Татарстанская митрополия: история и состав, храмы и монастыри, святыни

История и чудотворные святыни Раифского монастыря в Казани

История Раифского монастыря

Обитель была основана в 1613 году. Каждый паломник, попадая на подворье монастыря, чувствует особую атмосферу. Дух намоленного веками места подчеркивается строгими белоснежными стенами обители.

История названия

Существует предание, согласно которому в IV в Раифе жили монахи-отшельники. Они в свое время пострадали от варваров и были ими убиты на берегу Красного моря, неподалеку от горы Синай и Раифской пустыни. Считается, что именно в их память была основана обитель с таким названием, так как данный монастырь долгое время находился среди язычников.

По другим данным, в 1613 году некий иеромонах Филарет поселился в келье у Сумского (Раифского) озера. Монах жил в уединении, но постепенно к нему примкнули другие братья, ищущие спасения. Так начала формироваться Раифская пустынь.

Обитель была основана в 1613 году

Начало строительства

В поисках тихого уединенного места монах Филарет пришел к Сумскому озеру. Жившие в тех местах черемисы в конкретные дни совершали свои языческие обряды у того же озера. Они заметили отшельника, и весть о нем разошлась на многие версты. А озеро с того периода стало называться еще и Монастырским.

Постепенно с монахом-отшельником стали селиться другие верующие, и его уединенная келья переросла в православный центр того региона. Однажды один из монахов увидел в небе руку, которая указывала на место в пустыни. После этого некоторые братья слышали звон колоколов, у которого не было источника – он раздавался из ниоткуда. Когда отец Филарет узнал об этом чудесном явлении, на указанном месте была возведена часовня.

Незадолго до своей кончины отец Филарет оставил жизнь отшельника и вернулся в Спасо-Преображенскую обитель, так как хотел быть отпетым по канонам монастыря. Там же его похоронили в 1659 году. А спустя два года на месте его уединенной кельи было решено возвести православную обитель. Примерно в тот же период туда был доставлен список с Грузинской иконы Пресвятой Богородицы. Оригинал в то время хранился вблизи Холмогор. Из-за длительного пребывания обители среди язычников он получил свое название.

Обновление обители

В 1689 году в районе расположения монастыря случился масштабный пожар. Так как здания обители были деревянными, они сильно пострадали. Братия лишилась крова и осталась в прямом смысле слова на пепелище. Некоторые братья покинули это место и разошлись по другим монастырям. Но многие насельники остались, чтобы восстановиться свой пострадавший дом. Тогда было принято решение о возведении каменной обители.

На рубеже XVII-XVIII столетий на этом месте вырос целый монастырский комплекс с прекрасной архитектурой. Некоторые постройки сохранились до наших дней. Первым храмом обители стала церковь, освященная в честь отцов, убиенных в Раифе и Синае. Затем создали Софийскую церковь над братскими кельями. Но она была такая маленькая, что одновременно в ней помещалось только семеро братьев.

Монастырь быстро рос, в тот период здания возводили на результат и долгостроев не знали. Так, в 1739 году на территории обители было уже 15 храмов. Позже возвели Грузинский собор и надвратную колокольню. Троицкий собор основали в начале XX века. Он отличался невероятной акустикой. Когда братия в нем пела, звук разносился на много верст вокруг. Накануне революции 1917 года в монастыре насчитывалось порядка 80 насельников.

Раифский монастырь в Казани

Революционное вмешательство

Когда по русской земле пошла кровавая революция, многие храмы и монастыри были закрыты или разрушены, но изначально только на бумаге. Так случилось с Раифской обителью. В 1918 году ее официально закрыли, но братья совершали богослужения тайно. В 1930 году всем насельникам вынесли обвинение в антисоветской деятельности. Их арестовали и расстреляли, впоследствии отцы были канонизированы. В храмах обители советская власть устроила тюрьму, колонию и ремонтные цеха.

Восстановление храмов

С 1991 года началось возрождение церквей. Раифский монастырь поднимали из руин. Как ни странно, в то время помощь на возрождение святыни выделяли даже мусульмане. Президентом Шаймиевым было сделано пожертвование на пять крестов Троицкого собора.

Троицкий собор является самым красивым во всем комплексе храмов. Он очень светлый, возможно, из-за отсутствия настенной росписи. С другой стороны, таким образом, была возвращена история. Ведь когда постройка была завершена в начале XX века, роспись не была сделана из-за революционного вмешательства.

Иконостас в Троицком соборе

Со временем в обитель из Казани возвратилась ее святыня – Грузинская икона Богородицы. Практически в то же время в Грузинском соборе было совершено первое богослужение. На втором этаже церкви Святых отцов, в Раифе и Синае убиенных, построили небольшой придел в честь тех отцов-монахов, которые были расстреляны советской властью в 30-е годы. Весь храм выглядит как ковчег.

Первая церковь, возведенная на месте Софийского храма, пострадала от удара молнии. А Софийский храм является самым маленьким не только в России, но и во всей Европе. В нем совершается молитва только в день празднования святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Впоследствии к храму пристроили братский корпус. Там же находится типография «Раифского вестника».

Видео «Раифский монастырь в Казани»

В этом видеосюжете представлена история святой обители.

Архитектурный ансамбль и достопримечательности

Первые постройки монастыря были возведены из дерева. Они сильно пострадали во время пожара в 1689 году и не сохранились до наших дней. Ансамбль, который видят современные паломники, сформировался в течение XVII-XVIII ст. В него входят:

  1. Храм в честь прп. отцов в Раифе и Синае убиенных. Это самая древняя постройка обители.
  2. Троицкий собор. Он считается главным храмом монастыря.
  3. Софийская церковь. Является самой миниатюрной во всей Европе.
  4. Собор Грузинской иконы Пресвятой Богородицы. В нем находится список с чудотворного образа.
  5. Надвратный храм Архистратига Михаила. Его колокольня возвышается на 60 метров и за это называется «раифской свечой». Эта колокольня считается самым узнаваемым сооружением комплекса.

Архитектурный ансамбль гармонично дополняют хвойный лес и озеро, у которого когда-то поселился отшельник Филарет.

Интересные факты, святыни и чудеса

Обитель богата не только древней историей, но и Божими чудесами. Подробнее и жизни мужского монастыря можно узнать на его официальном сайте: raifa.ru.

Читайте также:
Храм Троицы в Хорошёве: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Праздники и чтимые даты

В разных храмах обители совершаются престольные праздники в следующие дни:

  1. 4 сентября. Празднование основной святыни монастыря – Грузинской иконы Пресвятой Богородицы.
  2. 27 января. Память преподобных отцов, в Синае и Раифе убиенных.
  3. День Пятидесятницы. Престол в Троицком соборе.
  4. 30 сентября. День св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – престол в маленьком Софийском храме.
  5. 21 ноября – Собор Архистратига Михаила и бесплотных Сил Небесных. Празднование в надвратном храме.

Грузинская икона Божией Матери

У этого образа интересная история. В 1622 году в Грузию вторгся шах персов Аббас. Персы разграбили богатства Грузии и среди прочего забрали богато украшенную икону Пречистой. Спустя три года она была приобретена у персидского торговца помощником русского купца из Ярославля. Сам русский купец во сне увидел этот образ и услышал наставление доставить святыню в Красногорский монастырь.

Грузинский образ Божией Матери находится в монастыре

Когда купец увидел у своего помощника икону, вспомнил о сне и отправился в Черногорский монастырь. Его название возникло из-за расположения обители в горах в окружении труднопроходимого леса. Впоследствии его назвали Красногорским.

Когда Грузинский образ Божией Матери вносили в обитель, произошло первое чудо. Один из насельников, долгое время не имевший слуха и зрения, стал видеть и слышать. Подобных случаев исцеления было много.

Внесеник списка с чудотворного образа в Раифский монастырь сопровождалось многочисленными крестными ходами. Образ носили по городам. Особенно туда, где нужна была помощь, например, если над городом долго не шел дождь. Особенно помогает Пресвятая Богородица по молитвам православных перед ее иконой в исцелении болезней глаз и ушей, а также бесплодия.

Территория уникальных жаб

Как известно, обитель стоит на берегу озера. Было бы естественно, если бы на монастырском дворе постоянно слышалось кваканье лягушек, но его нет. Существует предание, согласно которому первые насельники этого места сильно страдали от неумолкаемого хора жаб. Они не могли спокойно молиться и отдыхать из-за этого шума. Они взмолились Господу с просьбой о помощи, и жабы больше не квакали.

Лягушек на том озере много и сейчас, место для их обитания прекрасное, но они молчат. Если привезти туда жабу из другой территории – она тоже замолкает. Если вывезти местную лягушку, она начинает квакать, как только покидает пределы обители.

Святая обитель стоит на берегу озера

Расписание богослужений

В будние дни в монастыре утреннее богослужение начинается в 7:00, а вечернее – в 15:30 и 20:00. В воскресные дни и праздники утром служба начинается в 7:30, вечерняя проходит по прежнему графику.

Где находится и как доехать

Богородицкий монастырь расположен на территории Волжско-Камского заповедника, в 30 км от Казани. Адрес: 422538, Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа, ул. Набережная, 27. Чтобы туда попасть, нужно в Казани на Северном вокзале сесть в автобус №552 или 554. Из Зеленодольска до обители можно доехать автобусом №405.

Раифская обитель – одна из многочисленных жемчужин русского православия. Она имеет древнюю историю и является образцом стойкости православного народа в возрождении своих святынь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

20 главных храмов Казани

Казань – это город, в котором удивительным образом переплелись традиции Востока и Запада. На протяжении нескольких столетий после завоевания Казани Иваном Грозным в 1552 году на территории этого города мирно сосуществовали православие и ислам. Мечети стоят на одних улицах с православными храмами, а жители Казани с одинаковым почтением относятся ко всем религиям.

Главные православные храмы столицы Татарстана располагаются в историческом центре города. В первую очередь, это Благовещенский собор, построенный в XVI веке и долгое время бывший кафедральным собором Казанской епархии. Другим уникальным памятником архитектуры и ярким образцом русского барокко является красочный Петропавловский собор. В настоящее время в городе не только активно реставрируются старые храмы с многовековой историей, но и ведется строительство новых.

Действующие церкви и соборы Казани

Список самых известных и популярных храмов города.

Благовещенский собор Казанского кремля

В 1552 году по приказу Ивана Грозного был построен деревянный храм, а уже спустя 9 лет началось строительство каменного собора под руководством известных зодчих Бармы и Постника. На протяжении веков храм многократно перестраивался, пережил 8 пожаров. В XX веке собор удалось сохранить благодаря тому, что его передали Госархиву, но многое было разграблено. Некоторые уцелевшие иконы и предметы из ризницы собора стали музейными экспонатами. Комплексная реставрация проводилась в 1995-2005 годах.

Адрес: г. Казань, Кремль, стр. 2

Никольский кафедральный собор

Архитектурно-храмовый комплекс из двух церквей, часовни, «падающей» колокольни и нескольких церковно-административных зданий является одной из главных достопримечательностей Казани. Первый деревянный храм на месте нынешнего Никольского собора был построен еще в 1565 году, на его месте в конце XVII века возвели Николо-Низскую и Покровскую церкви. С 1930 года собор был закрыт, а в 1946-м году вновь открыт уже в статусе кафедрального.

Адрес: г. Казань, ул. Баумана, 5

Богоявленский собор

Каменный храм во имя Богоявления Господня вместе с другими зданиями архитектурного комплекса был построен в конце первой половины XVIII века на средства казанских купцов-меценатов. В 1873 году в Богоявленском соборе крестили Ф. Шаляпина. В 1935-м году собор закрыли, а затем стали использовать как склад, в колокольне устроили торговые павильоны и мастерскую. В 1996-1997 годах храм был возвращен верующим. На колокольне, высота которой составляет около 74 метров, в 2016 году была открыта смотровая площадка.

Адрес: г. Казань, ул. Баумана, 78, корпус 1

Петропавловский собор

Великолепный образец регионального зодчества, построенный в 1726 году в стиле петровского барокко, стал одним из символов Казани. В XVIII-XIX веках храм много раз горел, постепенно разрушался и ветшал, поэтому в конце XIX века была проведена серьезная реконструкция, благодаря которой удалось сохранить первоначальный облик собора до наших дней. Храм действовал до 1939 года, после закрытия получил статус охраняемого памятника архитектуры, позднее там размещался планетарий. В 1989 году храм вернули верующим. До наших дней сохранился семиярусный иконостас.

Читайте также:
Переславский Горицкий Успенский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Адрес: г. Казань, ул. Мусы Джалиля, 21

Церковь Святой великомученицы Параскевы Пятницы

Храм ведет свою историю с деревянного храма Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы, построенного в 1566 году. Через 13 лет он сгорел, а каменная Пятницкая церковь на его месте была заложена только в 1726 году. Она также много раз горела и перестраивалась. В 1923-1937 годах храм принадлежал «обновленцам», затем был превращен в тюрьму, где исполнялись смертные приговоры. Тела убитых закапывали прямо на территории церкви. Храм и снесенную в 50-е годы колокольню восстановили в конце 90-х годов.

Адрес: г. Казань, ул. Большая Красная, 1, корп. 2

Храм святой великомученицы Варвары

Варваринский храм был построен в конце XVIII века, однако в начале XX века его разобрали и построили на его месте новый храм в русском стиле. В нем бывали многие известные писатели – Н. Г. Чернышевский, А. Н. Радищев, В. Г. Короленко. Здесь крестили поэта Н. Заболоцкого, а на клиросе храма пел Ф. Шаляпин. В 30-е годы XX века церковь закрыли и устроили в ней сначала клуб работников трамвайного парка, затем мастерские и кафедру института. Храм был возвращен верующим в 1994 году и отреставрирован в 2000 году.

Адрес: г. Казань, ул. Карла Маркса, 67

Храм Тихвинской иконы Божией Матери

Тихвинский храм был построен во второй половине XVII века и долгое время был всего лишь обычным приходским храмом. Его возвышение началось в 1844 году после того, как находившаяся в храме Тихвинская икона Божией Матери была прославлена как чудотворная. К храму потянулись паломники. На собранные средства храм удалось дважды капитально отремонтировать и расширить. В советские годы храм был разорен. С 1990-х годах отдан кряшенской общине.

Адрес: г. Казань, ул. Михаила Худякова, 4

Крестовоздвиженская церковь

Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был устроен в купольном этаже Крестовоздвиженского корпуса Казанского Богородицкого монастыря. В 1929 году церковь решено было закрыть, а имущество ликвидировать. Долгое время, вплоть до 2005 года, в здании размещался пединститут. В 90-х годах началось постепенное возрождение обители. В 2004 году Крестовоздвиженскую церковь передали обновленному монастырю.

Адрес: г. Казань, ул. Большая Красная, 5

Храм Серафима Саровского

Строительство храма началось в 2000 году на средства прихожан и спонсоров. Открытие и освящение храма состоялось в январе 2006 года. Рядом с храмом прп. Серафима Саровского возведена церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление» и несколько церковно-административных зданий. Все они представляют собой единый комплекс, построенный по проекту казанского архитектора А. А. Спориуса, которому удалось соединить традиционность и многофункциональность.

Адрес: г. Казань, ул. Сафиуллина, 7

Церковь святой великомученицы Евдокии

Имя св. Евдокии Идиопольской носит боковой придел храма. Сам он освящен в честь Спаса Нерукотворного, однако с момента постройки в 1735 году храм называют Евдокиевским. Предполагается, что он был построен на деньги, пожертвованные Евдокии Михляевой. Храм представляет собой образец русского барокко. В 1930-е годы храм закрыли и превратили в тюрьму. Возвращение полуразрушенного храма верующим произошло в 1998 году, после чего были проведены реставрационные работы.

Адрес: г. Казань, ул. Федосеевская, 46

Храм Сошествия Святого духа

Двухпрестольный храм был построен в Суконной слободе Казани в 1731-35 годах на средства Евдокии Михляевой, чей муж владел суконной мануфактурой. В XIX веке церковь несколько раз перестраивалась. До революции Святодуховский храм имел самый многочисленный приход в Казани – до 4 тысяч человек. В 1931 году храм закрыли и приспособили под клуб, позднее на втором этаже был кукольный театр, а на первом – квартиры. Реконструкция храма проводилась в 2012-2015 годах, после чего он был передан Казанской епархии.

Адрес: г. Казань, ул. Туфана Миннуллина, 21

Молодежный Храм Сергия Радонежского

При освящении храма в 2015 году митрополит Казанский и Татарстанский Феофан нарек храм молодежным, поскольку именно там планировалось открыть вторую в городе площадку молодежного православного клуба «Азбука». Храм введет свою историю с 1850 года, когда в здании богадельни, построенной на средства купца В. М. Ложкина, была обустроена домовая церковь. В конце XIX века храм перевели в новый пристроенный корпус. В 1918 году храм был закрыт, а богадельня стала домом престарелых. Реставрация началась в 2014 году.

Адрес: г. Казань, ул. Краснококшайская, 101

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Пятиглавый кирпичный храм в псевдорусском стиле был построен в 1906-1909 годах путем полной реконструкции молитвенного дома старообрядцев-белокриничников. В 20-е годы XX века святыни храма и церковная утварь были изъяты, а сам храм закрыт. После восстановления в 1997 года Казанско-Вятской епархии РПСЦ началась реставрация Покровского храма, которая длится до сих пор. Предполагается, что после восстановления храму будет присвоен статус кафедрального собора.

Адрес: г. Казань, ул. Старая, 17

Храм Александра Невского

Невероятно красивый и необычный в архитектурном плане храм был воздвигнут в микрорайоне Азино в 2015 году, хотя закладка первого камня состоялась еще в 2007 году. Толщина храмовых стен составляет 1,85 метра, а потолок сделан в виде классических сводов без перекрытий, как в древнерусских храмах. Строительство храма велось на частные пожертвования. Храм может вместить около 800 человек. При храме создано приходское общество «Трезвение».

Адрес: г. Казань, ул. Академика Сахарова, 16 Б

Храм святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Храм строился в 2005-2007 годах. на средства генерального директора ЗАО «Банк Заречье» Н. В. Девятых. Освящение храма состоялось 29 сентября 2007 года. Его провел архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. Двуглавый шатровый храм с колокольней стал украшением Кировского района. При храме работает воскресная школа, издается приходская газета.

Адрес: г. Казань, ул. Окольная, 1 Б

Собор Успения Пресвятой Богородицы

В середине XVI века на территории Зилантова монастыря было построено два деревянных храма – Успения Божией Матери и Всех Святых. Каменный Всехсвятский храм был воздвигнут лишь в конце XVII века. В течение XIX века он многократно перестраивался, а в 1898 году его полностью разобрали и возвели по новому проекту. Именно в таком виде в 1998 году после десятилетий запустения и был восстановлен Всехсвятский храм, только освятили его уже в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Читайте также:
Мирожский монастырь: история и адрес, фрески, описание, настоятели и святыни

Адрес: г. Казань, ул. Московская, 3

Архиерейское подворье Кирилла Казанского

Храм на территории Ново-Савиновского района Казани был заложен в 2009 году и освящен в сентябре 2012 года. Строительство финансировалось частными благотворителями, основные средства были выделены «Банком Заречье» и Казанским вертолетным заводом. Подворье включает в себя кирпичный храм во имя свмч. Кирилла и вместительное административно-церковное здание, в котором размещается воскресная школа, библиотека, актовый зал. Расписывали храм художники из Сергиева Посада.

Адрес: г. Казань, ул. Чистопольская, 30

Владимирская церковь

Надвратная церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира была построена в 1690 году в стиле московского барокко. Позднейшие перестройки сильно изменили облик храма. В 1918 году Кизический монастырь был закрыт и разорен. В 1930-е годы многие строения были разрушены, в оставшихся расположились склады и гаражи. Восстановление монастыря началось в 2001 году. Наряду с другими строениями обители, Владимирский храм был отреставрирован и возвращен Казанской епархии. Освящение состоялось в 2010 году.

Адрес: г. Казань, ул. Декабристов, 98

Храм святителя Варсонофия Казанского

Небольшой одноглавый храм был возведен в 1901 году на территории больницы для слепых. Деньги на строительство пожертвовала Л. А. Кауль в память о своем муже, известном казанском меценате И. И. Алафузове на средства, которые перешли к ней по наследству. Церковь построена по проекту московского архитектора К. М. Быховского и стилизована под древнерусскую архитектуру. В 1918 году храм был закрыт, а все иконы и утварь утрачены. Вторая жизнь храма началась в 2010 году.

Адрес: г. Казань, ул. Толстого, 4/47

Храм Сергия Радонежского

Приход нового храма был образован по инициативе православной общины Кировского района в 1999 году. Под строительство был выделен участок с домом XIX века. В 2003 году дом переделали под храм. Примерно в это же время, в 2003-2004 годах, разработали и утвердили проект нового храма. Деньги на строительство пожертвовала гендиректор «Банка Заречье» Н. В. Девятых, благодаря которой в Казани появилось свыше двух десятков новых храмов. Храм был открыт и освящен в честь прп. Сергия Радонежского в 2009 году.

Адрес: г. Казань, ул. Краснококшайская, 101

Спасо-Андроников монастырь

АДРЕС: Андроньевская площадь, 10 (ближайшие станции метро – «Площадь Ильича», «Римская», «Чкаловская»)

РЕЖИМ РАБОТЫ: территория Андроникова монастыря доступна для посещения ежедневно с 10:00 до 20:00, посещение храмов возможно исключительно в ходе богослужений

ТЕЛЕФОН: +7 (495) 911-45-02, +7 (495) 671-03-72; +7 (495) 678-14-89 (музей Андрея Рублева)

Выразительный архитектурный комплекс на левом берегу Яузы – чудесное видение на фоне масштабной панорамы современных высоток. Он похож на старинный русский город, удивительным образом оказавшийся почти в центре мегаполиса. Кажется, что даже время замирает перед красотой и величием сакрального памятника.

На самом деле обитель много раз меняла свой облик, неоднократно превращалась в руины и возрождалась, пережила чуму и разграбления. В богатом событиями прошлом – сопричастность к Дмитрию Донскому, Сергию Радонежскому и многим другим выдающимся соотечественникам. Здесь жил, творил и упокоился Андрей Рублев – первый русский художник, причисленный к лику святых.

За мощными крепостными стенами, как и семь столетий назад, кипит жизнь. Сейчас монастырь функционирует как Центральный музей древнерусской культуры и искусства. Коллекция экспонатов потрясает воображение – 13 000 раритетов, 4 500 произведений иконописи! В Спасском соборе проводятся богослужения.

История Спасо-Андроникова монастыря

Средневековье

Агиографические источники связывают строительство монастыря с событиями 1354 года. Епископ Владимирский Алексий направлялся в Константинополь, чтобы принять сан митрополита Киевского и всея Руси. По пути он попал в сильнейший шторм. Святитель поклялся перед господом, что при удачном завершении путешествия в бухте Золотой Рог (возле Стамбула) построит в Москве собор. Благополучное прибытие в порт совпало с праздником в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя в Константинополь (Спас Нерукотворный).

Вскоре в семи верстах от Кремля, в месте пересечения двух стратегически важных направлений – оживленного Владимирского тракта и дороги в Золотую Орду (Коломну, Рязань), начали строить монастырь. Ему суждено было стать дозорным пунктом.

Монахи не раз вовремя предупреждали москвичей о приближении врага. Но себя обитель защитить не могла, в 1368 и 1371 годах ее разграбили литовские войска, в 1451 и1571 годах – золотоордынцы, а в 1611 году – польские интервенты.

Освящение главного здания – деревянного Спасского собора – состоялось 16 августа 1357 года. Церемонию проводили с особо почитаемой христианской святыней – иконой Спаса Нерукотворного Образа. Ради нее митрополит Алексий в 1356 году снова посетил Константинополь.

Игуменом новой обители назначили монаха Андрони́ка – ученика преподобного Сергия Радонежского. При нем принял монашеский постриг Андрей Рублев. В 1425-1427 годах он вместе с другим выдающимся монахом-иконописцем Даниилом Черным расписывал стены нового Спасского собора из белого камня. Храм функционирует до сих пор. Он был воздвигнут на основе деревянного предшественника, который, в свою очередь, вырос на месте сгоревшей в 1368 году первой постройки.

В 1380 году обитель посетил Дмитрий Донской, возвращаясь после победного завершения Куликовской битвы. По преданию, здесь были упокоены павшие защитники Москвы. Традиция хоронить выдающихся соотечественников на территории монастыря сохранилась до начала XX века.

В 1395 году, после смерти Андроника Московского, игуменом стал его соратник Савва. Монастырь отстраивался и разрастался. Знаменитые изографы продолжили работать над фресками до 1428 года, пока оба не умерли во время эпидемии чумы. Игумены Андроник и Савва, иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный были погребены на территории обители. Они почитаются Русской православной церковью в лике святых как преподобные.

В 1439 году Андроников монастырь получил статус архимандрии (настоятелям присваивался один из высших духовных санов в православии), и его влияние на разные сферы общественной жизни усилилось. Территория обители постепенно превращалась в масштабный, хорошо укрепленный архитектурный комплекс. К концу XVII века были возведены стены, Святые ворота с надвратной церковью, трапезная, настоятельский и братские корпуса. Евдокия Лопухина в 1691 году дала толчок строительству храма над трапезной, устройству новых церквей и приделов, фамильной усыпальницы.

Читайте также:
Храм Георгия Победоносца в Сургуте: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

В XIV-XVII веках обитель – центр переписки книг. Здесь хранились многие сочинения преподобного Максима Грека (по мнению академика Дмитрия Лихачева, «первого интеллигента на Руси»). С 1475 года в прилегающей монастырской слободке начали изготавливать кирпич для строительства Кремля. Также у монастыря были приписные крестьяне (к 1700 году – 210 дворов). Кроме того, обитель служила местом заточения священнослужителей (новгородского епископа Серапиона, протопопа Аввакума).

XVIII-XX века

Начиная с 1701 года доходы монастыря постепенно снижались – сказывалась реформаторская деятельность Петра I. Тем не менее в конце века это была одна из самых богатых обителей Москвы. В ее владении находились земли под селением (5,6 га), сенокосные угодья (4 га) и неудобия (4,5 га).

Часть средств уходила на приюты, исправительные дома, госпитали. В 1748 году от очередного московского пожара сильно пострадали архив и библиотека. К концу XVIII века со стен Спасского собора исчезла роспись. В 1763-1779 годах здание реставрировали (фрески не восстанавливали) и достраивали (появилась крытая паперть).

В 1803 подворье украсила церковь с 72-метровой копией колокольни Киево-Печерской Лавры (построена на средства купца С. П. Васильева). Выше в Москве была только колокольня Ивана Великого. Автор проектов – известный московский архитектор Родион Казаков – ученик Матвея Казакова (главный архитектор Москвы второй половины XVIII- начала XIX века).

В 1812 году огонь уничтожил часть имущества и спровоцировал отдельные разрушения: упали глава и барабан главного собора, сгорел иконостас. До этого солдаты армии Наполеона разграбили обитель. Самые ценные предметы удалось сохранить – монахи их вывезли и спрятали заранее. В некрополе Спасо-Андроникова монастыря упокоились многие известные и неизвестные герои Отечественной войны 1812 года.

В 1846-1850 годах значительно изменился внешний вид собора. В соответствии с проектом архитектора Герасимова возвели два придела, изменили вид папертей, накрыли четырехскатной крышей кокошники и закомары, установили восьмигранный барабан под шатровой конструкцией. Последняя выразительная постройка этого времени – церковь в честь святого мученика Евграфа с усыпальницей семьи купцов Молчановых (1874 год).

В 1918 году обитель закрыли по распоряжению советских властей. К этому времени (на конец 1917 года) в нем жили 17 монахов и послушник. Территория поступила в распоряжение ВЧК. Здесь устроили один из первых концентрационных лагерей для политических противников.

В 1922-1928 годах монастырь заняла колония для беспризорников, потом – рабочие завода «Серп и молот». В старинных зданиях (включая храмы) оборудовали 200 жилых комнат. В 30-40-х годах здесь находились учреждения наркомата обороны.

За годы советской власти архитектурный комплекс подвергся значительным разрушениям. К 1927 году уничтожили некрополь (на его месте сделали футбольную площадку), к 1932 году разобрали колокольню, часть стен и башен. Святые ворота и церковь Рождества Богоматери тоже исчезли. Спасский собор был открыт до 1924 года.

Впервые вопрос о возрождении памятника подняли исследователи московской архитектуры П. Н. Максимов и Б. А. Огнев в конце 30-х годов. Они установили, что Спасский собор – уникальная постройка XV века. В 1947 году, согласно постановлению Совета министров СССР, в Андрониковом монастыре начали создавать архитектурный музей-заповедник имени Андрея Рублева. Его открыли для посещения в 1960 году, который, по инициативе ЮНЕСКО, посвятили 600-летию со дня рождения величайшего из древнерусских живописцев.

В 1959-1960 годах Спасскому собору вернули оригинальный вид, с главою и кокошниками. С 1989 года он действует как приходской храм. В 1996 году под родной кров вернулась икона первых настоятелей.

XXI век

В 1998 году приход Спасского собора восстановил права на территорию бывшего некрополя. В 2000-2015 годах на этом месте построен одноглавый храм во имя святого благоверного великого князя Дмитрия Донского. Автор проекта архитектор А. В. Климочкин придал современному зданию черты раннемосковского зодчества (XIV – начало XV века).

В 2019 году Русская православная церковь заявила о правах на здания Андроникова монастыря и обратилась к Росимуществу с просьбой передать их РПЦ для использования.

Архитектурный ансамбль монастыря

Входящих в монастырские ворота встречают два главных собора – Спасский и Архангела Михаила. Неповторимый архитектурный облик монастыря – это также трапезная, настоятельские покои, братские покои, усыпальница Лопухиных, духовное училище, мощные каменные стены с башнями. Некоторые из строений заслуживают особого внимания.

Спасский собор – главное здание на территории комплекса. Это настоящий пришелец из прошлого, самый древний каменный храм Москвы. После неоднократных разрушений, перестроек и реконструкций, он в 1960 году стал таким, каким его создали в 1410-1427 годах.

Это четырехстолпный одноглавый собор из белого камня с разделенным на три части фасадом. Внизу – высокий подклет. Здание является оригинальной динамичной, устремленной вверх конструкцией со ступенчатыми объемами. Русские зодчие разработали такой тип построек в домонгольское время, а в моду он вошел в XIV-XV веках.

Многочисленные декоративные арки-закомары и узкие окна стрельчатой формы, оригинальный медальон на фасаде роднят здание с изысканными образцами европейской готики. Белый камень в качестве строительного материала и формы перспективных порталов – традиции зодчества Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода.

От богатой росписи на стенах остались отдельные фрагменты. Можно рассмотреть растительный и зооморфный орнаменты. Небольшие участки росписи по бокам окон – элементы фресок Даниила Черного и Андрея Рублева.

Нарядный трехъярусный храм Михаила Архангела – самое высокое здание на территории комплекса. Выразительный образец московского барокко создали в 1694-1739 годах на средства царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Один из престолов освящен во имя Святого Алексия. Так звали царевича, в честь которого возвели храм.

Сейчас в здании находится Музей древнерусского искусства. Его коллекция состоит из шедевров живописи (XII-XVIII века), скульптуры, декоративно-прикладного творчества, иконописи, старопечатных и рукописных книг. Посетители могут полюбоваться работами Андрея Рублева. Знаменский придел является самой большой усыпальницей боярского рода Лопухиных.

Читайте также:
Храм Дмитрия Солунского: адрес, описание и история, святыни и праздники

Часть музейной экспозиции размещена в примыкающей к храму трапезной палате. Кирпичное двухъярусное здание возвели в 1504-1506 годах при архимандрите Митрофании – духовнике Ивана III. Великий князь построил загородную резиденцию на противоположном берегу Яузы, напротив обители. Трапезная стала связующим звеном между внутренним пространством монастыря и внешним миром. Иван III мог в любое время приходить к своему духовнику, оставаясь незамеченным.

Фасад трапезной лишен особых изысков – кубическая форма, высокая четырехскатная крыша, минимум декора. Самая выразительная деталь – расписные керамические изразцы, обрамляющие верхнюю часть стен. Организация внутреннего пространства совпадает со структурой Грановитой палаты в Кремле. Внизу находились хозяйственные службы. Второй этаж выполнял функцию парадного зала.

Расписание богослужений в Спасском соборе

Чтобы попасть на богослужения, надо уточнить информацию, которую каждую неделю размещают на официальном сайте обители. В будни в Спасском соборе совершаются службы по расписанию. В субботу в 8:00 на богослужении поет многоголосный народный хор. В 17 часов совершается всенощное бдение. В воскресенье в обители проводятся две божественные литургии: в 8 утра в Спасском соборе ранняя литургия и в 9 утра в храме Святого Дмитрия Донского поздняя литургия.

Экскурсии по территории Андроникова монастыря

Обитель представляет собой популярную столичную достопримечательность, в которой находятся значимые архитектурные и исторические объекты. Лучше всего посетить монастырь в составе экскурсионной группы и в сопровождении гида, чтобы получить наиболее глубокое представление об особенностях и истории этого места. Темы прогулок имеют разную направленность и могут быть посвящены какому-то историческому периоду или шедеврам иконописи и архитектуры.

Как добраться до Спасо-Андроникова монастыря

Добраться до Спасо-Андроникова монастыря возможно одним из трех наиболее удобных способов: на метро (от станций «Площадь Ильича», «Римская», «Чкаловская»), наземном общественном транспорте (автобусе или трамвае) или автомобиле.

На метро

Ближайшими к Спасо-Андроникову монастырю являются следующие станции московского метрополитена: «Площадь Ильича» (Калининская линия, 750 м.), «Римская» (Люблинско-Дмитровская линия, 790 м.), «Чкаловская» (Люблинско-Дмитровская линия, 1.3 км.).

От станции метро «Площадь Ильича»

Добравшись до станции метро «Площадь Ильича», поднимитесь в город, воспользовавшись выходом №1. Выйдя в город из метро, следуйте по Гжельскому переулку, плавно перетекающему в Андроньевский проезд,

750 м., после чего увидите архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря.

От станции метро «Римская»

Добравшись до станции метро «Римская», подниметесь в город, воспользовавшись выходом №2. Выйдя в город из метро, следуйте по улице Сергия Радонежского

800 м., затем, дойдя до подземного пешеходного перехода, пересеките проезжую часть и двигайтесь прямо

300 м., после чего Вы увидите стены Спасо-Андроникова монастыря.

От станции метро «Чкаловская»

Пешеходный маршрут от «Чкаловской» до Андроникова монастыря является наименее привлекательным и предпочтительным – расстояние от станции метро до православной обители в данном случае составляет порядка 1.5-2 км. Чтобы расстояние оказалось минимальным, воспользуйтесь выходом из метро №5. Выйдя в город, двигайтесь в сторону Костомаровской и Андроньевской набережных, пересеките Костомаровский мост, затем, пройдя

500 м., Вы увидите архитектурный ансамбль монастыря.

На наземном общественном транспорте

Добраться до Спасо-Андроникова монастыря, используя наземный общественный транспорт, можно на автобусе или трамвае. Используя в качестве средства передвижения автобус, совершайте поездку на транспортных средствах под номерами 125 и 730.
Выбрав в качестве средства перемещения трамвай, воспользуйтесь транспортными средствами, следующими по маршрутам №24, 43 и 45.

На машине

Расстояние от нулевого километра до Спасо-Андроникова монастыря составляет

6.5 км. Время в пути без учета пробок –

11-12 мин., с учётом пробок – от получаса до часа (в зависимости от дня недели и времени следования).

Старинные храмы и обители отличает особая умиротворяющая атмосфера. На территории Спасо-Андроникова монастыря это особенно впечатляет. Здесь нет суеты, белоснежные здания завораживают гармонией архитектурных решений, небольшие элементы старинных фресок и намоленные иконы очаровывают непередаваемой словами красотой.

Это одно из самых загадочных и романтичных мест столицы, прекрасный выбор для прогулок, восстановления душевных сил, погружения в историю Москвы, знакомства с шедеврами русского искусства.

АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

в Москве на левом берегу Яузы.

История

Первым игуменом и строителем А. м. стал испрошенный свт. Алексием у прп. Сергия Радонежского любимый ученик последнего прп. Андроник Московский, выбравший место для обители на берегу Яузы, «недалече града», т. е. Кремля. В А. м. со времени его основания по благословению свт. Алексия был введен общежительный устав. В числе насельников обители и учеников прп. Андроника были преподобные Савва и Александр Московские (впосл. игумены), Андрей Рублёв и предположительно прп. Даниил. В XIX в. мощи преподобных Андроника и Саввы (время обретения неизвестно) почивали в одной раке под сенью в Спасском соборе А. м. в сев.-зап. углу (позолоченная серебряная рака пожертвована в 1876 г. А. М. Полежаевым – не сохранилась). Многие настоятели А. м. были удостоены архиерейского сана либо управляли мон-рем, будучи архиереями на покое: Митрофан (XVI в.), еп. Коломенский, Симеон (Стремоухов; † 1515), еп. Суздальский, свт. Серапион, архиеп. Новгородский, Сергий († ок. 1521), еп. Рязанский, Евфимий († ок. 1642), еп. Тверской, Никифор († 1682), митр. Астраханский, Симеон (Милюков; † 1699), архиеп. Смоленский, Трифиллий (Инихов; † 1702), митр. Сарский, Авраамий († 1708), митр. Рязанский, Арсений (Костюрин; † 1712), архиеп. Воронежский, Иосиф († 1726), еп. Воронежский, Киприан (Скрипицын; † 1740), еп. Коломенский, Сильвестр (Страгородский; † 1802), еп. Крутицкий, Авраам (Шумилин; † 1844), архиеп. Ярославский, Сергий (Спасский; † 1904), архиеп. Владимирский, и др. В нач. XVI в. в А. м. был заточен осужденный на Соборе 1509 г. и лишенный кафедры свт. Серапион, архиеп. Новгородский и Псковский. В 1653 г. в течение 4 недель находился в заточении расколоучитель расстриженный протопоп Аввакум.

В смутное время А. м. был разорен польско-литов. отрядами, восстановлен в 1613 г., в XVII в. считался «божедомским», т. е. в нем отпевали скончавшихся внезапной или насильственной смертью. По описи 1678 г., обитель владела 210 крестьянскими дворами. А. м. пострадал от сильного пожара в 1748 г. В ходе секуляризации 1764 г. был лишен вотчин и отнесен ко 2-му классу с назначением определенного жалованья. В 1810 г. при А. м. было организовано ДУ. В 1812 г. был сожжен франц. войсками, из разграбленного собора исчезла глава прп. Саввы. Благодаря сохраненной в г. Юрьеве-Польском архим. Феофаном ризнице, а также средствам, выданным Святейшим Синодом в 1813 г., мон-рь быстро восстановился. В нач. XX в. здесь проживало 18 монахов и 4 послушника, обители принадлежала мельница на р. Самынке в дер. Борвихе Звенигородского у. и 33 дес. земли.

Читайте также:
Керченская церковь Иоанна Предтечи: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1910 г. настоятелем А. м. стал находившийся на покое миссионер еп. Владимир (Соколовский-Автономов). В 1918 г. обитель закрыли, в монастырских зданиях до 1922 г. размещался концлагерь для белогвардейцев и политических противников новой власти. С кон. 1922 г.- жилой поселок им. Калинина рабочих завода «Гужон» (в наст. время «Серп и молот»). Собор удалось сохранить, обратив его в приходскую церковь. Община под рук. свящ. Сергия Дубровина выпускала рукописные «Андрониковские сборники» (1928, 30-е гг. ХХ в. Церковно-исторический музей Свято-Данилова мон-ря) и планировала создать музей церковных древностей на основе богатого монастырского собрания и памятников некрополя. В 20-х гг. XX в. ценности мон-ря были конфискованы, приход закрыт. Спасский собор и Трапезная палата были взяты на учет Музейным отделом Главнауки Наркомата просвещения. В 1930-1931 гг. была взорвана колокольня. В 1933 г., по заключению проф. А. Некрасова, мон-рь находился в «ужасающем состоянии», так что стены, башни и «жилые дома» (бывш. кельи) подлежали сносу. Спасский собор предлагалось привести «в гражданский вид» (сломать главу и приделы XIX в.) и использовать в культурно-просветительских целях. В 30-х гг. ХХ в. в обители располагалась колония для беспризорных детей.

Идея создания в А. м. музея возродилась после Великой Отечественной войны, в 1947 г. было высказано предложение образовать здесь историко-архитектурный заповедник. В 1960 г. на территории и в постройках А. м. был открыт Музей древнерус. искусства им. Андрея Рублёва (в наст. время Центральный музей древнерус. культуры и искусства им. прп. Андрея Рублёва), организатор и 1-й директор – Д. И. Арсенишвили.

16-17 июля 1989 г., в 1-ю годовщину причисления прп. Андрея Рублёва к лику святых, в соборе в честь Нерукотворного Образа Спасителя было совершено 1-е после закрытия обители всенощное бдение и литургия. С 1990 г. в соборе регулярно совершаются богослужения (настоятель – прот. Вячеслав Савиных), песнопения исполняются знаменным распевом. При храме организована иконная мастерская, учебная хоровая школа знаменного распева, издательская группа, публикуется сб. «Хоругвь». К Спасскому собору приписана часовня «Проща» (первоначальная постройка была поставлена в XVI в. (?) на месте прощания прп. Сергия Радонежского с прп. Андроником), сооруженная в 1889-1890 гг. на средства купца В. Александрова (архит. А. А. Латков). Часовня была закрыта в 1929 г., возвращена Церкви в 1995 г. В наст. время находится в стадии реставрации (восстановлены шатер и фасад).

К 2001 г. завершается строительство заложенного в окт. 2000 г. храма-часовни св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского у вост. стены мон-ря на бывш. монастырском кладбище.

Архитектурный ансамбль

Достоверные сведения о первых постройках мон-ря ограничиваются полученными во время археологических исследований (проводились Музеем им. Андрея Рублёва в 1989, 1993, Ин-том археологии РАН в 2000). Под собором выявлены остатки древнейшего (не ранее нач. XV в.) некрополя и деревянных сооружений, к-рые датируются по данным радиокарбонного анализа дерева в пределах 2-й пол. XIII – сер. XV в. Возможно, среди них есть и фрагменты 1-го деревянного монастырского храма.

Единственное сообщение о строительстве каменного собора в честь Нерукотворного Образа Спасителя содержится в 3-й Пахомиевой редакции жития прп. Сергия Радонежского, указывающей на создание собора при учениках прп. Саввы Московского – игум. Александре и прп. Андрее Рублёве, расписавшем собор. На основании пространной редакции жития прп. Никона Радонежского 40-х гг. XV в. нек-рые исследователи говорят об участии в росписи и прп. Даниила, что не подтверждается более ранними источниками. Хронологические границы возведения собора устанавливаются между 1410-1427 гг. (П. Н. Максимов, на основе представлений о времени игуменства Александра) или 1425-1427 гг. (Н. Н. Воронин, согласно гипотезе о времени пребывания в мон-ре прп. Андрея Рублёва). Мнение, относящее постройку собора к кон. XIV в. (В. Г. Брюсова, Б. Л. Альтшуллер), не получило поддержки у большинства исследователей.

Первоначальный вид собора изменился после пожара 1812 г., когда обрушился его верх. Новое завершение собора с 8-гранным барабаном было возведено в 1813 г. под руководством архит. И. д. Жукова. После перестройки храма в 1848-1850 гг. по проекту архит. г. ф. Герасимова на барабане 1813 г. появился шатер. В 40-50-х гг. XIX в. к Спасскому собору были пристроены 2 боковых придела: правый – в честь Успения Богородицы, левый – во имя прп. Андроника. Этот облик собора сохранялся до реставрации в сер. XX в.

Принадлежность храма кругу раннемосковской архитектуры была установлена при натурных исследованиях 1933 г. (Максимов, А. Р. Егорова, Е. Б. Шереметева), выявивших характерные особенности техники кладки, декора и первоначальной композиции. Благодаря исследованиям собора в нач. 50-х гг. XX в. (Г. Ф. Сенатов при консультации Д. П. Сухова) были открыты фрагменты фресок с растительным и геометрическим орнаментом (XV в.), сохранившиеся под поздними закладками на откосах боковых окон средней апсиды. В 1959-1961 гг. была проведена реставрация первоначального вида собора и восстановлено утраченное при пожаре 1812 г. его завершение (архитекторы Л. А. Давид, Альтшуллер, С. С. Подъяпольский, М. Д. Циперович; археологи М. Х. Алешковский, В. Б. Гиршберг, Ф. М. Гольдштейн). Во время этих работ были найдены детали декора (напр., блоки кокошников), фрагменты белокаменных рельефов (возможно, темплона), открыто основание алтарной преграды, установлен древний уровень полов (однако были сделаны ошибочные выводы о структуре наслоений). На зап. фасаде собора, над порталом, обнаружились следы киота в форме круга, к-рый был восстановлен с условно выполненным обрамлением (первоначальный профиль неизвестен). В 1996 г. в этом киоте худож. О. Б. Павлов написал Нерукотворный Образ Спасителя.

Читайте также:
Храм Саровского в Дегунино: описание и адрес храма, праздники, как добраться

4-столпный крестово-купольный белокаменный храм с одной световой главой поставлен на высокий подиум, внутри к-рого находится строительная засыпка. Стены сложены характерной для XIV – нач. XV в. полубутовой кладкой. Памятник относят к последнему этапу формирования московской школы зодчества, восходившей к традициям владимиро-суздальской архитектуры. Разновысотность его алтарных апсид и фрагменты декора утраченного барабана (блок аркатуры, опирающийся на полуколонки, блоки городчатого пояса и поребрика) во многом напоминают домонг. храмы (ц. Покрова Богородицы на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др.). В объемно-пространственном построении собора присутствуют черты, отличающие его от предшественников. Резкое понижение угловых компартиментов создает ступенчато-башнеобразную структуру, расчленяет единый объем крестово-купольного храма на 9 соподчиненных частей. Динамическое построение пространства усиливается конструкцией повышенных подпружных арок. Особенности башнеобразного объема дали основания нек-рым исследователям указывать на прямые аналогии такой композиции в архитектуре Балкан (напр., церкви в Грачанице, Крушеваце в Сербии и др.).

Облик и судьба первоначального иконостаса до сих пор неясны. В 1999 г. Н. Н. Чугреева предположила, что икона Спаса Нерукотворного, привезенная митр. Алексием из К-поля, находится в собрании филиала ГИМ «Новодевичий монастырь». Однако пока достоверно можно говорить лишь о том, что это действительно местная икона (под записями 1-й трети и кон. XIX в.), существовавшая в соборе, согласно описи 1859 г., и опубликованная Н. П. Кондаковым.

Др. сохранившиеся каменные постройки мон-ря не старше XVI в. Большая трапезная 1504-1506 гг. построена при игум. Митрофане, духовнике вел. кн. Иоанна III. Это квадратное в плане 2-этажное здание, верхний этаж к-рого перекрыт 4 крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп квадратного сечения. Главным украшением фасадов был пояс из терракотовых изразцов и 2 рядов поребрика. Во 2-й пол. XVII в. вблизи сев.-зап. угла собора была построена столпообразная шатровая колокольня (не сохранилась; изображена на акварели архит. Ф. Кампорези, 2-я пол. XVIII в.), разобрана в кон. XVIII в. В кон. XVI или нач. XVII в. Арсением, архиеп. Элассонским, обветшавшая к тому времени трапезная была восстановлена и к ней пристроена ц. во имя Чуда арх. Михаила в Хонех (согласно сведениям, приводимым в записках архиеп. Арсения). В кон. XVII в. царицей Евдокией Феодоровной с востока к трапезной был пристроен храм арх. Михаила, ставший усыпальницей рода Лопухиных (достроен на средства Лопухиных в 1739) с приделом апостолов Петра и Павла (в 1819 освящен в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи). В 1838 г. в трапезной был освящен придел во имя сщмч. Александра, еп. Команского. В верхнем четверике основного объема церкви, над сводом храма арх. Михаила, существовал храм во имя свт. Алексия Московского; под Архангельской ц. располагается теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (с кон. XVIII в.).

Кирпичная ограда с башнями возведена во 2-й пол. XVII-XVIII в., над ее юж. вратами существовала ц. Рождества Богородицы (1756; разрушена в 30-х гг. XX в.). На рубеже XVIII-XIX вв. по проекту Р. Казакова перед Св. вратами была выстроена одна из самых высоких в Москве каменных колоколен (уничтожена в 30-х гг. XX в.), во 2-м ярусе к-рой 25 окт. 1803 г. освящена ц. во имя Симеона, сродника Господня. Др. здания кон. XVII-XIX в. частью сохранились (настоятельские покои, 1690; братский корпус нач. XVIII в.; духовное уч-ще, 1810-1814), частью снесены (ц. мч. Евграфа – усыпальница Молчановых, 1874). В XIX в. в А. м. сохранялся св. колодец, ископанный, согласно монастырскому преданию, прп. Андроником. Сохранились нек-рые надгробия некрополя XVI-XIX вв. (ЦМиАР, Донской мон-рь).

На территории мон-ря археологических материалов ранее XIII-XV вв. пока не обнаружено, культурный слой нарушен кладбищем XVII-XIX вв. и поздним строительством. Некрополь XV-XVII вв. развивался в XVIII-XIX вв. особенно быстро и постоянно охватывал новые участки. Памятники с него убраны в 20-х гг. XX в., территория в наст. время мало изучена (в 2000 начаты археологические исследования участка сев.-зап. угловой башни ограды и братского корпуса).

В кон. XIV-XV в. А. м. являлся значительным центром книгописания, где был создан ряд больших кодексов, в т. ч. небогослужебных. В книгописании одновременно могло участвовать не менее 8 чел. Между 1392-1406 гг. была переписана «Книга о постничестве» свт. Василия Великого (ЦМиАР. 952, основной писец Василий), в 1403 г.- Изборник Симеона-Святослава, непосредственно со списка 1073 г. (ГИМ. Син. № 256, писец Анфим), в 1406-1407 гг.- Златоструй (БАН. 33.16.15, основной писец инок Арсений), в 1416 г.- Евангелие-тетр (ГИМ. Чертков, № 42/256, писец священноинок Макарий), ок. 1461 г. со Златоструя была изготовлена копия для кремлевского Успенского собора, дополненная минейным Торжественником и статьями Маргарита (РГАДА. Ф. 136. Оп. 1. № 1679, писец Антоний), в 1462 г. переписана Триодь Цветная (Там же. № 1539, писец «дьячишко Степан»). Все монастырские рукописи за исключением Евангелия отличаются практически полным отсутствием иллюминации. Позднейшая история книгописной мастерской А. м. остается неизученной, судьба б-ки неизвестна.

Сохранился ряд памятников, происходящих из А. м.: палица с изображением «Сошествия во ад», 1438-1439 гг. (ЦМиАР), хоругвь «Спас Нерукотворный», 2-я пол. XVII в. (ГММК), палица «Спас Нерукотворный», кон. XVII (?) – XIX в. (ГММК), икона «Преподобные Андроник и Савва Московские», 2-я пол. XIX в. (Спасский собор А. м.).

Спасский собор Андроникова монастыря

Мiръ Россия Москва Спасский собор Андроникова монастыря

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря — православный храм, памятник раннемосковской архитектуры XV века. Является древнейшим частично сохранившимся православным храмом Москвы за пределами Московского Кремля.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святые
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Местонахождение
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы, фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году. Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами. Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).

Читайте также:
Валериан Кречетов: как попасть на прием к священнику, биография, исповеди и беседы

Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.

В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:

“В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма. “.

В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818—1820 годах — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846—1850 годах, по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания.

В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П. Н. Максимовым, и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора.

В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л. А. Давида и С. С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.

С 1993 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены древний престол Спасского собора и древнейшие захоронения, атрибутированные основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.

Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве) построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря. Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор либо началом 1390-х годов, либо периодом 1425—1427, то есть либо первым, либо последним в ряду стилистически и конструктивно сходных московских храмов. Отсутствие упоминания о каменном строительстве в житие своё Сергия Радонежского позволяет считать даты 1425—1427 наиболее вероятными.

Святые [ править ]

  • Преподобный Андрей (Рублев)

Святыни [ править ]

Главной святыней монастыря является икона основания – Образ Спаса Нерукотворного, перед которым святитель Алексий дал обет во время бури на строительство обители. Около восьми десятилетий образ считался утраченным, и только в 1999 году был обретен в запасниках Исторического музея в Новодевичьем монастыре. В настоящее время в Спасском соборе имеется список этой святыни.

С возрождением прихода была обретена икона преподобных Андроника и Саввы Московских Чудотворцев. Настоятель собора протоиерей Вячеслав Савиных, просматривая в библиотеке Свято-Данилова монастыря рукописный журнал “Андрониковский сборник” конца 1920-х годов, нашел в нем фотографию той самой иконы с пометкой “Церковь Иерусалимского подворья”. Автор “Сборников” священник Сергий Дубровин, впоследствии архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как “Настоятель церкви Иерусалимского подворья”. Настоятель Спасского собора и прихожане обратились в храм Воскресения Словущего Иерусалимского подворья на Арбате и в его хранилищах обнаружили икону первых игуменов Спасо-Андроникова монастыря. Скорее всего, отец Сергий в свое время спас не одну икону разоренной обители, перенеся их в храм Воскресения Словущего, который никогда не закрывался. 17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла свое место в храме.

В арках алтарных окон сохранились детали фресок времен преподобного Андрея Рублева.

Особенно следует отметить обретение шести святых мощей при раскопе в алтаре Спасского собора. В 1993 году при проведении строительных работ по устройству фундамента престола обнаружили основание древнего престола с частицей нетленных мощей в истлевшем деревянном ковчеге и две пары параллельных захоронений. Два гроба находились ближе к фундаменту северной стороны апсиды, а две выдолбленные колоды – ближе к фундаменту южной стороны. По свидетельству очевидцев о святости мощей свидетельствовало чудесное благоухание, которое при открытии колод волнами то появлялось, то исчезало. Люди, не знающие что за алтарной преградой в раскопе происходило открытие мощей, заметили благоухание у входа в храм и обратились к археологам с вопросом: “Какое масло вы там пролили?”

Вместе с мощами сохранились принадлежности монашеского облачения: параман (плетеный кожаный крест, опоясующий тело монаха), плесницы (кожаная обувь), кожаный пояс с металлической пряжкой.

Престольные праздники [ править ]

Спаса Нерукотворного Образа – 29 августа

Местонахождение [ править ]

Адрес: Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10

Проезд: до ст.м.”Площадь Ильича”, далее 1 авт. остановка по ул. Сергия Радонежского в сторону центра до Андроньевской площади и направо

Паломнику [ править ]

На территории монастыря находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (20-е годы XV века), в оконных проемах алтаря сохранились фрески Андрея Рублева, великого иконописца Древней Руси. В этом монастыре он был иноком и здесь же в 1430 г. был погребен.

Адрес: 105120, Москва, Андроньевская площадь, 10

Режим работы: Понедельник-вторник, пятница-воскресенье — с 11.00 до 18.00, касса — до 17.15. Четверг — с 14.00 до 21.00, касса — до 20.15. В среду и последнюю пятницу месяца

Читайте также:
Вознесенская Давидова пустынь в Чеховском районе: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Спасо-Андроников монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского; монастырь, хор которого приходил слушать Рахманинов, место, где держали под стражей протопопа Аввакума – все это о Андрониковом монастыре. Примечателен он не только этими фактами, но и красивой архитектурой. Считается, что когда-то здесь во дворе был колодец, который выкопал Сергий Радонежский. А Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является древнейшим московским храмом, уцелевшим полностью. Сегодня на территории монастыря открыт и музей имени Андрея Рублева. Чем еще примечательна эта обитель?

Где находится Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь – как добраться

Если для паломников и туристов в составе тур групп, желающих побывать в Спасо-Андрониковом монастыре, адрес обители не настолько важен, то для индивидуальных путешественников стоит дать совет, как же сюда проще попасть.

Для этого сначала нужно доехать на метро до Площади Ильича (Калининско-Солнцевская линия), после чего сесть на автобусы 40, 237, 55, 152, 125 или же доехать троллейбусами 53, 45.

Посещение монастыря, режим работы

Поскольку монастырь на текущий момент не действует, посещать его можно в любое время. Желающим ознакомиться с архитектурой лучше приехать во время, когда в храмах монастыря нет богослужений, а вот паломникам стоит побывать здесь в праздничные дни.

Если вы хотите открыть для себя не только Спасо-Андроников монастырь, но и побывать в музее Андрея Рублева, обратите внимание:

  • по средам экспозиции и выставки не работают;
  • по вторникам и четвергам музей открыт с 14.00 до 21.00;
  • В остальные дни график работы выставок: 11.00-18.00.

Спасо-Андроников монастырь – расписание богослужений


При самом монастыре, как и при музее, нет гостиницы для паломников, однако можно остановиться при Покровском монастыре (женском) или Донском (мужском). Обе обители, как и Андроников монастырь, расположены в Центральном административном округе. Где остановиться паломникам

  • Гостиница при Донском монастыре предлагает от двух- до шестиместных номеров. На этаже есть горячая вода, туалеты, умывальники, душ. Заселение возможно до 21.00.
  • Гостиница при Покровском монастыре оборудована по современным стандартам и располагает разными по вместимости номерами.

История Спасо-Андроникова монастыря

  • Основал эту обитель митрополит Алексий. Считается, что он дал обет возвести собор в честь того праздника, в день которого он попадет на бухту Золотой Рог. Это произошло в 1354 году, в праздник Спаса Нерукотворного. Место для строительства выбирал сам митрополит – у слияния рек Яузы и Золотого Рожка. Здесь же перекрещивались дороги к приволжским городам и к Черному морю и Византии.
  • Относительно того, когда был возведен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, исследователи расходятся во мнениях, называя даты от 1357 до 1427 годов. По одной из версий, освящали собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря иконой, привезенной митрополитом в 1356 году из Константинополя.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Церковь Михаила Архангела – построена под патронатом жены Петра I, Евдокии Лопухиной (в монастыре был семейный некрополь этого рода). На нижнем ярусе была размещена семейная усыпальница этого рода. Сегодня церковь является музейной экспозицией.
  • Часовня «Проща» возведена на том месте, где преподобный Сергий Радонежский простился со своим учеником Андроником, первым игуменом Спасо-Андроникова монастыря.
  • Соборный храм Спаса Нерукотворного – первое каменное монастырское творение, одноглавый храм с подчеркнуто строгим интерьером. В первой трети прошлого века здесь проводили раскопки, в ходе которых нашли мощи святых и древний престол храма. Фрагменты фресок, которыми в середине XV века расписал Спасский собор Андрей Рублев, сохранились до сегодняшнего дня.
  • Трапезная палата – памятник, сохранившийся с XVI века, являлся одним из первых подобных строений российских зодчих. Ее своды поддерживаются единственным столбом. В Трапезной палате размещены музейные выставки.
  • Музей древнерусского искусства – уникальный музей, в фондах которого хранятся более десяти тысяч древнерусских произведений искусства, включая иконы, рукописные книги, церковную утварь, колокола. Сюда свозили ценности из закрываемых монастырей. Именно так попала не одна гробница-саркофаг XVIII века на территорию Спасо-Андроникова монастыря. Наиболее древней из них является плита Прасковьи Клешниной, а лучше всего сохранился памятник Марии Головиной. Что касается некрополя самого Андроникова монастыря, отреставрировали только две плиты: Федору Волкову, основателю русского театра, а также меценату Ивану Медведникову.
  • В 1967 году на территории монастыря установили и памятник Андрею Рублеву, который позже заменили другой скульптурой, которая находится здесь и сегодня.

Святыни Спасо-Андроникова монастыря в Москве

  • Образ Спаса Нерукотворного – это икона основания, которая является самой чтимой. Она долгое время считалась утерянной, но в 1999 году нашлась в Новодевичьем монастыре, в запасниках Исторического музея. В Спасском соборе есть список этой иконы.
  • Икона Андроника и Саввы, первых игуменов обители – эта святыня тоже считалась утерянной.
  • Мощи шести святых, которые обнаружили при раскопках у Спасского собора. Сохранились не только мощи, но и монашеские принадлежности.

Спасо-Андроников монастырь – фото

  • В прошлые века обитель восхищала своим архитектурным ансамблем.
  • Спасский храм называют древнейшим московским строением.
  • Памятник Андрею Рублеву, который, предположительно, был похоронен в этом монастыре.
  • В музее древнерусского искусства можно не только увидеть множество древних книг и церковной утвари, но и узнать, как зарождался Спасо-Андроников монастырь.
  • Обитель – украшение этой части Москвы.

Спасо-Андроников монастырь — видео

Обитель, в истории которой было немало трагических страниц и которая вновь и вновь возрождалась, сегодня все еще является музейной территорией. Хотя в Спасском соборе снова идут богослужения, однако здесь пока не слышно монашеского хора. И все же попасть сюда, приложиться к святыням, побывать на этом намоленном месте стремятся многие верующие.Приятного просмотра.

Старейшие постройки Москвы – Спасо-Андроников монастырь

от Анастасия Ширяева

Задумывались ли вы, какой дом в Москве самый старый? Спасо-Андроников монастырь – одна из старейших построек Москвы.

Я люблю город, люблю Москву, но временами хочется тишины и спокойствия – уехать подальше от центра мегаполиса с яркими инсталляциями, кричащими витринами и шумной толпой туристов, наслаждаться старинной архитектурой или гулять по дорожкам парков «на отшибе». Впрочем, далеко ходить не нужно – следует всего лишь устремить свой взгляд на реку Яузу (неподалеку от станций метро «Римская» и «Крестьянская застава»), вдоль которой на холме располагается самый древнейший ансамбль зданий Москвы.

Кусочек XIV века

Высокие стены – это первое, что встретит прохожий, решивший зайти на территорию Спасо-Андроникова монастыря. Однако, это не только святилище, в котором до сих пор проходят богослужения, – с 1985 года здесь организован Центральный Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР).

Гостей встречают местные коты – усатые старожилы монастырского ансамбля. Чужакам не доверяют, и погладить себя разрешают редко. Можно только наблюдать, как грациозно они прогуливаются по территории.

Сам монастырь довольно небольшой. Касса расположена во внутреннем дворе монастыря. Билеты стоят не так дорого, но большинство помещений закрыты и попасть туда не получится. Впрочем, в тот же Спасский собор можно зайти и без всякого билета. Приглушённый свет озаряет старый иконостас. Его вид наводит на мысли о нелёгкой жизни его обитателей в далёком-далёком прошлом.

Любителям съёмок и фотографам следует ознакомиться с правилами посещения монастыря. Снимать можно – это не запрещено. Однако это нужно делать без штатива.

Возле Спасского собора располагается деревянное сооружение с колоколами разной величины.

Если пройти чуть подальше, то можно увидеть, что рядом с возвышающейся стеной под железной крышей лежат полуразрушенные валуны. На них видны едва-едва различимые надписи . «Разрушенные надгробия», – приходит сразу на ум.

Основной и главной святыней монастыря является Образ Спаса Нерукотворного. Некоторое время, как рассказывал экскурсовод, икона считалась утраченной. Только в 1999 году её нашли в Историческом музее Новодевичьего монастыря, передав обратно в Спасский собор. Впрочем, в монастырском ансамбле так же находятся и другие святыни, такие как икона преподобных Андроника и Саввы Московского, Александра и Ефрема.

А летопись гласит

В августе 1356 года митрополит Киевский и всея Руси Алексий был застигнут бурей при подходе к Царьграду. Он плыл в Константинополь для принятия сана. Будущий святитель долго молился и дал обет о построении храма в случае своего спасения. После этого его судну удалось укрыться в одном из притоков Яузы. Именно здесь за чертой города к юго-востоку от Кремля позже ( в 1360-е годы) был построен храм .

Алексий призвал на помощь в создании святыни смиренного (как записано в летописи) человека – Андроника – любимого ученика Сергия Радонежского, в честь которого и был назван монастырь. На тот момент святыню знали, как Мужской Спасский монастырь с деревянным собором в честь Образа Спаса Нерукотворного.

Монастырь неоднократно подвергался нападениям, его разрушали и восстанавливали заново. Сначала пришли литовские князья Ольгерда и Кейстута (с 1368 по 1372 год), позднее храм познал разорения от золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год) и крымского хана Давлен-Гирея (1571 год).

Перед Куликовской битвой в 1380 году монастырь посещал сам князь Дмитрий Донской для вознесения молитв перед сражением. После тяжелой схватки князь вернулся в святыню у Яузы и благодарил иконы за одержанную победу. Позднее в честь князя здесь построили поминальную часовню.

Преодолевая все бедствия и напасти, монастырь играл культурно-просветительскую роль. Здесь была создана иконописная мастерская, в которой работали такие мастера, как Даниил Чёрный и Андрей Рублёв. Именно они расписали фресками Спасский собор монастыря. Однако в XVIII веке они были почти полностью уничтожены при очередной реставрации храма. Сохранились лишь их небольшие фрагменты.

Тем не менее, эпидемия чумы, распространившаяся по Европе в XV веке, вместе с торговыми кораблями и путешественниками добралась и до монастыря. «Чёрная смерть» не пощадила и великих иконописцев. Их тела были захоронены под алтарём Спасского собора, где и были найдены в 1994 году в ходе археологических раскопок.

От утрат к современным благам

Главной утратой монастыря считается огромная по своим размерам надвратная колокольня, построенная в 1795-1803 годах. Колокольня была создана Родионом Казаковым – однофамильцем и учеником знаменитого зодчего Матвея Фёдоровича Казакова, который занимался постройкой Царицынской усадьбы по велению Екатерины Великой. С приходом к власти большевиков колокольня в монастыре Андроника была разобрана 1930-х годах на кирпич.

Позднее сама святыня была отдана под лагерь ВЧК, в котором содержались офицеры и политические противники новой власти. В дальнейшем в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территорию передали в ведение завода «Серп и Молот». Во всех зданиях святыни устроили комнаты для рабочих. Через пару лет там также стало располагаться учреждение наркомата обороны.

После Великой Отечественной войны, когда выяснилось, что Спасский собор является самым древним сохранившимся зданием Москвы, началось возрождения монастыря. Инициативная группа во главе с академиком И. Э. Грабарём обратилась к правительству с просьбой создания на территории Андроникова монастыря Музея древнерусской живописи. Иосиф Виссарионович Сталин в 1947 году подписал постановление № 3974 о реставрации Андроникова монастыря и оформлении на территории святыни историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублёва.

Реставрация Спасского собора была произведена только в 1959-1960 годах. В том же году музей был официально открыт. ЮНЕСКО объявил 1960 год «Годом русского иконописца Андрея Рублёва» в связи с 600-летием со дня его рождения. Через четверть века музей стал носить современное название.

В 1989 году Спасский собор был повторно освящён Патриархом Алексием II. После этого здесь вновь начались богослужения. Вместо разобранной колокольни была сооружена небольшая деревянная звонница. Многие уничтоженные строения так же возобновили, придерживаясь старых канонов. Обновленный монастырь Андроника в 2010 году посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Дай Бог, чтобы здесь всегда теплилась молитва, чтобы стены, которые были предназначены для молитвы, молитвой наполнялись».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: