Тихвинский монастырь в Екатеринбурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, настоятельницы и святыни

Ново-Тихвинский женский монастырь: известные паломники, храмы и святыни

В разные периоды истории нашего города те достопримечательности, которые считались обязательными для показа его гостям, сильно отличались. Сегодня в такой план попадут скорее всего Храм-на-Крови, граница Европы-Азии и Ельцин-центр, в советское время вип-персон возили в Геологический музей, на Уралмаш-завод и в оперный театр. А вот дореволюционным must see был Ново-Тихвинский женский монастырь.


Самым первым известным паломником был император Александр I, когда-то подписывавший указ об учреждении монастыря. В 1821-1822 годах произошел обмен подарками: монахини прислали императору иконы собственного письма, он в ответ пожертвовал монастырю драгоценную богослужебную утварь и облачения. Перечень полученного от императорской семьи монахини запечатлели на иконе-эпитафии, которая была написана после кончины основательницы монастыря игумении Таисии. В 1824 году, во время визита в Екатеринбург, Александр I пожелал лично посетить монастырь, поэтому к его приезду на подступах к монастырю построили новый мост через Исеть – он получил название Царский, а ведущая к монастырю улица стала Александровским проспектом (ныне улица Декабристов). В знак глубокого почтения при выходе император поцеловал руку одной из престарелых насельниц, что впоследствии стало местной легендой.
На момент визита царя монастырь представлял собой огромную стройку. Современный архитектурный облик сложился ближе к середине XIX века, уже под руководством архитектора Малахова. На территории монастыря было шесть храмов: три из них — в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, во имя св. Феодосия Тотемского (надвратный) и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (больничный) — встроены в фасад монастыря. Считается, что подобная постройка не имеет аналогов в российском храмовом зодчестве того времени.

«Уникальная картина-эпитафия, которой почти 200 лет, передана из запасников музея в Ново-Тихвинский монастырь 9 июля на некоторое время.
Картина написана первыми сестрами монастыря в 1826 году, после кончины основательницы обители игумении Таисии. Интересно, что написана она на меди, по редкой, сейчас уже утраченной технологии. Исторические сведения, которые она содержит, уникальны. В верхней части картины изображен один из старейших планов Ново-Тихвинского монастыря. Ниже изображено прощание с матушкой Таисией. А между изображениями на картине-эпитафии помещены тексты, которые можно назвать настоящим сокровищем. Здесь записаны основные события из жизни монастыря, а также «плачевные причеты» — плач сестер по усопшей настоятельнице, подобный древним поминальным гимнам. Из него видно, что игумения Таисия была для первых сестер монастыря любимой духовной матерью, мудрой наставницей и благодатной молитвенницей.
Много лет картина-эпитафия хранилась в запасниках музея изобразительных искусств, в монастырь она принесена впервые почти за 100 лет.»

В советское время купол надвратного храма был замаскирован, и казался средневековой крепостью. Успенская и Всехсвятская церкви находились в центральной части монастыря, собор Александра Невского – в северной, но про него отдельная история. Территория обители была обнесена каменной оградой с небольшими башенками, некоторые из них сохранились до сих пор.


Главными святынями монастыря были Тихвинская икона Богородицы – список (копия) чудотворной иконы из города Тихвина, освящённый в Тихвинской монастыре, и ларец–мощевик с мощами 25 святых, подаренный игуменье Таисии из Софийского собора в Великом Новгороде. Икона утрачена, как и царские подарки, а вот ларец-мощевик, покочевав в советское время по музейным запасникам, снова пребывает в монастыре и доступен для паломников.
А ещё матушка Таисия привезла из той своей поездки в Петербург и Новгород монастырский устав, составленный специально для Екатеринбурга. Из всех монастырей Урала только Ново-Тихвинский имел специально разработанный для него устав, остальные заимствовали из уже существующих. Особым пунктом была отмечена выборность игуменьи монастыря общим голосованием из числа давно живущих сестёр. Наверное, благодаря этому пункту за первый период своей истории (1809-1922) монастырь сменил всего четырёх настоятельниц (все они сегодня перезахоронены у алтаря собора Александра Невского), став крупнейшим и известнейшим монастырем, с большим количеством социальных и благотворительных проектов.

Читайте также:
Спасо-Вифанский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Ново-Тихвинский монастырь на картине художника Алексея Ефремова

На карте Екатеринбурга монастырь отметился названиями нескольких улиц, в том числе Тихвинской (Хохрякова), Успенской (Вайнера), Монастырской (Народной воли), и реки Монастырки. Сегодня дореволюционные топонимы возвращаются в виде названий жилых комплексов или торговых центров.
В 1994 году Ново-Тихвинский женский монастырь был возрожден. Сегодня это единственное место в городе, где можно услышать знаменный распев и увидеть вращение хороса и паникадила. И даже пожить в монастыре!

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (НОВОТИХВИНСКИЙ) ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Екатеринбургской и Верхотурской епархии), в г. Екатеринбурге. Основан в 1796 г. первоначально как община-богадельня при кладбищенской ц. Успения Пресв. Богородицы с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери (построена в 1778-1782). Общину возглавила жена находившегося на военной службе мастерового ведомства Берёзовских золотых приисков Петра Сергеевича Митрофанова Татьяна Андреевна (в девичестве Костромина), ставшая впосл. 1-й настоятельницей Е. м.

В сент. 1798 г. Костромина (Митрофанова в документах подписывалась девичьей фамилией) и проживавшие с ней в церковном доме сестры обратились в Екатеринбургскую градскую думу с доношением, в котором просили выделить им из общественных сборов необходимую на приобретение дров, свечей, одежды и обуви сумму, а также официально разрешить проживание при храме, поскольку они «не имеют в пропитании к содержанию себя никакой надежды». Градская дума постановила выделять сестрам денежное пособие, передала необходимые документы для ходатайства об офиц. признании епархиальным начальством этой богадельни и даже выразила намерение построить каменный келейный корпус вместо имевшегося деревянного дома. Указом архиеп. Тобольского Варлаама I (Петрова-Лавровского) от 17 янв. 1799 г. женщинам дозволялось жить при Успенской ц.

Священники совершали богослужения только в кладбищенской церкви, а насельницы в особой комнате келейного дома вычитывали молитвенное правило, на к-рое приходило «немалое количество народа, так что иногда в означенной комнате бывало и невместительно» (РГИА. Ф. 796. Оп. 88. Д. 255. Л. 4). С 1806 г. градское общество выделяло особую сумму на содержание священника и дьячка. С первых лет существования богадельни сестры читали Псалтирь по умершим, занимались рукоделием, ухаживали за больными, к-рых привозили из города. Градское общество опекало богадельню, назначало попечителей из числа состоятельных купцов и чиновников.

В ходе паломнических поездок Костромина посетила Киев (1801-1802), Саровскую пуст., общалась со старцем иером. Исаией (Зубковым), ставшим ее наставником. По возвращении в 1802 г. Костромина передала привезенный ею Саровский устав еп. Пермскому (с 1799 Екатеринбург входил в состав Пермской епархии) Иустину (Вишневскому), к-рый утвердил его. Приняв в общине Саровский устав, насельницы стали жить по нормам общежительного мон-ря более строгим, чем те, которых они придерживались прежде. Впосл. на основе Саровского устава усердием игум. Таисии (Костроминой) при помощи архим. Александро-Невской лавры Герасима и др. духовных лиц был составлен для сестер Е. м. особый устав, при этом кроме Саровского использовались еще Валаамский и Александро-Невский уставы. Последняя редакторская правка была поручена глинскому строителю игум. Филарету (Данилевскому). В специально написанном для Е. м. уставе утверждались выборность игумении сестрами мон-ря из своего состава, общежительность, означавшая отказ сестер от личного имущества, присутствие на общей трапезе, соборное совершение молитвенного правила. Из всех мон-рей Урала лишь Е. м. имел специально разработанный для него устав (текст не сохр.).

Читайте также:
Успенский Трифонов монастырь: история и адрес, описание и основатель, святыни и святые

В нач. 1807 г. Костромина отправилась в С.-Петербург, чтобы ходатайствовать об обращении богадельни в мон-рь. В столице она жила в доме российского флотоводца св. прав. Феодора Ушакова, к-рый помог ей составить прошение в Синод, способствовал тому, чтобы Костромина попала на прием к обер-прокурору кн. А. Н. Голицыну, неоднократно обращался к Пермскому еп. Иустину с просьбой ускорить рассмотрение дела. Стараниями Ушакова состоялась аудиенция Костроминой у пермского ген.-губернатора К. Ф. Модераха. Также она пользовалась покровительством митр. Новгородского Амвросия (Подобедова).

31 дек. 1809 г. указом императора богадельня была обращена в Новотихвинский общежительный жен. мон-рь в честь особо почитаемой сестрами Тихвинской иконы. (С 1-го дня существования общины насельницы молились перед этим образом в Тихвинском приделе Успенской ц.) После учреждения мон-ря Костромина еще неск. месяцев оставалась в столице, собирая пожертвования. 7 авг. 1810 г. в санкт-петербургском Смольном в честь Воскресения Господня монастыре она приняла монашеский постриг с именем Таисия и указом Синода от 20 сент. 1810 г. была назначена настоятельницей мон-ря. В июне 1811 г. мон. Таисия вернулась на Урал и 11 июня того же года в Перми еп. Иустином (Вишневским) была возведена в сан игумении «во уважение ея усердия и богоугодных подвигов в учреждении и устроении пустыни». 26 июня того же года, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, игум. Таисия вернулась в Екатеринбург.

Указом имп. Александра I от 12 мая 1822 г. Е. м. был возведен в штатный 1-го класса (указом Синода от 22 сент. 1822 утверждался устав мон-ря) с дозволением иметь кроме 100 штатных монашеских мест, на к-рые полагалось содержание из казны, еще столько же для призрения вдов и сирот за счет средств обители. За монастырем закреплялись все имевшиеся земельные владения, кладбище и внемонастырские постройки.

Во время поездок в С.-Петербург в 1819-1822 гг. игум. Таисию сопровождали неск. насельниц, к-рые проходили обучение в различных жен. мон-рях. Впосл. насельницы Е. м. неоднократно направлялись для обучения в крупные обители, славящиеся ремесленными и рукодельными мастерскими.

Насельницы и именитые посетители

Указом Синода от 18 янв. 1820 г. игум. Таисия была награждена золотым наперсным крестом «во уважение заслуг, оказанных по устроению вверенной ей обители, в поощрение усердного служения ея на будущее время». После ее кончины (5 нояб. 1826) при участии представителей Екатеринбургского духовного правления настоятельницей была избрана и в 1827 г. утверждена епархиальным начальством мон. Александра, возведенная 15 июля того же года в сан игумении.

За время существования Е. м. численность сестер из года в год увеличивалась, покидали обитель немногие. Игум. Таисия возглавляла монастырь 30 лет, игум. Александра – 31 год (1827-1858), игум. Магдалина (Неустроева) – 35 лет (1858- 1893), игум. Магдалина (Досманова) – ок. 23 лет (с 1897; снята с настоятельства при невыясненных обстоятельствах ранее 1920). Недолгим было настоятельство престарелой игум. Агнии (Бобылёвой; 1893-1897) и мон. Хионии (Беляевой; 1920-1921).

К кон. дек. 1798 г. в общине проживали 9 чел.: девицы, вдовы, солдатки в возрасте от 24 до 61 года, пришедшие из окрестных селений (из Горного Щита, из Арамиля, с Берёзовских золотых приисков, с Уктуса) и из более отдаленного Соликамска. Ко времени учреждения Е. м. (данные от 14 нояб. 1808) в обители проживали 33 послушницы, из них 7 вдов и 26 девиц. Большинство (25 чел.) было из Екатеринбургского у., по социальному происхождению преобладали выходцы из крестьян (15 чел.) и горнорабочих семей (10 чел.), но были и 4 дворянки, 3 солдатки, мещанка. К 1819 г. в Е. м. проживали 152 насельницы (17 монахинь и 135 послушниц), к 1837 г.- 246, в июле 1873 г.- 429 (85 монахинь, 84 рясофорные, 260 послушниц), к 1913 г.- 1018 насельниц. Поскольку гос-вом содержание отпускалось только на 100 чел., часть времени в монастырских мастерских насельницы работали «на себя» – для приобретения одежды и обуви от продажи сделанных ими рукоделий.

Читайте также:
Казанский собор в Курске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

В Е. м. практиковалось монашеское рукоделие, особенно до 40-х гг. XIX в., когда началось развитие фабричного производства. Кроме обычных для мон-рей промыслов сестры занимались трафаретным и ковроткацким ремеслом, иконописанием, росписью по фарфору, рисованием по полотну и бархату, выжиганием по дереву и коже, резьбой по дереву и изготовлением искусственных цветов. Их изделия были известны на Урале, в мон-рь поступали крупные заказы. Так, в 1826 г. инокини изготавливали 2 плащаницы: одну – для кафедрального собора Перми, к-рую оценили в 2,2 тыс. р., стоимость другой, для верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря,-1 тыс. р.

Е. м. отличался грамотностью насельниц: в 1912-1913 гг. навыками чтения и письма владели 83% сестер, причем 70% этих послушниц и монахинь получили образование в обители.

27 сент. 1824 г. Е. м. посетил имп. Александр I. В знак глубокого почтения при выходе из келий игум. Таисии император поцеловал руку одной из престарелых насельниц. В 1837 г. обитель посетил наследник престола буд. имп. Александр II.

К нач. ХХ в. Е. м. стал одним из крупнейших в России, своеобразным центром жен. монашества на Ср. Урале, откуда другие мон-ри и общины (Красносельский, Каслинский, верхотурский Успенский) получали опытных рукодельниц и первых начальниц, утверждавших нормы иноческой жизни в более молодых обителях.

Постройки

По инициативе игум. Таисии трудом сестер, исполнявших все работы, вплоть до изготовления кирпичей, в Е. м. в 1816 г. к Успенской ц. были пристроены трапезная, ризница и 2 схимнические кельи, на следующий год была возведена каменная часовня, построены 3 каменных и 4 деревянных жилых корпуса и 2 флигеля, устроены 2 дома священнослужителей, обитель была обнесена оградой. 5 сент. 1823 г. каменная монастырская часовня была преобразована в храм, освященный во имя Всех святых и в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1824 г. между Скорбященской и Феодосиевской церквами было возведено 2 двухэтажных жилых корпуса. В 1828 г. были поставлены «кирпичные сараи», где производился кирпич для монастырских построек. В 1830 г. сестрами был выкопан пруд, решивший проблему с водой не только для обители, но и для окрестных жителей. В 1845 г. был заложен новый, каменный келейный корпус вместо обветшавшего деревянного. Свой кирпич пошел и на возведение каменной ограды вокруг всего монастырского комплекса и кладбища.

Больничная ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была заложена в 1823 г. и освящена 22 нояб. 1832 г. Храм строился на пожертвованные женой берг-инспектора пермских заводов Агриппиной Семеновной Булгаковой 3 тыс. р. Иконостас поставлен на пожертвования челябинского купца Максима Ахматова и его дочери Наталии, передавших мон-рю 1,2 тыс. р.

Собор во имя св. кн. блгв. Александра Невского был заложен в 1814 г., в 1836-1852 гг. существенно перестроен. 21 сент. 1852 г. был освящен главный алтарь храма, 8 июня 1853 г.- придел во имя свт. Николая Чудотворца, 23 мая 1854 г.- придел в честь Воскресения Господня. Перестройку мон-рь произвел за собственный счет и за счет благотворителей. Пожертвования собирались в 1841-1843 гг. на уральских заводах по инициативе матушки Александры, поддержанной берг-инспектором П. П. Карповым, приняли участие и владельцы заводов (напр., хозяин Верх-Нейвинского завода И. А. Яковлев передал 500 р.), и управляющие, и жители заводских поселков. Собор приобрел тот облик, который сохранился до наст. времени.

Читайте также:
Андрей Десницкий: биография, книги и труды, публикации, семья

К сер. XIX в. сложился архитектурный облик мон-ря. Согласно древней монастырской традиции, он имел вид прямоугольника, разделенного на 3 участка, различные по назначению. Юж. участок – хозяйственный, с огородом, хозяйственными дворами, приютом. Центральный участок – собственно мон-рь, фасад к-рого был оформлен единой чредой келейных корпусов, между ними встроены 3 церкви: в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (1823-1865, освящена 23 июля 1865), во имя св. Феодосия Тотемского (1823-1866, освящена 17 июня 1866) и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На центральном участке находилась Успенская ц. 11 окт. 1876 г. в ней был освящен придел в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Сев. участок занимало кладбище с Александро-Невским собором. Территория обители была обнесена каменной оградой с небольшими башенками, стилизованными под крепостные, в центре сев. и вост. фасадов находились св. ворота. Основные компоненты архитектурного комплекса обители сохранились до наст. времени. Архитектурный ансамбль мон-ря вписан в градостроительную сетку Екатеринбурга: восточный, наиболее величественный фасад обители завершал Александровский проспект (ныне ул. Декабристов) Екатеринбурга.

Первые церкви (Успенская и Александро-Невская) были построены в стиле сибирского барокко и представляли собой поздний вариант воплощения барокко в России. Постройки 20-40-х гг. XIX в. относятся к зрелому классицизму, в этом же стиле была перестроена и Успенская ц. В 1832 г. правительством был утвержден новый проект, к-рый должен был придать всему комплексу построек монументальность. Фасады келейного корпуса и 3 домовых храмов (Введенского, Скорбященского и Феодосиевского) получили единое оформление, Скорбященская и Феодосиевская церкви надстроили куполами на низких барабанах. Александро-Невский собор стал образцом архитектуры позднего классицизма (проект архитекторов С.-Петербурга был существенно доработан уральским архит. М. П. Малаховым). Собор являлся одной из самых выразительных церквей Екатеринбурга. Последний по времени постройки храм – во имя Всех святых (освящен 1 сент. 1902) был возведен на фундаменте одноименной церкви. Этот небольшой кирпичный однокупольный храм был решен в визант. стиле и отличался особым художественным вкусом и сдержанностью.

Святыни

Еще в 1807 г., вероятно по заказу Костроминой, для богадельни была написана Тихвинская икона Божией Матери – точная копия чудотворного Тихвинского образа. По возвращении в Екатеринбург в 1811 г. игум. Таисия добилась разрешения епархиального начальства на совершение ежегодных крестных ходов с иконой по соседним с монастырем селениям, впосл. приносивших существенные доходы обители. Перед отъездом из С.-Петербурга игум. Таисия получила в дар мон-рю 25 частиц мощей из новгородского кафедрального Софийского собора. 11 июня 1811 г. в Перми по совершении обряда водосвятия они были положены в специально изготовленный для этого образ, в котором и принесены 26 июня в Екатеринбург. Впосл. образ с частицами мощей носили во время крестных ходов вместе с Тихвинской иконой (к 2008 ковчежец с частицами мощей святых находился в мон-ре).

Материальное обеспечение

При учреждении в 1809 г. Е. м. находился «на своем содержании» и не получал положенного штатным обителям жалованья на определенное количество сестер, хотя ориентировочная численность насельниц в 17 чел. была предписана Е. м. как для штатной обители 3-го класса. Костромина собрала в С.-Петербурге более 2 тыс. р. пожертвований, чтобы добиться для мон-ря даже такого беззатратного для правительства статуса. Из этих денег и была в значительной степени сформирована та сумма, ежегодные доходы с к-рой составили капитал не меньший, чем средства, к-рые отпускались из казны на штатные обители 3-го класса.

Читайте также:
Заиконоспасский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Храм великомученика Пантелеимона в Санкт-Петербурге

Старейший православный собор города, первая версия которого строилась во времена Петра I, считается великолепным образцом русского барокко. Храм возводился в качестве памятника победам русского флота в морских сражениях.

История постройки

История создания церкви берет начало в 1718 г., когда Петр I повелел строить рядом с Летним дворцом на Фонтанке верфь для создания малых судов. Он распорядился здесь же воздвигнуть часовню, где рабочие находили умиротворение и возможность видеть иконы. Через три года эту постройку заменили полотняной церковью, которую освятили в честь Пантелеймона, прославляемого 9 августа (н.ст).

Здание также стало памятником во славу громких побед русского флота в 1714 и 1720 гг.

  • В 1734 г. императрица Анна велела заменить обветшалый храм каменным сооружением с колокольней и шатром. Через два года собор освятил епископ Амвросий. До конца XVIII столетия церковь святого Пантелеймона находилась под управлением адмиралтейств.
  • В 1763 г. в бывшей конторе верфи устроили церковь, освященную через год в честь святой Екатерины. Спустя 20 лет храм сделали западной пристройкой Пантелеймоновского собора. С правой стороны главной церкви поставили алтарь, окруженный иконостасом.
  • В 1835 г. началось полноценное исправление собора. Интерьер расширили и обновили, а Екатерининский придел, служивший своеобразным разделением строения на холодную и отапливаемую часть, переместили ближе к главному алтарю, соорудив в южной части каменную пристройку. С севера, на подобном же постаменте, устроили ризницу. Вместо потолка мастера установили деревянные, расписанные и аккуратно оштукатуренные своды. Их поддерживали восемь колонн, облицованных мрамором.
  • Вместо стеклянной перегородки рабочие установили высокую арку, которая позволяла полноценно рассмотреть иконостас. Пол сделали из простых каменных плит, за колоннами соорудили деревянные возвышенности. Купол холодной части разобрали изнутри, утеплили и украсили. В 1852 г. Пантелеймоновскую церковь расширили за счет разбора кладовых комнат. В 1861 г. пришлось заменить кровлю собора и колокольни, а после восстановить и покрыть железом.
  • В период с 1833 по 1834 год. напротив собора жил А. Пушкин, часто посещавший богослужения. В конце XIX столетия с северной стороны здания пристроили церковь чудотворцев Михаила Черниговского и Феодора, его боярина, отказавшихся предать христианство и замученных в Золотой Орде.

На заметку! Пантелеймон, в честь которого освятили церковь, родился в семье богатого язычника. В отрочестве он обучался целебному искусству у знаменитого никомедийского врача Евфросина.

Пантелеймон уверовал в христианское учение после того, как лично воскресил с помощью молитвы умершего от укуса змеи мальчика. Святитель принял решение стать безвозмездным врачом, умевшим лечить самые тяжелые болезни, что побудило большую зависть среди язычников. Император Максимиан жестоко обозлился и долгое время пытал целителя, но ничто не могло навредить истинному служителю Господа.

Другие храмы Санкт-Петербурга:

Язычники смогли отрубить честную главу Пантелеймона только после того, как Бог призвал великомученика в Царствие небесное.

Собор в XX-XXI веках

В 1912 г. начался очередной ремонт здания, на фасаде укрепили мемориальные таблицы с именами участников морских сражений 1714 и 1720 гг. В первое июльское воскресенье каждого года проходил крестный ход вокруг храма.

В 1935 г. храм Пантелеймона перешел в управление обновленческой ереси, вскоре его закрыли и стали использовать в качестве складского помещения. Часть образов перевезли в Преображенскую церковь, а само здание стало охраняться государством как памятник культуры и истории.

Читайте также:
Желтоводский Макарьевский монастырь: история и адрес монастыря, современное положение, настоятельницы и святыни

Большая часть внутреннего убранства была уничтожена или похищена, на стенах остались лишь небольшие фрагменты росписи. На сохранность здания повлияло то, что здесь продолжительный период работал ткацкий завод.

Ленинградцы, не забывшие об изначальной цели постройки Пантелеймоновского собора, воздвигли рядом с ним мемориал, который прославлял имена советских моряков. Архитектор И. Бенуа разработал проект, предусматривавший возвращение церкви её изначального вида. Он хотел освободить постройку от жестких наслоений XIX столетия.

Однако эта инициатива не нашла поддержки в среде архитектурной общественности, так как многие её представители считали, что пристройки, которым более 150 лет, тоже являются памятником истории.

Современное состояние и деятельность церкви

Возвращение собора Пантелеймона РПЦ произошло в начале 1994 г., первое богослужение состоялось в правой части здания.

В 2002 г. начались восстановительные работы с фасадами и куполами, а спустя пять лет мастера-иконописцы принялись реставрировать роспись интерьера.

Восстановительные работы продолжаются и сегодня.

Богослужения здесь совершаются в выходные и великие празднества.

Исповедь начинается с 9:30, литургия — с 10:00, а вечерня — с 18:00. Ежедневно проходят требы Христу и святому Пантелеймону.

Главными реликвиями церкви является икона, изображающая великомученика Пантелеймона с частицей его мощей.

На заметку! Ежегодно в день памяти святителя (9 августа) здесь совершаются богослужения.

Настоятель храма — протоиерей Александр (Румянцев), ему помогают два священника и дьякон.

В церкви служат добросердечные батюшки, с большой любовью отвечающие на все вопросы прихожан. Верующие, которые приходят в церковь, отличаются дружелюбием и умением прекрасно поддерживать богослужения. Люди отмечают красоту архитектуры и внутреннего убранства, уют и постоянно поддерживаемую чистоту.

Как добраться

Собор находится в Петербурге по адресу: ул. Пестеля, здание № 2А. Ближайшими станциями метро являются — «Невский проспект» и «Чернышевская». Церковь дала название мосту, переправленному через реку Фонтанку.

На заметку! Православный храм является памятником зодчества эпохи Петра I.

Собор, освященный во славу святителя Пантелеймона, одновременно считается мемориалом, напоминающим о великих победах русского флота в баталиях начала XVII.

Пантелеймоновская церковь в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Сколько не гуляй по Питеру, все равно будешь находить для себя какие-то новые объекты, поражающие своей красотой и изяществом. И кажется, что сам Питер со временем становится уже родным городом, хотя и бываешь в нем не так часто. Таким новым объектом для меня стала Пантелеймоновская церковь в СПб. Даже удивился, как раньше ее не замечал. Она привлекает многих своим внешним оформлением в стиле петровского барокко и двумя интересными мемориальными досками, которые делают ее церковью-музеем. Расскажу, как добраться к Пантелеймоновской церкви в Санкт-Петербурге и поделюсь расписанием богослужений.

Где находится Пантелеймоновская церковь

Человеку, впервые попавшему в Питер, будет тяжело отыскать самому Пантелеймоновскую церковь, несмотря даже на ее величественность. Хорошим ориентиром в этом случае может стать Пантелеймоновский мост, очень известный в Питере и названный, кстати, в честь самой церкви.

  • Расположилась церковь на пересечении улицы Пестеля и Соляного переулка.
  • Адрес церкви: город Санкт-Петербург, Центральный район, улица Пестеля, 2-а.
  • Телефон церкви: +7 (812) 279-3012.

Как выглядит Пантелеймоновская церковь

На фоне находящихся рядом с церковью домов храм святого Пантелеймона выделяется яркостью и контрастностью цветов, несмотря на небольшие размеры церкви. Ярко красный цвет наряду с белым действительно придают сооружению некую изящность и помпезность. Это и поможет отличить ее от других храмов, соборов и церквей.

Читайте также:
Вознесенский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Как лучше добираться к Пантелеймоновской церкви

Предлагаю два вида транспорта, которыми можно без проблем добраться к Пантелеймоновской церкви.
Как доехать на авто.Очень удобный вариант, так как не привязываешься к определенному времени. Используя навигатор, отыскать церковь можно по GPS-координатам:59°56’33.1″N 30°20’28.6″E.
Как доехать на метро. К сожалению, рядом с Пантелеймоновской церковью нет станции метро. Ближайшие станции в километровом расстоянии:

  • Гостиный двор (1 км от церкви) по Невско-Василеостровской линии;
  • Маяковского (1,5 км от церкви) по Невско-Василеостровской линии;
  • Невский проспект (1,1 км от церкви) по Московско-Петроградской линии;
  • Чернышевская (1,1 км от церкви) по Кировско-Выборгской линии;
  • Адмиралтейская (1,6 км от церкви) по Фрунзенско-Приморской линии.

Режим посещения и часы работы Пантелеймоновской церкви

При посещении Пантелеймоновской церкви очень важно соблюдать некоторые правила поведения и стиля одежды (спортивный и пляжный не разрешены). Нельзя сказать, что вообще пускать не будут, но все же желательно их выполнять.

  • Мужчины, которые хотят попасть внутрь церкви, не должны быть одеты в шортах, даже если уличная температура и высокая.
  • Женщины должны быть всегда с покрытой головой и никак не в мини-юбках или брюках.

В отношении поведения в церкви запрещено:

  • сквернословить;
  • употреблять алкоголь;
  • курить;
  • бегать и шуметь.

Расписание богослужений в Пантелеймоновской церкви

Понедельник – Воскресенье

  • 9:30 – Проводится исповедь;
  • 10:00 – Происходит литургия;
  • 18:00 – Проходит вечерня.
  • 18:00 – Кроме вечерни проходят акафисты святому великомученику и целителю Пантелеимону.

Воскресенье

  • 18:00 – Кроме вечерни проходят акафисты Иисусу Сладчайшему.

Также богослужения проводятся по двунадесятым и полиелейным праздникам и ежедневно совершаются требы.

Фото Пантелеймоновской церкви


Внешний облик величественной и достаточно контрастной Пантелеймоновской церкви.

Пантелеймоновская церковь со стороны Соляного переулка отлично вписывается в архитектуру города.

Хотя внутри не настолько красиво, как снаружи, но все равно очень душевно и по-церковному.

Мемориальная доска, повествующая об основании церкви.

Пантелеймоновская церковь на видео

Прогулки по Питеру всегда радуют, особенно, когда есть возможность остановиться и уделить время какому-то интересному объекту, которым в этот раз стала Пантелеймоновская церковь. Ее величественность впечатлила, а историчность удивила, так как я не ожидал увидеть храм, основание которого принадлежит Петру I.

Церковь вмч. Пантелеимона при психиатрической больнице им. Скворцова-Степанова (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Церковь вмч. Пантелеимона при психиатрической больнице им. Скворцова-Степанова (Санкт-Петербург)

Церковь святого Пантелеимона в Удельной основана в 1870 году при Доме призрения душевнобольных. Престольный праздник: 9 августа, день памяти святого великомученика Пантелеимона.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Видео
  • 5 Как добраться
  • 6 Расписание богослужений
  • 7 Ссылки

История [ править ]

Изначально, место, на котором стоит церковь, было удельным царским имением под Санкт-Петербургом. В царствование Николая Павловича, в 1827 году, здесь было учреждено Удельное землевладельческое училище с примыкающей к нему фермой. Именно на участке Петербургской удельной фермы и возник в 1870 году, то есть уже при Императоре Александре II Николаевиче, Дом призрения душевнобольных. Однако своим основателем и больница, и храм считают его сына и преемника Александра III Александровича, который пожелал «благим делом ознаменовать свое выздоровление от тяжкой болезни». Градоначальник генерал-адъютант Трепов указал ему на плачевное положение душевнобольных в столице, и было принято решение об учреждении Дома призрения. На строительство больницы и церкви при ней Цесаревичем было выделено 700 тысяч рублей, а впоследствии на их содержание ежегодно отпускалось 20 тысяч.

Проект церкви, как и больницы, был поручен известному архитектору академику И.В. Шторму. Церковь была заложена 12 июля 1870. Освящение храма, в присутствии Цесаревича, состоялось 23 октября (5 ноября) 1871 года. Храмовая икона святого целителя Пантелеимона была привезена в церковь с Афона из Пантелеимоновского монастыря. Здание церкви было органически вписано в комплекс построек Дома призрения, являясь, как положено храму, его композиционным центром.

Читайте также:
Александро-Свирский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки

После смерти высочайшего учредителя — Государя Императора Александра III — в церкви была помещена икона его небесного покровителя св. Александра Невского.

С 16 июля 1918 года церковь стала приходской. В 1929 году церковь была закрыта и разорена. Были снесены звонница и купол храма, безвозвратно утрачена икона св. Пантелеимона афонсокого письма, уничтожен иконостас, разрушены хоры. Сохранились, к счастью, внутренняя отделка храма. После разорения церкви в здании размещались сначала клуб, затем хозяйственный склад психиатрической больницы им. Скворцова-Степанова. В результате двух пожаров и в силу отсутствия исправной кровли здание было разрушено на 70%.

Осенью 1990 года здание храма было передано верующим. 4 января 1991 года был зарегистрирован Устав Прихода церкви Св. Вмч. Пантелеимона в Удельной. Началась реставрация храма. Первая служба была отслужена в Кириопасху 1991 года. С помощью Божьей Церковь была восстановлена, включая икону св. вмч. Пантелеимона, которая поступила из собрания икон Князь-Владимирского собора.

«Заключительным аккордом» реконструкции храма можно считать воссоздание силами прихожан памятника Царю-основателю Александру III, разрушенного в 1936 году. Памятник был освящен 2 ноября 2007, в день памяти Царя-основателя.

Современное состояние [ править ]

Сегодня эта по-настоящему изящная и аккуратная церковь может считаться одной из ярких и заметных достопримечательностей в таком неожиданном районе, как станция Удельная. В начале 2000-х годов церковь св. Пантелеймона признали лучшим проектом по воссозданию архитектурного наследия в Приморском районе.

Святыни [ править ]

  • икона великомученика и целителя Пантелеимона

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд: Метро «Удельная». От ж/д станции и ст. метро «Удельная» вдоль железнодор. линии в северном направлении, мрш. Т150, Т40, Т43, Э85, Т97, Т79, Т43А; авт. 40, 38, 85, 171, 38б; трл. 13; трм. 9, 22.

Адрес: Санкт-Петербург, Фермское шоссе, д. 36, корп. 5-А

Расписание богослужений [ править ]

С актуальным расписанием богослужений можно ознакомиться на официальном сайте храма.

Пантелеймоновская церковь в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

ул. Пестеля, 2а

(угол Соляного пер., 77)

Церковь во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона

В 1721 г . по указанию Петра I на территории Партикулярной верфи была построена деревянная церковь в благодарность за победу над шведами, одержанную 27 июля 1714 года в битве при мысе Гангут.

Ос­вящение деревянного храма , входившего в комплекс соору­жений Партикулярной верфи (на месте Соляного городка), состоялось 2 сентября 1722 года ( архитектор Николай Гербель ) . Он, однако, оказался довольно тесным. Поэтому уже в 1735 году была начата перестройка деревянной церкви в каменную, завершившаяся в 1739 году (автором проекта принято считать Ивана Кузьмича Коробова). Новая церковь явилась также памятником воинам, погибшим в битве со шведами при острове Гренгам в 1720 году.

По стечению обстоятельств оба сражения произошли 27 июня — в день памяти Св. Пантелеймона.

Здание, построенное в стиле аннинского барокко, сохранилось до настоящего времени почти в первоначальном виде.

Храм одноглавый, с высоким граненым куполом на восьмигранном барабане. Имеет трапезную и колокольню со шпилем. Его архитектура характерна для первой половины XVIII в.: пилястры тосканского ор­дера на фасадах, фигурный лучковый фронтон над местом располо­жения алтаря.

Так как церковь была холодной, к 1764 году к ней был пристроен тёплый придел святой Екатерины, перенесённый в 1783 году в трапезную.

Читайте также:
Храм Смоленской Божией Матери в Фили-Давыдково: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

В 1765 году церковь из Адмиралтейств-коллегий перешла в состав епархии.

(В 1833—1834 годах напротив храма жил А. С. Пушкин, часто бывавший здесь на службе.)

В середине XIX века стены церковного зала, разде­ленного восемью коринфскими колоннами, были облицованы искусственным мрамором и покрыты росписью. Значительно­му обновлению подвергся и иконостас, получивший более тор­жественный характер.

В 1834—1835 годах здание было перестроено в стиле позднего ампира архитектором В. И. Беретти

В 1840-х годах фасады храма были украшены мраморными барельефами, изображающими сцены Священного Писания, работы скульптора Александра Васильевича Логановского.

Барельеф с северной стороны алтаря: Св. Екатерина, молящаяся в темнице.

(Перед Св. Екатериной — раскрытая Библия и крест, а за ее спиной скульптор изобразил видение: Иисус Христос утешает Екатерину и благословляет ее на спор с философами и мученичество во имя веры. )

Барельеф с южной стороны от алтаря: Св. Екатерина, молящаяся перед крестом.

Барельеф возле входа в храм: Св. Пантелеимон, исцеляющий слепого.

Храм неоднократно расширялся. В 1852 году в сторону Фонтанки по проекту архитектора И. Г. Мальгина, в 1875 году со стороны современной улицы Пестеля архитектор В. Ф. Геккер переделал притвор, устроив в нём часовню. В 1895-1896 гг. был пристроен северный придел во имя благоверного князя Михаила Черниговского и его сына Феодора со стороны Невы (архитектор Е. Е. Аникин или И. М. Гольмдорф). В этом виде церковь и дошла до наших дней.

Образа для иконостаса написал М. В. Игумнов. В 1910-1912 гг. во дворе построили церковный флигель.

Главными святынями храма были две иконы св. Пантелеймона с частичками его мощей.

Перед иконой, находившейся в первом ярусе иконостаса, наиболее почитавшейся прихожанами, постоянно горели 93 лампады.

С 1867 года действовало благотворительное общество, содержавшее женскую богадельню и детский приют, с 1906 года — первый в Санкт-Петербурге церковно-приходский совет, с 1913 года — братство святителя Иоасафа Белгородского. В 1912 году прошла реставрация церкви.

В 1914 году по инициативе Императорского Русского военно-исторического общества на фасаде Пантелеимоновской церкви были укреплены мраморные мемориальные доски с перечнем полков, участвовав­ших в битвах при Гангуте и Гренгаме. Дни этих сражений отмечались особым молебном.

В 1930-е гг. храм был закрыт. Часть икон передана в Преображенский собор,

В здании Пантелеимоновской церкви была открыта экспозиция, рассказывающая о сражениях петровского галерного и парусного флота на Балтике, об отваге русских воинов в Северной войне и героизме моряков при обороне полуострова Ханко (Гангут) в начале Великой Отечественной войны . С 1980 года храм находился в ведении Музея истории города, там размещалась выставка «Гангутский мемориал».

В 1994 г. в церкви возобновили богослужения. Проведена большая работа по рестав­рации.

Святой Пантелеймон

Пантелеймон родился в Никомидии в знатной языческой семье. Он изучил медицину и был представлен императору Максимилиану (285-305), который оставил его при дворе. Пантелеймон принял крещение и обратил в христианство своего отца. После смерти отца он роздал свое имущество бедным. Пантелеймон безвозмездно помогал больным, в большинстве христианам, за что вызвал недовольство императора. Пантелеймона схватили по приказу императора, жестоко пытали и в 305 г. казнили мечом.

Пантелеймону обращаются в молитвах за немощных, неспящих и при освещении воды. День памяти — 27 июля.

Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – 17-е изд. – СПб.: Корона принт, 2009.

Читайте также:
Храм Преображения Господня в Долгопрудном: описание и адрес церкви, история, праздники, как добраться

Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. – 2-е изд. / М.С. Зимина, О.О. Лихачева. – СПб.: Корона принт, 2008.

Крюковских А. П. Петербургские храмы. – СПб.: «Паритет», 2009.

Пантелеймоновская церковь в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Полковая церковь лейб-гвардии Волынского полка была освящена во имя св. Спиридона в 1838 г., и за свою 175-летнюю историю пережила множество испытаний. В 1934 году храм, в котором молились святой праведный Иоанн Кронштадтский и священномученик протоиерей Философ Орнатский, императоры Александр III и Николай II, великие князья Дома Романовых и знаменитые военачальники русской гвардии, был закрыт.

Первый храм

В фундамент храма была заложена бумага в стеклянном сосуде, обнаруженная в 1895 году, с текстом:

Волею Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елены Павловны и иждивением Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Павловича, Командира Отдельного Гвардейского Корпуса, лета 1838-го Октября 2-го дня, в благочестивое царствование Государя Императора Николая Павловича, заложен сей храм для помещения походной церкви Лейб-гвардии Волынского полка во имя Преподобного Отца нашего Спиридона Чудотворца Епископа Тримифийскаго.

Подписи: Командир Лейб-гвардии Волынского полка, генерал-майор Овандер. Полковой священник Лейб-гвардии Волынского полка, Василий Надеин.

В 1856 году лейб-гвардии Волынский полк был переведён в Варшаву, церковная утварь была взята полком с собой. Храм был передан лейб-гвардии Учебному сапёрному полубатальону. В 1859 году этот батальон был расформирован, и в течение двух лет никаких воинских подразделений в городе не было, и богослужения совершались причтом придворной Пантелеймоновской церкви.

В 1861 году в Ораниенбаум из Царского Села был переведён Учебный пехотный батальон, командир которого генерал-майор В. В. фон Нетбек частично перестроил храм, несколько расширив его пристройкой двух боковых приделов без алтарей и установив новый трёхъярусный иконостас.

Второй храм

Лета 1895 Ноября 8 дня, в благочестивое царствование Государя Императора Николая Александровича, храм сей во имя преподобного отца нашего Спиридона Чудотворца, Епископа Тримифийскаго, заново перестроен с благословения о. Протопресвитера военного и морского духовенства Александра А. Желобовскаго, попечением г. Начальника Офицерской Стрелковой Школы Генерал-майора Леонтия В. Гапонова и протоиерея Григория П. Лапшина, по плану и под руководством военного инженера Капитана Владимира И. Щеглова, на усердные пожертвования гг. офицеров и нижних чинов Офицерской Стрелковой Школы и прихожан храма сего

Строительство велось на церковные средства, а также на частные пожертвования и суммы, выделенные Инженерным ведомством.

В 1900 году в церковной ограде для священника был выстроен одноэтажный деревянный дом.

После 1917 года храм был приписан к Михайловскому собору Ораниенбаума, а с 9 сентября 1921 года — к бывшей дворцовой Пантелеймоновской церкви.

В 1930 году церковь была закрыта, обезглавлена и в течение многих десятилетий использовалась не по назначению, в результате чего и пришла к началу 2000-х годов в аварийное состояние.

Со 2 апреля 2002 года в ней возобновились богослужения, продолжавшиеся на протяжении шести лет.

В марте 2008 года из-за полного обветшания храм был полностью разобран с целью последующего восстановления в прежнем виде.

Новый храм

В настоящее время на его месте уже возведен деревянный каркас и вскоре должны начаться работы по отделке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: