Крещение ребенка: правила, советы и практические вопросы
Как крестить ребенка? Какие существуют правила обряда крещения? Сколько это стоит? На эти и другие вопросы Вам ответит редакция портала «Православие и мир».
Крещение ребенка
Если жизнь ребенка в опасности
Крестить ли зимой
Сколько платить? И зачем платить?
Обязательно ли называть по святцам
Где крестить?
Фотографирование на крещение
Если Вы решите нанять на крестины фотографа, обязательно узнайте заранее разрешат ли ему снимать, использовать вспышку. Некоторые батюшки очень негативно относятся к съемкам Таинств и вас может ждать неприятный сюрприз.
Как правило, нигде фото и видео-съемку не запрещают. Фотографии с крещения — большая радость на долгие годы для всей семьи, так что если в храме снимать нельзя, то надо поискать храм, где снимать можно (но даже в старообрядческих храмах разрешают снимать на крестинах)
В некоторых случаях ребенка можно крестить и дома. Главное договориться об этом с батюшкой.
Крестные
Кто может и не может быть крестным — это самый частый вопрос. Можно ли беременной/незамужней/неверующей/бездетной крестить девочку и т.д. — количество вариаций бесконечно.
Ответ простой: крестный должны быть человеком
— православным и церковным (ОН отвечает за воспитание ребенка в вере);
— не родителем ребенка (крестные должны в случае чего родителей заменить);
— нельзя быть мужу и жене крестными одного малыша (или тем, кто собирается пожениться);
— крестным не может быть монашествующий.
Вопреки распространенному мнению, совсем не обязательно, чтоб крестных было двое. Достаточно и одного: женщины — для девочек и мужчины — для мальчиков. Подробнее про крестных, их права-обязанности итд можно прочитать тут.
Беседа перед крещением
Теперь — это обязательно. Для чего? Чтобы крестить тех, кто верит во Христа , а не тех, кто приходит, чтобы «ребеночек_болеет_надо_бы_покрестить_а_то_сглазят_а_мы_же_русские_и_православные».
На беседу прийти надо, это не экзамен. обычно священник рассказывает о Христе, Евангелии, напоминает, что Евангелие надо прочитать самостоятельно Выглядит это как-то вот так.
Зачастую необходимость беседы вызывает негодование у родственников и многие пытаются их «обойти». Кто-то, жалуясь на недостаток времени, а то и просто желания, ищет священников, которые могут пренебречь этим правилом. Но в первую очередь эта информация нужна самим крестным, ведь предлагая им стать крестными своего ребенка вы налагаете на них большую ответственность и неплохо бы было им об этом узнать. Если крестные не хотят тратить на это время, то это повод для вас задуматься, а нужны ли ребенку восприемники, которое не могут пожертвовать ради него всего парой своих вечеров.
Если крестные живут в другом городе и могут приехать только в день таинства, то беседы они могут пройти в любом храме, в котором удобно. По окончании им дадут справку с которой они смогут участвовать в таинстве где угодно.
Очень хорошо крестным, если они еще не знают, выучить Символ Веры — эта молитва трижды читается во время крещения и, вполне вероятно, что и крестных попросят ее прочитать.
Что купить?
Для крещения ребенку нужна новая крестильная рубашка, крестик и полотенце. Все это можно купить в любой церковной лавке и, как правило, это задача крестных. Крестильная рубашечка потом хранится вместе с другими памятными вещами малыша. В зарубежных магазинах есть целая линия потрясающе красивой одежды для крещения, можно использовать и какой-то красивый комплект на выписку.
Имя при крещении
Узнайте заранее каким именем будут крестить ребенка. Если имени ребенка нет в святцах, заранее подберите близкое по звучанию (Алина — Елена, Жанна — Анна, Алиса — Александра) и скажите об этом священнику. А то иногда имена даются странно. Одну мою знакомую Жанну крестили Евгенией . Кстати, иногда в святцах есть и неожиданные имена, скажем. Эдвард — есть такой православный британский святой (правда потом все сотрудницы храма не будут верить, что есть такое православное имя). В церковных записках и при совершении других Таинств нужно будет использовать имя, данное при крещении. Исходя из него же будет определятся, когда у ребенка день Ангела и кто у него небесный покровитель.
Мы приехали в храм, что дальше?
В церковной лавке Вас попросят оплатить пожертвование за крещение. Перед таинством ребеночка лучше покормить, чтоб ему было комфортнее и спокойнее.
Кормить в храме МОЖНО, хорошо для этого быть в кормительной одежде или иметь с собой фартук. Если нужно уединение — можно попросить кого-то из сотрудниц храма подыскать укромное место.
Единственное — если малыш кормится долго, лучше иметь с собой бутылочку-поильник-шприц с едой, чтобы не получилось так, что малыш проголодался в середине службы и надо или ждать полчаса, пока он поест или он будет плакать от голода.
Во время таинства ребенка держат на руках крестные, родители могут только наблюдать. Продолжительность Крещения обычно около часа.
Полезно заранее ознакомиться с тем, что будет происходить на службе, чтобы понимать смысл происходящего. Вот схема богослужения святого Крещения.
А вот мам на крещение пускают не везде — лучше тогда этот вопрос заранее уточнить.
Холодная вода?
В купели вода ТЕПЛАЯ. Сначала туда обычно заливается горячая вода, перед Таинством ее разбавляют холодной. Но вода в купели теплая
О том, чтобы вода была теплая, позаботятся служащие храма, которые ее набирают — они не меньше вашего не хотят, чтоб ребеночек замерз. После окунания ребенка не сразу удастся одеть, и тут опять стоит упомянуть, о том , что совсем маленьких крестить хорошо в отдельных помещениях а не в самом храме, где прохладно даже летом. В любом случае — не переживайте, все происходит быстро и замерзнуть ребенок не успеет.
Должен ли ребенок носить крестик постоянно?
Часто родителей волнует вопрос безопасности ношения ребенком крестика. Кто-то боится что ребенок может пострадать от верёвки или ленточки, на которой крестик висит. Многие волнуются, что ребенок крестик может потерять или его могут украсть, например, в саду. Как правило крестик носят на недлинной тесемочке, которая нигде не может запутаться. А для детского сада можно заготовить специальной недорогой крестик.
А говорят, что….
Крещение, как и многое другое в нашей жизни окружено множеством глупых суеверий и предрассудков. Старшие родственники могут добавить забот и волнений рассказами о плохих приметах и запретах. Любые сомнительные вопросы лучше прояснять со священником, не доверяя, пусть даже очень опытным, бабушкам.
Можно ли отмечать крещение?
Вполне логично, что родственникам, которые соберутся на Крещение, захочется продолжить праздник дома или в ресторане. Главное, чтоб во время праздника не забыли повод из-за которого все собрались.
Как проходит Крещение ребенка в православной церкви
В храмах с крещальней (баптистерием) крещение проводится именно в этом специальном помещении со святой купелью, которое представляет собой отдельное здание или пристройку к церкви. В большинстве же случаев крещение ребенка проходит непосредственно в храме путем троекратного погружения в чашу или обливанием святой водой через голову. С точки зрения фотосъемки лучше выбирать церковь, где крестят в основном храме и выбирать будний день, чтобы было меньше людей.
Подготовка к таинству – что нужно знать
Дату для крещения можно выбирать любую, так как таинство разрешено проводить на Великие Божественные праздники, и в периоды постов. Учесть только стоит следующее:
Крестным родителям перед крещением обязательно нужно пройти огласительные беседы, исповедаться и причаститься. За три дня до таинства необходимо соблюдать пост: не употреблять пищу животного происхождения, не сквернословить, не вступать в интимную близость.
Подготовка к крещению девочки
Главным восприемником для девочки является крестная мама. Она принимает малышку от купели и держит ее на руках до окончания обряда. В ее обязанность входит приготовить новое белое полотно ( крыжму ) , чтобы вытереть ребенка после окунания. Летом это может быть пеленка, зимой – махровое полотенце или теплая фланелевая простынка. Для новорожденных лучше выбрать модели с уголком-капюшоном, чтобы более плотно прикрыть мокрую головку и промокнуть влажные волосики.
Крестной маме также необходимо купить белую крестильную рубашку и головной убор , которые надевают срезу после купели, как символ чистоты и безгреховности души. Для девочки можно выбрать платье . Крой одежды должен быть выполнен так, чтобы обеспечивать доступ к груди, рукам и ногам для миропомазания.
Нательный крестик полагается купить крестному отцу. Изделие может быть из серебра , золота или менее драгоценных металлов и даже деревянным. К крестику необходимо подобрать веревочку или цепочку. Для новорожденных шнурок с застежкой предпочтительнее, поскольку более приятен к телу.
Подготовка к крещению мальчика
Подготовка к крещению мальчика проходит аналогичным образом. Крестильное полотенце и рубашку приобретает крестная мама, крестик необходимо купить крестному отцу.
После окунания в купель мальчика принимает в крыжму крестный, как главный восприемник. После облачения в крестильную одежду держит ребенка на руках также крестный отец.
Кроме того, крестному отцу нужно быть готовым оплатить обряд крещения.
Как проходит крещение ребенка в церкви – основные этапы обряда
Таинству крещения предшествует чин наречения именем.
- Если имя крещаемого значится в Святцах, то батюшка выбирает небесного покровителя из списка святых с таким же именем.
- Если имя, которым назван ребенок, нет в православном календаре, то подбирают созвучное ему, например, Егор – Георгий, Марьяна – Мариамна.
- Когда похожего имени нет, то нарекают именем святого, которого почитают в день рождения малыша.
Оглашение
Перед таинством ребенка полностью раздевают и держат в одних пеленках. Если в храме прохладно, то разрешается некоторую одежду оставить, оголив грудку, ручки и ножки.
Само таинство крещения начинается чином оглашения. Священник возлагает руку на крещаемого и произносит слова молитвы, в которой просит Бога разрешить крещаемому приступить к Его имени Господнему и заручится Его защитой.
Отречение от дьявола и сочетание с Христом
По церковной традиции вместо младенца восприемники отрекаются от диавола и сочетаются с Христом.
Вначале священник просит крестных родителей с крещаемым повернуться на запад, став спиной к алтарю (символически эта сторона считается обителью сатаны) и произнести слова отречения от дьявола и его злых деяний, затем дунуть и плюнуть в знак презрения нечистого. После батюшка говорит повернуться к востоку, к стороне Господа, и дать согласие на сочетание с Христом. Данный этап завершается прочтением молитвы «Символ веры» , которую крестным необходимо знать наизусть и понимать ее смысл.
Само Крещение
Далее батюшка проводит освящение елея и воды в купели. Перед погружением младенца в купель елеем помазывает грудь, ушки, руки, ноги, чтобы укрепить ребенка на борьбу с дьяволом, которую православному христианину придется вести на протяжении всей жизни.
Наступает кульминация таинства:
Миропомазание
Сразу после крещения следует таинство Миропомазания, наделяющее новокрещенного благодатной силой Святого Духа:
- Кистью, смоченной священным благоуханным маслом, батюшка наносит крестики на лицо и другие части тела с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь».
- Затем священник с восприемниками и новокрещенным три раза обходят купель, после чего батюшка омывает и обтирает миро с тела ребенка, проговаривая: «Ты крестился, просветился, миропомазался, освятился, омылся, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
- Завершается обряд крещения крестовидным пострижением волос с головы ребенка в знак служения Богу со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) (Имя), во имя Отца и Сына и Святого Духа». Священник состригает небольшие локоны волос с четырех сторон головы, скатывает их в шарик с воском, который после опускает в купель.
В заключение читается молитва о восприемнике и новокрещенном, упоминая имя небесного покровителя ребенка, сугубая ектения и отпуст.
Воцерковление
Над крещеным ребенком после 40-го дня от рождения проводится чин воцерковления. Батюшка трижды приподнимает младенца и изображает им крестное знамение в притворе храма, посреди храма и у Царских Врат со словами: «Воцерковляется раб Божий (раба Божья) во имя Отца и Сына, и Святого Духа».
Далее чинопоследование для девочек и мальчиков разнится:
Причастие
Иногда причастие проходит сразу после крещения, но чаще всего священник приглашает родителей прийти с ребенком в другой день, например, через неделю. В назначенный день маме с малышом разрешается подойти ближе к окончанию утренней службы, после которой следует Причащение, где младенца причащают вином (Кровью Христа).
Сколько длится обряд крещения
Длительность обряда зависит от количества крещающихся. Индивидуальное таинство занимает около 40 минут, групповое – до 1 часа.
Особенности крещения детей разного возраста
Крещение ребенка возрастом от 7 до 14 лет (отрока) проводится схожим образом, как и у взрослых. Ему также нужно пройти огласительные беседы, выучить молитвы, выполнить подготовку к обряду: посетить службу в храме, выдержать трехдневный пост (при отсутствии медицинских противопоказаний).
Согласие на проведение таинства должен дать и сам ребенок, и его родители. Самостоятельно решить принять крещение могут дети старше 14 лет. Согласие родителей для этого не потребуется.
По церковным канонам, детям до 12 лет, чтобы принять крещение, нужны восприемники. В случае с младенцами крестные произносят обеты вместо крестников, в случае со старшими детьми – поручаются за их слова перед Господом.
Сам обряд крещения отроков в одних храмах может проводиться путем полного погружения, в других – через обливание через голову (когда размер чаши недостаточный). В случае окунания в купель ребенку разрешено погружать в нательном белье. Девочке-подростку рекомендуется надеть маечку. После ребенка обтирают и переодевают в крестильную одежду, в которой он пребывает до окончания обряда.
Набор крестильных принадлежностей для подростка включает:
- полотенце (крыжму);
- рубашку или сорочку;
- косынку (для девочки);
- нательный крест;
- тапочки.
Видео: как проходит таинство крещения ребенка
Запечатлеть светлое таинство на видео в некоторых храмах можно только с благословения батюшки, поэтому согласовать данный вопрос необходимо заранее.
Что нужно для крещения
Приблизительное время чтения: 10 мин.
Таинство крещения — начало жизни христианина. Подготовка к этому событию должна быть максимально серьезной и осмысленной, как со стороны того, кто принимает крещение, так и со стороны его крестных и близких людей. Мы собрали самые главные вопросы читателей о таинстве вхождения человека в христианскую традицию и задали их протоиерею Алексию Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово.
Что нужно знать крестному отцу и крестной матери?
В первую очередь крестному отцу и крестной матери нужно знать веру Христову и, более того, жить этой верой. Потому что наша вера не столько в наших словах, сколько в наших делах, в самой нашей жизни. Если крестные не живут верой, каким образом они смогут открыть веру своему крестнику? В современной церковной практике в большинстве случаев крестные имеют возможность только молиться за своих крестников, а воспитывают их родители. Поэтому родителями, как и крестным, необходимо быть христианами в полном смысле этого слова. Перед тем, как крестить своих детей, нужно определиться — действительно ли мы христиане или мы сами по себе, у нас своя «вера», свои воззрения на веру. Если у человека остаются какие-то сомнения и стереотипы насчет веры и Церкви, лучше взять паузу, разобраться в самих себе. Иначе можно обмануть своих детей, своих крестников — крестить их, а веры не дать. Это будет профанацией таинства.
Что нужно для Крещения?
Что нужно для крещения девочки/мальчика?
Для крещения девочки или мальчика нужна новая белая рубашка, для младенцев — распашонка, которая либо специально шьется для этого события, либо приобретается в храме. Также необходимо взять нательный крестник, пару полотенец. Необходимо определиться, в честь какого святого будет наречен ребенок после крещения.
Что нужно для крещения взрослого?
Взрослому человеку для крещения необходима неспешная серьезная подготовка. Тем, кто желает принять крещение, следует посетить огласительные беседы, поговорить со священником. Он назначит день, в который нужно будет прийти на исповедь, а также скажет, как готовиться к крещению, что читать — конечно, обязательно Евангелие. Также человеку, решившему принять крещение, желательно начать посещать богослужения, потому что крещеный человек становится частью православной церкви Христовой и частицей прихода, который он выбирает, в котором будет духовно жить.
Наблюдая за человеком до крещения, можно сделать вывод, будет ли он после крещения действительно жить христианской жизнью. К сожалению, печальные подозрения зачастую оправдываются — после крещения дух радости у человека очень быстро исчезает, захватывают повседневные заботы, работа, нет ни возможности, ни желания прийти в храм.
Перед крещением взрослому человеку нужно очень хорошо подготовиться и ответить самому себе на все вопросы, которые его смущают. Подставит ли он левую щеку, когда бьют по правой? Почему священники ездят на дорогих машинах? Почему батюшки толстые? Почему в храме люди злые? И на все остальные «почему». Если на эти вопросы человек не найдет ответ до крещения с помощью храмовых катехизаторов, священников или других прихожан, впоследствии может произойти внутренняя обструкция. Следует ответить самому себе на все неудобные, вызывающие сомнения вопросы.
В нашем мире, когда мы открываем интернет, смотрим телевизор или слушаем радио, мы может столкнуться со множеством грязи, которая порой исходит даже от православных священников и очень авторитетных людей. Такие люди действительно уводят народ от Христа. Здесь важно с трезвым пониманием входить в Церковь Христову и помнить, что только Христос является тем спасительным кораблем, что приведет нас к вечному Царствию.
Что нужно делать крестному/крестной перед крещением?
Крестному и крестной нужно обязательно посетить огласительные беседы в храме, прийти на исповедь и на причастие перед крещением своего крестника. Также это нужно сделать и родителям ребенка, которого собираются крестить.
Нужны ли крестные?
Нужны ли крестные ребенку/взрослому человеку?
Конечно, крестные нужны человеку, это древняя традиция христианской церкви. Крестные являются перед Церковью свидетелями того, что человек действительно будет воспитан в христианской вере и будет не просто внешне называться христианином, но и жить по вере. Крестные — это духовные отец и мать и для ребенка, и для взрослого человека. В первые века христианства крестные выступали поручителями того человека, которого приводили в Церковь. Они же были наставниками своему крестнику. Поэтому и сейчас выбирать крестного нужно очень внимательно.
Какие молитвы нужно знать для крещения?
Три основные молитвы, которые необходимо наизусть знать человеку, принимающему крещение — это «Отче наш», «Богородица, Дева, радуйся» и «Символ веры». Помимо этого, человеку перед крещением нужно читать и вечерние молитвы, и утренние. Можно читать и каноны, которые потом человек будет читать ко причастию (канон Спасителю, Пресвятой Богородице, ангелу-хранителю).
Например, император Константин, сделал христианство господствующей религией Римской империи, крестился уже во взрослом возрасте. Однако до этого он жил полноценной церковной жизнью: и молился, и в церковь ходил. Так и каждый человек перед крещением должен проникнуть в глубины православной веры, стараться самостоятельно читать дома молитвослов.
Отче наш (О молитве «Отче наш»)
Отче наш, Иже еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое, да будет воля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго.
Богородице, Дева, радуйся
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.
Символ веры (О Символе веры)
Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.
Зачем нужно крещение?
В Евангелие от Иоанна мы читаем разговор Господа с Его тайным учеником, праведным Никодимом, где Христос говорит: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Соответственно нам, уверовавшим в Спасителя, необходимо принять крещение, чтобы вечно быть со Христом, чтобы быть не просто рабами, а чадами Божьими. Для этого мы и принимаем крещение, чтобы отрешиться от всего греховного и войти в святую жизнь.
Что нужно для крещения взрослого?
Взрослому человеку для крещения необходима неспешная серьезная подготовка. Тем, кто желает принять крещение, следует посетить огласительные беседы, поговорить со священником. Он назначит день, в который нужно будет прийти на исповедь, а также скажет, как готовиться к крещению, что читать — конечно, обязательно Евангелие. Также человеку, решившему принять крещение, желательно начать посещать богослужения, потому что крещеный человек становится частью православной церкви Христовой и частицей прихода, который он выбирает, в котором будет духовно жить.
Наблюдая за человеком до крещения, можно сделать вывод, будет ли он после крещения действительно жить христианской жизнью. К сожалению, печальные подозрения зачастую оправдываются — после крещения дух радости у человека очень быстро исчезает, захватывают повседневные заботы, работа, нет ни возможности, ни желания прийти в храм.
Перед крещением взрослому человеку нужно очень хорошо подготовиться и ответить самому себе на все вопросы, которые его смущают. Подставит ли он левую щеку, когда бьют по правой? Почему священники ездят на дорогих машинах? Почему батюшки толстые? Почему в храме люди злые? И на все остальные «почему». Если на эти вопросы человек не найдет ответ до крещения с помощью храмовых катехизаторов, священников или других прихожан, впоследствии может произойти внутренняя обструкция. Следует ответить самому себе на все неудобные, вызывающие сомнения вопросы.
В нашем мире, когда мы открываем интернет, смотрим телевизор или слушаем радио, мы может столкнуться со множеством грязи, которая порой исходит даже от православных священников и очень авторитетных людей. Такие люди действительно уводят народ от Христа. Здесь важно с трезвым пониманием входить в Церковь Христову и помнить, что только Христос является тем спасительным кораблем, что приведет нас к вечному Царствию.
Какой крестик нужен для крещения?
Конечно, лучше золотой крестик. Каждому ребенку да и взрослому будет приятно иметь такой крест. А если серьезно — любой крест подходит для крещения. Главное, чтобы он был прочным и не сломался. Относительно размера, узора, драгоценного металла и материала — нет никакой разницы. Важно, чтобы у человека перед крещением было благоговение. Крест приобретается на усмотрение родителей и крестных.
Какая одежда нужна для крещения?
Крестильные наборы и для взрослых, и для детей продаются в церковных лавках. Для младенца можно взять просто распашонку, которая может использоваться в качестве крестильной одежды. А взрослому человеку можно купить крестильную рубашку, как женскую, так и мужскую. Вся крестильная одежда белого цвета, потому что он символизирует чистоту души и свет Царства Христова. Символизирует также Фаворский свет, на котором Христос преобразился.
Что нужно купить перед крещением?
Перед крещением нужно купить крестильный набор одежды, нательный крест. В храме можно приобрести свечи для всех, кто будет участвовать в таинстве: для родителей, крестных, друзей, всех пришедших. Эти свечи будут зажигаться во время крещения. Еще нужно приобрести или взять с собой махровые полотенца. Взять с собой икону того святого, в честь которого назван или будет назван человек при крещении. Такую икону обычно дарят человеку его крестные.
Что нужно взять с собой на крещение?
Кроме того, что перечислено выше, как взрослому, так и ребенку необходимо взять с собой свидетельство о рождении.
Нужны ли полотенца на крещении?
Да, полотенца на крещении нужны. Желательно взять пару махровых, хорошо впитывающих полотенец.
Нужно ли исповедоваться и причащаться перед крещением?
Человеку, который принимает крещение, нужно только исповедоваться. А вот родителями и крестным ребенка, которого крестят, нужно и исповедоваться, и причаститься. Особенно это важно тем, кто давно не причащался, потому что именно таинство евхаристии и таинство покаяния соединяет нас со Христом и Его Церковью.
Нужно ли причастие после крещения?
После крещения обязательно необходимо причаститься взрослому человеку, а родителями крещеного ребенка впервые принести его к чаше причастия. И после этого стараться регулярно причащаться. Лучше всего каждую неделю, каждый воскресный день.
Нужно ли поститься перед крещением?
Конечно, желательно поститься перед крещением. У всех людей разное физическое здоровье, поэтому этот вопрос лучше задать священнику, который будет вас крестить. Он же может стать вашим духовным отцом. Поэтому выбирая батюшку, который будет вас крестить, будьте внимательны, найдите себе духовного отца до крещения.
Что нужно делать после крещения?
После крещения каждому человеку нужно быть и оставаться христианином. Преумножать свои добрые дела. Возрастать и укрепляться в вере. И примером своей жизни приводить других людей к Богу, проповедовать Христову веру.
Если говорить о практических действиях, то сразу после крещения человеку нужно причаститься. После регулярно причащаться и исповедоваться, найти себе духовного отца, читать Священное Писание и духовные книги, совершать паломничества к святым местам.
На заставке фрагмент фото ShanePix
Что нужно знать о Таинстве Крещения ребенка: правила и полезные советы
Смысл священнодействия
Торжественный церковный обряд был установлен Иисусом Христом, который явился к Иоанну Предтече с просьбой окрестить Его водами Иордана. По традиции новообращаемого три раза окунают с головой в освященную чашу, призывая Триединого Бога. Смысл таинства – очищение от первородных грехов и перерождение души для дальнейшей жизни с Господом. На человека, прошедшего ритуал, снисходит Божественная благодать, тем самым давая ему пропуск к Царству Небесному.
По традиции новообращаемого три раза окунают с головой в освященную чашу
Только крещеный имеет право брать участие в других церковных священнодействиях. Присоединившись к Церкви и став частью православной веры, он обретает истинный путь, ведущий к нравственной жизни по законам Божьим. Именно поэтому лучше всего крестить ребенка сразу после рождения, чтобы положить начало его духовному развитию.
Подготовка к таинству
Крещение – важный ритуал в жизни ребенка и его родителей, поэтому подходят к нему очень ответственно. Перед обрядом крестным нужно пройти оглашение, исповедь, а затем причастие. Также за три дня до требы принято соблюдать строгий пост, не ругаться, не предаваться плотским утехам.
Подготовка к крещению девочки
Главный духовный родитель для малышки – это крестная мать. Именно она держит на руках кроху после омовения и до конца ритуала. Восприемница должна принести новую крыжму, в которую закутывают мокрого ребенка. Лучше взять уже готовый «уголок» с капюшоном, чтобы прикрыть влажную детскую головку. Также родительнице необходимо купить белое простое платье-рубашку с чепчиком, которую одевают на крестницу, как только ее вынут из купели. При этом покрой выбирают такой, чтобы он не препятствовал миропомазанию. Белоснежное полотно символизирует чистую, избавленную от грехов душу.
Крестик обычно покупает крестный отец. Материал значения не имеет, а вот в качестве цепочки лучше взять веревку или тканевой шнурок, так как он не будет раздражать нежное младенческое тело.
Подготовка к крещению мальчика
Подготовительные процедуры перед таинством мальчика ничем не отличаются от девочки. Крыжму и белую рубаху покупает крестная мать, а нательный крестик приносит крестный отец. Он же принимает ребенка после купели, удерживая его на руках до окончания священнодействия. Также восприемник обязан оплатить требу.
Собеседование перед крещением
Огласительные беседы помогают крестным родителям осознать глубинный смысл таинства. В некоторых храмах собеседование проходит по определенным дням, однако есть такие церкви, где встречи назначаются индивидуально. Иногда после прохождения курса слушающим выдаются сертификаты, которым предшествует экзамен. При этом длительность лекций составляет от пары дней до недели.
Оглашение можно проходить в любом храме вне зависимости от места будущих крестин.
Причастие и пост перед таинством
Накануне священнодействия родители малыша и крестные должны пройти обряд исповеди с последующим причастием. За три дня до этого необходимо держать строгий пост: отказаться от пищи животного происхождения, увеселительных мероприятий, интимной близости, а также не сквернословить. Утром перед крещением запрещается есть, чтобы по окончании ритуала восприемники смогли пройти Евхаристию вместе с новообращенным.
Видео «Все о Таинстве Крещения»
В этом видеосюжете рассказывается о правилах священнодействия.
Крестные родители
Согласно церковным правилам, быть восприемниками запрещается:
- психически нестабильным людям;
- алко- или наркозависимым;
- атеистам;
- приверженцам другой веры;
- послушникам;
- тем, кто состоит в официальном или гражданском браке;
- девочкам до 13 лет, мальчикам до 15 лет;
- родителям ребенка;
- родным братьям и сестрам.
Правила для крестной
Восприемница должна купить малышу новую крыжму и белую рубаху, а церковнослужителю, ведущему обряд – подарить шелковый платок. Не желательно, чтобы крестная мать во время ритуала была беременной. Если так случилось, ей необходимо пройти накануне таинство исповеди, чтобы очистить свою душу от грехов.
Правила для крестного
Восприемник покупает нательный крест, который после крещения надевают на младенца. Также он дарит символический подарок в виде серебряной ложки или столового набора. Обязанности крестного отца включают оплату расходов на требу и поддержание финансового благосостояния крестника до наступления его совершеннолетия.
Этапы обряда в церкви
Перед омовением святой водой младенца нарекают православным именем, согласно Святцам. Если список не содержит нужного прозвания, подбирают близкое по звучанию имя или крестят во славу святого, почитаемого в этот день.
Огласительная беседа
Начинается обряд с чина оглашения. Священнослужитель снимает с ребенка одежду, оставляя только пеленку, чтобы был свободный доступ к груди, ручкам и ножкам крохи. Церковник кладет руку на детскую головку, а затем читает молитву, прося у Господа дозволения присоединиться малышу к Божьему Имени, а также обрести Его защиту.
Отречение от дьявола и сочетание с Христом
Так как новорожденный еще не умеет говорить, эту процедуру проводят за него крестные родители. Взяв младенца на руки, они поворачиваются лицом на запад и вслух отрекаются от сатаны. Затем восприемники плюют в сторону дьявольской обители, показывая нечистой силе свое презрение. Далее священник просит развернуться к востоку, чтобы добровольно согласиться на сочетание со Спасителем. По окончании этой части ритуала произносится молитва «Символ веры», которая читается наизусть.
Само крещение
Третий этап церемонии начинается с освящения купели и елейного масла, которым перед окунанием обмазывают грудь, руки, ноги и уши ребенка. Такой обряд защищает малыша от сатаны, укрепляя его душу для дальнейшей борьбы с дьявольскими силами. Затем церковник три раза опускает кроху с головой в воду, взывая при этом к Святой Троице. Так он очищает младенца от первородного греха, возрождая его к новой жизни по Божьим Законам.
Очищение младенца от первородного греха
Заканчивается таинство крещения накладыванием на грудь ребенка нательного креста.
Миропомазание
Суть этого священнодействия заключается в наделении малыша Божьей благодатью. После омовения церковник рисует елеем на теле крохи крестики, символизирующие печати Святого Духа. Далее крестные родители вместе с новообращенным трижды обходят чан со святой водой. Закончив последний круг, батюшка вытирает елейное масло, состригает несколько локонов с головы младенца, соединяет их с воском и кладет в купель. Затем произносится молитва, усиленная эктения, а по окончании таинства – благословение на выход из храма.
После омовения церковник рисует елеем на теле крохи крестики
Воцерковление
После крещения ребенка священнослужитель поднимает его и, держа на руках, делает крестное знамение:
- у входа в церковь;
- внутри храма;
- перед главными вратами иконостаса.
Если чин проводят для мальчиков, то новообращенного вносят к алтарю с северной стороны. Далее вокруг престола совершают круг, а затем прикладывают ребенка к иконе Иисуса Христа. Девочек же подносят к иконостасу, где прилагают к образу Пресвятой Божьей Матери.
После крещения происходит воцерковление ребенка
Причастие
Время Евхаристии для крещеного младенца устанавливает батюшка. Зачастую таинство проходит в день обращения к Господу, однако церковник может назначить и другую дату. Родительница с крохой приходит под конец утреннего богослужения, когда совершается причастие. Тогда же малыша причащают из Чаши Священных Даров, дав ему немного вина.
Распространенные вопросы
Таинство крещения – сложное священнодействие, а потому знать все его нюансы практически невозможно. Ниже мы обсудим, с какими вопросами чаще всего сталкиваются родители перед началом ритуала.
В каком возрасте нужно крестить ребенка
Церковь рекомендует обращать ребенка к Богу на 40-й день после появления на свет. Православие объясняет это так:
- после родов должно пройти не менее 40 дней, чтобы женщина полностью очистилась перед великим таинством;
- чем младше ребенок, тем легче он переносит процедуру омовения;
- новорожденные не так остро реагируют, когда их берут на руки чужие люди.
В какие дни можно крестить младенца
Обряд крещения можно проводить в любой день (праздничный, выходной или будний). Лучше, если треба будет совершаться среди недели, когда нет длительных богослужений, на которых присутствует много людей. Как правило, родители предпочитают лично договариваться со священнослужителем, чтобы провести индивидуальную церемонию.
Если таинство выпадает на пост, праздничная трапеза, соответственно, должна быть постной.
Сколько длится крещение
Если в обряде участвует только один младенец, продолжительность ритуала редко превышает 30-40 минут. А вот групповые требы могут продолжаться около часа.
Сколько стоит крещение ребенка в церкви
Единого ценника на требу нет, так как она должна совершаться бесплатно. Однако сегодня храмы нередко устанавливают определенную сумму, которую нужно внести перед началом обряда. Такая вынужденная мера связана с нерегулярными пожертвованиями, за счет которых живет церковь. При этом если родители не способны заплатить за церемонию, батюшка не имеет права отказать им в таинстве.
Можно ли крестить в критические дни
Женщины во время менструаций к церковным священнодействиям не допускаются. Именно поэтому день для ритуала нужно выбирать так, чтобы он не совпадал с ежемесячными женскими очищениями. Если так произошло, то крестная мать обязана уведомить церковника. Она сможет присутствовать на обряде, однако принимать младенца на руки и прикладываться к святым образам ей будет запрещено.
Крестины – важный день для всех, кто участвует в этом священном таинстве. Подходить к нему нужно осознанно, ведь совершая церковный обряд, происходит обращение ребенка к Богу и христианской вере. Так, паства Господня пополняется еще одним чадом Божьим.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что такое ересь и что она значит в православии
В традиционном смысле понятие «ересь» означает любое утверждение, которое противоречить вероучениям христианской Церкви. Конкретно в православии — это есть намеренное искажение догматов, заблуждение относительно них и упорное сопротивление Истине, изложенной в Священных Писаниях.
Отношение святых отцов к ереси
Святые отцы относят еретиков к людям, нарочно отчуждающимся от религии и самой веры. От истинных христиан их отличает мировоззрение, несогласованное с ортодоксальным мнением Церкви. В собственной глубине ересь — это скрытое отвержение учения Христа, откровенное богохульство.
На заметку! Родоначальником ереси древние христианские писатели считают библейского персонажа Симона Волхва. Первое упоминание об этом человеке можно найти в «Деяниях Апостолов». В книге указывается, что Симон считал себя грандиозным существом, творящим чудеса, и «Истинным Мессией».
Когда Петр и Иоанн прибыли в Иерусалим, Волхв, увидев их божественную власть низведения на человека Святого Духа, решил купить этот дар. Апостолы отвергли Симон и обличили его, поэтому продажа и покупка священных таинств стала называться «симонией». С древнегреческого это слово переводится как «выбор» или «направление». Под ересью понимали религиозное течение или философскую школу. Например, в Библии таковыми назывались фарисеи и саддукеи.
Апостол Петр в своих посланиях предсказывал появление противоположного христианскому учению движения. Он говорил, что лжепророки были раньше, а в будущем придут лжеучители, несущие разлагающие и богохульные знания. Петр предрекал еретикам, как отошедшим от Истины и Бога, скорую гибель и ставил их в один ряд с идолопоклонниками и колдунами.
- Определенный смысловой оттенок понятие приобретает в посланиях новозаветных апостолов. Здесь ересь считается полным противопоставление истинному (ортодоксальному) вероучению и постепенно превращается в жестокое отрицание Откровения, преподаваемое Богом. В Новом Завете понятие уже больше, чем просто направление мысли, оно нарочито стремиться исказить фундаментальные основы христианского учения.
- С точки зрения науки аскетики — раздела богословия, изучающего возрождение в ходе подвижничества, — ересь является крайним заблуждением, которое не снижается от доказательств ортодоксального учения и становится устойчивым. В термине соединяются многочисленные порочные состояния ума (гордыня, своенравие, обольщение).
- Святой Василий Великий точно определял суть всех еретических учений. Он считал, что подобные направления отчуждаются от православия, искажают догматы, изложенные в Священных Писаниях. Преподобный говорил о большом различии в самом способе верования во Всевышнего Творца.
- Епископ Никодим отмечает: чтобы получить клеймо еретика, достаточно усомниться хотя бы в одном догмате христианской Церкви, не затронув при этом оснований православной традиции.
- Святитель И. Брянчанинов считает, что еретическое учение тайно отвергает само христианство. Оно возникло уже после того, как идолопоклонство совершенно потеряло силу над умами людей. С тех пор дьявол приложил все усилия, чтобы люди не смогли полностью отдаться спасительному знанию. Он выдумал ересь, посредством которой позволил своим последователям иметь наружность христиан, но в душе богохульствовать.
На заметку! Ереси разделяют на триадологические и христологические. К первым относят монархианство и арианство, учения, подвергшиеся осуждению на первых Вселенских соборах. Сюда же относят саввеллиан, фотиниан, духоборцев, аномеев и т.д. В разряд христологических ересей ставят: несторианство, монофелиство и иконоборчество.
Во времена Реформации приходит европейский рационализм, а после вариации манихейства и несторианства.
Сущность и становление ереси
Раннехристианская Церковь внимательно следила за тем, чтобы учение оставалось в изначальной чистоте, решительно отвергая разнообразные искажения ортодоксального знания. Поэтому появился термин «православие», что означает «правильное знание или учение. Со II столетия это понятие вбирает в себя силу и веру всей Церкви, а термин «гетеродоксия» с этого времени используется для обозначения чего-то отличного от слов Истины.
Е. Смирнов отмечает, что в искажающих божественное учение Христа еретических воззрениях есть систематизированная последовательность, переходящая от общей концепции к частной. Это произошло оттого, что христианство принимали язычники и иудеи, неготовые полноценно отказаться от идолопоклонства и иудейства. Соответственно этому, появлялось смешение ортодоксального знания и тех идей, которые находились в умах новоприбывших.
Отсюда происходят все заблуждения относительно церковного вероучения.
- Еретики-иудеи (евиониты) стремились слить собственное знание с христианством, а вскоре и совсем подчинить его. Язычники (гностики и манихеи) хотели создать симбиоз ортодоксального учения, восточных религий и философской системы Греции.
- После того как Церковь смогла отвергнуть первый поток лжеучений, на смену пришли другие ереси, которые набрали силу на почве самого христианства. Предметом этого нарочитого искажения послужил догмат о Святой Троице, так появились антитринитарии.
- Далее ереси углубляются во всё более частные вопросы, например, Второе Лицо Единого Бога. Эта ересь была названа арианством и появилась в начале IV столетия.
На заметку! Так как литература лжеучения уничтожалась служителями Церкви, сведения можно найти в трудах тех, кто их обличал.
К ярым борцам против искажения истинного вероучения относят: Оригена, святого Киприана Карфагенского, Климента Александрийского, Блаженного Августина, святителя Феодорита и многих других. Церковь также отрицает иные формы отступничества, она противостоит расколу и парасинагоге (самоличному сборищу священнослужителей).
Анафема еретикам
Нарушение Христовых заповедей связывают с самоличным стремлением человека и пагубной зараженностью ядовитой скверной греховности. Бог создал Церковь для того, чтобы привлекать падшие души к делам добрым. Религиозное мировоззрение позволяет христианину отпадать от порока, возрастая духовно и уподобляясь Тому, кто лично показал пример истинного бытия. Тогда становится понятно, что нарушители Небесного Законодательства необходимы и не являются исключением.
Ересь — преступление неуголовное
Апостольские правила за ересь наказывали отлучением. Законы Византийской империи — смертью. Католическая Церковь еще в XVIII веке еретиков сжигала. В Православной Церкви не было инквизиции, но случаи казни еретиков встречались. Если еретик возмущает народ — каковы действия Русской Церкви сегодня?
Судебная симфония
До 1448 года Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата и жила по византийским законам. Эти законы были объединены в Номоканон, который появился на славянском языке под именем Кормчей книги. Поскольку Церковь и государственная власть Византии (как и Руси) не были разделены, Номоканон включал в себя как постановления церковных соборов, так и указы императоров. Греческий патриарх ставил митрополита в Киев, а тот посвящал епископов в разные княжества, границы которых первоначально совпадали с границами епархий. Это приводило к тому, что нередко чисто церковные вопросы переплетались или даже подменялись вопросами церковной и княжеской политики или просто борьбой за власть, как, например, в деятельности ростовского епископа Феодора в XII веке, одного из первых, осужденных на Руси за ересь. Ставленник владимирского князя Андрея Боголюбского, священник Феодор добился посвящения в епископский сан в Константинополе, минуя киевского митрополита (князь Андрей хотел видеть Феодора независимым от греков владимирским митрополитом всея Руси). Феодор (которого стали звать Федорец — белый клобучок) обосновался в Ростове и не захотел ехать в Киев за митрополичьим благословением, к чему призывал его прежний покровитель, Андрей Боголюбский. Киевский митрополит Константин (по происхождению грек) распорядился никому в Церкви не признавать Феодора. Возмущенный Феодор, по свидетельству летописцев, впал в неистовство, захватывая всех, кто отказался его признавать, и люто их мучая. Вскоре он был схвачен князем Андреем Боголюбским и отправлен в Киев. Отказавшись каяться, изрекая хулы на всякую святыню, Феодор, по повелению киевского митрополита, был казнен «как злодей и еретик». Вряд ли несостоявшийся епископ был вправду еретиком, скорее речь шла о крайней степени душевного помрачения вследствие гордыни. Однако ее следствием явилось и уголовное преступление — истязание ни в чем не повинных людей. Кроме того, он богохульствовал, а за это по греческим законам полагалась смерть. Для Руси это было необычно: смерти предавали обычно возмущавших народ язычников, но не христиан, причем их судила не Церковь, а сам князь или воевода и даже народ самосудом (см. «Повести временных лет»). Вместе с тем полномочия церковного и светского (княжеского) судов не были на Руси четко разделены. Церковь принимала участие в рассмотрении множества дел, в том числе семейных и даже чисто уголовных. Ведению исключительно церковного суда подлежали волхвование, чародейство, кощунство, еретичество, совершение христианами языческих обрядов. Наказания полагались следующие: отлучение от причастия разной продолжительности и штрафы. Если, например, муж не мог отвадить жену от чародейства, то был обязан платить за нее постоянный штраф епископу, жена же отлучалась от Церкви.
Прп. Иосиф Волоцкий против прп. Нила Сорского
Одной из самых крупных ересей на Руси стала так называемая новгородско-московская ересь (XV век), более известная под названием «ересь жидовствующих». Еретики учили, что обетованный Мессия еще не пришел, Иисус — не Христос, поэтому следует соблюдать закон Моисея и ждать «истинного» Мессию (по христианскому разумению — Антихриста). Жидовствующие отрицали христианскую церковность, тайно праздновали иудейскую Пасху и занимались астрологией. Поразительно, что ядро новой секты составили священники. Очевидно, слепо доверяя в христианстве исключительно обрядам, священники, как постоянные их исполнители, в какой-то момент оказались в них разочарованными. Повторяя магические, по их представлению, молитвенные формулы, используемые ими, скорее всего, для достижения житейского благополучия, они обнаружили их недейственность. Однако вместо обращения к заботе о преображении души, новогородские клирики прислушались к совету иудеев, прибывших в Новгород в свите новгородского князя Михаила Олельковича. Иудеи объявили батюшкам, что они не те обряды исполняют — все «истинное» записано в Пятикнижии Моисеевом. Так новые «спасительные» обряды заставили предать Христа.
По настоянию новгородского архиепископа Геннадия, в 1490 году в Москве состоялся церковный собор. Девять лиц духовного звания были преданы анафеме. Часть из них отправлена в заточение по монастырям, другая отослана в Новгород. Их одели в вывернутые платья, в берестяные шлемы с мочальными кистями, с венцами из соломы и надписью: «Се есть сатанино воинство». Посадили задом наперед на лошадей и возили по улицам. Потом шлемы были сожжены прямо на головах у еретиков. Ссылаясь на положительный, по его мнению, опыт инквизиции, владыка Геннадий хотел добиться для осужденных смертной казни, но собор этому воспрепятствовал, во многом потому, что среди еретиков были высокопоставленные церковные лица, в том числе настоятели кремлевских соборов, и родственники царя. Окончательно разоблачена ересь была только, когда за дело взялся знаменитый игумен Волоцкого монастыря Иосиф. В 1504 году он потребовал у Ивана III физического истребления еретиков — даже при условии покаяния. Это противоречило Апостольским правилам (согласно 52-му правилу, «аще кто, епископ, или пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся»), но, по мнению Иосифа Волоцкого, покаяние жидовствующих было притворное, а вина тяжелее, чем ересь: это полное отступление от христианства. А по византийским канонам (гл. 31-33 Градского закона, входившего в Кормчую книгу), за совращение в иное вероисповедание и сам переход из Православия в другую религию полагалась смерть. Противниками этого мнения выступили заволжские старцы, последователи прп. Нила Сорского. Они решительно отрицали смертную казнь за ересь, доказывая, что кающихся еретиков надо принимать в церковное общение (жидовствующие тогда уже каялись). Различия между двумя подвижниками коренились в их отношении к государству. Прп. Иосиф видел в государстве охранительную силу, которая может использовать мирские средства для защиты церковных интересов. Прп. Нил в корне это отрицал. Вдохновляемый евангельским идеалом разрыва с миром, лежащим во зле (1 Ин. 5: 19), он не имел никаких иллюзий относительно христианской государственности. Путешествуя на Афон, тогда еще инок Нил должен был видеть развалины взятого турками Константинополя и укрепляться в сознании того, насколько тленна слава мира сего.
Однако мнение волоцкого игумена восторжествовало: собор 1504 года главных вдохновителей ереси осудил на смерть через сожжение. Впоследствии византийские законы о казни за переход в иное исповедание вошли в Соборное уложение Алексея Михайловича (1649), куда был также включен закон, предусматривавший смертную казнь за хулу на Церковь и ее догматы. Именно на его основании были казнены многие старообрядцы (способ перстосложения, ставший одним из внешних поводов для раскола, был возведен на Руси в ранг церковного догмата).
От смертной казни к литературной полемике
В 1589 году на Руси было установлено патриаршество. Но Православная Церковь Западной Руси оставалась подчиненной Константинополю. В политическом отношении ей приходилось подчиняться великому князю Литовскому, с 1569 года — польскому королю. Именно в XVI веке огромный размах там получило еретическое движение, инициированное европейской Реформацией. Наряду с распространением идей Лютера и Кальвина появлялись и новые исповедания. В 1592 году только в Вильно насчитывалось 72 протестантские секты. Дело доходило до возрождения арианства и отрицания учения о Святой Троице (социниане и антитринитарии), Использовать в Западной Руси репрессии против отколовшихся от Церкви сообществ было невозможно — русские не являлись титульной нацией. Дело осложнилось и тем, что борьбу с ересями и протестантизмом развернула в своих интересах Католическая Церковь. Орден иезуитов стал обращать отпавших от Православия русских из протестантизма в католичество. В сложившейся обстановке карательные меры «за вольнодумство» оказались неприложимы. Тогда православные избрали иной способ самозащиты — литературную полемику, подъем православного образования, взаимопомощь. Для защиты веры были организованы православные братства, при которых устраивались школы, типографии, больницы. Так, благодаря наступлению протестантов и иезуитов-католиков произошло возрождение Православной Церкви в Западной Руси, сыгравшее большую роль в истории России.
В настоящее время Русская Церковь лишена государственной опеки и может решать свои внутренние вопросы свободно. Это касается и отношения к еретикам. К ним приложимы меры прежде всего нравственного воздействия: увещевания со стороны епископа. В случае, когда заблуждающийся настаивает на своем, к нему применяют отлучение той или иной продолжительности, для священнослужителя — временный запрет в служении или извержение из сана. Если же и тогда человек не кается, его могут предать уже великому (совершенному) отлучению, то есть анафеме, применяемой к нераскаянным грешникам, но понимаемой все же в качестве меры воспитательной, которая оставляет анафематствуемому возможность покаяния.
Ересь
Е́ресь (от греч. αἵρεσις — направление, выбор) — 1) утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению Церкви; 2) заблуждение относительно Православных догматов, поддерживаемое сознательным, упорным противлением Истине.
Пространный христианский катехизис так определяет понятие ересь: «Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине».
Почему регулярно нарушающий нравственные нормы не подлежит непременной анафеме, а упорствующий в нарушении догматов анафематствуется?
Нарушение заповедей Христовых бывает связано как с произвольным желанием человека, так и с его зараженностью скверной греха.
Церковь Божия для того и создана на земле, чтобы привлекать в неё грешников с тем, чтобы они, при содействии благодати, освобождались от греха и возрастая возрастом духовным, уподоблялись Создателю ( Мк.2:17 ).
Стало быть, присутствие нарушителей заповедей в земной Церкви — не исключение, а богоустановленная норма. Если бы греховность, как таковая, служила основанием немедленного отлучения человека от Церкви, земная Церковь тут же опустела бы ( 1Ин.1:8 ), а на земле приумножилось бы зло. Это было бы угодно не Богу, но диаволу.
Несмотря на то, что земная Церковь создана для грешников ( Мк.2:17 ), это не значит, что грешник и вовсе не может быть отлучен от церковного общения. В зависимости от тяжести совершенных им преступлений он может быть отлучен от полноправного общения с братиями и сестрами во Христе в той или иной мере (например, он может подпасть под запрет на участие в Таинстве Евхаристии сроком на несколько дней или недель).
Подобные меры не отделяют грешника от Вселенской Церкви, но напротив, бывают направлены на его исправление и дальнейшее единение с Церковью и её Главой, Господом Иисусом Христом.
Другое дело, если речь идёт не просто о нарушителях нравственных заповедей, а о еретиках. Конечно, как и всякий грех вообще, грех уклонения в ересь омывается покаянием. В этом отношении он не сильно отличается от прочих грехов. Зато в другом отношении он имеет принципиальное отличие.
Тот, кто впал в ересь, не желает прислушаться к голосу Церкви и отказаться от заблуждения, выражает тем самым, что исповедует какую-то особую веру, отличную от той веры, какую должны исповедовать члены Вселенской Церкви и каковая служит залогом их духовного единства.
Получается, что анафематствуя такого преступника, Церковь, по сути, всего лишь констатирует, что своим нежеланием исповедовать общую всем православным веру, он сам себя отлучает (отлучил).
Можно сказать, что еретики являются своего рода идолопоклонниками, ведь они верят в какого-то особого, созданного в их сознании Бога, или в какую-то особую, созданную в их воображении истину, но не в Того Бога (не в Ту Истину), в Которого верит Вселенская Церковь.
Значение термина
Ересь — намеренное искажение православной догматики.
В древнегреческом языке слово ересь (др.-греч. αἵρεσις) означало «выбор», «течение» или «направление». Понятием «ересь» в иудео-эллинистической культуре обозначались религиозные или философские направления, течения и школы. Так, например, религиозно-политические партии фарисеев и саддукеев названы в Деяниях ересями ( Деян.5:17, 15:5, 26:5 ).
В Новозаветных апостольских посланиях понятие «ересь» приобретает иной смысловой оттенок. Оно начинает противопоставляться правильному вероучению, превращается в отрицание истины Божественного Откровения. Это уже не просто направление или течение мысли, но осознанное стремление исказить основы христианского вероучения, а, значит, и лишить человека возможности спасения в вечности.
Суть еретических учений прекрасно выразил св. Василий Великий. Вслед за всеми святыми отцами, он полагал, что к еретикам должны быть отнесены отчужденные от Православия в самой вере, искажающие один или несколько догматов, изложенных в Символе Веры или любое освященное изначальным и долговременным употреблением в Церкви священное предание и установление. «Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся, – говорит св. Василий о мнении свв. Отцов. – Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога».
Следуя толкованию позиции св. Василия Великого, данному выдающимся православным комментатором канонического права Иоанном Зонара, «еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались».
Знаток церковного права епископ Далматинско-Истринскому Никодим (Милаш) писал, что, ересь как «учение, противное православной вере, не должно, впрочем, касаться непременно оснований православного вероучения, чтобы данное лице считать еретиком, – достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы и в одном догмате, и в силу этого оно уже еретик».
Сущность ереси глубоко раскрыта св. Игнатием Брянчаниновым: «Ересь есть прикровенное отвержение христианства. Когда люди начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством».
Как справедливо отмечает сектовед А. Л. Дворкин, «слово еретик… означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человек изначально должен был пребывать в истине».
В аскетическом плане ересь является крайней степенью прелестного мнения, которая может периодически возобновляться как типологически устойчивое пленение ума. В ереси соединяются воедино многие страстные состояния: мнение, самообольщение, гордыня, своеволие и т. д.
Главная опасность ереси
Говорили об авве Агафоне:
«Пришли к нему некие, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его:
«Ты — Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец». «Да, это правда», — отвечал он.
Они опять спрашивают его: «Ты, Агафон, клеветник и пустослов?»«Я», — отвечал он.
И еще говорят ему:«Ты, Агафон, еретик?» «Нет, я не еретик», — отвечал он.
Затем спросили его: «Скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес?»
Он отвечал им:«Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно моей душе, а признание себя еретиком значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от моего Бога».
Выслушав это, они подивились его рассудительности и отошли, получив назидание».
(Древний патерик. 1914. С. 27. № 4.)
Ереси в истории
Возникновение ересей предсказывал апостол Петр: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» ( 2Пет.2:1 ). Апостол Павел помещает ересь в один разряд с грехом волшебства и идолослужения ( Гал.5:20 ).
Раннехристианская Церковь строго следила за чистотой своего вероучения, решительно противопоставляя себя всем искажениям христианства. Именно поэтому за ней закрепился термин Православие (греч. Όρθοδοξία – православие, правоверие, правильное знание, суждение).
Распространяющийся со II века термин Православие означает веру всей Церкви в отличие от разных учений еретических сообществ, для обозначения которых использовалось слово гетеродоксия (έτεροδοξία – другое, отличное от правильного учение, знание).
Первоначально еретиками называли гностиков, хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно. Родоначальником ересей считается Симон Волхв ( Деян.8:9 ). К первому периоду относятся такие ереси, как евионитство, керинфианство, елкезаитство, докетизм, манихейство, монтанизм, хилиазм.
Триадологические ереси: монархианство и арианство, осужденные на I и II Вселенском соборах. В списке ересей, осужденных на II Вселенском Соборе, значатся также: евномиане, аномеи, евдоксиане, полуариане, или духоборцы (македониане), савеллиане, фотиниане, аполинариане.
Христологические ереси: несторианство (евтихианство), монофизитство, монофелитство, осужденные на последующих соборах, а также иконоборчество, осужденное на VII Вс. Соборе, практически были повторением и развитием древних. В период Реформации возрождается рационализм антитринитариев (Сервет, социниане и др., в России – Феодосий Косой). Адопциане были модификацией несториан, а павликиане и богомилы – вариацией манихейства. В средние века на Западе как отголоски манихейства появились альбигойцы, катары, патарены. В XII в. возникли вальденсы – смесь пиетизма и рационализма.
Последовательность возникновения ересей
«В появлении еретиков, искажавших божественное неизменяемое учение Христианской Церкви», – пишет Е. Смирнов, – «есть некоторая последовательность и система, именно – переход от общего к частному. Следовало ожидать, что на первых порах, вследствие вступления в Церковь иудеев и язычников, не хотевших вполне отказаться от иудейства и язычества и потому смешивавших христианское учение с воззрениями иудейскими, появятся еретические заблуждения относительно всей системы христианского вероучения, а не отдельного какого-либо пункта.
Так действительно и было: с одной стороны явились еретики иудействующие, называемые также евионитами, которые стремились слить христианство с иудейством, даже с подчинением первого последнему, а с другой – язычествующие, или, как они назывались во 2 веке, гностики, а потом манихеи, стремившиеся из христианского вероучения в соединении его с восточным религиозным миросозерцанием или греческой философией образовать смешанную религиозную систему.
Когда лжеучения этих еретиков были отвергнуты Церковью и уже стали отживать, на смену им появились другого рода ереси, возросшие уже на христианской почве. Предметом их служит главный догмат христианства о троичности Лиц в Божестве. Это – ереси антитринитариев.
В последующее за тем время развивается ересь по вопросу еще более частному: о Божественности Второго Лица Святой Троицы. Эта ересь, известная под именем арианства, открыто появилась уже в начале 4 века.
В век апостольский мы видим еретиков иудействующих и язычествующих. Последние положили начало тому гностицизму, который развился особенно сильно во 2 в. после времен апостольских».
Обличители ересей
Иные категории отступничества
Помимо ереси, Церковью выделены и иные категории отступничества: раскол и самочинное сборище (парасинагога).
Об отличии ошибки от ереси ^
священник Михаил Легеев:
По степени ясности и точности осмысления человеком учения Церкви можно выделить пять стадий. Первая — догматы, заключенные в слова. Здесь все кристально чисто, лишнее отсечено, все нужное сказано.
Вторая — акцент. Акцент выделяет лишь какую-то грань полноты картины. Святой Афанасий Великий за «единосущие» всю жизнь положил. Но «единосущие» — это еще не полнота догмата. Богословие святых отцов по большей части — богословие акцентов. Один мог выделять один акцент, а другой — другой.
Третья стадия — неточность. Неточность связана с некоторым недопониманием. Например, святитель Кирилл Александрийский слово «ипостась» употреблял в значении «сущность». Он не имел в виду тот смысл, который потом вкладывали в его слова монофизиты, но не мог еще свою мысль облечь в правильные слова. Поэтому для нас это неточность.
Четвертая стадия — ошибка. Ошибка есть ошибка. Святитель Григорий Нисский (богослов IV в. — Прим. ред.) исповедовал апокатастасис, то есть учение о всеобщем избавлении от вечного посмертного воздаяния. Но если бы Церковь указала ему на ошибку, он бы не стал упорствовать.
Пятая стадия — ересь. Святые отцы могли ошибаться, а вот упорствовать в этом — нет. Святой Викентий Леринский (галльский богослов V в.) пишет: «Виновники того мнения признаются православными, а последователи — еретиками, учителя разрешаются, а ученики осуждаются, писатели сочинений будут сынами царствия, а защитники оных подвергнутся геенне». Где-то между четвертой и пятой стадиями, между ошибкой и ересью, и пролегает граница, отделяющая еще церковное бытие от уже внецерковного. Опять же, важен сам вектор движения. Если он направлен к Церкви и Богу — это путь к истине, если в обратную сторону — к ереси. Еретиком не становятся в одночасье, это результат длительного процесса, того самого неправильного движения.
Из интервью в журнале «Вода Живая» №10 2015
Говорить о некоем «абсолютно чистом Православии» в определенном отношении некорректно. Но хотя в природе и не существует дистиллированной воды, но тем не менее вода из чистого источника существенным образом отличается от воды из помойной лужи. Церковь есть Тело Христово, а потому и вообще Православие, и в частности православное богословие является живым организмом. Бывает, что живой организм болеет и поглощает в себя чужеродные элементы, но он должен либо переработать их, либо отторгнуть, ибо иначе погибнет. А поскольку Церковь пребудет вечно и врата адовы не одолеют ее ( Мф. 16, 18 ), то православное миросозерцание или перерабатывает отдельные чуждые ему элементы (но только до определенной степени, как было, например, с некоторыми частями античного мировоззрения, усвоенными христианской культурой), или отвергает и их?, как пагубные для его духовного здоровья, – это и случается обычно с ересями. Так как богословие живое, то Православие непрестанно переливается множеством радостных красок и оттенков, восхищая своей новизной. Свет имеет известный цветовой спектр, но тьма им не обладает (ср. Ин. 1, 5 ). И хотя порой кажется, что свет и тьма иногда смешиваются, как, например, при вечерних сумерках, но это лишь иллюзия, поскольку они лишь сополагаются. Ибо что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? ( 2Кор. 6, 14–15 ). Православие, при всем богатом разнообразии цветовых оттенков, есть и всегда останется Православием, а ересь – ересью.
Профессор А.И. Сидоров (Святоотеческое наследие и церковные древности).