Тихорецкая епархия: храмы и монастыри, священники и духовенство

Уникальная база данных помогает найти сведения о духовенстве дореволюционной России

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Уникальный масштабный проект «Биографическая база данных православного духовенства» уже три года существует и развивается благодаря трудам клирика Санкт-Петербургской епархии магистра теологии и богословия, соискателя аспирантуры ОЦАД священника Павла Овчинникова и его единомышленников.

База данных содержит информацию о православных священнослужителях, членах их семей, потомках и предках периода дореволюционной России. Особое место в ней уделяется второй половине XIX – начала XX века, также она содержит информацию о выпускниках российских духовных школ XVIII-XX веков.

Идея создать подобную базу данных родилась у отца Павла, когда он работал над списком воспитанников Воронежской духовной школы. По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия священник тогда возглавил научную группу при Воронежской духовной семинарии.

Актуальность платформы была обозначена еще и тем, что сегодня полным ходом идет процесс возрождения храмов и монастырей, возрастает интерес к родной истории, пробуждается память о священнослужителях, а ведь многие из представителей рода перенимали священный сан из поколения в поколение, на протяжении столетий, вели родословную с царских времен.

Сегодня «Базе данных…» три года, но даже за это время проделана колоссальная работа. Начиналось все со сбора доступной информации в Интернете, которую заносили в специальную таблицу. В процессе работы был серьезно пересмотрен подход к источникам, их первичной обработке и расположению в таблицах. Сами таблицы выросли из 15 столбцов до 70. В настоящий момент в «Базе данных…» уже около 20 000 имен.

Создается база на основе архивных материалов, источников из библиотечных хранилищ, дореволюционных изданий, публикаций и воспоминаний родственников. При внесении информации в обязательном порядке указывается ее источник. Работа ведется при поддержке Центра генеалогии «Семейная реликвия».

Уникальность «Биографической базы данных православного духовенства» заключается сразу в нескольких важных моментах.

Во-первых, она направлена на решение проблемы поиска информации по отдельным представителям духовенства и членам их семей в условиях, когда большинство архивных источников все еще недоступно для населения, документы не расшифрованы или не опубликованы.

Во-вторых, в отличие от других баз данных (например, созданной Соловецким монастырем), данный проект характеризуется иными методикой работы и задачами.

Главными из них является использование платформы для сбора на одном ресурсе и дальнейшего поиска материала о духовенстве, православных приходах Российской империи, а также анализ и сравнение информации по разным категориям (епархиям, регионам, приходам, образованию, годам жизни и служения, наградам и др.).

С помощью проекта можно будет подробнее изучить уровень образования духовного сословия, установить родственные связи между священнослужителями в разных регионах.

Прежде всего «База данных…» позволяет найти личные сведения: фамилия, имя, отчество священнослужителя, его происхождение, сан, год рождения и возраст, год смерти или последнего упоминания, образование, места служения, награды, состав семьи. Также можно найти всех носителей одной фамилии в целом по Российской империи или отдельному региону/регионам.

Особенно ценным является то, что с ее помощью можно найти чрезвычайно редкие сведения: причины переселения и расселения представителей духовенства в разные части Российской империи, данные о выходе из духовного сословия, о смене рода занятий.

Одним из основных преимуществ базы является объединение отдельных персон священнослужителей в категорию «семья», т.е. благодаря проекту можно составлять родословную, использовать его возможности в других генеалогических целях.

С историями о жизни духовенства в разные годы и столетия можно ознакомиться в разделе «Библиотека». В нем же посетители-авторы могут рассказать свои истории.

Таким образом, «Биографическая база данных православного духовенства» помогает найти информацию о священнослужителях и членах их семей по фамилии, конкретному населенному пункту, уезду, учебному заведению или храму за разные периоды жизни и служения, можно найти человека с минимумом сведений (упомянув только дату рождения, место служения), обнаружить родственников, покинувших губернию в результате переселения, а еще – делать выборки по отдельно выбранному храму или населенному пункту.

Смотреть и пользоваться данными можно совершенно бесплатно. Однако, чтобы воспользоваться «Базой данных» и ее инструментами в полной мере пользователь должен зарегистрироваться.

В дальнейшем проект планируется адаптировать к международному стандарту, зарегистрировать в Роспатенте, а персоналии на сайте привязать к местам служения, населенным пунктам.

История Екатеринодарской епархии

Екатеринодарская и Кубанская Епархия. История.

До образования самостоятельной Кубанской епархии Кубанское духовенство подчинялось в определенные периоды нескольким епархиям. От начала переселения черноморских казаков на Кубань (1792-1794 гг.) в церковном отношении они оставались на попечении епископов Екатеринославских и Херсонеса Таврического.

С 1799 по 1820 гг. Кубанское духовенство подчинялось Астраханской епархии. Далее были образованы епархии Донская и Кавказская, а затем Новочеркасская и Георгиевская, куда входила Кавказская область с войском Черномории.

4 апреля 1842 года Святейшим Синодом была учреждена самостоятельная Кавказская епархия, и ее епископ стал именоваться Кавказским и Черноморским.

В 1885 году произошло разделение Кавказской и Екатеринодарской епархии. Приходы Тверской области и Северной Осетии отошли к Владикавказской епархии, а Черноморского округа (с 1896 г. — губернии) – к Сухумской епархии Грузинского экзархата.

Самостоятельная Кубанская епархия была образована в 1916 году Указом Святейшего Синода от 30 сентября о наделении викарного епископа Ейского викариатства особыми полномочиями. 12 октября 1916 года также появился указ о наименовании викарного епископа Кубанским и Екатеринодарским.

В июне 1919 года Юго-Восточный русский церковный собор окончил свою работу. По постановлению Совета Кубанского краевого правительства и по инициативе члена Правительства К.А. Безкровного при ведомстве внутренних дел была организована межведомственная комиссия по решению вопросов о финансовом обеспечении Епископа, кафедрального собора, Епархиального совета и епархиального духовенства. Председателем комиссии стал С.К. Приходько. В нее также вошли К.П. Гаденко, Колотинский, Апостолов, И.Е. Гладкий, Степура, протоиереи Г. Ломако, М. Воскресенский, Н. Карташов, Рождественский и священник И. Скрыпченко.

Читайте также:
Храм Сергия Радонежского в Челябинске: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Со 2 сентября 1919 г. духовенство лишалось причтовых земельных участков, переходящих в ведение станичных обществ по закону, который ранее приняла Краевая Рада. Так, духовенство лишилось главного источника существования.

«Кубанский церковный вестник» от имени епархиального начальства советовал благочинным и всем священникам «ознакомить с положением дела, прежде всего – Приходские Советы, Приходские Собрания и станичные общества, выяснив им всю неотложность скорейшего решения вопроса о жалованьи духовенству, взамен отобранных теперь земельных участков и платы за обязательные требы». Предполагалось, что, опираясь на помощь священников, станичные сборы составят приговоры и направят с ними своих делегатов в Краевую Раду. Именно в ее ведении был вопрос обеспечения духовенства.

Реакция на местах была крайне малочисленной. 2 октября общество станицы Раевской, представителем которого был Григорий Горб, направило в Краевую Раду общественный приговор. В нем была ключевая мысль: «Святая Церковь Православная должна занимать в нашем крае первенствующее значение среди других исповеданий, а ее установления и учреждения, как способствующие ее процветанию, достоинству и славе должны быть субсидированы материальной помощью от Краевой Казны, а следовательно и наше духовенство должно быть обеспечено достаточным жалованьем из Краевых Сумм».

С помощью «Кубанского церковного вестника» духовенство призывало станичные общества оставить во временном пользовании земельные участки причтам и «удовлетворить причты арендными деньгами по существующим ценам» или назначить фиксированное жалованье. Так, в одной из станиц общество взамен причтового участка выделило из общественных сумм 1000 руб. жалованья в месяц священнику и 500 руб. псаломщику, предоставило в пользование священнику 1 казачий пай, а псаломщику половину пая, и оставило плату причту за обязательные требы. В другой же станице для священника были выделены 100 пудов муки.

На подобный шаг пошли не во всех станицах. Некоторые приходы были в крайне критическом состоянии, а духовенство должно было постоянно искать дополнительный заработок. Некоторые нуждающиеся священнослужители покидали приходы.

В начале ноября председатель Кубанского епархиального совета протоиерей Григорий Ломако направил письмо войсковому атаману. Он напомнил о необходимости выделить средства на содержание епархиальных и учебных учреждений. В письме было сказано, что они «за отсутствием денежной помощи могут совсем прекратить свою деятельность».

Епископ Иоанн был очень мягким по характеру человеком, что в отрицательном отношении повлияло на управление Кубанской епархией. Именно поэтому в октябре 1919 г. ВВЦУ (Временное высшее церковное управление) на Юго-Востоке России поручило архиепископу Волынскому и Житомирскому Евлогию (Георгиевскому) провести ревизионную проверку состояния епархии. Председатели различных епархиальных учреждений предоставили архиепископу пространные доклады о своей деятельности. Так, председатель Кубанского епархиального миссионерского совета протоиерей Николай Розанов рассказал о состоянии миссионерского дела в епархии, председатель Совета Кубанского законоучительского братства священник Борис Колесников – о положении преподавания Закона Божия. Руководство Екатеринодарского духовного и Екатеринодарского епархиального женского училищ рассказало о состоянии их заведений.

Ревизия показала, что в епархиальных делах полный беспорядок: «в консистории с ним [епископом Иоанном] мало считались, в архиерейском доме командовал архиерейский келейник, простой мужик-казак». В действительности бывший рабочий завода «Кубаноль» (на сегодняшний день завод им Г. Седина) Борис Черченко стал келейником епископа Екатеринодарского и возымел на него серьезное влияние.

Также А.И. Калабухов по-прежнему продолжал оставаться священником, несмотря на свою политическую деятельность, которая, согласно канонам Церкви, была запрещена духовенству. Бездействие епархиальной власти завершилось лишь после смерти А.И. Калабухова, который был повешен генералом В.Л. Покровским. Кубанский епархиальный совет, осознав какой скандал вызовет смерть Калабухова как священника, спешно «собравшись в тот же день, чуть ли не в шесть часов утра», вынес постановление о запрещении его в священнослужении (уже повешенного).

Впоследствии пространный доклад со сведениями, полученными архиепископом Евлогием, был представлен на рассмотрение Временному высшему церковному управлению.

14 ноября 1919 г. Преосвященный Иоанн был вызван на заседание Управления, где после изучения состояния епархии ввиду крайне плачевного положения дел ему было предложено отправиться на покой или занять одно из викариатств Киевской епархии. Так происходившие события описывал протопресвитер Г. Шавельский: «Он [епископ Иоанн] сразу согласился на викариатство, не заметив, что в это время через щель двери в залу заседания за ним следил его соправитель Борис «Кубанольский». Когда епископ Иоанн вышел из зала, последний надавил на него, в результате чего епископ в тот же день отказался от данного согласия. Он несколько раз отказывался и соглашался и в итоге согласился принять настоятельство в Кавказском монастыре Кубанской епархии. На этом и кончилось дело. Как и в Ставрополе на Соборе, тут, при разборе его дела в В.В.Ц.У. он молчал и даже на обедах и ужинах у архиеп. Митрофана не проронил ни одного слова. Это был молчальник, без обета».

Когда епископ Иоанн принял настоятельство в мужском монастыре, на Кубанскую кафедру был назначен 4-й викарий Киевской епархии епископ Уманский Димитрий (Вербицкий). Он был возведен в сан архиепископа Кубанского и Екатеринодарского.

После выхода 26 ноября указа о его назначении на кафедру по неизвестным причинам архиепископ Димитрий не прибыл в Екатеринодар (можно полагать, что сложная ситуация, а именно захват города большевиками в Киеве, не позволила ему уехать,).

В результате 10 декабря временное управление Кубанской епархией было поручено митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому), который занимал пост почетного председателя Временного высшего церковного управления. Высокопреосвященный Антоний обратился с окружным посланием к Кубанской пастве, в котором он призывал духовенство «возвысить громко свой глас в ограждение святой веры и благочестия; открыть сердце с отеческим участием к той душевной борьбе между Богом и диаволом, которая происходит в сердцах вашей паствы».

Читайте также:
Покровский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Архипастырь говорил, что священники в проповедях после каждой литургии должны напоминать казачьему населению о главной цели их предков – защите православной веры: «убеждайте их, устраивать по приходам братства ревнителей и ревнительниц благочестия, учреждать даровое обучение церковному пению для всех желающих, украшать Святой храм, помогать неимущим, ухаживать за больными», — писал митрополит. Это способствовало укреплению казакам – коренному населению края. Во многих их семьях в то время была серьезная вражда.

Некоторые выдающиеся церковные деятели подались в бегство из-за неудач Добровольческой армии. Причиной также стала нестабильная политическая ситуация среди белогвардейского руководства. Екатеринодар и Новороссийск – центральные транспортные узлы, через которые двигались огромные толпы беженцев, поэтому особое напряжение перед приближающимися красногвардейскими отрядами ощущалось именно там.

Основная переправка военных соединений отступавшей Добровольческой армии, артиллерии и гражданского населения осуществлялась через Новороссийский порт. Многие священники, которые прибыли из центральных областей России со своими семьями, искали место на корабле, чтобы переправиться Крым, как в более безопасное место.

В марте из Новороссийска были эвакуированы управляющий Кубанской епархией митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) и председатель епархиального совета протоиерей Григорий Ломако. Некоторое время они находились на Афоне. Митрополит Антоний по настоянию нового главнокомандующего вооруженными силами на Юге России П.Н. Врангеля вернулся в Крым и возглавил работу Временного высшего церковного управления.

М.Е. Губонин считает, что после оставления митрополитом Антонием Кубани епархия находилась до 1922 г. под управлением бывшего начальника Урмийской миссии епископа Сергия (Лаврова), который уклонился в англиканство и был по постановлению Временного высшего церковного управления принят в лоно Церкви в 1920 году.

В то же время епископ и биограф Сергий О. Ходаковский писал, что Преосвященный уже в ноябре 1920 г. был выслан в Москву, а затем в Великий Устюг.

В 1920 г. указом Временного высшего церковного управления № 503 от 16/29 апреля 1920 г. для духовного окормления и административного руководства освобожденными частями Черноморской епархии был назначен епископ Севастопольский Фениамин (Федченков). Он управлял военным и морским духовенством, и его 18/31 августа сменил епископ Чигиринский Никодим (Кротков), викарий Киевской епархии, председатель Комитета о беженцах духовного звания.

Согласно списку М.Е. Губонина, переработанному и дополненному сотрудниками Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 29 ноября 1920 г. состоялась хиротония во епископа Ейского архимандрита Филиппа (Гумилевского), ректора Кишиневской духовной семинарии, по ошибке названного в списке викарием «Ставропольской епархии». На тот момент Ейское викариатство относилось к Екатеринодарской епархии, а не к Ставропольской.

Из письма секретаря канцелярии Священного Синода Н.В. Нумерова к митрополиту Антонию (Храповицкому) от 14 сентября 1921 г. известно, что после нескольких визитов депутатов от епархии к патриарху Тихону последний из-за отсутствия епархиального архиерея был вынужден уступить и вернуть на кафедру Преосвященного Иоанна (Левицкого). Уже в июле 1921 г. от имени епископа Иоанна было разослано «Архипастырское воззвание возлюбленным о Христе чадам, пастырям и пасомым Кубанской церкви», в котором был призыв к населению края помочь жителям Поволжья, которые страдали от голода.

Дальнейшие события привели к значительному кризису епархиальной власти, которая поддержала движение «Живой Церкви» и встала на путь «церковной революции». Это нанесло непоправимый вред духовенству и мирянам.

Как следует из архивных документов, император Николай Александрович Романов был в Екатеринодаре дважды. Первый раз — 21 сентября 1888 г., будучи еще Цесаревичем и Атаманом всех казачьих войск России вместе с Августейшими отцом и матерью.

Второй раз — 24 ноября 1914 г. по пути на Кавказский фронт. Государь побывал на богослужении в войсковом во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского соборе. После этого он направился к раненым воинам в городскую больницу (нескольких воинов, отличившихся в сражениях, Государь наградил медалью «За храбрость» на Георгиевской ленте).

После посещения раненых воинов император встретился с воспитанницами Кубанского Мариинского женского института и Войскового Шереметевского женского приюта.

Через полчаса Государь был уже на железнодорожном вокзале и поднялся в вагон поезда, который взял курс на Тифлис. На Кубани в начале ХХ века всего в трех соборах и 360 приходских церквах служило 377 священников, 152 диакона и 366 псаломщиков.

В период богоборчества после революции 1917 года Русская Православная Церковь на Кубани разделила горькую участь и судьбу Российской Церкви.

Кубань прославилась подвигом добрым и исповедничеством лучших своих сынов из среды пастырей.

Из сонма погибших в годы гонений до 1919 года сегодня прославлены в лике святых русских священномученик Михаил Лекторский, священник Григорий Троицкий, священник Андрей Филиппович Ковалев, священник Григорий Яковлевич Конокотин, священник Иоанн Иоаннович Яковлев.

Были уничтожены лучшие уникальные памятники храмового зодчества. В Екатеринодаре разрушены до основания главный войсковой казачий собор св.блгв. князя Александра Невского и прекрасная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Обезглавлены и превращены в овощные хранилища и хозяйственные базы другие екатеринодарские храмы вместе с кафедральным собором. Лишь Георгиевский храм миновала горькая участь поругания.

Этот храм никогда не закрывался и даже период обновленчества не коснулся его. Так было по всей Кубани. Были уничтожены все монастыри. В 60-е годы окончательная расправа была над всеми кубанскими церквями.

В 1987 году, ко времени вступления на Екатеринодарскую (Краснодарскую) кафедру епископа Исидора (Кириченко), в епархии насчитывалось 76 православных приходов, большинство из которых вместо церквей имели молитвенные дома.

Период расказачивания, депортации и коллективизации нанес страшный удар по казачьему сословию. Только за 1920-1922 годы число коренных жителей сократилось на 32 тысячи человек. Продразверстка и искусственно созданный поборами и грабежами голод завершили «красный поход» против Кубани.

Читайте также:
Храм Христа Спасителя в Калининграде: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

К началу 2006 года в Екатеринодарскую и Кубанскую епархию входили 25 благочиннических округа, 378 приходов, 503 священнослужителей, из них священников — 448, диаконов — 55.

Монастырей в Екатеринодарской и Кубанской епархии числилось — 7 (мужских — 2, женских — 5):

— Свято-Духов мужской монастырь. 353700, г.Тимашевск, ул.Дружбы, 1;

— «Крестовая пустынь» мужской монастырь. 354538, пос.Н.Солох-Аул, Лазаревский район, ул.Кошмана, 10;

— Марие-Магдалинский женский монастырь. 352725, ст. Роговская, Тимашевский район, ул.Кирова, 162;

— Успенский женский монастырь. 353150, г.Кореновск, ул.Красная, 104;

— Троице-Георгиевский женский монастырь. 354000, Адлерский район г.Сочи, ул.Мира, 25;

— Женский монастырь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена». 352690, г.Апшеронск, ул.Юдина, 4;

— Женский монастырь иконы Божией Матери «Всецарица». 350040, г.Краснодар, ул.Димитрова, 146/1.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 18) из состава епархии выделены Армавирская, Ейская, Новороссийская и Тихорецкая епархии. Екатеринодарская епархия включена в состав Кубанской митрополии.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 110) из состава епархии выделена Сочинская епархия (в административных границах г. Сочи и Туапсинского района Краснодарского края).

Православные учебные заведения

В православно-социальном институте г. Армавира есть факультеты богословия, православной журналистики, юриспруденции, экономики. В 2006 году была открыта Екатеринодарская духовная семинария.

Общеобразовательные православные школы:

— школа при храме Рождества Христова в г.Краснодаре;

— школа имени св. блгв. князя Александра Невского в г.Курганинске;

— школа «Фавор» в пос.Мостовском;

— школа «Преображение» в г.Анапа,

— кадетский казачий корпус в Краснодаре.

Известные почитаемые места на Кубани: источники Крымского района (в Грушевой балке) («Святая Ручка», св.Целителя Пантелеимона, Казанский), а также знаменитый источник св. Пророка Илии в станице Куринской (хутора Городок) под Хадыженском в Апшеронском районе, источник Параскевы Пятницы в станице Стародеревянковской.

В женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в храме есть список с чудотворного образа Божией Матери «Всецарица», привезенный из Ватопедского монастыря Святой Горы Афон.

В Михаило-Архангельском храме станицы Нововеличковской Динского района хранится чудотворный образ обретенной иконы Божией Матери «Знамение», от которого многие получают помощь и исцеление.

В Апшеронске в Богородицком женском монастыре «Нерушимая Стена» находятся несколько мощевиков с редкими частицами святых мощей, числом 60, среди которых: св.ап.Андрея Первозванного, св.прав. Анны Пророчицы, вмч.Пантелеимона, вселенских святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, свв.прп. Соловецких; Киево-Печерских и многих других великих святых.

В том же монастыре имеется подаренная уникальная коллекция икон бывшего краснодарского антиквара Владимира Цаликова (письма конца XVIII-начала XIX века): «Неопалимая Купина» (освященная на Святой Горе Афон в 1908 году), образ Божией Матери «Казанская», св.пророк Илия (редкое изображение), Серафим Саровский чудотворец, св.равноап. княгиня Ольга и св. вмч.Параскева Пятница.

Хор Валаамской братии: чем он привлекает паломников и туристов со всей России?

Многие слышали об известном профессиональном, гастролирующем по всей стране хоре Валаамского монастыря. Но не менее известен братский хор, который неизменно поет на службах, пока профессиональный находится в разъездах. Услышать его пение стекаются паломники со всего света —все дело в каноническом знаменном распеве, который до сих пор используют на территории монастыря и его подворьях.

В наши дни на службах чаще всего можно услышать многоголосное хоровое пение: сложное, торжественное и красивое, как на концерте, — это пение партесное. Такой вид церковного пения в большей степени обращен к эмоциям и чувствам, чем к разуму. Но существует и другое пение, одноголосое и строгое, уходящее к древнерусской богослужебной традиции, — знаменное.

В разных концах нашей страны знаменный распев имел свои особенности, но его принципы всегда оставались одинаковыми: одноголосие, плавность, уравновешенность. Само название «знаменное» восходит к слову «знамена», то есть знаки. Это альтернатива привычной нам нотной записи — особые знаки, «крюки», которые писались над богослужебным текстом и обозначали звуковые интервалы и мелодические обороты.

Еще со второй половины XVII века, а особенно в XVIII, с началом Петровских реформ, вторжение богатой западной культуры оказало большое влияние на Россию, в том числе и в церковной музыке. Тогда повсеместно распространилось партесное пение, а знаменное осталось лишь в российских монастырях, таких, как Валаам. В этом плане валаамская современная традиция является более канонической, фундаментальной, древней и близкой к исконно русской культуре.

Валаамская традиция церковного пения включает в себя знаменный и византийский распевы, а также распевы других Церквей — грузинской, сербской, болгарской… За последние тридцать лет после возрождения Валаамской обители успел развиться современный валаамский распев. И более того, он оказывает немалое влияние на храмы и обители всей нашей Церкви. Его особенностью стал исон — это такой голос, который не нарушает самого древнего принципа монодии (одноголосного пения), но в то же время придает ему некую глубину и удобство как для восприятия, так и для молитвы.

Братский хор Валаамского монастыря состоит из 20 монахов. Это значительно меньше, чем было на дореволюционном Валааме, но достаточно много по сравнению с другими обителями. Среди певчих только один человек с высшим музыкальным образованием — регент хора иеромонах Давид (Легейда).

Он пришел в монастырь в 1993 году и с первого же дня стал петь на клиросе. По словам отца Давида, его карьера музыканта, начатая в миру, не остановилась, а лишь воцерковилась. В 1998 году, после того как известный валаамсксий регент иеродиакон Герман (Рябцев) перешел в скит, а потом был переведен на московское подворье Валаамского монастыря, регентом хора валаамской братии стал иеромонах Давид.

Читайте также:
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

«Регент, как некий художник, с помощью голосов своего хора живописует словесную икону, становится устами Церкви, то есть народа Божьего, — рассказывает он. — Это ответственность, великая ответственность, но и творческая радость, вдохновение».

По его словам, для церковного пения необязательно специальное образование — монаху достаточно иметь музыкальность, слух, голос и, главное, прилежание и терпение, как и в любом серьезном деле. Обычно все способные братья сначала приобщаются к богослужебному чтению, и если у них обнаруживаются голосовые способности, то и к пению.

Братский хор Валаамского монастыря почти не поет вне богослужений, а если и делает это, то только ради миссионерского служения и только на территории самого монастыря — чтобы показать людям красоту Православия. Однако, когда остров оказался закрыт для паломников во время пандемии, братия начала записывать видеоклипы на праздники, чтобы дать возможность всем любящим Валаам и обитель приобщиться к красоте валаамского распева.

И все-таки регент хора напоминает: «Паломникам, как и всем молящимся в храме, нужно стараться обращать внимание не столько на распев, музыку и поющих, сколько на слова песнопения. Нужно постараться пропустить их через свое сердце и вместе с хором вознести их к Богу».



Хор братии Валаамского монастыря

Впервые услышав звучание чистых и искренних мужских голосов, на долгое время в памяти хранишь их отголосок, уносящий мысленно вверх к Небесам, наполняющий душу необыкновенным чувством радости.

Хор братии Валаамского монастыря — единственный в своем роде творческий коллектив, который певческим служением прославляет Бога, помимо сопровождения Патриаршего богослужения, приемов президента и правительственных гостей Валаама, занимается концертно-благотворительными концертами.

История создания братского хора

Мужская обитель Валаама более тысячи лет несет миссию изменения этого суетного мира чистотой Небес и красотой поклонения Творцу, наполняя сердца послушников и мирян миром, покоем и уверенностью в завтрашнем дне.

Насельники в монастыре Валаама запели много веков тому назад с приходом в нее греческих миссионеров Сергия и Германа, которые принесли не только устав греческой службы, но и византийскую традицию пения.

Одноголосное исполнение древних произведений передавалось из века в век, даже когда возникло многоголосное исполнение церковного пения, монастырская братия оставалась верной византийской греческой традиции.

Взлеты и падения сопровождали старинную обитель на протяжении всей истории ее существования, не стал исключением и 20 век:

  • во время войны с финнами в 1939 году все насельники были эвакуированы в глубину Финляндии;
  • разорение и опустошение святыни;
  • 1989 год стал временем возрождения, после чего началось духовное возрождение мужской обители на Валааме;
  • в августе 2005 года святейший Патриарх Алексий Второй освятил основную святыню — Спасо-Преображенский храм.

В честь этого знаменательного события были собраны профессиональные певцы с уникальными голосами, которые и стали ядром будущего мужского хора Валаамской обители.

Интересно! В основном составе хоровой группы — профессиональные певцы, многие из которых окончили в свое время Хоровое училище Государственной академической капеллы имени Михаила Глинки, Санкт-Петербургскую Государственную консерваторию имени Николая Римского-Корсакова.

Под руководством дипломированных дирижеров и вокалистов братский хор Валаамского монастыря стал востребованным по всей России и за рубежом. Тысячи мирян и прихожан наслаждаются неповторимыми выступлениями, в хоровом венке которых Михаил Круглов, Дмитрий Попов, имеющие статус заслуженных артистов Карелии.

Со знаменитым коллективом выступают творческие партнеры, солисты государственного Мариинского театра, государственного академического Большого театра России и государственного Санкт-Петербургского Музыкального театра «Зазеркалье» В.Целебровский и С. Мостовой, А. Росицкий.

В исполнении заслуженного артиста России Владимира Миллера льются в небеса наполняющие святостью слова псалмов и молитв.

Мужской хор Валаамского монастыря служит в первую очередь Создателю, выступая перед людьми, таким способом способствуя распространению православия по всей земле и его проникновению в сознание мирян, никогда прежде не прикасавшихся к красоте прославления Бога.

Насладиться оригинальностью аутифонного исполнения древних и вечно живых произведений в исполнении братии обители под руководством Александра Бордака можно на храмовом подворье.

Талантливый руководитель А. Бордак, профессиональный дирижер и вокалист, который имел сольную практику, был приглашен епископом Панкратием в 2013 году для организации музыкальной деятельности в стенах обители. С осени 2016 года настоятель Панкратий благословляет его на руководителя хорового коллектива Валаама.

Игуменское благословение

Игумен монастыря Валаама, епископ Троицкий Панкратий благословляет выступления монастырской братии, независимо от того, поет ли хор на служении Валаамского подворье или ездит с концертным туром, выступая перед обычными людьми.

Паломники всего мира преодолевают тысячекилометровые расстояния только для того, чтобы окунуться в красоту одноголосного распева. Со временем в монастырских стенах звучит и партес — пение хора в многоголосном исполнении по партиям, где сливаются воедино звуки баса, тенора, альта и сопрано.

Под мудрым и благословенным руководством викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископа Панкратия монастырь на Валааме становится центром Православия. Каждый год Патриарх Московский и всея Руси проводит в знаменитой обители богослужение, которого сопровождается красочным звучанием церковного хора Валаамского монастыря.

Церковное песнопение хора Валаамского монастыря украшает бас — профундо, настоящее наслаждение приносит звучание в исполнении Михаила Круглова специально для него написанного гимна Пречистой Божьей Матери «Достойно есть», в окантовке уникальных голосов братии.

Концертная деятельность

В списке выступлений хора не один концерт.

  • В 2007 году хор Валаамского монастыря принимала Торгово-Промышленная палата России.
  • В 2008 году жители и гости итальянского город Бари наслаждались звучанием уникальных голосов в базилике Николая Угодника.
  • Певцов с уникальными голосами и необычным репертуаром принимал Большой зал Филармонии Санкт-Петербурга, Концертный зал филармонии П.Чайковского, Международный Дом музыки в Москве.
  • Гастроли по благословению игумена Панкратия проходят по городам России, их встречали жители Нижнего Новгорода, Саратова, тамбова, Красноярска, Рязани, Вологды, Пскова, городов крайнего севера, а также в Беларуси и Казахстане.
  • 2013 год положил начало традиции исполнения Рождественского концерта в Санкт-Петербургском Исаакиевском соборе, на который собирается более 6 тысяч поклонников.

Современное служение Валаамского хора и репертуар

Разные города России встречают полными залами концертную программу «Свет Валаама», во время которой простой песенной формой до всего мира доносится весть о Божьих заповедях, передаются основы милосердия и жертвенности.

В древних распевах при обработке мелодий старины звучат Псалмы Давидовы, хор Валаамского монастыря исполняет их в обработке современных композиторов. Молитвы хорового коллектива монастыря Валаама у многих верующих вызывают слезы на глазах.

Осколки военных лет и поныне вызывают жгучую боль во многих душах россиян, поэтому песни тех лет также входят в репертуар знаменитого хора. Песни военных лет являются реквием памяти и любви тех, кто положил свою душу за родину, семью, друзей по заповеди Божьей. В Евангелии от Иоанна написано, что нет любви большей, чем положить жизнь за родных и друзей (Ин. 15:12).

Концертные программы церковного хора трудно представить без произведений С. Рахманинова и П. Чеснокова. Если позволяет время, хор ежедневно проводит репетиции. Для составления программ в фестивальных рамках, таких как «100 лет жизни страны:1917-2017» приглашаются профессионалы-режиссеры и специалисты по видео.

Интересно, что участником знаменитого хора может стать любой молодой талантливый человек, даже невоцерковленный.

Приходящий на прослушивание певец понимает, что Валаамский хор — это не работа, а служение Творцу, в основе его лежит духовно-просветительская деятельность. Вера и доверие к Богу у многих хористов рождается и укрепляется по мере пребывания в служении.

Ещё интересные статьи о православии:

Руководитель хора рассказывает об одном случае, когда коллектив, стоя на берегу Керченской переправы, ожидал паром, который опаздывал, что грозило срывом концерта.

Откуда не возьмись, появился батюшка с процессией, началось служение Литургии, к молитвам которой вначале присоединились единицы участников хора, а через некоторое время в Небеса неслись Псалмы, исполняемые братией Валаамского монастыря.

Со временем, выступая в различных залах, в целях сохранения красоты звучания мужских голосов, начали применять подзвучку. Трудно переоценить значение церковного творчества в рамках распространения и укрепления православной веры.

На древних распевах и современных песнях усиливается просветительное служение, укрепляется историко-патриотическое воспитание молодежи. Красота православного пения для многих людей стала первой ступенькой в познании любви Творца.

Хор Валаамского монастыря: история и состав церковного хора

Востребованный концертный коллектив, состоящий из мирян, гастролирующий по самым разным залам России – нет, эта история не про шоу-бизнес, а про служение Богу и людям. Хор Валаамского монастыря выступает перед людьми, многие из которых имеют самое поверхностное представление о христианстве, о Церкви. Оригинальные концертные программы хора – не только предложение прикоснуться к древней культуре и насладиться более привычными для нее произведениями современных композиторов, но и свидетельство проникновения Православия в сознание жителей России. Руководитель хора Александр Бордак рассказывает об истории создания коллектива и о его буднях.

– Монастырь на острове Валааме возник в начале прошлого тысячелетия. Как только на суровой северной земле затеплился огонек веры, запели сердца, преисполненные любовью, воздавая хвалу Творцу. На Валаамскую землю пришли греческие миссионеры Сергий и Герман, с уставом греческой службы они внесли пение византийской традиции. Особенность пения в один голос передавалась из поколения в поколение. В эпоху Петра I в храмах и монастырях Руси стали петь многоголосные песнопения, но братия Валаамского монастыря сохраняла верность древней знаменной традиции. Многие паломники преодолевали тысячи километров, чтобы оказаться на острове и погрузиться в молитву, слушая строгий одноголосный распев.

Постепенно и на Валааме зазвучал партес. Чаще пелись обработки именно одноголосных распевов, чему есть подтверждение. Существует аудиозапись на шведском радио – покинувшие в связи с исторически сложившейся сложной ситуацией Валаам монахи записали фрагменты богослужений, и там мы слышим как раз валаамский распев в многоголосном изложении.

С начала Великой Отечественной войны на Валааме – страшное запустение. Военные действия, затем интернат. И только в 90-е годы, с возрождением монастыря, опять начинает звучать древний одноголосный распев. По благословению епископа Троицкого Панкратия на Валаам были приглашены профессиональные музыканты для помощи братскому хору. Помимо пения на службах «светская» часть хора ежедневно участвовала в небольших концертах-лекциях, во время которых знакомила паломников и туристов с историей валаамских песнопений. Традиция данных выступлений сохранилась и по сей день.

Постепенно Валаамский монастырь обретает статус центра Православия на Севере Руси. Патриарх ежегодно служит на острове. Приезжает много гостей, среди них – и члены правительства страны. Хор увеличивается в своем численном составе для более объемного и красочного звучания, и на данный момент шестнадцать человек в его составе славят Господа на службах и поют концерты.

Как Вы стали руководителем хора Валаамского монастыря?

– Я закончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу хорового дирижирования и классу вокала, длительное время занимался сольной практикой. В 2013 году был приглашен руководством Валаамского монастыря для создания новых музыкальных программ. Осенью 2016 года по благословению владыки Панкратия был назначен художественным руководителем коллектива.

За время нашего сотрудничества создан ряд духовно-патриотических программ. Первой стала программа «Вера и победа», премьера которой состоялась 9 мая 2013 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Далее были подготовлены программы «Забытая война» к 100-летию начала Первой мировой войны, «Свет Христов просвещает всех», посвященная Рождеству Христову. Все произведения создаются с учетом специфики голосов наших певцов. Например, специально для нашего баса Михаила Круглова, обладателя редкого голоса бас-профундо, был написан гимн Пресвятой Богородице «Достойно есть». Такой голос – конечно, украшение нашего коллектива. Как и все голоса, конечно, которые создают ту самую узнаваемую краску именно нашего хора.

С чем выступает ваш хор сейчас?

– В данное время мы выступаем в разных городах России с программой «Свет Валаама». В концерте звучат древние валаамские распевы, обработки старинных мелодий, авторская музыка русских композиторов. Затем мы поем произведения, в которых в простой песенной форме говорим о Божьих заповедях, о милосердии и жертвенности. И именно в песнях военных лет – известных и неизвестных, любимых и забытых – эта тема стоит особенно остро. Две тысячи лет назад Спаситель отдал Свою жизнь за спасение всего человечества. И на полях сражений тысячи героев отдавали свои жизни во имя мира и во имя любви, о которой сказал Сам Господь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13).

Как часто хор должен репетировать, чтобы звучать достойно?

– Мы стараемся делать запись каждого концерта, затем ее слушаем, анализируем и перед следующим концертом на репетиции вносим коррективы. Таким образом, во время гастролей у нас репетиции проходят каждый день. Раньше, когда у нас не было большого количества выступлений, мы встречались два-три раз в неделю. Теперь, когда в Петербурге мы бываем значительно реже, наши репетиции только на гастролях и происходят.

Какие напевы, произведения каких композиторов нравятся лично Вам? И влияет ли Ваш вкус на репертуар хора?

– В первую очередь это, конечно, древние одноголосные распевы, которые являются неотъемлемой частью богослужения на Валааме. Мы их исполняем на каждом концерте. Часто звучат произведения Сергея Рахманинова и Павла Чеснокова. Для реализации творческих задач иногда сами сочиняем музыкальные композиции.

Кто-то, кроме Вас, участвует в составлении программ?

– До сегодняшнего дня мы сами справлялись с поставленными задачами. Но впереди обозначена новая работа, рабочее название которой – «100 лет жизни страны: 1917-2017». Премьера состоится 27 июля на Валааме в рамках фестиваля «Просветитель». Помимо хора, в концерте примут участие автор-исполнитель Елена Фролова, певец Олег Погудин, а также камерный симфонический оркестр. Будет осуществляться видеоподдержка. С таким объемом работы нам одним, конечно, не справиться. Будут приглашены режиссеры, видеоинженеры, и совместными усилиями, я уверен, удастся создать новую интересную программу.

Откуда приходят в хор новые певцы? Обязательно ли они должны быть воцерковленными людьми?

– Основной состав нашего хора сохраняется с 90-х годов. Мы вместе работаем больше двадцати лет, и поэтому хорошо понимаем друг друга с полуслова, полужеста.

Конечно, и новые люди приходят. Вера – дело очень личное. Когда человек приходит на прослушивание, никто не спрашивает его, верит ли он в Бога, воцерковленный ли он. Если человек принимает решение работать в нашем хоре, он ведь понимает, что идет не только работать, но, в первую очередь, служить Богу, так как мы занимаемся именно духовно-просветительской деятельностью. Бог приводит нам людей, которые нужны. Как руководитель хора я не заглядываю в личное пространство певцов. Но отношение ребят, конечно, проявляется.

Например, мы были в Керчи. Концерт «на материке» был под угрозой срыва, так как оказалась закрытой паромная переправа. Вдруг появился неизвестный нам батюшка и стал служить молебен. Мы даже не сразу это все заметили, поскольку были в другом месте. Я стал участвовать в молитве. Краем глаза заметил, что еще несколько наших ребят присоединились. Потом услышал, как запели басы. Через некоторое время пел уже весь хор. Поэтому мне кажется, мы дышим одним воздухом, смотрим в одном направлении и делаем одно общее дело.

Вас часто приглашают поучаствовать в богослужениях?

– В данный момент не часто. И это оправдано, потому что у нас каждый день концерты, каждый день переезды. Существуют чисто физические ограничения. Ребятам надо высыпаться, чтобы полноценно работать. Мы поем службы на Валааме. Наше служение сейчас – на концертных площадках. И это очень важно.

На концертах вы используете подзвучку. Есть ли в этой части вашей работы какие-то нюансы?

– Залы очень разные по акустическим параметрам, поэтому мы используем микрофоны. Стараемся «подзвучить» каждого певца, чтоб звуковые потери были минимальными. Мы обращались к владыке Панкратию с ходатайством, чтобы благотворители монастыря помогли в приобретении гарнитур для каждого участника хора. Уверен, такой момент настанет, и это даст нам возможность получить полный спектр звуковых красок.

Очень важный момент: наш звукорежиссер находится в зале, но в хоре один из певцов – также звукорежиссер, у него в папке с нотами находится планшет, с помощью которого он управляет звуком прямо со сцены. Это наша маленькая особенность.

История, состав и репертуар хора Валаамского монастыря

Кто хотя бы однажды слышал Праздничный хор Валаамского монастыря , обязательно был тронут искренностью исполнения, глубиной. Его выступления собирают тысячи зрителей по всей стране. Часто коллектив выступает в Кремле .

И конечно, поклонникам его творчества будет интересно познакомится с историей создания хора, его участниками и богатым репертуаром.

  1. Хор Валаамского монастыря
  2. История создания
  3. О монастыре
  4. Благословение игумена
  5. Состав участников
  6. Музыкальный репертуар хора
  7. Церковные песнопения
  8. Светские песни
  9. Дискография коллектива
  10. «Величественные тоны Валаама»
  11. «Забытая война»
  12. «Вера и Победа»
  13. «Мелодии русской души»
  14. Участие в концертах
  15. Богослужебная деятельность
  16. Поддержка фонда Тимченко
  17. Значение творчества в православной церкви
  18. Видео

Хор Валаамского монастыря

Коллектив является уникальным и по составу исполнителей, и по репертуару. Благодаря талантливым певцам молитвенные песнопения валаамских монахов не оказались забытыми.

История создания

Праздничный хор зарождался с началом восстановления обители. Летом 2005 года отреставрировали Спасо-Преображенский собор. В августе на его освящение прибыл Святейший Патриарх Алексий II. В этом событии участвовал вновь созданный мужской коллектив певцов.

Одна из его особенностей — валаамское духовное пение. В монастыре стали вести богослужения, используя древние одноголосные мелодии. В наши дни традиция не только не утрачена, но и развивается.

О монастыре

Дата основания обители на Ладоге неизвестна. Сказания уверяют, что еще Андрей Первозванный оставил знак, указывающий, где основать обитель. Паломники Сергий и Герман основали ее в 1407 году. Об этом есть документальные упоминания.

В 15-16-х веках Спасо-Преображенская обитель процветала. Сюда шли паломники со всего мира. Число братии достигало до 600 человек. Нередко в те годы монастыри служили оборонительными укреплениями. Набеги со стороны Швеции были частыми. Монахам приходилось брать в руки оружие. В 17-м веке северные соседи практически уничтожили обитель. Да и территория стала принадлежать Швеции.

Возрождаться монастырь стал после Северной войны. По указу Петра Первого в 1715-м году здесь началось строительство. Пожар уничтожил деревянные постройки, земли перешли государству. Силами немногочисленной братии (не более 20 человек) восстановить утраченное было невозможно. Несколько десятилетий длилось забвение монастыря.

В конце 18-го века приняли решение о возрождении обители. Здесь началось активное строительство каменных зданий. С 1811-го года территория отошла к Финляндскому Княжеству, но обитель до 1892-го года относилась к Петербургской епархии. Это время стало новым расцветом монастыря.

Связано оно с именем игумена Дамаскина, который 42 года руководил обителью.

  • построено несколько храмов, около 20 часовен;
  • перестроен скит «Всех святых» и построены 6 новых;
  • возведены поклонные кресты;
  • появились маяк, таможня, водопроводный дом;
  • построили более 20 жилых помещений для братии, гостиницу, странноприимный дом для финнов и шведов;
  • начали работать мастерские, животноводческая ферма на сотню голов, рыбный завод, конюшня, питомник по разведению хвойных и лиственных деревьев;
  • открылось книгохранилище;
  • построены мосты и дороги, приобретен пароход.

Все это силами монахов. В 1855-м году на Валааме побывала царская семья. В 1866-м году были приобретены шесть островов, дома в Москве, Новгороде. К началу 20-го века в обители проживало около тысячи человек. Многие из паломников приезжали, чтобы услышать православные церковные песнопения Валаама .

С победой революции монастырь не был закрыт, так как оказался на территории Финляндии. Вскоре на острове начали строить оборонительные сооружения, готовясь к войне с Советской Россией. В тридцатые годы в обители осталось около 400 человек постоянных жителей. Во время Советско-финской войны монастырь оказался в центре военных действий, был разрушен.

8 марта 1940-го года колокольные удары известили о закрытии обители. Монахи уехали, забрав ценности, в Финляндию, где организовали Нововалаамский монастырь.

Долгое время здания использовали для различных нужд:

  • осенью 1940-го года здесь разместили военно-морское училище;
  • после Великой Отечественной войны организовали Дом инвалидов;
  • в 70-х годах открыли Музей-заповедник.

В сентябре 1989-го года Валаам возвращен Русской Православной Церкви.

Благословение игумена

Игумен монастыря, епископ Троицкий Панкратий благословил создание Праздничного хора. Наместник считал важным восстановить не только внешний вид святыни, но и сберечь ее уклад.

С первого дня возрождения жизнь здесь шла в соответствии со строгим уставом, заложенным еще много лет назад. Была сделана и попытка сохранить особое валаамское пение.

Состав участников

Уникальность хора и в том, что участники собираются только по особым случаям. Чаще всего, когда в обители проходят Патриаршие богослужения. Коллектив складывался без какого-либо специального прослушивания и отбора. Словно по велению Бога оказались все в Валаамской обители.

Алексея Жукова пригласили в 1993 году, когда был нужен профессионал, умеющий читать музыку с листа. Он еще мальчиком начал ходить в храм с бабушкой. Получив музыкальное образование, пел в церковных хорах, в том числе и на Валааме. В 2005 году стал его художественным руководителем.

Небольшой коллектив (16 человек) составляют профессиональные певцы, дипломированные дирижеры, постоянно работающие в музыкальных театрах северной столицы.

Здесь встретились обладатели редких голосов:

  • Михаил Круглов (бас-профундо);
  • Антон Нестеров (тенор-альтино);
  • Дмитрий Попов (контр-тенор);
  • Борис Петров (лирический баритон).

Александр Бордак окончил вокальный и дирижерско-хоровой факультеты Санкт-Петербургской консерватории. Каждое лето приезжал трудиться в хоре Валаамского монастыря. С 2013 года начал в нем постоянно работать. Через три года возглавил коллектив.

Музыкальный репертуар хора

Мало собрать уникальные голоса, надо еще и репертуар подобрать яркий, узнаваемый, чтобы доходил до сердец слушателей. Теперь каждое произведение обрабатывается с учетом диапазона голосов. Каждый концерт хора Валаамского монастыря становится событием.

Церковные песнопения

Православное богослужебное древнерусское знаменное пение, валаамский распев лежат в основе репертуара. Эти мелодии звучат в самых разных программах коллектива. Особенно пронзительны молитвы в исполнении хора.

Сохранить лучшие традиции православного песенного искусства, дать возможность прикоснуться к ним любому человеку призвана программа «От Византии до России».

В подборке «Величественные тоны Валаама» зрители слышат традиционное пение, много веков существовавшее на древней земле.

Стихотворные и музыкальные произведения, посвященные Рождеству, соединились в программе «Свет Христов просвещает всех!».

Знатоки признаются, что древнее пение братии в Валаамской обители располагает к молитве и умиляет сердца. Хорошо, что традицию удалось сохранить.

Светские песни

Произведения этой ниши, которые коллектив выбирает для исполнения, тоже исполнены глубокого смысла.

«Вера и Победа» соединила богослужебное пение и песни военных лет. Хотя многие из них звучат не совсем привычно. Оказывается, порой трудно установить, какими же первоначально были слова песни. Нередко стихи редактировались разными исполнителями.

«Завтра весна» наполнена ощущением полета, которое вносят такие знакомые с детства песни, как «Прекрасное далеко» (Е. Крылатов, Ю. Энтин), «Мама» (В. Гаврилин), «Под небом голубым» (А. Волохонский).

В программу «Есенин» вошли яркие самобытные произведения поэта, виртуозно исполненные участниками коллектива.

Дискография коллектива

Сегодня познакомиться с творчеством коллектива можно не только во время его выступлений. Хором записано уже несколько альбомов.

«Величественные тоны Валаама»

Музыкально-литературная программа посвящена старинному пению. Альбом записан весной 2015-го года. В исполнении народного артиста России В. М. Ивченко звучат воспоминания Д. Н. Соловьева, святителя Игнатия (Брянчанинова), митрополита Вениамина о Валааме.

Иллюстрацией к чтению служат песнопения:

  • «Помилуй нас, Господи» и «Объятия Отча»;
  • «Свет Неизменный Слове» и «Иже светом Твоим»;
  • «Придите, поклонимся» и «Святый Боже»;
  • «О преславнаго чудесе. » и «Свет тихий»;
  • «Ангел вопияше» и «Взбранной Воеводе»;
  • «Не ввери мя» и «Достойно есть».

Участники коллектива признаются, что долго учились петь, как монахи сто лет назад, когда монастырский хор насчитывал более 100 человек.

«Забытая война»

100-летию начала Первой мировой войны посвящен этот альбом. В нем звучат произведения, написанные сто лет назад, мелодии русских композиторов (С. Рахманинова, М. Глинки) и современных авторов (А. Бордака, В. Файнера).

Органично вплетаются в музыкальную канву стихи Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Валентина Катаева.

Любое дело православный человек начинает с молитвы. Вот и программа начинается проникновенным обращением «Благослови оружие, Господь». Звучат произведения: «Яко пленных свободитель», «В память вечную будет праведник», «Благодать Божия».

Коллектив не просто собрал в единое целое самые разные произведения, но и раскрыл историю некоторых, казалось бы, известных всем песен. Так, исполняемая в советское время «Смело мы в бой пойдем за власть Советов» изначально звучала «Мы смело в бой пойдем за Русь Святую». Стихи неизвестного автора посвящены обретению иконы Божией Матери «Августовская победа».

Природа во многих произведениях тоже выступает участником событий, оттеняет происходящее:

  • «Вот вспыхнуло утро»;
  • «Можжевельника запах сладкий»;
  • «Под ракитою зеленой».

Лирические ноты звучат в композициях «Мать», «Сестре милосердия».

Здесь и военная действительность:

  • «Наступление»;
  • «Ревет и грохочет мортира вдали»;
  • «Вы пали, жизнь свою отдав».

Все тяготы и лишения переносят участники событий с одной целью «Славься, славься, Русь моя!».

Философским осмыслением жизни наполнена песня «Людям, увы, не хватает Великой любви», которую А. Бордак написал на слова иеродиакона Амвросия.

Авторы ряда произведений неизвестны. И хор вернул их из небытия, донес до современного зрителя.

«Вера и Победа»

В мае 2014-го года коллектив представил очередной альбом, посвятив его Воскресению Господа и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В первую часть вошли авторские духовные сочинения:

  1. Открывается альбом ирмосами канона Святой Пасхи «Воскресения день».
  2. Звучат произведения С. Рахманинова («Благослови, душе моя, Господа», «Воскресение Христово видевши»), А. Бордака («Святый Боже», «Ангел вопияше»), П. Чеснокова («Да исправится молитва моя», «Воскресни, Боже»).
  3. Мостиком ко второй части — «Победа» — стало пронзительное стихотворение протоиерея Андрея Логвинова «Они опалились войной».
  4. Виртуозно исполнены песни военных лет. Здесь «Два Максима» (В Дыховичный, С. Кац), «Эх, дороги» (А. Новиков, Л. Ошанин), «Жди меня» (К. Молчанов, К. Симонов), «Соловьи» и «Тальяночка» (В. Соловьев-Седой, А. Фатьянов), «День Победы» (Д. Тухманов, В. Харитонов).

Коллектив выбором произведений подчеркнул, что понятия Вера и Победа неразделимы.

«Мелодии русской души»

В феврале 2011-го года хор записал большой альбом. Само название показывает, что составители собрали любимые на протяжении веков русскими людьми произведения. Среди песен духовного содержания — «Монастырь» (В. Волков).

Широко представлен пласт русских народных и казачьих песен:

  • «Вьюн над водой» и «Ах, ты степь широкая»;
  • «Полно вам, снежочки» и «Черный ворон»;
  • «Любо, братцы, любо».

Интересно звучат напевы, популярные среди эмигрантов и в русской армии: «Молись, кунак» (А. Вертинский), «Замело тебя снегом, Россия» (Ф. Чернов), «На сопках Маньчжурии» (И. Шатров), «Уж ты поле мое».

Много в альбоме знакомых всем лирических песен и романсов:

  • «Было двенадцать разбойников» (Н. Маныкин-Невструев, Н. Некрасов);
  • «Не для меня» (А. Гадалин, Н. Девитте);
  • «Выхожу один я на дорогу» (Е. Шашина, М. Лермонтов);
  • «Однозвучно гремит колокольчик» (П. Булахов, Н. Макаров);
  • «Степь да степь кругом» (И. Суриков);
  • «Вечерний звон» (А. Алябьев);
  • «Уж как пал туман» (Л. Шварц);
  • «Гори, гори, моя звезда» (П. Булах, В. Чуевский).

Рядом с произведениями 19-го века звучат мелодии советских композиторов:

  • «Не жалею, не зову, не плачу» (Г. Пономаренко, С. Есенин);
  • «Вечер на рейде» (В. Соловьев-Седой, А. Чуркин);
  • «Прощайте, скалистые горы» (Е. Жарковский, Н. Букин);
  • «Гляжу в озера синие» (Л. Афанасьев, И. Шаферан);
  • «Конь» (И. Матвиенко, А. Шаганов).

Оригинальная аранжировка каждой песни придет новое звучание известным мелодиям.

Участие в концертах

Концертная деятельность хора началась в 2007-м году, когда коллектив выступил в Торгово-промышленной Палате России. Через год певцы поехали в Италию представлять страну на Фестивале Российского искусства.

Постоянно хор гастролирует по стране. Только за последние годы почти 400 выступлений могли увидеть зрители. Традиционными стали Рождественские концерты в Исаакиевском соборе. На первый (в 2013-м году) пришли шесть тысяч слушателей.

Праздничный хор исполняет произведения на:

  • испанском и английском;
  • сербском и французском;
  • украинском и казахском;
  • греческом и грузинском языках.

Вылетали артисты в Сирию, где проникновенно и душевно выступили для российских военнослужащих.

Богослужебная деятельность

Все совершаемые на Валааме Святейшим Патриархом Московским и всея Руси богослужения, приемы высоких гостей не обходятся без участия в них Праздничного хора.

Особую красоту и торжественность придает выступление коллектива на собраниях Патриаршего попечительского совета обители в Храме Христа Спасителя, на богослужениях на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге.

Во время паломнического сезона участники поют в составе хора братии Валаамского монастыря, рассказывают приезжающим об особенностях валаамского пения.

Поддержка фонда Тимченко

В конце 2010-го года супруги Елена и Геннадий Тимченко организовали благотворительный фонд для помощи семьям, поддержки культуры, спорта.

С 2013-го года фонд поддерживает деятельность хора. Начало было положено выступлением в Исаакиевском соборе с Рождественской программой «Христос рождается, славите».

Представление программ на сцене Государственного Кремлевского дворца «Вера и Победа», «Забытая война» тоже не обошлись без помощи Фонда. Помогает организация и в гастрольной деятельности коллектива.

Значение творчества в православной церкви

Просветительская работа, нравственное патриотическое воспитание, сохранение богатых традиций — вот цель известного хора.

Участники коллектива стали инициаторами проведения Международного Свято-Владимирского Валаамского фестиваля православного пения «Просветитель», на который собираются сотни зрителей и участников из разных стран. Слушатели знакомятся с красотой православного пения.

Фестиваль проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Видео

В этом видеоролике праздничный хор исполняет песню «Я люблю тебя, Россия».

Хор Валаамского монастыря: история и состав церковного хора

Переложение всех этих произведений для мужского хора делал И. Ушаков.

Ряд других записей хора можно послушать на сайте «Песни русского Воскресения». Диски хора продаются во многих российских музыкальных магазинах, а также в зарубежных интернет-магазинах (например, в этом).

О хоре

Когда в 1990 году при Санкт-Петербургском подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря был организован мужской хор, он начинал так же, как и другие возникавшие тогда церковные хоры: пение за богослужениями, участие в отдельных церковных и государственных мероприятиях, скромная концертная деятельность. Но уже тогда мало-помалу начинал складываться свой — особый исполнительский стиль нового коллектива. В его основание был положен обиходный распев Валаамского и Соловецкого монастырей — двух самых северных в русской земле древних обителей. Не случайно, основу репертуара начинающего хора поначалу составили расшифровки, гармонизации и обработки древних монастырских распевов.

С 1990 по 1994 год шел трудный процесс освоения тайн русского церковно-певческого искусства. Очень важной оказалась в те годы поддержка и духовное наставничество игумена Назария, а также наместника Валаамского монастыря игумена Андроника (внука о. Павла Флоренского), по благословению которого новый петербургский хор, наряду с основной работой, начал активную просветительскую деятельность вне монастыря. В эти же годы складывался уникальный певческий состав коллектива. Создатель и бессменный художественный руководитель хора Игорь Ушаков сумел объединить вокруг себя и вдохновить своим энтузиазмом талантливых исполнителей. В их числе — выпускники Санкт-Петербургской Консерватории, ведущие солисты оперных театров Петербурга и Академической Капеллы. Обладая прекрасными голосами и редкой музыкальностью, все они — с тех пор и доныне — буквально одержимы идеей возрождения подлинно русского певческого искусства.

Творческий взлет нового хора был стремительным и на редкость успешным. Сольные вечера в концертных залах Санкт-Петербурга и Москвы, выступления перед почетными гостями Валаамского монастыря и видными деятелями культуры, концерты для членов Правительства РФ, для Президента России Б.Н. Ельцина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мастерство хора и его руководителя были замечены: 12 июля 1992 года, в день памяти валаамских чудотворцов, преподобных Сергия и Германа, Указом Президента РФ — «за выдающиеся заслуги в области хорового искусства» — руководителю мужского хора Валаамского подворья И.В. Ушакову было присвоено почетное звание «Заслуженный артист России». Однако это было лишь начало пути.

Для дальнейшего творческого роста необходимы были новые идеи, новые формы развития. Потому весной 1994 года, обобщив накопленный к тому времени исполнительский и исследовательский опыт, И. Ушаков создал Институт певческой культуры (ИПК) «Валаам». Его работа всецело подчинена музыкально-просветительской деятельности мужского хора Института. Именно с этого времени начинается запись и издание (на виниловых и компакт-дисках) музыкально-исторических и мемориальных программ. Вот самые значительные из них:

    Антология «Православные Святыни Русского Севера» ( «Спасо-Преображенский Валаамский Монастырь»;«Соловецкий монастырь», часть 1; «Тихвинский монастырь»;«Кирилло-Белозерский монастырь»;«Коневский монастырь»;Соловецкий монастырь», часть 2) , изд. 1995—1996;
  • Триптих духовных песнопений «Русская Голгофа» ( часть I — «Новомученикам Российским», часть II — «Царственным Мученикам», часть III — «Пасха Неурочная»), изд. 1995—1996;
  • «Бородино» Солдатские песни эпохи Отечественной войны 1812 года., изд. 1997;
  • «Распевы Валаамского монастыря», изд. 1999;
  • «Распевы Соловецкого монастыря», изд. 1999;
  • «Духовный хоровой концерт. Часть 1», изд. 2000;
  • «„Храм земли русской“. Полковые и солдатские песни эпохи Отечественной войны 1812 года. Духовные песнопения», изд. 2000;
  • «Песни Российского Флота», изд. 2000;
  • «„Боже, Царя храни!“. Гимны и песни Российской Императорской Армии», изд. 2001;
  • «„За Царя, за Русь святую!“. Гимны и песни Российской Императорской Армии», изд. 2001;
  • «„Христос воскресе!“. Пасхальные песнопения Русской Православной Церкви», изд. 2002;
  • «„Пошли нам, Господи, терпение. “. Посвящение семье последнего Российского императора», изд. 2001;
  • «„Русь святая“. Распевы монастырей Русского Севера», изд. 2001;
  • «Русская духовная хоровая музыка 16—17 веков», изд. 2001;
  • «Распевы Валаамского монастыря в творчестве русских композиторов», изд. 2001;
  • «„Певческая летопись Кавказской войны“. Солдатские песни эпохи Кавказской войны 19 столетия», изд. 2002;
  • «Песни Российской Императорской Гвардии», изд. 2002;
  • «„Гром победы, раздавайся!“ Песни и марши Российской Императорской Армии», изд. 2001;
  • «Духовный хоровой концерт. Часть 2», изд. 2003;
  • «„Непобедимый воин Феодор“. Адмирал Флота российского Ф.Ф. Ушаков», изд. 2003;
  • «„Царь-ремесленник, Самодержец Всероссийский“. Канты эпохи Петра Великого. Песнопения Русской Православной Церкви», изд. 2003;
  • «„Мы — кадеты, мы — дети России!“ Песни военно-учебных заведений Императорской России», изд. 2003;
  • «„Тернистый путь борьбы и муки“. Песни Белого Движения и Русского Зарубежья», изд. 2004;
  • «„Хвала, тебе Паскевич-Росс!“ Русские солдатские песни времен: Персидской войны 1826—28 гг., Турецкой войны 1828—29 гг. и Усмирения Польши в 1831 г.», изд. 2004;
  • «„Похвала русским святым“. Песнопения Русской Православной Церкви», изд. 2004;
  • «„Гимн героям“. К 100-летию Русско-японской войны. Произведения русских композиторов, народные песни», изд. 2004;
  • «„Легендарный Севастополь“. К 150-летию Восточной (Крымской) войны. Русские солдатские песни. Сочинения русских композиторов», изд. 2004.
  • Читайте также:
    Церковь Иоанна Кронштадтского в Жулебине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Записаны в 2005 г. и готовятся к изданию:

    • «Песни Блокадного Ленинграда». К 60-летию Великой Победы. Песни советских композиторов 1942—1944 гг.;
    • «Гордость Русских Моряков (Севастополь)». К 60-летию Великой Победы. Песни советских композиторов 1942—1964 гг.;
    • «В степи широкой под Иканом». Русские солдатские песни времен присоединения Средней Азии к России 1864—1881 гг.;
    • Духовно хоровые сочинения П.Г. Чеснокова (Op. 37 и 41). Записаны впервые.

    Обращает на себя внимание просветительская направленность всех без исключения программ. Каждая из них посвящена одной из ярких страниц российской истории, либо определенному жанру отечественной хоровой музыки. Чтобы найти, отобрать, обработать репертуар даже для одной из таких программ, необходима длительная и многоплановая работа — архивная, источниковедческая, аналитическая, музыкально-стилистическая, редакционная, исполнительская. Такая работа предполагает широкую эрудицию и глубокие профессиональные знания автора-составителя. И здесь нельзя не сказать о руководителе Мужского хора ИПК «Валаам».

    Редкостное сочетание незаурядных качеств исполнителя, аранжировщика, исследователя, организатора и просветителя позволило И. Ушакову найти собственное направление музыкальной деятельности и создать яркий самобытный исполнительский коллектив. Сегодня в репертуаре этого коллектива более 600 произведений, включающих церковную музыку, народные песни и светские авторские сочинения. При этом историко-тематический принцип составления программ всякий раз позволяет продемонстрировать неразрывность русской церковно-певческой и народно-песенной культур. Русская песня и духовный распев — явления родственные и теснейшим образом взаимосвязанные, о чем еще в 1909 году сказал выдающийся исследователь древнерусской музыкальной культуры С.В. Смоленский, образно заметивший, что «в художественном своем строении — это сестра и брат, дети одной матери-родины». Доказательством этому является каждая из программ Мужского хора ИПК «Валаам».

    Наряду с церковными песнопениями, исполняемыми в традициях русского мужского монастырского пения, значительное место в репертуаре хора занимают песни русской армии и военно-морского флота. Это не случайно: именно воинский песенный фольклор изначально связан со звучанием мужских голосов. Кроме того, важнейшей драматургической особенностью большинства народных песен является диалог солиста (запев) и хора (припев). В этом отношении состав мужского хора ИПК «Валаам» является совершенно особенным, поскольку представляет собой уникальный ансамбль солистов — ярких, выразительных, самобытных. С другой стороны, восстановление памятников русского церковно-певческого искусства и русской песенной старины требует особой, почти утерянной ныне вокально-исполнительской манеры. Поиск и выработка этой манеры потребовали многих лет кропотливой работы. В конечном счете, настойчивость дирижера, помноженная на истинный энтузиазм его единомышленников-певцов, были вознаграждены: сегодня, по отзывам слушателей и мнению специалистов, звучание Мужского хора ИПК «Валаам» отличается совершенно особым, национально характéрным певческим тоном — сочным, плотным, ярким, мощным, насыщенным, а главное — естественным (как говорили старые регенты, «натуральным»), т.е. не замутненным никакими искусственными вокальными манерами и чужеродными «школами». Тем самым коллектив, возглавляемый И. Ушаковым, является наследником и продолжателем коренных традиций русской певческой культуры.

    Читайте также:
    Монастыри Кипра: православные действующие мужские и женские, описания и история

    Программы, записанные и изданные на компакт-дисках Мужского хора ИПК «Валаам», не имеют аналогов — ни в прошлой, ни в современной музыкальной культуре России. По содержанию своему это — исторические концерты: масштабные, насыщенные богатейшим репертуаром, складывающиеся в уникальный, грандиозный по замыслу цикл. По существу же это — песенная летопись истории Государства Российского. Каждая ее глава-программа посвящена значительному событию, нашедшему отражение в народных песнях и духовных гимнах. Благодаря И. Ушакову и его сподвижникам, многие прекрасные произведения возвратились из тишины забвения и, прозвучав заново, донесли до нас биение сердец и чистоту помыслов наших мужественных предков. Но, чтобы это произошло, понадобилось сделать десятки стилистически выверенных обработок, корректных переложений и гармонизаций, стремясь бережно сохранить неповторимый дух музыкально-исторических свидетельств давно минувших дней. И, в то же время, рядом с памятниками музыкальной старины в программах присутствуют произведения и свободные обработки современных авторов, что свидетельствует о жизненности и преемственности традиций русского певческого искусства.

    И еще об одном следует сказать — о высокой идейной направленности деятельности И. Ушакова и руководимого им хора. Сегодня, когда все острее встают проблемы нравственно-гражданского воспитания, программы Мужского хора ИПК «Валаам» представляются особенно ценными и в высшей степени необходимыми. Будучи ориентированы на самого широкого слушателя, в первую очередь — на подрастающие поколения, они многоплановы: историографически точны, познавательно интересны, художественно убедительны, музыкально выразительны. Но главное, они неизменно патриотичны — в самом лучшем, самом высоком значении этого слова. Воспламеняя сердца современных россиян гордостью за мужество их пращуров, согревая души живущих радостью сопричастности к подвигам некогда ушедших, программы историко-музыкального цикла, осуществляемого Игорем Ушаковым, пробуждают в нас любовь к Отечеству. Любовь истинную, трепетную, святую, возвышающую и животворную!

    К. Никитин, май 2005

    Приоритет в деятельности хора сегодня — это запись новых дисков. Коллектив редко выступает на публике, когда же это случается — поют на торжествах и по специальным случаям. Как, например, на концерте «Георгиевская музыкальная ассамблея» в Георгиевском зале Московского Кремля в июне 2005 г.:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: