Свято-Успенский монастырь в Дивногорье: история и адрес монастыря, храмы и постройки

«Приезжайте в Дивногорье! Всё можно увидеть своими глазами»

Игумен Алексий (Сукачев)

На вопросы портала «Монастырский вестник» ответил наместник Свято-Успенского Дивногорского монастыря Воронежской епархии игумен Алексий (Сукачев).

Отец Алексий, согласно преданию, история Дивногорской Свято-Успенской обители, начинается с XI века, когда два монаха, спасаясь от гонений католиков, пришли на Воронежскую землю и принесли с собой икону Божией Матери «Сицилийская». Монастырь действительно существует на Воронежской земле с тех самых пор?

Из предания мы знаем, что явление Дивногорской иконы Божией Матери «Сицилийская» (празднуется 17 февраля н. с.) произошло в 1092 году. Именно тогда схимонахи Ксенофонт и Иоасаф принесли этот образ в наш край из Сицилии. Не исключено, что как раз в это время в Дивногорье обосновались первые монахи. Со временем их поселение расширилось и превратилось в довольно большой пещерный монастырь.

Упоминания об обители имеются в официальных архивных документах ХVII века. Сохранилась переписка игумена Гурия, настоятеля Дивногорского Свято-Успенского монастыря с царем Алексеем Михайловичем, датированная 1653 годом. Игумен просил помощи для своей обители, и когда помощь была оказана (государь выделил монастырю денежные средства и землю), отец Гурий отчитался перед царем, на что были потрачены деньги и как были использованы земельные наделы.

Из исторических документов мы также знаем, что в 1389 году митрополит Киевский и всея Руси Пимен проплывал из Москвы в Царьград, а сопровождавший его человек делал записи и зарисовки их путешествия. Из этих записей известно, что судно шло по Дону и реке под названием Тихая Сосна, что место это было пустынное, ни людей, ни зверей путешественники здесь не встретили, но на рисунке видно, что в расположенных на высоком берегу Дона дивах (дивы – меловые горные образования. – Ред.) видны окошечки и дверцы помещений. Соответственно можно сделать вывод, что какая-то жизнь здесь в то время уже была. Вероятно, в пещерных кельях жили монахи-отшельники.

В 2018 году два не знакомых друг с другом человека, приезжавшие к нам в монастырь в разное время, рассказывали, что они в советские годы еще детьми бывали в Дивногорских пещерах. По их словам, в середине XX века подземные ходы в них были очень длинными. Ход из монастыря разветвлялся и шел к монастырю, к Дону и под Доном. Чтобы не заблудиться, дети брали с собой пять-десять катушек ниток. В настоящее время заблудиться в пещерах невозможно, так как ходы завалены и доступа к ним нет. Эти же люди рассказывали, что в пещерах под землей, в горах, есть карстовое озеро.

Возможно, иноки прятались в этих пещерах от набегов кочевых племен. В Курской области есть похожие пещерные храмы [1], которые основали монахи-отшельники. Исторические документы, датированные 1672 годом, свидетельствуют, что эти иноки ушли из наших мест из-за постоянных набегов.

Как сложилась жизнь монастыря в послереволюционные годы?

В 1918 году монастырь был закрыт, и монахи вынуждены были образовать трудовую артель по обработке земли. Братии тогда было 70 человек, около 40 человек трудников. Но более или менее спокойная жизнь продолжалась здесь до 1924 года. Потом монахов выгнали из монастыря, и на его месте был образован дом отдыха «Дивногорье», который просуществовал до войны.

В 1941–1942 годах на его месте открылся советский эвакуационный госпиталь № 2636, а когда фашисты захватили здешние высоты, в Дивногорье обосновались венгерские части гитлеровской армии. В помещениях находился венгерский госпиталь. В 1944–1945-м наша армия освободила Воронежскую область от оккупантов, и в монастыре снова заработал советский военный госпиталь № 2616. После войны и до 1963 года в Дивногорье находился дом отдыха. А с весны 1963 года здесь разместился туберкулезный санаторий «Дивногорье», который просуществовал до 1997 года. Затем здания начали потихоньку передавать Церкви, и в монастырь стали приходить первые монахи. Один брат живет в обители с 1997 года, еще двое – с 1998. Остальные пришли позже. Первым настоятелем возрожденного Свято-Успенского Дивногорского монастыря был архимандрит Парфений (Шалатонов). После него до 2016 года обитель возглавлял игумен Максим (Лапыгин).

Сколько сейчас братии подвизается в монастыре?

Пятнадцать человек. Многие отмечают, что желающих посвятить себя монашеской жизни в наши дни стало меньше, но у тех, кто сегодня стремится в монастыри, можно наблюдать достаточно трезвое отношение к монашеству.

Есть ли у насельников возможность ежедневно посвящать какое-то время келейной молитве?

Обязательно. Служба заканчивается около 9 часов (Литургия в монастыре служится ежедневно), обед – в 11 часов. После службы каждый может заниматься своими делами. Когда я был на Святой Горе Афон, мог заметить, что братия – и молодые иноки, и совсем старенькие – трудятся 4 часа в день. Так и у нас теперь – не менее четырех часов в день насельники монастыря должны уделять своему послушанию.

Доступен ли игумен для братии? Есть ли у насельников монастыря возможность общаться с наместником? Из чего складывается ваше общение? Как Вы окормляете братию?

Да, конечно, игумен доступен для братии. Какие-то частные вопросы мы обсуждаем на исповеди после повечерия. Также в монастыре есть традиция ежедневного чтения за трапезой житийной и святоотеческой литературы. Иногда я сам что-то предлагаю братии, когда вижу, что надо уделить внимание той или иной проблеме духовной жизни. Иногда кто-то из насельников монастыря предлагает духовную литературу для совместного чтения. Если она соответствует нашим потребностям, я знакомлю с ней братию. Если нет, стараюсь предложить что-то, что имеет прикладное для аскетического делания значение. Читаем материалы монашеских конференций. Иногда братия довольно живо обсуждает прочитанное, бывают у нас и расхождения во мнениях по некоторым вопросам, которые освещались на монашеских встречах.

Отец Алексий, в каком возрасте Вы приняли решение принять монашество? Расскажите, пожалуйста, немного о своем пути в монастырь.

Осознанная вера пришла ко мне в студенческие годы, хотя я помню, как нас с братом еще в детстве бабушка водила в Казанский храм в Воронеже. Моя мама, оказывается, всю жизнь постилась в среду и пятницу, но я узнал об этом, только когда стал взрослым. Я был послушным ребенком и поэтому пошел учиться туда, куда посоветовали мне идти родители. После девятого класса школы мы с братом продолжили учебу в электро-монтажном техникуме, по окончании которого поступили в Технологическую академию. Брат не стал доучиваться в вузе и ушел в монастырь. Он и сейчас подвизается в обители святителя Тихона Задонского, а я закончил академию и около шести лет отработал в конструкторском бюро химавтоматики. Потом стал пономарить в храме на приходе у игумена Максима (Лапыгина), и батюшка благословил меня поступить в семинарию. После рукоположения некоторое время служил в Благовещенском кафедральном соборе, потом был постриг в мантию в Дивногорской обители, я продолжил служить в соборе. Владыка Сергий (митрополит Воронежский и Лискинский. – Ред.) благословил меня поступать в Московскую духовную академию. Исполняющим обязанности наместника монастыря я стал 16 октября 2015 года. А в конце декабря 2018 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил прошение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия о моем назначении.

Читайте также:
Игумен Нектарий Морозов: биография, книги и труды, духовный путь

Из новостной ленты монастырского сайта и постов дивногорской группы в социальных сетях можно увидеть, что обитель сегодня активно занимается просветительской деятельностью, в том числе и в молодежной среде…

Лискинский район Воронежской области, к счастью, нельзя назвать умирающей провинцией. Здесь работают заводы, заботливо обрабатывается земля, развивается сельское хозяйство, животноводство. Два года назад в селе Селявное, рядом с которым находится Дивногорский монастырь, было построено современное здание общеобразовательной школы. В селе довольно много детей, молодежи. У одного из наших священников, отца Димитрия есть желание вести миссионерскую деятельность среди наших односельчан. Он является почитателем убиенного священника Даниила Сысоева и сторонником так называемой уличной проповеди. Батюшка активно общается с людьми, беседует с селявинцами о Боге и Церкви.

Еще одним направлением просветительской деятельности монастыря можно назвать наши встречи с паломниками и туристами, которые по субботам приезжают в обитель из Воронежа. С недавнего времени раз в неделю начала ходить прямая электричка из Воронежа до Дивногорья, люди приезжают на ней в 11 часов и в 16 часов возвращаются обратно. Мы устраиваем для них молебен, проводим экскурсию, предлагаем им обед и обязательно отводим время для бесед со священником.

У монастыря есть сайт, страницы ВКонтакте и других социальных группах, бесплатная газета «Дивногорский благовестник», где мы стараемся размещать душеполезные тексты. Братия раздает газету односельчанам и паломникам, можно также взять ее в монастырском храме.

С недавнего времени в монастыре открылась музейная экспозиция, посвященная советским военным госпиталям, которые находились здесь в годы Великой Отечественной войны, и истории нашей обители в дореволюционный период. Как выяснилось, есть острая необходимость говорить с детьми и подростками о Великой Отечественной войне и народе-победителе, избавившем мир от фашизма, – как и об истории России в целом. Из бесед с юными посетителями нашей экспозиции мы поняли, что они нередко имеют весьма смутное представление о важнейших исторических событиях своей страны.

В теплое время года в Дивногорье приезжает отдыхать молодежь. У монастыря установились дружеские отношения с молодежной организацией «Нескучный день». Ее руководители – верующие, воцерковленные люди. В дни каникул и на выходные они организуют поездки к историческим или живописным местам, посещают достопримечательности и заодно знакомятся со святынями – храмами и монастырями разных епархий. Стараются организовывать для ребят встречи с духовенством. В этом году они побывали у нас уже в четвертый раз. Иногда приезжают по 40-60 человек. Мы устраиваем для них экскурсии, обеды, а они помогают монастырю в повседневных трудах. Совмещают, как говорится, приятное с полезным. Во время байдарочного похода по Дону ребята разбивают в двух километрах от монастыря лагерь и утром следующего дня приходят к нам. Помогают по хозяйству, а после вечернего богослужения мы беседуем на разные темы. Они имеют возможность задать священнику любые вопросы, в том числе и те, которые поднимаются в социальных сетях и касаются критики Церкви и священства. К сожалению, в информационном пространстве люди, настроенные против Церкви, проявляют бóльшую активность, чем ее члены и сторонники. Это очень чувствуется по тем вопросам, которые задают нам ребята. Мы стараемся отвечать на их недоумения честно, и, думаю, результатом нашей искренности становится то, что многие после таких бесед приходят на богослужения, исповедуются и причащаются Святых Таин.

Вы возглавляете монастырь, который удален от шумного города. Чем для вас являются монашеские конференции, которые организует Синодальный отдел по монастырям и монашеству? Нужны ли, на Ваш взгляд, монахам такие встречи, или же, наоборот, они отвлекают насельников монастырей от уединенной иноческой жизни?

На мой взгляд, монашеские конференции очень нужны. Я считаю себя молодым наместником, и для меня эти встречи – уникальная возможность приобрести опыт управления духовной и хозяйственной жизнью монастыря. Очень полезно и интересно бывает слушать доклады конференций, но не менее ценно и наше неформальное общение во время этих встреч. Не обо всем, может быть, удобно бывает спросить с микрофоном в руках, но в перерывах между докладами и во время поездок к святыням (посещение святых мест всегда входит в программу конференций) мы имеем возможность обсуждать и духовные, и хозяйственные, и административные вопросы монастырской жизни. Так, например, когда мы ездили на Кипр, настоятели разных обителей делились друг с другом, рассказывая, чтó производят монастыри, как хранят и как реализуют свою продукцию. Это было очень интересно. Я всегда с радостью еду на конференции, не для того даже, чтобы отвлечься от ежедневных забот, хотя и это бывает необходимо, а потому что эти встречи приносят очень большую пользу. Ты словно получаешь возможность другими глазами посмотреть на жизнь своей обители. Появляется желание что-то изменить, улучшить.

Запомнилось, как на одной из монашеских встреч владыка Тихон Псковский и Порховский, передавая нам слова отца Иоанна (Крестьянкина), сказал, что монастырям надо учиться самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, потому что придет время, когда никто не будет нам помогать. Благодаря этим словам отца Иоанна Сретенский ставропигиальный монастырь Москвы занялся издательской деятельностью, которая и по сей день приносит хорошую прибыль обители. Свято-Успенский Дивногорский монастырь, руководствуясь похожими соображениями, занимается животноводством. Кроме того, трудники и паломники (к нам приезжают потрудиться и семейные люди с детьми) бывают очень довольны тем, что имеют возможность приобрести качественную продукцию. Некоторые из них уже не первый год проводят в монастыре свой летний отпуск, стремясь побыть в тишине, подышать свежим воздухом, помолиться, походить на службы и потрудиться для пользы обители. И монастырь в свою очередь старается обеспечить этим людям полноценный рацион питания, в который входят экологически чистые продукты, производимые монастырским хозяйством.

Читайте также:
Нина Крыгина: биография монахини, лекции и проповеди, книги

Не только конференции, но и информационная деятельность СОММ не менее действенно помогает монастырям. То, что размещает портал «Монастырский вестник», скажем, в рубрике «Консультация», мы используем в повседневной жизни, – например, «Методические указания по сохранению недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения» с разъяснениями помощника председателя СОММ, С.А. Анохиной, или комментарии Юридической службы Московской Патриархии к новеллам действующего законодательства. Необходимые для всех обителей прикладные знания теперь, благодаря информационной работе СОММ, можно получить дистанционно.

Чем, по Вашему мнению, должен руководствоваться человек, выбирая для себя монастырь?

На мой взгляд, самое важное в монашеской жизни общежительного монастыря – это добрые, доверительные отношения братии с игуменом. Если это есть, будет и все остальное. Любое испытание можно преодолеть, когда есть доверие к игумену и братии. Если же человек замыкается, ищет чего-то своего, то ему придется приложить усилие, чтобы найти такой монастырь, где его поймут и где он сможет найти свой дом. Дивногорский монастырь мне нравится тем, что в осеннее и зимнее время здесь есть возможность жить уединенной молитвенной жизнью, читать святоотеческие творения, трудиться. Приезжайте, всё можно увидеть своими глазами.

Фото: Владимир Ходаков

Игумен Алексий (Сукачев)
Беседовала Екатерина Орлова

Свято-Успенский Дивногорский монастырь

Вид на меловой храм и реку Тихая сосна Ирина Иванова

Пещерные монастыри — явление довольно необычное для Центральной России, и в этом смысле Воронежская область сильно отличилась: только действующих культовых сооружений здесь целых три.

На страже южных окраин

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь, основанный в середине 17 века, входит в число удивительных меловых пещерных сооружений Придонья. По мнению краеведов, первые иноки переселились сюда вместе с украинскими казаками, которым было велено охранять располагавшуюся неподалеку крепость Острогожск. Иосаф и Ксенофонт — так звали иноков и создателей первых пещер, которые они вырыли на высоком берегу Дона, в одном из меловых столбов. Церковь вскоре освятили, и монастырь получил название Успенского, в честь Успения Божией Матери. Позднее здесь появились и наземные постройки, а рядом с пещерной церковью в другом меловом столпе умельцы вырубили колокольню.

Великий расцвет

Более ста лет со дня основания монастырь процветал за счет ведения обширного хозяйства. На его территории были пасеки, ветряные мельницы, братия занималась земледелием и скотоводством, значительную прибыль приносила беспошлинная торговля вином. В начале 18 века Дивногорский монастырь стал и вовсе самым богатым во всей губернии. Но по настоящему знаменитым и почитаемым, причем не только на уровне провинции, но и по всей империи, монастырь сделала чудотворная икона Сицилийской Божией Матери. По преданию, икона, обретенная на одном из меловых столпов в нескольких километрах от монастыря, спасла от эпидемии холеры жителей ближайших городов Коротояка и Острогожска.

Советский курорт

После революции, как водится, монастырь упразднили, уничтожив почти всех монахов и утопив в Дону собиравшуюся более 250 лет библиотеку. Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря расположились немцы, превратив его в военный госпиталь. А в послевоенное время бывшая святыня и вовсе стала туберкулезным санаторием. Вторая жизнь Дивногорского монастыря началась лишь в начале 1990-х годов.

Экскурсии и паломничество

Свято-Успенский Дивногорский монастырь активно принимает паломников и туристов, экскурсии проводят сами послушники. Посещение его пещерных храмов можно совместить с экскурсией по территории музея-заповедника «Дивногорье», в которую, в том числе, входит осмотр церкви той самой чудотворной Сицилийской иконы Божией матери.

Желающие задержаться на территории Дивных гор подольше могут остановиться в монастырской гостинице для паломников или в гостинице на территории хутора Дивногорье, всего в нескольких километрах от монастыря.

Администрация музея-заповедника работает с 9-30 до 18-00. Телефон: (47391) 2-1217, 5-9111. Адрес: Воронежская область, Лискинский р-н, поселок Дивногорье. Добраться туда на своем авто можно из Воронежа по трассе Дон, далее через Лиски по трассе Лиски — Острогожск. Проезжаете до железнодорожного переезда в Пухове, и на развилке — направо. Тем, кто едет по трассе Воронеж — Острогожск — Россошь, то проезжаете до поворота на Лиски, затем до железнодорожного переезда и поворот налево.

Из Москвы можно сесть на поезд до Лиски, из Воронежа до этого пункта ходят электрички. Далее на электричке Лиски – Алексеевка и сойти на остановке 143 километр или электричкой до Острогожска.

Обзор действующих монастырей Москвы с адресами и ближайшим метро

Мужские монастыри в Москве

Так повелось, что мужских православных обителей на земле русской больше, чем женских. Они более древние, а потому и история у них побогаче.

Андреевский ставропигиальный монастырь

Дата основания данной пустыни достоверно неизвестна, однако первые упоминания о ней относятся к XVI столетию. XVII век для Андреевского монастыря был самым значимым, ведь именно в этот период обитель активно расширялась и обогащалась святынями. Дальнейшая судьба монастыря была менее радостной – на его территории организовывали детский приют, богадельню, пенитенциарное учреждение, а позже даже кладбище для гражданских лиц.

Сегодня пустынь находится под управлением РПЦ. При ней открыта воскресная школа и библиотека. Располагается святыня по адресу: Москва, Андреевская набережная, 2. Ехать нужно до станции метро «Ленинский проспект».

Андреевский ставропигиальный монастырь

Богоявленский мужской монастырь

История этой лавры начинается в конце XIII столетия. Согласно легендам, ее основал московский князь Даниил, а настоятелем был родной брат преподобного Сергия Радонежского. Первую кирпичную церковь при монастыре возвели во второй половине XIV века. Она неоднократно становилась жертвой пожаров и войн, однако каждый раз ее удавалось восстанавливать практически с нуля. Сегодня это двухъярусное здание в стиле барокко.

Добраться до обители можно на метро до станции «Площадь революции». Адрес на карте: Богоявленский переулок, д. 2.

Богоявленский мужской монастырь

Высоко-Петровский ставропигиальный монастырь

Пустынь была основана в XIV столетии. Кирпичный храм во имя преп. Петра был построен только век спустя. Над его проектом работал итальянский архитектор Алоизо Ламберти де Монтиньяна, а средства пожертвовали столичные помещики.

Во времена Отечественной войны пустынь существенно пострадала, однако ее отстроили заново. После событий 1917 г. лавра была упразднена. Восстановительные работы начались только в 1959 г. К концу ХХ столетия она стала Патриаршим подворьем, а в 2009 г. сюда заселились монахи. Находится святыня по адресу: Петровка, 28, станция метро «Чеховская».

Читайте также:
Монастыри Московской области: действующие мужские и женские, адреса и истории, чудотворные иконы монастырей

Свято-Данилов мужской монастырь

Свято-Даниловская мужская обитель была основана в 1282 г. московским князем Даниилом. Его могилу можно найти на монастырском погосте, поскольку перед смертью он принял монашество и некоторое время служил пустыни.

Как и все православные святыни, лавра пострадала от советского режима, однако ее восстановление началось еще при СССР. Указом Брежнева от 1982 г. историческая памятка была передана Московскому Патриархату, который начал активные реставрационные работы.

Свято-Данилов монастырь является самой первой мужской обителью на территории Москвы.

Добраться до лавры можно на метро (станция «Тульская») или машиной (Даниловский вал, д. 22).

Донской мужской монастырь

Данная святыня датируется 1591 г., когда была заложена церковь Донской Богоматери. Архитектурный комплекс, который мы видим сегодня, был завершен к концу XVIII столетия. На его территории открыли школу для послушников, а также духовное училище.

С приходом к власти большевиков монастырь реорганизовали в музей, где хранили церковные реликвии, изъятые из других храмов. Сегодня лавра находится под управлением РПЦ, однако реставрационные работы еще не окончены. Чтобы добраться до святыни, следует ехать до станции метро «Ленинский проспект», откуда немного пройтись до Донской площади.

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Обитель была заложена царем Б. Годуновым и освящена во имя чудотворного образа «Всемилостивый Спас». Название «Заиконоспасский» произошло от того, что деревянная церковь находилась рядом с церковными лавками, где обменивались иконами.

В 1661 г. закончилось строительство кирпичного храма, и была открыта греко-латинская школа. После передачи РПЦ разрушенную во времена советского режима святыню отреставрировали и открыли для посетителей. Находится она по адресу: ул. Никольская, д. 7-9 (станция метро «Площадь революции»).

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Николо-Перервинский монастырь

Пустынь заложили сразу после Куликовской битвы, а вот расцвет ее пришелся только на начало XVIII века, когда туда переехала летняя резиденция патриарха. Легенды гласят, что под лаврой прорыт тоннель, который выходит аж у Коломенской церкви Казанской Божьей Матери.

Центральной постройкой монастыря является Никольский собор, датируемый 1700 г. Также комплекс украшает церковь во имя богородичной иконы «Иверская», выполненная в русско-византийском стиле. Святыня располагается на улице Шоссейной-82 (метро «Печатники»).

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь

Эту пустынь основал Дмитрий Донской после чудесного явления ему святого Николая Мирликийского. За всю свою историю обитель множество раз разрушалась, однако снова восстанавливалась практически из руин. Период расцвета ее пришелся на времена начала правления династии Романовых.

В первые годы XIX столетия лавру хотели закрыть, а после революции 1917 г. преобразовали в трудовую общину для монахов. Позже на территории пустыни организовали колонию для несовершеннолетних. Реставрация монастыря началась в 70-х годах ХХ века. Сегодня он открыт для посетителей и находится по адресу: город Дзержинский, площадь Св. Николая, 1.

Новоспасский мужской монастырь

Данная святыня датируется концом XV столетия, а основателем ее принято считать царя Ивана III. Первый монастырский храм возвели в 1497 г., а при Иоанне Грозном сделали из обители настоящую крепость. На протяжении нескольких веков здесь хоронили членов династии Романовых.

С приходом большевиков лавра была передана НКВД. Восстановление исторической памятки началось в 70-х годах, а первые монахи заселились сюда только к концу ХХ столетия. Добраться до обители можно на метро (станция «Пролетарская») или машиной (Крестьянская площадь-10).

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь

Действующая сегодня лавра была основана в 1397 г. князем Василием I в знак победы над Тамерланом. Во второй половине XVII века царь Федор Алексеевич наказал возвести Сретенский храм, который построили вблизи корпуса настоятеля.

После передачи святыни Московскому Патриархату она была восстановлена. При ней открыли духовную семинарию, издательство, церковную лавку. Сегодня здесь заседает Патриарший культурный совет, а также редакция крупной православной веб-страницы. Адрес монастыря: Большая Лубянка, 19 (станция метро «Сретенский бульвар»).

Симонов мужской монастырь

Одна из древнейших московских мужских обителей основанная в 1370 г. Заложил ее святитель Феодор (ученик преподобного Сергия Радонежского) при спонсорской помощи боярина Степана Васильевича Ховрина.

Во время советского периода лавра сильно пострадала. Возрождение ее началось в конце ХХ столетия, однако реставрационные работы до сих пор не окончены. Находится святыня по адресу: улица Восточная, дом 4.

Видео «Действующие монастыри Москвы»

В этом видеосюжете можно посмотреть святые обители Москвы и области.

Женские монастыри в Москве

Роль женских обителей в православном мире не менее значительна, чем мужских. Их, конечно, меньше, однако все они впечатляют своей красотой.

Алексеевский женский монастырь

Основана пустынь была в 1358 г. и трижды меняла свое расположение. Сегодня она находится в Красном Селе, куда ее перевезли менее двух веков назад. Здесь она начала активно расширяться, параллельно открыв больницу и педагогическое училище.

Сегодня монастырский комплекс включает четыре церкви, жилые корпуса для насельниц, вспомогательные помещения. При лавре также функционирует общеобразовательная школа, где преподают старославянский язык и обучают вокалу. Адрес Алексеевской обители: 2-й Красносельский переулок, д. 5, станция метро «Красносельская».

Алексеевский женский монастырь

Богородице-Рождественский ставропигиальный монастырь

Основательницей пустыни считается княгиня Мария Серпуховская, которая заложила ее в 1386 г. Изначально монахинями принимали только вдов или близких родственниц погибших при Куликовской битве. Знаменитый храм Рождества Богородицы был возведен в 1505 г.

До прихода советской власти лавра вела активную духовную и социальную деятельность. При ней был открыт сиротский приют, а также функционировала воскресная школа. Сегодня реставрационные работы полностью завершены. Добраться сюда можно на метро (станция «Трубная») или машиной (улица Рождественская, 20).

Богородице-Рождественский ставропигиальный монастырь

Зачатьевская ставропигиальная женская обитель

Основана пустынь была в 1360 г., когда митрополит Алексий заложил деревянный храм во имя Зачатия прав. Анною Богородицы. Однако просуществовала обитель недолго – спустя два века ее уничтожил пожар. Сестры, оставшиеся без крова, вскоре основали Зачатьевскую лавру, которую сегодня может посетить любой желающий.

Среди верующих монастырь славится тем, что посетившие его вскоре становятся родителями. По приданию, помолившись здешним святыням, чета Годуновых родила долгожданную дочь.

Найти обитель можно по адресу: переулок Зачатьевский, 2 (станция метро «Кропоткинская»).

Читайте также:
Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос: история и адрес монастыря

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Пустынь датируется XV столетием и была заложена в честь рождения будущего царя Ивана IV, крещенного по имени святого Иоанна Предтечи. Пока знаменитая династия была при власти, монастырь расширялся и процветал. Сюда же высылали государственных преступников. Так, знаменитой «узницей» обители является известная княжна Тараканова.

После революции лавру закрыли, а насельниц выгнали. Возрождение ее началось только в конце ХХ столетия, когда она была передана РПЦ. Сегодня полюбоваться святыней можно по адресу: Малый Ивановский переулок, 2 (метро «Китай-город»).

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Самый «молодой» монастырь, датируемый 1909 годом. Основательницей его была княгиня Елизавета Романова, которая за свои средства купила небольшую усадьбу. Позже здесь построили лазарет и домовую церковь. Основным направлением деятельности лавры была безвозмездная медицинская помощь неимущим.

Обитель функционировала вплоть до 1926 г. Сегодня у нее сохранился былой устав, а насельницы, как и прежде, могут легко уйти обратно в мир. Добраться до святыни можно на метро, доехав до станции «Третьяковская» (адрес: Большая Ордынка, 34).

Покровский женский монастырь

Изначально это была мужская пустынь, основанная царем Михаилом Федоровичем в память об отце, умершем на Покрова. Тот монастырский комплекс, который мы видим сегодня, окончательно сформировался в первые годы XIX века. Перепрофилировалась лавра уже к концу ХХ столетия, когда пал советский режим.

Май 1998 г. ознаменовался тем, что сюда привезли святые останки Матроны Московской, а в 2005 г. была открыта купель. Располагается обитель по адресу: улица Таганская, дом 58 (станция метро «Крестьянская застава»).

Покровский женский монастырь

Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь

Данная пустынь датируется 1524 г. и была заложена царем Василием III в честь взятия Смоленска. Монастырский комплекс, возводимый по канонам московского барокко, окончательно сформировался к началу XVII века.

Сегодня обитель известна своим Новодевичьим кладбищем, где похоронены знаменитые личности, а также шикарным озером и парком. Добраться до святыни можно на метро, выйдя на станции «Спортивная».

Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь

История русских православных монастырей полна печальных дат. Многие из обителей пали, однако те, что выстояли, являются достоянием нашей родины. Надеемся, что благодаря нашей статье вы сможете легко найти заинтересовавшую вас святыню.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Монастыри Москвы

Жизнь в динамичной Москве практически не оставляет горожанам времени для отдыха и созерцания. Да и островков спокойствия в столице, где можно какое-то время побыть наедине с собой, не очень много. Вместе с тем, набраться душевных сил, узнать новое и неожиданное о себе и мире, окунуться на несколько столетий назад позволяют прогулки по действующим монастырям Москвы. Сейчас на территории города их больше 20 — мужские и женские, известные всем и только москвичам. Сегодня мы познакомим вас с некоторыми московскими православными святынями.

Один из старейших монастырей Москвы находится в непосредственной близости от Кремля — на Петровке. Основан в самом начале XIV в. святителем Петром.

Современный архитектурный ансамбль монастыря возведён на деньги бояр Нарышкиных и датируется XVII-XVIII вв. Постройки обители из красного кирпича, и это не случайность. Красный цвет — символ власти и могущества, сюда приходили молиться и великие князья, и русские цари. Вот почему крест главного купола Сергиевского храма украшает знак царской короны. Храм, освящённый именем святителя Петра, в фундаменте имеет два скрещённых в центре креста — символ Вифлеемской звезды.

Высоко-Петровский монастырь никогда не боялся трудностей — во второй трети XVIII в., когда в городе разразилась чума, в обители открыли лечебницу, а после переломного 1917 г. монастырь стал центром притяжения тайных общин, куда входили видные учёные, литераторы, врачи.

Этот женский монастырь у Абельмановской заставы известен далеко за границами города — здесь находятся мощи блаженной старицы Матроны, к которым каждый день приходят поклониться тысячи верующих. Помимо раки в обители также хранится святой образ Богоматери «Взыскание погибших» — она была написана с благословения Матроны. Кстати, женской обитель стала только в XX в. — в XVII в. царь Михаил Фёдорович основал её как мужской монастырь. Кардинальные изменения коснулись и погоста, где помимо духовенства были похоронены лучшие представители московского купечества. В советское время могилы уничтожили — появились парк «Таганский» и футбольное поле. На территории Покровского монастыря находится святой источник.

Этот женский монастырь был основан в XV в. Вплоть до второй половины XVIII в. эта обитель вопреки сложившейся традиции не опиралась на крепостных, а существовала только за счёт пожертвований прихожан, покровителей и царей. Вместе с тем, монастырь долгое время имел печальную славу. Здесь против воли постригали в монахини женщин знатных родов, для которых обитель превращалась в острог. Среди именитых узниц числилась и Дарья Салтыкова, та самая Салтычиха — помещица-садистка, которая до смерти замучила 140 своих крестьян, в основном, женщин.

Спустя годы Иоанно-Предтеченский монастырь из темницы превратился в место, где монахини старались помочь обездоленным — заработали мастерские, были устроены ясли для малышей-подкидышей, организована школа иконописи.

В 1812 г. обитель выгорела дотла. Через несколько десятилетий 600 тыс. руб. на её возрождение завещала подполковница Елизавета Мазурина, благодаря чему Москва получила единственный в своем роде архитектурный ансамбль в стиле нео-ренессанс, главный храм которого похож на флорентийский кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре.

Эта женская обитель находится между Остоженкой и Москвой-рекой и имеет без малого семивековую историю. Современный облик монастыря сложился в конце XVI в., когда русскими землями правил Фёдор Иоаннович. Но в советские годы почти всем храмовые постройки сравняли с землей, удалось уцелеть только надвратной церкви Спаса Нерукотворного, являющейся архитектурным памятником конца XVII в. Именно этот храм долгое время служил «домовой» церковью для такого известного рода как Римские-Корсаковы. Также именно в Зачатьевском монастыре свою последнюю литургию отслужил патриарх Тихон в 1925 г., через 9 дней после этого он умер.

В начале уже века нынешнего на территории обители в ходе археологических раскопок был обнаружен бивень мамонта, которому по версии учёных исполнилось более 7000 лет.

Монастырь был основан с южной стороны от города в конце XVI в. Это произошло через пару лет после того, как образ Донской Божьей Матери помог избавиться от войска хана Казы Гирея. По легенде, после того, как с иконой обошли всю линию обороны, решительно настроенная на победу орда на следующее утро неожиданно покинула подступы к городу. В дальнейшем чудеса тоже случались. Так, после революции 1917 г., хоть Донской монастырь и упразднили, все его сооружения были сохранены — здесь располагался Музей архитектуры. А уже в 1990-х годах в Малом соборе были найдены мощи патриарха Тихона, считавшиеся утраченными.

Читайте также:
Осипов Алексей Ильич: биография и проповеди профессора богословия

В некрополе обители нашли свое упокоение «белые» военноначальники Владимир Каппель и Антон Деникин, литераторы Иван Шмелев, Александр Солженицын, а также мыслитель Пётр Чаадаев. На монастырской ограде расположены горельефы старого Храма Христа Спасителя, родом из середины XIX в. А ещё при мужском Донском монастыре находится фактически единственная мироваренная печь.

Один из наиболее древних женских монастырей в Москве был заложен в XIV в. матерью великого князя Владимира Храброго Марией Серпуховской в честь виктории на Куликовом поле. Первоначально монастырь был на территории Кремля и носил имя Рождества Богородицы на Рву. Есть также версия, что обитель изначально находилась на землях князя Владимира Серпуховского, на берегу реки Неглинной. Сейчас Богородице-Рождественский монастырь располагается на улице Рождественке. Именно здесь была силком пострижена в черницы с именем София супруга Василия III Соломония Сабурова.

Один из древних оплотов православной веры на московских землях. Был основан в самом конце XIV в., чтобы увековечить память о чудесном вмешательстве. Хан Тамерлан собирался покорить Москву и был уже недалеко от города, когда во сне он увидел Богородицу. Она повелела ему повернуть восвояси, воитель так и поступил. А на месте, где крестный ход встретил чудотворный образ Владимирской иконы Богоматери, который был принесён из Владимира-на-Клязьме (тот самый, который приснился Тимуру), позднее был заложен Сретенский монастырь.

Первоначальные сооружения монастыря утрачены. Увидеть можно только пятиглавый собор, сооружённый в XVII в. В 2017 г. был возведён «храм на крови» в память новомучеников и исповедников российских. Мужской хор Сретенского монастыря получил мировую известность. В соборе хранится точный список Туринской плащаницы, созданный для института Туринской плащаницы, действующего при монастыре.

Считается, что это самый первый мужской монастырь Москвы. Его возвёл в XIII в. сын Александра Невского князь Даниил. Спустя десятилетие татаро-монголы не оставили здесь камня на камне, Обитель вернула себе былое величие только во время царствования Ивана IV. Но ещё несколько раз за свою длительную историю подвергалась поруганию. В советские годы Данилов монастырь был закрыт одним из последних в Москве — в 1930 г., а вернули его в лоно православной церкви фактически первым — в 1983-м.

Чтобы спасти 18 древних монастырских колоколов от переплавки, их купил промышленник из США Чарльз Крейн. Он подарил эти церковные реликвии Гарвардскому университету. В 2008 г. колокола были возвращены обители. Сегодня здесь расположена резиденция Патриарха.

Этот мужской православный монастырь XV в. связан с венценосной династией Романовых — в Спасо-Преображенском соборе похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки царей. Находится обитель на Крутицком холме, неподалёку от реки Москвы. Её нынешний архитектурный комплекс относится к XVII-XVIII вв. В 1991 г., когда здесь снова начались богослужения, был основан и мужской хор Новоспасского монастыря, сейчас он один из лучших в нашей стране. На монастырских землях воздвигнут памятный крест, который воссоздан по проекту Виктора Васнецова. Он является копией памятника, когда-то стоявшего в Кремле.

Мужская обитель в Москве, которая с середины 1990-х гг. имеет статус Патриаршего подворья. В письменных источниках упоминание о ней датируется 1623 г. Расцвет Николо-Перервинского монастыря пришёлся на конец XVII в., когда он стал летней резиденцией патриарха Адриана.

Интересно, что долгое время большинство построек обители оставалось деревянными, а доски из железа (била) монахи использовали вместо колоколов. Со временем монастырь «оделся» в камень. Считается, руку к этому непосредственно приложил Бартоломео Растрелли, который на тот момент лишь начинал свой архитектурный путь в России.

Это, пожалуй, самый молодой и необычный из женских православных монастырей Москвы, поскольку имеет особый уклад, который заложила его основательница — великая княгиня Елизавета Фёдоровна в 1909 г. Расположена обитель на Большой Ордынке. Её главный собор спроектирован Алексеем Щусевым (автор Казанского вокзала, мавзолея Ленина и дома на Ростовской набережной), который работал вместе с двумя другими архитекторами.

Хотя сёстры Марфо-Мариинской обители давали обеты целомудрия, послушания и нестяжания, они по прошествии определённого времени могли уйти в мир и связать себя узами брака. По мысли Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать лечебную и духовно-просветительскую поддержку тем, кто в этом нуждался. Обездоленных не просто обеспечивали пищей и одеждой, но и старались помочь в устройстве на работу.

Для того, чтобы соответствовать высоким задачам обители, сестры милосердия проходили всестороннюю подготовку, которая охватывала медицину, духовные вопросы и даже психологию. На землях Марфо-Мариинской обители были устроены больница, амбулатория, аптека, приют, столовая и ряд других учреждений. На сегодняшний день обитель имеет примерно двадцать отделений в разных городах России и СНГ. Не так давно Марфо-Мариинская обитель получила статус женского монастыря, но с сохранением того особого уклада жизни, который завещала Елизавета Фёдоровна.

Когда-то эта обитель слыла одной из самых зажиточных и крупных неподалёку от Москвы, сейчас она находится в пределах города. Основал Симонов монастырь ученик и племянник Сергия Радонежского святитель Фёдор во второй трети XIV в. Обитель стала «альма матер» многих именитых церковных деятелей, здесь также проживал известный богослов Максим Грек. А ещё красота места, где находился Симонов монастырь, не раз служила вдохновением для живописцев и литераторов прошлого. Так, именно в пруду возле монастырских стен утопилась главная героиня повести Николая Карамзина «Бедная Лиза». Сейчас от обители практически ничего не осталось кроме стены с тремя башнями, «старой» и «новой» трапезной с церковью Св. Духа, братского корпуса XVII в. и пары других сооружений.

Бывшая мужская обитель на берегу Яузы заложена в середине XIV в. митрополитом Алексием и получила имя первого игумена Андроника, он был учеником Сергия Радонежского. Спасский собор монастыря самый старый из сохранившихся московских храмов. В нём и сейчас можно увидеть фрагменты фресок известного иконописца Андрея Рублёва, которые датируются первой третью XV в. В 1990-е гг. вместо разрушенной в советское время колокольни была построена звонница из дерева.

Читайте также:
Троицкий храм Королева: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

По преданию, монастырь появился в XIII в., а по документальным свидетельствам — в середине XVII в. и какое-то время именовался Преображенской пустынью.

Своим возрождениям (по легенде, старые постройки святыни сгорели) монастырь обязан либо боярину Фёдору Ртищеву, получившему благословение на строительство церкви Преображения Господня и основание Андреевского монастыря, либо келарю Новоспасского монастыря Пафнутию Еропкину, который руководствовался «указом царя Алексея Михайловича».

Одно время здесь держали сумасшедших, позднее при Андреевском монастыре была открыта богадельня Московского купеческого общества. В 1990-е гг. в обители разместилась Синодальная библиотека, открылся читальный зал. Именно при этом монастыре у подножья Воробьёвых гор была образована первая столичная школа.

Эту мужскую монашескую обитель в исторических справках именуют не иначе как «учительская» — при Заиконоспасском монастыре была образована просветительская школа, которая позже трансформировалась в Славяно-греко-латинскую академию, а та затем стала фундаментом для Московской духовной академии. По ряду данных, там, где сейчас расположен монастырь, а это Никольская улица, в XIV в. уже находился монастырь, но о нём практически ничего не известно.

Новая обитель появилась лишь три столетия спустя. Своё название она получила из-за расположения — за рядами, где торговали иконами. Одним из возможных основателей Заиконоспасского монастыря историки называют Бориса Годунова.

Учительская стезя святыни нашла своё отражение и в XX в. В 90-х гг. при монастыре открылся Российский православный университет, который, правда, из-за проблем с помещениями позже переместился в Высоко-Петровский монастырь.

Эту женскую обитель по праву называют одной из самых великолепных в столице. Её основание относится к первой трети XVI в. Краеведы и историки до сегодняшнего дня не пришли к единому выводу, почему монастырь получил такое название — то ли по фамилии первой настоятельницы, то ли из-за своего места — во времена Золотой Орды именно отсюда уводили в полон девушек, то ли потому, что обитель женская, а приставка «ново», была нужна, чтобы не путаться в названиях.

Новодевичий монастырь долгие годы считался очень богатым. Здесь постригали в монахини женщин из именитых фамилий, которые, становясь черницами, жертвовали свои драгоценности на нужды обители. Принимали здесь обет и не по своему желанию. В разное время в монастырь, как в темницу, были заключены боярыня Морозова, царевна Софья, первая супруга Петра I Евгения Лопухина.

Нынешняя архитектура монастыря относится к XVII в., и являет собой классический образец нарышкинского барокко. Эта женская обитель внесена в список наследия ЮНЕСКО, то есть является достоянием всего человечества.

Монастыри Москвы

Монастыри Москвы, духовные центры нашей столицы – излюбленные места для паломничества и исторические достопримечательности, которые часто посещают жители других стран и городов. В Москве есть и женские и мужские обители, хранящие множество древних православных святынь. Монастырские здания украшают город, а русскому православному человеку часто хотелось бы побывать на службе именно в монастыре. В Москве около полутра десятка древних обителей и относительно новых монастырей. Мы постараемся познакомить вас с монастырями Москвы, которые будет интересно посетить в качестве паломника или туриста.

Возможно, вам захочется побывать в Новодевичьем или Новоспасском монастыре, увидеть Донскую икону или просто узнать о действующих обителях города. Конечно, нельзя забывать и о том, что Бог слышит нашу молитву не только в монастыре и монастыри Москвы – это не таинственное «место силы», где молитва становится особенной, но возможность побывать в прекрасных и намоленных обителях – это великая радость для православных верующих. Перед тем, как идти в монастыри Москвы, не забудьте уточнить, открыты ли они для посещения. Некоторые монастыри живут закрытой жизнью и не всегда пускают паломников.

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь – не только одно из самых красивых мест в Москве, но и одно из самых древних. Среди всех монастырей Москвы его выделяет еще и то, что он относится к Историческому музею города. Новодевичий монастырь был основан в 1524 году, с тех пор он тесно связан с историей нашей страны. Важную и иногда драматичную роль монастырь сыграл в судьбах известных русских женщин.

Во время захвата литовцами, правящий тогда Иван III, отец Ивана Грозного дал обет – если удастся освободить Смоленск, в Москве будет основан большой монастырь, в благодарность Пресвятой Богородице. Смоленск был важным форпостом государства. Когда Смоленск освободили, Иван III сдержал свое обещание и начал строительство Новодевичьего монастыря. Считается, что монастырь возведен именно на том месте, где когда-то отбирали молодых девушек, которые уйдут в полон. Монастырь сразу пришелся по душе московским прихожанам, ведь не секрет, что он расположен в живописном месте.

Несмотря на то, что монастырь относится к музею и является историческим наследием города, в храмах этого монастыря Москвы проводятся службы.

Адрес монастыря: Москва, проезд Новодевичий, 1

Донской монастырь

Донской монастырь всегда окружали легенды и удивительные события. Летом 1591 года Москва была встревожена грядущим нашествием Крымского хана. Целый день у брода через Москва-реку шел страшный бой. Там же была чудотворная икона Донской Божией Матери, которая по преданию помогала еще воинам Кукликовской битвы. Согласно древнему преданию, Крымский хан бежал благодаря молитве перед Донской иконой и заступничеству Богородицы.

Так, на месте русского стана, возник Донской монастырь. Борис Годунов построил главный собор монастыря. Чудотворная Донская икона Божией матери с тех пор считается покровительницей и заступницей Москвы. От стен города, благодаря помощи Богородицы, бежал и Тамерлан, и другие захватчики. В монастыре идет прекрасная тихая жизнь, вдали от шума большого города. Монастыри Москвы называют обителями милосердия и цветниками учености. Донской монастырь – яркий представитель самых прекрасных монастырей Москвы.

Одним из главных православных чудес монастыря считается удивительная находка мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.

Всегда приятно прогуляться рядом с прекрасным монастырем в тени липовых деревьев и яблоневого сада и отдохнуть от суеты, помолиться в прекрасных храмах монастыря и полюбоваться чудесными видами.

Адрес монастыря: Москва, пл. Донская, 1

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь называют первой обителью Москвы. Он расположен на Таганке. У каждого монастыря своя история и свои святые, но этот монастырь действительно считается особым. Раньше его называли «Спас на Новом», и монастырь стал наследником двух других древнейших обителей. Одна из них была основана еще в XIII веке князем Даниилом Московским, сыном благоверного князя Александра Невского. На месте этого монастыря сейчас расположена Даниловская обитель. Другой монастырь Спаса Преображения, которому суждено было стать первой иноческой обителью города.

Читайте также:
Желтиков монастырь в Твери: история и адрес, описание и настоятели, как проехать и добраться

При великом государе Московском Иване III Кремль преобразился. На смену деревянным появляются каменные палаты. Спасский монастырь оказался стесненным новыми постройками, и Иван III повелел перенести его. В новом положении монастырь стали называть Новоспасским.

Многие правители и святители России находили здесь защиту, а некоторые и выходили на политическую арену. Даже Лжедмитрий пытался использовать для укрепления своей власти именно авторитет Новоспасского монастыря. Этот монастырь имел боевые стены и мог выстоять против нападения. Стены Новоспасского монастыря – настоящие крепостные древние стены, поэтому его так любят посещать туристы. Кроме того, монастырь в свое время стал усыпальницей предков Романовых. Именно из этого рода впоследствии появилась царская династия.

Адрес монастыря: Москва, пл. Крестьянской заставы, 10

Андреевский монастырь

Андреевский мужской монастырь находится в одном из самых прекрасных мест Москвы. Раньше монастырь называли «Преображенская пустынь». Он расположен на территории заповедника Воробьевы горы и берегов Москва-реки. Обитель была основана в XVI веке, однако, это лишь предположения. Именно к этому времени относятся первые найденные документальные свидетельства о монастыре. Историки полагают, что монастырь относится к гораздо более раннему периоду и, возможно, существует с XIII века.

Андреевская обитель сильно пострадала в годы богоборчества. С падением СССР постепенно возрождалась и церковная жизнь в Андреевском монастыре. Здесь даже организовали Патриаршее подворье и синодальную библиотеку. А в 1992 году на звонницу вернулись колокола. Возродилась здесь и монашеская жизнь. На территории монастыря уже пятнадцать лет действует общеобразовательная школа.

Паломники и посетители монастыря могут своими глазами увидеть, как постепенно возрождается прекрасная обитель. Посетить Андреевский монастырь фактически значит стать свидетелем новой истории Русской Православной Церкви.

Адрес: Москва, Андреевская набережная, 2

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь был основан в 1315 году первым святым столицы – митрополитом Петром. Когда-то он находился за пределами Москвы, в селе Высоком. Высоко-Петровский монастырь – шедевр московского зодчества, который был украшен при Петре Великом. Обитель стала уникальным памятником духовной славы своих основателей.

При Петре I монастырь был расширен. Многие здания в нем построены в память о Нарышкиных. Боголюбский храм – это видимый памятник погребения Нарышкиных. Так тесно связанный с историей России монастырь – излюбленное место для туристов.

Именно здесь расположены и уникальные памятники архитектуры. У многих Высоко-Петровский монастырь ассоциируется именно с историей России во времена Петра I, но и ценителям архитектуры будет интересно посетить прекрасную древнюю обитель. Монастырь считается небольшим, но посетить его стоит обязательно. Полвека на территории монастыря располагается удивительный храм-восьмилистник — каменный собор митрополита Петра, построенный знаменитым итальянским зодчим Алевизом Новым. Нетипичное и уникальное сооружение.

Адрес: Москва, ст. м. Трубная, ул. Петровка, 28/2

Читайте также — Монастырь без секретов

Зачатьевский монастырь

Еще в XIV веке в России возникла Алексеевская обитель. Ее назвали в честь преподобного Алексея, и это был первый женский монастырь в Москве. Женские монастыри существовали и до этого, первый был основан еще Ярославом Мудрым, но обычно они были частью мужских монастырей. Поэтому Алексеевский монастырь ошибочно называются первым в России, он стал первым именно для Москвы. Точно известна дата его основания – 1360 год. Считается, что первыми инокинями этой обители стали Иулиания и Евпраксия — родные сестры митрополита Алексия. Они были известны своими милосердием и смирением.

Именно этот монастырь в наши времена называется Зачатьевским. Зачатьевская обитель украшает район Хамовники. Она сильно пострадала в богоборческие годы, как и многие другие храмы и монастыри. Часть насельниц арестовали или сосали. Монастырские здания превратились в тюрьму и колонию для несовершеннолетних. В 90-х годах XX века началось возрождение святыни. Сейчас в монастырский ансамбль входит четыре надземных церкви и подземный храм Успения.

Зачатьевский монастырь известен тем, что Спасская церковь на территории монастыря была домовым храмом рода Римских-Корсаковых.

Адрес монастыря: Москва, пер. 2-ой Зачатьевский, 2

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель находится в районе Замоскворечье. Белоснежный храм разительно отличается от архитектуры старой Москвы. Расположился он там, где некогда пролегал путь в Золотую орду – на Большой Ордынке. Аскетичность зодчества отличает обитель милосердия. Монастырь называют «жемчужиной» Замоскворечья. После гибели своего мужа Елизавета Федоровна Романова выкупила усадьбу на Большой Ордынке и устроила там обитель милосердия и труда.

Внучка английской королевы Виктории с детства воспитывалась христианкой, выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, она приняла православие и сделала это не формально, а совершила свой выбор с душой. После гибели мужа Елизавета Федоровна оставила светскую жизнь и на свои средства создала обитель, в которой хотела возродить древний институт диаконисс. Сестры обители могли оставить территорию обители, чтобы помогать немощным и больным.

Великая княгиня трепетно относилась к монашеству, но не создавала Марфо-Мариинскую обитель как монастырь. Закрытая жизнь монастыря противоречила идее активно помогать страждущим и ближним так, чтобы любой мог обратиться туда. В обители милосердия сестры безвозмездно отдавали жизнь свою ближнему для Бога.

Живущие здесь сестры и сейчас трудятся в госпиталях и больницах. В монастыре открыт приют сирот, здесь же кормят неимущих и помогают страждущим. В храме собрано несколько редких икон Марфы и Марии, духовных покровительниц обители. Одна из них сохранилась еще со времен Елизаветы Федоровны.

Адрес монастыря: Москва, ст. м. Полянка, ул. Большая Ордынка, 34

Покровский монастырь

Покровский монастырь известен не только в Москве, ведь именно здесь хранятся мощи блаженной Матроны Московской. Со всех концов страны сюда едут паломники к мощам святой Матроны. Древний Покровский монастырь всегда наполнен людьми. Это – самый посещаемый монастырь Москвы. В выходные его посещают до пятидесяти тысяч человек. В монастыре также хранятся уникальные православные святыни.

Блаженная Матрона – одна из самых почитаемых в народе святых, поэтому людно в монастыре и в будние дни.

Покровский монастырь основал в 1635 году царь Михаил Федорович. Тогда его называли обителью «Покрова на убогих домах». Интересно, что Покровская деревянная церковь существовала еще до основания на этом месте монастыря. Считается, что монастырь был основан после преставления родителя царя Михаила Феодоровича — Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова. И именно это стало причиной, по которой в Москве появилась прекрасная обитель.

Читайте также:
Путивльский Святодуховский женский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Адрес монастыря: Москва, ул. Таганская, 58

Свято-Данилов монастырь

Московский Свято-Данилов мужской монастырь устроен святым покровителем Москвы – благоверным князем Даниилом Московским, сыном Александра Невского. Эта обитель появилась в конце XIII века. В богоборческие годы здесь располагалась колония для несовершеннолетних. В наши дни архитектурный ансамбль монастыря полностью восстановили. Сейчас Свято-Данилов монастырь открыт для паломников и туристов.

Строения монастыря удивительны, в них сочетаются совершенно разные архитектурные стили.

Для паломников важно отметить, что в монастыре не совершают Крещение, Венчание и Отпевание. Но в храмах Свято-Данилова монастыря регулярно проходят богослужения, можно заказать молитву, поговорить со священником и просто прогуляться по территории удивительной и древней обители.

Адрес монастыря: Москва, улица Даниловскай вал, 22

Телефон монастыря: +7(495)958-11-07

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Перервинский монастырь основан на месте, где когда-то Москва-река прорвала перешеек, изменив свое течение. Перерва – от слова «прерывать». Река повернула к селу Коломенскому. Спустя многие годы, река вернулась в свое прежнее русло, а название монастыря осталось.

Трудно установить время создания монастыря. Историки относят его к эпохе Куликовской битвы. Считается, что к установлению монастыря причастен сам Дмитрий Донской. Но официально первые сохранившиеся данные о древней обители относят к 1567 году.

Обитель едва не прекратила свое существование в древности, судя по историческим документам, некогда здесь не оставалось и десятка насельников. Причина этому остается загадкой, возможно монастырь попал в немилость к Ивану Грозному. Но в середине XVII века на монастырь обратил внимание царь Алексей Михайлович. Здесь начали возводить каменные здания, в том числе, храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Здесь же оказался привезенный с Афона список Иверской иконы Божией Матери. Считается, что в Николо-Перервинском монастыре останавливалась сама императрица Екатерина II. Существует и легенда о подземном ходе, который якобы связывает монастырь с Церковью Казанской Божией Матери в усадьбе Коломенское.

Адрес монастыря: ул. Шоссейная, д.82

Телефон монастыря: +7 (495) 354-49-65

Сретенский монастырь

Сретенский монастырь считается самой маленькой, но одновременно и самой известной обителью столицы. Его основали на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Угодьями, на территории которых возник монастырь, владел боярин Семен Кучка. Именно поэтому их называли Кучковым полем. Кучково поле было местом сбора горожан. Именно здесь зачитывали указы, правили суд.

Когда Тамерлан вторгся в Рязанские земли, на Кучковом поле в очередной раз собрался весь город. Предание рассказывает, что после встречи Владимирской иконы Божией Матери, Богородица явилась Тамерлану во сне и приказала оставить эти земли. Тамерлан в ужасе бежал. С той поры известна история Сретенского монастыря.

Но Сретенский монастырь – не только уникальный памятник истории. Он известен своим хором, который прославляет Русскую Православную Церковь в России и за рубежом.

Адрес монастыря: Москва, ул. Б. Лубянка, 19

Заиконоспасский монастырь

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь расположен на Никольской улице. Это – одно из самых любимых мест для прогулок туристов, идущих на Красную Площадь. На одной из центральных пешеходных улиц города расположены не только красивые витрины магазинов, но и колокольня, созывающая на службу в древнюю обитель. Первоначально монастырь назывался «Спасом старым». Про «Спас старый» говорили, что это – «учительский монастырь». Он был основан во времена правления Бориса Годунова. А «Заиконоспасским» монастырь стал, потому что находился за иконным рядом.

При Симеоне Полоцком в монастыре действовала для подьячих, которая со временем превратилась в Славяно-греко-латинскую академию. В начале XIX века Академию перевели в Сергиев Посад, а в стенах обители продолжило работу Духовное училище.

Адрес монастыря: Москва, Никольская улица, 7-9с3

Богородице-Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь уже шесть веков сохраняет историческую память города. Обитель устроила княгиня Мария Андреевна в благодарность за то, что ее сын живым вернулся с поля боя. Строительство Рождественского монастыря благословил сам великий князь Дмитрий Донской.

Этот монастырь Москвы появился в конце XIV века и изначально находился в Московском Кремле. Широко известен представитель древнего московского зодчества — Рождественский собор, который был построен в начале XVI века.

При монастыре открыта певческая школа для женщин.

В монастыре также находятся несколько древних православных святынь: частица мощей святой великомученицы Варвары, Частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца, Боголюбская икона Божией Матери.

Адрес монастыря: Москва, улица Рождественка, 20/8с15

Телефон монастыря: +7 (495) 621-39-86

Читайте также:

Действующие женские и мужские монастыри Москвы с адресами

Православные соборы и монастыри всегда вызывают восторг у паломников. Православные обители отличаются своей грандиозностью и великолепием. Иностранные туристы часто посещают действующие монастыри в Москве и остаются под прекрасным впечатлением.

Действующие православные обители в Москве

Монастыри уходят своей историей еще к первоапостольскому времени, но сегодня в мире сохранились немного настолько древних монашеских дворов. Подворья монахов на Руси также славятся своим «долголетием» ведь многие из них насчитывают почти 500 лет существования.

Читайте еще о храмах Москвы:

  • Церковь Живоначальной Троицы в Останкино
  • Церковь Новомученников и исповедников Российских в Строгино
  • Церковь Непорочного Зачатия в Смоленске

Интересно! Несмотря на бытующее мнение, что монастырь должен располагаться в глуши, чтобы монахи могли жить уединенно, сегодня столичный регион насчитывает несколько десятков мужских и женских действующих обителей.

Мужские монастыри

Мужские подворья встречаются чаще женских, и имеют более богатую историю. В столичном регионе их более 10.

Самые известные мужские монастыри Москвы:

  • Богоявленский.

Это самый древний на посаде, своей историей уходит к московскому дому князя Даниила, основан в 13-начале XIV века в виде деревянного храма.

По преданию, основателем его стал сам князь Даниил, а одним из игуменов был Стефан — брат игумена Сергия Радонежского. Монашеский двор много значил всегда в православной среде, митрополит Алексий там подвизался и принял постриг. Первый каменный храм был построен здесь в 14-15 вв. Храм несколько раз страдал от пожаров и войн, но каждый раз его восстанавливали.

Сегодня он представлен в виде двухэтажного храма в стиле барокко по адресу Богоявленский переулок, д. 2.

  • Донской.

Это независимая от местной епархии обитель. Расположена на юго-западе Москвы по адресу: Донская площадь, д.1.

Читайте также:
Храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликово: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Монастырь был основан в 1591 году в честь спасения от войск крымского хана Гирея. Ранее находился за пределами города на Гуляй-поле. Имеет чудотворную Донскую икону Богородицы (список). Монашеская жизнь была восстановлена в 1991 году.

  • Новоспасский.

Был основан в 1490 году князем Иваном III. Был создан для перевода братства из монастыря при Кремле Спаса на Бору. Каменный храм возвели уже в 1494 году. Долгое время пользовался милостью княжеского двора и даже стал местом царской усыпальницы Романовых. С приходом советской власти братство было распущено в 1918 году, а на территории подворья разместили концлагерь.

Возрождение пришло с распадом СССР в 1991 года, тогда не только возродилось братство и был создан мужской хор. Расположен он по адресу: Крестьянская площадь, д.10.

  • Высоко-Петровский.

Основание его приходится на XIV век. В 2015 году был юбилей — 700 лет с дня основания. Основателями считаются князья Иоанн Калита и Димитрий Донской. Был упразднен в 1926 и возвращен в лоно Церкви только в 1990-х. Уже в 1993 году получил статус Патриаршего подворья.

Посетить его можно в любой день недели по адресу: улица Петровка, дом 28/2.

  • Симонов.

Был основан учеником Сергия Радонежского святителем Феодором в 1370 году на пожертвования Степана Ховрина. Был частью укрепленного пояса монастырей в 16-17 вв. Сильно пострадал от советской власти в 30-х годах прошлого века.

Сегодня идет активная реставрация зданий и внутренних помещений. Расположен монастырь по адресу: ул. Восточная, д. 4.

  • Сретенский.

Датой его основания считается 1397 год, а отцом основателем — князь Василий I. Место расположения — Кучковое поле, а построен он был в честь чудесного спасения от Тамерлана путем крестного хода. Каждое 26 августа в обители происходит празднование иконы Владимирской Богородицы Сретения.

Сегодня не сохранились первоначальные здания, храм и корпуса полностью реконструированы. Найти его можно по адресу: ул. Большая Лубянка, д.19.

  • Заиконоспасский.

Обитель не подчиняется местной епархии сегодня и является независимой. Была она основана в 160 году князем Борисом Годуновым. В стенах обители была создана просветительская школа, позже переросшая в академию — первый ВУЗ, который затем стал основанием для начала Московской духовной академии. Найти подворье можно по адресу: ул. Никольская, д. 7.

Для сведения! Посещение всех подворий свободное. Можно прийти на предлагаемые экскурсии или посетить богослужения, заранее ознакомившись с их расписанием.

Женские обители

Не менее прекрасны и исторически значимы женские обители в Москве. Они также имеют большую историю и вес в лоне Православной Церкви. Среди женских обителей особенно известными считаются:

  • Марфо-Мариинская.

Обитель подчиняется Синоду, а не местной епархии и имеет особый уклад жизни. Была основана в 1909 году княгиней Елизаветой Федоровной, которая позже была причислена к преподобным мученикам. Она продала свои украшения после гибели мужа и купила большую усадьбу.

Особый уклад жизни означает не только монастырскую жизнь, но и активную социальную и благотворительную работу, которую проводят монашки. Причем сестры могли уйти из обители в любой момент. Расположен монастырь по адресу: ул. Большая Ордынка, д. 34.

  • Покровский.

Монастырь основан Михаилом Романовым в 1635 году в честь своего отца, Патриарха Филарета. Располагается на месте бывшего кладбища бездомных и странников.

Каменный храм построили на пожертвования в 1808 году на месте первоначального деревянного. Найти его можно по адресу: ул. Таганская, д. 58.

  • Иоанно-Предтеченский.

Еще один независимый монастырь в центре Москвы. Датой основания считается 15 век, а сподвижницами ее были святая схимонахиня Марфа и затворница Досифея (княжна Тараканова).

Во время войны 1812 году двор был упразднен, при советской власти окончательно переоборудован в концлагерь и только в 1992 г. был передан обратно и открыт 11 августа 2000 года. Сегодня можно посетить его по адресу: Малый Ивановский переулок, д. 2.

  • Алексеевский.

Древнейшая женская обитель, была основана около 1360 года святителем Алексеем по просьбе его сестер. Изначально это было уединенное место в селе Семчинское, а позже подворье вошло в черту города.

Монастырь располагается по адресу: Красносельский переулок, д.7.

  • Богородице-Рождественский.

Основан в 1386 году княгиней Марией Серпуховской (мать Владимира Храброго). Его девиз — слова Сергея Радонежского «Любовью и единением спасемся». Первыми монашками стали вдовы и матери погибших солдат на Куликовом поле. Пребывал долгие годы в запустении в 20 веке и был возрожден в 1990-х.

Обитель можно посетить по адресу: улица Рождественская, д. 20.

Несмотря на то, что мужские дворы имеют более долгую историю, женские поражают своей социальной работой. Паломники могут не только тщательно осмотреть подворье, но и принять участие в богослужении.

Бывшие монастыри, а ныне приходские храмы

На территории города Москвы располагается также много монастырей, которые прекратили свое существование как уединенные подворья и переродились в приходские храмы.

Читайте еще о монастырях:

Среди них монастыри:

  • Ново-Симонов мужской;
  • Старо-Симонов мужской;
  • Ново-Алексеевский женский;
  • Спасо-Андроников мужской;
  • Андреевский мужской.

Эти подворья перестали принимать монахов по разным причинам, а братия была переведена в действующие обители. Здания же стали служить в качестве церквей.

Все подворья (действующие и служащие в качестве приходских храмов) можно посетить. Паломников привечают, рассказывают историю подворья и дают возможность поучаствовать в богослужении. Важно знать и посещать такие святыни, ведь это история Русской Православной Церкви, а ее знать необходимо для христианина.

Действующие монастыри Москвы с адресами и метро

Удивительно или нет, но в современной шумной и быстрой Москве, оказывается, разместилось много старинных и новых монастырей – священных Обителей, в которых люди уединяются от мирской суеты, молятся и пребывают в благости. И этих мест в Москве очень много, каждое из них имеет свои особенности и свою увлекательную историю.
Об удивительной атмосфере, богатой истории, необыкновенной архитектуре, а также о практической информации о действующих монастырях города Москвы(с их адресами и ближайшими станциями метро) я хочу рассказать вам в этом тексте.

Список действующих монастырей Москвы

Донской монастырь и Новодевичий монастырь

  1. Донской монастырь. Эта старинная обитель входит в тройку самых популярных монастырей столицы. Считается, что он был основан в конце XVI века.
  2. Особо славится он благодаря чудесной находке здесь утраченных мощей свт. Патриарха Никона, которые все еще хранятся в монастыре и наряду с Донской Иконой Богоматери являются его главной святыней.
  • Адрес: Донская площадь, 1-3.
  • Самая близкая станция метро – «Шаболовская».
  • Номер контактного телефона: +7(495)9521481, 9544024.
Читайте также:
Троицкий храм Королева: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

    Новодевичий монастырь. Эта обитель является одной из самых красивых и «женственных» в столице. Не только обитательницы монастыря, но и сама архитектура создают какую-то неповторимую нежную и заботливую атмосферу. Попадая сюда, чувствуешь себя в объятиях Матери.

  • Адрес: Новодевичий просп., 1.
  • Самая близкая станция метро – «Спортивная».
  • Номер контактного телефона: +7(499)2468526.

Даниловский монастырь и Высоко-Петровский монастырь

  1. Даниловский (Данилов) монастырь. Этот монастырь – самый первый, появившийся в Москве. Его основание датируют 1282 г., говорят, за это ответственен кн. Даниил, сын Александра Невского.
  2. Это действующий мужской монастырь, в полностью отреставрированных стенах которого ныне расположилась также резиденция Московского Патриарха. Место очень живописное, но немного пафосное.
  • Адрес: ул. Даниловский вал, 22.
  • Самая близкая станция метро – «Тульская».
  • Номер контактного телефона: +7(495)9581107.
  1. Высоко-Петровский монастырь. Этот мужской монастырь привлекает к себе не только паломников, но и обычных туристов. Его богатый архитектурный ансамбль, состоящий преимущественно из соборов и церквей XVII-XVIII вв. не оставляют к себе равнодушными тех, кому посчастливилось побывать здесь.
  2. Не только архитектура, но и история монастыря богата – первые упоминания об этой обители встречаются еще в документах 1337 года.
  3. Из святынь монастыря наиболее ценными считаются Казанская и Толгская чудотворные иконы Божией Матери.
  • Адрес: ул. Петровка, 28/2.
  • Самые близкие станции метро: «Чеховская», «Трубная», «Пушкинская», «Тверская».
  • Номера контактных телефонов: +7(495)6237580, 6243481, 6241778, +7(917)5557698.

Зачатьевский монастырь и Монастырь Святого Франциска

  1. Зачатьевский монастырь. Хотя в нынешнем виде монастырь был основан в 1584 году, церковная жизнь здесь существовала еще с 1360 года, когда здесь был построен первый деревянный храм. Этот женский монастырь славится своей легкой и изящной архитектурой.
  2. Здесь хранится и почитается Чудотворная икона Божией Матери «Милостивая», являющаяся одной из главных монастырских святынь.
  • Адрес: 2-й Зачатьевский пер., 2.
  • Самая близкая станция метро – «Кропотинская».
  • Номера контактных телефонов: +7(495)6951694, 6951690, 6951691, 6951692.
  1. Монастырь Святого Франциска. Основанный в 1993 году, он также является одним из самых юных монастырей в Москве.
  2. Это внешне довольно непримечательное здание, но внутри оно имеет богатое убранство и может конкурировать по красоте и изяществу со многими старинными Обителями.
  • Адрес: Шмитовский проезд, 2А.
  • Самая близкая станция метро – «ул. 1905 года».
  • Номер контактного телефона: +7(495)6054493.

Новоспасский монастырь и Покровский монастырь

  1. Новоспасский монастырь. Эта обитель была основана в 1462 году и, благодаря местоположению и мощным крепостным стенам, выполняла важную оборонительную функцию.
  2. Сейчас это действующий мужской монастырь с хорошо сохранившейся архитектурой того времени.
  • Адрес: пл. Крестьянской заставы, 10.
  • Самая близкая станция метро – «Крестьянская застава».
  • Номер контактного телефона: +7(495)6764098.
  • Адрес: ул. Таганская, 58.
  • Самая близкая станция метро – «Марксистская».
  • Номер контактного телефона: +7(495)9114920.

Сретенский монастырь и Николо-Перервенский монастырь

  1. Сретенский монастырь. Этот мужской монастырь также пользуется большой популярностью среди паломников.
  2. Основанный в 1397 году, он имеет богатую историю, отобразившуюся в многогранной архитектуре монастыря.
  3. Сейчас при монастыре действует духовная семинария.
  • Адрес: ул. Большая Лубянка, 19.
  • Самая близкая станция метро – «Сретенский Бульвар».
  • Номер контактного телефона: +7(495)6233444.
  1. Николо-Перервенский монастырь. Эта мужская обитель, основанная в XV веке, в свое время являлась резиденцией патриарха Адриана.
  2. Сейчас здесь также действует духовная семинария.
  • Адрес: ул. Шоссейная, 82.
  • Самая близкая станция метро – «Печатники».
  • Номер контактного телефона: +7(495)3534689.

Симонов монастырь и Спасо-Андроников монастырь

  1. Симонов монастырь. Датой основания монастыря считается 1370 год.
  2. Сейчас он состоит из 2 условных частей – Ново-Симонова и Старо-Симонова монастыря.
  3. Бывший мужской монастырь, который сейчас действует в качестве приходского храма.
  • Адрес: ул. Восточная, 4.
  • Самая близкая станция метро – «Автозаводская».
  1. Спасо-Андроников монастырь. Основанный в 1360 году мужской монастырь сумел сохранить свою старинную атмосферу и архитектуру.
  2. Главной монастырской святыней является особо почитаемая икона Всех Святых.
  3. Сейчас здесь действует приходской храм.
  • Адрес: Андроньевская пл., 10.
  • Самая близкая станция метро – «Пл. Ильича».
  • Номер контактного телефона: +7(495)9114502.

Марфо-Мариинская обитель и Андреевский монастырь

  1. Марфо-Мариинская обитель. Эта женская обитель, основанная в 1909 году как «обитель труда и милосердия», хоть и не имеет официального статуса «монастырь», но очень на него похожа.
  2. В свое время это было уникальное место, где обитательницы могли не только молиться, но и совмещать молитвы с рукоделием и помощью мирянам.
  • Адрес: ул. Большая Ордынка, 34.
  • Самая близкая станция метро – «Полянка».
  • Номер контактного телефона: +7(495)9511139.
  1. Андреевский монастырь. Основанный в 1648 году на берегу реки монастырь, как и многие другие, сыграл также и важную оборонительную роль.
  2. До появления здесь мощных крепостных стен тут также находился мужской монастырь, но назывался он Преображенской пустынью.
  • Адрес: Андреевская набережная, 2.
  • Самая близкая станция метро – «Воробьевы горы».
  • Номер контактного телефона: +7(963)7701030.

Богородице-Рождественский монастырь, видео и другие

  1. Богородице-Рождественский монастырь. Эта женская обитель была основана в 1386 году.
  2. Является популярным местом для паломничества благодаря хранящейся здесь чудотворной иконе Божией Матери «Неопалимая Купина».
  • Адрес: ул. Рождественка, 20.
  • Самые близкие станции метро: «Трубная», «Кузнецкий мост», «Цветной бульвар».
  • Номер контактного телефона: +7(495)6213986.

Другие монастыри Москвы:

  • Высоко-Петровский монастырь (мужской, действующий). Адрес: ул. Петровка, 28, ст. м. «Чеховская».
  • Заиконоспасский монастырь (мужской, действующий). Адрес: Никольская ул., 7-9, ст. м. «Пл. революции».
  • Иоанно-Предтеченский монастырь (действующий, женский). Адрес: Малый Ивановский пер., 2, ст. м. «Китай-город».
  • Богоявленский монастырь (мужской, действует приходским храмом). Ст. м. «Пл. Революции».
  • Никольский единоверческий монастырь (мужской, действует приходским храмом). Ст м. «Преображенская пл.».
  • Ново-Алексеевский монастырь (женский, действует приходским храмом). Ст. м. «Красносельская».

Богородице Рождественский женский монастырь на видео:

Как по мне, такое многообразие церковной жизни, несомненно, является ярким украшением российской столицы. Жителям и гостям Москвы очень повезло, что у них есть такой большой выбор мест, куда можно отправиться для уединения и молитвы. Мне кажется, это очень важно для жителей бурного современного мегаполиса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: