Тамбовская митрополия: храмы и монастыри, священники и духовенство

7. Территориально-административное устройство Тамбовской епархии и органы епархиального управления XIX — нач. XXI вв.

В 1791 г вышел указ императрицы Екатерины Великой, чтобы в предварительном следствии по делам, где замешано духовенство, участвовали и депутаты от духовенства, для этого все епархии разделялись на депутатские округа, так чтобы в каждом округе были села одного уезда, и не менее 10. Так было положено начало новому административному делению епархий.

Исходя из логики указа Епископ Нижегородский Дамаскин просил перевести 38 церквей его епархии в другие и таким образом к Тамбовской епархии отошли церкви Пензенского наместничества: села Бекатовка, Лопуховка, Выставки, Сыреево, Петровка, Ребровка, Бадиково, Чирково, Ручим, Кенша, Перовка Знаменская, Малое Грибоедово Инсарской округи, сюда же Пестровка, Трескино, Долгоруково, Поленщино, Владыкино, Митятино, Бутурлино. В 1796 г. упразднена Пензенская губерния. Уезды Нижнеломовский, Верхнеломовский, Керенск, Чембар отошли к Тамбовской епархии. Но в 1799 г. учреждены Саратовская и Пензенская епархия с центром в Пензе. Нижнеломовский уезд вернулся в эту епархию. Тамбовский епископ стал называться Тамбовский и Шацкий (до этого был Тамбовский и Пензенский).

Теперь Тамбовская епархия состояла из следующих уездов с городами: Тамбовский (92 храма), Козловский (101 церковь), Борисоглебский (54 храма), Моршанский (93 храма), Темниковский (86 храмов), Кирсановский (69 храмов), Шацкий (138 храмов), Лебедянский (61 храм), Липецкий (79 храмов), Нижний Ломовский (102 храма), Елатьма без уезда (9 храмов), город Кадом (4 храма), город Спасск (1 храм), город Чембар (1 храм), город Усмань (4 храма), Верхний Ломов (4 храма), Керенск (5 храмов).

К Саратовской губернии отошли Пензенский уезд, Мокшанск, Сердобск, Кузнецк с уездом, Новохоперский округ, Вольский округ, Хвалынский округ, Петровский округ.
В Нижегородскую губернию отошли Краснослободск с уездом, города Наровчат и Троицк. К Рязанской губернии: Раненбург с уездом, Сапожок с уездом. И теперь титул Рязанского епископа звучал как Рязанский и Зарайский вместо прежнего Рязанский и Шацкий. Сарайский и Инсарский округа отошли в Казанскую епархию.

Такое деление епархии и расположение округов создавало массу неудобств, главное из которых — отношению к центру епархии. К примеру, село Коноплянка Кирсановского уезда числилось в Тамбовской губернии, однако до конца 1798 г. относилось к Рязанской епархии (до Рязани не менее 500 км), а вот село Буровщина того же уезда и вообще относилось к Астраханской епархии (1100 км.) и, наоборот, с. Гусиная Лапа Саратовской губернии входило в состав Тамбовской епархии. Т.е. границы епархии не совпадали с границами губернии и окончательно эти границы установились только в 1804 г., и они не менялись вплоть до 1927 г.

Следующая церковно-административная единица — округ. Трудно сейчас установить, сколько было округов в епархии в начале XIX в., однако мы знаем, что в 1831 г. число округов колебалось между При неизбежном росте количества приходов росло и количество округов. В 1851 г. в Тамбовской епархии около 1000 приходов, через 57 лет, т.е. в 1911 г. 1175. таким образом, за такой большой срок вновь открытых приходов было сравнительно немного (открывалось в среднем три прихода в год). Но, несмотря на это количество округов, выросло (в 1911 г. их 59). Выросло количество приходов и в самих округах, теперь в каждом округе было от 19 до 28 приходов, вместо положенных

Как правило, в больших уездах (Моршанский, Кирсановский, Тамбовский, Козловский) количество приходов в округах колебалось между 24 и 28 (но не ниже 20). В малых уездах, например в таких как Липецкий, состоящем всего из четырех округов, приходов было не больше 20 (и даже 14). Причем концентрация деревень в приходах также была неравной. В одни приходы входило иногда до 15 деревень, а в другие Удаленность этих деревень от центра приходской жизни простиралась от 1 до 15 километров, что для тогдашнего времени при отсутствии хороших дорог и средств передвижения было достаточно большим расстоянием.

Сами храмы по округам епархии были распределены неравномерно. Ситуация при которой в приходе одной церкви находилось несколько деревень, а в приходе другой церкви расположенной буквально в км не было ни одной, типична. Не случайно на протяжении всего столетия очень часты просьбы прихожан того или иного прихода перевести их в другой для них более удобный приход. На протяжении гг. тамбовская духовная консистории рассматривала подобные просьбы ежемесячно.

Самая мелкая единица в территориальном устройстве епархии — приход. Здесь мы будем говорить о приходе именно как об административной единице, не имея в виду его церковно-общественного значения. Для каждого прихода был определен штат духовенства. С 1831 г. он определялся так: 800 душ мужского пола на одного священника и диакона — это называлось одноштатным приходом, т.е. двухштатный приход это примерно 1600 душ мужского пола. Эта система практически не менялась на протяжении столетия, и что получалось? К примеру, в с. Бол. Талинка Тамбовского уезда 1645 д. м. п., и здесь двухштатный причт, а в с. Кривополянье того же уезда (в приходе еще и 4 деревни) 1764 человека, в с. Митрополье 1843 в этих селах по одному штату. Понятно, что при такой обширности и многолюдстве приходов священники просто не могли удовлетворить религиозные потребности своих прихожан в полной мере. И к концу века явно ощущалась необходимость открытия новых приходов и увеличения штата духовенства.

Но, несмотря на свои недостатки система территориального деления епархии до 1917 г. была устроена разумно и работала. Главное ее достоинство было в том, что территория епархии была организована как единое религиозное пространство, где осуществлялся контроль за населением или, иначе говоря, происходило воспитание народа в духе православной веры.

И надо сказать, что новое руководство страны, пришедшее к власти после октября 1917 г. прекрасно это понимало и начало целенаправленно разрушать эту систему, сначала путем обезглавливания епархий (аресты и ссылки епископов), а затем ликвидации самой мелкой единицы — приходов. Пытаясь противостоять такой политике еще в 1918 г. епископ Тамбовский Зиновий предложил объединить все тамбовские уезды в три группы, выделив из них самостоятельную епархию Тамбовскую (в нее входили Тамбовский, Моршанский, Козловский, Кирсановский и Борисоглебский уезды — управлял ими епископ Тамбовский и Козловский) и два полусамостоятельных викариатства Шацкое (Елатомский, Темниковский и Спасский уезды с резиденцией в с. Сасово) и Липецкое (Лебедянский, Усманский уезды с резиденцией в Липецке) Это решение утверждено Патриархом 28 ноября 1918 г. Несколько позже резиденцию Шацких епископов перенесли из Сасова в Шацк. В 20. — нач. гг XX в. реально существовали Моршанское, Козловское и Липецкое викариатства. Все они формально были викариями Тамбовской епархии, но на деле епископы их вполне самостоятельно решали все вопросы. Границы епархии в целом оставались неизменны вплоть до 1927 г., когда сама Тамбовская губерния перестала существовать и была разбита на несколько округов входящих в Центрально-Черноземную область с центром в г. Воронеж. С открытием в 1937 г. Тамбовской области, перестала существовать Тамбовская епархия (последний Тамбовский архиепископ Венедикт (Алентов) был как раз арестован в этом году и новых уже не назначали). В гг. началось массовое закрытие храмов и соответственно уничтожение приходов, к началу Великой Отечественной войны на территории области не было ни одного действующего храма.

Читайте также:
Благовещенский собор в Воронеже: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Вновь епархия была открыта в 1943 г. в границах современной Тамбовской области. Первого епископа назначили на кафедру в 1944 г. В течение гг. епархия состояла из округов, в них до середины гг. 49 приходов, в и вплоть до 1988 г. 37. Ныне епархия состоит из 145 приходов и делится на 9 округов. Конечно же, по сравнению с былым временем епархия была восстановлена в сильно урезанном виде. Из 13 уездных городов в наших приделах осталось только 3. Часть епархии отошла к Рязанской, Воронежской и Пензенской областям, часть к Мордовии, а из сильно расширенного Липецкого уезда возникла отдельная Липецкая епархия.

Как видно, устройство епархиального управления в XVII в. выглядело следующим образом: вся территория делилась на десятины (Козловская и Тамбовская), они в свою очередь на заказы, во главе которых стояли поповские старосты, избираемые на свою должность самим духовенством. Административно-распорядительная деятельность сосредотачивалась на поповском дворе, который располагался в Тамбове, т. е. за этим городом на протяжении всего времени до нового открытия епархии в 1758 г. сохранялся статус духовной столицы края. В первой половине XVIII в. распорядительные функции поповского двора перешли к духовному приказу, также расположенному в Тамбове.

Период с 1700 г. по 1917 г. в истории Русской Православной Церкви получил название Синодальный, так как в это время церковью управлял непосредственно император посредством церковного органа, называемого Святейший Синод. В состав Синода входило три постоянных члена — это митрополит Санкт-Петербургский, Московский и Киевский и несколько ежегодно меняемых епископа. Контроль за деятельностью Св. Синода государь осуществлял через обер-прокурора, назначаемого им из числа светских чиновников высшего ранга.

Всеми церковными делами в епархиях ведали епископы, осуществляли они свою деятельность посредством судебно-исполнительного органа, который назывался духовная консистория. Она состояла из присутствия, в которое епископом назначались священнослужители для вынесения суждений по разным делам, и канцелярии состоящей из чиновников назначаемых обер-прокурором. Возглавлял консисторскую канцелярию секретарь консистории, который также назначался обер-прокурором. Т. е епархиальное управление в это время строилось по аналогии с центральным.

Хочу заметить, что двум тамбовским архиереям приходилось налаживать работу консистории епископу Пахомию и епископу Феофилу, но и после них работа ее вызывала много нареканий со стороны духовенства, так протоирей В. Певницкий в конце XIX в. вспоминал: «Отец мой боялся консистории, как смертного греха, и избегал всячески лично бывать в ней. Если было какое-либо дело до консистории, то он лучше дойдет бывало до дома протоколиста консистории, который считался человеком «сходным», не жадным до большой взятки, даст ему рубля, и он справится, о чем нужно.

В начале каждого года неизбежно было личное явление в консисторию для сдачи ведомостей и отчетности благочиннической. Тут приходилось испытать все мытарства: в архиерейской приемной у келейников и письмоводителя, — в канцелярии у сторожей и писцов консисторских. Все эти лица поздравляли отца благочинного с новым годом и жадно смотрели ему в глаза. Непременно надо всем давать и давать. Иначе не было ходу вперед. Отделавшись деньгой по рангу от мелких троглодит, нужно было подступать к крупным. К некоторым из них, например, секретарю, экспедиционному члену и столоначальнику, отец ходил на дом. Секретарю давал золотой, столоначальнику платил много более лично, и на весь стол члену по менее всех. Отец платил деньгами, гусями, индейками и утками, но его дарами довольны не были. Отец это видел, приходил домой крайне утомленный и физически и нравственно, но дать больше не мог, потому что истрачивал на эти расходы много своих кровных денег за недостатком обычных сборов на это с духовенства«.

До гг. XIX в. существовал еще такой промежуточный орган, между округом и консисторией, который назывался духовное правление. Потом правления были закрыты и их функции фактически стали выполнять городские благочинные.

Некоторые изменения стали происходить в управлении в конце гг.XIX в. когда начали собирать съезды духовенства окружные и общеепархиальные. Но если консистория исполняла функции судебно-исполнительные, то съезд был скорее органом совещательным, хотя проводился достаточно регулярно вплоть до 1918 г., когда впервые в истории епархии на тамбовскую кафедру был избран съездом (собором) епископ. Однако в вопросах, связанных непосредственно с духовенством (пенсии, изыскание средств на семинарию, училища, школы), архиереи всегда считались с мнением съезда. Для тамбовской епархии, где традиционно духовенство имело некоторые элементы административной самостоятельности, съезды стали очень эффективным и действенным органом, прежде всего в смысле корпоративной консолидации самого духовенства.

На уровне округа в это же время (т. е. с конца гг.XIX в.) функционировал так называемый благочиннический совет, который проводился белее мене регулярно и состоял из благочинного его помощника и духовника. В 1872 г. были определены Правила по которым работали Советы и они определяли круг их деятельности, который состоял из следующего: «разбор споров в причтах по поводу доходов, пользования церковной землей и строениями, решение жалоб не превышающих ущерб в 50 руб., личные оскорбления в причтах, маловажные проступки сцс против благочинного или благоповедения, изыскание средств к охране церковной собственности, представление Епархиальному начальству к награждению сцс и прихожан, попечение о вдовах и сиротах, доставление Епархиальному начальству сведений о крайней нужде заштатных сцс, доставление семинарскому Правлению сведений о нуждающихся воспитанниках, наблюдение, чтобы пособия от церквей и причтов для духовных училищ доставлялись по адресу, аттестация сцс по клировым ведомостям, заведование благочиннической библиотекой, учреждение эмиритальных касс„. Исполнение решений совета возлагается на благочинного. У недовольных решением Совета оставалось право аппеляции. Вознаграждение членов Совета возлагается на окружное духовенство.

Читайте также:
Гефсиманский Черниговский скит: история и адрес монастыря, расписание богослужений, святыни и настоятели, экскурсии

В 1868 г. в Тамбовской епархии было учреждена должность епископа Козловского, викария Тамбовского епископа. В такой обширной епархии, нужен был помощник правящему епископу, однако в то время ни полномочия его, ни функции не были никак обозначены и после смерти первого Козловского епископа Иоанникия (Москвина) в 1869 г, викарии вплоть до 1904 г. не назначались. А в 1904 г. был четко обозначен круг полномочий викария, а именно: пенсионное обеспечение духовенства, хозяйственные дела духовных училищ, практически все, что касается ведения церковной документации (контроль за ведением исповедных, метрических, обыскных и приходно-расходных книг, выдача их приходам). По брачным делам следственное производство, разрешение браков по степени родства. В его же ведении находились дела связанные с псаломщиками, а также назначением просфорен во все церкви епархии.

После революции 1917 г. епархиальное управление претерпевает некоторые изменения. С 1918 г. вместо духовной консистории действует епархиальный совет. Нам сейчас сложно разобраться в том, какие у него были функции, но, скорее всего это был орган исполнительный и навряд ли судебный. С этих пор вся власть в епархии все больше сосредотачивается в руках епископа, что оправдывалось сложным положением в стране и условиями гражданской войны. Кроме того, начали существовать и параллельные административные структуры, связанные с раскольнической деятельность обновленцев (Временное церковное управление — ВЦУ), а затем григорианцев (Высший Временный церковный совет — ВВЦС). Собирались ли в это время съезды духовенства также сложно сказать, во всяком случае, нам письменно известно, что последний такой съезд был собран в 1918 г.

В гг. XX в. епархиальной управление, было уничтожено и начало восстанавливаться только после 1943 г. Причем мы знаем, что первоначально власть в епархии до назначения к нам правящего епископа была сосредоточена в руках епархиального совета, состоящего из нескольких маститых тамбовских протоиереев во главе с протоиереем Иоанном Леоферовым. Отец Леоферов, даже после назначения на кафедру архиепископа Луки, ходатайствовал перед Патриархом о присвоении епископу титула Тамбовский и Мичуринский (а он был назначен с титулом только Тамбовского). В Москве недоумевали, почему с таким ходатайством выступает городской благочинный.

Однако впоследствии все встало на свои места: во главе епархии стоял епископ, в его руках была сосредоточена вся полнота власти, при нем имелась канцелярия, которая в гг. была канцелярией и епископа и управления, но затем приобрела статус отдельный, а роль канцелярии епископа стал брать на себя секретарь епископа. Однако у всех этих структур теперь были функции чисто исполнительные и делопроизводительные не более.

Каждый год собиралось Епархиальное Собрание, состоящее из духовенства, председателей исполнительных органов, бухгалтеров, председателей ревизионных комиссий. На собрании обычно заслушивался отчетный доклад правящего епископа, который подводил итоги года ушедшего и ставил задачи на новый. Периодически в течение года собирались собрания благочинных епархии, где уже решались вполне конкретные задачи.

В гг. XX в. раз в год проводились духовнические совещания, так как тогда была традиция назначать духовника в каждом округе. Однако в последующее время надобность в подобных совещаниях отпала, потому что для духовенства епархии решили учредить должность одного единственного духовника на всю епархию, который принимал исповедь у духовенства и о проделанной работе просто отчитывался перед архиереем.

С начала гг. управление епархией выглядело следующим образом: во главе Епископ, далее исполнительно-хозяйственный орган и одновременно канцелярия епископа под названием Епархиальное управление. Совещательные органы: собрание благочинных и епархиальное собрание, созываемое раз в год. С этого же времени внутри Епархиального управления стали создаваться отделы. Сначала это были отделы образования и катехизации, миссионерский, благотворительности, по работе с военными и заключенными затем присоединился молодежный, по связям с приходами, информационно-издательский, историко-архивный, правовой, архитектурно-строительный. В последние годы функции миссионерского и благотворительного отдела стал выполнять отдел образования и катехизации.

С возрождения епархии в 1943 г. особое место в системе епархиального управления занимала должность епархиального Секретаря. Должность эту обычно исправляли люди находящиеся в священном сане, в их обязанности входило осуществление контроля и надзора за исполнением архиерейских распоряжений, ведение текущей документации, связь с общественностью и приходами и некоторые другие. Однако последние пять лет как таковой должности епархиального Секретаря не существует. Его функции распределились между референтами архиерея, руководителем епархиальной канцелярией, руководителем отдела по связям с приходами и информационно-издательским отделом.

Курс лекций по истории Тамбовской епархии, прочитанный в Тамбовской духовной семинарии в 2003-2006 гг. преподавателем О.Ю. Лёвиным

Источники и литература:
Покровский И. Тамбовская епархия и ее пределы. ТЕВ. 1896. № 34.
Записки протоиерей В. Певницкого. Русская старина. М., 1905 г. т. CXXIII, Июль-Сентябрь.
ТЕВ. 1890. №22 с. 542

Уникальная база данных помогает найти сведения о духовенстве дореволюционной России

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Уникальный масштабный проект «Биографическая база данных православного духовенства» уже три года существует и развивается благодаря трудам клирика Санкт-Петербургской епархии магистра теологии и богословия, соискателя аспирантуры ОЦАД священника Павла Овчинникова и его единомышленников.

База данных содержит информацию о православных священнослужителях, членах их семей, потомках и предках периода дореволюционной России. Особое место в ней уделяется второй половине XIX – начала XX века, также она содержит информацию о выпускниках российских духовных школ XVIII-XX веков.

Идея создать подобную базу данных родилась у отца Павла, когда он работал над списком воспитанников Воронежской духовной школы. По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия священник тогда возглавил научную группу при Воронежской духовной семинарии.

Читайте также:
Нило-Столобенская пустынь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Актуальность платформы была обозначена еще и тем, что сегодня полным ходом идет процесс возрождения храмов и монастырей, возрастает интерес к родной истории, пробуждается память о священнослужителях, а ведь многие из представителей рода перенимали священный сан из поколения в поколение, на протяжении столетий, вели родословную с царских времен.

Сегодня «Базе данных…» три года, но даже за это время проделана колоссальная работа. Начиналось все со сбора доступной информации в Интернете, которую заносили в специальную таблицу. В процессе работы был серьезно пересмотрен подход к источникам, их первичной обработке и расположению в таблицах. Сами таблицы выросли из 15 столбцов до 70. В настоящий момент в «Базе данных…» уже около 20 000 имен.

Создается база на основе архивных материалов, источников из библиотечных хранилищ, дореволюционных изданий, публикаций и воспоминаний родственников. При внесении информации в обязательном порядке указывается ее источник. Работа ведется при поддержке Центра генеалогии «Семейная реликвия».

Уникальность «Биографической базы данных православного духовенства» заключается сразу в нескольких важных моментах.

Во-первых, она направлена на решение проблемы поиска информации по отдельным представителям духовенства и членам их семей в условиях, когда большинство архивных источников все еще недоступно для населения, документы не расшифрованы или не опубликованы.

Во-вторых, в отличие от других баз данных (например, созданной Соловецким монастырем), данный проект характеризуется иными методикой работы и задачами.

Главными из них является использование платформы для сбора на одном ресурсе и дальнейшего поиска материала о духовенстве, православных приходах Российской империи, а также анализ и сравнение информации по разным категориям (епархиям, регионам, приходам, образованию, годам жизни и служения, наградам и др.).

С помощью проекта можно будет подробнее изучить уровень образования духовного сословия, установить родственные связи между священнослужителями в разных регионах.

Прежде всего «База данных…» позволяет найти личные сведения: фамилия, имя, отчество священнослужителя, его происхождение, сан, год рождения и возраст, год смерти или последнего упоминания, образование, места служения, награды, состав семьи. Также можно найти всех носителей одной фамилии в целом по Российской империи или отдельному региону/регионам.

Особенно ценным является то, что с ее помощью можно найти чрезвычайно редкие сведения: причины переселения и расселения представителей духовенства в разные части Российской империи, данные о выходе из духовного сословия, о смене рода занятий.

Одним из основных преимуществ базы является объединение отдельных персон священнослужителей в категорию «семья», т.е. благодаря проекту можно составлять родословную, использовать его возможности в других генеалогических целях.

С историями о жизни духовенства в разные годы и столетия можно ознакомиться в разделе «Библиотека». В нем же посетители-авторы могут рассказать свои истории.

Таким образом, «Биографическая база данных православного духовенства» помогает найти информацию о священнослужителях и членах их семей по фамилии, конкретному населенному пункту, уезду, учебному заведению или храму за разные периоды жизни и служения, можно найти человека с минимумом сведений (упомянув только дату рождения, место служения), обнаружить родственников, покинувших губернию в результате переселения, а еще – делать выборки по отдельно выбранному храму или населенному пункту.

Смотреть и пользоваться данными можно совершенно бесплатно. Однако, чтобы воспользоваться «Базой данных» и ее инструментами в полной мере пользователь должен зарегистрироваться.

В дальнейшем проект планируется адаптировать к международному стандарту, зарегистрировать в Роспатенте, а персоналии на сайте привязать к местам служения, населенным пунктам.

Церковь Иоанна Предтечи
в Ярославле

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — поистине самобытная достопримечательность Ярославля, отличающаяся нарядностью фасада и уникальностью росписей интерьера. Недаром ее изображение красуется на оборотной стороне 1000-рублевой купюры. Однако не каждый путешественник открывает для себя эту жемчужину в ожерелье городских храмов, да и не все местные жители видели это чудо. Дело в том, что церковь располагается за пределами троп популярных туристических маршрутов, в окружении промышленных зданий. Это недействующий храм, являющийся объектом Ярославского музея-заповедника.

Нынешнее состояние фасада, росписей и расположенных рядом построек вызывает горькое чувство и недоумение — почему такую уникальную церковь, которой восторгались наши соотечественники и которую боготворили иностранцы, оставили без должного внимания. Однако в последнее время проводятся работы, направленные на восстановление былого величия постройки и, возможно, в ближайшие годы она снова предстанет перед туристами во всем великолепии.

Панорама церкви Иоанна Предтечи в Ярославле на Google Maps:

История

Говорят, что на месте храма Иоанна Предтечи в Ярославле ранее находился Вознесенский женский монастырь, разоренный в 1609 году поляками. Позднее здесь была возведена деревянная церковь Иоанна Предтечи. Она была тесновата, поэтому местные жители ходатайствовали о строительстве зимнего храма в честь Вознесения Господня. Вскоре разрешение на возведение постройки было получено, однако не успели они приступить к работам, как сгорела деревянная церковь. В связи с этим для начала была построена небольшая деревянная Вознесенская церковь.

После этого можно было приступить к более масштабному проекту, ведь новая церковь должна была стать особенной. Надо сказать, что в слободе тогда проживало множество зажиточных мастеров, которые не пожалели средств на воплощение своего грандиозного замысла. Слобода Толчково славилась своими мастерами-кожевниками, которые разбогатели благодаря таланту и трудолюбию. Даже в названии места отражен этот популярный в то время промысел — дубильную краску для него получали посредством толчения древесной коры. В устремлениях местных жителей присутствовал и некий соревновательный момент, они желали построить такой храм, которому не будет равных по красоте и величию в округе.

Каждый житель хотел внести свой вклад в строительство — кто-то деньгами, иные ценными вещами, у кого не было этого, предлагал свой труд. Кроме того, жертвователи находились и далеко за пределами города, к примеру, Казань передала царские врата великолепной работы. Именно поэтому храм считался поистине народным. Для его строительства было возведено два кирпичных завода, которые обеспечивали рабочих материалом. По проекту церковь должна была иметь два придела — во имя трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого) и во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.

Читайте также:
Спасский собор в Пензе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

Строительство продолжалось 16 лет (с 1671 по 1687 годы), такой долгий срок обусловлен наличием большого количества деталей, что требовало от мастеров кропотливости, точности, на это уходило много времени. Рядом с церковью возвели шестиярусную колокольню, высота которой достигала 45 метров. Несмотря на обилие сюжетов роспись храма выполнили примерно за год. Восторгались красотой постройки как простые люди, так и царственные особы. Известно, что ее посещали цесаревич Николай Александрович, цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III), великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной. Церковь вдохновляла и художников, так, она была запечатлена на картине Василия Верещагина «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове».

При церкви существовала богадельня, позднее появилось приходское попечительство, выдававшее денежные пособия бедным прихожанам. Другими благими начинаниями были церковно-приходская школа с приютом для девочек, женская мастерская. Ввиду значимости храма, его плодотворной работы власти заботились о его состоянии — выделялись средства на ремонтные и реставрационные работы.

После революции для храма и его строений наступили времена тяжелых испытаний. Вознесенскую церковь стали использовать как заводскую столовую, а позднее и вовсе снесли. В самом же храме Иоанна Предтечи хранилось зерно. Один из ярусов колокольни приспособили под кузницу и мастерскую, вследствие такого обращения она начала крениться, что удалось исправить в 1958 году.

Использование храма не по назначению привело к плачевному результату — многие элементы декора были разрушены. Даже несмотря на это он вызывал глубокое чувство восхищения у всех, кто его видел. В наши дни он является музейным объектом. Долгое время церкви не уделяли должного внимания, однако в начале 2020 года были проведены исследовательские работы, и вскоре началась реставрация. Есть надежда, что со временем храму вернут его былое великолепие.

Архитектура и интерьер

К сожалению, доподлинно не известно, кто был автором проекта, но есть мнение, что к нему имел отношение митрополит Иона (Сысоевич), имевший архитектурный талант. В то время он был главой Ростовской и Ярославской кафедры. Существовала также версия о том, что его строили иностранные специалисты. Однако если приглядеться к деталям, можно отмести эту версию, ведь храм — яркий образец именно русского зодчества.

Высота постройки достигает 44 метров, венчают церковь 15 глав — по 5 на основном храме и каждом из приделов. Интересная деталь — приделы располагаются на одной высоте с основным зданием, в большинстве других подобных построек они ниже. Фасад здания изобилует декоративными элементами, один из основных — фигурный кирпич. Его отличает разнообразие форм, на постройке можно увидеть валики, розетки, бусины, кокошники и другие вариации. Это создает своеобразный эффект резьбы, которая гармонирует с изразцами, имеющими различные сюжеты и орнаменты.

Великолепен не только внешний облик храма, но и его интерьер. Над его росписью трудились лучшие художники ярославской артели. Это поистине историческое наследие, ведь ни в одном другом храме в мире нет такого количества и разнообразия сюжетов. Здесь можно увидеть сцены из Ветхого Завета, Евангельские сюжеты, жития святых и другие росписи.

Как добраться

Достопримечательность находится на берегу реки Которосли, вдали от основных туристических маршрутов. К нему ведет довольно плохая дорога, окружением служит промзона, однако сам храм, его великолепие отвлекают от этих моментов. Можно долго осматривать его, любуясь каждой деталью и удивляясь мастерству его творцов.

Добраться до места можно на общественном транспорте, нужно выйти на остановке «Улица Карабулина». Через нее проходят маршруты:

  • автобусов № 7, 19, 19 к
  • маршрутных такси № 87,95.

Расстояние от остановки до достопримечательности примерно 700 метров, преодолеть его можно в среднем за 10 минут.

Как дойти от остановки до храма

Удобно добираться на личном транспорте, расстояние от музея-заповедника до храма — около 4 км, доехать можно примерно за 8 минут.

Как доехать на машине от музея-заповедника до храма Иоанна Предтечи

Также можно заказать такси, воспользовавшись приложениями Яндекс. Такси, Везет, Ситимобил, Максим.

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле, видео:

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Есть объекты, с которыми мы регулярно сталкиваемся в повседневной жизни, но не придаем им значение. К таким можно отнести Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, изображение которой красуется на купюре в одну тысячу рублей. Недавно довелось воочию увидеть этот архитектурный шедевр и подробней узнать о его истории и настоящем.
Внешний вид церкви сразу привлекает своей необычностью, от которого веет некой былинной стариной. Купола нагромождены, на первый взгляд, хаотично. Но присмотревшись, понимаешь, что все в их расположении имеет свое значение. Сама церковь сооружена из изразцового кирпича, причем деталям декора уделено немалое значение.
Построена церковь в конце XVII века, когда богатые горожане решили воздвигнуть в Толчковой слободе храм, не имеющий равных по размерам в Ярославле. Интересно, что для строительства церкви были специально основаны два кирпичных завода. Спустя более полутора десятков лет храм был построен, а результат не разочаровал.
Церковь прожила богатую историю, в которой были периоды возвышения и упадка. Но ее миновали серьезные невзгоды и разрушения. После революции церковь использовалась как музей, столовая и даже склад.
Сейчас Церковь Иоанна предтечи находится в составе Ярославского музея-заповедника. В последние годы проведены множественные реставрационные работы, музей принимает посетителей, а в будущем планируется проведение богослужений в помещении храма.

Где находится

  • Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове находится по адресу: город Ярославль, вторая Закоторосльная набережная, 69.
  • Телефон +74852303869.

Как лучше добираться

  1. Добраться до Ярославля можно железнодорожным транспортом.
  2. На вокзале Ярославль Главный следует сесть на автобус по маршруту №3 или №17, и выйти на остановке «Пролетарская Слобода».
  3. Если вы приехали в Ярославль на автобусе, на автовокзале садитесь на троллейбус 9-го маршрута и доберитесь до остановки «Большая Федоровка».
  4. Затем пересаживайтесь на автобус 19-го маршрута и следуйте до «Пролетарской Слободы».

Посещение

  • Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове открыта для посещения круглый год, с 10 до 17 часов, кроме понедельника и вторника.
  • Стоимость входного билета 60 рублей, для детей – 30 рублей.
Читайте также:
Софийский собор в Полоцке: история и описание, адрес,строительство и архитектура, праздники и святыни

Расписание богослужений в Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле на фото


Один из ракурсов на Церковь Иоанна Предтечи позволяет оценить ее красоту, и понять несоответствие окружающего фона.

Церковь интересна не только своей архитектурой, но и тщательным исполнением всех оформительских элементов.

Внутренний интерьер храма отличается красотой и богатством росписи.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — видео

Некоторыми посетителями Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове высказывается мнение, что она являет собой пример неудачной судьбы. Я же полагаю, что храму отведена счастливая участь. Несмотря на все невзгоды и периоды забвения, он донес до нас свою душу. Смотрите сами!

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль

Церковь Иоанна Предтечи считается несравненным памятником русского зодчества и вершиной мастерства ярославской школы XVII столетия. Самое крупное и знаменитое религиозное строение города редко замечается местными жителями, несмотря на то, что оно часто воспроизводилось в иностранной литературе, представлялось на выставках, а в дореволюционное время его чертежи входили во все руководства по архитектуре.

Состояние храма в наши дни

Строительство церкви Иоанна Предтечи проходило в конце XVII столетия, и сегодня здание считается памятником истории и культуры.

Сегодня собор считается частью музея-заповедника. Стены строения расписывались в 1694 г., резной иконостас из золота создан в 1701 г. Уникальные декорации и части здания находятся в плохом состоянии: изразцы выбиты, на колокольне разрастается дерево, на чугунной ограде, некогда удивляющей красотой, разбросаны мусорные отходы.

Реставрация галереи проводится за счет энтузиазма городских мастеров-художников. Однако для работы требуется как финансовая, так и моральная помощь со стороны властей или обеспеченных людей.

Другие православные храмы Ярославля:

Ярославский пожар 1648 г. уничтожил множество городских построек. После стихийного бедствия произошло стремительное восстановление домов и храмов. Идея создания Толчковской церкви возникла у жителей пригорода именно в этот период, так как район остался вообще без храма после разорений и пожаров.

Народ начал собирать средства: некоторые люди жертвовали деньги, другие — серебро, кто-то — торговые лавки или огороды. Царские врата и красивейшие иконы были подарены собору казанскими верующими. Любой вклад радостно принимался и служил благой цели, поэтому новая церковь воздвигалась «целым миром». Идея строительства возникла на почве соперничества между богатыми слободами, находящимися рядом с Ярославлем.

На заметку! В 1888 г. известный художник В. Верещагин перенес внешний облик великолепного храма на полотно. Изображение собора находится на обратной стороне российской купюры в 1000 рублей, созданной и выпущенной в 1997 г.

Архитектура новоиспеченной обители

Разрешение на строительство, растянувшееся на долгие пятнадцать лет, пришло от царя Алексея Михайловича. Продолжительные работы состояли в кропотливом выполнении сложных планов, отделок и росписей на стенах. Мастера с огромной любовью и трепетом относились к каждому фрагменту.

Большой храм Усекновения честной главы преподобного Иоанна Предтечи был закончен в 1687 г.

    В строительстве применяли лекальные кирпичи, которые служат для декоративной отделки зданий. Создатели искусно соединяли большие части с мелкими фрагментами, придавая структуре разнообразный орнамент. Кирпичные стены сообщали внешнему виду сходство с великолепным ковровым покрытием, потерявшим цвет, но приобретшим гармоничности.

Ярославские земли стремительно развивались в XVII столетии, население культивировало различные ремесла. Одна треть всех мастеров была кожевниками (рабочими, занимающимися выделкой кожи). Местные ремесленники создавали высококачественные изделия, охотно скупаемые за границей. Название слободы Толчково произошло от этого промысла, так как для выделки кожи использовали дубильные вещества, которые получали посредством толчения коры.

Внутреннее убранство первых лет существования

Интерьер ни в чем не уступал изумительному внешнему виду церкви. Росписью занимались 16 мастеров-иконописцев во главе с Д. Плехановым и Ф. Игнатьевым. Подрядчиком и руководителем работ являлся известный мастер Д. Григорьев. Последний принимал непосредственное участие в росписях церквей Ростова, Ярославля, Вологды и Москвы.

  • Все художники имели богословское образование и хорошо понимали суть предложенных задач. За счет таких познаний они сумели воспроизвести сюжеты Ветхого и Нового Заветов, житие многих святых, картины богослужений, а также историю Русской Православной Церкви. Мастера в свободной манере воплощали религиозные и художественные идеи, требующие от создателей особенной разборчивости.
  • Интерьер Иоанно-Предтеченской церкви являлся полноценной энциклопедией библейских мотивов. Единицы религиозных построек на русской земле могли похвастать подобным набором религиозной иконографии.
  • В структуре алтаря мастера внедрили колоссальный цикл «Толкование литургии», состоящий из 18 композиций. Эта работа получилась наиболее полноценной и значимой для православной традиции. В цикле демонстрируются картины церковных торжеств и события, которые происходили при земной жизни Спасителя Христа. Некоторые сюжеты заимствованы из византийской культуры.
  • Стены расписывались уникальными фрагментами, заполняющими девять ярусов. Пять нижних демонстрировали святцы, где последовательно изображались христианские торжества. Выше показаны сюжеты из бытия Иоанна Предтечи, вещий сон царя Ирода и др. Собор не имеет равных по количеству подобных сюжетов, которые написаны на внутренней стороне стен.
  • Некоторые иконы, представленные внутри Божьего дома, были чрезвычайно древними. Самым известным списком являлся образ Усекновения честной главы Иоанна Крестителя. Икона выделялась щедрыми инкрустациями богатых камней, древнегреческими письменами. Церковнослужители и прихожане расценивали её в качестве чудотворной.
  • Царские врата, привезенные из придела казанских святителей, представляли для Иоанно-Предтеченского храма особенную ценность. Резьба из дерева с вкраплениями позолоты, а также разноцветная подложка придавали реликвии неописуемого изящества.

Художники выступили в качестве интригующих рассказчиков, обладающих богатством языка и удивительной фантазией для изображения многочисленных сюжетных линий. На росписях прихожане видят назидательные новеллы, сложные, но поучительные аллегории, пояснительные текста и некоторую долю легкого юмора.

Исторический период XIX — XX вв.

В 1879 г. прихожане проявили интерес к тому, чтобы открыть в церкви приходское попечительство. Миссия этой организации заключалась в раздаче денег малоимущим гражданам, по большей части — одиноким вдовам и сиротам. Через пять лет здесь устроили воскресную школу, которую вскоре расширили до двух женских классов. При учреждении создали приют, прачечную и швейную мастерскую. Через время на этом месте основали более вместительный двухэтажный дом.

  • В 1891 г. при храме образовали благотворительный кружок для женщин, который открыл особую школу, где обучались девочки для работы на фабрике. В мае 1892 г. при соборе создали общество трезвости с читальным залом, трапезной и библиотекой.
  • В 1898 г. в Толчковской церкви начинает издаваться журнал «Приходская жизнь». В 1894 г. церковь посетил С. Витте и отметил, что постройка нуждается в ремонт.
  • После анализа 1903 г. началась работа по восстановлению уникального храма. Полностью заменили фундамент, так как из-за неравномерности плит и кирпича под собором стали появляться трещины. Реставраторы отмывали и восстанавливали иконы, настенные росписи. К 1906 г. облик чудо-храма приблизили к первоначальному.

Большой традицией для храма становились крестные ходы, вдохновлявшие прихожан на служение Богу. Благословенная грамота на совершение двух ежегодных шествий (на праздники Усекновения и Рождества Крестителя) выдалась епископом Иоанном еще в 1667 г. За счет этого прихожане были в постоянных трудах, а жертвенники находили средства для поддержки начинаний.

Как добраться

Иоанно-Предтеченский собор расположен на улице Закоторольская набережная, д. 69. Со стороны столицы к храму ведет трасса М8, в городе она называется Московским проспектом. Проехав через железную дорогу, нужно повернуть на ул. Большая Федоровская, не доезжая до реки Которосль. Преодолев 1 км, следует ехать направо, где идет проспект Толбухина. Иоанно-Предтеченская церковь стоит слева, перед мостом. Ближайшей остановкой городского транспорта является «ул. Карабулина».

Иоанно-Предтеченский собор считается крупнейшим в городе Ярославле. Несмотря на колоссальную знаменитость, потрясающую архитектуру и кропотливую работу над отделкой, храм практически забыт местным горожанами и российскими верующими.

Для сведения! Богослужений в храме-памятнике не проводят, но любой желающий может рассмотреть внутреннее убранство с десяти утра до пяти вечера.

Обладая огромным наследием, Предтеченский ярославский собор является частью музейного комплекса и находится под охраной в качестве достояния истории и культуры.

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле – красота русского узорочья

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — поистине самобытная достопримечательность Ярославля, отличающаяся нарядностью фасада и уникальностью росписей интерьера. Недаром ее изображение красуется на оборотной стороне 1000-рублевой купюры. Однако не каждый путешественник открывает для себя эту жемчужину в ожерелье городских храмов, да и не все местные жители видели это чудо. Дело в том, что церковь располагается за пределами троп популярных туристических маршрутов, в окружении промышленных зданий. Это недействующий храм, являющийся объектом Ярославского музея-заповедника.

Нынешнее состояние фасада, росписей и расположенных рядом построек вызывает горькое чувство и недоумение — почему такую уникальную церковь, которой восторгались наши соотечественники и которую боготворили иностранцы, оставили без должного внимания. Однако в последнее время проводятся работы, направленные на восстановление былого величия постройки и, возможно, в ближайшие годы она снова предстанет перед туристами во всем великолепии.

Панорама церкви Иоанна Предтечи в Ярославле на Google Maps:

История строительства церкви Иоанна Предтечи

XVII век стал для Ярославских земель временем расцвета. Здесь активно развивались ремесла. И примерно треть всех ремесленников были кожевниками, то есть занимались выделкой кожи. Местные мастера умели делать юфть (кожу лучшей выделки) такого качества, что ее охотно приобретали богатые купцы из Англии и Голландии. Поэтому ярославские кожевенники, а также обувщики и скорняки богатели.

Главный вход в церковь

В 1658 году в Ярославле произошел очень большой пожар, унесший много городских построек. Сгорело почти 30 церквей, 3 монастыря и около полутора тысяч гражданских домов. Но после пожара Ярославль быстро восстанавливался, и горожане отстраивали все новые храмы. Возвести новую церковь захотели и жители расположенной в городском пригороде Толчковской слободы. Здесь жили в основном кожевники, и название слободы возникло от их промысла. Ведь для выделки кож необходима была краска для дубления, а получали ее толчением древесной коры.

Считается, что раньше в Толчкове находились строения Вознесенского женского монастыря, который был разорен польско-литовскими войсками в 1609 году. А потом стоял деревянный Предтеченский храм. Рядом с ним, в память об утраченной обители слободские жители и решили выстроить зимнюю Вознесенскую церковь. Но деревянный Предтеченский храм спалил очередной пожар. И жители Толчково остались вообще без церкви.

На пепелище вначале возвели небольшой сделанный из дерева Вознесенский храм и начали собирать средства на постройку каменной церкви. Кто-то жертвовал храму деньги, кто-то — слитки серебра или торговую лавку, дорогие кружева или огород с постройками. Вклады принимали в любом виде, в том числе и рабочими руками. Получалось, что новую церковь возводили «всем миром». Так будущей церкви были переданы ценные Царские врата из Казани и несколько старинных, богато украшенных икон.

Общий вид на церковь и колокольню с востока

Разрешение на начало строительства и возведение для этих целей двух кирпичных заводов было дано царем Алексеем Михайловичем. А само строительство растянулось на 16 лет. Главная причина этого была в необходимости кропотливо выполнить сложный архитектурный проект, отделку и роспись. И, наконец, в 1687 году два храма – большой летний в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и зимний маленький в честь Вознесения Господня были готовы.

Из истории

Место расположения храма — бывшая Толчковская слобода, где в XVII веке производили кожу (чтобы кожа стала мягкой, ее обрабатывали танином, который получали толчением коры ивы). Отсюда и произошло название «Толчковая слобода».

Кожевники, решили в своей слободе построить особенный храм, поэтому средства на его сооружение собирали по всему Ярославлю и за его пределами. Помогали, кто чем мог — у кого не было денег, приносил ткань и кружева, кто побогаче жертвовали огород или даже завод. Так, например, из Казани были присланы Царские ворота, украсившие один из приделов храма — Казанских святителей. Кроме того, многие жители оказывали посильную помощь в строительстве храма.

Рядом был возведен теплый храм в честь Вознесения господня. Весь комплекс строений сооружен из красного кирпича, Архитектурный ансамбль создавался 17 лет с 1671 по 1687 год, а роспись внутри храма была выполнена в конце XVII века.

Весь дореволюционный период власти оказывали должное внимание состоянию храма. После ремонта, проходившего в 1903–1906 года он выглядел просто восхитительно.

Самые тяжелые времена начались с 1936 года, когда храм оказался на территории ОАО «Победа рабочих», производящего лаки и краски. В начале 50-х годов зимняя церковь была снесена, а ее место также было занято заводом.

История церкви Иоанна Предтечи в XVII-XX веках

Почти сразу же при храме устроили богадельню, в которой жили 40 стариков, инвалидов и сирот. В 70-е годы XIX века при церкви также создали приходское попечительство, и стали выдавать денежную помощь самым бедным прихожанам – вдовствующим женщинам и сиротам. Чуть позже здесь открыли церковно-приходскую школу, в которой за год обучали грамоте и счету. А в конце XIX века школу преобразовали в женскую, и стали учить в ней уже в течение двух лет. Кроме того, открыли свои двери приют для девочек, швейная и прачечные мастерские. Церковь даже создала собственный благотворительный кружок, в котором учили 400 безграмотных рабочих Ярославской Большой Мануфактуры. После революции 1917 года эту фабрику стали называть «Красный Перекоп».

В 90-е годы XIX века при церкви возникло общество трезвости, и для него выделили отдельный дом с комнатами для библиотеки и чайной. В это же время начали издавать собственный журнал под названием «Приходская жизнь», который выходил ежемесячно. Это было большой редкостью для провинциальных храмов. Любопытно, что этот журнал имел продолжение в Америке. В 1949 году там был образован Предтеченский приход, а спустя 9 лет построена церковь с использованием стилистики ярославских храмов XVII века.

Вид на западный фасад

Проводились и реставрационные работы. Так в 1830 году частично восстановили храмовую роспись. Через 25 лет позолотили иконостас, а сделанный из кирпича, обветшавший пол заменили на чугунный.

В середине 90-х годов XIX века в церковь нанес визит министр финансов России Сергей Юльевич Витте, который инициировал работы по ее капитальной реставрации. В 1903 году она началась. Специалисты заменили храмовый фундамент, ликвидировали трещины в стенах, полностью отреставрировали фрески и иконостас, а также позолотили купола. Пол в храме вновь заменили на плиточный. И через 3 года Иоанно-Предтеченская церковь вновь предстала во всем своем великолепии.

С приходом советской власти период народной любви к церкви закончился. В 1929 году небольшой одноглавый Воскресенский зимний храм стали использовать как столовую для рабочих лакокрасочного завода, а в 50-е годы его снесли. В 1933 году Предтеченскую церковь отдали Ярославскому музею. Но спустя 3 года внутри нее разместили зерновой склад, хранилища для красителей, карбида и кислот, а также оборудовали здесь кузнечное производство и мастерскую. Колокольня от осадки фундамента и работ в кузнице начала крениться. И в 1958 году пришлось проводить большие реставрационные работы, чтобы ее выпрямить. Полное уничтожение храма было предотвращено после вмешательства Главнауки.

Вид на восточный фасад церкви

Архитектура и внутреннее убранство церкви Иоанна Предтечи

Проект Иоанно-Предтеченской церкви типичен для ярославских церквей. Это четырехстолпный храм с пятиабсидным алтарем, окруженный с трех сторон одноэтажными крытыми галереями. Грандиозность и величественность постройке придает то, что два придела были выполнены вровень с основным объемом. На храме установлено пять больших глав, и по пять маленьких имеет каждый из приделов.

К сожалению, автор проекта и руководители возведения этого замечательного храма нам не известны.

Но сохранились имена тех мастеров, которые занимались внутренней росписью церкви. Известно, что над фресками работало 16 изографов, которыми руководили потомственный иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов и молодой мастер Федор Игнатьев. Плеханов к тому времени прославился своими росписями больших храмов в Москве, Ростове Великом, Троице-Сергиевской Лавре и Вологде.

Причем по качеству проработки сюжетов понятно, что иконописцы имели прекрасное богословское образование. В алтарной части храма ими были сделаны 18 композиций по теме «Толкование литургии». Всего же в церкви насчитывают более 500 сюжетных картин. Такой объемной и качественной стенописи нет более нигде в мире.

Примечательно, что иконописцы, чтобы сделать библейские сюжеты понятнее простым людям, добавляли много характерных русских деталей – принятые в те времена фасоны одежды и повседневные орудия труда. Сама роспись заняла всего один год. Это говорит о высочайшей квалификации работавших в церкви мастеров.

Внешний декор храма поражает великолепием. Украшающие его стены объемные узоры сделаны из изразцов и специально изготовленного фигурного (или лекального) кирпича. Создается впечатление, что храм словно «обернут» роскошным персидским ковром. Такой стиль, называемый русским или московским узорочьем, сформировался в XVII веке. Для него характерны сложность композиции, затейливость форм и обилие декора.

Рядом с церковью стоит высокая 45 м колокольня, построенная на рубеже XVII-XVIII вв. Два ее нижних яруса – закрытые, а четыре верхних открыты и декорированы затейливыми резными аркадами. Архитектурный стиль, примененный при строительстве колокольни, — московское барокко. В XVII веке он органично пришел на смену русскому узорочью. Колокольня гармонично сочетается с церковью потому, что разделение на ярусы у этих двух строений совпадает. Храмовую территорию окружает частично сохранившаяся ограда с возведенными в стиле московского барокко Святыми воротами.

Архитектура и интерьер

К сожалению, доподлинно не известно, кто был автором проекта, но есть мнение, что к нему имел отношение митрополит Иона (Сысоевич), имевший архитектурный талант. В то время он был главой Ростовской и Ярославской кафедры. Существовала также версия о том, что его строили иностранные специалисты. Однако если приглядеться к деталям, можно отмести эту версию, ведь храм — яркий образец именно русского зодчества.

Высота постройки достигает 44 метров, венчают церковь 15 глав — по 5 на основном храме и каждом из приделов. Интересная деталь — приделы располагаются на одной высоте с основным зданием, в большинстве других подобных построек они ниже. Фасад здания изобилует декоративными элементами, один из основных — фигурный кирпич. Его отличает разнообразие форм, на постройке можно увидеть валики, розетки, бусины, кокошники и другие вариации. Это создает своеобразный эффект резьбы, которая гармонирует с изразцами, имеющими различные сюжеты и орнаменты.

Великолепен не только внешний облик храма, но и его интерьер. Над его росписью трудились лучшие художники ярославской артели. Это поистине историческое наследие, ведь ни в одном другом храме в мире нет такого количества и разнообразия сюжетов. Здесь можно увидеть сцены из Ветхого Завета, Евангельские сюжеты, жития святых и другие росписи.

Изразцы, © Светлана Апполонова

Современное состояние церкви Иоанна Предтечи и режим посещения

Иоанно-Предтеченская церковь имеет статус памятника истории и культуры федерального уровня. Она относится к Ярославскому музею-заповеднику и охраняется ЮНЕСКО.

Сегодня реставрационные и исследовательские работы в церкви продолжаются. Богослужения в этом храме не проводятся. Осмотреть его внутри можно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника.

Северное крыльцо церкви

Церковь Иоанна Предтечи — описание

До нашего времени сохранились церковь Иоанна Предтечи, Колокольня и ограда со Святыми воротами.

Церковь Иоанна Предтечи

Строение удивляет своими размерами и необычным обликом. Это единственный не только в Ярославской, но и во всей древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый храм. Его пять самых больших куполов возвышаются над главным приделом, но особенностью храма является то, что к нему симметрично пристроены два таких же по высоте боковых придела, также имеющие по пять глав меньшего размера. Издалека строение кажется расцветающим букетом.

С трех сторон строение окружено галереями, на которые можно подняться по высоким крыльцам. Больше всего изумляют фасады, на них практически нет гладкой поверхности, все они, словно, покрыты персидским ковром, созданным с помощью фигурного кирпича и изразцов (керамических плиток).

Грандиозная роспись внутри храма была выполнена в конце XVII столетия Дмитрием Григорьевым вместе с Федором Игнатьевым и 13-ю и ярославскими мастерами.

Стены и своды храма полностью заполнены росписью. Фрески, расположенные в девять ярусов и представляющие несколько сотен сюжетов, свидетельствуют об усилении светского начала в церковном искусстве.

Иконостас создавался поэтапно а течение 14 лет, с 1687 по 1791 год. В настоящее время он разобран, а его иконы хранятся в запасниках Ярославского музея-заповедника.

Многие иконы в церкви Иоанна Предтечи были старше, чем сам храм, особую ценность представляла считавшаяся чудотворной икона Усекновения главы Иоанна Предтечи, усыпанная драгоценными камнями.

Колокольня

Высота колокольни составляет 45 метров, она имеет шесть ярусов, это самая высокая звонница Ярославля. В XX веке колокольня стала сильно крениться, ее наклон составлял около одного метра, поэтому в 50-х годах были выполнены работы по устранению наклона.

Церковь Иоанна Предтечи изображена на одной из сторон 1000-рублевой купюры. Также на этой банкноте (на другой стороне) Вы увидите такие достопримечательности Ярославля, как памятник основателю города Ярославу Мудрому, Спасо-Преображенский монастырь, часовню в честь ополчения Минина и Пожарского и герб города.

В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи входит в состав Ярославского музея-заповедника. Вместе с тем, храм находится в запустении и нуждается в реставрации. Но даже, находясь в таком запущенном состоянии, строение изумляет своей красотой. По сути, это памятник самим жителями Толчковой слободы, которые вложили в него не только свои средства, но весь свой талант и душу.

Как добраться до церкви Иоанна Предтечи

Церковь Иоанна Предтечи расположена в Ярославле на Закоторосльной набережной, 69.

Она стоит неподалеку от моста через Коротосль, в том месте, где реку пересекает проспект Толбухина.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно пересечь ярославскую железную дорогу, и, не доезжая до реки Коротосль, повернуть налево на Большую Федоровскую улицу. Проехав по ней 1,1 км, повернуть направо, на проспект Толбухина. Церковь будет видна слева по ходу, перед мостом через реку Коротосль.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до храма Иоанна Предтечи составляет 1,8 км. Их можно пройти пешком или проехать на такси.

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле – красота русского узорочья

История строительства церкви Иоанна Предтечи

XVII век стал для Ярославских земель временем расцвета. Здесь активно развивались ремесла. И примерно треть всех ремесленников были кожевниками, то есть занимались выделкой кожи. Местные мастера умели делать юфть (кожу лучшей выделки) такого качества, что ее охотно приобретали богатые купцы из Англии и Голландии. Поэтому ярославские кожевенники, а также обувщики и скорняки богатели.

Главный вход в церковь

В 1658 году в Ярославле произошел очень большой пожар, унесший много городских построек. Сгорело почти 30 церквей, 3 монастыря и около полутора тысяч гражданских домов. Но после пожара Ярославль быстро восстанавливался, и горожане отстраивали все новые храмы. Возвести новую церковь захотели и жители расположенной в городском пригороде Толчковской слободы. Здесь жили в основном кожевники, и название слободы возникло от их промысла. Ведь для выделки кож необходима была краска для дубления, а получали ее толчением древесной коры.

Считается, что раньше в Толчкове находились строения Вознесенского женского монастыря, который был разорен польско-литовскими войсками в 1609 году. А потом стоял деревянный Предтеченский храм. Рядом с ним, в память об утраченной обители слободские жители и решили выстроить зимнюю Вознесенскую церковь. Но деревянный Предтеченский храм спалил очередной пожар. И жители Толчково остались вообще без церкви.

На пепелище вначале возвели небольшой сделанный из дерева Вознесенский храм и начали собирать средства на постройку каменной церкви. Кто-то жертвовал храму деньги, кто-то — слитки серебра или торговую лавку, дорогие кружева или огород с постройками. Вклады принимали в любом виде, в том числе и рабочими руками. Получалось, что новую церковь возводили «всем миром». Так будущей церкви были переданы ценные Царские врата из Казани и несколько старинных, богато украшенных икон.

Общий вид на церковь и колокольню с востока

Разрешение на начало строительства и возведение для этих целей двух кирпичных заводов было дано царем Алексеем Михайловичем. А само строительство растянулось на 16 лет. Главная причина этого была в необходимости кропотливо выполнить сложный архитектурный проект, отделку и роспись. И, наконец, в 1687 году два храма – большой летний в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и зимний маленький в честь Вознесения Господня были готовы.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — видео

Некоторыми посетителями Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове высказывается мнение, что она являет собой пример неудачной судьбы. Я же полагаю, что храму отведена счастливая участь. Несмотря на все невзгоды и периоды забвения, он донес до нас свою душу. Смотрите сами!

Внутри церкви приятно окунуться в атмосферу тишины и умиротворения, а древние росписи и убранство полностью способствуют этому. А тех читателей, которым довелось побывать в этой уникальной церкви, какие посещали мысли по этому поводу, можете высказаться в комментариях.

История церкви Иоанна Предтечи в XVII-XX веках

Почти сразу же при храме устроили богадельню, в которой жили 40 стариков, инвалидов и сирот. В 70-е годы XIX века при церкви также создали приходское попечительство, и стали выдавать денежную помощь самым бедным прихожанам – вдовствующим женщинам и сиротам. Чуть позже здесь открыли церковно-приходскую школу, в которой за год обучали грамоте и счету. А в конце XIX века школу преобразовали в женскую, и стали учить в ней уже в течение двух лет. Кроме того, открыли свои двери приют для девочек, швейная и прачечные мастерские. Церковь даже создала собственный благотворительный кружок, в котором учили 400 безграмотных рабочих Ярославской Большой Мануфактуры. После революции 1917 года эту фабрику стали называть «Красный Перекоп».

В 90-е годы XIX века при церкви возникло общество трезвости, и для него выделили отдельный дом с комнатами для библиотеки и чайной. В это же время начали издавать собственный журнал под названием «Приходская жизнь», который выходил ежемесячно. Это было большой редкостью для провинциальных храмов. Любопытно, что этот журнал имел продолжение в Америке. В 1949 году там был образован Предтеченский приход, а спустя 9 лет построена церковь с использованием стилистики ярославских храмов XVII века.

Вид на западный фасад

Проводились и реставрационные работы. Так в 1830 году частично восстановили храмовую роспись. Через 25 лет позолотили иконостас, а сделанный из кирпича, обветшавший пол заменили на чугунный.

В середине 90-х годов XIX века в церковь нанес визит министр финансов России Сергей Юльевич Витте, который инициировал работы по ее капитальной реставрации. В 1903 году она началась. Специалисты заменили храмовый фундамент, ликвидировали трещины в стенах, полностью отреставрировали фрески и иконостас, а также позолотили купола. Пол в храме вновь заменили на плиточный. И через 3 года Иоанно-Предтеченская церковь вновь предстала во всем своем великолепии.

С приходом советской власти период народной любви к церкви закончился. В 1929 году небольшой одноглавый Воскресенский зимний храм стали использовать как столовую для рабочих лакокрасочного завода, а в 50-е годы его снесли. В 1933 году Предтеченскую церковь отдали Ярославскому музею. Но спустя 3 года внутри нее разместили зерновой склад, хранилища для красителей, карбида и кислот, а также оборудовали здесь кузнечное производство и мастерскую. Колокольня от осадки фундамента и работ в кузнице начала крениться. И в 1958 году пришлось проводить большие реставрационные работы, чтобы ее выпрямить. Полное уничтожение храма было предотвращено после вмешательства Главнауки.

Вид на восточный фасад церкви

Архитектура и внутреннее убранство церкви Иоанна Предтечи

Проект Иоанно-Предтеченской церкви типичен для ярославских церквей. Это четырехстолпный храм с пятиабсидным алтарем, окруженный с трех сторон одноэтажными крытыми галереями. Грандиозность и величественность постройке придает то, что два придела были выполнены вровень с основным объемом. На храме установлено пять больших глав, и по пять маленьких имеет каждый из приделов.

К сожалению, автор проекта и руководители возведения этого замечательного храма нам не известны.

Но сохранились имена тех мастеров, которые занимались внутренней росписью церкви. Известно, что над фресками работало 16 изографов, которыми руководили потомственный иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов и молодой мастер Федор Игнатьев. Плеханов к тому времени прославился своими росписями больших храмов в Москве, Ростове Великом, Троице-Сергиевской Лавре и Вологде.

Причем по качеству проработки сюжетов понятно, что иконописцы имели прекрасное богословское образование. В алтарной части храма ими были сделаны 18 композиций по теме «Толкование литургии». Всего же в церкви насчитывают более 500 сюжетных картин. Такой объемной и качественной стенописи нет более нигде в мире.

Примечательно, что иконописцы, чтобы сделать библейские сюжеты понятнее простым людям, добавляли много характерных русских деталей – принятые в те времена фасоны одежды и повседневные орудия труда. Сама роспись заняла всего один год. Это говорит о высочайшей квалификации работавших в церкви мастеров.

Внешний декор храма поражает великолепием. Украшающие его стены объемные узоры сделаны из изразцов и специально изготовленного фигурного (или лекального) кирпича. Создается впечатление, что храм словно «обернут» роскошным персидским ковром. Такой стиль, называемый русским или московским узорочьем, сформировался в XVII веке. Для него характерны сложность композиции, затейливость форм и обилие декора.

Рядом с церковью стоит высокая 45 м колокольня, построенная на рубеже XVII-XVIII вв. Два ее нижних яруса – закрытые, а четыре верхних открыты и декорированы затейливыми резными аркадами. Архитектурный стиль, примененный при строительстве колокольни, — московское барокко. В XVII веке он органично пришел на смену русскому узорочью. Колокольня гармонично сочетается с церковью потому, что разделение на ярусы у этих двух строений совпадает. Храмовую территорию окружает частично сохранившаяся ограда с возведенными в стиле московского барокко Святыми воротами.

Храм Иоанна Предтечи

Адрес храма: Ярославль 2-я Закоторосльная набережная 69

Время работы: с 10.00 до 17.00 без перерыва. Выходные: понедельник, вторник

Уже издалека, за извилистой речкой Которосль, возвышается силуэт храма — высокий и живописный. Церковь Иоанна Предтечи расположилась в отдалённой слободе, где жители толкли кору для выделки очень тонкой и ценной ярославской кожи — юфти. В коре есть специальные вещества — танины, с помощью которых кожа становилась очень мягкой и красивой. По роду занятий жителей слобода стала называться Толчковской, а продажа уникальных кож приносила ей немалые богатства. На средства кожевенников в 1671 году начинается строительство Храма Иоанна Предтечи.

Создатель храма был великим зодчим. Он посмел отказаться от шатров, он пошел дальше и сравнял высоту приделов со средним кубом храма, да ещё и подчеркнул это слияное, придав всем апсидам одинаковую высоту. Рядом с мощным пятиглавием срединного храма он поднял по пятиглавию меньшего размера над каждым приделом. Главки стоят так тесно, что они сливаются в одну общую фигуру. Нигде в русской архитектуре нет ничего подобного. По церковным канонам допускалось 13 куполов у храма, что символизировало 12 апостолов и Христа. Есть разные версии, почему у церкви 15 куполов. Вот первая:15 куполов церкви Иоанна Предтечи ничего не значат, это просто красиво! Это стало допустимым, видимо, лишь потому, что в то время митрополитом был знаменитый создатель ростовского кремля Иона Сысоевич, большой ценитель архитектуры. Вторая версия: в одном сооружении слились три церкви: центральная и две боковые церквушки (приделы). Все они равны по высоте, и у каждой — по пять куполов. Так получился ансамбль из 15 куполов!Наружнее убранство церкви изумительно. Кроме изразцов здесь используется лекальный фигурный кирпич. Необычна роспись апсид, создающая иллюзию гранёной, грановитой стены. Большую роль в оформлении играют нарядные крыльца. Их острые крыши прерывают ровную линию карнизов галерей. Внутри храма всюду фрески, зеленоватой гаммы красок. Здесь часто изображается реальная жизнь, то пир царя Ирода, где женщина пляшет, помахивая платком, то отрок пашет сохой землю, то перед купаньем парень снимает рубаху. Рядом стоящая колокольня выглядит очень стройной, а по узорчатости даже превосходит храм. В её декоре есть что-то барочное. Некоторое время назад колокольня начала крениться. Появилась опасность её обрушения на храм. Но принятые меры реставраторов предотвратили падение.

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле — это волшебная сказка, воплощенная в камне, заслуженно входящая в список ЮНЕСКО. Слава о ней разнеслась не только по России, но и по всему миру. Дело в том, что жители России, сами того не замечая, видят её каждый день на 1000-рублевой банкноте. Возьмите в руки эту купюру и посчитайте число куполов. Если их пятнадцать, значит, это тот самый храм, потому что нигде в России такое число куполов не повторяется.

Современное состояние церкви Иоанна Предтечи и режим посещения

Иоанно-Предтеченская церковь имеет статус памятника истории и культуры федерального уровня. Она относится к Ярославскому музею-заповеднику и охраняется ЮНЕСКО.

Сегодня реставрационные и исследовательские работы в церкви продолжаются. Богослужения в этом храме не проводятся. Осмотреть его внутри можно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника.

Северное крыльцо церкви

Где жить

1. Кировский район. В этом районе Ярославля расположен исторический центр города, его самые знаковые места: слияние Волги и Которосли, застройка 18-19 веков и более древние сооружения. Весь местный архитектурный ансамбль включен в список объектов ЮНЕСКО.

2. Красноперекопский район. Находится на правому берегу Которосли, считается промышленным центром города. Однако тут тоже есть на что посмотреть: Петропавловский городской парк культуры и отдыха, храм Иоанна Предтечи и другие церковные строения.

3. Дзержинский район. Яркими достопримечательностями похвастать не может, зато здесь можно погулять рядом с Волгой — например, в Скобыкинском парке или Павловской роще.

4. Фрунзенский район. Выделяется храмовым комплексом в Коровниках.

5. Ленинский район. Здесь находится Музей боевой славы и несколько симпатичных парков.

Варианты размещения в Ярославле Средняя цена за ночь
1-комнатная квартира 1 700 ₽
2-комнатная квартира 2 000 ₽
Номер в гостинице 2 100 ₽
Коттедж целиком 12 000 ₽

Снять жильё на выходные в Ярославле

Как добраться до церкви Иоанна Предтечи

Церковь Иоанна Предтечи расположена в Ярославле на Закоторосльной набережной, 69.

Она стоит неподалеку от моста через Коротосль, в том месте, где реку пересекает проспект Толбухина.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно пересечь ярославскую железную дорогу, и, не доезжая до реки Коротосль, повернуть налево на Большую Федоровскую улицу. Проехав по ней 1,1 км, повернуть направо, на проспект Толбухина. Церковь будет видна слева по ходу, перед мостом через реку Коротосль.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до храма Иоанна Предтечи составляет 1,8 км. Их можно пройти пешком или проехать на такси.

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 4.00 [13 Голоса (ов)]

← Ярославская область Ярославль Россия →

Храмы Ярославля

1. Спасо-Преображенский монастырь (Богоявленская площадь, 25). Построен еще в 12 веке. Главным храмом в монастыре является Спасо-Преображенский собор.
2. Храм Ильи Пророка (Советская площадь, 7). Нарядное сооружение, которое легко узнается по зеленым куполам.

3. Успенский кафедральный собор (Которосльная набережная, 2). Заложен в начале 13 века, несколько раз горел и всякий раз оказывался восстановленным. После сноса в 1930-х был заново отстроен в 2000-х.

4. Церковь Иоанна Златоуста (Портовая набережная, 2). Образец старинной ярославской архитектуры в Коровницкой слободе.

5. Церковь Иоанна Предтечи (2-я Закоторосльная набережная, 69). Находится в Толчковской слободе, знаменита уникальной фресковой живописью 17 века.

6. Церковь Михаила Архангела (ул. Первомайская, 67). Известна иконой архангела Михаила, которая сейчас выставляется в московской Третьяковке.

7. Церковь Спаса на Городу (ул. Почтовая, 3). Еще один храм в историческом центре города, с множеством православных святынь.

8. Сретенская церковь (пер. Депутатский, 4). Живописное сооружение с типичными чертами ярославского зодчества.

Также отметим эти храмы: Софийский собор (Тверицкая набережная, 77), Свято-Тихоновский храм (Ленинградский проспект, 97а), Феодоровский собор (ул. Большая Федоровская, 72), Яковлевско-Благовещенский храм (ул. 3-я Яковлевская, 9) и протестантская Крестобогородская церковь (Московский проспект, 161).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: