды изображены фигуры апостолов, в парусах – евангелисты. Живопись исполнена в академической манере, как это и было принято в церковном искусстве 2-ой половины XIX века.

    Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год.

    9 июля 1829 года новым игуменом Николаевской Берлюковской пустыни назначается иеромонах Венедикт. При нём идёт активное строительство на территории обители, увеличилась и духовно укрепилась братия (численность ее впервые превысила 50 человек). При нём начинается история знаменитых Берлюковских крестных ходов, которыми обитель стала известна далеко за пределами Московской епархии, также растёт почитание чудотворного образа “Лобзание Иисуса Христа Иудою”. Во время праздников Троицкий храм уже не может вместить всех желающих поклониться чудотворному образу Спасителю, люди вынуждены были стоять на улице, вне храма. В это время в пустыни активно ведётся сбор средств и подготовка к строительству нового соборного храма специально для чудотворного образа. Инициатором и благотворителем строительства выступил московский купец Афанасий Емельянович Щёкин.

    Храм начал строиться по проекту знаменитого архитектора – Фёдора Михайловича Шестакова (1787-1836), мастера московского ампира. Он принимал участие в строительстве храма Большого Вознесения у Никитских ворот (где венчался А. С. Пушкин с Н. Гончаровой), храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, храма Троицы в Вешняках и церкви преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Погребён на Калитниковском кладбище в Москве в сентябре 1836 года. С августа 1835 года после благословения митрополита Филарета, начинается сооружение грандиозного сооружения – храма во имя Христа Спасителя в Берлюковском монастыре. Средства на соборный храм собирали шесть лет: с 1835 по 1841 год. Откликнулись все соседи Берлюковской обители, благотворители, многочисленные прихожане. Деньги на это богоугодное дело собирались по книге, специально заведённой по указу Московской Духовной Консистории. Так, Афанасий Емельянович Щёкин первым внёс взнос 30 000 рублей, за что получил благословение от Святейшего Синода. Вохненский купец Давыд Иванович Широков пожертвовал 21 587 рублей. Позднее он оплатил изготовление иконостаса для храма стоимостью 7000 рублей, а также изготовление очень красивой серебряной ризы для иконы Спасителя сидящего на престоле для этого же иконостаса стоимостью 4415 рублей. Много средств пожертвовали купеческие династии Куманиных, Лепёшкиных, Желудёвых и Морозовых.

    Во время строительства храма о. Венедикт благословляет ношение чудотворной иконы по всем местным уездным церквям, чтобы все желающие могли поклониться святыне и внести свою лепту в строительство. Сооружение храма продолжалось вплоть до 1848 года. Был построен каменный 36-метровый собор: “. о пяти главах, из коих средняя вызолочена на меди под кремень, крест и яблоки чрез огонь, а четыре главы из белаго железа. ступени и амвон из белаго камня. Собор покрыт железом и окрашен медянкою. В нем окон: в нижнем ярусе девятнадцать; над оными круглых шестнадцать; во всех окнах решетки железные. При соборе три входных крыльца: с западной стороны площадка и на три схода ступени чугунныя, а боковые устроены из Белаго камня, прямые”. Собор построен в неоклассическом стиле. Безупречность пропорций этого сооружения обеспечивается за счёт портика, с преувеличенно вытянутыми в высоту пилястрами и высокого основного барабана, доминирующего во всей объёмной композиции собора. Барабан увенчан вызолоченной средней главой. Четыре малые главы нарочито близко расположенные к основному барабану, подчёркивают стройные пропорции храма. Таким образом, архитектор решает основную задачу – возведение величественного сооружения в заданном тесном пространстве. Внутри храм был необыкновенно красив: “. алтарь купол и своды расписаны живописью и арабесками до карниза, стены покрыты колером, иконостас на протяжении 33 аршин в два яруса вызолочен с резьбою рококо”. 12 сентября 1848 году храм Христа Спасителя был освящён митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) в присутствии собора почётного московского духовенства, игумена Венедикта с братией, а также многочисленного собрания постоянных прихожан, паломников и московских почитателей обители. В собор была торжественно перенесена главная святыня обители – “Лобзание Иисуса Христа Иудою”. Строительство храма обошлось монастырю в 140 000 рублей – сумма по тем временам, громадная и собрать её удалось, бесспорно, только благодаря участию большого количества людей.

    Простояв 15 лет, храм Христа Спасителя стал впитывать в себя сырость от подземных вод. В ответ на донесение об этом, написанное игуменом обители, о. Иосифом в 1862 году, последовал указ Его Императорского Величества: “Новая холодная церковь ввереной Вам пустыни усвоившая в себе сырость, требует обращения внимания на себя; нужно провести подпольные шанцы и каналы в стенах около пола, соединенные с наружным воздухом, что обойдётся примерно до 2000 рублей серебром”. Приглашённый отцом Иосифом известный русский архитектор Николай Ильич Козловский даёт заключение, что причиной сырости и плесени на стенах собора является отсутствие циркуляции воздуха, и что только подвалы способны это исправить (этот собор изначально был выстроен без подвалов). “25 апреля 1863 года г-н Козловский при осмотре собора нашел удобнейше сделать: вырыть канаву внутри собора около стены, начиная от Южных и Северных дверей до дверей Западных, вырыть оную в глубину 2 аршина 6 вершков, до фундамента, ширину же сделать 2 аршина и свести свод, в стенах собора пробить окна для удобнейшего хождения воздуха”. Летом 1863 года по книге, выданной из Московской Духовной Консистории на имя строителя иеромонаха Иосифа, было собрано 2380 рублей серебром.

    За два года, с 1862 по 1864 год, архитектор Н. И. Козловский выстроил под храмом те подвалы, в которых ныне расположен зимний храм Архангела Михаила. Безусловно, эти подвальные сооружения были необходимы для отвода верховых, сточных, грунтовых вод, так как серьёзный объём строительства и высокая плотность застройки внутри стен монастыря неизбежно нарушает естественные гидрогеологические процессы. Подвалы под храмом, выстроенные крестообразно, представляют собой серьёзное инженерное сооружение. То, что мы сейчас видим в подвальных помещениях храма Христа Спасителя, позволяет достаточно уверенно предположить, что там и позже проводились работы для каких-то ещё иных целей, помимо осушения. Однако пока никаких архивных документов по этой теме не обнаружено: ни фотографий, ни чертежей. Это ещё одна загадка монастыря, требующая специальных инженерных и геологических исследований. В период настоятельства о. Ионы, в 1866 году, была завершена отделка собора Христа Спасителя и закончены отделочные работы в подвале под собором, полностью поновлена живопись, поражённая сыростью. Работы производились на пожертвования авдотьинского фабриканта Ивана Семёновича Соловьёва с братьями. Они же пожертвовали собору и серебряные позлащённые хоругви. После окончания всех работ храм Христа Спасителя 22 мая 1866 года был вновь освящён викарием Московским Преосвященным Саввой епископом Можайским.

    21 марта 1919 года исполком Богородского совета рабочих и крестьянских депутатов принимает постановление о передаче Берлюковской пустыни “со всем инвентарём и с 12 десятинами земли в распоряжение отдела социального обеспечения для устройства детской колонии”. Однако устройство колонии у властей не получилось, и вскоре стал рассматриваться вопрос об устроении в обители инвалидного дома для красных воинов и их семей.

    В 1920 году обрывается традиция Берлюковских крестных ходов. Храм Христа Спасителя удалось зарегистрировать как приходской храм деревни Авдотьино. Председателем приходского совета храма стал Григорий Афанасьевич Ольхов. Все остальные строения обители были отданы инвалидному дому. 9 февраля 1930 года в храме Христа Спасителя теперь уже бывшего Николаевского Берлюковского монастыря состоялась последняя Божественная Литургия. Из материалов следствия известно, что на это Богослужение собралось с окрестных деревень до 200 человек, а уже 18 февраля 1930 года игумена Ксенофонта (Косенкова) и иеромонаха Горогония (Бухарина), послушника Григория Аверьянова и председателя церковного совета Гргигория Ольхова арестовали и увезли в Москву в Бутырскую тюрьму. 10 марта им было предъявлено обвинение по статье 58/10 УК РФ в организованной и систематической антисоветской деятельности. Храм Христа Спасителя был закрыт, и также перешёл дому инвалидов №4. Тогда казалось, что монастырская жизнь и многовековая история Берлюковской пустыни завершилась навсегда. Этот храм служил дому инвалидов войны, а с 1972 года – размещённой в стенах обители больнице № 16 Департамента здравоохранения города Москвы, вещевым складом. Много работы предстояло сделать назначенному в 2002 году в Берлюки иеромонаху Евмению (Лагутину), прежде чем стало возможным проводить в соборе Богослужения. Из храма и с близлежащей территории было вывезено 70 самосвалов различного мусора. Сейчас собор Христа Спасителя полность восстановлен и в нём проходят Богослужения.

    Из книги: А. Панин, И. Григорьева, В. Дмитриев “История Николаевской Берлюковской пустыни”. – “Берлюковский Издательский Дом”, 2011

    Мужской монастырь Николо-Берлюковская пустынь в поселке Авдотьино, Ногинский район

    Первый камень этого православного монастыря заложили в начале XIII столетия. В 1919 г. пустынь официально закрывали, и только в 2015 г. по настоянию игумена Евмения церковный комплекс окончательно перевели под контроль РПЦ. Сегодня здесь проходят ежедневные богослужения по уставу Церкви, прихожане имеют возможность принять деятельное участие в молебнах, поклонится святым реликвиям и познакомится с историей и наследием обители.

    История обители

    Подвижники выбирали местность с особенной тщательностью, преодолевая леса и болота, пока не нашли тот участок, где душа успокаивалась. И сегодня прихожане ощущают благодать и умиротворение, навсегда сохраненные за этой территорией. На берегу реки Вори в конце XI столетия проживали славянские племена, а на здешнем холме стоял языческий центр. Живописность этого края привлекала миссионерских подвижников и монахов-скитников.

    • Берлюковская обитель возникла в начале XIII в., она строилась на основании пещер и занимала большую площадь леса. Изначально здесь располагалось два собора: один — пещерный во славу Иоанна Предтечи, другой — построенный на месте брошенного капища храм Николая Чудотворца. Рядом со строениями находилось поселение, которое называлось Берлино, — отсюда и пошло наименование пустыни.
    • В 1606 г. на берег реки Вори, где стояла обитель, прибыл отец Варлаам. Он построил здесь деревянную часовню, в которой разместили святое изображения святителя Николая Угодника. Когда польские захватчики покинули отечество, в родной монастырь возвратилась благодарная братия, имевшая великое намерение отстроить обитель заново. В это же время появилась и деревня Авдотьино.
    • После 1613 г. иеромонах Варлаам испросил благословения у Господа на постройку новой церкви. Каменный храм, освященный в честь преподобного Чудотворца, воздвигли трудолюбивые монахи и местные благочестивые жители. Через некоторое время душа святителя Варлаама смиренно отошла к Всевышнему Творцу.

    Пустынь в XVII — XVIII вв.

    В 1700 г. церковные земли стали частью Чудовой обители в Москве. В пустыни проживало несколько монахов и настоятель отец Пахомий. Вскоре добродетельный помещик В. Мартынов выделил деньги на обновление храма Чудотворца. Работы были благословлены архимандритом Антонием и столичной Духовной Дикастерией. В 1719 г. появилась резолюция, где предлагалось перестроить деревянную часовню в церковь Иоанна Богослова. В этом же году Берлюковская пустынь отчислилась от Чудова монастыря и официально перешла во владение к Успенской обители.

    Другие православные монастыри:

    В 1731 г. иеромонах Иосия, — благочестивый священник и ярый защитник христианской религии — принялся возводить на территории монастыря новые постройки. Святитель совершенно не признавал нововведений, приходящих из-за границы. В пример он ставил непоколебимую веру киево-печерских святых. За год до прибытия в Николо-Берлюковский церковный комплекс Иосия поселился неподалеку и образовал здесь небольшой скит.

    Когда святитель получил должность настоятеля, вместе с ним в Николо-Берлюковскую прибыли преданные ему монахи Саровской обители. Иеромонах Иосия стал духовным отцом известных людей эпохи, он не боялся говорить правды в защиту православия, вел верующих на пути к спасению. За критическое мировоззрение против стремления императрицы Анны ко всему иностранному святителя отстранили от должности настоятеля и отправили на Камчатку. Николо-Берлюковская обитель закрыли указом властей, упразднив её до приходской церкви. Однако никто из монахов не сомневался, что возрождение не за горами.

    Интересно! Берлюковский некрополь был создан задолго до нашествия польских захватчиков. На этом кладбище с благословения святых отцов хоронили монахов и жителей близлежащих окрестностей.

    Сначала могилы устраивали вокруг Троицкого храма, но со временем некрополь разросся до собора Спасителя. На территории Николо-Берлюковского монастыря нашли покой не только благочестивые священнослужители, но и знатные люди, прославившие Отечество. В годы антирелигиозных репрессий некрополь полностью разрушили.

    Возрождение

    Восстановлением пустыни занялся ревностный христианин митрополит Платон. Святитель интересовался историей этого места и удивился его красоте, вскоре он открыл храм Николая Чудотворца и благословил проведение здесь церковных служений. Предание гласит, что после освящения собора, болеющий Платон почувствовал облегчение.

      Весной 1779 г. Духовная Консистория утвердила монастырь в качестве заштатного. Главным строителем назначили иеромонаха Иоасафа, отличавшегося аскетизмом и подвижничеством. Платон утвердил в своём постановлении, чтобы церковные здания создавались на основе камня. Святитель просил приложить максимальное количество сил в деле восстановления живописной и умиротворенной обители.

    События XIX столетия

    При настоятеле Николае II жизнь в монастыре становится чрезвычайно строгой. Время XIX века именуется «золотым» для истории Николо-Берлюковского церковного комплекса. С этого периода на территории пустыни начинается этап копания пещер. Основателем пещерокопания (истинного подражания христианского аскетизма) стал иеромонах Максим, родившийся в Твери.

      В конце весны 1829 г. Берлюковская пустынь обрела священную и прославленную реликвию, которая называется «Лобзание Спасителя Иудою». Первое чудо, произведенное иконой, исцелило слепую женщину. Летом этого же года святое изображение торжественно перенесли в Троицкий собор.

    Главный храм Христа Спасителя построили в 1847 г. на основе камня. Он имел пять глав, аккуратную внутреннюю отделку, пол был выстлан тонкой плиткой, а ступени — белым камнем. Снаружи церковь покрыли железом и покрасили медянкой. Алтарь, купола и своды мастерски расписывали библейскими сюжетами, иконостасы покрывали позолотой и вырезали на них изображения Распятия.

    История до наших дней

    В 1902 г. церковный комплекс обрел нового настоятеля, им стал игумен Тимолай, чрезвычайно потрудившийся для облагораживания Берлюковского монастыря. В 1909 г. управление принял иеромонах по имени Петр, обладавший сильным нравом и колоссальной волей. В обитель приходило множество писем с просьбами о спасении во время Первой мировой войны. Братия стремилась всеми силами поддержать солдат, сражавшихся за свободу отечества, а также их семьи.

    • Все религиозные постройки Берлюковской пустыни, кроме собора Всех Святых, передали Дому инвалидов в 1920 г. Через год прекратилась традиция крестного хода с главной святыней монастыря. Вскоре обитель стали разворовывать: выносили драгоценности, кресты, церковные книги и т.д.
    • В 1923 г. в пустынь пришел последний её настоятель Ксенофонт, бывший боевой офицер. В этот период жизнь в обители проходила под строгим присмотром властей. В 1930 г. на территории Николо-Берлюковской пустыни прошла последняя Литургия на 200 паломников. Вскоре настоятеля Ксенофонта и его помощников арестовали и отправили за решетку, монастырь окончательно прекратил свою работу.
    • В 1992 г. при соборе Спасителя зарегистрировалась христианская община, её настоятелем назначили иеромонаха Евмения. Первая, после долгого простоя, Литургия была проведена в храме зимой 2004 г. Послушники сегодня прилагают все силы, чтобы восстановить хотя бы малую частицу былого величия церковного комплекса на реке Воря.

    Интересно! Всякий монастырь — это место, где традиционно сосредотачиваются сельскохозяйственные и культурные деятельности. Николо-Берлюковская пустынь до начала революционных гонений имела большое природное богатство.

    Территория церковного комплекса распространялась на 600 га, братия работала на скотном дворе и конюшнях, имелись кузницы. Во время Первой мировой войны богатая обитель отправляла на фронт непомерное количество молока и солений.

    Сегодня братия Николо-Берлюковского монастыря стремится возродить былое величие, которое утратилось при СССР.

    Как добраться

    Тот, кто желает добраться из Москвы до Берлюковской пустыни на собственном транспорте, должен двигаться по Щёлковскому шоссе, миновав Ярославскую железную дорогу. Далее, необходимо проехать через город Чкаловский, после реки Клязьма предстает село Анискино. Миновав поселки «Юность» и «Райки», паломники с моста через реку Воря вскоре увидят знаменитую колокольню Николо-Берлюковской обители.

    До места назначения из Москвы (метро «Щелковская») доставляет автобус № 321.

    Николо-Берлюковская пустынь имеет богатую историю, отражающую и радостные и трагичные события Отечества. Сегодня руководители монастыря стремятся восстановить религиозную деятельность, чтобы давать прихожанам шанс на общение со Всевышним Отцом. Братия обители творит множество дел милосердия, помогая нуждающимся и больным, а также сиротам.

    Монахи делают все, что в их силах, чтобы современники научились воспринимать христианскую религию так, как делали это наши предки.

    Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино

    Редкий найдется монастырь в России с легкой судьбой. Вот и Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино, прежде чем стать местом паломничества десятков тысяч прихожан, за свою историю пережила многое и разное. Основан храм силами трех пустыножителей. Существовал на пожертвование прихожан, а в советские годы его превратили в дом инвалидов, потом в тубдиспансер и психбольницу.

    Однако, несмотря на все усилия советской власти стереть память о святой обители, здесь продолжали лечить детей-сирот, а люди, вопреки всем запретам, тянулись сюда за исцелением, просили научить молитве, заботе о душе.

    Сейчас монастырь расширяется и активно реставрируется. К нему планируют проложить новую дорогу — а это ли не свидетельство того, что как бы тяжело ни было в начале, по делам вашим будет дано вам.

    Адрес: Ногинский р-н, д. Авдотьино, 12

    Координаты: 55.929355, 38.230985

    Режим работы: ежедневно, 5:30-19:00

    Официальный сайт: berluki.ru

    Видеоэкскурсия по Николо-Берлюковской пустыни

    Видео: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
    Монтаж: Рушан КАЮМОВ

    История

    Казалось бы, Смутное время — не лучший период для основания обители, однако, именно в 1606 году впервые появляется упоминание Николаевской Берлюковской пустыни в источниках. Все благодаря иеромонаху Варлааму, бежавшему из Стромынского монастыря, разоренного поляками.

    Он выбрал место для обители в восьми километрах выше реки Вори, где она впадает в судоходную в те времена Клязьму и в трех километрах от старого Стромынского тракта — дороги на Москву. Узнав о старце, к нему пришли со спасенной древней иконой Святителя Николая две монахини из разоренной Успенской обители — Авдотья и Ульяна. Их имена дошли до нас в названиях деревни, на окраине которой находится монастырь, — Авдотьино и холма по соседству — Ульянина гора. Вместе они построили деревянную церквушку, а позже с помощью местных жителей — каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца.

    Слух о пустынножителе Варлааме и его отшельничестве распространился по округе, к его обители начали стекаться богомольцы. После кончины Варлаама поблизости от его Никольского храма поселились бродяги с предводителем по прозвищу Берлюк, что означает «волк». Такое прозвище он получил за звериную злобу, хитрость и за то, что носил тулуп мехом наружу. Вскоре в этих местах ограбили и убили купца. Берлюка отправили на суд в Москву. Но имя разбойника отчего-то прижилось и сохранилось в названии монастыря.

    Сегодня Николо-Берлюковская пустынь реставрируется — как фасады, так и внутренние помещения.
    Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

    В 1719 году церковь святителя Николая Чудотворца стала главным храмом новой обители — Николо-Берлюковской пустыни, первым ее настоятелем стал иеромонах Диодор.

    С октября 1731 года до апреля 1734-го тут служил иеромонах Иосия Самгин. У него нашли запрещенные рукописи, лишили сана, избили кнутом и выслали на Камчатку, а монахов распределили по другим монастырям. Однако позже они вернулись, и обитель стала крепчать.

    В годы советской власти Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино была закрыта. После 2002 года часть территории вернули Церкви. Сейчас здесь постепенно возрождается прошлый облик ансамбля Берлюковской пустыни.

    Интересные факты

    • В 1829 году слепой крестьянке Татьяне Кузнецовой явился во сне Ангел, показал икону и велел идти в Берлюковский монастырь. Следовало найти такой образ и молиться перед ним. Когда прихожанка спросила у монахов обители про икону, оказалось, что такой в монастыре нет. Но вдруг здешний пекарь вспомнил, что квашню с тестом он накрывает кругом, на котором видны полустертые лики. Круг протерли и обнаружили, что это та самая редкость, написанная на старинный сюжет «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Весть о чуде обретения иконы и исцелении слепой привела в монастырь тысячи паломников, желающих освободиться от болезней.
    • Николо-Берлюковская пустынь в Авдотьино гордится 88-метровой колокольней (одной из самых высоких в Подмосковье). Ее построили за четыре года. Колокольню венчает огромный крест из красной меди весом 622 килограмма. Деньги на строительство дали московские купцы Самойлов и братья Ляпины, которые поддерживали церковь.

    Колокольню венчает огромный крест из красной меди весом 622 килограмма.
    Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

    • В год 25-летия победы над Наполеоном в монастыре построили Храм Христа Спасителя — раньше, чем в Москве. Освятил его митрополит Филарет, который через 30 лет освятил и Храм Христа Спасителя в столице. Соборы очень похожи между собой.
    • В 1834 году, после сильных пожаров в городе Богородске, прихожане попросили принести чудотворную икону Спасителя из Берлюковской пустыни. Святейший Синод разрешил, и икона участвовала в большом Крестном ходе в день Покрова Богородицы. Так было положено начало берлюковским крестным ходам, которые проводятся ежегодно.

    Что посмотреть на территории монастыря

    Романовская Аллея Славы

    Автор всех памятников на «Романовской Аллее Славы» — скульптор, заслуженный художник России Александр Аполлонов.
    Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

    24 июля 2014 года на территории монастыря был торжественно открыт и освящен первый памятник Романовской Аллеи Славы — Государю Императору Святому Страстотерпцу Николаю II. Позже здесь появились памятники князю Михаилу Николаевичу и трем императорам: Александру I, Александру II, Александру III.

    Колокольня

    Колокольня Николо-Берлюковской пустыни — самая высокая в Подмосковье.
    Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

    Ее высота 88 метров, и сфотографировать ее полностью можно с трудом. Это одна из самых высоких колоколен в России и самая высокая в Московской области: даже выше той, что стоит в Троице-Сергиевой лавре.

    Святой источник

    В десяти минутах ходьбы от монастыря бьет святой ключ. Там можно выпить воды и набрать в бутылку с собой.

    Интересные экскурсии в монастыре проводит матушка Херувима. В трапезной продают свежую выпечку, молочные продукты из монастырского хозяйства и целебные сборы трав, приготовленные монахами.

    Какие святыни хранятся

    Чудотворная икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою». К ней едут, чтобы избавиться от болезней, особенно связанных с глазами.

    Читайте также:
    Санаксарский монастырь: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: