Тихвинский Богородичный монастырь в Тихвине: история и адрес монастыря

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
    • Православная Москва
    • Нарушение прав верующих УПЦ
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Об истории Тихвинского Успенского монастыря и Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы

8-9 июля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с Первосвятительским визитом пребывает в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре. Публикуемый материал посвящен истории обители и ее главной святыни — Тихвинской иконы Божией Матери.

По чину великих обителей…

В 1560 году на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, заступницы Земли Русской и путеводительницы православных христиан. Над арками святых врат сохранился фрагмент надписи: «Благодатию Христовою и Благоволением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и тоя помощию, повелением же Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии начало и устроение бысть монастырю сему в лето 7068 февраля в 11 день». Торжественные службы по этому поводу прошли в присутствии царской семьи в московском Успенском и новгородском Софийском соборах. Весной-летом того же года срублен был монастырь, деревянный сначала, но добротный и вместительный «по чину великих обителей».

Монастырю суждено было стать домом для величайшей православной святыни, пережить времена и славные, и смутные, служить рубежом обороны от иноземных захватчиков, всегда при этом оставаясь источником чистого духовного сияния, на который стремились паломники со всей православной России.

… и по воле Владычицы нашей Богородицы

Предыстория и история монастыря неразрывно связаны с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии (что в переводе с греческого означает «путеводительница», «указующая путь»). Этот образ был написан, по преданию, Св. Апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Св. Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Св. Апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. Позднее, уже в V в. икона оказалась в Константинополе, где для нее была выстроена знаменитая Влахернская церковь-реликварий, ставшая хранилищем главных святынь Византии — первой христианской империи.

В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.

Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.

Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И — о, чудо! — икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И хоть место было «блатно и неровно», именно его указала Богородица. А значит именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св. Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI в.был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.

Читайте также:
Свято-Иоанновский женский монастырь на Карповке: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 г. по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь—пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской.

О каменной соборной церкви Успения, что и поныне украшает обитель, надо сказать особо. Прообразом тихвинскому храму послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля, что в духовной традиции значило очень многое. Строительство собора, грандиозного по тому времени для отдаленных, порубежных мест, имело государственное значение. Храм был свидетельством особого отношения великих князей к святыне, которая своим происхождением и обретением связывала Русь с всемирной христианской историей.

Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием. Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом. Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство. Ведь венчание русского царя окончательно закрепляло наследование статуса истинной православной империи от Византии к России. Рождалась и набирала силу новая христианская держава, основанная на заповедях крепкой православной веры.

При таком внимании власти и народа к монастырю он не испытывал недостатка в радетелях и жертвователях. Так в 1584 г. царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. После пожара 1623 г. был объявлен сбор пожертвований и вкладов икон для сгоревшего иконостаса собора — жертвовали как знатные так и простые граждане, тихвинцы и новгородцы. Традиция не прекращалась и позднее. В 1630 г. Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.

Сребропозлаченный оклад для образа Богородицы украшенный жемчугом и самоцветами и изготовленный в 1718 г., тоже был «обетным подношением» к чудотворному образу от 67 «лучших торговых людей» тихвинских. Знатные граждане просили архимандрита монастыря Рувима о ходатайстве об их нуждах перед Петром I. Все описания монастыря подробно перечисляют бесконечное количество драгоценных камений, украшавших ризу иконы. Лучшие из них были вкладами русских императриц.

Предания о чудотворной иконе дошли до нас в «Сказании о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери». Наиболее пространная, «официальная» редакция «Сказания» была создана при царе Алексее Михайловиче в XVII в. Автор «Сказания» — иконописец Тихвинского монастыря Родион Сергеев. По указанию царя и в знак признания особой, общегосударственной важности этого документа, редактура «Сказания» была поручена знаменитому «труднику слова», духовному писателю и поэту XVII в. Симеону Полоцкому, для совместной работы с которым Родиона Сергеева специально вызвали в Москву.

На страже Святой Руси

Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов Ивана IV Грозного Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе России, стал нести не только духовно-просветительскую, но также и важную и опасную государственную «дозорную и связную» службу.

Конец XVI в. стал временем обострения русско-шведских отношений, а в начале XVII в. страна оказалась ввергнутой в тяжкие испытания Смуты. Во время тех трагических событий один из псковских епископов, получив вести о взятии Москвы и осаде Троице-Сергиевой Лавры, «умер от горя». Не один только Тихвинский монастырь неоднократно тогда подвергался осаде и «люторской напасти», но на его долю досталось поистине с лихвой. Летописец видел причины этих несчастий в «самонадеянии и нечистотах греховных».

В 1610 г. — «литовское разорение»: Тихвинская обитель разграблена польско-литовскими отрядами. С 1608 по 1613 год — неоднократные столкновения с отрядами шведского воеводы Якоба Делагарди, которые под предлогом помощи правительству Шуйского заняли монастырь, превратив его в свой гарнизон. Не потерпев позора, тихвинцы напали на шведов и выбили их из обители. В ответ шведы вернулись с подкреплением, а Делагарди повелел камня на камне не оставить от монастыря-крепости.

Конец лета 1613 г. стал временем героического «осадного сидения» русского отряда и ополченцев-тихвинцев. И в самый тяжкий час, когда враг, получив подкрепление, стал уже одолевать, Небесная Заступница вновь явила свое покровительство. 15 сентября 1613 г. защитники монастыря окончательно разбили отряды шведских интервентов: переломный момент наступил, когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери. Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско. Они «возмятошася, всколебашася и яшася бегства со студом, друг друга со зади биюще».

Читайте также:
Валериан Кречетов: как попасть на прием к священнику, биография, исповеди и беседы

Так истерзанная интервентами, разоренная Смутой и предательствами, без законного царя, без регулярной армии Русь — Святая Русь — спаслась. Спасено же наше Отечество было тогда самой Царицей Небесной, благодатной силой Ее образа и верой народа в Ее заступничество.

Заступничество Божией Матери и чудеса Ее Тихвинского образа не прекращались на нашей земле. В июне 1812 г. архимандрит монастыря Самуил благословляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери».

Тихвинская икона пользовалась и продолжает пользоваться такой славой, что списки с нее разошлись по России в огромном количестве. Мало в России храмов, где не было бы Тихвинской иконы Богородицы.

Век 20-й, век безумный

В середине 1920-х годов монастырь был закрыт и разорен богоотступнической властью, как и многие другие храмы и обители. В годы Великой Отечественной войны Тихвин был ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 г. в Ригу. Захватчики надеялись получить поддержку православных, «выдавая» икону на время богослужения в храмах на оккупированной территории. Но при отступлении гитлеровцы не успели забрать чудотворный образ.

И вот из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн († 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду.

Чудотворная икона, святыня мирового Православия, 63 года находилась на хранении у отца Сергия в городе Чикаго, штат Иллинойс. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель.

Возрождение

В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря—святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре. А годом позже возобновилась праздничная служба. 9 июля 1997 г. в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Немногочисленна пока братия Тихвинской Успенской обители, но велико радение монахов и послушников о святом месте.

Возвращение иконы

Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелёта из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвинский монастырь. Этот маршрут был одобрен и утвержден Патриархом, по благословению которого была также создана рабочая группа по организации возвращения. В группу вошли:

• Председатель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II;
• Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир;
• Губернатор Ленинградской области Валерий Павлович Сердюков;
• Начальник Главного управления ГИБДД МВД России Виктор Николаевич Кирьянов;
• Настоятель Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря игумен Евфимий (Шашорин);
• Секретарь митрополита С.-Петербургского и Ладожского иерей Сергий Иванович Куксевич;
• Советник генерального директора Российского Агентства государственных резервов Сергей Станиславович Драчёв;
• Секретарь-референт Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Николай Иванович Державин.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 г. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года (26 июня по ст. стилю) в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Тихвин монастырь Божией матери где находится сейчас

Русская Православная церковь старается не отставать от развития технологий и быть ближе к людям, поэтому Тихвинский монастырь, находящийся в Тихвине, имеет свой официальный сайт, на котором расположена вся необходимая для возможных посетителей информация. Однако мы хотим подробнее рассказать об этой православной обители.

Успенский Тихвинский монастырь – православный мужской монастырь, святая обитель, к стенам которой ежегодно приезжают десятки паломников, путешествующих по святым местам нашей Родины, люди, желающие отречься от мирской жизни и посвятить себя служению Богу и молитве, а также просто туристы, которых восхищает сам облик, история святого места и чудотворной иконы.

«Сестрой» Успенского мужского монастыря считается основанный с ним одновременно, по царскому указу от 11 февраля 1560 года, действующий и сейчас Введенский женский монастырь.

Читайте также:
Храмы Курска: церкви и монастыри, адреса и телефоны

Описание и месторасположение

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь — таково его полное название, как уже известно, предназначен для мужчин. Он создан архиепископом Новгородским Пименом в 1560 году, как указано было ему царём Иваном Грозным.

Здесь находятся Успенский собор, Покровская Церковь, Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери «Крылечко», звонница и келейные корпуса, в которых живут монахи. Настоятель — игумен и священноархимандрит Мстислав.

Местонахождение обители — Ленинградская область, в живописном городке Тихвин, названном так потому, что стоит на реке Тихвинке.

История обители

История общины насчитывает 457 лет со дня его основания по указу Иоанна Грозного 11 февраля в 1560-ом году. Главной святыней обители стала икона Тихвинской Божьей Матери, заступницы и путеводительницы земли русской. Лавра является не только святыней для всех православных людей и источником силы духа для всего русского народа. Когда-то служила оборонительным рубежом защиты от захватчиков.

Тихвинская обитель, находясь на северо-западе Руси, служила ещё и дозорным пунктом во время Ливонской войны, которую вёл Иван Грозный. Осаждали крепость и шведы в 1613 году, однако, благодаря храбрости тех, кто его защищал, так и не смогли взять неприступные стены. Пережил монастырь и страшные времена Смуты в начале 17-го века.

20 век был особенно тяжёлым для общины. Когда произошла революция, большевики монастырь разграбили, все ценности вынесли, обитель закрыли. Во время Великой Отечественной войны она стала ареной, где Красная армия вела жестокий бой с немецкими захватчиками.

В 1945 году состоялась передача церкви Тихвинской Божьей Матери «Крылечко» для богослужений русскому православному сообществу. Этот храм стал единственной действующей церковью на территории двух районов: Тихвинского и Бокситогорского. А в 1995 монастырь передали в полное владение Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановили.

История Тихвинской иконы

Тихвинская Икона Божьей Матери Одигитрия попала к нам из Царьграда. Согласно древней легенде, за несколько лет до падения этого города, в 1383 году, сия икона «испарилась» по воле Божьей и очутилась на Руси, где явился рыбакам образ Богоматери, парящей над гладью Ладожского озера. Важно, что патриарх Константинополя, услышав рассказы новгородских купцов и посмотрев на срисовки с иконы, подтвердил, что эта икона является той иконой, которая покинула Константинополь за кровь, распри и гордыню, воцарившиеся в нём. В Тихвин же икона попала после того, как Дмитрий Донской разбил войско Мамая.

При быстром отходе немцев образ был увезён в Псков, а оттуда переслан в Ригу, затем в Либаву, позже в Яблонцы, а уж оттуда он попал в зону оккупации американцами Германии. Оттуда образ был вывезен епископом Иоанном в Чикаго, в Соединённые Штаты Америки. Его сыну, Сергию, епископ завещал вернуть икону в Россию, как только в России наступят благополучные времена.

Храмы и сооружения

В стенах этого древнего монастыря всего находится шесть различных сооружений: две церкви, звонница, само здание монастыря, кельи, гостевой домик, ограда с башенками. Все они несут на своих стенах отпечаток истории, все они уже множество раз выдерживали натиск врага. Стены эти были не только вместилищем всего, что свято нашему народу, защитой для нашей веры, но и были и защитой для наших людей. Все здания сами по себе уникальны и имеют особу архитектурную ценность.

Успенский собор

Успенский собор является старейшим сооружением Тихвинской лавры, создан он был ещё в 1515 году. Это пятиглавый собор, там в основном и проходят богослужения, именно в нём хранится то самое сокровище – Тихвинская икона Божьей Матери.

Однако и сам храм, центральное сооружение архитектурного ансамбля, можно по праву назвать достопримечательностью: великолепные росписи его сводов – фрески, созданные руками Родиона Сергеева, Петра Фаллиева и Ивана Шемушского, создают впечатление, словно в нём всегда солнечно. Великолепное убранство алтаря, множество икон, всё это радует глаз.

Покровская церковь

Покровская церковь – резная, лёгкая и изящная: высотой она в два этажа, основание составляет бесстолпный четвертак, украшенный горкой кокошников с главкой, и, вместо старого венчания, на церковь был установлен купол.

К церкви примыкает одностолпная трапезная палата. Смотришь на неё – и сразу же становится светло и легко на душе. Это второе по старшинству сооружение при общине, построенное в 1581 году. Храм находится к югу от Тихвинского Успенского собора, здесь также ведутся службы, а также располагаются трапезные палаты, в которых с древних времен проводятся обеды. Справа от неё находится звонница – ещё одна интересная достопримечательность этого места.

Звонница

Какой же храм может быть без звонницы? Звонница нашего монастыря расположена в стене, ограждающей территорию общины, она трёхъярусная и стоит под пятью шатрами, сверкая колоколами и маленькими смотровыми оконцами.

Раньше внутри неё находились склады продовольствия и оружия на случай осады. Местные называют её не звонницей, а «часозвоней», ведь колокола бьют по определённому времени. Каждый день, каждый праздник звонкие колокольные голоса озаряют округу, разлетаясь над царящей вокруг тишиной.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Церковь встроена в Западную надвратную башенку в начале 17-го века и устроена в 1791 году под попечением монахини Тавифы. Куб резной башенки увенчан срезанным четвертиком с куполом-луковичкой на нём.

Читайте также:
Храм Мартина Исповедника на Таганке: история и адрес, описание, святыни

Маленькая и уютная церковь, в которой велась служба даже тогда, когда монастырь был разрушен, очень полюбилась народу. Церковь пережила многое: с революции была закрыта до 1944 года, но затем по просьбе прихожан её всё же открыли и более никогда не закрывали.

Ограда с башнями

Монастырские земли окружает мощная ограда на столбах с проходом по стене. Есть четыре круглых каменных башенки, увенчанных остроносыми шпилями, в них есть маленькие слуховые окошечки внутри стен.

Изначально ограда храма была сделана из деревянных брёвен, как и сам храм, и лишь в начале 19-го века вся обитель полностью оделась в камень. В крепость встроены колокольни-звонницы и обе церкви.

Также особенностью ограды являются его двухпролётные «Святые ворота». Внутри них находится церковь «Вознесения Господня» и придел Фёдора Стратилата. Над вратами два святых образа — Тихвинской Божьей Матери и Святого Николая.

Музей-келья монаха Арсения

На территории обители есть ещё одна достопримечательность – это музей келья старца Арсения. Он находится в келейном корпусе, где проживал старец. В апреле 1899 года он пошёл послушником в монастырь. Арсений был острижен в монахи 8 ноября 1904 года, в 1913 году был возведён в сан иеромонаха.

В 1924, даже тогда, когда монастырь закрыли и разграбили, он служил в Тихвинской полковой церкви. Старец, несмотря на приход новой, богоотступнической власти, не отрёкся от веры и своих убеждений. Даже страх смерти не смог заставить его этого сделать. Игумен Арсений расстрелян большевиками в 1937. Монаха похоронили на Левашовском кладбище, в 2000 г. причислили к лику священномучеников.

Подворье в Санкт-Петербурге

Существует также монастырское подворье, которое располагается в Северной столице, это Храм святого Димитрия Ростовского подворья Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.

Регулярно, с самой первой литургии в 2003 году, здесь проводятся богослужения и молебен с Акафистом иконе Тихвинской Божьей Матери.

Восстанавливаются и строения Реконьского монастыря, что находится в Любытинском районе Новгородской области, некогда находящегося в ведении Тихвинского Успенского монастыря.

Информация для паломников и туристов

На святое место регулярно приезжает большое количество туристов и паломников, чтобы помолиться и приложиться к святыне, или чтобы полюбоваться красотами храма, узнать больше о монашеской жизни, об истории сего монастыря.

Здесь проводятся таинства, служат молебны, совершают заупокойные богослужения. Также в нём проводятся освящения, а ещё можно передать церковную записку о просьбе помолиться за здравие или за упокой.

В святой обители проводятся различные экскурсии, есть место для ночлега, если вы решите на некоторое время остановиться в обители. Большинство информации находится на официальном сайте монастыря http://tihvinskii-monastyr.ru.

Пожертвования

Братия собирает пожертвования на нужды обители, на которые затем и существует, а также содержится и реставрируется Успенский храм. На сайте есть подраздел «Благотворительность», здесь указано всё то, что требуется братии для того, чтобы восстановить в былом величии Тихвинский монастырь. Здесь вы сможете найти банковские реквизиты, на которые можно перечислить деньги.

В этом разделе также указаны контакты эконома монастыря, по которым вы сможете с ним связаться, чтобы сделать какие-то уточнения или договориться о передаче вещей, если вдруг решите что-то пожертвовать.

Как добраться

Добираться сюда лучше всего из Санкт-Петербурга.

Сделать это можно четырьмя способами:

  • На собственном автомобиле.

Если вы решили добраться на личном автотранспорте, то вбейте адрес для GPRS навигатора: Ленинградская область, город Тихвин, ул. Красноармейская, дом 12. Если такового не имеется, тогда нужно следовать следующим указаниям: по Мурманскому шоссе М118 едете до поста ДПС (Иссада), затем поворачиваете направо и выезжаете на трассу А118, ведущую на Вологду. По ней вы и доберётесь до Тихвина примерно за 3 часа;

  • На одном из рейсовых автобусов.

От одного из питерских автовокзалов (набережная Обводного канала, д. 36) каждый день отходят автобусы. Вы можете добраться при их помощи. Внимание: уточняйте расписание и рейсы автобусов на кассе или на сайте автовокзала;

  • На поезде.

Из Москвы или другого города можно доехать до Петербурга, а затем на электропоезде с Московского или Ладожского вокзалов до обители. Предварительно уточните расписание поездов на вокзале;

  • С паломническими группами.

Вы можете обратиться в одну из турфирм, организующих поездки для паломников на один-два дня в Тихвинский монастырь. Вместе с группой паломников вы будете доставлены в обитель на автобусе без пересадок. Организацией таких поездок занимаются несколько фирм, сотрудничающих с общиной, все контакты которых вы сможете найти на официальном сайте. Время поездки занимает от 3 до 7 часов, в зависимости от избранного вами транспорта и маршрута его пути.

Где остановиться

Переночевать можно в находящемся при братии Домике Паломника.

Это уютный и простой домик, рассчитанный на 70 человек, но спальные места могут добавляться. В домике есть всё необходимое: функционирующий душ и туалет, розетки, и телевизор, если кому-нибудь захочется посмотреть телепередачи.

Домик тёплый, спальные принадлежности паломникам предоставляет монастырь. За ночлег вы можете оставить пожертвование в размере около 500 рублей, если вы приезжаете и остаётесь ночевать группой, то пожертвования вносятся в Паломнической службе.

Читайте также:
Гефсиманский Черниговский скит: история и адрес монастыря, расписание богослужений, святыни и настоятели, экскурсии

Контакты

Все необходимые контакты вы можете найти на официальном сайте http://tihvinskii-monastyr.ru. Это новый сайт, и на нём пока ещё нет всей необходимой информации, но вы можете перейти на старый, полностью заполненный сайт, где найдёте всё, что вам необходимо.

Тут вы найдёте все нужные номера телефонов и e-mail адреса, сможете связаться с настоятелем монастыря, задать какие-то дополнительные вопросы по поездкам или по организации служб и молебнов. И именно здесь вы сможете найти точное расписание всех богослужений.

Заключение

Успенский Тихвинский монастырь – это место, которое стоит посетить каждому, здесь любой паломник или турист найдёт что-то своё. Кто-то сможет помолиться перед святым чудотворным образом Тихвинской Божьей Матери, сможет восстановить свои духовные силы.

Кто-то сможет полюбоваться красотами монастыря, церквей и зданий, а также природой, окружающей его. А кому-то будет интересна история России, а значит и этого места, коснувшегося многих её периодов. Может быть кто-нибудь приедет, чтобы стать послушником и принять постриг.

Тихвинский Монастырь — это место силы, веками хранившее веру русского народа, его мудрость и его историю, место чистоты и душевного спокойствия, место подвига. Эту обитель можно с уверенностью назвать одним из символов нашей страны.

Предлагаем Вашему вниманию интересное и познавательное видео о Тихвинском монастыре в Тихвине:

Спасо-Бородинский женский монастырь

Многими преданиями и легендами овеяна история Спасо-Бородинского женского монастыря. Часть из них связана с именем его создательницы — Маргариты Михайловны Тучковой, являющейся прямым потомком знатного дворянского рода Нарышкиных. Некоторые связаны с местом, где был выстроен монастырь — Бородинским полем.

История постройки

На легендарном месте Бородинского сражения по просьбе жены погибшего генерала Тучкова — Маргариты к императору Александру I появился монастырь, воплощающий собой своеобразный монумент всем погибшим русским воинам. Также, соответствуя преданиям о появлении монастыря, он символизирует печаль всех жен, потерявших мужей в сражении. История его строительства удивительна и является примером бесконечной веры в Господа и упования на его милость.

В 1818 году, на 10 тысяч рублей, предоставленные для строительства императором, было начато строительство храма. За 2 года церковь была не только построена, но и освящена в честь Спаса Нерукотворного, икону которого вдова Тучкова внесла в храм в 1820 году.

Другие православные монастыри:

К слову сказать, жизнь Маргариты Михайловны, как сейчас можно узнать из ее биографии, представляла собой череду тяжелейших испытаний. Едва оправившись после смерти мужа, тело которого она, по преданию, искала среди огромного количества мертвых, чтобы захоронить, она теряет единственного сына. Эта утрата подтолкнула Тучкову к тому, чтобы, отгородившись от мира, уйти жить в сторожку, которая находилась как раз напротив Спасского храма.

Именно на месте этой сторожки, в 30-х годах XIX века было построено Спасское Богоугодное женское общежитие. Тем, кто жил в нем, по уставу следовало молиться за тех, кто погиб в сражении под Бородино. Спустя 5 лет, в 1838 году, небольшая монашеская община разрослась до монастыря. Настоятельницей Спасо-Бородинской обители стала Маргарита Михайловна, в монашестве получившая имя Мария. На территории был выстроен келейный корпус и появились стены из кирпича, увенчанные четырьмя башнями. Благоустройство монастырской территории продолжалось несколько лет — в середине XIX века был выстроен Владимирский храм, а ровно через 20 лет после его застройки, в 1870 году на территории обители появился храм Иоанна Предтечи.

Важно! К началу XX века Спасо-Бородинский женский монастырь получил статус одного из духовных центров России.

Период запустения

С приходом советской власти, в первую четверть XX века, монастырь, как и многие православные святыни, был разорен и лишь спустя почти полвека, в 1973 году, было принято решение о восстановлении Спасо-Бородинского монастыря, однако, лишь в 1992 году монастырь был возвращен Русской православной церкви.

Стоит сказать о том, какую роль сыграло легендарное место для судьбы Спасо-Бородинской обители. Дело в том, что большинство монастырей в советское время использовались, как склады, лечебницы, детские сады и потому многое из уникального их декора и утвари было утеряно, но участь этого женского монастыря иная. Созданный здесь музей-заповедник, как памятник Бородинскому сражению, позволил сохранить многие ценности.

Современное состояние

На сегодняшний день вся территория Спасо-Бородинского монастыря признана памятником федерального значения. На территории обители сегодня работают несколько экспозиций, иллюстрирующих прошлое этих мест. Так, все желающие могут посетить «Дом-музей игуменьи Марии» и познакомиться с ее простым, аскетичным бытом.

Экспозиции «Военная галерея Бородинского поля», «Бородинское поле в годы Великой Отечественной войны» и «Герои романа Льва Николаевича Толстого „Война и мир“ на Бородинском поле» могут дать полное представление о том памятном для русских людей месте, в котором когда-то была выстроена Спасо-Бородинская обитель.

Все эти экспозиции были переданы из фонда музея-заповедника «Бородинское поле» в возрожденный монастырь, где они бережно хранятся и используются по своему предназначению.

Кроме перечисленных мест, в монастыре имеется большое фондохранилище и библиотека православной литературы.

Описание архитектуры

При строительстве Спасо-Бородинского женского монастыря зодчим Быковским был для примера взят один из известнейших храмов — Собор Святой Софии в Константинополе, выстроенный еще в VI веке при императоре Византии — Юстиниане. Интересно, что проектируя будущий монастырь, Быковский учитывал не только внешнюю красоту храмов, входящих в архитектурный комплекс, но и тщательно планировал внутреннее убранство и даже ландшафт всей примонастырской территории.

Читайте также:
Храм Сергия Радонежского в Волгограде: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Замысел архитектора был полностью осуществлен — сегодня, как и раньше, монастырь служит ориентиром на многие километры окружающего пространства. Большая территория и величественная архитектура Спасо-Бородинской обители, доминируют над всеми окружающими объектами в окрестностях, делая обитель своеобразным центром этих мест.

Деятельность прихода

При приходе организована детская воскресная школа «Родник», ученики которой являются постоянными участниками многих мероприятий и благотворительных акций, проходящий как в монастыре, так и за пределами его территории.

Важно! Настоятели монастыря давно и плодотворно сотрудничают с Московской епархией и Министерством социальной защиты населения Правительства Московской области. Каждый год осенью совместно с Московской епархией проходит большая благотворительная акция «Согреем детские сердца».

Святыни

Спасо-Бородинская обитель является местом, где хранятся две такие важные для русского православия святыни, как:

  • святые мощи преподобной Рахили, которые хранятся за пределами южной стены обители, в часовне;
  • чудотворная икона Спаса Нерукотворного, бывшая некогда иконой Ревельского полка и принесенная в один из храмов монастыря первой его настоятельницей.

Престольные праздники

Особые дни для монастыря — престольные праздники, когда проходят дополнительные праздничные богослужения.

К таким дням, кроме Рождества Христова и Светлой Пасхи относятся:

  • почитание иконы Спаса Нерукотворного, проходящее 29 августа;
  • праздник почитания Владимирской иконы Богоматери, отмечаемый 8 сентября;
  • день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября);
  • день памяти Филарета Милостивого (1 декабря).

Как добраться

Спасо-Бородинская женская обитель расположена в западном направлении от Москвы (около 123 километров) неподалеку от деревни Семеновское.

Электричкой до монастыря можно добраться от Белорусского вокзала, доехав до станции метро «Бородино», от которой придется либо пройти около 2 километров пешком, либо воспользоваться автобусом.

Автомобилем до обители можно добраться по Можайскому шоссе, проехав до города Можайска, а затем через деревню Кукарино можно сразу попасть в Бородино. Главное, не пропустить поворот к монастырю, который будет перед деревней Татариново.

Спасо-Бородинский женский монастырь

Спасо-Бородинский женский монастырь (полное название — Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь) — православный монастырь на Бородинском поле, вблизи деревни Семёновское в Бородинском сельском поселении Можайского района Московской области.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Спасо-Бородинский монастырь был основан Маргаритой Михайловной Тучковой (урожденной Нарышкиной), ставшей первой игуменией монастыря, на месте гибели ее мужа, генерала Александра Алексеевича Тучкова IV, в 1839, закрыт в 1929, возобновлён в 1992 году. Он единственный и абсолютно уникальный среди всех православных обителей России: во-первых, монастырь является первым памятником в России героям Бородинской битвы и до середины XX века – крупнейший воинский мемориал в нашей стране; во-вторых, в нём непрестанно (ежедневно от момента создания до настоящего времени, с перерывом, когда обитель была закрыта) осуществляется молитвенное поминовение «российского христолюбивого воинства, за Веру и Отечество живот свой положившего» (как в Бородинском сражении, так и в последующих войнах и конфликтах); в-третьих, он стал пантеоном любви и верности русских женщин своим мужьям достойным россиянам, защитникам и патриотам Отечества.

Административно на территории монастыря существует посёлок Ворошилово.

В ходе ожесточенных боев Великой Отечественной войны (в 1941-1942 годы) в монастыре работал эвакогоспиталь, а в период немецкой оккупации фашистами был устроен концлагерь, поэтому находясь в центре боевых действий, монастырские здания очень сильно пострадали. Реставрация началась в 1972 году. В 1992 году в стенах монастыря была возобновлена женская православная обитель, однако монастырю были переданы не все здания.

Современное состояние [ править ]

В 1970-е гг. началась реставрация монастыря. Эти работы заняли очень продолжительное время и были завершены в 1987 году. Монашеская община, которая получила своё место для богослужений обратно, в настоящее время активно занимается духовной работой, помогает детям сиротам и больным, действует пекарня, мастерская иконописцев, церковный хор и ряд других проектов. Но в то же время не забывается и основное предназначение монастыря, известное ещё со времён его основания – почитать и молится за души усопших воинов. За последнее столетие монастырь не претерпел значительных изменений. Они коснулись лишь части монументов, что были установлены как дань памяти о воинах, погибших в Великой Отечественной войне.

Храмы [ править ]

Церковь Спаса Нерукотворного

Владимирский собор. Колокольня

Часовня преподобной Рахили Бородинской

Владимирский собор (собор во имя Владимирской иконы Божией Матери), созданный по проекту архитектора М.Д. Быковского в 1851-1859 годы. Свое название собор получил в связи с тем, что в Сретение Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября) началось Бородинское сражение.

Трапезная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенная в 1874 году на средства Александра II. Храм получил свое название опять-таки не случайно: в этот праздник (Усекновение Главы Иоанна Предтечи) со времен Екатерины II совершаются молебны в память воинов, погибших за Родину.

Церковь во имя святого праведного Филарета Милостивого (Филаретовская церковь), устроенная в 1839 году в северо-восточной башне монастырской ограды как трапезный храм. После постройки новой трапезной, данный храм для регулярных богослужений более не использовался. Свое название церковь получила в честь митрополита Московского и Коломенского (будущего святителя Московского) Филарета (Дроздова).

Читайте также:
Храм Алексия Московского: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться и где находится

Церковь Спаса Нерукотворного На предполагаемом месте гибели мужа, на Багратионовой флеши, М.М. Тучкова решила установить памятник; вначале поставили деревянную часовню, затем в 1818—1820 гг. ее сменила каменная церковь Спаса Нерукотворного; именно икона Спаса Нерукотворного была иконой Ревельского пехотного полка. Позже эту церковь назвали мавзолеем Тучкова.

Колокольня – сравнительно ранняя постройка (1839-1840), построенная на средства императора Николая I.

Святыни [ править ]

Мощи прп. Рахили (хранятся в часовне за южной стеной обители).

Схимонахиня Рахиль (Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. В 1861 она поселяется году в Святогорской Успенской пустыни Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1867 году Мария (таким было имя будущей старицы в миру) была переведена в Серпуховской Владычный монастырь, откуда в 1872 году она переходит в Спасо-Бородинскую женскую обитель и поселяется в ней до конца жизни. 13 марта 1885 года была пострижена в мантию с наречением имени Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Не раз монахиня сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние литургисающих священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям. 17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль.

Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года. Как старица и предсказывала, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители.

Чудотворная икона Спаса Нерукотворного(икона Ревельского полка).

Престольные праздники [ править ]

29 августа – день почитания иконы Спаса Нерукотворного

8 сентября – Праздник Владимирской иконы Божьей Матери

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

1 декабря – день памяти Филарета Милостивого

Фото [ править ]

Спасо-Бородинский женский монастырь, фото ХХ века

Спасо-Бородинский женский монастырь, вид сверху

Убранство Владимирского собора Спасо-Бородинского женского монастыря

День памяти игумении Марии (Тучковой) в Спасо-Бородинском монастыре.

Спасо-Бородинский монастырь

Ансамбль Спасо-Бородинского монастыря O.s.kudryashov

Среди бескрайних просторов Бородинского поля увековечен Спасо-Бородинский монастырь — священный памятник погибшим воинам, символ вдовьей печали. Монастырь построен на месте гибели генерала Александра Тучкова по ходатайству его супруги. Судьба вдовы Маргариты Тучковой поистине удивительна, как и история ее главного детища — Спасо-Бородинского женского монастыря.

После смерти генерала Тучкова его супруга обратилась к Александру I с просьбой позволить ей построить храм в Бородине. Император откликнулся и пожертвовал на строительство 10 000 рублей.

Возведение религиозного сооружения началось в 1818 г., а уже в 1820 г. Маргарита Михайловна внесла в него икону Спаса Нерукотворного, в честь которого храм и был освящен.

Но судьба готовила Тучковой новые испытания — умирает ее единственный сын. После этого Маргарита Михайловна отдалилась от мира и стала жить в сторожке напротив храма.

В 1833 г. здесь было создано Спасское Богоугодное Общежительное заведение для женщин. Главной обязанностью пребывающих в нем было молиться за погибших в Бородинском сражении. А через 5 лет община была преобразована в монастырь, на благоустройство которого Николай I выделил 25 000 рублей. Первой настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря стала Маргарита Михайловна, после пострига в монахини получившая имя Мария.

При игуменьи Марии на территории монастыря появились келейный корпус и стены из кирпича с 4 башнями. И строительство продолжалось — в 1851 г. здесь был заложен Владимирский храм, а в 70 годах 19 века была возведена церковь Иоанна Предтечи. Комплекс Спасо-Бородинского монастыря к концу 19 века превратился в один из духовных центров всей России.

Обитель была закрыта и разорена в начале 20 века. Но в 1973 г. началась реставрация — Бородинский музей-заповедник восстанавливал Спасо-Бородинский монастырь около 20 лет.

Сейчас Спасо-Бородинский монастырь — это памятник федерального значения. На его территории располагаются некоторые экспозиции музея-заповедника «Бородинское поле» — «Дом-музей игуменьи Марии», «Военная галерея Бородинского поля», «Бородинское поле в годы Великой Отечественной войны» и выставка «Герои романа Л. Н. Толстого “Война и мир” на Бородинском поле», размещенная в здании бывшей монастырской гостиницы. Кроме того, на территории монастыря также находятся фондохранилище и библиотека.

Практическая информация

Адрес: Московская обл., Можайский р-н, д. Семеновское.

Запись на экскурсии производится по телефону (496) 385-15-46.

Экспозиции открыты для посещения с 10:00 до 18:00 (с мая по октябрь) и с 9:00 до 17:00 (с ноября по апрель). Касса закрывается за полчаса до окончания работы выставки. Выходные дни — понедельник и последняя пятница месяца (для экспозиций «Дом-музей игуменьи Марии» и «Герои романа Л. Н. Толстого “Война и мир” на Бородинском поле» вторник — также выходной).

Проезд на электричке — с Белорусского вокзала до станции Бородино. Затем либо около 2 км пешком, либо на автобусе.

Проезд на автомобиле — по Можайскому шоссе до города Можайска. Далее нужно ехать через Кукарино в Бородино. Поворот к монастырю будет перед деревней Татариново.

Спасо-Бородинский монастырь.

На Бородинских флешах в 1839– 1859 гг. построен Спасо-Бородинский монастырь, расположенный на месте выдвинутого вперед редута, того, который защищал генерал Тучков. Он был возведен по инициативе вдовы генерала Александра Тучкова Маргариты Нарышкиной (она же Мария Тучкова), ставшей первой настоятельницей. Она прибыла сюда после окончания битвы с тем, чтобы найти среди убитых тело своего мужа, но силой полета картечи труп был разорван на куски и исчез. Все, что осталось от смелого генерала – это рука, оторванная немного выше запястья. Вдова опознала ее по обручальному кольцу с бирюзовым камнем, которое она подарила своему мужу.

Читайте также:
Покровский мужской монастырь “Шулдан” в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Спасо-Бородинский монастырь история.

Эти останки были похоронены в освященной земле, вслед за тем госпожа Тучкова в 1817 году исходатайствовала разрешение императора Александра I на сооружение храма на средней Семеновской (Багратионовской) флеши на месте гибели мужа. На эти цели император пожаловал 10 тыс. рублей. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков три десятины земли и получила храмозданную грамоту от архиепископа Дмитровского Августина. В 1818 г. церковь Спаса Нерукотворного была заложена и в 1820 г. освящена архиепископом Августином во имя Нерукотворного Образа Спасителя.

Спасо-Бородинский монастырь.

В 1820 году, в годовщину Бородинского сражения, в нише, справа от иконостаса была помещена икона Спаса Нерукотворного – из полковой походной церкви Ревельского пехотного полка, шефом которого был генерал-майор Александр Тучков. Могила находится при входе с левой стороны, покрыта простым камнем, на котором выгравирована надпись: «Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиенного». В 1826 г. справа от входа, в склепе храма, был похоронен единственный сын Тучковых, 15-летний Николай. А в 1852 г. здесь же погребли и основательницу монастыря. В 1896 г. – ее брата Александра Михайловича Нарышкина. Так церковь Спаса Нерукотворного стала фамильной усыпальницей Тучковых-Нарышкиных.

Спасо-Бородинский монастырь.

Напротив южных ворот монастыря находится часовня святой преподобной схимонахини Рахили. Часовня построена из дерева в 1997 г. в традициях древнерусского зодчества. Она построена по проекту можайского архитектора, преподавателя Московского архитектурного института Н.Б. Васнецова. Она возведена над могилой схимонахини, скончавшейся в 1928 г. и канонизированной в 1996 г. В центре монастыря возвышается внушительных размеров Владимирский собор (1859), который начали строить в 1851 году по инициативе той же Марии Тучковой. Проект был заказан известному московскому архитектору М.Д. Буковскому. Собор Владимирской Божией Матери освятили 1859 году, но игуменья Мария не дожила до этого дня, строительство продолжилось при ее последовательнице игуменье Сергии.

Спасо-Бородинский монастырь.

За прообраз монастыря Быковским был взят собор Святой Софии в Константинополе, построенный в VI веке при византийском императоре Юстиниане. Составляя проект, Быковский заботился не только о внешнем виде храма и его внутреннем убранстве, но и о том, каков будет его вид в ландшафте. Что ж, замысел был полностью воплощен – внушительный объем собора доминирует над всеми окрестностями. Даже если идти к монастырю через поле, сбиться с пути невозможно. Он служит безошибочным ориентиром на всем близлежащем пространстве.

Спасо-Бородинский монастырь музеи.

В монастыре также работает несколько интересных музеев – домик игуменьи Марии, где воссоздана обстановка, бывшая при ее жизни, выставка солдатиков (оловянных и деревянных) и Музей Великой Отечественной войны. Слева от входа совсем недавно был организован Музей Льва Толстого. Музей находится в здании бывшей гостиницы монастыря, где в 1867 году останавливался писавший «Войну и мир» Л.Н. Толстой. Главы, посвященные кульминационному Бородинскому сражению, переписывались писателем несколько раз. С целью добиться наиболее достоверного описания батальных сцен и ландшафтов поля Толстой прибыл в Бородино. Два дня, 26 и 27 сентября, он «ходил и ездил по той местности, где за полстолетия до того пало более ста тысяч человек, делал свои заметки и рисовал план сражения».

Музей игуменьи Марии.

Практически напротив главных ворот дом «музей игуменьи Марии». Музей работает с 1994 года. В его залах можно проследить биографию Маргариты Тучковой, урожденной Нарышкиной. Всего здесь три небольших комнатки. В первой повествуется о мирской жизни М.М. Тучковой, о подвиге ее мужа и об основании ею Спасо-Бородинского монастыря. В следующей комнате полностью воссоздана обстановка времени жизни. Интерьер реконструировался по фотографиям и описаниям очевидцев. Здесь же ее личные вещи – резной деревянный крест, серебряное кольцо с эмалью.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1874 г.) расположена в левой части монастыря. Она встроена в его ограду архитектором Быковским. Внешне небольшое и изящное здание на самом деле достаточно вместительно. В нем располагалась не только трапезная, но и некоторые монастырские службы. Название храм получил по дню поминания об усекновении главы Иоанна Предтечи. Со времен Екатерины II в этот день совершаются молебны в память воинов, погибших за родину.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи и музей.

Сегодня в трапезной церкви находится музей. Здесь можно посмотреть экспозицию Военная художественная игрушка. Здесь представлены игрушки из разных материалов на бородинскую тему. В центре зала красуется макет с динамичным изображением одного из эпизодов сражения. Здесь же находится экспозиция Военная галерея Бородинского поля, размещенная в трапезной церкви. В день храмового праздника, 11 сентября, Русская Православная Церковь поминает всех «вождей и воинов на поле брани живот свой положивших», включая и героев Бородина.

Читайте также:
Свято-Михайловский собор в Ижевске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Бородино монастырь.

В экспозиции представлено 73 портрета генералов и офицеров русской армии. Это все графические изображения участников Бородинского сражения. К настоящему времени удалось собрать в коллекции Бородинского музея- заповедника. Среди них не только прославленные полководцы, но и малоизвестные, «рядовые» генералы. Здесь же находится электронная «Бородинская книга памяти», которая содержит сведения о прохождении воинской службы, участии в боевых действиях, ранениях и наградах более чем одиннадцати тысяч участников Бородинского сражения – генералов, офицеров и солдат русской армии. Информация связана с интерактивной картой. На ней обозначены памятники и памятные места Бородинского поля, где отличились воины.

История любви длиною в жизнь

На Бородинском поле, там, где в 1812 г. находились Багратионовы (Семеновские) флеши, стоит Спасо-Бородинский монастырь.

Далеко не все, кто побывал в Бородино, заглядывали сюда. А между тем, это, наверное, самый значимый памятник из всех здесь находящихся.

Готовясь к поездке в Бородинский музей-заповедник, я хотела обязательно побывать во всех, наиболее значимых, местах легендарного сражения. Мне было важно почувствовать атмосферу тех далеких времен и попробовать осмыслить то, что иногда поражение становится победой.

Спасо-Бородинский монастырь из-за своего месторасположения, конечно же, сразу попал в мой список. Но когда я узнала его историю, то он занял в нем первое место.

Кто-то сейчас скажет: «Ну, а теперь она расскажет нам об архитектуре и о бедах этого монастыря в советское время…».

Совсем нет, я не буду говорить об этом. Я расскажу вам историю женщины, которая основала этот монастырь, даже не помышляя об этом. Ей всего лишь хотелось проститься со своим погибшим мужем и похоронить его по-христиански.

Женщину, о которой пойдет речь, звали Маргарита Тучкова.

Откровенно говоря, я не знаю с чего же начать рассказ. История эта равна целой человеческой жизни и все в ней кажется важным.

Начну, пожалуй, вот так.

Больше месяца, как отгремела Бородинская битва. Кутузов победно гнал французов на запад. Русским войскам вновь пришлось оказаться на поле, где десятки тысяч русских солдат и офицеров погибли, защищая отечество. Картина отпылавшего 50 дней назад сражения ужасала.

Изрытая ядрами и картечью земля была сплошь усеяна полуистлевшими трупами людей, обожженными клочками мундиров, обломками кирас и оружия.

Здесь царствовали смрад, крики воронья и стаи волков…

Под серыми осенними дождями русская похоронная команда старалась как можно быстрее собрать и сжечь трупы погибших.

Вот в это страшное время на Бородинском поле и появилась Маргарита Тучкова.

В день Бородинского сражения она овдовела, и все время, с того момента, как ее настигла страшная весть, она жила надеждой разыскать мужа и предать его тело земле.

Маргарита знала, что муж ее, генерал Александр Алексеевич Тучков 4-й, погиб на Багратионовых флешах поднимая в атаку свой дрогнувший полк.

Ей рассказывали, как он крикнул «Вы стоите? — Я один пойду!», схватил знамя и кинулся вперед.

Ей рассказывали, что его тут же прошила картечь, а потом на то место, куда он упал, полетели ядра, буравя и взрывая землю.

Если вам ни о чем не говорит имя «Александр Тучков», то вспомните стихотворение Марины Цветаевой «Генералам двенадцатого года (Вы, чьи широкие шинели…)». Оно как раз о нем.

Но вернусь к рассказу.

Петр Коновницын, сочувствуя горю несчастной женщины, вручил ей карту местности, где отметил место гибели Александра. Помогать Маргарите в поисках мужа вызвался иеромонах Иосаф — насельник Лужецкого монастыря.

Кутаясь под порывами пропитанного дождем ветра, хрупкая молодая женщина и старик-монах, в течение нескольких дней с утра и до глубокой ночи бродили среди изрытого ядрами поля брани. Они вглядывались в тела погибших, искали обрывки мундира или хоть какой-нибудь предмет, способный помочь найти Тучкова, но все их усилия были тщетны. Им не суждено было отыскать тело Александра среди десятков тысяч погибших. Маргарите пришлось возвращаться домой.

Боль утраты и невозможность похоронить мужа сводили ее с ума. Ничего не осталось… даже могилы…

Видимо, эти тягостные раздумья и привели ее к мысли о том, чтобы поставить на месте гибели мужа часовню.

Маргарита продала все свои драгоценности и, при содействии императрицы Марии Федоровны, купила у местных помещиков участок земли на том месте, где была средняя Багратионова флешь, и где, как утверждал Коновницын, сражался и погиб ее горячо любимый муж.

Император Александр I, узнав о хлопотах безутешной вдовы, пожертвовал деньги на строительство часовни. Собранных средств оказалось больше, чем рассчитывала Маргарита, их хватило на небольшую церковь.

В 1820 г. строительство храма, похожего на Пантеон, было завершено. В тот же год его освятили во имя Спаса Нерукотворного Образа и в память о полковой иконе Ревельского полка, которым командовал Тучков.

Молва о церкви на Бородинском поле быстро распространилась. Тысячи людей, потерявших своих родных в той страшной битве, потянулись сюда помолиться об их душах. Возведенный Маргаритой Тучковой храм постепенно превратился в мемориал, посвященный памяти всех героев 1812 г.

Читайте также:
Александр Абрамов: биография священника, личная жизнь, труды и награды

Если вы думаете, что история несчастной Маргариты на этом закончилась и ее душа этим успокоилась, вы глубоко ошибаетесь. Впереди было новое испытание.

Но прежде чем я расскажу о нем, вернусь в те времена, когда еще никто не знал, какая судьба ждет Маргариту.

Счастливая семейная жизнь у нее случилась не сразу. Этому предшествовал ее неудачный брак с Павлом Ласунским. Первое замужество продлилось недолго. После двух лет обид и разочарований пара развелась. Александр Тучков, к тому времени уже знакомый с Маргаритой, узнав о разводе, попросил ее руки. Однако родители, сочли это предложение неуместным, и Тучков получил отказ.

Казалось этому союзу не суждено случиться, но в этот раз судьба улыбнулась и после нескольких лет упорных уговоров, родители, наконец, уступили и отдали свою дочь Александру. Свадьба состоялась в 1806 г.

Наступило счастливое время. Молодые люди не могли и не хотели расставаться даже на короткое время. Маргарита сопровождала мужа во всех военных компаниях, деля с ним тяготы походной жизни.

В 1811 г. у четы Тучковых родился сын. Маленькому ребенку не место было на фронте, и поэтому Маргарита вынуждена была покинуть мужа и вернуться под сень отчего дома.

Несколько месяцев тревог. Александр вернулся целым и невредимым. Любящие сердца воссоединились. Они вновь были счастливы, строили планы на будущее и заботились о своем малыше. Короткое блаженное время. Как часто потом Маргарита вспоминала эти дни полные любви, радости и надежд.

Что было дальше? А дальше Наполеон вторгся в пределы России, и Тучков получил приказ прибыть в действующую армию. В июне 1812 г. он отбыл на фронт, а Маргарита осталась дома заботиться о сыне. Прощаясь, они и предположить не могли, что больше уже никогда не свидятся.

Потом было ожидание писем и радость при их получении. А дальше писем не стало, вместо них в начале сентября пришла страшная весть о гибели Александра.

Родные Маргариты боялись, что она лишится рассудка, настолько сильна была ее привязанность к мужу. Овдовевшая женщина готова была распроститься с жизнью, но от последнего шага ее удерживали мысли о сыне.

Когда Маргарита, не отыскав тело Александра на Бородинском поле, загорелась идеей построить церковь и тем самым сохранить память о нем, всем казалось, что она нашла точку опоры. Несколько лет Маргарита жила тем, что надзирала над строительством и заботилась о сыне. Рядом с построенным ею храмом для нее срубили небольшую сторожку, в которой она останавливалась и жила по нескольку недель.

Всем казалось, что жизнь Маргариты вошла в свою колею, но в 1826 г., после непродолжительной болезни, ее пятнадцатилетний сын Николай умер.

Страшно представить горе женщины, у которой отняли все. Ей суждено было потерять не только мужа, но и единственного сына. Впереди лежала только черная пустыня полная печали и скорби… и больше ничего. Безысходность и отчаяние.

Что оставалось? Разве только церковь, построенная на месте гибели мужа, и давшая последний приют ее сыну. Вот заботами о ней и начала жить Маргарита.

После смерти сына она переселилась в сторожку, построенную для нее рядом с церковью.

Шли годы. К ней стали приходить вдовы с просьбой о крове. Она позволила несчастным женщинам селиться рядом с ее жилищем. Число поселянок росло, и в итоге Святейший Синод принял решение преобразовать это общежитие в монастырь. Через два года после образования монастыря Маргарита приняла постриг под именем Марии и стала его первой игуменьей.

Путь матушки Марии на земле окончился в 1852 г. Ее упокоили рядом с сыном.

Дай Бог, что отойдя в мир иной, она воссоединилась с дорогими ее сердцу людьми.

Еще при жизни игуменьи Марии монастырь обзавелся каменной оградой и колокольней. При ней начали строить и Владимирский собор. А уже позже в обители появился еще один храм — церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В наши дни территорию Спасо-Бородинского монастыря делят между собой женская православная обитель и Бородинский музей-заповедник.

А теперь я хочу сказать несколько слов о том, что в монастыре, на мой взгляд, заслуживает особого внимания.

Во-первых, это конечно храм Спаса-Нерукотворного, построенный Тучковой. Здесь находится символическая могила генерала Тучкова и реальные могилы Маргариты и их сына. Ттакже тут хранится икона Спаса Нерукотворного из полковой походной церкви Ревельского пехотного полка, та самая, в честь которой и был освящен этот храм.

Во-вторых, стоит обязательно заглянуть в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Здесь собраны портретные гравюры и литографии участников Бородинского сражения. Особенностью этой экспозиции является то, что все портреты были сделаны при жизни изображенных на них людей. А еще под каждой гравюрой есть краткая справка о судьбе героя. На меня это произвело огромное впечатление. Будто листаешь страницы старинной рукописи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: