Сыктывкарская епархия: храмы и монастыри, священники и духовенство

Прощаю, благословляю, лгу

Не всякий, носящий потертую рясу, клобук и перебирающий четки, является священником Русской православной церкви. Вам могут встретиться ряженые, самозванцы, раскольники и другой народ, по виду неотличимый от православных священников, но душу ему лучше не открывать и кошелек перед ним тоже. Отец Федор, параноидально охотящийся за 12 стульями у Ильфа и Петрова, конечно, советский поклеп на образ священника. Пока он комично влачился за мнимым золотом, настоящих священников расстреливали в Бутово и ссылали на Енисей. Но лжеотцы Федоры, увы, стали возможны сегодня. И Церковь первая об этом предупреждает.

На сайте Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ открылся новый раздел “Борьба со злоупотреблениями в сети Интернет”. Его цель – защита верующих от таких злоупотреблений.

Там, в частности, размещена информация о лицах, которые выдают себя во Всемирной паутине за священнослужителей, но не являются ими.

– В социальных медиа приобретает актуальность проблема деятельности лжесвященников. Некоторые лица выдают себя в интернете за священнослужителей, при этом они никогда ими не являлись, либо были запрещены в служении или отлучены от Церкви, – написал в своем Telegram-канале глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. – Лжесвященники ведут блоги и каналы на церковную тематику в социальных сетях, дают пастырские советы и принимают пожертвования, тем самым вводя в заблуждение верующих.

В опубликованный список вошли 10 человек, в том числе и лишенный сана и отлученный от Церкви бывший схиигумен Сергий (Николай Романов).

Кроме лжесвященников в интернете немало не связанных с церковью сайтов, готовых собирать пожертвования с доверчивых граждан.

– В период эпидемии и режима самоизоляции многие верующие пользуются возможностью дистанционного заказа треб, жертвуя средства на храмы и монастыри, что имеет огромное значение для материального обеспечения их деятельности, выплаты зарплаты священникам и церковным служащим – сказано в специальном заявлении Синодального отдела. – На этом фоне проблема мошенничества в Сети стала особенно актуальной. В последние годы в сети Интернет становится все больше и больше онлайн-сервисов, а также мобильных приложений, предлагающих заказ треб в храмах, а также собирающих пожертвования от имени Русской православной церкви. И на многие из этих ресурсов верующие люди регулярно жалуются.

– Хорошо известно, что услуги такого рода оказываются за комиссионное вознаграждение, размер которого скрыт от жертвователя и может достигать 20 и более процентов от переводимой суммы, – говорится в заявлении. – Это означает, что значительная часть средств жертвователя уходит на содержание посреднической организации, которая оказывает подобную услугу.

Такими организациями обычно являются различные индивидуальные предприниматели, фонды и даже некоторые СМИ. В заявлении напоминается, что в Русской православной церкви сбор средств верующих производится только с письменного благословения священноначалия.

А общецерковные сборы проводятся, как правило, Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению.

Публикуя список собирающих пожертвования ресурсов, не имеющих отношения к Русской православной церкви, отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ предупреждает верующих, что Русская православная церковь не может нести никакой ответственности за то, что все поданные верующими записки и пожертвования дойдут до храмов, которые указаны в качестве адресатов.- Нам также не удалось обнаружить никакой публичной финансовой отчетности данных организаций, – уточняется в заявлении.

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ призывает верующих людей, желающих подать записку о поминовении или сделать пожертвование, поддержав таким образом Церковь, а не анонимного предпринимателя, пользоваться официальными сайтами приходов, храмов и монастырей Русской православной церкви.

В этом случае средства поступят адресату напрямую, без посредников, добросовестность которых неочевидна.

Большинство храмов Русской православной церкви с адресами сайтов занесены на официальную карту храмов.

В случае возникновения сомнений в принадлежности Церкви того или иного сайта, страницы в социальной сети или сервиса следует обращаться за уточнениями в Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации.

Читайте также:
Храм Николая Чудотворца в Клённиках: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Списки лжесвященников и интернет-ресурсов, занимающихся сбором средств на церковные требы и не имеющих официального отношения к Русской православной церкви, будут дополняться.

Список лжесвященников

1. Баканин Владимир Васильевич

Называет себя “иеросхимонахом Димитрием”, самочинно вел и ведет деятельность на территории Шуйской и Московской епархий, также замечен в Белоруссии. По официальному заявлению Шуйской епархии, занимается мошеннической деятельностью.

2. Липин Александр Павлович

Бывший диакон Вологодской епархии, лишен сана в 2004 году. Примкнул к расколу секачевцев (Серафимо-Геннадиевская ветвь РКЦ ИПХ). Ныне называет себя “протоиереем РПЦЗ”.

3. Махов Михаил Сергеевич

Бывший протоиерей Ивановской епархии, лишен сана в 2010 году. Тем не менее продолжает позиционировать себя как священник.

4. Кирсанов Сергей Владимирович

Называет себя клириком и монахом, говорит также, что “возглавляет монастырь”, публикует фотографии себя в схиме. Был отчислен из ПСТГУ, рукоположен не был.

5. Шляхов Петр Степанович

Называет себя “иеромонахом Антонием”. По его словам, был пострижен в монашество и рукоположен в священный сан бывшим епископом Чукотским Диомидом в 2007 г. Был запрещен в служении в 2008 году.

6. Агеев Эдуард Анатольевич

Называет себя “епископом Сергием”. По его словам, был рукоположен в священный сан бывшим епископом Чукотским Диомидом в 2008 г. Впоследствии Агеев создал раскольническую структуру, где позиционирует себя в качестве епископа.

7. Кучеров Сергей Иванович

Называет себя “иеромонахом Михаилом”. “Рукоположен” Эдуардом Агеевым, называющим себя “епископом Сергием”.

8. Филиппов Вениамин Евгеньевич

Называл себя ранее “иеромонахом Евстратием”, сейчас называет себя “схиархимандритом Даниилом”. Бывший священник Тульской епархии, лишен сана в 2009 году. Примкнул к расколу бывшего епископа Диомида, позднее стал называть себя “непоминающим”.

9. Головин Владимир Валентинович

Был лишен сана в 2019 году. Вопреки запрету священноначалия продолжает заниматься проповедью в интернете.

10. Романов Николай Васильевич

Бывший схиигумен Екатеринбургской епархии. В 2020 году был лишен сана и отлучен от Церкви. Тем не менее продолжает совершать богослужения и позиционирует себя как священнослужитель.

Битва за монастырь: максимально краткая и понятная история конфликта отца Сергия и РПЦ

14 апреля 2021 года в Среднеуральский женский монастырь нагрянули силовики и судебные приставы. Они выгнали с территории монахинь и сторонников отца Сергия, остававшихся в храме и после его ареста. Штурм прошел по требованию городского прокурора, который через суд Верхней Пышмы требовал запретить деятельность монастыря. Заседание назначено на 11 мая, а выселение всех обитателей — обеспечительная мера. Такой шаг можно назвать победой Екатеринбургской епархии в борьбе за храм и против Сергия, начавшейся несколько лет назад. Мы максимально коротко напомним хронику противостояния.

Отец Сергий (Николай Романов) — бывший схиигумен Екатеринбургской епархии Русской православной церкви. В советские времена будущий священник служил в органах внутренних дел. В 1985 году его судили за хищение государственного имущества и аварию, приведшую к гибели человека. В ходе процесса он сознался в убийстве при разбое с отягчающими обстоятельствами. В итоге Сергий получил 13 лет колонии и отбывал наказание до 1997 года. После выхода из колонии он поступил в Московскую духовную семинарию и начал свою церковную карьеру. Сергий стал знаменит в начале нулевых, когда принял должность первого игумена мужского монастыря Святых Царственных Страстотерпцев в Ганиной Яме и стал идеологом движения царебожников внутри РПЦ. 25 декабря 2001 года иеродиакон Сергий был рукоположен в сан пресвитера архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. В 2002 году было начато строительство женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Скандальную известность Сергий приобрел в 2018 году после публикаций видеозаписей своих проповедей. С этого момента можно начать отсчет его противостояния с епархией.

Главный экзорцист Екатеринбургской епархии тайно строит в тайге собственное православное государство

Экстремистские проповеди и строительство самого большого храма

Март 2018 года. Сергий провел сеанс изгнания бесов из прихожан в Среднеуральском женском монастыре. Треш-контент обнародовали ради сбора подписей против обработки персональных данных. Позже некоторые ролики суд признает экстремистскими. Впрочем, в тот момент викарий Екатеринбургской епархии епископ Среднеуральский Евгений (Кульберг) заявлял, что сеансы отца Сергия — дело праведное: «Когда в больнице человеку делают операции, разрезают его, проводят с ним различные процедуры, это считается нормальным. В духовном плане все точно так же».

Читайте также:
Амвросий Юрасов: биография священника, книги и труды

В 2019 году началось оформление проекта по строительству на территории монастыря самого большого православного собора в мире. Под церковное сооружение хотели использовать 3,5 гектара земли бывшего фермерского хозяйства. Однако митрополит Кирилл запретил стройку. Секретарь Епархиального совета Екатеринбургской епархии Вениамин Райников позже заявит, что раскол в церкви, следствием которого стало лишение сана отца Сергия, произошел именно из-за того, что схиигумену запретили строить храм.

Митрополит Кирилл и отец Сергий

Отрицание коронавируса и лишение сана

Апрель 2020 года. В Среднеуральском женском монастыре формируется движение ковид-диссидентов. Движение «Царский крест» опубликовало проповедь Сергия, в которой он заявляет, что пандемии коронавируса не существует. На следующий день Екатеринбургская епархия лишила Сергия права проповедовать и высказываться в публичном пространстве.

Май 2020 года. Сергий снова обращается с призывом открывать храмы и проводить службы во время пандемии. На следующий день митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл публично обратился к схиигумену Сергию. Проповеднику запретили носить наперсный крест, возглавлять литургию или принимать в ней участие, исповедовать и постригать в монахи. Еще через два дня житель Екатеринбурга Михаил Томаткин написал обращение на имя главы свердловского ГУ МВД с просьбой проверить на экстремизм проповеди основателя Среднеуральского женского монастыря. По итогам проверки центр «Э» нашел признаки экстремизма в речах свердловского схиигумена.

Июнь 2020. Против Сергия завели административное дело из-за распространения фейков и оштрафовали на 90 тыс. рублей. Тогда же схиигумен заявил церковному руководству, что не покинет монастырь по своей воле. После состоялся церковный суд, но Сергий сбежал с заседания, заявив, что митрополиту Кириллу придется брать обитель штурмом.

16 июня митрополит Кирилл назначил нового клирика в Среднеуральский женский монастырь. Но сторонники Сергия не пустили священника в обитель и, по сути, захватили монастырь, выставив по периметру казачьи патрули. После этого в храм приехала полиция, но фактов нарушения закона не выявила.

26 июня представители Екатеринбургской епархии еще раз просят Сергия покаяться, чтобы последнего не отлучили от церкви. Но опальный схиигумен называет РПЦ «главным врагом России» и не является на церковный суд. В тот же день в монастырь приехала Ксения Собчак со съемочной командой. Визит закончилcя потасовкой. Журналистка заявила, что в монастыре практикуются телесные наказания, а также были случаи сексуальных домогательств. Ранее воспитанники уже рассказывали о таких случаях корреспонденту 66.RU. После вмешательства Собчак к выяснению обстоятельств и методов воспитания Сергия подключилась Екатеринбургская епархия.

Июль 2020. Екатеринбургская епархия заявила, что схиигумен Сергий стал священником незаконно, а церковный суд лишил его сана.

Суд признал, что и земля, и монастырь принадлежат епархии, а не Сергию и его сторонникам.

Отлучение от РПЦ и первое уголовное дело

Однако Сергий отказался покидать монастырь, заявив, что земля под ним находится в аренде и не является собственностью епархии, а сам храм строился на пожертвования. В РПЦ эти заявления опровергли, но признали, что исчерпали правовые возможности возвращения обители под свой контроль.

Сентябрь 2020. Схиигумена Сергия (Романова) отлучили от православной церкви. Поводом для этого стали скандальные заявления Сергия и то, что он продолжал священнодействовать уже без сана.

Октябрь 2020. Следственный комитет завел уголовное дело об истязании детей в монастыре.

Сторонники отца Сергия во время декабрьского штурма

Борьба за недвижимость и арест

Декабрь 2020. Арбитражный суд решил, что в монастыре нужно провести строительно-техническую экспертизу. Епархия решила доказать, что строительством монастыря занималась игуменья Варвара по благословению и при поддержке митрополитов Викентия и Кирилла. Любое имущество, по уставу организаций в составе РПЦ, принадлежит Церкви и управляется епархиями. В феврале 2021 года суд признал право собственности епархии на монастырь. А аудиторы подсчитали, что рыночная стоимость недвижимости, которая находится на территории Среднеуральского женского монастыря, составляет более 1 млрд рублей.

Читайте также:
Воскресенский собор в Арзамасе: история и адрес, описание, святыни

В ночь на 29 декабря силовики взяли штурмом Среднеуральский монастырь, а Сергия задержали. Ему предъявили обвинение по статьям 110.1 (склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства), 148 (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий) и 330 УК РФ (самоуправство). Он находится под стражей уже больше трех месяцев.

После ареста сторонники отца Сергия окружили монастырь и забаррикадировали вход. В феврале 2021 года силовики снова штурмом взяли монастырь. Обыски проводили, чтобы задержать священника, которого подозревают в тройном убийстве, сейчас он объявлен в розыск.

Март 2021. Сотрудники ОМОН пришли с обыском в тайные скиты Среднеуральского женского монастыря. Позже силовики приехали с проверкой в сам монастырь. Сторонники Сергия сообщили, что в результате проверяющие оштрафовали двух монахинь за то, что у них не оказалось паспортов граждан РФ.

Последний (пока) штурм прошел в ночь на 14 апреля. Приставы выгнали всех обитателей монастыря.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Волгоградская епархия

Земли современной Волгоградской области с 1261 г. входили в состав Сарской епархии, с 1555 г. — относились к Казанской епархии. В 1602 г. вскоре после основания Царицынской крепости создана Астраханская епархия, к которой с 1606 г. были приписаны все церкви «по Волге, начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона». В 1799-1918 гг. местные приходы входили в состав Саратовской епархии, именовавшейся в 1803-1828 гг. Пензенско-Саратовской, а с 3 ноября 1828 г. — Саратовской и Царицынской.

Отдельная Царицынская епархия была создана в 1918 г., с 1925 г. — Сталинградская. 15 июля 1959 г. приходы епархии были включены в состав Саратовской епархии. Новоучрежденная епархия называлась Саратовской и Сталинградской (после переименования Сталинграда в 1961 г. — Саратовской и Волгоградской). 31 января 1991 г. самостоятельная епархия, границы которой совпадают с границами Волгоградской области, была возобновлена как Волгоградская и Камышинская.

Кафедральный город — Волгоград.

Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 4) из состава епархии выделены Калачевская и Урюпинская епархии. Волгоградская епархия включена в состав Волгоградской митрополии.

Епархия сегодня
(по состоянию на 20 ноября 2013 года)

Благочиния и благочинные

  • Южное г. Волгограда — протоиерей Сергий Тюпин
  • Второе г. Волгограда — священник Алексий Зимовец
  • Центральное г. Волгограда — протоиерей Николай Бабак
  • Северное г. Волгограда — священник Александр Симончук
  • Дубовское — протоиерей Владислав Сологуб
  • Камышинско-Котовское — протоиерей Анатолий Карпец

Монастыри

  • Свято-Духов мужской
    400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, 26; тел. (8442) 39-66-67
    настоятель — игумен Гавриил (Куликов)
  • Свято-Вознесенский женский
    404002, Волгоградской область, г. Дубовка
    настоятельница — игумения Анна (Ерофеева)

В монастырях епархии проживают:

  • мантийных монахов — 12;
  • мантийных монахинь — 22;
  • инокинь — 4.

Всего действующих приходов — 130 (в том числе 10 тюремных). В г. Волгограде — 78 приходов (в том числе 6 тюремных).

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Мытищах: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Клириков — 139, из которых в сане священника 120 человек и 19 — в диаконском сане. Из них:

  • архимандритов — 1;
  • игуменов — 6;
  • иеромонахов — 11;
  • протоиереев — 35;
  • священников — 67;
  • протодиаконов — 4;
  • диаконов — 12;
  • иеродиаконов — 3.

Социальные учреждения

  • Борисо-Глебское детское село семейного типа
    400107, г. Волгоград, проспект Маршала Жукова, 77; тел. (8442) 54-14-59
  • странноприимный дом прп. Серафима Саровского для престарелых людей
    400010, г. Волгоград, ул. Тищенко, 18; тел. (8442) 37-15-33

Епархиальные СМИ

  • «Православное слово» (ежемесячная газета)
  • официальный сайт Волгоградской епархии

ВОЛГОГРАДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Волгоградский Казанский собор

Волгоградская и Камышинская епархия Волгоградской митрополии Русской Православной Церкви

Земли современной Волгоградской области с 1261 года относились к Сарайской епархии, с 1555 года – к Казанской, с 1606 года – к Астраханской. В 1799 году местные приходы вошли в состав новоучрежденной Саратовской епархии, которая в 1803 году была преобразована в Пензенскую. В 1828-1918 годах – вновь в ведении Саратовской кафедры.

Царицынская епархия была создана в 1918 году. По некоторым данным – вначале была викариатством Саратовским, но позднее стала самостоятельной. Епархия пресеклась во второй половине 1930-х годов.

8 июля 1943 года Сталинградская епархия (в пределах Сталинградской области) была вверена Саратовскому архиерею для параллельного управления обеими кафедрами.

С 26 июня 1944 года по 15 июля 1959 года Сталинградская область входила в состав Астраханской епархии, после чего была передана Саратовской.

31 января 1991 года была возрождена как самостоятельная епархия, будучи выделенной из состава Саратовской. Границы епархии были определены по границам Волгоградской области.

15 марта 2012 года из состава Волгоградской епархии были выделены самостоятельные Урюпинская и Калачевская епархии, после чего в ведении Волгоградской кафедры остались Городищенский, Дубовский, Камышинский и Котовский районы, а также Волгоградский, Волжский и Камышинский городские округа в средней части Волгоградской области. Одновременно Волгоградская кафедра стала центром новоучрежденной Волгоградской митрополии.

Исторические названия

  • Царицынская (1918 – 1925)
  • Сталинградская (1925 – ?)
  • Волгоградская (с 1961)
  • Волгоградская и Камышинская (с 31 января 1991)

Статистика

  • 1944 – 16 церквей и молитвенных домов в Сталинградской обл.
  • 1945 – 25 действующих церквей и молитвенных домов в Сталинградской обл.
  • 1947 – 42 действующих церкви и молитвенных дома в Сталинградской обл.
  • 31 января 1991, на момент воссоздания – 43 прихода, 72 священнослужителя [1]
  • 2003 – 190 храмов, 6 монастырей [2]
  • 1 января 2011 – 303 действующих прихода (из них 73 в Волгограде, 18 тюремных); 286 священнослужителей (из них 262 пресвитера, 24 диакона); 9 монастырей; в обителях 26 мантийных монахов, 63 мантийных монахини, 6 иноков, 14 инокинь [3]
  • 1 октября 2012 – 2 монастыря; 15 мантийных монахов, 22 мантийных монахини, 4 инокини; 126 действующих приходов (из них в Волгограде – 75), в т.ч. 10 тюремных (из них в Волгограде – 6); 137 клириков, в т.ч. в сане священника – 121 (1 архимандрит, 5 игуменов, 10 иеромонахов, 41 протоиерей, 64 священника), 16 диаконов (3 протодиакона, 9 диаконов, 4 иеродиакона) [4]
  • 20 ноября 2013 – 2 монастыря; 12 мантийных монахов, 22 мантийных монахини, 4 инокини; 130 действующих приходов (из них в Волгограде – 78), в т. ч. 10 тюремных (из них в Волгограде – 6); 139 клириков, в т.ч. в сане священника – 120 (1 архимандрит, 6 игуменов, 11 иеромонахов, 35 протоиереев, 67 священников), 19 чел. в диаконском сане (4 протодиакона, 12 диаконов, 3 иеродиакона) [4]

Архипастыри

  • Дамиан (Говоров) (1918 – 1920)
  • Нифонт (Фомин) (? – 1922)
    • Тихон (Русинов) (4 июля 1924 – 22 декабря 1925) в/у, еп. Усть-Медведицкий
  • Нифонт (Фомин), 2-й раз (1925 – 1927)
  • Арсений (Смоленец) (14 ноября 1927 – 8 июля 1930)
  • Сщмч. Димитрий (Добросердов) (8 июля – 26 августа 1930) [5]
  • Феодосий (Ващинский) (26 августа – 5 сентября 1930)
  • Петр (Соколов) (5 сентября 1930 – 23 апреля 1935)
    • Антоний (Романовский) (8 декабря 1935 – 15 января 1937) в/у, еп. Ставропольский
  • Филипп (Перов) (2 февраля 1937 – ?) [6]
    • Григорий (Чуков) (8 июля 1943 – 26 мая 1944) в/у, архиеп. Саратовский
  • Герман (Тимофеев) (30 января 1991 – 28 декабря 2018)
  • Феодор (Казанов) (с 28 декабря 2018)
Волгоградская митрополия

Викарные епархии

География благочиний

  • Волгоградские Южное, Второе, Центральное, Северное – г. Волгоград
  • Дубовское
  • Камышинско-Котовское

ВОЛГОГРАДСКАЯ И КАМЫШИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

15 марта 2012 г. из состава Волгоградской епархии были выделены самостоятельные Урюпинская и Калачевская епархии, после чего в ведении Волгоградской кафедры остались Городищенский, Дубовский, Камышинский и Котовский р-ны, а также Волгоградский, Волжский и Камышинский городские округа в средней части Волгоградской области. Ныне Волгоградская епархия разделена на 6 благочиний: Южное г. Волгограда,Второе г. Волгограда, Центральное г. Волгограда, Северное г. Волгограда, Дубовское, Камышинско-Котловское. Одновременно Волгоградская кафедра стала центром новоучрежденной Волгоградской митрополии.

В янв. 2005 г. в епархии действовали 254 прихода, 3 плавучие миссионерские церкви, 6 мон-рей (3 муж., 3 жен.). В клир епархии входили 252 священнослужителя (217 священников, 35 диаконов).

1918-1959 гг.

В 1918 г. решением Патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина)и Синода в границах формировавшейся Царицынской губ., учрежденной 7 сент. того же года. было создано Царицынское викариатство. Царицынским архиереем был назначен бывш. викарий Саратовской епархии Петровский еп. Дамиан (Говоров). (В 1914 на территории буд. В. и К. е. действовали 7 мон-рей и ок. 600 храмов, в Царицыне – 16 храмов, в 1918 состоялось освящение Александро-Невского собора в центре города.)

Устройству церковной жизни новообразованной епархии препятствовало то обстоятельство, что с осени 1917 г. Н. Волга и Дон являлись ареной ожесточенных боев. 30 июня 1919 г. Царицын был взят Кавказской армией ген. А. И. Деникина. В авг. 1919 г. еп. Дамиан созвал собрание духовенства, на к-ром рассматривался вопрос оказания помощи священнослужителям, прибывшим из мест, занятых большевиками, кроме того, было принято решение об организации пастырско-богословского уч-ща. Уч-ще было создано еп. Дамианом в эвакуации в Ставрополе (авг.- окт. 1919), в нояб. того же года продолжило работу в Царицыне. 3 янв. 1920 г. в город вошли части Красной Армии. В кон. 1919 г. еп. Дамиан и часть духовенства вместе с отрядами Белой Армии покинули Царицын, впосл. архиерей оказался в Болгарии, где 19 апр. 1936 г. умер в сане архиепископа Царицынского.

В 1921-1922 гг. Царицынская губ., как и др. поволжские регионы, жестоко пострадала от голода. В губернии прошла кампания по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим. Несмотря на готовность Царицынского еп. Нифонта (Фомина) отдать для закупки продовольствия все церковные ценности, не используемые при богослужении, власти принимали репрессивные меры. Еп. Нифонт, викарий Донской епархии Нижнечирский еп. Николай (Орлов) и 15 священников были арестованы по обвинению в сокрытии ценностей, еп. Николай был расстрелян.

В голодавшей Царицынской губ. широкое распространение получило поддержанное властями обновленчество; раскольники демагогически обвиняли высшее церковное руководство, епархиальную власть и правосл. духовенство в том, что они препятствуют изъятию церковных ценностей и не помогают голодающим. В начальный период раскола обновленчество связывалось современниками с именем Илиодора (см. Труфанов С. Т.), в 1917 г. приехавшего из-за границы в Царицын, проповедовавшего «обновление и восстановление религии. восстановление живой церкви Христа» и организовавшего в городе в 1921 г. земледельческую коммуну. Однако обновленцы отмежевались от Илиодора и его сторонников. В июне 1922 г. группа обновленческого царицынского духовенства объявила о создании «Временного церковного управления Царицынской епархии» во главе с Модестом (Никитиным). 30 окт. 1922 г. губ. отдел управления зарегистрировал отд-ние «Живой церкви» под названием «Царицынское епархиальное управление» (ЦЕУ), к-рое власти признали единственной легальной церк. орг-цией в крае. 26 авг. 1924 г. ЦЕУ отрешило от мест 22 клирика в Царицыне и Дубовке. В апр. 1923 г. состоялся обновленческий епархиальный съезд, на к-ром был утвержден состав ЦЕУ и избраны делегаты на собор в Москве, к-рый должен был низложить Патриарха Тихона. В 1925 г. на территории Сталинградской епархии действовало 35 правосл. приходов и 360 обновленческих общин.

В 20-30-х гг. XX в. в области шло массовое закрытие храмов. В 1929 г. в Сталинграде были закрыты Александро-Невский собор (взорван в 1932), Никольская и Скорбященская церкви, в 1932 г. закрыты Сергиевская, Покровская, Иоанно-Предтеченская церкви, Успенский собор, в 1938 г.- Крестовоздвиженская ц., в 1939 г.- Алексеевская и Казанская церкви, в 1940 г.- Никитская ц. К 1 янв. 1940 г. в Сталинградской обл. закрылось ок. 580 храмов. В этих условиях богослужения в сохранившихся храмах Сталинграда по распоряжению архиеп. Петра (Соколова) совершались круглосуточно. Владыка выдавал священникам антиминсы и разрешал служить в квартирах прихожан, сталинградские священники выезжали служить в села. Среди духовенства и верующих собирались пожертвования для арестованных священнослужителей.

После 1937 г. Сталинградская кафедра не замещалась. В 1942-1944 гг. епархией управлял Саратовский и Сталинградский архиеп. Григорий (Чуков). В апр. 1944 г. в Сталинградской обл. осталось 18 священников и 18 церквей (одна из них обновленческая – в г. Урюпинске). 26 июня 1944 г. приходы Сталинградской обл. были подчинены Астраханскому архиеп. Филиппу (Ставицкому), к-рый стал титуловаться Астраханским и Сталинградским (формально епархия продолжала существовать). В авг. 1944 г. в епархии был окончательно преодолен обновленческий раскол. В февр. 1945 г. в Сталинграде побывала делегация Поместного Собора РПЦ (проходил 31 янв.- 2 февр. 1945). 23 июня 1949 г. Сталинградскую епархию посетил Патриарх Алексий I.

Вскоре после окончания Сталинградской битвы, 8 мая 1943 г., в разрушенном городе открылся храм во имя прп. Никиты Исповедника, 27 июля 1945 г.- Казанский собор. В 1945 г. в Сталинградской обл. действовало 25 приходов, в 1947 г.- 42 прихода. В 1943-1946 гг. было подано 261 заявление об открытии церквей, открылись 26 храмов и молитвенных домов. Воскресные службы в Казанском соборе Сталинграда посещали до тысячи человек, в двунадесятые праздники – до 8 тыс. В 1945-1947 гг. в Урюпинске на праздник Урюпинской иконы Божией Матери 21 июня собиралось до 15 тыс. верующих из Сталинградской, Воронежской, Ростовской, Саратовской, Рязанской, Тамбовской и др. областей, а также из УССР. Советские органы отмечали, что правосл. духовенство «усиленно насаждает проповедь евангельского учения», заботится о красоте богослужения, об организации церковных хоров, о ремонте и росписи храмов. На ремонт и украшение действующих в области церквей в 1956 г. было затрачено 13 555 тыс. р.

В кон. 50-х гг. начался новый этап гонений на Церковь (см. ст. Хрущёв Н. С.). Ряд храмов были разрушены, сократилось количество приходов. 18 нояб. 1957 г. Сталинградский горисполком принял решение о разборке зданий бывш. волгоградского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря. 15 июля 1959 г. Сталинградская епархия была упразднена, ее приходы присоединены к Саратовской епархии, к-рая стала называться «Саратовская и Сталинградская». В кон. 1959 г. в Сталинградской обл., ставшей благочинническим округом Саратовской епархии, были зарегистрированы 28 церквей и молитвенных домов.

1991 г.- нач. XXI в.

Епархия была воссоздана 31 янв. 1991 г., архиепископом Волгоградским и Камышинским стал Герман (Тимофеев; с 25 февр. 2000 митрополит). При епархиальном управлении существуют отделы: духовного образования и катехизации, церковной благотворительности и социального служения, миссионерского душепопечения, тюремного душепопечения, армейского душепопечения, больничного душепопечения, по делам молодежи.

К нач. 90-х гг. XX в. в Волгоградской обл. действовали 56 приходов, к-рые окормляли 72 священнослужителя. В первый год существования епархии открылись 5 мон-рей и 18 приходов. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Волгоград 18 июня 1993 г.- в год 50-летия победы в Сталинградской битве, совершил на Мамаевом кургане панихиду по воинам, отдавшим жизни в Великой Отечественной войне, и благословил строительство храма Всех святых у братской могилы павших воинов. Во время пребывания Патриарха в Волгограде был заложен храм прп. Сергия Радонежского (освящен в 1999). В 1999 г. были освящены храмы во имя арх. Михаила на хуторе Алексиковском Новониколаевского р-на и во имя свт. Николая в пос. Светлый Яр. В 2000 г. воссоздана первая каменная царицынская ц. Иоанна Предтечи (первоначально построена в 1704), построен храм Флора и Лавра в пос. Южном, в пригороде Волгограда, открылись 10 приходов, преимущественно в сельской местности. К 2005 г. в епархии действовали 14 больничных и 17 тюремных приходов, построены плавучие церкви «Святитель Иннокентий» (1998), «Святитель Николай» (2000) и «Святой равноапостольный князь Владимир» (2004), окормляющие население станиц и хуторов по берегам Волги, Дона и Цимлянского водохранилища, где нет действующих храмов.

В 2001 г. в Волгограде и области прошли мероприятия, посвященные 10-летию воссоздания епархии. 17 апр. состоялся крестный ход от храма Иоанна Предтечи к предполагаемому месту воссоздания Александро-Невского собора. 3 февр. 2003 г. митр. Герман заложил камень и освятил место строительства собора, строительство к-рого является задачей учрежденного в 2001 г. международного фонда «Александр Невский».

В епархии активно развивается система духовного образования. 4 нояб. 1991 г. начало работу Волгоградское епархиальное ДУ. В нояб. 1992 г. по благословению Патриарха открылся Царицынский православный университет им. прп. Сергия Радонежского, ректором к-рого является митр. Герман. Первоначально в ун-те функционировали 3 фак-та: богословский, пастырско-педагогический (впосл. преобразован в Волгоградское епархиальное уч-ще правосл. катехизации и церковной педагогики) и экологический, в 1999 г. открылся фак-т церковного пения и педагогики. В 1996 г. при богословском фак-те начало работу миссионерское отд-ние ДУ. С 1997 г. богословский фак-т издает сб. «Мир Православия».

В 1991-1992 гг. в епархии начали создаваться воскресные школы для детей и взрослых, духовнопевч. школы. В 1993 г. общеобразовательная школа в г. Волжском была преобразована в Кирилло-Мефодиевский лицей, 1 сент. 2002 г. при приходе равноап. кн. Владимира в Волгограде открылась негос. общеобразовательная правосл. «Владимирская» школа. К 1 янв. 2005 г. в епархии насчитывалось 84 воскресных, 5 церковнопевч. школ, правосл. театральная студия. 13 мая 2001 г. прошел фестиваль церковных и воскресных школ В. и К. е.

8-11 нояб. 1999 г. в Волгограде прошла Российская соборная конференция по вопросам правосл. воспитания учащихся, на к-рой много внимания было уделено преподаванию основ православной культуры. Администрация Волгограда поддержала предложение участников конференции о введении курса «Основы православной культуры» в учебных заведениях. В 2001/02 уч. г. этот предмет преподавали в 15 колледжах и школах Волгограда, в 2002/03 уч. г.- в 50 учебных заведениях. В марте 2002 г. при Царицынском правосл. ун-те учрежден Попечительский совет по делам правосл. образования и просвещения населения Волгоградской обл., председателем к-рого стал митр. Герман. 6 мая 2001 г. в правосл. ун-те состоялся молодежный форум, посвященный духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и юношества в Волгоградской обл.

С авг. 1991 г. В. и К. е. издает ежемесячную газ. «Православное слово», серию брошюр «Духовно-нравственное просвещение и оздоровление человека». С 1993 г. на Волгоградском областном телевидении еженедельно транслируются проповеди Волгоградского архиерея, на муниципальном телевидении выходят телепередача «Свеча» и телепрограмма «Благовест». При поддержке фонда «Александр Невский» епархия ежегодно проводит в Волгограде фестивали правосл. средств массовой информации, в к-рых участвуют журналисты из России, СНГ и стран Балтии.

13 февр. 1996 г. в Волгограде состоялось учредительное собрание первого в России регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, к-рое возглавил архиеп. Герман. Собрание приняло областную целевую программу «Духовно-нравственное оздоровление населения», предусматривающую широкую просветительскую, миссионерскую, душепопечительскую работу в армии, тюрьмах, больницах. В 2000 г. в В. и К. е. был создан Союз правосл. женщин, главной задачей к-рого является укрепление правосл. семьи и благочестивого образа жизни, в 2001 г. действовало 6 районных отд-ний Союза. В 2000 г. на базе детской школы «Афон» открылся епархиальный Центр правосл. семьи. В июле 2004 г. начал работу епархиальный детский дом «Борисоглебское детское село». В 2004 г. в г. Волжском создан Антикризисный центр в защиту детства и материнства во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого). Под попечительством В. и К. е. действует Благотворительное об-во помощи детям-инвалидам во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы (основано в февр. 1994).

Волгоградская епархия

Каждая митрополия в Лоне Русской Православной Церкви имеет некоторые особенные черты, которые отличают ее от других. Где-то это монастыри, святые мощи или образа, а Волгоградская епархия знаменита тем, что в ее лоне вырос современный русский святой — Яков Горохов. Хотя история края и его храмы также заслуживают особого внимания.

История

Исконно русские православные земли современного Волгограда и области входили изначально в состав Сарской епархии, а после 1555 года — стали частью Казанской. Однако почти сразу после основания крепости Царицынской количество приходов стало увеличиваться и было принято решение о создании нового Астраханского отделения РПЦ .

Именно к нему были отнесены все храмы и монастыри, которые располагались вдоль Волги, начиная с Саратова и заканчивая южными районами у берегов Дона. В 1918 году Святейший Патриарх Тихон учредил Царицынскую епархию и назначил епископа Петровского Дамиана (Говорова) правящим архиереем.

В конце 1919 года он покинул город, был эвакуирован в Крым, через Константинополь переехал в Болгарию, где 19 апреля 1936 года умер в сане архиепископа Царицынского. Революция и приход большевиков к власти нанес серьезный ущерб всей Русской Православной Церкви, Волгоградская область не стала исключением.

В 1918 году власти закрывают духовное училище в Камышинске, а через 2 года и в Усть-Медведицке. Осенью 1922 года по всей области были ликвидированы почти все монастыри.

Последующие епископы 1920-1940 гг. не занимали эту должность более пары лет — большинство из них были репрессированы и расстреляны, а также отправлены в ссылки правительством СССР в ходе «красного террора». Выделился также бывший иеромонах Сергей Труфанов, который в 1921 году основал в Царицыне религиозную секту, признал большевиков как новую власть и объявил себя всероссийским патриархом.

В 1922 году он бежал за границу, но его действия положили начало действию различных ересей в данной области и постоянным расколом и разногласиям в составе духовенства.

Летом 1922 года в Царицыне при поддержке местных большевистских властей группа священников, которые назвали себя обновленцами объявила о создании собственного управления. Возглавил «Временное церковное управление» епископ Усть-Медведицкий Модест (Никитин) и сразу же развернул кампанию против действующего епископа Нифонта (Фомина).

Большевики объявили Нифонта в присвоении и сокрытии ценностей церкви и арестовали его, позже приговорив к высшей мере наказания. Волгоград переименовали в Сталинград и в городе в течение 10 лет (1920-1930) существовали параллельно приходы РПЦ и различных обновленцев.

В таких условиях архиепископ Петр (Соколов) в 1930 году принял решение проводить богослужения круглосуточно и даже в частных квартирах, чтобы люди имели возможность слышать Слово Божие, поскольку в этом году был закрыт последний храм РПЦ . Архиепископа арестовали в 1935 году и через год он скончался в тюрьме, а его место в управлении Сталинградским краем занял архиепископ Григорий (Чуков).

Во время Второй Мировой войны Сталинград и область серьезно пострадали, поэтому только в 1944 году пришел новый архиепископ — Филипп Ставицкий. Уже к 1947 году в его подчинении находились 40 храмов, однако в конце 1950-х годов вновь начались репрессии и в 1959 году епархия потеряла независимость и стала частью Саратовской.

Святые

Волгоградский край крайне пострадал от репрессий новой социалистической власти — тут были арестованы и впоследствии убиты многие священники. Двое из них особо почитаются православием, поскольку они были причислены к лику святых — это мученики Яков (Иаков) Горохов и Николай Попов.

Яков Горохов родился в 1880 году в семье миссионеров и стал глубоко духовным человеком. Яков последовал по путям отца и стал служить в Царицыне больным солдатам, а также собирал пожертвования для них. Он негативно отзывался о революции и оставался до конца сторонником монархии.

В 1917 году Яков стал благочинным в Царицыне и проводил службы в нескольких храмах, поскольку священников не хватало из-за постоянных арестов. Его арестовали в мае 1921 года за поддержку белых и 31 числа расстреляли.

Николай Попов также родился в 1864 году в религиозной семье, стал священником и активно проповедовал православие. Он занимался вопросами духовного образования и благоустройства храмов, служил священником на хуторе Верхне-Гнутове, служил людям и старался восполнять их нужды. Его дядя служил в армии белых, а священник активно общался и духовно наставлял казаков. Когда большевики установили свою власть в 1919 году, то его сразу же арестовали.

Находясь в заключении, он активно поддерживал арестантов и даже посещал с конвоем свою паству. Тем не менее, летом 1919 года его зарубили шашкой, как и остальных 200 заключенных. Верующие с хутора Верхне-Гнутово забрали тело своего пастыря и похоронили с почестями за церковью, где он служил.

Современное состояние

Зимой 1991 года Священный Синод выделил отдельную Волгоградскую епархию, которую возглавил епископ Герман (Тимофеев). Кафедральным городом так и остался Волгоград, а кафедральными соборами стали Казанский (Волгоград) и Никольский (Камышин).

При восстановлении территориальной единицы сразу же открылись 18 приходов и 5 монастырей, но рост их был настолько быстрый, что уже через 11 лет, в 2012 году Синод решил для большей эффективности регионального управления создать Волгоградскую митрополию и разделить ее на несколько частей:

  • Волгоградскую;
  • Калачевскую;
  • Урюпинскую;
  • Камышинскую;
  • Палласовскую;
  • Новоаннинскую.

После разделения в Волгоградской епархии осталось всего около 20 приходов и руководит ими епископ Феодор (Казанов), который возглавляет и одноименную митрополию.

Структура и работа

Все 20 приходов, которыми управляет епископ Феодор разделены между четырьмя благочиниями, которые охватывают собой все районы Волгограда и некоторые отдаленные участки:

  1. Красноармейский;
  2. Советский и Кировский;
  3. Ворошиловский, Центральный, Дзержинский и Городищенский;
  4. Краснооктябрьский и Тракторозаводской;
  5. Дубовский;
  6. Камышинский и Котовский в городе Камышин.

Под началом епископа также находятся все епархиальные управления, которые проводят различные работы с населением. Среди них есть миссионерский, образовательный, социальный отделы, а также управления душепопечения (армейского, тюремного, больничного) и по делам молодежи.

Также при поддержке православных работают:

  • семейный лагерь «Истоки»;
  • Борисо-Глебское детское село семейного типа;
  • странноприимный дом для престарелых людей;
  • община глухих при Дубовском монастыре.

Работают и духовные образовательные учреждения. Среди них:

  1. Богословский факультет Царицынского православного университета.
  2. Центр подготовки церковных специалистов (программы для катехизаторов, миссионеров, молодежных и социальных работников).
  3. Церковно-певческий факультет.

На территории края действуют два старых монастыря:

  • Волгоградский Свято-Духовский монастырь;
  • Свято-Вознесенский Дубовский монастырь.

Оба подворья не функционировали при советской власти, но были восстановлены в 1991 году и до сих пор являются духовным оплотом края.

Святыни

Паломники отправляются в Волгоград не только ради посещения монастырей и храмов, но и ради местных святынь. Особое место занимает чудотворная Урюпинская икона Божией Матери, которая хранится в одноименном храме Покрова Богородицы. Она была обнаружена в 1827 году и на том месте бьет святой источник, а с 1854 года образ хранится в Урюпинском храме.

Также паломники активно посещают святые источники:

  • ап. Иоанна Богослова;
  • муч. Параскевы Пятницы;
  • св. Иоанна Предтечи.

Для удобства работы с паломниками, которых становится все больше с каждым годом, был создан паломнический центр, который организовывает различные поездки, экскурсии и туры выходного дня.

Волгоградская епархия: храмы и монастыри, духовенство и священники

Дата рождения: 9 января 1966 г.
Дата пострига: 9 апреля 1996 г.

Игумения Анна (Ерофеева Татьяна Вадимовна) родилась 9 января 1966 года в г. Волгограде в семье служащих. В 1988 году закончила Волгоградский инженерно-строительный институт, факультет архитектуры. В 1993 году поступила в Царицынский Православный Университет на пастырско-педагогический факультет (вечернее отделение), где проучилась до 1996 года. В 1995 году по благословению митрополита Германа проходила послушание в Доме милосердия Тракторозаводского района г. Волгограда.

9 апреля 1996 года была пострижена в мантию митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом с наречением имени Анна (26/8 апреля – св. мученица Анна Готфская). Несла послушание на клиросе, огородных послушаниях, кухне, коровнике, исполняла обязанности благочинной. С сентября 1998 г. назначена старшей сестрой. Решением Священного Синода от 23 июня 2008 г. назначена настоятельницей Свято- Вознесенского женского монастыря. К празднику Святой Пасхи 19 мая 2009 г. награждена саном игумении.

В 2011 году митрополитом Германом (Тимофеевым) была назначена настоятельницей храма св. Иоанна Предтечи.

Клирики храма:

Иерей Сергий Ермолов

Дата рождения: 05.12.1974
Дата тезоименитства: 18 июля, 8 октября
Дата диаконской хиротонии: 19.08.2004
Дата иерейской хиротонии: 07.11.2004

Иерей Сергий Ермолов родился 5 декабря 1974 г. в г. Волгограде. Принял Таинство Св. Крещения летом 1975 года в Никитском храме г. Волгограда.

Назван в честь преподобного Сергия Радонежского (память 18 июля (5 июля ст.ст.)).

В 1990 году окончил среднюю школу № 100 г. Волгоград, в которой обучался с 1982 года. По окончании школы поступил в Волгоградский государственный техникум нефти и газа, который закончил в 1994 году. Проходил срочную службу в ВС РФ с 06.03.1994 по 09.09.1995 в РВСН связистом.

После прохождения срочной службы, с 1995 по 1998 гг., работал электромонтажником в «Волгоград монтаж автоматике».

С 1998 по 1999 гг. обучался в Епархиальном духовном училище г. Волгоград.

С 1999 по 2003 гг. обучался на бакалавриате богословского факультета Царицынского православного университета преп. Сергия Радонежского г. Волгоград. С 2003 по 2004 гг. был секретарем богословского факультета Царицынского православного университета преп. Сергия Радонежского.

19 августа 2004 г. рукоположен в сан диакона Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Германом, митрополитом Волгоградским и Камышинским.

С 2004 по 2008 гг. был старшим воспитателем на богословском факультете Царицынского православного университета преп. Сергия Радонежского.

7 ноября 2004 года рукоположен в сан священника Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Германом, митрополитом Волгоградским и Камышинским.

С 2004 по 2005 гг. проходил служение в Свято-Духовом мужском монастыре г. Волгоград.

С 2005 по 2006 гг. проходил служение в храме прп. Сергия Радонежского г. Волгоград.

С 2006 по 2008 гг. проходил служение в Свято-Духовом мужском монастыре г. Волгоград. В 2007 году был назначен тюремным душепопечителем в СИЗО № 1. В 2018 году данное послушание было снято.

С 2008 по 2011 гг. проходил служение в Богоявленском храме г. Волгоград.

С 2011 по 2012 гг. проходил служение в Казанском кафедральном соборе г. Волгоград.

В 2012 году указом Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Германа, митрополита Волгоградского и Камышинского, был назначен настоятелем храма прп. Сергия Радонежского г. Волгоград, в котором прослужил, выполняя данное послушание до 2018 года.

В 2015 году назначен помощником председателя епархиального церковного суда.

С 2016 по 2017 гг. выполнял послушание благочинного приходов Центрального района г. Волгограда.

С 2015 г. по 2017 гг. обучался в магистратуре Санкт-Петербургской Духовной Академии. Магистр богословия.

С 2018 г. определен для служения на подворье Свято-Вознесенского женского монастыря при храме св. Иоанна Предтечи.

Иерей Георгий Гурчиани

Дата рождения: 28.10.1983

Дата тезоименитства: 6 мая, 16 ноября, 23 ноября, 9 декабря

Дата диаконской хиротонии: 28.08.2014

Дата иерейской хиротонии: 06.12.2014

Духовное образование: Царицынский православный университет (богословский ф-т) — 2014 г.

Иерей Валерий Гусаков

Дата рождения: 28.05.1981

Дата тезоименитства: 20 ноября

Дата диаконской хиротонии: 27.09.2012

Дата священнической хиротонии: 30.07.2017

Гражданское: ВолГУ (факультет «Мировой экономики и финансов») — 2003 г. Специальность: «Экономист. Преподаватель экономической теории».

Духовное: Царицынский Православный Университет (богословский ф-т) — 2008 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: